Почему мусульманки боятся. Почему мы боимся ислама? Харизма или агрессия

Всевышний Аллах сказал:
«Это всего лишь Шайтан, который представляет приверженцев своих страшными; но вы не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы верующие! »* (Семейство Имрана, 175).
Всевышний также сказал:

«Оживляет мечети Аллаху тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, совершает Намаз, даёт закят и не боится никого, кроме Аллаха, — может быть, такие окажутся идущими верно! »** (Покаяние, 18).
Он также сказал:

«Есть среди людей такие, которые говорят: "Мы уверовали в Аллаха", — но когда они пострадают во имя Аллаха, они
испытание людское принимают за наказание Аллаха»*
** (Паук, 10).

*Страх пред Аллахом— одно из величайших достоинств религии и её вершина, он объединяет все виды поклонения, в которых обязательна искренняя преданность Всевышнему Аллаху. Аллах Всевышний сказал: «...И они от страха пред Ним трепещут» (Пророки, 28). Он также сказал: «Тем же, кто боится сана Господа своего, — два Рая!» (Милосердный, 46).
Страх не пред Аллахом делится на три вида. Первый — это тайный страх мушрика перед идолом или тагутом, который боится, чтобы его не постигло несчастье. Народ Нуха сказал своему пророку: «...Мы говорим только, что тебя поразил злом один из наших богов. Он сказал: "Я призываю в свидетели Аллаха, засвидетельствуйте же и вы, что я непричастен к тому, что вы придаёте Ему в сотоварищи..."» (Худ, 54). Этот страх сидит в поклоняющихся могилам и идолам: они сами боятся их и пугают ими утвердившихся в таухиде, когда те отвергают подобное поклонение и призывают к обращению поклонения только Одному Аллаху, ибо такой страх противоречит таухиду.
Второй — это страх перед некоторыми людьми, заставляющий отказаться от выполнения обязательных предписаний Аллаха. Это запрещено и является одним из видов ширка, противоречащим совершенству таухида. Аллах сказал: «...Тем, которым говорили люди: "Люди ополчились против вас, бойтесь их!" — но это только увеличило веру в них, и они сказали: "Достаточно нам Аллаха, Он — Прекрасный Хранитель!"» (Семейство Имрана, 173). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Всевышний Аллах в день Воскресения скажет Своему рабу: "Когда ты увидел прегрешение, что помешало тебе исправить его?" Он скажет: "О Господь! Я боялся людей". Он скажет: "Меня ты должен был бояться прежде всего!" (Ибн Маджа (4008) от Абу Сайда; достоверный хадис).
И третий — естественный страх перед врагом или диким зверем. Такой страх не порицается. Всевышний в истории Мусы сказал: «И ушёл он оттуда со страхом, осматриваясь, и сказал: "Господь мой, спаси меня от людей неправедных!» (Рассказ, 21).


Ибн аль-Каййим сказал: «К козням врага Аллаха [Шайтана. — Ред.] относится то, что он пугает верующих своим войском и приверженцами, чтобы верующие не вели борьбу с ними, не приказывали им совершать праведное и не запрещали им прегрешения. Всевышний сообщил, что это — из козней Шайтана и его запугиваний, и запретил нам бояться их». Он продолжил о том, что сказали толкователи Корана о выражении «...представляет приверженцев своих страшными». «Катала сказал: "Он возвеличивает их в груди вашей". И у каждого раба с сильной верой страх перед приверженцами Шайтана исчезнет из сердца, а у кого вера слабая,страх перед ними будет велик. Таким образом, этот аят указывает на то, что очищение веры пред Аллахом и страх относятся к условиям веры».
**Всевышний сообщил, что мечети Аллаха оживляют только уверовавшие в Аллаха и в Последний день, которые уверовали в своих сердцах, совершают благие дела и благоговеют пред Ним. Они оживляют мечети повиновением и праведными делами. Дела же мушриков не принесут им пользы, как сказал об этом Всевышний: «Дела тех, которые не веровали, подобны миражу в пустыне: жаждущий считает его водой, а когда подойдёт к нему, видит, что это — ничто; и находит он с собой только Аллаха, Который требует с него полного отчёта...» (Свет, 39).
Уверовавшие в Единого Господа не боятся никого, кроме Него, и благоговеют только пред Ним, возвеличивая Его, поклоняясь и подчиняясь Ему. Они являются идущими верным путём.
Что же касается слов Аллаха «...может быть, такие окажутся идущими верно!», то Ибн Аббас сказал, что выражение «может быть» в Коране означает «обязательно».
***Ибн аль-Каййим сказал: «Когда к людям посылаются посланники, они оказываются перед дилеммой. Одни говорят: "Мы уверовали", — а другие не говорят этого и не оставляют плохих дел и неверия. Тех, которые сказали: "Мы уверовали", — Аллах испытывает, искушает и прельщает. И прельщение — это искушение и экзамен для того, чтобы искренне говорящий это отличался от лжеца. А те, которые не говорят: "Мы уверовали", — пусть не думают, что они тем самым ослабят Аллаха, избегут или опередят Его.
С тем, кто уверовал в посланников и последовал за ними, будут враждовать его враги, причинять ему вред и искушать его доставляемыми мучениями. Тот же, кто не уверовал и не последовал за ними, будет наказан как в этом мире, так и в Будущей жизни, и получит мучения, которые будут более великими и длительными, чем мучения последовавших за пророками. Эти мучения обязательно постигнут каждого, независимо от того, уверовал он или чувствовал отвращение к вере. Однако верующий получает их вначале, в этом мире, а потом для него наступает благополучие как в этом мире, так и в Будущей жизни. А тот, кто противится вере, вначале наслаждается, а затем попадает в вечное страдание.
Человек живёт в обществе, и все люди имеют собственные желания и представления и требуют от верующего, чтобы он согласился с ними. Если он не соглашается, то они причиняют ему страдания и мучения, а если он соглашается с ними, то также получает наказание — иногда от них, а иногда от других. Если религиозный, богобоязненный человек, поселившийся среди порочных несправедливых людей, не допускающих в отношении своей порочности и несправедливости ничего, кроме одобрения или молчания, согласится с ними или смолчит, то избавится от их зла вначале, однако затем они обрушатся на него, нанося оскорбления и причиняя страдания во много раз превосходящие те, которых он боялся вначале, если бы порицал их и противился им. И даже если он избавится от них, то, несомненно, получит оскорбления и наказания от рук других. А благоразумие... Всё благоразумие — в словах матери правоверных Аиши, обращённых к Муавии: «Кто добьётся довольства Аллаха, вызвав негодование людей, того Аллах избавит от людей; а кто добьётся довольства людей, разгневав Аллаха, того они ничем не избавят от Аллаха» (ат-Тирмизи и Абу Наим в «аль-Хилйа»). Поэтому тот, кого Аллах направит и поведёт по верному пути, вдохновит и убережёт от зла его души, откажется от одобрения запрещённого деяния и будет стойким по отношению к их [людей. — Ред.] вражде. Он добьётся успеха как в этом мире, так и в ином, подобно пророкам и их последователям.
Затем Всевышний сообщил о положении уверовавших без ясного знания. Когда им причиняют страдания на пути Аллаха, вред людей и причиняемое ими зло становятся искушением для них. Подобные муки непременно причиняли пророкам и их последователям те, кто противились им. Это искушение приводят к их бегству от зла и оставлению той причины, по которой им причиняли страдания. Это подобно наказанию Аллаха, которого избегают верующие своей верой.
Верующие, обладающие совершенным сознанием, убегают от мучений наказания Аллаха к вере и переносят возникающие при этом кратковременные страдания, с которыми они вскоре расстанутся. Эти же люди из-за недостаточности своего знания убегают от мучений врагов посланников к согласию и следованию за ними, но они бегут от мучений их наказания к мукам наказания Аллаха. Мучения от искушения людей при бегстве от него превращаются в наказание Аллаха. Boт самый великий ущерб — искать спасения от зноя в огне! От мучений на час — в вечных муках! Если же Аллах даёт победу противникам или друзьям такого человека, он скажет: "Я был с вами". Но Аллах лучше знает о лицемерии, которое таит в себе его сердце».
В этом аяте содержится также ответ мурджиитам и карматам, так как в нём утверждается, что только лишь произнесение свидетельства языком, без праведных дел, не принесёт пользы. Это ещё раз подтверждает то, что вера в Шариате основывается на убеждении в сердце, праведных делах и словах.

Абу Сайд рассказывал, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему следующее:
Слаба будет твоя убеждённость, если ты станешь искать благосклонности людей, гневя Аллаха, и воздавать им хвалу за пропитание Аллаха, а также порицать их за то, что Аллах не дал тебе самому. Сильное желание жаждущего не принесёт пропитания Аллаха, а ненависть нежелающего не отвратит его*. (Аль-Байхаки, «аль-Хилйа» Абу Найма; слабый хадис).
Аиша рассказывала, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Кто ищет благосклонности Аллаха, гневя людей, Аллах дарует ему Свою благосклонность и удовлетворение людей. Тот те, кто ищет благосклонности людей, гневя Аллаха, то Аллах обрушит на него гнев Свой и вызовет гнев людей против него. Этот хадис передал Ибн Хиббан в «ас-Сахихе». (Ат-Тирмизи, «аль-Хилйа» Абу Найма; достоверный хадис).

*Ибн Теймийа сказал: «Убеждённость (аль-йакин) состоит из убеждённости в исполнении повелений Аллаха и в том, что обещал Аллах подчинившимся Ему, а также убеждённости в предопределении Аллаха, сотворении Им всех творений и управлении ими. Если ты добиваешься довольства людей, гневя Аллаха, ты не являешься убеждённым ни в обещании Аллаха, ни в получении пропитания от Него.
Человека побуждают к этому или стремление к тому, чем владеют люди, и он оставляет исполнение повелений Аллаха, когда надеется получить это от них, или слабость его веры в помощь, поддержку и вознаграждение как в этом мире, так и в ином, обещанные Аллахом подчинившимся Ему. Если же ты получаешь довольство Аллаха, то Он поможет тебе, прокормит и избавит от врагов.
Искать довольства людей гневя Аллаха человек может, лишь боясь их или надеясь на них, а это свидетельствует о слабой убеждённости в вере в Аллаха. Если тебе не суждено что-либо, то не думай, что это они поступили с тобой так, ибо совершение этого зависит от Аллаха, а не от них. Происходит только то, что Он пожелает, а то, чего Он не пожелает, не произойдёт. Если ты бранишь их за то, что не было суждено тебе, то это следствие слабости твоей убеждённости. Не бойся их, не надейся на них, не брани их из-за себя и своих желаний. Поистине, хвалы достоин тот, кого похвалит Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, а порицания — тот, кого порицает Аллах и Его посланник. Когда один из делегатов от племени бану Тамим сказал Пророку: "О Мухаммад, дай мне! Ибо моя похвала — украшение, а моё порицание — бесславие", — Пророк ответил: "Таков только Аллах"» (Ахмад 3/488, 6/393, 394 от апь-Акраа ибн Хабиса и ат-Тирмизи (3263) от аль-Бараа ибн Азиба; хороший хадис).
Необходимо отметить, что хадис Абу Сайда не противоречит словам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: Тот, кто не благодарит людей, не благодарит Аллаха (ат-Тирмизи и Ибн Хиббан от Абу Ху-райры, «Сахих аль-Джами" ас-Сагир» аль-Албани (6601); достоверный хадис). Благодарность человеку выражается в мольбе за него или материальном поощрении, поскольку Аллах одарил Своего раба посредством его. Человек получает все блага от Аллаха, Единого, Который предопределяет и доставляет их, и у Которого нет в этом деле соучастника. Когда Он пожелает что-либо, Он устанавливает причины, посредством которых Его воля претворяется в жизнь. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Если кто-то попросил у вас что-либо именем Аллаха, то дайте ему; если кто-то попросил вас о помощи именем Аллаха, то помогите ему; если кто-то позвал вас, то ответьте ему; если кто-то сделал вам добро, то отблагодарите его, а если вы не найдёте чем отблагодарить, то прочтите за него молитву, пока не посчитате, что вы его отблагодарили (Абу Дауд (1672), ан-Насаи 5/82, Ахмад 2/68 и 99, Ибн Хиббан (2071), аль-Хаким 1/4126 от Абдуллы ибн Умара; достоверный хадис).

Известно, что страх и боязнь иногда могут являться одним из видов поклонения, а в ряде случаев могут носить естественный характер в силу каких-либо причин и конкретных обстоятельств.
Если страх и боязнь имеют характер обожествления, поклонения и стремления приблизиться к объекту страха или ведут к скрытому повиновению ему и затаённой боязни, не допускающим ослушания, то связывание такого страха с Аллахом является одной из величайших обязанностей в вере. Если же человек связывает всё это с чем-то помимо Аллаха, то это является великим ширком, который Аллах не прощает, поскольку тем самым он придаёт Аллаху сотоварища в этом поклонении, а ведь оно является одной из величайших обязанностей сердца. Может даже случиться так, что человек станет бояться кого-либо другого больше, чем самого Аллаха.
Тот, кто боится подобным образом одного только Аллаха, является искренним муваххидом, а тот, кто страшится чего-то помимо Него, придает Аллаху равных в своём страхе так же, как и тот, кто придаёт Ему равных в любви. Сюда же относятся и те, кто боится обитателей могил, считая, что они могут причинить зло, или, разгневавшись, лишить их благ. Именно так мыслят те, кто поклоняется могилам.
Страх может быть и естественным, когда человек боится, например, врага, дикого зверя, змеи или чего-либо ещё, опасаясь причинения ему явного вреда. Такой страх не связан с поклонением и присущ многим верующим, что не входит в противоречие с верой.
Если подобный страх имеет под собой разумную основу, то он не порицается. Если же он является воображаемым, то есть не имеет под собой никакого основания, либо причина его несущественна, то это осуждается, а испытывающий такой страх причисляется к трусливым. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, испрашивал у Аллаха защиты от трусости, которая является проявлением порочной морали. Совершенная вера в Аллаха, упование на Него и мужество защищают человека от этой разновидности страха. Качества верующих и сильнейших из них таковы, что из-за своей крепкой веры их душам не ведомы никакие страхи, и они преисполнены уверенности и спокойствия. Они преисполнены мужества в своих сердцах и полностью уповают на Аллаха

Kitab tauxid
At tamimi(Raximaxu LLax)

Марика, 21 год:

Я студентка, учусь в РУДН. Я молюсь, стараюсь покрывать голову, однако еще не носила хиджаб по всем канонам. Я еще не готова. Но для меня неприемлемо носить что-то короткое или брюки. Меня радует, когда я вижу девушек в хиджабе, но только когда это красиво и приятно для глаз, а не пугающе. Некоторые девушки иногда одеваются так, что даже мне, верующей, страшно заходить с ними в метро, особенно после создания негативных клише в средствах массовой информации.

Черный хиджаб — это, конечно, правильно, но стоит все же понимать, где мы находимся и как к такому виду могут отнестись. Есть мусульманки, которые одеваются совсем некрасиво, хотя хиджаб может быть красивым, просто неброским. Впрочем, сейчас в Москве религиозные девушки выглядят довольно модно.

Говорят, что если надела хиджаб, то не снимай, но сейчас есть и такие девушки, которые ходят то в хиджабе, то без него. В основном его начинают постоянно носить замужние, хотя в последнее время девушки порой и до брака уже ходят покрытыми. Сама я пока не замужем, в будущем связала бы жизнь только с верующим человеком, который молится, соблюдает принцип Пяти столпов ислама, но без лишнего фанатизма. Никакой рьяной агитации носить хиджаб со стороны глубоко религиозных людей нет, в исламе такого не принято. Они могут лишь создавать положительный образ женщины в хиджабе, рассказывая о том, что это приближает ее к чистоте.

Среди моих ближайших родственников никто хиджаб не носит, родители многих девушек даже запрещают им это делать, боятся, что дочь примут за террористку, но сейчас девушек с покрытой по всем правилам головой становится все больше, в то время как более взрослые женщины чаще просто набрасывают косынку. Конечно, есть семьи в исламе, в которых девочек чуть ли не с пяти лет приучают к платку, поэтому, когда они вырастут, у них просто не возникнет мысли о том, что можно ходить с непокрытой головой.

Из моих знакомых девушек, носящих хиджаб, ни одна не работает. Они либо еще студентки, либо замужем и занимаются домом. Мне кажется, в Москве им куда-то устроиться нереально, нужно или открывать свое дело, или удачно выходить замуж. В Европе к мусульманкам более лояльное отношение при трудоустройстве, ну, кроме Франции, наверное.

Некоторые кавказцы неправильно себя ведут в чужом обществе, а местные жители переносят это поведение в плоскость религии, мол, мусульмане плохие. Так мыслить неправильно, но это разве кому-то объяснишь? В интернете я видела много роликов, где русские проявляли ненависть к мусульманам, но лично я с агрессией не сталкивалась. Наоборот, ко мне иногда на улице славянские женщины подходят, чтобы сделать комплимент моему стилю и внешнему виду.

Севиндж, 22 года:

Когда мне было двенадцать, я постоянно видела, как бабушка со стороны папы совершала намаз. Она говорила мне: «Севина, ты должна поклоняться Аллаху для того, чтобы тебе было хорошо». Однажды я пришла в мечеть и увидела пожилую женщину, у нее был бирюзовый платок. Она дала мне его просто примерить. Когда я его надела, она сказала: «Какая же ты прекрасная!» Там было маленькое зеркальце, я посмотрелась и поняла, что это так.

Мой отец из мусульманской семьи, а мама из христианской, и у нее был шок, когда я в шестнадцать лет надела хиджаб. Но мама меня от этого не отговаривала. Сейчас для меня надевать хиджаб так же естественно, как причесываться по утрам. Хиджаб приближает меня к Богу и дает возможность ощущать Его рядом с собой. Несмотря на покрытую голову, я так же веселюсь, как другие, но делаю это в рамках приличия. Мы тоже устраиваем вечеринки, просто на них нет парней. Мы снимаем платки, общаемся, танцуем.

Я вышла замуж на втором курсе. Мой муж родом из Саудовской Аравии. Девочки там ходят в платках с шести лет, но это разве жизнь? Свою дочь я не буду принуждать к хиджабу, а только учить и наставлять ее. Многие считают, что это муж приказал мне покрыть голову, но нет, я это сделала намного раньше. Пожив в Саудовской Аравии, я поняла, что арабы такие же люди, как и в любой другой стране, и ничто мирское им не чуждо. Женщины ходят все в черном, но у большинства порой под этим черным одеянием скрывается такое! Они рожают очень много детей, потом сидят дома и сплетничают, потому что им нечем заняться, а в исламе сплетни — это самый большой грех. Раньше женщины там настолько закрывались, что надевали перчатки и носки, а сейчас все изменилось, из-под платка у них пряди волос показываются. Зато в Саудовской Аравии ты пять раз в день слышишь Азан, каждые сто метров стоит мечеть, Рамадан проходит по правилам и никто тебя не дискриминирует.

После событий в Бирюлеве меня останавливает каждый третий полицейский. Он приехал сюда работать из провинции и останавливает меня, москвичку с российским паспортом! Моей дочери два года, она темненькая, и я понимаю, что у нее здесь будущего нет. Я не думаю, что наш президент сподвиг народ на это, но я не знаю, чем закончится эта политика. Иногда мне хочется с ним встретиться и поговорить об этом. Да, какой-то азербайджанец, может, и совершил ошибку, но это же не моя ошибка, почему от этого должны страдать я и моя семья? Мой отец более тридцати лет, более половины своей жизни прожил в этой стране, он добропорядочный гражданин своей страны и никогда не нарушал законов. А сейчас он должен расплачиваться за поступок другого человека лишь потому, что он тоже не русский.

Я училась в школе с углубленным изучением иностранных языков. Там мне занижали оценки, потому что меня зовут Севиндж, а не русским именем, поэтому я решила поступить в вуз на родине своего папы. Я окончила Бакинский государственный университет и получаю второе высшее образование в Стамбуле. Я юрист-международник, владею пятью языками, но не могу найти себе работу. Мне очень хотелось устроиться на работу в банк, общаться с профессионалами. Увы, если ты в платке, а не в мини-юбке, твое резюме не будут рассматривать. В Москве очень много чеченцев и дагестанцев, и я знаю очень много русских, которые приняли ислам — как же им будет приятно, если, заходя в банк, они будут видеть сотрудницу с покрытой головой! Работодатель ничего не потерял бы от этого. Мне очень обидно, что стране, где я родилась, я не нужна. Я думаю о том, чтобы эмигрировать, например, в Канаду или остаться в Стамбуле, где я чувствую себя более защищенной.

Я совершила хадж, и после этого меня осуждали за то, что я не надеваю никаб - покрывало, скрывающее лицо. По идее мусульманка должна носить черное, чтобы не привлекать внимания, но Коран был написан очень много лет назад. Сегодня наш мегаполис такой разноцветный, что женщина в черном будет наоборот привлекать внимание и отпугивать людей. Это очень обидно, потому что ислам — это не страх. Недавно запретили девочкам носить платки в школу. Зачем, если им так удобно? У нас в стране кругом насилие и педофилия — вы не задумывались почему? Потому что девочки одеваются очень откровенно, и их родители им это позволяют. Мусульманки себе такого не позволят, и в мусульманских странах уровень сексуального насилия намного ниже.

Мне иногда в соцсетях пишут, что я одеваюсь слишком ярко, ношу брюки. Но для меня ношение брюк — это не смертельный грех, я всегда надеваю длинную тунику, чтобы скрыть части тела, которые они обтягивают, и, самое главное, я верю: Аллах знает, что у меня в сердце. Ислам — это не хиджаб, это вера, это то, что у вас внутри. Я отнюдь не стараюсь взять из Корана только то, что мне выгодно, я стараюсь следовать всему: помогаю бедным, соблюдаю пост в Рамадан, совершила хадж, молюсь и свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха и что Мухаммад Его посланник.

В Пяти столпах ислама не говорится о том, что я должна носить только черное. Это написано в Коране, но к этому надо прийти самостоятельно, а не по принуждению. Потому что если женщина потом об этом пожалеет, то это и будет ее самым большим грехом.

Мне бы очень хотелось, чтобы в стране, где родилась я и моя дочь, нас не делили по национальностям и верам. Хочу, чтобы мы просто были россиянами.

Мариана, 23 года:

Два года я занимаюсь производством и распространением мусульманской одежды. Дизайнерского и швейного образования у меня нет, но шить я всегда умела, в школу ходила в школьной форме собственного изготовления. Мои тети и мама — швеи, у нас есть свой швейный бизнес, есть цеха, но я никогда не хотела этим заниматься. Я любила рисовать, ходить на художественные курсы, но я бы никогда не подумала, что мне это понадобится для создания эскизов одежды. Мне нравилось лицедейство, театральные кружки, и я подрабатывала в мастерской по производству театральных костюмов. Там приобрела вкус к моделированию. Когда я надела хиджаб, то столкнулась с тем, что мне негде купить одежду, подходящую под каноны ислама, и я начала ее делать сама. В мечети у меня стали интересоваться, где я взяла такие вещи, и я подумала, почему бы не начать их продавать — так все и закрутилось.

Я покрываю голову уже шестой год. Моя семья была против решения начать носить хиджаб, и мне пришлось пережить много плохого.

Меня воспитывала прабабушка, которая была очень религиозной, от нее я научилась молитве. Когда мне было 15, меня от нее забрали. Я стала пытаться надеть хиджаб — ни на моей родине, в Кабардино-Балкарии, ни позже в Москве мне это делать не разрешали.

На Кавказе все непросто с исламом, там в некотором смысле опасно носить платок или длинную бороду. Моя семья за меня боялась и, не осознавая этого, причиняла мне вред. Когда мне исполнилось восемнадцать, я поняла, что хиджаб нужен моей душе, это та жизнь, которую я хочу, и, поскольку я уже стала взрослым человеком, я должна во что бы то ни стало это сделать. Когда я приняла ислам должным образом, мне сказали: «Теперь готовься к испытаниям». Меня это очень удивило: ведь теперь Господь должен быть мной доволен!

Но и правда, во всех сферах моей жизни начались серьезные испытания: уволили с работы, начались проблемы в семье, никто не одобрял моего решения, прятали мои платки, отправляли на перевоспитание то к одним родственникам, то к другим. Я жутко вымоталась без поддержки, и чтобы положить этому конец, я решила выйти замуж. Мне повезло, я встретила достойного человека, глубоко верующего мусульманина. Естественно, моя семья была против — стереотипам подвержены не только немусульмане, но и этнические мусульмане: если человек молится, то он наверняка какой-то темный и где-то состоит. Маму в конце концов удалось уговорить согласиться на брак. Когда мой будущий муж пришел к ней свататься, он все очень красиво и понятно объяснил о нашей будущей жизни, и родственники в итоге хорошо его приняли.

После свадьбы я сразу почувствовала облегчение, потому что попала в очень верующую семью. Сегодня мои родные больше интересуются исламом, кого-то я уже обучаю намазу. Об исламе надо больше говорить, так как определенное мнение о нем навязано многим затем, чтобы было легче ими манипулировать. Я своим примером показываю людям, что такое семья в исламе, и они задумываются. Ведь ислам — это религия для думающих, для размышляющих людей.

С немусульманами, с которыми я общаюсь по бизнесу, у меня не было никаких проблем. Я могу запросто с ними работать, в Коране написано, что можно заключать с ними договоры. Иногда, конечно, у нас заходят разговоры на тему религии, особенно в период Рамадана, когда мы пост держим, но никакой вражды не было, каждый остается при своем мнении. У меня есть дело, поэтому, когда я общаюсь с человеком по деловым вопросам, он на меня смотрит в первую очередь как на покупателя, например, а не как на мусульманку. Но другим мусульманкам в Москве, на мой взгляд, непросто. Кругом очень много невежественных людей. В основном это люди с улицы, обитатели дворов, обыватели, едущие в метро, которые так и норовят тебя чем-нибудь задеть. Только меня это не задевает: я настолько утвердилась в своей жизненной позиции, что все это как камень от меня отскакивает. От других мусульманок я часто слышу неприятные истории, особенно после известных событий. Их обзывают, причем агрессия идет в основном от женщин.

Хиджаб — это флаг ислама: если мужчина идет по улице, по нему не скажешь, мусульманин он или нет, тем более бороду и короткие брюки сейчас могут и хипстеры носить, а вот женщин-мусульманок видно сразу, поэтому на них большая ответственность. Выходя на улицу, я всегда слежу за тем, как я себя веду, стараюсь не повышать голос, не ругаться по телефону, потому что у людей вокруг мнение будет складываться не обо мне, а обо всех женщинах в исламе.

Мы живем в немусульманском государстве и должны помнить, где мы находимся. В одном хадисе (изречение пророка Мухаммеда. — Прим. ред.) сказано, что нужно одеваться так, как принято в этой местности. Это не значит, что если все вокруг все ходят голые, то ты тоже должен раздеться. Это значит, что ты можешь перенять цвета, фактуры, одежду. В Саудовской Аравии все ходят в черном, а в одежде индийских мусульман — буйство красок. Хиджаб — это не черное покрывало, это любое одеяние, которое скрывает фигуру. Я стараюсь шить такую одежду, которая бы гармонично выглядела здесь, не нарушая смысла хиджаба.

Смысл хиджаба в том, чтобы не демонстрировать свои прелести никому, кроме своего мужа. Если женщина вынесла что-то из дома, то есть вышла, например, в облегающем платье, то она унесла это от мужа. Она должна скрывать себя, потому что не может выходить замуж за нескольких мужчин — только за одного, и она ему принадлежит со всей своей нежностью, лаской и красотой. Он тебя оберегает, обеспечивает, отвечает за тебя, он заслуживает того, чтобы ты посвящала ему свою красоту. Зачем какому-то другому мужчине, который после пьянки едет в метро, давать возможность на тебя глазеть? Кто он такой и что он для тебя делает, чтобы открывать ему свои сокровища?

Среди моих клиентов много женщин, которые не носят хиджаб и, возможно, даже не являются мусульманками — курьеры рассказывали, да и по разговору слышно. Я даже удивлялась сначала: звонят, говорят, что хотят заказать платье, я приветствую: «Салам алейкум!» — должного ответа не следует. Но я и в этом нашла свои плюсы: во-первых, если платье нравится и мусульманам, и немусульманам, значит, оно действительно красивое, а во-вторых, если немусульманка носит мое длинное платье, то она выглядит скромно. Мне приятно, что я могу повлиять на общество и сделать так, чтобы женщины выглядели скромнее и вызывали уважение.

В любом социуме бывают конфликты, и среди мусульманок тоже происходят конфронтации в вопросах внешнего вида. Когда я делала свой первый показ, в нем участвовали девушки-модели, которых нам предложили. Я увидела их только в день показа, они уже были очень сильно накрашенные, на огромных каблуках. Мы их одели как положено, но каблуки и макияж их все равно выдавали. После этого мне стали говорить, что это не по-мусульмански, это не хиджаб.

Я училась в Московском исламском университете на факультете теологии, и какие-то знания о внешнем виде верующего у меня есть, однако я все равно стала думать, неужели я в чем-то так сильно ошиблась. С таким вопросом я пришла к немало известному шейху Мухаммаду Карачаю, и он сказал, что черный цвет в исламе носить не обязательно, более того, это даже не является желательным.

Я не хочу, чтобы ислам вызывал какие-то негативные эмоции, я сама в исламе, варюсь в этой каше и знаю, какой он есть. Ислам — это не кардинальная религия, это религия середины. А когда человек бросает вызов обществу, вызывая негативные эмоции своим видом, смысл хиджаба попросту теряется.

В дни главных мусульманских праздников Курбан-байрам и Ураза-байрам блоги и социальные сети пестрят фотографиями, сделанными в Москве в районе метро «Проспект Мира». На них - тысячи молящихся мусульман. И каждый год под этими фотографиями появляется все больше комментариев типа «кошмар» и «какой ужас». Да, для жителей домов на подступах к Московской соборной мечети это, конечно, серьезная проблема. Ну а разве для самих мусульман — нет? В Москве по разным данным действуют не то шесть, не то и вовсе четыре мечети, а число исповедующих ислам по официальным оценкам превосходит 2 млн. Неужели если бы на 500 тысяч православных приходилась одна церковь, там на Пасху собиралось бы меньше народу? Так в чем кошмар и ужас? Почему пас раздражает это людское море, возмущают хиджабы, пугает ислам? Впрочем, насчет «нас» пора оговориться. В 2013 году мусульмане составляли 7% населения России то есть - не менее 10 млн человек (и цифра наверняка занижена — многие мусульмане живут, будучи полулегальными трудовыми мигрантами, и вряд ли попадают в поле зрения социологов). Им конечно, не приходит в голову бояться собственной религии. Но речь не о них, а о большинстве. А большинство явно встревожено: тот же опрос показал, что 42% россиян считают главной угрозой безопасности страны «распространение исламского фундаментализма и мусульманских движений». Что же вызывает у нас страх?

Главных ответов, пожалуй, три: мусульмане не похожи на вас, мусульмане вдруг оказались рядом с нами, и ислам — очень суровая и воинственная религия. С каждым пунктом стоит разобраться подробнее.

Свои и чужие

Боязнь и отторжение других, не похожих, — одна из самых древних психических реакций. Причем реакция эта абсолютно необходима для выживания. «Это одна из форм нашей психологической защиты в непредсказуемом и опасном мире, — объясняет психолог Галина Солдатова. — Она неоднократно подтверждала свою эволюционную значимость. Поэтому есть некоторый уровень закрытости по отношению к «другим», который жизненно необходим каждому из пас для сохранения своего «Я» и не позволяет человеку раствориться в окружающем мире». Однако удержаться на этом минимальном уровне сложно. А уже следующий шаг — деление на своих и чужих — почти неизбежно ведет к ксенофобии, одной из разновидностей которой и является исламофобия, то есть боязнь ислама.

«Социальный порядок всегда задавался универсальной психологической альтернативой «мы - они», — объясняет Галина Солдатова. — Залогом выживания было создание замкнутых «мы-групп» и настороженное или враждебное отношение ко всем чужим «они-группам». Стремление делить мир на «мы» и «они» - одна из базовых особенностей нашей природы, но в то же время это и центральный психологический механизм ксенофобии.

Тонкости учения

Как преодолеть неприязнь к тем, кто непохож на нас? Самый очевидный рецепт — узнать других получше. Чаще всего это помогает убедиться, что поводов для страха нет. «Все мировые религии играли цивилизаторскую миссию, вот и Мухаммеду пришлось иметь дело с кочевниками-язычниками, — объясняет обстоятельства появления ислама историк и религиовед Борис Фаликов. Обуздать их дикие нравы было сложно, по Мухаммед справился. В чем-то ислам более суров, чем другие религии (запрет на алкоголь), в чем-то менее (нет запрета на полигамию, она просто узаконена)». Многоженство, конечно, выглядит для европейского сознания странно, да и о равноправии женщин и мужчин в мусульманском мире говорить не приходится. Но в VII веке, когда Мухаммед начал проповедь ислама, это было чрезвычайно полезное решение. Причем для женщин в первую очередь: междоусобные войны и обычай кровной мести привели к огромному числу вдов в арабском мире. И большинство из них были обречены либо на смерть, либо на нищенство. Ислам же не только позволял мужчине иметь нескольких жен, но и предписывал заботиться о каждой.

Однако помимо существенных различий есть у ислама и немало сходных черт с христианством, да и не только с ним. Сам Мухаммед считал свою проповедь изложением заветов того самого Бога, который прежде уже явил откровения иудеям и христианам. Увы, откровения эти оказались не до конца поняты или искажены, а потому Богу пришлось послать человечеству еще одного — последнего — пророка с «окончательной версией» учения. Им и стал Мухаммед. Моисей и Иисус Христос почитаются и исламе как пророки Муса и Иса. «В раннем исламе не ко всем «неверным» было одинаковое отношение, — подчеркивает Рада Грановская. — Среди них особо были выделены иудеи и христиане, как люди Писания, поскольку они верят в того же Бога, что и мусульмане. Мухаммед никогда не призывал иудеев и христиан обращаться в религию Аллаха, поскольку они уже получили свои подлинные откровения» Да, ислам предусматривал «поражения в правах» для иудеев и христиан, однако им гарантировали жизнь и даже неприкосновенность имущества. Мусульманин вполне мог взять в жены иудейку, а христианин мог плечом к плечу с мусульманином сражаться против общих врагов. К тому же «люди Писания» в арабском мире играли важную роль, занимаясь деятельностью запретной для мусульман, но общественно необходимой, — как виноделие или ростовщичество, например.

Мы всегда были соседями

Попробуйте представить, что запруженную толпой молящихся площадь вы обнаруживаете не у спорткомплекса «Олимпийский», а, скажем, у мечети где-нибудь в Стамбуле. Правда ведь реакция будет совсем другой? Но в том-то и дело, что ислам буквально за несколько лет оказался вдруг совсем рядом даже с теми из нас, кто прежде знал о нем только из телевизора. На школьной фотографии ребенка мы замечаем одноклассниц в хиджабах, бородатые мужчины и аэропортах расклдывают в урочный час молитвенные коврики прямо в залах ожидания, а улыбчивый продавец в магазине через дорогу вдруг разом становится угрюмым и подозревает вас в сговоре с шайтаном, стоит только спросить, отчего в их мясном отделе никогда нет свинины. Да, ислам совсем рядом. Но это, вообще говоря, не новость — в городах и селах, например, Поволжья или Урала христиане и мусульмане веками жили бок о бок. Недавно выдающийся лингвист и антрополог Вячеслав Иванов рассказывал в интервью Psychologies: «Мой отец родом из села в Северном Казахстане. Мой дедушка был преподавателем гимназии, и местные муллы научили его арабскому и персидскому языкам». А вот его вывод: «В любом разумном государстве сотни наций и языков. В Лос-Анджелесе, где я читаю лекции, сосуществуют 220 языков, и никто ни кому не мешает. Помешать могут люди, которые натравливают одних на других. А если не натравливать, то все прекрасно уживаются».

При более близком знакомстве, например, оказывается, что ислам конкретнее и доступнее многих учений. В тех религиях, где нравственный идеал недостижим, эта недостижимость могла порождать лицемерие; а «в исламе нормы были не только выполнимыми, но простыми и попятными, — указывает психолог Рада Грановская. Исполнимость этих норм нравственности делала приверженцев ислама психически более здоровыми». В исламе пет монашества и высшим служением Богу признается не уход от мира ради соблюдения заповедей, а строгое соблюдение простых заповедей как раз в повседневной жизни. Очевидно, что люди западной цивилизации — как христиане, так и атеисты — гораздо терпимее относятся к нарушению религиозных и моральных установлений. Не заставляет ли их это ощущать вину и некоторую собственную неполноценность в сравнен и и с мусульманами, которые чтут заповеди по-настоящему истово?

Повседневная вера

«Влияние христианства на общество ограничено в силу отделения церкви от государства, — объясняет Борис Фаликов. — В процессе секуляризации религия на Западе утратила свою «суровость», узаконив те социальные нормы, которые раньше считала неприемлемыми. Например, ослабли требования, предъявляемые к семье. А с исламом этого не произошло, религиозный закон (шариат) остается незыблемым в исламских государствах». Процесс отделения норм религии от практики обыденной жизни, возможно, произошел в христианских странах именно потому, что Евангелие не содержит исчерпывающих указаний насчет того, сколько раз в день и в какой позе надлежит молиться верующему, какие одежды ему следует носить, какие продукты употреблять в пищу каких профессий избегать. Это оставляет простор и для толкований, и для вмешательства и укрепления роли светских инстанций. В Коране такие указания есть, а потому и секуляризация идет куда сложнее. Авторитет светской власти или суда несопоставим с волей Аллаха, и «зазоров», куда могут вклиниться светские представления, совсем немного.

«Проблемы мусульман па Западе в том, что они хотят жить по шариату а не по светским законам, принятым в той или иной стране», — отмечает Борис Фаликов. Впрочем, иногда демонстративность в соблюдении исламских традиций оказывается ответной реакцией на неприятие общества. «Вы не любите мусульман, вы раздражаетесь, когда их видите? Тогда я заявлю о том, что я — мусульманка, я заставлю вас па себя смотреть!» — так описывает внутреннюю мотивацию девушки, надевшей хиджаб или чадру, социолог Альбер Мемми (Albert Memmi). И остроумно отмечает, что в этом смысле хиджаб становится символом самоутверждения, вроде мини-юбки в 1960-е годы. Правда, по его же наблюдениям, большинство французских студенток, начинающих носить хиджаб из этих соображений на первом курсе» расстаются с ним курсу к третьему.

Харизма или агрессия?

Но остается самый главный вопрос. Вопрос террористов-смертников и «Аль-Каиды», «всемирного джихада» и «Исламского государства ». Действительно ли ислам — религия насилия и убийства «неверных»? Пророк Мухаммед, сражаясь с язычниками, говорил о необходимости рубить им головы, а ключом от рая объявлял меч. Сегодня критики ислама строят на этих цитатах обвинения в кровожадности, а защитники объясняют их политическими требованиями момента. И у тех, и у других получается достаточно убедительно. Но, как ни странно, это даже не очень важно. Потому что библейский Моисей, например, призывал к истреблению племени амалекитян. Далай-лама V в 1660 году, подавляя восстание в одной из провинций, требовал истребить мужчин, женщин и детей, размозжив их, «как яйца об скалы». О количестве уничтоженных «во имя Христово» инквизицией нечего и говорить. Оправдание насилию в разнос время находили в любой религии, было бы желание.

Многие, кстати, считают сегодняшнюю агрессивность ислама своего рода «болезнью роста» молодой религии. «Ислам лучше сохранил свой харизматический напор. Но дело не только в возрасте, иначе те же буддизм и индуизм были бы самыми «либеральными», а это не так», — полагает Борис Фаликов. По его мнению, главная проблема может корениться в колониальном прошлом, которое до сих пор осознается исламскими странами как неизжитая обида. «Сразу после освобождения во многих из них была предпринята попытка модернизации, преобладали националистические и левые идеи. Не получилось. Начался подъем ислама, причем в радикальной форме. Возникла предельно упрощенная идеология, которая все беды исламского мира объясняет кознями коварного Запада, этакого шайтана во плоти», — рассказывает Борис Фаликов. В известном смысле колониальной можно считать и политику России, а затем и СССР в отношении среднеазиатских и закавказских народов. Что неплохо объясняет нынешнее напряжение в их отношениях с россиянами.

Что же касается смерти за веру,то Рада Грановская обращает внимание на одну важную особенность ислама. «Непременная добродетель мусульманина — отказ от самостоятельности и покорность воле Аллаха, поскольку «благочестие перед Богом есть покорность», — констатирует она. И Добавляет, что отсюда прослеживаются «корни фатализма, равнодушия к жизни, представления о призрачности какой бы то ни было практической цели». Если ключевая особенность христианства — пред-ставление о свободе воли, о возможности выбора между добром и злом, то согласно доктрине ислама все поступки каждого заранее записаны в книге судеб. А раз так, то какой смысл противиться неизбежному, не лучше ли поскорее исполнить волю Всевышнего и попасть в рай? Эта установка во многом предопределяла бесстрашие мусульманских воинов. Сегодня, увы, она предопределяет спокойствие террористов-смертников.

Законы идентичности

Страх перед ними, как и перед исламом в целом, усиливается. Рост ксенофобии — одна из примет любого кризиса. «На протяжении жизни каждый из нас переживает и свое личностное «Я», и групповое «Мы». Обычно доминирует личностный уровень, но в кризисных ситуациях, в моменты напряженности в обществе человеку становится все труднее полагаться только на себя, — объясняет Галина Солдатова. И он в поисках опоры стремится к расширению своих социальных и психологических границ, подчеркивая свою неразрывную связь с какой-либо общностью или группой». И значит, обостряя противоречия с «другими», теми, кто к этой группе не принадлежит. Эта закономерность действует для любых обществ, но у мусульман и представителей западного мира основы социальной идентификации заметно разнятся.

Большинство европейцев, да и россиян, определяя свою принадлежность к группе, вспомнят в первую очередь о гражданстве, национальности, профессии или семейном статусе. Для большинства мусульман основа идентичности — их приверженность исламу. Однако здесь важно помнить, что ислам чрезвычайно многообразен. И вера террористов, обезглавливающих перед камерами несчастных заложников, — это ислам озлобленного меньшинства. А большинство приверженцев ислама — самые обычные люди, со своими достоинствами и со своими традициями. И они могут быть сколько угодно не похожи на нас, но в главном — стремлении жить в мире — ничем от нас не отличаются.

Метки: 565

Энциклопедия "Про все на свете"


Почему мы боимся мусульман?

Экстремизм не заложен в Коране

Все, что большинство из нас сегодня знает об исламе, укладывается в несколько примитивных формул.

"КП" собрала самые распространенные мифы, связанные с самой молодой из всех мировых религий.

Подтвердить или опровергнуть их попросили людей, которые разбираются в этом лучше других.

Миф 1. Ислам - религия террора

Евгений Примаков, президент Торгово-промышленной палаты, академик, профессиональный арабист:

Экстремизм зародился в исламе не как результат естественного его развития, а в ходе возникновения и деятельности ряда исламских сект. Некоторые из них защищают ценности, далекие от традиционного ислама. Например, приверженцы ваххабизма отрицают даже культ пророка и на этом основании в XVIII веке осквернили могилу Мухаммада.

Миф 2. Ислам конфликтует со всеми другими религиями

Исмаил Шангареев, сопредседатель Совета муфтиев России:

Слава Богу, религиозных конфликтов на территории России не было никогда. Из истории мы знаем, сколько натерпелась Европа от крестовых походов.

А в Коране по этому поводу четко сказано: "Нет принуждения в религии". Еще цитата: "Нам - наша религия, вам - ваша". В Коране признаются и почитаются как пророки и Иисус Христос (в Коране - Иса), и Моисей (Муса). Евангелие и Тора наряду с Кораном относятся к Священным книгам. А имя Иисуса Христа (Исы) в главной книге мусульман поминается в 20 раз чаще, чем имя пророка Мухаммада!

Миф 3. Порабощенная женщина Востока

Все точно наоборот. Нет более защищенной женщины, чем мусульманка. Простой пример: когда она выходит замуж, она получает от мужа предбрачный дар. Это ее собственность, ее страховой полис на любой случай - от смерти мужа до развода. Это контрактная часть в браке, которая защищает женщину.

Работать или не работать женщине, проявлять себя в социальной жизни или нет - это только ее выбор. Но все, что она зарабатывает, идет лично ей. Семейный бюджет - это то, что зарабатывает муж.

И самое большое заблуждение, что женщина Востока заперта в паранджу и обречена носить черный цвет. Единственное строгое требование к одежде - она должна скрывать сексуальность. Но это и разумно, потому что предотвращает ревность мужа, разводы на этой почве, изнасилования и сохраняет семью. Но ведь скрыть сексуальность можно виртуозно красиво!

Комментарий "КП"

Насколько черны "зеленые знамена"?

Обывателю свойственно судить о сути различных религий по их элементарным бытовым проявлениям. Ислам в этом плане не исключение. И россиянам, не связанным с ним исторически, законы Корана кажутся пугающе аскетичными. Привычка мусульманина пять раз в день, где бы он ни был, взять азимут на Мекку и воззвать, павши ниц, к Аллаху в наших условиях расценивается как явный "культовый перебор". А алкогольная воздержанность правоверных в матушке России вообще смахивает на ересь.

Конечно, защищенность мусульманок в браке высока в свете догм Корана, но не стоит забывать о традициях исповедующих его народов. Женские половины домов, куда не допускаются гости мужского пола, может, и станут модными по всей России, но пока выглядят пережитком средневековья, как и многоженство. А ведь есть и другие обряды. В Саудовской Аравии, живущей по законам шариата, изменившей жене саблей прилюдно рубят голову, а в Нигерии прелюбодеек по сей день забивают камнями. В Афганистане милых дам, появившихся без хиджаба на улице, еще недавно наказывали плетью...

На Руси мирное сожительство ислама с православием исчисляется веками. Удивительно, что именно здесь, где уживаются сотни этносов, их теперь упорно пытаются развести как несовместимые в силу религиозной разнополюсности. И причина не в предрассудках. В мировом исламе к началу XXI века вызрели новые течения, пытающиеся собрать под его флагом "угнетенные народы" и "вывести их к освобождению и процветанию через вселенский джихад и уничтожение христианско-сионистских империй". Среди них наиболее известен ваххабизм, уже подаривший миру Талибан и "Аль-Каиду".

В качестве естественного союзника исламские радикалы рассматривают мусульманские автономии, анклавы и диаспоры в "западных королевствах". Особенно те из них, которые вступают в конфликт с центральной властью. Например, на "зеленых" берегах Волги, в Татарстане и Башкирии, ваххабитам пока явно ничего не светит. Тамошние мусульмане давно связаны прочными узами с остальной Россией. А вот на неспокойном Кавказе "знамя пророка" удалось превратить в символ войны с Москвой.

О мирном характере учения пророка Мухаммада уже говорено-переговорено. Ставить знак равенства между экстремизмом и исламом так кие бомбардировки Ирака - крестовым походом. Исконный ислам не менее человеколюбив и веротерпим, чем христианство или буддизм.

Но поздние вкрапления в его ткань элементов непримиримости к инакомыслию создали идейную основу, которая позволяет вербовать наемников для "джихада" и готовить смертниц с бомбой на поясе.

Когда ислам преодолеет "фундаменталистскую лихорадку", не придется и доказывать, что "жизнь по Корану" не так страшна, как ее малюют.

Салям алейкум! Я хотела бы спросить, почему мусульманкам запрещено вступать в брак с немусульманами? Ведь мужчинам-мусульманам дозволено жениться на христианках и иудейках. В чем суть этого повеления? Зайнаб.

Прежде всего, стоит подчеркнуть, что в вопросе выбора будущего супруга Ислам призывает мусульман обращать внимание, в первую очередь, на единоверцев. Является общим правилом то, что мусульмане должны заключать браки с мусульманками. Единственное исключение сделано для мужчин, которым позволено брать в жены целомудренных девушек из числа людей Писания.

Тем не менее, искренняя мусульманка лучше подходит в супруги мужчине-мусульманину, чем христианка или иудейка, независимо от их достоинств. Это связано с тем, что исламский брак основывается не на плотских желаниях, а направлен на создание крепкой семьи. Этот союз должен придерживаться исламских ценностей и гармонии. Чтобы выполнить эту задачу, желательно, чтобы вся семья поклонялась Аллаху.

Ислам сделал для мусульманки недопустимым брак с иноверцем для того, чтобы сохранить ее нравственные убеждения в чистоте. Так как Ислам бережет достоинство веры и каждой женщины. Для достижения этой цели религия не позволяет мусульманке участвовать в чем-то сомнительном или могущем поставить под угрозу ее идеалы.

Мусульманка вряд ли будет чувствовать, что ее религиозные убеждения в безопасности, если свяжет свою жизнь с мужем евреем или христианином. Порой некоторые люди Писания не оказывают должного уважения Пророку Мухаммаду (саляллаху алейхи ва саллям), а иногда стремятся обратить супругу в свою веру.

Всевышний повелел: « Никогда не будут довольны тобой ни иудеи, ни христиане, если не последуешь за их учением. Скажи [, о Мухаммад ]: «Только путь Аллаха - это прямой путь». А если ты последуешь за их желаниями, после того как тебе явилось [божественное] знание, то Аллах не будет тебе ни покровителем, ни заступником » (Сура «аль-Бакара», 2 / 120).

Учитывая, что обычно супруг является главой семьи, муж может отвратить мусульманку от выполнения некоторых поклонений, которые могут показаться ему неприемлемыми, например, пост или отказ от близости во время месяца Рамадан. В результате он может заставить женщину принять свою веру, а при ее отказе все может закончиться разводом.

Ислам разрешает мусульманам жениться на христианках и иудейках, так как у этих религий одни и те же пророки. К тому же, это проявление исламской толерантности к представителям других конфессий. И женщина может проникнуться в итоге красотой Ислама.

Выдающийся мусульманский ученый, шейх Мухаммад аль-Ханути, член Североамериканского совета фикха, обращает внимание: «Если Аллах повелел мусульманкам не выходить замуж за людей с иным вероисповеданием, то надо принять его предписание и соблюдать его. Иначе вы не можете считаться искренним мусульманином. В Коране сказано: « О , вы, которые уверовали! Не старайтесь опередить Аллаха и Его Посланника в чем-либо и бойтесь Аллаха, ибо Аллах - слышащий, знающий » (Сура «аль-Худжурат», 49 / 1)».

К тому же, нет гарантий, что супруг-представитель другой веры будет так же хорошо относиться к своей жене, как этого требуют нормы Ислама. Ведь брак также заключается ради довольства Аллаха.

Также проливает свет на этот вопрос выдающийся исламский шейх Юсуф аль-Карадави: «Считается харамом для мусульманки выйти замуж за немусульманина, независимо от того, принадлежит он к людям Писания или нет. Ведь Аллах ясно сказал: « Не женитесь на многобожницах, пока они не уверуют. Несомненно, верующая невольница лучше [свободной] многобожницы, если даже та и нравится вам. Не выдавайте [дочерей] замуж за многобожников, пока они не обратятся в веру. И, конечно, верующий раб лучше [свободного] многобожника, хотя бы он и нравился вам. Многобожники зовут к адскому огню, а Аллах зовет вас в рай и к прощению со Своего соизволения и разъясняет Свои аяты людям, - может быть, они поразмыслят » (Сура «аль-Бакара», 2 / 221)».

Ни один из аятов не делает исключений относительно этого запрета: « О , вы, которые уверовали! Когда к вам прибывают на жительство верующие женщины из [Мекки], то подвергайте их испытанию, [хотя] Аллах лучше знает, какова их вера. Если вы убедитесь, что они верующие, то не возвращайте их к неверным, ибо неверным не дозволено [жениться] на них, а верующим женщинам не дозволено выходить замуж за неверных. Возвращайте им то, что они потратили [на калым ]. На вас нет греха, если вы женитесь на них после уплаты того, что им полагается. Не соблюдайте ваших [брачных уз] с неверующими жёнами, [оставшимися в Мекке], и требуйте назад то, что вы потратили [на калым]. И пусть [мужья-неверные] требуют то, что потратили [на калым бежавшим от них жёнам]. Таково для вас решение Аллаха. Он решает [дела] между вами, и Аллах - знающий, мудрый » (Сура «аль-Мумтахина», 60 / 10).

Поэтому мусульманин может жениться на девушке из числа людей Писания, однако мусульманкам это не дозволено. Для этого существует немало веских причин. Мужчина является главой семьи и несет ответственность за жену. Ислам гарантирует свободу вероисповедания, чего нельзя сказать о других религиях. Поэтому как можно рисковать будущим женщин, вверяя их как аманат тем, кто не чтят их нравственные устои и убеждения?

Брак между представителями разных конфессий может быть основан только на взаимном уважении мужа и жены, иначе хорошие отношения не сложатся. Мусульманкам невозможно было бы сохранять гармонию в семье, если супруг станет постоянно ей запрещать совершать поклонения или проявлять недостаточную почтительность к благочестивым посланникам Всевышнего.

Этот запрет для женщин стал логическим продолжением предписания Аллаха не жениться на многобожниках, так как это бы привело к краху семьи.