Правительство реформирует систему оплаты труда и найма чиновников. В россии хотят сократить число госслужащих, чтобы увеличить зарплату оставшимся Особенности и законодательная база

В 2018 году федеральные органы сократят предельную численность своих работников и смогут тратить сэкономленные зарплаты на премии. В предыдущие три года действовали антикризисные ограничения на такие стимулирующие выплаты

Фото: Алексей Филиппов / ТАСС

Правительство предлагает в 2018 году сократить предельную численность федеральных чиновников, а сэкономленный таким образом фонд оплаты труда (ФОТ) направить на материальное стимулирование госслужащих. Это должно повысить эффективность работы органов исполнительной власти, следует из документа, размещенного на портале нормативно-правовых актов.

Штат федеральных органов и так сокращается: по данным Минфина (есть у РБК), в 2016 году сокращение на федеральном уровне составило 11,3% (данных за 2017 год еще нет). Но перераспределять свободные средства ФОТ между работающими чиновниками последние три года могли не все ведомства, а только те, в которых вакантные места не превышают 10% от утвержденной предельной численности. Это была одна из антикризисных «тактических» мер, фигурировавшая в федеральном бюджете в 2015, 2016 и 2017 годах. Теперь, когда бюджет стабилизирован, от этой нормы решено отказаться (хотя еще в августе Минфин планировал продлить ее и на 2018 год).

Оклады госслужащих не индексировались последние четыре года, и премирование сотрудников в тех органах, где коэффициент замещения превышал 90%, было одной из лазеек по увеличению выплат чиновникам. Другую возможность предоставляло правительство, более 100 млрд руб. на стимулирующие выплаты чиновникам (сверх базового оклада) по майским указам 2012 года; на ближайшие три года на эти цели тоже предусмотрено по 95-97 млрд руб.

С 2018 года правительство возвращается к индексации зарплат госслужащих, депутатов, сенаторов и судей — и это тоже возврат к докризисному порядку вещей после нескольких лет бюджетной экономии.

Минфин во исполнение поручений правительства (соисполнителями также названы Минтруд, Минэкономразвития и министр «открытого правительства» Михаил Абызов) разработал два документа по оптимизации численности госорганов и материальному стимулированию госслужащих — проект указа президента и проект постановления правительства. В соответствии с ними федеральные органы исполнительной власти направят в правительственную комиссию по проведению административной реформы (ее возглавляет вице-премьер Сергей Приходько) предложения по «оптимизации системы управления и структуры с целью сокращения предельной численности» работников. По результатам рассмотрения правкомиссией предельная численность и фонд оплаты труда в этих ведомствах будут скорректированы: бюджетные ассигнования на оплату труда сократятся, но пропорционально вырастут ассигнования на материальное стимулирование. Окончательное решение по оптимизации численности и премиальному фонду в тех ведомствах, которыми руководит правительство, будет принимать соответственно правительство, а в тех органах, которые подчинены президенту (это силовые ведомства, такие как МВД, Минобороны, ФСБ, ФСО, Росгвардия, а также Минюст, МИД), — соответственно президент.

Президент Владимир Путин уже начал оптимизировать подчиненные ему органы: 31 декабря 2017 года он подписал указ о сокращении предельной численности в МВД на 10 тыс. человек, до 894,9 тыс.

Что входит в понятие материального стимулирования

Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», денежное содержание гражданского служащего состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, и ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Дополнительными выплатами могут быть меры как материального поощрения, так и материального стимулирования. К последним относятся премии по результатам профессиональной служебной деятельности; премии по результатам деятельности отдельного структурного подразделения федерального органа; премии по результатам деятельности органа; продвижение по службе с учетом достигнутых результатов деятельности; предоставление льгот и социальных гарантий с учетом результатов деятельности.

Единого нормативного акта о материальном стимулировании российских госслужащих нет, все детали, включая частоту премий, регулируются каждым ведомством самостоятельно, пояснили РБК два чиновника в федеральных министерствах и представитель пресс-службы Минтруда. К примеру, в Минпромторге премии бывают месячными и годовыми, в Счетной палате — ежеквартальными, в Минэкономразвития и Минтруда — квартальными и годовыми.

Проект об оптимизации численности госорганов и материальном стимулировании был разработан в рамках поручения президента об усовершенствовании контрольно-надзорной системы, сказал РБК член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. «Первоначальная идея была в том, чтобы дать возможность контрольно-надзорным органам направить средства, которые они высвободят за счет сокращения внутри себя, на повышение оплаты труда оставшихся сотрудников и информатизацию», — говорит он.

По словам Брагина, в территориальных органах многих ведомств зарплаты инспекторов, которые проверяют предприятия и выписывают штрафы на десятки миллионов, составляют 15-17 тыс. руб. Вторая проблема, по его словам, заключается в том, что «в региональных органах контроля, условно ветеринарном органе Ульяновской области, зарплата инспектора на 20-30% больше, чем в территориальном органе федерального Россельхознадзора». Из-за этого, отмечает Брагин, происходит переток кадров, а качество кадров в территориальных органах «федеральных контролеров» выше.

РБК направил запросы в Минфин, Минтруда и Минэкономразвития, но не получил ответов в выходной день, 8 января.

Согласно данным Минфина, по состоянию на 2016 год в большинстве федеральных ведомств число вакансий было больше 10% от предельной численности (в целом по всем федеральным госорганам был замещен 91% установленной предельной численности). Наиболее низкий процент замещения должностей был в центральных аппаратах Ростехнадзора (66%), Верховного суда (66%), Спецстроя (70%), Росприродназдора (74%), ФАС (76%), ФАНО (76%), МЧС (77%). Среди причин недозамещения Минфин называет длительность и сложность процедуры конкурсов на замещение вакансий, частые командировки работников территориальных органов, а также высокие требования к профессиональным знаниям и навыкам при низкой оплате труда.

Ограничения на премирование служащих за счет экономии на ФОТ по вакантным должностям, действовавшие в 2015-2017 годах, Минфин объяснял необходимостью ускорить замещение вакантных должностей, чтобы снизить уровень загрузки чиновников, а также устранить диспропорцию в уровне оплаты труда федеральных чиновников, так как их уровень оплаты труда в значительной мере зависит от укомплектован​ности должностей в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, следовало из пояснительной записки к соответствующему постановлению правительства в 2016 году.

По данным Росстата, за 2016 год средняя зарплата среди всех федеральных чиновников составляла 116 тыс. руб. Самые низкие зарплаты были в федеральных агентствах по недропользованию и по делам национальностей, а также в Следственном комитете (ниже 60 тыс. руб.). Наибольший уровень средних зарплат — у сотрудников Счетной палаты, администрации президента и аппарата правительства (от 180,7 тыс. до 228,5 тыс. руб.). Данные за прошлый год пока не обнародованы, но с 1 января 2018 года оклады всех чиновников впервые за несколько лет были проиндексированы на 4%.

При участии: Юлия Старостина, Иван Ткачёв

Российские власти намерены в ближайшие два года значительно уменьшить количество госслужащих. Такие планы озвучила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко на коллегии Федерального казначейства.

Как пишут «Ведомости», Нестеренко заявила, что в территориальных органах под сокращение попадут 15% чиновников (в 2020 г. - 5%, в 2021 г. - 10%), а в центральном аппарате – 10%. Благодаря такой оптимизации оплата труда оставшихся сотрудников будет выведена «на конкурентный уровень».

По данным Росстата, в 2017 г. на госслужбе было занято около 2,2 млн человек, в том числе 1,4 млн человек – в федеральных госорганах. Средняя зарплата федерального чиновника в 2018 г. составляла 126,6 тыс. руб. в месяц. В Приморье на конец 2017 г. численность сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления составила 32,9 тыс. человек, штаты были укомплектованы на 90%. В федеральных органах власти на конец года было занято 24,9 тыс. человек (из них 90,4% государственных служащих), в краевых – 3,1 тыс. человек (74,3%). За год их численность уменьшилась на 185 человек. Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника в Приморье в 2017 г. составила 62 тыс. руб., что было выше среднекраевого уровня в 1,6 раза, в том числе работника федеральных органов власти – 62,2 тыс. руб., работника краевых органов власти – 60,4 тыс. руб.

Читайте также:

В рамках дальнейшей реформы госуправления Минфин планирует сформировать реестр полномочий и функций госорганов, чтобы выявлять их дублирование, сообщила Нестеренко. Не исключается, что некоторые функции госорганов передадут на аутсорсинг. Частью сокращения госаппарата станет упразднение сервисных подразделений внутри федеральных органов власти, полагает «Коммерсант». Из обсуждений на коллегии стало известно, что бухгалтерские функции министерств могут быть консолидированы на базе Федерального казначейства. Бухгалтерий уже лишились Минпросвещения, Миннауки и Минвостокразвития.

В свою очередь, после 2022 г. аналогичный механизм планируется применить к кадровому учету, юридическим отделам и госзакупкам однотипной продукции. Например, кадровым учетом всех министерств, по мнению Минфина, должен заниматься Минтруд, а не профильный департамент аппарата правительства.

Планы Минфина противоречат идеям главы правительства Дмитрия Медведева. В прошлом году он в своей статье «Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития», опубликованной в журнале «Вопросы экономики», заявил о нехватке более 1 млн чиновников. «Сегодня все страны вступили в эпоху цифровой трансформации, и риски отставания здесь могут оказаться очень серьезными, - констатировал Медведев. - На первый план в научно-технологической конкуренции выходит способность накапливать «большие данные» и использовать их в построении платформ, связывающих бизнес, граждан и государство».

Государственному аппарату в новых условиях необходимы служащие и руководители учреждений «с соответствующими (цифровыми) компетенциями», отмечал премьер. «По некоторым оценкам, таких работников только в госсекторе должно быть не менее 1 миллиона», - подсчитывал он.

Уже в 2019 году Минфин пообещал, что в ближайшем будущем грядут массовые сокращения госслужащих – узнайте больше о том, что стало причиной для принятия таких решений и кого уволят в 2020-2021 годах.

Идея уменьшить количество чиновников не нова. О необходимости такой меры Медведев:

  • в 2010 запланировали поэтапно сократить за 3 года (с 2011 по 2013) 20% госслужащих (почти 120 000 человек);
  • в 2014 было предложено сократить еще 10% чиновников (решение было принято окончательно только в 2016 году).

Но, тогда идея не увенчалась успехов, так как параллельно с сокращение рабочих мест в одном из ведомств, в других численность сотрудников тут же возрастала.

Согласно статистике Минфина, в 2017 году количество государственных служащих (не учитывая силовиков, сотрудников спецслужб, а также работников федеральных казенных и бюджетных учреждений) достигло 1,2 миллионов. При этом за год цифра увеличилась на 0,4% (что составляет 5 200 человек).

Эта тенденция сохранилась и в 2018-2019 годах, что подтверждают официальные данные о вакансиях, открываемых в государственных сферах и количестве чиновников, обращающихся в специализированные организации с целью поиска нового места работы. Стоит заметить, что вопрос трудоустройства для данной категории граждан не является особо проблематичным, так как набор на государственную службу происходит не реже, чем сокращения. Также многие бывшие чиновники нередко находят себя в других сферах деятельности.

Причины грядущего сокращения

Пересмотреть численность служащих бюрократического аппарата планируют в связи с тем, что грядет:

  • необходимость повышения заработной платы;
  • интеграция цифровых технологий.

Выступая на коллегии Казначейства, Татьяна Нестеренко (1-й замминистра финансов) акцентировала внимание на том, что поднять уровень выплат государственным служащим при имеющейся сегодня численности аппарата не представляется возможным.

Согласно принятым решениям, постоянная часть заработной платы госслужащего должна составлять 60% от фиксированного фонда оплаты труда, а плавающая составляющая – только 40%, тогда как сегодня мы имеем кардинально противоположную картину.

Алексей Кудрин (председатель Счетной палаты) в своем выступлении на Совете по развитию цифровой экономики отметил, что благодаря внедрению современных технологий уже к 2024 году можно сократить численность чиновников в 3 раза.

Нынешняя структура с имеющейся численностью государственных служащих полностью доказала свою неэффективность и остро нуждается в реформировании. Планируемые нововведения должны способствовать таким изменениям, как:

  • централизация обязанностей;
  • внедрение современных технологий;
  • повышение статуса рабочего места.

Не стоит забывать и о желаемой экономии бюджета, добиться которой также можно за счет сокращения госслужащих.

Кого уволят

После того, как в 2019 году Минфин анонсировал массовые увольнения госслужащих во всех регионах России, у всех оказавшихся под ударом возникает только один вопрос – кого уволят в первую очередь.

По словам Татьяны Нестеренко в 2020 году планируется уменьшить численность состоящих на государственной службе на 5%, а в 2021 – еще на 10%. Также запланированы сокращения в центральном аппарате. Вероятнее всего и тут новое место работы придется искать 10% сотрудников.

Ярослав Нилов подтверждает неизбежность сокращения, но при этом акцентирует внимание на том, что вопрос еще нуждается в дательном рассмотрении, ведь определять где и сколько сотрудников можно убрать будут исходя из потребностей конкретно взятого аппарата.

Очевидно одно – в результате цифровизации сократиться количество чиновников, работающих в сфере контроля, ведь их функцию смогут быстрее и эффективнее выполнять автоматизированные системы.

Заключение

Удастся ли реализовать намеченное и действительно ли в 2020-2021 годах чиновников станет меньше, а заработная плата государственных служащих станет конкурентной? Ответ на этот вопрос сможет дать только время. А пока всем, кто чувствует шаткость своего положения стоит задуматься о том, какие сегодня существуют альтернативы государственной службе.

Власти пообещали в ближайшие два года сократить количество госслужащих – в территориальных органах под сокращение попадут 15% сотрудников, в центральном аппарате – 10%. Об этом объявила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко: нужно «вывести систему отплаты труда на госслужбе на конкурентный уровень» (цитата по «Интерфаксу»).

В 2010 г. Минфин предложил ограничить индексацию зарплат бюджетников размером инфляции и сократить 20% федеральных чиновников – 120 000 человек – и так сэкономить для бюджета 43 млрд руб. Дмитрий Медведев (тогда президент) предложение поддержал, подписав указ о поэтапном сокращении госслужащих на 20% в 2011–2013 гг.

В 2014 г. Медведев (председатель правительства) поручил Минфину подготовить новые предложения о сокращении госслужащих на 10%. В конце 2015 г. он подписал и постановление о сокращении 10% госслужащих с 1 января 2016 г.

В 2016 г. численность чиновников действительно сократилась, рассказывала летом 2017 г. Татьяна Голикова, тогда председатель Счетной палаты, но оригинальным способом: сокращали исключительно низовое звено. Начальников стало больше: заместителей руководителей федеральных органов – на 18%, директоров департаментов – на 21%, начальников управлений – на 13%. В территориальных органах чиновников в целом стало меньше на 11,9%, а начальников – больше на 8,4%.

В 2017 г. чиновников снова стало больше – по данным Минфина, в конце года в госсистеме работали 1,2 млн россиян, за год их количество увеличилось на 0,4% (примерно 5200 человек). Но министерство учитывает не все категории работников, например не считает гражданских служащих силовых ведомств. По данным Росстата, который считает и их, в 2017 г. на госслужбе были заняты 2,2 млн человек – на 1,2% больше, чем в 2016 г.

Сокращение госслужащих – популярное среди населения решение, в действительности оно «демонстрируется», но не реализуется, чиновников перераспределяют, объяснял экономист Дмитрий Некрасов.

Сокращение госслужащих напоминает качели, сравнивает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов: «Сначала объявляется административная реформа, сокращение чиновников, их пытаются сократить, а потом появляются новые законы и новые функции министерств и ведомств – и под эти функции они всегда просят дополнительных сотрудников. И численность чиновников опять начинает разрастаться». Нигде в мире эта проблема не решена, считает он.

Фотогалерея

В России ключевая проблема – обилие региональных и муниципальных чиновников, но сокращать их – вне функций Минфина, указывает Сафонов. Одна из немногих эффективных мер – отдать часть функций на аутсорсинг, как делают во многих странах, говорит эксперт.

Аутсорсинг входит в планы Минфина, раскрыла Нестеренко: сокращение служащих – только первый шаг в реформе госуправления, потом Минфин хочет сформировать реестр полномочий и функций государственных органов, чтобы выявлять их дублирование и даже часть передавать на сторону. Без оптимизации невозможно поднять зарплату госслужащих до конкурентной, объяснила Нестеренко, такую задачу Медведев поставил еще в 2012 г., решения приняты.

По данным Росстата, в 2018 г. гражданский служащий в федеральных госорганах в среднем получал 126 600 руб. в месяц, на 5,4% выше, чем в 2017 г. Но зарплаты госслужащих одной категории могут различаться в 2–3 раза, говорила в январе 2018 г. Голикова.

Зарплата чиновников во всем мире меньше зарплат в корпорациях, указывает Сафонов, ничего страшного в этом нет: для работы на госслужбе есть другая мотивация – гарантия найма на долгое время. Поднять зарплаты до рыночных все равно не получится – слишком дорого, считает он: «Да и должен ли президент получать столько же, сколько топ-менеджер? Наверно, это не его цель».

Представитель Минтруда отказался от комментариев. Его коллега из Минфина не ответил на запрос «Ведомостей».

За этот же срок под сокращение подпадут 10% служащих центрального аппарата. По словам Нестеренко, изменения призваны высвободить ресурсы для пересмотра системы оплаты труда. Она подчеркнула, что после сокращений размер фонда оплаты труда останется прежним.

Нестеренко напомнила, что перед правительством стоит задача повысить зарплаты служащих до конкурентного уровня в экономике. Соответствующее поручение правительству президент РФ Владимир Путин дал еще в 2012 году.

Главная цель планируемой реформы - поднять постоянную часть оплаты труда до 60% от фонда оплаты труда, а оставшиеся 40% будут направлены на финансирование стимулирующей части. Сейчас данная «пирамида» перевернута, добавила Нестеренко.

Сокращение части госслужащих и рост зарплат оставшихся – это лишь первый шаг разрабатываемой реформы госуправления. Как отметила Нестеренко, в настоящее время Минфин создает специальный реестр полномочий госорганов. С его помощью можно будет эффективно выявить дублирование функций, а также разделить административно-властные и гражданско-правовые полномочия.

О необходимости сокращения аппарата чиновников говорилось еще в 2014 году, а до этого в 2010-м. Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин на заседании Совета по цифровой экономике, прошедшего в прошлом году, заявил о том, что к 2024 году штат госслужащих можно сократить на одну треть за счет цифровизации.

При этом, по данным Минфина, к примеру, только в 2017 году госслужащих стало больше на 0,4% (около 5,2 тыс. человек), а их общая численность составила 1,2 млн. человек без учета гражданских служащих силовых ведомств и спецслужб, а также сотрудников федеральных бюджетных и казенных учреждений. Если посчитать и их, то получится 2,1 млн. – это больше, чем в Советском Союзе в пик расцвета бюрократии. Сейчас Минфин предложил сократить число чиновников уже в третий раз за 10 лет.

Предыдущие попытки существенного успеха не имели, поскольку сокращали отдельные должности, обычно вакантные и непрестижные, или занятые пенсионерами. А надо было резать целые институты и структуры, на что никогда не решались. И пока не ясно, какими сейчас критериями при сокращении штатных единиц будут руководствоваться в министерствах и ведомствах.

Сокращение госслужащих с ростом зарплат оставшихся чиновников даст эффект только при неустанном контроле за работой госслужащих и, прежде всего, муниципального уровня, на котором во многих городах общим местом стало использование служебного положения в корыстных целях.

К тому же любое массовое сокращение целесообразно только при тотальном развитии больших трудоемких производств, способствующих расширению рынка труда в целом, а с этим в России ситуация по большому счету все еще не сдвинулась с места. Так что в любом случае одним лишь сокращением госслужащих принципиальных управленческих проблем не решить.