Первые «трещины» нового закона о туризме. Старая песня на новый лад: очередные поправки в закон о туризме Такие подвижные и долгие сроки

13 сентября открылась работа осенней сессии Госдумы, от которой турбизнес ждет рассмотрения поправок в закон «Об основах туристской деятельности в РФ», устраняющих ряд пробелов в текущей редакции закона. В очередном выпуске "Туризм и законодательство" мы рассмотрим изменения, которые предлагается внести в отраслевой закон.

Напомним, законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" был внесен в Думу и направлен в Комитет ГД по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи 21 июля 2017 г.

Основной целью законопроекта является устранение технических ошибок и ряда правовых пробелов, которые были допущены при написании федерального закона № 49-ФЗ, содержавшего текущую редакцию закона «Об основах туристской деятельности в РФ».

С полной таблицей изменений, предлагаемых проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», можете ознакомиться здесь, а мы дадим ниже разбор самых значимых поправок с "переводом с юридического".

ИСПРАВЛЕНЫ ОШИБКИ И НЕТОЧНОСТИ В ЗАКОНЕ

Одна из самых обидных ошибок содержится в ст.4.1. закона в текущей редакции, в которой устанавливается, что должностные лица туроператора не могут занимать свои должности, если сведения о компании были исключены из реестра туроператоров по основаниям, предусмотренным абзацами 4, 6-14 части пятнадцатой ст. 4.2.

«В переводе» это подразумевает практически все поводы для исключения сведений о туроператоре из реестра - даже если туроператор сам (!) подал в Ростуризм заявление о прекращении деятельности в какой-то определенной сфере туризма. Новый законопроект этот пробел устраняет, ограничивая перечень «нарушений» должностных лиц абзацами 4,6, 9, 12 и 13 части пятнадцатой ст.4.2.

Еще одна правка ст.4.1. относится к туроператорам, которые в полном объеме сформировали фонд персональной ответственности. Сейчас в законе указано, что таким операторам финансовое обеспечение ответственности не требуется. Законопроект же уточняет, что это правило распространяется только на тех туроператоров, которые осуществляют деятельность только в сфере выездного туризма. Если же речь идет о компаниях, работающих еще и в других сферах, им необходимо будет оформлять фингарантию в размере, действующем для рынков внутреннего и въездного туризма.

Законопроект также уточняет период, за который туроператоры должны отчитываться в Ростуризм и считать количество туристов, общий объем денежных средств, полученных от реализации турпродукт и проч. Сейчас в законе этот период звучит как «предыдущий год». Законопроект же уточняет - «предыдущий календарный год», т.е. приводит отраслевой закон в соответствие с другими нормативными актами.

В 2017 г. туроператоры вошли с новым законом, который устанавливал новый размер финансового обеспечения 3% на 2016 г. и 5% с 2017 г. и далее. Т.е. воспользоваться «скидкой» туроператоры в этом году не смогли.

Законопроект корректирует ст.17.2., но опять туроператорам не удастся платить менее 5%. Корректировка выглядит следующим образом: 3% на 2017 г. и 5% общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма с 2018 г.

ДОВЕРЕННОСТЬ ОТ ОПЕРАТОРА - ДО СВИДАНЬЯ

Законопроект исключает из нынешней редакции закона часть третью ст.10.1., которая требует от турагента выдачу туристу копию доверенности на заключение договоров от имени туроператоров.

Безусловно, принятие этой поправки будет радостно встречено всеми участниками рынка, т.к. по словам многих турагентов эта норма закона только мешает в работе, нежели чем защищает чьи-либо интересы.

ФОНДЫ ТУРОПЕРАТОРОВ ПРИ «ТУРПОМОЩИ»

Поправки в закон уточняют порядок расходования средств резервного фонда, указанный в ст.11.4 (часть 10). Новая редакция предполагает, что расходование средств резервного фонда на иные цели, кроме оказания экстренной помощи туристам не допускается, за исключением уплаты обязательных платежей, связанных с получением дохода от размещения средств резервного фонда и платы за ведение банковского счета, на котором размещаются средства резервного фонда.

Речь идет о налогах, которые «Турпомощь» уплачивает за доходы, полученные от размещения средств резервного фонда и расходов на содержание и обслуживание банковского счета, на котором находятся средства резервного фонда.

Те же самые поправки вносятся и в отношении средств персонального фонда - доход, полученный от размещения средств фонда, может расходоваться на уплату налогов и ведение банковского счета.

Также законопроект в случае его принятия позволит «Турпомощи» «использовать на административно-управленческие расходы, связанные с ведением отдельного учета средств фонда персональной ответственности туроператора, не более одного процента дохода, полученного от размещения денежных средств фондов персональной ответственности туроператоров за год.

Такими расходами являются, в частности, оплата аренды помещений, расходы на проведение аудита, выплата заработной платы работникам объединения туроператоров в сфере выездного туризма, расходы на услуги связи.».

Напомним, что нынешняя редакция закона подразумевает, что персональные фонды формируются на отдельных банковских счетах и по ним должен вестись отдельный учет, в то время как «Турпомощь» для этих целей открыла только один счет.

Законопроект вводит отдельную статью 11.7 - «Срок освобождения туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, от финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора и порядок его продления».

Согласно этой статье, туроператор, освобождается от финобеспечения и уплаты взносов в фонд персональной ответственности на срок с начала календарного квартала, следующего за календарным кварталом, в котором размер фонда персональной ответственности достиг максимального размера, до 1 апреля следующего календарного года.

Продлять освобождение от платежей туроператору придется каждый год, для чего ему придется подавать в Ростуризм соответствующее заявление в срок не позднее 1 марта текущего года. Если туроператору откажут в продлении, то ему придется до 1 апреля заключить и представить в Ростуризм договор о финобеспечении на новый срок.

Если же отказ в продлении срока связан с недостижением максимального размера фонда персональной ответственности, туроператор в течение пяти рабочих дней со дня получения решения об отказе в продлении срока может перечислить в фонд персональной ответственности денежные средства в размере, необходимом для достижения его максимального размера, и повторно подать заявление о продлении срока.

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТУРОПЕРАТОРА

Поправки в закон увеличивают срок подачи в Ростуризм сведений о новом договоре о финобеспечении в случае досрочного расторжения действующего договора - с 30 календарных дней до 45.

Также законопроект уточняет, что новый договор страхования ответственности туроператору понадобится не просто в случае отзыва лицензии у страховщика, а именно лицензии на осуществление добровольного имущественного страхования.

Ст.17.4. определяет дату наступления страхового случая по договорам финобеспечения туроператоров - день, когда туроператор публично заявил о прекращении туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта.

Законопроект уточняет - «В случае, если туроператор не сделал такого заявления, но прекратил туроператорскую деятельность по указанной причине, о чем уполномоченному федеральному органу исполнительной власти стало известно, датой страхового случая считается день принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения об исключении туроператора из реестра на основании абзаца 16 части 15 статьи 4.2 настоящего федерального закона.».

Законопроект также устанавливает, что при наступлении страхового случая страховщик или гарант обязаны проинформировать Ростуризм о получении первого требования туриста о выплате из фонда финансовой ответственности или банковской гарантии.

При этом, проект закона предлагает исключить обязанность страховщика или гаранта предоставлять в Ростуризм сведения о произведенных выплатах из финобеспечения туроператора, содержащуюся в ст.17.4.

«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»
Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж»
генеральный директор
Дама приехала на этот праздник с нашей группой, а на следующий год мы встретили ее там уже в качестве жены винодела – она принимала наших туристов вместе с ним! Еще одна туристка встретила свою любовь – итальянца – в Венеции, где группа провела всего 9 часов. «Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»
Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс»
директор департамента FIT
«Рынку именно в секторе индивидуального туризма не хватало доступных технологий, позволяющих работать оперативно. "Русский Экспресс" их предложил: агентам стало удобнее. Они доверяют нам своих драгоценных вип-клиентов» «У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic
генеральный директор
Скорее всего, это результат стабильного спроса на поездки в Москву со стороны россиян. И у нас много возвратных гостей. В прошлом году сеть Azimut обновила программу лояльности, и это принесло плоды. Хотя, люди, конечно, едут к нам не из-за бонусных баллов, а ради высокого уровня сервиса «В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей «То, что мы придумали для продажи экскурсий в Серпухове, может пригодиться любому малому городу»
Юрия ЯЩУК
Золотые купола
директор
Если город предлагает разные сборные экскурсии и их можно выбрать на этапе планирования поездки, это может повлиять на заполняемость отелей, ресторанов, продажу сувениров и т.п. Такой подход способен превзойти эффект событийного туризма «Устраивая массовую раздачу сувениров, экспоненты сами привлекают на стенды нецелевую аудиторию»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставка – затратная вещь, так поставьте на эти три дня профессионалов, которые могут нормально отвечать на вопросы, давать нужную информацию. Только в этом случае есть вероятность, что посетители станут вашими партнерами «Мы первые, кто предложил российским туристам отпраздновать Новый год в Назарете»
Анастасия СТАРИКОВСКИ
Hotel Ramada Nazareth
директор международных продаж
Назарет – одно из самых святых мест в мире, здесь вырос Иисус Христос. В городе много церквей, например, потрясающе красивый храм Благовещения с уникальной мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем. Атмосфера в городе в период новогодних и рождественских праздников особенная «Посещение отраслевой выставки профессиональными игроками не утратило актуальности»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставки отражают состояние рынка в целом. Рубль падает, туристов стало меньше. У нас перегрет рынок, количество агентств, туроператоров явно избыточно. Понятно, что они открывались в жирные времена, но сейчас ситуация изменилась «У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них «У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы «Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора «Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже «Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями «Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления «Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть «Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)

Принятых в прошлом году изменений в законодательство о туризме оказалось недостаточно, посчитали в Минкультуры

Принятые в прошлом году поправки в туристическое законодательство, которые иначе как многострадальными не назовешь, оказались неэффективными, решили в Министерстве культуры РФ. В этой связи ведомство подготовило и опубликовало на своем сайте проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования правового регулирования туристской деятельности».

Напомним, что решение об изменении законодательства, регулирующего туристическую отрасль страны, было принято парламентариями после громкого и скандального краха одного из крупнейших российских туроператоров «Ланта-тур вояж». Поправки, которые декларировались законодателями как призванные защитить туристов за рубежом, вызвали в среде профессионалов туротрасли неоднозначную реакцию.

В частности, как пишет «Коммерсант», Всероссийский союз страховщиков (ВСС) констатировал, что его предложения о создании перестраховочного пула авторы поправок попросту проигнорировали. А ведь создание такого пула, по мнению страховщиков, позволило бы избежать ситуации, в которой оказались, например, клиенты приостановившего свою деятельность в конце 2010 года туроператора «Капитал тур».

Ответственность компании, напомним, была застрахована на 100 миллионов рублей — максимально возможную на то время сумму. Страховщик туроператора принял свыше двух с половиной тысяч документов на возмещение причиненного ущерба более шести тысячам человек на общую сумму 268,8 миллионов рублей. Однако в 2011 году страховщик «Капитал тура» - компания «Инногарант» - сам прекратил свою деятельность, так и не рассчитавшись с клиентами туроператора.

Если бы к тому времени существовал страховочный пул, считают в ВСС, он позволил бы проконтролировать подлинность и адекватность договоров, которые туроператоры заключают со своими страховщиками. В свою очередь, это позволило бы избежать предоставления турфирмами недостоверной информации в Ростуризм.

Так, например, подобный инцидент произошел в 2012 году, после краха туркомпании «Идеальный мир», которая якобы была застрахована на 30 миллионов рублей, однако позднее выяснилось, что договор страхования ответственности оказался подделкой.

Принятые в прошлом году поправки в туристическое законодательство увеличили финансовые гарантии для крупных операторов выездного туризма. Согласно тексту закона, туроператоры, чей «объем денежных средств, полученных от реализации туристского продукта» за предыдущий год превысил 250 млн руб., должны быть застрахованы на 12% от этого «денежного объема».

По мнению законодателей, туроператоры, отправляющие за границу сотни тысяч туристов ежегодно, должны иметь миллиардные гарантии, не меньше. Однако, как пояснили в ВСС, в отсутствие необходимой перестраховочной емкости даже крупные страховщики не в состоянии выдавать такие большие гарантии. В результате сегодня на суммы, превышающие 100 млн руб., застрахованы всего 12 компаний, из них на сумму от 150 млн руб. до 448 млн руб.-- только пять.

Впрочем, в этот раз чиновники услышали глас страховщиков, включив в опубликованный законопроект статью, которая обязывает страховщиков, работающих с операторами выездного туризма, перестраховывать в пуле риск страховой выплаты.

В свою очередь, туроператору для включения в реестр Ростуризма необходимо будет предоставить подтверждение участия своего финансового гаранта в таком пуле. С тем, что создание такого перестраховочного пула защитит права туристов, согласился первый заместитель Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович. Заместитель руководителя Ростуризма Евгений Писаревский заявил «Коммерсанту», что его ведомство будет настаивать и на более четком определении фигурирующих сейчас в законе «денежных средств от реализации туристского продукта». Эта довольно туманная формулировка, под которой подразумевалась банальная выручка, позволила многим крупным операторам обойти требования закона, сохранив свою финансовую гарантию на прежнем уровне.

Документ ужесточает ответственность игроков туристического рынка.

В РФ вступает в силу новый закон о туризме, направленный на повышение ответственности участников туристического рынка и усиление правовой защиты туристов, выезжающих за пределы страны.

Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность" был подписан президентом России Владимиром Путиным в марте 2016 года.

В Российском союзе туриндустрии (РСТ) напомнили, что работа над законопроектом, ужесточающим ответственность игроков туристического рынка, началась в 2014 году на волне банкротств крупных туроператоров. Вице-президент РСТ Юрий Барзыкин отметил в разговоре с ТАСС: "Важно, что закон значительно усиливает ответственность участников туррынка и защиту туристов".
Фонд персональной ответственности оператора и "Турпомощь"

В РСТ отметили, что новая версия закона сохранила необходимость финансового обеспечения туроператора в виде договора страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации турпродукта или банковской гарантии, но туроператоры в сфере выездного туризма должны теперь иметь еще и фонд персональной ответственности. "Он формируется для каждого оператора "Турпомощью" за счет ежегодного взноса туроператора, размер которого составит 1% от общей цены туристического продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год", - пояснили в союзе.
Согласно закону, оператор вправе сразу сформировать фонд персональной ответственности максимального размера, который составляет не менее 7% от общей цены турпродукта за предыдущий год. Перечисление взносов в фонд персональной ответственности туроператоров в этом случае прекращается.

Как отметил глава "Турпомощи" Александр Осауленко, "очень много трактовок по поводу того, как это будет выглядеть". "Механизм очень простой: в одном или нескольких банках в зависимости от того, как решит наблюдательный совет ассоциации "Турпомощь", будут открыты счета этого фонда, и путем внутреннего учета, то есть открытия собственных счетов на базе бухгалтерии самой ассоциации, будет вестись учет денежных средств персонально каждого оператора", - сказал он.

Кроме того, согласно закону, компенсационный фонд "Турпомощи", предназначенный для финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам, переименован в резервный. Важно, что взносы в этот фонд приведены в соответствие с объемами операторов. Так, закон обязывает туроператоров, отправивших на отдых не более 10 тыс. клиентов, внести в него всего 50 тыс. рублей. Для компаний, отправивших на отдых более 10 тыс. туристов, но менее 100 тыс., размер взноса составляет 100 тыс. рублей. Для отправляющих более 100 тыс. клиентов, но менее 500 тыс., - 300 тыс. рублей. Крупные компании, обслуживающие более полумиллиона клиентов, должны будут заплатить 500 тыс. рублей.
Единый федеральный реестр турагентств

Законом также предусматривается создание единого федерального реестра турагентств. Как пояснил ТАСС глава ассоциации "Турпомощь", которая в соответствии с новым законом обязана вести данный реестр, "с нового года туроператоры должны предоставлять информацию о своих турагентах в ассоциацию, таким образом, туроператор должен подтвердить договорные отношения с тем или иным агентом, чтобы агентство могло функционировать на рынке".

"Перечень турагентств, с которыми туроператор находится в договорных отношениях, "Турпомощь" должна будет публиковать на своем сайте. Турист, покупая продукт у турагента, сможет увидеть, зайдя на сайт, имеет ли право турагент торговать продуктом данного туропепатора, имеет ли он договор с туроператором. Это позволит уберечь туристов от недобросовестных игроков, которые собирают деньги с клиентов, а потом исчезают", - пояснил Осауленко. Помимо этого, по его словам, реестр поможет определить реальное количество турагентств, работающих в России.

Закон также предусматривает обязательную выдачу туристу не менее чем за 24 часа до начала путешествия билетов "туда-обратно" и документа о бронировании гостиницы. Кроме того, турист обязательно должен быть проинформирован о возможности добровольно застраховать другие риски, возникающие во время путешествия. Он имеет право на получение копии свидетельства о внесении сведений о туркомпании в Единый федеральный реестр туроператоров.

Главное, как отметили в РСТ, закон актуализирует условия ведения туроператорской и турагентской деятельности, полномочия объединения туроператоров в сфере выездного туризма, документом вводятся требования к договорам, заключаемым для организации перевозки туристов, усиливается административная ответственность за нарушение законодательства о туристической деятельности.

8327 27 апреля 2016

Чуть больше, чем через полгода, с 1 января 2017 г., вступит в силу новый закон, регулирующий туристическую деятельность. Последние поправки в закон о туризме - наиболее масштабные со времени отмены лицензирования в 2007 г. и внедрения системы финансового обеспечения туроператоров в 2012 г. Изменения затрагивают всех игроков рынка, но мы подробно остановимся на тех положениях, которые будут наиболее интересны турагентам.

Первое. Работа по поручению туроператоров.

Требование ФЗ-49 работать по поручению ТО. Данная норма прописана недостаточно чётко и, возможно, будет дорабатываться. Дмитрий Морозов, председатель комиссии по совершенствованию правоотношений в туристской деятельности СТА трактует это положение так: «Гражданское законодательство для правоотношений, связанных с реализацией турпродукта, предполагает агентирование в двух видах - от собственного имени и от имени туроператора (поручение и комиссия). Турагент является агентом от туроператора, который реализует турпродукт потребителю. Это основная схема и именно она закреплена в действующей редакции основного отраслевого закона 132-ФЗ. Ей уже следуют. Закон 49-ФЗ, внесший изменения, которые вступят в силу с 1 января 2017 г, говорит о том, что туроператор поручает турагенту продвижение и реализацию турпродукта, то есть он говорит то же самое, но уже более конкретно и предметно. Таким образом, отраслевой закон устанавливает, что реализация турпродукта турфирмой осуществляется на основании поручения. иными словами, в рамках договора агентирования, как основного договора для видов поручения. Согласно Гражданскому законодательству, если турагент действует от имени туроператора - выдается доверенность. Но в ситуации, когда турагент действует от собственного имени - доверенность не нужна. Из предложенного 49-ФЗ не совсем понятно, может турагент действовать от собственного имени или нет. Я читаю закон так: закон предполагает наличие поручения, при этом поручение может быть как от собственного имени, так и от имени туроператора. Если от имени туроператора, то должна быть доверенность, если от собственного - то не должна. Данного мнения придерживаюсь не только я, но и многие эксперты отрасли».

Из предложенного 49-ФЗ не совсем понятно, может турагент действовать от собственного имени или нет. Эксперт: «Я трактую это так: закон предполагает наличие поручения, при этом поручение может быть как от собственного имени, так и от имени туроператора».

Инна Руденская, руководитель юридического департамента Сети МГП, также согласна с коллегой: «В п.10 49-ФЗ в последнем предложении пункта говорится: “Турагент осуществляет продвижение и реализацию турпродукта по поручению туроператора”. Мы считаем, что это поручение может быть реализовано двумя формами. Первая - от собственного имени турагента. Вторая - от имени туроператора. В случае, когда реализация турпродукта производится от имени туроператора, необходимо оформление надлежащим образом доверенности турагенту. Данную норму закона было бы логично подкорректировать, чтобы не пришлось трактовать по-разному и, чтобы она была доступна для понимания широкому кругу специалистов, а не только юристам. В данный момент мы с туроператорами обсуждаем конкретную реализацию этого положения. Каким образом будет оформляться доверенность, как ее будут доставлять, например, из Москвы в районы крайнего севера в сжатые сроки. Ведь, если говорить о форме доверенности, оформленной надлежащим образом, то это только оригинал. У нас есть время обсудить неточности в формулировках, которые первоначально ни нам, ни нашим коллегам туроператорам были не видны. Хотелось бы подойти ответственно к этому вопросу и снять все разночтения с формулировок в законе. Потому что и турагентства, и туроператоры заинтересованы в адекватных условиях реализации турпродукта, без искусственно созданных препон».

Турагенту стоит знать и помнить, что закон запрещает договор купли-продажи туристского продукта, так как это услуга, которая, согласно гражданскому кодексу, не может быть предметом купли-продажи.

От чего в данном контексте эксперты предостерегают категорически: «Турагенту стоит знать и помнить, что закон запрещает договор купли-продажи туристского продукта, так как это услуга, которая, согласно гражданскому кодексу, не может быть предметом купли-продажи. Турагент не может работать по договору купли-продажи, не может покупать турпродукт - это запрещено законом, услуга не может быть предметом купли-продажи. Услуга - не телевизор, ее нельзя купить. Услугу можно реализовать или предоставить только по поручению агенту, а также по договору поручения и комиссии».

Второе. Факт завуалированной туроператорской деятельности агентов будет регулироваться.

Статья 10 закона 49-ФЗ гласит: «В случае заключения туристом и (или) иным заказчиком с одним туроператором отдельного договора на оказание услуг по перевозке и отдельного договора на оказание услуг по размещению на одно и то же лицо и на один и тот же период услуги, оказываемые по таким договорам, приравниваются к услугам, оказываемым при реализации туристского продукта».

Комментарий Дмитрия Морозова: «В части формирования турпродукта законодательство не изменяется, в нем предусмотрено, что туроператорская деятельность - это деятельность по формированию, продвижению и реализации турпродукта, а турагентская деятельность - это продвижение и реализация, без формирования турпродукта.

Не стоит заниматься скрытым формированием турпродукта, поскольку при выявлении данного факта может быть применена даже уголовная ответственность.

Вот здесь агенты часто могут хитрить, продавать перевозку и размещение не в составе пакета, а отдельно (при этом проводить сделки через разные юрлица и формально не нарушать ст.10), то есть фактически заниматься формированием турпродукта, не имея на то законных оснований. И появление такой формулировки в обновленном законе говорит о том, что факт завуалированной туроператорской деятельности агентов известен на государственном уровне и будет регулироваться. Ведь если агент начинает формировать турпродукт, то он фактически трансформируется в туроператора, а это влечет за собой ряд дополнительных обязанностей: необходимость получения фингарантий, необходимость внесения компании в реестр туроператоров и т.п. В принципе, случаи превращения турагентской компании в туроператорскую известны и в их новом статусе бизнес продолжался весьма успешно, но на данный момент часто турфирмы предпочитают идти на некий подлог, выдавая туристам разные договоры на разные юрлица и не информируя о потребительских свойствах такого продукта. Но это до тех пор, пока все идет хорошо и не возникает судебных конфликтов или чрезвычайных ситуаций на отдыхе, когда туристу может понадобиться компенсация или вмешательство «Турпомощи». Мое мнение таково: я однозначно не рекомендую заниматься скрытым формированием турпродукта, так как при выявлении данного факта может быть применена даже уголовная ответственность. И ст.10 49-ФЗ это строго регулирует».

Третье. Турагенты будут нести ответственность за непередачу денежных средств туроператору.

Закон с 1 января 2017 г. устанавливает, что турагенты будут нести ответственность за непередачу денежных средств туроператору. «Для агентов это правило может обернуться новой головной болью, - комментирует Дмитрий Морозов. - Почему? Потому что, с одной стороны, 49-ФЗ устанавливает, что турагент действует по поручению туроператора, то есть агент выполняет действия по подбору тура, реализации тура, получению денег и передачу их туроператорской компании. А с другой стороны, установив, что турагент отвечает перед туристом за передачу денег туроператору, можно сделать вывод, что агент выполняет уже поручение туриста, а не оператора. Получается, что закон содержит в себе противоречие. С одной стороны, турагент является агентом туроператора, а с другой стороны - турагент является агентом туриста.

Положение может обернуться новой головной болью для турагентов, поскольку закон содержит в себе противоречия. С одной стороны, турагент является агентом туроператора, а с другой стороны - агентом туриста

То есть, какой теперь договор заключать турагенту с туроператором? Поручения? Что логично. Туроператор заключает турагентский договор, по которому поручает турагенту реализовать турпродукт, или туроператор заключает с туристом договор реализации. Или наоборот? Если турагент несет финансовую ответственность перед туристом, тогда какой нужен договор? Получается, что агентский договор от туриста к турагенту, по которому агент покупает продукт для туриста. Но это же не купля-продажа. Агент как бы заключает с туроператором договор реализации турпродукта, по которому туроператор реализует его через агента для конкретного физического лица. И в этом есть нестыковка. Какое будет правоприменение данной нестыковки - пока сложно предугадать, но в моем понимании, это явная коллизия норм в одном и том же законе. Я за четкие и понятные договорные отношения в конкретном сегменте и за защиту прав потребителя. Надеюсь, что нам до января 2017 г. удастся обратить внимание законотворцев на данное положение и попытаться принять меры по их урегулированию.

Пользуясь тем, что на турагентов теперь будет возлагаться определенная ответственность, со стороны туроператоров могут начаться злоупотребления в виде перекладывания любой ответственности на плечи агентов.

И еще один момент, вызывающий обеспокоенность. Пользуясь тем, что на турагентов теперь будет возлагаться определенная ответственность, со стороны туроператоров могут начаться злоупотребления в виде перекладывания любой ответственности на плечи агентов и в полном объеме, закрывая глаза на установленное разграничение ответственности, и “притягивая за уши” все остальные виды ответственности. Чем это грозит турагентам? Например, решения не в пользу агентов при судебных разбирательствах. Очевидно, что операторские компании владеют огромным штатом профессиональных юристов, в то время как агенты зачастую в этом плане уязвимы. Особенно независимые турфирмы. Совет здесь может быть такой - заранее озаботиться юридической поддержкой и быть готовым к тому, что подобные случаи вполне реально могут возникнуть. Предупрежден - значит вооружен», - резюмирует эксперт.