Православный календарь.


Священный Синод Русской Православной Церкви установил дополнительный день празднования памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев . Дополнительный день памяти святых установлен в воскресный день, предшествующий 19 сентября (6 сентября по ст.ст.), в воспоминание перенесения их честных мощей в 1992 году.
Святые супруги Петр и Феврония Муромские любимы и почитаемы в России, поскольку с их благодатных молитв начинаются успешные браки, благополучно разрешаются семейные споры и неурядицы, те, кто долго не находят свою «вторую половину», обретают ее после сердечного молитвенного обращения к ним. Двадцать пятое июня по старому стилю, иначе восьмое июля по новому - самая первая из дат в году, день памяти святых, когда мы с радостью и благодарностью поминаем их честные имена. В этот день празднуется их память, он считается днем упокоения святых благоверных князя и княгини, хотя некоторые историки полагают, что этот день связан с первым перенесением их мощей из пришедшего в ветхое состояние древнего Борисоглебского кафедрального собора Мурома в новый собор Рождества Богородицы на Воеводской горе, где они хранились под спудом. О существовании собора было уже известно с XV века, примерно в это столетие он был построен и обновлен в XVI веке, здесь мощи хранились до советского времени, пока его не разрушили в 1930 году, а мощи перенесли в местный музей.

Позже честные мощи святых перенесли в Благовещенский мужской монастырь Мурома, а в сентябре 1992 года они были с почестями перенесены в соборный храм Свято-Троицкого женского монастыря города, где ныне почивают открыто. Во время перенесения мощей икона святых, ранее расположенная на раке с мощами, замироточила, наполняя все вокруг чудесным ароматом мира. Также с той поры, как говорят сестры обители, над Муромом ночами стали подниматься два светящихся столпа и перед мощами сами возгораться лампадки, пригашаемые на ночное время, и в обители было решено установить перед ними неугасимую лампаду.

Икона Cвятых Петра и Февронии, Муромских чудотворцев
Поскольку праздник 8 июля приходится на пору Петрова поста, который является строгим, а к этой дате ныне приурочен День семьи, то многие верующие, кто хотел бы совершить бракосочетание или венчание в этот день, не могут этого сделать, так как праздник приходится на пост. В связи с этим решением Архиерейского собора Русской Православной Церкви, состоявшегося в Москве 2-5 февраля 2011 года, Синодальной богослужебной комиссии было поручено «рассмотреть вопрос о дополнительной дате празднования памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, имея в виду желание многих христиан вступить в церковный брак в день почитания этих покровителей супружества», и в 2013 году Архиерейский собор установил еще одну дату памяти святых благоверных Петра и Февронии Муромских - в честь перенесения их мощей в 1992 году. Память святых теперь будет ежегодно праздноваться каждое второе воскресенье сентября.

В дни, посвященные памяти святых Петра и Февронии, за Божественной литургией на сугубой - то есть посвященной смыслу праздника - ектенье будут совершаться прошения о пребывании брачных уз, скрепленных Богом, «в мире и единомыслии, благочестии и чистоте», о даровании «домашним их церквам несокрушимой крепости и преспеяния в любви нелицемерней», и об умножении народа - «да возвеселятся люди Твои видением сынов и дщерей, и да умножится народ наш и благословение Твое наследуется в нем в род и род». Еще Синодом было поручено Синодальной богослужебной комиссии составить «текст молитвы для прочтения по окончании Божественной литургии в дни памяти святых Петра и Февронии, об умножении любви, укреплении семей, сохранении супружеской верности, даровании целомудрия еще не вступившим в брак и о помощи им, готовящимся к вступлению в семейную жизнь».

От нетленных мощей святых благоверных Петра и Февронии Муромских до сих пор совершаются чудеса, счастливо меняются судьбы, совершаются исцеления, а сестры Свято-Троицкого монастыря по-прежнему записывают эти свидетельства, ценные для нас и наших потомков, для всей Русской Православной Церкви, ибо: «Дивен Бог во Своих святых»!

Благоверные князь Петр, в иночестве Давид, и княгиня Феврония, в иночестве Евфросиния, Муромские

Бла-го-вер-ный князь Петр был вто-рым сы-ном Му-ром-ско-го кня-зя Юрия Вла-ди-ми-ро-ви-ча. Он всту-пил на Му-ром-ский пре-стол в 1203 го-ду. За несколь-ко лет до это-го свя-той Петр за-бо-лел про-ка-зой, от ко-то-рой ни-кто не мог его из-ле-чить. В сон-ном ви-де-нии кня-зю бы-ло от-кры-то, что его мо-жет ис-це-лить дочь пче-ло-во-да, бла-го-че-сти-вая де-ва Фев-ро-ния, кре-стьян-ка де-рев-ни Лас-ко-вой в Ря-зан-ской зем-ле. Свя-той Петр по-слал в ту де-рев-ню сво-их лю-дей.

Ко-гда князь уви-дел свя-тую Фев-ро-нию, то так по-лю-бил ее за бла-го-че-стие, муд-рость и доб-ро-ту, что дал обет же-нить-ся на ней по-сле ис-це-ле-ния. Свя-тая Фев-ро-ния ис-це-ли-ла кня-зя и вы-шла за него за-муж. Свя-тые су-пру-ги про-нес-ли лю-бовь друг ко дру-гу через все ис-пы-та-ния. Гор-дые бо-яре не за-хо-те-ли иметь кня-ги-ню из про-сто-го зва-ния и по-тре-бо-ва-ли, чтобы князь от-пу-стил ее. Свя-той Петр от-ка-зал-ся, и су-пру-гов из-гна-ли. Они на лод-ке от-плы-ли по Оке из род-но-го го-ро-да. Свя-тая Фев-ро-ния под-дер-жи-ва-ла и уте-ша-ла свя-то-го Пет-ра. Но вско-ре го-род Му-ром по-стиг гнев Бо-жий, и на-род по-тре-бо-вал, чтобы князь вер-нул-ся вме-сте со свя-той Фев-ро-ни-ей.

Свя-тые су-пру-ги про-сла-ви-лись бла-го-че-сти-ем и ми-ло-сер-ди-ем. Скон-ча-лись они в один день и час 25 июня 1228 го-да, при-няв пе-ред этим мо-на-ше-ский по-стриг с име-на-ми Да-вид и Ев-фро-си-ния. Те-ла свя-тых бы-ли по-ло-же-ны в од-ном гро-бе.

Свя-тые Петр и Фев-ро-ния яв-ля-ют-ся об-раз-цом хри-сти-ан-ско-го су-пру-же-ства. Сво-и-ми мо-лит-ва-ми они низ-во-дят Небес-ное бла-го-сло-ве-ние на всту-па-ю-щих в брак.

2012 г. Русской Православной Церковью был установлен дополнительный день празднования памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, в иночестве Давида и Евфросинии, Муромских чудотворцев -в воскресный день, предшествующий 19 сентября. Церковь также вспоминает святых 8 июля, и в этот же день с 2008 г. страна отмечает День семьи, любви и верности. Первый осенний день святых Петра и Февронии - 15 сентября 2013 г. Предлагаем Вашему вниманию небольшую подборку материалов о жизни святых супругов и об истории праздника.

В русской православной традиции святые Петр и Феврония Муромские играют особую роль. Их жизнь - история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи. Те радости и проблемы, с которыми им пришлось столкнуться восемь столетий назад, актуальны и по сей день, - они лежат вне времени. Святые супруги являют нам именно те душевные и духовные качества человека, которые необходимы всем, кто пытается строить свои отношения с близким человеком. Неслучайно, что именно в день памяти Петра и Февронии, 8 июля, отмечается всероссийский День семьи, любви и верности.

Поиск предназначения

К сожалению, о встрече и знакомстве будущих супругов нам известно достаточно мало. Связано это с тем, что до нашего времени не сохранилось четких документальных свидетельств.

Достоверно известно, что князь Петр правил в Муроме в конце XII - начале XIII веков, и сразу же после смерти он и его жена Феврония стали почитаться в народе как люди особо праведной жизни. В XVI веке супруги были причислены к лику святых. Первый письменный текст, посвященный им, - «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - был также написан приблизительно в XV-XVI вв.еках.

Безусловно, «Повесть» нельзя назвать биографией в полном смысле этого слова. Автор владел обрывочными сведениями о жизни своих героев, его текст - это художественное произведение со множеством фольклорных и легендарных вкраплений. Однако важно, что в «Повести» рассказывается о значении человеческих отношений и их понимании самими героями.

Видимо, не имея достаточных сведений о том, что предшествовало женитьбе князя Петра на простолюдинке Февронии (шаг совершенно невообразимый по меркам общества того времени), автор превращает первую главу в аллегорическую сказку на основе популярных фольклорных сюжетов. В ней говорится о битве Петра с чудовищем.

Петр, защищая жену своего брата, убивает змея-оборотня, пытавшегося искусить ее. Но во время битвы князь оказывается и сам ранен ядом и находится при смерти. Исцелить его удается лишь крестьянке Февронии, которая требует одного: чтобы он навсегда остался с ней. Петр не соглашается, пытается бежать от девушки, но в разлуке с ней снова заболевает.

Эта история не случайно предваряет рассказ о супружеской жизни Петра и Февронии. Она вырисовывает основу их отношений. Князь действительно ранен, но рана, прежде всего, у него в душе. Очевидно, эта аллегория призвана выразить высший смысл христианского брака . Душевная рана князя - ущербность человеческой природы, исправить которую в одиночку он не способен. Лекарство Петра - это сама Феврония, женщина, посланная ему Богом в спутницы жизни. Только рядом с ней князь исцелит свою душу, и только вместе они смогут подняться на новый духовный уровень: по отдельности они не могут найти Бога, Который Один способен исцелять больные души людей. А потому их земная любовь и Любовь Божия оказываются неотделимы друг от друга.

Потому Феврония и не отпускает князя: она уже чувствует, что без нее он погибнет. Со временем понимает это и сам Петр. Так начинается их совместный жизненный путь и совместный путь к Богу.

На перекрестке

Исследователи сходятся во мнении: несмотря на легендарно-аллегорическую историю знакомства Петра и Февронии, сведения, повествующие об их жизни после свадьбы, вполне достоверны. А потому с той или иной долей вероятности события, описанные во второй части «Повести», можно считать биографическими.

Лишним свидетельством тому может служить и то, что в жизнеописании супругов нет ничего из ряда вон выходящего. Напротив, их жизнь близка большинству из нас, а потому их история никогда не утратит своей актуальности.

С житейской точки зрения, в судьбе Петра и Февронии был только один по-настоящему трудный момент. Сразу же после свадьбы перед князем Петром встает дилемма: молодая супруга или все остальное, что было в его жизни. Женитьба на крестьянке не находит поддержки у городской элиты Мурома. Бояре откровенно заявляют об этом сперва князю, а потом и самой Февронии. Они предлагают князю выбор: отречение от своего звания (а значит, изгнание и бедность) или расторжение брака.

Князь Петр тяжело переносит происходящее, он с ужасом смотрит в будущее, где его ждет неизвестность. но, тем не менее, делает выбор в пользу своей супруги. Отныне он больше не князь, и вместе с женой должен отправиться в изгнание. На ладье супругов везут по Оке прочь из Мурома.

Эта история разрешается неожиданно быстро и благополучно. Оказывается, князь Петр был ключевой фигурой в политической жизни влиятельного города. Борьба за власть начинается сразу же, в первую ночь после его отречения представители боярских кланов пытаются нанести упреждающий удар по противникам, что перерастает в резню. Понимая, что все это может кончиться смутой и гражданской войной, правители Мурома зовут князя обратно.

Отныне вопрос о его «неравном браке» не поднимается.

Главное в этом эпизоде - причины выбора, сделанного супругами. Петр не утверждает «примат личного над общественным», а просто следует в своих поступках христианскому закону любви и милосердия. В сложной ситуации, когда можно попытаться схитрить или подчиниться рациональным, эгоистическим соображениям, князь повинуется закону сердца. Супруга дана ему Богом, и он не может идти против воли Божией. Князь ищет не личной пользы, выгоды, но пытается следовать путем, который ведет его - вместе с женой - к Творцу. Поэтому он полагается на Бога, Который дал ему жену и Которому он полностью доверяет.

В первый день изгнания между супругами состоялся диалог, который приводится в «Повести». «Близился вечер, начали к берегу причаливать. Тут одолели блаженного князя Петра раздумья: „Как буду дальше жить, своею волею самодержавие оставив?“ Предивная же княгиня Феврония отвечает ему: - Не скорби, княже: милостивый Бог, Творец и Промыслитель всему не оставит нас в нищете!»

Они уповают на Бога и верят Ему - вот самая «несовременная», но самая важная характеристика их отношений. Супругами - всегда - руководит не эгоизм и поиски удобного для себя, но вера и надежда на Того, Кто дал им жизнь и благословил их брак.

Навсегда

Последний эпизод земной жизни Петра и Февронии, по свидетельству автора «Повести», произвел огромное впечатление на их современников. По существовавшей тогда традиции в старости супруги ушли в монастырь, чтобы подготовиться к вечности и встрече с Тем, Кому они были обязаны своим счастьем. И Он готов встретить их, посылая им, пожалуй, главную милость, о которой могут мечтать два любящих человека: прожив вместе долгую жизнь, Петр и Феврония умирают практически одновременно.

Заранее для супругов был приготовлен общий гроб, в котором они завещали похоронить себя. Однако люди не решаются исполнить эту последнюю волю. Ведь в конце жизни муж и жена добровольно расстались, выбрав монашеский путь, а значит, и после смерти им не приличествует лежать в одном гробу.

Вечером Петра и Февронью готовят к погребению отдельно друг от друга, но уже утром они лежат вместе, в том самом приготовленном гробу - одном на двоих. С тех пор святых супругов никто не тревожит. Им и сейчас можно поклониться в их усыпальнице в Свято-Троицком женском монастыре города Мурома.

Петр и Феврония прожили вместе долгие годы, и, наверное, им пришлось столкнуться с немалым количеством трудностей столь мелких и многочисленных, что ни один летописец никогда не стал бы фиксировать их. Однако именно мелочи, как правило, становятся причиной охлаждения отношений между супругами. Петр и Феврония - люди, прошедшие через эти трудности и сохранившие свое чувство, во многом потому, что оно перестало быть просто земной любовью двух людей. Любовь мужчины и женщины переросла в вечную Любовь, которая победила смерть.

Для Русской Церкви святые Петр и Феврония Муромские имеют большое значение в первую очередь как символ особого духовного пути, на котором постижение Бога неразрывно связано с отношениями двух людей. Мужчина и женщина созданы друг для друга, их соединение - само по себе воплощает Божественный замысел. Но это соединение невозможно, если человек не видит в другом человеке неповторимую личность, созданную по образу Божию.

Князь Петр мог отнестись к своей супруге как к вещи, а не как к человеку. Более того, в их положении подобный поворот был бы логичен и не встретил бы осуждения общества. Ведь их отношения строились за четыреста лет до Домостроя, во времена, когда его нормы показались бы ультра-либерализмом. Мужчина по факту был властителем женщины. И уж тем более властителем своей жены-крестьянки являлся влиятельный и могущественный аристократ - потомок древнего рода.

В повести есть короткие эпизоды, которые говорят о том, что князю Петру было непросто сломать эти стереотипы даже внутри себя. Он с трудом преодолел высокомерие в отношении жены, не знавшей этикета тогдашней элиты*. Однако он знает, зачем идет на это. Ведь для своей супруги он не князь, не представитель какого-то социального слоя или класса. Для Февронии Петр, в первую очередь, человек.

Широко распространено представление, что настоящий христианин должен исключительно страдать в земной жизни, дабы накопить «духовный капитал» для жизни будущей. Однако история русских святых Петра и Февронии опровергает этот посыл.

Жизнь во Христе становится для них настоящим счастьем, которое они находят в любви друг к другу.

Навеки соединяясь на земле, они обретают Вечность.


*В «Повести» есть упоминание о том, что первое время Феврония по крестьянской
привычке собирала со стола рассыпанные крошки, что вызывало чуть ли не отвращение у
приближенных и самого князя. - Ред.

В связи с тем, что празднование памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских совершается 8 июля (25 июня по старому стилю), то есть в период Петрова поста. Но многие христиане желают вступить в церковный брак в день почитания этих святых покровителей супружества. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об установлении дополнительного дня празднования в воскресный день, предшествующий 19 сентября (6 сентября по ст. ст.), в воспоминание перенесения их честных мощей в 1992 году. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием в связи с установлением дополнительного дня памяти святых благоверных князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев. В этот праздничный день в Знаменском храме была совершена благотворительная акция. Желающих повенчаться оказалось 16 пар.

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю всех вас с днем памяти святых благоверных князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев. Это дополнительное празднование установлено 25 декабря 2012 года Священным Синодом Русской Православной Церкви, определившим совершать его в воскресенье, предшествующее 19 сентября (6 сентября по ст. ст.) в воспоминание перенесения честных мощей святых князей в 1992 году. И сегодня мы возносим ко Господу, благоверным Муромским князьям сугубые молитвы о православных семьях, об умножении любви, об укреплении мира, согласия и взаимопонимания среди супругов, о даровании им детей, об их благополучии и долгоденствии.

Князья Петр и Феврония явили нам пример подлинно христианской семьи. Исполняя евангельские заповеди, возрастая в вере, надежде и любви, они достигли святости, благочестиво живя в браке. Супруги хранили верность друг другу до последнего дня, выдержав с помощью Божией все испытания, отвергнув все соблазны. По особой милости Господней они перешли в мир иной в одно и то же время и были погребены вместе. Так Премудрый Создатель самой смертью прославил своих верных угодников, исполнивших Его повеление: «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:5-6).

Сегодня наши семьи, особенно молодые супружеские пары, помимо испытания бытом, материальными проблемами подвергаются другой, еще более серьезной опасности: современный мир предлагает нам совсем иную модель поведения, иной образ жизни, отличный от того, к которому призывает нас Христос и которому последовали благоверные Муромские князья. Вступление в брак - законный союз мужчины и женщины - зачастую уже не рассматривается в качестве необходимой нормы, регулирующей отношения между полами. Единственной нормой, которая предлагается секулярным сознанием, игнорирующим Божественные установления, является сиюминутная прихоть, жажда новизны, поиск порочных удовольствий. Жизнь такого человека, порабощенного инстинктами, находящегося в плену у своих страстей, в конечном итоге оказывается пустой и безрадостной, одинокой и несчастной. Подлинную же радость, полноту бытия мы обретаем, только когда живем в соответствии с непреложными нравственными законами, установленными Творцом, когда всем сердцем стремимся быть со Христом и любить своих ближних.

Пусть пример святой жизни князей Петра и Февронии поможет всем, состоящим в браке, соблюдать свою домашнюю церковь (см. Флм. 1:2) в мире, любви, благочестии, целомудрии и чистоте.

Призываю архипастырей, пастырей, прочих служителей церковных, а также мирян оказывать всяческую поддержку православным семьям, особенно многодетным.

Молитвенно желаю всем щедрых милостей от Приснотекущего Источника благодати - Господа. Прославляя Триединого Бога, попечение о людях Своих имущего, обращаюсь к вам с апостольским призывом:

«Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16:13-14). Аминь.

КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ


























16 сентября в храме Святых Царственных Страстотепцев в дер. Аляухово (приписной храм храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, настоятель протоиерей Алексий Гомонов.) после воскресной Литургии и молебна уже в третий раз прошел Праздник русского костюма. Проливной дождь и неблагоприятный прогноз не испугал настоящих любителей русского костюма и русских традиций! В празднике приняло участие более 300 человек.

В воскресный день, 16 сентября, в день перенесения мощей святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских, на Аляуховском подворье было многолюдно и красочно. Воскресная литургия собрала детей и взрослых в храме святых Царственных Страстотерпцев. И хотя на улице было сыро и пасмурно, в тёплом храме на лицах прихожан сияли улыбки радости, у всех было настоящее ощущение праздника и уверенность, что никакой дождь не сможет испортить настроение в этот хмурый воскресный день. Проповедь батюшки, как обычно, заставила всех нас задуматься о тех талантах, которые каждый получил от Господа, о том, как эти таланты мы развиваем, умножаем и отдаём их людям и Богу. А проявить свои таланты в этот день смог каждый, ведь подготовка и проведение общеприходского праздника требует от каждого помощи и участия. Здесь, в Аляухово, не бывает равнодушных! И праздничные шатры, расставленные заранее, и осеннее украшение подворья, и вкусная трапеза из даров осени - всё это, с такой любовью приготовленное к празднику, легло на плечи всех неравнодушных, любящих потрудиться на радость ближних и во славу Божию. Низкий поклон матушке Татьяне и всей её очаровательной команде за ту теплоту и любовь, с которой был организован наш настоящий праздник, праздник не только русского костюма, но русского духа, русской щедрости, русского веселья!

Все знают, что Аляухово - это во истину чудесное место! Много настоящих чудес произошло и в этот раз! И первое чудо было то, что проливной дождь закончился вместе с окончанием праздничной литургии, а после молебна святым Петру и Февронии Муромским, на который приехали ещё и члены нашего молодёжного клуба, дождь прекратился вообще и на улице просветлело. А во время братской трапезы и праздничного концерта, который и концертом-то назвать трудно, т.к. его участниками были не только артисты, но и все приехавшие на праздник, солнце проглянуло сквозь тучи и осушило лужи на нашей площади перед сценой. Праздник, как обычно, открыли дети из наших многодетных семей, которые напомнили всем, что осень - это время свадеб, а святые Пётр и Феврония - покровители супружества, благословляют всех, вступающих в брак в эти осенние дни. Они вспомнили пословицы и поговорки о семье, супружестве, браке и попросили всех участников праздника присоединиться к ним со своими пословицами и поговорками. Но, к сожалению, выяснилось, что Словарь пословиц и поговорок В.И.Даля открывается редко нашими прихожанами и гостями праздника. И только дети знают, что где в семье мир и лад, там и Божья благодать, что при солнышке тепло, а при матери добро, что если вся семья вместе, то и душа на месте! Много прозвучало в их исполнении и песен про супружество, а девочки из детского образцового фольклорного ансамбля «Радуга» под руководством Ольги Спиряевой, не только исполнили украинские свадебные песни, но и показали нам как в старину обряжали невесту перед свадьбой.

Настоящим украшением праздника стал, уже традиционный в Аляухово, показ коллекций народных костюмов, сделанных умелыми мастерицами из студии «Русские начала» под руководством Татьяны Вальковой. Много лет педагоги и мастерицы студии по крупицам в этнографических экспедициях собирают материал о русском костюме, о традиционной вышивке, а потом всё это воплощают в жизнь в своей мастерской. Результатом их скрупулёзной работы являются новые коллекции исторический русских костюмов разных областей России. Вот и в этот раз мастерицы привезли на наш праздник две коллекции: «Русская женская рубаха» и «Праздничный костюм русского Севера XIX века». Татьяна Валькова с любовью рассказала о каждой рубахе, о вышивках, прокомментировала костюмы Архангельской, Вологодской или Олонецкой губерний. Нужно отметить, что все эти показы не проходят просто так для зрителей! С каждым годом всё больше людей приезжают на праздник в настоящих костюмах, всё больше прихожан интересуются традиционным кроем, вышивкой, и украшениями и головными уборами. А в некоторых семьях уже собралась целая коллекция традиционных костюмов, в которых не стесняются ходить и в праздничные дни по Москве. Надеемся, что благодаря мастерицам «Русских начал», всё больше людей будет приобщаться к настоящему русскому стилю и не будет стесняться ходить не в рваных джинсах,в красивой и статной русской одежде!

Ну а какой праздник без танцев игр и хороводов? Конечно, без них не обойтись! И хотя, честно сказать, многие уже стали сомневаться в том, что получится плясать в лужах, но ребята из творческого объединения «Под облаками» в этом не сомневались! Сначала они своими старинными белгородскими песнями разогнали тучи на небе, а потом вывели всех сидящих в шатрах на подсушенную площадь. Был и белгородский карагод, и краковяк, и марийский танец, и кадриль «Во саду ли в огроде»... И даже был проведён настоящий мастер-класс по традиционному белгородскому шагу с пересеком. Эти молодые современные, такие красивые, парни и девушки никого не оставили равнодушными! И хотя в жизни у них у всех разные профессии, но любовь к русской традиционной старинной песне объединила их в такой чудесный коллектив, заряжающий и всех слушателей любовью к настоящей русской песне! Спасибо огромное, вам ребята, что действительно оторвали всех от земли, от будничных забот и привычной суетной жизни!
Как обычно, матушка Татьяна подвела итоги конкурса на самую лучшую и оригинальную корзинку с осенней снедью, которые привезли на праздник наши молодые и опытные хозяйки. Нужно отметить, что с каждым годом всё труднее подводить итоги конкурса, всё больше участников привозит настоящие шедевры кулинарного искусства! Но всё же, победителем конкурса уже не первый раз становится наша постоянная помощница в трапезной Аляухово Маргарита, которая, как оказалось, по своей профессии занимается философией в МГУ, а в свободное время готовит вкуснейшие и красивейшие блюда и занимается рукоделием.