Кто такие наблюдатели на выборах, что они делают?
- Наблюдатели - представители кандидатов или партий, которые следят за процессом голосования, подсчетом голосов, определением результатов выборов.
Кто может стать наблюдателем?
- Наблюдателем может быть гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом. В Российской Федерации оно предоставляется всем гражданам страны, достигшим 18 лет, кроме признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.
Кто не может быть наблюдателем?
- Наблюдателями не могут быть представители некоммерческих организаций, включенных в реестр "иностранных агентов".
- Также наблюдатель не может быть членом избиркома, депутатом, занимать высшие выборные должности или находиться в непосредственном подчинении таких должностных лиц, быть судьей или прокурором.
Как стать наблюдателем?
- Для того чтобы стать наблюдателем, нужно связаться с избирательным штабом кандидата или партии, участвующих в выборах. Обычно избирательные штабы проводят предварительный тренинг наблюдателей.
- Можно также не ходить самостоятельно по избирательным штабам. Свои услуги по оформлению документов для наблюдателей предлагают некоторые общественные организации.
Что должен делать наблюдатель?
- Наблюдатель должен cледить за всем происходящим на избирательном участке, фиксировать все возможные нарушения.
- На участке разрешено присутствовать одному-двум наблюдателям от каждой партии или кандидата. Они имеют право производить в помещении для голосования фото- и видеосъемку, а удалять их с участка можно только по решению суда.
Что конкретно может делать наблюдатель?
- Знакомиться со списком избирателей, с реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в избирательной комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования.
- Находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования.
- Наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям.
- Присутствовать при голосовании вне помещения для голосования.
- Наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений.
- Наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей.
- Визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов.
- Обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему.
- Знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов.
- Обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящей избирательной комиссии или в суде.
- Присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях.
Что не может делать наблюдатель?
- Выдавать избирателям избирательные бюллетени.
- Расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня.
- Заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень.
- Совершать действия, нарушающие тайну голосования.
- Принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса.
- Совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии.
- Проводить предвыборную агитацию среди избирателей.
- Участвовать в принятии решений избирательной комиссией.
Кто еще может присутствовать на избирательных участках?
- На участках могут присутствовать наблюдатели от иностранных государств или международных организаций. В 2011 г. было аккредитовано 688 иностранных наблюдателей из 54 стран и организаций (парламентских ассамблей ОБСЕ и Совета Европы, СНГ, ШОС, Северного совета, Бюро по демократическим институтам и правам человека). Они работали в 48 субъектах РФ.
- Присутствовать на избирательных участках также могут заранее аккредитованные журналисты, имеющие профессиональный стаж. Тем самым ограничивается присутствие на выборах гражданских активистов, "прикрывающихся" журналистским удостоверением, поясняют эксперты.
А какие международные организации осуществляют наблюдение за выборами?
- Международное наблюдение за выборами осуществляют такие международные организации, как ОБСЕ (Организация безопасности и сотрудничества в Европе), ПАСЕ (Парламентская ассамблея Совета Европы), БДИПЧ (Бюро по демократическим институтам и правам человека), межгосударственные структуры СНГ (Содружество Независимых Государств), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), Северный совет.
Кто приглашает международных наблюдателей?
- Приглашения могут быть направлены президентом РФ, палатами Федерального Собрания РФ, правительством, Центральной избирательной комиссией после официальной публикации решения о назначении выборов депутатов Государственной думы.
Принимая этот документ, законодатели руководствовались тем, что не должно быть неограниченного количества людей, которые будут присутствовать на одном избирательном участке, особенно учитывая большое количество партий и одномандатников. Это может попросту помешать свободному волеизъявлению. Поэтому было установлено оптимальное, с их точки зрения, число наблюдателей со стороны каждой политической партии и каждого кандидата - два человека.
К тому же собрать пять наблюдателей для каждого участка (на этой цифре первоначально настаивала КПРФ, которая внесла документ в Государственную Думу) для многих партий крайне затруднительно. Это объясняется большими территориями страны, на которых действуют 95 тысяч участковых избирательных комиссий. Даже из расчета по два наблюдателя на участок получается, что на одну партию придется около 190 тысяч наблюдателей.
Один и тот же человек может быть назначен наблюдателем только в одну комиссию. Списки наблюдателей нужно будет направить в избиркомы не позднее чем за три дня до даты голосования. Что же касается трудозатрат наблюдателей, то они могут меняться друг с другом, например каждые 2-3 часа, давая друг другу отдыхать, это законом не запрещено.
Еще одно новшество поправок - разрешение удалять наблюдателей с избирательного участка только по решению суда, а не по самоуправству комиссий. Помимо этого документ позволяет беспрепятственную фото- и видеосъемку на избирательном участке.
В Центризбиркоме уверены, что эти поправки оптимальны для всех участников избирательного процесса. Зампред ЦИК Леонид Ивлев полагает, что новый закон ставит эмбарго на скупку голосов. Он привел в пример муниципальные выборы в Подмосковье, когда от кандидата на избирательный участок приходили 100-150 наблюдателей.
"Человек приходил, показывал направление, где написано, что он наблюдатель, и, побыв на участке 15 минут, уходил. Затем ему на смену приходил другой. И люди получали деньги якобы за наблюдение. Но это было не наблюдение, а самая настоящая скупка голосов", - подчеркнул он. Таким образом, по мнению заместителя главы ведомства, законодательные новации являются мощным препятствием для использования "черных технологий" на выборах.
В свою очередь сопредседатель мониторинговой группы СПЧ, бывший член ЦИК Игорь Борисов отметил, что внесенные поправки направлены на легитимность, конкурентность и прежде всего открытость избирательного процесса. "Поправки теперь уже на законодательном уровне четко устанавливают возможность осуществления фото- и видеосъемки, чтобы и наблюдатели, и избиратели ясно представляли себе, что происходит на избирательных участках", - подчеркнул он.
Ранее же соответствующая мера регулировалась постановлением избирательной комиссии.
Поиск материалов
4.1.1. Взаимодействие участковой избирательной комиссии с наблюдателями, иностранными (международными) наблюдателями и представителями СМИ,
иными лицами, имеющими право присутствовать в помещении для голосования,
___________________________________________________________________________
Наблюдатели
Список наблюдателей, которые назначены в соответствующую УИК, данная УИК получает из вышестоящей ТИК.
Для осуществления работы наблюдатель из указанного списка должен представить в УИК направление в письменной форме.
Направление представляется в день, предшествующий дню голосования
(досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования).
Направление подписывается
уполномоченным представителем политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов (с проставлением печати
), либо кандидатом, зарегистрированным по соответствующему одномандатному избирательному округу, или его доверенным лицом.
В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 статьи 33 Федерального закона № 20-ФЗ . Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются.
Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, могут назначить в каждую УИК не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования
Наблюдатель вправе носить нагрудный знак, не носящий признаков предвыборной агитации. Форма знака утверждена ЦИК России(см. приложение).
2
Места расположения наблюдателей
В связи с этим решением УИК целесообразно определить места для расположения наблюдателей
, с тем чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей:
Помещение с одним эвакуационным выходом
Экспликация оборудования |
|
№ позиции на схеме |
Наименование оборудования |
Столы |
|
Стулья |
|
Стационарные ящики |
|
Переносные ящики |
|
Кабины для тайного голосования |
|
Информационный стенд |
|
Огнетушители |
Помещение с двумя эвакуационными выходами
Экспликация оборудования |
|
№ позиции на схеме |
Наименование оборудования |
Столы |
|
Стулья |
|
Стационарные ящики |
|
Переносные ящики |
|
Кабины для тайного голосования |
|
Информационный стенд |
|
Иные специально оборудованные места для тайного голосования |
|
Сейф или металлический ящик (шкаф) |
|
Огнетушители |
Следует учитывать, что наблюдать за подсчетом голосов избирателей наблюдатель вправе на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей. Таким образом, целесообразно расположить наблюдателей на расстоянии не более 2-2,5 метров от места сортировки избирательных бюллетеней.
При этом в ходе оглашения содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей члены УИК представляют избирательные бюллетени для визуального контроля всем присутствующим. Рекомендованное время, в течение которого должна фиксироваться отметка в бюллетене - не менее одной секунды .
Также следует помнить, что подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке производится отдельно по каждому кандидату (списку кандидатов). При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене . Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается.
- присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;
- наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений;
- обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему;
- знакомиться с протоколами УИК, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, получать от УИК заверенные копии указанных протоколов;
- обжаловать решения и действия (бездействие) УИК в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
- присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в УИК;
- осуществлять в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем УИК) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря УИК.
Для ознакомления с перечисленными выше документами наблюдатель вправе подойти к тому месту, где они располагаются: столы председателя, секретаря УИК, членов УИК, выдающих избирательные бюллетени и работающих со списками избирателей, другими избирательными документами.
ЦИК России рекомендует наблюдателям, представителям СМИ обращаться к председателю, заместителю председателя, секретарю УИК в те периоды времени, когда они свободны от выполнения таких обязанностей, как работа с избирателями, проведение заседаний, сообщение в вышестоящую избирательную комиссию информации об открытии избирательного участка, о ходе голосования (на 8.00, 10.00, 12.00, 15.00 и 18.00 по местному времени), решение оперативных вопросов организации голосования, например, подготовка выписок из реестра для голосования вне помещения для голосования, оформление различных актов, внесение предусмотренных законом отметок в список избирателей. Вместе с тем, в случае если наблюдатель становится свидетелем правонарушения или преступления, следует обратиться к председателю УИК или представителю полиции незамедлительно.
Следует учитывать, что председатель УИК следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя УИК, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя УИК его полномочия исполняет заместитель председателя УИК, а в отсутствие заместителя председателя УИК - секретарь или иной член УИК с правом решающего голоса, уполномоченный ею.
Наблюдатель не вправе:
- выдавать избирателям избирательные бюллетени;
- расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;
- заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;
- совершать действия, нарушающие тайну голосования;
- принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;
- совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
- проводить предвыборную агитацию среди избирателей;
- участвовать в принятии решений избирательной комиссией.