Последствия абсентеизма в политике. Политический абсентеизм: причины, виды, проблемы, последствия, примеры

Термин политический абсентеизм появился в первой половине XX века. Американские ученые начали использовать его, описывая нежелание граждан участвовать в политической жизни страны, и в первую очередь в выборах. Исследования феномена политического абсентеизма породили множество теорий и гипотез, объясняющих его причины и последствия.

Понятие

Согласно политологической науке, политический абсентеизм - это самоустранение избирателей от участия в каком-либо голосовании. Современные представляют собой наглядную демонстрацию этого явления. Согласно статистике, во многих государствах, где проводятся выборы, в не участвует больше половины граждан, имеющих право голоса.

Политический абсентеизм имеет много форм и оттенков. Человек, не посещающий выборы, вовсе не изолирован от отношений с властью полностью. Вне зависимости от своей политической позиции, он остается гражданином и налогоплательщиком. Неучастие в таких случаях распространяется только на ту деятельность, в которой человек может проявить себя как активная личность, например, определить собственное отношение к партии или кандидатам на должность депутата.

Особенности политического абсентеизма

Избирательская пассивность может существовать только в государствах, где нет внешнего принуждения к политической деятельности. Она исключена в тоталитарных обществах, где, как правило, участие в бутафорских выборах является обязательным. В таких странах руководствующее положение занимает единственная партия, переиначивающая под себя. Политический абсентеизм при демократическом строе возникает, когда человек лишается обязанности и получает права. Распоряжаясь ими, он может и не участвовать в выборах.

Политический абсентеизм искажает результаты голосований, так как в итоге выборы демонстрируют точку зрения только пришедших на участки избирателей. Для многих пассивность является формой протеста. По большей части граждане, игнорирующие выборы, своим поведением демонстрируют недоверие системе. Во всех демократиях распространена точка зрения о том, что выборы - инструмент манипуляции. Люди не идут на них, потому что убеждены, что в любом случае их голоса посчитают в обход законной процедуры или результат будет искажен каким-нибудь другим менее явным способом. И наоборот, в тоталитарных государствах, где есть подобие выборов, участки посещают почти все избиратели. Эта закономерность является парадоксом только на первый взгляд.

Абсентеизм и экстремизм

В некоторых случаях последствия политического абсентеизма могут обернуться политическим экстремизмом. Хотя избиратели с таким поведением и не идут голосовать, это вовсе не означает, что им безразлично то, что происходит в их стране. Раз абсентеизм - это мягкая форма протеста, значит, этот протест может перерасти в нечто большее. Отчуждение избирателей от системы является плодотворной почвой для дальнейшего роста недовольства.

Из-за молчания «пассивных» граждан может появиться ощущение, что их не так много. Однако когда эти недовольные доходят до крайней точки своего неприятия власти, они идут на активные действия, чтобы поменять ситуацию в государстве. Именно в этот момент наглядно видно, сколько таких граждан в стране. Отличающиеся друг от друга виды политического абсентеизма объединяют совершенно разных людей. Многие из них вовсе не отрицают политику как явление, а только лишь выступают против существующего строя.

Злоупотребление пассивностью граждан

Масштаб и опасность политического абсентеизма зависят от многих факторов: зрелости государственной системы, национального менталитета, обычаев и традиций конкретного социума. Некоторые теоретики объясняют это явление как ограниченное электоральное участие. Однако эта идея противоречит основным демократическим принципам. Любая государственная власть в такой системе легитимизируется с помощью референдумов и выборов. Эти инструменты позволяют гражданам управлять собственным государством.

Ограниченное электоральное участие - это исключение определенных слоев населения из политической жизни. Такой принцип может привести к меритократии или олигархии, когда доступ к управлению государством получают только «лучшие» и «избранные». Такие последствия политического абсентеизма полностью изживают демократию. Выборы как способ формирования воли статистического большинства перестают работать.

Абсентеизм в России

В 90-е годы политический абсентеизм в России проявил себя во всей своей красе. Многие жители страны отказывались от участия в общественной жизни. Они были разочарованы громкими политическими лозунгами и пустыми прилавками в магазинах через дорогу от дома.

В отечественной науке сформировалось несколько точек зрения об абсентеизме. В России это явление - своеобразное поведение, проявляющееся в уклонении от участия в выборах и других политических акциях. Кроме того, это апатичное и равнодушное отношение. Абсентеизмом можно назвать и бездействие, но оно не всегда продиктовано индифферентными взглядами. Если рассматривать такое поведение проявлением воли граждан, то его даже можно назвать одним из признаков развития демократии. Это суждение будет верным, если отбросить случаи, когда подобным отношением граждан пользуется государство, меняющее политическую систему без оглядки на «пассивных» избирателей.

Легитимность власти

Важнейшей проблемой политического абсентеизма является тот факт, что в случае голосования малой части общества невозможно говорить о действительно всенародном голосовании. При этом во всех демократиях с социальной точки зрения структура посетителей избирательных участков сильно отличается от структуры общества в целом. Это приводит к дискриминации целых групп населения и ущемлению их интересов.

Увеличение количества участвующих в выборах избирателей придает власти большей легитимности. Часто кандидаты в депутаты, президенты и т. д. пытаются найти дополнительную поддержку именно среди пассивного населения, которое еще не определилось со своим выбором. Политики, которым удается сделать своими сторонниками таких граждан, как правило, и выигрывают на выборах.

Факторы, влияющие на абсентеизм

Активность граждан на выборах может колебаться в зависимости от , региональных особенностей, уровня образования, типа поселения. В каждой стране есть своя политическая культура - совокупность общественных норм, касающихся избирательного процесса.

Кроме того, у каждой кампании есть свои индивидуальные особенности. Статистика показывает, что в государствах с пропорциональной избирательной системой активность избирателей выше, чем в тех, где установлена мажоритарно-пропорциональная или просто мажоритарная система.

Электоральное поведение

Выключенность из политической жизни часто происходит от разочарования властями. Особенно ярко эта закономерность проявляется на региональном уровне. Количество пассивных избирателей увеличивается, когда муниципальная власть каждый политический цикл продолжает игнорировать интересы граждан.

Отторжение от политики наступает после того, как чиновники не разрешают проблемы, которые волнуют жителей их города в повседневной обыденной жизни. Сравнивая рыночную экономику и некоторые ученые выделили следующую закономерность. Электоральное поведение становится активным, когда человек понимает, что от его действий он сам получит какой-то доход. Если в экономике речь идет о деньгах, то избиратели хотят видеть в своей жизни ощутимые перемены к лучшему. Если они не наступают, то появляется апатия и нежелание связываться с политикой.

История изучения явления

Осмысление феномена, представляющего собой абсентеизм, началось в конце XIX - начале XX в. Первые исследования были проведены в Чикагской школе политических наук учеными Чарльзом Эдвардом Мерриамом и Госснелом. В 1924 году они провели социологический опрос простых американцев. Эксперимент проводился для того, чтобы определить мотивы уклонявшихся от выборов избирателей.

В дальнейшем изучение темы продолжили Пол Лазарсфельд, Бернард Берельсон и другие социологи. В 1954 году Энгус Кемпбелл в своей книге «Избиратель принимает решение» проанализировал итог работы своих предшественников и построил собственную теорию. Исследователь понял, что участие или неучастие в выборах определяется целым рядом факторов, которые в сумме своей образуют систему. К концу XX века появилось несколько гипотез, объясняющих проблемы политического абсентеизма и причины его появления.

Теория о социальном капитале

Эта теория появилась благодаря книге «Основы социальной теории», написанной Джеймсом Коулманом. В ней автор ввел в широкий обиход понятие «социальный капитал». Термином описывают совокупность коллективных отношений в обществе, которая работает по рыночному экономическому принципу. Поэтому автор и назвал ее «капиталом».

Первоначально теория Коулмана не имела ничего общего с тем, что уже стало известно как «политический абсентеизм». Примеры использования идей ученого появились в совместной работе Нэйла Карлсона, Джона Брэма и Уэнди Рана. С помощью этого термина они объяснили закономерность участия граждан в выборах.

Ученые сравнили избирательные кампании политиков с исполнением обязательств перед обычными жителями страны. У граждан на это есть свой ответ в виде посещения выборов. Только во взаимодействии этих двух групп и рождается демократия. Выборы - это «ритуал солидарности» ценностей свободных обществ с открытой политической системой. Чем больше доверие между избирателями и кандидатами, тем больше бюллетеней будет опущено в урну. Приходя на участок, индивид не только вовлекается в политический и общественный процесс, но и расширяет собственную сферу интересов. Одновременно с этим у каждого гражданина увеличивается круг знакомых, с которыми ему приходится спорить или искать компромисс. Все это развивает навыки, необходимые для участия в выборах.

Влияние общества

С увеличением доли заинтересованных в избирательном процессе граждан растет и собственно социальный капитал. Эта теория не объясняет, к чему может привести политический абсентеизм, но показывает его природу и генезис. Отличным примером для этой гипотезы является Италия, которую можно разделить на два региона. На севере страны развиты горизонтально интегрированные социальные связи между людьми одного класса, достатка, образа жизни и т. д. Им легче взаимодействовать друг с другом и находить общие точки соприкосновения. От этой закономерности растет социальный капитал и солидарное положительное отношение к выборам.

Иначе обстоит дело на юге Италии, где много богатых землевладельцев и бедных граждан. Между ними лежит целая пропасть. Такая вертикальная социальная связь не способствует сотрудничеству жителей между собой. Люди, оказавшиеся в самых нижних общественных слоях, теряют веру в политику, мало интересуются избирательными кампаниями. В этом регионе гораздо чаще встречается политический абсентеизм. Причины различия севера и юга Италии заключаются в неоднородной социальной структуре общества.

Абсентеизм как тип политического поведения

контрольная работа

1.1 Понятие и виды политического абсентеизма

Абсентеизм - (лат. absentis -- отсутствующий) -- одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест населения против существующей формы правления, политического режима, проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей. В широком плане под абсентеизмом можно понимать факт равнодушного отношения населения к политической жизни, обывательское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит», политика «не мое дело» и т.п. Подобное представление противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Если «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», то их проявление в политической жизни предполагает отказ от абсентеизма, аполитичности. Статья 32 Конституции гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Но это право в единстве со свободой человека дает ему возможность неучастия в политической жизни, избирательной кампании. Тем самым абсентеизм выступает как признак свободы человека в обществе. Но свобода от неучастия в политической жизни оборачивается формированием отсутствующего сознания, безразличия к общественно-политическим делам общества и государства. Поэтому особо подчеркнем, что, обладая общей и политической культурой, человек обязан свободно реализовывать свои права в политической жизни. Массовый абсентеизм может взорвать демократические механизмы управления социумом, сделать население объектом манипулирования, абсолютно подвластным «верхам», сформировать пассивную личность. Абсентеизм наличествует в любом обществе: развитом и неразвитом, демократическом и тоталитарном и т. п. .

Политический абсентеизм не означает, тем не менее, полного выключения человека из поля политических властных отношений, так как он, как правило, остается законопослушным гражданином, добросовестным налогоплательщиком. Позиция неучастия, занятая человеком, касается только тех видов политической деятельности, где он может каким-то образом проявить себя как активная личность: высказать свое мнение, выразить свою сопричастность какой-то группе или организации, определить свое отношение к тому или иному кандидату в депутаты парламента.

Можно выделить два основных вида абсентеизма: пассивный абсентеизм - низкая политическая и правовая культура определенных слоев населения, порождающая безразличие к политическому процессу и отчуждение от него, и активный абсентеизм - результат отказа от участия в выборах по политическим мотивам, например несогласие с вынесением вопроса на референдум, отрицательное отношение ко всем кандидатам на президентских выборах и т.п.

Абсентеизм - это, прежде всего, сознательное уклонение избирателей от голосования по политическим причинам.

Во всем мире наблюдается пагубная тенденция снижения активности избирателей, и это не может не тревожить специалистов. Возрастающая пассивность избирателей, нежелание идти на выборы, полнейшее безразличие - одна из наиболее сложных проблем, стоящих перед мировым сообществом и перед Российской Федерацией в частности. По данным ВЦИОМ на выборах 1979г. Приняло участие 63% избирателей, в 1984г. - 61%, 1989г. - 58,5%, 1994г. - 56, 8%, значительное снижение числа избирателей отмечено в 1999г. - 49,85%, в 2004г. их число составило 45, 7%. Таким образом, на данный момент, по официальным данным в Российской Федерации насчитывается примерно 52 млн. граждан, являющихся абсентеистами.

Современные исследования позволяют выявить категории абсентеистов:

И так абсентеизм - это добровольное, осознанное уклонение от выборов. В этой связи, прежде чем говорить о способах устранения такого положения дел, разберемся в причинах нежелания избирателей идти в день выборов на избирательные участки.

Политический режим -- это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей. Понятие политического режима раскрывает динамический...

В научной литературе избирательную систему принято рассматривать в узком и широком смысле слова. В широком смысле под избирательной системой понимают упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами, составляющие порядок выборов...

Выборы как основной институт политической системы

Главным компонентом избирательных систем являются выборы. Выборы - это способ формирования органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица через волеизъявление граждан. Яшин А.А. Выборы и партии в регионах России: Сб...

Глобальное политическое прогнозирование

Прогнозирование обычно используется в широком и узком значении. В широком - это выработка вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем. В узком - это специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления...

Идеологическое многообразие в РФ

Часть 1 статьи 30 Конституции РФ закрепляет следующее: каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется...

Избирательные системы в зарубежных странах

В современных зарубежных странах всеобщее избирательное право ограничивается целым рядом цензов (требований к потенциальному избирателю). общие требования - регламентируют активное избирательное право - право голосовать...

Особенности применения прагматических стратегий в публичных выступлениях британских политических деятелей

Политический дискурс, как определенный вид коммуникации, которая осуществляется в некой политической ситуации, имеющий прагмалингвистические особенности, свой метаязык, вербальные и психологические механизмы воздействия, имеет и единые цели...

Политическая мифология России

В обыденном представлении миф -- это сказка, вымысел. Современный человек считает себя рациональным существом и ни за что не признает, что его поступки и образ мыслей могут определяться мифами. Однако, при ближайшем рассмотрении...

политический манипулирование кризис конфликт Слово "процесс" (от лат. prossesus - продолжение) означает: 1. динамическое, развивающееся состояние какого-либо объекта (сразу заметим, что в данном случае понятие "объект" по своему содержанию бесконечно...

Теоретические подходы к определению монархии в современном мире

Монархия (от греч. monarchia - единовластие, единодержавие) - форма государственного правления, при которой главой государства является монарх - суверенное, политически и юридически безответственное лицо...

Теоретический анализ подходов к проблемам самоопределения субъектов РФ

Трансформация недемократических режимов в демократию

Различные политические явления неразрывно взаимосвязаны и составляют определенную целонность, социальный организм, имеющий относительную самостоятельность. Это из свойство и отражает понятие политической системы...

И политическое участие граждан: понятие, формы, типы.

Политическое сознание (психология и идеология) является важной составной частью политической культуры. Однако ограничиваться только этим компонентом было бы неправильно. Точно также как критерием истинности любой теории является практика, лучшей проверкой чувств и взглядов лично сти является ее действие или бездействие в определенной ситуации. Предположить, что человек является патриотом, выслушав лишь его заявления, разумеется, можно, но будет ли верным сделанный прогноз? Может случиться так, что индивид, позиционировавший себя как патриот, во время войны окажется дезертиром или уклонистом. И, наоборот, человек, публично не заявлявший о своей любви к Отечеству, осознанно будет защищать его с оружием в руках. Данный пример совершенно ясно показывает, что полное представление о политической культуре сложится лишь тогда, когда будут в комплексе проанализированы и политическое сознание и политическое поведение . Как отмечалось ранее, политическое поведение может быть определено как внешне наблюдаемое и субъективно мотивированное проявление политической деятельности в поступках (единичных актах поведения) . Характеристикой политической деятельности и, соответственно, политического поведения является «политическая активность» , демонстрирующая меру проявления и степень интенсивности деятельности . Политическую активность можно сравнить с шкалой измерительного прибора, на которой указаны минимальные и максимальные значения. О максимальном значении речь шла выше, теперь следует уделить внимание минимуму и среднему показателю. Нулевым показателем политической активности личности является политический абсентеизм (от лат. absens, absentis – отсутствующий) – проявление равнодушного отношения к политической жизни, уклонение от участия в ней, политическая бездеятельность .

Исследователи выделяют несколько групп людей, добровольно отказавшихся от участия в политической жизни:

1) Апатичные люди, т. е. не интересующиеся политикой из-за вовлеченности в собственные проблемы, требований профессиональной карьеры, увлечений богемной жизнью или субкультурой (молодежной, расовой, религиозной и т. д.). Они не связывают события собственной жизни с событиями, происходящими «вовне» их замкнутого мира. Некоторые из них считают политику непонятной, скучной, бессмысленной.

2) Отчужденные от политики – те, кто считает, что политика отказалась от них. Они верят, что независимо от того, будут они голосовать или нет, политические решения все равно будут принимать немногие (истэблишмент). Они не видят каких-либо различий между политическими партиями или кандидатами на выборах. Эти люди считают, что политика обслуживает лишь интересы элиты, а обычному человеку каких-либо выгод участие в политическом процессе не принесет. Отчужденные, в отличие от апатичных, не просто пассивны, а отрицают политическую систему как таковую и могут быть мобилизованы различными экстремистскими движениями, особенно в периоды значительных социальных потрясений.

3) Аномичные люди – это те, кто потерял веру в собственные возможности, цели, социальные корни, идентичность с какой-либо социальной группой. Они ощущают собственную бесцельность и бессильность, поскольку потеряли смысл жизни. Эти люди считают социальные изменения непредсказуемыми и неуправляемыми, а политических лидеров неспособными как-то откликнуться на их нужды.

4) Доверяющие политикам  группа людей, отказывающихся от участия в политике в силу доверия к правосудию, законности, стабильности, справедливости политических решений. Такие люди считают, что перспективы политической жизни будут благоприятны и без их активного участия. Однако они могут энергично включиться в политический процесс в период депрессии.

Поскольку наиболее доступной из форм политической активности является участие в выборах, политический абсентеизм проявляется у граждан, прежде всего в их неучастии в выборах. Согласно данным, представленным в таблице 47, средний процент абсентеизма в России за период с 1993 по 2007 гг. составляет 40,9%. Много это или мало?

Ответить на этот вопрос позволяют данные об уровне

абсентеизма в странах либеральной демократии Представленные данные свидетельствует о том, что уровень неучастия Россиян в парламентских выборах довольно высок. Мы уступаем только американцам и швейцарцам, но высокий абсентеизм в США объясняется иными причинами:

сложностью регистрации (это происходит за несколько недель до выборов и, как правило, в окружном суде), неспособностью американских партий мобилизовать избирателей, а

также тем обстоятельством, что день выборов в США является рабочим днем. Таким образом, абсентеизм является общим явлением для всех демократических стран. Как замечает

российский исследователь, «широкое распространение абсентеизма –болезнь демократии, рецидив олигархического правления (власти немногих)».Чем объясняют Россияне свою неявку на выборы? Согласно, данным социологического исследования , главными причинами неприхода на избирательный участок, граждане называют: случайное стечение обстоятельств (33,3%), неверие в то, что отданный голос способен что-либо изменить (27,6%), отсутствие интереса к выборам (20%), сетования, что их никто не привлекал (13,7%),

несоблюдение избирательными комиссиями законодательства (2%), неравное положение кандидатов (1%) и другое (4,5%). Если исключить из вариантов ответа ссылки на стечение обстоятельств и отсутствие привлечения к выборам, которые представляют явные отговорки,

главными причинами политического абсентеизма следует признать отсутствие интереса к политике и неверие в возможность повлиять на политический курс страны. Таким образом, среди Россиян-абсентеистов преобладают апатичный, отчужденный и аномичный типы. Следует также заметить, что абсентеизм в России, также как и в других странах, зависит от значимости выборов. В России доля неучаствовавших в выборах президента существенно меньше, чем в парламентских выборах: в 1991г. за президента не голосовало 25,3%, в первом туре выборов 1996 г. –30,3%, в

1999 –38,2%, в 2004 –44,3% Между минимумом политической активности (абсентеизмом) и ее максимумом (властноуправленческой деятельностью) располагается политическое участие (political participation). Первопроходцами в области изучения политического участия являлись американские ученые Сидней Верба, Норман Най и Джеон Ким, авторы книги «Участие и политическое равенство: Сравнение семи стран» (1978). Они определили политическое участие так: «Законные действия частных граждан, более или менее прямо направленные на то, чтобы воздействовать на отбор правительственного персонала и (или) влиять на его действия».

По сути, американские ученые определили участие как законную возможность граждан влиять на формирование и осуществление власти, но, как представляется, такая трактовка неточна, поскольку ее сторонники не считают участием вовлеченность граждан в запрещенные акции или государственные перевороты. Т. е., по логике американских политологов, то, что не разрешено законом, не может быть политическим участием. Это неверно.

Более точным было бы такое определение: Политическое участие это деятельность отдельных граждан или групп, стремящихся разными путями оказать влияние на процесс политического управление и формирования политического руководства. Современные исследователи выделяют различные формы политического участия , такие как

1. чтение газет и обсуждение политических сюжетов с родными и близкими;

2. подписание петиций в адрес властей;

4. обращение во властные структуры, общение с представителями власти и

политическими лидерами;

5. участие в митингах и собраниях;

6. содействие партии или кандидату на выборах;

7. участие в забастовках, митингах, бойкотах , пикетах государственных органов;

8. участие захвате зданий и столкновениях;

9. членство в партиях и легальных организациях;

10. выполнение роли партийного активиста и др.

Совершенно очевидно, что среди форм политического участия во всех странах мира наиболее распространенной является электоральное участие (голосование). Исключение составляют лишь США. Наиболее популярными среди неэлекторального участия являются собрания, митинги и подписание петиций, в то время как агрессивные формы политического участия сравнительно мало распространены (исключение  Чехословакия).

Впрочем, следует оговориться, что 1991 г., когда проводилось исследование, был временем «бархатных революций» – периодом свержения социалистических правительств. Именно этим объясняются высокие показатели таких форм участия как собрания, митинги и агрессивные формы. Множественные проявления политического участия заставили исследователей задуматься об их типологии . Наиболее распространенной среди типологий форм политического участия является дихотомия: конвенциональное (традиционное, рутинное) – неконвенциональное (нетрадиционное, протестное) участие . При этом к первому типу относят 1,3,4,5,6,9,10, а ко второму – 2,7 и 8 формы политической активности. В зависимости от степени свободы участника, исследователи выделяют автономное политическое участие (сознательное и самостоятельное) и мобилизованное (под давлением других субъектов, зачастую приводящее к искажению собственных предпочтений) участие .

Весьма удачной признана типология, разработанная западными исследователями М. Каазе и А. Маршем. Политологи разделили формы политического участия на пять типов:

 пассивный – абсентеизм, чтение газет, а также подписание петиций и участие в выборах «за компанию»;

 конформистский (приспособленческий) – эпизодическое конвенциональное участие;

 реформистский – более активное, чем при конформизме, конвенциональное участие;

 активистский – активное конвенциональное участие, а также эпизодическая протестная активность;

 протестный тип участия – преобладание неконвенционального участия.

Проведенное в конце 1980-х гг. сравнительное исследование политической активности в Европе и США, выявили следующее соотношение типов политического участия, выделенных М. Каазе и А. Маршем Анализируя политическое участие в странах Запада, следует отметить, значительную роль реформизма. Вместе с тем, в ряде стран (Нидерланды, Германия, Италия) значительная доля населения предпочитает другим формам участия акции протеста. В Великобритании, Австрии и Финляндии, напротив, лидирующие позиции занимают пассивные формы политического участия. Несмотря на значительную долю конформизма и активизма, эти типы политической активности ни в одной стране не вышли на первое место. Характеризуя формы политической активности в современной России, следует отметить, что значительная часть Россиян (29-33%) регулярно обсуждают политические вопросы с родными, друзьями и коллегами; еще 16% содействуют проведению выборов; собрания, встречи и конференции посещают 12%; принимают участие в подписании петиций в СМИ и органы власти – 11%; ходят на митинги и демонстрации – 7%.

Но самой массовой формой политического участия для Россиян, как и для граждан других стран, является голосование на выборах. Большинство опрошенных Россиян заявили о том, что они принимали участие в прошедших вы борах и собираются участвовать на будущих. При этом федеральные выборы (Президента и Госдумы) граждане России считают более важными, чем региональные и местные. Если об участии в первых заявило 95 и 84% респондентов, то в голосовании за губернатора, мэра и законодательные собрания региона и города признались 76, 81, 67 и 72 % соответственно. Граждане России рассматривают выборы в основном как средство выражения отношения к власти (31%) или политикам (25%). Другие мотивы встречаются гораздо реже. В возможности отстаивания с помощью голосования собственных интересов убеждено 18% респондентов, выборы считают участием в формировании органов власти – 11%, способом решения общественных проблем – 10%. Таким образом, Россияне относится к выборам как к своеобразному каналу донесения до власти общественного мнения. Это, очевидно, происходит потому, что большинство граждан (53%) убеждено, что результаты выборов определяются органами власти и лишь 29-30% респондентов считают, что итоги соответствуют результатам голосования. В отличие от стран Европы, в акциях протеста участвует лишь 1-2% Россиян. Столь незначительная доля протестующих, очевидно, связана с особенностями политического сознания граждан нашей страны, готовых терпеть в надежде, что жизнь улучшится.

Абсентеизм

Абсентеизм

(лат. absentis - отсутствующий) - одна из форм сознательного бойкотирования изби­рателями выборов, отказ от участия в них; пассив­ный протест населения против существующей фор­мы правления, политического режима, проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей. В широком плане под абсентеиз­мом можно понимать факт равнодушного отноше­ния населения к политической жизни, обыватель­ское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит», политика «не мое дело» и т.п. Подобное представление противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Если «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», то их проявление в политической жизни предполагает отказ от абсентеизма, аполи­тичности. Статья 32 Конституции гласит: «Граж­дане Российской Федерации имеют право участво­вать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Но это право в единстве со свободой человека дает ему возможность неучастия в политической жиз­ни, избирательной кампании. Тем самым абсенте­изм выступает как признак свободы человека в обществе. Но свобода от неучастия в политической жизни оборачивается формированием отсутствую­щего сознания, безразличия к общественно-поли­тическим делам общества и государства. Поэтому особо подчеркнем, что, обладая общей и политичес­кой культурой, человек обязан свободно реализо­вывать свои права в политической жизни. Массо­вый абсентеизм может взорвать демократические механизмы управления социумом, сделать населе­ние объектом манипулирования, абсолютно подвлас­тным «верхам», сформировать пассивную личность. Абсентеизм наличествует в любом обществе: раз­витом и неразвитом, демократическом и тоталитар­ном и т. п. Его причины многообразны: неверие граждан в эффективность политических институ­тов; отсутствие политической культуры; борьба за ситуативное удовлетворение интересов и другие.

Шпак В.Ю.


Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Абсентеизм

(от лат. absentia - отсутствие)

неучастие в голосовании на выборах или референдуме граждан, обладающих активным избирательным правом; уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представительных органов, главы государства. Абсентеизм вызван, как правило, аполитичностью граждан, утратой их доверия к государственным органам власти, низким уровнем политической компетенции избирателей, низкой значимостью результатов выборов для граждан. Абсентеизм оказывает негативное влияние, поскольку снижает легитимность власти и свидетельствует об отчуждении граждан от государства; в некоторых странах (Италия, Бельгия, Греция, Австрия) преследуется по закону; земледельческий: форма землевладения, при которой собственник земли, не участвуя в процессе производства, получает денежный доход в виде ренты или прибыли.


Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Абсентеизм" в других словарях:

    - (от лат. absens отсутствующий). Страсть к путешествиям или к проживанию вне своей родной страны. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АБСЕНТЕИЗМ 1) проживание землевладельцев вне своих поместий; 2)… … Словарь иностранных слов русского языка

    абсентеизм - а, м. absentéisme m. <англ. absenteism <лат. 1834. Рей 1998. 1. Продолжительная отлучка, проживание вне своего имения, отечества. Мак. 1908. Оно <правительство> не в состоянии исцелить старинную язву от которой страдало земледелие… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (absenteeism) Уклонение от работы без уважительной причины; часто это – однодневное отсутствие на работе в связи с болезнью, но без посещения врача. Абсентеизм наиболее распространен в крупных организациях, где может становиться серьезной… … Словарь бизнес-терминов

    - [сэнтэ], абсентеизма, мн. нет, муж. (от лат. absens отсутствующий) (книжн.). Уклонение от посещений, связанных с выполнением каких нибудь общественных обязанностей. На последних выборах не замечалось абсентеизма избирателей. Проявлять абсентеизм… … Толковый словарь Ушакова

    Уклонение от посещений, связанных с выполнением каких л. общественных обязанностей (Ушаков) См … Словарь синонимов

    - (от лат. absens отсутствующий) в науке конституционного права термин, означающий добровольное неучастие избирателей в голосовании на выборах или референдуме … Юридический словарь

    - (от латинского absentia отсутствие), уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах президента, парламента и др. Обычно составляет около 15% избирательного корпуса … Современная энциклопедия

    Земледельческий, форма землевладения, при которой собственник земли, не участвуя в процессе производства, получает денежный доход в виде ренты или прибыли … Современная энциклопедия

Абсентеизм - это безразличное отношение людей к своим общественно-политических прав характерный проявление абсентеизма - сознательное уклонение избирателей (электората) от участия в голосовании

Первые сведения о абсентеизм появляются еще в III в до н э В настоящее время значительная часть римских граждан, которые, в отличие от афинян, не получали никакого вознаграждения за участие в политическом процессе, н не могли позволить себе частой и частного участия в собраниенях.

Сегодня во многих странах мира считается нормальным, когда на избирательные участки приходят от трети до половины избирателей, а кое-где голосует чуть 1/10 электората В большинстве либеральных государств счи ажаеться, не идти на выборы - это такое же право свободного человека, как и остальные, которые гарантирует лицу цивилизованное общество В Украине участие в голосовании добровольное, а в мире есть примеры, когда законод авчо установлена??его обязательность Так, неучастие в выборах в Италии приводит к моральных санкций, в Мексике - до штрафа или лишения свободы, в Греции и Австрии - к тюремному заключению на срок в ид месяца до одного рококу.

Есть два важнейших типа причин абсентеизма:

1) связанные с особенностями конкретной избирательной кампании, когда в силу определенных причин выборы не интересны: выдвинутые неяркие кандидаты, отсутствует подлинная состязательность на выборах и т.д.;

2) связанные с общей политической, социальной и экономической ситуацией в стране

ОВЛазаренко и ОО Лазоренко считают, что абсентеизм как тип политического поведения личности являются:

1) чертой ее характера, жизненной позицией, проявляющаяся в отсутствии потребности, привычки, желания политического действия;

2) мировоззрением, ориентированным, например, на внутреннее совершенствование

Среди причин абсентеизма отметим низкий уровень политической культуры, инфантильность или осознание собственного политического бессилия, неспособности влиять на принятие политических решений, отчуждение я собственных политических ценностей и потребностей от возможностей их удовлетворения, высокий уровень недоверия избирателей политическим институтам и и.

Абсентеизм является отражением стремления людей отстраниться от политики, в которой часть из них видит тщеславное и амбициозная соревнования групповых и эгоистических интересов По мнению МРокара, в современном суспильс стви, в котором влияние религии весьма ослабел, все трагическое и священное связывают с политикой Когда же она не оправдывает их ожиданий, в ней разочаровываются, и как одно из следствий - абсентеизма.

41. Избирательная система рб

Белоруссия, Беларусь, Республика Беларусь (белор. Рэспубліка Беларусь) - президентская республика, унитарное государство.

Конституция Республики Беларусь принята парламентом 15 марта 1994 года. В ноябре 1996 года 70,5 процентов избирателей высказались за президентский вариант новой Конституции, предусматривающей существенное расширение полномочий главы государства. В 2004 году в Конституцию Республики Беларусь также были внесены изменения и дополнения.

Президент Республики Беларусь является главой государства и избирается путем прямых выборов сроком на 5 лет. Одно и то же лицо может занимать должность Президента Республики Беларусь более двух сроков подряд.

В соответствии с Конституцией парламент - Национальное собрание Республики Беларусь - высший законодательный орган Белоруссии. Состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики, срок полномочий парламента - 4 года.

Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь (белор. Палата Прадстаўнікоў Нацыянальнага сходу Рэспублікі Беларусь) - нижняя палата парламента Белоруссии. Состав Палаты представителей - 110 депутатов.

Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь - верхняя палата парламента Республики Беларусь. Состав Совета Республики - 64 сенатора.

Выборы Президента Белоруссии проводятся по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства - для избрания в первом туре кандидату необходимо получить более 50 процентов голосов избирателей. Выборы Президента Республики Беларусь считаются состоявшимися, если в голосовании приняли участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей. Если ни один из кандидатов не получил в первом туре необходимое число голосов избирателей, не позднее чем в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам.

Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы происходят по одномандатным округам.

Совет Республики является палатой территориального представительства. На заседаниях депутатов местных советов от каждой области и города Минска избираются по восемь членов Совета Республики. В дополнение к ним восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

Порог явки на выборах депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь - более 50 процентов избирателей для первого тура и более 25 процентов - для второго тура. Если указанные пороги явки избирателей не достигнуты, то проводятся повторные выборы.

В соответствии с законодательством возможно досрочное прекращение полномочий палат парламента. При прекращении полномочий одной из палат могут быть прекращены полномочия другой палаты.

Очередные выборы Президента Республики Беларусь пройдут 19 декабря 2010 года. Постановление о дате их проведения было принято 14 сентября 2010 года белорусским парламентом. ЦИК Республики Беларусь зарегистрировала 10 кандидатов, в том числе и действующего Президента Александра Григорьевича Лукашенко.

В наблюдении за выборами Президента Республики Беларусь с российской стороны планируется участие наблюдателей в международных миссиях по линии СНГ и ОБСЕ, а также на двусторонней основе.