Особенная часть трудового права включает. Из чего состоит система трудового права в России? Что представляет собой система трудового права

ТП - самостоятельная отрасль российского права, регулирующая трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения независимо от форм собственности и организационно-правовых способов и видов хозяйствования. Данная отрасль права регулирует не все общественные отношения, связанные с трудом. Трудовое право не регулирует: 1.техническую сторону труда (для этого существуют различные технические правила, инструкции); 2.труд выполняемый на условиях гражданско-правового договора и военнослужащих; 3.индивидуальный труд (труд на приусадебном участке). Система ТП - это совокупность правовых норм, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, сгруппированные в относительно самостоятельные структурные образования (институты и субинституты) в зависимости от специфики данных общественных отношений. Вся система отрасли трудового права делится на общую и особенную части. В общую часть входят нормы, распространяющиеся на все общественные отношения, регулируемые трудовым правом, т.е. нормы, определяющие цели, задачи, принципы и методы правового регулирования труда, основные трудовые права работников и работодателей, сферу действия трудового права, разграничение компетенции РФ, ее субъектов и органов МСУ по правовому регулированию труда, основания возникновения трудовых отношений. В особенную часть трудового права входят следующие правовые институты: занятости и трудоустройства граждан; трудового договора; рабочего времени и времени отдыха; оплаты труда; дисциплины труда; материальной ответственности сторон трудового договора; охраны труда; защиты трудовых прав; разрешения трудовых споров и т.д. Система трудового права закрепляется системой трудового законодательства, под которой следует понимать совокупность НПА о труде. Основу системы трудового законодательства составляет ТК РФ. Структура ТК в основном, построена в соответствии с системой отрасли трудового прав, но имеются и отличия. Так, например, в ТК выделены в отдельные главы специальные нормы о труде женщин и лиц с семейными обязанностями (гл.41), работников в возрасте до 18 лет (гл.42) и др. От системы отрасли трудового права следует отличать системы науки и учебного курса трудового права. Предметом изучения науки является не только российское, но и зарубежное трудовое право, международно-правовое регулирование труда. В предмет учебного курса входит изучение норм, регулирующих трудовые и непосредственно с ними связанных отношений.

    Понятие и содержание предмета трудового права.

Предмет трудового права -это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе организации и применения наемного труда на основании трудового договора . Предмет трудового права составляют 2 группы общественных интересов: 1 .Трудовые отношения; 2 .Отношения, непосредственно связанные с трудовыми. Законодательное определение трудовых отношений содержится в ст.15 ТКРФ. Трудовые отношения -отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными НПА, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Признаки трудовых соглашений: 1. сторонами выступают работник и работодатель; 2 .носят волевой характер; 3 .работник принимается на работу и включается в трудовой коллектив конкретной организации; 4 .прием работника на работу закрепляется особым юр. фактом-трудовым договором; 5 .личное выполнение работником трудовой функции; 6 .возмездный характер; 7 .протекают в условиях подчинения работником правилам внутреннего распорядка; 8 .обязанность по обеспечению условий труда возложена на работодателя; 9 .имеют длящийся характер. К непосредственно связанным с трудовыми ст.1 ТК относит отношения по: 1 .организации труда и управлению трудом; 2 .трудоустройству у данного работодателя; 3 .профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя; 4 .социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; 5 .участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях; 6 .материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; 7 .разрешению трудовых споров; 8 .надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права; 9 .обязательному соц. страхованию в случаях, предусмотренных фед. законами. В предмете трудового права трудовые отношения занимают центральное место. Иные, непосредственно связанные с ними, отношения либо предшествуют трудовым (отношения по трудоустройству и занятости), либо сопутствуют (по организации и управлению трудом), либо следуют за трудовыми (по разрешению трудовых споров, если предметом спора является неправомерное увольнение работника). В любом случае, существование этих отношений невозможно без возникновения трудовых.

    Понятие и особенности метода правового регулирования трудовых отношений.

Метод трудового права -совокупность специфических приемов и способов, применяемых государством для регулирования посредством норм трудового права трудовых и иных, непосредственно связанных с трудовыми, отношений. Для метода трудового права характерны следующие особенности: 1.Сочетание централизованного и локального регулирования. В централизованном порядке устанавливаются основные, единые для всех гарантии и компенсации в сфере труда: 40-часовая рабочая неделя, продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска в 28 календарных дней, минимальная оплата сверхурочной работы-за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы-не менее чем в двойном размере и др. На локальном уровне регламентируются вопросы, которые позволяют учесть специфику работы конкретной организации или у работодателя индивидуального предпринимателя: режим рабочего времени и времени отдыха, содержание коллективного договора, график отпусков и др. 2.Договорный характер труда и обеспечение его условий. Регулирование трудовых отношений осуществляется на основании заключения, изменения и дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Ст.9 ТКРФ устанавливает, что договоры и соглашения не могут содержать условий, снижающие гарантии трудовых прав работников по сравнению с трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению. 3.Равноправие сторон трудовых отношений с подчинением в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка данной организации. Равноправие сторон проявляется на стадии заключения трудового договора, в сфере социального партнерства (ст.24ТКРФ), далее, как следует из определения трудовых отношений-работник обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, то есть подчиняться правилам, установленным работодателем. 4.Своеобразие способов защиты трудовых прав. Проявляется в сочетании действий органа трудового коллектива (комиссии по трудовым спорам) с судебной защитой при разрешении индивидуальных трудовых споров и паритетного органа (примирительной комиссии) и третейского (посредника или трудового арбитража) по коллективным спорам, а также закрепление права на забастовку. Способы защиты трудовых прав и свобод указаны в ст. 352 ТК: -самозащита работниками трудовых прав; -защита трудовых прав и законных интересов работников профсоюзами; -судебная защита; -гос-ый надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права. 5.Единство и дифференциация правового регулирования труда. Единство выражается в общих основных принципах правового регулирования трудовых отношений, в единых правах и обязанностях работников и работодателей, в распространении основных актов трудового законодательства на всю территорию РФ и т.д. Дифференциация норм трудового права, т.е. различие правового регулирования труда, проводится по следующим направлениям, которые учитываются законодателем в процессе правотворчества: -вредность и тяжесть условий труда (законодательством установлено сокращенное рабочее время, дополнительные допуска и др); -климатические условия Крайнего Севера и приравненных к нему местностей; -субъективные основания (ограниченная трудоспособность инвалидов, психофизиологические особенности организма несовершеннолетних работников и др.); -специфика трудовых связей (лица, работающие вахтовым методом, сезонные, временные работники, надомники и т.п). 6.Участие работников через своих представителей или профсоюзы в правовом регулировании труда.

    Цели, задачи, функции трудового права и нормы их реализующие.

Цель трудового законодательства -это то, к чему должны стремится законодатели и правоприменители при реализации трудовых правоотношений. В соответствии со ст. 1 ТКРФ целями трудового законодательства являются: 1.Установление гос. гарантий трудовых прав и свобод граждан. Основные права и гарантии в сфере труда определены в Конституции РФ: свобода труда, запрет принудительного труда и дискриминации в сфере труда, право на охрану труда, на отдых и др. 2.Создание благоприятных условий труда. С целью создания таких условий работодатель обязан: предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором с своевременным обеспечением работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей, обеспечивать безопасные условия труда, выплачивать в полном размере и в установленные сроки з/п, возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях установленных законодательством. 3.Защита прав и интересов работников и работодателей. Для этого законодательством закреплены положения, устанавливающие право работников и работодателей на объединения, право каждого на защиту трудовых прав в судебном порядке. Трудовое законодательство предусматривает дисциплинарную и материальную ответственность сторон трудового договора. Задачи трудового законодательства -это то, для чего существуют НПА, регулирующие отношения в сфере труда. Они, прежде всего, должны определять направления развития законодательства, обозначать основные проблемы правового регулирования. В числе основных задач в ст.1 ТКРФ закреплено: -создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства; -правовое регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений. Функция права -это социальное назначение права и направления правового воздействия на общественные отношения. Трудовое право выполняет следующие основные функции: Социальную . Она отражается в нормах по реализации принципа свободы труда, других конституционных прав и свобод граждан, в нормах по обеспечению безопасных условий труда, ограничении продолжительности рабочего времени, оплаты труда и др. Защитную . Она выражается в установлении высокого уровня условий труда, надзоре и контроле за соблюдением трудового законодательства, правил охраны труда, в установленном законодательстве о труде порядке разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров. Воспитательную . Отражается в нормах о применении мер поощрения за добросовестный труд, мер дисциплинарной и материальной ответственности работников, материальной ответственности работодателя. Производственную . Выражается в стимулировании качественной работы путем регулирования заработной платы, установлении надбавок и доплат, в нормах трудовой дисциплины. Развития производственной демократии. Она выражается в нормах о праве работников на участие в управлении организацией, правах и гарантиях профсоюзных органов, дополнительных юридических гарантиях работникам – членам профсоюзов, работникам – членам представительного органа работников.

    Понятие и виды источников трудового права, их классификация.

Под источниками трудового права следует понимать нормативные правовые акты и нормативные договоры, регулирующие трудовые и другие тесно связанные с ними отношения. В общей теории права источники принято подразделять на виды в зависимости от органов, их принимающих, а следовательно, и от их юридической силы. 1.Конституция РФ; 2.ТКРФ; 3.Международные акты: акты организации объединенных наций (такие как: Всеобщая декларация прав человека, О гражданских и политических правах); акты совета европы (Конвенция о защите прав человека и основных свобод); акты международной организации труда (декларации, конвенции, рекомендации). 4.иные ФЗ (прим.: ФЗ «о занятости населения в РФ», «О минимальном размере оплаты труда); 5.Постановления правительства; 6.Указы президента; 7.актф федеральных ОИВ; 8.уставы; 9.законы и иные НПА субъектов федерации; 10.акты органов МСУ; 11.локальные нормативные акты. По содержанию и целевой направленности источники трудового права следует подразделять на нормативные акты: регулирующие общие вопросы трудового права (Конституция РФ, ТКРФ); регулирующие отдельные вопросы конкретных институтов, входящие в систему трудового права; регулирующие трудовые правоотношения специальных субъектов (прим. ФЗ «О гос. гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях). По сфере действия источники следует подразделять на федеральные (акты органов РФ), региональные (акты субъектов Федерации), территориальные (акты органов МСУ) и локальные (акты конкретных организаций: коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда и т.д.)

    Действие источников трудового права во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие источников в пространстве. Статьей 13 ТК установлены следующие правила действия источников трудового права в пространстве: -фед. законы и иные НПА РФ, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории росии, если в этих нормативных правовых актах не предусмотрено иное; - законы и иные НПА субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта РФ; -НПА органов МСУ, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования; принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы. Действие источников во времени. По общему правилу закон или иной НПА, содержащий нормы о труде, вступает в силу со дня, указанного в самом акте, или специальном акте о его введении в действие. Если дата не указана, то НПА вступает в силу по истечении определенного времени после официального опубликования. Законы вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования. Указы президента и постановления правительства, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, вводятся в действие по истечении 7 дней после их опубликования. НПА федеральных ОИВ вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования. Закон или иной НПА, содержащий нормы трудового права либо отдельные их положения, прекращают свое действие в связи с: истечением срока действия; вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы; отменой (признанием утратившей силу) данного акта либо отдельных его положений актом равной или высшей юридической силы. Закон или иной НПА, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие коллективного договора, соглашения во времени определяется их сторонами в соответствии с ТКРФ. Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи с: истечением срока действия; отменой (признанием утратившей силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом; вступлением в силу закона или иного НПА, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения. Действие источников по кругу лиц. Общие правила действия норм трудового законодательства установлены ст.11 ТК. В соответствии с указанной нормой правила, установленные трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на следующих участников трудовых отношений: -всех работодателей; -иностранных граждан; лиц без гражданства; организации, созданные или учрежденные иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием; международные организации и иностранных юридических лиц. В ч.8 ст.11 содержится перечень лиц, на которых не распространяется трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, это: -военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы; -члены советов директоров, организаций; -лица работающие на основании договоров гражданско-правового характера.

    Локальные нормативные акты как источник трудового права. Участие работников в разработке и утверждении ЛНА

Работодатели, за исключением работодателей-физ. лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции. К локальным нормативным актам, содержащим нормы трудового права, относятся такие акты, как правила внутреннего распорядка, должностные инструкции, графики отпусков, положения об оплате труда и др. В случаях, предусмотренных законодательством, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников. В качестве представителей работников могут выступать как первичная профсоюзная организация, так и иные представители, избираемые работниками (ч.2 ст.29 ТК). В соответствии со ст.372 ТК работодатель обязан направить проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации. Тот, в свою очередь, не позднее 5 рабочих дней со дня получения проекта должен направить работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме. В том случае, если мнение профсоюза не содержит согласия с проектом локального нормативного акта или содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласится с ним либо обязан в течении 3 дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с представителями профсоюза работников. При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт. Представители работников имеют право обжаловать принятый документ в гос-ую инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном гл.61 ТК. Таким образом, хотя процедура учета мнения профсоюзного органа является для работодателя обязательной, по сути, она его ни к чему не обязывает, т.к. в конечном результате локальный нормативный акт может быть принят и без согласия профсоюза. Следует отметить что принятие локальных нормативных актов является правом, а не обязанностью работодателя. Исключения составляют те локальные нормативные акты, обязательное наличие которых у работодателя предусмотрено трудовым законодательством: документы, устанавливающие порядок обработки персональных данных работников; правила и инструкции по охране труда; график предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков. Ч.4 ст.8 предусматривает, что не подлежат применению локальные нормативные акты: ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством; принятые без учета мнения представительного органа работников.

    Принципы трудового права и их реализация через нормы трудового законодательства.

Принципы трудового права – выраженные в праве главные и руководящие положения, определяющие направленность и содержание политики государства в области занятости, организации и применения труда и отражающие суть действующего трудового права.

Система принципов трудового права включает в себя:

    принципы привлечения к труду, обеспечения занятости и использования рабочей силы:

    обеспечение свободы труда и занятости, запрещение принудительного труда;

    обеспечение права на труд, на защиту от безработицы, содействие в трудоустройстве, материальная и моральная поддержка при безработице;

    обеспечение равноправия в труде и занятости, запрет дискриминации в труде;

    принципы высокого уровня условий труда и охраны трудовых прав:

    обеспечение права на справедливое вознаграждение по трудовому вкладу и не ниже государственного минимума оплаты труда;

    обеспечение права на охрану труда, на безопасность рабочего места, защиту от трудового увечья и возмещение ущерба при таком увечье. Особая охрана труда женщин, молодежи и других работников, нуждающихся в специальной защите;

    обеспечение права на ограничение рабочего времени, на отдых, включая выходные, праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск;

    обеспечение права на защиту трудовых прав, включая судебную защиту, на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку;

    обеспечение права работодателя требовать от работников исполнения обязанности добросовестного труда, бережного отношения к имуществу производства и право работников требовать от работодателя (администрации) соблюдения им трудовых обязанностей, трудового законодательства;

    обеспечение права на обязательное социальное страхование работников;

    принципы производственной демократии и развития личности трудящихся:

    обеспечение права на бесплатную профессиональную подготовку, переквалификацию, на сочетание труда с обучением, повышением квалификаци;

    установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;

    обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;

    обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора;

    обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

    Понятие и виды субъектов трудового права. Правовой статус субъектов трудового права, его значение и элементы.

Субъекты трудового права - это участники трудовых и иных непосредственно с ними связанных отношений, которые обладают определенными правами и обязанностями. Виды субъектов: 1 .граждане (работники); 2 .работодатели (физ. и юр. лица); 3 .органы службы занятости; 4 .профсоюзные органы и иные уполномоченные представители работников; 5 .органы контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства; 6. комиссии по трудовым спорам и др. Для того чтобы стать субъектом трудового права необходимо обладать трудовой правосубъектностью. Она включает в себя 3 элемента: 1.правоспособность-это признаваемая законом способность иметь трудовые права и обязанности; 2.дееспособность-способность в соответствии с законодательством своими действиями осуществлять трудовые права и обязанности; 3.деликтоспособность-способность отвечать за трудовые правонарушения. Правовое положение субъекта, закрепленное трудовым законодательством, называется правовым статусом субъекта трудового права. В содержание правового статуса входят следующие элементы: 1.Основные (статутные) трудовые права и обязанности . Они закреплены в нормах трудового законодательства (конституции РФ, ТКРФ). 2.Юр. гарантии трудовых прав предусмотрены НПА РФ, субъектов РФ, локальными НПА . К ним, например, относятся нормы о разрешении трудовых споров, охране труда и пр. 3.Ответственность за ненадлежащее выполнение или нарушение трудовых обязанностей. Предусматривается нормами не только трудового, но и др. отраслей права. Например, при нарушении работодателем законодательства об охране труда, при невыплате з/п работодатель может нести административную и даже уголовную ответственность.

    Работник (гражданин) как субъект трудового права.

Работник – физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Гражданин становится субъектом трудовых правоотношений еще до их возникновения - на этапе поиска подходящей работы. При этом возникают отношения по трудоустройству и занятости. При поступлении на работу гражданин приобретает правовой статус работника. Трудовое законодательство устанавливает начало общей трудовой праводееспособности гражданина начиная с 16 лет. Для приема на некоторые виды работ (например, вредные, тяжелые и опасные) устанавливается более высокий предел-18лет (или даже 21 год). Лица, получившие основное общее образование и достигшие возраста 15 лет, могут заключать с этого возраста трудовые договоры. С согласия одного из родителей (либо лиц, их заменяющих) для подготовки молодежи к производственному труду разрешается заключать трудовой договор с лицом, достигшим 14-летнего возраста и привлекать их в свободное от учебы время на легких работах, незапрещенных законодательством. К основным трудовым правам каждого работника относятся:- заключение, изменение и расторжение трудового договора; -предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором; -рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором; -своевременная и в полном объеме выплата заработной платы в соответствии с квалификацией работника, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; -отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков; -полное достоверное информирование об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте; -профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работника; -объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов; -участие в управлении организацией в предусмотренных федеральными законами и коллективным договором формах; -ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также информирование о выполнении коллективного договора, соглашений; -защита трудовых прав, свобод и законных интересов работника всеми не запрещенными законом способами; -разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном федеральными законами; - возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном федеральными законами; -обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами. Работник обязан: - добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; -соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации; -соблюдать трудовую дисциплину; -выполнять установленные нормы труда; -соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; -бережно относиться к имуществу работодателя и других работников; -незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.

    Работодатель как субъект трудового права.

В трудовом праве термин «работодатель» обозначают физ. либо юр. лицо (организацию), вступившие в трудовые отношения с работником. Возникновение трудовой работодательской правосубъектности юр. лица связано с совершением определенных юр. фактов: гос. регистрации уполномоченным органом; утверждением штатного расписания; формированием фонда оплаты труда. В случаях, предусмотренных фед. законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. В качестве работодателей могут также выступать и физ. лица. Работодателями-физ. лицами признаются (ч.5 ст20ТК): -физ. лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве ИП и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юр. лица, а также частные нотариусы, адвокаты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с фед. законами подлежит гос. регистрации и лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности; -физ. лица, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (работодатели – физ. лица не являющиеся ИП). Заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право физ. лица, достигшие возраста 18 лет, при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а также лица, не достигшие указанного возраста-со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме. Физ.лица, имеющие самостоятельный доход, достигшие возраста 18 лет, но ограниченные судом в дееспособности, имеют право с письменного согласия попечителей заключать трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства. От имени физ. лиц, имеющих самостоятельный доход, достигших возраста 18лет, но признанных судом недееспособными, их опекунами могут заключаться трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания этих физ. лиц и помощи им по ведению домашнего хозяйства. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, за исключением несовершеннолетних приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме, могут заключаться трудовые договоры с работниками при наличии собственных заработка, стипендии, иных доходов и с письменного согласия своих законных представителей (родителей, опекунов, попечителей).

Работодатель имеет право:- заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами;- вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;- поощрять работников за добросовестный эффективный труд;- требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации;- привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в установленном порядке;- принимать локальные нормативные акты;- создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них. Обязанности работодателя:- соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;- предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;- обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;- обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;- обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;- выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовыми договорами;- вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ.

    Профсоюзы, как субъекты трудового права.

Профсоюзы - это добровольные общественные объединения граждан, связанных общими производственными и профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Законодательство о профессиональных союзах состоит из Конституции РФ, ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8.12.1995г., Закона РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991г., а также гл.58 ТКРФ. В указанных нормативных актах закрепляется правовой статус профессиональных союзов как субъектов трудового права. Основным направлением деятельности профсоюзов является выполнение ими функций представительства и защиты. В соответствии с законодательством профсоюзы являются представителями работников, состоящих в профсоюзе, и защищают их права и интересы по вопросам трудовых и связанных с трудом отношений. В области коллективных споров профсоюзы представляют и защищают интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном законом порядке. Реализуя свое право на защиту и представительство, профсоюзы представляют интересы работников при заключении коллективных договоров и соглашений при осуществлении контроля за соблюдением трудового законодательства (в том числе через инспекции труда профсоюзов), участвуют в отношениях по организации труда и управлению трудом, по формированию гос. политики занятости (выполняя тем самым представительскую функцию). Профсоюзы участвуют в правовом регулировании социально-трудовых отношений на всех его этапах, начиная с правотворческого процесса, на этапе правоприменения, в профилактике нарушения трудового законодательства до стадии восстановления нарушенного права

    Понятие трудового правоотношения, его стороны.

О трудовых правоотношениях можно говорить в широком и узком смысле. В широком смысле под «трудовыми правоотношениями» понимаются все отношения, входящие в предмет трудового права. В узком смысле-конкретные отношения между работником и работодателем, возникающие на основании трудового договора, либо на основании и в порядке предусмотренном ст.16 ТК РФ. Трудовые отношения отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными НПА, содержащими нормы трудового прав, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. При этом работник-всегда физ. лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодатель-физ. лицо либо юр. лицо (организация) вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных фед. законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. Заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право физ. лица, достигшие возраста 18лет, при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а также лица, не достигшие указанного возраста, со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме. Физ. лица, имеющие самостоятельный доход, достигшие возраста 18лет, но ограниченные судом в дееспособности, имеют право с письменного согласия попечителей заключать трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства. От имени физ. лиц, имеющих самостоятельный доход, достигшие возраста 18лет, но признанных судом недееспособными, их опекунами могут заключаться трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания этих физ. лиц и помощи им по ведению домашнего хозяйства. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, за исключением несовершеннолетних, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме, могут заключать трудовые договоры с работниками при наличии собственных заработка, стипендии, иных доходов и с письменного согласия своих законных представителей. Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физ. лицом, являющимся работодателем; органами управления юр. лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законами, иными НПА, учредительными документами юр. лица и локальными нормативными актами.

    Причины возникновения, изменения и прекращения трудового правоотношения.

Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с действующим законодательством. В случаях и порядке, которые установлены законом, иным НПА, содержащим нормы трудового права или уставом организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате: 1. Избрания (выборов) на должность; 2. избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; 3. назначения на должность или утверждения в должности; 4. направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты; 5 .судебного решения о заключении трудового договора; 6. фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен. Трудовые отношения могут быть изменены вследствие перевода работника (постоянного или временного) или изменения условий трудового договора в порядке установленном законодательством. Прекращение трудовых правоотношений связано с прекращением действия трудового договора.

    Понятие, система и формы социального партнерства, его значение для регулирования трудовых отношений.

Соц. партнерство представляет собой систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами гос. власти, органами МСУ, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Соц. партнерство представляет собой целостную систему, которая создается и работает на различных уровнях. Согласно ст.26 ТК соц. партнерство осуществляется на: -федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в РФ; -межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ; -отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях); -территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании; -локальном ровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда. Формы соц. партнерства - это способы осуществления соц. партнерства, конкретные виды взаимодействия сторон соц. партнерства в целях согласованного регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними, отношений. Согласно ст.27 ТК соц. партнерство осуществляется в формах: оллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению; частия работников, их представителей в управлении организацией; частия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров; заимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства.

    Понятие и принципы социального партнерства.

Соц. партнерство представляет собой систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами гос. власти, органами МСУ, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Согласно ст.24 ТК основными принципами соц. партнерства являются: 1.равноправие сторон; 2.уважение и учет интересов сторон; 3.заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; 4.содействие гос-ва в укреплении и развитии соц. партнерства на демократической основе; 5.соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства; 6.полномочность представителей сторон; 7.свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; 8.добровольность принятия сторонами на себя обязательств; 9.реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; 10.обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; 11.контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; 12.ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

    Представители работников и работодателей в системе социального партнерства. Гарантии для выборных представителей работников.

Представлять интересы работников в социальном партнерстве могут профсоюзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками. По общему праву представлять интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем уполномочена первичная профсоюзная организация. При этом, в соответствии с трудовым законодательством, первичная профсоюзная организация должна представлять интересы не только членов профсоюза, а также интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзе в случаях, предусмотренных ст.37 ТК. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией. На локальном уровне представлять интересы работников могут не только первичные профсоюзные организации, но и иные представители работников. Такие представители могут быть избраны из числа работников на общем собрании путем тайного голосования. В соответствии с ч.1 ст.31 ТК иные представители могут быть уполномочены работниками только в двух случаях: 1.если работники не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации; 2.если не одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников. При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работников могут представлять только соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов и объединения территориальных организаций профсоюзов. Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель-индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица. При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей. Объединение работодателей- некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами гос. власти и органами МСУ. Особенности правового положения объединения работодателей установлены ФЗ «об объединениях работодателей». Представителями работодателей- федеральных гос-ых учреждений, гос. учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и др. организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие фед. ОИВ,ОИВ субъектов РФ, иные гос. органы, органы МСУ.

    Коллективные переговоры: участники, порядок проведения, значение.

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ - одна из важнейших форм социального партнерства, подготовки и заключения коллективных договоров и соглашений, обеспечивающих эффективную социальную защиту работников, разрешения коллективного трудового спора.

Любая из сторон социального партнерства имеет право инициировать К. п. по разработке, заключению и изменению коллективного договора. Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале К. п., обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения К. п. ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению К. п. и их полномочий. Днем начала К. п. является день, следующий за днем получения инициатором проведения К. п. указанного ответа.

Представители сторон, участвующие в К. п. свободны в выборе вопросов, касающихся социально-трудовых отношений (ст. 37 ТК РФ). Российское законодательство соответствует в этом аспекте международно-правовым нормам. Конвенция МОТ 1949 г. № 98 о применении принципов права на организацию и ведение К. п. устанавливает, что они проводятся с целью регулирования УТ путем заключения коллективных договоров, и призывает осуществлять меры, способствующие полному развитию и использованию процедуры ведения переговоров на добровольной основе между работодателями или организациями работодателей и организациями работников.

Согласно ст.2 Конвенции МОТ 1981г. (№154) о содействии К. п. термин "коллективные переговоры" означает:

все переговоры, которые проводятся между предпринимателем или группой предпринимателей (одной или несколькими организациями предпринимателей) и одной или несколькими организациями трудящихся в целях определения УТ и занятости;

регулирование отношений между предпринимателями (или их организациями) и трудящимися (или организациями трудящихся).

Порядок ведения К. п. установлен ст. 37 ТК РФ.

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения К. п., разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее - единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале К. п. по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале К. п. от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале К. п. от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения К. п.

Участники К. п., другие лица, связанные с ведением К. п., не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами.

Сроки, место и порядок проведения К. п. определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Если в ходе К. п. не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе К. п. по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном ст. 38 ТК РФ.

Для лиц, участвующих в К. п., установлены гарантии и компенсации. Они освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более чем на 3 месяца (ст. 39 ТК РФ). Исчисление средней заработной платы осуществляется в соответствии с правилами, определенными в ст. 139 ТК РФ.

Все затраты, связанные с участием в К. п., компенсируются в порядке, предусмотренном законодательством, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением (ст. 39 ТК РФ).

Представители работников, участвующие в К. п., в период их ведения не могут быть (без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа) подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на др. работу или уволены по инициативе администрации (работодателя), если только они не совершили дисциплинарный проступок, за который предусмотрено увольнение с работы (ст. 39 ТК РФ).

    Понятие, стороны и порядок заключения коллективного договора.

Коллективный договор - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Сторонами коллективного договора выступают:1) работники в лице одного или нескольких профсоюзных органов или иные уполномоченные работниками представительные органы; 2) работодатели в лице администрации организации, предприятия, учреждения, филиала или представительства. Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров. Представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения уведомления. Участники коллективных переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях. При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем. Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном законодательством по рассмотрению коллективных трудовых споров (примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, забастовка). При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение 3 месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. При этом неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с ТКРФ, иными ФЗ. Коллективный договор заключается на срок не более 3 лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более 3 лет.

    Структура и содержание коллективного договора.

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В ст.41 ТК содержится примерный перечень вопросов, которые могут быть урегулированы коллективным договором, это: 1. формы, системы и размеры оплаты труда; 2. выплата пособий, компенсаций; 3. занятость, переобучение, условия высвобождения работников; 4. рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков; 5 .механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; 6 .улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи; 7. соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья; 8. экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве; 9. гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением; 10. оздоровление и отдых работников и членов их семей; 11. частичная или полная оплата питания работников; 12. отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора; 13. другие вопросы, определенные сторонами. В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными НПА, соглашениями

    Порядок заключения, виды и значение социально-партнерских соглашений.

Виды социально-партнерских соглашений.

    Генеральное соглашение - устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне.

    Региональное соглашение - устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта РФ.

    Отраслевое (межотраслевое) соглашение - определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое соглашение может быть федеральным, региональным и территориальным.

    Территориальное соглашение – устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории определенного муниципального образования (города, района).

По договоренности сторон соглашение может быть двух- или трехсторонним (трипартизм - когда третьей стороной является орган исполнительной власти).

Участники соглашений на федеральном уровне.

    Генерального - общероссийское объединение профсоюзов, работодателей и Правительство РФ (Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений).

    Отраслевого (межотраслевого) - отраслевые общероссийские профсоюзы и их объединения, объединения работодателей и Минтруда РФ.

Участники соглашений на уровне субъектов РФ и муниципальных образований.

    Регионального - региональные профсоюзы и их объединения, объединения работодателей и орган исполнительной власти субъекта РФ.

    Отраслевого (межотраслевого) - соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей и орган по труду субъекта РФ.

    Территориального - соответствующие профсоюзы, их объединения, объединения работодателей и органы местного самоуправления.

Соглашение разрабатывается в ходе коллективных переговоров. Содержание и структуру соглашений определяют стороны в лице их представителей, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяются трехсторонней комиссией. Срок действия соглашения определяют стороны, но не более чем на три года. На такой же срок соглашение может быть продлено.

Контроль за выполнением соглашений всех уровней осуществляют стороны, их представители, компетентные органы по труду.

    Процедура регистрации коллективных договоров и соглашений. Порядок действия коллективных договоров и соглашений.

Система отрасли трудового права, система трудового законодательства, а также система науки трудового права – это взаимосвязанные, но разные понятия. Все эти системы строятся в зависимости от их целей и предмета.

Системой отрасли трудового права принято называть сложившуюся внутреннюю структуру права, т.е. классификацию его норм по предмету отрасли в однородные группы (институты и подинституты). Систему отрасли трудового права закрепляет Трудовой кодекс Республики Беларусь.

Наиболее характерными структурными подразделениями трудового права являются институты. Они включают менее обширную, чем отрасль, совокупность юридических норм, которые различаются между собой по предметному признаку регулирования (например, трудовой договор, рабочее время, дисциплина труда и т.п.).

Вся система отрасли трудового права делится на две части: Общую и Особенную.

Общая часть включает нормы, которые содержат общие положения, касающиеся труда всех работников, и отражают единство трудового права. В первую очередь это:

– задачи трудового права;

– сфера действия трудового права;

– источники регулирования;

– принципиальные положения, относящиеся к установлению и осуществлению трудовых отношений;

– условия труда;

– соотношение норм белорусского национального и международного прав;

– основные трудовые права и обязанности;

– сроки возникновения трудовых правоотношений;

– изменение и прекращение трудовых правоотношений.

В Общую часть входят нормы о коллективном договоре, о профессиональных союзах, об участии работников в управлении организацией, контроле и надзоре за исполнением законодательства.

Особенная часть включает нормы, регулирующие конкретное содержание трудового отношения, отдельные элементы и определенные его стороны, а также отдельные виды иных общественных отношений, являющихся предметом данной отрасли.

Особенная часть включает такие институты, как трудовой договор, трудоустройство, рабочее время, время отдыха, трудовая дисциплина, заработная плата, охрана труда, трудовые споры, материальная ответственность.

Система трудового законодательства в отличие от системы отрасли трудового права объединяет все нормативные правовые акты в сфере труда (законы, указы, постановления). Кроме того, если система отрасли трудового права содержит только исключительно правовые нормы, то система законодательства помимо нормативных актов о труде содержит еще и преамбулы, введения, указывающие на цель принятия соответствующих актов и их практическое значение. Систематизация трудового законодательства может быть различна и зависит от того, для каких целей и категорий работников она предназначается.

Наряду с системами отрасли трудового права и трудового законодательства существует и система науки трудового права , которая представляет собой определенным образом систематизированную совокупность знаний о правовом регулировании трудовых и тесно связанных с ними общественных отношений, способах достижения эффективности этого регулирования и предложениях по совершенствованию соответствующих правовых норм.

Наука трудового права изучает не только нормы трудового права, но и его предмет, метод, источники, субъекты, развивает учение о правоотношениях в трудовом праве, их взаимосвязи, тенденции развития путем комплексной разработки определенных правовых взглядов, выводов и суждений. Система науки в основном соответствует системе отрасли трудового права. Отличием является то, что в системе отрасли нет раздела о международно-правовом регулировании труда, а в системе науки он имеется.

Проведение систематизации предполагает приведение норм трудового права в определенную внутренне согласованную последовательность. Приведение норм трудового права в систему означает их распределение по институтам, имеющим самостоятельный предмет правового регулирования. В рамках института могут быть найдены и особые способы правового регулирования. Институты, имеющие в своем содержании общие нормы, составляют общую часть отрасли "трудовое право". Институты особенной части имеют специальный предмет правового регулирования. В настоящее время принят ТК РФ, содержание которого позволяет выделить общую и особенную части, а также отдельные институты правовых норм, входящие в эти части.

Общая часть включает в себя следующие институты:

1. Основные начала трудового законодательства.

2. Трудовые отношения.

3. Социальное партнерство, коллективные договоры и соглашения.

Нормы перечисленных институтов носят общий характер, и потому могут быть применены в конкретной ситуации наряду с нормами особенной части.

Нормы первого института определяют цели и задачи правового регулирования, а также принципы регламентации отношений, входящих в предмет трудового права. В нормах первого института общей части перечислены основные нормативные правовые акты, регулирующие отношения, составляющие предмет трудового права, определено соотношение этих актов между собой, регламентировано применение указанных актов во времени, пространстве и по кругу лиц, даны правила исчисления сроков в трудовом праве. Очевидно, что перечисленные нормы носят общий характер, поскольку наряду с нормами особенной части они могут быть применены в каждой конкретной ситуации.

Нормы второго института общей части определяют правосубъектность участников трудовых отношений, их основные права и обязанности, то есть устанавливают общие критерии правового статуса субъектов трудового отношения. Данные нормы также имеют общий характер, поскольку подлежат применению наряду с соответствующими возникшей ситуации нормами особенной части.

Третий институт общей части имеет в своем содержании нормы, определяющие общий порядок ведения коллективных переговоров и консультаций между представителями работодателей и работников, они определяют критерии представительства, а также правила заключения коллективных договоров и соглашений. Ведение коллективных переговоров и консультаций, заключение коллективных договоров и соглашений не может происходить в отрыве от решения конкретных вопросов, урегулированных нормами особенной части. В связи с чем нормы третьего института имеют общий характер и подлежат применению наряду с нормами особенной части.

В особенную часть отрасли трудовое право входят следующие правовые институты:

1. Занятость и трудоустройство.

2. Трудовой договор.

3. Рабочее время.

4. Время отдыха.

5. Оплата и нормирование труда.

6. Гарантии и компенсации.

7. Трудовой распорядок, дисциплина труда.

8. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.

9. Охрана труда.

10. Материальная ответственность сторон трудового договора.

11. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников.

12. Государственный и общественный контроль за соблюдением норм трудового права.

13. Самозащита трудовых прав.

14. Индивидуальные трудовые споры.

15. Коллективные трудовые споры.

Перечисленные институты особенной части имеют самостоятельный предмет правового регулирования, который связан с решением определенных задач. Следует заметить, что в ТК РФ в каждом институте особенной части имеется глава, посвященная общим положениям. Нормы таких глав носят общий характер по отношению к нормам, содержащимся в других главах института. Общие нормы института применяются при урегулировании конкретных ситуаций наряду с нормами, призванными регламентировать специальные вопросы.

При определении соотношения между нормами общей части и нормами особенной части, в том числе имеющими общий характер, необходимо иметь в виду, что общие нормы применяются в приоритетном порядке. Хотя в нормах особенной части могут быть установлены более льготные для работников правила по сравнению с имеющимися в общей части. Тогда как ограничение трудовых прав работников, гарантированных нормами Общей части, возможно только федеральным законом с соблюдением требований ст. 55 Конституции РФ и ст. 5 ТК РФ. Подобные ограничения могут быть проведены лишь с целью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с ч. 9 ст. 5 ТК РФ такие ограничения могут вступить в действие лишь после внесения в него соответствующих изменений.

В свою очередь, и общие нормы институтов особенной части имеют приоритет в применении перед специальными нормами. Хотя и в специальных нормах могут быть установлены дополнительные по сравнению с общими нормами льготы и преимущества для работников. Ограничение трудовых прав, гарантированных общими нормами Особенной части, может иметь место путем принятия федерального закона с соблюдением требований ст. 55 Конституции РФ и внесения соответствующих изменений в ТК РФ.

Учебник "Трудовое право России" Миронов В. И.

контрольная работа

4. Понятие системы трудового права, ее структура

Трудовое право как самостоятельное структурное подразделение права есть система правовых норм‚ регулирующих трудовые отношения работников, а также отношения‚ непосредственно с ними связанные.

Первичным элементом системы трудового права является правовая норма, которое представляет собой общеобязательное правило поведения субъекта, закрепленное в нормативном правовом акте. Результатом взаимодействия однородных правовых норм являются более сложные системные правовые образования - правовые институты, представляющие следующий, более высокий структурный уровень системы трудового права. Поэтому система трудового права рассматривается как объективно необходимое соединение норм трудового права с их одновременным внутренним подразделением на взаимосвязанные и взаимодействующие правовые институты, отражающие реально существующую систему отношений, входящих в предмет трудового права.

Таким образом, систему отрасли трудового права можно определить как совокупность в определенном порядке расположенных правовых норм, сгруппированных в подразделения (институты) в зависимости от специфики общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли.

Вся система отрасли трудового права делится на две части: Общую и Особенную.

В Общую часть входят нормы, распространяющиеся на все общественные отношения, входящие в предмет трудового права. Они регламентируют наиболее общие вопросы организации и применения труда работников, независимо от региональной и отраслевой принадлежности организаций, на которых они работают. Нормы Общей части определяют субъектный состав участников регулируемых общественных отношений, устанавливают их правовой статус, определяют основные принципы и задачи правового регулирования, разграничение компетенции Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления по правовому регулированию труда.

Особенная часть отрасли трудового права строится по институтам как совокупности однородных групп правовых норм. При этом институты располагаются последовательно в соответствии с динамикой возникновения и развития трудового отношения.

Начинается Особенная часть трудового права с института содействия занятости и трудоустройства у данного работодателя, за ним следует центральный институт Особенной части - трудовой договор, в котором сгруппированы нормы о понятии, видах трудового договора, порядке его заключения (приема на работу), изменения (перевода) и прекращения (увольнения)‚ а также нормы о защите персональных данных работника.

Далее следуют институты, включающие в себя нормы, которые регулируют другие вопросы трудовых отношений: институт рабочего времени и времени отдыха, институт оплаты труда, институт гарантийных и компенсационных выплат, институт трудовой дисциплины и институт охраны труда.

За ними располагаются последовательно семь институтов, регулирующих непосредственно связанные с трудовыми отношения. К ним относятся институт материальной ответственности сторон трудового отношения за ущерб, причиненный друг другу, институт прав профсоюзов в сфере труда, институт полномочий коллектива работников, институт социально-партнерских соглашений и коллективного договора, институт подготовки кадров и повышения квалификации на производстве, институт трудовых споров и порядка их разрешения и институт надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и охраной труда.

Система трудового права постоянно изменяется и развивается. В значительной степени указанные изменения связаны с изменением социально-экономической обстановки в нашей стране.

В процессе развития отрасли трудового права от него отпочковалась новая отрасль - право социального обеспечения.

Кроме того, о развитии системы трудового права свидетельствуют процессы формирования в ней новых институтов: обеспечения занятости, социально-партнерских соглашений, коллективных трудовых споров и другие.

Виды наказаний и их характеристика

Государство в политической системе общества

Понятие политической системы общества Политическая система общества - система государственных социальных институтов, которые осуществляют их политические функции. Она включает в себя такие социальные институты как: государство...

Исторические аспекты развития правовой системы в России

Система права суть внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. Основная цель этого понятия - объяснить одновременно интегрирование и деление нормативного массива на отрасли и институты...

Основные правовые системы современности

Под правовой системой понимается совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений)...

Понятие, структура, нормы трудового права

Все нормы российского права в совокупности образуют внутреннюю целостную систему общеобязательных правил поведения. Внутреннее единство системы российского права не исключает деления его на отдельные отрасли...

Понятия и системы трудового права

В английском праве отсутствуют четкие, выработанные правовой доктриной критерии отграничения одной отрасли права от другой (предмет и метод правового регулирования, правовой режим), все отрасли носят прикладной характер...

Право в системе социального регулирования

Право как социальный феномен представляет собой систему. Правовая система является одной из социальных систем наряду с экономической, политической и иными системами общества . Множество юридических норм, составляющих право...

Правовая система общества

Правовая система - совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств...

Правовое обеспечение профессиональной деятельности

1. Понятие трудового права Трудовое право - это одна из ведущих отраслей права Российской Федерации, представляющая собой систему норм права...

Правовые системы современности

Признак структуры является одним из ключевых для построения правовых систем. Для того чтобы понять структуру романо-германского права следует выделить способ систематизации норм права, а так же уяснить понятие правовой нормы...

Правовые системы стран мира

В настоящее время в юридической литературе существует разнообразие определений понятия "система права". Так, например, В.И. Гойман, рассматривая систему права, говорит о ней...

Система права и система законодательства

Определение понятия законодательства - проблема не только теоретическая. Сам подход к этому вопросу связан с правопониманием и характером правового регулирования...

Современная российская правовая система

Система права суть внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. Основная цель этого понятия объяснить одновременно интегрирование и деление нормативного массива на отрасли и институты...

Характеристика системы гражданского процессуального права

Система гражданского процессуального права определяется совокупностью гражданских процессуальных норм, регулирующих правосудие по гражданским делам и обеспечивающих выполнение задач гражданского судопроизводства...