Права в системе общественных норм. Система социальных норм

Социальные нормы - это правила поведения людей, установленные и одобряемые всем обществом.

Виды социальных норм по механизмам регулирования:


-обычай
-мораль
-норма права
-нормы общественных организаций.Также социальные нормы можно поделить на:
правовые, моральные, религиозные, политические, эстетические, обычные, корпоративные и иные нормы.

По строгости исполнения социальные нормы делят на:

  • обычаи (традиционно установившийся порядок поведения, например, гостеприимство),
  • манеры (внешняя форма поведения, основанная на привычках; могут быть повседневные, например, не чавкать, и светские, например, говорить даме комплименты),
  • этикет (принятая в особых кругах система правил поведения, например, в дипломатических кругах),
  • традиции (все, что унаследовано от предшественников, например, встреча одноклассников),
  • привычки (установившаяся схема поведения в определенной ситуации; может быть групповой, например, спать лёжа, и индивидуальной, например, пить кофе утром, Быть вредной, например, пьянство и курение и полезной (бегать по утрам)
  • нравы (формы поведения, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке, например, не бить женщин),
  • законы (о них позже)
  • табу (абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, предмет, например, кровосмешение, каннибализм).

Остановимся подробнее на некоторых из них:

Обычаи - унаследованные стереотипные способы поведения, которые воспроизводятся в определённом обществе или группе, являясь привычными для их членов.

Этикет - принятая в особых кругах система правил поведения.

Мораль - совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей. (Этика - наука о морали)

Моральные отношения связаны с представлениями о добре и зле.

Признаки морали:

1. всеобщность
2. добровольность

Функции морали:
1. познавательная
2. регулятивная
3. воспитательная
4. мотивационная
5. прогностическая
6. аксиологическая (формирует ценности)

Моральная система включает в себя:
моральные нормы - должные образцы поведения, соответствующие ценностям общества
моральные ценности (ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.)

Существует 7 фундаментальных ценностей:
1. польза - экономика
2. господство-политика
3. справедливость - социальная сфера
4. истина
5. красота
6. добро- духовная сфера
7. свобода - все сферы

Основные категории морали:

1. Добро - положительные качества, которых придерживается общество в целом или отдельный человек. Антоним - зло.
Добродетель - совокупность положительных качеств и поступков. Антоним - порок.
1. Долг - осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральными идеалами.
2. Стыд - осознание личностью своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих.
3. Совесть - способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному.
4. Милосердие - сострадательное, доброжелательное отношение.
5. Честь - внутреннее достоинство человека, благородство души.
6. Счастье - эмоциональное состояние, при котором человек испытывает удовлетворённость условиями своего существования.
Золотое правило морали Канта (категорический императив) - поступай с другими так же, как ты хочешь, чтобы они поступили с тобой.

Право, его признаки, функции

Право - это система общеобязательных, формально определённых, гарантированных государством правил поведения (норм), регулирующих общественные отношения.

Право - единственный государственный регулятор общественных отношений.
Право упорядочивает общественные отношения, устанавливая границы свободы и обязанности участников общественной жизни, запрещая определённые действия.
Право защищает (охраняет) существующие общественные отношения.
Право формирует у граждан уважительное отношение к законам, понимание необходимости их соблюдения.
Право устанавливает жёсткие критерии оценки поведения людей с точки зрения его правомерности или противоправности, а также меры юридической ответственности правонарушителей, механизм восстановления нарушенных прав.

Основные принципы права :

– справедливость;
– равенство всех граждан перед законом;
– гуманизм;
– законность.

Признаки права:
1.

Социальность - право с момента своего возникновения и по сей день регулирует общественные отношения, оно действует в человеческом обществе
2.
Нормативность (нормативный характер) Право выступает и действует в системе юридических норм, которые закрепляют права и обязанности участников общественных отношений, им регулируемых. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несёт информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы
3.
Общеобязательный характер Нормы права адресованы неопределённо большому количеству адресатов, попавших в типичную жизненную ситуацию, и обязательны для исполнения ими
4.
Государственно-волевой характер - Право - это проявление воли государства, так как в нём определяется будущее поведение личности, организации, с его помощью реализуются субъективные интересы и потребности, достигаются намеченные цели. Воля аккумулирует экономические, социальные, политические и иные интересы различных слоёв населения; государственное признание этих интересов осуществляется через волю компетентных государственных органов; по своему характеру государственная воля объективна и обязательна для всех; государство всегда заинтересовано в реализации собственной воли
5.
Системность - Система права - категория объективная, не зависящая ни от воли, ни от желания субъектов правотворчества. Система права характеризуется внутренней согласованностью, взаимообусловленностью и взаимодействием составляющих её элементов
6.
Формальная определённость - Право не существует само по себе, оно так или иначе должно быть выражено в конкретной форме (например, закон, иные нормативные правовые акты, судебные решения ит.д.), выбор которой в итоге зависит от государства
7.
Обеспеченность государством - Государство как издаёт нормы права, так и обеспечивает их реализацию. Данное обеспечение основано на применении мер государственного принуждения

Функции права

- регулятивная (способность воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами, содействовать развитию общественных отношений)
-
охранительная (способность охранять основы существующего строя при помощи различных средств)
-
гуманистическая (способность смягчать возникающие в обществе противоречия и конфликты, защищать права и свободы личности, ограждать её от давления государства и других лиц, создавать условия для нормальной жизни и всестороннего развития любого члена общества)
-
идеологическая (способность права формировать в общественном сознании представления о необходимых и желательных правилах поведения)
-
воспитательная (развивает в людях чувства справедливости, добра, гуманности)
-
культурно-историческая (вбирает в себя все духовные ценности и достижения народа, общества, передаёт их из одного поколения в другое)
-
социального контроля (определяет меру возможного и должного поведения субъектов общественных отношений, используя при этом меры стимулирования и ограничения)

Источники права.

Формы (источники) права - это установленные государством официальные способы внешнего выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного значения.

Источники права – это обстоятельства, вызывающие появление права, его деи

̆ ствие.

Основными источниками права являются:

правовои ̆ обычай ;
судебныи ̆ прецедент ;
нормативно-правовой акт ;
нормативно-правовои ̆ договор .

Также выделяется:
судебная практика (деятельность судебных органов, в результате которой детализируются и конкретизируются законы, вырабатываются правоположения. Судебная практика как система результатов, итогов судебной деятельности обобщается и закрепляется в тех или иных руководящих разъяснениях высших судов)
правовая доктрина (изложение правовых принципов представителями власти, юридической науки и практики, которым придаётся общеобязательное значение)
священные книги (сакральные тексты, излагающие религиозные нормы, которым государством придан общеобязательный статус (Коран, Библия)

Подробнее об источниках права:
Правовой обычай - Исторически выработанное обществом правило поведения, которое признано государством и гарантировано его принудительной силой.

Юридический (судебный и административный) прецедент - решение суда или административных органов государства по конкретному делу, которое становится образцом, обязательным при последующем рассмотрении аналогичных дел

Нормативный договор (соглашение, договорённость) - совместный юридический акт, содержащий нормы права и выражающий взаимные изъявления воли нескольких договаривающихся субъектов

Нормативно-правовой акт.

Нормативно-правовой акт - официальныи ̆ письменный документ, в котором содержатся общеобязательные правовые нормы, установленные и обеспеченные государством.

Делится на:

  • Законы
  • Подзаконные акты
Закон – это нормативныи ̆ акт, принятыи ̆ в особом порядке органом законодательнои ̆ власти, обладающии ̆ высшеи ̆ юридическои ̆ силои ̆ и регулирующии ̆ наиболее важные общественные отношения.

По юридическои

̆ силе законы разделяются на:

1) Конституция – основнои

̆ закон государства, закрепляющии ̆ конституционныи ̆ строи ̆ , права и свободы человека и гражданина, определяющии ̆ форму правления и государ- ственного устрои ̆ ства.
2) Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, связанным с Конституциеи
̆ (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о судебнои ̆ системе, о референдуме, о Правительстве РФ и т. п.).
3) Федеральные законы – это акты текущего законодательства, посвященные раз- личным сторонам социально-экономическои
̆ , политическои ̆ и духовнои ̆ жизни общества (например, Гражданскии ̆ кодекс РФ, Уголовныи ̆ кодекс РФ, Семеи ̆ ныи ̆ кодекс РФ и пр.).
4) Законы субъектов Федерации – издаются представительными органами и распро- страняются только на соответствующую территорию (например, закон Калининградскои
̆ области о муниципальнои ̆ службе в Калининградскои ̆ области, о социальных гарантиях и т. п.).

Подзаконные акты – это основанные на законе и не противоречат ему правотворческие акты.
Подзаконные акты обладают меньшеи

̆ юридическои ̆ силои ̆ , чем законы, базируются на них.

Выделяют следующие виды подзаконных актов:
1) Указы и распоряжения Президента РФ . Они обязательны для исполнения на всеи

̆ территории России ̆ скои ̆ Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Президент, будучи главои ̆ государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам, во многом благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. Распоряжения – это вторые по значимости (после указа) подзаконные акты главы государства. Они обычно принимаются по текущим и процедурным вопросам.
2) Постановления и распоряжения Правительства РФ . Акты, имеющие особое значение, издаются в форме постановлении
̆ . Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжении ̆ . Все акты Правительства РФ обязательны для исполнения в России ̆ скои ̆ Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов России ̆ скои ̆ Федерации, а также указов Президента России ̆ скои ̆ Федерации.
3) Приказы, инструкции, положения министерств . Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами России
̆ скои ̆ Федерации, указами и распоряжениями Президента России ̆ скои ̆ Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства России ̆ скои ̆ Федерации, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции даннои ̆ исполнительнои ̆ структуры.

4) Решения и постановления местных органов государственнои

̆ власти .
5) Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления .

Правоотношения, субъекты, объекты, содержание.

Правоотношение – отношения, урегулированные нормами права.
Структура правоотношения:
1) субъект
2) объект
3) содержание.
Субъекты правоотношения – это индивиды (физические лица), организации (юридические лица) и государство.
Объектами правоотношений являются различные социальные блага (материальные, интеллектуальные, экономические и др.).
Содержание правоотношения составляют субъективные права (меры возможного поведения) и юридические обязанности (меры должного поведения субъекта правоотношения), объем, и пределы которых определяются нормои ̆ права.

Для возникновения правоотношения необходимо не только наличие нормы права, но и наступление определенных

юридических фактов.

Юридическии ̆ факт – это жизненные обстоятельства, с которыми связано возникновение, изменение или прекращение правоотношении ̆ .

Делятся на:
  • События – это юридические факты, происходящие независимо от воли субъектов правоотношения (например, рождение, смерть человека, достижение совершеннолетия, стихийные явления).
  • Дей ствия – это юридические факты, наступление которых зависит от воли и сознания людей.

Право в системе социальных норм.

Отличия правовых норм от других видов социальных норм.

1) Нормы права устанавливаются и охраняются от нарушений только государством, а другие виды норм могут создаваться социальными группами или организациями (например, корпоративные нормы), обществом в целом (например, моральные, эстетические нормы).
2) Нормы права закрепляются в официальных документах государства, а другие виды норм могут существовать только в сознании людей (например, моральные или эстетические нормы). Правовые нормы также являются наиболее конкретными, детализированными правилами поведения.
Норма права - общеобязательное правило поведения, которое устанавливается государством и закреплено в официальных правовых актах.

Взаимодействие социальных норм и права.

  1. Обычаи. Нормы права поддерживают обычаи, которые признаются государством юридически значимыми и общественно полезными. Такие обычаи наделяются государством юридической силой и в дальнейшем расцениваются как правовые. Нормы права отвергают некоторые обычаи, ограничивают степень их воздействия на общество. В то же время правовые нормы могут безразлично относиться к большинству действующих обычаев, связанных с межличностными отношениями и бытовым поведением людей
  2. Мораль. Право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам. Право, как правило, соответствует основным требованиям морали (некоторые нормы непосредственно закрепляют в законе нормы моральные, подкрепляя их юридическими санкциями), вместе с этим реализация правовых норм и их исполнение во многом обусловлено тем, что люди считают их справедливыми.Правовые нормы возникают в процессе юридической практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства, в то время как мораль возникает и развивается в процессе практической деятельности людей. Она не связана со структурной организацией общества и неотделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности
  3. Религия . В некоторых государствах (например, в странах ислама), где наиболее сильно выражена приверженность религиозным идеям, религия господствует над правом. В других же - государство и, соответственно, право отделены от религии, не оказывая на неё никакого влияния, подобное взаимоотношение является обоюдным. Существуют также страны, в которых религиозные нормы действуют наряду с правовыми, дополняя последние и регулируя те вопросы, которые не охватываются правом
  4. Нормы общественных организаций: фондов, политических партий, профсоюзов, добровольных обществ и др. (корпоративные нормы). По формальным признакам нормы общественных организаций похожи на правовые текстуально закреплены в уставах или других документах, принимаются по определённой процедуре (на общих собраниях, конференциях, съездах), систематизированы. Однако нормы общественных организаций не обладают общеобязательностью права, не обеспечиваются государственным принуждением. Предмет регулирования норм общественных организаций - отношения, не урегулированные юридически

Правосознание и правовая культура.

Правосознание – это совокупность взглядов на деи ̆ ствующее право, на существующие правовые нормы.

Виды правосознания:
– общественное (массовое);
– групповое;
– индивидуальное;
– профессиональное.

Функции правосознания:
– познавательная;
– оценочная;
– регулятивная.

Правовая культура личности – это знание и понимание права, а также деи ̆ ствия в соответствии с ним.

Структура правовои

̆ культуры:
– деи ̆ ствующее законодательство;
– источники права;
– правооотношения;
– законность и правопорядок;
– реализация права;
– государственныи
̆ аппарат;
– правосознание.

Виды правовой

культуры:
– обыденная;
– профессионально-юридическая;
– доктринальная – научная.

Функции правовой

культуры:
– познавательно-преобразовательная;
– праворегулятивная;
– ценностно-нормативная;
– правосоциализаторскую;
– коммуникативная;
– прогностическая.

Правовая культура личности тесно связана с правосознанием , опирается на него. Но она шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение.

В системе общественных и межличностных взаимоотношений важнейшую роль играют так называемые Они представляют собой некие правила, регулирующие деятельность людей в различных жизненных ситуациях, их взаимоотношения. Такими общественными нормами могут быть

традиции, ритуалы, обычаи, установленные табу и так далее. Вместе с тем в этой категории выделяют сразу несколько видов, различных по своему характеру, способу обеспечения и поддержке, источникам. Так, например, нормы права в системе социальных норм (иными словами - юридические положения) выделяется тем, что их источником и гарантом обеспечения служит само государство. Кроме того, существуют (установленные в группе правила поведения, невыполнение которых приводит к осуждению со стороны остальных индивидуумов); нормы обычаев (сложившиеся в конкретной общественной среде и вследствие многократного повторения ставшие предписанием к выполнению); нормы общественных организаций (которые также являются правилами поведения, однако обязательными для выполнения лишь для членов соответствующей локальной группы: пионеров, офицеров и так далее). Разумеется, все эти категории имеют уникальные, свойственные только им характеристики. Однако сосредоточимся на правовых предписаниях. Собственно, в системе социальных норм можно выделить

по следующим признакам:

  • Как уже было сказано, в ряду социальных предписаний они единственные исходят от государства.
  • Образуют единый комплекс юридических положений, требований и наказаний.
  • Четкая системность. Различные положения не должны противоречить друг другу.
  • Представляют собой меру свободного поведения и волеизъявления граждан соответствующей страны.
  • Нормы права в системе социальных норм издаются в четкой конкретной форме, не предполагающей двусмысленных трактовок.
  • Имеют четко установленный предел собственного действия.
  • Поддерживаются и охраняются всеми силами государства.
  • Обязательно являются формой закрепления и и обязанностей субъектов межличностных и
  • Всегда являются властным предписанием правительственных структур и выражают их волевые решения.
  • Нормы права в системе социальных норм являются единственным регулятором социальных отношений, доступным государству.
  • Представляют собой некие правила поведения, обязательные абсолютно для всех категорий населения. Кроме того, наказание за невыполнение предписывается независимо от имущественного, должностного, социального положения.
  • Имеют общий характер. Регулируют конкретные типичные социальные взаимоотношения, однако не имеют персонифицированного характера.

Право в системе социальных норм. План структурный

Внутреннее строение этой категории общественных правил поведения предполагает следующие элементы:

  1. Гипотеза - указывает жизненные обстоятельства, связанные с вступлением нормы в свое юридическое действие. Гипотезы существуют сложные и простые. Такая градация базируется на количестве ее условий. Форма выражения гипотез предполагает ее казуистичность или асбстрактность.
  2. Диспозиция - один из структурных элементов правовых норм, содержащий сами предписания поведения субъектов в разного рода общественных отношениях и указывающий на суть содержания права, а также обязанности субъектов. Собственно, это главнейший элемент данной системы. Диспозиции разделяют на некоторые разновидности. Например, в зависимости от своего характера, они могут быть обязывающими, управомочивающими и запрещающими. По способу выражения они бывают относительными и абсолютными.
  3. Санкция - определяет характер и меру наказания, применимого для участников межличностных и общественных отношений, отрицающих роль права в системе социальных норм и нарушающих его. Санкции также имеют различные формы, зависимые от степени определенности: относительно-определенные, альтернативные, абсолютно-определенные.

Лекция:


Правовые нормы

Вспомним, что социальные нормы являются установленными в обществе правилами поведения дозволительного или запрещающего характера. Среди них традиции и обычаи, моральные, этические, эстетические, религиозные, политические, правовые нормы. Узнаем, что такое правовые нормы и чем они отличаются от других видов социальных норм.

Для начала разберёмся с понятием права, которое нужно понимать в двух значениях:

  • Во - первых, право – естественная в озможность что-то иметь или что-либо сделать. Именно этот смысл мы подразумеваем, когда говорим: «Я имею право!», «Ты нарушил моё право!». Уже с рождения человек наделён набором неотъемлемых прав, которые называются естественными (личными). С реди них право на жизнь, имя, честь и достоинство, неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища, свобода совести и вероисповедания и др. Все люди планеты обладают одинаковыми естественными правами. Они закреплены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года.
  • Во - вторых, право – это закон, установленный и охраняемый государством. Государство н аделяет законы юридической силой и делает их исполнение общеобязательным. Право, возведённое в закон по воле законодателя называется позитивным . Нормы позитивного права отличаются в разных странах и даже могут быть антиправовыми если противоречат естественным правам или моральным нормам.
Теперь сформулируем определение данного вида социальной нормы.

Правовая норма – это формально определённое и охраняемое государством общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения и закреплённое в источниках права.

Право, как и остальные социальные нормы является правилом поведения и регулирует общественные отношения. Но нормы права являются единственными государственными регуляторами общественных отношений и обладают рядом отличительных признаков:

    формальная определённость (право выражено в официальной форме - нормативно - правовых актах, которые закрепляют границы правомерного поведения),

    нормативность (содержат правила поведения дозволительного или запрещающего характера, обязательные для исполнения),

    гарантированность государством (право не просто декларируется в законах, но и защищается принудительной силой государства),

    общеобязательность,

    письменная форма.

Источники права


Внешними формами выражения правовых норм является источники.

    В РФ основными источниками права являются нормативно-правовые акты – официально установленные документы, принятые уполномоченными государственными органами либо референдумом, имеющие общеобязательный характер, рассчитанные на неопределённый круг лиц и применяемые неоднократно. Нормативно – правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты и различаются юридической силой. Закон – это нормативно – правовой акт, принимаемый в особом порядке Федеральным Собранием, регулирующий определённые общественные отношения и обеспечиваемый силой государственного принуждения. Классификация законов в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

1. Конституция РФ (основной закон страны)

2. Федеральные Конституционные Законы

3. Федеральные Законы

4. Законы субъектов РФ

Подзаконный нормативный акт – это принятый компетентными органами документ, основанный на законе и не противоречащий ему. Например, в РФ к подзаконным актам относятся:

5. Указы и распоряжения Президента

6. Постановления и распоряжения Правительства

7. Постановления и приказы министерств РФ

8. Постановления и приказы Правительства и министерств субъектов РФ

9. Приказы и инструкции ведомств субъектов РФ

10. Решения органов МСУ

11. Локальные акты учреждений

    Другим источником права является правовой обычай – исторически сложившееся правило поведения, санкционированное государством, но письменно не зафиксированное. Так, по обычаю, суд, принимая решение с кем оставить ребёнка, отдаёт предпочтение матери, а работодатель, при заключении трудового договора ставит печать, хотя данные нормы не закреплены в письменной форме.

    Правовой прецедент – решение суда, когда - то вынесенное по конкретному делу и применяемое в судебной практике для разрешения аналогичных дел. В нашей стране не применяется, распространён в США, Великобритании.

    Международно-правовые акты (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. и др., Устав ООН), закрепляющие принципы международного сотрудничества государств, их равенства и суверенности, мирного разрешения международных конфликтов и др.


Виды норм права
  • По предметам правового регулирования различаются гражданские, уголовные, семейные, трудовые, административные, конституционные и многие другие нормы права.
  • По методам правового регулирования различаются императивные (предписывают поступать определённым в законе образом) и диспозитивные (предоставляют возможность поступать по своему усмотрению, но в рамках закона) нормы права.
  • По характеру отношений различаются материальные (гражданские, уголовные) и процессуальные (гражданско - процессуальные, уголовно - процессуальные) нормы права.
  • По способу правового регулирования различаются обязывающие, управомочивающие, запрещающие и охранительные нормы права.
Норма права, юридические факты и правоотношения

На основе норм права возникают правовые отношения, участники которых наделяются соответствующими правами и обязанностями. К видам правоотношений относятся гражданские, семейные, трудовые, налоговые, административные, уголовные и другие. В структуру правоотношения входят

  • субъекты (участники правоотношения);
  • объекты (то, из - за чего правоотношения возникают);
  • содержание (права и обязанности участников правоотношения).
Субъектами правоотношений являются:
  • Физические лица – граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории РФ.
  • Юридические лица – коммерческие и некоммерческие организации.
  • Государство в лице Президента, Правительства, Федерального Собрания, суда, муниципального образования.
Объектами правоотношений могут быть предметы и явления материального и нематериального (духовного) мира, то есть блага. Стремления человека удовлетворить потребность в каких-либо благах порождает правоотношения.

Пример правоотношения: Гражданин Петров заключил договор с гражданином Сидоровым об аренде квартиры на 4 месяца. Договор был оформлен и заверен у нотариуса.
Субъекты правоотношений – Петров и Сидоров.
Объект правоотношения – квартира.
Содержание правоотношения – право Петрова на получение арендной платы и обязанность Сидорова вносить арендную плату своевременно и в полном объёме.

Основаниями возникновения, изменения или прекращения правоотношений являются юридические факты – жизненные обстоятельства, которые делятся на события и действия. События происходят независимо от воли и сознания человека, к примеру, стихийные бедствия, достижение возраста. А действия зависят от воли и сознания человека и бывают правомерными (уплата налогов) и неправомерными (нарушение правил дорожного движения). В указанном выше примере правоотношения юридическим фактом является действие – заключение договора аренды.

Роль и функции права

Роль права в жизни общества и государства велика. Право удовлетворяет одну из самых древних потребностей человеческого общества – потребность в порядке и справедливости. Право выполняет юридические и социальные функции. Главными юридическими функциями права являются:

  • регулятивная, заключается в упорядочивании общественных отношений и управлении обществом и государством;
  • охранительная, заключается в восстановлении нарушенного правового положения, предотвращении конфликтов и столкновений, а в случаях, когда они возникли, преодолении их мирно и культурно;
  • оценочная, право выступает критерием правомерности или неправомерности поступков и решений людей.
К социальным функциям права относятся политическая, экономическая, культурная, воспитательная, коммуникативная, информативная и другие.

Право является мерой справедливости, которая заключается в том, чтобы, во - первых, каждый получал то, на что имеет право, во - вторых, виновный в нарушении норм права был наказан. Право устанавливает порядок и справедливость путём чёткого указания на меру свободы, которой обладает человек. Свобода никоим образом не связана со вседозволенностью. Свобода – это умение правильно пользоваться своими правами и уважать права других людей. Следует помнить и о том, что нет прав без обязанностей и нет обязанностей без прав. Все равны в своих правах и обязанностях перед законом и судом. Право – это, прежде всего ответственность, ибо каждый человек в ответе за совершаемые действия.

Это обусловленная природой человека и общества система регулирования общественных отношений , которой присущи

    • нормативность,
    • формальная определенность в официальных источниках и
    • обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Право в системе социальных норм

В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются прежде всего на две большие группы (граница между которыми проходит главным образом по предмету регулирования):

    1. социальные (регулируют отношения между людьми и их объединениями, иными словами, социальную жизнь);
    2. технические (регулируют отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой).

Социальные нормы - общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия; это объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного. Разумеется, в число социальных норм входят и правовые .

Социальные нормы в разной степени отражают закономерности общественного развития, но сами таковыми не являются. Объективные законы, по которым развивается история, не есть нормы. Последние привносятся в жизнь общества людьми, социальной практикой. Одни из них со временем отпадают; другие - возникают, видоизменяются; третьи - навязываются определенными классами, группами или властью. Иначе говоря, процесс становления, формирования социальных норм - фактор субъективный . Вырабатываются они людьми. Другое дело, что нужда в них диктуется объективной необходимостью.

Например, о происхождении правовых норм Ф. Энгельс писал: "На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом".

Право сложилось намного позже других нормативных систем и в основном на их основе. Оно стало более жестко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения. Равно как и вместо прежней общественной власти появилась публичная власть, уже не совпадающая с интересами всего общества и опирающаяся на особый аппарат, готовый за нарушение официально установленных и строго обязательных норм применить принуждение.

Появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом от животной стадности людей к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа.

Социальная норма - не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает также и само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике. В этом случае действительные поступки и становятся правилом. Иными словами, социальная норма выражает не только "должное", но и "сущее".

Соотношение норм права и морали

Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют прежде всего , но для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий они постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль .

Русские правоведы (В.С. Соловьев, И.А. Ильин и др.) неизменно подчеркивали, что право есть лишь минимум нравственности или юридически оформленная мораль. Право - средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества . Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо.

Мораль - важнейший социальный институт, одна из форм общественного , которая представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей к окружающей действительности (друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу).

Приведенное определение отражает лишь наиболее общие черты морали. Фактически же содержание и структура этого явления глубже, богаче и включают в себя также психологические моменты - эмоции, интересы, мотивы, установки и другие слагаемые. Но главное в морали - это представления о добре и зле .

Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый выражает глубину осознания индивидом своего собственного "Я", меру ответственности, духовности, общественного долга, обязанности. Здесь проявляется известный кантовский "категорический императив", ограничитель, в соответствии с которым в каждой личности заключено некое высшее и безусловное нравственное правило ("внутреннее законодательство"), коему она должна добровольно и неукоснительно следовать (поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Он ставит границы собственному произволу, себялюбию, эгоизму.

Второй аспект морали - конкретные формы внешнего проявления указанных выше качеств, ибо мораль не может быть сведена к голым принципам. "Человек есть ряд его поступков... Каков человек внешне, т.е. в своих действиях, таков он и внутренне" (Гегель). Поэтому нельзя о человеке судить по тому, что он сам о себе думает или декларирует. Только поступки могут раскрыть его действительную сущность.

Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента:

    1. единство,
    2. различие,
    3. взаимодействие,
    4. противоречия.

Единство права и морали:

    1. представляют собой разновидности социальных норм , образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;
    2. преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;
    3. имеют один и тот же объект регулирования - общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;
    4. в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов , служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;
    5. в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации;
    6. выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей , показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал.

Цель права - "установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше душевных сил" (И.А. Ильин). Таково же, в сущности, и назначение морали. Ведь право - возведенная в закон нравственность.

Отличительные особенности права и морали (на основе определения нормы права) :

    • Право и мораль различаются по способам их установления, формирования . Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями), им же отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права; правотворчество - его исключительная прерогатива. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором. Нормы морали создаются не государством непосредственно и они вообще не являются продуктом какой-то специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей. Для того чтобы нравственная норма получила право на существование, не нужно согласие властей; достаточно, чтобы она была признана, "санкционирована" самими участниками социального общения - классами, группами, коллективами, теми людьми, кто намерен ею руководствоваться. В отличие от права мораль носит неофициальный (негосударственный) характер.
    • Право и мораль различаются по методам их обеспечения . Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает. Юридические нормы носят общеобязательный, непререкаемый характер. Мораль опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов. Само общество, его коллективы решают вопрос о формах реагирования на лиц, не соблюдающих моральные запреты.
    • Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации . Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются (сводятся) для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвленное законодательство, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей - участников общественной жизни. Их появление не связано с волей законодателей или других правотворящих лиц.
    • Право и мораль различаются по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей . Если право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, правомерного - неправомерного, законного - незаконного, наказуемого - ненаказуемого, то мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, чести, долга и т.д. Иными словами, у них разные оценочные критерии, социальные мерки.
    • Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность , причем порядок ее возложения строго регламентирован законом - он носит процессуальный характер. Иной характер носит "воздаяние" за нарушение нравственности. Здесь четкой процедуры нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.). Это - ответственность не перед государством, а перед обществом, коллективом, семьей, окружающими людьми.
    • Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека . Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо большего, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые противоправные действия весьма суровые санкции (например, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана и т.д., тогда как право пресекает лишь наиболее крайние и опасные их проявления).
    • Право и мораль различаются по сферам действия . Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд, управление, правосудие), оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия и т.д.
    • У права и морали различные исторические судьбы . Мораль "старше по возрасту", древнее, она всегда существовала и будет существовать в обществе, тогда как право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции.

При этом само собой разумеется, что границы, соединяющие и разъединяющие эти два явления, не остаются статичными, раз навсегда данными. Они подвижны, изменчивы, смещаются в ту или иную сторону в ходе общественного развития под влиянием происходящих перемен. То, что в одно время регулируется правом, в другое - может стать объектом лишь морального воздействия, и наоборот. Даже в пределах одного типа общества, но на разных этапах его развития соотношение между правом и моралью меняется.

Введение

Социальные нормы

1 Понятие социальных норм и их значение

2 Виды социальных норм

Право в системе социальных норм

1 Признаки права

2 Источники права

3 Соотношение права с моральными нормами

Заключение

Список литературы

Введение

Социальные нормы играли важнейшую роль в истории жизнедеятельности человека. И по сегодняшний день социальные нормы являются неотъемлемой частью в жизни всего мирового общества. С помощью них регулируются отношения между людьми.

Социальные нормы отражают развитие всех сфер жизни общества: экономической, политической, духовной, социальной.

Характеризуя их, можно понять уровень свободы граждан в государстве, тип политической системы, форму правления, тип экономической системы, качество жизни человека в характеризуемом обществе, а также многие другие аспекты жизни.

Основную роль в системе социальных норм занимает право. Поэтому именно нормы права, я считаю нужным рассмотреть, более подробно. Поскольку именно нормы права в большей степени выступают как регуляторы общественных отношений.

Для понимания социального регулирования - нужно охарактеризовать социальные нормы, понять их функции, цели, способы применения, узнать источники данных норм и соотнести их между собой.

Чтобы доказать что нормы права являются основой в системе социальных норм, требуется соотнести их с другими нормами.

Для достижения этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:

)Раскрыть понятие социальных норм.

)Понять значение социальных норм в жизни общества. Для чего нужны нормы.

)Узнать о функциях, которые выполняют данные нормы.

)Классифицировать виды социальных норм.

)Раскрыть понятие норм права, и найти их место в системе социальных норм.

)Описать источники норм права.

)Соотнести право с моральными нормами.

При написании курсовой работы были изучены нормативные, учебные, литературные источники. В своей работе я использовал такие методы научного познания как: теоретический, общенаучный, конкретно-научный, и приёмы толкования.

1. Социальные нормы

1.1 Понятие социальных норм и их значение

Важнейшим средством организации общественных отношений являются социальные нормы: нормы права, нормы морали, нормы общественных организаций, нормы традиций, обычаев и ритуалов. Эти нормы обеспечивают наиболее целесообразное и гармоничное функционирование общества в соответствии с потребностями его развития.

Социальные нормы - это правила, регулирующие поведение людей и их деятельность (Социальный происходит от латинского слова socialis, что означает общественный).

Потребность в социальных нормах возникла на самых ранних стадиях развития человеческого общества в связи с необходимостью регулировать поведение людей общими правилами. При помощи социальных норм достигается наиболее гармоничное и целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые под силу только обществу, а не отдельному человеку. Социальные нормы характеризуются рядом признаков:

Социальные нормы являются правилами поведения людей. Они указывают, какими должны быть человеческие поступки, по мнению определенных коллективов людей, различных организаций или государства. Это образцы, в соответствии с которыми люди сообразуют свое поведение.

Социальные нормы - это правила поведения общего характера. Общий характер социальной нормы выражается в том, что ее требования относятся не к конкретному лицу, а ко многим людям. В силу данного свойства предписание нормы должно исполняться каждым, кто окажется в сфере действия нормы.

Социальные нормы - это не только общие, но и обязательные правила поведения людей в обществе. Не только правовые, но и все другие социальные нормы являются обязательными для тех, к кому они относятся. В необходимых случаях обязательность социальных норм обеспечивается принуждением. Поэтому к лицам, нарушающим требования социальных норм, в зависимости от характера нарушения могут быть применены меры государственного или общественного воздействия. Если лицо совершило нарушение правовой нормы, то к нему применяются меры государственного принуждения. Нарушение же требований моральной нормы может повлечь за собой применение мер общественного воздействия: общественного осуждения, порицания и других мер.

Благодаря указанным признакам социальные нормы становятся важным регулятором общественных отношений, активно воздействуют на поведение людей и определяют его направление в различных жизненных ситуациях.

.2 Виды социальных норм

Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям:

по способу их установления;

по средствам охраны их от нарушений.

На основе этого выделяются следующие виды социальных норм:

Нормы права - правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.

Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.

Нормы общественных организаций устанавливаются самими организациями; закрепляются в их уставах и решениях; охраняются предусмотренными в их уставах мерами общественного воздействия.

Нормы обычаев - это правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в результате их многократного повторения, вошедшие в привычку людей. Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в силу привычки.

Нормы традиций выступают в виде наиболее обобщенных и стабильных правил поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека (например, семейные, профессиональные, военные, национальные и другие традиции).

Нормы ритуалов представляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Ритуальные нормы широко используются при проведении национальных праздников, бракосочетании, официальных встречах государственных и общественных деятелей. Особенность реализации норм ритуалов - их красочность и театрализованность.

Нормы религии - исходят из представлений людей о Боге как творце мироздания и основополагающих началах человеческого общежития.

Деление социальных норм проводится не только по способу их установления и охраны от нарушений, но и по содержанию. По этому признаку выделяются политические, технические, трудовые, семейные нормы, нормы культуры, религии и другие.

Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого общежития.

2. Право в системе социальных норм

Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания, возникающих между ними конфликтами является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения при помощи определённых норм.

Слово «норма» происходит от латинского norma, что означает «правило». Общественные отношения регулируют социальные нормы. Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важной является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации.

Самым распространенным видом социальных норм являются правовые нормы, с помощью которых в современном обществе регулируются наиболее значимые общественные отношения - экономические, политические, социально-культурные и др. В отличие от иных видов социальных норм нормы права носят общеобязательный характер, формально определены, устанавливаются государством и подкрепляются его принудительной силой.

Право находится в тесной взаимосвязи с государством. Нормы права становятся общеобязательными и формально определенными только в результате деятельности государства. Последнее формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о дозволенном и запрещенном. Государство гарантирует также реализацию права, охраняет его от нарушений. Но и государство не может нормально функционировать, не опираясь на право. Нормы права определяют систему государственного аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев государственного механизма. Законы устанавливают юридическую основу взаимоотношений государства и граждан, исключая произвол.

Право появляется вместе с государством. В первобытном обществе отношения между членами рода регулировались обычаями, силу и общеобязательность которых обеспечивала система религиозных запретов. По мере перехода человечества от присваивающей экономики к производящей система запретов развивалась. Усложнение общественной жизни предопределило необходимость создания новой организации общественного управления государства и появления нового вида социальных регуляторов - права.

Формирование права шло несколькими путями. Во-первых, государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе, принуждая население к их исполнению. Во-вторых, государство создавало специальные органы (суды), которые отвечали за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения и обеспечение их реализации. Суды сыграли важную роль в создании правовых норм, приспосабливая родовые обычаи путем толкования к потребностям государственно-организованного общества и создавая юридические прецеденты. В-третьих, государство само «творило» право путём создания нормативных актов.

Для отдельного человека ценность права состоит в том, что оно способствует созданию условий для нормальной жизни и всестороннего развития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и свободы личности, ограждает индивида от произвола со стороны государства.

Право выступает своеобразной мерой свободы человека в обществе, устанавливая границы поведения субъектов по отношению друг к другу. Каждый участник общественных отношений может достигать своих целей, используя различные варианты поведения. В этом проявляется его относительная независимость и свобода. Право же, отражая согласованные интересы всего общества, ограничивает этот выбор известными пределами, ставит преграды для нежелательного поведения, но вовсе не навязывает субъекту какой-либо определенный вариант действий.

Термин «право» имеет множество определений. Самыми распространёнными являются следующие трактовки.

)Право в общесоциальном смысле. Оно предстаёт в виде свободы и обоснованности с позиций религиозного права и нравственности. Подобное право не связано с юридической сферой и государством, вопрос о его представлении и защите решается обществом в целом, отдельной организацией, религиозной общиной, трудовым коллективом.

)Право в юридическом смысле. Здесь право есть совокупность норм, издаваемых и охраняемых от нарушений государством. Поведение человека здесь подразделяется на законное и незаконное.

Право в сугубо юридическом смысле - это система общеобязательных юридических норм, выражающих общественную волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений.

Система права - объективное, обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единой по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованной совокупности норм права на определенные части, называемые отраслями права и институтами права.

Основания деления права на отрасли и институты - предмет правового регулирования и метод правового регулирования. В системе права можно выделить три уровня: первый уровень составляют нормы права, второй - правовые институты и пододрали права, а третий отрасли права.

Отраслью права совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения, присущим ей методом правового регулирования.

В основе деления права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимается сфера качественно однородных общественных отношений, которые регулирует определенная отрасль права. Методом правового регулирования называются способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.

Система права в России включает в себя следующие отрасли:

а) Административное право - отрасль публичного права, регулирующая управленческие отношения, складывающиеся: а) в сфере деятельности органов государственной власти. б) во внутриорганизационной деятельности других государственных органов. в) в процессе осуществления некоторыми общественными организациями и их органами внешних исходящих от государства, юридически властных полномочий.

б) Конституционное право - основополагающая отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного устройства, правового положения граждан, их права, свободы и обязанности, систему государственных органов. Данное право регулирует порядок избрания государственных органов всех уровней, их взаимоотношения между собой. Основным источником конституционного права является - Конституция.

д) трудовое право - совокупность правовых норм, определяющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и т.п.

е) финансовое право - отрасль права, регулирующая отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансовых учреждений;

ж) земельное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, объектом которых является земля, выступающая одновременно как природный ресурс и как объект хозяйствования.

З) уголовное право - отрасль права, представляющая собой систему норм, установленных высшими государственными органами власти, устанавливающих, какие общественно опасные деяния являются преступлениями и какие наказания применить к лицам совершившим их.

Наряду с перечисленными выше традиционными отраслями права в последнее десятилетие наблюдается бурное формирование и развитие основ новых отраслей: экологического права, торгового права, банковского права, предпринимательского права и др.

Все указанные выше отрасли права относятся к материальному праву, так как содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права.

Отраслями процессуального права, содержащими правила применения государственными органами и должностными лицами норм материального права, являются:

·гражданско-процессуальное право - совокупность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансовых отношений, а также деятельность арбитражных судов и нотариата;

·Уголовно-процессуальное право - это отрасль российского права, представляющая собой систему социально обусловленных правовых норм, регулирующих порядок деятельности суда, органов предварительного расследования и прокуратуры при производстве по уголовным делам, права и обязанности граждан и организаций, участвующих в уголовном деле, и возникающие при этом правоотношения.

Особой отраслью права является международное право, которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.

Наряду с отраслями права в системе права выделяют институты и подотрасли права.

Институт права - это совокупность норм, регулирующих несколько групп однородных общественных отношений.

Подотрасль права - это совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения, присущим ей методом правового регулирования.

Наряду с распространенным в российской юриспруденции делением права на отрасли история знает и иной подход к структуре права, возникший еще в древних цивилизациях. Римские юристы различали право публичное и право частное: первое регулировало отношения между гражданами и государством, а второе - между частными лицами на основе их взаимных обязательств. К публичному праву относят государственное, административное, финансовое, уголовное право и отрасли процессуального права, к частному праву - гражданское, трудовое, семейное.

Начальный элемент всей правовой конструкции составляют нормы права. Нормы права - это установленные или санкционированные государством и им охраняемые общеобязательные, формально-определенные правила поведения, являющиеся регуляторами общественных отношений. Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, Устанавливая границы возможного, дозволенного поведения субъектов права. Но правовые нормы могут предписать индивиду и вполне определенный вариант поведения, обеспечивая реализацию законных прав и интересов других лиц.

.1 Признаки права

Основные признаки права:

·волевой характер права - оно есть результат осознанной, волевой деятельности людей (при этом не всякая воля является правом, а лишь та воля, которая исходит от большинства членов общества)

·неразрывная связь права с государством - право и государство не могут функционировать друг без друга. (Только государство в полной мере может обеспечить соблюдение и исполнение предписаний права. И именно право определяет структуру механизма государства и границы его деятельности)

·общеобязательность права - только предписания права обязательны для всех граждан и лиц, находящихся на территории действия права

·нормативность права - право как регулятор общественных отношений представляет собой совокупность норм, наиболее общих правил поведения людей в важнейших сферах социальной жизни

·формальная определённость права - правовые предписания имеют строго установленные, официальные формы своего закрепления во вне (например, правовые предписания закрепляются в законах, указах, постановлениях)

·системность права - оно представляет собой не простую, разрозненную совокупность норм, а их единую систему в которой одна, отдельно взятая норма не может функционировать без остальных.

.2 Источники права

социальный норма право моральный

Тесная связь государства и права отражена в понятии источники права. Источники права - это официальные способы выражения и закрепления его норм, придания общим правилам поведения общеобязательного юридического значения.

Современные правовые системы основываются на нескольких источниках права, среди которых обычно выделяют правовой обычай, судебный прецедент, судебную практику, нормативный договор, правовую доктрину и нормативно-правовой акт. Для каждой правовой системы характерна своя ведущая форма права. Так, в странах англосаксонской правовой системы эту роль играет судебный прецедент, для континентальной системы важнейшим источником права является нормативно-правовой акт, в формировании права большинства стран Африки и Азии, сохраняющих основы традиционного общества, главным источником права служит правовой обычаи. Правовой обычай является одним из древнейших источников права, то есть формой, в которой выражено правило поведения сообщающее ему качество правовой нормы. Следовательно, под правовым обычаем как источником права следует понимать специфическую форму, в которой выражается правило поведения созданное самим обществом, вошедшее в привычку людей и которому придано значение общеобязательной нормы.

Государство санкционирует только те обычаи, которые отвечают его интересам. Обычное право играло огромную роль на ранних этапах правового развития, регулируя, прежде всего семейно-брачные, поземельные, имущественные отношения.

Судебный прецедент представляет собой решение суда (как правило, вышестоящего в системе судебных органов) по какому-либо конкретному делу, которому придается обязательная сила, и если впоследствии возникают аналогичные (подобные) дела, то они должны решаться точно так же. В этом случае суд выступает в роли правотворческого органа, создающего нормы права.

В связи с тем что в праве всех стран существуют пробелы т.к объять правом все общественные отношения невозможно, то применяя закон, суд зачастую не находит правовой нормы для решения данного дела. Отказаться от рассмотрения спора на этом основании суд не может, поэтому у него остаются два варианта действий: либо, исходя из общих принципов той или иной правовой системы, установить новую норму, либо так истолковать сходную действующую норму, чтобы распространить ее на рассматриваемый случай и положить в основу своего решения. Так создаются новые нормы, которые применяются в практике другими судами.

Под судебной практикой понимают такую деятельность судебных органов, в результате которой детализируются и конкретизируются законы, вырабатываются правоположения. Судебная практика как система результатов, итогов судебной деятельности обобщается и закрепляется в тех или иных руководящих разъяснениях высших судов.

Нормативный договор - это одна из форм (источников) права, выражающаяся в таком способе правотворчества, как заключение соглашения на паритетных началах как двумя, так и более уполномоченными на то субъектами. К их числу относят международные договоры, коллективные договоры и т.п.

Правовая доктрина (решения по конституционным вопросам, принимаемые на правовых актах и на трудах выдающихся юристов - специалистов по конституционному праву)

Источниками являются также доктринальные положения, т.е. опубликованные мнения ученых-юристов по конституционно-правовым вопросам. Они представляют собой извлечения из трудов видных ученых, государствоведов, используемых в тех случаях, когда не хватает норм права, существует какой-то правовой пробел. В Великобритании, например, для усиления аргументов суды используют работы таких видных ученых-государствоведов, как У. Блэкстон, Т. Мэйя, У. Беджгот.

·Важнейшим источником права в большинстве стран мира (в том числе и в России) является нормативно-правовой акт (НПА). Нормативно-правовой акт - это изданный или санкционированный компетентными государственными органами правовой акт, обладающий государственно-властным характером и имеющий официально-документальную форму, содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства. Нормативно-правовой акт является разновидностью правового акта, под которым понимается документ, принятый государственным органом или должностным лицом и направленный на установление, изменение или отмену правовой нормы или ее реализацию. К правовым актам относят и индивидуально-правовые. Индивидуально-правовые акты (их называют правоприменительными) направлены на реализацию правовых норм, содержат индивидуальные предписания и рассчитаны на однократное действие. Поэтому, являясь правовыми, но, не устанавливая норм права, эти акты не могут быть отнесены к нормативным. Примером таких актов могут являться приговоры суда по конкретным делам, приказы руководителей организаций о вынесении дисциплинарных взысканий.

Нормативно-правовой акт отличается рядом признаков:

·содержит в себе общеобязательные правила, действует непрерывно, рассчитан на многократное действие и регулирует наиболее типичные социальные ситуации;

·носит властный, обязательный характер и обеспечивается (в случае невыполнения) мерами государственного принуждения;

·содержит определенные, четко и ясно сформулированные предписания, условия их реализации и защиты;

·издается только компетентными органами. Законодательство строго определяет субъектов правотворчества, которым разрешает издавать правовые акты лишь по вопросам, отнесенным к их ведению;

·принимается с соблюдением строго определенных процедурных требований, в установленном законом порядке;

·имеет официально-документальную форму, которая подразумевает наличие точного названия, определенной (как правило, унифицированной) структуры (деление на разделы, главы, статьи, пункты), содержания, способов и стиля изложения, символов и реквизитов (даты, подписи, печати и т. д.);

·обладает определенной юридической силой, под которой понимается степень подчиненности данного нормативно-правового акта актам вышестоящих органов. Юридическая сила нормативно-правового акта зависит от того, какой орган издал этот акт, какое место занимает этот орган в системе правотворческих государственных органов.

В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

Закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни. Признаками закона являются:

Закон может быть принят лишь органом законодательной власти (монархом или парламентом) или всеми гражданами на референдуме.

Закон обладает высшей юридической силой в системе нормативно-правовых актов государства. Это означает, что все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда им не противоречить. В случае коллизии норм различных по юридической силе актов действует норма закона. Законы не подлежат утверждению со стороны какого-либо органа. Никто не вправе отменить или изменить закон, кроме органа, его издавшего.

Порядок разработки, принятия и вступления закона в силу определяется, как правило, конституцией государства.

Законы регулируют наиболее важные общественные отношения.

Законы могут быть основными (конституции федерации и ее субъектов, федеральные конституционные законы в Российской Федерации) и обыкновенными (федеральные законы, уставы субъектов федерации, законы субъектов федерации).

Особым видом нормативно-правовых актов являются подзаконные акты - правотворческие акты компетентных органов власти, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, и призваны конкретизировать принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных ситуаций и индивидуальных интересов.

Действие нормативно-правовых актов во времени определяется моментом вступления НПА в силу и моментом прекращения действия НПА.

Нормативно-правовой акт вступает в силу либо с момента принятия, либо по истечении установленного срока после его принятия или опубликования, либо с того времени, которое указано в самом НПА или акте о введении его действие.

.3 Соотношение права с моральными нормами

Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку. Если действия человека не касаются других людей, его поведение с социальной точки зрения безразлично. Поэтому не все ученые считают нормы нравственности явлением исключительно социальным.

Со времен Канта существует убеждение, что сфера нравственности охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому оценить поступок как нравственный или безнравственный можно лишь по отношению к лицу, которое его совершило

Существует и компромиссная позиция в оценке нравственного регулирования. Согласно ей нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида, другие - отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.

Наиболее распространенным и аргументированным является представление об абсолютно - социальном характере норм морали и отсутствии в них какого-либо индивидуального фактора.

Шершеневич, например, считал, что нравственность представляет не требования человека к самому себе, а требования общества к человеку. Не человек определяет, как он должен относиться к другим, а общество устанавливает, как один человек должен относиться к другому человеку. Не отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или плохое, а общество. Оно может признать поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и оно может считать поступок недостойным с нравственной стороны, хотя он вполне одобряем с индивидуальной точки зрения

Существует точка зрения, что нравственные законы заложены в самой природе человека. Внешне они проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которой оказывается индивид. Другие же категорически утверждают, что нормы нравственности - это требования, обращенные к человеку извне.

Моральные нормы регулируют не внутренний мир человека, а отношения между людьми. Единство правовых норм и норм морали, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.

Вместе с тем нормы права и нормы морали отличаются друг от друга следующими признаками:

По происхождению. Нормы морали складываются в обществе на приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в законную силу сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действий.

По форме выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей. Правовые же нормы получают выражение в официальных государственных актах.

По способу охраны от нарушений. Нормы морали и нормы права в правовом гражданском обществе в подавляющем большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний. Реализация и тех и других норм обеспечивается внутренним убеждением, а также средствами общественного мнения. Такие способы охраны вполне достаточны дня моральных норм. Для обеспечения же правовых норм применяются еще и меры государственного принуждения.

Нормы права и нормы морали органически взаимодействуют между собой. Они взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.

Точная реализация правовых норм означает одновременно воплощение в общественную жизнь требований морали.

Обязанность соблюдать нормы права есть моральный долг всех граждан правового государства.

Таким образом, право активно содействует утверждению прогрессивных моральных представлений в обществе. Нормы морали, в свою очередь, наполняют право глубоким нравственным содержанием, содействуя эффективности правового регулирования, одухотворяя действия и поступки участников правоотношений нравственными идеалами.

Заключение

Основными выводы на основе проделанной работы является то что:

) значение социальных норм в жизни общества очень велико и является базой всей жизнедеятельности на протяжении всей истории человечества со времён образования общественных отношений.

) социальные нормы регулируют все сферы общественных отношений.

) социальные нормы могут иметь как общеобязательный характер, так и необязательный, но невыполнение таких норм осуждается обществом.

) основной социальной нормой действующей во всех государствах является правовая норма.

) развитие правовых норм ведёт к развитию всех сфер жизни общества

) основным источником права является нормативно - правовой акт. Соблюдение НПА является общеобязательным.

) моральные нормы тесно связаны с правом. Являются базой, дополняют друг друга.

Систему социального регулирования составляют экономические, политические, религиозные, моральные, правовые, корпоративные нормы и обычаи. Эти нормы имеют собственный характер регулятивного воздействия, способ и метод обеспечения, формы фиксации, процессы формирования. Многообразие социальных норм сложилось исторически. В нем отражены сложная структура общества. Правовые нормы выражают государственную волю, устанавливаются государством и охраняются от нарушения с помощью мер государственного принуждения. Нравственные (моральные, этические) нормы складываются в общественном мнении и им же охраняются от нарушений. Нормы, содержащиеся в уставах и других документах партий, союзов, общественных организаций, массовых движений, выражают интересы, волю и настроение участников этих объединений. Ряд отношений в обществе определяются обычаями, традициями, обыкновениями, а также религиозными нормами.