Правовые основы социального государства. Правовое обеспечение военно-социальной политики российской федерации

система законодательных, нормативных и правовых актов, способствующих практическому осуществлению декларированных Конституцией принципов социального государства, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7 Конституции РФ). Часть вторая этой статьи объясняет основополагающие принципы социальной политики государства как его обязанность труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В Конституции РФ основная часть перечисленных принципов социальной политики связана с неотъемлемыми правами и свободами человека и гражданина (гл. 2 Конституции РФ).

При этом к исключительной компетенции РФ отнесено «установление основ федеральной политики и федеральные программы в области… социального… развития Российской Федерации» (ст. 71 Конституции РФ), а к совместному ведению РФ и ее субъектов – вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности, охраны окружающей среды и экологической безопасности, охраны памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидация их последствий; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (ст. 72 Конституции РФ).

Действующим федеральным законодательством определен целый ряд систем социальной деятельности государства, таких, как охрана здоровья, культура, наука, социально-трудовые отношения, занятость населения, социальное страхование, социальное обслуживание, пенсионное обеспечение и др. ФЗ определяют общие принципы отношений субъектов социального взаимодействия, содержат нормы прямого действия, ссылки на федеральные законы, в более полном объеме регулирующие пограничные области социальных взаимоотношений, а также требования к органам государственной власти по принятию нормативных правовых актов в развитие отдельных норм закона или разработке новых федеральных законов.

Так, ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ потребовал разработки таких ФЗ, как «О Фонде социального страхования Российской Федерации», «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти». Принятие Трудового кодекса РФ повлекло за собой разработку ФЗ «О поэтапном повышении минимального размера оплаты труда», «О минимальной часовой ставке оплаты труда», «Об объединениях работодателей», внесение изменений в целый ряд законов и нормативных правовых актов по вопросам организации и охраны труда, занятости населения, деятельности профсоюзов и др. Практически каждый ФЗ, даже содержащий только нормы прямого действия, требует принятия соответствующих актов органов государственной власти от федерального уровня до органов местного самоуправления, которыми будут определены порядок и формы исполнения этих норм.

Основной социальный законопроектный портфель Государственной думы Федерального собрания РФ находится в Комитете по труду и социальной политике. Через него за годы деятельности Госдумы прошло более 500 законов, в том числе и названные выше, и в настоящее время, кроме перечисленных, разрабатываются проекты федеральных законов «Об основах социальной политики в Российской Федерации», «О государственных социальных стандартах» и др.

Другие новости по теме:

  • Взаимодействие в социальной педагогике и социальной работе
  • ЗАДАЧИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ЗАДАЧИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в области образования
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Научные исследования проблем социального государства в современной России
  • Организационные и правовые средства и методы реализации функций социального государства
  • ОСНОВНЫЕ ВЗРОСЛЫХ
  • ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Принципы государственной политики в области образования
  • Принципы государственной политики в области образования
  • 3. Перспективы правовой основы социального государства в современной России

    Верховенство закона в правовом государстве

    Для того, чтобы сформировать правовое государство в России были сделаны важные шаги, но, к большому огорчению, пока не представляется возможным сказать, что в настоящее время наша страна полностью является правовым государством...

    Верховенство правового закона в правовом государстве

    Для формирования правового государства в России предприняты значительные шаги, но, к сожалению, утверждать, что на данный момент наша страна в полной мере является правовым государством ещё нельзя...

    Идеологическая политика в социальной сфере

    Социальная политика государства - одно из направлений его деятельности по регулированию социально - экономических условий жизни общества. Суть социальной политики государства в поддержании отношений как между социальными группами...

    История развития отечественной муниципальной службы

    Хотя существуют и весьма специфичные проблемные вопросы касаемо муниципальной службы, куда насущнее будут и общегосударственные темы...

    Конституционно-правовые основы становления социального государства в России

    Малые города и сельские поселения: перспективы развития

    Для решения множества социально-экономических проблем необходимо комплексно решать весь спектр проблем наиболее многочисленной группы городских поселений. Так будущее малых городов России напрямую зависит от совершенствования механизмов...

    Основные направления реформирования ЖКХ

    В новых экономических условиях формируется новая экономическая система - региональное хозяйство. Для прежней экономики, для которой был характерен отраслевой подход, региональное хозяйство не играло сколько существенной роли...

    Основные характеристики государства в контексте правовой теории государства

    В Конституции РФ 1993 года записано, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (Статья 7 п. 1). Однако говорить о том...

    Основы правосознания

    Пенсионная реформа

    Правовое государство

    В современном мире Россия занимает особое место. В истории страны можно отметить неоднократные попытки утверждения ценностей либерализма, открытого общества, которые сменялись прямо противоположным процессом...

    Правовое государство: идея, реальность, перспективы

    Формирование правового государства в России требует тщательного, детального и всестороннего исследования, осмысления в условиях российских реалий этого комплексного, фундаментального, поливариантного государственно-правового феномена...

    Правовой статус религиозных объединений

    Перспективы развития социального партнерства государства и религиозных объединений - одна из актуальнейших проблем государственно-конфессиональных отношений. Особенно в связи с тем...

    Проблемы взаимоотношений государства и общественности в России

    Среди трудностей становления гражданского общества российскими исследователями отмечается не только распад традиционных норм и социокультурных связей, но и возникновение завышенных материальных и статусных ожиданий. Эти ожидания...

    Условия формирования гражданского общества в России

    Одной из стратегических целей начавшегося еще десять лет назад процесса всестороннего реформирования российского общества было становление и развитие гражданского общества и правового государства...

    Сущность правового обеспечения социальной политики можно обозначить через определение понятия "закон". Социальный закон - это относительно устойчивые и систематически повторяющиеся отношения между социальными объектами, а право - социальный институт, который регулирует социальные взаимодействия в обществе путем предписаний, строго закрепленных в нормах-законах. Правовые нормы обеспечиваются принуждением со стороны государственных органов. Спецификой правового обеспечения социальной политики является целевая направленность на человека, улучшение условий и качества его жизни. Цель и задачи правового обеспечения социальной политики определяют сформулированные в нормативно-правовой базе конкретные принципы, которые обозначают ее основные направления. Это - соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечение государственных гарантий; равные возможности для граждан при получении социальных услуг и добровольное согласие на их получение. К целям и задачам правового обеспечения социальной работы относятся также обеспечение государственных гарантий на доступность социального обслуживания, определение и преемственность всех видов и форм социального обслуживания, адресность. Через правовые нормы обеспечивается приоритет социального содействия гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, содействие социальной реабилитации и адаптации. Конституция РФ:

    • - содержит определение Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
    • - определяет основы общественного строя и государственного устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и деятельности. Детальное регулирование социальной политики в России осуществляется в федеральных законах и подзаконных актах.

    Правовые документы, регулирующие вопросы социальной политики, принимаются па международном, федеральном, региональном, муниципальном, ведомственном уровнях.

    Также к нормативным документам относятся указы и распоряжения Президента РФ, постановления и решения Правительства РФ, устанавливающие порядок осуществления социальной защиты и социального обслуживания.

    На региональном уровне принимаются нормативно-правовые акты субъектов РФ. Эти документы обеспечивают реализацию федеральных законов на территории регионов, а также отражают специфику субъектов РФ. Они не должны противоречить федеральному законодательству, дополняют и конкретизируют его, исходя из региональных особенностей и возможностей.

    На муниципальном уровне действуют нормативно-правовые документы муниципальных образований (принятые городскими, окружными, районными, сельскими, поселковыми органами власти).

    На ведомственном уровне разрабатываются и реализуются решения, приказы, распоряжения непосредственно учреждений и организаций. Каждое ведомство социальной сферы выпускает собственные нормативные акты, обязательные для исполнения всеми, кто работает в соответствующей системе.

    Международные правовые акты в области социальной политики

    На международном уровне принимаются регламентирующие и рекомендательные документы (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и других организаций). Среди них можно выделить Всеобщую декларацию прав человека и гражданина, которая закрепляет право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и др.; провозглашает, что пенсии, пособия, другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума; требует от государств, ее подписавших, развивать систему социального страхования и обеспечения, обеспечивать защиту материнства и младенчества, права детей, инвалидов, умственно отсталых лиц, граждан, отбывавших наказание в местах лишения свободы и нуждающихся в социальной поддержке (27); декларирует право каждого человека на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения (ст. 25).

    Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах признает право на социальную защиту: охрану и помощь семье - охрана материнства в течение периода до родов и после родов (предоставление оплачиваемого отпуска с достаточными пособиями), защита детей от экономической и социальной эксплуатации (ст. 10); на достаточный жизненный уровень - достаточное питание, одежду, жилище, непрерывное улучшение условий жизни (ст. 11); право на достижимый уровень физического и психического здоровья (ст. 12); социальное страхование.

    Конвенция о правах ребенка: закрепляет социально-экономический, правовой статус ребенка; устанавливает возрастной критерий (18 лет), до достижения которого человек признается ребенком; признает за каждым ребенком право пользоваться системой социальной защиты, право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного, социального развития ребенка; право на имя, гражданство, заботу со стороны родителей, право на защиту от всех форм дискриминации; право ребенка на образование, профессиональную подготовку, медицинское обслуживание, восстановление здоровья (в случае необходимости); право на свободу мысли, совести, религии, создание ассоциаций, участие в мирных собраниях, защиту от любых посягательств на его честь и достоинство.

    Европейская социальная хартия декларирует:

    • 1) комплекс прав, относящихся к трудовым отношениям - право на труд, справедливые условия труда, вознаграждение и др.;
    • 2) право на охрану здоровья;
    • 3) право на образование;
    • 4) право на защиту материнства и детства;
    • 5) право на социальную защиту - достойный образ жизни, предоставление всем членам общества равных возможностей, включая инвалидов, лиц пожилого возраста.

    Европейский кодекс социального обеспечения:

    • - определяет минимальный уровень защиты, который государства должны предоставлять в связи с болезнью, безработицей, старостью, трудовым увечьем, профессиональными заболеваниями, материнством, инвалидностью и потерей кормильца, на содержание детей;
    • - раскрывает содержание традиционных форм социальной защиты населения: медицинского обслуживания, пособий но болезни, в случае трудового увечья, профессионального заболевания, семейных пособий по материнству, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

    Европейская конвенция о социальном обеспечении:

    • - закрепляет принципы: равенства граждан, договорившихся стран и лиц без гражданства; сохранения пособий независимо от места жительства;
    • - способствует развитию двусторонних и многосторонних соглашений между европейскими государствами.

    Конвенция МОТ № 102 "О минимальных нормах социального обслуживания":

    • - определяет нормы о видах, размерах, условиях предоставления социальной защиты (медицинская помощь, пособия по болезни, пособия по безработице, пенсии по старости, пособия в случае производственного травматизма и профессионального заболевания, семейные пособия, пособия по беременности и родам, пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца);
    • - рекомендует установить размеры предоставляемых выплат на уровне не ниже определенных норм (например, минимальный размер пенсии по старости должен составлять не менее 40% его предшествующего заработка).

    Конвенция МОТ № 103 "Об охране материнства" требует от государств, ее принявших, установить продолжительность отпуска по беременности и родам не менее 12 недель. Размер денежного пособия по беременности и родам (ст. 4) не должен быть ниже 2/3 предшествующего заработка женщины3 (в России Федеральным законом от 19 мая 1995 г. гарантируется предоставление пособия по беременности и родам в размере 100% среднего заработка работающей женщины).

    Конвенция МОТ № 128 "О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца" 1967 г. рекомендует установить минимальный размер пенсии по старости и по случаю потери кормильца на уровне 45% заработка, а пенсии по инвалидности - 50% заработка.

    Конвенция МОТ№ 162 "О пожилых трудящихся" (1980) рекомендует предоставлять безработным предпенсионного возраста пособие по безработице при невозможности трудоустройства, выход на пенсию осуществлять по возможности с использованием гибкого пенсионного возраста и с предоставлением досрочной пенсии (ст. 32 российского Федерального закона "О занятости населения" предусматривает право на полную пенсию по старости людям (при наличии стажа работы), если причиной их увольнения стало сокращение численности или штата организации, не ранее чем за два года до выхода на пенсию).

    Конвенция МОТ № 157 "Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения" (1982), которая направлена на: сохранение прав на социальное обеспечение граждан государств, заключивших международный договор, а также беженцев и лиц без гражданства; признание прав на различные виды социального обслуживания; сохранение страховых взносов (согласно Соглашению от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения" учитывается стаж граждан, приобретенный ими в любом из государств Содружества, если они переехали в другую страну СНГ).

    Конвенция МОТ от 20 июня 1983 г. № 159 "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов" направлена на реализацию социальной политики в отношении инвалидов, создание специальных служб по вопросам профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства, занятости инвалидов.

    Функционирование социального государства самым тесным образом связано с утверждением гражданских и политических прав. Это, прежде всего, право на участие в реализации власти, право на свободу слова, на частную жизнь и т. п. В п. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи. И право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам».

    В силу требований норм международного права социально-экономические права и свободы человека поставлены в один ряд с гражданскими и политическими правами. Что означает необходимость обеспечения их равной доступности и эффективной правовой защиты во всех странах мирового сообщества безотносительно к имеющимся у них экономическим и финансовым ресурсам ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах.

    К правам такого рода относятся:

    • а) право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы;
    • б) право на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации;
    • в) право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое при необходимости другими средствами социального обеспечения;
    • г) право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов;
    • д) право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск (ст. 23 и 24 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.).

    Эти и другие международные правовые документы составляют основу социальной государственности и обязывают государство обеспечивать приемлемый социальный жизненный стандарт.

    По мнению авторитетного российского ученого Н.В. Витрука, в государствах с традиционной демократией накоплен достаточно большой опыт в разработке социальной политики и ее реализации, в признании и обеспечении социальных прав граждан. Причем существенные социальные достижения в провозглашении социальных и культурных прав на конституционном уровне и в их реальном гарантировании (отсутствие безработицы, бесплатное здравоохранение, образование, система государственных пенсий и иных социальных пособий для многодетных семей, женщин, лиц с ограниченными физическими возможностями и т.д.) имели место в СССР и иных социалистических государствах. Многие политики и ученые на Западе признают, что Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах был принят под воздействием достижений социальной практики СССР и других социалистических государств

    Сегодня правовой основой социального государства служит совокупность как внутригосударственных, так и международно-правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально-экономические права личности. В социальном государстве нормативно-правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства.

    Именно такой подход позволяет говорить о необходимости формирования российской модели социального государства, в основе которой ключевое место должно принадлежать принципу социального гуманизма. В силу этого модель построения в России социального государства, с учетом имеющегося международного и российского опыта, должна предусматривать:

    • - социально-гуманистическую направленность экономической политики (все ради человека, его благополучия, здоровья, культурного развития и профессионального роста);
    • - равные возможности для всех вне зависимости от социальных, национальных и религиозных признаков, а также места жительства для реализации своих социально-экономических интересов и потребностей;
    • - активную роль государства в обеспечении интересов всего общества, в формировании политики доходов, в предоставлении основных социальных гарантий всему населению, в развитии науки, культуры, здравоохранения, просвещения, в охране окружающей среды, поддержке инновации и технического прогресса, в борьбе с преступностью и в поддержании необходимого морально-психологического климата в стране;
    • - поддержку и развитие разнообразных институтов гражданского общества.

    Современная Россия переживает начальный этап формирования социально ориентированной экономики, гражданского общества и правового государства, который накладывает отпечаток на процесс становления институциональных, процессуальных и иных элементов социального государства. Основными средствами реализации идеи социального государства должна выступать эффективная социальная политика государства. При этом все национальные проекты, направленные на повышение качества здравоохранения, образования и строительства жилья, улучшение демографических показателей, должны рассматриваться как основополагающие составляющие содержания социальной политики современного Российского государства.

    Главная > Краткий словарь

    Принцип соблюдения естественных П.ч. и г. составляет основу деятельности социального государства. Правовая основа социального государства - совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провоз-глашающих и гарантирующих социально-экономические права лич-ности. В социальном государстве нормативно-правовые акты закре-пляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства. Наиболее полно свое выражение П.о.с.г. получает в т.н. социальных кодексах, которые устанавливают минимальные социальные критерии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования и т.д.Современное социальное государство одновременно является также и правовым государством, поскольку провозглашение прав и свобод, в т.ч. и в социальной сфере, нуждается в их реальном экономическом наполнении. Компонентами П.о.с.г. являются, напр. Конституция РФ, Международный пакт об экономических, социаль-ных и культурных правах и др. Правовой статус человека, гражданина и личности - наибо-лее важная часть социально-нормативного статуса личности, пред-ставляющая собой совокупность юридических прав, свобод, обя-занностей и законных интересов личности, признаваемых и га-рантированных государством. П.с. опосредует взаимную связь госу-дарства и личности, ее социальное положение в обществе. Предпо-сылками П.с. являются гражданство и правосубъектность личности. В юридической науке выделяют несколько видов П.с.: 1) общий (конституционный) С. человека и гражданина; 2) специальный или родовой С. определенной категории граждан; 3) индивидуальный С., характеризующий пол, возраст, семейное положение и т.д.; 4) С. иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двой-ным гражданством; 5) отраслевые П.с. (уголовно-процессуальный, административно-процессуаль-ный и др.); 6) С. физического ли-ца и т.д. Социальное государство не просто признает эти права, а обеспечивает их наиболее полную реализацию. Правовые нормы - это правила поведения, обязательные для всех лиц или определенного круга лиц, установленные или санкционированные государством. Если правило не исполняется добровольно, к его нарушителям может быть применено принуждение со стороны компетентных государственных органов. П.н. существуют в форме соответствующих нормативно-правовых актов либо др. источников права. Они предписывают лицам определенную форму поведения. В зависимости от типа возлагаемых на лицо обязательств различаются три вида П.н.: обязывающие, запрещающие или уполномочивающие (дозволяющие). Обязывающие – предписывают лицам совершать определенные положительные действия. Запрещающие – указывают на недопустимость совершения лицом каких-либо действий. Уполномочивающие дозволяющие) – предоставляют лицам возможность совершения определенных действий, влекущих за собой юридические последствия. По форме предписания П.н. разделяются на императивные и диспозитивные. Императивные (категорические) – содержат властные предписания, отступление от которых не допускается. Диспозитивные – предоставляют субъектам право самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей. Правоприменение (применение норм права) подзаконная, государственно-властная деятельность компетентных органов, направленная на обеспечение реализации норм права другими субъектами. П. осуществляется в случаях, установленных законом, когда нормы права не могут быть реализованы без властного государственного вмешательства. В содержательном плане это следующие случаи: правонарушение, распределение общественных благ, спор участников правоотношений, контроль за наиболее важными соглашениями, сделками и т.п., а также осуществление властных полномочий вышестоящих органов государства по отношению к подчиненным органам и должностным лицам. П. – процесс, в котором можно выделить такие стадии, как установление обстоятельств (фактической основы) дела; установление юридической основы дела (выбор соответствующей правовой нормы права, ее толкование); вынесение правоприменительного акта; реализация этого акта. П. акты (судебные решения, приговоры и определения, постановления следственных органов, акты администрации и т.п.), вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми субъектами. Принципы, которым должны соответствовать все акты: обоснованность, законность, целесообразность и справедливость. В социальном государстве важна сфера правоприменения, в которой реализуются экономические, социальные и культурные права личности, осуществляются социальное обеспечение, организация образования, здравоохранения, охрана труда. Приоритет прав человека означает преимущество прав человека как высшей ценности в обществе перед всеми иными. Права человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. (Ст. 18 Конституции РФ). Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. (Ч.2. Ст. 17 Конституции РФ). Свободное и эффективное их осуществление является одним из основных признаков гражданского общества, правового и социального государства. Права человека принято делить на абсолютные и относительные . Абсолютными признаются такие фундаментальные личные права человека, как право на жизнь, неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства, свободу совести и вероисповедания, право не подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также право на судебную защиту, правосудие и связанные с ними важнейшие процессуальные права. Ограничение или временное приостановление абсолютных прав недопустимы в демократических социальных государствах ни при каких обстоятельствах. Все остальные права человека являются относительными и могут быть ограничены или временно приостановлены на определенный срок в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения. Программы социального развития на федеральном, региональном и местном уровнях. В структуре социальной политики рассматриваются три уровня: федеральный, региональный, муниципальный. Большинство вопросов развития образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения должны решаться на уровне органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Все три уровня (федеральный, региональный, местный) находятся в непрерывном взаимодействии, взаимообусловлены и составляют неразрывное единство. Поэтому социальную политику, которая уже на этапе формирования представляет собой трехсторонний процесс выработки взаимно согласованных принципов решения социальных проблем, принято называть триединой социальной политикой. Реализация такой политики посредством разработки и осуществления программ социального развития проводится также на всех трех уровнях, представляющих собой целостную систему.П.с.р. ставят задачи научно обосновать цели, показатели сроков, темпов и пропорций развития социальных процессов. В них для каждой из отраслей социальной сферы определяются цели, их количественные и качественные характеристики в заданные сроки. Объектами таких программ являются экономический, правовой, культурный, демографический, национально-этнический и другие аспекты развития социальной сферы соответствующего уровня. Формирование и намерения П.с.р. являются приоритетной деятельностью социального государства. При формировании и реализации П.с.р. приоритетным является реализация следующих функций социальной политики : увеличение доходов населения; противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, острым проявлениям депопуляции населения в ряде регионов; предотвращение массовой бедности населения, особенно слаборазвитых и депрессивных регионов, сдерживание процесса имущественного расслоения на наиболее бедных и наиболее богатых; минимизация отрицательных последствий массовой безработицы, особенно в индустриальных районах; целенаправленная помощь населению, попавшему в кризисное состояние; принятие дополнительных мер по отношению к населению, оказавшемуся в бедственном положении. Прожиточный минимум  регулярно устанавливаемый государством показатель, определяющий стоимость потребительской корзины для основных социально-демократических групп населения.Центральное место в П.м. РФ занимает набор продовольственных товаров, который включает продукты питания, объединенные в 11 агрегированных групп (хлебопродукты, картофель, овощи, мясопродукты и т.д.), и обеспечивает удовлетворение потребности в основных пищевых веществах и восполнении энергии по всем социально-демографическим группам населения при минимальной стоимости потребительской корзины. П.м. определяется для основных слоев и групп населения (дети в возрасте до 6 лет, подростки 7-16 лет, трудоспособные граждане, пенсионеры, инвалиды и др.). Различия по величине П.м. и минимального потребительского бюджета в разных экономических районах России весьма существенны. П.м. в расчете на среднестатистического жителя страны по отдельным профессиональным группам заметно колеблется. Он рассчитывается по потребительской корзине, т.е. по набору товаров и услуг, обеспечивающих человеку потребление на принятом в обществе минимально допустимом уровне. Примерно половину минимального потребительского бюджета россиян составляют расходы на питание, около 20%  расходы на непродовольственные товары (одежду, обувь, белье), 14  на культурно-бытовые услуги, 3-4%  на удовлетворение духовных потребностей. Наряду с др. социальными показателями по уровню П.м. можно судить о степени развития социального государства. Пространство образовательное единое. П.о.е. формируется на основе Конституции РФ, федерального и регионального законодательства. П.о.е. обеспечивается лицензированием образовательных учреждений, введением и соблюдением единых государственных образовательных стандартов, согласованием примерных учебных планов и программ методическими объединениями (советами), рекомендацией издания учебников и учебных пособий с грифами Министерства образования РФ или соответствующих учебно-методических объединений.Федеральное законодательство не исчерпывает нормативно-правовое регулирование образования в целях поддержания П.о.е. Оно вводит также общие установочные нормы по вопросам, относящимся к компетенции субъектов РФ, в соответствии с которыми регионы осуществляют собственное правовое регулирование. Субъекты РФ могут принимать законы в области развития образования, но не противоречащие федеральным законам, тем самым не нарушая П.о.е. Профсоюзное движение социальное движение, первостепенный интерес которого связан с защитой социально-трудовых интересов и прав лиц наемного труда. П.д. в России зародилось в начале XX в. В настоящее время оно включает: общероссийские, межрегиональные профсоюзы и их территориальные профобъединения, входящие в ФНПР, а также другие профсоюзы и профсоюзные объединения (ассоциации, организации).Объединяющими факторами всех элементов П.д. являются общественные цели и задачи, мотивация профсоюзного членства, эффективность социального партнерства, законодательная база профсоюзов и т.д. Являясь результатом человеческой общности, П.д. проявляет себя через совокупность социальных институтов, статусов, норм, отношений лидерства, через разрешение конфликтов и т.д. П.д. объективируется как безличная структура связей и отношений, детерминированными политическими, социально-экономическими и культурными факторами.Источником развития П.д. являются противоречия между трудом и капиталом. В процессе формирования в России гражданского общества, социального государства, рыночной экономики П.д. проходит этапы возрождения, спада, подъема, расцвета и т.д. Руководствуясь принципами равноправия и самоуправления, П.д. становится реальной общественной силой тогда, когда опирается на принципы единства и солидарности. Разобщенность же профсоюзов (ассоциаций, организаций), отсутствие постоянного диалога между ними снижает их влияние на работодателей, не позволяет в полной мере использовать потенциал П.д. Работник – физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Понятие «Р.» введено в трудовое законодательство в 1992 г. вместо понятия «Рабочие и служащие». Права и обязанности Р. закреплены в ТК РФ. Социальное государство является гарантом их реализации. Рабочая сила – 1. Способность к труду, совокупность физических и духовных способностей человека, его квалификации, навыков, опыта, которые он использует в процессе производства жизненных благ. В качестве личного фактора производственного процесса ра-ботник (Р.с.) является определяющим элементом в любом обществе. В процессе труда, воздействуя на природные компоненты, люди изменяют условия общественной жизни, создают предпосылки для своего индивидуального развития (накопление знаний, развитие трудовых навыков, рост квалификации и т.п.). 2. Экономически активное население, включая занятых и безработных (статист.) Рабочее время время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени. Согласно ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Равноправие граждан - один из основополагающихся принципов, означающийофициально признаваемое равенство граждан (подданых) перед государством, законом, судом, т.е. равенство прав, свобод и обязанностей граждан одного государства независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также др. обстоятельств. Принцип Р.г. закреплен в ст. 10 Конституции РФ 1993 г. Однако Конституционная доктрина современных государств признает возможность существования некоторых различий в правах и обязанностях граждан, имеющих естественный характер (напр., обязанность проходить военную службу в большинстве государств возлагается только на граждан мужского пола). Р.г. является основным принципом и целью функционирования социального государства. Разделение власти (принцип) – разделение функций и прав трех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной). Как принцип обоснован в XVIII в. французским философом Ш. Монтескье и с тех пор не претерпел изменений, обогащаясь практикой. Он гарантирует от злоупотреблений властью, присвоения неограниченных полномочий государственными органами и должностными лицами, позволяет разграничить сферы компетенции и ответственности между ними. В России принцип Р.в. отражен и закреплен в Конституции РФ (ст. 10): «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Наряду с горизонтальным Р.в. существует и вертикальное - разделение полномочий между различными уровнями государственной власти, – имеющее два уровня: общенациональный (или центральный), региональный и местный. Между центром и местными органами власти существует промежуточный региональный уровень. В этом случае регион (область, край, город) наделяется властью, которая четко определена и защищена от посягательств центрального правительства Конституцией. В целях повышения эффективности государственного управления в России созданы семь федеральных округов, объединяющих по территориальному принципу субъекты РФ. Такая система власти называется федеральной. Принцип Р.в. способствует четкой работе механизма государственного устройства, наиболее полной реализации социальным государством своих функций. Расслоение общества усиление различий в доходах и уровне жизни между отдельными слоями населения, увеличение разрыва между высоко- и низкооплачиваемыми членами общества, приводящее к углублению дифференциации населения по уровню социальной обеспеченности. Показателями, характеризующими степень Р.о., являются показатель Джинни, соотношение доходов наиболее богатых (10 или 20%) и наиболее бедных. В Конвенции МОТ «Об основных целях и нормах социальной политики» декларируется, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который обеспечивает поддержание здоровья и благосостояния, реализует право на обеспечение в случае его утраты необходимых средств к существованию. Сегодня наблюдается Р.о. как по экономическим, так и социальным показателям, как в общероссийском, так и в региональных разрезах. В России различные слои населения имеют резко различающиеся показатели здоровья, уровня образования и общих ресурсов материального накопления. Реальная заработная плата – показатель, характеризующий изменение покупательной способности, исходя из номинальной (начисленной) заработной платы наемных работников и в зависимости от роста цен на потребительские товары и услуги за какой-либо период времени. Р.з.п. определяется путем деления номинальной зарплаты на индекс цен за соответствующий период времени. Республика парламентская – республиканская форма правления, в которой, согласно конституции (или иным актам в пере-ходный период, таким, как отречение монарха, постановление Учредительного собрания во время Великой Французской революции и др.), верховная власть принадлежит парламенту. Послед-ний самостоятельно формирует кабинет министров, избирает премьера, назначает органы конституционного надзора и др. государственные институты. Как правило, в современных Р.п. парламент избирает и президента, выполняющего в основном представительские и консультативные функции, а также контролирующего соответствие деятельности парламента конституционным нормам. История послевоенной Европы продемонстрировала заметную зависимость политики Р.п. от динамики соотношения сил в парламенте и давления, оказываемого на его депутатов извне. Нестабильность правительства – характерная особенность Р.п. Предпочтительной политической формой правления социального государства является Р.п. Республика президентская  республиканская форма правления, в которой, согласно Конституции, верховная власть принадлежит президенту. Последний может избираться всенародным голосованием, парламентом либо каким-то особым институтом, например, Учредительным собранием, Съездом народных депутатов и др. Однако после избрания президент в Р.п. получает значительную политическую самостоятельность (не может быть отозван или переизбран досрочно без наличия чрезвычайных обстоятельств, предусмотренных Конституцией); пользуется конституционным правом созыва и роспуска парламента (при соблюдении определенных процедур); правом законодательной инициативы; доминирующего участия в формировании правительства и в подборе его главы  премьер-министра. По Кон-- ституции США президент является главой кабине- та и формирует его; по Конституциям Французской Республики и Российской Федерации президенты имеют право осуществлять свои функции даже после того, как в результате всеобщих выборов или сложившейся политической конъюнктуры соотношение сил в парламенте изменилось в пользу оппозиции президенту, его предвыборной программе и политическому курсу. Более того, в силу невозможности при этих условиях продолжать провозглашенную им политику президент на основе результатов референдума и осуществления иных, предусмотренных Конституцией процедур может воспользоваться конституционным правом роспуска парламента и провести досрочные выборы. Роль и место профсоюзов по участию в выработке и осуществлении социальной политики. Исторически профсоюзы всегда выполняли и сейчас выполня-ют важную роль в выработке и осуществлении социальной политики, реализуя свои многогранные функции: представительские, защитные, управленческие и контрольные. В 1993 г. при обсуждении проекта Конституции России профсоюзы, опираясь на науку, внесли решающий вклад в выбор модели строительства Российского государства как социального, экономической основой которого должно стать со-циально ориентированное производство, направленное на обеспече-ние материальной базы для достойной жизни всех граждан.Вся последующая деятельность профсоюзов показывает, что они остались единственной общественной организацией, пронизы-вающей все уровни и сферы системы органов, где вырабатываются и принимаются социально-экономические решения, где определяется и проводится в жизнь социальная политика государства. И сегодня, в период преодоления кризисных явлений в стране, можно с полным основанием утверждать, что профсоюзы смогли противостоять многим разрушительным процессам т.н. реформ и не допустить массовой безработицы: при спаде производства на 50% процент безработных в целом по стране остался равным 6. Это тоже много, но не будь противостояния профсоюзов, могла бы произойти массовая безработица, которая привела бы к деквалификации работников, полному разрушению главной производительной силы, а это уже необратимый процесс и катастрофа, на ликвидацию которой потребовались бы десятилетия. И это не единственный пример профсоюзного воздействия на социальную жизнь страны. Для того чтобы в новых общественно-экономических условиях иметь реальную правовую основу для участия в отстаивании прав и интересов работников и их семей, профсоюзы, как и прежде, опира-ясь на научный потенциал Академии труда и социальных отношений, отстояли в ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" целый ряд норм, дающих воз-можность влиять на государственную социальную политику. Таких основных прав профсоюзов - тринадцать. Их реализация и определяет роль и место профсоюзов по уча-стию в выработке и осуществлении социальной политики. Это и определяет место, роль и правовое поле для деятельно-сти профсоюзов в сфере социальной политики. Прежде всего профсоюзы призваны в полной мере использо-вать свое право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, что вновь подтверждено и вступившим в силу в феврале 2002 г. ТК РФ. Как известно, сферой социальной политики является политика доходов, в т.ч. заработной платы. Закон о профсоюзах ус-тановил, что системы оплаты труда, формы материального поощре-ния, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда ус-танавливаются работодателями, их объединениями по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в колдоговорах или соглашениях. Но закон предоставил профсоюзам еще один важный канал для осуществ-ления своей активной роли в сфере социальной политики: право выступать с предложениями о принятии соответствующими органами госвласти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. Кроме этого, профсоюзы должны требовать, чтобы проекты законов, постановлений, приказов, затрагивающие социально-трудовые права работников, не принимались органами госвласти или местного самоуправления без учета мнения соответствующего профсою-за.Важнейшей сферой социальной политики является обеспечение занятости. Профсоюзы, используя свое право на содействие за-нятости, делают немало: принимают участие в разработке программ занятости, предлагают меры по социальной защите членов профсою-за, высвобожденных в результате реорганизации или ликвидации ор-ганизации, проводят профсоюзный контроль за и соблю-дением законодательства в области занятости. Они также могут вносить на рассмотрение орга-нов местного самоуправле- ния предложения о переносе сроков или времени прекращения реализации мероприятий, связанных с массо-вым высвобождением работников, строго следить за тем, чтобы не происходило незаконное сокращение рабочих мест, не расторгались трудовые договоры с работником по инициативе работодателя без предварительного согласия профоргана. Практические возможности имеют профсоюзы и для влияния на другие сферы социальной политики через механизм колдоговоров и соглашений. Задача их состоит в том, чтобы разделы колдоговора содержали все сферы и направления социальной политики. Что касается такой ее сферы, как страхование, то профсоюзы имеют равные права с другими социальными партнера-ми на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и др., формируемыми за счет страховых взносов, а также право на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов. Здесь появляется возможность отстоять и не-обходимые средства на оздоровительные мероприятия для членов профсоюза через систему санаторно-курортного лечения, учрежде-ний отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.Важным направлением социальной политики является решение проблем в области охраны труда и окружающей природной среды. Здесь профсоюзы также имеют свои возможности активного влияния. Они вправе участвовать в формировании программ по вопросам охраны труда и окружающей природной сре-ды, в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профзаболеваний и экологической безопасности. Роль социальной политики в развитии экономики и общества в целом. Изначальной интегральной функцией социального государства являются разработка и осуществление программ удовлетворения социальных и духовных потребностей населения. Реализация социальной политики осуществляется через воздействие на социальные подсистемы общества, с одной стороны, и придание социальной направленности экономике, с другой. Социальная направленность экономики обусловлена: во-первых , социальной ориентацией экономики в виде возможностей повышения жизненного уровня как результата экономического роста (для этого необходимо создать адекватный социально-экономической среде и соответствующий целям социального государства экономический механизм хозяйственной деятельности); во-вторых , воспроизводством экономической структурой определенной социальной структуры и общественных отношений (социальная ориентация экономики означает в этом случае удовлетворение потребительских нужд страны, ее регионов, а также социальных потребностей различных социальных групп и отдельных граждан); в-третьих , включением в работу социальных механизмов экономического роста и стимулов повышения трудовой (предпринимательской) активности населения, что требует выработки основных принципов включения социальных факторов в экономические реформы.

    1. Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека

      Документ

      Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

    2. Конституции Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, задача

      Задача

      Статья посвящена научному осмыслению понятия права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. В работе производится сравнительный анализ понятий «лицо с ограниченными возможностями здоровья» и «инвалид», предлагается

    3. Оссия социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, повышение уровня и его качества жизни

      Документ

      Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, повышение уровня и его качества жизни.

    4. Правовое обеспечение военно-социальной политики российской федерации

      Диссертация

      Начавшиеся в начале 90-х годов прошлого столетия и продолжающиеся сегодня качественные преобразования в российском обществе привели к глубоким, коренным и, как представляется, необратимым изменениям во всех сферах общественной жизни

    5. Российское социальное государство как правовой механизм защиты прав и свобод лиц с ограниченными физическими возможностями

      Статья

      «Социальное государство - характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие