"похвала пресвятой богородицы". «похвала пресвятой богородицы

Служба субботы пятой седмицы Великого поста носит название

"Похвала Пресвятой Богородицы"

Это удивительно теплый, добрый и радостный праздник, словно первая весть о грядущей Пасхе, о конце Великого поста и начале торжества Воскресения Христова. В этот день Церковь «восписует похвальное пение» Владычице, в память троекратного избавления царствующего града Константинополя от нападения врагов всесильным Ее заступлением (авары - в 626, персы - в 677, арабы - в 717 годах).

Поводом к установлению праздника послужило случившееся нападение на Константинополь неприятельского флота. Когда точно это произошло, сказать затруднительно. Историки расходятся во мнениях, указывая различные даты периода с VI по IX век. Положение православных греков на тот момент было отчаянное. Чувствуя слабость сил своих, греки обратились с молитвой к Богу и Заступнице усердной за род христианский – Божией Матери. Был совершен крестный ход вокруг города, а когда процессия подошла к морю, патриарх погрузил в воду ризу Божией Матери. Море, дотоле тихое и спокойное, вдруг сильно заволновалось, поднялась страшная буря и потопила корабли врагов.

Чудесное спасение Константинополя при помощи Ризы Богоматери

Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист - греч. букв. неседальный) песнь:

«Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице " .

С тех пор постановили ежегодно в этот день, т.е. в субботу 5-й седмицы Великого поста совершать особенно торжественное богослужение в честь Пречистой Девы. Во Влахернском храме хранилась чудотворная Влахернская икона Божией Матери, написанная святым евангелистом Лукой, и предметы, связанные с её земной жизнью - риза и пояс. Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери. Он почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы, воздвигнув в Ее честь множество храмов.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе во Влахернском храме, но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

Это самый древний Акафист Богородице и он единственный предназначен церковным уставом к богослужению. Акафист написан в половине VII века, по мнению многих, дьяконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским, и послужил образцом для всех последующих акафистов, написанных в честь Господа, Пресвятой Девы, святых и церковных праздников. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а другие прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери.

Свое название «Акафист» получил от того, что в ту ночь люди стоя воспевали песнь Матери Бога-Слова; и в то время как на других (службах) по уставу можно сидеть, в настоящий праздник Богоматери мы все слушаем (похвалу) стоя.

Акафист состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским "Аллилуия", каждый икос - приветствием архангела "Радуйся…». Основной темой акафиста является Благовещение Пресвятой Богородицы и Воплощение Сына Божия. Считается, что Суббота Акафиста являлась своего рода предпразднством Благовещения Пресвятой Богородицы. Существует другое его название - "Акафист Благовещения», хотя позднее Благовещению будет написан еще один.

На праздничной утрене весь акафист прочитывается в четыре приема, каждый раз по 3 икоса и 3 кондака. Каждое чтение начинается и заключается пением кондака Взбранной Воеводе. На каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма в облачениях голубого цвета. Существует приходская традиция читать акафист поочередно перед чтимыми богородичными иконами

храма

Икона Похвала Пресвятой Богородицы (Киевская)

На тему Акафиста написаны иконы "Похвала Богородице", главной темой которых является прославление Девы Марии, ставшей, согласно ветхозаветным пророчествам, матерью воплотившегося Бога. В основу иконографии положены слова песни канона пророкам, составленного в VIII веке константинопольским патриархом Германом: « Свыше пророцы тя предвозвестиша, Отроковице: стамну, жезл, скрижаль, кивот, свещник, трапезу, гору несекомую, златую кадильницу и скинию, дверь непроходимую, палату, и лествицу, и престол Царев ». На основе этой песни на иконах изображают следующих ветхозаветных пророков, держащих в руках определённые предметы: Иакова с лестницей, Моисея с Неопалимой Купиной, Валаама со звездой, Гедеона с руном, Иезекииля с вратами, Иеремию со скрижалью, Исаию с клещами и углём, Иессея и Аарона с процветшими жезлами, Давида и Соломона с макетами Иерусалимского Храма, Даниила и Аввакума с горами.

Древнейшей иконой Похвалы Богоматери в России является икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из московского Успенского собора, созданная греческим мастером во второй половине XIV века.

Икона «Похвала Богоматери с Акафистом», XIV век

В день Похвалы в похвальскую субботу Святой князь Александр Невский одержал победу над немецкими рыцарями на льду Чудского озера. Об этом сообщается в летописях, в том году 5 апреля - совпало с днем субботы Похвалы Божией Матери.

В честь Похвалы Божией Матери построены "Похвальские церкви".

Храм Христа Спасителя и церковь Похвалы Пресвятой Богородицы (1912-1915гг.)

В Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы стало благочестивой традицией ежегодно на Похвалу Божией Матери выносить для поклонения чудотворную икону Божией Матери «Умиление», ту самую перед которой молился в своей келье батюшка Серафим. Последний российский император, страстотерпец Николай II, глубоко чтивший преподобного Серафима, пожертвовал на чудотворный образ Божией Матери золотой оклад, украшенный драгоценными камнями, работы знаменитого ювелира Фаберже. В годы гонения на Церковь она была сохранена верующими, а ныне находится в Патриаршей ризнице.

Какое же значение имеет в духовной жизни православного христианина Похвала Божией Матери?

Благочестивые христиане проводят время поста в молитвенных подвигах воздержания и борьбы с своими страстями и похотями, с искушениями дьявола. Нетрудно в столь продолжительное время пасть духом, изнемочь телом. И вот Святая Церковь, желая поддержать своих верных чад, напоминает им о чудной помощи и предстательстве за нас грешных Божией Матери.

Песнопения Субботы Акафиста

Тропарь, глас 8 : Повеленное тайно прием в разуме, в крове Иосифове тщанием предста безплотный, глаголя Неискусобрачней: Приклонивый схождением небеса, вмещается неизменно весь в Тя. Егоже и видя в ложеснах Твоих приемша рабий зрак, ужасаюся звати Тебе: радуйся Невесто Неневестная .

Кондак, глас 8: Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся Невесто Неневестная.

Молитва

Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы , называемый также Субботой Акафиста, является передвижным и совершается в субботу пятой недели Великого Поста. В 2016 году этот день попадает на 16 апреля по новому стилю.

История установления праздника «Похвала Пресвятой Богородицы»
Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы восходит к IX веку и связан с византийской историей. На протяжении веков Константинополь неоднократно подвергался нападению различных неприятелей. Так, в хрониках сохранились сведения о нападении авар, персов, арабов. В 626 году городу угрожало наступление варварских войск, в числе которых были скифы, славянские племена. Однако по заступничеству Божией Матери город был спасен от разорения, и в честь этого события был создан кондак «Взбранной воеводе», ставший первой частью акафиста. Авторство этого известного гимна приписывается Роману Сладкопевцу, что, однако, едва ли может считаться верным. Позже Константинополь осаждал неприятельский флот и, когда в море была опущена одна из величайших святынь – риза Пресвятой Богородицы, то неожиданно поднялась буря, погубившая все корабли противника. Именно тогда был составлен Великий Акафист, посвященный Божией Матери, который послужил образцом для составления дальнейших литературных произведений такого типа. Впервые этот торжественный праздник церковной гимнографии был прочитан во Влахернском храме Константинополя, где хранилась почитаемая икона Божией Матери.

Богослужебные особенности праздника
Несмотря на то, что праздник был установлен в связи с определенными историческими событиями, в богослужебных текстах нет упоминания об этом. Главной мыслью является прославление Божией Матери как Заступницы всего христианского рода, готовой помочь каждому, обращающемуся к Ней.
В Акафисте Пресвятой Богородице много внимания уделяется празднику Благовещения, и, таким образом, день Похвалы Пресвятой Богородицы в древности был своего рода предпразднством великого двунадесятого праздника. Особенностью этого дня является то, что чтение Акафиста соединено со службой, что создает особую красоту и торжественность богослужения. Изначально Акафист читался в алтаре, однако по традиции Русской Православной Церкви чтение совершается священником в середине храма. Акафист Пресвятой Богородицы состоит из 24 строф и делится на 4 части.

Икона праздника «Похвала Пресвятой Богородицы»
Икона, посвященная празднику «Похвала Пресвятой Богородицы» представляет собой достаточно сложную композицию. В центре иконописного образа на троне восседает Царица Небесная с Богомладенцем на руках, Которую окружают ветхозаветные пророки, предвозвестившие в своих словах рождение Спасителя мира от Девы. Каждый из пророков держит в руках какой-либо предмет, напоминающий об этих пророчествах. Например, святой Иаков, держит в руках лестницу, символизирующую связь неба и духовного мира с землей. У пророка Моисея в руках изображается Неопалимая Купина, означающая Непорочное зачатие. Кроме того, на иконе видны Иессей и Аарон с цветущими жезлами, пророк Иеремия со скрижалью и другие ветхозаветные пророки. За основу иконографии праздника был взят канон VIII века, автором которого был патриарх Герман. В этом богослужебном памятнике литературы прославляются ветхозаветные пророки, предрекшие воплощение Христа и Его рождение от Девы. Обычно на иконах такого типа изображается тринадцать пророков, однако их число может быть различным, в зависимости от композиционного построения. В русском церковном искусстве также известны иконы с клеймами, окружающими центральное изображение Божией Матери и повествующими о событиях избавления Константинополя.

Тропарь:
Дево Безневестная /и Мати Всечистая, /приемши от Архангела благовещение, со тщанием востекла еси в Горняя, /и целовавши южику Твою, всечестную Елисавет, /Материю Господа от сия наречена была еси, /и возвеличила возвеличившаго Тя Господа:/Благословенна Ты в женах, /и благословен Плод чрева Твоего.

Кондак:
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Невесто Неневестная.

Величание:
Достойно есть / величати Тя, / Богородице, / Честнейшую Херувим / и Славнейшую / без сравнения Серафим.

Молитва:
Царице моя преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна! Обиду мою веси - разреши ту, яко волиши! Яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати! Яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Прошло уже больше половины Великого Поста, и все это время мы пытаемся ограничивать себя в чем-то, настраиваем свои мысли на борьбу с грехами. Постом, как известно, принято читать каноны, поскольку они носят в себе покаянный характер. Однако есть в постном календаре день, который послабляет нашу строгость и призывает нас радоваться. 24 марта Церковь отмечает Субботу Акафиста (или Похвалу Пресвятой Богородицы).

Этот светлый день своим радостным настроением предваряет Пасху. Множество верующих собирается в храме, чтобы спеть хвалебную песнь - Акафист Божией Матери.

О чем праздник?

События происходили примерно в VI-IX веках от Рождества Христова. Положение константинопольских христиан в те времена было не завидным. То и дело город подвергался нападениям со стороны разных народов. Арабы, персы, скифы, варвары неоднократно пытались захватить город. Но всякий раз этого удавалось избежать благодаря заступничеству Пресвятой Девы.

Так, в 860 году при нападении на город русов со стороны моря произошло чудо. После усердной молитвы в храме, христиане совершили крестный ход вокруг города с Ризой Божией Матери. И когда верующие подошли к морю, то патриарх Фотий опустил Ризу Пресвятой Богородицы в воду и после чего на море началась сильная буря в результате которой русам пришлось отступить.

Чудесное спасение Константинополя

«Ибо как только облачение Девы обошло стены, варвары, отказавшись от осады, снялись с лагеря, и мы были искуплены от предстоящего плена и удостоились нежданного спасения… Неожиданным оказалось нашествие врагов - нечаянным явилось и отступление их…»

(Примечательно, что буквально через несколько лет русы направляют своих послов Константинополь и сообщают о своём желании креститься. Так при князьях Оскольде и Дире в Киеве состоялось малое крещение русского народа.)

Высоко-Петровский список Влахернской иконы Божией Матери

После чудесного освобождения Константинополя от беды, верующие в течении всей ночи в храме пели хвалебную песнь Богородице «Взбранной воеводе» перед Её чудотворным образом именуемым «Влахернская», который был написан евангелистом Лукой. Восторг и ликование наполнял сердца людей, и потому они всю ночь напролет стояли в храме, славя и благодаря Господа и Его пречистую Матерь. Отсюда и пошло название «акафист», что в переводе с греческого обозначает «неседальный».

Традиция пения акафиста Божией Матери со временем прочно вошла в церковный Устав. Это богослужение, совершаемое на 5-ой седмице Великого Поста, особо любимо верующими. Автором того самого, первого акафиста является Григорий Писсидийский, дьякон, который служил в церкви Константинополя.

Известно, что акафист был составлен в середине VII века. Позднее так же был составлен канон Субботы Акафиста, но уже другим автором – Иосифом Студитом.

Со временем появились и другие акафисты, посвященные Богородице, Господу и святым. И подобное молитвенное стояние вошло в более широкий богослужебный круг. Чаще всего акафист поют на вечернем богослужении накануне праздника или дня памяти особо чтимого святого.

Второе название акафиста Богородице – акафист Благовещения. И действительно, на всем протяжении пения акафиста как будто слышится приветственный архангельский глас «Радуйся благодатная, Господь с тобою!» Такое пение напоминает верующим об этом великом празднике, который чаще всего приходится на время Великого Поста.

В состав акафиста входят 12 икосов, 12 кондаков что составляет 24 песни по числу букв греческого алфавита. Традиционно начало песни составляются в соответствии с этими буквами. В конце каждого кондака трижды поется «Аллилуйя», что в переводе с греческого обозначает «Хвалите Бога!». А каждый икос содержит в себе 7 абзацев с припевами архангельского возгласа «радуйся». Так же в акафист входит особый, 13й кондак, который читается трижды, а за ним снова прочитывается 1й икос и 1й кондак образуя таким образом невидимый молитвенный круг.

В Церкви сложилась традиция исполнения акафиста на праздничной утрене, когда батюшки выходят в центр храма и вместе с народом молитвенно соединяются в пении акафиста. Таким образом, священнослужители становятся ближе у народу, делая молитву единым целым. И поэтому акафист так полюбился народу, что уже вышел за рамки церковных стен. Многие верующие люди, любят исполнять акафист келейно, добавляя его к домашним молитвам.

Существует также икона Богородицы именуемая «Акафистная». Полное ее название «Похвала Пресвятой Богородицы с акафистом».

Икона “Похвала Пресвятой Богородицы”

Старинный образ 16 века имеющий греческое происхождение сейчас хранится в Успенском соборе Московского Кремля. В центре иконы изображается Богоматерь, сидящая на троне, а по бокам от нее изображены ветхозаветные пророки, держащие в руках свитки с пророчествами о Божией Матери. По периметру иконы также изображены клейма, повествующие о земной жизни Богородицы. В основе иконографии этой иконы заложена мысль о том, что Богородица стала матерью воплотившегося Бога Слова.

Существуют храмы в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. В Москве такой храм находится

Икона Похвала Пресвятой Богородицы является иконографическим прославлением Пречистой Девы. В соответствии с пророчествами Ветхого Завета она стала матерью Богочеловека Иисуса Христа. А для всех христиан – Великой Скоропомощницей, Заступницей.

Ежегодно по субботам на пятой неделе (седьмице) Великого поста Церковь, весь православный люд отмечают праздник, именуемый Суббо́та Ака́фиста, или Похвала Пресвятой Богородицы. В храмах исполняется неседальное (выполняемое с особым почитанием, стоя) восславление пением образа Матери Господа Царицы Небесной.

Традиция такого почитания была установлена в IX веке. Верующие славили Матерь Божию, благодарили ее за заступничество, избавление Константинополя от многочисленных вражеских нападений:

  • 626 год – аварских завоевателей,
  • 677 год – персов,
  • 717 год – арабов.

История донесла до наших дней сказание о победе греков над врагами, напавшими на Константинополь. Исследователи не пришли к единому мнению, определяя дату этого события – примерно с VI по IX век. Скорее всего, описанный случай является нападением 626 года аваров на Царьград.

Воспользовавшись тем, что император Ираклий с войском отбыл в поход на персов, авары взяли Константинополь в осаду. Неприятельский флот вплотную подошел к берегам столицы. Казалось, горожане обречены. Понимая, что у них слишком мало сил для отражения врага, жители Константинополя обратились с молитвами к святым христианским заступникам: Господу Богу и Пресвятой Богородице. Патриарх Сергий вынес из храма Влахернскую икону Божьей Матери (другой вариант – Ризу Богоматери).

Люди собрались вместе, крестным ходом со святынями обошли родной город. Подойдя к берегу Босфора, возглавлявший процессию патриарх, продолжая молиться, опустил Ризу Пречистой Заступницы в воду. Спокойная и тихая до того времени стихия вдруг стала меняться. Поднялся сильный ветер, разбудил грозную бурю. Огромные волны скрыли вражеские корабли в глубинах залива. Старинная фреска (1644 год) храма Ризоположения, что в Московском кремле, образно показывает, как именно с помощью иконы Богоматери и святой Ризы происходило чудо, которое уберегло Константинополь.

История спасения города отразилась в написанном вскорости кондаке «Взбранной Воеводе». Данный текст изначально стал составной частью первого акафиста (церковного гимна), чествующего Матерь Божию (Одигитрию). Хвалебную песнь впервые прочитали христиане ночью после чудесного избавления города от вражеских кораблей. Так традиция празднования благодарственной Похвалы Пресвятой Богородицы началась во Влахернском храме Константинополя, месте хранения и поклонения чудотворной Влахернской иконе Богоматери (принадлежащей, по преданию, руке евангелиста Луки), а также предметов, которыми пользовалась Богородица при жизни на земле (Пояс и Риза).

Со временем регулярность празднований закрепили внесением в специальный набор правил, регламентирующих богослужения (Студийский устав). Позже чествование вписали в церковные книги, что сделало его общим торжеством для всех христиан, принадлежащих к Восточной церкви. Формирование канона праздника Похвалы Божией Матери было сделано Иосифом Студитом (IX век).

Каноны изображения икон похвалы Пресвятой Богородицы

Образы Похвалы Пресвятой Богородицы появились позже. На сегодняшний день в России самой древней иконой Похвалы Пречистой считается икона «Похвала Богоматери с Акафистом». Это хранимый московским Успенским собором образ, который создан греческим иконописцем приблизительно во второй половине XIV века. Каноном для иконописи этого типа стали слова патриарха Германа Константинопольского о пророчествах, предсказывающих появление чистой земной Девы. Она воплотит в себе: «стамну, жезл, скрижаль, кивот, свещник, трапезу, гору несекомую, златую кадильницу и скинию, дверь непроходимую, палату, и лествицу, и престол Царев».

Основываясь на этих строках, в композиции иконы вокруг изображения Богоматери должны присутствовать 25 ветхозаветных пророков, которые держат в руках книги или свитки с пророчествами, а также определённые символические предметы:

  • Иаков – лестницу, которая соединяет Землю с Небесами;
  • Моисей – Неопалимую Купину,
  • Валаам – звезду (символизирующую приход Мессии);
  • Гедеон – руно (прообраз Благовещения);
  • Иезекииль – врата (затворенные врата – символ Пречистой);
  • Иеремия – скрижали;
  • Исаия – клещи и угли (означающие очищение);
  • Иессей и Аарон – процветшие жезлы (символизирующие Богородицу);
  • Давид и Соломон – уменьшенный Иерусалимский Храм;
  • Аввакум и Даниил – горы (знак царства).

Иконографы придерживались канонических требований, но часто, вносили в изображение что-то отличное, как правило, вкладывая определенное значение. Похвальные иконы Божией Матери отражают местные, исторические моменты, актуальные для времени и места написания.

Так, например, икона Похвала Пресвятой Божией Матери (Киевская) восхваляет Царицу Небесную, изображая Ее восседающей на престоле с Младенцем Иисусом на руках в окружении архангелов, святых покровителей города. В нижней части композиции коленопреклоненные святые старцы держат в руках православный храм, увенчанный золотыми куполами.

На еще одной благодарственной иконе Богоматери Царица Небесная и Христос находятся в центре изображения, они обрамлены переплетающимися цветущими ветвями. Слева от Богоматери стоят: первосвященник Захария, рядом пророки Елисей, Малахия, Иаков, Аввакум, Моисей, Самуил, Илья, Давид, Исайя, Гедеон. Справа: пророки Иессей, Иезекииль, Соломон, Софония, Аггей, Аарон, Михей, Захария, Иона, Наум, Иоиль, Даниил. Они не окружают Богородицу, а расставлены плотными горизонтальными рядами.

Не все из пророков, которых изображали на похвальных образах, пророчествовали о Богоявлении. Это значит, что первоначальная трактовка сюжета была изменена. На представленной иконе собраны святые одного чина. Большая часть пророков, кроме Соломона, Давида, Моисея, предстоят перед Богородицей без предписанных символических атрибутов Боговоплощения. Данная тема дополнительно развивается в трех фрагментах верхней части образа. По центру – склоняющийся Бог Отец с голубем, который есть Святой Дух. С расположенным ниже благословляющим Младенцем Христом они составляют Святую Троицу. Справа представлен сюжет «Собор Архангелов», а слева изображено «Отечество».

Чудеса, творимые образами Похвала Богородицы

Христианская чудотворная икона Похвалы Пресвятой Богородицы обитает на Афоне в соборном храме Дионисиатской обители. Ее относят к одной из 70 древних икон, которые написал евангелист Лука. Изображение выполнено не красками, а восковой мастикой, поэтому со временем черты образа размылись. Именно перед этим святым ликом был впервые совершен акафист Пресвятой Богородицы.

С этой иконой связано множество чудесных случаев. Она была похищена пиратами (1592), но заставила нечестивцев вернуть святыню, раскаяться и принять монашеский постриг. В другой раз образ помог исцелиться от страшной опухоли руководителю Афонской академии Евгению Вулгарису. Он сам сделал подробное описание удивительного выздоровления (1758 год).

Православная Церковь высоко ценит величественный образ Божией Матери. Слава о силе молитвы к ней вдохновляет христиан. Неудивительно, что Спаситель являет множество чудес через иконы Пречистой Девы и Заступницы. Чудотворным образам Богородицы молятся, благодарят за помощь, восхваляют ее величие во все времена.

Русская история имеет многочисленные свидетельства, заступничества и помощи Богоматери православным воинам, защищающим родную землю от нашествия недругов. В день празднования Похвалы молитвы к Царице Небесной всегда помогают, так как обретают особую силу. Святой русский князь Александр Невский вписал славную страницу в историю страны – разбил немецких рыцарей на Чудском озере. Летописи подтверждают факт, что день сражения (5 апреля 1242 года была суббота) – праздник Похвалы Матери Божией.

Празднование Похвалы Пресвятой Богородицы

Празднование Похвалы Пресвятой Богородицы начинается с утрени. В храме торжественно читается в четыре приема весь акафист. Каждый прием служители церкви выходят на средину храма через Царские Врата. По другому обычаю – акафист читают по очереди у каждой почитаемой иконы Богородицы, которые есть в данном храме. Это радостный, добрый праздник, который напоминает прихожанам, что повседневные житейские обиды, неприятности – всего лишь суета, по сравнению с Его милостью, Небесным Царствием.

Московский Богоявленский кафедральный собор имеет особенную благочестивую традицию – каждый год на празднование Похвалы Пречистой Девы прихожанам для поклонения выносят чудотворную богородичную икону Божьей Матери Умиление. Это славный образ, перед которым коленопреклоненно молился батюшка Серафим в келье. А император-страстотерпец России Николай II почитал и прислушивался к преподобному Серафиму, одарил чудотворный образ Царицы Небесной драгоценным золотым окладом, выполненным знаменитым Фаберже. В тяжелые для Русской Православной Церкви годы святыня тайно и бережно сохранилась верующими.

Сегодня Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Это необычный день, и богослужение в этот день бывает особенное. Ниже мы предлагаем вам узнать в чем отличие сегодняшнего богослужения а так же узнать об истории и значении празднования Субботы Акафиста.

Суббота 5-й седмицы называется субботой Акафиста (т.к. это единственный день, когда по Уставу на службе положено чтение акафиста), а сама служба получила название Похвалы Пресвятой Богородицы.

В этот день на утрени читается акафист Божией Матери в память Ее заступничества и избавления Константинополя в эти дни поста от сарацин и скифов в 626 году.

Акафист прочитывается в четыре приема, каждый раз по 3 икоса и 3 кондака: после кафизм (16-й и 17-й) и после 3-й и 6-й песен канона. Каждое чтение начинается и заключается пением кондака Взбранной Воеводе. На каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма.

На утрене положено петь Великое славословие.

Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота акафиста) в Валаамском монастыре.

Об истории и значении празднования Субботы Акафиста

Когда священник выходит на амвон и произносит эти слова: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», это означает, что мы прославляем Святую Троицу. И весь храм говорит, что это истинно – говорит «Аминь».

Сегодня, братья и сестры, суббота пятой седмицы Великого поста. И по уставу Православной Церкви в этот день всегда совершается особое богослужение. Мы с вами привыкли, что во время поста мы слышим покаянные молитвы, Церковь облекается в траур (облачение священников в течении недели черное, в субботу и воскресенье фиолетовое). Но сегодня Церковь облеклась в праздничные одежды и прославляет Пресвятую Богородицу. Сегодня суббота акафиста. Так в уставе называется сегодняшний день. Так называется он потому что накануне в храмах совершается вечернее богослужение и особым чином читается акафист Пресвятой Богородице. Тот самый акафист, который вы все наверняка знаете и который начинается кондаком «Збранная воеводе победительная».

Во время Великого поста, как вы знаете, акафисты не читаются, читаются каноны. А вот сегодняшний день Церковь особо выделяет и особым чином благословляет читать акафист Пресвятой Богородице. Если мы с вами посмотрим историю, то увидим, что не так просто узнать, что послужило причиной установления такого дня.

Некоторые церковные историки говорят, что Византия в VI-VII вв. претерпевала очень частые нападения варваров. Иногда это были персы, иногда – сарацины, иногда – даже наши с вами предки древние славяне. Православная Византия всегда, конечно, молилась Богородице. И от Нее были явлены различные чудеса. Так, по молитвам византийцев и их императора, Патриарха, всего клира когда выносили икону «Одигитрия» вдруг поднималась буря, которая потопляла вражеские корабли. Такое заступничество византийцы видели неоднократно. И это послужило тому, что был установлен день особого почитания Богородицы. Но если мы с вами будем внимательно читать акафист и будем слушать молитвословие сегодняшнего дня, то мы там не услышим воспоминания о вооруженных конфликтах, благодарение о победе. Нет, наоборот в субботу Акафиста вспоминается праздник Благовещения Пресвятой Богородице.

Другие историки говорят о том, что суббота Акафиста некогда была предпразднством Благовещения Пресвятой Богородицы. Не всегда праздник был установлен в один определенный день (как это есть в наше время – 7-го апреля по новому стилю), был он и переходящим и переносился на воскресенье. И тогда суббота Акафиста становилась предпразднством.

Но какова бы не была настоящая история установления этого праздника, мы с радостью и благодарением совершаем это богослужение. Особенно Великим постом, когда не так много такой радости, которая выражается именно в богослужениях. И конечно всегда, когда мы совершаем богослужение Богородице, мы помним, что Она наша самая главная Предстательница, Заступница. Именно Ей мы возносим самые горячие молитвы, испрашиваем помощи в самых важных наших нуждах. Некогда мы были усыновлены самим Господом Иисусом Христом в лице апостола Иоанна Богослова, который стоял при Кресте Господнем, когда Господь сказал: «Се Мати твоя», — обращаясь к апостолу Иоанну, а, обращаясь к Богородице, сказал: «Се сын Твой». И теперь мы все дети Небесной Царицы Пресвятой Богородицы.

Когда лень духовная, уныние находит на вас, призовите Пресвятую Богородицу: «Пресвятая Богородица, помоги мне! Пресвятая Богородица, спаси меня!» и напрягайте свои духовные силы, идите в храм, молитесь Богу, кайтесь в своих грехах, причащайтесь Святых Христовых Тайн.

Спаси всех Господи! Аминь.

Использованы материалы: проповедь протоиерея Петра Борновалова.