Понятие история кратко. Что такое история

Некоторые слова настолько прочно осели в нашем сознании, глубоко вошли в нашу жизнь, что чаще всего мы даже не отдаем себе отчета в том, как именно их используем. В качестве примера можно привести такие слова, как "школа", "аудитория" или "история". Между тем первые два были некогда заимствованы из латинского языка, а значение и происхождение последнего мы рассмотрим в данной статье.

Происхождение слова

Несмотря на, казалось бы, простоту и очевидность смысла, определение слова "история", его значение и этимология до сих пор вызывают споры среди ведущих лингвистов всего мира. Все они указывают на происхождение интересующего нас термина из греческого языка (historia), однако понимание исходного смысла существенно разнится.

Невероятные точки зрения

Значение слова "история", как уже говорилось ранее, определяется лингвистами, культурологами и философами до сих пор. При этом, наряду с вполне логичными и обоснованными толкованиями, имеют место и совершенно особенные взгляды на смысл термина.

Наиболее интересны в этом случае точки зрения религиозных мыслителей. Одни, к примеру, руководствуясь фонетическим принципом, определяют значение слова "история"путем деления его на так называемые "звуковые" слоги. При этом любой, имеющий воображение легко может заметить в термине целое предложение "из-Торы-я". Такая тяготеющая к иудаизму трактовка, тем не менее, сохраняет одну из основных позиций и по сей день.

С другой стороны, приверженцы православия толкуют значение слова "история"несколько иным образом. В своем разъяснении они обращаются к выделяя при этом в качестве корень "старь". Апеллируя к этому, исследователи, отстаивающие данную точку зрения, настаивают о первичности древнесловенского слова, которое было заимствовано впоследствии греческим языком.

Значение же самого слова-основы толковалась в данном случае как утвержденная божественным началом мысль, озвученная посредством человека.

Если обратиться к толковым словарям

Значение слова "история" в наиболее известных источниках определяется по-разному. Только в толковом словаре Т. Ф. Ефремова дается 8 различных толкований интересующего нас термина.

Чаще всего в статьях приводится следующее определение слова "история": под этой лексемой принято понимать целый научный комплекс, направленный на изучение прошлого всего человечества. Тем не менее даже в сфере научной деятельности встречаются более широкие представления об этом слове. К примеру, в том же словаре Т. Ф. Ефремова встречается определение истории как процесса становления и развития не только явлений, связанных с деятельностью и жизнью человека, но и природы в целом. В данном контексте значительно более явно тяготение к естествознанию.

Другие определения

Среди имеющихся точек зрения нельзя не выделить мнение о том, что история - этонаука о фактах. В данном случае основа значения термина лежит именно в достоверности совершившегося. В данном случае в качестве примера будут выступать не только великие войны и катаклизмы, но и любые другие происшествия, которые могут быть подтверждены и задокументированы.

Согласно другим представлениям, история - это, прежде всего, рассказ, описание той или иной ситуации. В качестве примера можно привести в данном случае сюжет любого фильма или книги, к чему современное человечество давным-давно успело привыкнуть и приспособиться. Вспомните, сколько раз вы предлагали кому-нибудь рассказать историю и убедитесь, насколько прочно именно это понимание термина укрепилось в нашем сознании.

О чем или чего?

В отношении термина "история" значение словаопределяет во многом и представления о нем, его видовое разграничение. На первый взгляд все кажется простым и понятным, а глубинный смысл - чистым и прозрачным.

Тем не менее, сколько раз приходилось вам слышать истории о всевозможных завоеваниях или, к примеру, видных деятелях? В таких ситуациях крайне отчетливо прослеживается семантика именно рассказывания, описания того или иного явления.

Или взять, к примеру, наименование дисциплины "Всемирная история". Значение словав этом контексте будет несколько иным - оно тяготеет к систематизации, растолкованию, и к этому мы так же давно привыкли.

Есть и другие подводные камни в этом определении. Слово "история", значение, толкование, смыслкоторого кажутся простыми и ясными, может обозначать также процесс становления чего либо. К примеру, формирование страны, изучения той или иной проблемы, конструирования какого-либо аппарата и другие реалии. Равноправно могут существовать "История России" и "История литературоведения".

Общее в частностях

Как уже говорилось, исследуемое понятие представляет в наибольшем виде целый комплекс явлений, спектров и разновидностей научных исследований. О том, что такое история, нельзя говорить без разграничения общего и частного. С одной стороны, термин, о котором идет речь в данной статье, представляет собой целый комплекс научных и околонаучных знаний о процессе становления мира в целом и человечества в частности.

С другой стороны, не стоит забывать и о существовании отдельной дисциплины, носящей то же самое наименование. Историю более или менее углубленно изучают в школах, вузах и других учебных заведениях.

Объект и предмет

Многие мыслители, включая Вольтера и Рене Декарта, спорили о назначении данного комплекса наук, его структуре и степени необходимости для нормального существования человечества. На основании изложенных ими и многими другими точек зрения можно говорить о том, что предмет истории - это прежде всего все проявления становления и развития человеческого общества с незапамятных времен до сегодняшних дней. Если говорить более глобально и масштабно, следует расширить масштабы изучения до мировых. В этом контектсте предмет истории - это жизнь целого мира с момента ее зарождения, в какой бы форме оно ни происходило.

Как она организована

Прежде всего, конечно, это комплекс знаний, причем не только научных, но и частных, как бы странно это ни звучало. По большому счету, у каждой народности, у каждой нации есть свое собственное понимание и толкование истории, которое может буквально диаметрально отличаться от остальных.

Это обусловлено прежде всего геополитической составляющей: войнами, через которые пришлось пройти народу и позициями, которые народ в них занимал. Так для одних то или иное событие может определяться как величайшая победа, а для других столетиями оставаться клеймом позора на теле нации.

Так что же такое история? Откуда слово пошло, мы уже выяснили - обратимся теперь к непосредственному фактажу, так называемым вещественным проявлениям. Ведь, по сути, откуда современному человечеству знать о том, что происходило в эру динозавров или, к примеру, царских скифов?

Формирование представления о истории напрямую зависит во-первых, от вещественного материала, который в больших или меньших количествах находится во время всевозможных раскопок и экспедиций. Во-вторых, от памятников письменности, дошедших до наших дней.

В качестве последних могут выступать как непосредственно летописи или свидетельства жрецов, так и простые грамоты населения, в которых говорится о вещах совершенно незначительных и носящих околобытовой характер.

Особый источник представлений

Примечательно, что немаловажным источником мнения современного человечества относительно прошлого является искусство. По большому счету, именно в нем наиболее полно отражается культурологическая, историческая ситуация того или иного временного промежутка.

В картинах, к примеру, можно выделить не только основные тенденции с точки зрения формы, но и своеобразие тематики, которое во многих случаях и формирует представление о мировосприятии наших далеких или не очень далеких предках.

Еще более явно находит отражение этот факт в художественной литературе, в которой особенности понимания мира, организации быта, государства и многих других явлений отражены в мельчайших подробностях.

Именно в его динамике и развитии в наибольшей мере характеризует движение человеческой мысли во времени и пространстве. Примечательно, что примерно ту же функцию условно выполняет кинематограф - из знаменитых лент прошлого современное человечество узнает о стиле той или иной эпохи, существенных явлениях в исторической ситуации, культуре и религии той или иной страны.

Память поколений

Наконец, не следует забывать о фольклоре и рассказах наших бабушек и дедушек. Конечно, в этом отношении вопрос объективности изложения стоит особенно остро, однако в некотором смысле понимание при этом становится более полным. В качестве примера можно привести многочисленные истории очевидцев Второй мировой войны, в которых сохранились не только личные впечатления людей, заставших это страшное время, но и факты, не известные современной науке.

Аналогичная ситуация наблюдается и в далеких от цивилизации. Представления о зарождении, становлении и развитии мира передаются в них преимущественно устно, что в существенной мере влияет на миропонимание людей.

Поверите ли вы в то, что можно дать 5 определений истории? И даже больше? В этой статье мы подробно рассмотрим, что такое история, каковы ее особенности и многочисленные точки зрения на эту науку. Люди давно обратили внимание на то, что явления и процессы универсума происходят в той или иной последовательности во времени, и это составляет некоторую действительность, которой можно дать определение.

История и общество

Если рассматривать понятия «общество» и «история» в их соотношении, то бросается в глаза интересный факт. Во-первых, понятие «история», являясь синонимом понятий «развитие общества», «социальный процесс», характеризует саморазвитие человеческого общества и составляющих его сфер. Отсюда видно, что при таком подходе описание процессов и явлений дается вне жизни личностей, участвующих в них. Так, замена в Европе и Африке латифундизма солонитом, барщины оброком или тейлоризма в промышленности человеческими отношениями может быть рассмотрено как этапы экономической сферы. При таком понимании истории оказывается, что над людьми господствуют какие-то безликие социальные силы.

Во-вторых, если в «обществе» конкретизируется понятие «социум», выражается способ социальной реальности, то «история» конкретизирует «общество», его определение. История, следовательно, складывается из процессов жизни людей. Другими словами, она описывает, где эти процессы протекали, когда протекали и т. д.

В-третьих, если глубоко осмысливать данное понятие, то проявится его связь не только с прошлым при попытках дать определение. История, с одной стороны, действительно рассказывает о былых временах, исходя из современного состояния социально-культурной жизни. В результате этого современные требования к событиям, происходившим в прошлом, становятся определяющими. Иначе говоря, выясняется следующее при попытках дать определение: история объясняется в связи с современностью, полученные знания о прошлом дают возможность сделать необходимые выводы для будущего. В этом смысле эта наука, объемля и былое, и современность, и будущее, связывает их с деятельностью людей.

Понимание хода истории в развитом обществе

На разных этапах развития общества история понималась по-разному. В условиях развитых обществ с сильным динамизмом ее течение рассматривается от прошлого к настоящему и от настоящего к будущему. Обычно определение дается по отношению к истории цивилизаций. Считается, что она началась приблизительно 4000 лет тому назад.

Понимание истории в традиционных обществах

В традиционных, отсталых обществах прошлое ставят впереди современности. Стремление к нему как к образцу, идеалу ставится в качестве цели. В таких обществах превалируют мифы. Поэтому их называют доисторическими, не имеющими исторического опыта обществами.

Две возможности наблюдения истории

«Хитрость» истории в том и заключается, что ее течение проходит как бы незаметно для людей. Ее движение и человеческий прогресс наблюдать с близкого расстояния очень трудно. Обычно можно говорить о двух возможностях наблюдения истории. Одна из них связана с личностным формированием ребенка, а другая заключается в последовательной регистрации специфических форм организации этапов социальных процессов. Иными словами, история есть эволюция социальных форм и личностей.

В то же время, важным является определение истории как науки, установление границы между историей человечества и событиями, протекавшими до того, как появился человек. Трудность заключается в том, что ответ на этот вопрос зависит от позиции автора, его мышления, научно-теоретической модели и даже от самих непосредственно добытых материалов.

Динамизм, которым отмечена история

Определение понятия, интересующего нас, было бы неполным, если бы мы не отметили, что в истории существует динамизм. Природа самого социума такова, что его существование всегда носит изменчивый характер. Это и понятно. Действительность, выражающая разнообразные взаимоотношения людей как материально-социальных и практико-духовных существ, не может быть статичной.

Динамизм является объектом изучения с давних времен. В этом можно убедиться, рассматривая попытки древних греков познать явления, происходящие в обществе, в том числе и их фантазии и заблуждения. Сопоставление простого равенства эпохи охотников и собирателей с появившимся в античности делением людей на рабов и рабовладельцев привело к возникновению в устном народном творчестве мифа о «золотом веке». Согласно этому мифу, по кругу движется история. Определение понятия, интересующего нас, с этой точки зрения сильно отличается от современного. В качестве причины движения по кругу приводились такие доводы: «бог так решил» или «таково веление природы» и т.д. В то же время в них своеобразно затрагивался и вопрос о смысле истории.

История с позиции христианской религии

Впервые в европейской мысли характеристику прошлого человечества с позиции христианской религии дал Аврелий Августин (354-430 гг.). Опираясь на Библию, он разделил историю человечества на шесть эпох. В шестой эпохе жил и творил Иисус Христос, как считает Аврелий Августин (портрет его представлен ниже).

По утверждению христианской религии, во-первых, история движется в определенном направлении, следовательно, в ней имеются внутренняя логика и божественный смысл, заключающийся в особой конечной цели. Во-вторых, история человечества поступательно движется к прогрессу. При этом управляемое Богом человечество достигает зрелости. В-третьих, история неповторима. Хотя человек и создан Богом, за совершенные грехи он по воле Всевышнего должен совершенствоваться.

Исторический прогресс

Если до XVIII века безраздельно господствовала христианская точка зрения на историю, то европейские мыслители начала отдавали предпочтение прогрессу и естественным законам истории, а также признавали подчиненность судьбы всех народов единому закону исторического развития. Итальянец Дж. Вико, французы и Ж. Кондорсе, немцы И. Кант, Гердер, Г. Гегель и другие считали, что прогресс выражается в развитии науки, искусства, религии, философии, права и т. д. Всем им, в конечном счете, была близка идея социально-исторического прогресса.

К. Маркс также был сторонником линейного Согласно его теории, прогресс в конечном счете опирается на развитие производительных сил. Однако в таком понимании его место человека в истории в должной мере не отражается. Главную роль играют социальные классы.

Определение по истории следует дать, отметив также, что к концу XX века понимание ее хода в виде линейного движения, точнее его абсолютизация, доказала свою полную несостоятельность. Вновь появился интерес к существовавшим в древности взглядам, в частности, к движению ее по кругу. Естественно, эти взгляды преподносились в новом, обогащенном виде.

Идея цикличности истории

Философы Востока и Запада рассматривали течение событий истории в определенной последовательности, повторяемости и определенном ритме. На основе этих взглядов постепенно формировалась идея периодичности, т. е. цикличности в развитии общества. Как подчеркивает крупнейший историк современности историческим явлениям свойственна периодичность. При этом в расчет берется время с начала процессов до их конца.

Периодичность изменений отмечается в двух формах: системно-идентичной и исторической. происходящие в рамках конкретного качественного состояния, дают толчок для последующих качественных изменений. Видно, что благодаря периодичности обеспечивается стабильность общественного состояния.

В исторических формах периодичности, по мнению ученых, этапы развития человеческого общества, в частности, его конкретно взятые составные части, проходят в определенное время, а затем прекращают свое существование. По типу проявления периодичность в зависимости от того, в какой системе она разворачивается, бывает маятниковая (в малой системе), круговая (в системе средней величины), волнообразная (в больших системах) и т. д.

Сомнения в асболютном прогрессе

Хотя поступательность движения общества в той или иной форме признавалась многими, тем не менее уже в конце XIX века и особенно в XX веке стали появляться сомнения относительно оптимизма идеи абсолютного прогресса. Ибо процесс прогресса в одном направлении приводил к регрессу в другом и тем самым создавал угрозы для развития человека и общества.

Сегодня неотъемлемой частью нашей жизни стали такие понятия, как история, государство. Определение их вроде бы не вызывает никаких сложностей. Однако, как вы видите, историю можно рассматривать с нескольких сторон, и взгляды на нее в разное время существенно менялись. Впервые мы знакомимся с этой наукой, когда приходим в сентябре в 5 класс. История, определения которой даются в это время школьникам, понимается несколько упрощенно. В этой статье мы рассмотрели понятие более глубоко и разносторонне. Теперь вы сможете отметить особенности, характерные для истории, дать определение. История - интересная наука, знакомство с которой многие стремятся продолжить и после школы.

Титульный лист

Введение…………………………………………………………………….....3

    Что такое история?.....................................................................................5

    Предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции……………………………………………………..……...8

  1. Периодизация мировой истории……………………………………….13

Заключение…………………………………………………………………...14

Список использованной литературы……………………………………….16

Введение

Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек - существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития.

Первоначальное значение слова “история” восходит к древнегреческому термину, означавшему “расследование”, “узнавание”, “установление”. История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В римской историографии (Историография - отрасль исторической науки, изучающая ее историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре “историей” стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном. В настоящее время мы используем слово “история” в двух смыслах: во-первых, для обозначения рассказа о прошлом, во-вторых, когда речь идет о науке, изучающей прошлое.

Предмет истории определяется неоднозначно. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу - а не людям - при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой. Известный французский историк Марк Блок определил историю “как науку о людях во времени”.

1. Что такое история?

История - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.). Древние очень ценили историю и называли ее "magistra vitae" (наставница жизни).

Обычно историю определяют как науку о прошлом - минувшей действительности, о том, что когда-то было с человеком, народом, обществом в целом. Тем самым история сводится к простому анализу событий, процессов, состояний, так или иначе канувших в "Лету". Такое понимание истории является не точным и не полным, более того - внутренне противоречивым. На самом деле история не дает людям забыть "свою былую жизнь". История как бы воскрешает былое, минувшее, заново открывая и реконструируя его для настоящего. Благодаря истории, историческому познанию, прошлое не умирает, а продолжает жить в настоящем, служит современности.

Примечательно, что в Древней Греции покровительницей истории была Клио - богиня, которая прославляет. Свиток и грифельная палочка в ее руках - символ и залог того, что ничто не должно исчезнуть бесследно.

История есть коллективная память народа, память о прошлом. Но память о прошлом - это уже не прошлое в собственном смысле слова. Это - прошлое, восстановленное и восстанавливаемое по нормам современности, с ориентацией на ценности и идеалы жизни людей в настоящем, ибо прошлое существует для нас через настоящее и благодаря ему. По-своему выразил эту мысль К. Ясперс: "История непосредственно касается нас... А все то, что касается нас, тем самым составляет проблему настоящего для человека".

Первоначальное значение слова "история" восходит к греческому "ioropia", что значит "расследование", "узнавание", "установление" . Таким образом, первоначально "история" отождествлялась со способом узнавания, установления подлинных событий и фактов . Однако в римской историографии оно приобрело уже второе значение (рассказ о событиях прошлого ), то есть центр тяжести был перенесен с исследования былого на повествование о нем. В эпоху Возрождения возникает третий смысл понятия "история". Под историей стали понимать род литературы, специальной функцией которой было установление и фиксирование истины .

Однако, как самостоятельная область знания, тем более научного, история не рассматривалась еще долгое время. Она не имела собственного предмета в период Античности, Средних веков, Возрождения и даже в эпоху Просвещения. Как согласуется этот факт с достаточно высоким престижем и большой распространенностью исторических знаний? Как увязать его с огромным количеством содержащих исторические сведения произведений, от Геродота и Фукидида, через бесчисленные средневековые хроники, летописи и "жития", до исторических исследований начала Нового времени? Объясняется это тем, что история долгое время была интегрирована в общую систему знаний. В эпохи Античности и Средних веков она существовала и развивалась в сочетании с мифологией, религией, теологией, литературой и в какой-то мере с географией. В эпоху Возрождения ей дали мощный импульс географические открытия, расцвет искусства, политические теории. В XVII-XVIII вв. история была связана с политической теорией, географией, литературой, философией, культурой.

Потребность в выделении собственно научных знаний стала ощущаться со времени естественнонаучной революции (XVII в.). Однако, и в начале XIX века продолжала сохраняться "нерасчлененность" "философского" и научного знания, с одной стороны, и самой науки по дисциплинам, с другой.

Одну из первых попыток определить место истории как научной дисциплины, обладающей собственным предметом, предпринял немецкий философ В. Круг в работе "Опыт систематической энциклопедии знаний". Круг разделил науки на филологические и реальные, реальные - на позитивные (юридические и богословские) и естественные, естественные - на исторические и рациональные и т.д. В свою очередь "исторические" науки подразделялись на географические (место) и собственно исторические (время) дисциплины.

В конце XIX в. французский философ А. Навиль подразделил все науки на три группы:

1. "Теорематика" - "науки о пределах возможностей или о законах" (математика, физика, химия, биология, психология, социология).

2. "История" - "науки о реализованных возможностях или фактах" (астрономия, геология, ботаника, зоология, минералогия, история человечества).

3. "Каноника" - "наука о возможностях, реализация, которых была бы благом, или об идеальных правилах поведения" (мораль, теория искусств, право, медицина, педагогика).

2. Предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции.

Изучение любой науки начинается с определения понятий, которыми она оперирует в процессе познания, как природы, так и общества. С этой точки зрения возникает вопрос: что такое история как наука? Каков предмет ее изучения? Отвечая на этот вопрос, прежде всего, необходимо различать историю как всякий процесс развития природы и общества, тесно связанных между собой, и историю как науку об этих процессах.

Мы будем рассматривать историю как наукув развитии человеческого общества во всем его многообразии. А поскольку история общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество, предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.

Известный русский историк В.О. Ключевский так писал об истории как науке: "В научном языке слово "история" употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах".

Историки изучают свой предмет во времени диверсифицировано, частями, под разными углами зрения. Неупорядоченность, дробность, неравномерность, "белые пятна" и "серые ниши" прошлого - таково полотно исторического времени. Но историческое знание в целом позволяет, когда необходимо, перевести взгляд и увидеть все многообразие "мира истории", структуры и связи, события и действия, бытие народов и повседневную жизнь героев и "маленького" человека, обыденное сознание и глобальное мировоззрение.

В связи с тем, что содержанием исторической науки является исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, а явления эти чрезвычайно многообразны, соответственно и история - наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: политическая история, гражданская, история хозяйства, история культуры, военная история, история государства и права и т.д.

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история); история мировых цивилизаций; история континентов (история Азии и Африки, Латинской Америки); история отдельных стран и народов (история США, Канады, Китая, России и т.д.).

Сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающих общие вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: палеография (история письма), нумизматика (монеты, ордена, медали), топонимика (изучение названий географических мест), источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников) и т.д.

История - наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат), фактов, событий. Она связана с другими гуманитарными и социальными науками. Эти отношения в разные периоды складывались по-разному, но крупнейшие представители историографии всегда верили в "общий рынок" общественных наук. Эта вера сохраняется и сегодня. Взаимопроникновение и взаимообогащение социальных наук, так называемая междисциплинарность, - явление характерное для XX столетия. Обусловлено оно размежеванием социальных наук, их выделением в самостоятельные области знания, в результате чего процесс разделения труда и специализации сопровождался углублением взаимосвязей.

История, как впрочем, и другие гуманитарные и социальные науки конца XIX - XX вв. не избежала влияния и психологии. Большой популярностью пользовались на рубеже XIX-XX вв. книги Г. Лебона "Психологические законы эволюции народов" (Лебон. 1894) и "Психология народов и масс" (Лебон. 1895), где обосновывалось предположение о вступлении европейского общества в "эру толпы", когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. Австрийский психолог З. Фрейд считал, что его концепция "подсознательного" может быть ключом к пониманию исторических личностей, а "Эссе" Фрейда о Леонардо да Винчи, написанное в 1910 г., было по существу, первым опытом психоистории.

Термин "психоистория" появился в 50-е годы в США, где в это время издавались журналы по психоистории. Их героями были такие исторические личности, как Гитлер, Троцкий, Ганди и т.д. Психоанализ оказал большое влияние на критику некоторых исторических источников - дневников, писем, воспоминаний.

Стал учитываться факт психологической потребности автора в фантазиях. Отдельной темой стало изучение дневниковых записей о снах. Известны примеры применения психоанализа к социальным группам, например, к истории крестьянских и городских религиозных движений, при изучении которых историки нередко имеют дело с отклонениями. Но в целом расцвет психоистории оказался непродолжительным, а возможности ограниченными.

Сегодня для историков очевидны и значимость, и ограниченность возможностей психоанализа для их дисциплины. Области, где может эффективно использоваться психоанализ, очерчены достаточно четко: исследование выдающихся личностей, изучение культурных традиций. Задача синтеза истории и психологии, если она имеет смысл, все еще остается делом будущего.

По сравнению с другими гуманитарными и социальными науками, изучающими какую-либо одну из сторон общественной жизни, история отличается тем, что предметом ее познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. К тому же, многие проблемы прошлого и современности, которыми занимаются политологи, экономисты, социологи, этнологи и другие специалисты гуманитарно-социального цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе работы, проделанной историками, ибо только сбор, систематизация и обобщение огромного фактического материала позволяет увидеть и понять тенденции общественного развития.

Изучение и преподавание истории в современных условиях осложняется рядом обстоятельств:

1. Процесс переосмысления прошлого в нашей стране идет в условиях смены общественно-экономического и политического строя, в условиях формирования новых морально-нравственных ценностей. В этой связи история стала настоящим полем сражения, полем политической борьбы, на котором сталкиваются не только научно обоснованная критика, но и политизированные точки зрения, сторонников которых интересует не столько историческая правда, сколько аргументы в пользу своего существования. А это вместо одной полуправды порождает другую.

2. История всегда была тесно связана с политикой, интересами и судьбами правителей, которые редко поощряли желание историков знать правду и сообщать ее обществу. Сегодня это ощущается особенно остро. Поэтому приходится сталкиваться с предвзятостью и субъективизмом в оценках исторических событий, особенно советского периода.

3. К сожалению, уровень исторической подготовки и общей политической культуры нашей молодежи не создает благоприятных условий для глубокого критического осмысления и восприятия многочисленных публикаций, искажающих картину исторического развития нашей страны.

4. Положение осложняется и отсутствием учебников. Имеющиеся отдельные учебники и учебные пособия единичны.

В этих условиях преподавание истории приобретает общегражданское звучание.

3. Периодизация мировой истории.

Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации развития человеческого общества. Периодизация - это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих государств.

Со времени развития исторической науки учеными разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития. На сегодняшний день периодизация мировой истории исходит из двух принципов: для ранних периодов становления человеческого общества основополагающими являются материал, из которого изготовлялись основные орудия труда и технология их изготовления. Так появились понятия "Каменный век", "Медно-каменный век", "Бронзовый век", "Железный век".

Датировка этих периодов устанавливается с помощью естественнонаучных методов (геологических, дендрохронологии и т.д.). С появлением письменности в истории человечества (около 5000 лет тому назад) возникли иные основания для периодизации. Она стала определяться по времени существования различных цивилизаций и государств, которые вели свой счет времени

В целом, мировую историю принято делить на четыре основных периода:

    Древний мир (период от выделения человека из животного мира около 2 млн. лет тому назад до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э.).

    Средние века (период от падения Западной Римской империи до начала эпох Возрождения XVI в.).

    Новое время (от эпохи Возрождения до 1918 г. - окончание первой мировой войны).

    Новейшее время (с 1919 г. до наших дней).

Заключение

Какой бы предмет ни изучали историки, все они используют в своих исследованиях научные категории: историческое движение (историческое время, историческое пространство), исторический факт, теорию изучения (методологическую интерпретацию).

Историческое движение включает взаимосвязанные научные категории историческое время и историческое пространство.

Историческое время движется только вперед. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духовных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия исторического времени история не существует. События, следующие одно за другим, образуют временной ряд. Существуют внутренние связи между событиями во временном ряду.

В конце XIX века историки-материалисты разделили историю общества на формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. На рубеже XXI века историко-либеральная периодизация делит общество на периоды: традиционный, индустриальный, информационный (постиндустриальный).

Теории исторического процесса или теории изучения (методологическая интерпретация) определяются предметом истории. Теория - логическая схема, поясняющая исторические факты. Сами по себе исторические факты как “фрагменты действительности” ничего не объясняют. Только историк дает факту толкование, которое зависит от его идейно-теоретических взглядов. Что отличает одну теорию исторического процесса от другой? Различие между ними состоит в предмете изучения и системе взглядов на исторический процесс. Каждая схема-теория из множества исторических фактов выбирает только те, которые вписываются в ее логику. Исходя из предмета исторического исследования, каждая теория выделяет свою периодизацию, определяет свой понятийный аппарат, создает свою историографию. Различные теории выявляют только свои закономерности или альтернативы - варианты исторического процесса и предлагают свое видение прошлого, делают свои прогнозы на будущее.

Истинными могут быть только факты истории, толкование этих фактов всегда субъективно. Тенденциозно подобранные и выстроенные в заранее заданную логически-смысловую схему факты (без объяснения и выводов) не могут претендовать на объективную историю, а всего лишь являют собой пример скрытого подбора фактов определенной теории.

Различные теории изучения, объясняющие реальные исторические факты, не имеют преимущества друг перед другом. Все они “правдивы, объективны, верны” и отражают различие мировоззрений, систем взглядов на историю и современное общество. Критика одной теории с позиции другой некорректна, так как подменяет мировоззрение, предмет изучения. Попытки создать общую (единственную), универсальную теорию, то есть объединить разные теории – мировоззрения (предметы изучения), антинаучны, так как приводят к нарушению причинно-следственных связей, к противоречивым выводам.

Список использованной литературы:

    Барг М. Цивилизационный подход к истории // Коммунист, 1991, № 3.

    Гречко П.К. Концептуальные модели истории: Пособие для студентов. М.: Логос, 1995.

    Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.

    Ионов И.Н. Теория цивилизации и эволюция научных знаний // Общественные науки и современность, 1997, № 6.

    Ключевский В.О.. Курс русской истории. М., 1956. Т. I. Ч. I.

    Маркс М., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 13, 22.

    Ракитов А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982.

    Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время: в поисках утраченного. Языки русской культуры. М., 1997.

    Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества. Брянск: Курсив, 1998.

    Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

    как единого противоречивого процесса. Историческая наука включает:-всеобщую историю ; (всемирную)- ...

  1. Культурология как наука (9)

    Контрольная работа >> Культура и искусство

    Индивидуальное, то как вообще возможна история как наука ? Именно «понятие культуры делает возможной историю как науку» , – отвечает... Г. Риккерт. Философия, по Риккерту, представляет собой науку о ценностях...

  2. Становление палеографии как науки

    Реферат >> История

    Назначение вспомогательных исторических дисциплин – обслуживать историю как науку , помогать ей в решении главное задачи... кирилловскому письму. История становления палеографии как самостоятельной науки История становления палеографии как науки началась еще в...

  3. История развития статистики как науки

    Реферат >> Маркетинг

    ...) изложил основные положения, раскрывающие статистику как науку . В истории развития статистики большое значение имеют...

Определение истории.

История - наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, раскрывающий себя в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно многообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей. Соответственно и история - наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и прочего.

Методология истории.

Методология истории - это система принципов и методов исторического познания. Наиболее распространенными до недавнего времени были позитивистская и марксистская ориентации в историческом познании. Первая базируется на положительном (позитивном) знании, основанном на опыте. Вторая - на материалистической диалектике.

Теории исторического процесса.

Теория - это логическая схема, поясняющая исторические факты. Теории исторического процесса определяются предметом истории. Теория представляет собой логическую схему, которая поясняет исторические факты. Одна теория исторического процесса отличается от другой предметом изучения и системой взглядов на исторический процесс. Каждая из теорий предлагает свой вариант видения исторического процесса. По предметам изучения выделяются три теории исторического процесса:

Религиозно-историческая;

Всемирно-историческая;

Локально-историческая.

Предмет изучения религиозно-исторической теории - связь человека с Богом. С точки зрения этой теории смысл истории заключается в движении человека к Богу как к Высшему разуму, Творцу, в процессе которого происходит формирование свободной личности.

Предметом изучения всемирно-исторической теории является общемировой прогресс человечества. Все народы проходят одни и те же стадии, только у одних это происходит раньше, у других - позже. В этой теории выделяется несколько направлений:

Материалистическое (развитием общества движет борьба между различными классами, которая в итоге приводит к построению бесклассового общества);

Либеральное (в истории всегда существует выбор пути развития, который зависит от сильного человека);

Технологическое (изменения в обществе происходят в результате технологического развития).

Локально-историческая теория изучает локальные цивилизации: их зарождение, становление, расцвет, упадок и гибель.

Предмет истории.

История России - научная дисциплина, изучающая процесс развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирования основных государственных и общественных институтов. Отечественная история является неотъемлемой частью всемирной истории. Такой подход основывается на философских категориях общего и особенного. Применение этих категорий позволяет показать особенности развития России как многонационального, многоконфессионального государства, обладающего сложившимися за многие столетия традициями, собственными жизненными устоями. Научные споры о принадлежности ее к какому-либо типу цивилизации не прекращаются и сегодня. Нетрудно заметить, что в прошлом и настоящем России причудливо переплелись черты различных цивилизаций. Не без оснований ряд ученых заявляет о наличии особого типа цивилизации - евразийского, к которому принадлежит наша страна.

Поэтому при изучении курса необходимо сочетание цивилизационного подхода с формационными характеристиками. Россия представляет собой цивилизационный регион, самобытное развитие которого определяется природно-климатическими, геополитическими, конфессиональными (религиозными), социополитическими и другими факторами. На своеобразие России и ее роль в мировом культурно-историческом процессе значительное влияние оказало ее пограничное положение между Европой и Азией, обусловившее противоречивое воздействие на Россию Запада и Востока. Вместе с тем признание самобытности не означает обособления России от общего исторического развития; история России рассматривается в рамках становления мировой цивилизации.

Прошлое каждого народа уникально и неповторимо. В историческом развитии Российского государства следует выделить ряд определяющих факторов, к которым относятся географическое положение, влияние природно-климатических условий, геополитический фактор, специфика распространения религиозных учений (поликонфессиональность), веротерпимость, многонациональный состав населения, вобравшего в себя различные традиции, как Востока, так и Запада. Наконец, значительную роль в истории России играют особенности национального сознания россиян и специфика их ментальности (мировосприятия), а также традиции социальной организации - отсутствие жесткой структурированности общества и неразделенность, в отличие от Запада, интересов общества, государства и личности - соборность. Вместе с тем это не означает отсутствия корпоративных интересов отдельных групп и слоев населения, особенно тесно связанных с обслуживанием институтов государственной власти и управления. С другой стороны, огромные пространства Российской державы, слабо заселенные разными по языку и обычаям племенами, плохо связанные друг с другом, могли управляться только при помощи сильной централизованной власти. Без этого распад уникальной этнокультурной общности был бы предрешен.

Исторические школы.

Историческое исследование включает историографический анализ. Историография - это анализ концепций, уже существующих в научной и автобиографической литературе. Изучение трудов историков позволяет определить собственную тему исследования, не повторять уже пройденных путей, не тратить время на развитие опровергнутых гипотез.

Историческое исследование только тогда может быть признано научным, когда оно имеет четко очерченный предмет, ставит проблему, выдвигает гипотезу, использует соответствующие научные методы, проверяет достоверность источников, опирается на историографию вопроса и, наконец, аргументирует авторскую концепцию. Историческое знание существует в форме фактов и концепций.

Историческая школа - понятие XVIII - XIX вв., так как с этого времени ученые стали создавать научно обоснованные теории. Античные историки объясняли события личными качествами выдающихся правителей и полководцев, нравами и традициями страны, непреодолимой судьбой, роком, фатумом. Средневековые историки искали причины событий в Божьем соизволении, проводили аналогии с библейскими сюжетами. Под влиянием идей французского Просвещения история стала рассматриваться с точки зрения нравственного совершенствования человечества, восхождения от варварских обычаев к цивилизации. С XIX в. для интерпретации фактов используются социальные, экономические, биологические и другие теории.

Государственная школа. Наибольший вклад в российскую историческую науку XIX столетия внесли Н.М. Карамзин, СМ. Соловьев, В.О. Ключевский.

Главное произведение Н.М. Карамзина - «История государства Российского». Основная идея автора заключается в том, что Россия гибла от безначалия и спасалась мудрым единовластием. Высшей ценностью объявлялось государство, а идеальной формой правления - просвещенная дворянская монархия с патриархальным допетровским укладом жизни. Историк отдавал предпочтение Ивану III и Алексею Михайловичу, которые укрепляли государство постепенными преобразованиями, а не кровопролитным царствованиям Ивана Грозного и Петра.

Наиболее ярким представителем государственной исторической школы был С.М. Соловьев, написавший «Историю России с древнейших времен» в 29 книгах. Основными факторами истории он считал природу страны, характер народа и ход внешних событий. Государство - высшая форма исторического развития, так как только в государстве народ обретает возможность прогрессивного развития.

В.О. Ключевский, сформировавшийся как ученый в государственной исторической школе, считал, что на историю влияют различные факторы: природные, экономические, этнические, личностные. Он отметил важную роль процесса колонизации новых земель в российской истории, что обусловило экстенсивный путь хозяйственного развития. С точки зрения историка, на характер русского народа значительное влияние оказали умеренно-континентальный климат и лесостепной ландшафт, приспособление к которым выработало привычку к напряженному, но кратковременному труду, терпеливость, тягу к перемене мест, бытовую неприхотливость. Значительное внимание В.О. Ключевский уделял психологии поведения правителей и социальных групп.

В современной российской исторической науке существует несколько влиятельных научных школ, кладущих в основу анализа прошлого различные факторы. Ни одна из школ не может претендовать на обладание абсолютной истиной, каждая имеет сильные и слабые стороны, успехи и неудачи.

Марксистское направление. Представители направления основываются на положении, что материальные условия жизни людей определяют их сознательную деятельность. Общественная структура, политика, право, мораль, идеология, а отчасти искусство и наука зависят от способа производства товаров. Господствующий способ производства в соединении со свойственной ему надстройкой К. Маркс назвал общественно-экономической формацией. Человечество прогрессирует от низших формаций к высшим: от первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической к коммунистической. Для стран Востока марксизм предложил параллельную формацию - азиатский способ производства, который основан на общине, коллективной и государственной собственности на землю.

В рабовладельческой, феодальной, капиталистической формациях общество разделено на классы. Класс - большая группа людей, занимающая определенное место в производстве и распределении товаров, причем это место зависит от обладания собственностью на средства производства. В формации есть классы эксплуататоров (владельцы собственности) и эксплуатируемых. Переход от одной формации к другой связан с совершенствованием техники, которая создает новые источники богатства, присваиваемые новыми классами. Став экономически господствующим, новый класс захватывает политическое господство. Данную схему К. Маркс иллюстрировал примерами буржуазных революций в Европе.

Отечественные историки советского периода внесли значительный вклад в развитие российской исторической науки. Их работы, созданные в рамках марксистского направления, во многом не утратили своего значения и в наше время.

Сильная сторона марксистской исторической школы в материалистическом объяснении прошлого, приоритетном исследовании экономических отношений, социальной структуры, государственной политики. Слабая сторона - европоцентризм (перенесение опыта развития западноевропейских стран на весь мир). Ошибочным оказался прогноз о неизбежном переходе наиболее развитых буржуазных стран к коммунизму, который рассматривался как вершина технического, научного прогресса, освобождение личности от эксплуатации.

Цивилизационная школа. Основоположниками данной школы были Н.Я. Данилевский и А. Тойнби. История мира рассматривается как процесс развития локальных цивилизаций. Постоянными критериями цивилизации А. Тойнби считал место возникновения и религию. Цивилизация проходит несколько стадий: рождение, рост, расцвет, надлом, распад, гибель. Она развивается за счет работы системы «Вызов - Ответ». Любая жизненная проблема может рассматриваться как Вызов - нападение врага, неблагоприятные природа и климат, страх смерти. Разрешение проблемы есть Ответ - отражение агрессии, формы ведения хозяйства, религия. Прогресс цивилизации связывается с развитием духовной и материальной культуры, которое осуществляется творческими личностями. Народные массы подражают творческому меньшинству и не способны создать что-то новое. Надлом цивилизации характеризуется появлением враждебных группировок внутри элиты. Распад цивилизации связан с деградацией правящего класса, который перестает интересоваться государственными делами, а занимается личным обогащением и интригами. На место старой элиты приходит новая элита, сформировавшаяся из непривилегированных слоев. В фазе распада цивилизации создаются великие империи, которые берут за образец либо свое прошлое (архаизм), либо утопическую идею нового строя (футуризм). Гибель цивилизации связана с покорением ее другой цивилизацией и распространением иной культуры.

Сильная сторона цивилизационной школы - в том, что она объясняет развитие всех регионов мира, а история признается многофакторным процессом, так что на разных этапах могут доминировать различные факторы: экономические, политические, религиозные. Слабость цивилизацион-ного подхода заключается в расплывчатости критерия «Вызов - Ответ», который более констатирует, чем объясняет. Кроме того, при этом подходе практически не учитывается роль народных масс в истории.

Теория этногенеза. Детально разработана в трудах Л.Н. Гумилева. История человечества представляется историей этносов. Этнос - коллектив людей со своим стереотипом поведения, который усваивается потомством через условный рефлекс подражания. Этнос существует не более 1500 лет, проходя в своем развитии следующие стадии: пассионарный толчок, акматическая фаза, надлом, инерционная фаза, обскурация, гомеостаз, мемориальная фаза, вырождение.

Каждой стадии присущ свой стереотип поведения - при пассионарном толчке и в акматической фазе преобладают идеалы жертвенности и победы. Надлом характеризуется стремлением к успеху, знанию, красоте. В инерционной фазе главенствует стремление к благоустройству без риска для жизни. Обскурация отмечена преобладанием идеала тихой обывательской жизни, приспособленной к ландшафту. В последних фазах этнос оказывается не способным вести производительное хозяйство, создавать культуру и постепенно деградирует.

Исторический возраст этноса зависит от количества пассионарное - биохимической энергии живого вещества, дающей способность к сверхнапряжению сил. Пассионарность приходит из космоса в виде излучения, воздействует на гены людей и передается по наследству. На первых этапах энергия в избытке - этносы ведут войны, колонизацию. Со временем количество энергии уменьшается, и этносы создают культуру. Все великие империи создавались пассионарными этносами, но через определенное количество поколений энергия уменьшалась, и империи гибли. Причиной могло быть как завоевание извне, так и развал изнутри.

Сильная сторона школы этногенеза заключается в объяснении событий мировой истории на основе измеряемой величины - пассионарности. Теория позволяет прогнозировать будущее этносов. Слабая сторона школы этногенеза - недоказанность самого понятия «пассионарность». История приобретает черты биологии, когда все проблемы можно свести к избытку или недостатку энергии.

Большинство современных российских историков прямо не связывают свои исследования с той или иной школой. Однако при создании концепций можно проследить влияние одной из указанных школ. В настоящее время исследователи довольно редко поднимаются до уровня обобщений в рамках всемирной истории, предпочитая заниматься историей отдельных регионов и периодов, на новом качественном уровне углублять имеющиеся представления о прошлом России.

Принципы исторической науки.

Что же мы понимаем под принципами и методами исторической науки, исторического исследования?

Представляется, что принципы - это главные, основополагающие положения науки. Они исходят из изучения объективных законов истории, являются результатом этого изучения и в этом смысле отвечают закономерностям. Однако между закономерностями и принципами есть существенное различие: закономерности действуют объективно, а принципы - категория логическая, они существуют не в природе, а в сознании людей.

В современной исторической науке применяются следующие основные принципы научного исторического исследования: объективность, историзм, социальный подход в изучении истории, всестороннее изучение проблемы.

Принцип объективности является одним из принципов, который обязывает рассматривать историческую реальность в целом, независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Рассматривать историю с позиций этого принципа означает, что необходимо, прежде всего, изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественно-политического развития; что необходимо опираться на факты в их истинном содержании; что необходимо, наконец, рассмотрение каждого явления в его многогранности и противоречивости, изучение всех фактов в их совокупности.

Принцип историзма является одним из наиболее значимых для любой исторической дисциплины, в том числе и для истории России. Любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда, вследствие каких причин (политических, идеологических) это явление возникло, каким оно было вначале, как оценивалось тогда, как затем развивалось в связи с изменением общей обстановки и внутреннего содержания, как заменялась его роль, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, каким оно стало сейчас, что можно сказать о перспективах его развития. Принцип историзма требует, чтобы любой человек, кто изучает историю, не впадал в роль судьи при оценке тех или иных исторических и политических событий. Принцип историзма обязывает трезво учитывать реальные силы, которыми располагали те или иные политические силы, осуществляя свои идеи, программы и лозунги в конкретные исторические периоды.

Важным принципом при изучении истории России является принцип социального подхода. В этой связи небезынтересна точка зрения выдающегося российского ученого и мыслителя Г. В. Плеханова, который писал: "Там, где историку приходится изображать борьбу противоположных сил, он неизбежно будет сочувствовать той или другой... В этом отношении он будет субъективен... Но такой субъективизм не помешает ему быть совершенно объективным историком, если только он не станет искажать реальные экономические отношения, на почве которых выросли общественные силы" (Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. Т. 1. М., 1956. С. 671). В современных условиях российские историки принцип партийности стали называть принципом социального подхода, подразумевая под ним проявление определенных социальных и классовых интересов, всей суммы социально-классовых отношений: в политической борьбе, в экономической области, в противоречиях социальной и классовой психологии и традиций, в межклассовых и внеклассовых противоречиях. Принцип социального подхода предусматривает одновременное соблюдение принципов субъективности и историзма. При этом следует подчеркнуть, что принцип социального подхода к политической истории особенно необходим и существенен в изучении и оценке программ и реальной политической деятельности политических партий и движений, их лидеров и деятелей. Несколько слов следует сказать и по принципу всесторонности.

Принцип всесторонности изучения истории подразумевает не только необходимость полноты и достоверности информации, но и то, что необходимо иметь в виду и учитывать все стороны и все взаимосвязи, влияющие на политическую сферу жизни общества.

Таким образом, принципы объективности, историзма, социального подхода, всесторонности изучения базируются на диалектико-материалистической методологии изучения исторических процессов.

Историческое знание.

Историческое знание – проверенный практикой и обоснованный логикой результат процесса исторического познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Историческое знание условно можно разделить (по способам познания) на три уровня.

1) реконструктивное знание - фиксация исторических фактов в хронологической последовательности, - формируемое в процессе реконструктивной деятельности историка. В ходе этой деятельности (как правило, с применением специальных исторических методов – текстологических, дипломатических, источниковедческих, историографических и т.п.) историк устанавливает исторические факты. Реконструктивное знание, реконструктивная картина прошлого создается в виде нарратива (рассказа, повествования) или же в виде таблиц, схем.

2) эмпирическое историческое знание - знание о регулярностях и взаимосвязях между различными фактами, явлениями, процессами - является результатом обработки реконструктивного. Его целью является выяснение повторяемости в процессе исторического развития. В ходе такого исследования историк устанавливает факты более высокого уровня – эмпирические (открытые регулярности – сходные признаки процессов, типологию явлений и т.п.).

3) теоретическое историческое знание - знание о типологии и повторяемости, регулярности фактов, явлений, процессов, структур - объясняет эмпирические факты в ходе теоретического познания. Задачей теоретического знания является формулирование теории, т.е. выявление законов исторического развития (но не функционирования. Так, например, политология изучает законы функционирования государственных институтов, а история – законы их развития. Экономика изучает законы функционирования экономических систем, а история – законы их развития. И т.п.). Функцией исторической теории является объяснение регулярностей исторического процесса, моделирование его развития.

Иногда место теории может занимать идеологическая конструкция, но это не имеет отношения к науке.

Поскольку историческое познание и знание являются формами социального сознания, то их функции (т.е. задачи, методы и результаты) социально обусловлены. К функциям исторического познания относят:

Потребность формирования социального самосознания,

Удовлетворение потребности в социальном воспитании,

Потребности в политической деятельности и самой политики,

Потребности объяснения, предвидения и предсказания будущего.

Функции исторического знания.

Познавательная - выявление закономерностей исторического развития.

Прогностическая - предвидение будущего.

Воспитательная - формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств.

Социальной памяти - способ идентификации и ориентации общества и личности.

Требования к оканчивающим вуз специалистам.

По новому Госстандарту Высшая школа должна готовить высококвалифицированных специалистов, умеющих решать профессиональные задачи на уровне последних достижений мировой науки и техники и вместе с тем стать культурными, духовно богатыми людьми, профессионально занимающимися творческим умственным трудом, развитием и распространением культуры.

Специалист ХХI века должен:

1. иметь хорошую общенаучную (общетеоретическую) подготовку естественного профиля, которую он получает в ходе изучения математики, физики и др. дисциплин.

2. иметь глубокие знания теоретические и практические непосредственно по своей специальности – ветеринарной медицине.

3. иметь хорошую гуманитарную, в том числе историческую, подготовку, высокий уровень общей культуры, высокие качества гражданской личности, чувство патриотизма, трудолюбия и т.д. Специалист должен получить достаточно полное представление о философии, экономической теории, социологии, политологии, психологии, культурологии.

Историческое сознание и его уровни.

Гуманитарная подготовка в вузах России начинается с Отечественной истории. В ходе изучения истории формируется историческое сознание, которое является одной из важных сторон общественного сознания. Историческое сознание - совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности, о своем прошлом и прошлом всего человечества.

Как и всякие другие формы общественного сознания, историческое сознание имеет сложную структуру. Можно выделить четыре уровня.

Первый (низший) уровень исторического сознания формируется такими же способами, как и обыденное, на основе накопления непосредственного жизненного опыта, когда человек на протяжении своей жизни наблюдает какие-то события, или даже является их участником. Широкие массы населения как носители обыденного сознания на низшей ступени исторического сознания не способны привести его в систему, оценить с точки зрения всего хода исторического процесса.

Вторая ступень исторического сознания может формироваться под влиянием художественной литературы, кино, радио, телевидения, театра, живописи, под влиянием знакомства с историческими памятниками. На этом уровне историческое сознание также еще не превращается в систематическое знание. Образующие его представления еще отрывочны, хаотичны, не упорядочены в хронологическом отношении.

Третья ступень исторического сознания формируется на основе собственно исторических знаний, приобретаемых на уроках истории в школе, где учащиеся впервые получают представления о прошлом в систематизированном виде.

На четвертой (высшей) ступени формирование исторического сознания происходит на базе всестороннего теоретического осмысления прошлого, на уровне выявления тенденций исторического развития. На основе накопленных историей знаний о прошлом, обобщенного исторического опыта формируется научное мировоззрение, предпринимаются попытки получить более-менее четкое представление о природе и движущих силах развития человеческого общества, его периодизации, смысле истории, типологии, моделях общественного развития.

Значение формирования исторического сознания:

1. Оно обеспечивает осознание определенной общностью людей того факта, что они составляют единый народ, объединяемый общностью исторической судьбы, традиций, культуры, языка, общностью психологических черт.

2. Национально-историческое сознание - фактор оборонный, обеспечивающий самосохранение народа. Если его разрушить, то данный народ останется не только без прошлого, без своих исторических корней, но и без будущего. Это давно установленный на историческом опыте факт.

3. Оно способствует отбору и формированию общественно значимых норм, морально-нравственных ценностей, складываются традиции и обычаи, образ мышления и поведения, присущий данному народу.

История - это наука, занимающаяся изучением особенности деятельности человека в прошлом. Дает возможность определить причины событий, имевших место задолго до нас и в наши дни. Связана с большим количеством общественных дисциплин.

История как наука существует не менее, чем 2500 лет. Ее основателем считают греческого ученого и летописца Геродота. В античное время эту науку ценили и считали ее «наставницей жизни». В древней Греции ей покровительствовала сама богиня Клио, занимавшаяся прославлением людей и богов.

История - это не просто констатация того, что происходило сотни и тысячи лет назад. Это даже не только изучение процессов и событий, имевших место в прошлом. На самом деле ее назначение больше и глубже. Она не дает сознательным людям забыть прошлое, но все эти знания применимы в настоящем и будущем. Это - кладезь древней мудрости, а также знаний социологии, военного дела, и многое другое. Забыть прошлое - это значит забыть свою культуру, наследие. Также ошибки, которые когда-либо были допущены, не должны быть забыты, чтобы не повторить их в настоящем и будущем.

Слово «история» переводится как «расследование». Это очень подходящее определение,

позаимствованное из греческого. История как наука расследует причины событий, имевших место, а также их последствия. Но это определение все же не отображает всей сути. Второе значение этого термина может восприниматься как «рассказ о том, что происходило в прошлом».

История как наука переживала новый подъем в эпоху Возрождения. В частности, философ Круг наконец-то определил ей место в системе учений. Чуть позже его подкорректировал французский мыслитель Навиль. Он все науки поделил на три группы, одну из которых так и назвал - «История»; в нее должны были входить ботаника, зоология, астрономия, а также и собственно история как наука о прошлом и наследии человечества. Со временем эта классификация претерпела некоторые изменения.

История как наука является конкретной, она требует наличия фактов, привязанных к ним дат, хронологии событий. Вместе с тем, она тесно связана с большим количеством других дисциплин. Естественно, среди последних была и психология. В прошлом и позапрошлом веке разрабатывались теории о развитии стран и народов с учетом «общественного сознания» и других подобных явлений. В такие доктрины свой вклад вложил и известный Зигмунд Фрейд. В итоге этих изысканий появился новый термин - психоистория. Наука, выраженная этим понятием, должна была изучать мотивацию поступков отдельных личностей в прошлом.

История связана с политикой. Именно поэтому ее могут толковать предвзято, приукрашая и живописуя некоторые события и тщательно замалчивая другие. К сожалению, в таком случае вся ее ценность нивелируется.

История как наука имеет четыре основных функции: познавательная, мировоззренческая, воспитательная и практическая. Первая дает сумму сведений о событиях и эпохах. Мировоззренческая функция предполагает осмысление событий прошлого. Суть практической - в понимании некоторых объективных исторических процессов, «учении на чужих ошибках» и воздержании от субъективных решений. Воспитательная функция предполагает формирование патриотизма, нравственности, а также чувства сознательности и долга перед обществом.