Основные институты конституционного права. Конституционно-правовые институты понятие особенности и классификация Конституционно правовые институты понятие

3. федеративное устройство

Таким образом:

4. По субъектному составу:

Института кп: особенности норм

1. Нормы этого института воздействуют на общественные отношения путем установления определенных начал общественных и государственных устройств.

2. Не порождают конкретных правовых отношений.

3. Определяют сущностное содержания правового воздействия на все сферы общественного отношения(ему никто не могут противоречить)

4. Адресованы всем субъектам права

5. Способ защиты этих норм- служит режимом охраны конституции, конституционного строе т.е. они могут быть изменены только новым принятием конституции.

6. Среди норм 1 института преобладают: нормы принципов,дефенинции,цели.

7. Для практической реализации целей норм 1 института необходимо включение всех отраслей права,

8. Они обеспечивают системное закрепление,концептуальных идей,которые являются основой для данного государства.

9. Они определяющие для всех других институтов конституционного права.

1. воздействует на общественное отношение в основном путем правозглашения, признания государством естественными и не очуждаемыми права человека

2. реализуются преимущественно в не конкретных правоотношениях

3. входят в сферу взаимоотношений между человеком и государством и личностью.

4. Эти нормы включают в качестве субъекта -права отношения гражданина, человека как такового вне связи с каким либо особым статусом.



5. Особая охрана норм предполагает принять новую конституцию при изменениях

6. преполагает подключение многих отраслей права

1. федеративное устройство имеет особенности того что кп отношения регулируют отношения субъектов с особой правоспособностью.

2. Нормы являются не только конституционными но и договорными

3. защита норм осуществляется путем согласования или конституционным судопроизводством.

1. Нормы преимущественного прямого действия и они реализуются в конкретных правовых отношениях

2. в качестве субъектов выступают органы государства и субъекты местного самоуправления.

3. Преобладающая часть норм, данного института устанавливаются на основе конституции,но в вахтах текущего законодательства, которые определяют порядок норм и тд…

4. Спецификой является то,что есть соотношение норм общих федералей и норм действующих на территории всех субъектов на территории РФ.

1. Понятие кп

2. Предмет и метод кп

3. Особенности предмета кп

4. База кп

5. Кп регулироемое в общих чертах

6. Соотношение кп с другими отраслями

7. Система кп

8. Обенности правовых норм по институтам

9. Признами отличия свойства

10. Классификация кп норм

Лекция № 2

Тема: «КП»

Совокупность юридических особенностей придает определенной группе кп норм качество элемента отрасли. Анализ предполагает не только выявление особенностей, но и обоснования их соотношения этих элементов и места в системе кп.

1. Нормы занимают первое место в системе данной отрасли. В ней закреплены исходные чала правового регулирования которые осуществляются нормами других кп институтов.

2. Основы правового статуса человека и гражданина.

3. Закрепляет федеративное устройства государства и создает предпосылки для организационного построения системы органом государственной власти. Нормы этого института устанавливают национально-государственная и государственно-территориальное образование,в соответствии с которым строится система органов государства.



4. Закрепляет систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления.

Соотношение системы отрасли конституционное право с системой конституции. Система отрасли обхватывает всю совокупность конституционно-правовых норм. А система конституции лишь часть этих норм.

Субъекты кпо

· депутаты

· органы гос власти

К субъектам относятся:

· органы государства

· президент

· органы местного самоуправления

· политические партии

· общественные организации

основания для осуществления различий норм составляющих институты права

Лекция № 4

Уставы

Уставы по субъектам

Уставы и конституции по субъектам

Законы субъектов постановления и иные нпа которые принимаются законодателем и исполнителем законодательной власти

Лекция № 5

1. Понятия источников кп и их система

2. Конституция РФ как главный источник кп

3. Законы РФ как источники кп

4. Иные источники кп

Тема: «Конституционное развитие России »

Первая конституция России 1918г. До этого конституции не было,но был манифест царя в 1905г. (О формировании некоторых свобод и о государственной думе)

в тоже время ученые говорят,что на самом деле конституционализм зарождался очень давно(Древняя Россия) когда было осуществлено объединения российских княжеств.

2 элемента:

Народ (участие) - в форме вече.

Князья не имели развитого государственного аппарата и князьям приходилось считаться со своим народом.

Таким образом, первые древние отношения определялись 2 условиями:

· слабостью княжеской власти

· наличие личной свободы у княжеских поданных.

Участие в вече - это не обязательство (участие право личной свободы)

Вече - пережиток первобытного общества.

БЛОК 1

1. Россия как демократическое государство: Статья: 1 2 3 12 Гл2 Гл 8

Местное самоуправление - это самоорганизация граждан,по месту их жительства для решения вопросов местного значения.

Формы :

1. Местный референдум

2. Территориальное-общественное самоуправление

3. представители демократии

2. Россия как федеративное государство: Статья 5 Гл 3

1. Состав субъекта РФ Ст 65

2. Порядок принятия федерации и образование новых субъектов ст 65 +ФКЗ

3. Основы статуса каждого из вида субъектов (6 видов) ст 66

4. Порядок изменения статуса субъекта ст 66

5. Вопросы территории и порядок изменения границ между субъектами федерации ст 67

6. Государственный язык и право республик на установление своего государственного языка ст 68

7. Гарантии прав коренных малочисленных народов ст 69

8. Государственный ст 70 +фкз о гербе флаге гимне

9. Предметоведение РФ ст 71

10. Предметы совместног о ведения РФ и ее субъектом ст 72

11. Порядок действий федерального закона,Верховенство ФЗ ст 76

12. Основы формирования системы органов гос власти,субъектов РФ ст 77

13. Основы деятельности федеральных органов исполнительной власти а территории субъектов ст 78

14. Право РФ на участие в межгосударственных объединениях ст 79

3. Россия как правовое государство

1. высший приоритет прав и свобод человека и гражданина. Ст 2 гл 2 и тд

2. полная независимость суда ст 2

3. верховенство конститутции по отношению ко всем нпа

4. признание и приоритет международного права и иные черты

4. Россия как социальное государство

1. Ст 7 Классическое определение социального государствах

5. Россия как светское государство

1. Государство и церковь отделены друг от друга

2. В таком государстве все религии равноправны. Ст 14 ст 28 +Фз о свобод совести и вероисповедании

6. Россия как государство с республиканской формой правления

1. Россия президенско -парламенская республика

Статья 80 Конституции РФ

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.(ст.100)

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

В процессе международных договоров

В контактных с лидерами инородных государств

Статья 92 Конституции РФ

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Статья 93 Конституции РФ

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Пробелы в конституции:

Отрешение от должности: инпичмент (ст93)

· 1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

· 2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

· 3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

2.Федеральное собрание - парламент РФ. Правовая основа (Гл.5, ФЗ о порядке формирования совета Федерации 2001г., регламент государственной думы и совета государства, ФЗ о статусе)

Статус Федерации

Статья 102 Конституции РФ

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации*(20);

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации*(21);

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 103 Конституции РФ

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой*(22);

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Законодательная деятельность парламента:

Первой из них является стадия реализации права законодательной инициативы.

Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Министерства, ведомства, политические партии и иные общественные объединения, не обладающие правом законодательной инициативы, могут вносить законопроекты только посредством указанных выше субъектов законодательной инициативы

Следующей стадией является предварительное рассмотрение законопроекта. При поступлении законопроекта Совет Государственной Думы направляет его в комитет палаты, соответствующий профилю представленного проекта и назначает данный комитет ответственным по законопроекту.

Если законопроект направляется в несколько комитетов, Совет Государственной Думы определяет из числа этих комитетов один ответственный по законопроекту. Законопроекты по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов направляются каждому из субъектов России для дачи предложений и замечаний по существу законопроектов

Третья стадия законодательного процесса включает в себя сложную процедуру рассмотрения законопроекта в Государственной Думе. В палате сложилась и нашла свое закрепление в Регламенте практика рассмотрения проектов законодательных актов в три чтения.

Первое чтение проводится в палате при поступлении законопроекта и сводится в основном к обсуждению депутатами вопроса о целесообразности принятия закона по данному вопросу. В результате обсуждения Государственная Дума вправе принять одно из следующих решений:

Одобрить законопроект и продолжить работу над ним с учетом высказанных замечаний и предложений;

Отклонить законопроект;

Принять закон в окончательной редакции;

Направить законопроект на всенародное обсуждение.

Второе чтение начинается с доклада представителя ответственного комитета Государственной Думы. Он сообщает депутатам результаты рассмотрения законопроекта в комитете и работы с поступившими поправками.

Затем выступают представитель инициатора законопроекта, а при необходимости, представители Президента России и Правительства Российской Федерации в парламенте страны. В прениях по законопроекту могут участвовать и депутаты Государственной Думы.

Третье чтение состоит в принятии закона. Это - четвертая стадия законодательного процесса. С учетом того, что Конституция России предусматривает принятие федеральных законов (по вопросам, указанным в ст. 3, 25, 37, 41, 49, 50 и др. Конституции), а также федеральных конституционных законов (ст. 56,65, 66, 70,118,128 Конституции), порядок их принятия в соответствии с Основным законом РФ и Регламентом палаты существенно отличаются. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей депутатов Государственной Думы.

Принятые Государственной Думой законы передаются на рассмотрение в Совет Федерации.

Лекция № 13 (Дорохов) 02.06.2017г.

Конституция Ст 115

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. 2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации. 3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Порядок формирования правительства:

· Избранный на должность президента -президент одним из первых актов вносит предложение в гос. Дума кандидатуру в гос. Правительство получает согласие и назначает на должность председателя правительства РФ

· Тот вносит предложение президенту по кандидатурам заместителя председателя правительства и членов правительства.

· Президент рассматривает данные кандидатура и назначает на должность заместителя председателя правительства и членов правительства

Основные полномочия правительства: (ст 114) +ФЗК о правительстве РФ 1997года

Конституция ст 114:

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Структура правительства:

· Председатель правительства

· заместители,включая 2 первых

· Президиум6 председатели + помощники=1 первый заместитель

· аппарат правительства

Основной формат работы правительства:

Заседание правительства. Согласно конституции не реже 1 раза в месяц.

С участием президента

Структура иных федеральных органов исполнительной власти:

· Федеральное министерство - статус - фм -это основной федеральный орган исполнительной власти, по руководству делами и обеспечения нормы творчества в отрасли,в области деятельности. Действует с положениями в министерстве,его функциями и задачами, согласно указу президента

Виды:

1. министерство подведомственные президента - силовые министерства(их 5)

Иностранных дел

Внутренних дела

Юистиций

2. Министерство подведомственные правительства:

3. все остальные правительства

Лекция № 14 (Дорохов) 02.06.2017г.

· Федеральные службы-это федеральный орган исполнительной власти, по обеспечение контроля и надзора в области в отрасли деятельности, а также выполнение иных специальных функций в области обороны, безопасности обеспечения общественного порядка. Борьбы с преступностью.(орган специальной компетенции)

Виды:

· Федеральные агентства - это

Виды

· подведомственные президентом

· подведомственные правительству

· подведомственные министерством (самые многочисленные)

Требования кп судье(ст 8 фкз о конституционном судье РФ) найди в инете

Гражданин Рф

Не моложе 40 лет

С безупречной репутаций

Имеет высш юр образование

Стаж не менее 15 лет

Обладает признаной высокой квалификации в области права - это когда по жизни:ученная степень, наличие собст научной школы,автор научных монографий и тд.

Плономочия кп суда:

· разрешение дел фз иных нпа президента РФ совета федерации и гос думы и правительства РФ

· конституции республик уставов субъектов иных нпа субъектов Рф

· договоров между органами гос валсти РФ и ораганами субъектов РФ и договоров между органами гос валсти субъектов РФ

· Невступивших в силу международных дороворов в РФ

2. разрешает споры о копитенции:

между фед органами гос власти

между фед органами и органами субъектов

между высш гос орагами субъектов рф

3.кп суд рассматривет жалобы на нарушение прав и свобод граждан

4.Проверка конституциооности законов и их применении п запросам судов

Институты: (элементы системы кп)

1. основы конституционного строя

2. основы правового статуса человека и гражданина (совокупность прав и обязанностей)

3. федеративное устройство

4. система гос власти и система местного самоуправления

Таким образом: каждый элемент,является элементом системы общества права и характеризуется особыми правовыми чертами,которые присуще нормам именно данного института.

Основания для различения институтов:

1. По специфики правового развития на ту или иную сферу общественного отношения:

2. По особенностям механизма действия кп нормативные и по способам реализации кп норм:

3. По степени конкретной направленности кп регулирования:

4. По субъектному составу:

5. По способу правовой защиты (формам и методам ответственности защиты) :

6. По специфики форм выражения правовых норм данного института:

7. По видовому характеру норм соответствующего института:

8. По степени масштабности, включённости других отраслей права

9. По цели направленности правового регулирования

10. По функциям присуще каждому правовому института

11. По принципам,которые свойственные каждому из правовых институтов.

Ключевые слова: институт, элемент, отрасли, конституционного, права

В системе конституционного права принято выделять следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:

1) основы конституционного строя;

2) основы правового статуса человека и гражданина;

3) федеративное устройство государства;

4) систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Такое строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности тех сфер общественных отношений, которые составляют его предмет. Очевидна и специфичность каждой из соответствующих сфер общественных отношений по объекту отношений, по субъекту, по форме и мере должного правового воздействия, его характеру.

Все эти особенности регулируемых нормами общественных отношений предопределяют систему отрасли, но не являются ее основой.

Критерием же систематизации конституционно-правовых норм могут быть лишь факторы, свойственные самой правовой форме, самим правовым нормам, их особенностям. Эти факторы, естественно, вытекают из содержания самих регулируемых данными нормами общественных отношений, предопределяющих особенности правового воздействия на них, его механизма, объемов и других качественных параметров.

Поэтому каждый институт, являющийся элементом системы отрасли конституционного права, характеризуется особыми, имеющими правовую природу чертами, которые присущи нормам именно данного института и которые качественно отличают его от других институтов конституционного права.

Различия, отражающие специфику каждого из названных институтов, можно проводить:

по специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Такое воздействие может осуществляться в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения, целеполагания, допущения и т.д .;

по особенностям механизма действия конституционно-правовых норм, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений , или, наоборот, реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотношения общего характера ;

по характеру направленности конституционно-правового регулирования . Нормы одних институтов устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, нормы других - конкретно регулируют те или иные общественные отношения ;

по субъектному составу . Нормы одних институтов адресованы конкретным субъектам либо типовому виду субъектов; нормы других - всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам. Различны в связи с этим и правовой статус субъектов правоотношений, конкретное выражение их правообязанностей;

по способу правовой защиты действия конституционно-правовых норм , формам и методам ответственности правообязанных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции , конституционного строя, в других - конкретное воздействие на субъекта , нарушающего конституционно-правовые нормы, путем отмены соответствующих неправомерных актов и действий;

по специфике форм выражения охватываемых данным институтом правовых норм . В одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения , в других - преобладающая часть норм выражена в текущем законодательстве ;

по видовому характеру норм соответствующего конституционно-правового института. В одних институтах преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других - нормы конкретного регулирующего действия ;

по степени и масштабам включенности других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании конституционно-правовых норм. Нормы некоторых конституционо-правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках только конституционно-правового регулирования . Нормы других институтов реализуются непосредственно в рамках конституционно-правового регулирования ;

по целенаправленности правового регулирования. В рамках общего назначения отрасли конституционного права правовое регулирование каждой части его системы имеет качественно особые характеристики. В правовом регулировании отражается тот результат, который должен быть достигнут действием данной группы правовых норм, их реализацией. Общая целенаправленность конституционно-правового регулирования определяется закономерностями развития той стороны социальной действительности, правовое воздействие на которую оказывает данный конституционно-правовой институт. Цель эта в общей форме прямо не формулируется конституционным правом, однако она пронизывает все правовые нормы данной отрасли, выступает объединяющим их началом;

по функциям , присущим каждому конституционно-правовому институту. Они определяют его место в системе отрасли в целом, характер связи отрасли и института, его взаимодействие с другими правовыми институтами. Функции каждого данного правового института показывают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет правового регулирования;

по принципам , свойственным каждому из конституционно-правовых институтов. То есть по тем руководящим началам, которым подчинено совокупное действие всех норм данного института.

Указанные специфические особенности в своей совокупности и определяют характер каждого из институтов конституционного права как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.

Институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны следующие специфические черты. Нормы этого института:

1) воздействуют на общественные отношения путем установления определенных начал устройства общества и государства ;

2) как правило, не порождают конкретных правоотношений ;

3) определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений , все стороны социальной реальности; нормам рассматриваемого института не могут противоречить никакие другие положения Конституции РФ;

4) адресованы всем субъектам права , всем правоприменяющим субъектам;

5) имеют способом своей защиты общий режим охраны Конституции , конституционного строя, могут быть изменены только путем принятия новой Конституции;

6) устанавливаются преимущественно в конституционной форме ;

7) являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормами-целями;

8) предполагают для практической и правовой реализации содержащихся в них целей "включение" всех отраслей права ;

9) призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей , основополагающих для данного общества и государства.

Нормы данного института по своим функциям являются определяющими для всех других институтов конституционного права, направляют все конституционно-правовое регулирование.

Нормы института конституционного права, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина :

1) воздействуют на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством естественными, неотчуждаемыми прав человека ;

2) реализуются по преимуществу вне конкретных правоотношений ;

3) входят в сферу взаимоотношений государства и личности ;

4) включают в качестве субъекта права человека (гражданина), как такового , вне связи его с каким-либо особым правовым статусом;

5) предусматривают особую систему охраны , не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции;

6) предполагают подключение многих других отраслей права , в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений (трудовых, гражданских, семейных и др.).

Институт, объединяющий нормы, регулирующие государственное устройство России, т.е. её федеративное устройство, отличается специфическим кругом субъектов, возникающих на их основе конституционно-правовых отношений, их особой правоспособностью. Имеются характерные черты и в составе норм данного института. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеральным и иными договорами.

Некоторые особенности присущи соотношению федеральных законов и нормативных правовых актов субъектов РФ по юридической силе. В предусмотренных Конституцией РФ случаях последние имеют приоритет перед федеральными законами (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ). Для норм данного института предусмотрен и особый характер их охраны, разрешения коллизий, возникающих в процессе правоприменения, - путем согласования или конституционного судопроизводства, через Конституционный Суд Российской Федерации.

Нормы института, который определяет систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеют следующие особенности:

1) это нормы преимущественно прямого регулирующего действия ; они реализуются в конкретных правоотношениях;

2) в качестве субъектов возникающих на их основе правоотношений выступают органы государства и органы местного самоуправления в их статусе органов народовластия;

3) преобладающая часть данных норм устанавливается на основе Конституции России в актах текущего законодательства, детально определяющих порядок образования органов, их компетенцию, формы деятельности;

4) для норм этого института характерно специфическое, отличное от других институтов, соотношение норм общефедеральных и норм, действующих на территории каждого из 8.. субъектов Российской Федерации , а также на территориях, в которых осуществляется местное самоуправление.

Таким образом, совокупность юридических особенностей, указанных выше, и придает определенной группе конституционно-правовых норм качество элемента отрасли, занимающего относительно самостоятельное положение в ее системе. Причем исходным началом, определяющим все юридические свойства элементов отрасли, является характер той сферы общественных отношений, которые регулируются составляющими эти элементы нормами, т.е. предмет правового регулирования.

Анализ системы отрасли конституционного права предполагает не только выявление ее составных частей, ее главных элементов, но и обоснование их соотношения и места каждого из них в этой системе.

В основе такого подхода к системе отрасли лежит реальное соотношение тех сфер общественных отношений, которые являются предметом регулирования нормами конституционно-правовых институтов. Однако это соотношение может рассматриваться лишь как первичная, исходная основа, определяющая структуру отрасли. Очевидно, что она имеет и правовую основу. Правовая основа заключается в том, что между конституционно-правовыми институтами существует такая правовая форма взаимодействия, в силу которой нормы одного института создают предпосылки для действия норм другого, определяют их направленность и содержание.

Нормы института, который закрепляет основы конституционного строя, занимают первое место в системе данной отрасли , поскольку в них содержатся исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов.

На следующем месте стоит институт, устанавливающий основы правового статуса человека и гражданина, его права, свободы и обязанности. Место этого института обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования всех государственных и общественных структур.

КП институт - это совокупность однородных правовых норм, регулирующих взаимосвязанные отношения

Нормы конституционного права объединяются в конституционно-правовые институты.

Конституционно-правовые институты-совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Главным критерием объединения норм в правовой институт выступает признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений, что влечет за собой и необходимое правовое единство соответствующих норм объединенных в институт, общую для них правовую специфику.

Такими институтами являются, например, институт главы государства, местного самоуправления и т.д. Конституционно-правовые институты существенно отличаются по объему регулируемых отношений, по числу норм и их юридической силе. Среди конституционно-правовых институтов выделяют комплексные (генеральные) институты, которые включают подинституты. Комплексными институтами являются, например, совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих народное представительство, права и свободы человека и гражданина и др.

Первый из них включает институты народного представительства на общегосударственном уровне (парламент), народного представительства в основных частях государства, народного представительства в муниципальных образованиях. Второй включает институты гражданских, политический, социальных, экономических и культурных прав. Нередко в конституциях указывается, какими актами регулируется тот или иной институт. Например, в Конституции Российской Федерации называется более десяти федеральных конституционных законов, которые становятся основой конституционно-правового регулирования института. В других странах для этого предусмотрены органические законы, принимаемые в особом порядке.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ — совокупность норм конституционного права, регулирующих группу однородных отношений в сфере действия конституционного права (институт прав и свобод, институт гражданства и др.); это составная часть конституционного права, выполняющая специализированные функции — урегулирование специфическими конституционно-правовыми средствами однородных по своему содержанию отношений, относящихся к предмету конституционного права.

Объединяясь в институты (нормативные комплексы), нормы конституционного права таким образом достигают системного комплексного воздействия на общественные отношения. Главным системообразующим признаком формирования К.-п.и. являются регулируемые конституционным правом отношения. В своем единстве конституционно-правовые нормы, распределенные по К.-п.и., отображают внутреннее строение конституционного права, его системную организацию, которой соответствует системность той сферы общественных отношений, которые составляют предмет конституционно-правового регулирования.

В системе конституционного права принято различать следующие группы норм, или институты :

1) нормы, закрепляющие основы конституционного строя РФ;

2) нормы, закрепляющие правовое положение (статус) личности в РФ;

3) нормы, определяющие федеративное устройство РФ, административно-территориальное устройство ее субъектов;

4) нормы, закрепляющие систему органов (институтов) государственной власти РФ, принципы их организации и деятельности (институты президентства, законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти);

5) нормы, закрепляющие систему местного самоуправления в РФ;

Конституционное право, как и другие правовые отрасли, выстраивается в систему институтов. Институт - это правовое образование-подсистема отрасли права, структурирующая правовые нормы в группы или комплексы и регулирующая определенный вид общественных отношений. В конституционном праве институты выстраиваются в иерархической последовательности, которая задается их юридическими свойствами.

Совокупность юридических особенностей каждой группы правовых норм придает им качество элемента отрасли. Исходным началом, определяющим все юридические свойства элементов отрасли, является характер той сферы общественных отношений, которые регулируются ими.

Основные институты конституционного права

Основные институты конституционного права, определенные Конституцией РФ, следующие:

  • 1) основы конституционного строя;
  • 2) основы правового статуса человека и гражданина;
  • 3) федеративное устройство государства;
  • 4) система государственной власти;
  • 5) система местного самоуправления.

В приведенной классификации каждый из выделяемых институтов отличается значительной широтой охвата и разнообразием регулируемых общественных отношений и может быть в свою очередь подразделен на подсистемы, или подинституты.

«Наиболее широкий и разнообразный круг общественных отношений вбирают в себя такие институты, как основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина и система государственной власти с их основными внутренними подразделениями (подсистемами).» Виноградов А. В . Конституционное право Российской Федерации. В 2. Ч. Часть 1 учебник для академического бакалавриата В. А. Виноградов С. В./ Васильева В. Д./ Мазаев под общ. Ред. В. А. Виноградова -- 4-е изд. перераб. и доп. -- Москва. Издательство Юрайт 2016 С.204

  • 1. Институт основ конституционного строя. Данный институт является центральным в системе конституционного права, базой для всей отрасли. Нормы данного института занимают первое место в системе конституционного права. В свою очередь, институт основ конституционного строя делится на подинституты:
    • а) основные принципы отношений человека и государства;
    • б) основные принципы устройства государства и организации государственной власти.

Институт основ конституционного строя направлен на регулирование концептуальных отношений между обществом и государством, своеобразного их соглашения, устанавливающего основные характеристики государства и места в нем личности. В институте основ конституционного строя преобладают общие и декларативные нормы, в результате действия которых возникают, общерегулятивные отношения. Свойством норм этого института является повышенная степень их стабильности, гарантированная сложной процедурой внесения изменений в первую главу Конституции РФ. Ст. 135 Конституции РФ от 21.07.14 г..

Основы конституционного строя можно подразделить на основы общественного строя и основы государственного строя либо представить в виде четырех элементов основ:

  • 1) политической системы;
  • 2) экономической системы;
  • 3) социальной системы;
  • 4) духовно - культурной системы государства и общества.
  • 2. Институт конституционных основ правового статуса человека и гражданина. Это самый крупный институт конституционного права, «закрепленный в большом количестве источников: Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.» Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: в 2-х т. Москва.: Норма, 2010. С.205

Нормы этого института также носят общий характер, как и возникающие правоотношения.

Институт основ правового статуса человека и гражданина включает в себя такие подинституты, как:

  • 1) гражданство;
  • 2) основные личные права и свободы человека и гражданина;
  • 3) основные политические права и свободы человека и гражданина;
  • 4) основные экономические права и свободы человека и гражданина;
  • 5) основные социальные права и свободы человека и гражданина;
  • 6) основные духовные и культурные права и свободы человека и гражданина;
  • 7) основные обязанности человека и гражданина.

Названный институт можно также дифференцировать с точки зрения носителей основных прав, свобод и обязанностей - субъектов - на две группы:

  • 1) права, свободы и обязанности, которыми обладают только граждане;
  • 2) права, свободы и обязанности, которыми обладает любой человек (каждый), включая иностранцев и лиц без гражданства.
  • 3. Институт федеративного устройства. Нормы данного института закрепляют федеративные отношения, лежащие в основе построения российского государства. В основном, нормы данного института отражены в Конституции РФ (гл. 2), а также в конституционно-правовых договорах (Федеративном договоре, договорах о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами).

Круг субъектов-адресатов норм института федеративного устройства состоит из Российской Федерации и ее субъектов.

Нормы этого института включает три типа субъектов: национально-государственные (республики), административно-территориальные (края, области, города федерального подчинения), национально-территориальные (автономная область, автономные округа), в соответствии с которыми строится система органов государства. Ст. 65 Конституции РФ от 21.07.2014 г.

Структура федеративного устройства раскрывается через такие составляющие, как: правовые принципы федеративных отношений; конституционно-правовой статус Федерации; конституционно-правовой статус субъектов РФ; правовые основы взаимоотношений Федерации и ее субъектов.

  • 4. Институт системы органов государственной власти. Структура института включает следующие части:
    • а) Президент;
    • б) Федеральное Собрание;
    • в) Правительство;
    • г) конституционно-правовые основы организации судебной власти;
    • д) конституционно-правовые основы организации органов государственной власти субъектов;
    • е) конституционно-правовые основы организации органов местного самоуправления;
    • ж) избирательная система.

На основе данных норм возникают как общие, так и конкретные правоотношения, в институте организации государственной власти и местного самоуправления значительную часть занимают так называемые «компетенционные» нормы, определяющие полномочия государственных органов.

5. Институт системы местного самоуправления.

Самым компактным по составу является институт системы местного самоуправления. Местное самоуправление наряду с государственной властью является формой осуществления народовластия. «Конституция РФ содержит основные положения о местном самоуправлении, которые развиваются в текущем законодательстве (федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и др.).» Виноградов А. В . Конституционное право Российской Федерации. В 2. Ч. Часть 1 учебник для академического бакалавриата В. А. Виноградов С. В./ Васильева В. Д./ Мазаев под общ. Ред. В. А. Виноградова -- 4-е изд. перераб. и доп. -- Москва. Издательство Юрайт 2016 С.143

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Его можно структурировать на подинституты, выделив в частности:

  • 1) основы местного самоуправления;
  • 2) самоуправление населения;
  • 3) конституционно-правовой статус муниципальных образований;
  • 4) систему органов местного самоуправления. Возможны и другие градации.

Конституционное право как совокупность норм имеет свою систему. Система есть внутреннее строение отрасли, ее структура, определяемая дифференциацией и интеграцией конституционно-правовых норм. Систему конституционного права обусловливают взаимосвязи норм данной отрасли права, их объединение в правовые институты.

В юридической литературе по конституционному праву не выработано единого подхода к делению отрасли конституционного права на правовые институты. Наиболее принятой является их классификация исходя из строения Конституции как основного источника конституционного права. Так как главным критерием разделения отрасли на институты является существование в ее рамках относительно обособленных и групп общественных отношений - объектов конституционно-правового регулирования, система конституционного права выглядит следующим образом:

1. Институт основ конституционного строя . Данный институт является центральным в системе конституционного права, базой для всей отрасли. В свою очередь, институт основ конституционного строя делится на пединституты: основные принципы отношений человека и государства:

основные принципы устройства государства и организации государственной власти.

Институт основ конституционного строя направлен на регулирование концептуальных отношений между обществом и государством, своеобразного их соглашения, устанавливающего основные характеристики государства и места в нем личности. Данный институт имеет в основном конституционное закрепление, ему посвящена первая глава Конституции РФ. В институте основ конституционного строя преобладают общие и декларативные нормы, в результате действия которых возникают, по большей части, общерегулятивные отношения. Свойством норм этого института является повышенная степень их стабильности, гарантированная сложной процедурой внесения изменений в первую главу Конституции РФ.

2. Институт нрав и свобод человека и гражданина . Это самый крупный институт конституционного права, закрепленный в большом количестве источников, начиная с международных конвенций о правах человека. Конституция РФ признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, признает их неотчуждаемость. Механизм реализации конституционных прав человека и гражданина воплощается в различных нормативных правовых актах. Нормы этого института также носят общий характер, как и возникающие правоотношения. Составные части института прав и свобод человека:

1) гражданство;

2) права, свободы и обязанности личности и механизмы их реализации;

3) пределы ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения;

4) гарантии реализации прав и свобод.

3. Институт федеративного устройства . Нормы данного института закрепляют федеративные отношения, лежащие в основе построения российского государства. В основном, нормы данного института отражены в Конституции РФ (гл. 2), а также в конституционно-правовых договорах (Федеративном договоре, договорах о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами). Круг субъектов - адресатов норм института федеративного устройства - состоит из Российской Федерации и ее субъектов.

4. Институт референдума и выборов как высших непосредственных форм народовластия. Нормы данного института определяют порядок реализации прав граждан на участие в референдуме и в выборах. Основной массив норм находится не в Конституции РФ, а в федеральных конституционных и федеральных законах (например, о референдуме Российской Федерации, об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).

5. Институт системы органов государственной власти и местного самоуправления . Структура института включает следующие части:

1)Президент РФ;

2) Федеральное Собрание Российской Федерации;

3) Правительство РФ:

4) конституционно-правовые основы организации судебной власти в Российской Федерации;

5) конституционно-правовые основы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Нормы данного института закреплены как в Конституции РФ, так и в иных актах (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде, о Правительстве РФ). На основе данных норм возникают как общие, так и конкретные правоотношения, в институте организации государственной власти и местного самоуправления значительную часть занимают так называемые «компетенционные» нормы, определяющие полномочия государственных органов.

6. Институт местного самоуправления . Нормы данного института определяют организацию местного самоуправления, которое наряду с государственной властью является формой осуществления народовластия. Конституция РФ содержит основные положения о местном самоуправлении, которые развиваются в текущем законодательстве (федеральные законы об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, о финансовых основах местного самоуправления в Российской федерации и др.).

7. Институт Конституции . Конституция - самостоятельный объект конституционно-правового регулирования, точнее, саморегулирования, так как именно в ней установлены положения о ее верховенстве, непосредственном действии, о порядке изменения положений Конституции. Необходимость выделения этого института обоснована важностью для конституционного права такого объекта регулирования, как Конституция. Ее нормы во многом являются служебными, так как объектом их регулирования выступают также правовые нормы. Однако данный институт содержит немало процессуальных норм, определяющих порядок принятия поправок к Конституции, пересмотра Конституции. Источником данного института является сама Конституция, а также Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

Многие институты конституционного права имеют межотраслевой характер и регулируются нормами других отраслей права. Например, в регламентации института избирательного процесса принимает участие административное право; институт общественных объединений широко регулируется также гражданским правом.

Вопрос 4: Конституционно-правовые отношения, их правовое и социальное содержание

Конституционно-правовое отношение - возникающая на основе норм конституционного права общественная связь между субъектами, выражающаяся в форме субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая принудительной силой государства.

Особенностями конституционно-правовых отношений являются:

1) специфика содержания. Конституционно-правовые отношения возникают в области общественных отношений, которые составляют предмет конституционного права;

2) специфика субъектного состава. Некоторые субъекты могут быть участниками только конституционно-правовых отношений;

3) специфика объектов конституционно-правовых отношений;

4) многообразие видов конституционно-правовых отношений и значительный удельный вес в нем общих (общерегулятивных) отношений.

Элементами, составными частями конституционно-правового отношения являются субъекты, объект и содержание правоотношения.

Субъекты конституционно-правовых отношений - участники общественных отношений, регулируемых конституционным правом, которые по своим особенностям фактически могут быть носителями юридических прав и обязанностей и которые приобрели свойства субъекта в силу норм конституционного права. Способность выступать субъектом конституционно-правовых отношений называется конституционной правосубъектностью.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений отличается определенной спецификой. Субъектами конституционно-правовых отношений могут выступать:

1. Народ как исторически сложившаяся в рамках определенной территории общность людей, которая является носителем суверенитета и единственным источником власти. Народ выступает в качестве субъекта в отношениях по осуществлению своей власти: избирательные отношения, референдумные отношения. Субъектом конституционного права в соответствующих отношениях является также население субъекта Российской Федерации, население муниципального образования.

2. Государство и ею территориальные единицы: Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, муниципальные образования. Эти субъекты выступают в отношениях суверенитета, обладания территорией и т. п. В отличие от, например, гражданских правоотношений в конституционно-правовых отношениях данные субъекты выступают сами по себе, а не через свои государственные органы, органы местного самоуправления.

3. Государственные органы: федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти; законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации; местные органы государственной власти * Правосубъектность государственных органов особая и называется компетенцией. Компетенция государственного органа - это совокупность предметов ведения (круга вопросов, по которым данный орган вправе принимать решения) и полномочий (прав и обязанностей) государственного органа.

* В ряде субъектов Федерации наряду с органами местного самоуправления на местном уровне действуют местные органы государственной власти (например, Удмуртская Республика).

4. Органы местного самоуправления.

5. Общественные и религиозные объединения - корпоративные субъекты, представляющие собой общности граждан, объединившихся по какому-либо признаку или для достижения определенных совместных целей.

6. Физические лица (индивиды) - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

7. Члены коллегиальных государственных органов и органов местного самоуправления - депутаты, члены избирательных комиссий и др.

Объектами конституционно-правовых отношений выступают высшие социальные ценности (блага) общества и индивида. Это социально-политические ценности: суверенитет, воспроизводство власти посредством выборов, республиканская форма правления, федерализм, разделение властей и т. п.; социально-экономические блага - собственность, земля и другие природные ресурсы и др.; личные блага - жизнь, достоинство личности, свобода, личная неприкосновенность и т. д.

Содержание конституционно-правовых отношений распадается на юридическое и фактическое (материальное). Юридическое содержание правоотношения представляет собой субъективные юридические права и обязанности его участников, определенные нормой конституционного права. Фактическое содержание - это фактическое поведение субъектов конституционно-правового отношения в пределах предоставленных субъективных юридических прав и обязанностей.

Субъективное право в юридическом содержании конституционно-правового отношения - это мера дозволенного поведения лица, наделенного этим правом. Субъективная обязанность - предписанная лицу мера необходимого поведения. Обязанности субъектов конституционно-правовых отношений различны. Выделяются общие обязанности, которые распространяются на всех субъектов (например, обязанность соблюдать Конституцию и законы), обязанности, которые могут принадлежать только определенным субъектам (например, обязанность общественных объединений ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с таким отчетом), конкретные обязанности, то есть такие, которые могут принадлежать только конкретному субъекту конституционного права (например, обязанность Президента РФ в течение четырнадцати дней подписать и обнародовать принятый федеральный конституционный закон).

Для возникновения, изменения или прекращения конституционно-правовых отношений необходимы юридические факты - жизненные обстоятельства, с которыми правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами могут быть либо события, либо действия.

События - это обстоятельства, не зависящие от воли людей. Например, рождение человека становится основанием возникновения у него личных прав - права на жизнь, на личную неприкосновенность, достоинство личности и др.

Действия как волевое поведение людей, внешнее выражение их воли и сознания разделяются на правомерные и неправомерные. Правомерное действие - это волевое поведение, которое соответствует правовым предписаниям, согласуется с содержанием прав и обязанностей субъектов. Неправомерное действие - это волевое поведение, которое не соответствует правовым предписаниям, ущемляет субъективные права, не согласуется с возложенными на лиц юридическими обязанностями.

Особенностью юридических фактов в конституционном праве является широкое распространение юридических фактов-состояний, то есть обстоятельств, которые существуют длительное время, непрерывно или периодически. К таким юридическим состояниям относится, например, состояние гражданства. Следует отметить, что правовые состояния одновременно сами являются правоотношениями.

Конституционно-правовые отношения, как правило, возникают, изменяются или прекращаются под действием не одного, а нескольких юридических фактов, образующих фактический состав. Фактический состав - система юридических фактов, необходимых для наступления юридических последствий (возникновения, изменения, прекращения правоотношения). Например, для возникновения у лица права быть избранным Президентом РФ необходим фактический состав, включающий несколько юридических фактов: гражданство Российской Федерации, достижение 35-летнего возраста, постоянное проживание в Российской Федерации в течение 10 лет, а также несостояние лица в должности Президента РФ в течение двух предыдущих сроков полномочий.

Классификация конституционно-правовых отношений проводится по нескольким основаниям.

1. По способу индивидуализации субъектов конституционно-правовые отношения разделяются на общие и конкретные. Общими правоотношениями являются правоотношения, основанные на таких общих правах и обязанностях. субъекты которых не имеют поименной индивидуализации. Субъектами таких правоотношений выступают все субъекты в рамках правовой системы, каждый находится в отношении с каждым. Положение каждого субъекта общего правоотношения отличается особым юридическим состоянием, особыми юридическими позициями в отношении других субъектов. Например, право на охрану здоровья и медицинскую помощь принадлежит каждому человеку, всякий обязан не противодействовать другому в реализации этого права.

Конкретные правоотношения - это отношения, субъекты (хотя бы одна из сторон правоотношения) которых определены путем поименной индивидуализации. Конкретные правоотношения разделяются на относительные и абсолютные. В относительных правоотношениях поименно определены все субъекты (например, правоотношение между Государственной Думой и Президентом РФ по даче согласия на назначение Председателя Правительства РФ). В абсолютных правоотношениях поименно определена одна сторона - носитель субъективного права. Все другие лица являются носителями юридической обязанности не препятствовать осуществлению управомоченным лицом своего права. Абсолютным, например, является правоотношение, возникающее на основе ч. 1 ст. 105 Конституции РФ, которая устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой. Таким образом, только Государственная Дума выступает носителем права принимать федеральные законы. Все остальные государственные органы и должностные лица не вправе нарушать это право каким-либо образом и обязаны соблюдать его.

2. В зависимости от функций норм, на основе которых возникают конституционно-правовые отношения, последние разделяются на регулятивные и охранительные правоотношения. Регулятивные отношения возникают вследствие правомерного поведения их субъектов на основе действия регулятивных норм, через них реализуются их права и обязанности. Охранительные отношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов на основе охранительных юридических норм, через них реализуются меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав.

3. Регулятивные отношения в зависимости от характера прав и обязанностей субъектов и разновидностей регулятивных конституционно-правовых норм разделяются на правоотношения активного и пассивного типа. Правоотношения активного типа складываются на основании обязывающих норм, возлагают на лицо обязанность совершить определенные действия (например, правоотношение, возникающее на основе ч. 1 ст. 112 Конституции РФ, содержанием которого является обязанность Председателя Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представить Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти). Конституционно-правовые отношения пассивного типа складываются на основании управомочивающих и запрещающих норм и характеризуются пассивной обязанностью обязанного субъекта соблюдать права другого лица (в случае действия управомочивающих норм примером может быть уже упоминавшаяся ч. 1 ст. 105 Конституции РФ) или соблюдать установленный запрет (в отношении, основанном на запрещающей норме, например, норме ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, запрещающей принудительный труд).

Конституционно-правовые отношения могут быть классифицированы и по иным основаниям, например, на материальные и процессуальные, на временные и постоянные (правовые состояния), по конституционно-правовым институтам, на основе которых они воаникают, и т. д.