Плюсы и минусы судебной системы сингапура. Сингапур - Республика Сингапур

Крохотное островное государство давно стало образцом упорядоченности и аккуратности. "Право.Ru" описывает, как на месте отсталой и неэффективной судебной системы в Сингапуре возникла одна из самых эффективных юрисдикций в мире.

До начала 1960-х годов Сингапур не слишком отличался от окружавших его азиатских государств, с их культурой подношений чиновникам — практически легализованной коррупции — внешнего дорогостоящего блеска, медлительности и высокомерия. Страна была бедна ресурсами и критически зависима от внешних поставок, приходилось импортировать даже пресную воду. Судебная система вполне этой культуре соответствовала, ибо в ней работали те же люди, и так оставалось вплоть до начала 1990-х годов.

До 1959 года остров был британской колонией. В наследство независимый Сингапур получил общее право, судебную систему, сформированную по британскому образцу, и беспартийную систему государственной службы. Знаменитое Бюро по расследованию случаев коррупции (Corrupt Practices Investigation Bureau), одна из основ сингапурского чуда, также было создано еще во время британского правления, в 1952 году. Впрочем, современное значение оно получило уже в 1960 году, со вступлением в силу Закона о предотвращении коррупции, наделившего Бюро чрезвычайными полномочиями.

В том же 1960 году правительство возглавил ныне знаменитый Ли Куан Ю , выпускник Кембриджа. Главной его задачей было выстроить честный и эффективный бюрократический аппарат и полицию; работа судебной системы долгое время оставалась на втором плане. Кстати, юридическая связь с бывшей метрополией сохранялась еще долго, вплоть до 1994 года, когда граждане Сингапура потеряли право на апелляцию в Юридический комитет Тайного совета (Judicial Committee of the Privy Council) в Лондоне как окончательную апелляционную инстанцию.

Судебная волокита

О проблеме задержек в рассмотрении дел заговорили еще в 1948 году. На протяжении нескольких десятилетий количество нерассмотренных дел росло. Верховный суд, образованный в 1969 году, также не преуспел в борьбе с этим злом. Судьи видели свою функцию в том, чтобы выносить решения, время не имело значения. К концу 1980-х годов медлительность правосудия стала заметным препятствием на пути развития страны.

В сентябре 1990 года отставание в рассмотрении дел Верховным судом составляло около пяти лет — и это только для уже принятых дел. Необходимо было менять подход к отправлению правосудия. В том же году новым Главным судьей (Chief Justice) был назначен Йонг Пьюн Хау (Yong Pung How), обладавший как огромным юридическим и административным опытом, так и энергией для изменения положения вещей. В результате 10 лет спустя время рассмотрения гражданских дел снизилось в 4-5 раз.

Разработка реформ

Первое время изменения носили несистемный, процедурный характер, имели целью оптимизировать работу судьи — ремонт помещения, компьютеризация и создание баз данных, увеличение численности персонала, расширение юрисдикции нижестоящих судов. Все это не мешало росту числа нерассмотренных дел.

Руководство судебной системы быстро пришло к выводу, что необходимо изменить парадигму функционирования судов в целом. Оно сформировало новый подход к оценке работы судов и сформулировало новые ценности и приоритеты для судов, например, эффективность как общественное благо.

Затем специально сформированная команда системно проанализировала проблемы и возможности судов. В анализе учитывалось потенциальное влияние демографических изменений и экономического и технологического развития на спрос на услуги судебной системы страны. По итогам был составлен прогноз возможных вариантов развития и будущих потребностей судебной системы.

После этого был составлен список основных проблем, мешающих движению вперед, таких, например, как плохая координация между основными процессами и подразделениями, неэффективное, непопулярное и озабоченное субординацией руководство, неясные стратегии и противоречивые приоритеты. Обнаруженные препятствия рассмотрели в контексте международного опыта решения сходных проблем, развития технологий и искусства управления.

В конечном итоге был создан масштабный план преобразований, с учетом институциональной инфраструктуры судебной системы в целом и человеческих ресурсов и, главное, интересов пользователей — гражданского населения и бизнеса — и прочих заинтересованных сторон.

Осуществление

Для решения проблемы низкой "производительности" новое руководство системы судов стало вводить систематические меры, направленные на ускорение рассмотрения дел, в том числе путем повышения дисциплины проведения заседаний. Стали следить за соблюдением расписаний, продляли при необходимости рабочие часы, резко ограничили практику перерывов в заседаниях, приводившую к растягиванию процессов на недели и месяцы, ввели ограничения на время, отведенное на определенные действия судей и сотрудников судов, и т.п. Со сторон начали взимать плату за слушания, продолжающиеся дольше определенного количества дней, был расширен круг юристов, допущенных к повседневной деятельности судов. Одновременно упрощались процедуры, улучшались условия труда. Даже дизайн залов судебных заседаний сделали более "расслабленным".

Судебная система — как ранее система управления страны — последовательно переходила на бизнес-принципы. Стали публиковать плановые годовые показатели деятельности судов, что, с одной стороны, меняло облик судов в общественном мнении, перенося акцент с недостатков на сам процесс модернизации, с другой — способствовало большей заинтересованности самих работников судов. Проекты нововведений публиковали заранее, с целью вовлечь максимально широкие круги заинтересованных лиц в реформирование судов.

С 1992 по 2001 год были приняты и исполнены девять годовых планов. Подробно о них можно прочесть в работе о судебной реформе в Сингапуре, написанной Валидом Хайдером Маликом и опубликованной Всемирным банком в 2007 году — "Judiciary-Led Reforms in Singapore: Framework, Strategies, and Lessons" . Малик выделяет следующие основные направления и методы реформирования:

1. Пример сверху . Руководство судебной системы страны стремилось на себе показать, каких улучшений можно добиться и каким образом. Высокопоставленные судьи отправлялись в нижестоящие, чтобы на месте руководить изменениями, в том числе следить за соблюдением расписаний, распределением нагрузки между судьями и т.п. Особое внимание уделялось формированию духа солидарности и профессиональной гордости судебной корпорации.

2. Исследование возможностей . В ходе реформ практиковалось своего рода экспериментирование, с целью выработать более эффективные процедуры и улучшить стандарты работы. Например, Главный судья иногда передавал сложные дела из Верховного суда в какой-нибудь из нижестоящих, что в конечном итоге вело к повышению квалификации судей. В 1994 году была введена схема судебного разрешения споров, которая позволила распределить методы разрешения споров по типу и сложности дел, что, в свою очередь, существенно повысило эффективность использования времени и средств. Одним из результатов этой работы стало появление новых специализированных судов, например, Ночного суда (рассматривает мелкие дела по ночам — в гарантированно нерабочие часы) или Трибуналов по мелким претензиям и многих других.

3. Облегчение доступа . Правительство последовательно упрощало доступ к юридическим услугам и стремилось снизить стоимость доступа к правосудию как таковому. Была основана сеть местных офисов, установлены автоматизированные киоски, где можно оплатить штрафы за нарушение ПДД и получить информацию о юридических услугах. Суды стали нанимать переводчиков ввиду полиэтничного состава населения. Были разработаны специальные программы по информированию населения, в том числе в СМИ.

4. Административная реорганизация . Работа административного персонала была полностью изменена в соответствии с концепцией "автономного агентства" — то есть у судей нет закрепленного за ними штата; бюджеты судов стали формировать по принципу "деньги для результатов".

5. Работа с людьми . Одной из важнейших задач было привлечь — и затем удержать — наиболее талантливых юристов и сотрудников и повысить компетентность обслуживающего персонала. Для этого были заметно увеличены зарплаты, до уровня, сопоставимого с предлагаемыми в частном секторе; также стало доступно бесплатное дополнительное образование.

6. Акцент на эффективности . Руководство судебной системы последовательно вводило полу- и полностью автоматизированные системы оценки результатов — как процесса модернизации, так и повседневной деятельности судов.

Сайты судов спроектированы так, чтобы помочь в том числе и людям, не имеющим юридической подготовки; на странице для альтернативного разрешения споров (Alternanive Dispute Resolution) предлагается система онлайн-медиации, позволяющая разрешить спор в досудебном порядке и тем сэкономить время и деньги.

После подачи иска составляется график проведения обязательных предварительных конференций (Pre-Trial Conferences). Такие конференции решают две задачи — сопоставить позиции сторон гражданско-правового спора на предмет возможности досудебного урегулирования и четко обозначить предмет спора и спрогнозировать процесс в целом. Для экономии времени участников будущего процесса обычно используется видеоконференция (как и для участия в процессе лиц, неспособных присутствовать лично). Сам процесс записывается, и потом судья может обратиться к нужному эпизоду процесса.

8. Сотрудничество . Судебная система Сингапура активно налаживала связи как внутри страны, например, с парламентом, юридическими и общественными организациями и т.д., так и за ее пределами. Таким образом решались две проблемы — во-первых, судебная система обогащалась новыми знаниями и навыками, и, во-вторых, изменялся международный облик системы как самой слабой ветви власти в Сингапуре.

Результаты

В результате применения этих мер, наряду с более традиционными, среднее время ожидания решения по гражданскому делу снизилось с пяти-шести лет в конце 1980-х до 15 месяцев в 2000 году. И — что гораздо важнее — дела перестали накапливаться.

Общественное мнение очень высоко оценило результаты реформ. В 1999 году 97% опрошенных называли работу суда беспристрастной и 92% — эффективной. Примерно так же реагировал и бизнес, как местный, так и международный; недаром с тех пор Сингапур стабильно занимает одно из верхних мест в рейтингах стран с самым удобным и безопасным бизнес-климатом.

Безусловно, рецепт сингапурских реформ подходит далеко не всем, однако, можно сделать некоторые универсальные выводы.

В первую очередь, необходимо мыслить стратегически, уделять много внимания долгосрочному планированию и текущему контролю. Критически важно иметь цельный, всеохватный подход к реформированию института, пусть даже не все аспекты будут реформированы одновременно.

План реформ должен формироваться исходя из интересов пользователей института.

Для успеха реформ важно также иметь уважаемого и энергичного лидера. Вовлеченность рядовых сотрудников, инициатива на местах имеет большое значение, но без осмысленного и решительного руководства реформы имеют много шансов завязнуть.

Следует как можно активнее использовать IT-технологии, как для обеспечения текущей работы, так и для пользователей — населения и бизнеса. Очень полезен обмен знания и опытом с коллегами внутри страны и за рубежом.

Наконец, последнее: успешность судебной и вообще юридической реформы неразрывно связана с фундаментальной политической и экономической устойчивостью страны. А эта последняя, в свою очередь, в значительной степени опирается на эффективную обратную связь с жителями страны, теми самыми людьми, ради которых и стоит проводить реформы.

Тучки на горизонте

Все это благолепие имеет свою цену. Интересы и права общества здесь имеют безоговорочное преимущество перед интересами и правами индивидуума. Одним из следствий такого подхода оказывается цензура. Сингапур — действительно одна из наименее коррумпированных стран, и одновременно пресса там находится под очень жестким контролем.

Установлена ответственность за оскорбление, вернее, "скандализирование" суда. Одним из вариантов этого правонарушения является намерение создать у среднестатистического получателя информации представление о "неотъемлемой склонности" судебной системы в целом к несправедливости. Несколько лет назад сингапурский суд приговорил к выплате штрафа издательскую компанию Dow Jones

Решетняк Владимир Ильич, доцент кафедры гражданско-процессуального права Ростовского филиала Российской академии правосудия, кандидат юридических наук, доцент.

Рецензент: Дорошков Владимир Васильевич, судья Верховного Суда Российской Федерации, секретарь Пленума Верховного Суда Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

В статье анализируется опыт использования информационных технологий в судебной системе Сингапура и его преимущества: использование современных информационных технологий позволяет достичь сокращения времени и уменьшения цены судебных процессов, упрощения процессуальных процедур и более рационального применения трудовых и инструментальных ресурсов, более эффективного разделения инструментов и информационных средств между всеми участниками судебного процесса; достижения эффективного правосудия по гражданским делам.

Ключевые слова: гражданский процесс, информационные технологии, система электронной подачи, открытость и доступность суда, эффективность правосудия.

Informational technologies in judicial system of Singapore

The article analyzes the experience of using information technology in the judicial system of Singapore. The author shows that the use of modern information technology makes it possible to achieve reduction of time and reducing the price of litigation, procedural simplification of procedures and more rational use of labor and instrumental resources, more efficient separation tools and information resources among all participants in the judicial process to achieve effective justice in civil cases.

Key words: civil litigation, information technology, electronic filing system, the openness and accessibility of the court, the efficiency of justice.

В результате изменения в XXI в. социальных, экономических и технологических потребностей общества и государства стали неизбежными внедрение в судебной системе достижений научно-технического прогресса, адаптация существующих процессуальных форм и механизмов к требованиям времени на основе использования информационных и коммуникационных технологий, компьютерной техники, электронных систем.

Лорд Вулф в своем широко известном докладе Access to justice ("Доступ к правосудию") писал, что "информационные технологии будут не только помогать оптимизации и улучшению существующих систем и процесса; вероятно, со временем они сами станут катализатором для радикальных изменений... Информационные технологии в ближайшем будущем станут основой судебной системы и по этой причине уже сейчас заслуживают особого внимания на самом высоком уровне" <1>.

<1> Woolf H.K. Access to justice - Final Report to the Lord Chancellor on the civil justice system in England and Wales. London, 1996.

Наиболее развитые в экономическом и техническом отношении зарубежные страны в течение ряда лет активно внедряют информационные и коммуникационные технологии в судебную систему и судопроизводство, модернизируют процессуальные механизмы.

Признанным лидером в использовании информационных технологий в судебной деятельности является Сингапур, изучение опыта которого представляется весьма важным при определении направления дальнейшего развития российской судебной системы.

Судебная система Сингапура имеет два уровня: Верховный суд (The Supreme Court) и нижестоящие (подчиненные) суды (Subordinates courts). Последние рассматривают более 95% гражданских дел <2>.

<2> Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Под ред. А.Я. Сухарева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2003.

В сингапурских судах с 1997 г. применяется Electronic Filing System (электронная система подачи; далее - EFS) <3>: сначала в качестве экспериментальной программы для подачи и вручения документов в судебном процессе на добровольных для сторон началах, а затем с 2000 г. ставшая обязательной формой подачи документов в суд по всем категориям гражданских дел.

<3> На смену ей должна прийти Integrated Electronic Litigation System (iELS, Интегрированная электронная судебная система), функциональная реализация которой началась в судах Сингапура в 2011 г. Cornie Ng. Integrated Electronic Litigation System (iELS) for the Singapore Ludiciary. URL: http:// mstreamlegal.com/ uploads/ upload_ legal_ research_ centre/ lntegrated% 20Litigation% 20system.pdf.

EFS разрабатывалась прежде всего как система управления документами и оптимизации документооборота в суде. При использовании EFS электронный документ, поступивший в суд, подвергается автоматизированной проверке на соответствие предъявляемым процессуальным законом требованиям, без вмешательства персонала суда направляется на соответствующий регистр для обработки. Система автоматически разрабатывает дальнейшую маршрутизацию документов в суде, позволяет свести к минимуму физическое перемещение людей и документов в судебных подразделениях, что значительно сокращает время рассмотрения поступившего заявления или иного документа, исключает неправильное приобщение документа к делу (к которому он не относится), создает возможности для более полного использования преимуществ электронного хранения документов <4>.

<4> См. подробнее: Malik, Walled Haider. Judiciary-Led Reforms in Singapore: framework, strategies and lessons. The World Bank, 2007. P. 53.

Внедрение электронных технологий в процесс управления судом движением дела позволило повысить производительность деятельности судов за счет оптимизации автоматизированных рабочих процессов и автоматических приемов отслеживания и мониторинга системы; разрешить проблему недостаточности персонала работников, с которой постоянно сталкиваются суды во всех правовых системах; сократить сроки рассмотрения поступивших в суд заявлений, что, соответственно, ускорило рассмотрение и разрешение судом гражданских дел, сократило количество неурегулированных споров; разрешить постоянно растущий спрос на физическое пространство (с помощью EFS документы могут храниться в электронном виде в системе, что делает ненужным наличие в зданиях судов больших архивных помещений и к тому же сокращает финансовые расходы на хранение документов); повысить безопасность хранения документов, обеспечить их конфиденциальность, поскольку с EFS легче реализовать ограниченный доступ к электронным досье; получать и анализировать статистические данные о количестве и категориях дел, которые рассмотрены в текущем периоде года, что позволяет прогнозировать и принимать меры по предупреждению потенциальной проблемы <5>.

<5> Walker J., Watson G.D. New Technologies and the Civil Litigation Process. Common Law General Report. Osgoode Hall Law School York University, Toronto (Canada) http:// research.osgoode.yorku.ca/ iapl2007.

EFS предоставляет услуги Службы электронного извлечения документов (Electronic Extract Service) <6>. Используя этот электронный сервис, юридические фирмы имеют возможность в режиме онлайн производить поиск документов, поступивших в суд по гражданскому делу, по их реквизитам, знакомиться с ними и с разрешения суда просматривать и распечатывать документы, исходящие от суда, вынесенные судом по различным процессуальным вопросам. Отметим, что возможен одновременный просмотр и изучение документов несколькими участниками процесса и судебными работниками.

<6> URL: http:// app.supremecourt.gov.sg.

EFS также предоставляет юристам и представителям общественности услугу доступа к Электронной информационной службе (Electronic Information Service), с помощью которой они могут в режиме реального времени получать информацию о всех процессуальных действиях суда по делу. Доступ осуществляется через систему LawNet, предоставляющую полный набор правовой информации. LawNet включает в себя несколько модулей и работает как единый центр для различных хранилищ информации, позволяющий осуществлять поиск по нескольким базам данных Верховного суда, нижестоящих судов в одной транзакции. Поиск информации может производиться по статусу каких-либо процессуальных действий или реквизитам любого документа, поданного в Верховный суд, суды низшей инстанции, а также по номерам дела, документа, идентификационному номеру заявителя, именам судьи, истца, ответчика и их представителей <7>.

<7> URL: http://www.lawnet.com.sg.

Важную роль в обеспечении доступности судебной власти играют веб-сайты судов <8>, на которых размещена информация, разбитая по разделам для различных категорий пользователей: юристов, самостоятельно представляющих себя участников процесса, общественности и средств массовой информации. Это, как указывают М.А. Филатова и В.В. Ярков, расширяет информационный доступ к правосудию тех, кто желает больше узнать о системе гражданского судопроизводства или хочет обратиться в суд за разрешением спора <9>. На веб-сайте публикуются упрощенные наглядные блок-схемы с тем, чтобы лицам, не являющимся юристами, предоставить возможность разобраться с различными судебными процедурами. Практические инструкции актуализированы на дату обращения к электронному ресурсу и служат для информирования о последних судебных предписаниях и процедурах. Еженедельно на сайте сообщается о датах слушаний для информирования заинтересованных сторон и обеспечения их участия в судебных заседаниях.

<8> URL: http:// app.supremecourt.gov.sg; URL: http:// app.subcourts.gov.sg.
<9> См. подробнее: Малешин Д.Я., Филатова М.А., Ярков В.В. Тенденции развития современного гражданского процесса // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2008. N 11. С. 100.

Веб-сайт нижестоящих судов включает в себя расширенную страницу (e@dr) для альтернативного разрешения споров (Alternanive Dispute Resolution), где имеется возможность проведения онлайновой процедуры медиации, позволяющей потенциальным участникам судебного разбирательства по гражданскому делу сохранить свои время и деньги, попытавшись разрешить свой спор, не доводя его до суда.

Чтобы получить доступ к EFS, пользователь должен зарегистрироваться, приобрести необходимое оборудование, лицензированное программное обеспечение. Суды выполняют функции независимого сертификационного центра: после регистрации выдают пользователю смарт-карту, содержащую цифровой сертификат, используя который пользователь получает доступ к EFS и может пользоваться предоставляемыми системой услугами.

Все документы, используемые в судебном процессе, должны быть направлены в суд посредством использования EFS. Вначале документы могут быть получены в виде проекта, а затем, после входа в электронную систему подачи, пользователь может получить информацию о размере судебных издержек по делу. Документы в бумажной форме должны быть отсканированы и преобразованы в PDF-формат с использованием программы Adobe Acrobat. PDF-документ должен быть подписан и скреплен печатью.

После указания пароля пользователю необходимо подать документ. Прежде чем принять документ, суд проверяет его, чтобы убедиться, что он соответствует процессуальным требованиям. Сбор за подачу заявления в суд взимается автоматически. Подтверждение (сертификат) о принятии судом документа автоматически генерируется системой и посылается пользователю в течение пяти минут после его поступления. Сертификат службы может в дальнейшем использоваться в качестве доказательства подачи документа в суд.

EFS имеет шаблон для метаданных документа (содержания, контекста и формата). Каждый документ имеет реквизиты: номер, дату подачи, дату заведения дела и его номер, который является уникальным. После ввода документов в EFS суд не может изменить метаданные, которые точно заданы в определенной последовательности. На каждом документе указывается время и дата его поступления. В электронной системе отслеживается история подачи и извлечения данных.

Лица, не имеющие возможности по разным причинам самостоятельно направить в суд обращение в электронной форме, могут прибегнуть к помощи специалистов сервисных бюро (Service Bureau) <10>, которые, кроме того, оказывают помощь в обработке документов, которые не могут быть преобразованы в электронный вид. Необходимо, однако, отметить, что персонал сервис-бюро помогает в вопросах процедуры подачи документов в суд и по другим общим вопросам, но не вправе давать юридические консультации. Ответственность за подачу документов и их содержание несут люди, от лица которых подаются документы в суд, или их поверенные <11>.

<10> URL: http:// info.efs.com.sg/ ServiceBureau.html.
<11> Lim Seng Siew. The Role of Service Bureaux in EFS. URL: http:// www.lawgazette.com.sg/ 2000-2/ Feb00-20.htm.

После принятия поданных с использованием EFS документов секретариат суда составляет график проведения предварительных конференций (Pre-Trial Conferences). Дата и время слушания указываются в судебном постановлении, которое направляется сторонам после принятия судом искового заявления. Проведение предварительных конференций имеет две цели: во-первых, сопоставить позиции сторон гражданско-правового спора, чтобы изучить возможность дружественного урегулирования; во-вторых, предварительные конференции позволяют суду сузить предмет спора, оценить, насколько стороны готовы к судебному разбирательству и выделить даты судебного разбирательства. Это сводит к минимуму появление непредвиденных обстоятельств в ходе процесса и позволяет суду более точно оценить длительность судебного разбирательства. В сингапурских судах также реализуется концепция императивных приказов, требующая от сторон строгого соблюдения зафиксированных судом сроков выполнения определенных задач <12>. Контроль за выполнением предписаний суда осуществляется автоматически с помощью системы EFS от начала дела до его разрешения и распространяется на промежуточные шаги между ними.

<12> Tan Siong Thye. Senior District Judge Subordinate Courts of Singapore. Current reforms in Asean countries - lessons and experiences. The Singapore"s experience. URL: http:// www.aseanlawassociation.org/ 10GAdocs/.

Для связи между судом и участниками процесса в ходе проведения предварительных конференций используется видеоконференцсвязь, что существенно повышает эффективность использования времени и судопроизводства в целом.

В стадии судебного разбирательства (Trial) суды также широко используют информационные технологии. Залы судебных заседаний оснащены компьютерными системами. Участники процесса имеют возможность подключиться к компьютерной сети суда и получить доступ к судебной информации одним щелчком мыши. Имеется также выход в сеть Интернет, что позволяет лицам, участвующим в деле, обмениваться информацией между собой, с другими лицами, находящимися за пределами суда, а также получить доступ к онлайновым базам данных законодательства и прецедентного права.

Судебные залы оснащены аудио- и видеотехникой для представления участниками процесса доказательств и своих аргументов по делу. Доказательства, хранящиеся на видеокассетах, на цифровых компакт-дисках и других цифровых носителях, можно воспроизводить и просматривать на различных экранах в зале суда. Подсоединив свои ноутбуки к аудиовизуальной системе в зале суда, адвокаты могут представлять доказательства в виде компьютерной симуляции, цифровых фотографий, видеозаписей, презентаций, выполненных с помощью компьютерных программ, что положительно сказывается на понимании судом и участниками процесса обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения гражданского дела, и, следовательно, на обоснованности и справедливости судебного решения.

При даче свидетелями показаний используется система видеомаркеров. Это позволяет судье, адвокату и свидетелям комментировать, каждый разным цветом, любые изображения, отображаемые на экране <13>. Аннотации могут быть распечатаны или записаны для последующего использования. Устные показания в суде записываются с помощью цифровой системы записи. Ход процесса также фиксируется с помощью системы видеозаписи, в которой отражаются изображения, полученные из видео- и документкамер, находящихся в зале суда, а также изображения, полученные с помощью видеоконференцсвязи. Судья имеет возможность в последующем воспроизводить запись судебного заседания для рассмотрения, уточнения доказательств неограниченное количество раз.

<13> Tan Boon Heng. E-litigation: The Singapore Experience. URL: http://www.lawgazette.com.sg.

Суды в стадии судебного разбирательства широко используют системы видеоконференцсвязи, что особенно актуально при необходимости допроса иностранных свидетелей, а также иных лиц, не имеющих возможности физического присутствия в суде, например в случае их болезни, нахождения в тюрьме. Применение судом технологии видеоконференцсвязи значительно экономит время участников процесса, уменьшает судебные расходы и издержки.

Сингапурская судебная система находится в постоянном поиске новых технологий, с помощью которых могут быть усовершенствованы судебные процедуры. В этих целях в 2006 г. создана лаборатория iCourtLab для проведения экспериментов с передовыми, ультрасовременными технологиями для потенциального практического использования их в судебных процессах <14>. Суды с этого времени тесно связаны с IT-индустрией и получили возможность тестировать продукцию, основанную на наукоемких технологиях, и технические решения в области информационных процессов, оценивать перспективы практического использования технических инициатив и их влияние на существующие методы судебной деятельности. Именно из iCourtLab вышло предложение использовать мобильный телефон для проведения видеоконференций посредством сети Интернет. В настоящее время с помощью смартфона юристы могут общаться с дежурным регистратором в суде по административным вопросам из любой точки мира.

<14> Wong Peck. eJustice-Transforming The Justice System. URL: http:// www.aija.org.au/ Law&Tech%2008/ Papers/.

Накопленный в судебной системе Сингапура опыт реформирования гражданского процесса показывает, что, используя современные электронные технологии, можно достичь значительных преимуществ: сокращения времени и уменьшения цены судебных процессов; упрощения процессуальных процедур и более рационального применения трудовых и инструментальных ресурсов; более эффективного разделения инструментов и информационных средств между всеми субъектами, вовлеченными в судебный процесс; достижения эффективного правосудия по гражданским делам.

Принимая во внимание, что Совет судей России в мае 2011 г. инициировал разработку концепции Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2013 - 2017 гг. <15>, которая должна вывести правосудие на новый уровень, изменить его традиционный облик, создать условия для внедрения электронного судопроизводства <16>, на наш взгляд, изучение результатов внедрения достижений научно-технического прогресса в судебной системе Сингапура, их творческий анализ могут оказаться полезным подспорьем при проведении технологических и процессуальных реформ в судебном процессе России.

<15> Постановление Совета судей Российской Федерации от 26 мая 2011 г. N 277. URL: http:// www.ssrf.ru/ ss_detale.php?id=7947.
<16> Российские суды будут модернизированы // Российская газета. Столичный выпуск. 27.05.2011. N 5489.

Согласно данным организации, с центральным офисом в Гонконге — Political and Economic Risk Consultancy (PERC), Сингапур является 2-й страной в Азии с самым низким уровнем риска для жизни в 2010 году. Эффективная, прозрачная и чрезвычайно прочная правовая система Сингапура стала ключевым фактором для страны, и в следствии это создало огромный рост за последние несколько лет.

В то время, как большинство считают Сингапур страной правил и границ, называя его «прекрасным городом» (с большими штрафами за засорение, жевательную резинку, курение в общественных местах, и, простите, «несмыв» туалета после использования и т.д.), он также считается для многих наций очень безопасным местом для проживания и ведения бизнеса. Сингапур имеет один из самых низких уровней преступности в мире.

Будучи бывшей британской колонией, правовая система Сингапура основывается на английском общем праве. Все сингапурские граждане равны в глазах закона, независимо от их расы, религии и вероисповедания. Законодательство Сингапура основано на четырех столбах – Конституция, законодательство, подзаконные акты и правовые решения, принимаемые судьями.

Конституция закрепляет основные права личности. Она также включает в себя основные принципы и основные рамки для трех органов власти государства:

  1. исполнительной (состоит из президента, премьер-министра и других министров по делам правительства, которые являются подотчетными парламенту);
  2. законодательной (состоит из президента и парламента с его законодательными органами, ответственного за законодательство), а также
  3. судебной (различные суда, которые действуют независимо от исполнительной или законодательной власти).

Законодательство или нормативные акты написаны в законе, принятые парламентом Сингапура или другими органами, которые имели полномочия принимать такие законы в прошлом в Сингапуре.

Вспомогательные законы или подзаконные акты, которые были приняты парламентом Сингапура, государственным учреждениям или государственным комитетам.

Закон, на основании которого принимается решение, является основополагающим. Например, закон о праве собственности, договорное право.

Понимание судебной системы Сингапура

Главный судья (Chief Justice), назначаемый президентом Сингапура, является главой судебной власти Сингапура.

Судебная власть Сингапура состоит из Верховного суда и нижестоящих судов.

Верховный суд (Supreme Court) Сингапура занимается гражданскими и уголовными делами и разделяется на Апелляционный суд (Court of Appeal) и Верховный суд (High Court).

Нижестоящие суды состоят из окружных судов, магистральных судов, судов по делам несовершеннолетних, коронерских судов и трибуналов мелких претензий. Высший Окружной судья является главой нижестоящих судов. Важно, чтобы вы знали, какой суд подходит вам больше всего, когда вы подаете на кого-то в суд или судитесь в настоящее время.

Апелляционный суд в Сингапуре

Как и предполагает его название, Апелляционный суд (как он называется в Сингапуре Court of Appeal) рассматривает апелляции на решения Высшего суда (High Court) по гражданским и уголовным делам. Он состоит из главного судьи и апелляционных судьей, которые сидят в Апелляционном суде.

Апелляционный суд обычно состоит с трех судьей (главного судьи и двух судьей Апелляционного суда). Однако, в некоторых случаях, могут присутствовать более чем три судьи.

Высший суд Сингапура

Он состоит из Главного судьи (Chief Justice) и судей Верховного суда (High Court), которые могут в некоторых случаях включать Апелляционного судью или экспертов для оказания помощи в некоторых случаях) которые составляют Высший суд (High Court). Обычно все слушания проводятся перед одним судьей.

Верховный суд Сингапура рассматривает уголовные и гражданские дела, а также апелляции на решения окружных судов и магистральных судов. Кроме того, он рассматривает дела, касающиеся вопросов адмиралтейства, ликвидации компаний, банкротства и приложений для приема адвокатов и юристов.

Верховный суд имеет компетенцию общего надзора, и также, он занимается рассмотрением любых гражданских или уголовных дел во всех нижестоящих судах.

В общем, Высший суд Сингапура занимается вопросами, где стоимость предмета иска превышает SGD 250 000 (сингапурских долларов). Он обладает юрисдикцией для всех правонарушений, совершенных в Сингапуре, а также, некоторых случаях, занимается преступлениями, совершенными за пределами Сингапура.

Верховный суд Сингапура рассматривает уголовные дела, в которых наказание предусматривает смертную казнь или более чем 10 лет тюремного заключения.

Нижестоящие суды Сингапура

Нижестоящие суды Сингапура состоят из окружных судов, магистральных судов, судов по делам несовершеннолетних, коронерских судов и трибуналов мелких претензий. Старший Окружной судья Сингапура (Senior District Judge) несет общую ответственность за управление нижестоящими судами.

В последние годы также были созданы и другие суды, которые были добавлены к нижестоящим судам, такие как: Суд по семейным делам — Family Court, Ночной суд — Night Court, Суд сообщества — Community Court, Шариатский суд — Syariah Court и суд по ДТП — Traffic Court.

Окружной суд Сингапура

Гражданские дела с иском на сумму более чем 60000 SGD, но не более чем на 250 000 SGD заслушиваются в районном суде Сингапура.

Этот суд также может заслушивать дела о преступлениях, где термин максимального срока лишения свободы составляет 10 лет или меньше или которые являются наказуемыми только штрафом.

Лицо, совершившее это преступление в Сингапуре, может быть приговоренное к следующему:

(а) лишению свободы сроком на 7 лет;
(b) внесению штрафа до 10000 SGD;
(c) наказанию палками до 12 ударов;
(d) обязательному посещению реформаторского обучения или
(e) комбинации вышеперечисленных решений.

Магистратские суды Сингапура

Гражданские дела с участием претензий, которые не превышают 60 000 SGD, рассматриваются магистратским судом. Этот суд также имеет компетенцию к лишению свободы сроком от 3-х лет или меньше или правонарушений, наказуемых только штрафом.

Он может приговорить лицо максимум на 2 года или наложить штраф в сумме 2000 SGD либо дать наказание в виде 6 ударов палкой максимум.

Суд по делам несовершеннолетних в Сингапуре

Суд по делам несовершеннолетних — Juvenile Court в Сингапуре занимается конкретными преступлениями, совершенные «детьми» (до 14 лет) или «молодыми людьми» (14-16 лет).

Он охватывает дела сферы родительского контроля (Beyond Parental Control), аресты несовершеннолетних и дела СРО — Care & Protection Order.

Коронерский суд Сингапура

Этот суд проводит расследования любых случаев связанных со смертью, которая возникает в случаях:

а) наступившей внезапно или неестественным образом или
(b) путем применения насилия;
(c) если неизвестны обстоятельства, при которых наступила смерть.

Подозреваемые в самоубийстве, ДТП и промышленной аварии, а также смерти в тюрьме являются некоторые общие примеры.

Коронер является частью нижестоящих судов, которые будут проводить расследования при содействии полиции.

Трибунал по мелким претензиям в Сингапуре

Трибунал по мелким претензиям — Small Claims Tribunal Сингапура имеет дело с резолюцией мелких претензий между потребителями и поставщиками, контрактами, вытекающими из продажи товаров или предоставлением услуг и аренды жилых помещений, не более чем на 2 года.

Трибунал обладает юрисдикцией для рассмотрения исков, сумма которых не превышает 10 000 SGD, но, которые могут быть повышенными до 20000 SGD в некоторых случаях.

Все претензии должны быть поданы в течение одного года спора и обеим сторонам обычно не нужно предоставлять адвоката.

Трибунал возглавляется судьями, которые назначаются президентом по рекомендации Верховного судьи — Chief Justice.

Суд по семейным делам Сингапура

Суд по семейным делам — Family Court Сингапура занимается усыновлениями, разводами, проблемами детей, разделом имущества супругов, личной защитой заказов, резолюцией и совместными конференциями (посредничеством), супругами и содержанием ребенка, насилием в семье и исполнением решений шариатского суда — Syariah Court.

Вечерний суд Сингапура

Эти суды работают две ночи с понедельника по пятницу после 6 вечера в интересах общественности, чтобы справиться с большим объемом регулированных случаев. В первую ночь суд занимается повестками и уведомлениями, которые выданные различными департаментами, такие как Housing and Development Board, Городские Органы Реконструкции — Urban Redevelopment Authority Сингапура, Совет Центрального Резервного фонда — Central Provident Fund Board, Реестр компаний и предприятий — Registry of Companies and Businesses.

Во вторую ночь суд занимается преступлениями, связанными с ДТП, принесенные дорожной полицией и регулирования органом Land Transport Authority Сингапура.

Суд сообщества Сингапура

Суд сообщества (Community Court) Сингапура рассматривает дела, связанные с несовершеннолетними правонарушителями (от 16 до 18 лет), а также с правонарушителями, имеющими психические расстройства, разрешает соседские споры, случаи самоубийств, случаи насилия в семье, правонарушения с и по отношению к животным, случаи которые связаны с разрешениям межрасовых вопросов, а также рассмотрение отдельных случаев, связанных с правонарушителями в возрасте 65 лет и выше.

Шариатский суд в Сингапуре

Шариатский суд (Syariah Court) управляет и дает разрешение на вступление в брак, а также на развод между сторонами, которые являются мусульманами или теми, кто состоит в браке в соответствии с положениями мусульманского права (Muslim Law).

Суд по делам ДТП Сингапура

Суд по делам ДТП Traffic Court заслушивает и пытается раскрыть дорожные происшествия, которые принесены дорожной полицией, так хорошо, как органы транспорта земли Land Transport Authority.

Виды закона и судов в Сингапуре

Общее право Сингапура

Общее право является унаследованным от Великобритании, и является важным аспектом правовой системы Сингапура. Сингапурское общее право характеризуется практикой судебных процедур. Иными словами закон создается путем судебных решений, вынесенных судами.

В этой связи судьи требуется передать дело с его мотивами (или постановляющую часть для принятия решения), высшему суду, той же иерархии.

Таким образом, в Сингапуре, заключение постановляющей части решения, в решениях Апелляционного суда (Court of Appeal) Сингапура являются строго обязательными для Сингапурского высшего суда (Singapore High Court), окружного суда (District Court) и суда магистратов (Magistrates’ Court).

Основные части Законодательства Сингапура, особенно договорное право, право справедливости и доверия, право собственности и деликатное право, в значительной степени были изменены судьями, хотя некоторые аспекты теперь, в некоторой степени, были изменены в Уставе.

Уголовное право Сингапура

Уголовное право Сингапура (Singapore’s Criminal Law) в значительной степени имеет законодательный характер, напрямую связывающий его с Уголовным кодексом (Penal Code) Сингапура.

Уголовный кодекс предусматривает перечень преступлений, а также расшифровку каждого из преступлений, которые перечислены в его 24 главах как минимум, а также, за каждым из них следует как максимум наказание. Уголовный кодекс был первоначально основан на Индийском законодательстве.

Со временем, он был изменен и заменен на Уголовно-процессуальный кодекс — Criminal Procedure Code, который основан на правах, касающихся уголовных процедур в Англии.

Все уголовные преступления согласно Уголовному кодексу и другим законам расследуются согласно Уголовно-процессуальному кодексу — Criminal Procedure Code. Уголовные дела в Сингапуре передаются в Высший суд (High Court) и Апелляционный суд (Court of Appeal).

Верховный суд Сингапура рассматривает:

Судебные разбирательства уголовных преступлений в его первоначальной юрисдикции;
Апелляции на решения нижестоящих судов;
Пересмотр уголовного дела и вопросы, которые были рассматриваемы нижестоящими судами;
Вопросы права, вынесены на рассмотрение Верховного суда за посредством особых случаев, представленных в нижестоящих судах.

Апелляционный суд Сингапура рассматривает:

Апелляции против решений, принятых Верховным судом (High Court) Сингапура в осуществлении его первоначальной уголовной юрисдикции;
Вопросы права, зарезервированные для его рассмотрения с уголовным делам, рассматриваемых Высшим судом Сингапура в его юрисдикциях — апелляционной или контрольной.

Уголовные дела в Сингапуре могут рассматриваться также в Суде по уголовным вопросам — Criminal Mentions Court. Обвиняемое лицо должно присутствовать на слушании в таком суде, где происходит вынесение официального приговора для подсудимого. П

реступнику должно быть предъявлено обвинение в течение 48 часов после его ареста и предварительного заключения.

Существует две упомянутые юстиции, одна занимается делами в случаях районных арестов (District Arrest Cases), а другая — случаями арестов магистратов (Magistrates Arrest Cases).

Преступления, которые могут рассматриваться High Court, подпадают под категорию капитальных и случаев без капитала (т.е. наказание смертной казнью). Суд ведется под председательством судьи.

Также присутствуют сотрудники из соответствующих правоохранительных органов и правительственных учреждений.

Обвинение (данные преступления) производится для лица/лиц, которые совершают преступления, которые признаны виновными, они также могут требовать судебного разбирательства или ходатайствовать об отсрочке в другую дату. Уголовные процессы обычно включают пресудебные конференции.

Суд следит за ходом расследований и другими шагами, предпринятые в рамках подготовки судебного разбирательства. Эти конференции не являются открытыми для общественности.

Предварительные запросы – чтобы определить, имеются ли достаточные доказательства совершения обвиняемых для проведения судебного разбирательства в высоком суде — открыты для публики.

Надлежащие разбирательства также открыты для общественности в большинстве случаев.

Если обвиняемый должен быть судимым, он будет находиться в тюрьме до даты суда.

Залог в Сингапуре возможен только по усмотрению Верховного суда.

Гражданский суд Сингапура

В общем, Высший суд Сингапура (High Court) занимается вопросами, где стоимость предмета иска превышает 250 000 сингапурских долларов (подписано) Окружной суд — District Court занимается любыми делами, для которым сумма иска не превышает 250,000 SGD и магистратский суд (Magistrates’ Court) занимается делами, где сумма иска не превышает 60 000 сингапурских долларов (подписано).

Small Claims Tribunal – Трибунал по мелким вопросам Сингапура имеет дело с любыми претензиями, не превышающими 10 000 SGD (или до 20 000 SGD, где обе стороны согласны в споре) споры, возникшие из контракта по продаже товаров или предоставление услуг, или там, где есть повреждения имущества (за исключением аварий автотранспортных средств).

Спор о резолюции и решения для бизнеса

Прежде чем вы идете в суд важно учитывать тот факт, что это может быть дорогим, а также длительным процессом.

Большинство коммерческих споров урегулируются вне судебной системы путем процедуры посредничества и арбитража.

Посредничество в спорах в Сингапуре

Сингапурский центр посредничества (SMC — Singapore Mediation Centre) является некоммерческим органом, который готовит и выбирает группу нейтральных посредников, с целью помощи сторонам для урегулирования споров мирным путем.

Посредники являются уважаемым персоналом в правовых или других профессиональных областях, которые, при содействии адвоката с каждой стороны, помогают сторонам вести переговоры и достичь практического решения, которое приемлемо для всех.

Решение, которое принято сторонами и посредником только помогает им; он не решает проблему за них. 90% случаев решаются в течение одного рабочего для SMC и они, как сообщается, сохранили значительную стоимость и время.

Посредническая плата начинается от 900 SGD на партию в день. SMC при необходимости проводит также нейтральные оценки (объективное мнение эксперта отрасли, когда стороны достигли тупика в переговорах).

Департамент трудовых ресурсов (Labour Relations Department) Сингапура от Министерства трудовых ресурсов (Ministry of Manpower) Сингапура помогает решить трудовые споры мирным путем, через посредничество.

Центр посредничества и ассоциации потребителей Сингапура (Consumers Association of Singapore — CASE) помогает урегулировать споры между потребителем и их бизнесом.

EAlternative Dispute Resolution является инициативой нижестоящих судов Сингапура, для сторон в целях транзакции электронной торговли, для урегулирования своих споров в Интернете. Споры включают потребителей и договорные вопросы, права интеллектуальной собственности между предприятиями (B2B), потребителями (C2C) или для обеих сторон (B2C, C2B).

Резолюционный центр разрешения споров в финансовой индустрии(Financial Industry Disputes Resolution Centre — FIDREC) является доступным, беспристрастным и независимым центром для потребителей, чтобы урегулировать их споры с финансовыми учреждениями.

Сингапурский институт геодезистов и оценщиков (Singapore Institute of Surveyors and Valuers — SISV) является посредником, для решения споров связанных с недвижимостью и строительством.

DisputeManager.com -это Интернет-портал, который помогает разрешать все споры через онлайн посредничество, нейтральные оценки, медом электронной системы или Сингапурской региональной резолюционной службой (Singapore Domain Name Dispute Resolution Service — SDRP). Стороны могут регистрировать свои случаи онлайн, а также организовать видео конференции, Интернет чаты и т.д. на этом веб-сайте.

Арбитраж в Сингапуре

В отличие от посредничества, арбитраж имеет обязательную юридическую силу. Это похоже на поход в суд, за исключением того, что вы не занимаете место в зале суда, и не является открытым для общественности.

Арбитр будет принимать решение сам, независимо от соглашения сторон.

Центр международного арбитража Сингапура (Singapore International Arbitration Centre — SIAC) обрабатывает арбитражные дела в Сингапуре. SIAC может решить практически любые гражданские дела, кроме вопросов уголовного и семейного права. Согласно Нью-йоркской конвенции арбитражных решения проводятся в более чем 120 странах.

Арбитражный сбор в Сингапуре включает в себя: административный сбор, плату арбитрам и плату юристу, которая зависит от квантового спора и стажа арбитров. SIAC группа имеет перечень свыше 190 правовых и промышленных экспертов на выбор или стороны могут выбрать их собственных арбитров.

Сингапурская палата морского арбитража (Singapore Chamber of Maritime Arbitration — SCMA) предлагает урегулирования морских споров путем арбитража, как самый надежный и эффективный способ.

Посредническая/арбитражная законная схема — Law Society Mediation/Arbitration Scheme Сингапура общества помогает сторонам прийти к соглашению путем посредничества, следуя арбитражу.

Урегулирование споров при помощи судебной системы Сингапура

Обычно бизнес споры рассматриваются в гражданских суда (Civil Courts) Сингапура. Вы также можете обратиться в Высший суд, Окружной суд, Суд магистратов или Суд по мелким тяжбам в зависимости от объема и характера вашего иска.

Существуют и другие специализированные суды, такие как Трибунал авторского права — Copyright Tribunal и суд по трудовым спорам — Labour Court.

Суд по трудовым спорам Сингапура

Суд по трудовым спорам — Labour Court занимается вопросами между работодателями и работниками, в случаях, когда они не могут быть решены путем посредничества или примирения.

Полезные факты, которые стоить помнить о судовых процедурах Сингапура

Лицо, которое подает иск, является истцом.
Лицо, касательно которого предъявлен иск, является ответчиком.
В зависимости от природы и суммы претензии в иске, он подается в соответствующий суд.
Если обвиняемый желает урегулировать претензии, не оспаривая их, он может связаться с истцом или адвокатом истца для внесудебного урегулирования.
Если нет, суд установит дату слушания обеих сторон, для оценки всех свидетельств и доказательств.
В этом деле также может иметь место внесудебное урегулирования всех проблем.
После постановления судебного решения оно приходит к исполнению.
Если стороны отказываются от выполнения, суд может выдать приказ о конфискации и продажи предметов спора. Это позволяет утверждающей партии конфисковать активы и продавать их, чтобы восстановить компенсацию истцу.
Решение суда может быть оспорено путем апелляции в Высший суд.

Мы помогаем вам разобраться не только с судебной системой Сингапура, но и с организацией жизни и бизнеса в Сингапуре. По всем вопросам прошу обращаться по электронной почте [email protected] .

Предлагаем для ознакомления материал о судебной системе Сингапура

Судебная система Сингапура

Республика Сингапур – город-государство, расположенный на островах в Юго-Восточной Азии. Сингапур стал независимым государством 9 августа 1965 года и в тот же год вступил в Организацию Объединенных Наций. Кроме того, Республика Сингапур является членом Британского содружества наций, Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), участником Генерального соглашения по торговле и тарифам (ВТО), одним из инициаторов создания Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и членом ряда других международных организаций.

В 1990 году в Сингапуре началась судебная реформа. К реформированию судебную систему подтолкнула насущная необходимость: суды низшего уровня Сингапура были просто завалены делами, которые накапливались и не рассматривались по 10 лет из-за неспособности системы «переварить» весь этот вал. Случалось, что стороны ждали назначения дела к слушанию целых четыре года! А на рассмотрение апелляций отводилось два-три года.

Реформирование системы правосудияв Сингапуре началось с внедрения Судебной хартии, которая должна была поспособствовать повышению уровня доброжелательности судов к пользователям, а это не только корректное отношение к сторонам, а, в первую очередь, – сокращение продолжительности производств. Для этого были сделаны определенные шаги. Причем весьма успешно.

Кроме этого, были предприняты меры, способствующие улучшению судебного менеджмента. В судах начали применять лучшие практики управления, а руководителей судов начали учить навыкам лидерства. Кстати, обучение лидерству было не дешевым, тратились немалые средства, поскольку работников суда отправляли учиться в лучшие университеты, в том числе за границу. Администрирование судом, так же, как и управление бизнесом, начало основываться на умении прогнозировать; применении методик стратегического планирования; умелом использовании информации; разработке политики в сфере управления персоналом; обеспечении производительности судебных производств путём использования информационно-коммуникационных технологий; посредничестве; регулярном проведении исследований с целью выясненияуровня удовлетворенности пользователейсудебными услугами.

Уже через несколько лет сингапурские суды смогли ликвидировать все эти жуткие «завалы», дела к слушанию начали назначать оперативно, в течение месяца.

В конце 90-х в судах низшего уровня Сингапура ввели такой инструмент измерения качества работы суда, как «Система показателей правосудия». В сентябре 2000 года эту систему показателей заменили электронной версией - eJustice Scorecard System. Информация о деятельности судов собирается и группируется по четырем категориям в соответствии с принципами сбалансированной системы показателей: 1) связи с общественностью; 2) внутренние процессы; 3) обучение; 4) финансирование.

Интересно, что все эти новации суды нижнего уровня Сингапура приняли охотно, они были заинтересованы в улучшении качества своей работы. Поэтому активно вводили новые правила работы. За это суды низшего уровня получили в 2006 году Премию качества Сингапура – награду, которая вручается в знак признания соответствия высоким стандартам качества.

Судебная власть представлена в Сингапуре развитой системой судов. Согласно статье 93 Конституции осуществление судебной власти возлагается на Верховный суд (Supreme Court) и нижестоящие суды (subordinate courts), которые могут быть созданы в соответствии с законом.

Помимо Конституции Сингапура правовой статус Верховного суда Республики Сингапур определяется Законом о судоустройстве Верховного суда (Supreme Court of Judicature Act, 1970), Законом о государственных судах (State Courts Act, 1971); внутренние процедуры урегулированы Регламентом Верховного суда (Rules of Court, 1996). Верховный суд состоит из Апелляционного суда (Court of Appeal) и Высокого суда (High Court). Законом предусмотрено, что Высокий суд состоит из Главного судьи (Chief Justice) и судей Верховного суда. Главный судья и семь судей Верховного суда назначаются президентом по согласованию с премьер-министром. Младшие судьи Верховного суда назначаются после консультаций с Главным судьёй. На уровне основного закона закреплено положение, согласно которому дела в Верховном суде могут рассматриваться в субботу и в воскресенье, а также в праздничные дни в чрезвычайных случаях и по требованию Главного судьи. Верховному суду подведомственны 10 окружных судов, 14 городских, 1 суд по делам детской преступности, 1 суд по делам, связанным со смертельным исходом.

В качестве суда первой инстанции Высокий суд рассматривает любые уголовные дела о преступлениях, предусмотренных законом в соответствии со статьей 15 Закона о Верховном суде. Юрисдикция по рассмотрению гражданско-правовых дел разделена на: общую (статья 16 Закона), специальную (семейные разводы, в случаях, предусмотренных законом; по вопросам адмиралтейства; банкротства компаний; назначения опекунов детям, лицам, не обладающим полной дееспособностью, а также по некоторым другим случаям), конкурентную с Шариатскими судами (Верховный суд уполномочен рассматривать дела об алиментных обязательствах, опеке детей, разделе имущества при разводе, однако, Верховный суд не вправе рассматривать все гражданские дела, по которым установлена юрисдикция Шариатского суда в соответствии с Законом о мусульманском праве (Administration of Muslim Law Act, 2009).

Высокий суд в качестве апелляционной инстанции, согласно статье 19 Закона о Верховном суде, рассматривает апелляционные жалобы на решения окружных и магистратских судов в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, обращения по фактам нарушения норм права судами, апелляции на решения по делам об уголовных преступлениях, рассмотренных Судом по семейным делам, а также апелляции на решения Суда по делам несовершеннолетних. В сфере гражданско-правовой юрисдикции Высокий суд рассматривает апелляционные жалобы на решения Суда по семейным делам, окружных и магистратских судов по квазиуголовным (quasicriminal) и гражданским делам, а также в случаях, предусмотренных законом, на решения специализированных трибуналов. Высокий суд рассматривает апелляции на решения окружных и магистратских судов в случае, если сумма иска превышает 50 000 SGD или есть соответствующее разрешение суда соответствующего уровня (окружного или магистратского). За Высоким судом закреплена функция общего надзора за судами судебной системы Сингапура в соответствии со статьями 23-28 Закона о Верховном суде.

Апелляционный суд рассматривает жалобы на любые решения по гражданско-правовым делам, вынесенным Высоким судом, а также на решения, вынесенные тем же судом по первой инстанции по уголовным делам.

Конституционный контроль в Сингапуре осуществляет Высокий суд, о чем свидетельствует статья 56А Закона о нижестоящих судах, согласно которой, если в ходе судебного разбирательства возникает вопрос о толковании нормы законодательства, в том числе и Конституции, суд, рассматривающий дело, вправе приостановить дело и направить соответствующий запрос в Высокий суд.

К нижестоящим судам, деятельность которых регулируется Законом о нижестоящих судах (Subordinate Courts Act, 1970), относятся окружные суды (District Courts), суды магистратов/мировые суды (Magistrates’ Courts), суды по делам несовершеннолетних/ювенальные суды (Juvenile Courts), коронерские суды/суды следователей (Coroners’ Courts), суды мелких исков (Small Claims Tribunals).

Окружные суды и суды магистратов рассматривают гражданско-правовые дела, подсудность которых определяется размером суммы спора. Так, магистратские суды рассматривают споры, не превышающие 60 000 SGD, окружные суды – до 250 000 SGD. По делам об уголовных преступлениях в соответствии со статьей 8 Уголовно-процессуального кодекса Республики Сингапур (Criminal Procedure Code, 2011) окружные суды вправе рассматривать дела о преступлениях, максимальный срок наказания по которым не превышает 10 лет, а также все уголовные дела, которые подсудны магистратским судам. Магистратские суды рассматривают уголовные дела, максимальный срок лишения свободы по которым не более 5 лет. В Сингапуре в качестве одного из видов наказания предусмотрены удары палками, при этом магистратский суд может назначить до 6 ударов палками, процедура применения урегулирована разделом 2 «Наказание ударами палками» (Sentence of caning) Уголовно-процессуального кодекса Сингапура.

Статья 55 Закона о нижестоящих судах устанавливает, что полномочия и подсудность Трибунала по делам несовершеннолетних определяется Законом о детях и молодых людях (Children And Young Persons Act, 1993). Согласно названному закону ребенком является лицо, не достигшее 14 лет, а молодым человеком – лицо, достигшее 14 лет, но не старше 16. Председателя Трибунала по делам несовершеннолетних назначает Президент. В соответствии со статьей 33 Закона о детях никто из лиц, установленных тем же законом, не может быть обвинён или осуждён за любое преступление помимо Трибунала по делам несовершеннолетних, за исключением дел, которые подсудны Высокому суду, по преступлениям, совершённым совместно с лицами, предусмотренными настоящим законом, и лицами, которые старше 16 лет.

Коронерский суд / суд следователя (Coroner’s Court) проводит расследования любых случаев, связанных со смертью человека, наступившей внезапно или не- естественным образом, имеются основания подозревать о насильственном её наступлении, а также, если неизвестны обстоятельства, при которых наступила смерть. В Законе о нижестоящих судах содержится бланкетная норма о регулировании полномочий суда коронера Уголовно-процессуальным кодексом.

Деятельность Трибуналов мелких исков регулируется Законом о судах мелких исков (Small Claims Tribunals Act, 1985). Названный трибунал рассматривает любые споры, возникающие на основании договора купли-продажи товаров или оказания услуг (т.н. потребительские споры), споры из причинения вреда имуществу, за исключением, если вред имуществу причинён вследствие использования транспортного средства. Срок исковой давности для обращения в Трибунал по мелким искам составляет один год.

Суды по семейным делам (Family Court), правовой статус которых определяется Законом о семейной юстиции (Family Justice Act, 2014), рассматривают дела, связанные с усыновлениями, разводами, разделом имущества супругов посредством проведения совместных конференций, процедур медиации.

В 1992 году была разработана и внедрена система Ночных судов (Night Courts), которые рассматривают дела о правонарушениях в сфере дорожного движения в понедельник и в четверг с 6 часов вечера. Данное нововведение было связано с большим количеством нарушений правил дорожного движения, которые рассматривались в рамках основной системы судов. Таким образом, Ночные суды были учреждены для того, чтобы облегчить доступ к правосудию работающей части населения. В вечернее время в Сингапуре работают два суда: Суд № 26, работающий с повестками и уведомлениями, которые представляются различными административными ведомствами, и Суд № 25, рассматривающий дела о нарушениях правил дорожного движения, которые представляются дорожной полицией.

Общественный трибунал (Community Court) Сингапура рассматривает дела, связанные с несовершеннолетними правонарушителями (от 16 до 18 лет), а также с правонарушителями, имеющими психические расстройства, разрешает споры между соседями, случаи насилия в семье и другие.

В Сингапуре осуществляют свою деятельность и иные специализированные квазисудебные органы, создание которых связано, прежде всего, с целью разгрузить основную ветвь судебной системы: Шариатский суд (Syariah Court), который дает разрешение на вступление в брак, а также на развод между сторонами, которые являются мусульманами или теми, кто состоит в браке в соответствии с положениями мусульманского права (Muslim Law) ; Трибунал по делам о дорожно-транспортных происшествиях, который рассматривает дела о дорожных происшествиях, направленные в трибунал дорожной полицией; Трибунал по авторским правам, который помогает урегулировать споры между владельцами авторских прав и пользователями авторских материалов ; Трибунал по трудовым спорам, который разрешает споры между работодателями и работниками в случаях, когда они не могут быть решены путём медиации.

Островное государство в Юго-Восточной Азии.
Общая территория - 639,1 кв.км. Столица - г. Сингапур.
Население - 3,53 млн. чел. (1999 г.); 78,7% - китайцы, 13,1% - малайцы, 7,1% - индийцы.
Официальные языки - малайский, английский, китайский и тамильский.
Религия - буддизм, ислам, христианство, индуизм и конфуцианство.
До 1819 г. остров принадлежал султанату Джохору (ныне штат в Малайзии), затем перешел к Великобритании, в 1826-1946 гг. - ее колония. С 1959 г. - это "автономное государство" в составе Содружества, возглавляемого Великобританией. В 1963-1965 гг. - в составе Малайзии (на правах штата). Независимость провозглашена 9 августа 1965 г. после выхода из состава Федерации Малайзии.

Государственное устройство

Действует Конституция 1963 г. По форме правления Сингапур - парламентская республика (в составе Содружества, возглавляемого Великобританией). Политический режим - авторитарный. С момента образования независимого Сингапура у власти непрерывно находится Партия народного действия (ПНД). Кроме ПНД официально зарегистрировано 20 политических партий, которые, однако, не играют существенной роли в политической жизни страны (в 1997 г. они имели лишь 2 места в Парламенте).
Законодательная власть принадлежит однопалатному Парламенту (83 депутата), являющемуся согласно Конституции высшим органом государственной власти, и Президенту. Парламент избирается всеобщим прямым голосованием по мажоритарной системе сроком на 5 лет. До истечения этого срока он может быть распущен только Президентом по представлению Премьер-министра. Новые выборы также назначаются Президентом в течение 3 месяцев с момента роспуска предыдущего Парламента.
Помимо обычной процедуры выборов членов Парламента по индивидуальным спискам Конституцией страны предусматривается также порядок выборов по "групповому представительству". Такие группы формируются по принципу партийной принадлежности в составе 3-6 человек, один из которых в обязательном порядке должен представлять национальное меньшинство, в первую очередь малайскую общину. С 1990 г. введена практика "назначаемых членов" Парламента (до 9, со сроком работы 2 года). Их кандидатуры выдвигаются общественностью из числа наиболее заслуженных граждан страны, не связанных партийной принадлежностью и обязательствами перед избирателями. Пройдя специальный селекционный комитет, возглавляемый спикером Парламента, они утверждаются Президентом страны. Назначенные таким образом члены Парламента обладают всеми правами, обязанностями и привилегиями парламентариев, кроме права голоса по поправкам к Конституции, объявления вотума недоверия и бюджету. Имеется также положение о "неизбранных членах Парламента", позволяющее 4 представителям оппозиционных партий, набравшим в ходе выборов наибольшее число голосов, но не прошедшим в итоге в высший законодательный орган страны, становиться членами Парламента.
Как правило, Парламент в течение года проводит 2 сессии, причем на второй, более продолжительной, рассматривается и утверждается госбюджет страны на очередной финансовый год.
Законопроекты обсуждаются в 3 чтениях и принимаются простым большинством голосов. Финансовые законопроекты может вносить только правительство. Принятый проект становится законом после одобрения Президентом.
Заключительный этап состоит в рассмотрении законов Президентским советом по правам меньшинств на предмет соответствия принципу равноправия религиозных и этнических общин и конституционным гарантиям вообще. Совет состоит из 21 члена, назначенного Президентом по совету Кабинета (10 пожизненно, еще 10 и председатель - на 3 года). При наличии отрицательного заключения законопроект должен быть изменен или подтвержден в Парламенте большинством в 2/3 голосов. Компетенция Совета не распространяется на законопроекты, касающиеся финансов, безопасности государства и публичного порядка. Не подлежат рассмотрению Советом также законопроекты, объявленные Премьер-министром "срочными".
Глава государства - Президент, ранее избирался Парламентом сроком на 4 года. В соответствии с принятой в 1991 г. поправкой к Конституции в августе 1993 г. Президент был избран путем прямых всеобщих выборов сроком на 6 лет.
Президенту принадлежат некоторые представительские, исполнительские и кадровые полномочия. При осуществлении своих обязанностей он действует в соответствии с советом Кабинета или министра, действующего по поручению Кабинета. По собственному усмотрению Президент назначает Премьер-министра и отказывает в просьбе о роспуске Парламента.
Исполнительная власть реально принадлежит Кабинету (правительству) во главе с Премьер-министром. Последний назначается Президентом из числа членов Парламента. Кабинет несет коллективную ответственность перед Парламентом. Если Президент уверен, что Премьер-министр утратил доверие большинства членов Парламента, он может объявить его должность вакантной либо согласиться, по просьбе Премьера, на роспуск Парламента.

Правовая система

Общая характеристика

Правовая система Сингапура почти целиком основана на английском общем праве, однако в ряде вопросов личного статуса в отношении китайской, мусульманской и индусской общин действуют соответственно обычное китайское, мусульманское и индусское право.
С момента его введения в 1826 г. в английское общее право было внесено множество изменений и дополнений с тем, чтобы адаптировать его к специфическим местным условиям. Многие отрасли права были кодифицированы, принято обширное законодательство. В частности, по образцу индийских колониальных кодексов приняты Уголовный кодекс, Закон о доказательствах, по образцу статутов Великобритании - Ордонанс об исковой давности 1959 г. и Ордонанс о диффамации 1960 г., на основе австралийской модели - Закон о правах на землю 1956 г., Ордонанс о промышленных отношениях 1960 г. и Закон о компаниях 1967 г.
После достижения независимости в 1963 г. все действующие на тот момент законы были оставлены в силе; в период независимости они в большей или меньшей степени изменены, дополнены или пересмотрены.
Помимо национального законодательства в Сингапуре в качестве источника права применяются также акты английского Парламента, действовавшие на 1826 г., и последующие акты по некоторым коммерческим вопросам, если они не противоречат местному законодательству.
В Сингапуре в полной мере применяется английская доктрина, признающая судебный прецедент важным источником права. Помимо собственно сингапурских применяются как имеющие "убеждающую силу" прецеденты судов Великобритании, Малайзии, Индии и других стран общего права.

Гражданское и смежные с ним
отрасли права

В сфере гражданско-правовых отношений в Сингапуре применяются нормы английского общего права, исключая ряд вопросов личного статуса, регулируемых персональным правом каждой из общин.
Правоспособность определяется правовыми актами, основанными на английском общем праве. Минимальный брачный возраст для мусульман установлен в 16 лет, для других общин - в 18. Договорное и деликтное право также в целом следуют за английским правом. Земельное право основано одновременно как на собственно английских, так и на австралийских нормах (в отношении регистрации прав).
Вопросы брака и развода у немусульманских общин регулирует Хартия о женщинах (Women"s Charter) 1961 г. Она предоставляет женщинам равные права с мужчинами во всех сферах, предусматривает обязательную регистрацию брака и запрещает полигамные браки. Браки по обычному китайскому или индусскому праву возможны, однако они должны соответствовать нормам указанной Хартии. Положения о разводе в основном соответствуют английскому праву, однако для подачи заявления о нем требуется не менее чем 7 лет раздельного проживания. Вопросы брака и развода мусульман целиком подчиняются мусульманскому праву, согласно которому мужчины могут иметь более одной жены и разводиться в одностороннем порядке.
В соответствии с Ордонансом о гражданском праве (Civil Law Ordinance) в Сингапуре непосредственно применяется английское коммерческое право по всем вопросам, касающимся партнерств, корпораций, банков и банковской деятельности, агентских договоров, перевозки, страхования в отношении торговых вопросов в целом, если иное не предусмотрено сингапурским законом. В частности, действует собственный сингапурский Закон о компаниях, основанный на положениях Закона о компаниях Малайзии 1965 г. (с рядом последующих изменений). Имеются также национальные законы о трастовых компаниях, о страховании, о банковской деятельности. В то же время применяется английский Закон о партнерствах 1890 г. Закон о банкротствах Сингапура воспроизводит одноименный английский Закон 1914 г. с незначительными изменениями, Закон о векселях - английский Закон 1882 г. и т.д.
Отношения интеллектуальной собственности регулируются Законом об авторском праве 1987 г., Законом о торговых марках (следует английскому Закону о торговых марках 1887 г.), Законом о товарных знаках (следует английскому Закону о товарных знаках 1938 г.), Патентным законом 1994 г. Сингапурское законодательство в этой сфере в целом соответствует современным международным стандартам и отличается повышенной строгостью к нарушителям интеллектуальных прав.
Экономическое законодательство с 1965 г. было нацелено на привлечение иностранных инвестиций и поощрение частной инициативы. В 1990-е гг. создана обширная нормативно-правовая база для развития офшорного сектора.
Гражданский процесс регулируется Правилами Верховного суда 1970 г. и Правилами нижестоящих судов 1970 г. Международный коммерческий арбитраж регулируется Законом о международном арбитраже 1994 г. И гражданское, и арбитражное производство основаны на английских образцах.
Трудовое законодательство Сингапура закрепляет право на объединение в профсоюзы, на коллективные переговоры и забастовку. Последнее практически не использовалось после 1986 г., отчасти из-за сложной арбитражно-примирительной процедуры, которая должна предшествовать объявлению забастовки. Правительство принимает активное участие в регулировании трудовых отношений и поддержании социального партнерства. Закон о занятости устанавливает стандартную 44-часовую рабочую неделю. По уровню социальной защищенности трудящихся Сингапур занимает второе место в Азии после Японии.

Уголовное право и процесс

Источниками уголовного права Сингапура являются Уголовный кодекс, введенный в 1872 г. и имеющий в качестве основы УК Индии 1860 г., Закон о внутренней безопасности 1960 г., Закон о злоупотреблении наркотиками 1973 г. с поправками 1975 г. и целый ряд других актов.
Сингапурское уголовное законодательство отличается достаточной суровостью. Среди преступлений, наказуемых смертной казнью: убийство; государственная измена; посягательства на личность или пленение Президента; преступления, связанные с незаконным владением огнестрельным оружием и взрывчатыми веществами; лжесвидетельство, повлекшее казнь осужденного. Поправки 1975 г. к Закону о злоупотреблениях наркотиками установили как обязательную меру смертную казнь за хранение более 15 граммов героина или аналогичного количества других наркотиков.
Уголовный кодекс предусматривает в числе видов наказаний битье прутом, назначаемое дополнительно к заключению, примерно за 30 преступлений, связанных с использованием насилия или угрозой насилия против человека (например, грабеж, изнасилование), за вандализм, торговлю наркотиками, нарушение иммиграционных законов. Этот вид наказания не применяется к женщинам, а также мужчинам старше 50 и моложе 16 лет. Лицо может быть освобождено от него и по состоянию здоровья.
Уголовный процесс в Сингапуре в целом основан на принципах английского права. УПК закрепляет практически полный набор демократических принципов и гарантий уголовного судопроизводства.
Согласно закону задержанные должны в течение 48 часов предстать перед магистратом для предъявления обвинения; обвиняемые имеют право на юридическую помощь, в том числе назначаемого за государственный счет (при отсутствии средств) адвоката. Осужденные имеют право на апелляцию. Действует система освобождения под зало г. Система правосудия работает достаточно быстро и эффективно. Сингапур один из первых в мире применил на судебных процессах видеоконференции (если свидетель или потерпевший находится за рубежом).
В то же время в сфере уголовного процесса наблюдаются и антидемократические тенденции. В 1989 г. в Конституцию внесены изменения, устранившие судебный надзор за обоснованностью задержаний по Закону о внутренней безопасности и законам о подрывной деятельности, что позволяет правительству ограничить (на достаточно неопределенных основаниях национальной безопасности) действие некоторых фундаментальных прав, предусмотренных в Конституции.
Законы о внутренней безопасности, о злоупотреблениях наркотиками и ряд других разрешают полиции и силам безопасности производить аресты без ордера. Закон о внутренней безопасности предусматривает превентивное содержание под стражей без суда в целях "защиты публичной безопасности или поддержания общественного порядка". Он предоставляет министру внутренних дел право помещать людей под стражу без предъявления обвинения, если Президент решает, что задержанное лицо ставит под угрозу национальную безопасность. Президент может санкционировать задержание сроком до 2 лет (причем этот срок может быть продлен неограниченное число раз) без права оспорить в суде обоснованность содержания под стражей. Правда, такая исключительная процедура почти не используется на практике.
В настоящее время в Сингапуре не существует суда присяжных (он отменен в 1959 г., а по делам, где в качестве меры наказания может быть применена смертная казнь, - в 1969 г.).

Судебная система. Органы контроля

Судебная система Сингапура отражает британскую правовую практику и традиции, исключая институт суда присяжных. В то же время, хотя Конституция и предусматривает независимую судебную власть, на практике эта независимость ограничивается правительством через контроль над назначением судей и законы, ограничивающие судебный надзор.
Судебная система имеет два уровня: Верховный суд и нижестоящие ("подчиненные") суды. К последним относятся суды магистратов, рассматривающие гражданские дела и уголовные дела с максимальным наказанием в виде 3-летнего заключения или штрафа в 10 тыс. синг. долл.; окружные суды (district courts), рассматривающие дела с максимальным наказанием в виде 10 лет заключения или штрафа в 50 тыс. синг. долл.; суды для несовершеннолетних (до 16 лет); суды мелких исков, рассматривающие гражданские и коммерческие дела с суммой иска менее 2 тыс. синг. долл.
В Сингапуре имеется также суд шариата, рассматривающий вопросы брака и развода представителей мусульманской общины.
Верховный суд (создан в 1969 г.) состоит из: а) Высокого суда, имеющего неограниченную первоначальную юрисдикцию по всем гражданским и уголовным делам и рассматривающего по первой инстанции дела о преступлениях, за которые предусматривается смертная казнь; б) Апелляционного суда, рассматривающего апелляции на решения Высокого суда по гражданским делам; в) Уголовного апелляционного суда, который рассматривает апелляции на приговоры Высокого суда по уголовным делам.
В 1989 г. принято и в 1994 г. вступило в силу решение об отмене права на апелляцию в Юридический комитет Тайного совета в Лондоне как окончательную апелляционную инстанцию (за исключением дел о смертной казни и гражданских дел, в которых стороны письменно дали согласие на такую апелляцию).
Конституционный контроль в Сингапуре, как и во многих других странах системы общего права, осуществляется всеми судами.
Верховный судья и члены Верховного суда назначаются Президентом по рекомендации Премьер-министра. Последний, однако, должен консультироваться (по кандидатурам членов Верховного суда) с Верховным судьей. Президент также назначает нижестоящих судей по рекомендации Верховного судьи. Срок назначения определяется Комиссией по юридической службе, в которой председательствует Верховный судья. Судьи Верховного суда исполняют свои обязанности до 65-летнего возраста.
Судья может быть отстранен от должности только за ненадлежащее поведение или в силу неспособности исполнять обязанности, что удостоверяет независимый трибунал.
Уголовное преследование осуществляет Служба генерального атторнея. Генеральный атторней назначается Президентом по совету Премьер-министра. Он консультирует правительство по правовым вопросам, отвечает за разработку законодательства и в качестве директора публичных преследований имеет дискреционные полномочия начинать, вести и прекращать любое уголовное преследование. Для генерального атторнея законом установлены те же гарантии, что и для судьи Верховного суда.
В 1981 г. создан аналог института омбудсмана - Центральное бюро по жалобам.

Литература

Сингапур: Справочник. М., 1988.
Myint Soe. General Principles of Singapore Law. Singapore, 1979.
Roberts-Wray K. Commonwealth and Colonial Law. L., 1966. Р. 718-721.