Отчет экспедитора инструкция. Договор транспортной экспедиции: оформляем "первичку" без ошибок Отчет экспедитора заменяет акт выполненных работ



Транспортно-экспедиционная деятельность регулируется гл.41 ГК РФ, законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ \"О транспортно-экспедиционной деятельности\", а также Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554.

Согласно

Договор транспортной экспедиции: оформляем "первичку" без ошибок

Многие организации осуществляют перевозку товаров в интересах заказчика, как в рамках договора поставки, так и на основании отдельного договора транспортной экспедиции. При заключении таких договоров и оформлении заказов на транспортировку нередко допускаются нарушения и неточности. Рассмотрим, как следует документально оформлять эти операции, чтобы в дальнейшем избежать ошибок при отражении их в бухгалтерском и налоговом учете.


Транспортно-экспедиционная деятельность регулируется гл.41 ГК РФ, законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ \"О транспортно-экспедиционной деятельности\", а также Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554.

Согласно договору транспортной экспедиции , одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. При этом экспедитор имеет право привлечь к исполнению данного обязательства третьих лиц. Обязанность оказывать услуги лично может быть закреплена только в договоре между экспедитором и клиентом.

Сами экспедиторские услуги делятся на основные и дополнительные.

К основным услугам относятся:

  • организация перевозки груза определенным транспортом и по определенному маршруту;
  • заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
  • обеспечение отправки и получения груза.

Дополнительные услуги включают в себя:

  • получение (оформление) требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей;
  • хранение груза, его получение в пункте назначения, проверку количества и состояния груза, его погрузку и выгрузку;
  • уплату пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента.
Обратите внимание! Не следует путать экспедицию с перевозкой. В компетенцию экспедитора входят организация перевозки, заключение договора на перевозку груза и обеспечение его отправки (получения). Непосредственно перевозка грузов не является предметом деятельности экспедитора. Если же транспортная компания выступает одновременно в качестве организатора перевозки и перевозчика, ее взаимоотношения с клиентом регулируются положениями не только гл.41 ГК РФ \"Транспортная экспедиция\", но и гл.40 ГК РФ \"Перевозка\", а договор, заключенный между компанией и клиентом, считается смешанным.


Вознаграждением экспедитора является разница между согласованными тарифами и суммой расходов экспедитора на организацию перевозки. Заказчик в порядке, предусмотренном договором, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить расходы, понесенные экспедитором в интересах клиента (п.2 ст.5 Закона № 87-ФЗ).

Экспедитор может заключить договор с перевозчиком, как от своего имени, так и от имени клиента. Необходимость действовать от своего имени (и наоборот) определяется в договоре. Если договор перевозки заключается от имени клиента, последний должен выдать экспедитору соответствующую доверенность. Такой вариант упрощает документооборот между всеми участниками перевозочного процесса, а также бухгалтерский учет и налогообложение операций, осуществляемых в рамках договора транспортной экспедиции. Однако чаще всего экспедитору приходится заключать договор на перевозку вверенного ему груза от собственного имени.

Документальное оформление транспортно-экспедиционных услуг

Перечень экспедиторских документов, установленный п.5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554 (далее - Правила), и договором транспортной экспедиции, включает в себя:

  • поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
  • экспедиторскую расписку (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
  • складскую расписку (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Организации, оказывающие транспортно-экспедиционные услуги, обязаны обеспечить наличие всех документов, сопровождающих данный вид деятельности.

Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции .

В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования дополнительных экспедиторских документов.

Все вышеперечисленные документы служат для оформления задания экспедитору и подтверждения получения груза. Документом, подтверждающим выполнение задания, является отчет экспедитора. В нем экспедитор может указать:

  • суммы, перечисленные в счет заключенного по поручению клиента договора перевозки;
  • документы, подтверждающие перевозку до пункта назначения;
  • сумму своего вознаграждения.

Унифицированная форма отчета экспедитора не установлена, поэтому стороны вправе самостоятельно определять форму и содержание этого документа.

Однако важно помнить, что в соответствии с п.2 ст.9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» документы, унифицированная форма которых не предусмотрена, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование и дату составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи и их расшифровки.

То есть для принятия к бухгалтерскому и налоговому учету отчет экспедитора должен содержать все перечисленные выше обязательные реквизиты.

Целесообразно описывать в отчете содержание хозяйственной операции достаточно подробно, не ограничиваясь словами «работы выполнены в полном объеме» и т. п. Кроме того, в документах, подтверждающих факт оказания транспортно-экспедиционных услуг, необходимо сделать ссылку на договор и заявку.

Вопрос, следует ли к отчету экспедитора прикладывать подтверждающие документы (товарно-транспортную или железнодорожную накладную, счет-фактуру перевозчика) или их копии, является довольно спорным. Законодательством РФ не установлено требования об обязательном подтверждении расходов на транспортно-экспедиционные услуги товарно-транспортной накладной (ТТН). Это подтверждает и судебная практика (определение ВАС от 19 июня 2009 г. № ВАС-7562/09, ФАС Поволжского округа от 7 апреля 2009 г. № А12-14314/2008).

Однако налоговые органы не согласны с данной позицией и указывают на то, что для подтверждения транспортных расходов требуется ТТН (письмо УФНС по г. Москве от 29 августа 2008 г. № 20-12/082058). Такие же выводы сделаны в отдельном решении ФАС Западно-Сибирского округа от 12 ноября 2008 г. № Ф04-6972/2008(15869-А-46-26). Суд указал, что для подтверждения транспортных расходов необходимы первичные учетные документы, свидетельствующие о понесенных экспедитором затратах.

На наш взгляд, прикладывать документы перевозчиков к отчету экспедитора необходимо еще и для того, чтобы подтвердить факт получения товара грузополучателем, поскольку отчет экспедитора таким подтверждением не является.

Основные ошибки при оформлении первичных документов и способы их исправления


Наименование документа Замечание Способ исправления
Договор транспортной экспедиции Отсутствуют утвержденные тарифы Необходимо либо утвердить тарифы, либо определить другой порядок расчета вознаграждения
Товарно-транспортная накладная Отсутствуют обязательные реквизиты (наименование плательщика, подписи, стоимость и т. д.). Необходимо внести все обязательные реквизиты ТТН
Отчет экспедитора Не оформлен Рекомендуем вместо акта оказанных услуг оформить отчет экспедитора. Во избежание претензий налоговых органов, к отчету приложить первичные перевозочные документы (ТТН или железнодорожную накладную, платежное поручение, счет-фактуру перевозчика) или их копии.
Экспедиторские документы Не предоставлены Необходимо оформить экспедиторские документы: поручение экспедитору, экспедиторскую расписку, складскую расписку (если товар принят на складское хранение).

Елена ЦЫРУЛЬНИК ,
ведущий консультант отдела бухгалтерского
и налогового консалтинга ГК "ВнешЭкономАудит"

При доставке, осуществляемой грузополучателям через транспортную экспедицию компании-производителя, экспедитор по каждому рейсу составляет отчет формы МХ-21. При оказании услуги в рамках договора транспортной экспедиции исполнитель предоставляет клиенту отчет экспедитора о фактически понесенных расходах. Рассмотрим основные аспекты работы с этими документами – в какой форме составляются, назначение и особенности заполнения.

Отчет экспедитора МХ-21

Доставка ТМЦ в адрес заказчика подразумевает ответственность экспедитора за сохранность их в момент перемещения и предоставление отчетности за доставку груза. Такое требование не только правомерно и не противоречит действующему законодательству, но и косвенно подтверждено Госкомстатом, разработавшим и утвердившим Постановлением № 66 от 09.08.1999 г. отчетную форму МХ-21 «Отчет экспедитора».

В то же время, несмотря на наличие стандартизированной формы документа, с 2013 года субъектам предпринимательства не запрещено пользоваться образцом «Отчета экспедитора» в самостоятельно разработанной форме.

Важно! При самостоятельной разработке формы отчета экспедитора, она должна быть утверждена внутренним распорядительным актом, а в формируемом локальном стандарте необходимо предусмотреть:

    все обязательные реквизиты, предусмотренные для документов аналогичного характера;

    максимум информационной составляющей, которая позволит конечному пользователю осуществлять полноценный и достоверный учет ТМЦ на основании указанных сведений.

Данная форма отчетности применяется для формирования эффективного и достоверного учета ТМЦ, доставка которых получателю была осуществлена через экспедицию, организованную производителем. Отчет составляется в необходимом в каждом конкретном случае количестве экземпляров, по факту и на основании результатов доставки ТМЦ грузополучателю.

Отчетом формы МХ-21 экспедитор отчитывается за доставку груза (в данном случае – ТМЦ) получателю перед бухгалтерией своего предприятия. По каждой доставке (рейсу транспортного средства) предусмотрено предоставление отдельного отчета.

Форма МХ-21 относится к категории первичных учетных документов, и чтобы исполнитель мог в соответствии с требованиями правильно сформировать «Отчет экспедитора», образец заполнения документа необходимо утвердить в локальном акте.

Формирование отчета формы МХ-21 проводит непосредственно экспедитор, осуществивший доставку. Документ заверяется подписью материально ответственного лица (в качестве которого выступает экспедитор) и лицом, ответственным за его принятие, проверку и последующую обработку (как правило – бухгалтером по учету ТМЦ).

В заполненном виде «Отчет экспедитора» должен содержать:

    в идентифицирующей части (шапке) документа сведения о наименовании организации и структурного подразделения, информацию по кодам ОКПО и ОКДП, номер и дату формирования документа, указание на отчетный период, данные о материально-ответственном лице – экспедиторе, отвечающем за доставку груза конечному пользователю;

    в информативной (табличной) части документа указывается:

    • его порядковый номер,

      сведения о документе, являющемся основанием для перемещения ТМЦ (его номер и дата),

      перечень ТМЦ, подлежащих передаче получателю (таковым может являться покупатель или иное лицо, обозначенное в условиях договора),

      единица измерения (указывается для каждой позиции, указывается в свободной форме. В отличие от других стандартизированных первичных форм, МХ-21 не требует указания кода единицы измерения, обусловленного классификатором ОКЕИ),

      количество полученных и отгруженных, а также возвращенных ТМЦ;

      учетные отклонения (указываются обнаруженные во время приема-передачи излишки или недостачи ТМЦ),

      потери во время транспортировки в суммовом и количественном выражения (указываются в соответствии с нормами естественной убыли),

      итоговые сведения.

Отчет экспедитора по договору транспортной экспедиции: образец и особенности заполнения

Если во время выполнения рейса экспедитор понес не предусмотренные договором транспортной экспедиции, но понесенные в интересах клиента расходы, заказчик услуг, согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона № 87-ФЗ от 30.06.2003 "О транспортно-экспедиционной деятельности" обязан возместить исполнителю понесенные затраты. В таких случаях наряду с общим пакетом документов, предоставляемых по факту выполнения конкретного объема работ, исполнитель представляет заказчику дополнительно «Отчет экспедитора о фактически понесенных расходах», образец которого можно увидеть ниже. С данным видом отчета экспедитор обязан предоставить финансовые документы, подтверждающие расходы, понесенные для выполнения обязательств по договору, на всю сумму, указанную в отчете.

Перечень обязательных документов, предоставляемых по договору оказания экспедиторских услуг, установлен в п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, которые утверждены Постановлением Правительства РФ № 554 от 08.09.06 г. Отчет экспедитора о его расходах в данный перечень документов не входит, однако, в зависимости от характера оказываемых исполнителем транспортно-экспедиционных услуг, в числе условий договора стороны могут предусмотреть обязанность его предоставления в качестве дополнительного отчетного документа.

Отчет о расходах должен включать сведения об экспедиторе, реквизиты договора транспортной экспедиции. Основная часть отчета - таблица, включающая следующие графы:

    название оказанной услуги,

    реквизиты подтверждающих расходы документов,

    единица измерения, применимая к расходу, количество (объем),

    цена за единицу,

    общая сумма расхода (с учетом НДС).

Сумма расходов указывается также прописью, отдельно выделяется НДС. Копии подтверждающих расходы документов прилагаются к отчету и перечисляются в отчете в качестве приложений.

Экспедитор ставит свою подпись и печать. Один экземпляр передается заказчику услуг, а второй остается у исполнителя. Отдельной строкой указывается, что отчет принят без возражений, либо с возражениями клиента (в этом случае клиент должен их перечислить). Клиент ставит свою подпись и печать, указывает дату принятия отчета.

  • Количество полученных для перевозки ценностей;
  • Количество отгруженных объектов ТМЦ;
  • Количество возвращенных ценностей;
  • Отклонения - с этой целью в документе предназначены две графы, для обнаруженных излишков и недостач;
  • Потери в соответствии с установленными нормами естественной убыли в количественном и суммовом выражении;
  • Окончательный результат, раскрывающий информацию об излишках или недостачах товара в количественном и суммовом выражении.
  • Важно! Заполненный документ должен быть заверен не только подписью экспедитора, выступающего в качестве материально-ответственного лица, но и лиц (сотрудников бухгалтерии), ответственных за принятие отчета у экспедитора и его проверку.

Отчет экспедитора

N от » » 20 г. Экспедитор в период с » » 20 г. по » » 20 г. при оказании транспортно-экспедиционных услуг понес нижеперечисленные расходы, подлежащие возмещению в соответствии с п. 3.3 Договора за счет, именуем в дальнейшем «Клиент». ¦N¦Наимено-¦Вид¦Название,¦Едини-¦Количество¦Цена¦Сумма, руб. ¦ ¦ ¦вание¦(опи- ¦N и дата¦ца¦(объем) ¦(тариф) + + ¦ ¦транс-¦сание)¦документа, ¦изме- ¦¦за единицу¦ всего¦ в том ¦ ¦ ¦портно- ¦расхо-¦подтвержда-¦рения ¦¦измерения,¦¦ числе ¦ ¦ ¦экспеди-¦дов¦ющег¦руб.¦¦НДС¦ ¦ ¦ционной ¦¦фактически ¦¦¦¦¦¦ ¦ ¦услуг覦понесенные ¦¦¦¦¦¦ ¦ ¦¦¦расходы¦¦¦¦¦¦ +-+ + + + + + + + + ¦ ¦¦¦¦¦¦¦¦¦ +-+ + + + + + + + + ¦ ¦¦¦¦¦¦¦¦¦ +-+ + + + + + + + + ¦ ¦¦¦¦¦¦¦¦¦ +-+ + + + + + + + + ¦Итог¦ + + Общая сумма расходов, подлежащих возмещению Клиентом, рублей (сумма указывается прописью), в том числе НДС в размере рублей (сумма указывается прописью). 2.

Форма мх- 21 «отчет экспедитора»: образец, особенности оформления

Для удобства данные в ней сгруппированы в виде таблицы. Графы таблицы пронумерованы. В них должна быть внесена важная информация относительно:

  • порядкового номера осуществляемой записи;
  • номера и даты товарного документа (они были приложены к перевозимым товарно-материальным ценностям);
  • названия ценностей, подлежащих перевозке;
  • единиц измерения последних;
  • сколько всего было товара;
  • сколько его отгрузили заказчику;
  • какие наименования были возвращены обратно;
  • какие отклонения в весе были выявлены, возможные излишки и недостачи;
  • потери в пределах норм естественной убыли (показатели, которые вписываются в нормативные характеристики);
  • окончательного результата доставки (сколько всего излишек или недостачи получилось в итоге).

Завершает с 6 по 18 столбцы строчка таблицы «Итого».

Форма мх-21. отчёт экспедитора

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Отчет экспедитора

Подборка наиболее важных документов по запросу Отчет экспедитора (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Отчет экспедитора Справочная информация: «Формы первичных учетных документов»(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) Отчет экспедитора (Унифицированная форма N МХ-21) (ОКУД 0335022) «Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения»(формы утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 09.08.1999 N 66) ОТЧЕТ ЭКСПЕДИТОРА Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Отчет экспедитора Путеводитель по сделкам. Транспортная экспедиция.

Отчет экспедитора о фактически понесенных расходах

Обычно отчет распечатывают в единственном экземпляре во избежание путаницы, так как отчеты перед бухгалтерией при поставленном на поток процессе экспедиторы будут предоставлять достаточно часто. Подавляющее большинство организаций работает по схеме: один рейс - один отчет. Такое взаимодействие является наиболее оптимальным вариантом для оптимизации действий бухгалтерии и службы доставки каких-либо товарно-материальных ценностей.


Частые ошибки при заполнении Водители по разным причинам могут пропускать отдельные графы, неверно их заполнять. Особенно это касается пунктов со сроками транспортировки (они указываются в начале) и подписью. Отчет экспедитора – это не документ строгой отчетности, не кассовый ордер.


Поэтому к нему в отношении корректировки ошибочных данных применимы самые мягкие меры.
Согласно одному из постановлений Госкомстата, этой бумаге присвоен номер МХ-21. Именно так ее упоминают в официальных нормативах и прописываемых рекомендациях.
  • Справа в отдельной таблице – коды по ОКУД (приведен в начале, сразу внесен в бланк), ОКПО, вид деятельности по ОКДП, вид совершаемой операции.
  • Полное наименование организации, в которой работает отчитывающийся экспедитор, и ее структурного подразделения (если оно есть).
  • Номер бумаги.
  • Дата ее составления.
  • Отчетный период, с какого по какое число осуществлялась доставка перечисленных материальных ценностей.
  • Название «Отчет экспедитора» посередине строки.
  • Фамилия, имя и отчество лица, заполняющего документ (водителя, который осуществлял перевозки и таким образом отчитывается перед бухгалтерией).

Помимо вводной ступени, в бумаге содержится еще и основная.

Бланкер.ру

  • Главная
  • Документы

Практически каждая организация, осуществляющая торговую и иную деятельность, оказывает услуги по доставке товара до покупателя. Процедура доставки на практике реализуется экспедитором, на которого ложится ответственность за сохранность ценностей в момент перемещения и передачу товара адресату. Для того чтобы контроль материально-ответственного лица осуществлялся максимально эффективно разработана отчетная форма МХ- 21 «Отчет экспедитора».
Что собой представляет МХ- 21 «Отчет экспедитора» Документ имеет унифицированный Госкомстатом бланк с кодом ОКУД 0335022. Отчет предназначается для организации учета товарно-материальных ценностей, принадлежащих предприятию, которые передаются получателю посредством процедуры экспедиции.

Договор транспортной экспедиции: оформление, бухгалтерский учет

Вопрос: …Можно ли учесть в целях налога на прибыль расходы на страхование груза по отчету экспедитора при отсутствии страхового полиса?(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2017) Вопрос: Транспортная организация, оказывая транспортно-экспедиционные услуги, выставила в адрес организации отдельно отчет по организации страхования груза. Страховой полис у организации отсутствует. Вправе ли организация включить данные расходы на страхование груза для целей исчисления налога на прибыль? Является ли отчет экспедитора достаточным документальным подтверждением в данной ситуации? Формы документов: Отчет экспедитора Форма: Отчет экспедитора о фактически понесенных расходах(Подготовлен специалистами КонсультантПлюс, 2018) Форма: Отчет экспедитора.
Если произошла ошибка в числе (весе) перевозимого товара, единицах измерения или других графах, то допустимо горизонтальное зачеркивание, верная надпись и словосочетание «Исправленному верить» (рядом с исправлением) с подписью составителя и проверяющего. Печатный или электронный вид Допустимо заполнение бумаги в печатном виде. Но удобством формирования ее в компьютерных программах нельзя пренебрегать.
Документ по умолчанию доступен для заполнения в 1С Бухгалтерии и 1С Управлении торговлей. В электронном виде автоматически задаются такие параметры, при которых не приходится каждый раз при формировании нового отчета прописывать наименования, коды, реквизиты.

Помимо этого, отсутствие сведений в ячейке может стать причиной противоправных действий со стороны недобросовестных лиц. В каких программах можно сформировать Вносить сведения о перевозимом грузе и иные данные в документ по форме МХ-21 можно как вручную, так и задействовав компьютерную технику. Ручное заполнение предполагает внесение сведений шариковой или перьевой ручкой синего, черного или фиолетового цветов.

Использование программного обеспечение пользуется большей популярностью среди представителей бизнеса. В первую очередь, это связано с тем, что не возникает необходимости постоянно вносить в документ одни и те же сведения – программа сама заполнит нужные реквизиты. Уполномоченному сотруднику остается только проверить, насколько корректно сформирован документ, и поставить необходимые подписи.

Отчет экспедитора – первичный документ складской логистики, имеющий код по ОКУД 0335022. Отчет нужен для того, чтобы документально подтвердить факт доставки экспедитором какого-либо груза.

ФАЙЛЫ

Бумага предоставляется водителем-экспедитором (который заполняет большинство граф отчета) бухгалтеру. Последний заносит его в соответствующий регистр, а также на основании этого документа формирует последующие отчеты и бумаги.

Кому будет полезна

Отчет будет нужен в том случае, если компания осуществляет доставку клиенту своих (произведенных, купленных) товаров. В последнее время удобство взаимодействия, а также слияния логистических и торговых организаций стало очевидным.

Дополнительная услуга требует документального подтверждения. Однако стоит отметить, что представленная форма МХ-21 – всего лишь рекомендованный для использования бланк. Каждая отдельно взятая фирма вправе сама редактировать, дополнять или убирать отдельные поля и графы. Главное, чтобы эти манипуляции получили достойное подтверждение в учетной политике. Более того, использование именно этой формы не обязательно.

Такое обращение с первичной документацией стало возможным благодаря вышедшему в 2013 году Постановлению Минфина России N ПЗ-10/2012. Он упразднил обязательное поголовное применение форм, оговоренных в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Однако в этом виде документа отражены все основные моменты, требующие освещения при осуществлении грузоперевозок.

Составные части отчета

Отчет полностью помещается на одной стороне листа. Однако предусмотрена его печать на двух. При этом на обратной стороне располагаются только подписи проверяющих лиц и печать организации.

Таким образом, водитель, который заполняет бумагу, работает с одной стороны, а все остальные лица – с другой.

Это удобно при проведении проверок, использовании данных и пр.

Шапка отчета экспедитора содержит:

  • Наименование формы. Согласно одному из постановлений Госкомстата, этой бумаге присвоен номер МХ-21. Именно так ее упоминают в официальных нормативах и прописываемых рекомендациях.
  • Справа в отдельной таблице – коды по ОКУД (приведен в начале, сразу внесен в бланк), ОКПО, вид деятельности по ОКДП, вид совершаемой операции.
  • Полное наименование организации, в которой работает отчитывающийся экспедитор, и ее структурного подразделения (если оно есть).
  • Номер бумаги.
  • Дата ее составления.
  • Отчетный период, с какого по какое число осуществлялась доставка перечисленных материальных ценностей.
  • Название «Отчет экспедитора» посередине строки.
  • Фамилия, имя и отчество лица, заполняющего документ (водителя, который осуществлял перевозки и таким образом отчитывается перед бухгалтерией).

Помимо вводной ступени, в бумаге содержится еще и основная. Для удобства данные в ней сгруппированы в виде таблицы. Графы таблицы пронумерованы. В них должна быть внесена важная информация относительно:

  • порядкового номера осуществляемой записи;
  • номера и даты товарного документа (они были приложены к перевозимым товарно-материальным ценностям);
  • названия ценностей, подлежащих перевозке;
  • единиц измерения последних;
  • сколько всего было товара;
  • сколько его отгрузили заказчику;
  • какие наименования были возвращены обратно;
  • какие отклонения в весе были выявлены, возможные излишки и недостачи;
  • потери в пределах норм естественной убыли (показатели, которые вписываются в нормативные характеристики);
  • окончательного результата доставки (сколько всего излишек или недостачи получилось в итоге).

Завершает с 6 по 18 столбцы строчка таблицы «Итого». В нее вносятся данные по всем товарам, перечисленным в основной части.

Если того требуют обстоятельства, количество строк таблицы может быть значительно увеличено. Допустима печать бланка на нескольких страницах. Главное, чтобы все наименования товарно-материальных ценностей были точно перечислены.


После табличного элемента в отчете предусмотрено место для:

  • подписи водителя-экспедитора;
  • подписи того, кто принял отчет (с указанием должности и расшифровкой);
  • подпись того, кто проверил отчет.

Причем последние две позиции требуют указания даты постановки.

Сколько понадобится экземпляров

Особых указаний относительно того, в какой комплектности и сколько экземпляров должно быть, нет. Каждая отдельно взятая организации сама вправе решать этот вопрос.

Обычно отчет распечатывают в единственном экземпляре во избежание путаницы, так как отчеты перед бухгалтерией при поставленном на поток процессе экспедиторы будут предоставлять достаточно часто.

Подавляющее большинство организаций работает по схеме: один рейс — один отчет. Такое взаимодействие является наиболее оптимальным вариантом для оптимизации действий бухгалтерии и службы доставки каких-либо товарно-материальных ценностей.

Частые ошибки при заполнении

Водители по разным причинам могут пропускать отдельные графы, неверно их заполнять. Особенно это касается пунктов со сроками транспортировки (они указываются в начале) и подписью.

Отчет экспедитора – это не документ строгой отчетности, не кассовый ордер. Поэтому к нему в отношении корректировки ошибочных данных применимы самые мягкие меры.

Если произошла ошибка в числе (весе) перевозимого товара, единицах измерения или других графах, то допустимо горизонтальное зачеркивание, верная надпись и словосочетание «Исправленному верить» (рядом с исправлением) с подписью составителя и проверяющего.

Печатный или электронный вид

Допустимо заполнение бумаги в печатном виде. Но удобством формирования ее в компьютерных программах нельзя пренебрегать. Документ по умолчанию доступен для заполнения в 1С Бухгалтерии и 1С Управлении торговлей. В электронном виде автоматически задаются такие параметры, при которых не приходится каждый раз при формировании нового отчета прописывать наименования, коды, реквизиты.

Сколько хранится

Для документов этого типа предусмотрен срок хранения в 5 лет.

Мы покупаем услуги по доставке груза за 100000 руб. у фирмы «А», которая их организовывает. Соответственно мы за них платим все 100000 руб на эту фирму. Исполнителем услуг является ИП, который предоставляет их фирме «А», т.е. фирма «А» провела работу по организации перевозки груза на сумму 98000. Эти деньги она должна заплатить ИП. 2000 руб. выставила за экспедиторские услуги от своего имени, т.е. это ее выгода. Предоставлены следующие документы:1) акт выполненных услуг между Фирмой «А» и ИП на сумму 98 000,2) Отчет экспедитора от фирмы «А» на нашу фирму на сумму 98 0003) Акт на вознаграждение экспедитора от фирмы «А» на нашу фирму на сумму 2 000В одном из пунктов договора говорится, что доказательством выполнения услуг является товарно-транспортный документ, отчет экспедитора и акт выполненных работ. Нас смущает именно Отчет Экспедитора, предоставленный вместо акта выполненных услуг.

Ответ

Экспедиторы оформляют акт выполненных услуг в части услуг, оказанных собственными силами. Отчет экспедитора - в части посреднических услуг. Поскольку в данной ситуации экспедитор организовывал перевозку, а исполнителем был ИП, составляется отчет.

Как экспедитору отразить в бухучете и при налогообложении доходы и расходы, связанные с оказанием услуг по договору транспортной экспедиции. Экспедитор применяет общую систему налогообложения (Данная рекомендация доступна только в версии для коммерческих организаций)

Ответ на этот вопрос зависит от условий исполнения договора транспортной экспедиции.

Договор транспортной экспедиции является самостоятельным видом договора (). Порядок ведения транспортно-экспедиционной деятельности регулируется и , утвержденными .

Договор транспортной экспедиции может предусматривать два вида обязательств экспедитора:
- экспедитор обязуется оказать услуги, предусмотренные договором, только своими силами;
- экспедитор обязуется обеспечить организацию процесса перевозки груза (в т. ч. с привлечением для исполнения договора сторонних организаций).

В любом случае клиент должен возместить экспедитору понесенные им расходы и выплатить ему вознаграждение. При этом договор транспортной экспедиции признается посредническим только в той части, в которой экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента организовать выполнение работ, предусмотренных договором экспедиции. Такой порядок предусмотрен статьи 801, статьи 805 Гражданского кодекса РФ и статьи 5 Закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ.

Если по условиям договора экспедитор самостоятельно выполняет все обязательства перед клиентом (перевозит груз, выполняет погрузочно-разгрузочные работы, оформляет таможенные документы и т. п.), то цена договора определяется как единая стоимость услуг экспедитора. В этом случае выручкой от реализации признается вся сумма доходов, полученных экспедитором, а факт оказания услуг подтверждается актом на всю сумму договора.

В бухучете доходы и расходы отразите на дату составления этого акта ( и ПБУ 9/99, ).

Для организаций, которые вправе вести бухучет в упрощенном виде, предусмотрен особый (ч. , ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

При расчете налога на прибыль методом начисления в состав доходов включите выручку от реализации на дату подписания акта (). При кассовом методе - в момент получения оплаты от клиента (или грузополучателя) (). Уменьшите выручку на сумму расходов, связанных с оказанием услуг по договору ().

Реализация работ (услуг) признается объектом обложения НДС (). Поэтому экспедитор должен выставить счет-фактуру (на всю сумму договора или на сумму полученного аванса (частичной оплаты)) ().

Аналогичный порядок бухучета и налогообложения доходов и расходов применяйте, если экспедитор привлекает сторонние организации, но в договоре отражена общая стоимость его услуг. В такой ситуации вся сумма, полученная от заказчика, признается выручкой экспедитора, а все понесенные им затраты (включая оплату услуг сторонних организаций) формируют себестоимость его услуг на общих основаниях (так же как расходы на ГСМ, оплату труда и т. д.). Такие разъяснения содержатся в .

Подробнее об учете доходов и расходов по договору, который предусматривает самостоятельное выполнение работ (оказание услуг) экспедитором, см. .

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расчетов по договору транспортной экспедиции. Условиями договора предусмотрено, что экспедитор самостоятельно выполняет все работы и услуги, связанные с перевозкой груза


- перевозка товара;

- хранение товара.

Все услуги «Альфа» оказывает своими силами (перевозит груз собственным транспортом, товар хранит у себя на складе и т. д.).

Стоимость услуг по договору - 47 200 руб. (в т. ч. НДС - 7200 руб.). Себестоимость услуг - 32 000 руб. «Мастер» оплачивает услуги после подписания акта об оказании услуг.

В бухучете «Альфы» расчеты по договору транспортной экспедиции отражены следующим образом.

На дату подписания акта об оказании услуг:

Дебет 62 Кредит 90-1
- 47 200 руб. - отражена выручка от оказания услуг по договору транспортной экспедиции;

Дебет 90-2 Кредит 20
- 32 000 руб. - учтена в составе расходов себестоимость реализованных услуг;


- 7200 руб. - начислен НДС с реализации услуг.

На дату поступления оплаты от «Мастера»:

Дебет 51 Кредит 62
- 47 200 руб. - поступила оплата услуг от «Мастера».

«Альфа» рассчитывает налог на прибыль ежемесячно методом начисления. В доходы бухгалтер включил выручку от реализации в сумме 40 000 руб., в расходы - себестоимость услуг в размере 32 000 руб.

Если по условиям договора экспедитор обязуется организовать процесс перевозки силами сторонних организаций (без своего участия), то фактически он является посредником между клиентом и грузополучателем. Клиент компенсирует ему расходы, связанные с привлечением сторонних организаций, и выплачивает ему вознаграждение. Это следует из статьи 801 Гражданского кодекса РФ.

Если затраты, возмещаемые клиентом, экспедитор не учитывал в расходах в соответствии с условиями договора, то и сумму компенсации этих затрат в доходы включать не нужно ( , НК РФ). В этом случае выручкой от реализации для экспедитора будет только вознаграждение, выплачиваемое клиентом ( , ). Аналогичный вывод содержится в .

Напомним, прежде финансовое ведомство высказывало более жесткую позицию по данному вопросу. Согласно ей расходы на услуги стороннего перевозчика, привлеченного в рамках исполнения договора транспортной экспедиции, вовсе нельзя учитывать при расчете налога на прибыль, если эти затраты компенсируются клиентом ().

В указанном случае организациям целесообразно руководствоваться последними разъяснениями Минфина России ().

На сумму вознаграждения посредник ( , НК РФ, письма Минфина России , п. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Если договор транспортной экспедиции предусматривает привлечение экспедитором сторонних организаций (т. е. посредническую деятельность), в целях бухучета и налогообложения целесообразно оформить отчет экспедитора.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расчетов по договору транспортной экспедиции. Условиями договора предусмотрено, что экспедитор привлекает сторонние организации для исполнения своих обязательств

ООО «Альфа» занимается транспортно-экспедиционной деятельностью. «Альфа» заключила договор транспортной экспедиции с ООО «Производственная фирма "Мастер"».

Договором предусмотрено оказание следующих услуг:
- перевозка товара;
- погрузочно-разгрузочные работы;
- хранение товара.

Для исполнения своих обязательств по договору «Альфа» привлекла сторонние организации.

Сумма затрат, понесенных «Альфой» на организацию выполнения услуг, связанных с перевозкой груза, составляет 32 000 руб. После подписания отчета об исполнении договора «Мастер» компенсирует «Альфе» все понесенные ею расходы и выплачивает вознаграждение.

Сумма вознаграждения составляет 23 600 руб. (в т. ч. НДС - 3600 руб.). На эту сумму «Альфа» выставила счет-фактуру «Мастеру».

Расчеты по договору транспортной экспедиции бухгалтер «Альфы» отражает на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» по субсчетам:
- «Расчеты по договору транспортной экспедиции»;
- «Расчеты со сторонними организациями».

В учете «Альфы» сделаны следующие записи:

На дату оплаты услуг по перевозке товаров клиента:

Дебет 76 субсчет «Расчеты со сторонними организациями» Кредит 51
- 32 000 руб. - оплачены услуги сторонних организаций;

Дебет 76 субсчет «Расчеты по договору транспортной экспедиции» Кредит 76 субсчет «Расчеты со сторонними организациями»
- 32 000 руб. - отнесена на расчеты с клиентом стоимость перевозки.

На дату подписания отчета об исполнении договора:

Дебет 62 субсчет «Расчеты по договору транспортной экспедиции» Кредит 90-1
- 23 600 руб. - отражено вознаграждение в составе доходов;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
- 3600 руб. - начислен НДС с суммы вознаграждения.

На дату поступления денежных средств от клиента:

Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты по договору транспортной экспедиции»
- 32 000 руб. - отражено поступление компенсации расходов по договору транспортной экспедиции;

Дебет 51 Кредит 62 субсчет «Расчеты по договору транспортной экспедиции»
- 23 600 руб. - отражено поступление вознаграждения по договору транспортной экспедиции.

«Альфа» рассчитывает налог на прибыль ежемесячно методом начисления. В доходы бухгалтер включил сумму вознаграждения в размере 20 000 руб.

Главбух советует: если в своей деятельности организация оказывает транспортно-экспедиционные услуги по различным договорам - как собственными силами (в т. ч. с привлечением сторонних организаций), так и в качестве посредника, целесообразно вести раздельный учет доходов и расходов от этих операций.

В такой ситуации целесообразно вести раздельный учет доходов и расходов по самостоятельному выполнению работ (оказанию услуг) и привлечению сторонних организаций. Для этого экспедитор может оформлять акт (в части услуг, оказанных собственными силами) и отчет (в части посреднических услуг). Это позволит разграничить суммы, поступающие в качестве вознаграждения экспедитора и возмещения его расходов на привлечение сторонних организаций, от выручки от реализации собственных работ (услуг).