Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по труду и занятости.
Председатель Правительства Российской Федерации
М. Фрадков
Положение о Федеральной службе по труду и занятости
I. Общие положения
1. Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
2. Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
3. Федеральная служба по труду и занятости руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также настоящим Положением.
4. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
II. Полномочия
5. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет следующие полномочия:
5.1. осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением:
5.1.1. трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
5.1.2. установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
5.2. осуществляет контроль за:
5.2.1. обеспечением государственных гарантий в области занятости населения;
5.2.2. приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;
5.2.3. регистрацией инвалидов в качестве безработных;
5.2.4. прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее;
5.3. регистрирует:
5.3.1. граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан;
5.3.2. в уведомительном порядке отраслевые соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства;
5.4. оказывает в соответствии с законодательством Российской Федерации следующие государственные услуги:
5.4.1. содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
5.4.2. информирование о положении на рынке труда;
5.4.3. организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
5.4.4. психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
5.4.5. осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
5.4.6. организация проведения оплачиваемых общественных работ;
5.4.7. организация временного трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
5.4.8. социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
5.4.9. содействие самозанятости населения;
5.4.10. выдача работодателям заключений о привлечении и использовании иностранных работников;
5.4.11. содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;
5.4.12. содействие в разрешении коллективных трудовых споров;
5.4.13. организация подготовки трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров;
5.5. осуществляет:
5.5.1. проверки, обследования, выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечение виновных к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5.5.2. рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации дел об административных правонарушениях;
5.5.3. принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
5.5.4. информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
5.5.5. обобщение практики применения и анализ причин нарушений трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости и альтернативной гражданской службе, а также подготовку соответствующих предложений по их совершенствованию;
5.5.6. анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике;
5.5.7. реализацию территориальных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
5.5.8. принятие решения о переводе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую;
5.5.9. подготовку плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу;
5.6. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;
5.7. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
5.8. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;
5.9. представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
5.10. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности территориальных органов и государственных учреждений службы занятости, находящихся в ее ведении, по их мобилизационной подготовке;
5.11. осуществляет профессиональную подготовку работников центрального аппарата Службы, территориальных органов и государственных учреждений службы занятости, находящихся в ее ведении, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
5.12. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;
5.13. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
5.14. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности;
5.15. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
6. Федеральная служба по труду и занятости с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
6.1. организовывать проведение необходимых обследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора и контроля, оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности;
6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
6.5. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;
6.6. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и государственных учреждений службы занятости, находящихся в ее ведении;
6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы удостоверений государственных инспекторов труда.
7. Федеральная служба по труду и занятости не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы по труду и занятости по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы, контролю деятельности в возглавляемой им Службе (ее структурных подразделениях, территориальных органах и государственных учреждениях службы занятости, находящихся в ее ведении).
III. Организация деятельности
8. Федеральную службу по труду и занятости возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Руководитель Федеральной службы по труду и занятости несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.
Руководитель Федеральной службы по труду и занятости имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации по представлению руководителя Службы.
Количество заместителей руководителя Федеральной службы по труду и занятости устанавливается Правительством Российской Федерации.
9. Руководитель Федеральной службы по труду и занятости:
9.1. распределяет обязанности между своими заместителями;
9.2. представляет Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
9.2.1. проект положения о Службе;
9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;
9.2.3. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя Службы;
9.2.4. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности руководителей территориальных органов Службы;
9.2.5. проект положения о территориальных органах Службы;
9.2.6. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;
9.2.7. предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;
9.2.8. предложения о присвоении почетных званий и награждении отличившихся работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и государственных учреждений службы занятости, находящихся в ведении Службы;
9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы и заместителей руководителей ее территориальных органов;
9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной службе по труду и занятости;
9.5. утверждает структуру и штатное расписание аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
9.6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
9.7. назначает на должность и освобождает от должности руководителей государственных учреждений службы занятости, находящихся в ведении Службы, заключает, изменяет и расторгает с ними трудовые договоры;
9.8. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.
10. Финансирование расходов на содержание аппарата Федеральной службы по труду и занятости, территориальных органов и государственных учреждений службы занятости, находящихся в ведении Службы, осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
11. Федеральная служба по труду и занятости является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12. Место нахождения Федеральной службы по труду и занятости - г. Москва.
1.1. Полномочия Федеральной службы по труду и занятости
Россия ратифицировав в 1998 г. РФ Конвенцию МОТ № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле(Женева, 11 июля 1947 г.), приняла тем самым положения этого международного акта. В соответствии с чем каждый Член Международной Организации Труда, в отношении которого Конвенция МОТ № 81 вступила в силу, обязуется иметь систему инспекции труда на промышленных предприятиях. При этом, система инспекции труда на промышленных предприятиях распространяется на все предприятия, в отношении которых инспектора труда обязаны обеспечить применение положений законодательства, относящихся к условиям труда и к охране трудящихся в процессе их работы.
В соответствии со ст. 353 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) на территории Российской Федерации государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями осуществляет федеральная инспекция труда (далее – ФИТ).
В некоторых случаях (например, за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности) наряду с федеральной инспекцией труда надзор осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности – федеральные надзоры (Ростехнадзор, Роспотребнадзор).
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ в подведомственных организациях осуществляют внутриведомственный государственный контрол ь за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости является Федеральная служба по труду и занятости (далее – Роструд), действующая на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости».
Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы – государственные инспекции труда , которые утверждаются приказами Роструда.
Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом. Следует учитывать, что органы прокуратуры в осуществлении своих надзорных функций не подменяют деятельность других федеральных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства.
Федеральная инспекция труда (далее – ФИТ) является одним из департаментов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и имеет свои представительства (государственные инспекции труда – далее ГИТ) в регионах. Последние открывают свои отделения на местах.
Как указано в ст. 354 ТК РФ федеральная инспекция труда представляет собой единую федеральную централизованную систему состоящую из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
Свою деятельность ФИТ осуществляет в соответствии с рядом нормативных актов. Прежде всего это Конституция РФ и уже упоминавшаяся Конвенция Международной Организации Труда № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле(Женева, 11 июля 1947 г.), также назовем ТК РФ, КоАп РФ, Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (вступает в силу 1 июля 2009 г.) и т. д.
Кроме того, ТК РФ определены принципы, на основе которых должны строить свою деятельность органы ФИТ и ее должностные лица. К таковым относятся (ст. 355 ТК РФ):
Принцип уважения соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, который означает что должностные лица ФИТ в своей деятельности не должны унижать ничьей чести и достоинства, а также уважать и соблюдать права, свободы и законные интересы человека и гражданина;
Принцип законности, предполагающий, что ФИТ строит свою деятельность на основе и во имя исполнения законов подзаконных нормативных актов и т. д.;
Принцип объективности, который означает, что все решения, принимаемые должностными лицами ФИТ, должны строиться на основе полного, всестороннего исследования и изучения всех обстоятельств дела; все выводы должны быть сформулированы на основе беспристрастной оценки с учетом достаточных доказательств и т. д.;
Принцип независимости, который предполагает что в своей деятельности не зависят от иных государственных органов, их должностных лиц и при этом руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
Принцип гласности, предполагающий открытость и доступность деятельности ФИТ и результатов этой деятельности.
К основным задачам ФИТ ТК РФ относит:
Обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
Обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
Обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
Доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Деятельность системы государственных органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и осуществление общественного контроля в этой области являются одной из гарантий соблюдения трудовых прав граждан в нашей стране.
Роструд возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра здравоохранения и социального развития РФ.
Руководитель Роструда является главным государственным инспектором труда РФ и несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Роструд функций.
Руководитель Роструда имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром здравоохранения и социального развития РФ по представлению руководителя Роструда. Количество заместителей руководителя Роструда устанавливается Правительством РФ.
В соответствии с п. 5.6 постановления Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» руководитель федерального органа исполнительной власти утверждает положение о территориальном органе этого федерального органа исполнительной власти. В свою очередь, и руководители территориальных органов федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении федеральных министерств, назначаются на должность и освобождаются от должности федеральным министром по представлению руководителя соответствующей федеральной службы или федерального агентства. Таким образом, положения о государственной инспекции труда субъекта РФ утверждаются, а государственные инспекторы труда по субъекту РФ назначаются на должность Главным государственным инспектором труда РФ.
Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд.
Из книги Общество: государственность и семья автора СССР Внутренний ПредикторО мотивации к добросовестному труду И так было всегда на протяжении всей обозримой истории России в прошлом:· там, куда не могло дотянуться “элитарное” государство, - там всего для жизни людям в общем-то хватало;· там, где “элитарное” государство одолевало людей
Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна47. Функции Федеральной службы по финансовым рынкам Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет следующие функции:1) контроль за соблюдением субъектами отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений;2) принимает в пределах своей
Из книги Социология труда автора Горшков Александр22. Методы формирования отношения к труду Исходя из предмета социологии труда можно утверждать, что одной из главных категорий названной дисциплины является непосредственно само отношение к труду. В социологии труда имеется точка зрения, указывающая на то, что само
Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.52. Факторы, влияющие на отношение человека к труду На отношение работника к выполняемому труду оказывают влияние две группы факторов.Объективные (внешние) факторы:1) состояние экономики в отрасли производства и регионе расположения организации;2) общеполитическая и
Из книги Бухгалтерское дело автора Бортник Николай Николаевич53. Проявление отношения человека к труду Отношение человека к труду является важнейшим фактором взаимодействия персонала в организации и улучшения эффективности производства.Отношение работника к своему труду характеризуется мотивацией труда, самооценкой
Из книги Социализм и равенство автора Шахназаров Георгий Хосроевич54. Показатели отношения человека к труду Отношение человека к труду определяется рядом показателей. Существует 2 типа показателей: субъективные и объективные.Субъективные показатели:1) степень работоспособности человека;2) уровень удовлетворенности работника своим
Из книги Политическая экономия автора Островитянов Константин Васильевич9.2. Правовой статус Федеральной налоговой службы Российской Федерации Основополагающие вопросы правового статуса ФНС России установлены в Положении о Федеральной налоговой службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506.Кроме того, в своей
Из книги СССР: логика истории. автора Александров Юрий4.6. Проверка органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Законодательные акты, как правило, регулируют общие вопросы в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и многие нормы этих
Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел ЮрьевичКаждому по труду Кто не смеялся над злоключениями Остапа Бендера - главного действующего лица в сатирических романах И. Ильфа и Е. Петрова? Раздобыв путем вымогательства миллион, прохвост воображал, что богатство заставит окружающих относиться к нему, как к «выдающейся»
Из книги Контроль и ревизия. Ответы на экзаменационные билеты автора Терентьева Людмила ФоминичнаРаспределение по труду - экономический закон социализма. Социалистический способ производства обусловливает и соответствующую ему форму распределения. Энгельс писал, имея в виду социалистическое общество: «Распределение, поскольку оно управляется чисто
Из книги Карта и территория. Риск, человеческая природа и проблемы прогнозирования автора Гринспен АланРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ТРУДУ Смена общественно-экономических формаций определяется не стремлением людей к абстрактной справедливости, а необходимостью обеспечения беспрепятственного развития производительных сил общества. В связи с этим очевидна правота В. И. Ленина,
Из книги Современные требования к кадровой службе (отделу) автора Пономарева Наталья Г.40. Функции региональных органов Федеральной налоговой службы в субъектах РФ Региональные органы Федеральной налоговой службы в субъектах Российской Федерации осуществляют функции, предусмотренные законодательством для государственных налоговых инспекций по
Из книги Зачем работать. Великие библейские истины о вашем деле автора Келлер Тимоти1. Сущность, роль и функции контроля в управлении Контроль - это система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, определение результатов управленческих воздействий на управляемый объект и
Из книги автора Из книги автораГлава 4 Полномочия кадровой службы
Из книги автораПризвание к труду и Евангелие Вклад Лютера в понимание нашего предмета не ограничивается его замечательной идеей о том, что всякая работа есть призвание от Бога. Доктрина оправдания только верой – скала, на которой стоит протестантская Реформация, – еще глубже влияет
«Государственную службу занятости возглавляет и организует Федеральная служба по труду и занятости. В регионах созданы государственные службы занятости, подчиненные в своей деятельности вышестоящим органам службы занятости и соответствующим органам исполнительной власти. Они финансируются за счет средств фонда занятости и своей деятельности руководствуются конвенциями и рекомендациями, разработанными и принятыми Международной организацией труда, созданной в 1919 году, а также соответствующими законами и нормативными актами Российской Федерации.
На деятельность этих служб государство возложило следующие задачи:
1) оказывать поддержку безработным и помогать им в поисках работы;
2) предлагать и осуществлять меры по созданию новых рабочих мест;
3) организовывать профессиональное обучение и профессиональное консультирования незанятых граждан;
4) оплачивать обучение, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий;
5) регистрировать безработных;
6) выплачивать пособия по безработице и других видов материальной помощи; 7) оформление досрочного выхода на пенсию;
8) разрабатывать программы занятости и мероприятия по социальной защите различных групп населения»
Таким образом, федеральный институт выполняет главные задачи по труду и занятости.
«В соответствии с «Положением о Федеральной службе по труду и занятости», Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
Функции Федеральной службы по труду и занятости:
1. Осуществление государственного надзора и контроля за выполнением трудового законодательства работодателями;
2. Оценка состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
3. Разработка и реализация федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
4. Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в поиске необходимых работников;
5. Организация мероприятий активной политики занятости, при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;
6. Осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании.
Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.»
Федеральная служба по труду и занятости наделена следующими полномочиями:
Осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства, установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
Осуществляет надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий в области содействия занятости населения;
Осуществляет контроль за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее, расходованием органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий, в пределах своей компетенции;
Регистрирует в уведомительном порядке отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства;
Регистрирует в уведомительном порядке коллективные трудовые споры по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективные трудовые споры в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективные трудовые споры, возникающие в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;
Рассматривает дела об административных правонарушениях;
Информирует и консультирует работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
Обобщает практику применения и анализ причин нарушений трудового законодательства и нормативных правовых актов, а также подготавливает соответствующие предложения по их совершенствованию;
Анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике;
Реализует федеральные программы в сфере занятости населения, включая программы содействия переезду граждан и членов их семей в связи с направлением в другую местность для трудоустройства или обучения;
Реализует меры активной политики занятости населения;
Осуществляет подготовку плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу;
Содействует урегулированию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;
Ведет базы данных по учету трудовых арбитров;
Информирует о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;
Осуществляет государственную экспертизу условий труда;
Формирует и ведет регистры получателей государственных услуг в сфере занятости населения;
Анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
Участвует в подготовке предложений о потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации;
Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы;
Взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.»
Федеральная служба по труду и занятости не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.»
Таким образом, Федеральная служба по труду и занятости призвана осуществлять государственный надзор, контроль за выполнением работодателей трудового законодательства и содействие гражданам в поиске работы.
занятость население труд государственный
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости
Документ с изменениями, внесенными:
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 37, 10.09.2007);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 46, 17.11.2008);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 1, 05.01.2009);
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года N 43 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 6, 09.02.2009);
постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года N 649 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 33, 17.08.2009);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 26, 28.06.2010);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 14, 04.04.2011);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 1, 02.01.2012);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 15, 09.04.2012);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 26, 25.06.2012);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.08.2013);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.11.2013);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.06.2014) (вступило в силу с 1 января 2015 года);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.08.2014);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.01.2015, N 0001201501080007);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.04.2015, N 0001201504140036) (о порядке вступления в силу см. пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2015 года N 347). ;
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2015, N 0001201512310012);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.07.2016, N 0001201607070026);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.02.2018, N 0001201802260008).
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по труду и занятости.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков
Положение о Федеральной службе по труду и занятости
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2004 года N 324
I. Общие положения
1. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан. *1)
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 611; в редакции, введенной в действие с 12 августа 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 года N 726 . - См. предыдущую редакцию)
2. Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 611 . - См. предыдущую редакцию)
3. Федеральная служба по труду и занятости руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, а также настоящим Положением.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 611 . - См. предыдущую редакцию)
4. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт в редакции - см. предыдущую редакцию). *4)
II. Полномочия
5. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет следующие полномочия:
5.1. осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением:
5.1.1. работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию);
5.1.2. установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
5.1.3. осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения в части государственных гарантий социальной поддержки безработных граждан, о привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, об отстранении от должности должностных лиц органов и государственных учреждений службы занятости населения субъектов Российской Федерации;
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года N 277 . - См. предыдущую редакцию)
5.1.4. Подпункт дополнительно включен с 3 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 611 ; утратил силу с 1 января 2015 года - постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 581 . - См. предыдущую редакцию .
5.1_1. осуществляет надзор и контроль за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с выдачей обязательных для исполнения предписаний;
(Подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 ; в редакции, введенной в действие с 17 апреля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года N 277 . - См. предыдущую редакцию)
5.1.1_1. осуществляет надзор и контроль за осуществлением социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, с выдачей обязательных для исполнения предписаний;
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года N 277)
5.1_1-2. осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" полномочий;
(Подпункт дополнительно включен с 6 марта 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2018 года N 181)
5.1_2. осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года N 1016);
5.1_3. осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания;
(Подпункт дополнительно включен с 1 января 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 581)
5.1_4. осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предоставлению, в том числе по доставке, компенсаций и других выплат отдельным категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2015 года N 347)
5.2. осуществляет контроль за:
5.2.1. подпункт утратил силу - - см. предыдущую редакцию ;
5.2.2. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию ;
5.2.3. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию ;
5.2.4. прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее;
5.2.5. расходованием органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий, в пределах своей компетенции (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559);
5.2.6. обеспечением государственных гарантий в области занятости населения в части социальной поддержки безработных граждан с выдачей обязательных для исполнения предписаний;
(Подпункт дополнительно включен с 17 апреля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года N 277)
5.2.7. порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 611)
5.2.8. деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;
(Подпункт дополнительно включен с 3 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 611)
5.3. регистрирует в уведомительном порядке (подпункт дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию):
5.3.1. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию ;
5.3.2. отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения; *5.3.2)
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 21 августа 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2013 года N 683 . - См. предыдущую редакцию)
5.3.3. коллективные трудовые споры по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективные трудовые споры в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективные трудовые споры, возникающие в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559);
5.4. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию :
5.4.1. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию ;
5.4.2. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию ;
5.4.3. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию ;
5.4.4. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию ;
5.4.5. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию ;
5.4.6. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию ;
5.4.7. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию ;
5.4.8. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию ;
5.4.9. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию ;
5.4.10. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию ;
5.4.11. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию ;
5.4.12. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию ;
5.4.13. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию ;
5.5. осуществляет:
5.5.1. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию ;
5.5.2. рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации дел об административных правонарушениях;
5.5.3. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию ;
5.5.4. информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; *5.5.4)
5.5.5. обобщение практики применения и анализ причин нарушений трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости и альтернативной гражданской службе, а также подготовку соответствующих предложений по их совершенствованию;
5.5.6. анализ состояния и причин производственного травматизма и разработку предложений по его профилактике;
5.5.7. реализацию федеральных программ в сфере занятости населения;
(Подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 ; в редакции, введенной в действие с 17 апреля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года N 277 . - См. предыдущую редакцию)
5.5.7_1. Подпункт, дополнительно включенный постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 . - См. предыдущую редакцию ;
5.5.8. принятие решения о переводе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую;
5.5.9. подготовку плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу;
5.5.10. содействие в урегулировании коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559);
5.5.11. организацию подготовки трудовых арбитров (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559);
5.5.12. ведение базы данных по учету трудовых арбитров (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559); *5.5.12)
5.5.13. Подпункт, дополнительно включенный постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 , утратил силу с 17 апреля 2012 года - постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года N 277 . - См. предыдущую редакцию ;
5.5.14. государственную экспертизу условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и оценки фактических условий труда работников;
(Подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 ; в редакции, введенной в действие с 12 августа 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 года N 726 . - См. предыдущую редакцию)
5.5.15. формирование и ведение в установленном порядке регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559);
5.5.16. прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;
(Подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года N 1132)
5.5.17. проверку деятельности организаций, осуществляющих социальную защиту населения, других организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере социальной защиты населения;
(Подпункт дополнительно включен с 3 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 611)
5.5.18. формирование и ведение реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 года N 726)
5.5.19. принятие решения о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
(Подпункт дополнительно включен с 12 августа 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 года N 726)
5.5.20. рассмотрение разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалоб работодателей на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда;
(Подпункт дополнительно включен с 12 августа 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 года N 726)
5.5_1. Подпункт, дополнительно включенный постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 , утратил силу с 17 апреля 2012 года - постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года N 277 . - См. предыдущую редакцию ;
5.5_2. Подпункт, дополнительно включенный постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 , утратил силу с 17 апреля 2012 года - постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 года N 277 . - См. предыдущую редакцию ;
5.5_3. в случаях, установленных федеральными законами, готовит и направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы, предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559);
5.5_4. анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559);
5.5_5. участвует в подготовке предложений о потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559);
5.5_6. организует предоставление социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан;
(Подпункт дополнительно включен с 3 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 611)
5.6. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;
5.6_1. является оператором информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России", ответственным за ее формирование, развитие и модернизацию;
(Подпункт дополнительно включен с 22 апреля 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2015 года N 347)
5.7. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
5.8. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок; *5.8)
5.9. представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
5.10. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности территориальных органов по их мобилизационной подготовке (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию);
5.10_1. осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 года N 438);
5.11. организует дополнительное профессиональное образование работников центрального аппарата Службы, территориальных органов;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 16 ноября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2013 года N 988 . - См. предыдущую редакцию)
5.12. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;
5.13. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
5.14. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 16 января 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 года N 1581 . - См. предыдущую редакцию)
5.15. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
6. Федеральная служба по труду и занятости с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
6.1. организовывать проведение необходимых обследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора и контроля, оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности;
6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы; *6.3)
6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;
6.5. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;
6.5_1. составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559);
6.6. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию);
6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности; *6.7)
6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы удостоверений государственных инспекторов труда. *6.8)
7. Федеральная служба по труду и занятости не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы по труду и занятости по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы, контролю деятельности в возглавляемой им Службе (ее структурных подразделениях, территориальных органах) (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию).
III. Организация деятельности
8. Федеральную службу по труду и занятости возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 611 . - См. предыдущую редакцию)
Руководитель Федеральной службы по труду и занятости является главным государственным инспектором труда Российской Федерации (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года N 1016).
Руководитель Федеральной службы по труду и занятости несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.
Руководитель Федеральной службы по труду и занятости имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 января 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N 1435 . - См. предыдущую редакцию)
Количество заместителей руководителя Федеральной службы по труду и занятости устанавливается Правительством Российской Федерации.
9. Руководитель Федеральной службы по труду и занятости:
9.1. распределяет обязанности между своими заместителями;
9.2. представляет Министру труда и социальной защиты Российской Федерации:
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 3 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 611 . - См. предыдущую редакцию)
9.2.1. проект положения о Службе;
9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;
9.2.3. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя Службы;
9.2.4. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности руководителей территориальных органов Службы;
9.2.5. проект положения о территориальных органах Службы;
9.2.6. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении; *9.2.6)
9.2.7. предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;
9.2.8. предложения о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, Почетной грамотой Правительства Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации, объявления благодарности Правительства Российской Федерации, о награждении ведомственным знаком отличия Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", работников центрального аппарата Службы и ее территориальных органов, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере;
(Подпункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N 814 - см. предыдущую редакцию ; в редакции, введенной в действие с 15 июля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 года N 616 . - См. предыдущую редакцию)
9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы и заместителей руководителей ее территориальных органов;
9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной службе по труду и занятости; *9.4)
9.5. утверждает структуру и штатное расписание аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
9.6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете; *9.6)
9.7. подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию ;
9.8. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации , федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 июля 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 611 . - См. предыдущую редакцию)
10. Финансирование расходов на содержание аппарата Федеральной службы по труду и занятости, ее территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2007 года N 559 - см. предыдущую редакцию). *10)
11. Федеральная служба по труду и занятости является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральная служба по труду и занятости вправе иметь геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.
(Абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2011 года N 210 ; в редакции, введенной в действие с 3 июля 2012 года
Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Судебная практика и законодательство - Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 324 (ред. от 21.02.2018) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости"
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2901; 2007, N 37, ст. 4455; 2008, N 46, ст. 5337; 2009, N 1, ст. 146; N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; 2010, N 26, ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935; 2012, N 1, ст. 171; N 15, ст. 1790; N 26, ст. 3529; 2013, N 33, ст. 4385; N 45, ст. 5822; 2014, N 32, ст. 4499; 2015, N 2, ст. 491; N 16, ст. 2384);