Отдельные проблемы функционирования общественной инициативы граждан в рф. «Российская общественная инициатива»: общественная или всё же государственная? Эта инициатива будет рассмотрена общественной

Иванова К. А.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ГРАЖДАН: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

В статье исследуется вопрос возникновения и развития института общественных инициатив граждан, проводится сравнение с нормами зарубежного законодательства, автором предлагаются пути совершенствования данного института.

Ключевые слова: общественные инициативы граждан, права человека, народовластие, управление государственными делами.

PUBLIC INITIATIVES OF CITIZENS: CONCEPT AND FORMS OF REALIZATION

The article explores the emergence and development of the institute of public initiatives of citizens, provides a comparison with the rules of the foreign law, the author suggests the ways to improve this institution.

Keywords: public initiatives of citizens, human rights, democracy, management of state affairs.

Иванова К. A.

Проблема взаимоотношений и взаимосвязи гражданина с властью всегда была чрезвычайно актуальна.

Согласно ст. 32 Конституции Российской Федерации1 граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ.

По мнению ученых А. А. Безуглова и С. А. Солдатова2, суверенитет народа означает, что:

а) субъектом публичной власти, как государственной, так и негосударственной, выступает народ как совокупность всего населения страны;

б) объектом суверенной власти народа могут быть все те общественные отношения, которые представляют общественный интерес в масштабе всей страны. Эта особенность свидетельствует о полноте суверенной власти народа;

в) суверенитету власти народа свойственно верховенство, когда народ выступает как единое целое и является единственным носителем публичной власти и выразителем верховной власти во всех ее формах и конкретных проявлениях.

Право участвовать в управлении делами государства, в том числе посредством общественных инициатив, юридически обеспечивает включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений в своей стране, в сферу национальной политики, в связи с чем данное право гарантируется демократической организацией всей политической системы общества, вовлекающей граждан в активную политическую деятельность. Право граждан России на управление делами государства де-юре обеспечивает их включение в сферу политики, являясь юридическим выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей учредительной власти.

Следовательно, гражданская (общественная) инициатива является обязательным элементом, обеспечивающим эффективное развитие общества и демократического государства. Мировая практика показывает, что в странах, стоящих на пути динамичного развития демократических процессов, активный экономический рост, как правило, происходит в тех регионах, где есть устойчивые традиции участия гражданских объеди-

1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 30 декабря 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 4.- Ст. 445.

2 Безуглов А. А. Конституционное право России / А. А. Безуглов,

С. А. Солдатов. - М: Профобразование, 2008. - С. 263.

нений в государственном управлении, где аккумулируется социальный капитал.

В современных российских реалиях институт общественной инициативы только начинает формироваться. Общественные инициативы в настоящее время стали важным регулятором жизни людей во всем мире, тогда как в России взаимодействие институтов гражданского общества и органов власти носит эпизодический характер и касается в основном принятия отдельных решений. Вместе с тем обнаруживаются новые закономерности развития института гражданского общества и института политической системы, в частности образование «ситуационных объединений» (например, групповые образования в социальных сетях).

Впервые термин «общественная инициатива граждан» был законодательно закреплен в Указе Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 г. № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива"»3, которым были утверждены Правила рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива».

В данном указе термин «общественная инициатива граждан» включает в себя лишь некоторые из возможностей проявления активной гражданской позиции - предложения граждан Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления, направленные с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива».

Между тем закрепленные в современном российском законодательстве формы общественных инициатив граждан существенно шире.

В самом общем виде инициативу можно определить как побуждение к началу какого-нибудь дела; руководящую роль в каких-либо действиях; предприимчивость; способность к самостоятельным активным действиям, воплотившуюся в конкретный общезначимый поведенческий акт, поступок. Общественная инициатива - деятельность, обусловленная выполнением работ и/или оказанием услуг и направленная

3 Указ Президента РФ от 04.03.2013 № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива"» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru

Евразийский юридический журнал

№ 11 (78) 2014

на достижение общественных благ, осуществление одной или нескольких общественно значимых целей.

При этом понятие «общественная инициатива» не подразумевает какую-либо одну конкретную форму, это собирательный термин, означающий любой вид инициативы, исходящей от граждан (институтов гражданского общества) в связи с участием общества в принятии общественно значимых решений. Общественная инициатива является ответом на потребности общественного развития, она выражает необходимость разрешения противоречий, без преодоления которых тормозится развитие общества.

На основании действующего законодательства можно выделить довольно много форм общественных инициатив. Прежде всего это правотворческая инициатива, «законодательный почин», петиции, обращения граждан. Наряду с формами общественных инициатив можно выделить механизмы реализации форм общественных инициатив, такие как участие населения в митингах, шествиях, пикетированиях, официальных обсуждениях проектов решений в СМИ, Интернете, собрания и конференции граждан и т. д. Конечно, к формам общественных инициатив можно отнести только формы конструктивного участия, т.е. выдвижение альтернатив, аргументированную критику предлагаемых властью решений4.

Таким образом, общественная инициатива - самостоятельное активное общезначимое деяние, направленное на достижение социальных, политических, экономических целей, реализуемое гражданином, группой или объединением граждан в не запрещенных правом формах, таких как гражданская законодательная и правотворческая инициативы, обращения граждан, инициация процедуры отзыва глав субъектов и депутатов представительного органа муниципального образования.

Механизм реализации форм общественных инициатив - способ реализации форм общественных инициатив путем самостоятельного, активного деяния, реализуемого гражданином, группой или объединением граждан, направленного на организацию законных публичных мероприятий, таких как митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, собрания граждан, конференции граждан и других, целью которых является выдвижение общественных инициатив.

В юридической литературе формы реализации права зачастую рассматриваются через призму использования, исполнения, соблюдения, применения правовых норм. Форма реализации права, когда субъекты по своему усмотрению, желанию используют предоставленные им права, именуется «использованием норм права». В отличие от соблюдения и исполнения, связанных с реализацией запретов и юридических обязанностей, использование представляет собой совершение дозволенных правом действий. В этом смысле можно предположить, что право граждан на участие в общественных инициативах выражается в добровольных, активных действиях гражданина по осуществлению закрепленных в юридических нормах правомочиях, входящих в состав анализируемого комплексного субъективного права.

Следовательно, правовая система демократического правового государства должна не только предусматривать или даже обеспечивать, но и стимулировать реализацию права граждан на инициативу. Общими недостатками регулирования общественных отношений, связанных с реализацией общественных инициатив в Российской Федерации, являются:

1) разброс норм, регулирующих гражданские инициативы, по различным законодательным актам, что затрудняет реализацию таких инициатив и приводит к негативным последстви-

4 Едкова Т. А., Чертков А. Н., Зырянов С. М. Государственные и общественные институты. Гражданские инициативы // Журнал российского права. - 2013.- № 11.- С. 111-122.

ям. В частности, в муниципальные правовые акты включаются положения, ограничивающие круг инициаторов публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, исключительно главами местных администраций;

2) отсутствие или недостаточность необходимого регулирования. Гражданская законотворческая инициатива слабо урегулирована в федеральном законодательстве. Лишь муниципальный уровень инициатив получил регламентацию на всех уровнях осуществления публичной власти;

3) отсутствие обязанности органов публичной власти информировать граждан о происходящих процессах. Требуется принятие правовых решений, направленных на информирование граждан о территориальных преобразованиях, в частности на установление обязанности освещать работу по подготовке территориальных преобразований до принятия решения органами публичной власти. При этом необходимо использовать такие инструменты, как проведение публичных слуш

  • РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ Г.Е. БЫСТРОВА «КООПЕРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ И ГОСУДАРСТВ ЕС»

    ЕРШОВА ИННА ВЛАДИМИРОВНА, КРАСНОВА ИРИНА ОЛЕГОВНА - 2013 г.

  • Г.Е. БЫСТРОВ. КООПЕРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ И ГОСУДАРСТВ ЕС

    ЕРШОВА И.В., КРАСНОВА И.О. - 2013 г.

  • Указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. N 183
    "О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива"

    С изменениями и дополнениями от:

    В целях обеспечения развития и укрепления гражданского общества, защиты прав человека и гражданина, участия граждан в управлении делами государства постановляю:

    1. Утвердить прилагаемые Правила рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива".

    2. Установить, что рассмотрению в соответствии с Правилами , утвержденными настоящим Указом, подлежат направленные гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива":

    б) общественные инициативы, реализуемые на региональном и муниципальном уровнях, - с 1 ноября 2013 г.

    2.1. Установить, что общественные инициативы, предусмотренные пунктом 2 настоящего Указа, могут быть направлены только гражданами Российской Федерации, лично предъявившими при регистрации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации.

    Не допускается голосование по таким общественным инициативам граждан Российской Федерации, не предъявивших при регистрации в указанной информационной системе основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации.

    2.2. Установить, что ответственность за проверку основного документа и удостоверение личности гражданина Российской Федерации, регистрируемого в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", несут уполномоченные лица органов и организаций, осуществляющие регистрацию в указанной информационной системе.

    3. Установить, что некоммерческой организацией, уполномоченной на осуществление функций, предусмотренных Правилами , утвержденными настоящим Указом, является Фонд развития информационной демократии и гражданского общества "Фонд информационной демократии".

    4. Правительству Российской Федерации включить в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, интернет-ресурс "Российская общественная инициатива".

    5. Правительству Российской Федерации, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

    6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

    Президент Российской Федерации

    Москва, Кремль

    Правила
    рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива"
    (утв. Указом Президента РФ от 4 марта 2013 г. N 183)

    1. Общественными инициативами считаются предложения граждан Российской Федерации (далее - граждане) по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления, направленные с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива" (далее - интернет-ресурс) и отвечающие установленным настоящими Правилами требованиям.

    2. Направлять общественные инициативы с использованием интернет-ресурса и голосовать за них могут граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, зарегистрированные в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

    3. Размещению общественной инициативы на интернет-ресурсе предшествует обязательная предварительная экспертиза, за исключением случаев, установленных настоящими Правилами. Срок проведения предварительной экспертизы не должен превышать два месяца.

    4. Функции по проведению предварительной экспертизы общественной инициативы, принятию решения о размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе (в разделе для голосования) или об отказе в ее размещении, а также по обеспечению работы интернет-ресурса осуществляет уполномоченная некоммерческая организация.

    5. Для реализации своих функций уполномоченная некоммерческая организация вправе запрашивать и получать сведения, необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

    6. Направление общественной инициативы осуществляется путем заполнения на русском языке специальной формы на интернет-ресурсе.

    7. Текст общественной инициативы не должен содержать нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни или здоровью граждан, призывов к осуществлению экстремистской деятельности.

    Общественная инициатива, в тексте которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни или здоровью граждан, а также призывы к осуществлению экстремистской деятельности, снимается уполномоченной некоммерческой организацией с рассмотрения без проведения предварительной экспертизы, о чем гражданин, направивший такую инициативу, уведомляется в электронном виде.

    8. Гражданин, направивший общественную инициативу, указывает, на каком уровне (федеральном, региональном или муниципальном), по его мнению, должна быть реализована данная инициатива.

    9. Уполномоченная некоммерческая организация вправе принять решение о снятии общественной инициативы с рассмотрения без проведения предварительной экспертизы в случаях, если гражданином повторно направлена общественная инициатива, по которой было принято решение об отказе в ее размещении на интернет-ресурсе или которая не получила в ходе голосования необходимой поддержки, и при этом в общественной инициативе не приводятся новые доводы или не указываются новые обстоятельства, либо если аналогичная общественная инициатива уже размещена на интернет-ресурсе и получила необходимую поддержку в ходе голосования либо голосование по ней не завершено.

    О данном решении гражданин, направивший общественную инициативу, уведомляется в электронном виде.

    10. В ходе предварительной экспертизы устанавливаются соответствие общественной инициативы Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе в области прав, свобод и законных интересов граждан, актуальность проблемы, содержащейся в общественной инициативе, обоснованность предлагаемых вариантов ее решения.

    11. По результатам предварительной экспертизы уполномоченная некоммерческая организация принимает решение:

    а) о размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе (в разделе для голосования) и начале процедуры голосования;

    б) об отказе в размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе;

    в) об изменении уровня реализации общественной инициативы.

    12. О принятом по результатам предварительной экспертизы решении уполномоченная некоммерческая организация уведомляет гражданина, направившего общественную инициативу, в электронном виде. При этом уведомление об отказе в размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе или об изменении уровня ее реализации должно быть мотивированным.

    13. Уполномоченная некоммерческая организация принимает решение об отказе в размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе в случаях, если:

    а) общественная инициатива противоречит Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе в области прав, свобод и законных интересов граждан;

    б) общественная инициатива противоречит статье 6 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации";

    в) общественная инициатива не содержит описания проблемы, либо в общественной инициативе не предложены варианты решения проблемы, либо предлагаемые варианты не обоснованы.

    14. Размещенная на интернет-ресурсе общественная инициатива должна получить необходимую поддержку в ходе голосования с использованием интернет-ресурса. Поддержанной считается инициатива, которая в течение одного года после ее размещения на интернет-ресурсе получила:

    б) не менее 5 процентов голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (для субъектов Российской Федерации с численностью населения более 2 млн. человек - не менее 100 тыс. голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации), - в поддержку инициативы регионального уровня;

    17. Уполномоченная некоммерческая организация обеспечивает:

    а) возможность свободного использования гражданами интернет-ресурса для ознакомления с размещаемыми на нем общественными инициативами, итогами голосования, принятыми решениями, а также для получения информации о ходе и результатах реализации общественной инициативы;

    18. Общественная инициатива, не получившая в ходе голосования необходимой поддержки, считается неподдержанной и снимается с рассмотрения. Информация об этом размещается на интернет-ресурсе.

    19. Общественная инициатива, получившая в ходе голосования необходимую поддержку, направляется в электронном виде уполномоченной некоммерческой организацией в экспертную рабочую группу соответствующего уровня (федерального, регионального или муниципального) для проведения экспертизы и принятия решения о целесообразности разработки проекта соответствующего нормативного правового акта и (или) об иных мерах по реализации данной инициативы. Информация о направлении общественной инициативы в экспертную рабочую группу соответствующего уровня и принятых ею решениях размещается на интернет-ресурсе.

    20. При направлении общественной инициативы в экспертную рабочую группу уполномоченная некоммерческая организация указывает следующую информацию:

    22. Состав экспертной рабочей группы регионального уровня определяется высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и включает представителей органов государственной власти Российской Федерации, депутатов представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, членов общественных палат субъектов Российской Федерации, депутатов представительных органов муниципальных образований, представителей государственных учреждений, бизнес-сообщества и общественных объединений.

    23. Состав экспертной рабочей группы муниципального уровня определяется органами местного самоуправления и включает представителей этих органов, депутатов представительных органов муниципальных образований, представителей муниципальных учреждений, бизнес-сообщества и общественных объединений.

    24. По результатам рассмотрения общественной инициативы экспертная рабочая группа в срок, не превышающий двух месяцев, готовит экспертное заключение и решение о разработке соответствующего нормативного правового акта и (или) принятии иных мер по реализации инициативы, которые подписываются председателем соответствующей экспертной рабочей группы, о чем уведомляет уполномоченную некоммерческую организацию в электронном виде.

    Информация о рассмотрении общественной инициативы и мерах по ее реализации направляется уполномоченной некоммерческой организации для размещения на интернет-ресурсе.

    Волошинская А. А.
    «Российская общественная инициатива»: парадоксы отечественной электронной демократии

    Полный текст

    Ссылка при цитировании:

    Волошинская А. А. «Российская общественная инициатива»: парадоксы отечественной электронной демократии // Власть. 2016. Том. 24. № 1. С. 47-51.

    Рубрика:

    КОММУНИКАЦИИ И ОБЩЕСТВО

    Аннотация:

    Итоги работы «Российской общественной инициативы» парадоксальны: из 9 петиций федерального уровня, преодолевших 100-тысячный порог голосов, реализована только одна; в то же время удовлетворены 11 петиций, которые не набрали необходимого числа голосов. Обсуждаются причины сложившейся ситуации.

    Ключевые слова:

    «Российская общественная инициатива»; РОИ; электронная демократия; эффективность; власть; государство; гражданское общество

    Литература:

    1. Казьмина Е.А. 2013. Электронная демократия в России: отдельные аспекты становления и развития. – Вестник Казанского юридического института МВД России. № 4(14). С. 17-21.
    2. Казьмина Е.А. 2015. К вопросу о развитии института общественной инициативы в России. – Гражданское общество и правовое государство. Т. 1. С. 46-48.
    3. Кутейников Д.Л. 2013. Гражданская (общественная) законодательная инициатива в Российской Федерации. – Проблемы права. № 1(39). С. 60-68.
    4. Примакова Т.О. 2014. Российская общественная инициатива: проблемы формирования и функционирования новой формы непосредственной демократии. – Конституционное и муниципальное право. № 7. С. 69-74.
    5. Тамаев А.М. 2015. Российская общественная инициатива в механизме открытого правительства. – Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. № 3(58). С. 48-53.
    6. Фельдман П.Я. 2014. Политический краудсорсинг как институт электронной демократии: проблемы становления и развития. – Власть. № 6. С. 21-26.
    7. Фролова Н.А. 2015. Отдельные проблемы реализации института общественной инициативы. – Гражданское общество и правовое государство. Т. 1. С. 44-46.
    8. Chernova I. ?2013. E-participation in Democracy and non-Democracy: Comparative Analysis of the United Kingdom and the Russian Federation: dissertation submitted to Central European University for a degree of Master of Arts. Budapest, Hungary. 63 p.
    9. Katchanovski I., La Porte T. 2005. Cyberdemocracy or Potemkin E-Villages: Electronic Governments in OECD and Post-Communist Countries. – International Journal of Public Administration. Vol. 28. No. 7-8. P. 665–681.

    Ключевые слова

    ОБЩЕСТВЕННАЯ ИНИЦИАТИВА / ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ПЕТИЦИЯ / "РОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ИНИЦИАТИВА" / СУБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЯ / PUBLIC INITIATIVE / E-DEMOCRACY / PETITION / RUSSIAN PUBLIC INITIATIVE / SUBJECT OF LEGAL RELATIONS

    Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы - Давыдова Марина Леонидовна, Гончарова Анна Александровна

    Статья подводит итоги двухлетней работы интернет-сайта «Российская общественная инициатива », созданного в соответствии с Указом Президента РФ от 4 марта 2013 года. Авторы анализируют порядок и механизм функционирования ресурса, статистические данные о его работе, содержание и историю принятия успешных инициатив. Особое внимание уделяется сравнению «Российской общественной инициативы » с аналогичным сайтом, действующим в США ("We The People"). Делается предположение о том, что при похожих целях основные приоритеты этих проектов различаются. Для американского наиболее явным приоритетом является разъяснение позиции президентской администрации по вопросам, волнующим общество. Российский проект декларирует в первую очередь цель привлечения общественности к правотворчеству, а также фактически выполняет еще одну задачу - легитимацию правотворческих инициатив. Среди факторов, негативно сказывающихся на реализации заявленных целей, авторы выделяют отсутствие всеобщего доступа к Интернету, недоверие к процессу подсчета голосов, неясность правовых последствий успешного голосования. Практика показывает, что ни одна из инициатив, воплощенных в жизнь, не успела получить требуемой поддержки, набравшие же необходимое количество голосов инициативы, наоборот, были отклонены. Основным направлением совершенствования института общественных инициатив авторы считают преодоление формализма в способах оценки инициатив и реагирования на них, превращение их в открытый диалог с обществом.

    Похожие темы научных работ по праву, автор научной работы - Давыдова Марина Леонидовна, Гончарова Анна Александровна

    • Проблемы и перспективы реализации проекта «Российская общественная инициатива»

      2015 / Шайхуллин Геннадий Сахиуллович, Давыдова Марина Леонидовна, Гончарова Анна Александровна
    • Реализация правотворческой инициативы граждан Российской Федерации посредством электронных форм

      2014 / Иванова Ксения Алексеевна, Мизернюк Михаил Сергеевич
    • «Российская общественная инициатива»: парадоксы отечественной электронной демократии

      2016 / Волошинская Анна Аскольдовна
    • Вопросы реализации общественных инициатив в Российской федерации

      2013 / Гузий А.Е.
    • Роль гражданской инициативы в формировании электронной демократии

      2016 / Романова Нелли Петровна, Лаврик Наталья Владимировна
    • Интернет как инструмент реализации государственной политики Российской Федерации

      2016 / Лябах Андрей Юрьевич

    PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE RUSSIAN PUBLIC INITIATIVE PROJECT

    The article summarizes two-year work of the website Russian public initiative , which was established in accordance with the Presidential Decree of March 4, 2013. The authors analyze the procedure and mechanism of functioning of the Internet resource, statistics on its work, the content and history of successful initiatives adoption. Particular attention is paid to comparison of Russian public initiative and a similar website, which has been created in the USA (We The People). The authors suggest that the goal of these websites is similar but the main priorities differ. The American one the most conspicuous priority is to explain the position of the presidential administration on issues of public concern. Russian website proclaims, first of all, the purpose of public involvement in lawmaking actually performing one more task the legitimization of lawmaking initiatives. The authors believe that it is necessary to give up formalism in responding to initiatives and use them as an opportunity for an open dialogue with the society. Among the factors that affect the implementation of the goals the authors point out that many people do not have Internet, do not trust the vote counting process and do not understand the legal consequences of voting. The practice shows that none of the successful initiatives has received the required support. In contrast, the government commission rejected initiatives that have received the required number of votes.





    Учитывается или нет данная публикация в РИНЦ. Некоторые категории публикаций (например, статьи в реферативных, научно-популярных, информационных журналах) могут быть размещены на платформе сайт, но не учитываются в РИНЦ. Также не учитываются статьи в журналах и сборниках, исключенных из РИНЦ за нарушение научной и издательской этики."> Входит в РИНЦ ® : да Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в РИНЦ. Сама публикация при этом может и не входить в РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований в РИНЦ ® : 2
    Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI)."> Входит в ядро РИНЦ ® : нет Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0
    Цитируемость, нормализованная по журналу, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной статьей, на среднее число цитирований, полученных статьями такого же типа в этом же журнале, опубликованных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной статьи выше или ниже среднего уровня статей журнала, в котором она опубликована. Рассчитывается, если для журнала в РИНЦ есть полный набор выпусков за данный год. Для статей текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по журналу: Пятилетний импакт-фактор журнала, в котором была опубликована статья, за 2018 год."> Импакт-фактор журнала в РИНЦ: 0,08
    Цитируемость, нормализованная по тематическому направлению, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной публикацией, на среднее число цитирований, полученных публикациями такого же типа этого же тематического направления, изданных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной публикации выше или ниже среднего уровня других публикаций в этой же области науки. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по направлению: 0,673