Открытый урок "безударные гласные в корне слова". Тема урока: "Безударные гласные в корне слова"

§ 1 Гласные, которые требуют и не требуют проверки

В этом уроке поговорим об орфограмме, с которой связано большинство ошибок в контрольных работах учеников. Конечно, это правописание безударных гласных в корнях слов.

О звуках принято говорить, что они стоят в сильной или слабой позиции.

В сильной позиции звук слышится ясно, чётко.

Гласные звуки находятся в сильной позиции, когда они стоят под ударением.

А вот безударные гласные стоят в слабой позиции, поэтому слышатся нечётко.

И поэтому на письме трудно понять, какую букву выбрать для обозначения гласного звука: А или О? Е, И или Я?

Буквы Ё, Э, Ю, У, Ы проверки не требуют. Буква Ё всегда находится в ударном слоге, а в выборе остальных гласных вы не ошибётесь, даже если их звуки находятся в безударной позиции: экран, пюре, кусты, рыбак.

А теперь прочитайте, как звучат безударные гласные в следующих словах:

гр_за, п_стух.

Здесь слышится один и тот же безударный гласный звук, а буквы пишутся разные:

гро́за, па́стух.

Ч_инка, р_бина, леб_дь.

В этих словах безударный гласный звук тоже слышится одинаково, а буквы пишутся разные:

ча́инка, ря́бина, лебе́дь, ки́слота.

Итак, мы можем сделать вывод, что требуют проверки гласные А, О, И, Е, Я.

При проверке гласных нам на помощь приходит ударение, ведь оно ставит гласный звук в сильную позицию.

Чтобы проверить буквы безударных гласных в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы безударный звук стал ударным.

Изменить слово - это значит поменять форму слова: был один предмет - стало много, и наоборот.

Например, гр_за - гро́зы, д_ма - до́м.

§ 2 Способы проверки безударных гласных в корне слова

Теперь рассмотрим способы подбора однокоренных слов для проверки безударных гласных в корне.

Перед нами ряд однокоренных слов:

гриб, грибок, грибной, грибник.

Корень в однокоренных словах пишется одинаково, независимо от того, куда падает ударение. Подобрав несколько однокоренных слов, мы найдём слово, в котором в корне окажется ударная гласная.

Один из приёмов подбора проверочных слов - «назови слово ласково»:

тр_ва - тра́вка

лош_дь - лоша́дка

Второй приём - заменить слово одной части речи на слово другой части речи. Слова-действия или слова-признаки можно заменить на слова, обозначающие названия предметов, и наоборот:

б_гу - бе́г

б_лизна - бе́лый

дв_жение - дви́жется

К многосложным словам нужно стараться подобрать односложные слова:

д_машний - до́м

гр_бочек - гри́б

Нетрудно подобрать проверочное слово, вдумавшись в значение слова с безударной гласной:

стр_итель - тот, кто стро́ит

б_гун - тот, кто бе́гает

сп_ртсмен - тот, кто занимается спо́ртом

в м_слёнке - ма́сло

в с_лонке - со́ль

в х_лодильнике - хо́лод

В корне может быть две безударных гласных: з_л_той, б_р_да, м_л_ток, з_л_неть. Правило проверки для этих слов не меняется - нужно подобрать однокоренные слова, чтобы безударные гласные стали ударными. Только проверочных слов нужно два: для каждой гласной - своё:

з_л_той - зо́лото, позоло́та

б_р_да - бо́роды, боро́душка

м_л_ток - мо́лот, моло́тит

з_л_неть - зе́лень, зелё́ный

При подборе однокоренных слов надо учитывать их лексическое значение:

сп_шу́ (в школу) - проверочное слово спе́шка

сп_шу́ (текст) - проверочное слово пи́шет

пол_скать (бельё) - проверочное слово поло́щет

пол_скать (ребёнка) - проверочное слово ла́ска

К сожалению, не всегда безударную гласную можно проверить. Нам приходится запоминать большое количество слов с непроверяемыми безударными гласными. Эти слова мы называем словарными. Также проверить написание таких слов можно, заглянув в орфографический словарь.

§ 3 Краткие итоги урока

Подведём итоги урока:

1. Безударные гласные в корне слова нужно проверять.

2. Чтобы проверить буквы безударных гласных в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный звук стал ударным.

3. К словам с двумя безударными гласными в корне следует подбирать два проверочных слова.

4. При подборе однокоренных слов нужно учитывать их лексическое значение.

5. Слова с непроверяемыми безударными гласными можно проверить по орфографическому словарю.

Список использованной литературы:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. - М.: Баласс, 2012.
  2. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык», 3 класс. - М.: Баласс, 2014. – 208с.
  3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1985. – 400с.
  4. Исаева Н.Е Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса.- М.: Баласс, 2012.-78с.

3 класс

Тема: Безударные гласные в корне слова.

Тип урока: комбинированный
Цели урока :
Предметные:
 усвоение особенностей проверочных и поверяемых слов, овладение способами проверки;
 формирование умения подбирать проверочные слова, распознавать слова, которые нужно проверять;
 развитие орфографической зоркости.
Метапредметные:
 расширение творческой деятельности учащихся;
 формирование объективной самооценки.
Личностные:
 формирование личностных универсальных учебных действий;
 развитие внимания, мышления, интереса к языку.

Ход урока

    Организационный момент.

Сегодня урок у нас будет необычный. Я предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и великую страну русского языка.

II. Запись числа, классной работы.

111.Проверка дом задания

Что было задано на дом?

Как можно назвать слова, которые образованы от одного корня?

Что такое корень?

Постановка проблемы

На доске записаны слова.

Вставь безударные гласные, выделяя корень, и запиши в тетрадь

З.ма, сн.жный, м.рзлота, к.рмушка, х.лодный, м.роз, за.ц, пов.лил

Что объединяет эти слова?

В этих словах есть безударный гласный в корне слова, одна тема – «Зима»

Открытие новых знаний

На какие 2 группы можно разделить все эти слова?

Слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной

Значит, какими бывают безударные гласные (на доске появляются карточки под темой)?

Безударные гласные бывают проверяемыми и непроверяемыми

IV. Сообщение темы урока.

V. Актуализация знаний.

Гласные ~а, ~ о, ~ е, ~ и, ~я ~ опасные.

А в каком случае их необходимо проверять ?

Когда они безударные ,

Прежде, чем обозначить буквой гласный звук в безударном слоге, ~нужно узнать , ~в какой части слова он находится.

Если безударный гласный в приставке или суффиксе, ~вспомните, как они пишутся.

Рассмотрим случаи, когда безударный гласный звук встречается в корне слова.

Какой алгоритм написания безударной гласной в корне мы знаем?

Вспомните.

Прочитай слово.

Поставь ударение.

Выдели корень.

Подчеркни безударные гласные в корне.

Подбери проверочные слова. Сколько безударных гласных, столько и проверочных слов.

Обозначь орфограмму.

~Проверочным словом может быть однокоренное слово с ударным гласным в корне, потому что ~безударный гласный проверяется ударением.

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты её немедленно ставь под ударение.

Например,~тропинка – тропы, ~почтовый – почта.

В каждом ряду выберите из трёх слов ~проверочное слово.

Гроза, грозный, грозит; Проверочное слово – ~грозный.

Каток, катит, катить; Проверочное слово – ~катит .

Ходит, ходьба, выход; ходит

Даль, далеко, далёкий; даль

Носит, носить, носильщик; носит

Светить, свет, светлячок. свет

Запишите три цепочки слов по образцу.

Подберите проверочные слова.

Замените глаголы:~ именами существительными.

г о стить, ~

прих о дить, ~

сп е шить, ~

зал е денеть, ~

вым а зать, ~

св и стеть ~

Образуйте от имён существительных однокоренные имена прилагательные.

Дополните словосочетания по образцу:

Дождь – дождливые дни

Лес – … (лесные жители)

Осень – … (осенние запасы)

Зверь –… (звериные тропы)

Лось – … (лосиные следы)

Запишите три словосочетания, которые вам больше нравятся.

VI. Физминутка.

VII. Самостоятельная работа в парах.

Из слов составьте предложения. ~

Выделите орфограмму с безударной гласной в корне слова. ~

Разберите предложения по членам предложения.

В, жила, дупле, сова, старая.
Она, только, по, ночам, вылетала.

VIII Самостоятельная работа по учебнику.

с. 104 упр.194

IX. Дифференцированная работа (разноуровневые задания).

1 вариант. С.лить, с.лёный; к.рмить, к.рмушка; б.льной, заб.леть; д.лёкий, д.леко; м.лчун, м.лчать; в.рить, в.ренье.

2 вариант. Св.тить, св.тильник; п.сьмо, зап.сать; пч.линый, пч.ла; уд.влять, уд.вительный; з.рно, з.рновой; пл.сать, пл.сунья.

ВЗАИМОРПРОВЕРКА. Обменялись тетрадями, сверяем с доской, исправляя ошибки простым карандашом.

Вывод : – Молодцы! Быстро справились с работой.

X. Итог урока.

– Ребята, давайте повторим правила, без которых мы с вами не можем обойтись,записывая слова с безударной гласной в корне?

XI. Рефлексия.

Сегодня на уроке:

* Я не знал (а)… Теперь я знаю…

* Мне было трудно

* Теперь я могу…

* Мне было легко, потому что…

* Мне захотелось…

Молодцы!

XII . Оценивание.

- Спасибо за работу на уроке

X II I . Домашнее задание.

Методическая разработка урока по теме «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»

1. Аннотация.
Вопрос о правописании безударных гласных в корне слова является одним из важных вопросов не только в начальном, но и в среднем звене школы. Тема « Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова» проходит красной нитью через всю программу начальной школы и является основой для повышения грамотности учащихся.
Орфограмма «безударные гласные в корне» - это самая часто встречающаяся орфограмма русского языка. Данная тема является одной из самых трудных грамматико-орфографических тем программы начальной школы.
Методическая разработка предназначена для учителей начальных классов, студентов педагогических вузов, рассматривает различные методы и приемы активизации обучающихся при изучении темы «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением». Разработка раскрывает применение различных технологий: проблемного обучения, личностно-ориентированного, технологии самооценки, игровой технологии, работы в парах и группах.

2. Содержание
2.1. Введение

Данная тема является одной из самых трудных грамматико- орфографических тем программы начальной школы. Орфограмма «безударн ая гласная в корне» - это самая часто встречающаяся орфограмма русского языка. В «Содержании образования» по русскому языку она имеет значимое место и данной теме уделено много уроков в 1- 4 классах.
Предлагаемые материалы составлены исходя из сложившейся в школе системы изучения безударных гласных. Они с успехом могут быть использованы на уроках русского языка во 2-4 классах независимо от системы, по которой работает учитель. В разработке указана тема урока, основная учебная задача, планируемые результаты,формируемые компетенции, применяемые технологии обучения,материал для повторения. Отбор гнезд однокоренных слов сделан на основе изучения лексики учебников русского языка для 2-4 классов с учетом частотности их употребления, а также использованы слова повышенного уровня сложности, применяя личностно-ориентированную технологию обучения.
На уроке используются стихи, пословицы, которые не только дают возможность подобрать слова с нужной орфограммой, но и обогащают речь детей, учат кратко излагать мысли. Материал урока соответствует возрастным особенностям учащихся, уровню их обученности, уровню мотивации к учению.
Сценарий урока включает в себя выполнение практических заданий под руководством учителя, выполнение задания в группе, в парах. Продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности способствуют достижению высокой работоспособности учащихся на протяжении всего урока. В начале урока учитель мотивирует обучающихся на достижение результата урока, учащиеся разрешают проблемную ситуацию и сами формулируют тему урока, задачу урока. В конце занятия проводится анализ выполнения задач и достижения результатов.
Эмоциональная разрядка и снятие физического напряжения осуществляются на уроке при проведении физкультминутки. В конце урока проводится рефлексия проделанной работы, идет комментирование задания на дом. Задачей этого этапа является способствование формирования вывода, подведения итога урока, самооценки учащимися собственной учебной деятельности. Учащиеся сравнивали задачи, поставленные в начале урока с результатами своей работы. Проводили самооценку, используя прием «Недописанный тезис», совершенствовали умение выражать свою мысль.
Внешняя мотивация деятельности учащихся прослеживается через оценку, похвалу, соревновательный момент, задания творческого характера.

2.2. Основная часть

Конспект урока по теме «Правописание безударных гласных, проверяемых ударением»

Тип урока : обобщение и систематизация знаний и умений.
Педагогическая цель : способствовать формированию интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей обучающихся через общеклассную, индивидуальную, групповую формы организации познавательной деятельности.
Цели :
Образовательные :формировать умение работать по алгоритму проверки безударной гласной в корне слова; формировать в деятельности умение к способности учиться.
Развивающие: развивать поисковые и исследовательские способности обучающихся; развивать дух соревнования.
Воспитательные:воспитывать настойчивость в решении проблемы, умение преодолевать трудности; способствовать формированию сотруднических отношений в классе.
Формируемые УУД на уроке.
Личностные : повышать мотивацию к учению, уровень самооценки; формировать осознание роли ученика; формировать умение проявлять дружелюбность, внимательность, взаимопомощь.
Регулятивные : действовать по инструкции учителя, находить и исправлять ошибки, формировать умение самоконтроля и самооценки, определять тему урока и ставить цель с помощью учителя.
Коммуникативные : умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами,поставленными учителем; учить работать в паре, группе.
Предметные : обобщить и систематизировать знания о правописании безударных гласных в корнях слов; развивать умения распознавать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корнях и аргументировать написание в них безударной гласной; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, быть толерантным к чужому мнению и высказывать свое собственное.
Методы обучения : частично-поисковый; метод проблемной ситуации; умение аргументировать выбор точки зрения; работа в группах, деятельностный метод.
Технологии : технология проблемного обучения, технология самооценки, работа в сотрудничестве, личностно- ориентированная технология.
Формы организации познавательной деятельности : общеклассная; индивидуальная; групповая.
Планируемые результаты : различают проверяемую и непроверяемую безударную гласную; самостоятельно находят способ проверки, используют алгоритм проверки орфограммы, организуют работу в группе.
Формируемые компетенции :
исследовательские;
информационные;
языковые;
деятельностные;
коммуникативные.
Оборудование : Р.Н.Бунеев Русский язык Москва Просвещение2013
Карточки для самостоятельной работы в группе.

Организационная структура урока
1.Организационный момент. Мотивация к деятельности.

- Ребята, каждый урок требует от нас,чтобы мы проявляли на уроке важные качества, чтобы усвоить материал. Определите, какие качества личности нам нужны на уроке.
Учитель говорит и показывает буквы, а дети добавляют слова:
-Мы самые-А-ктивные.
-Мы самые В-нимательные.
-Мы-Н-аблюдательные.
-Мы самые Д-ружные.
-Мы самые С-тарательные.
Мы в третьем классе учимся,
Все у нас получится.
А сейчас скажем хором: « Мы- самые лучшие»
2. Актуализация знаний. Постановка проблемы урока.
- На уроке мы с вами будем соискателями. А кто такой соискатель? Работа с толковым словарем.(Лицо, представляющее или готовящееся представить свой труд на соискание учёной степени. «Толковый словарьОжегова»).
- Представим, что мы-маленькие соискатели.Мы будем работать на уроке и представим свой труд в конце урока. Сделаем самооценку своего труда.
3 . Постановка проблемы урока.
Какую орфограмму мы будем сегодня искать, вы узнаете, разгадав шифр, для этого соотнесите с каждой цифрой букву алфавита: 1 6 10 16 33.(Дети работают в парах)
4. Определение темы урока.
Сформулируйте тему урока.
Тема урока:Правописание безударных гласных.
-Какая главная задача перед нами стоит?(Учиться находить орфограмму «безударная гласная» в словах и подбирать проверочное слово.)
-А какие две орфограммы безударных гласных звуков бывают?
(Проверяемые и непроверяемые).
-О каких гласных будем говорить, узнаете, вставив буквы в пословицу, собрав ее.
День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.
Каждый день жизни нам приб -вляет ч-стицу мудрости.
-Объясните смысл пословицы.(На каждом уроке мы узнаем что- то новое, с каждым днем становимся умнее)
-Кто сделает вывод? Какая тема урока?(Дети сообщают тему урока, доказывают, почему урок посвящен проверяемым гласным звукам.)

5. Мозговой штурм.
– Ответим на первый вопрос: Какую орфограмму будем проверять? (Безударные гласные а, о, и, е, я)
– В какой позиции проверяем безударные гласные? (В слабой позиции.)
В какой части слова надо проверять гласную? (Надо проверять в корне слова.)
– Как надо проверять безударную гласную в корне слова? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова или изменить форму слова.)
6. Работа в команде с алгоритмом.
– Вспомним алгоритм проверки безударной гласной.(Учитель предлагает 5 обучающимся у доски назвать алгоритм проверки безударных гласных)
Алгоритм проверки безударных гласных
Прочитать слово.(1уч)
Поставить ударение.(2 уч)
Выделить корень.(3уч)
Определить безударную гласную.(4 уч)
Подобрать проверочное слово.(5уч)
7.Письмо по памяти.
- Используя алгоритм, выполним задание.Вставим пропущенные буквы.
На пруду к-ток хороший
Лед сверкает, как ст-кло.
На к-ньках б-жит Алеша
И в мороз ему т-пло.
Дети, пользуясь алгоритмом, доказывают,какую гласную вставят в слова.
-Продолжим поисковую работу. Какие другие орфограммы встретились в стихотворении? Какой ряд быстрее их назовет?
8 Закрепление. Работа по алгоритму в парах с самопроверкой по эталону.
- Найди ошибки и исправь, объясни, почему выбрал ту или иную букву.
1. Баяться валков - быть без гребов.
2.Болен – личись, а здаров – беригись. 3.В гости хадить- надо и к себе вадить.
4.В нагах правды нет.
Дети записывают предложения в тетрадь.
Самопроверка по алгоритму проверки безударных гласных.
Контрольная проверка с учителем. На доске записаны буквы, которые нужно вставить.
1.о-о-и.
2.е-о-е.
3.о-о.
4.о.
Самооценка .
Оцените свою работу по алгоритму самооценки.
1.Что нужно было сделать?
2.Удалось получить результат?
3.Выполнено верно или с ошибками?
4.Справился сам или с чьей- то помощью?
9.Физкультминутка.
Сейчас мы отдохнем, но отдых наш будет необычный. Я буду читать стихотворение и выполнять движения, а вы,повторяя движения, должны проявить смекалку и продолжить за мной. Внимание:
На берегу растёт с. сна,
А рядом с нею – … (сосны)
Горит прекрасная зв. зда,
А рядом с нею – … (звёзды).
А на траве лежит р. са,
А рядом с нею – … (росы).
Вот по траве спешит к. са,)
А рядом с нею – …(косы).
-Какие слова вы называли- проверочные или проверяемые?
10.Закрепление.Работа в группе с применением личностно-ориентированной технологии.

Учитель предлагает выполнить задание по выбору: обучающимся предлагается работа по таблице №1и по таблице №2.(См. Приложение 1)

11. Работа в группе.Включение в систему знаний.
- Наша поисковая работа подходит к концу. В классе расклеены слова с безударной гласной в корне слова, а на парте у вас тоже лежат слова. Определите вашу поисковую задачу.(Дети формулируютее так:
-Мы должны к проверяемым словам, которые на парте, найти проверочные слова, которые спрятались в классе.)
(См. приложение№2)
Раз, два, три, четыре, пять, начинаем проверочные слова искать.
Самостоятельная работа в группах.
Ответственный в команде после обсуждения в группе снимает проверочные слова,которое находит группа в классе. Побеждает та команда, которая быстрее всех выполнит задание.
12. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Русский язык- любимый наш урок.
Мы не скачем по верхушкам- скок да скок.
Познавать порой науку нелегко.
Изучаем мы проблему глубоко.
-Какими нужно быть, чтобы глубоко изучить безударные гласные?(Внимательными, наблюдательными, дружными, старательными)
- Чему научились на уроке? (Различать проверяемую и непроверяемую безударную гласную; самостоятельно находить способ проверки безударной гласной, использовать алгоритм проверки орфограммы, работать в группе)
- Как проверить безударную гласную в корне? (Чтобы не ошибиться в правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне, надо изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной или подобрать роственное слово.)
Мозговой штурм :
Слухам вы не доверяйте,
Удареньем проверяйте.
Учитель называет слова с безударной гласной, дети быстро подбирают проверочное слово хором:
Посвятить (стихи) , посветить (фонариком) ,полоскать (белье) ,поласкать (собачку) , залезать (в огород), зализать (рану) ,разредить (всходы) , разрядить (ружье) ,свила (гнездо) – отвела (ребенка) , отварил (в воде) , отворил (окна) , частота (пульса) , чистота (в квартире) ,посидел(на лавочке),поседел (дед).
-Оцените свою работу на уроке.Продолжите предложение.
1.На уроке я работал…
2.Своей работой на уроке я…
3.Мое настроение…
4.Материал урока мне был…
5.С каждым уроком я…
13. Домашнее задание.
Найти в учебнике по литературному чтению 10 слов с проверяемой гласной в корне слова и написать с проверочными словами в тетрадь.

2.3. Заключение
Содержание методической разработки урока соответствует со-держанию программы, целям и поставленным задачам урока. Данный урок способствует закреплению и отработке навыков проверки безударных гласных в корне слова.
На уроке отрабатываются умения обучающихся работать в парах, группах, умения формулировать тему урока и стравить цели. Закрепляются знания в игровой форме. Использование таких методических приемов, как прием учебно-мозговой штурм, позволяет активизировать познавательный интерес учащихся и способствует организации дифференцированного обучения. На уроке использованы различные технологии: технология проблемного обучения, личностно- ориентированная технология, технология самооценки, технология сотрудничества в группе. В повседневной работе я отправляю обучающихся за справкой к словарю. Это учит детей внимательно относиться к слову.
На уроках литературного чтения и других уроках я продолжаю работу по правописанию безударных гласных в корне слова,всегда обращая внимание на данную орфограмму. На данном уроке задаю домашнее задание, используя межпредметные связи.
Таким образом, тема «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением», проходит через всю программу начальной школы и является основой для повышения грамотности учащихся. Последовательность и систематичность в работе, наличие межпредметных связей помогают моим ученикам усваивать эту, одну из наиболее трудных, тему. Также урок имеет большое воспитательное значение: воспитывает настойчивость в решении проблемы, умение преодолевать трудности; способствует формированию сотруднических отношений в классе.

3. Список литературы
1. Г. А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» 2 класс. Издательство «Владос» 2004 год.
2. 2.Р.Н.Бунеев «Русский язык»3 класс Москва « Просвещение»
3. Е.В. Бунеева. Н.А. Исаева Методические рекомендации для учителя Москва Баллас 2011
Приложение 1
Карточка-тест №1.
Соедините стрелкой проверочное слово с проверяемым, а в строке справа к проверяемому слову выберите нужную букву, а остальные зачеркните.
Проверочные
слова Проверяемые Ответы

1 2 3 4
письма м..рской а и е о
море п…сьмо о е и я
стой с..довый о и а е
сад ст…ит а о и я
лежа м…чи е и я о
меч л…жать и я е о

Карточка-тест № 2.
Подберите и напишите проверочные слова, справа в строке к слову выбери и оставь нужную букву, остальные зачеркни.

Проверочные
слова Проверяемые Ответы
1 2 3 4
д..лекий о и е а
с..нева е и я о
тр..щит и а е о
кр..чит е о и я
б..льной а о е и
с…дой и е я о

Приложение № 2.
Проверяемые
Проверочные
примерять (платье) мерка примерка
примирять (поссорившихся) мир мирный
запевать (песню) припев певчий
запивать (лекарство) пил пить
спиши (упражнение) пишет письма
спеши (в школу); спешка поспешно
посидеть (на траве) сидя усидчивый
поседеть (от горя); сед

Тема урока:

«Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением»

Цель: знакомство с правилом проверки безударных гласных в корне слова, составление алгоритма проверки безударных гласных.

Задачи:

    Развивать умения определять в слове ударение, выделять корень, сравнивать гласные в безударных и ударных слогах.

    Развивать умения слышать и видеть в словах «опасные» места (орфограммы).

    Формировать положительную мотивацию обучения.

Проявлять интерес к изучению нового материала.

Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

Оценивать результат учебного труда.

Познавательные умения:

    Уметь находить необходимую информацию.

    Использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале.

Регулятивные умения:

    Применять правила проверки безударных гласных в корне слова.

    Соотносить учебные действия с изученным правилом.

    Выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом.

    Выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания в соответствии с критериями оценивания.

Коммуникативные умения:

    Формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение.

    Взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

    Согласовывать позиции и находить общее решение.

    Адекватно использовать речевые средства для представления результата.

    Знать и уметь применять правила проверки безударных гласных.

    Уметь орфографически правильно писать слова с данной орфограммой.

    Уметь называть несколько вариантов проверки безударной гласной.

Оборудование: проектор, монитор, экран, презентация, карточки для индивидуальной работы, карточки с алгоритмом работы над орфограммой, сигнальные карточки.

Ход урока

Организационный момент

Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните обиды, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения, бережного и отзывчивого отношения друг другу.

Целеполагание.

Послушайте притчу.

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "ПРИТЧА"

притча [притча] ж. 1) а) Иносказательное повествование с нравоучительным выводом. б) Иносказательное выражение. 2) устар. То же, что: басня.

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Дорогие мои. Сегодня вам предстоит получать новые знания. Всё в ваших руках.

Актуализация знаний

А теперь давайте подготовим к работе наши глазки! Сейчас проведем для них чудесную гимнастику. После гимнастики, буквы которые увидите, нужно постараться запомнить и назвать их.

- Какие буквы вы увидели? (я, е, и, о, а)

Что объединяет эти буквы вместе (эти буквы обозначают гласные звуки )
-Дайте им характеристику. (могут быть ударными и безударными…

В чём особенность этих букв? (пишутся не так, как слышатся)

Тема урока:

- Определите тему нашего урока? (Ответы детей)

Безударных гласных пять

Тех, что надо проверять

Вы запомните, друзья,

Буквы А, О, Е, И, Я

Цели урока

Попробуйте поставить цель на сегодняшний урок. Чему мы должны научиться?

(правильно писать безударные гласные)

А для чего нужно правильно писать безударные гласные? (чтобы быть грамотными и грамотно писать, чтобы понимать правильно друг друга)

А как вы думаете, может ли неправильное написание слова привести к недоразумению?

А вот это мы сейчас и проверим. Однажды, придя после школы домой, Витя увидел у себя в почтовом ящике записку. «Выходи гулять с мичом»

Витя очень растерялся и не мог решить, что же он должен взять с собой на улицу. А, может быть, вы ему поможете? Что Витя должен взять с собой?

(объяснения ребят) На самом деле ребята собирались играть в рыцарей, и Витя должен был взять меч. Вот как одна неправильно написанная буква может расстроить человека.

Я надеюсь, что мы освоим грамотное написание слов, чтобы не попасть в такую ситуацию.

Что нужно развивать? (Ответы детей)

А как вы понимаете значение слова «зоркий» ? (Работа со словарём).

Значение слова Зоркий по словарю синонимов:
Зоркий - остроглазый
глазастый

Значение слова Зоркий по словарю Ушакова: ЗОРКИЙ
зоркая, зоркое; зорок, зорка,
Обладающий острым зрением, видящий дальние и мелкие Зоркие || перен.

А нужно ли быть ученику зорким? Докажите свою точку зрения.

(Предполагаемые ответы детей)

(Чтобы грамотно писать, нужно знать правила и уметь применять их на практике, уметь работать со словарём и памяткой-алгоритмом, а также много читать, развивать зоркость, ум и внимание, тренировать память.)

Есть такое с/ч «орфографическая зоркость» - что оно обозначает?

Вывод : Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, а потом правильно использовать их на письме.

Сегодня мы и будем развивать вашу орфографическую зоркость, работая по нашему алгоритму.

Алгоритм написания безударных гласных в корне слова.

1 .1. Прочитай слово, поставь ударение.

2. Выдели корень и безударный гласный.

3. Для проверки гласного измени форму слова или

подбери однокоренное, чтобы проверяемый

гласный стоял под ударением.

4. Напиши в слове такую же гласную, как и

в проверочном.

5. Обозначь орфограмму.

Работа в тетради.

Минутка чистописания.

Продолжить закономерность и записать на строке с образцом букв:

В В

. Работа в парах:

Собрать из слов пословицу(слова лежат в конвертах) Дети читают получившуюся пословицу:

Не одежда красит человека, а добрые дела.

(Возможны другие варианты)

Дети объясняют значение пословицы. Учитель дает задание списать пословицу, найти, подчеркнуть известные орфограммы, сделать проверку.

- Возьмите сигнальный веер.

Определите и докажите гласную в слабой позиции в словах:

Осень, улетают, холод, листва, края, далекие, тяжелый.

Какие же гласные в слабой позиции всегда нужно проверять?

В какой части слова были эти гласные? (В корне)

Как же нужно поступать, чтобы доказать, какие буквы надо написать в словах, в которых две безударные гласные?

Попробуйте, работая в парах, выстроить алгоритм своих действий в нужной последовательности.

Грибы, дорога, дерево, цветы, облака, река, скворечник, поляна

Работа по учебнику.с 99.Упр.153.

Проведем самопроверку. Поменяемся тетрадями. (Работа в парах).

Кто не допустил ни одной ошибки?

У кого 1-2 ошибки? У кого возникли затруднения в подборе проверочных слов?

Рефлексия.

_Давайте дети подведём итоги нашей работы.

- Чем мы сегодня с вами занимались? (Ответы детей)

Как проверить безударную гласную в корне?

Кого бы вы похвалили?

Вы все старались, молодцы! Спасибо вам, ребята!
Я хочу вам пожелать, чтобы зоркими у вас были не только глазки. Есть такая сказка «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. В ней есть слова: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Я желаю вам, чтобы было зорким ваше сердце, ваш ум, ваши глаза, и тогда вам не будут страшны никакие «опасные места» не только на уроке, но и в жизни!
Выберете одну букву, из предложенных вам, раскрасьте и покажите нам, как вы сегодня работали на уроке. (Комментарии детей)

зелёным – если все было понятно на уроке, и вы легко выполнили все задания.
жёлтым – если необходимо ещё поработать над данной темой.
красным – если вам необходима помощь учителя и одноклассников.

Домашнее задание. Упр.152,с.99

“Писать грамотно требует социальная порядочность…, если мы не привьем детям грамотности, то не создадим общественно полезных работников и не исполним того, чего ожидают от нас жизнь и общество”, – так в XX веке академик Л.В. Щерба определил роль правописания в формировании личности. Коренную причину безграмотности ученый видел в недооценке значения орфографии. Для того чтобы грамотно писать, недостаточно знать правила, необходимо еще приобрести и навыки грамотного письма. Эффективными способами для достижения этого является систематическая тренировка, практика выполнения разнообразных упражнений, осознанная работа над ошибками, постоянное обращение к справочникам, словарям, чтение и каждодневный труд.

Всем учителям русского языка хорошо известно, что самые распространенные и устойчивые ошибки – правописание безударных гласных в корне слова. Они преследуют человека в течение всей его жизни. Работая 22-й год в школе, я сталкиваюсь с данными ошибками каждый день. Это происходит и на уроке (доска, тетради, дневники учащихся), и после уроков (записки родителей, СМИ, объявления, рекламные щиты и т.д.).

Преподаю я как в 5-х классах, так и в старших и имею возможность проследить, что ошибки учеников разных возрастов, к сожалению, одинаковы, хотя одни только перешли в среднее звено, а другие заканчивают школу.

Последние годы учителя-словесники сталкиваются с проблемами, связанными с дисграфией и дислексией и, к сожалению, бессильны что-либо исправить без помощи специалистов (логопедов, психологов). Изучив за эти годы многочисленные труды, посвященные психологическим механизмам формирования грамотного письма, я пришла к выводу, что каждый учитель в течение всей своей педагогической деятельности вырабатывает свою технологию “научения”. Поэтому в 10-х, 11-х классах мною отрабатываются темы в определенной системе, организованной из “блоков” – практикумов по орфографии и пунктуации. Такой блок я хочу предоставить вашему вниманию.

Урок можно проводить в обыкновенном классе, имея доску, цветные мелки и дидактический раздаточный материал. Но более эффективным будет урок с использованием современных информационных технологий (компьютера, проектора, специальных учебных программ, SMART-доски и т.п.). К сожалению, как показывает практика, немногие учителя словесности имеют возможность работать с компьютером, так как в кабинетах русского языка и литературы этой “машины” просто нет, а класс информатики всегда загружен своими уроками. Работая на подготовительных курсах в вузе и в колледже Новосибирска не один год, я поняла, что и здесь до современных информационных технологий еще очень далеко, поэтому доска и мел – это проверенные, надежные помощники учителю в любой ситуации.

Итак, безударные гласные в корне слова. Только длительная систематическая тренировка вырабатывает устойчивые навыки правописания безударных гласных.

Т2. Безударные гласные в корне

Этапы урока:

I. Объявление цели урока: выработать навыки грамотного написания.

II. Работа с опорными схемами.

Теоретический блок:

Слово учителю:

В русском языке – 10 гласных букв. 5 букв из них – А, О, И, Е, Я вызывают затруднения при написании в безударной позиции.

Т4 Способы проверки безударной гласной

I. Подбор формы одного и того же слова
  • у существительных изменить число:
    тОлпа" – тО"лпы
    пАруса" – пА"рус
  • у прилагательных заменить полную форму краткой:
    счАстли"вый – счА"стлив
    нАго"й – нА"г
  • у глаголов:

1) изменить время:

вАри"л (П.в.) – вА"рит (Н.в)
привЯза"л (П.в) – привЯ"жет (Б.в)

2) изменить число:

    пИшу" – пИ"шем
    скАжу" – скА"жем

3) изменить род (у глаголов П.в)

    отцвЕла" – отцвЁл
    отнЯла" – отнЯ"л

Иметь в виду, что нельзя в качестве проверочных слов использовать глаголы с суффиксами -ЫВА, -ИВА, так как в них происходит чередование | – О||А

II. Подбор родственных слов

отЯжеле"ть – тЯ"жесть
извИне"ние – с повИ"нной
зА"пах – пА"хнет

Практический блок: (отработка практических навыков и умений)

I. Проверка безударной гласной путем подбора родственных слов

1. Подобрать проверочное слово – существительное

просОчи"ться – сок
взвОлнова"лся – волна
попрОси"л – просьба
очАрова"ть – чары
разлИча"ть – лик
поЯвле"ние – явь
укоренился –
присягать –
разъяренный –
отяжелеть –
отвинтил –
приспособление –

2. Подобрать проверочное слово – полное прилагательное

наслаждение –
пренебрежительный –
омрачать –
пехота –
таинственный –
нищета –
приближался –
смягчить –
наполнялся –
удивление –

3. Подобрать проверочное слово – краткое прилагательное

дикарь –
робеть –
освежить –
потихоньку –
старуха –
скорее –
натощак –
ободрять –
расхрабрилась –
темнеть –

4. Подобрать проверочное слово – глагол

доказательство –
похвала –
управление –
протекать –
иссякать –
каток –
продолжение –
угасать –
привлекать –
исчезать –

5. Подобрать проверочное слово – наречие

сплошной –
унижение –
объяснить –
распрямиться –
оживить –
удовольствие –
укрепиться –
стеснительный –
промелькнуть –

При выполнении данных упражнений повторяются и другие орфограммы (при-, пре-, Ъ, Ь, и т.д.).

  • Разбор слова по составу – способ увидеть морфемный состав слова.

Разобрать слова по составу, подобрать проверочное слово, поставить ударение, безударную гласную подчеркнуть.

Например:

пренебрегать – небре"жный (г||ж).

Распределение, объяснение, оценить, наводнение, управление, одаренный, посторониться, распоряжение.

Особое место в работе над безударными гласными занимают слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу.

  • Устная работа на уроке:

Сопоставить данные слова, подобрать проверочные таким образом, чтобы безударная гласная стала ударной.

Обежать вокруг дома – бег Обижать ребенка – обида
Запевать в хоре – петь Запивать молоком – пить
Поседеть от старости – сед Посидеть в сквере – сидя
Слезать с лестницы – слезть Слизать сметану – слижет
Увидать издали – увидеть Увядать без влаги – вянуть
Расколоть полено – колка Раскалить щипцы – накал
Утихать постепенно – тихо Утешать ласково – утеха
Скрипеть дверью – скрип Скрепить печатью – скрепка
Развиваться нормально – развитие Развеваться на ветру – веять
Сторожить дом – сторож Старожил города – старый житель
Благословлять на подвиг – благое слово Прославлять героя – слава
Чистота в доме – чисто Частота колебаний – часто
Угодить начальству – угодливый Угадать номер – загадка
Озимь посеяли – зимний Оземь ударили – земли
Переселить людей – села Пересилить усталость – сила
Затрещать громко – треск Тяжелое потрясение – встряска
Щепать лучину – щепка Щипать курицу – щиплет
Приведение к общему знаменателю – привел Привидение (призрак) – вид
Полоскать горло – полощет Поласкать щенка – ласка
Отварить яйца – варка Отворить двери – затвор
Проживать в городе – жить Прожевать корку – прожеванный
Примерять костюм – мерка Примирять друзей – мир
Разрядить ружье – заряд Разредить морковь – редко
Раздражать поведением – дразнит Задрожать от холода – дрожь
Пары воздуха – пар Пора осенняя – в ту пору
Умолять о пощаде (упрашивать) – молит Умалять достоинство (уменьшать) – мал
Умилять поведением – мил
Посвятить стихотворение – свято Посветить свечой – свет
Покарать врага – кара Покорить природу (подчинить) – покорный
Укорять за лень (упрекать) – укор
Нагой склон (обнаженный) – наг Ногой ударил – ноги
Отдаление от дома – даль Передавать новости – дать
Честолюбие – честь Чистоплотность – чисто
Облегченный воз – лёгок Обличённый судом – облик

Работа по таблице:

Задание 1. Записать предложения под диктовку, подобрать проверочные слова.

Зачастили дожди (часто), и на даче стало тоскливо. Санька отворил (затвор) калитку и обежал (бег) вокруг дома. Пашка подпоясался (пояс) и стал примерять (мерка) отцовскую фуражку. Женщина полоскала белье (полощет). Старик проживал здесь (жить) лет сорок. Старуха медленно жевала (прожеванный) хлеб и запивала (пить) его молоком. Чайник накалился (накал), распаялся (пайка) и стал протекать (течь). Луч прожектора ослепил (слеп) меня. Буря не утихала (тихо): деревья скрипели (скрип) и трещали (треск), удары грома сотрясали (тряска) землю.

Задание 2. (При выполнении подобных заданий учащиеся тренируются быстро и правильно определять части речи, приобретая навыки грамотного письма.)

Выпишите из данных ниже слов существительные с безударной О, наречия с безударной И, прилагательные с безударной А, глаголы с безударными Е и Я. Поставьте ударения и найдите проверочные слова.

Поглощение, пограничный, привязать, переплести, грациозный, поварской, проницательно, обязать, исподтишка, шаловливый, поодиночке, расстегнуть, изменился, навзничь, счастливый, вредить, враждебный, отношение, клянусь, появился, показательный, хвастливый, распорядиться, возрождение, таинственный, крикливо, втихомолку, растянулся, замечать, продолжение.

Задание 3. Проверить безударную гласную, подобрав как можно больше однокоренных слов.

Оглянуться – оглядка, взгляд, оглянется, глядя, глянь, разглядывает;
Изнеможение – изнемочь, может, возможный;
I в: различать, неизъяснимый, узнавать;
II в: пожалеть, впечатление, закабалить;
III в: протяжение, соединиться, извинение.

Задание 4. (Усложняется задание к концу урока (пары).)

Нужно проверить несколько безударных гласных, проверяя каждую из них:

Проголодался – голод – голодный.
I ряд – нагромождать, остепенился, опередить, критиковать, клокотание.
II ряд – молотить, периодический, оберегать, сопровождать, развеселился.
III ряд – лепетать, щекотать, хлопотать, тяжелеть, вечерело.
IV ряд – рокотать, облокотился, торговать, трепетать, озеленение.

Следующий этап – работа со словами с неясной этимологией.

Здесь следует выяснить не только правописание слова, но и его происхождение.

баюкать, обаятельный – баять
благодарить – благо, дар
корыто, кора – корка
ликовать, лицевать, различать, олицетворение – лик
насекомое – насечка
напряженный – упряжь, пряжка
осенить – сень
изображать – образ
племянник – племя
преобладать, овладеть, владыка – власть
вспорхнуть – порхать, порошок, пороша, порох
перчатка – перст
плашмя – плаха
сумеречный, смеркаться – меркнуть
сострадание, пострадать, страдная пора, страда – страждущий
подлинный – той же длины
втихомолку, потихоньку, исподтишка – тихо

Слова с непроверяемыми безударными гласными. Работа с ними необходима потому, что учащиеся обычно не только неправильно пишут эти слова, но и порой не понимают их лексического значения (толкование слов обязательно!).

Приведу несколько упражнений. (При выполнении этих заданий необходимо использовать словарь.)

1. К каждому из данных существительных необходимо подобрать синоним (чтобы понять Л.З.), образовать глагол и составить словосочетание (глагол + существительное).

Например:

аплодисменты (рукоплескание) – аплодировать певцу;
аргумент, аккомпанемент, состязание, пропаганда, фантазия, регламент, координация.

2. Определить по словарю значение данных слов и составить с ними предложения.

альманах – сборник произведений различных авторов

Вскоре был выпущен альманах.

Авангард, ансамбль, анонимный, баллотироваться, гегемония, дифирамб, интеллигентный, компетентность, спартакиада, универсальный, энтузиазм.

  • Не выполненные учащимися задания, требующие работы со словарем, задаются на дом.

Отработку навыков и умений по теме “Безударные гласные в корне слова” следует продолжать в течение всего учебного года, так как только постоянное обращение к данной проблеме через разнообразные практические занятия поможет учащимся улучшить их грамотность.