Переход на подушевое финансирование образовательных учреждений. Понятие нормативного подушевого финансирования

ЛЕКЦИЯ б. НОВАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Понятие нормативного подушевого финансирования

В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 13.09.2006 г. № АФ-213/03 «О подготовке направлении модельных методик» с 2007 года, в рамках приоритетного национального проекта «Образование», в пилотных регионах субъектов Российской Федерации начата реализация комплексных проектов модернизации образования, включающих введение новой системы оплаты труда, направленной на повышение доходов учителей.

На основании «Модельной методики введения нормативного подушевого финансирования реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования», «Модельной методики формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования» и «Некоторых возможных направлений выравнивания условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждений» (приложения к письму Минобрнауки от 13.09.2006 г. № АФ-213/03), финансовые органы и органы управления образованием субъектов федерации разрабатывают свой механизм реализации проекта подушевого финансирования, но не противоречащий федеральному законодательству.

состоит в следующем:

1. Формирование финансового фонда образовательного учреждения осуществляется на основе принципа нормативного подушевого финансирования в расчете на одного обучающегося.

2. Задачу выравнивания финансирования на одного учащегося предполагается решать поэтапно и по мере увеличения финансирования общего образования, а не одномоментно за счёт резкого перераспределения бюджетных средств внутри отрасли в момент введения принципов нормативного подушевого финансирования (условно - в течение трёх лет).

3. Реализация принципа нормативного подушевого финансирования осуществляется на трех следующих уровнях:

На уровне межбюджетных отношений (бюджет субъекта РФ - муниципальный бюджет);

На уровне внутрибюджетных отношений (муниципальный бюджет - образовательное учреждение);

На уровне образовательного учреждения.

4. Методика устанавливает порядок расчёта регионального расчётного подушевого норматива, адаптационной надбавки и поправочного коэффициента на переходный (адаптационный) период, которые позволяют при установлении базового принципа финансирования образовательных учреждений («средства следуют за учеником» и их объем не зависит от числа работников образовательного учреждения).

5. За величину регионального расчетного подушевого норматива первоначально принимается средняя величина расходов (по направлениям, включаемым в норматив) трех процентов от числа образовательных учреждений соответственно в городской и сельской местности (но не менее двух учреждений), имеющих государственную аккредитацию и минимальные затраты на обеспечение государственных гарантий на получение общего образования в расчете на одного обучающегося. Подобный способ расчета, но уже с учётом статуса образовательных учреждений и реализуемых ими образовательных программ, может быть использован по завершении адаптационного периода.

6. В целях предоставления каждому муниципальному образованию субвенции бюджета субъекта РФ в объемах, не ниже фактически сложившихся за предыдущий финансовый год, к объему финансирования, определенного на основе подушевого принципа для каждого муниципалитета, в рамках бюджета отрасли однократно на переходный (адаптационный) период (не более 3-х лет) устанавливается адаптационная надбавка, позволяющая учесть фактически сложившиеся расходы.

7. Органы государственной власти субъектов РФ устанавливают порядок расчета поправочного коэффициента для образовательного учреждения (значение поправочного коэффициента составляет 1,0 и более) по следующей формуле:

К = Фш / Фнш,

где: Фш-фактические расходы на обеспечение государственных гарантий общедоступного бесплатного общего образования в данном образовательном учреждении в предыдущем финансовом году (году, предшествующему введению НПФ);

Фнш - объём ассигнований по нормативу. Органы местного самоуправления могут устанавливать нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ).

8. Объем средств, выделяемых образовательному учреждению, рассчитывается по следующей формуле:

Ф - Ф(гс) + Ф(б) + Ф(к),

где: Ф - общие расходы образовательного учреждения:

Ф(гс) - объем расходов на реализацию образовательной программы в соответствии с государственным стандартом общего образования.

Определяется по следующей формуле:

Ф(гс) = N х П х У,

где: N - региональный расчетный подушевой норматив:

У - число обучающихся в образовательном учреждении;

П - поправочный коэффициент, установленный для данного образовательного учреждения (значение поправочного коэффициента составляет 1,0 и более);

Ф(б) - объём расходов на образование, не учитываемых при расчете регионального расчетного подушевого норматива с учетом адаптационной надбавки, установленной для данного муниципального образования (транспортные услуги по подвозу учащихся к школе, меры социальной поддержки учащихся и работников, текущий ремонт и т.д.). Объём данных расходов определяется по каждому образовательному учреждению индивидуально исходя из средних расчетных показателей, сложившихся за предыдущие годы, с учетом индексов-дефляторов;

Ф(к) - объем расходов, не учитываемых при расчете регионального расчётного подушевого норматива с учетом адаптационной надбавки, установленной для данного муниципального образования, подлежащих возмещению за счет средств местного бюджета (коммунальные расходы, капитальный ремонт, приобретение оборудования, мебели).

9. Образовательное учреждение самостоятельно определяет в общем объеме средств, рассчитанном на основании регионального подушевого норматива, количества обучающихся и поправочного коэффициента и доведенном до образовательного учреждения, долю:

На материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями;

На заработную плату работников образовательного учреждения, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам.

Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает штатное расписание и заработную плату работников; разрабатывает и утверждает компонент образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, образовательную программу и учебный план.

Образовательное учреждение самостоятельно определяет:

Соотношение базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда;

Соотношение фонда оплаты труда педагогического и учебно-вспомогательного персонала;

Внутри базовой части фонда оплаты труда соотношение общей и специальной частей;

Порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с региональными и муниципальными нормативными актами.

10. Формирование фонда оплаты труда образовательного учреждения осуществляется в пределах объема средств образовательного учреждения на текущий финансовый год, определенного в соответствии с региональным расчетным подушевым нормативом, количеством обучающихся и поправочным коэффициентом, и отражается в смете образовательного учреждения. Фонд оплаты труда рассчитывается по следующей формуле:

ФОТ = NхКхДхУ,

где: ФОТ - фонд оплаты труда образовательного учреждения;

N - норматив финансирования на реализацию государственного стандарта;

Государственной программой развития образования РК на 2011-2020 годы (далее – ГПРО) предусмотрен переход организаций среднего образования (кроме малокомплектных школ) на подушевое нормативное финансирование.

Задачами подушевого нормативного финансирования являются:

– нормирование расходов государственного бюджета на реализацию образовательного процесса в школах республики в соответствии с едиными требованиями Государственного общеобязательного стандарта среднего образования (ГОСО);

– совершенствование системы финансирования, ориентированной на обеспечение равного доступа к образовательным услугам.

Подушевое нормативное финансирование среднего образования заключается в централизации расходов на образовательный процесс (реализацию ГОСО) на республиканском уровне и выделении пилотным школам бюджетных средств в расчете на 1-го учащегося в год.

Объем выделяемых бюджетных средств зависит от численности учащихся в школах.

Расходы на образовательный процесс включают затраты, связанные с оплатой труда работников школы, учебные расходы, а также премии и стимулирующие надбавки педагогическим работникам школ по результатам их деятельности и качества образовательных услуг.

Функция по обеспечению образовательной среды школ (коммунальные услуги, текущий ремонт, обслуживание зданий, подвоз и питание учащихся, прочее) остается в компетенции местных исполнительных органов с целью сохранения ими ответственности за состояние и развитие сети организаций среднего образования в регионах, поддержание материальной базы и инфраструктуры школ.

Подушевое нормативное финансирование не является новой формой оплаты труда, а представляет собой механизм выделения школам бюджетных средств для реализации образовательного процесса. Все гарантии в сфере оплаты труда работникам школ сохраняются. Расчет и оплата труда работников школы производится в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2007 года № 1400 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий».

Размер подушевого норматива финансирования образовательного процесса (т.е. стоимость обучения 1 ученика) рассчитывается на один учебный год Министерством образования и науки РК (далее – МОН РК) на основании Методики подушевого нормативного финансирования среднего образования, утвержденной приказом Министра образования и науки РК от 30 октября 2013 года №440.

Стоимость обучения 1 ученика различается в зависимости от вида, уровня и места реализации образовательных программ.

При расчете подушевого норматива и общего объема финансирования образовательного процесса школ МОН РК учитывает:

– все существующие доплаты и надбавки за условия труда работников школ;

– нормативную наполняемость классов в городских (24 человека) и сельских (20 человек) школах;

– предельную наполняемость классов (25 человек). Стоимость обучения учащихся, которые превышают предельную наполняемость класса, уменьшается.

Исходя из размера подушевого норматива и на основании данных местных исполнительных органов о численности учащихся в разрезе классов, МОН производит расчет общего объема средств республиканского бюджета на реализацию подушевого финансирования (финансирование образовательного процесса) в каждой школе путем умножения подушевого норматива на численность учащихся конкретной школы (в зависимости от уровня образования, вида образовательной программы).

В основе механизма подушевого нормативного финансирования лежит принцип «деньги следуют за учеником». Эффектом от внедрения механизма подушевого нормативного финансирования в школах будут служить:

– развитие конкуренции между учебными заведениями, так как у школьников и их родителей появится возможность выбирать лучшую школу, а деньги в школу «придут» вместе с учеником;

– повышение качества образовательного процесса, так как угроза оттока учеников будет служить стимулом для администрации школы и местных органов власти улучшать состав учителей, материальную базу и условия учебы в школе.

«Борьба» школ за учащихся и педагогов станет важным условием повышения качества образования. При подушевом нормативном финансировании школа предлагает для повышения качества образования:

– педагогическим работникам: возможности для обучения и повышения своей квалификации, профессионального роста; премирование и стимулирование по результатам деятельности и достижении показателей качества образовательных услуг;

– учащимся: возможности участия в различных конкурсах и соревнованиях, в том числе на международном уровне; обеспечение качественным педагогическим составом, учебными материалами, учебным инвентарем и обновленной материально-технической базой.

Организация и мониторинг проведения апробации подушевого нормативного финансирования на уровне школ поручены АО «Финансовый центр».

С 1 сентября 2013 года начата апробация подушевого нормативного финансирования среднего образования республики на базе 50 пилотных школ в 4 областях республики (Актюбинская, Алматинская, Южно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская области).

Общий контингент учащихся пилотных школ составляет около 50 тыс. человек.

Также в пилотных школах проводится апробация функционирования попечительских советов, как нового коллегиального органа управления школой (приложение 3).

В целях подготовки к апробации и последующей реализации подушевого нормативного финансирования среднего образования разработаны и утверждены следующие нормативно-правовые акты:

1) Приказ Министра образования и науки РК «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки РК от 27 декабря 2012 года № 573 «О проведении апробации функционирования попечительских советов в некоторых организациях образования» (19 августа 2013 года №350);

2) Приказ Министра образования и науки РК «Об утверждении Правил подушевого финансирования среднего образования» (30 октября 2013 года №439);

3) Приказ Министра образования и науки РК «Об утверждении Методики подушевого нормативного финансирования среднего образования» (30 октября 2013 года №440);

4) Приказ Министра образования и науки РК «О проведении апробации подушевого нормативного финансирования среднего образования» (4 ноября 2013 года №447);

5) Постановление Правительства РК от 31 мая 2014 года № 598 «О внесении дополнения в постановление Правительства РК от 29 декабря 2007 года № 1400 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий»;

6) Приказ Министра образования и науки РК «О создании рабочей группы по вопросам апробации подушевого нормативного финансирования среднего образования» (14 июля 2014 года № 279).

Подушевое нормативное финансирование образовательного процесса в пилотных школах реализуется за счет целевых текущих трансфертов из республиканского бюджета путем заключения соглашений между МОН РК и местными исполнительными органами.

По результатам апробации в 2013-2014 учебном году директора пилотных школ отмечают возросшую заинтересованность педагогов в каждом ученике, повышении качества преподавания, подъем в работе «спящих» учителей, рост мотивации учителей в личностном и профессиональном росте.

Главной целью внедрения подушевого нормативного финансирования среднего образования является повышение качества среднего образования. Объективно оценить результаты апробации и достижения главной цели подушевого нормативного финансирования за один учебный год сложно. Однако анализ промежуточных результатов апробации показал следующее.

За последний учебный год в пилотных школах увеличилось число работников, повысивших свою квалификацию, с 13% до 21%.

Среднемесячная заработная плата педагогических работников пилотных школ за 2013-2014 учебный год выросла с 72,0 тыс. тенге до 105,0 тыс. тенге, или на 33,0 тыс. тенге без учета уровня инфляции.

Число кружков и секций для развития детей в пилотных школах увеличилось на 156 единиц. Доля учащихся, задействованных в работе школьных кружков и секций, составила 57% от общей численности учащихся.

Число учащихся пилотных школ – победителей, призеров, лауреатов различных конкурсов и соревнований увеличилось за 2013-2014 учебный год с 17% до 22%.

Улучшились результаты ежегодного контроля успеваемости учащихся: в среднем по всем уровням образования с 54 баллов до 56 баллов. Самый высокий средний балл успеваемости у учащихся пилотных школ Акмолинской области – 59 баллов.

Средний показатель ЕНТ в пилотных школах за последний учебный год области увеличился с 71 балла до 76 баллов. Наиболее успешно учебный год завершили также учащиеся пилотных школ Акмолинской области – со средним баллом ЕНТ – 84 балла.

Основными трудностями в реализации подушевого нормативного финансирования среднего образования являются:

1) организационно-правовая форма школ («государственное учреждение»), ограничение размеров должностных окладов работников школ действующей системой оплаты труда, «привязка» школ к соблюдению помесячных планов финансирования;

2) дефицит учебных мест, который ведет к образованию экономии по оплате труда и вызывает трудности при освоении целевых текущих трансфертов пилотными школами;

3) необходимость дополнительной регламентации процессов реализации подушевого нормативного финансирования в ходе планирования и расходования целевых текущих трансфертов пилотными школами;

4) необходимость расширения перечня расходов на образовательный процесс пилотных школ и включения в них затрат, связанных с обеспечением полноценного функционирования школ и их оснащением;

5) недостаточность управленческих знаний, умений и навыков у директоров пилотных школ, знаний бюджетного законодательства у бухгалтеров школ;

6) не достаточно открыты: работа попечительских советов в пиолотных школах, процесс расходования целевых текущих трансфертов;

7) нарушение условий подушевого нормативного финансирования: имеются случаи нарушения антикоррупционного законодательства, нецелевого использования средств республиканского бюджета.

Рассмотрением вопросов по повышению эффективности механизма подушевого нормативного финансирования занимается специально созданная при Министерстве образования и науки РК Рабочая группа.

В 2015 году планируется продолжить апробацию подушевого нормативного финансирования среднего образования в 63 пилотных школах.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО


В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления 1 февраля 2008 года Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России направляет методические рекомендации* по введению нормативного подушевого финансирования дошкольных образовательных учреждений, разработанные с учетом результатов реализации в 2008 году проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы "Расширенная апробация в дошкольных образовательных учреждениях новых финансово-экономических механизмов: нормативно-долевого финансирования, новой системы оплаты труда, рационализации расчета и взимания родительской платы, государственно-общественных форм управления".

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.


Предлагаемые в методических рекомендациях подходы к реализации нормативного подушевого финансирования дошкольных образовательных учреждений направлены на обеспечение повышения эффективности выделяемых финансовых ресурсов и повышение качества предоставляемых дошкольными образовательными учреждениями услуг.

Заместитель
директора департамента
Е.Л.Низиенко

Приложение. Методические рекомендации по введению нормативного подушевого финансирования дошкольных образовательных учреждений

Приложение

I. Общие положения

Система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение с тем, чтобы получить своевременную квалифицированную педагогическую помощь в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки. Именно решение проблемы общедоступности дошкольного образования является на сегодняшний день главной задачей в сфере дошкольного образования.

В настоящее время для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в услугах дошкольного образования развиваются различные вариативные формы и модели дошкольного образования: как на базе традиционных дошкольных образовательных учреждений, так и на базе общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, а также в учреждениях и организациях различных организационно-правовых форм, имеющих лицензию на право реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Учитывая изложенное, более целесообразным является построение модели финансирования не образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а модели финансирования реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования разной направленности.

Важным условием развития системы дошкольного образования является оптимизация финансирования образовательных учреждений любой организационно-правовой формы и формы собственности, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - образовательное учреждение), на основе нормативно-подушевого подхода.

Нормативное подушевое финансирование реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования основывается на следующих принципах:

прозрачность планирования расходов на финансирование образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

объективность распределения средств в системе дошкольного образования;

нормативный способ планирования затрат и формульное распределение средств;

четкое определение границ ответственности бюджетов за финансирование образовательных учреждений;

стимулирование развития образовательных учреждений и повышения качества образования;

обеспечение финансово-хозяйственной самостоятельности дошкольных образовательных учреждений.

Целью рационализации механизма финансирования дошкольных образовательных учреждений является не только повышение эффективности в обеспечении необходимыми и достаточными ресурсами для реализации конституционных гарантий граждан Российской Федерации, но и повышение доступности и качества дошкольного образования, создание условий для расширения видов услуг, предоставляемых населению дошкольными учреждениями, с учетом имеющейся в них потребности.

В соответствии с действующим законодательством организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях отнесена к компетенции органов местного самоуправления (пп.11 п.1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" , пп.2 п.1 статьи 31 Закона Российской Федерации "Об образовании"). Субъекты Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав граждан на получение доступного и бесплатного дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях (пп.13 п.2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" ; п.6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации "Об образовании").

В то же время в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 12-П и от 15 мая 2006 года N 5-П указано:

"обеспечение доступности и бесплатности дошкольного образования обусловлено наличием у государства социальной функции, которая, в свою очередь, предопределяет социальную детерминацию финансовой деятельности;

бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации (абзац третий пункта 1 и пункт 3 статьи 86 , статьи 129 и );

из положений Конституции Российской Федерации и конкретизирующих их положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" во взаимосвязи с положениями Закона Российской Федерации "Об образовании" и Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходы на содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в той их части, в какой они осуществляются публичной властью, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке компенсации дополнительных расходов".

Таким образом, финансовые средства из бюджета субъекта Российской Федерации на организацию общедоступного дошкольного образования выделяются:

- для финансового обеспечения дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях - в виде субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;

- при недостаточности средств местных бюджетов для финансового обеспечения дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях - в виде дотаций местным бюджетам.

В методических рекомендациях предлагается порядок расчета (регионального) финансового норматива на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях. Указанный порядок расчета может использоваться:

при определений размера субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях;

при определении необходимого объема финансовых средств местных бюджетов для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях или учреждениях других типов (кроме общеобразовательных), а также при расчете дотаций местным бюджетам в части реализации основной общеобразовательной программы общего образования.

II. Методика расчета нормативов финансирования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования

Методика расчета нормативов финансирования реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования имеет три уровня - региональный, муниципальный и уровень образовательного учреждения - и содержит порядок расчета нормативов финансирования и поправочных коэффициентов, используемых для доведения средств регионального и местных бюджетов до образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

1. Региональный уровень нормативного подушевого финансирования

1.1. При расчете регионального норматива финансирования целесообразно учитывать расходы на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации в части расходов на оплату труда работников образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, расходов на развитие игровой среды и наглядно-методические пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов). Региональный норматив учитывается при определении субвенций или дотаций местным бюджетам.

1.2. Законы или иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, устанавливающие норматив финансирования на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, содержат порядок расчета нормативов для определения общего объема бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в части организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

1.3. При определении регионального норматива предусматривается применение системы поправочных коэффициентов, учитывающих объективно существующие условия осуществления образовательного процесса и особенности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

1.4. Региональный норматив финансирования (РНФ) - это минимально допустимый объем финансовых средств, необходимых для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в учреждениях данного региона в расчете на одного воспитанника в год, с учетом различий в стоимости оказываемой услуги дошкольного образования в зависимости от нахождения учреждения (городская и сельская местность), направленности образовательной программы, вида учреждения. Региональный норматив дифференцируется в зависимости от категорий воспитанников образовательных учреждений (условно здоровых детей, посещающих группы общеразвивающей направленности; детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, посещающих группы комбинированной или компенсирующей направленности; детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей, посещающий группы оздоровительной направленности). При расчете норматива могут учитываться и возрастные категории воспитанников образовательных учреждений. В связи с изложенным далее будет употребляться термин "региональный норматив финансирования для i-ой категории воспитанников".

Региональный норматив финансирования должен учитывать следующие расходы на год:

оплату труда работников образовательных учреждений с учетом районных коэффициентов к заработной плате, установленных за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, а также отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также с учетом оплаты замен, больничных листов, учебных отпусков, компенсаций к отпуску и других выплат;

расходы, непосредственно связанные с обеспечением учебно-воспитательного процесса (приобретение учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, учебного оборудования (в т.ч. учебной мебели), расходных материалов, канцелярских товаров, оплату услуг связи в части расходов, связанных с подключением к информационной сети Интернет и платой за пользование этой сетью и др.);

иные хозяйственные нужды и другие расходы, связанные с обеспечением образовательного процесса (обучение, повышение квалификации педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, командировочные расходы и др.), за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов.

1.1. Общий объем расходов, необходимых местным бюджетам, для реализации в образовательных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда работников образовательных учреждений, учебных и хозяйственных расходов (за исключением расходов на питание детей, содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов), рассчитывается для каждого муниципального образования как сумма базового и дополнительного объема финансирования:

Общий объем бюджетных средств для j-го муниципального образования;

- базовый объем бюджетных средств для j-го муниципального образования;

- дополнительный объем бюджетных средств для j-го муниципального образования.

1.4. Базовый объем бюджетных средств, необходимых j-му муниципальному образованию, определяется по формуле:



- контингент k-ой категории воспитанников образовательных учреждений j-го муниципального образования.

1.6. Региональные нормативы финансирования расходов на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации в расчете на одного воспитанника исчисляются по формуле:


- базовый норматив финансирования оплаты труда работников дошкольных образовательных учреждений в расчете на одного воспитанника k-ой категории;

- норматив расходов на обеспечение воспитательно-образовательного процесса в расчете на одного воспитанника k-ой категории.

1.7. Базовый норматив финансирования оплаты труда работников образовательных учреждений в расчете на одного воспитанника k-ой категории в год определяется по следующей формуле:

Средний размер оплаты труда в месяц, установленный в субъекте Российской Федерации;

- среднее число часов нахождения воспитанника k-ой категории в дошкольном образовательном учреждении в день;

- плановое количество детодней, установленное для k-ой категории воспитанников (дней посещения ребенком образовательного учреждения) в год;

- среднемесячная нагрузка одного воспитателя (других педагогов) в соответствии с действующим законодательством при работе с воспитанниками k-ой категории;

- нормативная наполняемость группы образовательного учреждения для k-ой категории воспитанников;

Кстим - коэффициент увеличения фонда оплаты труда педагогических работников на стимулирующую часть фонда оплаты труда (рекомендуемое значение Кстим = 1,3);

Квсп - коэффициент, учитывающий нормативное соотношение ставок заработной платы педагогических работников и ставок заработной платы административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала;

Ккомп - коэффициент, учитывающий выплаты компенсирующего характера;

Кн - коэффициент отчислений по единому социальному налогу.

Нормативная наполняемость группы образовательного учреждения устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в количестве, не превышающем предельную наполняемость, определенную федеральными нормативными правовыми актами*.
_______________
* Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении , утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 666 .

1.8. Норматив расходов на обеспечение воспитательно-образовательного процесса определяется на каждого воспитанника в процентном отношении к общему размеру норматива расходов.

Базовый норматив финансирования оплаты труда работников образовательных учреждений в расчете на одного воспитанника k-ой категории;

- процент расходов на финансирование материальных затрат по организации воспитательно-образовательного процесса от размеров базового норматива на оплату труда в расчете на одного воспитанниками k-ой категории.

Процент расходов на финансирование материальных затрат по организации воспитательно-образовательного процесса устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (рекомендуемое значение - не менее 10-15%).

1.9. Дополнительный объем бюджетных средств, необходимых j-му муниципальному образованию, определяется по формуле:

Установленная j-му муниципальному образованию на переходный период адаптационная надбавка;

- установленный j-му муниципальному образованию объем средств на учет объективно действующих условий осуществления воспитательно-образовательного процесса и особенностей реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в образовательных учреждениях данного муниципального образования (например, расположенность учреждения в крупных городах, городах и поселках городского типа и крупных сельских населенных пунктах, в иных населенных пунктах в сельской местности).

1.10. Субъект Российской Федерации может создать фонд стимулирования качественно работающих образовательных учреждений и муниципальных образований, в которых созданы гибкие системы дошкольного образования, максимально удовлетворяющие запросы граждан на услуги дошкольного образования.

Порядок распределения средств фонда стимулирования определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от рейтинга муниципального образования в соответствии с принятой в субъекте Российской Федерации региональной системой оценки качества образования, учитывающей оценку органов общественно-государственного управления образованием.

1.11. С целью установления необходимого объема финансирования реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на переходный (адаптационный, не более трех лет) период для определения объема дотации (субвенции) каждому муниципальному образованию в объемах не ниже фактически сложившихся за последний финансовый год, к объему финансирования, определенного на основе подушевого принципа, для каждого муниципалитета однократно устанавливается адаптационная надбавка, позволяющая учесть фактически сложившиеся расходы. Адаптационная надбавка плавно снижается, стимулируя проведение мероприятий по оптимизации расходов и их приведение к нормативному уровню.

По истечении переходного периода установление муниципальному образованию адаптационной надбавки, как правило, не допускается.

1.12. Порядок предоставления и расходования средств, переданных из бюджета субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

2. Муниципальный уровень нормативного финансирования

2.1. На муниципальном уровне определяется механизм использования нормативов финансирования при финансировании образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - образовательные учреждения), из бюджета муниципальных образований с учетом дотаций (субвенций) из бюджета субъекта Российской Федерации, включая установление порядка расчета поправочных коэффициентов для образовательных учреждений с учетом объективно действующих факторов, определяющих различия в стоимости образовательной услуги дошкольного образования на территории муниципального образования.

2.2. Дополнительно к финансированию по нормативам финансирования субъекта Российской Федерации осуществляется финансирование за счет местного бюджета на текущие (включая расходы на питание воспитанников, коммунальные и прочие расходы) и капитальные расходы образовательного учреждения на год. Органы местного самоуправления могут устанавливать нормативы финансирования по соответствующим статьям расходов (в том числе нормативы финансирования коммунальных расходов и норматив финансирования прочих расходов). Расходы на капитальный ремонт финансируются за пределами норматива в соответствии с планом капитального ремонта. Расходы на уплату налогов в бюджет (в т.ч. налог на землю и налог на имущество) в состав норматива финансирования не включаются и финансируются, исходя из налогооблагаемой базы с учетом льгот у образовательного учреждения, если таковые имеются.

2.3. Объем средств, выделяемых каждому j-му муниципальному образовательному учреждению (), рассчитывается по формуле:

Региональный норматив финансирования, установленный для k-ой категории воспитанников;


- поправочный коэффициент, учитывающий объективные условия реализации j-ым образовательным учреждением основной общеобразовательной программы дошкольного образования, определяемый в соответствии с пунктом 2.4 настоящей методики;

- стимулирующий норматив финансирования для j-го образовательного учреждения за счет установленного j-му муниципальному образованию стимулирующего фонда . Размеры определяются в соответствии с порядком расчета и установления стимулирующего норматива финансирования для муниципального образовательного учреждения. При разработке указанного порядка органы местного самоуправления могут учитывать результаты государственной аккредитации образовательного учреждения, динамику физического здоровья воспитанников, посещаемость образовательного учреждения, степень удовлетворенности родителей (законных представителей) воспитанников качеством оказываемых образовательным учреждением услуг, результаты участия образовательного учреждения в районных, городских, региональных и всероссийских мероприятиях и др.;

- среднегодовой контингент воспитанников j-го муниципального образовательного учреждения, при этом ;

- установленная j-му муниципальному образовательному учреждению адаптационная надбавка;

- объем средств, выделенных на питание воспитанников j-го образовательного учреждения;

- объем средств, выделенных на прочие расходы и коммунальные расходы j-го образовательного учреждения, определяемый в порядке, утверждаемом органом местного самоуправления, которому подведомственно образовательное учреждение;

- объем капитальных расходов j-го образовательного учреждения, определяемый в порядке, утверждаемом органом местного самоуправления, которому подведомственно образовательное учреждение.

При определении общего объема бюджетных средств, выделяемых каждому j-му муниципальному образовательному учреждению, учитываются поступления в местный бюджет от родительской платы за содержание ребенка в образовательном учреждении.

При этом родительская плата дотируется для установленных категорий родителей за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, а также дополнительно может дотироваться через социальные программы за счет средств местного бюджета.

В случае распределения муниципального задания на оказание услуг дошкольного образования на конкурсной основе среди учреждений любой организационно-правовой формы и формы собственности, реализующих программы дошкольного образования, для учреждений кроме муниципальных дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных учреждений финансирование реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования осуществляется без учета:

объема средств, выделяемых на прочие расходы и коммунальные расходы j-го образовательного учреждения ();

объема капитальных расходов j-го образовательного учреждения ().

2.4. При определении общего объема средств, выделяемых каждому муниципальному образовательному учреждению, могут вводиться поправочные коэффициенты, учитывающие объективные условия реализации муниципальным образовательным учреждением основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Могут быть установлены поправочные коэффициенты:

для различных видов групп образовательного учреждения (групп общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной направленности);

по времени пребывания детей и условиям функционирования (в режиме полного дня (12-часового пребывания), сокращенного дня (8-10-часового пребывания), продленного дня (14-часового пребывания), кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания);

по режиму работы (5-дневной и 6-дневной рабочей недели, работающих в выходные и праздничные дни);

учета особенностей материальной базы учреждения (наличия бассейна, размещения в нескольких зданиях и др.);

учета других объективно существующих особенностей осуществления воспитательно-образовательного процесса и особенностей реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Размер поправочного коэффициента для каждого муниципального образовательного учреждения определяется по следующей формуле:

Коэффициент учета условий осуществления воспитательно-образовательного процесса, действующий по отношению к k-ой категории воспитанников;

- число воспитанников k-ой категории в j-ом муниципальном образовательном учреждении;

- общее число воспитанников j-го муниципального образовательного учреждения; при этом должно выполняться равенство:

2.5. Размеры поправочных коэффициентов, связанных с объективно существующими условиями осуществления воспитательно-образовательного процесса в малокомплектных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по перечню учреждений, отнесенных к данной категории, и применяются при расчете субвенций по отношению к числу воспитанников в данных муниципальных образовательных учреждениях.

2.6. Объем расходов на организацию питания воспитанников j-го образовательного учреждения определяется по формуле:

Установленные органом местного самоуправления нормативы финансирования расходов на питание k-ой категории воспитанников;

- среднегодовой контингент k-ой категории воспитанников j-го муниципального образовательного учреждения;

- плановое количество детодней, установленное для k-ой категории воспитанников (дней посещения ребенком образовательного учреждения) j-го муниципального образовательного учреждения в год.

3. Уровень образовательного учреждения

3.1. Третий уровень предусматривает реализацию принципа нормативного подушевого финансирования на уровне образовательного учреждения. Данный принцип заключается в самостоятельности образовательного учреждения при определении доли расходов в общем объеме средств на оплату труда работников и расходов на обеспечение воспитательно-образовательного процесса, а также самостоятельности в определении конкретных направлений материально-технического обеспечения и оснащения воспитательно-образовательного процесса и обеспечения функционирования учреждения.

3.2. Объем средств , выделенных j-му муниципальному образовательному учреждению, распределяется данным учреждением по статьям расходов, группируемым по следующим направлениям расходов:

Объем фонда оплаты труда j-го муниципального образовательного учреждения (финансируется за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации и средств местного бюджета, выделяемых на выплату надбавок и доплат, установленных органами местного самоуправления),

- объем расходов на обеспечение воспитательно-образовательного процесса j-го муниципального образовательного учреждения (финансируются по нормативу);

- объем расходов на питание воспитанников j-го муниципального образовательного учреждения;

- объем расходов на прочие расходы и коммунальные расходы j-го муниципального образовательного учреждения;

- объем капитальных расходов j-го муниципального образовательного учреждения.

3.3. Распределение средств по статьям расходов сметы осуществляется самостоятельно муниципальным образовательным учреждением с учетом обязательств по созданию необходимых условии для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Образовательное учреждение самостоятельно:

в распределении выделенных средств по статьям расходов сметы образовательного учреждения с учетом принятых в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании нормативных правовых актов;

в установлении штатного расписания и заработной платы работников в соответствии с принятой в муниципальном образовании системой оплаты труда;

в определении базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда;

в определении соотношения фонда оплаты труда педагогического и учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала;

в порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с принятыми в регионе и муниципальном образовании нормативными правовыми актами.

3.4. Смета расходов муниципального образовательного учреждения согласовывается с органом государственно-общественного управления образовательного учреждения (советом Учреждения, управляющим советом) и утверждается в порядке, установленном органом местного самоуправления.



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

«С одной стороны, мы видим консолидацию усилий государства в области формирования понятных и прозрачных механизмов регулирования системы высшего образования. С другой стороны, трансформация экономических и финансовых механизмов – это необходимость сегодняшнего дня», - сказала эксперт Аналитического центра Инна Каракчиева, открывая круглый стол «Повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности вузов в условиях нормативно-подушевого финансирования высшего образования».

По словам Инны Каракчиевой , регуляторы, которые были до этого времени в системе высшего образования, сформировались давно, и уже не соответствуют тем ключевым изменениям, которые произошли в экономике и политике страны, поэтому требуют изменений и преобразований.

Заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Сергей Кузьмин отметил, что никаких дополнительных новаций и революционных изменений в этой области не произойдет. «При этом в ближайшие три года мы планируем окончательно перевести всю систему на нормативно-подушевое финансирование, в том числе с возможностью отказа от коэффициентов выравнивания, которые сейчас применяются для адаптации и постепенного перевода системы к методике единых стандартов», - сказал замминистра.

В целом нормативы меняются не существенно, и большая их часть растет, считает заместитель директора Департамента Минобрнауки России Андрей Омельчук . Лишь небольшая группа уменьшается, но это минимальное снижение базовых норматив, уточнил он. «Все остальные корректирующие коэффициенты, которые мы применяем, позволяют перевести нормативы к тому соотношению, которое на наш взгляд, разрешает качественно осуществлять образовательную деятельность и финансировать все возникающие расходы», - рассказал специалист.

«Кроме механизмов контроля мы должны предложить новые инструменты управления и организации не только финансовой, но и образовательной деятельности. Одним из таких инструментов является механизм академической мобильности», - сообщил директор Департамента экономической политики Минобрауки России Андрей Зарубин . Специалист привел пример обмена модулями для механизма академической мобильности, где существует классический, технический и отраслевой ВУЗы. При этом каждое учреждение имеет более сильные направления в чем-то своем: философии, физике, специальных дисциплинах. «Если образовательная программа объединяется, то студент получает лучшее, что есть в этих университетах. И каждый раз, когда он проходит часть образовательной программы не в том ВУЗе, в который поступил, деньги следуют за студентом», - пояснил Зарубин.

«В направлении академической мобильности есть еще одна важная составляющая. Выпускающий ВУЗ должен разрешать студентам учиться в Сибири и на Дальнем Востоке. При этом региональным органам власти необходимо создать жилищные условия, предоставить практику и в последующем работу. Все это направлено на миграцию студентов, их переезд из Москвы в регионы Сибири и Дальнего Востока», - считает эксперт.

По мнению участников круглого стола, нормативно-подушевое финансирование дает возможность справедливого распределения средств в ВУЗовской среде. Это делает систему работоспособной и прозрачной для внешних контрагентов.