Положение об офицерском собрании. Всероссийское офицерское собрание

В таможенных органах Российской Федерации есть упоминание о "собраниях", закрепленных нормативно правовой базой (Статья 31. Собрания сотрудников таможенных органов ФЗ №114). Но как таковая эта статья не работает.

1. В таможенных органах действуют собрания сотрудников таможенных органов.

2. Положение о собрании сотрудников таможенных органов утверждается руководителем Федеральной таможенной службы.

Необходимость офицерских собраний продиктована реальными событиями (юридическими фактами), происходящими внутри коллектива людей, носящих военную (специальную) форму и погоны. Этика взаимоотношений между офицерами (сотрудниками спецподразделений) обязывает по мере необходимости созывать офицерские собрания. Где выносится на обсуждение животрепещущие темы, где общими усилиями анализируются и разрешаются те или иные происшествия, касающиеся офицерского общества (воинского формирования, отделов, структурных подразделений).

Если это не делается, то возникают определенного типа конфликты, основанные на негативе друг другу сослуживцев. Что вполне естественно будет возникать в любом коллективе. Решить проблемы возможно сообща. Жесткое и волевое решение вышестоящего начальника, которое может быть и ошибочным, лишает перспективы благополучного исхода того или иного дела.

В вооруженных силах (наверное) всех стран мира есть Положение, определяющее основные принципы деятельности офицерских собраний, их полномочия, порядок взаимодействия с командирами (начальниками) воинских частей и руководителями организаций вооруженных сил (спецподразделений) в решении задач воспитания офицеров, защите прав, чести, достоинства офицеров при возникновении каких-либо проблем.

Офицерские собрания являются постоянно действующим объединением офицеров вооруженных сил (спецслужб) и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством страны. Офицерские собрания самостоятельно определяют формы и методы своей деятельности и содействуют сочетанию единоначалия и демократии, защите прав офицеров, воспитанию и развитию у офицеров ответственности за выполнение воинского долга, соблюдение чести и достоинства, общей и военной культуры, высокой нравственности, сплочению офицерских коллективов и обеспечению гласности в решении их проблем.

Офицерские собрания по штатной численности офицеров составляет не менее 10 человек. При наличии в воинской части (в подразделении спецслужб) менее 10 офицеров по решению командира воинской части (начальника гарнизона, начальника структурного подразделения) могут создаваться общегарнизонные офицерские собрания на базе одной из воинских частей (гарнизона, отдела, отделения).

При необходимости, но не реже одного раза в два года, по решению совета офицерского собрания, согласованному с командиров воинской части (начальников спецподразделений, начальников отделов), проводится делегатское офицерское собрание. По решению командующего (руководителя службы, начальника управления), но не реже одного раза в пять лет, проводится офицерское собрание в подразделении.

Начальник воинской части (начальник управления) является членом офицерского собрания с особым статусом, определяемым его должностными обязанностями (Положением о офицерском собрании). В своей повседневной деятельности он опирается на офицерское собрание, активно участвует в его работе, учитывает мнение офицеров при принятии управленческих решений.

Для разрешения возникающих наиболее важных и принципиально спорных вопросов, влияющих на жизнедеятельность офицерского собрания и морально-психологическую обстановку среди офицеров, начальник воинской части (начальник управления) может обращаться к должностному лицу, которому подчинен, или в соответствующий координационный совет офицерских собраний.

На офицерское собрание возлагаются:

Обсуждение и принятие решений по вопросам, связанным с повседневной жизнедеятельностью и взаимоотношениями офицерского состава воинской части (гарнизона, управления);

Поддержание в офицерской среде товарищеских (дружеских) отношений, основанных на соблюдении чести и достоинства офицера, преданности воинскому долгу, укреплении офицерского коллектива;

Создание в офицерском коллективе нетерпимого отношения к любым проявлениям формализма, бюрократизма, лжи, лицемерия, двуличности, подлости, моральной нечистоплотности;

Воспитание офицеров в духе патриотизма и уважения к другим народам и государствам, добросовестного выполнения воинского (служебного) долга, дисциплинированности, инициативы и творчества, заботы о подчиненных;

Поддержание и повышение общей и военной культуры офицеров, содействие в овладении ими отечественным и мировым военно-историческим наследием;
обеспечение общественной защиты офицеров от проявлений грубости и произвола, унижения личного достоинства и социальной несправедливости;

Рассмотрение вопросов участия офицерского состава в выполнении задач, возложенных на воинскую часть, формирование общественного мнения в интересах их качественного решения;

Чествование офицеров в связи с достигнутыми успехами в служебной деятельности, вручением государственных наград, присвоением воинских и почетных званий, повышением в должности, знаменательными событиями в семейной жизни, убытием к новому месту службы, увольнением в запас (отставку);

Взаимодействие с женскими советами, другими общественными объединениями в целях сплочения офицерских коллективов, создания в семьях военнослужащих здоровой морально-нравственной атмосферы, отстаивания их прав и интересов, организации культурного отдыха и досуга;

Организация и поддержка научно-исследовательской, военно-научной и рационализаторской работы офицеров;

Рассмотрение заявлений офицеров о несогласии с решениями товарищеского суда чести офицеров;

Участие в рассмотрении вопросов прохождения ими военной службы, в том числе:

Назначение на высшие должности и направление на учебу;

Представление к присвоению почетных званий и очередных воинских званий досрочно, а также к награждению государственными наградами;

Возбуждение ходатайства перед начальником воинской части (начальником управления) о снижении в воинском звании на одну степень и восстановлении прежнем воинском (специальном) звании, перемещении на низшую должность, увольнении с военной службы.

Офицерское собрание вправе по своей инициативе, по предложению совета офицерского собрания или соответствующих начальников, либо по заявлению офицера:

Заслушивать любого члена офицерского собрания независимо от занимаемой должности и воинского звания по вопросам жизнедеятельности воинской части (управления, службы, отдела, отделения), а также взаимоотношений между офицерами, кроме начальника воинской части (начальника управления);

Рассматривать конфликтные ситуации и факты недостойного поведения офицеров в быту или нарушения ими общественного порядка, воинской (служебной) дисциплины, недобросовестного отношения к служебным обязанностям;

Вносить предложения начальнику воинской части (начальнику управления) по вопросам совершенствования служебной деятельности, жизни и быта военнослужащих и членов их семей;

Ходатайствовать о рассмотрении вышестоящим командиром заявлений, жалоб и предложений офицеров, которые не были разрешены начальником воинской части (начальником управления) и офицерским собранием.

Рассмотрение вопросов, выносимых на общее собрание членов офицерского собрания, должно проводиться в условиях свободного обсуждения, товарищеской критики и самокритики. Каждый офицер имеет право свободно высказывать свое мнение, при этом младшие офицеры высказывают свое мнение в первоочередном порядке. Какие-либо действия, направленные на ограничение свободы слова, не допускаются и подлежат рассмотрению на совете офицерского собрания, не допускается критика и обсуждение приказов, распоряжений командиров и начальников.

Ход собрания и его решения протоколируются и хранятся три года.

При проведении делегатского общего собрания расходы на проезд делегатов производятся за счет денежных средств, выделяемых на оплату служебных командировок.
Решения офицерского собрания доводятся до всех офицеров воинской части (гарнизона, управления), а при необходимости - до членов семей военнослужащих в части, их касающейся.

При совершении офицером проступка, нарушающего Кодекс чести офицера Вооруженных Сил РФ (той или иной федеральной специальной службы) (далее - Кодекс чести офицера), офицерское собрание вправе применить к нему меры общественного воздействия или передать дело о проступке на рассмотрение товарищеского суда чести офицеров.

Решение о передаче дела офицера, совершившего проступок, на рассмотрение в товарищеский суд чести офицера принимает начальник воинской части (начальник управления) или совет офицерского собрания на основании обращения соответствующих начальников, сообщений правоохранительных органов, а также в связи с письменным заявлением членов офицерского собрания воинской части или потерпевших лиц.

Меры общественного воздействия, применяемые к офицеру, по вопросам возбуждения ходатайства перед начальником воинской части (начальником управления) о перемещении на низшую должность, снижении офицера в воинском (специальном) звании на одну ступень, увольнении с военной службы утверждаются офицерским собранием той воинской части (управлении), где проходит службу данный офицер.

Для многих служивых все это смешно. Как ни странно. Но гласность и открытость помогает, на мой взгляд, во взаимоотношениях в коллективе.

Документ утратил силу

Документ по состоянию на август 2014 г.


В целях повышения роли и ответственности офицерских собраний в решении стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации задач, обеспечения социальной защищенности офицерских кадров, воспитания безупречной офицерской чести и достоинства, общей и военной культуры приказываю:

1. Ввести в действие прилагаемое Положение об офицерском собрании в Вооруженных Силах Российской Федерации.

2. Заместителям министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим (начальникам) родами войск, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командующим войсками округов, группами войск, флотами, армиями и флотилиями, командирам соединений и воинских частей обеспечить переход офицерских собраний на новую структуру в соответствии с прилагаемым Положением об офицерском собрании в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Изучить со всем офицерским составом Положение об офицерском собрании в Вооруженных Силах Российской Федерации и оказывать всестороннюю помощь офицерским собраниям в организации их работы.

3. Редакциям военных газет и журналов продолжать публикацию материалов об истории офицерских собраний российской армии, освещать работу офицерских собраний в Вооруженных Силах Российской Федерации.

5. Приказ разослать до отдельной воинской части.


Министр обороны
Российской Федерации,
генерал армии
П.ГРАЧЕВ


Приложение
к Приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 12 сентября 1992 г. N 147

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. СТРУКТУРА И РУКОВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ ОФИЦЕРСКОГО СОБРАНИЯ

Статья 1. Офицерское собрание является постоянно действующей самодеятельной общественной организацией офицерского состава в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В практической деятельности оно самостоятельно определяет формы и методы своей работы с офицерским составом (далее - офицеры).


Статья 2. Офицерское собрание создается в бригадах, полках, на кораблях, в отдельных батальонах (дивизионах) и им равных (далее - воинские части) в соответствии с настоящим Положением.

Если воинские части, дислоцируемые на территории гарнизона, имеют в своем составе небольшое количество офицеров, то может быть создано объединенное офицерское собрание гарнизона.


Статья 3. Высшим органом офицерского собрания части является общее собрание членов офицерского собрания, которое проводится по мере необходимости, по требованию одной трети членов офицерского собрания, а также по инициативе совета офицерского собрания и является правомочным при условии присутствия на нем не менее 2/3 его членов. Решения общего собрания принимаются открытым голосованием и являются принятыми, если за них проголосовало более половины присутствующих членов офицерского собрания. По требованию большинства присутствующих членов офицерского собрания решения могут приниматься и тайным голосованием. Обсуждение вопросов, выносимых на общее собрание членов офицерского собрания, проводится в условиях гласности, товарищеской критики и самокритики. Каждый офицер имеет право выступать по существу обсуждаемых вопросов. Какие-либо действия, направленные на зажим критики и ограничение свободы слова, не допускаются. На общем собрании не допускаются критика и обсуждение приказов, распоряжений командиров и начальников. Если воинская часть (подразделение) дислоцируется в различных гарнизонах, то проводится делегатское собрание. Количество делегатов определяется советом офицерского собрания части.

Расходы на проезд делегатов на общие собрания членов офицерского собрания производятся за счет денежных средств, выделяемых в распоряжение командиров воинских частей на оплату служебных командировок.


Статья 4. Председателем офицерского собрания является командир воинской части. Председателем объединенного офицерского собрания гарнизона - начальник гарнизона.

Председатель совета офицерского собрания избирается тайным голосованием на общем собрании членов офицерского собрания, а секретарь совета - открытым голосованием на организационном заседании совета офицерского собрания. Казначея назначает председатель офицерского собрания из числа членов совета офицерского собрания.

Для ведения текущей работы на общем собрании членов офицерского собрания войсковой части (гарнизона) тайным голосованием избирается совет офицерского собрания сроком на два года. Численность совета офицерского собрания должна определяться путем голосования, исходя из общего количества членов офицерского собрания, но не более 10 - 12% от численности офицеров воинской части.

При проведении выборов в совет офицерского собрания может быть выдвинуто несколько кандидатов на одно место. Избранным считается офицер, получивший на выборах наибольшее количество, но не менее половины голосов офицеров, участвующих в общем собрании. Общее собрание может при необходимости вывести из состава совета любого из его членов, а также произвести довыборы в совет другого члена офицерского собрания. Решение о выводе из состава совета считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 присутствующих членов офицерского собрания.

Для участия в работе совета офицерского собрания могут приглашаться председатель постоянно действующей аттестационной комиссии, другие должностные лица - военнослужащие, председатель товарищеского суда чести офицеров, а также представители других общественных организаций и комиссий. На заседании совета офицерского собрания при обсуждении любых вопросов могут участвовать члены офицерского собрания с правом совещательного голоса. Допускается совместное заседание совета офицерского собрания с другими общественными организациями.


Статья 5. Членами офицерского собрания являются все офицеры данной воинской части (гарнизона). По решению совета офицерского собрания в число членов собрания могут быть зачислены офицеры, уволенные в запас (отставку) с правом ношения военной формы одежды и работающие в воинской части.


Статья 6. На мероприятия, проводимые офицерским собранием, могут приглашаться гости: офицеры, не являющиеся членами офицерского собрания, прапорщики, мичманы, слушатели и курсанты военно - учебных заведений (в период прохождения практики и стажировки в частях), военнослужащие сверхсрочной службы, члены семей офицеров, гражданский персонал армии и флота, представители государственных органов, общественных организаций, предприятий промышленности, сельского хозяйства, научных учреждений, учебных заведений и другие граждане. Порядок приглашения определяется советом офицерского собрания.


Статья 7. Для функционирования офицерских собраний могут быть использованы Дома офицеров и офицерские клубы, а в гарнизонах и воинских частях, где их нет, специально выделенные командованием помещения, обеспеченные необходимым имуществом и средствами связи. У входа в помещение, отведенное для этой цели, крепится доска с надписью "Офицерское собрание". В каждом офицерском собрании должна быть оборудована комната совета офицерского собрания, определен утвержденный председателем офицерского собрания распорядок работы совета и время приема членов собрания по личным вопросам.


Статья 8. Работа офицерского собрания проводится в обстановке широкой гласности, доброжелательности, способствующей открытому обмену мнениями, обеспечению взаимной ответственности и уважения во взаимоотношениях между всеми офицерами.

В повседневной жизни члены офицерского собрания должны возрождать такие понятия, как "слово офицера" и "честь имею". Нарушение обязательств, взятых офицером и скрепленных в моральном и нравственном отношениях фразой "слово офицера", подлежит рассмотрению в офицерском собрании как нарушение офицерской этики и подрыв чести офицера. Допускается при расставании офицеров друг с другом наряду с общепринятыми формами приветствия историческое обращение "честь имею".

II. ЗАДАЧИ И ПОЛНОМОЧИЯ ОФИЦЕРСКОГО СОБРАНИЯ

Статья 9. Офицерское собрание постоянно занимается воспитанием офицеров в духе преданности России и ее народу, бескорыстного и безупречного исполнения воинского долга, высокой ответственности за постоянную готовность к защите Отечества.

Важными направлениями работы офицерского собрания являются формирование в офицерском коллективе взаимоотношений, основанных на соблюдении офицерской чести и достоинства, возрождение лучших традиций российских офицеров, воспитание высоких нравственных качеств, повышение общей и военной культуры, обеспечение защищенности офицеров от грубости, произвола и социальной несправедливости, рассмотрение и решение материально - бытовых вопросов и организации культурного досуга офицеров и членов их семей.


Статья 10. Офицерское собрание обеспечивает участие офицеров в военно - патриотическом воспитании молодежи и пропаганде среди них офицерской профессии, ратных подвигов народов России в боях с иноземными захватчиками.

Для конкретной и целенаправленной работы по военно - патриотическому воспитанию молодежи при офицерских собраниях гарнизонов (воинских частей) могут создаваться клубы - союзы по работе с молодежью.


Статья 11. На общем собрании членов офицерского собрания или заседании совета могут обсуждаться следующие вопросы:

О чести и достоинстве офицеров, воспитании у них чувства дружбы, товарищества, любви к профессии офицера, скромности, а также взаимной взыскательности и требовательности, близости к подчиненным;

Случаи недостойного поведения офицера;

Конфликтные ситуации между офицерами, случаи нанесения оскорблений;

Об оказании помощи офицерам в подготовке к поступлению в военно - учебные заведения;

О представлении к присвоению почетных званий;

Об оказании материальной помощи офицерам и членам их семей;

О расходовании финансовых средств из денежного фонда офицерского собрания;

Заслушивание информации председателя собрания (совета) о реализации предложений, критических замечаний, высказанных на собрании (совете), а также о поведении офицеров, в отношении которых офицерским собранием были приняты меры воздействия.


Статья 12. За совершенные проступки офицерским собранием к офицерам могут быть применены меры общественного воздействия:

Товарищеское предупреждение;

Вынесение решения о принесении публичного извинения офицером, совершившим тот или иной проступок, перед офицерским собранием или лицом, которому нанесено оскорбление;

Предупреждение о неуважении Военной присяги.

За грубое нарушение офицерской этики и чести офицерское собрание вправе выразить недоверие офицеру и передать дело в товарищеский суд чести офицеров.


Статья 13. В офицерском собрании проводится чествование офицеров в связи с достигнутыми успехами в служебной деятельности, вручением государственных наград, присвоением почетных званий, повышением в должности, по случаю знаменательных событий в семейной жизни офицеров, торжественных проводов членов офицерского собрания к новому месту службы, в запас или отставку.


Статья 14. В офицерском собрании воспитывается культура быта, общения и поведения, рассматриваются вопросы материально - бытового и торгового обеспечения офицеров и членов их семей, оказания помощи вновь прибывшим в воинскую часть офицерам в их становлении, вхождении в коллектив, в обеспечении их и членов семей временным жильем, трудоустройстве жен офицеров и других членов семьи, организации коллективного досуга офицеров, членов их семей. В офицерском собрании с учетом пожелания его членов могут проводиться товарищеские обеды и вечера отдыха совместно с семьями и гостями.


Статья 15. По решению офицерского собрания может создаваться денежный фонд за счет взносов членов офицерского собрания. Размеры и порядок внесения взносов определяются на общем собрании членов офицерского собрания. Вопрос о денежном фонде офицерского собрания может быть оговорен в дополнительных правилах, где более полно должно быть раскрыто, из чего создается фонд и за счет каких источников пополняется, его хранение, расходование и отчетность.

Финансовые средства офицерского собрания могут использоваться:

Для проведения общественных и культурно - просветительных мероприятий;

Для оплаты официальных приемов в офицерском собрании;

Для оказания помощи многодетным семьям офицеров;

Для оказания помощи офицеру или его семье при несчастных случаях и по другим уважительным причинам.

Ответственность за правильное использование финансов офицерского собрания несут совет офицерского собрания и казначей.

При расформировании части или прекращении деятельности офицерского собрания сумма членских взносов распределяется между членами офицерского собрания пропорционально сроку их членства. При переводе офицера к новому месту службы решением общего собрания ему может быть оказана материальная помощь из денежного фонда офицерского собрания.

Статья 16. В практической деятельности совет офицерского собрания руководствуется настоящим Положением, решениями общего собрания членов офицерского собрания, а также предложениями офицеров, одобренными общим собранием.

Совет офицерского собрания:

Готовит и рассматривает вопросы, подлежащие обсуждению на общем собрании членов офицерского собрания, проводит в жизнь и осуществляет контроль за исполнением принятых офицерским собранием решений;

Проводит индивидуальную работу с членами офицерского собрания, приглашает офицеров на заседание совета для заслушивания их по конфликтным вопросам, о соблюдении чести и достоинства офицера;

Рассматривает на своих заседаниях письма, заявления, предложения, которые поступают в адрес офицерского собрания, осуществляет прием офицеров по личным вопросам;

Участвует в решении вопросов, связанных с предоставлением офицерам и их семьям путевок для лечения в санаториях, профилакториях, для отдыха в домах отдыха, пансионатах, на туристических базах, для экскурсионных поездок; а также с переводом к новому месту службы членов офицерского собрания по семейным обстоятельствам или болезни;

Совместно с женсоветом воинской части занимается вопросами укрепления морально - нравственной атмосферы в офицерских семьях, улучшения работы с детьми офицеров, оказания помощи родительским комитетам и педагогическим коллективам общеобразовательных школ в воспитании учащихся - детей военнослужащих, благоустройства офицерских общежитий и квартир офицеров, улучшения их бытовых и материальных условий жизни;

Привлекает офицеров к участию в благоустройстве жилых домов, территории военного городка, спортивных и детских площадок;

Вносит предложения по вопросам жилищно - бытового обеспечения, предоставления садовых и огородных участков и по другим специальным проблемам членов офицерского собрания;

Определяет и обсуждает меры по улучшению досуга и культурного обслуживания офицеров и членов их семей (при совете создается рабочая группа);

Поддерживает традиции воинских ритуалов, связанных с важными событиями в жизни офицеров;

Участвует в создании и работе комиссий, осуществляющих контроль за работой учреждений военной торговли, столовых и других объектов бытового назначения, обслуживающих данную воинскую часть, в целях улучшения условий обеспечения офицеров и членов их семей.


Статья 17. Совет офицерского собрания принимает решения открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих на заседании членов совета. Никто не имеет права оказывать давление на членов совета офицерского собрания при обсуждении вопросов, выносимых на совет, и принятии решения по ним. В случае серьезных разногласий между членами совета офицерского собрания вопрос выносится на решение общего собрания членов офицерского собрания.


Статья 18. По истечении срока своих полномочий совет офицерского собрания отчитывается о проделанной работе перед общим собранием членов офицерского собрания. На каждом собрании совет информирует членов офицерского собрания о своей работе, мерах по выполнению решений предыдущего собрания (заседания), реализации предложений, критических замечаний, высказанных офицерами. Заседания совета, как и общие собрания, оформляются протоколами, которые хранятся совместно с перепиской председателя офицерского собрания.

IV. ОБЯЗАННОСТИ И ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ОФИЦЕРСКОГО СОБРАНИЯ, ЧЛЕНОВ ОФИЦЕРСКОГО СОБРАНИЯ

Статья 19. Председатель офицерского собрания:

Определяет дни и время проведения собрания;

Ведет переписку от имени офицерского собрания;

Участвует в разработке планов работы офицерского собрания и организует работу по их выполнению;

Постоянно изучает запросы, нужды и настроение офицерской общественности;

Организует подготовку и проведение заседаний совета офицерского собрания для обсуждения текущих вопросов, касающихся деятельности офицерского собрания;

Совместно с членами совета проводит целенаправленную работу по реализации решений, принятых на общих собраниях членов офицерского собрания и заседаниях совета, и обеспечивает их безусловное выполнение всеми членами офицерского собрания;

Обеспечивает проведение культурно - воспитательных мероприятий в офицерском собрании;

Проводит индивидуальные беседы с членами офицерского собрания, интересуется их нуждами, запросами и пожеланиями по совершенствованию работы офицерского собрания;

Постоянно вникает в вопросы материального, медицинского, торгово - бытового обеспечения и культурного обслуживания офицеров и членов их семей;

Принимает меры по улучшению и развитию материальной базы офицерского собрания (комнаты отдыха, клубы, залы в столовой и т.д.);

Организует контроль за расходованием денежных средств офицерского собрания;

Проводит при необходимости внеплановые заседания совета офицерского собрания.


Статья 20. Председатель совета организует работу совета и оказывает помощь председателю офицерского собрания в проведении мероприятий и выполнении всех задач, решаемых офицерским собранием, а при отсутствии председателя офицерского собрания пользуется в полном объеме его правами, предусмотренными статьей 19 настоящего Положения.


Статья 21. Член офицерского собрания обязан:

Дорожить своей принадлежностью к офицерскому собранию, заботиться и всемерно поддерживать его авторитет;

Участвовать во всех мероприятиях, проводимых офицерским собранием, безусловно выполнять его решения и поручения совета офицерского собрания;

Всемерно содействовать созданию в офицерском коллективе обстановки взаимного уважения, товарищества, бережного отношения к авторитету каждого офицера, воспитанию чувства уважения к старшим, близости к своим подчиненным и всемерной заботы о них;

Оказывать помощь командованию и совету офицерского собрания в укреплении коллективизма, товарищества и взаимовыручки среди офицеров и членов их семей, искоренении негативных явлений в офицерской среде;

Постоянно заботиться о создании крепкой и здоровой семьи, воспитании детей, оказывать помощь педагогическим коллективам и родительским комитетам общеобразовательных школ в обучении и воспитании школьников.

Члены офицерского собрания принимают участие в создании и совершенствовании базы культурно - просветительных учреждении, спортивных сооружений, других мест организованного отдыха офицеров и членов их семей. В добровольном порядке они могут сдавать в культурный фонд офицерского собрания произведения литературы и искусства, личные произведения самодеятельного творчества, коллекции.


Статья 22. Член офицерского собрания имеет право:

Вносить и отстаивать собственные предложения, добиваться выполнения решения общего собрания членов офицерского собрания и его совета;

Обращаться с просьбами и предложениями в совет офицерского собрания и получать ответ по существу;

Участвовать в культурно - просветительной работе и других видах деятельности офицерского собрания в соответствии со своими желаниями и способностями;

Присутствовать на заседаниях совета офицерского собрания, когда рассматриваются поданные им заявления, жалобы, просьбы;

Пользоваться защитой и поддержкой офицерского собрания при ущемлении законных интересов в вопросах прохождения службы и жизни и в случаях нарушения социально - экономических прав, унижения его чести и достоинства как офицера и гражданина;

Приглашать с разрешения совета офицерского собрания на проводимые культурно - просветительные мероприятия членов своей семьи, родственников и друзей.


Статья 23. Офицерское собрание при необходимости может разрабатывать и утверждать на общем собрании членов офицерского собрания дополнительные правила, не противоречащие целям и принципам настоящего Положения, но более подробно раскрывающие деятельность офицерского собрания в зависимости от дислокации, средств, условий, специфики деятельности воинской части и других причин.


Заместитель Министра обороны
Российской Федерации,
генерал - полковник
В.МИРОНОВ

Офицерское собрание.

В октябре 2003 г. в рамках «Мегапира» создано Офицерское собрание офицеров запаса, председателем которого является Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д.Т. Язов . Его членами являются более 40 тысяч человек на всей территории Российской Федерации, а также в странах ближнего зарубежья. Они активно участвуют в общественной жизни. Опираясь на авторитет организации, решают вопросы военнослужащих и ветеранов. Проявляют внимание и заботу, оказывают помощь тем офицерам в запасе и отставке, которые в ней нуждаются.
Офицерские собрания имеют свою историю и свои особенности. Они базируются на системе взглядов и идей офицерства армии, но существуют вне рамок Вооруженных Сил.
Одним из прообразов офицерских собраний являются, так называемые, клубы (помещения). Возникшие в конце XVIII века, они создавались в основном для совместного времяпрепровождения сослуживцев, не имея определенных правил и охватывая незначительное число офицеров. Более совершенной формой общения явились, создававшиеся в военных поселениях в 20 – 50-х годах XIX века, библиотеки и «офицерские ресторации», где устраивались вечера музыки, шахматные и шашечные матчи, те же игры в карты, а также частные военно-учебные общества офицеров. Показательным примером такого рода деятельности являлось Кронштадтское благородное собрание, открытое 6 февраля 1802 года по желанию небольшого кружка членов морского общества. В 1866 году в городе Ревеле (ныне Таллинн) существовал клуб для моряков, членами которого в соответствии с уставным положением могли быть военнослужащие и отставные адмиралы и генералы, штаб- и обер-офицеры, гражданские чиновники, дворяне, почетные граждане, купцы первых двух гильдий и их сыновья. «Прописные истины» положения требовали от каждого точного исполнения постановлений общества, благородного тона, взаимного уважения и учтивости друг к другу, сохранения приличий, как в одежде, так и в обращении, в особенности относительно дам, должного уважения к решениям старшин, избранных обществом. В правилах клуба определялись и штрафы за несоблюдение этих требований: замечание или выговор от старшины, гласное доведение сути проступка до других членов клуба, исключение нарушителя из сообщества. После того, как в армии получили распространение офицерские собрания и военные библиотеки, для разработки положений об их устройстве при военном ведомстве была создана особая комиссия, оставившая после себя Свод военных постановлений 1869 года. С этого периода офицерские собрания стали неотъемлемой частью военного ведомства.

Попытка возвращения офицерских собраний в Советской армии была сделана в 1943 году в период ввода новых знаков отличия офицеров – погон. В некоторых дивизиях и армиях начинают создаваться офицерские собрания и клубы.
В частности, в 31-й армии Западного фронта при штабах дивизий и полков были организованы офицерские собрания, которые являлись серьезной школой идейно-политического, нравственного воспитания офицеров, сплочения офицерских коллективов. Аналогичные офицерские собрания и офицерские клубы были организованы в апреле-июне 1944 года в соединениях и частях 60-й армии 1-го Украинского фронта и других объединениях и соединениях. Однако широкого применения эта форма работы с офицерами в годы войны не нашла.
В конце 1980-х гг. снова появился интерес к истории офицерских собраний. 20 мая 1989 года был подписан приказ министра обороны СССР № 186 о введении в действие Временного положения об офицерском собрании в ВС СССР, которое получило окончательную редакцию в приказе министра обороны СССР № 480 от 14 декабря 1990 года.
В тот сложный для страны период в войсках создавались офицерские собрания, но офицеры в их работе принимали пассивное участие, и собрания зачастую существовали формально. И все-таки такая форма была необходима, поэтому приказом министра обороны РФ № 147 от 12 сентября 1992 года введено в действие Положение об офицерском собрании в Вооруженных Силах Российской Федерации. Перед офицерским собранием были поставлены задачи, созвучные прежним: обеспечение социальной защищенности офицерских кадров; воспитание безупречной офицерской чести; воспитание общей и военной культуры.
Повышению роли и значимости офицерских собраний в нынешних Вооруженных Силах способствует приказ министра обороны РФ № 435 от 23 декабря 2004 года, которым было введено в действие новое «Положение об офицерских собраниях в Вооруженных Силах Российской Федерации».
25 ноября 2009 г. в Общественной палате Российской Федерации по инициативе Национальной Ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных Сил (МЕГАПИР), Комиссии по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей, и других общественных объединений состоялось Всероссийское собрание офицеров запаса . Оно прошло в целях объединения усилий данной категории граждан в социально-экономическом развитии страны, повышения статуса ветеранов военной службы, роли офицерского корпуса в укреплении российской государственности и стабильности. В ходе собрания обсуждались проблемы адаптации, переподготовки и трудоустройства увольняемых военнослужащих, востребованности их педагогического потенциала в обучении и воспитании молодежи. Участники рассмотрели межведомственные программы перераспределения кадров, вопросы пенсионного и медицинского обеспечения, пути включения офицеров запаса в бизнес-проекты, отражение образа офицера в средствах массовой информации. Внимание также уделялось вопросам обеспечения жильем, а также проблеме закрытых территориальных образований и отдаленных военных городков.

2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, начальникам служб Министерства обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военным комиссарам обеспечить деятельность офицерских собраний в соответствии с об офицерских собраниях в Вооруженных Силах Российской Федерации.

3. Начальнику Службы кадровой и воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации обеспечить доведение до военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации традиций и истории офицерских собраний армии и флота, а также освещение деятельности офицерских собраний в Вооруженных Силах Российской Федерации через средства массовой информации.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальника Службы кадровой и воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации.

1. Офицерские собрания предназначены для сплочения коллектива офицеров воинских частей , воспитания офицеров в духе преданности Отечеству, верности воинскому долгу и боевым традициям, укрепления войскового товарищества, выработки предложений и рекомендаций командованию по вопросам прохождения военной службы, решения социальных и иных проблем, возникающих у офицеров и членов их семей.

В практической деятельности офицерские собрания самостоятельно определяют методы и формы работы, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Офицерские собрания при необходимости могут утверждать дополнительные правила, не противоречащие целям и принципам настоящего Положения, определяющие специфику их деятельности.

2. Офицерские собрания действуют в центральных органах военного управления, управлениях военных округов, флотов, объединений и соединений, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, военных комиссариатах, в которых численность офицеров составляет не менее 10.

Для воинских частей, дислоцирующихся на территории одного гарнизона и имеющих в своем составе менее 10 офицеров, решением начальника гарнизона может создаваться объединенное офицерское собрание гарнизона.

Каждый офицер имеет право выступать на заседаниях офицерских собраний по существу обсуждаемых вопросов. На заседаниях офицерских собраний не допускается обсуждение приказов и распоряжений командиров (начальников).

4. Для функционирования офицерских собраний используются Дома офицеров и офицерские клубы, а в случае их отсутствия в гарнизонах и воинских частях - специально выделенные командованием помещения. У входа в помещение, отведенное для этой цели, крепится табличка с надписью "Офицерское собрание".

Распорядок работы и другие сведения о работе офицерского собрания вывешиваются на информационном стенде. Место размещения информационного стенда определяется решением командира воинской части (начальника гарнизона).

Организацию взаимодействия с общественными и религиозными объединениями, офицерскими собраниями других воинских частей, другими организациями;

7. Заседания офицерских собраний являются правомочными при условии присутствия на них не менее 2/3 его участников - членов офицерских собраний. Решения офицерских собраний принимаются на заседаниях офицерских собраний открытым голосованием и считаются принятыми, если за них проголосовало более половины присутствующих членов офицерского собрания. По требованию большинства присутствующих членов офицерского собрания решения могут приниматься и тайным голосованием.

#офицерскоесобрание #история #военныефинансы #русскаяармия #армия

История появления, становления и развития офицерских собраний в русской не так продолжительна, но весьма поучительна и интересна. Первые публикации о необходимости военных клубов или собраний в полках появились в конце XVIII в. Мотивов пользы их создания было предостаточно.

Вместе с тем создание общества способствовало развитию товарищества, взаимного уважения, ознакомлению с прошлым полка, его боевыми традициями, воспитанию гордости за свою воинскую часть. Наконец, организованное общение диктовалось необходимостью повышения их военных знаний, что обусловливалось развитием военного дела.

О необходимости и полезности офицерских собраний высказывался писатель А.А. Писарев.

В частности, ему принадлежат слова: "Если бы я был полковым командиром, то завел бы… некоторого рода собрания под названием военного редута и приглашал бы на оное два раза в неделю всех . Для такого общества собрал бы я небольшую библиотеку, содержащую в себе лучшие, на иностранных языках писанные или с оных на природный язык переведенные книги, относящиеся до математики, географии, истории всеобщей и военного искусства, в особенности инженерной науки, фортификации и тому подобных знаний".

Почти до конца XVIII в. в какой-то мере возможность общения полка создавали некоторые ротные, эскадронные и батарейные командиры. Имея материальные возможности, они приглашали в свой дом, в свою семью на обед младших , где они вместе отдыхали и вели беседы на военные темы. Нередко командиры полков на своих квартирах образовывали своего рода офицерское общество, организуя досуг .

С усложнением военного дела, оснащением войск новым оружием, изменением способов ведения боевых действий такая форма общения стала явно недостаточной. Поэтому был сделан следующий шаг к упорядочению совместных сходок .

По инициативе самих появились частные собрания в виде военных кружков: артиллерийских, кавалерийских, инженерных, где в товарищеской беседе разбирались разные вопросы из военного дела. Так, в начале 60-х годов XVIII столетия возник инженерный кружок, заседания которого проходили в Санкт-Петербурге. Позднее появились "Клуб штаб - и обер- Новгородского пехотного полка" в Тихвине (1779), "Военный клуб" в Санкт-Петербурге (1782) и др.
В 1824 г. по решению всесильного в то время графа А.А. Аракчеева в войсках начали организовывать офицерские ресторации, послужившие прототипом офицерских собраний. Значение рестораций в жизни хорошо обрисовал М.Ю. Лермонтов в замечательном произведении "Герой нашего времени". Ресторациям позволяли иметь "дешевый стол", устраивать собрания с музыкой, игры в карты, шашки и шахматы, а приезжим разрешалось "останавливаться с удобствами в покоях".

Во второй половине XIX в. официально было разрешено создавать военные клубы в некоторых воинских частях, особенно расположенных в западных округах. Этим частям оказывалась финансовая помощь со стороны правительства. Клубы появились в Финляндском, Виленском и Варшавском военных округах. Для изучения фактического состояния дел по созданию таких клубов, характера их деятельности Военным министерством в 1869 г. была создана особая комиссия.

Она собрала значительный материал и установила, что в трех названных округах уже действовало немало военных клубов, причем каждый из них имел собственный устав. Комиссия подтвердила положительные результаты работы клубов: офицеры сроднились между собою, "слились в одно боевое общество, прониклись одним общим духом, все выиграли в светском обращении, и не было случая, чтобы приличие было нарушено".

В Военное министерство из войск шли предложения об отпуске денег из государственной казны и отводе помещений для устройства клубов. Клубы могли развить дух товарищества, единства в офицерском обществе, сблизить и ознакомить между собою семьи , поднять уровень развития вообще, особенно относительно их специальности, и, наконец, улучшить их быт.

В журнале "Военный сборник" автор статьи "К вопросу об устройстве офицерских собраний" убедительно защищал их полезность: "Насущная потребность в подобного рода учреждениях для всех частей нашей армии до того очевидна, что, казалось бы, по этому вопросу и спору никакого быть не должно. Подобного рода учреждения непременно должны повлиять самым благодетельным образом на наши офицерские общества … развить в офицерах более привязанности к военному делу; создать товарищество, тот благородный дух корпорации , который имеет столь важное значение в войсках. Проектируемые офицерские собрания непременно будут действительным и важным средством для поднятия нравственного и умственного уровня наших офицерских обществ".

Военное министерство дало разрешение на устройство офицерских собраний в каждой отдельной воинской части либо общих для нескольких воинских частей, расположенных вместе. Специального положения об офицерских собраниях, обязательного для всех воинских частей, еще не существовало. Особая комиссия при Главном штабе выработала примерный устав, который был опубликован в военной печати в 1869 г. В нем были отражены лишь наиболее общие положения о впервые создаваемых офицерских собраниях, а об организации их работы никаких указаний дано не было. Поэтому каждая воинская часть составляла свой устав.

Через пять лет, в 1874 г., был разработан единый нормативный документ для всех воинских частей - так называемый нормальный устав военных собраний, который был утвержден царем. В этом же году в приказе по военному ведомству устройство собраний считалось обязательным для всех воинских частей. Следовательно, от первых публикаций в печати о необходимости и полезности собраний до принятия решения об их создании в каждой части прошло почти столетие. Одна из главнейших причин такого затяжного пути - экономическая, поскольку для учреждения собрания даже в одном полку требовались немалые деньги, в том числе из государственного бюджета.

Уставом 1874 г. военным собраниям был придан "клубный характер", работа в них организовывалась как в обычных, не военных, общих клубах. Управление всеми делами собрания поручалось комитету избираемых старшин, а не командиру части, что явно не соответствовало специфике управления воинскими частями.

Военный министр предоставил каждой воинской части право дополнять в случае надобности статьи этого устава путем издания более подробных правил с утверждением их командиром дивизии. Но правила эти могли касаться только дальнейшего развития отдельных статей нормального устава без изменения основополагающих его положений.

Предложения по изменению устава командиры частей были обязаны направлять в Военное министерство. Таких предложений поступило очень много, и через десять лет после введения нормального устава, в сентябре 1884 г., Александр III утвердил Положение об офицерских собраниях в отдельных частях войск.

В нем основные задачи и организация работы собраний, введенные нормальным уставом, были сохранены, но вместе с тем появились и принципиальные изменения. Весьма важно, что в этом Положении отказались от выбора старшин, которые вершили дела собраний. Теперь собрание становилось лишь совещательным органом, обязанности председателя собрания были возложены на командира части, он стал утверждать предложения собрания. Положение 1884 г. оказалось настолько глубоко проработанным, что в дальнейшем другое не принималось. В него лишь вносились незначительные дополнения и изменения.

В 1898 г. при Главном штабе хотя и была образована комиссия по пересмотру Положения, но предложенные ею изменения и дополнения не потребовали принятия нового документа. В каждой воинской части в его развитие разрабатывались, одобрялись офицерским собранием и утверждались командиром части частные правила собрания, где более подробно и конкретно излагались некоторые стороны деятельности, особенно финансово-хозяйственная. Многие предложения комиссии при Главном штабе находили отражение как раз в этих частных правилах.

В.В. Тиванов, «Денежные капиталы в русской армии»