Практические задания по тгп с решениями. Практические задания к государственному экзамену по теории государства и права для студентов очной формы обучения

(для подготовки к экзамену)

1. Определите вид толкования по объему:

1)«Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся родителей и заботиться о них» (ч. 1 ст. 87 Семейного кодекса РФ).

2) «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» (ст. 120 Конституции РФ).

2. Определите вид данной нормы права по различным основаниям:

«Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ» (ч. 2 ст. 6 Конституция РФ).

3. В 1979 году в Кении умер известный адвокат С.М. Отиино, родившийся в африканском племени Луо. Вдова адвоката собралась хоронить мужа на его собственной земле под г. Найроби по христианскому европейскому обряду. Однако большая семья Луо этому воспрепятствовала и потребовала совершить похороны по местному обряду в другом месте. Кроме этого возник вопрос о вдове, так как в Кении старейшины рода решают, кто из родственников унаследует собственность покойного, вдову и неженатых детей. Суд первой инстанции отказал семье Луо в претензиях. Апелляционный же суд признал требования старейшин племени.

На какие источники права опирался суд первой инстанции в своем решении, а на какие – апелляционный суд?

4. На железнодорожной станции произошла драка между молодыми людьми. В драке К. перочинным ножом нанес ранение в руку Н. После значительной потери крови Н. был помещен в больницу, перевязан и положен на кровать у окна до прихода врача. Сердобольная медсестра открыла форточку, чтобы пострадавшему легче дышалось. Ослабление организма от потери крови в сочетании с действием сквозняка привели в результате к смерти Н.

Что, по Вашему мнению, явилось причиной этого результата? Кого следует привлечь к ответственности за смерть Н.?

5. В скверике на скамейке сидела пожилая женщина со своим четырехлетним внуком. В это время подошла компания молодых людей и, сев напротив, стала громко беседовать и смеяться. Пожилая женщина обратилась к ним с просьбой, чтобы они говорили тише, либо ушли в другое место, так как громкие разговоры ее раздражают. Молодые люди отказались выполнить просьбу. Можно ли расценить поведение молодых людей как нарушение общественного порядка? Как бы Вы разрешили этот конфликт?



6. Определите, в какой форме могут быть реализованы нормы, содержащиеся в приведенных ниже статьях?

1) ч. 1 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей»;

2) ст. 58 Конституции РФ: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

7. Ознакомьтесь с текстами нормативных правовых актов. С какими социальными нормами и как соотносятся закрепленные в них правовые нормы?

1) часть 2 ст. 3.1 КоАП РФ: «Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица».

2) часть 4 ст. 1 Семейного кодекса РФ: «Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейные отношения по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

8. В какой форме может быть реализовано данное нормативное предписание? Часть 1 ст. 19 Семейного кодекса РФ: «При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния».

9.Выделите в предложенном нормативном предписании гипотезу и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации: «Не допускается заключение брака между: лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; близкими родственниками (…); усыновителями и усыновленными; лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства» (Семейный кодекс РФ, ст.14).

10. Выделите в предложенном нормативном предписании санкцию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации.

Статья 7.27 КоАП РФ: «Мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой статьи 158, частями второй и третьей статьи 159 и частями второй и третьей статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток».

11. Выделите в предложенном нормативном предписании диспозицию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации.

Часть 1 ст. 72 ТК РФ: «Перевод на другую постоянную работу в той же организации по инициативе работодателя, то есть изменение трудовой функции или изменение существенных условий трудового договора, а равно перевод на постоянную работу в другую организацию либо в другую местность вместе с организацией допускается только с письменного согласия работника».

12. Выделите в предложенном нормативном предписании диспозицию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации:

п. 1 ст. 689 ГК РФ: «По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором».

13. Определите вид юридического факта, который приводит к возникновению правоотношения на основании пункта 1 части 1 ст. 90 Семейного кодекса РФ: «Право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют: бывшая жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка; нуждающийся бывший супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком - инвалидом с детства I группы; …».

14. Выделите в предложенном нормативном предписании санкцию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации:

часть 2 ст. 170.1 УК РФ: «Внесение в реестр владельцев ценных бумаг, в систему депозитарного учета заведомо недостоверных сведений путем неправомерного доступа к реестру владельцев ценных бумаг, к системе депозитарного учета – наказывается лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо без такового».

15. Назовите объекты правоотношений, урегулированные данной нормой права?

ч. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ: «Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения)».

16. Определите виды юридических фактов, которые приводят к возникновению правоотношения на основании ч. 1 ст. 140 УПК РФ: «Поводами для возбуждения уголовного дела служат:1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; 4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании».

17. Изучите предложенную статью нормативного правового акта. Назовите объекты правоотношений, урегулированных данной нормой права:

часть 1 ст. 115 Кодекса торгового мореплавания РФ: «По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получения груза лицу (далее – получатель), отправитель или фрахтователь обязуется оплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт)».

18. Какой способ преодоления пробелов в законодательстве использует законодатель в приведенной ниже статье нормативного правового акта?

Часть 2 ст. 7 Жилищного кодекса РФ: При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

19. Изучите предложенный фрагмент судебного постановления. Определите, является ли поведение Теленца правомерным? Если является правомерным, то определите его вид.

«Бригадир механического завода Шведова обратилась к главному механику завода Степаняну и слесарю-электромонтеру Теленцу с просьбой отремонтировать ее станок. Степанян предложил Шведовой смазать шестеренки и, не проверив, закончила ли уже Шведова смазку, велел Теленцу включить ток. Так как Шведова смазки к этому моменту еще не закончила, то ее рука попала в станок и ей были срезаны кончики указательного и среднего пальцев правой руки».

20. Изучите предложенную статью закона. Определите объективную сторону правонарушения:

Часть 1 статьи 127.1 УК РФ: «Купля-продажа человека, иные сделки в отношении человека, а равно совершенные в целях его эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение –наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет».

21. Изучите предложенную статью закона. Определите субъективную сторону правонарушения:

Часть 1 ст. 128.1 УК РФ: «Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, - наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок до ста шестидесяти часов».

22. Рассмотрите правовую ситуацию. Проанализируйте все элементы состава правонарушения, квалифицирующие признаки и дайте оценку (квалификацию) содеянного:

Иванов ехал в автомобиле и превысил скорость, надеясь, что авария не произойдет, так как он опытный водитель. Однако он не смог справиться с управлением, выехал на тротуар и сбил пешехода. Воспользовавшись тем, что свидетелей происшествия не было, Иванов уехал с места происшествия, но вскоре был задержан. Пешеход от полученных травм скончался.

23. Изучите предложенную статью закона. Определите объект и объективную сторону правонарушения:

Часть 1 ст. 158 УК РФ: «Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет».

24. Изучите предложенную статью закона и определите ее вид толкования по объему:

Часть 4 ст. 354 УПК РФ: «Право обжалования судебного решения принадлежит осужденному, оправданному, лицу, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, их защитникам и законным представителям, государственному обвинителю или вышестоящему прокурору, потерпевшему и его представителю».

25. Сколько норм права содержится в предложенной статье нормативного правового акта, и какова их видовая принадлежность по различным основаниям?

Статья 40 Семейного кодекса РФ: «Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения».

26. Определите: сколько норм права содержится в статье нормативного правового акта и их видовую принадлежность по различным основаниям.

Пункт 1 ст. 233 ГК РФ: «Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад».

27. Определите субъекта правонарушения:

Статья 224 УК РФ: «Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, – наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев».

28. Определите вид и объясните значение приведенного примера толкования конституционной нормы.

В соответствии со ст. 106 Конституции РФ рассмотрение федерального закона в Совете Федерации, подлежащего обязательному рассмотрению в этой палате, должно начаться согласно части 4 ст. 105 Конституции РФ не позднее четырнадцати дней после его передачи в Совет Федерации.

В постановлении Конституционного суда РФ по делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции РФ разъясняется, что «если Совет Федерации в течение четырнадцати дней не завершил рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего, в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации, обязательному рассмотрению в Совете Федерации, этот закон не считается одобренным, и его рассмотрение продолжается на следующем заседании Совете Федерации до вынесения решения о его одобрении либо отклонении».

29. Определите санкцию нормы права и ее видовую принадлежность по различным основаниям.

Часть 1 ст. 163 УК РФ: «Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких, - наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

30. Рассмотрите правовую ситуацию:

Посол Российской Федерации в государстве Сенегал, находясь за рулем автомобиля, стал виновником дорожно-транспортного происшествия, в результате которого погиб гражданин Сенегала.

Будет ли посол РФ привлечен к уголовной ответственности на территории Сенегала?

31. Рассмотрите правовую ситуацию: Гражданин Иванов вышел из дома и не вернулся. У него имеется супруга и двое несовершеннолетних детей. Двухкомнатная квартира, в которой проживает семья Ивановых, была приобретена Ивановым до брака и является его собственностью. Супруга Иванова обратилась в органы внутренних дел с заявлением о розыске ее мужа, однако проведенные оперативно-розыскные мероприятия положительного результата не дали. Для того, чтобы продолжать проживать в квартире Иванова, его жене и детям необходимо вступить в права наследования.

Какое средство (прием) юридической техники необходимо применить к данной ситуации, чтобы внести в нее правовую определенность? Охарактеризуйте данное средство (прием) юридической техники.

32. Рассмотрите правовую ситуацию:

Смирнова из окна своей квартиры, находящейся на пятом этаже одного из домов на людной улице города, выбросила из окна пустую консервную банку. Банка попала в лицо Петровой, проходившей по улице. В результате полученной травмы Петрова лишилась глаза.

Виновна ли Смирнова в наступивших последствиях? Если да, то какова форма ее вины? Охарактеризуйте все элементы состава данного деяния.

33. Рассмотрите правовую ситуацию:

Во время стоянки иностранного грузового судна на рейде морского порта Новороссийска один из матросов на палубе этого судна причинил тяжкое телесное повреждение другому матросу. Потерпевший обратился в администрацию порта.

Вправе ли работники местного РОВД привлечь к ответственности виновного? Изменится ли ситуация в случае совершения правонарушения на борту судна во время его нахождения в нейтральных водах, и к кому в данном случае должен обратиться потерпевший?

34. Выделите в предложенном нормативном предписании санкцию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации:

Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, - наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет» (Уголовный кодекс РФ, ст. 105).

35. Определите вид толкования по объему.

1) «Договор о залоге должен быть заключен в письменной форме» (ст. 399 Гражданского кодекса РФ).

2) «Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей» (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ).

36. Выделите в предложенном нормативном предписании диспозицию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации:

«Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по выбору потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара» (ГК РФ ст.503 ч.1).

37. Выделите в предложенном нормативном предписании диспозицию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» (Конституция РФ, ст. 46 ч.1).

38. Выделите в предложенном нормативном предписании санкцию и определите ее вид в зависимости от различных оснований классификации:

«Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет» (ст. 224 УК РФ).

39. Примените необходимый способ толкования нормативного предписания: Статья 42 ГК РФ. Признание гражданина безвестно отсутствующим.

«Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года».

40. Определите элементы состава правоотношения, основанием возникновения которого является договор купли-продажи.

Олимпиада по теории государства и права для студентов 2 курса СПО

Дорогой друг!

Перед Вами олимпиадная работа по теории государства и права. Вам предлагается выполнить три различных задания. На ее выполнение отводится два часа (120 минут). Прежде чем приступить к работе, внимательно прочитайте задание. При выполнении тестовых заданий используйте общепринятые правила решения: в первую очередь отвечайте на те вопросы, в ответах на которые Вы уверены, к другим вопросам можно будет снова вернуться немного позднее. Необходимо сопоставлять вопросы из разных заданий: формулировки отдельных вопросов могут подсказать Вам ответы на другие вопросы. Любыми дополнительными материалами, включая учебную и специальную литературу, тем более интернет-ресурсами пользоваться запрещено.

Желаем успехов!

I задание – тест. Выберите только один правильный ответ на каждый из представленных вопросов (за каждый правильный ответ-1 балл)

1. Нормы, обязательные для всех жителей государства, - это нормы:

А) права

Б) морали

В) Обычая

Г) традиции

2. К признакам любого государства относится:

А) верховенство права

Б) наличие парламента

В) федеративное устройство

Г) наличие публичной власти

3. Любое государство характеризуется:

А) принципом народовластия

Б) соблюдением прав человека

В) защитой безопасности страны

Г) разделением властей

4. Законодательная власть в РФ принадлежит:

А) Федеральному Собранию

Б) Правительству

В) Президенту

Г) Конституционному Собранию

5. Согласно Конституции РФ Президент РФ является:

А) Председателем Правительства

Б) Председателем Федерального Собрания

В) Верховным главнокомандующим РФ

Г) Главой Государственной пограничной комиссии

6. Органом исполнительной власти в РФ является?

А) Счетная палата РФ

Б) Федеральное Собрание РФ

В) Государственный Совет РФ

Г) Правительство РФ

7. Институтом политической системы является (ются):

А) политические партии

Б) политическая идеология

В) политические отношения

Г)политическая культура

8. Развертывание политики во времени и в пространстве в виде упорядоченной последовательности единичных действий и взаимодействий – это:

А) политический режим

Б) политический процесс

В) политический институт

Г) политическая активность

9. Только демократический режим характеризуется:

А) суверенитетом во внешних и внутренних делах

Б) распространением юрисдикции государственной власти на всю территорию

В) общеобязательностью указаний государственной власти

Г) свободной деятельностью различных партий, объединений, движений

10. Верны ли следующие суждения о демократии?

1) На страже демократических принципов и форм организации политической жизни должна стоять государственная власть, опирающаяся на насилие как средство решения всех политических проблем

2) Подлинная демократия может функционировать в обществе с высокой степенью развития общей и политической культуры

А) верно только 1

Б) верно только 2

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны

11. Признаком тоталитарного режима является:

А) монополия на власть одной политической партии

Б) борьба за государственную власть

В) наличие аппарата принуждения

Г) нормативная регламентация взаимоотношений граждан с государством

12. Политическая партия:

А) осуществляет связь между обществом и властью

Б) обеспечивает доступность адвокатских услуг

В) управляет хозяйством и обществом

Г) регулирует общественные отношения и поведение граждан

13. Что из перечисленного является источником права?

А) юридические статьи

Б) послание Президента

В) постановление Правительства

Г) исследования ученых

14. Видом ответственности, налагаемой только судом, является:

А) строгий выговор

Б) лишение специального права

В) административный арест

Г) предупреждение

15. Верны ли следующие суждения о правовых нормах?

1) По мере того как развивалось человеческое общество и появлялось государство, регулировать поведение людей стали преимущественно правовые нормы

2) Одним из отличий правовой нормы является то, что она адресована всем жителям государства

А) верно только 1

Б) верно только 2

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны

II задание. Найдите правильное соотношение термина и понятия (за

каждый правильный ответ-2 балла)

16. Найдите в приведенном списке признаки, свойственные любому государству, и запишите цифры, под которыми они указаны:

1. наличие парламента

2. наличие суверенитета

3. наличие законов

4. наличие публичной власти

5. наличие монарха

6. наличие силовых структур

7. наличие конституции

Ответ: ______

17. Найдите в приведенном ниже списке высшие органы государственной власти РФ и запишите цифры, под которыми они указаны:

1. Конституционный Суд

2. Государственный Совет РФ

3. Федеральное Собрание

4. Общественная палата РФ

5. Правительство РФ

6. «Единая Россия»

Ответ: ________

18. Установите соответствие между признаками политических режимов и их типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца:

А) проведение тактики, направленной на предотвращение возникновения оппозиции

Б) наличие в партийной системе политических партий, в том числе и оппозиционных

В) в основе общественного устройства лежит принцип «разрешено то, что не имеет отношения к политике»

Г) ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как отдельных граждан, так и общественно-политических организаций

Д) невозможность контроля со стороны общества деятельности репрессированных государственных органов

Е) принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства

1) демократический

19. Установите соответствие между правонарушениями и возникшими в их результате правоотношениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

А) невыплата гонорара

Б) вмешательство в работу избирательной комиссии

В) неуплата по долговым обязательствам

Г) заведомо ложный вызов пожарной охраны

Д) нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности

1) гражданское право

2) административное право

Ответ:

20. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правонарушение».

А) осознанное деяние

Б) образ мыслей

В) наличие вреда

Г) наличие вины

Д) чувство вины

Е) умысел

Ответ:

21. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Государственная власть опирается на государственный аппарат, юридические ____ (А), материальные ресурсы, механизмы убеждения и принуждения. С юридической точки зрения государственная власть имеет ___ (Б) и возможность подчинять своей воле других людей, издавать властные ___ (В). Исполнительная власть обязана объединять усилия граждан, наводить ___ (Г) и в нормальных, и в экстремальных условиях. Для исполнения обязанностей государственной ___ (Д) необходимы организующие, координирующие и контролирующие органы. Власть – это реальная возможность проводить в жизнь свою волю, подчинять своей воле волю других субъектов. Коротко говоря, сущность государства – это есть организация власти в ___ (Е).

Слова в списке даны в именительном падеже единственного числа. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

    власть

    порядок

    норма

    государство

    распоряжения

    суд

    право

    общество

    правительство

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

III задание. Из приведенных ниже высказываний Вам необходимо

выбрать одно и изложить свою точку зрения по поводу выбранного

высказывания.

22. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). Максимальное количество баллов – 16 баллов), При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса теории государства и права, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

Критерии оценки:

1. Уместное и точное владение терминологией и понятийным аппаратом

(4 балла)

2. Аргументированность выводов (4 балла)

3. Соответствие текста теме (4 балла)

4. Оригинальность и самостоятельность аргументации (4 балла)

    «Парламент имеет не больше права запускать руку в мой карман, чем я в его» (Джордж Вашингтон)

    «Революция всегда говорит о том, что власть имеющие не исполнили своего назначения» (Н.А. Бердяев)

    «Анархия всегда приводит к абсолютизму» (Наполеон Бонапарт)

    «Государственные деятели отличаются от политиков тем, что первые думают о будущем страны, а вторые – о предстоящих выборах» (Уинстон Черчилль)

Ключи к олимпиаде ТГП


задачи и тесты

Решение задач и тестов предназначено для закрепления и углубления знаний полученных на лекциях, семинарских занятиях, в результате самостоятельного изучения дисциплины. При решении задач и тестов рекомендуется пользоваться литературой, которая дана в конце каждой части (Часть 1. Теория государства, Часть 2. Теория права). После изучения литературы и ее осмысления можно приступать к решению задач и тестов. Недопустимо механическое переписывание учебников и других источников. В работе должен присутствовать анализ фактов и их критический разбор, а также собственная позиция автора по рассматриваемому вопросу.

Часть 1. Теория государства

Тема 1. Теория государства и права как наука

Как соотносятся с точки зрения элементов науки теории государства и права "общество" и "общие закономерности возникновения и функционирования государства и права, и с ними связанных социальных явлений и процессов".

Структура теории государства и права определяется через: предмет теории государства и права; методологию теории государства и права; все выше перечисленное.

О каких функциях теории государства и права идет речь:

"открытие новых государственно-правовых явлений";

"объяснение государственно-правовых процессов общественной жизни";

"определение новых тенденций в развитии государственно-правовых явлений".

Используя элементы методологии теории государства и права (принципы и методы) покажите их практическую реализацию на примере исследования темы "Форма правления Российской Федерации".

Тема 2. Власть в обществе

К каким классификационным критериям относятся следующие виды власти:

семейная, религиозная, власть армии;

исполнительная, законодательная, судебная;

политическая, экономическая, социальная.

Определить элементы власти и дать им характеристику на основе следующей ситуации: "За проезд на красный сигнал светофора инспектор ГИБДД составил на водителя протокол о совершении административного правонарушения с указанием размера штрафа".

Дайте сравнительную характеристику государственной и политической власти. Составьте таблицу.

К каким формам осуществления государственной власти относятся:

правотворческая деятельность;

планирование;

правоисполнительная и правообеспечительная деятельности;

государственные заказы.

Являются ли данные формы взаимодополняющими.

Дать характеристику легитимности государственной власти в РФ по следующему плану:

форма легитимности;

основания легитимности;

степень легитимности.

Дайте характеристику понятиям "легитимность власти", "доверие народа к политическим институтам и их лидерам".

Тема 3. Первобытное общество

Тип экономики в первобытном обществе был:

производящий;

присваивающий;

Раскрыть следующие принципы экономики первобытного общества: рецепроктность. редистрибуция, половозрастное разделение труда.

Власть в первобытном обществе основывалась на:

принуждении;

все вместе.

Верно ли утверждение, что: "люди в первобытном обществе объединялись только по кровнородственному признаку"?

О какой черте первобытного общества идет речь: "собрание всех общинников, равенство личных прав и обязанностей членов общины, выборность и смещение вождей и старейшин".

Раскройте следующие черты мононормы:

естественно-природная основа;

действие в силу привычки;

регулирование поведения людей, обеспечивающее их единство и сплоченность.

В какой форме выражались мононормы.

У австралийцев Западной Виктории существовали фратрии Черного и Белого Какаду, у селькуров - Кедровки и Орлы и т.д. Какую роль играли названия фратрий в регулировании поведения людей? Что такое "обычай" и какие виды санкций существовали в первобытном обществе за ненадлежащее поведение?

Тема 4. Происхождение государства и права

Сравните "восточный" и "европейский" пути возникновения государства и права, выделите общие черты происхождения государства и права.

Начертите схему образования протогосудаства (вождество). Раскройте признаки вождества.

Дайте характеристику военной демократии. Чем она отличается от вождества.

Дайте характеристику материалистическому (классовому) подходу возникновения государства и права, используя следующие схемы:


Суть общецивилизационного подхода к рассмотрению государства и права заключается в формуле:

"государство и право - результат человеческого прогресса, фактор общечеловеческой культуры". Раскройте содержание данного утверждения.

К теориям происхождения государства и права относятся:

психологическая теория, теологическая теория;

теория разделения властей;

Л. Гумплович, К. Каутский, Б. Дюринг;

Г. Гроций, Б. Спиноса, Р. Радищев;

Аристотель, Фома Аквинский.

В какой теории происхождения государства и права используются идеи Дарвина:

теологическая;

органическая;

психологическая.

Тема 5. Исторические типы государства и права

Проведите сравнительный анализ терминов "классификация" и "типология". На основе анализа дайте свое определение выше указанным категориям.

Составьте сравнительную таблицу типов государства и права формационной типологии. В чем на Ваш взгляд заключаются недостатки рассмотренной Вами типологии.

Государственная власть - часть мира культуры;

Разнородность культур оказывают влияние на развитие государства.

Цивилизации в своем развитии проходят несколько этапов развития: локальные цивилизации, особенные цивилизации, современные цивилизации. К каким цивилизациям и почему относятся: западно-европейская, исламская, китайская, шумерская, федерации, индская.

По хронологии развития цивилизации подразделяются на: древние, средневековые и современные; по характеру политических режимов цивилизации бывают: тоталитарные, авторитарные, либеральные, демократические. Выделите иные классификационные критерии цивилизаций и их разновидностей.

Выделите недостатки цивилизационной типологии государства и права. P>

Тема 6. Понятие государства и его функции

Верно ли утверждение: "лагерь детского отдыха обладает признаками государства".

Дайте понятие категории "сущность" явления. Используя понятие "сущность явления" дать определение "сущности" государства и раскрыть ее содержание. Какая сущность государства характерна в современный период развития?

Верховенство государственной власти предполагает: исключение параллельного существования власти, обладающей аналогичной (высшей) юридической силой. наделение аналогичными государственно-властными полномочиями иных видов власти. Дать понятие "функции" государства. Охарактеризовать внутренние и внешние функции государства.

Деление функций государства на внутренние и внешние во многом являются условными. Используя следующие классификационные критерии выделите иные виды функций государства:

по времени действия;

по характеру деятельности государства.

Тема 7. Форма государства

Составьте сравнительную таблицу по монархиям абсолютной и конституционной (дуалистическая, парламентарная).

От чего зависит характер форм правления? Раскройте содержание института контрасигнатуры.

Составьте сравнительную таблицу республик (президентская, парламентарная, смешанная).

На примере России и Италии рассмотрите признаки федеративного и унитарного государства.

Верно ли утверждение, что "конфедерация - это одна из форм государственно-территориального устройства"

На примере развития Российской Федерации проанализируйте типы политических режимов.

Тема 8. Государственный аппарат

Рассмотрите три позиции на соотношение терминов "аппарат" и "механизм" государства:

"аппарат и механизм государства" - идентичные понятия;

"аппарат" - составное звено механизма государства;

"аппарат" государства формирует для реализации своих функций "механизм" государства.

Соотнесите понятия "орган государства" и "орган государственной власти"

В чем заключаются специфические особенности полномочий органа государственной власти?

На примере Российской Федерации дайте характеристику принципам организации и деятельности государственного аппарата.

Руководствуясь Конституцией РФ составьте схему взаимодействия ветвей государственной власти. Входит ли местное самоуправление в состав государственного аппарата?

Как соотносится государственная должность со статусом государственного служащего?

Раскройте профессионально-этические требования предъявляемые к государственным служащим.

Тема 9. Методы государственного управления

Метод государственного управления - это способ целенаправленного воздействия государства на общество с целью достижения определенного результата; воздействие одного органа государственной власти на другой; все вместе.

Прямые или косвенные методы государственного управления эффективны для управления экономикой государства?

Что понимается под убеждением? Раскройте формы убеждения.

Дайте понятие и раскройте принципы государственного принуждения.

Какая из мер государственного принуждения связана с возложением на правонарушителя обязанности, не существовавшей до правонарушения.

К каким мерам государственного принуждения относится восстановление сторон по сделке в первоначальное положение?

Тема 10. Государство в политической системе

Д. Истон в своих работах "Политическая система", "Системный анализ политической жизни" определял политическую систему как:

"взаимодействие, посредством которого в обществе авторитетно распределяются материальные и духовные ценности и на этой основе предотвращаются конфликты и напряжения между членами общества". Раскройте содержание понятия.

Дайте характеристику элементам политической системы (политические институты, политические отношения, политические нормы и принципы, политическое сознание и политическая культура).

Дать характеристику правовому статусу политических партий.

Чем политические партии отличаются от других общественных организаций?

Как вы оцениваете существующую практику лоббирования во властных структурах?

Дать характеристику видам политических систем.

Какой вид политической системы характерен для России?

Тема 11. Правовое государство и гражданское общество

Рассмотрите признаки правового государства на примере России. Является ли Российская Федерация правовым государством?

Соотнесите понятия "общество", "гражданское общество".

Раскройте принципы гражданского общества.

Формами взаимодействия гражданского общества и государства являются:

государственно-правовая регламентация функционирования субъектов гражданского общества;

законодательное закрепление обязанностей государства;

все вместе.

Тема 12. Современное Российское государство

Используя статьи Конституции РФ дайте характеристику Российской Федерации как социальному и правовому государству.

Черты каких республиканских форм правления сочетает в себе РФ?

Почему Российская Федерация является федеративным государством?

Верно ли утверждение, что "субъекты РФ обладают государственным суверенитетом".

Охарактеризуйте функции Российского государства.

Дайте характеристику легитимности Российской Федерации.

Тема 13. Личность, государство и право

Соотнесите понятия индивид - человек - личность.

Разграничьте правовую и социальную категорию "личность". Дайте характеристику элементам правового статуса личности.

Дайте понятие гражданству и раскройте его принципы.

Составьте таблицу оснований приобретения и прекращения гражданства.

Проклассифицируйте права человека и гражданина по следующим критериям: по субъектам; по содержанию; по времени развития; по способу реализации.

Какие международные и внутригосударственные гарантии защиты прав и свобод существуют в государствах?

Тема 14. Государство, экономика, политика и культура

Основываясь на статьях Конституции РФ раскройте принципы рыночной экономики.

Рассмотрите варианты воздействия государства, права, политики друг на друга.

Какие геополитические факторы оказывают влияние на развитие государства?

Рассмотрите взаимодействие права и культуры друг на друга.

Возможно ли в государстве сочетание плановой и рыночной экономики?

Контроль государства в экономической сфере подразделяется на:

прямой, косвенный;

внутренний, внешний;

Налог - это:

платежи в бюджеты разных уровней;

платежи в бюджеты местных органов самоуправления.

Тема 15. Общая характеристика права

Проанализируйте следующие подходы к пониманию права:

Томас Гоббс утверждал, что "право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими".

Карл Маркс: "Право - это возведенная в закон воля господствующего класса".

Ж.-Ж. Руссо в своих работах высказывал суждения о том, что "право заключает в себе общую волю".

Рассмотрите социально-психологический механизм действия права.

Верно ли утверждение, что "функции права выражают сущность права в общественных отношениях".

Раскройте следующие критерии ценностности права:

инструментальная ценность;

способствует развитию общественных отношений;

определение свободы личности в обществе;

выражает согласованную волю участников общественных отношений

Раскройте роль принципов права в построении правовой системы. Начертите схему.

Проанализируйте следующие утверждения:

принципы права - это основополагающие начала построения правовой системы;

принципы права - это требования предъявления к построению правовой системы.

Тема 16. Норма права в системе социальных норм

Раскройте признаки социальной нормы.

Составьте сравнительные таблицы нормы права и:

религиозные нормы;

корпоративные нормы;

технические нормы.

своих нормах безнравственных поступков".

Проанализируйте к каким классификационным критериям правовых норм относятся нормы права ГК РФ:

граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (ч. 1 ст. 9). в случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 13). местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ч. 1 ст. 20).

Проанализируйте структурные элементы правовых норм, используя статьи гражданского кодекса РФ (ст. ст. 139, 149, 151, 152).

Используя статьи ГК РФ (ст. ст. 139, 149, 151, 152) проклассифицируйте структурные элементы нормы права.

Проведите сравнительный анализ нормы-предписания и логической нормы. Приведите примеры.

Тема 17. Система права

Определите составные элементы системы права:

Президент РФ;

избирательное право, избирательный процесс РФ;

порядок формирования Правительства РФ;

земельное право;

Разграничьте отрасль права, институт права, подотрасль права.

Проклассифицируйте следующие правовые институты:

правовой статус Государственной Думы РФ;

исковое судопроизводство;

применение наказания за нарушение закона;

право собственности.

Кто впервые подразделил право на публичное и частное? Составьте сравнительную таблицу частного и публичного права.

Дайте толкование ст. 15 Конституции РФ.

Раскройте критерии взаимодействия национального права РФ с международным.

Приведите примеры подотрасли права.

Тема 18. Источники (формы) права

Разграничьте "нормативно-правовой акт", "нормативный акт", "правовой акт".

Охарактеризуйте принципы построения системы нормативных правовых актов.

используя критерии высшей юридической силы закона определите иерархию: инструкций и распоряжений министерств и ведомств,

Конституционных законов РФ, Федеральных законов РФ.

Охарактеризуйте действие Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах от 10.01.2003 г. во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Дайте характеристику правовым коллизиям. Раскройте способы устранения правовых коллизий.

Какие правила применения коллизионных норм вы знаете?

К каким видам систематизации относятся: ГК РФ, Конституция РФ, Сборник законов по Конституционному праву РФ, Положение. Дайте характеристику консолидации.

Тема 19. Правовые отношения

Дайте характеристику правоотношению купли-продажи недвижимости (признаки, субъект, объект, содержание).

Охарактеризуйте правосубъектность гражданина РФ, обладающего активным и пассивным избирательным правом.

Проклассифицируйте следующие отношения:

государственно-правовые, гражданские, административные;

закрепление прав и обязанностей;

процедура реализации прав и обязанностей;

субъект права обязан выполнять предписания правовой нормы;

субъекту права запрещено совершать какие-либо действия;

заказчик и подрядчик;

отношения собственности.

Составьте схему юридических фактов.

Разграничьте правонарушения и объективно противоправные деяния.

Охарактеризуйте юридический состав при достижении человеком пенсионного возраста.

Тема 20. Правосознание и правовая культура

Покажите реализацию функций правосознания (позновательной, оценочной, регулятивной) в следующей ситуации: за защитой нарушенного избирательного права гражданин РФ обратился в суд.

О каких видах правосознания идет речь:

правовое сознание юристов;

правосознание, складывающееся стихийно под влиянием жизненных условий, личного жизненного опыта;

правосозннание формирующееся на базе широких, обощенных правовых знаний.

Показать взаимодействие правовой идеологии и правовой психологии в следующей ситуации: "Гражданини РФ обратился в суд за защитой нарушенного права потребителя в соответствии с Федеральным законом "О защите прав потребителей РФ".

Покажите влияние правового нигилизма на правовую культуру.

Какую роль играет правовое обучение и правовое воспитание в формирвоании правовой культуры и правосознания.

Тема 21. Реализация права

Какие формы реализации права обеспечиваются запрещающими нормами, обязывающими нормами, управомочивающими нормами?

Привести примеры.

Перечислите случаи применения права, используя ситуации:

рассмотрение судом иска и признании сделки купли-продажи недвижимости недействительной;

суд определил преступнику наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет;

гражданин решил выйти на пенсию.

Покажите взаимодействие организационно-правовых и интеллектуально-правовых стадий применения права.

Дайте характеристику категории "государственно-властные полномочия".

Составьте сравнительную таблицу актов применения права.

Составьте проект постановления Конституционного Суда РФ, проанализируйте составные части акта применения права.

Чем акты применения права отличаются от нормативных правовых актов?

Тема 22. Правотворчество в современном правовом государстве

Охарактеризуйте принципы правотворчества, субъектов правотворчества, правотворческую инициативу.

В чем заключается взаимосвязь правотворчества и законодательного процесса?

На примере принятия федеральных законов РФ рассмотрите законодательный процесс в РФ, используя Конституцию РФ.

Какую роль играет лоббизм в правотворческом процессе?

Дайте характеристику юридической техники разделу Конституции РФ о государственно-территориальном устройстве.

Как вы думаете могут ли в нормативно-правовом акте использоваться слова, термины иностранного происхождения?

Тема 23. Толкование норм права

Какую роль играет толкование норм права в правовой системе государства?

Дайте языковой способ толкования п. 2 ст. 612 ГК РФ: "Арендодатель не отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые были им оговорены, при заключении договора аренды или были заранее известны арендатору, либо должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора или передаче имущества в аренду.

Используя ст.ст. 606, 607 и 613 ГК РФ проведите систематическое толкование правовых норм.

Как между собой связаны общие и специальные правовые нормы при систематическом способе толкования? Приведите пример.

О каких видах толкования по объему идет речь:


Привести примеры.

Составьте сравнительную таблицу видов толкования по субъектам.

Какие виды интерпретационных актов можно выделить? Охарактеризовать.

Тема 24. Правовое регулирование

Сравните правовое воздействие и правовое регулирование. Составьте таблицу. Начертите схему взаимодействия.

Могут ли относиться к предмету правового регулирования отношения дружбы, использование досуга и т.д.?

Выделите критерии предмета правового регулирования.

Дайте характеристику элементам системы правового регулирования:

нормативное и индивидуальное регулирование;

централизованное и децентрализованное регулирование;

координация и субординация;

способы правового регулирования.

Одним из элементов правового регулирования является тип правового регулирования. По схемам определить тип правового регулирования и привести пример.


Покажите работу элементов механизма правового регулирования на следующем примере: "Гражданин М. подал документы в вуз, прошел по конкурсу и был зачислен в студенты 1-ого курса на основании приказа ректора вуза".

Тема 25. Правомерное поведение. правонарушение и юридическая ответственность

О каких видах правомерного поведения идет речь:

участие в выборах;

оплата поезда в транспорте;

гражданин соблюдает правовые предписания из-за боязни быть привлеченным к юридической ответственности.

Составьте сравнительную таблицу на разграничение правомерного поведения и правонарушения. Приведите примеры.

Приведите примеры видов правонарушений:

административное правонарушение;

гражданское правонарушение;

трудовое правонарушение;

процессуальное правонарушение;

международное правонарушение;

Каковы критерии деления правонарушений на преступления и проступки?

сравните юридическую ответственность и меры защиты. Приведите примеры.

Покажите реализацию принципов юридической ответственности руководствуясь следующими статьями Конституции РФ (ст. 55, ч. 1 ст. 50, ч. 11 ст. 50, ст. 49).

Верно ли утверждение: "Виды юридической ответственности - форма осуществления юридической ответственности".

Тема 26. Законность и правопорядок

Покажите реализацию принципов законности (верховенство закона, единство законности, целесообразность и реальность законности) в правомерном поведении граждан и должностных лиц.

Какие профилактические мероприятия необходимо применять в обществе для утверждения порядка и законности?

Целесообразно ли выделять такие виды гарантий как общие условия" и "специальные юридические средства"?

Покажите на примерах реализацию юридических гарантий законности.

Тема 27. Основные тенденции развития современных государственно-правовых систем

Раскройте теорию трихотомии выдвинутую Г. Давидов. К. Цвейгертом и Г. Котцеси в книге "Введение в правовое сравнение в частном праве (1971 г.), в основу классификации правовых систем положен критерий "правового стиля". Раскройте содержание данной категории.

Сравните романо-германскую правовую семью и семью "общего права".

Чем американская правовая семья отличается от "общего права".

Составьте таблицу черт семьи религиозно-традиционного права.

В чем заключалась специфика семьи социалистического права?

Представленное пособие рассчитано на применение полученных ранее знаний по дисциплине «Теория государства и права» для специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения» для решения практических правовых ситуаций.

Овладение данной дисциплиной создает надежную теоретическую базу для изучение отраслевых юридических наук. Теоретические знания необходимо закреплять на практике и поэтому особое значение приобретает умение решать различные ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОУ СПО

«Мурманский кооперативный техникум»

г. Снежногорск

по выполнению практических работ

по дисциплине:

«Теория государства и права»

Разработчик: Максимова Ольга Александровна

Мурманск, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Представленное пособие рассчитано на применение полученных ранее знаний по дисциплине «Теория государства и права» для специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения» для решения практических правовых ситуаций. Разработано преподавателем юридических дисциплин Максимовой Ольгой Александровной.

Овладение данной дисциплиной создает надежную теоретическую базу для изучение отраслевых юридических наук. Теоретические знания необходимо закреплять на практике и поэтому особое значение приобретает умение решать различные ситуации.

Преподавание проводится в тесной взаимосвязи с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами: «Правоохранительные органы», «Конституционное право», «Уголовное право», «Гражданский процесс» и др.

При решении задач следует обращаться к нормативно-правовым актам (ГК РФ и иным нормативным актам, СПС «ГАРАНТ», СПС «Консультант Плюс», Интернет-ресурса.

1) ознакомление с условием правовых ситуаций, заданий к ним;

Перечень практических работ

по дисциплине «Теория государства и права»

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Формы государства

Правовое государство

Правовой статус личности

Источники (формы) права

Структура нормы права

Состав правоотношения

ИТОГО:

практическая работа № 1

ТЕМА: Теории происхождения государства

И в прошлом, и в настоящем различные авторы – ученые и политики – пытались объяснить причины возникновения такого важнейшего института как государство. По вопросам о происхождении государства существует множество теорий. Например, теологическая теория, ее суть сводится к тому, что государство, как и все земное имеет божественное происхождение. Патриархальная же теория говорит о том, что государство является продуктом естественного развития семьи. Согласно договорной теории, государство возникло в результате общественного договора.

знать: сущность теорий возникновения государства, различные точки зрения на возникновение государства

уметь : соотносить различные теории, опираясь на их сильные и слабые стороны

ЛИТЕРАТУРА:

ХОД РАБОТЫ:

  1. Перечислите основные теории происхождения государства?
  2. Какие причины возникновения государства их авторы считали определяющими в данном процессе?
  3. В чем заключается ограниченность данных теорий?
  4. В каких странах и почему теологическая теория до сих пор сохраняет свое влияние в юридической науке?
  5. Приведите примеры влияния различных факторов на процесс складывания государства
  6. С помощью каких теорий можно объяснить процесс возникновения древнерусского государства?
  7. Что объединяет следующие теории происхождения государства:

А) патриархальную и социально-экономическую;

Б) теологическую и теорию насилия.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Вариант № 1

Задание № 1

  1. теологическая;
  2. договорная;
  3. спортивная
  4. органическая;
  5. психологическая;

А) Шан Ян, Е.Дюринг, Л. Гумплович, К.Каутский

Б) Аврелий, Августин, Фома Аквинский

В) К.Маркс, Ф.Энгельс, В. Ульянов

Г) Л. Петражицкий

Д) Г. Спенсер

Е) Аристотель

Ж) Х.Ортега-и-Гасет

З) Г. Гроций, Дж.Локк, Т. Гоббс, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо

Задание № 2

Теории происхождения государства

Представители теории

Сильные стороны

Слабые стороны

Патриархальная

Платон, Аристотель, Фильмер

Договорная

Психологическая

Теория насилия

Инцестная

Диффузная

Классовая

Вариант № 2

Задание № 1

Соотнести фамилии ученых, философов, политиков и созданные ими теории происхождения государства:

  1. патриархальная;
  2. классовая;
  3. расовая;
  4. насилия;
  5. диффузная.

А) Г. Гроций, Дж.Локк, Т. Гоббс, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо

Б) Аристотель

В) Гребнер

Г) Л. Петражицкий

Д) Шан Ян, Е.Дюринг, Л. Гумплович, К.Каутский

Е) К.Маркс, Ф.Энгельс, В. Ульянов

Ж) Ж.А. де Гобино, Ф.Ницше

З) Г. Спенсер

Задание № 2

Заполнить таблицу, указав представителей, сильные и слабые стороны различных теории происхождения государства:

Теории происхождения государства

Представители теории

Сильные стороны

Слабые стороны

Патриархальная

Платон, Аристотель, Фильмер

Отражает одну из сторон общественной жизни – реально существующую в период родового строя - концентрацию власти в руках старейшин и вождей

Патриархальная семья появляется вместе с государством как результат разложения родового строя.

Государство и семья выполняет в обществе различные функции.

Теологическая

Психологическая

Ирригационная

Расовая

Органическая

Спортивная

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

домашнее задание. Изучить другие теории происхождения государства (расовая, экономическая, патримониальная) и сведения внести в таблицу

практическая работа № 2

ТЕМА: Формы государства

Содержание государства как политической организации современного общества может быть выражено в разных формах. Формой государства называется совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность. Она включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устройства и политико-правовой режим.

Приобретаемые умения и навыки :

знать: элементы формы государства

уметь : сопоставить государство с той или иной формой правления, государственного устройства, политического режима

ЛИТЕРАТУРА: Клименко А.В., Румынина В.В. «Теория государства и права»

Морозова Л.А. «Теория государства и права», Ромашов Р.А. «Теория государства и права», Интернет-ресурсы

ХОД РАБОТЫ:

Проверка готовности студентов к работе:

  1. Что такое форма государства? Из каких элементов она состоит?
  2. Что такое монархия? Какие виды монархий вы знаете?
  3. Что такое форма государственного устройства? Каких видов она бывает?
  4. Какова форма государственного устройства современной России?
  5. Чем правовая система унитарного государства отличается от правовой системы федерации?
  6. Что такое политико-правовой режим? Какие виды политико-правовых режимов вы знаете?
  7. Почему тоталитарные режимы недолговечны?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Вариант №1

Задание № 1

Дать определение понятиям: право вето, конфедерация, оппозиция, террор, харизматический лидер.

Задание № 2

государства

Форма правления

Политический режим

Великобритания

Франция

Израиль

Норвегия

США

Италия

Япония

Катар

Саудовская Аравия

Индия

Португалия

Дания

Задание № 3

Д – демократический;

Т – тоталитарный;

Провозглашение и гарантированность прав и свобод человека и гражданина

Почти полное отсутствие недемократических политических отношений

Система всеохватывающих массовых общественных организаций, которые позволяют государству установить тоталитарный контроль над обществом

Определенное допущение политического и экономического плюрализма до тех пор, пока он не противоречит господствующему режиму

Милитаризация общественной жизни

Жесткий контроль государства над различными формами непосредственной демократии (референдум, выборы)

Ликвидация принципа разделения властей

Главенство государства над правом

Унификация общественной жизни

Культ национального вождя

Вариант № 2

Задание № 1

Дать определение понятиям: абсолютное вето, субъект федерации, террор, харизматический лидер.

Задание № 2

Определить форму правления, форму государственного устройства и политический режим указанных ниже государств

государства

Форма правления

Форма государственного устройства

Политический режим

Германия

Иордания

Швейцария

Бразилия

Китай

Дания

Австрия

Канада

Катар

Греция

Нидерланды

Финляндия

Задание № 3

Найти и исправить ошибку. Обозначить признаки присущие тому или иному политическому режиму, следующими знаками:

Д – демократический;

Т – тоталитарный;

Демократический политический режим

Тоталитарный политический режим

Слабая политическая оппозиция

Демократические методы властвования

Политическое многообразие общественной жизни

Культ национального вождя

Правовой характер деятельности государственных органов

Массовые репрессии

Уничтожение оппозиции внутри самой правящей элиты партии

Сращивание государственного и партийного аппарата

Отсутствие демократических прав и свобод

Насильственное установление однопартийной системы

Жесткий контроль государства над различными формами непосредственной демократии (референдум, выборы

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Обсуждение результатов работы (оценка после проверки знаний).

домашнее задание. Определить форму правления, форму государственного устройства и политический режим у следующих государств: Кувейт, Колумбия, Испания, ФРГ, Австрия.

практическая работа № 3

ТЕМА: Правовое государство

Правовым является такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.

Приобретаемые умения и навыки :

знать: об эволюции идеи правового государства, о системе сдержек и противовесов

уметь : выявлять механизм адаптации, составляющий основу жизнеспособности и стабильности любого общества

ЛИТЕРАТУРА: Конституция РФ , Клименко А.В., Румынина В.В. «Теория государства и права», Морозова Л.А. «Теория государства и права», Интернет-ресурсы, Кутафин О.Е. «Конституционное право»

ХОД РАБОТЫ:

Проверка готовности студентов к работе:

  1. Какие идеи мыслителей прошлого нашли отражение в современной теории правового государства?
  2. Перечислите признаки правового государства и раскройте их содержание
  3. Может ли социалистическое государство быть правовым?
  4. Какие признаки правового государства еще не получили в России должного развития?
  5. Существуют ли в российском обществе предпосылки реализации известной формулы: частная собственность – независимый гражданин – гражданское общество – правовое государство?
  6. Какие исторические и социокультурные особенности России привели к четко сформировавшейся традиции правового нигилизма?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Задание № 1

Дать определение понятиям: правовое государство, антагонизм, конституционализм, нигилизм, правопорядок, имплементация

Задание № 2

Заполнить таблицу «Система «Сдержек и противовесов»»

Задание № 3

Письменно ответьте на вопрос:

Всегда ли сильное государство – это благо для граждан?

Подтвердите свой ответ конкретными историческими примерами.

Задание № 4

Заполнить сравнительную таблицу

«Сходства и различия гражданского общества и правового государства»

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Обсуждение результатов работы (оценка после проверки технологической карты).

домашнее задание. Известный римский политический деятель и оратор Цицерон говорил: «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными». Поясните его мысль.

практическая работа № 4

ТЕМА: Правовой статус личности

Независимо от степени участия того или иного человека в общественной жизни, его роли в политическом процессе все граждане демократических государств обладают целым рядом прав, свобод и обязанностей, закрепленных в законодательстве, которые принято называть правовым статусом личности. Существует несколько классификаций прав человека. В соответствии со сферами общественных отношений права человека делятся на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные.

Приобретаемые умения и навыки :

знать: понятие и роль правового государства в обществе, его признаки. Свободы и права человека.

уметь: определить правовой статус личности, его права и свободы

ЛИТЕРАТУРА: Конституция РФ, Клименко А.В., Румынина В.В. «Теория государства и права», Морозова Л.А. «Теория государства и права», Кутафин О.Е. «Конституционное право», Интернет-ресурсы

ХОД РАБОТЫ:

Проверка готовности студентов к работе:

  1. Что такое правовой статус гражданина? Из каких элементов он состоит?
  2. Что такое права человека и чем они отличаются от свобод?
  3. Что такое юридические обязанности и чем отличаются от прав и свобод человека?
  4. Какие права человека называются личными?
  5. Какие права человека называются политическими?
  6. Какие права человека называются экономическими?
  7. Какие права человека называются социальными?
  8. Какие права человека называются культурными?
  9. Как государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Задание № 1

Найдите в мировой истории и в истории нашей страны примеры вопиющего пренебрежения правом человека на жизнь. Какими аргументами власть оправдывала это пренебрежение.

Задание № 2

Заполните таблицу:

«Правовой статус гражданина РФ»

Возраст

Права гражданина

Обязанности гражданина

ответственность

С рождения

С 6 лет

С 10 лет

С 11 лет

С 14 лет

С 15 лет

С 16 лет

С 17 лет

Задание № 3

Задание: Выявить к какой группе конституционных прав и обязанностей относятся данные нарушения прав и свобод человека и определить какое именно право гражданина было нарушено.

  1. Врач городской больницы отказался принимать тяжело больного гр. Васильева, мотивируя свой отказ отсутствием у того страхового полиса
  2. Преподаватель во время занятия при неудовлетворительных ответах студентов высказывал свое мнение об уровне их низкого интеллектуального развития
  3. Перед проведении экзамена преподаватель проверил у студентов одежду и сумки на наличие шпаргалок
  4. Студенты на перемене сломали ветки деревьев возле техникума, потому что они мешали прохождению света
  5. Директор заставил студентов стереть со стены техникума название любимой музыкальной группы и футбольного клуба
  6. Председателю студсовета отказали в выступлении на педсовете
  7. Директор запретил проведение собраний студсовета по темам «О качестве обедов в буфете»
  8. Преподаватель после звонка на перемену задержал студентов до начала следующего урока
  9. В ответ на полученную двойку студент нагрубил преподавателю, обвинил его в пристрастности и пригрозил ему неприятностями со стороны влиятельных родителей

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Обсуждение результатов работы

домашнее задание. Используя главу 2 Конституцию РФ проанализировать права человека и гражданина и определить какие из них относятся к личным, политическим, экономическим, социальным.

практическая работа № 5

ТЕМА: Источники (формы) права

Источники права – это государственно-официальные способы выражения и закрепления его норм, придания общим правилам поведения общеобязательного, юридического значения. Современные правовые системы основываются на нескольких источниках права, среди которых обычно выделяют правовой прецедент, судебную практику, нормативный договор, правовую доктрину и нормативно-правовой акт.

Приобретаемые умения и навыки :

знать: источники права, действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

уметь: грамотно определять и использовать источники права

Понятие источников права и их характеристики. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

ЛИТЕРАТУРА: Клименко А.В., Румынина В.В. «Теория государства и права»

Морозова Л.А. «Теория государства и права», Интернет-ресурсы

ХОД РАБОТЫ:

Проверка готовности студентов к работе:

  1. Что такое форма права? Какие виды источников права вы знаете?
  2. Что такое деловое обыкновение? В какой сфере общественных отношений оно складывается?
  3. Каковы формы российского права?
  4. Что такое правовой прецедент?
  5. В каких странах применяется правовой прецедент?
  6. Применяется ли в РФ судебный прецедент?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Задание № 1

Определите пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц следующих нормативно-правовых актов:

  1. Конституция РФ;
  2. Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в РФ;
  3. Распоряжение главы администрации города
  4. Уголовный кодекс
  5. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  6. ФЗ «О Трудовых пенсиях в РФ»
  7. ФЗ «О статусе военнослужащих»
  8. Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в РКС и приравненных к ним местностях»

Задание № 2

Определить, руководствуясь приведенными признаками, правовую семью (Романо-германскую, англо-саксонскую, мусульманскую, социалистическую).

Правовые семьи

признаки

Основан на правилах применения шариата к новым жизненным ситуациям

Выраженный классовый характер

Возникла в результате заимствования римского

права

Рассмотрение в качестве источников права громадного количества судебных решений, являющихся образцом для последующих дел

Сформирована на основе марксистской теории

Является наиболее распространенной в мире

Основным источником является священная книга

В качестве основного источника права выступает нормативно-правовой акт

Является наиболее древней семье

Господство публичного права над частным

Судьи не обязаны следовать ранее принятому решению

Отличается архаичностью многих правовых институтов

Создана как продукт божественной воли

Строгая отраслевая классификация

Нормы носят казуистический (индивидуальный) характер

Четкое деление права на частное и публичное

Отрицание возможности суда выступать в роли создателя правовых норм

Устойчивая иерархия источников права

Отсутствие отраслевого законодательства

Приоритетное значение отдается процессуальным нормам

Основной формой систематизации законодательства выступает кодификация

Автономия судебной власти

Задание № 3

Заполнить сравнительную таблицу, указать правовую семью в приведенных ниже государствах

государства

Правовые семьи

Франция,

Иран Турция Иран Алжир

Испания,

Германия,

Канада, Австралия,

США

СССР

Социалистический лагерь в Европе, Азии

Кувейт

ОАЭ

Бельгия, Италия,

Бахрейн

Испания,

Новая Зеландия

Страны британского доминиона

Оман

Северная Ирландия

Швейцария,

Латиноамериканские страны

Марокко

Египет

Португалия,

Австрия

ФРГ

Румыния,

Скандинавские страны

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Обсуждение результатов работы (оценка после проверки технологических документов).

домашнее задание. Подготовить сообщение по теме «Славянская правовая семья»

практическая работа № 6

ТЕМА: Структура нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция

Нормой права называют установленное и санкционированное государством и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное правило поведения, являющееся регулятором общественных отношений. Норма права включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию.

Приобретаемые умения и навыки :

знать: структуру правовой нормы

что делать: сделать схему классификаций нормы права, сделать схему структуры нормы права, выделить гипотезу, диспозицию и санкцию в статьях Конституции РФ, УК РФ, ГК РФ, КоАП РФ, ТК РФ

ЛИТЕРАТУРА: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, кодекс об административных правонарушениях РФ, Трудовой кодекс РФ, Клименко А.В., Румынина В.В. «Теория государства и права», Морозова Л.А. «Теория государства и права», Интернет-ресурсы

ХОД РАБОТЫ:

Проверка готовности студентов к работе:

  1. Сформулируйте понятие «норма права».
  2. Как соотносятся понятия «норма права» и «юридическая норма»?
  3. Какие признаки характеризуют норму права?
  4. По каким критериям классифицируются нормы права? Какие виды правовых норм вы знаете?
  5. Какие элементы включает логическая структура нормы права? Существуют ли нормы права с усеченным структурным составом?
  6. Как соотносятся понятия «норма права» и «нормативно-правовой акт»?
  7. Какие способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов вы знаете?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Задание № 1

Изучите ст. 18 Закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в РФ» и определите вид правовых норм, содержащихся в п. 1-3 по следующим основаниям:

  1. по юридической силе;
  2. по характеру правил поведения;
  3. по отраслевой принадлежности;
  4. по способу установления правил поведения;
  5. по функциям;
  6. по кругу лиц;
  7. по степени определенности.

Задание № 2

Определить по характеру правил поведения следующие нормы права:

1. ст. 58 Конституции: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам».

2. ч.2 ст. 21 ГК РФ: «В случае, когда законом допускается вступление в брак по достижении 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак»

3. ст. 158 УК РФ: «Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, - наказывается штрафом… ».

Задание № 3

Определите по действию во времени следующие юридические нормы:

  1. ст. 7 раздела второго Конституции РФ: Совет Федерации и Государственная Дума РФ первого созыва избираются на два года»
  2. Установление комендантского часа в той или иной местности на период действия чрезвычайного положения

Задание № 4

Определите нормы права по кругу субъектов:

  1. ч.1 ст.43 Конституции РФ: «Каждый имеет право на образование»
  2. ч.1 ст. 341 УК РФ: «Нарушение правил несения пограничной службы лицом, входящим в состав пограничного наряда или исполняющим иные обязанности, если это деяние повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства, - наказывается ограничением по военной службе…»
  3. ч.1 ст. 87 Конституции РФ: «Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ»

Задание № 5

Определить нормы права по способу установления правил поведения:

  1. ст. 81 Конституции РФ: «Президент РФ избирается на 4 года гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании»
  2. ст.311 ГК РФ: «Кредитор вправе не принимать исполнения обязательств по частям, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательств и не вытекает из обычаев делового оборота или существа обязательства»

Задание № 6

Используя Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, найти нормы права, содержащие гипотезу, диспозицию и санкцию.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Обсуждение результатов работы (оценка после проверки знаний).

домашнее задание. Ответить письменно на вопрос: Можно ли в Уголовном кодексе РФ найти норму с абсолютно-определенной санкцией

практическая работа № 7

ТЕМА: Состав правоотношения

Правоотношение – это возникающее на основе норм права и урегулированное ими общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей, гарантированных государством. Основанием возникновения правоотношения являются юридические факты. Всякое правоотношение имеет свою структуру. Оно состоит из трех элементов: субъекта, объекта и содержания правоотношения.

Приобретаемые умения и навыки :

знать: виды субъектов права, их правовой статус

уметь: определить элементы правоотношений

ЛИТЕРАТУРА: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, кодекс об административных правонарушениях РФ, Клименко А.В., Румынина В.В. «Теория государства и права», Морозова Л.А. «Теория государства и права», Интернет-ресурсы

ХОД РАБОТЫ:

Проверка готовности студентов к работе:

  1. Что такое правоотношение? Перечислите его основные признаки. В каких случаях между людьми возникают правовые отношения?
  2. Перечислите виды юридических фактов.
  3. Что такое правосубъектность? Какие юридические свойства она в себя включает?
  4. Перечислите факторы, которые могут влиять на дееспособность физического лица.
  5. Из каких элементов состоит структура правоотношения?
  6. Что такое юридические обязанности?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Задание № 1

  1. Иванова купила зонт, который оказался дырявым. Продавец отказался даже разговаривать с ней
  2. Свиридов получил повестку – его вызывают к следователю
  3. Хомяковой второй месяц задерживают зарплату
  4. Борисов хочет обменять квартиру в городе на дом в деревне
  5. Петрова хочет удочерить воспитанницу детского дома

К какой отрасли права относятся данные правоотношения?

Определите элементы данных правоотношений

Задание № 2

На основании договора купли-продажи гражданин Козлов И.И. продал автомобиль гражданке Шереметьевой Р.В.

Определите какие юридические факты здесь имели место?

Задание № 3

Разберите по составу правоотношение, возникающее между избирателем и участковой избирательной комиссией в момент голосования по вопросам референдума на избирательном участке.

Задание № 4

Используя российское законодательство (Конституция РФ, ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ), приведите примеры активных, пассивных и негативных юридических обязанностей; пример относительно сложного правоотношения из любой отрасли права.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Обсуждение результатов работы (оценка после проверки знаний).

домашнее задание. Сделать схемы «Субъекты правоотношений», «Правосубъектность».

Список литературы

Список литературы:

Нормативные акты:

  1. Конституция РФ от 12.12.1993
  2. Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ» от 19.06.1992 N 3085-1 (ред. от 21.03.2002)
  3. Концепция о развитии потребительской кооперации в России до 2010 г, Москва 2003

Учебная литература:

  1. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права. М.: Издательский центр «Академия», 2004
  2. Кутафин О.Е. Основы государства и права. Москва. Издательство «Юрист», 1999
  3. Марченко М.И. Теория государства и права. Москва. Издательство «Норма-инфра», 1997
  4. Морозова Л.А. Основы государства и права. Пособие для поступающих в вузы., М.: «Издательство новая волна», 2005
  5. Мотузов И.Н., Малько А.В. Теория государства и права. Москва. Издательства «Юрист», 2004
  6. Ромашов Р.А.Теория государства и права. СПб.:Питер, 2006
  7. Правовая система «Консультант +»
  8. Правовая система «Гарант»

    Номер работы:

    Год сдачи:

    Количество страниц:

    1. Приведите примеры социальных норм 3
    2. Опишите значение норм морали и обычаев для общества. Приведите примеры отрицательных последствий нарушения различных социальных норм - морали, обычаев и т.п. 3
    3.Определите политический режим, форму правления и форму государственного устройства РФ. Подтвердите свои ответы примерами. 4
    4. Примеры реализации политической, идеологической и социологической функций государства РФ. 6
    5. Приведите примеры из практики международного сотрудничества, когда государственные органы РФ реализуют внешние функции государства 7
    6. Уголовный кодекс РФ в Особенной части устанавливает санкции за отдельные виды преступлений. Проявление какой из функций это является - охранительной или регулятивной? 7
    7. Проявление какой из функций права - охранительной или регулятивной - является закрепление в Гражданском кодексе института права собственности? 7
    8. Приведите примеры наступления определенных юридических фактов, которые послужили возникновению, изменению или прекращению правоотношений 8
    9. С какой целью в юриспруденции существует конструкция юридического состава преступления? 8
    10. Охарактеризуйте уголовную ответственность. Перечислите виды уголовного наказания. Выскажите своё мнение об отмене смертной казни в России, аргументируйте свое мнение 8
    11. В чем основное различие уголовной и административной ответственности? Поясните свой ответ и приведите примеры 9
    12. Назовите виды гражданско-правовой ответственности. В каких случаях лицо может быть освобождено от гражданско-правовой ответственности? 10
    13. Дайте краткую характеристику видов ответственности рабочих и служащих 10
    14. Какие права Вы отнесете к личным (гражданским правам)? Приведите примеры 11
    15. Какие права Вы отнесете к политическим? Какие из политических прав Вы использовали? Приведите примеры 12
    16. Какие права Вы отнесете к социально - экономическим? Приведите примеры использования социально - экономических прав в Вашей жизни 12
    17. Охарактеризуйте состояние прав и свобод человека и гражданина в современной России 13
    18. Охарактеризуйте состояние местного самоуправления в населенном пункте, в котором Вы живете, учитесь или работаете 14

    Выдержка из работы:

    Некоторые тезисы из работы по теме Задания по ТГП
    Нормы морали и обычаи регулируют жизнь общества, но несколько другим способом. Не все стороны общественной жизни подлежат правовому регулированию. Например, отношения дружбы и любви между людьми регулируются общепризнанными нормами поведения, на основе которых каждый конкретный человек устанавливает себе рамки поведения, которые могут отклоняться в ту или иную сторону, но модель, образец поведения, одобряемый или порицаемый обществом, остается всегда.
    В качестве примера, можно отметить неодобрительное отношение к человеку, опаздывающему на встречу, свидание со стороны ожидающих его людей.
    Неодобрение и нехорошую деловую характеристику получает предприниматель, игнорирующий правила делового оборота