Понятие, свойства и функции представлений. Сущность и виды представлений

Представление

Ключевые понятия

Представление;

виды представлений;

зрительные, слуховые и двигательные представления;

общие и единичные представления;

произвольные и непроизвольные представления;

первичные и вторичные образы;

свойства образов представления

Прочитав эту главу, вы сможете

П онять сущность представления.

О пределить виды

и функции представлений.

У знать, чем образы представлений

отличаются от образов восприятия и памяти.


Представление

Понятие, свойства и функции представлений

Представление – это психический процесс отражения в сознании человека объектов окружающей действительности, чувственно-наглядные образы которого сохранились благодаря его предшествующему перцептивному опыту. В повседневной жизни под представлением понимают разновидность внутреннего опыта, или картины, открывающиеся «мысленному взору». Представления также относятся к опыту, полученному в других областях восприятия, таких как слух, вкус и кинестезия.

Обычно представления характеризуют как бледные и быстротечные, лишенные деталей и фрагментарные внутренние образы. В. Вундт рассматривал представления как один из трех основных элементов сознания, наряду с ощущениями и чувствами, как ранее испытанные и восстановленные в памяти сенсорно-перцептивные впечатления.

После того, как Дж. Уотсон назвал их «призраками ощущения», представления постепенно утратили свою привлекательность в качестве объектов исследования. Вновь интерес к ним возник в 60-е – 70-е гг. XX в. в работах по проблемам научения, восприятия, мышления и смыслообразования, выполненных в когнитивной парадигме.

Наиболее полно в современной психологии исследования представлений представлены в книге Ф.А. Йейтс «Искусство памяти». По ее мнению, представления играют важную роль в мнемотехнике, когда приемы запоминания основываются на внутренних образах уже известных событий. Представления также изучают в нейропсихологии. Так, при исследовании расщепленного мозга было обнаружено, что правое полушарие сильнее вовлечено в обработку визуальных форм и структур по сравнению с левым полушарием, а также то, что мысленное обращение фигуры испытуемыми занимает приблизительно такое же время, какое потребовалось бы для осуществления ее реального вращения.

Б.Р. Бугельски приводит результаты исследования запоминания образных слов и слов, имеющих высокий индекс значения. Было обнаружено, что слова с высокой образностью заучиваются быстрее и дольше удерживаются в памяти человека.

Вместе с тем, сущность представлений по-прежнему вызывает сомнения, а их использование в практической деятельности опережает возможности теоретических и эмпирических исследований. Предмет собственно представлений трудно определить, он «размыт» в психологии восприятия, памяти, мышления и воображения. Как утверждает Е.Б. Старовойтенко, представления, называемые по их близости к перцептам «вторичными образами», существуют во множестве форм, приближающихся, с одной стороны, к сенсорно-перцептивным феноменам, а с другой – к феноменам мышления.

Таким образом, в широком смысле термин «представления» включает в себя собственно представления, образы и понятия, а также связанные с ними оценки и коннотации. По А.М. Шахнаревичу и Н.М. Юрьевой, представление – субъективное отражение связи и эмоциональных отношений действительности. Они характеризуются образностью, функциональной компенсаторностью, эмоциональной окрашенностью и оценочностью.

Свойства и функции представлений. Представлениям присущи следующие основные свойства: наглядность, неустойчивость, фрагментарность и обобщенность.

Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. При этом имеет место размытость очертаний и исчезновение ряда признаков. Наглядность представлений беднее наглядности восприятия в связи с утратой непосредственности отражения.

Фрагментарность. Для представления предметов и явлений характерна неравномерность воспроизведения их отдельных частей. Преимущество имеют объекты (или их фрагменты), которые в предыдущем перцептивном опыте обладали большей привлекательностью или значимостью. Фрагментарность представлений, отмеченная еще Г. Эббингаузом и подтвержденная современными исследованиями, состоит в том, что «при внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены» (Веккер, 2000). Если неустойчивость представления есть аналог неполной константности, то фрагментарность представляет собой эквивалент неполной целостности или выражение ее дефицита в представлении по сравнению с восприятием.

Неустойчивость. Представленный в данный момент времени образ (или его фрагмент) можно удержать в активном сознании лишь в течение определенного времени, по истечении которого он будет исчезать, утрачивая фрагмент за фрагментом. С другой стороны, образ представления не возникает сразу, а по мере восприятия новых сторон и свойств предмета, новых временных связей, постепенно он дополняется, изменяется и «проясняется». Неустойчивость. По своей сущности как проявление непостоянства является отрицательным эквивалентом или выражением дефицита константности, свойственной перцептивному образу. Она, хорошо известная каждому по собственному опыту, заключается в колеблемости и текучести его компонентов.

Обобщенность. Представленный объект, его образ, обладает определенной информационной емкостью, содержание (структура) образа представлений схематизируется или свертывается. Как указывает В.С. Кузин (1999), представление всегда включает в себя элемент обобщения. В нем материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий. Новое объединяется со старым. Представления – это результат всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Береза как образ представления – итог всех прошлых восприятий берез как непосредственно, так и на изображениях. Поэтому представление, являясь обобщением конкретного предмета (или явления), одновременно может быть обобщением и целого класса аналогичных предметов в силу того, что представляемый объект не воздействует непосредственно на органы чувств.

Л.М. Веккер рассматривает представление как вторичные образы, как следующий шаг продвижения первичных (сенсорно-перцептивных) образов к образам вторичным, извлеченным из памяти. Вторичные образы воспроизводят прошлые первичные образы и тем самым изображают объекты, в данный момент не воздействующие на рецепторную поверхность анализатора.

Этот переход диктуется как всей логикой предшествующего анализа, так и местоположением вторичных образов в системе психических процессов. Представления есть необходимое посредствующее звено, составляющие «специально человеческий» уровень психической информации.

Уже рассмотрение такого важнейшего свойства первичных образов, как обобщенность, которая не случайно завершает перечень эмпирических характеристик перцепта, привело к вопросу о необходимой взаимосвязи восприятия и памяти. Поскольку обобщенность образа выражает отнесенность отображаемого в нем объекта к определенному классу, а класс не может быть содержанием актуального, то есть в данный момент совершающегося, отражения, обязательным посредствующим звеном здесь является включенность аперцепции, то есть образов, сформированных в прошлом опыте и воплощенных в тех извлекаемых из памяти эталонах, с которыми сличается каждый актуальный перцепт.

Такие эталоны, по Л.М. Веккеру, и есть вторичные образы, или представления, аккумулирующие в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится «портрет класса объектов» и тем самым обеспечивается возможность перехода от перцептивно-образного к понятийно-логическому отображению структуры класса предметов, однородных по какой-либо совокупности своих признаков. Исследование вторичных образов сталкивается с существенными трудностями, как при описании их основных эмпирических характеристик, так и на этапе теоретического поиска закономерностей. Эти методические трудности вызваны в первую очередь отсутствием непосредственно действующего объекта, с которым может быть прямо соотнесено актуальное содержание представления. Поэтому из-за отсутствия непосредственного воздействия представляемого объекта само представление является трудно поддающейся фиксированию «летучей» структурой.

В качестве необходимой эмпирической базы теоретического осмысления эмпирических характеристик вторичных образов Л.М. Веккер предложил выделять их первичные и производные свойства (Рис. 2.1).

Первичные свойства
Пространственно-временная структура Сдвиги в воспроизведении модальностей Сдвиги в воспроизведении интенсивности
Производные свойства
Неустойчивость Фрагментарность Обобщенность

Рис. 2.1. Эмпирические характеристики вторичных образов

К пространственным компонентам он относит панорамность, взаимообособление фигуры и фона, выпадение абсолютных величин и преобразование геометрической формы в топологическую схему.

Феномен пространственной панорамности был обнаружен в исследованиях Ф.Н. Шемякина и впервые обозначен этим термином в работах Б.Ф. Ломова. Он означает, что целостное воспроизведение пространственной структуры объекта во вторичном образе не ограничивается объемом перцептивного поля и выходит за его пределы. Так, представление об отдельном объекте может охватывать те компоненты или стороны последнего (например, те стены комнаты и те грани куба), которые при непосредственном восприятии находятся за пределами поля зрения.

В отличие от перцептивного образа, существенной особенностью которого является выделение фигуры из фона, допускающее, однако, из взаимного отделения, в представлении фигура может не соотноситься с определенной координатой пространственного фона, а фон может быть отделен от фигуры («пустое пространство»).

Выпадение абсолютных величин проявляется в двух моментах: 1) в не сохранении числа однородных элементов (например, числа колонн в представлении об Исаковском или Казанском соборе, как это показано в работах Б.Г. Ананьева); 2) в нарушении воспроизведения абсолютных размеров отображаемого пространственного массива в особенности размеров отдельного объекта.

Что касается, преобразования геометрической формы в топологическую схему во вторичном образе, то оно выражается в определенной схематизации образа, описанной Б.Ф. Ломовым.

В связи с влиянием структуры представления на процесс узнавания и на организацию моторного акта. Доминирование топологической схемы над геометрической формой обнаружено в исследованиях Н.А. Бернштейна. Поэтапность и многоуровневый характер такой «топологизации формы» в представлении выявлены в экспериментах М.В. Лещинского.

К временным компонентам вторичных образов относятся симультанность, сдвиги в отображении длительности и прочность в отображении последовательности.

Симультанность, или «временная панорамность», представлений заключается в том, что компоненты временной и двигательной последовательности имеют тенденцию преобразовываться во вторичном образе в одновременную структуру. Так, по Б.М. Теплову, слуховые музыкальные представления воспроизводят не последовательное развертывание, а одновременно-целостную структуру музыкального произведения.

Данные о совершающихся во вторичном образе сдвигах в воспроизведении длительности обобщены С.Л. Рубинштейном в виде эмпирического закона заполненного временного отрезка: «чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется».

Что касается третьей временной характеристики – большей прочности сохранения образа временной последовательности по сравнению с временной длительностью, то она в скрытом виде содержится в тех же фактах, которые обобщены в законе заполненного временного отрезка: зафиксированные в нем сдвиги оценки интервала касаются именно его длительности, а временная последовательность сохраняется гораздо полнее.

Особенности модальных характеристик вторичного образа (очень мало изученные и выявленные преимущественно для зрительных цветовых представлений) заключается в том, что во вторичном образе цвета происходит перестройка, аналогичная сдвигам восприятия цвета в затрудненных условиях. Образ смещается в сторону основных цветов спектра, а отдельные конкретные оттенки из образа выпадают в зависимости от длительности хранения образа.

Хотя степень яркости вторичного образа может быть различной, в среднем представление по сравнению с сенсорно-перцептивным образом отличается значительно меньшей яркостью. По сути дела эти изменения интенсивной характеристики имеют ту же самую тенденцию, что и сдвиги модальных характеристик. И те, и другие преобразуются в том же направлении, что и соответствующие характеристики первичных образов в затрудненных условиях их формирования, при наложении помех. Интенсивностные характеристики вторичных образов, как и первичных, становятся более бледными.

За этой подгруппой первичных характеристик, как в случае перцептивных образов, следует вторая подгруппа эмпирических характеристик вторичных образов. В нее входят характеристики, представляющие собой результат перестройки и специфическую модификацию первичных в своей основе общих для всякого образа параметров соответственно его данной конкретной форме: неустойчивость, фрагментарность и обобщенность.

Производный характер второй подгруппы характеристик по отношению к первичным эмпирическим характеристикам представления выражается в том, что неустойчивость, фрагментарность и обобщенность, как и их перцептивные аналоги: константность, целостность и обобщенность, охватывают все три первичных параметра вторичного образа: пространственно-временную структуру, модальность и интенсивность. Неустойчивость выражается в колебании не только пространственных компонентов образа, но и его модальных характеристик, например, «мерцание цвета» в представлении и колебание яркости. Фрагментарность также проявляется в выпадении как пространственно-временных компонентов образа (частей или деталей фигуры или фона), так и его модально-интенсивностных характеристик (оттенков цвета, тембра или специфических особенностей воспроизведения механических свойств в осязательном представлении). Такой же тройственный состав имеет и обобщенность представлений, которая обнаруживает себя как «портрет» не только класса фигур, но и класса качественно-модальных (цветов, тонов, проявления упругости) и интенсивностно-энергетических (яркость, сила) свойств.

Все эти три характеристики – неустойчивость, фрагментарность и обобщенность – являются, таким образом, действительно выражением модификаций первичных параметров представления.

Представлению как познавательному процессу присущи следующие функции.

Сигнальная функция состоит в выработке сигналов, касающихся тех свойств представляемого образа, которые в последующем могут быть использованы в деятельности человека. Образ представления несет в себе различные сведения об объекте, его признаках и способах практического использования. По мнению И.П. Павлова, представления возникают по схеме, аналогичной появлению условных рефлексов. Одно лишь представление о кислом лимоне может вызвать у человека гримасу.

Регулирующая функция направлена на отбор тех свойств представляемого объекта, которые необходимы в данный момент для выполнения каких-то действий. Эта функция представления часто используется в аутотренинге, что бы снять психическую напряженность или даже болевые ощущения. Образы будущего, возникающие в представлении, могут через подсознание управлять самочувствием и поведением человека.

Настроечная функция способствует формированию программы действий, заданной параметрами текущей или предстоящей ситуации. Сама мысль о конкретном действии или движении может сопровождаться едва заметным реальным движением рук, глаз или головы.

Виды представлений

В качестве оснований для классификации представлений выступают: вид анализаторов, включенных в процесс формирования образа, степень обобщенности образов, волевые усилия, информированность индивида об объекте представлений, продолжительность сохранения его образов.

По виду анализаторов принято выделять зрительные, слуховые и двигательные представления. Зрительные преставления воспроизводят параметры объекта, его форму, габариты, цвет. Вместе с тем, в зрительных представлениях, как правило, образ объекта отражает один какой-либо его параметр. Слуховые представления воспроизводят тембр, фонетику и интонацию звуковых объектов.

Качество этих образов во многом обусловлено предыдущим опытом или характером профессиональной деятельности человека. Двигательные представления всегда сопровождаются сокращением соответствующей группы мышц. Если нейтрализовать такие мышечные сокращения, то и представления становятся невозможными. Такой синтез образа представления и движения мышц имеет место в так называемых идеомоторных актах, сущность которых заключается в трансформации представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения.

Основания для классификации представлений
Вид анализатора Степень обобщенности образов Наличие волевых усилий Информированность индивида об объекте представления
Зрительные Слуховые Двигательные Общие Единичные Произвольные Непроизвольные Памяти Воображения

Рис. 2.2. Классификация представлений по различным основаниям

По объему наблюдений, степени обобщенности образов различают единичные и общие представления. Можно представить себе лес или отдельно растущее дерево в этом лесу.

Произвольные и непроизвольные представления различаются по степени выраженности волевых усилий при создании образа представления. Образ представления может возникнуть помимо нашего желания, например иллюстрация в книге. Произвольные представления, напротив, могут потребовать от человека определенных волевых усилий, аналогичных процессам припоминания.

По информированности индивида об объекте представления выделяют представления памяти и воображения. Представления памяти возникают как извлечение образа, в то время как представления воображения формируют образ объекта (в этом случае мы употребляем глагол «вообразить» в смысле «представить»).

Представления отличаются индивидуальными особенностями, у человека может быть ведущий вид представления или несколько ведущих видов представлений. Динамика представлений в онтогенезе недостаточно изучена. Считают, что первые представления появляются в полтора года; к двум годам быстро развиваются слухо-двигательные и речевые представления; к пяти – шести годам развитие получает свойство наглядности представлений. Развитие представлений у взрослого человека, как мы уже говорили, во многом обусловлено его профессиональной деятельностью.


Похожая информация.


Человек получает первичную информацию об окружающем мире. Какая-то часть этой возникшей информации сохраняется в течение некоторого времени в виде последовательных образов, но их роль для психической жизни невелика. Через какое-то время образ этого предмета может быть снова человеком вызван – случайно или намеренно. Данное явление получило название «представление».

Определение

Под представлением понимается психический процесс отражения предметов или явлений, не воспринимаемых в данный момент, но воссоздаваемых на основе предыдущего опыта. Восприятие объектов, которое имело место в прошлом, составляет основу представления.

Специалисты выделяют следующие представления:

  • Представления памяти. Эти представления возникают на основе непосредственного восприятия человеком какого-либо явления или предмета в прошлом.
  • Представления воображения. Эти представления формируются на основе информации, которую человек получил в прошлом и творчески её переработал. Например, воображение человека о тундре, рождается не на пустом месте. Он имеет о ней какие-то представления через фильмы, фотографии, уроки географии и др. На основе этого материала можно представить образ этой природной зоны. При звуках мелодии в сознании может возникнуть образ человека, с которым эту мелодию слушали, или то место, где эта мелодия звучала. От богатства прошлого опыта зависит полнота представлений.

Таким образом, человек, с помощью второй сигнальной системы – описания, словесные обозначения, может вызвать самые различные образы.

Представления возникают в результате практической деятельности, а не сами по себе и имеют огромное значение для всех психических процессов, которые обеспечивают познавательную деятельность человека. С представлениями связаны процессы восприятия, мышления, письменной речи.

Основные характеристики представления

Представления имеют свои основные характеристики:

  • Наглядность. Представления относятся к чувственно-наглядным образам действительности. В этом плане они близки к образам восприятия. Поскольку представления являются переработанными образами объектов прошлого, то они не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия. От других форм знания о предмете представление отличается именно своей наглядностью. Например, можно хорошо знать характеристики того или иного предмета – цвет, размер, объем, этажность и др., но не иметь о нем представления.
  • Но все-таки представления от восприятий отличаются, и это показывает психологический анализ:

  1. Представления бледнее восприятий. Люди отличаются друг от друга по степени яркости и живости представлений. Зрительные образы у одних очень бледны, у других достигают исключительной яркости. Но тем не менее какой бы ни была яркость представлений, она только приближается к восприятиям и никогда с ним не сравняется, а тем более не заменит его;
  2. Черты и признаки объекта представления с одинаковой яркостью никогда не передаются. Они отражают только некоторые стороны и черты;
  3. Представления текучи и изменчивы – на передний план выступают то одни, то другие детали и только у музыкантов и художников они бывают достаточно устойчивы и постоянны.
  • Фрагментарность. Данная характеристика говорит о том, что представления имеют много пробелов. Одни части представлены очень ярко, другие – смутно, третьи отсутствуют совсем. Представляя лицо знакомого человека, например, можно отчетливо воспроизвести только отдельные черты, остальные же детали выступают лишь слегка;
  • Неустойчивость и непостоянство. Образ вызванного предмета долго в сознании не удерживается и исчезает. Чтобы вызвать его снова, необходимо совершить очередное усилие.
  • Все представления, возникающие в сознании человека, являются не просто наглядными образами действительности, а в известной мере обобщенными образами. Характерно то, что в них с наибольшей яркостью подчеркнуты постоянные признаки объекта с одной стороны, а с другой – представлены бледно или отсутствуют признаки, характерные для частных воспоминаний. Степень обобщение образа может быть различна. Если эта степень обобщения большая – представления называются общими.

    Основные функции представления

    В психической регуляции поведения человека, представление, как любой познавательный процесс, осуществляет ряд функций. Исследователи выделяют следующие функции: сигнальную, регулирующую, настроечную:

    • Сигнальная функция. Сущность этой функции состоит в том, что В каждом конкретном случае представление состоит в отражении не только образа предмета, который воздействовал на органы чувств человека ранее, но и многообразной информации о предмете. Эта информация под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением. По-мнению И.П. Павлова, представления являются первыми сигналами действительности, которые лежат в основе сознательной деятельности человека. Ученый показал, что представления часто формируются по механизму условного рефлекса. Когда человек сталкивается с каким-то предметом или явлением, то формируется представление не только о предмете, но и его свойствах. Впоследствии эти знания выступают в качестве первичного ориентировочного сигнала. Например, представления о фруктах, как пище, дают сигнал, что с их помощью можно утолить голод;
    • Регулирующая функция. Данная функция представлений тесно связана с сигнальной функцией. Она состоит в отборе нужной информации о том или ином предмете, явлении, который раньше уже воздействовал на органы чувств человека. Отбор этот осуществляется с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Данная функция помогает актуализировать те стороны, которые позволяют с наибольшим успехом решить поставленные задачи;
    • Настроечная функция. Проявляется она в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Еще И.П. Павлов, изучая физиологические механизмы произвольных движений, показал, что двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Настроечная функция обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений.

    Среди психических познавательных процессов представление занимает особое место, поэтому Л.М. Веккер предлагает считать представления вторичными образами. Представление может рассматриваться как звено между восприятием и памятью, восприятием и мышлением.

    Но, к сожалению, исследований этого психического процесса, в настоящее время ведется очень мало. Исследование вторичных образов имеет существенные трудности, как при описании основных эмпирических характеристик, так и на этапе теоретического поиска закономерностей, которые определяют организацию данной категории «первых сигналов».

    В первую очередь трудности вызваны отсутствием наличного, непосредственно действующего объекта-раздражителя, поэтому само представление из-за его отсутствия трудно поддается фиксированию «летучей» структурой.

    В результате этого экспериментально-психологическое исследование вторичных образов отстает от изучения первичных, сенсорно-перцептивных образов. Эмпирического материала здесь очень мало, а те данные, которые имеются, обычно фрагментарны и разрозненны. Например, большой и значительной проблемой является исследование процессов формирования представлений о самом себе.

    Таким образом, исследования представлений являются актуальной проблемой и полностью еще не решенной.

    Физиологической основой представлений является оживление в коре больших полушарий «следов» возбуждений, которые образовались при восприятии предметов или явлений. Представьте слона, рассмотрите этот образ. На этом примере выделим свойства представлений: нестереоскопический характер – образы выглядят как плоские картины; детали неравномерно ясны в пространстве, представление неполно, фрагментарно; схематичность; текучесть, динамичность – образ сложно удержать неподвижным; призрачность образов, прозрачность, сквозь них просвечивает реальность.

    Вопрос 4. Виды представлений

    А. Ричардсонобъясняет, что в зависимости от особенностей предмета представливания выделяют два основных вида представлений: визуальные, за которыми стоит конкретный образ, и абстрактно-логические, за которыми стоят абстрактные понятия. Каждый из указанных видов может обладать различной степенью яркости, четкости и контролируемости.

    Наиболее распространенной является классификация визуальных представлений по модальному признаку Б.Г. Ананьева: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые, органические представления. Уточним, что органические представления – это представления о функциональных состояниях организма, отдельных органов и частей тела.

    В соответствии с двумя основными формами существования материи выделяют такие два вида представлений, как представления о пространстве и представления о времени. Обычно и те и другие являются полимодальными (включают данные многих модальностей), но можно выделить отражение пространственных и временных характеристик отдельно на уровне зрительного и кинестетического анализаторов.

    Ж. Пиаже предложил классификацию образов на репродуктивные и антиципирующие (предвосхищающие). Каждый из них может быть: статическим (представление о неподвижном объекте); кинетическим (представление о видах движения); преобразующим (преобразование объектов).

    Также представления классифицируют в зависимости от участия волевого усилия в возникновении представления: произвольные представления (прилагаем волевые усилия) и непроизвольные (представления актуализируются в нашем сознании без волевого усилия).

    Могут быть единичные представления - они отражают конкретные предметы и явления в конкретной обстановке (например, преподаватель представляет лицо конкретного ученика на занятии); общие представления отражают черты, общие для многих сходных предметов, т.е. черты, имеющиеся в каждом предмете этой группы; наиболее обобщены схематические представления, которые являются ступенью перехода познания человека от чувственного к абстрактно-логическому отражению реальной действительности.

    Вопрос 5. Характеристика процесса представливания

    Процесс представливания обычно понимается в двух смыслах: как создание образов - представлений и как оперирование ими. В этих случаях представления приобретают динамический характер. Можно говорить об изменении представлений во времени и в пространстве. С течением времени представление может насыщаться деталями, обобщаться, становиться более схематичным, ярким и отчетливым или смутным и неотчетливым. В пространстве с образами - представлениями можно совершать операции: мысленное вращение, масштабные преобразования, перемещения объектов, комбинирование частей объекта, приращение, разбиение и др.

    Понимание представливания как процесса оперирования образами - представлениями предполагает в этом процессе наличие отдельных мыслительных операций. И.С. Якиманская полагает, что все мыслительные операции можно разбить на три группы: 1) изменение в процессе представливания положения объекта или его частей (мысленное вращение, группировка, перемещение объектов и т.п.); 2) изменение в процессе представливания структуры объекта (масштабные преобразования, группировка объектов и т.п.); 3) одновременные изменения положения и структуры (приращение, разбиение, комбинирование и т.п.).

    Представление (психология)

    Представле́ние - процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств («название результата процесса», девербатив). Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов («название процесса», субстантивированный инфинитив).

    Описание

    Представления как психические явления имеют как черты сходства, так и отличий с такими психическими явлениями, как восприятие , псевдогаллюцинации и галлюцинации .

    Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Эти «следы» сохраняются благодаря известной «пластичности» центральной нервной системы.

    Классификация

    Существуют различные способы классификации представлений.

    По ведущим анализаторам (по модальностям)

    В соответствии с разделением представлений по репрезентативным системам (по модальности ведущего анализатора) выделяют следующие виды представлений:

    • зрительные (образ человека, места, пейзажа);
    • слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);
    • обонятельные (представление какого-то характерного запаха - например, огуречного или парфюмерного);
    • вкусовые (представления о вкусе пище - сладком, горьком и пр.)
    • тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);
    • температурные (представление о холоде и тепле).

    Тем не менее, часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зелёный цвет и пупырчатую поверхность, его твердость, характерный вкус и запах. Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника - зрительный, у композитора - слуховой, у спортсмена и балерины - двигательный, у химика - обонятельный и т. д.

    По степени обобщенности

    Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях (в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными).

    • Единичные представления - это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.
    • Общие представления - представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.
    • Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т. д. Примером может служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.

    По происхождению

    Третья классификация представлений - по происхождению. В рамках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе ощущений , восприятия , мышления и воображения .

    • На основе восприятия . Большая часть представлений человека - это образы, возникающие на основе восприятия - то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека.
    • На основе мышления . Представления, сформированные на основе мышления, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так у большинства людей имеются представления таких понятий как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами.*
    • На основе воображения . Представления могут формироваться и на основе воображения , и данный тип представлений составляет основу творчества - как художественного, так и научного.

    По степени волевых усилий

    Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные.

    • Непроизвольные представления - это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например - грёзы.
    • Произвольные представления - это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.

    Свойства

    Представлениям присущи такие основные свойства, как наглядность, фрагментарность, неустойчивость и обобщенность .

    • Наглядность . Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. При этом имеет место размытость очертаний и исчезновение ряда признаков. Наглядность представлений беднее наглядности восприятия вследствие утраты непосредственности отражения.
    • Фрагментарность . Для представления предметов и явлений характерна неравномерность воспроизведения их отдельных частей. Преимущество имеют объекты (или их фрагменты), которые в предыдущем перцептивном опыте обладали большей привлекательностью или значимостью. Фрагментарность представлений, отмеченная ещё Г. Эббингаузом и подтвержденная современными исследователями, состоит в том, что «при внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены». Если неустойчивость представления есть аналог неполной константности, то фрагментарность представляет собой эквивалент неполной целостности или выражение её дефицита в представлении по сравнению с восприятием.
    • Неустойчивость . Представленный в данный момент времени образ (или его фрагмент) можно удерживать в активном сознании лишь в течение определенного времени, по истечении которого он начнет исчезать, утрачивая фрагмент за фрагментом. С другой стороны, образ представления возникает не сразу, а по мере восприятия новых сторон и свойств предмета, новых временных связей; постепенно он дополняется, изменяется и «проясняется». По своей сущности неустойчивость как проявление непостоянства является отрицательным эквивалентом или выражением дефицита константности, свойственной перцептивному образу. Она хорошо знакома каждому по собственному опыту и заключается в «колебаниях» образа и текучести его компонентов.
    • Обобщенность . Представленный объект, его образ, обладает определенной информационной емкостью, причем содержание (структура) образа представлений схематизируется или свертывается. Как указывает B.C. Кузин, представление всегда включает в себя элемент обобщения. В нём материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий. Новое объединяется со старым. Представления - это результат всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Береза как образ представления - итог всех прошлых восприятий берез как непосредственно, так и на изображениях. Поэтому представление, обобщая конкретный предмет (или явление), одновременно может служить обобщением и целого класса аналогичных предметов в силу того, что представляемый объект не воздействует непосредственно на органы чувств.

    Литература

    • Щербатых Ю. В. Общая психология. - СПб: «Питер», 2008.

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Представление (психология)" в других словарях:

      - (философия) Представление (психология) Представление (базы данных) Представление (квантовая механика) способ описания квантовомеханической системы Представление (искусство) (см. также шоу) Представление (прокурора) В математике… … Википедия

      - (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия

      Психология с эмпирической точки зрения - «ПСИХОЛОГИЯ С ЭМПИРИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ» главное произведение Франца Брентано (Brentano F. Psychologie vom empirischen Standpunkt). Первый его том был опубликован в Лейпциге в 1874; второе издание вместе со вторым томом («О классификации… …

      психология памяти - ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ исследует память как способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

      Образ раннее воспринятого предмета или явления (П. памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувств. отражения в виде нагляднообразного знания. В отличие от восприятия П. поднимается над непо средств … Философская энциклопедия

      психология гуманистическая - одно из ведущих направлений современной западной, преимущественно американской психологии. Зародилась в 50 е годы. Названа гуманистической, ибо признает главным предметом личность как уникальную целостную систему, коя представляет собой не нечто… …

      ПСИХОЛОГИЯ - ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… …

      психология искусства - отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность. Поскольку в искусстве человек духовно… … Большая психологическая энциклопедия

      ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, воспроизведенный памятью образ от бывших ранее раздражений. Прежняя психология проводила резкую грань между ощущением (см.) и П. Ощущение получается при непосредственном воздействии на нас предмета, напр. мы ощущаем красный цвет… … Большая медицинская энциклопедия

      психология и философия - психология издревле составляла органическую часть философии. Первое систематическое изложение психологии принадлежит Аристотелю (трактаты «О душе», «Об ощущениях и ощущаемом», «О сне и бодрствовании», «О сновидениях», «О предчувствии во сне», и… … Большая психологическая энциклопедия

    Книги

    • Психология типов тела. Психология человеческих возможностей. Теория сознательной гармонии (количество томов: 3) , Успенский Петр Демьянович. В комплект входят следующие книги. "Психология типов тела. Развитие новых возможностей. Практический подход" . Знаете ли вы, что гормоны напрямую влияют на внешность и характер человека? А…

    Представление - это психический процесс отражения в сознании человека объектов (предметов или явлений) реальной окружающей среды, чувственно-наглядные образы которых сохранились благодаря его предшествующему перцептивному опыту. Представление вносит существенный вклад в общий познавательный процесс. Оно, в частности:
    - позволяет обходиться без многократного непосредственного контакта (встречи) с объектом, когда в очередной раз его образ будет востребован для активных с ним действий;
    - обеспечивает накопление информации о реальном мире в сжатой, компактной перцептивной форме;
    - формирует априорное (доопытное) отношение индивида к воспринимаемому объекту (по словам Леонардо да Винчи, «ничто нельзя ни любить, ни ненавидеть, прежде чем не получишь об этом ясного представления»).

    Представления есть продукт многофакторный, зависящий от индивидуальных особенностей человека, предназначения формируемого образа и т.д.

    Представлениям присущи следующие основные свойства.

    Наглядность. Человек представляет образ когда-то воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. Воспроизведение образов объектов, имеющее место при представлении, чаще всего связано с потерей ряда их опознавательных признаков, с «размытостью» очертаний. В этой связи наглядность представлений беднее наглядности восприятия, обеспечивающего отражение объектов в данный момент.

    Фрагментарность. Представление объекта всегда связано с неравномерностью воспроизведения различных его частей. Более четко воспроизводятся те из них, которые в предыдущем перцептивном опыте оказывались под большим вниманием человека в связи с их значимостью или привлекательностью.

    Неустойчивость. Воспроизведенный в данный момент времени образ объекта в целом (или его частей) можно удерживать в сознании лишь в течение короткого времени. Образ будет «уплывать», и при очередной попытке воспроизведения отчетливо будут отражаться лишь детали.

    Обобщенность. Какова бы ни была история предшествующего перцептивного опыта, воспроизведенный образ каждый раз включает в себя наиболее информативные (по каким-то критериям) признаки, составляющие сущность объекта. Именно поэтому возник термин обобщенные представления.

    Как познавательному процессу представлению присущи следующие функции.
    Сигнальная функция состоит в выработке сигналов, касающихся тех свойств представляемого объекта, которые могут быть использованы в реальной деятельности человека. Суть в том, что воспроизведение образа объекта не ограничено только наглядным его представлением. Оно сопровождается различными сведениями об этом объекте (например, его вкусовыми качествами, возможностью практического использования в конкретных ситуациях и т.д.). Эта дополнительная информация играет роль сигналов, влияющих на деятельность человека или ее структурные элементы.

    По мнению И. Павлова, представления возникают часто по схеме, аналогичной появлению условных рефлексов. Другими словами, представления являются первыми сигналами, диктующими активность человека в целом. Одно лишь представление о кислом лимоне может вызвать у человека гримасу. Чиновник, опаздывающий на деловое совещание, почти автоматически ускорит шаг, если представит недовольное лицо своего начальника.

    Регулирующая функция направлена на отбор тех свойств представляемого объекта, которые требуются именно в данных условиях для эффективного выполнения каких-то действий. Так, если представление «рисует» картину преодоления какого-то препятствия, которое может возникнуть на пути движения, то в представляемом образе препятствия человек будет искать то, что поможет ему решить данную задачу (обходные пути, веревку, лестницу и т.п.). Примером прагматического использования этой функции может служить анонимное применение лечащими врачами плацебо (препарата, не имеющего лекарственной ценности) для целенаправленной подмены реального фармакологического действия препарата психологической реакцией пациента, у которого в представлении формируется образ исцеляющего употребления реального лекарственного средства.

    В аутотренинге за счет формирования образов представления (самовнушение) удается снимать психическую напряженность, болевые ощущения, управлять сердечным ритмом. Все это основано на влиянии представления на органические процессы человека. Образы будущего желаемого состояния, возникающие в представлении, через подсознание управляют самочувствием.

    Настроечная функция способствует формированию программы действий, заданной параметрами текущей или предстоящей ситуации. Так, воспроизведенный двигательный образ подготавливает (настраивает) на реализацию соответствующих движений. Человек, который намерен заготовить дрова, во-первых, выберет для этого топор или колун, но не молоток или рубанок. Во-вторых, он уже мысленно «оживил» те движения, которые ему придется выполнить, подготовив себя к этой процедуре.

    Влиянию представления непосредственно подвержены двигательные акты. Например, стоит представить себе, что груз, подвешенный на нитке и удерживаемый на вытянутой руке, вращается по часовой стрелке, как тот действительно через некоторое время начнет совершать такие движения. Подобные явления носят название идеомоторных актов (греч. idea - идея, образ; лат. motor - движение, действие). Сущность идеомоторных актов заключается в трансформации представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения. Другими словами, сама мысль о конкретном движении сопровождается едва заметным реальным движением рук, глаз, головы или тела.

    Ранее считалось, что идеомоторные акты являются исключительно непроизвольными, скрытыми от сознания совершающего их индивида. Современные взгляды допускают существование осознаваемых движений, сопровождающих процесс представления.

    Физиологический механизм идеомоторики объясняют по-разному. Согласно И. Павлову, ведущая роль здесь принадлежит эффекторным импульсам, поступающим от определенных клеток коры головного мозга. Другое объяснение связано с положением о кольцевой регуляции движений, выдвинутым Н. Берн-штейном. В соответствии с этим положением ведущую роль в идеомоторике играют сигналы обратной связи, поступающие от органов движения.

    Феномен идеомоторных актов часто «эксплуатируют» в своих выступлениях на сцене различного рода фокусники, экстрасенсы. Обладая повышенной чувствительностью к незаметным для внешнего наблюдателя микродвижениям мышц при идеомоторных актах, они часто могут угадывать задуманное другим человеком, приводя в восторг зрителей. В процессах делового и межличностного общения идеомоторные реакции, вызванные представлением собеседника, используются для оценки его эмоционального состояния.