Православие и образование. «Православие, образование и воспитание

Доклад епископа Ставропольского и Владикавказский Феофана

Православие - это живое прошлое, настоящее и будущее русского народа. Оно представлено в каждой клеточке жизни, в образах лучших сынов нашего народа: духовных и государственных деятелей, мыслителей и творцов, воинов и простых тружеников.

Православие - это живая история и живая истина русского народа, это культура и современный быт, философия и мировоззрение, этика и эстетика, воспитание и образование. Поэтому отторгнуть русского человека от Православия - значит, отторгнуть его от собственной истории, его корней и почвы, т.е. попросту убить его. Таким образом, возвращение к Православию есть главное условие спасения русского народа. Для этого мы должны предоставить все возможности каждому человеку в обращении к вере, и прежде всего, детям. Необходимо, чтобы связь между убеждением и жизнью формировалась с младенчества, дабы ребенок научился мотивировать свое поведение христианской верой, дающей духовную силу. Следовательно, долг Церкви - делать вероучительные истины живыми в глазах людей.

Эту задачу можно осуществить через государственную политику, укрепление традиционной семьи и образование.

Необходимо вернуть Православие если не как государственную, то, по крайней мере, как общественную идеологию. Понимая его, как основополагающую идею, которая окажется понятой и будет принята большинством общества. С ее помощью получится вытеснить из сознания россиян распространенные идеологемы-мифы: безбожный материализм, бездуховное потребительство с безразличным плюрализмом и духовно опасные космизм с пантеизмом.

Сегодня все настойчивее звучат призывы к поиску общей идеи, глубинного ориентира, общезначимого идеала. Все теперь понимают, что организовать заново народную жизнь, а тем более образование и воспитание молодежи без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Некоторые думают, что такую национальную идею можно придумать и внушить народу. Но история XX века убедительно показала нам, что придуманные национальные идеи чаще всего оказываются ошибочными, ложными, и даже овладевая народом на короткое время, всегда приводят его к катастрофе.

Такая идея должна вызреть в толще народного сознания, отразить глубинные чаяния миллионов. Если ее предпосылки не сформируются в недрах общества, то никакие усилия государственных структур, теоретиков и идеологов не дадут надежного результата.

Корни современного цивилизационного коллапса кроются в измененной картине мира, сложившейся в эпоху Нового времени. При таком понимании, Бог остается и в философии, и в педагогике, но в ином качестве. Он, по сути, выносится за скобки этого мира, в котором хозяином становится человек, наделяемый теперь креативной силой.

Мы должны бороться с идеей антропоцентризма во имя утверждения в нашей жизни принципа теоцентризма, ибо средоточие нашего бытия есть не перстный человек, но превечный Бог.

Совершенно очевидно, что важнейшей задачей на этом пути является образование и воспитание детей и молодежи, тех, кто от нас должен получить вековые ценности народной жизни.

Если мы не справимся с этой проблемой, то никакие экономические и политические программы ничего не изменят к лучшему. Они так же, как и до сих пор, будут извращены и задушены безнравственностью, своекорыстным стремлением к наживе любыми средствами.

Православие понимает истинную свободу как свободу от греха. Это подразумевает добровольное самоограничение человека, принесение им некоей жертвы, наложение на себя во имя спасения определенных духовно-нравственных уз. Либеральный же стандарт утверждает совершенно противоположное: совлечение со своего существа всего того, что ограничивает, стесняет, не попускает, ибо идея свободы есть для него кумир превыше всякой веры в Бога. Направление, которое ныне пытаются придать системе светского образования от детского сада до высшей школы, фокусируется на формировании и утверждении именно этого либерального стандарта человеческой свободы.

Вот почему нам необходимо четко определить цель образования, выявляя фундаментальную причину, порождающую все пагубные для нашей жизни и нашего спасения последствия, свидетельствуя о безумии существования личности вне веры как нормы человеческого бытия, воспитывать человека в наших собственных, православных стандартах. На формирование этих стандартов включающих в себя мировоззренческие установки личности, и должно быть ориентировано религиозное образование, укорененное в Православном Предании.

Детей можно учить по-разному. К сожалению, нередко, наиболее распространенным методом становятся всевозможные запреты - на ту или иную одежду, те или иные увлечения, интересы. Разумеется, ограничительные, охранительные методы должны присутствовать наряду с другими в процессе формирования личности. Но опыт показывает, что этот путь наименее продуктивен и наиболее чреват ответной реакцией детского и подросткового негативизма. Бездумные запреты естественным образом провоцируют упорное стремление поступать наперекор. Столь же ошибочно и утверждение в сознании человека положительного идеала методом вдалбливания прописных истин подобно тому, как это делалось в советское время. Но жизнь всегда восстает против схемы и всегда побеждает.

Проблема заключается в том, что программировать поведение людей посредством готовых и навязываемых извне мировоззренческих клише невозможно в принципе. Человек одновременно существует в многообразных житейских ситуациях, не укладывающихся ни в какие схемы, которые в силу этого оказываются бесполезными для него. Выход из этой ситуации - в том, что мы вкладываем в понятие стандарта. Ибо если человек будет воспитан в определенной системе ценностей, то в момент любого, а тем более судьбоносного выбора, в силу полученного воспитания, сумеет принять верное решение.

Таким образом, задача включения элементов религиозного образования в светское видится в формировании жизненного стандарта, определенной системы ценностей, которые предопределяют поведение человека в различных обстоятельствах и делают насущной для него христианскую мотивацию поступков и решений. Через религиозное образование к православному образу жизни – такова должна быть стратегия современной православной педагогики.

Без веры в Бога нет народной жизни. Вера - душа народа.

Но есть ли для нее место в действующем законодательстве?

Закон об образовании гласит, что образование в нашей стране должно иметь «светский характер», что «По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы: (ст.5, п.4). Вся наша образовательная система, подчиненная инерции предшествовавших лет, воспринимает этот закон, как утверждение атеистического образования в государственных школах.

«Светский» - не значит атеистический, а значит не клерикальный. Все конфессиональные общеобразовательные школы до революции в России, и теперь за рубежом, как и современные православные гимназии, давали и дают вполне светское образование.

Толкование «светского характера» образования в качестве атеистического основано не на букве и не на сути закона, а на полном непонимании того, что возможен другой вполне законный подход к этой проблеме. Надо использовать представляемый на усмотрение местного начальства региональный 20% компонент для преподавания религиозно-ориентированных предметов, преподавать основные гуманитарные предметы таким образом, чтобы они давали объективно-научное, а не тенденциозно-атеистическое описание места и значения религии в истории и культуре.

Атеизм, даже не воинствующе - агрессивный, не есть какое-то объективно - надрелигиозное прогрессивное знание. Он всего лишь - одно из мировоззрений, выражающее взгляды не большинства населения Земли, и не имеющее какого - либо научного обоснования.

В стране, где больше половины населения заявляет себя верующими, нет разумных оснований для того, чтобы атеизм занимал господствующее положение в образовании и воспитании.

Атеизм, отрицая онтологическое существование добра и зла, не способен логически непротиворечиво обосновать необходимость и обязательность морали.

Сегодня Православие - главная духовная и нравственная опора очень большой части русского населения нашей страны. Поэтому, религиозно ориентированные дисциплины справедливо было бы включить в сетку обязательных предметов по принципу равноправной альтернативы. Родители желающие воспитать своих детей атеистами могут избрать, например, "Основы нравственности" вместо «Основ Православной культуры».

Система православного воспитания и образования в России, формируется сегодня в соответствии со следующими принципами и направлениями.

Прежде всего, началась разработка духовно-нравственного потенциал гуманитарного знания, с включением в его содержание религиозных компонентов. Создается система духовно-нравственного воспитания, основанного как на гуманистической, так и на религиозной традиции.

Сегодня мы уже можем говорить о том, что обеспечивается возможность получения религиозного образования в соответствии с убеждениями и по желанию детей и родителей, как дополнительного, факультативного. Создается программное и научно-методическое обеспечение преподавания духовно-нравственных дисциплин. В связи с этим осуществляется координация деятельности образовательных учреждений и религиозных организаций по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Большим шагом вперед является включение Теологии в число образовательных направлений, допускаемых Министерством образования и науки РФ в государственных вузах.

Поднимая авторитет христианской науки, а, следовательно, христианского образования и воспитания, мы можем трудиться над возвращением нашего народа к нравственной жизни, нормам христианской морали. Кроме того, эти меры помогут исключить вопиющие факты антигосударственной образовательной деятельности сектантства, которое становится подлинным государственным бедствием.

Для этого требуется объединить все силы, включать в сотрудничество наиболее авторитетные образовательные и научные структуры - РАН, РАО, МГУ, Министерство образования и науки, учебные заведения Московской Патриархии, для проведения плодотворной работы, в том числе содействовать:

Обмену информацией и передаче опыта образовательной деятельности;

Взаимопониманию в объективно полном толковании законодательных актов;

Проведению анализа существующего опыта и рассмотрению вопроса об открытии образовательного направления и специальности Православная теология.

Подготовке и согласованию стандартов по Теологии и другим гуманитарным дисциплинам, по своему составу соответствующих традиционному высшему богословскому образованию, согласованных с существующими нормами (наличие обязательных дисциплин, общее количество часов и расчасовка по предметам) организации и
функционированию Учебно-методического объединения по
поликонфессиональному направлению и специальности Теология;

Изучению и внедрению традиционного и современного опыта образовательной деятельности, подразумевающей религиозное
мировоззрение и направленной на получение светского образования;

Взаимодействию на двусторонней основе в вопросах издания учебно-просветительской литературы, разработки и внедрения учебных программ и других материалов, проведения различных мероприятий в области
образования и экспертизы в отношении издаваемых книг;

Привлечению к написанию программ и учебных пособий по основным гуманитарным предметам специалистов-профессионалов от культурообразующих конфессий, способных дать объективно-научное описание места и значения религии в истории и культуре.

Уже есть значительные сдвиги в сознании народа, представителей власти, сотрудников министерств и ведомств.

В Ставропольской и Владикавказской Епархии ведется активная работа в области православного образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Эта работа включает в себя и совершенствование среднего и высшего образования (введение предмета «Основы православной культуры»), и систему мер, адресованных семье, детям дошкольного возраста; внедрение духовно-нравственного содержания в сферу дополнительного образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, работу общественных объединений с подростками и молодежью, деятельность силовых структур.


В Епархии проводятся мероприятия по повышению квалификации педагогов, включающие не только проведение научно-практических образовательных конференций, семинаров, круглых столов, но и организацию курсов подготовки преподавателей «Основ православной культуры».

После заключения Соглашения о сотрудничестве между Ставропольской и Владикавказской Епархией и Министерством образования Ставропольского края от 16 мая 2002 г. стало возможным в 150 образовательных учреждениях Епархии ввести предмет «Основы
Православной культуры» (в основном - факультативно). На основании этого Соглашения заключено уже более 30 Соглашений о сотрудничестве и разработаны программы совместных действий органов исполнительной власти, органов Управления образования и комиссиями по религиозному образованию и катехизации во всех благочиниях Епархии.

Но остались духовные проблемы, с которыми пока невозможно справиться.

Злое влияние окружающей среды проникает в наши школы и часто воспринимается как вожделенный запретный плод;

У нас огромный дефицит преподавателей. Наши внешние успехи намного опережают внутренние - духовные. Приходят преподавать хорошие, часто верующие люди, но они сами неофиты: не имеют должного воспитания, вкуса, не понимают своих обязанностей, не умеют воспитывать
детей в духовной, церковной жизни, т.к. сами не знают, что такое духовная жизнь. Они путают духовную свободу с демократией, духовное руководство - с зомбированием и так далее.

Как же зажечь душу ребенка верой, чтобы она стала не каким-то бытовым состоянием, а чтобы сердце ребенка загорелось? Как это сделать? Сердце загорается от сердца как свечка от свечки. Обычно это бывает благодаря встрече с каким-то замечательным верующим человеком, подвижником веры. Красота подвига может пленить душу ребенка, она увлекает его. Если наши учителя будут такими подвижниками, тогда дети будут верующими. Если наши учителя будут простыми православными обывателями, то дети наши из Церкви уйдут, как это случилось, до революции. Тогда везде преподавался Закон Божий, но это не помешало огромной части нашего народа отречься от веры, как только совершилась революция.

В школе нельзя преподавать религиозные дисциплины так же, как другие предметы, необходимо помнить, что главная цель - это воспитать в душе ребенка желание быть подвижником веры, нужно воспитать в нем любовь к Богу, любовь к Церкви.

При этом надо хорошо помнить, что воспитание - это не просто назидание. Воспитание - это многолетнее совместное проживание с детьми.

Времена меняются и светское образование, испытывая глубочайший кризис, поворачивается лицом к духовным, традиционным основами.

Необходимое для возрождения и процветания России использование веры общеизвестно. Оно состоит из корпуса тех исконных ценностей морали и гражданской жизни, которые едины как для Евангелия, так и для конституции современного государства.

И первейшая задача современного периода заключается в том, чтобы в незамутненном виде утвердить эти моральные и гражданские ценности в наших школах. Более того, поставить их в центр образования, так как будущее Отечества в первую очередь зависит от духовно-нравственного потенциала молодежи, от ее доброты, честности, справедливости и стремления к бескорыстной заботе о ближних и беззаветной любви к своей Родине.

В последний период, моральные императивы все более ощутимо торжествуют над сиюминутными нуждами, они в растущей мере становятся

руководством к действию правительства и Министерства образования и науки.

Реформы и нововведения будут осуществляться на основе разрабатываемых, в настоящее время Национальной доктрины образования и Федеральной программы его развития.

В итоге будет восстановлена руководящая роль духовно-нравственных ценностей в развитии образования, возвращено в школы воспитание, а значит, и в самых истоках укреплено гуманистическое предназначение учебных заведений.

По предложению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была создана светско-религиозная комиссия по образованию, которая призвана освободить государственные образовательные стандарты, учебные программы, учебники и учебные пособия от проявлений воинствующего атеизма.

Большая часть задач, определяющих развитие школ, вузов и других учебных заведений, могут быть решены только при условиях активного участия широкой общественности, представителей религиозно-конфессиональных, государственно-политических и деловых кругов.

Без общественной организации жизни детей, подростков и молодежи вне школы и других учебных заведений нельзя обеспечить полноценное воспитание подрастающего поколения. Очень важно, что бы Православная Церковь нашла возможность более активно в присущих ей формах участвовать в деятельности общественных организаций для детей и молодежи.

Подводя итог всему вышесказанному необходимо заметить, что определенная часть нашего общества уже идет по пути возрождения русских национальных традиций и культуры. На фоне этого процесса и происходит кристаллизация основных принципов православного образования. Это, прежде всего христоцентризм, личностный характер обучения через единство семьи, прихода и школы, научение делам любви, воцерковление, аскетизм, опережение морально и рационально нравственным образованием рационально-информативного, привитие навыков нравственного восприятия культурных ценностей, воспитание чувства общечеловечности и патриотизма, глубоко нравственное отношение к окружающему миру. На этой основе формировалась национальная русская культура, самосознание нашего народа, есть надежда, что, и духовное возрождение России начнется с утверждения и распространения православного образования.

Образование

протоиерей Евгений Горячев

Как Вы считаете, образованность и информированность – это разные вещи?
Думаю, что да. И принципиально. Образованность своими этимологическими корнями уходит в библейское представление о знании как о части божественного замысла о человеке. Все мы, наверное, если не знаем, то хорошо осведомлены, хотя бы через чьи-то высказывания, о том, что такое образ и подобие. «По образу и подобию» – звучит в комедийных сериалах или на улице где-то это можем услышать. Образование – это часть божественного замысла, а информированность – это то, что может с Богом и с Его замыслом никак не соотноситься. Отсюда и качество знания будет разное.
Если посмотреть на историю развития человечества, то объем накопленных знаний настолько огромен, что сегодня в одного человека это уже невозможно вместить. С другой стороны доступность знаний очень велика. Таким образом, знаний много, они доступны, а где результат? Где великие умы, как в древности? Почему мы их не видим?
Сразу же отсечем, чтобы не оскорблять слушателей, тех, кого знания не спасают, а только портят. Как об этом сказал юмористически Саша Черный:
Ослу образование дали.
Он стал умней? Едва ли.
Но раньше, как осел,
Он просто чушь порол,
А нынче - ах злодей -
Он, с важностью педанта,
При каждой глупости своей
Ссылается на Канта.

Так вот, такие люди, хотя они, конечно, встречаются, нас не интересуют. Но мы спрашиваем сами себя: «Почему же масштаб личности упал?» Потому что сегодня выпускник философского факультета, который формально осведомлен в вопросах мировой философии гораздо лучше, нежели Платон или Аристотель, конечно, уступит им в человеческом отношении. Опять-таки не могу не вспомнить другие стихи:
То был век богатырей!
Но смешались шашки,
И полезли из щелей
Мошки да букашки.

Если не брать изначальную неготовность человека к тому, чтобы усвоить какие-то великие вещи, то масштаб личности падает, на мой взгляд, из-за того что люди потребляют знания примерно так же, как они потребляют продукты в системе фастфуда. Эти знания просто потребляются, они их не выстрадали, не пропустили через себя, не сделали частью своей сущности. Вы помните, наверное, сцену из «Нескольких дней из жизни Ильи Ильича Обломова» в редакции Михалкова, где Штольц и Обломов обсуждают именно этот вопрос и Обломов признается в том, что он видит свою голову набитой самыми различными знаниями без сопряженности друг с другом. «Убей, – говорит, – не могу понять для чего Селевк Первый в таком-то году одолел Чиндрагупту». То есть обрывочные сведения есть, а в целом концепцию человек выстроить не может. Причина, на мой взгляд, связана именно с тем, что человек знания потребляет, а не делает их частью самого себя. Для Платона и для Аристотеля это было очень важно, и тогда эти знания становились силой.
Как прийти к тому, чтобы не просто потреблять знания, а пропускать их через себя?
Если вернуться к началу нашего разговора, то, кратко выражаясь, я бы сказал так: человек сам оказывается в ловушке у запросов, которыми он себя потчует. Потому что тот, кто пытался получить образование, исходя из заповеди Божьей, исходя из того, что он этим знанием послужит Богу, то тот, конечно, свою личность формировал иначе, нежели тот, кто просто хотел быть информированным, хотел сдать зачет, а на его личную и профессиональную жизнь это знание никак не влияло.
Образование, несомненно, влияет на человека. Можно ли получать образование для того, чтобы стать успешным человеком?
Синоним ли образования успешность? В каком-то смысле да. У человека знающего и образованного возможностей все-таки больше, даже если он от природы не очень далекий. С другой стороны мы должны задать вопрос иначе: а для чего человеку знания и все ли ему дает эта самая успешность? Потому что знать только для того, чтобы иметь сведения – попадешь в ситуацию Обломова; знать, для того, чтобы надмеваться, покорять других с помощью того багажа, который приобрел – для христианина это неприемлемо. Поэтому, мне кажется, мы стремимся к успешности, но другого рода. Я, конечно, стараюсь, чтобы мои дети получили образование, но не с тем, чтобы они стали влиятельными, властными или богатыми, а с тем, чтобы с помощью приобретенного знания, они тем лучше, тем глубже, тем пространнее служили бы Господу Богу. Знания – это ценность несамодостаточная, это инструмент, который я могу использовать либо во славу Божию, либо против Него. Как говорил : «Ум без веры – каверзник». Смотрите, если нет веры, но при этом есть знания, можно использовать это знание на саморазрушение, на разрушение этого мира. Я думаю, что диктаторы, монархи, деспоты древнего мира могли быть очень образованными людьми, по-своему талантливыми, умными. Заметьте, Евангелие не говорит нам о категории ума и образованности как о части замысла, связанного с раем. Не сказано: «Блаженны умные, ибо их есть Царство Небесное». Попав в какую-то сложную ситуацию, мы тянемся не к всезнайке, а идем к доброму и отзывчивому человеку. Мы хотим, чтобы нас пожалели. Что из того, что мне распишут – что и как, кто виноват и так далее, когда я нуждаюсь в одном: чтобы мне сострадали, чтобы меня пожалели, поняли. Поняли не правотой и знанием механистическим, расписывающим – как, что и откуда, а чтобы ко мне отнеслись по-человечески. Здесь, мне кажется, образование и осведомленность опять-таки вступают во внутренний конфликт и для христианина он разрешается в сторону исполнения заповедей Божьих. Умный человек и мудрый все-таки различаются. Мудрый человек — это тот, кто проникает в самую суть вещей, а умный человек – это тот, кто хранит в своей памяти множество сведений, при этом сопрягая их друг с другом. Как бы мы сейчас сказали: человек большой эрудиции. Мудрым ведь может быть и необразованный человек, какой-нибудь крестьянин. При этом я бы предпочел быть с мудрецом, нежели с умником.
Аристотель писал в «Метафизике», что «все люди от природы стремятся к знанию». Так ли это сегодня, при нашем широком информационном поле, что люди по-прежнему стремятся к знаниям? И если кто-то находит в себе такое стремление, что с этим делать?
Все мы прошли через среднюю школу и не секрет, что мы используем только те знания, которые нам действительно нужны. Вот это отделение, отбрасывание ненужного каждый человек выбирает самостоятельно, но христианин мог бы сказать так, как говорил, кажется, . «Братья, вы ревностны и спорливы в том, что нимало не соотносится со спасением». Поэтому, если моя цель – единство с Богом здесь, на земле, то бесконечный объем знаний я должен, конечно, пропускать через эту схему. Соломон говорил по этому поводу примерно следующее: «Слова мудрых – как вбитые гвозди и составители их – от единого пастыря». Это только первая часть фразы и она тоже уникальна, потому что он, во-первых, говорит не «умные», а «мудрые», а, во-вторых, говорит, что эта мудрость, как вбитый гвоздь. Как игла, которая вошла и от которой не освободиться. Настоящую мудрость может изречь только человек, который эту мудрость почерпнул откуда-то свыше. «И составители их от единого пастыря». Это тоже очень ценное замечание, потому что независимо от региона, у какого-нибудь китайского мыслителя или у индийского, или христианского мыслителя, мы можем отыскать для мудрости общую платформу. И сказать, что в данном случае, один через богооткровенную религию, другой через религию, которая тоже не обошлась без божественного влияния на душу этого мудреца, и все это объединяет людей в истинной мудрости. Но дальше Соломон говорит вещи более важные: «Книги составлять – полок не хватит, и многочтение утомительно для тела. Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, ибо в этом все для человека». Заметьте, он не говорит, что нужно отказываться от знания, но он говорит, что если стремиться к знанию ради знания – не хватит полок, чтобы составить все книги, вобрать всю информацию. А сущность – она одна и для Соломона, и для христиан.
Мы пришли к тому, что знание – не самоцель. Получение образования должно чему-то служить.
Знание, безусловно, сила – Бэкон прав, но она может быть разрушительной как все, оторвавшееся от Бога. Мы за то знание, которое преображает и отдельного человека, и тот круг людей, на который он влияет, и жизнь мира в целом, но именно в позитивном, в божественном смысле. Я думаю, что если религиозной составляющей нет – знания бессмысленны.

Коваленко Е.В.

педагог-психолог, МБДОУ «Ручеек»

г. Ноябрьск

Православие и образование, воспитание

Роль православия в образовании

Православие - это чистая и неискаженная Истина, принесенная на землю для спасения людей Христом Спасителем. Христианин живет, ощущая свою связь с всемирной историей и с будущим. Наверное, переход от космогонического к историческому мировосприятию, происшедший с русскими людьми на рубеже IX—Х вв., и вызвал появление такого неповторимого явления, как русские летописи, которые буквально пронизаны острым ощущением потока движущегося времени. Древнерусскому государству требовалось много грамотных людей — для службы у князя, управления государством, связи с чужими землями, торговли. Судя по летописям, князья того времени не только были знакомы с иностранными языками, любили собирать и читать книги, но и проявляли заботу о создании школ. Первые учебные заведения возникли при Владимире Крестителе. Именно он велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Едва ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя киевского князя Владимира Святого, Крестителя Руси. Русь, его стараниями освещена была светом христианской веры. Вера положила основание нашей письменности, живописи, архитектуре.

Анализируя роль православия в русской истории, И.Ильин писал: "Все русское искусство изошло из православной веры, искони впитывая в себя дух сердечного созерцания, молитвенного парения, свободной искренности и духовной ответственности. Русская живопись пошла от иконы, русская музыка была овеяна церковным песнопением, русская архитектура пошла от храмового и монастырского зодчества; русский театр пошел от драматических "действ" на религиозные темы, русская литература пошла от церкви и монашества".

После вступления на престол императора Александра III, с 1882 г. начинается возрождение церковно-приходских школ. Прекрасный опыт работы церковно-приходской школы был накоплен в конце прошлого века в с. Татево Смоленской губернии, которой несколько лет руководил Сергей Александрович Рачинский.

Религиозное воспитание и обучение включало проведение так называемых "образовательных путешествий", когда дети летом шли на богомолье, к святым местам или в ближайший монастырь. Кроме посещения святых мест дети во время таких походов узнавали свой край, его историю, собирали песни и сказки, записывали обряды и игры Смоленского и Тверского краев. Самый любимый детьми праздник славянской письменности.

Вторым предметом были русский язык и чтение, третьим обязательным предметом была арифметика. Рачинский ввел церковное пение, арифметику дробных чисел и элементарную геометрию, географию и отечественную историю. Его школу называли школой искусств. Он помог стать портретистом Т. Никонову, иконописцем - И. Петерсону, известным художником - сыну батрачки Н.П. Богданову-Бельскому, чья мастерская была в доме Рачинских.

"Для нас, - писал Ушинский, - нехристианская педагогика - вещь немыслимая, предприятие без побуждений позади, без результатов впереди».

Так можно ли русскую классику XIX в. понять вне православия. Откуда патриотический пафос "Истории государства Российского"? Куда устремлены помыслы Гоголя? Как понять героев Достоевского и Толстого? Философские идеи русских философов? Владимира Соловьева? А русский религиозно-философский ренессанс, русский космизм, выдвинувший русскую мировоззренческую мысль на мировой уровень? Что питало их? Где искать побудительные причины всего того, что составляет духовную гордость земли русской? Русская культура и православие в основе нерасторжимы.

Необходимо вернуть Православие, как общественную идеологию - это и есть главное условие спасения русского народа.

Совершенно очевидно, что важнейшей задачей на этом пути является образование и воспитание детей и молодежи.

Думаю, нам необходимо познакомиться с краткими извлечениями из книги Святейшего Патриарха Алексия «Церковь и духовное возрождение России»

Главная составляющая духовного образования есть сама духовность, то есть умение не говорить о Христе, о Церкви, а жить во Христе и в Церкви. Без духовного благословения и водительства Церкви оказались расшатанными и подорванными вековые нравственные устои, без которых ни государство, ни народ существовать и процветать не способны.

Судьба России, ее будущее в руках педагогов, воспитателей, учителей.

Россия нужна не только самой себе, но и всему миру, как Россия Феофана Грека, Андрея Рублева, Пушкина, Достоевского, Преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского.

Было бы хорошо всем нам вместе, совместными усилиями глубже уяснить традиционные основы образования и воспитания в России… попытаться создать концепцию и программу духовного просвещения России. Задача образования всегда была одной из важнейших общественных задач.

(Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II)

С целью воспитания детей в православно-христианской традиции, Тобольско-Тюменская епархия создала комплексную систему религиозного образования, в которую сегодня кроме Тобольских духовных школ входят также Тюменское Духовное училище и 12 православных общеобразовательных гимназий, которые расположены в городах Тюмени. 6 мая 2000 года в день Великомученика Георгия Победоносца в Ноябрьской гимназии прозвучал первый звонок, который возвестил о рождении первой духовной школы - Ноябрьской Православной Гимназии. Владыка Димитрий благословил первоклассников на хорошую и усердную учебу

Надо подчеркнуть, что в Ноябрьске при храме Архистратига Михаила, организована работа воскресной школы для взрослых. Я с удовольствием посещаю занятия в этой школе. Мы изучаем такие предметы, как катехизис, Новый завет, Ветхий завет, богослужебный устав. Занятия по изучению катехизиса и богослужебного устава ведут священники - протоиерей Роман Маркелов, иерей Евгений Косолапов; Ветхий Завет и Новый Завет преподает Величко Л.П.

14 декабря 2013 в Ноябрьске состоялось пленарное заседание III Епархиальных Рождественских образовательных чтений по теме «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее». В работе пленарного заседания приняли участие- духовенство, специалисты системы образования, молодежной политики, культуры, социальной защиты населения.

К участникам Чтений с приветственными словами обратились Епископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай, заместитель Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Татьяна Бучкова, Глава Администрации города Ноябрьска Жанна Белоцкая, директор департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа Ирина Сидорова, писатель, кандидат философских наук М.Ю.Бакулин.

В своих докладах авторы делились работой, направленной на формирование у подрастающего поколения духовно-нравственных ценностей и основ, а также размышляли над проблемами современности и причинами кризисных явлений в обществе.

Завершились Рождественские Чтения незабываемым выступлением хора Православной Ноябрьской гимназии.

Многие молодые люди и дети ведут активную общественную деятельность.

Так в проведении всероссийского конкурса детского творчества «700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского» участвовали и дети Ямала. Этот конкурс проводился по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. - «Очень важно приобретать духовные знания. Ведь образование от слова «образ», мы должны идти к этому образу, подражать образу Божиему… Поэтому взаимосвязь знания, веры, заповедей Божиих и светской науки воспитывает, образует сильную личность».

Все-таки существуют традиции, благодаря которым не прерывается связь между поколениями. В новое время, как и в прошлом, религиозные традиции не столько разъединяют, сколько объединяют народы и культурные миры. «Самобытность конкретного народа создается соединением всех факторов этнообразия, а главное — неповторимостью исторического пути каждого народа, включая историю его религиозного развития» (Гузенко В.Н.)

Используемая литература:

1. Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры. М.:Наука 1990.

2. Аверкий. Что такое православие//Москва. 1996. №3.

3. Бессонов М. Н. Православие в наши дни. М.:Политическая литература, 1990.

4. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература. М.:Просвещение 1992.

5. Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М.:Политическа литература, 1993. 6. Малягин В. К. Православие и Россия//Юность.1994.№3.

7. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М.:Терра, 2000.

8. Русская Православная Церковь. «Салехардская епархия» официальный сайт www.yamalrpc.ru

  • puchkool 13 ноября 2014 г.

    Структура и содержание статьи не совсем соответствует тематике рождественских чтений, состоит из слабо связанных между собой частей. Сначала речь идёт временах о князя Владимира, затем без должного перехода о приходских школах, о Тюменско-Тобольской епархии, о рождественских чтениях и о учёбе автора в воскресной школе. Трудно понять логику автора и суть его призывов таких как: "Необходимо вернуть Православие, как общественную идеологию - это и есть главное условие спасения русского народа". Совершенно несогласен с подобным призывом. Опыт господства идеологии в общественном сознании у нас уже есть, от чего давно отказались и кроме того в современной России, в условиях многонациональности и многоконфессиональности навязывание принципов какой-либо одной идеологии чревато социальными конфликтами.

  • Oliga 13 ноября 2014 г.

    Структура и содержание легко читаются неискушенными специальным образованием читателями. Статья больше предназначена для родителей детей образовательных учреждений, среди которых немало простых работников, которым будет понятен несложный язык изложения. А по поводу господства идеологии в общественном сознании. Господа! Мы ощутили и господство общей идеологии и господство плюрализма мнений и многоконфессиональности. Спросите в первую очередь себя, а потом ближайшее окружение людей, когда они чувствовали себя защищенными в большей мере? Вы получите ясный ответ на этот вопрос. Речь идет не о навязывании одной идеологии и запрещении других конфессий. Речь в статье идет о связи поколений и объединении народов. Православие доказало свою способность к объединению народов. В России всегда мирно уживались разные религии и никогда не было противостояния. А вот когда народ стал отходить от православия в силу многих причин, вот тогда и появились беспорядки. Автор прав по поводу роли православия в объединении людей.

  • ludmila555 16 ноября 2014 г.

    Я не согласна, что структура и содержание статьи не соответствует тематике Рождественских чтений. Пусть и вкратце, но затронута тема о крещении Руси князем Владимиром и его великое влияние в организации обучения детей. Я не буду повторяться, так как полностью согласна с предыдущим комментарием Oliga. Мне кажется автор хотел показать читателям, что влияние православия на образование - это не пустые разговоры,а действительность, что мы и видим на примере Тобольско-Тюменской епархии и в г.Ноябрьске. И как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: "....взаимосвязь знания, веры, заповедей Божиих и светской науки воспитывает, образует сильную личность.

В стандарты нового поколения введено понятие духовно-нравственное воспитание», которое, очевидно, должно чем-то отличаться от прежнего. Хотелось бы разобраться чем же?

Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа. Школа же, оставаясь светской, пробует через культуру своего народа осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание школьников. На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание чаще всего представлено уроками, беседами, классными часами, мероприятиями. Это, скорее всего, обучение и воспитание на основе духовности.

Как пишет игумен отец Георгий (Шестун) в своей книге «Православная педагогика» «Хаос и неразбериха современной жизни, развал семьи, общественных институтов, дискредитированные высокие идеи- все это следствие утраты ответственности.

Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безграмотной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи - внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности, в современном обществе безжалостно ликвидированы»[ 3].

Что же такое духовность и духовное воспитание?

В словаре С.И. Ожегова « духовность- это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными».

Духовность в православной традиции - это Богоподобие, степень близости человека к Богу, состояние близости души к миру Вышнему, не материальному.

На XVII Международных Рождественских образовательных чтениях Кирилл Святейший Патриарх Московский и всея Руси говорил: « Многие острые проблемы, в частности, нравственное оскудение общества беспокоят не только православную совесть. Голос совести как верный и надежный критерий, как самый отзывчивый камертон должен объединять людей перед лицом всех нынешних угроз и опасностей. Глубоко убежден, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности. Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами стоящими перед современным миром. И не нужно бояться признаться себе и окружающим в том, что религиозная и нравственная мотивация накрепко взаимосвязаны для большей части людей в России и мире».

«Сегодня в России уже широко распространилась практика преподавания в школах основ религиозной культуры - православной, исламской и некоторых других. Эта практика очевидна учащимся и их родителям, не вызывает никаких конфликтов, кроме дискуссий в пределах заинтересованных кругов столичных элит».

Считаю, что обращение к опыту православной педагогики в этих условиях очень актуально. Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все ее сферы глубоко связаны с православием, поэтому православная культура - одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания. В современной России во всех областях общества растет интерес к духовно - нравственному, культурно - историческому наследию и православной культуре как его существенной части. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на образование, сложившийся в обществе, фиксируется в форме образовательного стандарта.

  • Духовно-нравственное развитие личности россиянина в границах общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного принятия школьником ценностей:
  • семейной жизни;
  • культурно-регионального сообщества;
  • культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий;
  • российской гражданской нации;
  • мирового сообщества.

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы, уклада в школе, которые бы способствовали духовному становлению ученика, пробуждали в нем желание делать добро.

Образовавшийся духовный вакуум заставляет школу искать пути совершенствования образовательного процесса.

В данный период общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной, и, прежде всего, через культуру своего народа. На основании приказа Министерства образования и науки №74 от 01. 02. 2012г. В школах России введен курс «Основы православной культуры». Целью данного курса является развитие системы духовно- нравственного воспитания, направленного на формирование и развитие духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма.

  • Программа предусматривает решение следующих задач:
  • Формирование духовно- нравственных качеств личности, делающих ее способной противостоять духовной деградации современного общества и выстраивать свою жизнь на основе традиционных российских ценностей
  • Возрождение и развитие традиционной системы духовно- нравственного воспитания
  • Формирование гражданского и патриотического сознания нашего подрастающего поколения
  • Восстановление системы традиционной отечественной культуры

На уроках учителя знакомят младших школьников с многообразным, чудесным, удивительным и в то же время строгим миром православия в развитии всех сфер жизни российского общества, в личной жизни каждого человека.

Истоки духовно-нравственного воспитания в современной школе - в конструктивном диалоге православной педагогики и православной этики с отечественной научной, природосообразной педагогикой, обогащенной идеями К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, А.С. Макаренко, а также современных учителей.

На своих уроках курса «Основы православной культуры» пользуюсь фрагментами замечательной книгой «Уроки нравственности», учителя из Подмосковья, Т.Мельниковой. Ее уроки предназначены для младших школьников, не имеющих опыта церковной жизни. Поэтому они отличаются простотой и краткостью изложения, напрямую связаны с привычной жизнью ребенка, сказками, стихами и рассказами, которые он читал, тем опытом, который ему знаком и понятен. В привычном педагог указывает на необычное, в знакомом - на прежде невидимое, незнакомое.

Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-потребностной сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Считаю, что введение курса «Основы православной культуры» на этом этапе развития современного общества является существенным дополнением в формировании духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Только совместно, объединив усилия государства и общества, обратив особое внимание на семью, можно решить проблему появления нового здорового поколения XXI века, а значит, и процветания России.

Образование - та сфера общественной жизни, где воспроизводится нация, где передается от поколения к поколению социально-культурный опыт, накопленный народом за века и тысячелетия его исторического развития.

Литература

  1. Кирилл Святейший Патриарх Московский и всея Руси. «Воспитать полноценную личность, живущую и осмысленно и одухотворенно…»Журнал «Духовно -нравственное воспитание» №2,2009г.
  2. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка».4-е издание.Москва.2009г.
  3. В.П.Созонов.Истоки современного духовно-нравственного воспитания.с.196 «Народное образование» №4 .2012г. Издательский дом «Народное образование».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

«СЕЯХИНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ДОКЛАД


«Православная культура русского народа как

основа духовно – нравственного воспитания»

Направление: «Православие, образование и воспитание»


Контактный телефон: 89924005358

с. Сеяха


2013

«Для гражданина России особенно важны

моральные устои. Именно они составляют

стержень патриотизма, без этого России

достоинстве и о национальном

суверенитете»

Путин В.В.

В настоящее время большое внимание уделяют проблеме нравственного воспитания личности как на уровне образовательного учреждения, так и на уровне государства. Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения является приоритетным направлением государственной молодежной политики, концепции модернизации образования. Этот вопрос на протяжении долгого времени остается актуальным. По данным последних социологических опросов, в настоящее время подавляющее большинство населения России тяготеет к православной культуре. Это не случайно. В течение многих веков для любого русского человека понятие о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести исходили из православной культуры. Именно православная культура наиболее полно, ясно и обоснованно выражает нравственное, моральное, этическое и правовое мироощущение человека. Православная культура имеет необходимый духовный потенциал, многовековый положительный опыт в области духовно-нравственного воспитания. Сегодня мы живем в жестокое, сложное время, когда рушатся идеалы, нравственные устои, происходит разложение и извращение базовых свойств самого человека, его воли, мышления, веры, совести. В это время, как никогда, важно воспитание в созидательном духе. А дело воспитания не может осуществляться без прочных нравственных идеалов в обществе .

Новая идеология, пришедшая к нам с запада, практически совершенно не включает в себя положительные созидательные ценности. И мы должны найти способы противостоять внедрению в души подростков вирусов растления, безнравственности, цинизма, жестокости, грубой силы. Если нет в сердце святыни, в нем проявляется мерзость запустения. Это трагедия наших подростков, взрослых и целых поколений.

За многие века своего существования православие накопило колоссальный эстетический потенциал. Православная культура – это литература, включающая тысячи томов, написанных сотнями авторов, это иконы, в том числе и Андрея Рублева , и фрески Дионисия - это богатейшие архитектурные традиции, это удивительная гимнография, объединяющая литургическую музыку и поэзию, это прикладное искусство – богослужебные сосуды, традиции которого живы до сих пор.

Православная культура, сопряженная со всей культурой наших предков, должна занять важное место в образовании. Совершенно очевидно, что и церковное искусство и православное учение вытекают из православного вероучения. Невозможно понять нравственное учение церкви, не познакомившись с ее историей, нравственными и социальными нормами, с историей земной жизни и учения Иисуса Христа.

Главное, принципиальное отличие изучения православной культуры как учебной дисциплины от религиозного воспитания состоит в том, что уроки православной культуры предполагают приобретение знаний о православии, тогда как религиозное, православное воспитание предполагает совершение обрядовых правил. И в этом главное разделение между православной культурой, как учебной дисциплиной и православной религией, как областью самоопределения личности в рамках свободы совести, гарантированной нашей Конституцией.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формирования у него:


  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобливости);

  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявлении духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку (по сравнению с западным культурным человеком) возможность иного, более полного и объемного восприятия, своего места в нем.

Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира , человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основах возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.

В этой связи методологической основой духовно-нравственного воспитания детей и молодежи становятся традиции православной культуры и педагогики, представленные в различных аспектах:


  • культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры);

  • нравственно-этическом (в контексте нравственного православно-христианского учения о человеке, цели его жизни и смысле отношений с другими людьми, Богом, миром);

  • этнокультурном (на основе национальных православных традиций русского народа).
Первостепенность православной культуры для духовно-нравственного воспитания школьников также необходима:

  • в сфере личностной самореализации учащихся;

  • в сфере социализации личности в современном российском обществе;

  • в сфере интеграции в культурное пространство России;

  • в сфере подготовки к профессиональной деятельности в обществе.
Мы, педагоги, прежде всего сами должны обрести святыню, с тем, чтобы передать ее нашим подросткам, тогда их жизненный путь будет иметь подлинный смысл жизни, они обретут цельность характера, фундамент, который позволит крепко стоять на земле, полной противоречий, драм, жестокости насилий, страданий. Как важно, чтобы дух (ум) наших подростков был направлен на добро, а не на зло!

Сегодня многие понимают, что мы обязаны сохранить родную культуру, свое традиционное мировоззрение. Каждое новое поколение должно приходить не для того, чтобы опрокинуть существующую традицию, а чтобы в нее вписаться, важно помочь в этом детям, помочь проникнуться уважением к исторической судьбе своей Родины и стремлением преумножить то доброе, что накоплено отцами, прадедами, то есть способствовать духовному и гражданскому становлению личности. Сообщить им импульс живого нравственного идеала, заронить в их сердца огонек смысла, огонек разума. Невозможно воспитать детей без духовного начала. В этом мы убеждаемся каждый день . В России же основу для духовной жизни всегда давала православная церковь. Именно православие является историкообразующим, культурообразующим, смыслообразующим элементом русского народа. Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности, нашей культуры и воспитания. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения нельзя.Необходимо подчеркнуть, что каждый урок модуля « Основы православных культур » имеет воспитательную направленность, так как вбирает в себя сведения о Боге, Церкви и ее развитии, о проявлениях Православной духовности и нравственном отношении к миру. В нашей школе в 2013-2014 учебном году модуль « Основы православных культур» посещает 18 человек, из них 15 ненцев. Среди родителей ежегодно проводится анкетирование по выбору модулей, наряду с мировыми религиями , растет интерес и к православию. Я думаю, что это не случайно.

При обучении ненецких детей, в силу особого духовно-этического содержания предмета, обязательно соблюдение психолого-педагогических принципов:

Приоритет национальных духовных ценностей

Уважение к внутреннему миру ребенка

Единство образовательного и воспитательного процесса

Важным критерием для этого, по моему мнению, должна быть доброжелательность и тактичность педагога, отсутствие давления на воспитанников. Педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на исторические факты, Священное Писание, научные данные. Необходимо уважать внутренний мир воспитанников, исторический опыт другого народа, их нравственные обычаи и устои.

Для знакомства детей с многогранным, чудесным, но в то же время строгим и нравственно возвышенным миром Православия, показывая его значение в развитии всех сфер жизни общества, считаю нужным использовать такие методы работы,как:

Игровые методы

Работа с притчами, сказками, мифами

Использование мультимедиа-технологий

Проектные технологии

Метод кейсов

Думаю, что изучая историю Русской Православной Церкви, можно сформировать не только интерес к истории Православия, но и воспитать морально-этические поведенческие нормы жизни, привить навыки самосовершенствования, развить культуру общения, способность к сопереживанию.
Список литературы:


  1. Духовные истоки воспитания. - М., Координационный совет по взаимодействию МО РФ и Московской Патриархии РПЦ, №1, 2002.

  2. Основы православной культуры. Для детей школьного возраста (книга для учителя). - М., изд. дом «Покров», 2002.

  3. Основы православной культуры. - Богородск (Ногинск), методический совет Богородского благочиния. 2000.

  4. Основы православного мировоззрения. Фонд духовной культуры и образования «Новая Русь». - М., изд. Планета 2003