Основатель организации ат такфир валь хиджра. Смыслы «Ат-Такфир ва аль-хиджра

Участник "Ат-Такфир Валь-Хиджра". 31-летний гражданин России, уроженец Украины, женщин для участия в экстремистской организации. Об этом журналистам сообщили сегодня в пресс-службе Главного управления МВД по Центральному федеральному округу. Оперативники следили за мужчиной более шести месяцев. По данным следствия, он уже успел вовлечь в деятельность ячейки четырёх девушек. С ними он знакомился на улицах Москвы или же в социальных сетях. К обсуждению темы привлекли политолога, эксперта по проблемам Ближнего Востока Семёна Багдасарова .

"Вести ФМ" : Семён Аркадьевич, хотелось бы поподробнее узнать, что это за организация "Ат-Такфир Валь-Хиджра". Она признана экстремистской в России. Известно, что она - международная, и, собственно, чем она занималась на нашей территории?

Багдасаров : Вы знаете, "Ат-Такфир Валь-Хиджра" - это очень своеобразная организация. Впервые я о ней услышал и, скажем так, изучал её ещё в 80 годах, как принято говорить, прошлого столетия. Она тогда для нас была экзотична. Организация была создана в Египте в начале 70 годов, очень своеобразная организация. Такфир - это… Они берут на себя право обвинения в неверии всех, в том числе, и мусульман, или разные исламские организации, которые, по их мнению, являются таковыми. Аль-Хиджра - значит, соответственно, уход из всей исламской общины и образование своей замкнутой общины. Это - очень опасная террористическая группировка.

И вот прошло 20 с небольшим лет, она уже во всю действует на территории постсоветского пространства и, к сожалению, на территории России. Организация предельно опасная. Она, кстати, ведёт себя крайне радикально на территории России, на неё даже, если так можно сказать, жалуются другие исламистские организации, потому что мало того, что она пособляет, она наносит удары по другим исламским организациям, так как считает их неверными, такими же, как и не мусульмане. То есть, это очень опасная группировка. И, кстати, это говорит о том, что мы должны внимательно смотреть за всеми подобными структурами, которые возникают на том же Ближнем Востоке, потому что рано или поздно они оказываются у нас, или - приходят с территории Средней Азии, или, что называется, - напрямую. Так как общение на сегодняшний день в регионах у нас достаточно открытое, то вот такие своеобразные структуры у нас возникают. И, кроме всего прочего, это говорит о том, что пора в России, вообще, занять более жёсткую позицию по отношению ко всем террористическим и экстремистским организациям.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Популярное

03.04.2019, 08:07

«России необходим имперский подход»

МИХАИЛ ХАЗИН: «Если мы империя, мы не должны идти на поводу у ОПЕК, у разного рода лоббистов, потому что в данном случае имеет место слово имперское. Оно должно быть. В чем была сила империи Сталина? Имперцы доходили до постового на улице. А у нас сегодня все – либеральные чиновники, основная мысль которых – я ни за что не отвечаю».

Московская полиция задержала пятерых участников религиозной экстремистской организации «Ат Такфир валь-Хиджра». У задержанных изъяли экстремистскую литературу, огнестрельное оружие, гранаты и самодельные взрывные устройства, причём на одном из них был ремень для крепления к телу. Обозреватель «Известий» Орхан Джемаль рассказал ДОЖДЮ об этой организации.

Макеева: Вы, Орхан, название « Ат-Такфир валь-Хиджра» слышали, да?

Джемаль: Конечно, много раз. Вообще это загадочная организация в силу того, что она время от времени исчезает, а потом из небытия возникает заново. Появилась она в Египте, ее создатель был такой Шукри Мустафа. Просуществовала она недолго в Египте. В 77 году Мустафу арестовали, казнили за похищение и убийство министра по делам вакуфов - это министр, который занимается имуществом, принадлежащим исламской общине. Но прославились они не столько это акцией, сколько выглядели и позиционировали себя в качестве таких клоунов, заявляя, что все, что не было во времена пророка, это непозволительно. Мы должны жить в палатках как бедуины, мы не должны смотреть телевизоры и даже автоматами Калашникова не должны пользоваться, мы должны пользоваться луками, мечами, все должно быть, как тогда. Это была некая такая клоунская структура. Тем не менее, они занимались какими-то такими террористическими актами. Помимо Египта они отметились в Алжире, кое-что в Судане было, по мелочам везде. Вопрос о том, ка кони попали в Россию, это очень интересная вещь. Два горных района Дагестана - Цунтинский и Цумадинский - это территории, где ислам был принят позже всего, это вторая половина 19 века. Об этих местах Имам Шамиль, который воевал с русскими и исламизировал Кавказ в том числе, говорил, что они последние приняли, последние и оставят. Их уже в позднюю советскую власть переселяли на равнину с гор, на плоскость. И именно в таких колхозах, общинах переселенцев стало появляться это течение. Оно долгое время было абсолютно безобидное. Это люди, которые с крайним сектантским сознанием, сидели по домам, вместе со всеми не молились, их обвиняли в неверии. Никакого отношения к террористической деятельности не имели. Лидером их был Аюб Астраханский, то есть человек, который обосновался в Астрахани. В принципе на него пытались в 90-ые годы наезжать ФСБшники, которые тогда звались ФСКшники. Они говорили губернатору: «Что у вас тут такое? У вас тут ваххабит-разваххабит». Они говорили: «Ничего подобного, мы проверяли, это человек странный, но мирный», ему позволяли существовать. И в конце концов эта группа, которая комедийно, комично воспринималась, она почти вся вместе с Аюбом Астраханским эмигрировала в Бельгию, оставив после себя довольно много свободных радикалов в химическом понятии, людей с сектантским сознанием, которые свободно болтались в этом пространстве. И вот эти люди несколько лет назад стали фигурировать в различных сводках. То кого-то поймают с пистолетом, то еще что-то. Сейчас оружие, взрывчатка.

Макеева: То есть сейчас лук и стрелы уже нет?

Джемаль: Да, никаких уже луков и стрел. Конечно, когда у нас чекисты говорят: «МЫ поймали такфиристов с оружием», я могу сразу поверить, что они поймали с оружием, вряд ли они подбросили такое количество оружия. Но такфиристы ли это - это большой вопрос, потому что ярлыки у нас навешивают запросто кому угодно. А вообще такфиристы для внутри исламской среды - это комичное и однозначно вредное явление. Их называют людьми отпавшими, заблудшими. Они даже внутри радикала признаются крайними сектантами.

Казнин: Если говорить об этих пойманных людях, наверное, должна была долго вестись разработка, если взяли с таким количеством оружия.

Джемаль: Во-первых, несколько неделями раньше был задержан москвич с оружием, ну невинно - с пистолетом Макарова, это мелочь. До этого задерживали человека, который был якобы обвинен как вербовщик женщин, как бы с таким намеком, что, возможно, это и шахидки. Но какая-то группа явно находилась под наблюдением, разрабатывались ее связи и в итоге такое случилось. Но являются ли они такфиристами?

Казнин: В скольких шагах от теракта их остановили - вот еще что интересно. Ружье-то должно выстрелить.

Джемаль: Ружье должно выстрелить, да.

Казнин: То есть это была группа, которая так или иначе собиралась использовать это оружие? Это ведь не Дагестан, это Москва.

Джемаль: Подождите, что в Москве первый раз происходят теракты что ли? В Москве были страшные взрывы в Домодедово, в метро, до этого происходили различного рода теракты. Мы почему-то находимся в таком сознании, что Москва за скобками и не разделяет общий быт. Да ничего подобного. Разделяет, разделяет давно, разделяет, как минимум, лет 15 уже. В общем, ничего такого экзотического в теракте, который готовится и проводится в Москве, нет.

Казнин: Как часто задерживают такие группы?

Джемаль: Такую большую группу я не помню, чтобы задерживали в Москве. Нужно просто разобраться. Возможно, арсенал принадлежит двум-трем, а остальные являются окружением, непосвященным в суть дела, или знакомыми знакомых. Во всем нужно капаться. Но в любом случае вооруженные группы, готовящие теракты за пределами Кавказа по всей России, тут ничего такого экзотического нет.

Макеева: Насколько можно считать, что это своего рода пиар спецслужб? Классно отчитаться, что были задержаны люди, наверное, догадываются все, раз не только была граната, но и ремень для крепления к телу, какой-то намек на пояс смертника, нас спасли.

Джемаль: Важно не какое-то количество оружия, взрывчатки, важно, что они собирались сделать. Задержана некая группа людей. Допустим, где-то найдено оружие. Это оружие могло принадлежать одному-двум человекам, а задержали знакомых, знакомый знакомых, тогда это в чистом виде пиар. То есть мы ликвидировали, а на самом деле пойман человек с гранатой и пистолетом. Но это совсем необязательно может быть так. Что мы не знаем случаев, когда в Москве проводились большие теракты? Это не похоже на какую-то деятельность «Имарата Кавказ», который использует малое количество людей, в основном подрывы, по крайней мере, так, как это преподносится, будто готовилось какое-то нападение, чем «Имарат Кавказ» за пределами Кавказа не занимается. Но исключить, что такая группа имело место, почему нет? Она могла быть связана, в том числе с Доку Умаровым.

Казнин: То есть информации мало, с каким регионом они связаны?

Джемаль: Очень мало информации и оценки могут колебаться от того, что это пиар, пойман человек с гранатой и пистолетом, а дальше 15 его знакомых были объявлены его единомышленниками, вплоть до того, что действительно существовала такая группа.

Казнин: А в порядке бреда, это может быть организованная преступная группировка, у которой есть оружие для того, чтобы решать какие-то бизнес-вопросы?

Джемаль: Может, но одно дело - поймать каких-то рэкетиров, тоже хорошо. Но если это группа террористов, то это сразу звездочки, дырочки под ордена и прочее, тоже чести больше. Более того, такфиристы еще в 90-ые годы отличались тем, что были таким полем для агентуры. Скажем, такой бывший сотрудник, на данный момент уже бывший сотрудник правоохранительных органов Северной Осетии Феликс Цоков жаловался мне, что бродит среди мусульман-осетин такфирист, всех обвиняет в неверии, всех призывает к джихаду, мы жалуемся на него, арестуйте, задержите, ноль внимания. Оказывается, что товарищ сотрудничал. Был случай, когда в начале нулевых к ингушским джамаатам, то есть к таким партизанским структурам, примкнули несколько такфиристов. Были убиты самими джамаатчиками как провокаторы, были обвинены в том, что сотрудничают со спецслужбами. То есть это странно сектантское пространство является полем для оперативной работы тоже.

Макеева: Я хочу отметить, что сегодня новости распределялись определенным образом, какой поисковик, какое агентство не возьми, там есть топовые распределения новостей, можно посмотреть, что чаще всего люди смотрят. Это чемодан, как правило, в двух ипостасях, чемодан на Красной площади и только на третьем эта самая новость про задержание. Я тоже смотрю комментарии, комментарии делятся на две части. Одна, она меньшая - это спасибо вам большое, ФСБ, мужики, вы нас опять спасли. И вторая - это большая часть комментариев, экстремистские комментарии я отметаю, сколько еще таких людей ездит по Москве с полным снаряжением, а сообщают нам только о 15, да сейчас почти любого хватай на улице, обыскивай, может, найдешь то или иное оружие.

Джемаль: Я вам больше скажу: если еще 5-6 лет назад взрыв не в Москве, а в Махачкале, - это в любом случае вещь, которая попадала в топ новостей, ну по любому, то сейчас это вообще перестает быть новостью, на которую обращают внимание все. Это становится обыденностью, ну очередной взрыв в Махачкале.

Макеева: То ли дело чемодан на Красной площади.

Джемаль: Чемодан на Красной площади - это да, это очень гламурно. А сейчас даже на московские события обращают внимание, когда такой масштаб, 15 человек, самодельные бомбы, арсенал и так далее.

Казнин: Важно услышим ли мы продолжение, какие-то подробности.

Джемаль: Хотелось бы знать, хотелось бы знать мусульманскому сообществу России, потому что именно мусульмане России заинтересованы, чтобы ясность была внесена, кто это, что это, как это.

Члены организации считают свою родину государством неверных и проводят в нем джихад.

Суть идеологии движения «Такфир валь-Хиджра» сводится к признанию исламистами своего государства «государством кяферов» (неверных), переезд в другие страны или регионы, где, по их мнению, существует шариатское правление, получение там военного опыта с тем, чтобы в дальнейшем вернуться на родину для развертывания джихада, пишет РИА Новости .

Движение «Ат Такфир валь-Хиджра» («Обвинение в неверии и уход») существует с 1971 года. Его лидером был агроном из Верхнего Египта Шукри Мустафа (1942-1978).

Шукри Мустафа и его последователи пришли к мысли, что египетское общество уже не соответствует исламу, поэтому в 1973 году такфиристы ушли в малонаселенные предгорные районы Египта.

В 1976 году численность группы (себя они предпочитали называть Джамаат аль-муслимин - «община мусульман», называя остальных неверными) составляла несколько тысяч человек. В том же году 14 членов движения покинули группу, за что Шукри Мустафа объявил их неверными и призвал убить. Вмешательство полиции остановило кровопролитие, а египетская пресса прозвала последователей Шукри Мустафы «Такфир валь-Хиджра».

В 1977 году такфиристы взяли в заложники египетского экс-министра по делам религий Мухаммада аз-Захаби.

В 1977 году Шукри Мустафа был арестован, а в 1978 году казнен.

Несмотря на смерть лидера, организация не прекратила свою деятельность. Ее сообщества возникали в Кувейте, Судане, Ливане, а с распадом СССР они пришли в Россию.

Суть идеологии движения «Такфир валь-Хиджра» сводится к признанию исламистами своего государства «государством кяферов» (неверных), переезд в другие страны или регионы, где, по их мнению, существует шариатское правление, получение там военного опыта с тем, чтобы в дальнейшем вернуться на родину для развертывания джихада.

Такфиристы обвиняют в неверии не только христиан или иудеев, но и других мусульман. Им объявляется такфир - обвинение в неверии. В отношении объекта такфира эти радикал-исламисты считают допустимым любые действия, вплоть до убийства.

Мечети они считают «кяферскими», поэтому молятся на квартирах или частных коттеджах. Теракт в мечети или вблизи нее для такфиристов считается нормальным.

По данным СМИ, «Ат-Такфир валь-Хиджра» является одной из составляющих международной организации «Всемирный исламский фронт за джихад против евреев и христиан».

В России первые такфиристы объединились вокруг жителя Набережных Челнов (Татарстан) Ирека Хамидуллина, во главе с которым они переселились в составе 17 человек в Афганистан в 1999 году, где участвовали в создании Булгарского джамаата - объединения выходцев из Поволжья, примкнувших к талибам. Вскоре Булгарский джамаат стал пополняться выходцами из многих уголков СНГ, в группу влилось много уйгуров, что позволило сообществу именоваться Уйгурско-Булгарским джамаатом. После начала контртеррористической операции США в Афганистане в 2001 году часть сообщества погибла, остатки группы перебрались в Пакистан и поселились в районе деревни Дегон. С 2011 года они проходят боевую подготовку в Сирии в рядах боевиков.

Известно, что 18 августа 2014 года по заявлению прокуратуры Астаны Сарыаркинским районным судом вынесено решение о признании международной организации «Ат-такфир валь-хиджра» экстремистской. Ее деятельность запретили в Казахстане.

В 2010 году Верховным судом России «Такфир валь-Хиджра» также была признана экстремистским объединением, чья деятельность на территории России запрещена.

29 февраля 2012 года в подмосковных Химках была совершена попытка вооруженного разбойного нападения на офисно-складские помещения. Главарем банды оказался лидер экстремистской организации «Ат-Такфир валь-Хиджра» по прозвищу Седой Абдулла.

В октябре 2013 года два такфириста Альфред Ахмадуллин и Азат Валишин, которые пытались взорвать почту в татарстанском Чистополе, а также готовили атаку на местное ОВД, были приговорены к 13 и шести годам колонии строгого режима.

Ахмадуллин в 2006-2007 годах прошел военное и религиозное обучение в незаконном вооруженном формировании «Джамаат Булгар» на территории Пакистана. Вернувшись в Россию, он создал в Чистополе ячейку «Ат Такфир валь-Хиджра», в которую вошел Валишин. В последующем они приняли решение совершить теракт, планировали взорвать Чистопольское ОВД, а также совершать убийства сотрудников правоохранительных органов.


«Ат-Такфир валь Хиджра»
(Condemnation and Migration) является арабским выражением. Слово «такфир» означает «объявить кого-либо безбожником». «Хиджра» - это уход от заблудшего общества к новому, исламскому обществу.
Таким образом, само название движения говорит о том, что оно считает других мусульман еретиками и объявляет о своем уходе от них.

В США «Ат-Такфир валь Хиджра» включена специальным судебным решением в число крайне опасных транснациональных террористических сетей, угрожающих национальной безопасности государства.
В сентябре 2010 года Верховный суд РФ вынес решение о признании экстремистским и запрете деятельности в России международного религиозного объединения "Ат-Такфир Валь-Хиджра".

1990-е гг. стали периодом усиления еще одного экстремистского течения в исламском мире - распространения идеологии такфиритов-салафитов. В это время начался процесс консолидации в деятельности различных исламистских групп, который развивался под влиянием салафитской тенденции, иногда называемой нео-ваххабизмом. Основным идеологическим принципом этой тенденции является так называемый «такфир» (обвинение в неверии) - представление о светском мусульманском обществе как о чем-то еретическом, в чем повинны главным образом правители арабских и других мусульманских государств. В связи с этим указанные светские правительства были обозначены салафитами в качестве целей постоянно ведущегося джихада.

Радикальная группировка «Ат-Такфир валь Хиджра» (At-Takfir wal Hijra) была основана в Египте Мустафой Шукри, последователем идеолога радикального ислама Сайида Кутба (1906-1966).

Саийд Кутб полагал, что мусульманские общества, подобно египетскому, отошли от ислама и погрязли в неверии. Однако Кутб не зашел настолько далеко, чтобы объявить египтян безбожниками, он просто считал их грешниками.

Идеологи «Ат-Такфир валь Хиджра» заявляют, что большинство мусульман - это безбожники, ставшие таковыми из-за своих грехов.
Течение такфиритов стало возрождаться в арабском мире в 1950-х гг. саудовскими религиозными центрами в попытке популяризировать принципы ваххабизма. Идеология такфира базируется на установках движения хариджитов из ранней истории ислама, на трудах Ибн Таймийи (XIII-XIV в.) и Мухаммеда Ибн аль-Ваххаба (XVIII в.). Организационные принципы течения те же, что и у участников движения аль-ихванийя (не путать с «Ассоциацией Братьев-мусульман») - радикальных экстремистов-выселенцев (отсюда термин «хиджра» в названии организации), направленных в 20-х и 30-х гг. прошлого века саудовскими властями на освоение приграничных районов и превратившихся в итоге в реальную угрозу для режима саудитов, и особенно для режимов в других странах.

«Ат-Такфир валь Хиджра» моделирует свою деятельность в соответствии с деяниями пророка Мухаммада, который в 622 г. отрекся от коррумпированного мекканского общества и совершил хиджру (переселение), покинув Мекку и обосновавшись в Медине. Шукри, по специальности агроном, подражая пророку, вместе с небольшой группой единомышленников создал своего рода «общину в изгнании» в пустынном районе неподалеку от Асьюта. Община занялась выращиванием зерновых культур и находилась на самообеспечении.

Философия , которой придерживался Шукри, базировалась на интерпретации в радикальном духе трудов Сайида Кутба, особенно его призыва к мусульманам «покидать» коррумпированные светские общества.

Наибольшего успеха приверженцы течения достигли в Египте в ходе борьбы «Братьев-мусульман» против насерского режима. Часть их лидеров в тот период нашли убежище Саудовской Аравии или в других арабских странах, куда для них поступала помощь от саудитов. Все это привело к восприятию ими салафито-ваххабитских идей в их наиболее экстремистском виде. Другие руководители, оказавшиеся в египетских тюрьмах, стали ярыми адептами учения Сайида Кутба, «отца» доктрины джихада, который обосновал легитимность «священной войны» против арабских правителей.

В начале 1970-х гг. такфириты действовали в 17 провинциях Египта, главным образом в условиях подполья, ведя борьбу с властями страны и не отказавшись от своей основной цели - создания «чисто исламского общества». Представители группы наладили тесные связи с экстремистскими организациями в Пакистане, Кувейте, Саудовской Аравии, Турции, Сирии, Иордании, Ливии, Судане, Тунисе, Ливане. В 1977 г. члены этой исламистской группы атаковали ночные клубы в Каире во время происходивших массовых волнений по поводу повышения цен на хлеб. Через несколько месяцев после этих событий боевики группы похитили исламского священнослужителя умеренного толка шейха Мухаммеда ад-Дхахаби и убили его. Вслед за этим были арестованы лидер группировки Мустафа Шукри и 400 ее членов. Мустафа был признан виновным и казнен. Под воздействием репрессий египетских властей (арест нескольких сот членов, казнь в 1978 г. М. Шукри и т.п.) сторонники группы в значительной мере свернули свою деятельность в Египте и инициировали ее в ряде других стран. Принимали участие в боевых действиях в Афганистане против советских войск.

В конечном итоге в такфире обозначились две группы исламистов:
Группы исламского джихада , включающие в себя «Египетский джихад» шейха Омара Абд аль-Рахмана и отдельные ячейки «Исламского общества» (А1-Gama"at al-Islamiyyah); различные группы «Палестинского исламского джихада», особенно организации шейха Асада Байюда аль-Тамими; Al-Tali"ah al-Islamiyyah в Сирии; Al-Tawhid в Ливане; Al-Jama"ah al-Islamiyyah в Сайде (Ливан); ряд организаций афганских моджахедов (под идеологическим руководством палестинца - д-ра Абдаллы Аззама; другие группы в арабских странах и Пакистане.

Группы такфира: египетская группа Jama"t al-Muslimin, больше известная под названием «Al-Takfir wal Hijrah». Она громко заявила о себе в 1978 г. в связи с похищением и убийством ее членами министра египетского кабинета Хасана аль-Дхахви. Участники группы восприняли идеи саудовских «Братьев-мусульман» в их полном экстремистском выражении, включая идею поселения в пустыне в целях основания чисто исламского общества - хиджра. В результате предпринятых против нее репрессий группа утратила свою роль в качестве самостоятельной структуры и была поглощена набиравшими силу в Египте группами джихада.

Из отколовшихся от групп такфира членов образовалось несколько новых филиалов.
Египетские салафитские группы: Al-Najoun min al-Nar (Survivors of the Fire/Hell), проявившая большую активность в Боснии, а позднее - в Албании. Небольшая ячейка их палестинских последователей все еще функционирует в секторе Газа. По словам лидера этой группы, его сподвижники в качестве своего главного противника рассматривают светские арабские режимы, а не Израиль. Они не приняли участия в восстании палестинцев, не поддерживают никаких связей ни с ХАМАС, ни с «Палестинским исламским джихадом». Последние рассматривают членов указанной группы в качестве уклона в исламской традиции.

Иорданские группы такфира. Часть салафитов обосновалась в Иордании, получая финансовую поддержку и политические инструкции из Саудовской Аравии. Ввиду своей террористической активности и из-за пребывания в оппозиции к властям Иордании они вынуждены регулярно менять места проживания и скрываться. Салафиты установили контакты с членами «Хизб ут-Тахрир» - еще одной транснациональной нелегальной воинствующей организацией, которая придерживается другой идеологии и занимает иное место в раскладе сил на «исламистской карте», но которая весьма активна в террористическом плане в таких странах, как Иордания, Египет, Турция, Ливан и Узбекистан. Салафиты в Иордании явились инициаторами создания иорданского такфира, который в последние годы обрел солидную базу из числа последователей - выходцев из разных стран, особенно из Египта. Например, в апреле 1996 г. египетские власти потребовали от иорданцев экстрадиции 57 членов «египетского такфира».

В мае 1998 г. в Аммане были арестованы шесть террористов - членов исламистской группы Harakat al-Islah wal-Tahaddi («Движение реформы и вызова»), заминировавших целый ряд объектов в иорданской столице. Главарь (амир) группы, Абд аль-Насир Шехада, руководил деятельностью «движения» на месте, получая указания по телефону из Лондона от Абу Омара, стоявшего у истоков создания группы. Ее финансирование осуществлял Маджид Тал"ат, имевший американский паспорт и преподававший на курсах группы идеологию такфира.

Члены египетских и иорданских такфиритских групп принимали участие в 1980-х и 1990-х гг. в боевых действиях в Афганистане, Боснии, Албании, Косово, Чечне и Дагестане.
Пакистанские боевики и Усама бен Ладен: группами, принадлежащими к течению такфира являются также пакистанское «Движение моджахедов» (Harakat ul-Mujahidin (HuM)) и «Комитет в защиту законных прав» (The Committee for the Defense of Legal Rights (CDLR)) в Саудовской Аравии. CDLR представляет собой политическое крыло «Аль-Каиды» и идеологически исповедует идеи д-ра Абдаллы Аззама.

«Алжирская вооруженная исламская группа» (Groupe Islamique Armee (GIA)) также может быть отнесена к течению такфир. Девять членов GIA, являвшихся специалистами в области контрабанды оружия и подделки документов, были арестованы в Италии в мае 1998 г. Все они, по сообщению итальянской полиции, принадлежали к группе такфир, проявлявшей активность в Европе, особенно во Франции и в Германии.

Йеменские исламские боевики: группа Islah gin the Yemen располагает базой в Лондоне, где она действует под названием Ansar al-Shari"ah (Supporters of Shari"ah); лидер - египтянин Абу Хамза аль-Масри (Abu Hamzah al-Masri). Осуществляет политическое сотрудничество с известной организацией Al-Muhajirun, которая была основана в результате раскола в «Хизб ут-Тахрир» (лидер - шейх Омар Мухаммед аль-Бакри).

В последние годы повышенной активностью отличалась созданная в Северном Ливане при содействии бен Ладена группа «Ат-Такфир валь Хиджра» со штаб-квартирой в Триполи. В ней объединились наиболее экстремистские элементы, принадлежавшие к организациям «Таухид» и «Джама"а исламийя», в числе объектов враждебных устремлений которых находятся и российские учреждения.

Летом 2002 г. в Марокко были арестованы 30 членов радикальных исламистских групп, обвиняемых в организации терактов. Аресты были произведены в Касабланке, Фесе и Танжере. Обвиняемые являлись членами радикальных групп «Салафийя джихадия» и «Такфир валь Хиджра». Среди них находились «духовный лидер» группы салафитов по кличке Дамир и ответственный за проведение операций Юсеф Фикри.

«Такфир валь Хиджра» в Марокко представляет собой одну из наиболее радикальных исламистских группировок. Приверженцы такфира проявляют нетерпимость к мусульманам, которых они считают «еретиками» . Группировка действует на северо-востоке Марокко. По оценке МСС, это крайне опасная экстремистская организация. Идеологической основой ее платформы действий является борьба за внедрение в марокканское общество «чистого ислама», установление законов шариата, «реисламизация» Марокко.

Привержена тактике «городского терроризма». Будучи конгломератом салафитских групп, ориентирующихся на маргиналов, «Такфир валь Хиджра» действует в кварталах бедноты в городах Марракеш, Фес, Касабланка, Танжер, Сале, Надор, Рабат. Насчитывает в своих рядах примерно 1 тыс. боевиков, имеет хорошо законспирированную сеть в крупных городах.

Поддерживает связь с «Аль-Каидой» , в которой много выходцев из Марокко, с алжирской ВИГ и чеченскими сепаратистами. Имеет группы поддержки в Англии, Германии, Франции, Скандинавских странах. Частично финансирует свою деятельность за счет доходов от наркобизнеса. Призывает местных мусульман принимать участие в рядах исламистских вооруженных движений, действующих в Афганистане, Ираке, Палестине, Югославии и России.

Смычка между двумя отмеченными течениями: джихадистами и последователями такфира - произошла в 1980-х и особенно в 1990-х гг., в первую очередь в Афганистане, а затем в Боснии, Албании, Косово, Чечне и Дагестане. Одним из последствий влияния, оказанного идеологией такфира на египетскую группу джихада, было привитие последнему ярого антиамериканского экстремизма, что завершилось организацией им ряда взрывов в США. «Ат-Такфир» также приняла участие в организации покушения на А. Садата.

По оценке западных аналитиков, под влиянием процессов в Афганистане (не обязательно под воздействием талибов) среди указанных групп развились особые отношения сотрудничества и взаимопомощи, подкреплявшиеся финансовой подпиткой со стороны Усамы бен Ладена, что усилило их борьбу на всех фронтах, в том числе против руководства тех арабских стран, которые, по их мнению, вступили в коллаборационистские отношения с безбожной западной культурой.

Одним из руководителей «Ат-Такфир валь Хиджра» является иорданец Ясин абу Джирад, имеющий каналы связи с «Аль-Каидой», с лондонским центром «Такфира» и европейскими ячейками этой организации.

«Ат-Такфир валь Хиджра» - движение, идеология и деятельность которого на современном этапе ассоциируются с именем Аймана аз-Завахири. Вначале движение было независимой самостоятельной структурой и не имело отношения к Аззаму и бен Ладену. Подобно последним, Завахири являлся последователем идей Сайида Кутба. Это обусловило сближение «такфира» с «Аль-Каидой» и превращение группировки в один из элементов террористической сети Усамы бен Ладена. Египетский филиал «Такфира» примыкает сейчас к группировке «Аль-Джихад».

«Ат-Такфир валь Хиджра» развернула в Европе целую сеть своих ячеек (Великобритания, Германия, Франция, Испания и др.), занимающихся подготовкой и обеспечением террористических акций как в европейских странах, так и в других районах мира.

В феврале 2000г. во время встреч руководителей радикальных исламских организаций Ливана «Аль-Ваххабия», «Асбат Аль-Ансар», «Таухид», «Джамаа Исламийя» и «Ат-Такфир валь-Хиджра» обсуждались вопросы создания «Армии исламского освобождения» (АИО). Создаваемая организация должна иметь единое командование и комплектоваться за счет добровольцев-мусульман. Практическая проработка формирования АИО в Ливане возложена на М. Хаммуда, который является одним из лидеров «Таухид» и Р. Аш-Шаххаля, возглавляющего «Аль-Вахабийя». Финансирование АИО должно осуществляться через благотворительные фонды Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ, а также ряда частных лиц из Алжира, Йемена. Афганистана и Судана. По мнению создателей АИО, эта организация должна оказать помощь «чеченским борцам за свободу» .

Руководство и большая часть членов групп такфира, особенно боевики, воевавшие против ограниченного контингента советских войск в Афганистане, настроены антироссийски, поддерживают проведение джихада в Чечне и выступают в пользу оказания помощи всем исламистам на территории России. «Ат-Такфир валь Хиджра» может считаться организацией, представляющей потенциальную угрозу интересам безопасности Российской Федерации.

Исторически основным очагом зарождения и распространения религиозного экстремизма в форме салафизма-ваххабизма считается регион Ближнего Востока. Именно здесь выступили со своими доктринами Ибн-Ханбал, Ибн-Таймия, Абд-аль-Ваххаб, Хасан аль-Банна, Сайид Кутб, А. Аззам, Аз-Завахири и Усама бен Ладен. Разработанными ими идеологическими установками сегодня питаются многочисленные организации, примыкающие к салафито-ваххабитскому движению кутбистской направленности, «Аль-Каида», «Братья-мусульмане», деобандийцы, такфириты и другие участники глобального джихада.

«Исламская группа» - ИГ (Al-Gama"a al-Islamiyya) является радикальной суннитской исламистской организацией, действующей в Египте. Вначале группа в идеологическом плане ориентировалась на учение основателя ассоциации «Братьев-мусульман» Хасана аль-Банна, однако затем отошла от пропагандировавшихся им принципов и стала следовать доктрине, разработанной Сайидом Кутбом, который отдавал предпочтение вооруженному джихаду против светских правительств и решительно отвергал любые религиозные и политические системы, не основывающиеся на законах шариата.
Главной целью группы является свержение режима президента Хосни Мубарака и образование в Египте исламистского государства. Наиболее консервативно настроенная часть руководства ИГ, тесно сотрудничающая с Усамой бен Ладеном, преследует более широкие цели. ИГ, будучи одним из элементов сети «Аль-Каиды», выступает за то, чтобы сконцентрировать свои операции на американских и израильских объектах. Она подвергает критике США, в частности размещение американских войск в Саудовской Аравии, расценивая это в качестве символа американской гегемонии на Ближнем Востоке и оскорбления всей арабской нации.

ИГ располагала собственной базой в Афганистане, члены группы принимали участие в боевых действиях на стороне талибов, а также в конфликтах на Балканах и в Чечне. Представитель группы подписал известную фетву Усамы бен Ладена о создании фронта борьбы против евреев и крестоносцев. Группа поддерживает широкие международные связи. В круг ее партнеров входит большое число радикальных исламистских организаций, включая движение талибов, «Группу Абу Сайяфа», алжирскую GIA, Harakat ul-Mujahidin, Harakat ul-Ansar, «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ), «Салафитскую группу призыва и борьбы» (GSPC), уйгурские организации, чеченские террористические группы, ХАМАС и другие джихадистские и салафито-ваххабитские группировки кутбистской направленности.

Как отмечают российские аналитики по терроризму, идеология ИГ в условиях современного Северного Кавказа находит практически идентичное воплощение в практике ваххабитов.

Группа за время своего существования провела большое количество террористических акций, в том числе расстрел в Луксоре в 1997 г. 58 иностранных туристов, оказалась замешанной в подготовке покушения на президента Мубарака в Аддис-Абебе в 1999 г. и др.
В результате ударов, нанесенных египетскими органами безопасности по ИГ, значительное число ее членов были арестованы, другие рассеялись по различным странам.

«Аль-Гамаа аль-исламийя» в апреле 1999 г. заявила о прекращении вооруженной борьбы и обязалась воздерживаться от террористической деятельности в Египте. Однако совет «шуры» организации оказался не в состоянии контролировать всех своих боевиков. В настоящее время практически все активисты ГИ находятся в тюрьме, а потому участвовать в экстремистских акциях в связи с Ираком смогут лишь отдельные члены ГИ, примкнувшие к другим радикальным организациям. ГИ пытается показать властям, что готова стать умеренной исламистской организацией фундаменталистского толка по типу «Братьев-мусульман». Сейчас ИГ структурно состоит из мелких ячеек, зачастую действующих самостоятельно. Тем не менее, группа сохранила определенные возможности по дестабилизации обстановки в Египте.

Сходных с ИГ позиций придерживается организация «Египетский исламский джихад» или «Исламский джихад» (ИД), созданная бывшими членами религиозной организации «Братьев-мусульман» в 1974 г.

ИД представляет собой организацию радикальных суннитских исламистов, выступающих за создание в Египте исламистского государства. Они разделяют цели ИГ и «Аль-Каиды», афганских талибов, «Исламского движения Узбекистана», ряда палестинских и кашмирских террористических групп. В 1998 г. ИД присоединилась к альянсу экстремистских формирований, вошедших в Фронт джихада против евреев и крестоносцев, и участвует в реализации лозунгов Усамы бен Ладена, под которыми ведется борьба с США и Израилем.

«Исламский джихад» имеет ряд аффилированных с ней групп, таких как «Ат-Такфир валь Хиджра», «Новая группа джихада» (The New Jihad Group) и «Авангард завоевания» (Vanguards of the Conquest). «Ат-Такфир» осуществила значительное количество терактов, а «Авангард» организовал ряд покушений и взрывов, в том числе взрыв в 1995 г. в египетском посольстве в Исламабаде.
С 1999-2000 г. заметно укрепилось взаимодействие руководства ИД с бен Ладеном, в связи с чем английские эксперты по терроризму в настоящее время считают эту организацию элементом структуры «Аль-Каиды» .

Наследники Сайида Кутба не видят разницы между американцами, англичанами и русскими. Без помощи марксистов они нашли для своей «теории» три источника и три составные части.
Во-первых , Коран.
Во-вторых , «Фетвы татарам» философа XIII века Абу Аббаса ибн Таймийи.
В-третьих , фундаментальный труд самого Кутба – «Борьбу ислама с капитализмом». Именно писания ибн Таймийи, аль-Банны и Кутба, а вовсе не Мухаммада аль-Ваххаба, составляют сегодня «джентльменский набор» радикальных суннитов-кутбистов, привычно именуемых ваххабитами.
Сами они, кстати, обычно применяют к себе термин «салафиты».

Возрожденная Кутбом идея всемирного халифата не только осталась в повестке дня, но и стала высшим оправданием Великого Джихада. В идеологии нынешних «Братьев-мусульман» (и особенно их многочисленных учеников, возглавляющих «Аль-Джамаа аль-Исламийа», «Хизб ут-Тахрир» и ХАМАС) джихад, вопреки букве Корана, отнесен к столпам веры, а к «мушрикин» причисляются все соплеменники, покорные властям арабских государств, равно как и официальной, «переродившейся» исламской иерархии. Их службы недостойны посещения, равно как и их могилы; их влиянию следует противопоставлять свое; в особенности это касается суфийских шейхов и мюридов в тех частях мира, где созрели объективные и субъективные предпосылки революции. Эти части - Косово, Чечня, Палестина, Босния, в ближайшем потенциале, разумеется, Крым, в более отдаленном - Татарстан, Башкирия, Санджак, Синьцзян. И конечно, манящие богатством своих недр республики Средней Азии, «на счастье», граничащие с Афганистаном. На новый уровень революционная агитация вышла с освоением Интернета.

Концепция Сайида Кутба делила общество на два типа: исламское общество, в котором признается власть одного Аллаха и действует шариат, и общество джахилийи (доисламского язычества), в котором люди сами творят законы и нарушают главный принцип единобожия - единовластие Аллаха (хакимийя). Согласно такому выводу, языческим является большинство современных обществ, в том числе те, которые считают себя исламскими, но не живут по шариату. Отрицание хакимийи, по сути, означает вероотступничество, ввергающее в неверие. Ислам и джахилийя - это абсолютно несовместимые системы, между которыми невозможно какое-либо мирное сосуществование или постепенная трасформация джахилийи в ислам. Восстановить власть Аллаха на земле можно лишь после того, как силой будет уничтожена джахилийя, и участие в этой борьбе есть обязанность каждого мусульманина.

Сайид Кутб предложил следующую стратегию для исламского движения.
Во-первых , поскольку в джахилийском обществе вообще отсутствуют представления об исламе, бесполезно требовать введения шариатского правления или пытаться с этой целью совершить государственный переворот. Нужно начать с объяснения принципов ислама, и особенно - идеи единовластия Аллаха.

Во-вторых , те, кто принял этот призыв, как бы вновь приняли ислам и, следовательно, должны себя вести в соответствии с принципами «истинных» мусульман. Для этого таким верующим необходимо уйти из джахилийского общества, но не в буквальном смысле, а в плане «духовного разрыва», не исключающего контактов в жизненных и бытовых вопросах.

В-третьих , после того, как община «истинных мусульман» достигнет необходимого духовного и морального уровня, следует приступить к созданию исламской организации - своеобразного авангарда, призванного свергнуть джахилийю и установить на земле власть Аллаха.

В-четвертых , на начальном этапе такой деятельности следует избегать прямого столкновения с правящим режимом, так как это может привести к роковому удару по еще слабому исламскому движению.

В-пятых , когда исламское движение достигнет необходимой силы и мощи, следует начать джихад в его силовом, наступательном понимании, без всяких уступок и снисхождения.

В итоге делается вывод, что джихад становится обязанностью каждого мусульманина в следующих случаях:
- когда во главе государства стоит правитель-кяфир, поэтому необходимо вести борьбу за его свержение;
- джихад ведется с общиной, уклоняющейся от предписаний шариата. Под таковыми ныне понимаются сотрудники службы безопасности, полиции и прокуратуры;
- джихад необходим для установления власти халифа-мусульманина.

При этом несомненный приоритет в таком фронте отдается радикальным, «джихадистским» группировкам.
В феврале 1998 г. современному «террористу номер один» Усаме бен-Ладену удалось объединить вокруг ранее созданной им организации арабов-афганцев «Аль-Каида» ряд экстремистских исламских группировок, создав «Всемирный исламский фронт борьбы с иудеями и крестоносцами», получивший известность как «Мировой фронт джихада» (МФД). Помимо него учредителями «фронта» стали: руководитель египетской организации «Аль-Джихад» доктор Айман аз-Завахири; председатель консультативного совета «Гамаа Исламийя» Рифаи Ахмед Таха Муса (Египет); секретарь пакистанской исламской организации «Джамиат уль-Улема-е-Пакистан» («Ассоциация улемов Пакистана») шейх Мир Хамза; лидер пакистанского движения «Харакат аль-Ансар» Фазлуль ар-Рахман и лидер движения «Джихад» из Бангладеш Абд аль-Салям Мухаммед. В МФД также вошли пакистанская организация «Аль-Хадис», ливийская «Аль-Джамаа аль-Исламия», иорданская «Байат аль-Имам» («Присяга имама»), алжирская «Вооруженная исламская группа», йеменский «Джихад», ливанские «Асбат аль-Ансар», «Джамаа исламийя» и др.

Согласно теории Кутба предлагается сосредоточиться на следующих задачах.
Во-первых , следует концентрироваться на проведении широкомасштабных акциях с большим количеством жертв, важное значение имеют именно огромные людские потери. Такие акции впечатляют западное общество, и заставляют задуматься людей. Это единственный язык, который сегодня понимает Запад.

Во-вторых , при проведении боевых операций необходимо опираться на акции шахидов (камикадзе). Такие операции не требуют больших потерь со стороны мусульман, но наносят противнику большой урон.

В-третьих , акции следует тщательно подготавливать, нужно производить достоверный анализ вражеского потенциала, его возможностей и наиболее уязвимых мест.

В-четвертых , большое значение имеет выработка четкой стратегии и идеологии борьбы.

Идеологию, проповедуемую кутбистами, можно, не вдаваясь во все тонкости и подробности, свести к следующим пунктам:
1. Аллах - материальное физическое тело. Он имеет руки, лицо и другие части тела.
2. Коран и высказывания Пророка можно трактовать, руководствуясь своим собственным пониманием.
3. Непризнание огромного количества высказываний сподвижников Пророка и исламских богословов.
4. Отрицание мазхабов (религиозно-правовых школ) Ислама.
5. Тот, кто не следует учению Ибн Абд-уль Ваххаба, является кафиром.
6. В большинстве случаев совершавший тавасуль (просьба к Аллаху посредством кого-либо) является многобожником.
7. Посещение могилы Пророка и его сподвижников и праведных мусульман запрещено.
8. Все, что было внесено в ислам после смерти пророка, запрещено.
9. Секты на местах возглавляются руководителем (амиром), не избираемым мусульманами.
10. «Неверных» (включая мусульман, не примкнувших к их секте) можно убивать и вне рамок необходимой самообороны.
11. Традиционное исповедание ислама является «кяфирам» (неверием), суфизм не является исламским учением и духовной практикой.

Следует оговориться, что со всеми, кто не разделяет их убеждений, кутбисты считают необходимым вести войну. Они утверждают, что «их кровь и имущество дозволены». Это означает, что, тех, кто не разделяет убеждений Кутба можно убивать и грабить.

Как и многие другие экстремистские организации, отличающиеся негласностью своей деятельности, кутбисты распространяют свои идеи, проникают в необходимые для их жизнедеятельности социальные группы путем организации тайных ячеек.

Как правило, активистами или миссионерами в зарубежных странах бывают выходцы из Египта, Иордании, Судана, Пакистана и Афганистана, реже - из стран Персидского залива.

Основные лозунги или правила , которые могут пропагандировать представители кутбизма во время привлечения на свою сторону возможных кандидатов, являются:
1. Превосходство шариата над мышлением - научные открытия могут осуществляться лишь в рамках религии.
2. У каждого слова в Коране единственное значение - Коран подвергся толкованию (тафсиру) один раз и этого достаточно.
3. Оценка жизненных событий и осуществление каких-либо действий выполняются только лишь на основе Корана.

Внешними признаками, по которым можно отличить кутбистов от других мусульман, являются:
-беспорядочная борода (сейчас уже не всегда);
-усы сбриты или подстрижены тонкой полоской;
-среди кутбистов принято также поверх рубашки (не заправляющейся) надевать жилет или «журналистскую куртку» без рукавов с множеством карманов - распространенная одежда афганских моджахедов, среди которых находилось большое количество арабских исламистов (в зоне боевых действий жилет заменяется на бронежилет);
-посох или трость на манер пилигримов, собирающихся на хадж;
-часы не носятся или надеваются на правую руку.

Признаки поведения, по которым можно установить принадлежность лица к последователю кутбизма:
- частое употребление религиозных афоризмов во время разговоров даже на бытовые темы;
- избежание обсуждения религиозной тематики;
- после окончания молитвы восхваление Аллаха осуществляется шепотом так, что можно догадаться об этом только по губам говорящего, сопровождается в тот момент имитированием перебирания четок, которых, в действительности, молящийся не держит в руках;
- изменение собственных имен или же трансформация их в арабскую версию;
- соблюдение правила многоженства.

Как правило, члены кутбистских ячеек организуют собственные, несанкционированные властями, мечети.

Внешними признаками таких мечетей, являются:
- отсутствие минарета;
- отсутствие узоров и красивых каллиграфических текстов (или их крайняя ограниченность);
- ковер внутри мечети заменяется обыкновенной циновкой;
- кафедра муэдзина (менбер) возвышается не больше, чем на 3 ступеньки;
- наличие в мечети отдельной комнаты с библиотекой;
- наличие кассы для денежных пожертвований внутри мечети.

Муэдзин, оглашая азан, пытается это делать на манер саудоаравийских муэдзинов. Удлиняется пауза между азаном и самим совершением молитвы, экземпляры Корана собираются организованно, по «схеме вверх» в каждом ряду. Как правило, у кутбистов по пятницам дается один азан, а не два, как это принято в ортодоксальном исламе.

В религиозных сектах кутбистов установлена иерархическая система и жёсткая дисциплина. Членам общины предписывается неукоснительно соблюдать мусульманские обычаи и обряды, характерные для кутбистского направления, которые противоречат устоявшимся национальным традициям коренного населения, что создаёт предпосылки к возможному возникновению конфликтов на религиозной основе.

Организационная деятельность секты проходит в конспиративных условиях, каждому члену общины присваивается духовное имя, которым он пользуется внутри общины, вследствие чего многие рядовые члены не знают настоящих имен друг друга. Оперативным путем установлено, что структурное строение кубистской общины в целях сокрытия своей деятельности состоит из т.н. «джамаатов», включающих в себя несколько ячеек по 4-5 человек в каждой, возглавляемых т.н. «амирами». «Жума-намазы» кутбисты проводят небольшими группами на квартирах, по районам проживания.