Правовое регулирование финансовой деятельности - ведущая форма государственного руководства экономикой. Система правовых норм, регулирующих финансовую деятельность государства, составляет финансовое право.
Финансовое право - совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения в сфере мобилизации, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и органов местного самоуправления, необходимых для их непрерывного функционирования.
Большое количество финансово-правовых норм, из которых состоит финансовое право, образует сложную систему, внутри которой эти нормы группируются в различные подразделения в соответствии со сферами и звеньев финансовой системы государства. Итак, в финансовом праве нормы интегрируются в самостоятельные подгруппы - финансовые институты, регулирующие однородные финансовые отношения в области бюджета, государственного кредита, государственных внебюджетных целевых фондов и тому подобное. Правовые нормы финансового права включаются в акты различных правовых форм: законы, указы, инструкции, решения и др.
Главное значение в правовом регулировании финансовой деятельности государства имеет Конституция Украины, в которой содержатся основополагающие принципы (на них основывается отрасль финансового права); она определяет исходные положения нормативной регламентации финансовых отношений, является базой для финансового законодательства.
По статьям Основного Закона устанавливаются полномочия в сфере финансов Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, Счетной палаты. В Конституции определено также полномочия в области финансов Автономной Республики Крым (ст. 138), органов местного самоуправления (ст. 141-143).
Существенную роль в правовой регламентации финансовой деятельности государства играют законы Украины по финансовым вопросам. Прежде всего к ним относятся те, которые по п. 1 ч. 2 ст. 92 Конституции Украины устанавливают:
Государственный бюджет Украины;
Бюджетную систему Украины;
Система налогообложения;
Налоги и сборы;
Принципы создания и функционирования финансового, денежного, кредитного и инвестиционного рынков;
Статус национальной валюты, статус иностранных валют на территории Украины;
Порядок образования и погашения государственного внутреннего и внешнего долга;
Порядок выпуска и хранения государственных ценных бумаг, их виды и типы.
В финансовое законодательство включается большое количество подзаконных актов, нормативные указы Президента по финансовым вопросам, постановления Правительства Украины, приказы и инструкции министерств и ведомств, а также органов местного самоуправления и местных государственных администраций.
Нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины в сфере финансов разрабатываются на основе законов.
В специальном финансовом законодательстве государства четко разграничивается финансовая деятельность, осуществляемая государством как орудием публичной власти, и финансовая деятельность, осуществляемая государством через посредство государственного управления предприятиями и организациями.
Развитие и детализацию правовое регулирование финансовой деятельности получает в специальном финансовом законодательстве, финансово-правовые нормы которого регулируют качественно однородные финансовые отношения в соответствии со сферами и звеньев финансовой системы государства.
Для выполнения задач и функций, определенных Конституцией Украины, государство должно иметь денежные фонды, которые она формирует путем перераспределения валового внутреннего продукта. Важнейшим средством, с помощью которого государство осуществляет распределение и перераспределение внутреннего продукта, является государственный бюджет. Через бюджет государства отражается вся многоаспектная ее деятельность и обеспечивается выполнение функций. Бюджетные связи согласно ст. 4 Бюджетного кодекса Украины регулируются Конституцией Украины, нормами статей Бюджетного кодекса, законов о Государственном бюджете Украины, законами Украины, устанавливают источники доходов Государственного и местных бюджетов, нормативно-правовыми актами Кабинета Министров Украины, касающиеся формирования и выполнения Государственного и местных бюджетов, решениями органов Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, принятыми в соответствии с Бюджетным кодексом Украины.
Среди указанных актов основным систематизированным является Бюджетный кодекс, введенный в действие 1 января 2002 В этом документе определены отношения, регулируемые кодексом, главные термины, принципы построения бюджетной системы, бюджетной классификации, состав доходов и расходов Государственного и местных бюджетов, раскрыто стадии бюджетного процесса из Государственного и местного бюджетов, выяснено сущность межбюджетных отношений, контроля за соблюдением бюджетного законодательства.
Государственные целевые фонды нужны с целью финансирования приоритетных направлений социально-экономических задач государства и органов местного самоуправления. Правовой статус государственных внебюджетных целевых фондов определяется нормами Конституции Украины (ст. 46, 49, 50), в которых установлены направления социальной политики государства. На основе Конституции разработаны документы, содержащие концептуальные основы по социальной защите населения которое работает, пенсионеров, инвалидов, интересов детей и матерей. К таким документам относятся: концепция пенсионной реформы, Закона Украины "О пенсионном обеспечении" (1992 г.. С изменениями и дополнениями), "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" (2003 p.), "Об общеобязательном социальном страховании на случай безработицы "(2000 г.)," О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования "(2001 г.)," Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением "(2001 p.).
Согласно этим законам создано четыре централизованных целевых фонды: Пенсионный фонд Украины, Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины по временной потере трудоспособности Украины, Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы; Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В документах определен порядок формирования и использования фондов. Они формируются за счет обязательных взносов и отчислений юридических и физических лиц, способствуют социальной защите населения, повышению его жизненного уровня, сохранению и улучшению здоровья, социальной ориентации безработных.
Связи, возникающие в процессе управления государственным внутренним долгом регулируются Законом Украины "О государственном внутреннем долге Украины" (1992), в котором определена сущность внутреннего государственного долга, гарантии, права эмиссии государственных ценных бумаг, сферу размещения долговых обязательств. Условия, порядок выпуска государственных ценных бумаг регулируются Законом Украины "О ценных бумагах и фондовом рынке". Внешний государственный долг возникает в связи с привлечением внешних займов, размещенных, как правило, в иностранной валюте на фондовых рынках за пределами государства. Предельное регулирование объема государственного долга осуществляется с помощью отдельных статей Конституции Украины, норм Бюджетного кодекса, специальных текущих законов Украины "О Государственном бюджете", "О Национальном банке Украины" и других специальных законов.
Финансы государственных и муниципальных предприятий и субъектов хо других форм собственности регулируются Конституцией Украины, Хозяйственным кодексом, нормативно-правовыми актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, нормативно-правовыми актами других органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также иными правовыми актами.
Например, по Хозяйственным кодексом Украины (2003г.) Установлено в соответствии с Конституцией Украины правовые основы хозяйственной деятельности, определены отношения, регулируемые Кодексом, основные термины, средства государственного регулирования хозяйственной деятельности, раскрыта сущность основ предпринимательства, регламентирована деятельность различных видов предприятий, правила их создание и ликвидации, обеспечен самостоятельность предприятий, их права и ответственность в осуществлении хозяйственной деятельности, благоустроены отношения с другими субъектами хозяйствования и государством.
Декреты Кабинета Министров Украины "Об акцизном сборе" (1992 г..), "О местных налогах и сборах" (1993 p.), Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" (1997 г..), "О плате за землю" (1996), "О налогообложении прибыли предприятий" (1997 с изменениями и дополнениями), Указ Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" (1999) и другие финансово-правовые акты регулируют порядок уплаты налогов и сборов субъектами хозяйствования.
Финансовая деятельность домохозяйств (населения) регулируется Конституцией Украины (ст. 42, 43, 67) и специальными законами. Например, в ст. 43 Основного Закона указано, что каждый человек имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который добровольно соглашается; в ст. 67 отмечается, что каждый обязан платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом, и ежегодно подавать в органы налоговой службы по месту жительства (регистрации) декларации о своем материальном положении и доходах за прошлый год в порядке, установленном законом. Финансы населения регулируются также Законом Украины "Об оплате труда" (1995 p.), "О налоге с доходов физических лиц" (2003 p.), Другими законами, которые определяют поступления доходов из внебюджетных фондов (пенсий, государственных помог, стипендий и т.п.).
Финансовые отношения в сфере международных финансов определены Конституцией Украины (ст. 9,18,116 п. 1), Законом Украины "О внешнеэкономической деятельности" (1991 p.), Договорами между Украиной и финансовыми организациями и институтами.
В ст. 9 Основного Закона отмечается, что действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дает Верховная Рада Украины, являются частью национального законодательства Украины. Заключать международные договоры, противоречащие Конституции Украины, можно только после внесения в нее соответствующих изменений.
По ст. 18 регулируется внешнеэкономическая деятельность Украины, определяются ее основы.
Правовое регулирование финансового рынка Украины основывается на ст. 99 и 100 Конституции, специальных законодательных актах: законах Украины "О банках и банковской деятельности" (2001 г.), "О Национальном банке Украины" (1999 г..), "О системе валютного регулирования и валютного контроля" (1993 p.) , "О ценных бумагах и фондовом рынке" (2006 г..), "О фонде гарантирования вкладов физических лиц" (2001 p.), Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденной постановлением правления Национального банка Украины (2001 г.) и др.
В ст. 99 определено денежную единицу Украины - гривну; ст. 100 - задача Национального банка по разработке денежно-кредитной политики.
Указанные законы обеспечивают правовое регулирование деятельности банковской системы Украины, банковского кредитования, функционирования фондового рынка, порядка выпуска и обращения ценных бумаг, управление денежным оборотом, содержание валютных ценностей, валютного контроля и тому подобное.
Функционирование органов управления финансами обеспечено ст. 85, 96, 97, 113, 116-119 Конституции Украины, ст. 109-115 Бюджетного кодекса Украины, Законами Украины "О государственной налоговой службе в Украине" (1998 с изменениями и дополнениями), "О контрольно-ревизионной службе в Украине" (1993), "Об аудиторской деятельности" (1993 г. .), "О местном самоуправлении" (1997 г.) и др..
Финансовое право закрепляет общие принципы и формы финансовой деятельности, методы мобилизации и распределение денежных средств через централизованные и децентрализованные фонды. Финансовая деятельность государства основывается на соответствующих принципах: общеправовых, отраслевых, межотраслевых и принципах отдельных институтов финансового права.
Общеправовые принципы являются определяющими для формирования отдельных отраслей права. К ним относятся: законность, верховенство права, суверенитет государства, равенство всех форм собственности, право собственности народа. В частности, сущность принципа законности в отношении финансовой деятельности заключается в том, что процесс образования, распределения и использования фондов денежных средств достаточно подробно регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивает возможность применения к правонарушителю мер государственного принуждения.
Отраслевые принципы финансовой деятельности государства - основополагающие правила и требования, отражающие ее существенные особенности. Главное содержание этих принципов определены в Конституции Украины и нормах права, непосредственно регламентирующих финансовую деятельность. Принципы финансовой деятельности государства гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса (создание законов), обеспечивают взаимосвязь финансового права и финансовой политики государства.
Отраслевых принципов финансовой деятельности относятся: принцип публичности финансовой деятельности, принципы гласности, плановости, распределения функций представительной и исполнительной властей, приоритетности представительных органов власти перед исполнительными органами, а также принцип приоритетности публичных расходов относительно доходов бюджета и принцип учета и контроля.
Также с принципами финансовой деятельности государства относятся:
Принцип единства финансовой деятельности и денежной системы государства;
Принцип межотраслевого характера финансовой деятельности государства;
Принцип самостоятельности в установленных действующим законодательством пределах финансовой деятельности органов местного самоуправления;
Принцип социальной направленности финансовой деятельности государства;
Принцип финансовой безопасности государства и тому подобное.
Учитывая эти принципы, государство предоставляет финансовой деятельности соответствующих правовых форм и с помощью них наполняет ее правовым содержанием.
В сфере общегосударственных финансов государство в лице уполномоченных финансовых и кредитных учреждений мобилизует, распределяет и использует фонды денежных средств, финансируя народное хозяйство, социально-культурную сферу, оборону, управление, создание резервов и т. Что касается децентрализованных фондов денежных средств, то государство уполномочивает на их создание и использование предприятия и министерства. Такие фонды являются финансами отраслей народного хозяйства.
Перед любым государством в области финансовой деятельности стоит две главные задачи: собрать предусмотренные государственным бюджетом средства и распределить их в соответствии с общественными потребностями. С распределением средств связано еще одна задача - проконтролировать законность сбора, распределения и использования государственных средств.
Согласно этим задачами выделяют три группы и методы финансовой деятельности государства:
1) методы формирования денежных фондов;
2) методы распределения;
3) методы их использования.
Разнообразие методов обусловлено субъектами, с которыми у государства формируются отношения, а также конкретными условиями образования и распределения денежных средств.
Методы финансовой деятельности - это совокупность приемов и способов, с помощью которых уполномоченные государством органы от своего имени формируют, распоряжаются и используют фонды денежных средств * 8.
* 8: {Финансовое право / Под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. - М.: "ТК Велби", 2003. - 538 с.}
Первую группу методов финансовой деятельности составляют методы формирования финансовых ресурсов, среди которых выделяют обязательные и добровольные методы мобилизации финансовых ресурсов.
Обязательный метод мобилизации е ведущим, его сущность заключается в принудительном и безвозмездном изъятии части денежных средств у их владельцев в пользу государства и реализует безусловные императивные обязанности по выполнению, а также гарантии этого выполнения. Самый распространенный из видов обязательных платежей - налог. Кроме налогов, к такому методу относятся различные государственные сборы. Вместе с обязательным методом применяется и добровольный метод мобилизации финансовых ресурсов, заключается преимущественно в диспозитивных способах обеспечения финансовых поступлений и механизмов кредитования. Этот метод предусматривает отсутствие императива (повеления) со стороны государства при осуществлении платежей и реализуется путем проведения государственных лотерей, выпуска государством облигаций, других ценных бумаг, добровольных пожертвований физических и юридических лиц и т.
Вторая группа - методы распределения денежных ресурсов. В процессе распределения государственных денежных средств используются два основных метода: метод финансирования (безвозвратный, бесплатный, целевой, плановый отпуск денежных средств из централизованного фонда, осуществляется на основании утвержденных финансовых планов) и метод кредитования (выделение средств на основе целевого назначения, платности, возвратности через определенный срок).
Методы финансирования делятся на подвиды в зависимости от определенных признаков, например, цели использования средств, источников их образования, организационно-правовых режимов, объекта и субъектов и тому подобное.
Так, если финансовые ресурсы выделяются из Государственного бюджета, то это бюджетное финансирование; при выделении денежных средств из ведомственных фондов, например фондов министерств, финансирование приобретает характер ведомственного; в условиях финансирования из целевых фондов иметь место финансирования из целевых фондов.
В зависимости от субъекта, получающего денежные ресурсы, и условий получения выделяют дотации, субсидии и субвенции.
Дотация - помощь, оказанная предприятиям, учреждениям и организациям на покрытие убытков, обусловленных независимыми от них причинам. В финансовой деятельности государства применяются различные виды дотаций. Бюджетная дотация - это бесплатная, безвозвратная помощь из бюджета высшего уровня бюджету низшего, не имеет целевого характера и предоставляется в случае превышения расходов над доходами. В бюджетной деятельности используется дотация выравнивания, то есть межбюджетных трансфертов на выравнивание доходной возможности бюджета, который его получает.
Субвенции, согласно п. 37 ст. 2 Бюджетного кодекса Украины, - межбюджетный трансферт для использования на определенную цель в порядке, определенном органом, принял решение о предоставлении субвенции. В юридической литературе есть такое толкование понятия "субвенция": бюджетная дотация, что носит целевой характер. Субвенции применяется как метод бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов низшего уровня и предоставляется с четко определенным назначением как частичная государственная финансовая помощь на программы и мероприятия, направленные на поддержку гарантированного законодательством минимума социальной обеспеченности населения регионов, где такой минимум не обеспечивается собственными бюджетными доходами вследствие независимых от них причинам экономического развития.
Субсидия - денежная помощь, предоставленная государством за счет средств бюджета, а также специальных фондов юридическим лицам, местным государственным органам и другим. Это вид целевой помощи указанным лицам, предоставляется за счет средств бюджетов или целевых фондов. Субсидия применяется, чтобы сбалансировать региональные и местные бюджеты, укрепить их доходную базу, она всегда передается безвозвратно и безвозмездно из высших звеньев бюджетной системы ниже для финансирования конкретных мероприятий и учреждений, то есть имеет целевой характер.
Третью группу методов финансовой деятельности составляют методы использования финансовых ресурсов. К этой группе относятся метод установления целевого назначения государственных фондов денежных средств; метод определения порядка использования средств; метод установления компетентными государственными органами финансовых нормативов и лимитов использования денежных средств; метод планирования; метод финансового контроля и др.
Значение метода установления целевого назначения государственных фондов денежных средств заключается в том, что, формируя финансовую систему, государство одновременно определяет денежные фонды и направления их использования. Например, создав Пенсионный фонд Украины, государство определило его назначение, закрепив в нормативных актах задачи и функции этого фонда.
Метод установления порядка использования средств, полученных из соответствующего фонда, заключается в том, что полученные из государственного фонда средства всегда имеют назначение и могут расходоваться только на определенные цели.
С помощью метода установления порядка распределения прибыли государственных субъектов хозяйствования государство определяет характер использования этих доходов и соответственно предоставляет государственным средствам целевое назначение.
Применяя метод установления компетентными государственными органами финансовых нормативов и лимитов использования денежных средств, государство устанавливает минимальные и максимальные пределы, а также размеры выделения и расходования денежных средств по определенному направлению.
На всех стадиях финансовой деятельности осуществляется финансовый контроль. Назначение метода финансового контроля очень важен, поскольку финансовые ресурсы всегда ограничены, их мобилизация и расходование регламентируются специальными правовыми нормами.
Использование методов финансовой деятельности государства определяется содержанием и характером общественных отношений, регулируемых государством.
Тема: «Правовые основы финансовой деятельности государства и муниципального образования»
Содержание1. Понятие, методы и принципы финансовой деятельности государства и муниципального образования Финансовая деятельность -особый вид деятельности государства, централизованных и децентрализованных фондов, обеспечивающих его бесперебойное функционирование и развитие. Большое теоретическое значение приобретает вопрос о сущности финансовой деятельности государства и финансовой деятельности муниципальных образований. В условиях товарно-денежных отношений, существующих в обществе, государство не может выполнять свои задачи и функции по управлению обществом и обеспечению его жизнедеятельности, не располагая необходимыми финансовыми (денежными) ресурсами. Фонды финансовых (денежных) ресурсов, необходимые государству и муниципальным образованиям для осуществления своих задач и функций, стихийно не создаются. Они образуются в результате планомерных действий органов государства, муниципальных образований, направленных на создание, распределение и использование указанных фондов. Действия органов государства и муниципальных образований по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств в своей совокупности составляют содержание деятельности государства и муниципальных образований в сфере финансов, при распределении и перераспределении совокупного общественного продукта, в том числе ичасти национального дохода. Данная форма человеческого воздействия на внешний мир, на общественные отношения в области финансов получила в науке финансового права название "финансовая деятельность государства", "финансовая деятельность муниципальных образований". В законодательстве не содержится легального определения ни понятия "финансовая деятельность государства", ни понятия "финансоваядеятельность муниципальных образований". Содержание данных категорий "финансовая деятельность государства и муниципальных образований" раскрывается в науке финансового права. По мнению О.Н. Горбуновой, финансовая деятельность государства - деятельность государства по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государства на каждом данном этапе общественного развития . Финансовую деятельность государства можно определить как особый вид государственной деятельности, направленной на совершение организационных и иных действий органов государства, как правило, в правовой форме, в процессе распределения внутреннего валового продукта и части национального дохода общества путем образования, распределения (перераспределения) и использования различных фондов денежных средств, как централизованных, так и децентрализованных, необходимых для обеспечения финансовыми ресурсами функционирования органов государства всех трех ветвей власти, осуществления мероприятий по внутренней безопасности и обороне страны, для выполнения национальных программ социально-экономического и культурного развития и удовлетворения иных потребителей общества. Органы местного самоуправления также осуществляют финансовую деятельность по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств, необходимых для финансового обеспечения решения вопросов местного значения. Финансовая деятельность государства в науке финансового права рассматривается как особый вид государственной деятельности потому, что этот вид деятельности осуществляют органы государства всех трех ветвей - законодательной, исполнительной и судебной - в пределах имеющейся у них компетенции. Финансовая деятельность государства в первую очередь направлена на создание, распределение (перераспределение) и использование фондов денежных средств, находящихся на праве собственности у государства (федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, фондов государственных унитарных предприятий, в том числе казенных предприятий, и других организаций, функционирующих на праве государственной собственности). Формы осуществления финансовой деятельности различаются в зависимости от компетенции соответствующего органа государства. Возникновение и осуществление финансовой деятельности обусловлены наличием товарно-денежного обращения в стране, необходимостью создания различных фондов денежных средств для финансового обеспечения соответствующих потребностей государства, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов. Понятие "финансовая деятельность" следует подразделять на финансовую деятельность государства, финансовую деятельность муниципальных образований (публичная финансовая деятельность) и финансовую деятельность хозяйствующих субъектов, функционирующих на различных формах собственности (частная финансовая деятельность). Финансовая деятельность государства и муниципальных образований - это действия их органов, направленные на реализацию финансовой политики государства в процессе распределения и перераспределения общественного продукта, в том числе части национального дохода общества, путем создания, распределения (перераспределения) и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, необходимых для финансового обеспечения выполнения их задач и функций. Финансовая деятельность хозяйствующих субъектов выражается в действиях соответствующих субъектов, направленных на создание и использование различных фондов денежных средств, необходимость которых обусловлена наличием товарно-денежных отношений в обществе и при отсутствии которых немыслимо осуществление хозяйственной или какого-либо иного вида деятельности. Финансовую деятельность государства осуществляют органы всех трех ветвей власти. Поэтому вряд ли правомерно рассматривать финансовую деятельность государства, а также финансовую деятельность муниципальных образований, только как управленческую деятельность . Все органы государства в пределах своей компетенции осуществляют различные виды государственного контроля, в том числе и в сфере финансов. Создание единого органа государственного контроля вряд ли будет способствовать его усилению, учитывая имеющееся многообразие видов и форм государственного контроля в различных сферах общественной жизни. Координация же контрольных действий и повышение персональной ответственности руководителей контролирующих органов за результаты своих проверок, на наш взгляд, будут способствовать укреплению законности в деятельности государства и местных образований во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере финансов. Итак, представительные органы государства, реализуя законодательную деятельность в области финансов (например, утверждая федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, устанавливая и вводя в действие налоги и сборы и т.д.), создают необходимые правовые условия для осуществления финансовой деятельности в стране в целом. Если отношения, возникающие между Государственной Думой и Правительством при принятии закона о федеральном бюджете, являются финансово-правовыми, то отношения между указанными субъектами по поводу принятия Семейного кодекса РФ будут семейно-правовыми, а Уголовного кодекса РФ - будут уголовно-правовыми . Однако нельзя не учитывать, что законодательные (представительные) органы государства для достижения поставленных целей и задач, для реализации своих функций в условиях действия товарно-денежных отношений нуждаются в значительных финансовых ресурсах, поэтому они непосредственно участвуют в процессе использования фондов денежных средств, в частности средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, которые направляются на финансовое обеспечение их деятельности в соответствии с Бюджетной классификацией. Органы исполнительной власти государства, осуществляя управленческую деятельность, направленную на практическую реализацию нормативных правовых актов в области финансов, активно участвуют как в процессе создания, так и в процессе использования соответствующих фондов денежных средств, и не только на финансовое обеспечение своего функционирования. Финансовую деятельность государства осуществляют и органы судебной власти как в процессе создания фондов денежных средств (взимание, например, государственной пошлины в соответствии с НК РФ при рассмотрении в определенных случаях исковых заявлений и жалоб), так и в процессе использования централизованного фонда денежных средств. В соответствии со ст.124 Конституции Российской Федерации финансирование судов производится из федерального бюджета. Финансовая деятельность государства осуществляется органами государства всех трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной - в пределах своей компетенции. Финансовая деятельность муниципальных образований осуществляется органами местного самоуправления в пределах их компетенции, а в определенных случаях осуществляется непосредственно населением соответствующей территории.
Финансовая деятельность осуществляется в соответствии с рядом принципов, закрепленных в Конституции РФ, основными из которых являются принципы законности, гласности, федерализма и плановости. Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных правовых актов о порядке формирования, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств может повлечь за собой нестабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденных национальных и межправительственных программ и проектов в различных сферах общественной жизни и другие отрицательные последствия. Финансовое право представляет собой отрасль права, регулирующую общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, т.е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств. Субъектами финансовых правовых отношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица и организации, не наделенные правами юридического лица, государственные образования (Российская Федерация, ее субъекты) и муниципальные (местные) образования. Одной из сторон данных общественных отношений всегда является государство в лице своих органов или же орган местного самоуправления. Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информции, содержания проектов различных финансово-плановых актов, в том числе федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизии финансовой деятельности. Принцип федерализмав финансовой деятельности находит выражение в установлении Конституцией РФ разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ). Регулирование прав субъектов Российской Федерации в финансовой деятельности не должно нарушать основные конституционные положения, закрепляющие правомочия Российской Федерации - центра управления финансами страны. Принцип плановостив осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных правовых актах. Основными финансово-плановыми актами страны являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования, финансовые планы и сметы министерств, ведомств и других органов государственного управления и самоуправления. Финансово-плановым актом бюджетного учреждения является бюджетная смета, в которой предусматриваются только те расходы, которые могут быть произведены бюджетным учреждением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Хозяйствующие субъекты в сфере материального производства составляют план-бизнес, в котором и отражаются показатели их финансовой деятельности. Самостоятельность и государственная поддержка местного самоуправления как принципы осуществления финансовой деятельности местного самоуправления основываются на ст. 132 Конституции Российской Федерации и заключаются в том, что:
- органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы;
- органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
2. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципального образования Финансовая деятельность государства и муниципальных образований осуществляется, как правило, в правовой форме. Правовое регулирование, по мнению ученых, - это нормативно-организационное воздействие комплекса правовых средств на общественные отношения с целью их упорядочения, развития и охраны в соответствии с потребностями общества. Важнейшей составляющей правового регулирования общественных отношений является норма права, правило поведения, установленное или санкционированное государством и муниципальными образованиями, которое представляет собой образец для поведения участников соответствующего правоотношения. Правоотношение также входит в понятие правового регулирования, как и норма права, но в отличие от абстрактной (идеальной) нормы права носит конкретный характер, участники которого реализуют свои субъективные права и исполняют обязанности, предусмотренные соответствующей нормой права. Существенное влияние на правовое регулирование общественных отношений оказывают органы государства и местного самоуправления в процессе применения норм права. Вопрос о месте финансового права в системе права в качестве самостоятельной отрасли права был решен в основном в конце 60-х - начале 70-х гг. прошлого столетия. В настоящее время самостоятельность финансового права в системе российского права вызывает сомнение лишь у незначительной части юристов.
2.1 Органы власти, осуществляющие финансовую деятельность Особенность финансовой деятельности заключается в том, что ее осуществляют все органы государственной власти в рамках закрепленной за ними конпеценции. Согласно Конституции РФ в ведении федеральных представительных и исполнительных органов государственной власти находится установления правовых основ единого рынка на всей территории страны, финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, налогообложение и страхование. По всем вышеперечисленным вопросам государственная Дума принимает, а Совет Федерации рассматривает Федеральные Законы, которые подписывает и обнародует Президент РФ. Правительство РФ обеспечивает подготовку бюджета и его рассмотрение в представительных органах власти, осуществляет общее руководство исполнением бюджета, обеспечивает проведение единой финансовой кредитной и денежной политики, принимает решение по иным финансовым вопросам. Представительные и исполнительные органы субъектов РФ и местного самоуправления также выполняют в рамках своей компетенции ряд функций в области финансов (разрабатывают и принимают бюджеты соответствующих уровней). Помимо органов государственного управления, осуществляющих финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций в Российской Федерации созданы специальные органы государственного управления - министерство финансово РФ, федеральное казначейство, центральный банк РФ, налоговые органы, - основной функцией которых является осуществление финансовой деятельности. В своей совокупности эти органы входят в финансовую систему государства. Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации, и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство финансов РФ и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти и с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Основными задачи Министерства РФ является:
- совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;
- разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;
- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;
- разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения;
- составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета;
- осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;
- разработка и реализация единой политики в сфера развития финансовых рынков в Российской Федерации;
- участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
- обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в центральном банке РФ и кредитных организациях), а также, в соответствии с федеральным законодательством, аудитом (кроме аудита в банковской системе) и др.
- организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах казначейства, исходя из принципа единства кассы.
- регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств.
- сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы РФ.
- осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов.
- управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ.
- разработка методологических и инструктивных материалов по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных внебюджетных фондов.
- ведение операций по учету государственной казны РФ
- активное участие в разработке денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики Правительства РФ;
- всемерное сдерживание инфляционных процессов в стране;
- сокращение бюджетного дефицита;
- поддержание стабильного денежного обращения;
- обеспечение устойчивости курса рубля как государственной валюты;
- обеспечение государственного фонда валютных резервов;
- расширение возможностей неэмиссионного кредитования и покрытия бюджетного дефицита на разных властных уровнях и др.
3. Правовое регулирование бюджетной деятельности государства и муниципального образования - основного направления финансовой деятельности
3.1. Понятие бюджетной деятельности государства и муниципального образования и ее роль в развитии общества Формы и методы мобилизации государством и муниципальными образованиями денежных средств в различные фонды и их использование зависят от многих факторов общественной жизни, что требует особого правового регулирования возникающих при этом общественных отношений. Бюджетная деятельность государства и муниципальных образований является важнейшей составляющей всей финансовой деятельности государства и муниципальных образований, обеспечивающей функционирование финансовой системы в целом. Наряду с бюджетной деятельностью государство и муниципальные образования осуществляют и иные виды финансовой деятельности. В первую очередь следует назвать налоговую деятельность, проводимую в различных областях общественной жизни: в сфере страхования и банковской сфере, в области производства материальных благ и их продвижения от производителя к потребителю, при производстве валютных операций. Среди видов финансовой деятельности государства и муниципальных образований следует назвать деятельность неналоговую и в сфере функционирования государственных внебюджетных фондов, банковскую деятельность и деятельность в области государственного кредита, деятельность при производстве государственных расходов и в области валютных отношений. При этом в понятие "финансовая деятельность государства и муниципальных образований" включаются не только действия органов государства и муниципальных образований по созданию, распределению (перераспределению) и использованию различных фондов денежных средств, но и контрольная, надзорная, учетная деятельность в области финансов. Все направления, виды финансовой деятельности государства и муниципальных образований в конечном итоге осуществляются с целью обеспечения создания фондов денежных средств государства и муниципальных образований, необходимых для финансового обеспечения выполнения ими своих задач и функций по управлению обществом. Бюджетная деятельность, как и вся финансовая деятельность государства и муниципальных образований, определяется финансовой политикой государства, реализация которой, конечно, при учете в ней истинных национальных интересов общества и научно обоснованных положений, создает необходимые условия не только для стабилизации в области финансов и иных сферах общественной жизни, но и для дальнейшего развития страны в целом. Финансовая политика в обществе, где действуют товарно-денежные отношения, является определяющей во всей государственной политике, проводимой государством как внутри страны, так и на внешней арене. В настоящее время большое политическое и экономическое значение для определения государственной политики приобрели ежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ (см. Приложение №2) по поводу принятия федерального бюджета на предстоящий бюджетный год. Особое значение для развития нашей страны имеет Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 г. в связи с необходимостью определения основных параметров федерального бюджета на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. В посланиях Президента РФ Федеральному Собранию дается не только оценка ситуации в стране и ее положения в мире, но и определяются приоритеты, в том числе и долгосрочные приоритеты в социальной сфере, в экономике, в области безопасности и обороны. По словам Президента РФ, в его посланиях содержится, "может быть, неполный, но все-таки достаточно конкретный и основательный концептуальный план развития России. Его выполнение потребует созидательной работы всего общества, потребует огромных усилий и огромных финансовых ресурсов". Мобилизация финансовых ресурсов для выполнения намеченных планов (программ, проектов) осуществляется в результате проведения финансовой деятельности государством и муниципальными образованиями и в том числе в результате осуществления бюджетной деятельности. Бюджетная деятельность государства и муниципальных образований, как и иные виды их финансовой деятельности, осуществляются, как правило, в правовой форме, т.е. издаются различные нормативные правовые акты. Бюджетная деятельность государства и муниципальных образований регламентируется финансово-правовыми нормами, содержащимися в различных нормативных правовых актах и в своей совокупности образующими подотрасль финансового права - "Бюджетное право". Данная подотрасль финансового права, некоторые ученые говорят об институте финансового права, получила свое название от слова "бюджет". Термин "бюджет" (budget) имеет английское происхождение и в переводе на русский язык означает "сумка, кошелек". Так называли портфель, в котором английский министр Казначейства носил деньги и свои отчеты, регулярно выступая перед Палатой лордов. Со временем данное слово стало обозначать "отчет министра Казначейства перед Парламентом". Поскольку бюджет занимает центральное место в финансовой системе общества и является неотъемлемым признаком государства, финансовой основой его суверенитета, бюджетное право, регулирующее общественные отношения, возникающие в области бюджета, является основной подотраслью финансового права. Бюджетное право устанавливает структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок их распределения между различными видами бюджетов, бюджетные полномочия Российской Федерации, бюджетные полномочия муниципальных образований, регламентирует бюджетный процесс, устанавливает порядок проведения финансового контроля, составление, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы Российской Федерации, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т.д. К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, осуществление государственного и муниципального финансового контроля в области бюджетной деятельности и иные отношения. Нормы бюджетного права закрепляют бюджетные полномочия различных субъектов бюджетного процесса, которые определяются в зависимости от их участия в управлении обществом и государством. Источниками бюджетного права являются различные нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в области бюджета. Важнейший источник бюджетного права - это Конституция РФ, которая дает исходные начала для всех отраслей права, в том числе и финансового права. Некоторые ее статьи непосредственно устанавливают основные принципы бюджетной деятельности. Так, ст. 71 Конституции РФ определяет компетенцию Российской Федерации в области бюджета, ст.101 - предусматривает осуществление контроля за исполнением федерального бюджета, ст.104 - устанавливает специальный порядок внесения законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, ст.114 - закрепляет компетенцию Правительства РФ в области бюджета, ст.132 - закрепляет полномочия органов местного самоуправления на формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов. Кроме Конституции РФ нормы бюджетного права содержатся в специальных нормативных правовых актах. Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим бюджетные отношения до вступления в действие Бюджетного кодекса РФ, был Закон РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 г. С 1 января 2000 г. основным "системообразующим" актом в области бюджета стал Бюджетный кодекс РФ, который был принят 31 июля 1998 г., но введен в действие спустя полтора года, с 1 января 2001 г. В БК РФ неоднократно вносились изменения с момента его введения в действие. Значительные изменения были внесены в БК РФ ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" от 26 апреля 2007 г. №63-ФЗ. Большая роль в регулировании бюджетных отношений принадлежит федеральным законам о федеральном бюджете на соответствующий год, законам субъектов РФ о региональном бюджете на соответствующий год, федеральным законам о бюджете государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на соответствующий год, а также правовым актам представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах на соответствующий год. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 г. №9-П подчеркивается социальная и юридическая значимость предмета правового регулирования федеральных законов о федеральном бюджете, что предопределяет установление в Конституции Российской Федерации гарантий социально-экономической обоснованности федерального бюджета и его сбалансированности, включая особый порядок разработки и принятия этих федеральных законов Бюджетное право, непосредственно регулируя отношения, возникающие внутри бюджетной системы, также опосредует общественные отношения, возникающие между бюджетной системой и другими звеньями финансовой системы при создании и использовании иных фондов финансовой системы, в частности определяет основы участия всех звеньев финансовой системы в формировании доходов фондов бюджетной системы Российской Федерации. Конкретные взаимоотношения между бюджетной системой и тем или другим звеном финансовой системы опосредуется не только нормами бюджетного права, но и нормами других структурных подразделений финансового права, в частности нормами налогового права. От устойчивости и стабильности бюджетной системы зависит состояние и функционирование всей финансовой системы страны. А от устойчивости стабильности отдельных звеньев финансовой системы зависит состояние бюджетной системы, т.е. между бюджетной системой и другими звеньями финансовой системы существует диалектическое единство. Ослабление любого звена финансовой системы, тем более бюджетной системы, скажется на общем ее состоянии и в конечном итоге отрицательно повлияет на социально-экономическое развитие общества, на благосостояние граждан.
3.2. Вопросы бюджетного устройства и бюджетной системы России Проблемы бюджетного устройства и бюджетной системы активно обсуждаются как экономистами, так и юристами. В соответствии со ст.1 Конституции РФ Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Федеративное государственное устройство России определяет ее бюджетное устройство, в основе которого находится бюджетная система. В настоящее время отсутствует легальное определение бюджетного устройства, хотя в отмененном Законе РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 г. такое определение присутствовало и согласно которому бюджетное устройство определялось как организация бюджетной системы и принципы ее построения. При всей важности бюджетной классификации как методологической основы формирования доходов и расходов бюджетов бюджетной системы, обеспечивающей сопоставимость показателей как доходов, так и расходов бюджетов бюджетной системы, вряд ли корректно было бы приравнивать ее к структурным элементам бюджетного устройства России. Точнее было бы рассматривать нормы, регулирующие бюджетную классификацию как технико-юридические нормы, позволяющие группировать доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и используемые для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности и проведения контроля. Среди изменений и дополнений, внесенных в БК РФ ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" от 26 апреля 2007 г. №63-ФЗ, также отсутствует норма, определяющая бюджетное устройство России. Основу бюджетного устройства составляет бюджетная система. Для федеративного государства, как отмечалось в литературе, возможны два варианта построения бюджетной системы, два варианта взаимоотношений между бюджетом центра Федерации и бюджетами ее субъектов. В нашей стране в разные периоды ее развития с учетом федеративного государственного устройства были применены оба варианта построения бюджетной системы. В СССР был использован вариант построения бюджетной системы, при котором бюджетная система СССР состояла из союзного бюджета и 15 государственных бюджетов советских социалистических республик. В зависимости от административно-территориального устройства той или иной республики, ее государственный бюджет состоял из республиканского бюджета, государственного бюджета автономной республики, автономной области, бюджета области, края, районов, городов, сельских и городских поселений. Все создаваемые бюджеты на территории СССР объединялись снизу вверх, через консолидированные бюджеты вышестоящего административно-территориального образования, и в итоге создавался единый государственный бюджет СССР, утверждаемый высшим органом государственной власти - Верховным Советом СССР. Государственный бюджет СССР включал в себя сельские, поселковые, городские, районные, краевые, областные, республиканские и союзный бюджеты - всего более 50 тыс. бюджетов. Объединение всех самостоятельно создаваемых бюджетов на территории СССР в единый государственный бюджет СССР объяснялось многими причинами, и в первую очередь социально-экономическим строем страны, а также необходимостью наибольшей централизации финансовых ресурсов страны. В России, как и в иных федеративных государствах, применяется другой вариант построения бюджетной системы: бюджет центра - Федерации и бюджеты субъектов Федерации создаются самостоятельно, существуют отдельно, не объединяясь в единый бюджет, утверждаемый высшим органом государственной власти Российской Федерации. В соответствии со ст.10 БК РФ "Структура бюджетной системы Российской Федерации" к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся: - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; - местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты городских и сельских поселений. В ст. 6 БК РФ содержится легальное определение бюджетной системы. Бюджетная система Российской Федерации - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Аналогичное понятие содержалось и в ст. 6 БК РФ до внесения в нее изменений ФЗ от 26 апреля 2007 г., единственно только заменили слова "нормами права" на слова "законодательством Российской Федерации". Учитывая социальную значимость государственных внебюджетных фондов, их особый правовой режим, отличающийся от правового режима государственных бюджетов, перспективу дальнейшего развития данного финансового института, необходимость создания подобных фондов на уровне муниципальных образований, представляется целесообразным создать отдельную систему государственных и местных внебюджетных фондов, выделив государственные внебюджетные фонды из бюджетной системы России, с включением вновь созданной системы в качестве самостоятельного звена в финансовой системе страны. Бюджетное законодательство России до принятия Бюджетного кодекса РФ устанавливало следующие принципы бюджетной системы: единство, самостоятельность, полноту, реальность и гласность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ. БК РФ не только закрепил вышеназванные принципы бюджетной системы, раскрывая их содержание, но и включил в перечень принципов бюджетной системы новые, ранее неизвестные бюджетному праву России. В соответствии со ст. 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основывалась на следующих принципах:
- единство бюджетной системы Российской Федерации;
- разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
- самостоятельность бюджетов;
- полнота отражения доходов и расходов бюджетов; бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- сбалансированность бюджета;
- эффективность и экономность использования бюджетных средств;
- общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
- гласность;
- достоверность бюджетов;
- адресность и целевой характер бюджетных средств.
4. Финансовый контроль - важнейшая составляющая финансовой деятельности государства и муниципального образования
4.1. Понятие и виды финансового контроля в России Важнейшим направлением всей деятельности органов государства и муниципальных образований является контроль за различными сферами общественной жизни. Контроль государства и муниципальных образований в области финансов, финансовых отношений получил в науке финансового права название "финансовый контроль". Наличие финансового контроля обусловлено необходимостью практической реализации функций финансов: распределительной, регулирующей и контрольной. При этом распределительная и регулирующая функции непосредственно связаны с контрольной функцией, которая пронизывает всю деятельность государства и муниципальных образований по созданию, распределению (перераспределению) и использованию фондов, денежных средств, т.е. охватывает своим воздействием все общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности. Особенно возрастает роль финансового контроля на современном этапе развития нашей страны. Реальной угрозой экономической безопасности России стало масштабное нецелевое использование бюджетных средств, незаконный вывоз капитала за границу, противоправные действия в банковской и налоговой сферах, криминализация экономических и иных отношений. Финансовому контролю как части финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых осуществляется финансовая деятельность государства и муниципальных образований и которые закреплены в Конституции РФ и иных нормативных правовых актах. Это принципы законности, гласности, федерализма, плановости. При этом следует отметить, что нами предлагалось дополнить перечисленные принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований принципами, которые отражают, по нашему мнению, специфику финансовой деятельности государства и муниципальных образований как особого вида государственной деятельности. В связи с указанным были названы такие принципы, как:
- единство цели осуществления;
- максимально допустимая прозрачность;
- строжайший учет;
- результативность
- представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
- Президента или аппарата Президента Российской Федерации;
- финансово-кредитных органов;
- ведомственный и внутрихозяйственный;
- общественный;
- аудиторский
- представительных (законодательных) органов власти;
- Президента Российской Федерации;
- исполнительных органов власти общей компетенции;
- финансово-кредитных органов;
- ведомственный (внутриведомственный) контроль, дополняемый внутрихозяйственным (внутренним) контролем. В свою очередь, в зависимости то правового статуса субъекта, осуществляющего финансовый контроль, он подразделяется на государственный, муниципальный, общественный и аудиторский
- государственный;
- негосударственный.
Заключение Возникновение и осуществление финансовой деятельности государства и муниципальных образований обусловлены объективными потребностями общества, в котором действуют товарно-денежные отношения и в котором государство на любом этапе своего развития не смогло бы выполнять свои задачи и функции, не обладая соответствующими финансовыми ресурсами. Для этого государством используются при управлении обществом различные экономические регуляторы, в том числе финансы и финансовая система Важнейшей отраслью права, регулирующей финансовую деятельность государства и муниципальных образований, является финансовое право. Однако, исходя из концептуального положения о структуре финансовой системы страны, включающей в себя не только финансовые институты, основанные на праве государственной и муниципальной собственности, но и функционирующие на праве частной собственности, автор полагает, что правовую основу финансовой системы общества наряду с нормами финансового права составляют и нормы гражданского права. Поэтому гражданское законодательство в случаях, предусмотренных в законе, регулирует деятельность государства и муниципальных образований в области финансов, т.е. регулирует их финансовую деятельность, деятельность, направленную на создание, распределение (перераспределение) и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (финансовых ресурсов), необходимых для финансового обеспечения выполнения их задач и функций. Исследуя бюджетную деятельность как основное направление финансовой деятельности государства и муниципальных образований, разделяя мнение ученых об усилении централизации в области управления финансовыми ресурсами на современном этапе развития России, объясняет данную тенденцию в основном историческими и социально-политическими условиями развития субъектов Российской Федерации, существующими значительными различиями в их бюджетной обеспеченности и необходимостью сбалансирования соответствующих бюджетов. Начавшийся в 2008 году мировой финансовый кризис подтверждает вывод о том, что без активного участия государства в регулировании экономикой собственной страны и совместных действий государственных структур на международной арене невозможно уменьшить его отрицательные последствия, которые скажутся на развитии общественной жизни во всех странах мира. В настоящее время руководство Российской Федерации принимает разнообразные экономические и правовые меры по уменьшению негативных последствий, вызываемых международным финансовым кризисом, по защите прав и интересов российских граждан, по поддержке национальной экономики, по усилению ее конкурентоспособности.
Список использованной литературы 1. Конституция РФ 2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 3. Бюджетный Кодекс РФ 4. Налоговый Кодекс РФ 5. ФЗ «О федеральном бюджете на соответствующий год» 6. ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» 7. Постановление Правительства от 30 июня 2004г. №329 8. Веремеенко И.И. К вопросу о предмете финансового права. Актуальные вопросы административного и финансового права: Сборник научных трудов. Вып. 2. М.: МГИМО(У) МИД России, 2009. С. 6, 7. 9. Гавричина, Е.Л. Кашаев А.Н. Государство и право. Учебное пособие. - М., 2007 10. Гомола А.И., Гомола И.А., Борисова Е.В. «Правовые основы государственного и муниципального управления», 2008 11. Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. М.: Издательство ООО "Профобразование", 2006. С. 67. 12. Государственные и муниципальные финансы. Учебник / Под. ред. Г.Б. Поляка. - М., 2010 13. Карасева М.В., Крохина Ю.А. Финансовое право / Под ред. докт. юрид. наук, проф. М.В. Карасевой. М.: Издательство "Норма" (Издательская группа Норма-Инфра-М), 2006. (Краткие учебные курсы юридических наук.) С. 7. 14. Лахтина Т.А. «О сущности финансовой системы как элемента современного государства» // Финансовое право. 2006. №4. С. 24-26 15. Петрова Г.В. «Финансовое право»: Учебник. М.: ТК Велби, 2006. С.9 16. Савин А.Ю. Финансовое право. - М.: Финстатинформ, 2007. 17. Соколова Э.Д. «Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований», 2008 18. Соколова Э.Д., С.Н.Александрова «Хозяйственное право» Учебное пособие. М.: Академия управления МВД России, 2006, С.13, 14 19. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. - М., 2006. 20. Финансовое право: Учебник / Отв.ред. Н.И.Химичева. М.: Юристъ, 2006. С.23 21. Финансовое право: Учебник / Под ред. проф. О.Н. Горбуновой. М.: Юристъ, 2007. С. 15 22. Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2008. С. 20 23. Финансовое право: Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. М.: ООО "ТК Велби", 2007. С. 10. 24. Шохин С.О., Воронина Л.И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория и практика применения в России: Научно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 2006
Правовое регулирование финансов – это осуществление контроля со стороны государства за отношениями, возникающими в результате использования государственных финансовых фондов для решения или реализации общественных функций.
Таким образом, главным методом такого регулирования являются некоторые предписания и нормы относительно финансовых отношений со стороны, представляющей государство. Финансовое право имеет множество соприкосновений с правовым регулированием других областей государственной деятельности – права конституционного и административного прядка.
Правовое регулирование различных областей государственной деятельности
- Конституционное право .
Является главной отраслью всей правовой системы. Она регулирует все виды общественных отношений, положение личности, устройство государства, любые действия государственных органов и основных органов власти. Закладывая все эти основы, конституционное (или государственное) право на них в дальнейшем развивается.
- Административное право .
Его воздействие и регулирование распространяется на деятельность, которая осуществляется исполнительными органами власти.
- Финансовое право .
Оно охватывает обе эти сферы правового регулирования, так как финансовая деятельность осуществляется и в том, и в другом случае. Имеются некоторые нормы, регламентирующие финансовое право, и их совокупность определяется как финансовое законодательство.
Научный аспект финансового права
Финансовое правовое регулирование, являясь отдельной отраслью всего российского права, направлено на контроль общественных отношений, которые формируются в процессе осуществления финансовой деятельности. То есть, как наука, оно изучает различные нормы и аспекты регулирования финансовой деятельности и их применение на практике, а также все возможные закономерности, возникающие в процессе развития финансового права.
Таким образом, правовое регулирование представляет собой совокупность всех возможных знаний, которые были выявлены в процессе изучения такой сферы государственной деятельности, как правовое регулирование финансовой деятельности.
Понятие финансового права
Вся финансовая система, включающая в себя любую финансовую деятельность, осуществляемую государством, основывается на возникновении различных общественных отношений, в результате которых эта деятельность и реализуется. Такая система имеет потребность в четком регулировании, то есть установлении различных прав и обязанностей, относящихся ко всем участникам финансовых отношений, а также мер пресечения или же наступления ответственности в случае нарушения этих прав и обязанностей.
Сфера финансов тесно связана и частично затрагивает другие правовые системы. Всей же областью финансового права охватываются любые публичные (причем в эту категорию включены как государственные или местные, так и муниципальные ресурсы). При этом правовое регулирование имеет определенное влияние и в сфере негосударственных финансовых отношений. В частности, финансовым правом регулируется поступление налогов от негосударственных коммерческих предприятий и дальнейшее их перераспределение.
Согласно мнению ученого П.М. Годме, основным различием между государственными и частными финансами является то, что и состояние, и динамика частных финансов находится в прямой зависимости от состояния рынка и любых изменений в рыночной экономике. В то время как состояние и динамика государственных финансов полностью зависит от тех решений и действий, которые были приняты государством.
Помимо финансового права, любая государственная деятельность затрагивает и другие области отношений. В том числе, это трудовые, административные, гражданские и другие, каждое из которых имеет свою отдельную область, которая регулируется при помощи правовых норм. Финансовое же право, несмотря на тесное соприкосновение с этими областями, регулирует лишь финансовую сторону отношений.
Таким образом, в понятие финансового права можно включить нормы регулирования финансовых отношений, появление которых производится в результате государственной финансовой деятельности, подразумевающей распределение, формирование и использование финансовых фондов и иных ресурсов, носящих публичный характер.
Предмет финансового права
Правовое регулирование государственных финансов направлено на закрепление всей финансовой структуры и определяет степень компетенции в рамках этой области каждого отдельного субъекта Российской Федерации, каждого отдельно взятого органа местного самоуправления, а также государства в целом. Эти отношения и определяют предмет финансового права.
Следовательно, под этим термином в общем смысле стоит понимать общественные отношения, которые были созданы в процессе образования, распределения и использования денежных (финансовых) фондов, направленных на реализацию различных публичных задач согласно определенному утвержденному и сформированному плану общего развития.
В виду наличия в финансовой государственной системе большого количества звеньев, ее связи с различными сферами государственной и общественной деятельности, а также производственными структурами государственные финансовые отношения весьма разнообразны по своей структуре.
Однако существуют различные мнения, согласно которым в предмет финансового права нельзя включить определенные категории отношений. Например, область муниципальных финансовых отношений или же органов местного самоуправления. Подобный вывод можно сделать на основе того, что эти области нельзя отнести к государственным органам. Однако и не отрицается отношение этих областей к сфере правового финансового регулирования, поскольку их финансовая деятельность имеет свое отражение при рассмотрении содержания финансово-правовых институтов.
Следовательно, под предметом такого понятия, как правовое регулирование финансовых отношений следует понимать не только государственные финансовые отношения, но и финансы муниципальные и органов самоуправления. Поскольку исключение таких отношений будет противоречить конституционным нормам и общему принципу единого финансового управления. Ключевым же моментом, по которому стоит относить и те, и другие финансовые отношения к области, включающей правовое регулирование финансового контроля, является публичность всех этих видов отношений. При этом необходимо учитывать классификацию на централизованные и децентрализованные.
Группы финансовых отношений
Подобные отношения могут возникать на различных уровнях: субъекты Российской федерации, учреждения муниципального характера и само государство, а также органы местного управления; организации, в том числе и финансовые, кредитные, и физические лица. Если рассматривать группы подробнее, то можно выделить следующую классификацию:
- Отношения по распределению финансовых ресурсов внутри государственных органов. То есть, это отношения Российской Федерации, государственных федеральных субъектов, муниципальные образования и административно-территориальные центры.
- Отношения по формированию бюджетных и внебюджетных фондов. Участниками таких отношений выступают государственные органы, местное самоуправление и физические лица.
- Выполнение финансовых обязательств организациями, подразумевающее собой внесение налоговых выплат в государственные денежные фонды. Участниками таких отношений являются государство, муниципальные образования и коммерческие организации.
- Распределение финансовых и бюджетных фондов на исполнение соответствующих мероприятий, достижение определенных целей от государства к органам местного самоуправления к нижестоящим органам.
- Страховые и кредитные фонды, которые распределяются от финансово-кредитных органов к физическим и юридическим лицам.
- Государственное регулирование в сфере финансового рынка.
Основываясь на данных этой классификации, можно сделать вывод, что правовое регулирование государственных финансов направлено на формирование, а также распределение и регулирование финансовых фондов. Осуществление контроля над этими отношениями производится государством и на основе законодательства.
Методы финансового регулирования
Государством осуществляется формирование основных денежных фондов, которые в дальнейшем направляются на реализацию различных экономических, социальных и прочих программ, с помощью которых, согласно общему планированию и стратегии, осуществляется развитие общества и государственной экономики в целом.
Финансовыми правовыми нормами регулируется все возможные принципы, методы и формы деятельности государства и государственных органов, направленные на формирование фондов, характер средств, используемый для их формирования и способы, и порядок взимания этих платежей. А также регулируются все возможные источники получения данных средств, порядок их дальнейшего использования, таким образом, формируя фиксированные права и обязанности государственных и муниципальных органов и учреждений, физический и юридических лиц в рамках финансовых отношений.
Метод финансово правового регулирования используется преимущественно императивный. То есть, уполномоченными государственными органами или органами местного самоуправления согласно предписаниям производится контроль и осуществление деятельности по формированию, распределению и использованию денежных средств.
Подобными предписаниями определяют порядок и размер взимания платежей в государственные фонды, а также направленности их дальнейшего использования для экономического и социального развития государства. Таким образом, обеспечивается четкое правовое регулирование финансовых отношений, а также гарантированное поступление денежных средств в государственные фонды, и их использование в полном соответствии с государственными целевыми программами.
Спецификой этого метода является также и наличие специально установленного круга государственных финансовых органов, ответственных за правовое регулирование финансового контроля. Подчинение всех участников финансовых отношений этим органам производится исключительно в данной сфере. Однако и вертикальное отраслевое управление имеет определенное влияние, поскольку любые финансовые предписания направляются со стороны инстанций, находящихся на более высоких уровнях власти.
Подобный метод обеспечивает максимальную четкость в правовом регулировании, поскольку существует правовой контроль за любой финансовой деятельностью, что в конечном итоге является необходимым условием для выполнения государством своей функции по соблюдению интересов всех видов органов власти, организаций и граждан в целом.
Развитие финансового права
Правовое регулирование финансовое деятельности имеет достаточно высокий темп развития, который обусловлен изменениями в государственной политике. В частности, главной причиной таких изменений стал переход на рыночную экономику. Таким образом, было обеспечено равенство прав любых сторон финансовых отношений, вне зависимости от того, какую форму собственности они имеют. Также обеспечивается основная нацеленность всей финансовой сферы на решение социальных задач и развитие общей эффективности экономики страны.
Также необходимо укрепление вертикали власти, и развитие отношений органов местного самоуправления и Российской Федерации, и положение большего внимания к правовому регулированию финансов на местном уровне.
Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
МДК.04.01
Правовые основы регулирования финансовой деятельности
для обучающихся 3-го курса по специальности
Финансы
Теоретические вопросы:
1. Понятие финансов и их особенности
2. Конституционные основы финансовой деятельности государства.
3. Органы, осуществляющие финансовую деятельность, их правовое положение и функции.
4. Понятие и значение финансового контроля.
5. Полномочия федеральных финансово-кредитных органов в области финансового
контроля: Минфина РФ, Федерального казначейства РФ.
6. Формы финансового контроля.
7. Понятие и виды юридической ответственности в сфере финансов.
8. Финансовое правонарушение: понятие, состав.
Практические задания
1. Указать Конституционные основы финансовой деятельности государства.
2. Перечислить функции органов представительной и исполнительной власти..
3. Указать правовые основы регулирования государственного финансового контроля
4. Указать порядок документального контроля
5. Перечислить состав фактического контроля.
6. Принуждение как средство обеспечения реализации финансовой ответственности .
7. Перечислить виды и состав финансового законодательства.
8. Определить виды ответственности за нарушение финансового законодательства.
Раздел 2 Бюджетное право
Теоретические вопросы:
9.Понятие, роль и правовая форма государственного и местного(муниципального) бюджетов в социально-экономическом развитии страны.
10. Принцип и порядок распределения доходов и расходов в бюджетной системе . Закрепленные и регулирующие доходы.
11. Понятие бюджетного права. Предмет и метод бюджетного права.
17. Понятие бюджетного периода
18. Понятие исполнения бюджета.
19.Капитальные и текущие расходы бюджета.
Практические задания
11.Перечислить состав доходов и расходов бюджета
12. Определить соотношение бюджетного права с другими отраслями финансового права.
14. Указать структуру и элементы бюджетных правоотношений.
15. Указать порядок рассмотрения проектов бюджетов государственными органами власти различных уровней.
16.Перечислить права и обязанности распорядителей бюджетных кредитов.
17. Провести анализ исполнения бюджета Самарской области за 2014г.
18. Указать особенности бюджетного процесса в РФ.
Раздел 3. Государственные и муниципальные доходы.
Теоретические вопросы
20.Понятие налога, сбора, пошлины.
21.Налоговые и неналоговые доходы.
22.Понятие и функции финансов государственных (муниципальных) предприятий.
23. Финансовое планирование на государственном (муниципальном) предприятии: понятие, значение, принципы.
24. Понятие и виды государственных и муниципальных доходов.
25. Система, принцип и порядок установления налогов и сборов.
27. Правовое регулирование налогового контроля.
28. Порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок.
29. Полномочия Федеральной налоговой службы РФ.
Практические задания
19.Дать характеристику финансам государственных и муниципальных предприятий и их
правовому регулированию.
20. Перечислить виды ответственности за нарушение налогового законодательства.
21. Дать характеристику налоговому праву на современном этапе.
22. Перечислить виды и понятие налоговых правоотношений.
23.Указать порядок обжалования актов проверок налоговыми органами и действий их должностных лиц.
Раздел 4.Банковская деятельность.
Теоретические задания.
30.Банковская система РФ: понятие, состав, функции.
32. Надзор Банка России.
33. Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями.
Практические задания
24. Указать правовые основы банковской деятельности.
25. Составить перечень видов ответственности за нарушения банковского законодательства.
Раздел 5. Страхование.
Теоретические задания
34. Понятие и организация страхования.
35. Страховые правоотношения: основания возникновения, структура, элементы, виды.
Практические задания
26. Указать виды страхования и их правовое регулирование.
27. Перечислить виды ответственности за нарушение законодательства в сфере страхования.
Раздел 6.Денежное обращение. Валютный контроль.
Теоретические задания.
40.Валютные операции: субъекты, объекты, их классификация.
Практические задания
28. Указать правовые основы безналичного обращения.
29. Дать определение правовому регулированию денежного обращения .
33. Определить процесс валютного регулирования и валютного контроля.
Раздел 7. Инвестиционная деятельность. Рынок ценных бумаг .
Теоретические задания.
41. Понятие инвестиционной деятельности, субъекты и объекты.
42. Прямые иностранные инвестиции.
43. Права и обязанности инвесторов.
44. Понятие, виды и правовое регулирование рынка ценных бумаг.
Практические задания.
34. Указать особенности правового регулирования иностранных инвестиций.
35. Дать определение инвестиционной деятельности.
36. Указать процесс регулирования инвестиционной деятельности в России.
Теоретические задания
45. Основные правила постановки и ведения бухгалтерского учета.
46. Понятие и структура имущества субъектов финансовой деятельности.
47. Понятие уставного капитала уставного фонда юридических лиц.
Практические задания
41. Дать правовое определение бухгалтерского баланса .
42. Дать определение амортизации основных средств и нематериальных активов.
43. Дать определение правовому режиму капиталов, фондов и резервов.
Раздел 9.Государственный и муниципальный кредит.
Теоретические задания
48.Понятие и значение государственного (муниципального)кредита.
50. Сберегательное дело в Российской Федерации.
51. Методы обращения вкладов граждан и денежных средств организаций в государственные займы .
Практические задания.
44. Дать определение финансовым правоотношениям в области государственного кредита .
45. Дать определение понятиям, видам и структуре государственного долга .
46. Определить правовое регулирование внутренних государственных займов.
47. Дать определение процессу управления государственным долгом, формам государственного долга.
Раздел 10. Государственные внебюджетные фонды.
Теоретические задания
52. Организационно-правовые формы формирования государственных внебюджетных фондов
53.Отличие государственного и банковского кредита .
Практические задания
49. Определить правовое регулирование уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
50. Указать порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Основная:
1. М. Косвенные правовые отношения:опросы методологии и значение в финансовой деятельности государства:Монография/ А. М.Асадов.-М.: Норма, 2013.320с.
2. Бюджетное право:Учебное пособие/О. В.Болтинова.-2-е изд. пересм.-М:Норма: НИЦ Инфра-М, 2013, 320с.
3. Валютное регулирование В РФ:правила, контроль, ответственность:Учебно-практическое пособие/И. В.Хаменушко.-М.:Норма,2015, 320с.
4. Налоговое право России: учебник для вузов/Ю. А.Крохина. Норма,2014, 704с.
5. Банковское право РФ:учебное пособие /отв. ред Е. Ю.Грачева:М.: Норма,2013.-400с.
6. Финансовое право. Учебник/под. ред. Н. И.Химичева, 5-изд., Норма, 2013
7. Д.Правовое регулирование финансовой деятельности государственных и муниципальных образований, Юриспруденция,2011.
Дополнительная:
1. Г.Валютное право:Учебное пособие.
для магистров/Д. Г.Алексеева, СВ. Пыхтин, Норма,2013.-256с.
2. Комментарий к Бюджетному кодексу РФ./под. ред. проф. А.Н. Козырина, М.:Экар,2009.
3. В.Прямые иностранные инвестиции в России:праововые формы привлечения и защиты. М.:Юрист,2010.
4. Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.-Приказ Минфина РФ н/\ Российская газета, №47 от 01.01.2001г.