Правовой основой экологической экспертизы является. Порядок проведения государственной и общественной экологической экспертизы

Организация и проведение экологической экспертизы является одним из основных рычагов государственного регулирования охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов России.

Основная цель экологической экспертизы – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности общества и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения

возможных неблагоприятных последствий воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Источники экологического права.

Источники экологического права представляют собой нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы.

Нормативно-правовой акт – документ, издаваемый соответствующим компетентным органом.

Система экологического законодательства и находится в постоянном совершенствовании в связи с проводимой в России подготовкой и принятием целого ряда федеральных законов в области охраны окружающей среды.

Основополагающие положения экологопользования закреплены в Конституции РФ и законодательных актах субъектов Российской Федерации.

На основе Конституции РФ были приняты федеральные законы, непосредственно регулирующие экологопользование, в том числе и Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (от 19 декабря 1991 г.).

Этот закон стал первым систематизированным нормативно-правовым актом в области экологопользования и в число своих 15 разделов включал такие, как "Государственная экологическая экспертиза" (раздел 5) и "Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов" (раздел 6).

Таким образом, до принятия Федерального закона "Об экологической экспертизе" (от 15 ноября 1995 г.) в нем были закреплены основополагающие положения проведения экологической экспертизы.

Подзаконные нормативно-правовые акты, издаваемые органами исполнительной власти можно подразделить на три основные группы:

а) правительственные нормативно-правовые акты;

б) межведомственные нормативные акты, принимаемые органами управления (регулирования) межведомственной компетенции;

в) ведомственные нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами.

Необходимо отметить, что правительственные нормативно-правовые акты по вопросам экологопользования имеют значительный удельный вес среди источников экологического права. Например, это постановления Правительства РФ по вопросам проведения государственной экологической экспертизы.

Так, для проведения экологической экспертизы недостаточно было установленных в законе “ Об охране окружающей природной среды “ норм, возникали затруднения по многим вопросам, поэтому в дополнение к статьям выше указанного закона выходит постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 года, которым утверждено “Положение о государственной экологической экспертизе”.

В качестве примера ведомственных нормативных актов можно привести инструкции Министерства Охраны Окружающей Среды о порядке проведения государственной экологической экспертизы в России и об экологическом обосновании хозяйственной деятельности.

Кроме вышеперечисленного, экологические нормативно-правовые акты могут быть приняты органами местного самоуправления. Они решают, в основном, вопросы местного значения и субъектов РФ.

Основные положения Федерального закона "Об экологической экспертизе".

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан РФ на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и предусматривает в этой части реализацию конституционного права субъектов РФ на совместное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Экологическая экспертиза основывается на следующих принципах:

презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

обязанность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы;

комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

достоверность и полнота информации, предоставляемой на экологическую экспертизу;

независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;

научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;

ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Объектом этой экспертизы является выполненная в соответствии с требованиями законодательства РФ документация. Документация, выполненная без указанных требований, на государственную экспертизу не принимаются.(Статья 3).

Федеральный закон “Об экологической экспертизе “ установил два уровня ее проведения: федеральный и субъектов РФ.

Объекты государственной экологической экспертизы на федеральном уровне:

1) проекты правовых актов РФ нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти РФ, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей среды;

2) материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти РФ и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории РФ, в том числе: проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую среду;

проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;

проекты схем развития отраслей народного хозяйства РФ, в том числе промышленности;

проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил РФ;

проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований;

проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ;

Экологическая экспертиза

Правовое регулирование экологической экспертизы. Одним из основных элементов организационного механизма природопользования является экологическая экспертиза. Она представляет собой установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Экологическую экспертизу проводят на этапе планирования деятельности, а не в отношении реализованных проектов, т.е. действующих предприятий. Проводит ее экспертная комиссия, формируемая Росприроднадзором либо органом государственной власти субъекта РФ. Общественную экологическую экспертизу вправе проводить общественные организации, основным направлением деятельности которых является охрана окружающей среды.

Согласно ст. 3 Федерального закона "Об экологической экспертизе":

  • любая намечаемая деятельность является потенциально экологически опасной; представление документации на экологическую экспертизу – обязанность субъекта хозяйственной деятельности, за невыполнение которой следует предусмотренная законодательством ответственность;
  • положительное заключение государственной экологической экспертизы является обязательным документом для реализации планируемой деятельности, в случае если проведение государственной экологической экспертизы обязательно. В противном случае проекты утверждению не подлежат и работы по их реализации не финансируются;
  • акты государственных органов об утверждении проектов деятельности без положительного заключения государственной экологической экспертизы могут быть обжалованы в судебном порядке; комплексность деятельности по оценке воздействия на окружающую среду и его последствий, что означает анализ документации экспертами и полное и всестороннее выявление аспектов;
  • в документах, представляемых на экологическую экспертизу, должна содержаться вся имеющаяся у заказчика неискаженная информация о проекте, возможном воздействии его реализации на окружающую среду и здоровье человека. Недостоверность представленной в документации информации является основанием для дачи отрицательного заключения государственной экологической экспертизы;
  • никто не вправе вмешиваться в работу эксперта, который свободен в своих оценках и выводах. Законом установлен перечень лиц, которые не вправе являться экспертами, при этом законодатель исходит из критерия возможной зависимости эксперта от заказчика экспертизы.

Если ОВОС представляет собой изобретение западных зарубежных стран последней трети XX в., то государственная экологическая экспертиза – порождение российской действительности того же периода, совместившее ОВОС и усиленный публичный контроль за проектированием новых объектов.

Порядок проведения государственной и общественной экологической экспертизы

Государственная экологическая экспертиза проводится в установленном порядке.

  • 1. Заказчик представляет документацию в соответствующее экспертное подразделение. В составе этих материалов должны иметься:
    • – документация, подлежащая государственной экологической экспертизе, в необходимом объеме и с материалами ОВОС;
    • – положительные заключения и (или) документы согласований органов федерального надзора и контроля с органами местного самоуправления;
    • – заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами;
    • – материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), проведенных органами местного самоуправления.
  • 2. Проводится проверка комплектности представленных документов: при соответствии их установленным требованиям заказчик информируется о необходимости оплаты экспертизы, при несоответствии – о сроках представления материалов в полном объеме.
  • 3. Заказчик оплачивает проведение экспертизы и направляет в экспертное подразделение подтверждающий оплату документ.
  • 4. Экспертиза начинается не позднее чем через месяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме.
  • 5. Государственная экологическая экспертиза начинается со дня подписания приказа о ее проведении. Срок проведения экспертизы устанавливается в зависимости от сложности объекта и не может превышать шести месяцев. В течение данного срока изучается представленная документация, проводятся заседания экспертной комиссии, готовятся проекты индивидуальных и групповых заключений, затем проект сводного заключения.
  • 6. Завершающим этапом экспертизы являются подписание и утверждение ее сводного заключения, которое может быть положительным либо отрицательным.

Отрицательное заключение может содержать выводы о необходимости доработки представленных материалов либо о недопустимости реализации объектов экспертизы. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.

К заключению, подготовленному экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением.

7. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом исполнительной власти субъекта РФ.

Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

Из судебной практики

В Кемеровской области прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконными и необоснованными выводов государственной экологической экспертизы по проекту прокладки коксовой батареи на Кузнецком металлургическом комбинате, в соответствии с которым при воздействии хозяйственной деятельности на окружающую среду права граждан на охрану здоровья не нарушались (что вызывало сомнение). Решением Ленинского районного народного суда г. Кемерово требование прокурора удовлетворено, выводы государственной экологической экспертизы признаны незаконными.

Общественную экологическую экспертизу организуют и проводят по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественные организации (объединения), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством РФ.

Объектом общественной экспертизы могут быть все объекты государственной экологической экспертизы, за исключением объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну. В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 "О государственной тайне" к таковой не могут быть отнесены сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, сельского хозяйства;
  • фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

В ст. 5 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ "О коммерческой тайне" среди сведений, на которые не распространяется режим коммерческой тайны, названы сведения:

  • о загрязнении окружающей среды;
  • состоянии противопожарной безопасности;
  • санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке;
  • безопасности пищевых продуктов;
  • других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
  • нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться до либо одновременно с государственной экспертизой. Общественная организация, проводящая общественную экологическую экспертизу, обязана подать в соответствующий орган местного самоуправления заявление о ее проведении. Общественная экспертиза возможна лишь при регистрации заявления данным органом.

Закон предусматривает случаи отказа в регистрации заявления, а именно:

  • общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;
  • общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
  • общественная организация (объединение), которая будет проводить экспертизу, не зарегистрирована в установленном законом порядке либо деятельность в области охраны окружающей среды не является ее уставной деятельностью;
  • заявление не соответствует требованиям, установленным законом.

Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу только при утверждении его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. Законодатель исходил из того, что проведение общественной экологической экспертизы возможно лицами, не обладающими достаточной квалификацией, ее выводы далеко не всегда являются обоснованными. Придание заключению общественной экологической экспертизы обязательной юридической силы означало бы создание существенных преград реализации проектов хозяйственной деятельности.

Экологическая экспертиза в природоохранном законодательстве

В отечественном экологическом законодательстве занимает наиболее место и обладает высшей юридической силой в случае противоречий со всеми иными законодательными актами Конституция РФ. Экологическим содержанием наполнена статья 42, рассматривающая право человека на благоприятную окружающую среду, доступ к достоверной информации о ее состоянии, а также право граждан на возмещение ущерба, причиненного состоянию их здоровья или имуществу при экологических правонарушениях. Вопросы регуляции отношений между субъектами в сфере охраны окружающей среды определяются также статьями 9, 17, 36, 58, 67, 72 Конституции.

Замечание 1

Анализ источников экологического права, в частности, факт высшей силы конституции, показывает, что главной задачей экологического права общество считает поддержание юридическими механизмами гигиенически благоприятной для человека абиотической среды, а вовсе не сохранение природы ради нее самой. Экологические проступки также понимаются как нарушение благоприятности среды для человека.

Основной юридический документ в сфере российского экологического законодательства – это Федеральный закон "Об охране окружающей среды", (2002). Этот закон в числе прочего содержит особую главу VI, посвященную оценке воздействия на окружающую среду и экологической экспертизе, а также главу VII, где рассматриваются требования в плане охраны окружающей среды в процессе осуществления хозяйственной или иной деятельности. В них подробно рассматриваются цели и задачи оценки антропогенного воздействия на окружающую среду, а также цели и задачи проведения экологической экспертизы.

Кроме указанных глав, полностью посвященных экологической экспертизе и оценке воздействия человека на окружающую среду, в данном законе для них имеют значение материалы еще из нескольких глав и статей.

Федеральный закон "Об экологической экспертизе"

Данный юридический документ подробно регулирует отношения субъектов в области экологической экспертизы, представляя, таким образом, целевой закон.

К Федеральному закону "Об экологической экспертизе" существует специальный комментарий, где очень подробно рассматриваются все детали этой процедуры.

  • В первой главе закона (статья 1) впервые приводится определение экологической экспертизы в целом (а не только государственной), подробным образом раскрываются принципы (статья 3) и приводится классификация экологической экспертизы с выделением основных ее видов (статья 4).
  • В главе II определяются полномочия органов государственной власти и местного самоуправления при осуществлении экологической экспертизы (статьи 5-9), здесь также указано, каким образом полномочия, права и обязанности субъектов экологической экспертизы распределяются между федеральным и региональным уровнями (статьи 7-8).
  • В главе III данного закона рассматриваются вопросы государственной экологической экспертизы, конкретизируются ее объекты федерального уровня (статья 11) и уровня субъектов Федерации (статья 12), приводится общий порядок осуществления государственной экологической экспертизы (статья 14), определяется статус и описываются обязанности экспертных комиссий, ее экспертов и председателя (статьи 15- 17), указываются различия юридической силы заключений непосредственно экспертной комиссии и в целом государственной экологической экспертизы (статья 18).
  • Законом определяется также регламент и условия проведения, объекты, порядок, правила, статус заключения и т.д. общественной экологической экспертизы (статьи 20-25), а также права граждан и общественных организаций в данной предметной области (статья 19).
  • В главе V данного закона закрепляются права и обязанности (статьи 26-27) заказчиков документации для экологической экспертизы.
  • Глава VI определяет порядок финансирования государственной и общественной экологической экспертизы, возможные виды нарушений законодательства РФ в области экологической экспертизы и виды ответственности за данные нарушения, распределяя их на уголовную, административную, материальную и гражданско-правовую ответственность.
  • III. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ДЛЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
  • IV.Собственное мнение по проблеме, обоснованное 2-3 аргументами из жизненного и читательского опыта.
  • V. Виды обязательств по их содержанию, в связи с основаниями возникновения обязательств
  • Августин Блаженный и теологическое обоснование морали
  • Экологическая экспертиза. Виды и основные принципы экологической экспертизы.

    Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

    Виды: В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и

    общественная экологическая экспертиза.

    Принципы:

    § Презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

    § Обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

    § Комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

    § обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

    § Достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

    § Независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

    § Научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

    § Гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

    § Ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

    Правовая основа Государственной экологической экспертизы.

    Правовой основой экологической экспертизы являются Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Федеральный Закон «Об эколо­гической экспертизе», Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы.

    Существующий в российском законодательстве закон "Об экологической экспертизе" разработан с целью регулирования правовых отношений в области экологии. Такие отношения направлены на поддержание чистоты окружающей среды в нашей с вами стране. Также правовые основы экологической экспертизы базируются на четырех определенных принципах:

    1. экологический кризис невозможно предотвратить, если в сфере экологической экспертизы отсутствуют нормы прямого действия;
    2. любой вид деятельности, в случае если его последствия связаны с воздействием на окружающую среду, должен проходить проверку на соблюдение экологических норм и требований в процессе работы;
    3. разные виды государственной экспертизы не должны зависеть друг от друга;
    4. чтобы координировать экологическую деятельность экспертов, на государственном уровне должно быть регулируемо, руководствуясь всеми правовыми основами экологической экспертизы.

    Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами. Исключитель­ное право на ее проведение и соответствующие функции принадлежат Госу­дарственному комитету РФ по охране окружающей среды и его территориаль­ным органам. Они, наделены правом, назначать экологическую экспертизу и контроли­ровать выполнение ее требований. Государственная экологическая эксперти­за может проводиться на двух уровнях - федеральном и субъектов РФ.


    1 | | | |

    Экологическая экспертиза – установленные соответствия документов и или документации, обосновывающих намеченной в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованием, установленным техническими регламентами и законом в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

    Под требованиями в области охраны окружающей среды (природа – охранная деятельность) понимается предъявление к хозяйственной и иной деятельности обязательных условий, ограничение или их совокупность, установленные законами и иными НПА, природа – охранными нормами, государственные стандарты в области охраны окружающей среды.

    В соответствие с ФЗ «об экологической экспертизе» от 22 ноября, экологическая экспертиза основывается на следующих принципах:

    1. Презумпция потенциальной опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Данный принцип означает, что при оценке материала, эксперты должны исходить от того, что реализация соответствующей деятельности может влечь вредное воздействие на окружающую среду.

    2. Обязанность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экспертизы. Данный принцип адресован заказчику планируемой деятельности и органу. Заказчик вне права принимать решение о реализации планируемой деятельности и осуществлять её не представив материалы на государственную экологическую экспертизу.

    3. Комплексность оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и последствий. Этот принцип означает, что органы и комиссии государственной экспертизы обязаны оценить полноту видов, масштабов воздействия на окружающую среду в процессе реализации объекта экспертизы.

    4. Обязательность учёта требований и безопасности при проведении экологической экспертизы.

    5. Достоверность, полнота информации, оставляемой для экспертизы.

    6. Независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий.

    7. Принцип научной обоснованности, объективности и законности в заключение экологической экспертизы.

    8. Гласность, участие общественных организаций, учёт общественных мнений.

    9. Принцип ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц, за организацию, проведению, качеству экологической экспертизы.

    В РФ осуществляется государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза. Проведение таких видов экспертизы имеют юридически значимый характер.

    · Государственная экологическая экспертиза.

    Она организуется и проводится федеральными органами исполнительной власти в области экологической экспертизы, органы государственной власти субъектов РФ.

    В ФЗ «об экологической экспертизе» дан обширный перечень объектов государственной экологической экспертизы. С учётом того обстоятельства, что основным фактором отрицательно воздействия на природу является социально – экономическое развитие, экологической экспертизе подлежат:

    1. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня 2. Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня.

    (1) а) проекты нормативно – технических и инструктивно методических документов в области охраны окружающей среды, утверждённых органов государственной власти РФ.

    б) проекты целевых федеральных программ, предусмотренное строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказавших создание на окружающую среду в части размещения таких объектов с учётом режима охраны природных объектов.

    в) проекты соглашений о разделе продукций.

    г) материалы обоснованных лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится к компетенции федеральных органов исполнительной власти.

    д) проекты технической документации на новую технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технические документации на новые вещества, которые могут поступить в природную среду.

    е) материалы комплексного экологического обследования участков территории, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охранных природных территориях федерального значения: зоны экологического бедствия (зоны чрезвычайной экологической ситуации).

    ж) объект государственной экологической экспертизы, указанный выше и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы в следующих случаях:

    - доработки такого объекта по замечаниям, проведение раннее государственной экологической экспертизы.

    - реализация такого объекта с отступлением от документации, получивших положительное заключение об экспертизе и или в случае внесения изменений в указанную документацию.

    Порядок проведение государственной экологической экспертизы регулируется как ФЗ «об экологической экспертизе», так и положением «о порядке проведения государственной экологической экспертизы». Он включает следующие стадии:

    1. Представление материалов в министерство природных ресурсов, территориальных органов на уровне субъектов РФ. Государственная экологическая экспертиза проводится при условии соотношения формы, содержания, представленных заказчику материалов, требуемых законодательству и при наличии в составе материалов: - документации подлежат государственные экологические экспертизы в объёме определённой в установленном порядке и содержание материалов оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности. - положительные заключения и или документов согласований органов федерального надзора и контроля, органов местного самоуправления. - заключений федерального органа исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключение общественной экологической экспертизы в случае его проведения. - материалов, обсуждений объектов государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными объединениями, органов местного самоуправления. 2. регистрация, проверка полноты и достаточности представленных материалов. Проверку полноты и достаточности представляемых материалов. Проводимое экспертными министерствами природных ресурсов, либо его территориальными органами. 3. формирование комиссии государственной экологической экспертизы. Экспертное подразделение подбирает кандидатуру руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии, а затем с их участием подтверждается предложение по составу экспертной комиссии, её состав сроки и задания на проведение государственной экологической экспертизы утверждается приказом. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью её объекта, но не должен превышать 6 месяцев. Начало срока проведения государственной экспертизы устанавливаются не позднее, чем через месяц после её оплаты и приёма комплекта необходимых материалов и документов в полном объёме. 4. подготовка индивидуальных, групповых заключений и свободного заключения государственной экологической экспертизы. 5. подписание и утверждение заключения государственной экологической экспертизы. Заключение, которое соответствует заданию на проведение экологической экспертизы должно быть одобрено квалификационным большинством списочного состава комиссии. Заключение экологической экспертизы приобретает юридический статус после его подтверждения.

    Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Это означает, что без положительного заключения запрещена реализация проекта.

    · Общественная экологическая экспертиза.

    Статус и порядок проведения общественной экологической экспертизы определён в ФЗ «об экологической экспертизе».

    Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных объединений, а также по инициативе органов местного самоуправления. Проводится общественная экологическая экспертиза общественными объединениями, основным направлением их деятельности, которая в соответствии с их уставом является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы.

    Общественная экологическая экспертиза проводится в отношении всех объектов государственной экологической экспертизы, за исключением объектов экологической экспертизы, сведения которых составляют государственную и коммерческую и иную охраняемую законом тайну. Проводится она до или одновременно с государственной экологической экспертизой, а также может проводится независимо от проведения государственной экологической экспертизы в отношении тех же объектов.

    · Порядок проведения общественной экологической экспертизы.

    Общественные объединения осуществляют общественную экологическую экспертизу в установленном законом порядке имеют право:

    1. Получить от заказчика документацию, которая подлежит экологической экспертизе.

    2. Знаком с нормативно – технической документацией, установленные требования к проведению государственной экологической экспертизы.

    3. Участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседании комиссии и участвовать в проведении ими обсуждения, заключения общественной экологической экспертизы.

    Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации, заявления общественного объединения о её проведении. При наличии заявления о проведении экологической экспертизы 1-ого объекта от 2-х или более общественных организаций допускается создание единой экспертной комиссии.

    В заявлении общественного объединения о проведении общественной экологической экспертизы должны быть приведены наименования, юридический адрес, характер предусмотренной уставом деятельности, сведения об объекте экспертизы. Орган местного самоуправления в 7 дней со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы, обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации, заявление о проведении экспертизы регистрации, который указан 7 дней срок, считается зарегистрированным.

    В государственной регистрации заявление о проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано в след случаях:

    - общественная экологическая экспертиза раннее была дважды проведена в отношении объекта. - общественная экологическая экспертиза проведена в отношении объекта, сведения, о которых составляют государственную и или иную охраняемую законом тайну. - порядок государственной регистрации общественных объединений не соответствует установленному порядку. - не соответствует требованиям законодательства, а именно основным направлением их деятельности не является охрана окружающей среды. - требование к содержанию заявлению о проведении общественной экологической экспертизы не выполняется.

    Данный перечень оснований об отказе государственной регистрации о проведении общественной экологической экспертизы является исчерпывающим.

    Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ в государственной регистрации. Заявка о проведении экологической экспертизы. Регулируется экологическая экспертиза, так же как государственная является заключением экспертной комиссии. Заключение общественной экологической экспертизы направлены федеральными органами исполнительной власти, заказчику, органам принимающим решение о реализации объектов. Заключение приобретает юридическую силу после утверждения его федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти. Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в СМИ.


    Похожая информация.