Правовые семьи и их виды. Понятие правовой семьи

В мире существуют различные правовые системы и правовые семьи, отражающие особенности соответствующих эпох, цивилизаций, стран, народов, континентов. Различают национальные правовые системы и межнациональные (семьи или отдельные группы систем). Национальная правовая система - органический элемент конкретного общества, его истории, культуры, традиций, социального уклада, географического положения и т.д.

Правовая семья - это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития; общность источников, принципов регулирования, отраслевой структуры; унифицированность юридической терминологии, понятийного аппарата; взаимозаимствование основных институтов и правовых доктрин).

В зависимости от вышеназванных признаков выделяют следующие основные правовые семьи

1) романо-германскую (семью континентального права);

2) англосаксонскую (семью общего права);

3) религиозную (семью мусульманского и индусского права);

4) традиционную (семью обычного права).

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ (КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ) ПРАВОВОЙ СЕМЬИ.

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Современная правовая система России при всех ее особенностях более родственна именно романо-германской правовой семье.

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;

правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.

Основой возникновения романо-германской правовой семьи послужило римское право. В своем становлении романо-германская правовая семья прошла три главных этапа:

1) эпоха Римской империи - XII в. н.э. - зарождение римского права и его упадок в связи с гибелью Римской империи (476 г. н.э.), господство в Европе архаических способов решения споров - поединки, ордалии (испытания), колдовство и т.д., т.е. фактическое отсутствие права;

2) XIII - XVII вв. - возрождение (ренессанс) римского права, распространение его в Европе и приспособление к новым условиям, достижение независимости права от королевской власти;

3) XVIII - XX вв. - кодификация права, принятие Конституций (в США, Польше, Франции и т.п.), появление отраслевых кодексов (Гражданский кодекс Франции 1804 г., Гражданское уложение Германии 1896 г.), создание национальных правовых систем.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АНГЛО-САКСОНСКОЙ (АНГЛОАМЕРИКАНСКОЙ) ПРАВОВОЙ СЕМЬИ

К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

Данная семья характеризуется следующими признаками:

основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;

на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в судебном порядке;

главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;

нет кодифицированных отраслей права;

отсутствует классическое деление права на частное и публичное;

широкое развитие статутного права (законодательства), а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер.

В своем становлении англосаксонская правовая семья прошла четыре главных этапа:

1) до 1066 г. (нормандского завоевания Англии) - отсутствие общего для всех права; основным источником права являлись местные обычаи, различные для каждого региона;

2) 1066 - 1485 гг. (от нормандского завоевания Англии до установления власти династии Тюдоров) - централизация страны, создание в противовес местным обычаям общего права для всей страны, которое отправляли королевские суды;

3) 1485 - 1832 гг. - период расцвета общего права и его упадка; нормы общего права стали отставать от реальной действительности: во-первых, общее право было слишком формальным и громоздким, что снижало его эффективность; во-вторых, дела, которые было сложно либо невозможно решать, опираясь на общее право, стали разрешаться посредством возникшего "права справедливости", которое самостоятельно творил английский лорд-канцлер (представитель короля), исходя из принципов справедливости;

4) 1832 г. - наши дни - судебная реформа 1832 г. в Англии, в результате которой судьи получили возможность по своему усмотрению решать юридические дела, опираясь как на общее право, так и на собственное убеждение справедливости (т.е. при рассмотрении дел судьями принимаются во внимание как образцы решения подобных дел в прошлом - судебные прецеденты, так и мнение судей, основанное на их собственном понимании справедливости, - "судьи творят право, право есть то, что говорят о нем судьи"); распространение данной системы на английские колонии, где они внедрились, согласуясь с местной спецификой.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МУСУЛЬМАНСКОЙ (ИСЛАМСКОЙ) ПРАВОВОЙ СЕМЬИ.

К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

главный творец права - Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;

источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;

весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;

особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;

отсутствует деление права на частное и публичное;

нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;

судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).

Правовая семья -- одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования.

Сам термин правовая семья был введён в научный оборот немецким учёным Готфридом Лейбницем опубликовавшем в 1667 году на латинском языке свой труд Nova Methodus Discendae Docendaeque Iurisprudentiae (новые методы изучения и преподавания юриспруденции). В данном труде содержится § 7 под названием "Theatrum legale als Projekt einerumfassenden Darstellung des Rechts aller Vцlker, Lдnder und Zeiten" (Представление права в качестве проекта: всех народов, стран и времён). Именно в данной работе, используя родственно-генетический подход Лейбниц и выдвинул идею о возможном объединении права ряда стран в своеобразные семьи, подчёркивая единый исток и сходство развития. Каждая правовая семья уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет, выяснив их сходства и различия, произвести типологию правовых систем. Таким образом, формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями. Правовая система -- совокупная связь системы права (в том числе системы законодательства), правовой культуры и правореализации.

Правовую систему не следует путать с системой права, которая является лишь частью правовой системы. Понятие правовой системы часто используется для того, чтобы охарактеризовать историко-правовые и этнокультурные отличия права разных государств и народов. Если говорить о понимании самого понятия правовой системы, то следует обозначить следующий момент. Введение в научный оборот категории «правовая система» вызывало много споров, ещё С. С. Алексеев задавался вопросом, каким же понятием возможно охватить все нормативные и поднормативные элементы правовой действительности, чтобы в полной мере сохранить чёткость, «неразмытость» научной категории, выражающей объективное право, и пришёл к выводу, что им может служить понятие правовой системы.

Однако существует и противоположная точка зрения: некоторые исследователи полагают, что понятие «правовая система» не должно входить в категориальный аппарат правовой теории, поскольку не обладает научным статусом и является условным и размытым. Например, с точки зрения В. С. Нерсесянца «трактовки правовой системы в качестве какого-то нового правового понятия, охватывающие всё право (все правовые феномены и категории), по существу означают подмену общего понятия права неким довольно условным (и случайным) словосочетанием „правовая система“», и далее дополняет, что под правовой системой стали понимать совокупность всех правовых явлений и понятий, то есть фактически всё то, что в марксизме называется «юридической надстройкой», возвышающейся над «юридическим базисом».

В целом можно сказать, что появление понятия «правовой системы» было своеобразным компромиссом между сторонниками широкого и нормативного понимания права, или, как точнее было указано Ю. А. Тихомировым, «ещё одна грань в правопонимании -- попытка углубить представление о праве как о едином и целом с помощью понятия „правовая система“».

Однако, несмотря на то, что правовая система изучается в России уже несколько десятилетий, в современной теории права единообразия в определении предмета, объёма и содержания понятия «правовой системы» так и не появилось. Одни юристы отождествляют её с системой правовых норм, другие объединяют право как нормативное образование, правотворчество и правоприменение, третьи охватывают этим понятием внутренние связи правовых явлений, их организацию и структуру. Наконец, она характеризуется как совокупность юридических норм, принципов и институтов (нормативный элемент), как совокупность правовых учреждений (организационный элемент), как совокупность правовых идей и взглядов (идеологический элемент). Некоторые исследователи даже полагают, что категория правовой системы до сих пор остаётся слабо разработанной.

Существует множество определений понятия «правовой системы», которые можно свести к нескольким подходам. Например, по мнению В. В. Гаврилова в отечественной теории права таких подходов существует три.

Согласно первому подходу содержание понятия «правовая система» рассматривается в контексте различных форм внешнего выражения и закрепления правовых норм, а также их взаимодействия друг с другом. Так, например, Ю. А. Тихомиров определяет правовую систему как «структурно и функционально упорядоченный массив взаимосвязанных нормативно-правовых актов, создаваемых и действующих на основе единых принципов», другими словами правовая система это «базовое юридическое понятие, охватывающее все правовые акты и их связи в национально государственном масштабе». Здесь необходимо отметить, что, по мнению Ю. А. Тихомирова, доктринальная трактовка позволяет охарактеризовать правовую систему как «взаимодействие правовых идей и принципов правотворчества, правового массива и правоприменения. Именно в таком плане автор высказывал своё мнение около двадцати лет назад». К сторонникам первого подхода В. В. Гаврилов также относит С. Н. Егорова, который рассматривает правовую систему как «совокупность норм, изложенных в иерархической системе нормативных правовых актов, принятых политической властью».

В соответствии со вторым подходом понятие «правовая система» характеризуется через призму не только позитивного права, но и некоторых других тесно связанных с ним и между собой активных элементов правовой действительности. Сторонником этой точки зрения является С. С. Алексеев, согласно которому, правовая система -- «это всё позитивное право, рассматриваемое в единстве с активными элементами правовой действительности -- правовой идеологией и судебной (юридической) практикой». Третий подход отличает стремление относиться к понятию «правовая система» как категории, отражающей все правовые явления и всю правовую действительность, существующие в обществе. Данная позиция прослеживается в работах Н. И. Матузова, который считает, что «правовая система охватывает весь юридический аппарат, всю юридическую деятельность, осуществляемую в разных формах».

Необходимо также привести уже ставшую традиционной классификацию, согласно которой понятие «правовая система» рассматривается в широком и узком смыслах.

В широком смысле правовая система представляет собой правовую организацию общества, «совокупность внутренне согласованных и взаимосвязанных социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей». Указанное определение близко согласуется с мнением Ж. Карбонье, согласно которому правовая система является «вместилищем, средоточием разнообразных юридических явлений, существующих в обществе в одно и то же время на одном и том же пространстве».

В узком смысле правовая система сводится к объективному праву и рассматривается как «целостное единство правовых актов и норм национального права, разделённых на основе внутреннего согласования на части (правовые институты и отрасли права) в соответствии с предметом и методом правового регулирования, связанные между собой иерархическими и координационными отношениями и имеющие своим центром правовые принципы, в концентрированной форме выражающие сущность, цель, основные задачи и функции права».

Право - это основной элемент, на котором строятся абсолютно все мировые державы. Данный тезис был выдвинут философами эпохи Нового времени. Они считали, что государство - это не политическая, а сугубо правовая структура. Таким образом, институты права являются теми отношений, без которых попросту невозможно построить государственную структуру. Реализация этих институтов производится путем создания специфического режима - правопорядка, который позволяет выделить важные однородные аспекты. Подобные особенности права существуют в каждой стране. Их появление напрямую зависит от многих факторов: территориальной расположенности, менталитета людей, культурных традиций и т. п. В учеными была проведена систематизация общих и разнородных моментов права каждого государства во всем мире. Она и привела к объединению наиболее схожих правовых систем в целые семьи.

Правовая система - основной элемент правовой семьи

Нужно отметить тот факт, что правовые семьи основываются на выделении и сравнении правовых систем различных государств. В каждой подобной системе учеными были выделены наиболее схожие и различающиеся моменты, что помогло провести общую дифференциацию. Правовой системой принято называть трехэлементную структуру, состоящую из системы права, правовой культуры и правореализации. В свою очередь, каждый из этих элементов подразделяется еще на некоторые составляющие, например:

1. Система права состоит из отрасли, подотрасли, института и нормы.

2. Правовая культура - правовой идеи, поступка, учреждения и т. д. Основным регулирующим моментом правовой культуры является правовое сознание населения, которое проявляется в уровне подчинения законам и признании правопорядка.

3. Реализация права - использование, соблюдение, исполнение.

На основе внутренней структуры и других особенностей ученые включают различные правовые системы в правовые семьи. Следует отметить, что учение о правовых семьях появилось еще в эпоху Возрождения, но наибольший пик развития начался в XX веке.

Понятие правовой семьи

Правовая семья - это совокупность правовых систем разных государств, которые объединены с учетом определённых критериев. Теория была впервые выдвинута в 1667 году немецким ученым Лейбницем. Он утверждал, что право некоторых стран позволяет объединить их в отдельные группы. Каждая из них будет основана на сходствах и различиях процесса развития, отдельно взятых государств.

Именно на основе этой теории было выработано современное понятие правовой семьи. На сегодняшний день основными критериями разделения семей являются:

Источники права;

Терминологическая, методологическая основа правовой системы;

Особенности системы права;

Историческая характеристика государства;

Роль судебных инстанций;

Развитие и происхождение системы права.

Конечно, любая правовая система является уникальной, но ученые на основе приведенных выше критериев научились выделять схожие аспекты. Развитие учения о правовых семьях во многом повлияло на развитие научных знаний в области изучения государств. К тому же появилась реальная возможность познать государства в их соотношении друг с другом.

Классификация правовых семей

Все правовые семьи были сформированы в XX веке, однако существует большое количество подходов к их классификации, каждый из которых был выдвинут определенным ученым. «Первопроходцем» в был Давид, который в 60-х годах сформировал следующую классификацию:

1) романо-германская, англо-саксонская и социалистическая правовая семья;

2) религиозная, индусская и дальневосточная.

На сегодняшний день эта классификация существенно устарела. Ведь Давид брал за основу только исторический фактор. Иную точку зрения на проблематику классификации семей имел ученый по фамилии Кетц. Он выделял следующие семьи:

1) романская;

2) германская;

3) скандинавская;

4) англо-саксонская;

5) дальневосточная и т. п.

Помимо этого, совершенно иные классификации выдвигали ученые Бехруз и Осакве. В современной теории государства и права выделяют следующие основные правовые семьи:

1. Романо-германская.

2. Англосаксонская.

3. Религиозная.

4. Традиционная.

5. Дальневосточные.

Помимо исторического фактора, данная классификация основывается на особенностях юридической техники, что является достаточно важным аспектом в современном мире.

Романо-германская семья

Следует помнить, что всегда существует правовая основа семьи любого типа, вне зависимости от территориальных рамок. Она формируется из тех источников, которые повлияли на развитие правовой семьи в целом. Романо-германская правовая семья является системой всей континентальной Европы. Её источник - рецепции римского частного права. Нормативный акт признается основным источником права в государствах романо-германской правовой семьи. Все отрасли права включены в две группы: публичное и приватное право. Это позволяет точнее и эффективнее регулировать общественные правоотношения. Подавляющее количество стран этой системы имеют конституции писанной формы. В романо-германской правовой семье существует ряд «ответвлений», которые формировались с учетом различий исторического процесса в разных частях континентальной Европы. Таким образом, ученые выделяют подсистемы, группы в романо-германской правовой семье.

Подгруппы романно-германской семьи

Ученые на сегодняшний день выделяют всего три основных подгруппы:

1. Романско-правовая группы, в которую входят правовые системы следующих государств: Бельгии, Франции, Испании и Румынии, бывшие колонии Франции.

2. В группу германского права входят Греции, Монако, Украины, Чехии и Швейцарии.

3. Скандинавско-правовая группа представлена такими странами, как Дания, Норвегия, Швеция и Исландия.

Как мы видим, характеристика правовых семей романно-германского типа осуществлялась на основе территориальной расположенности, особенностей исторического и культурного развития, а также различительных аспектов элементов правовых систем. Тем не менее все представленные подгруппы относятся к романо-германской правовой семье, а их выделение является чисто номинальным.

Общее право - англо-американская правовая семья

Англо-американская правовая семья, или же общее право, является доминирующей в Великобритании и её бывших колониях, США, Канаде, Новой Зеландии и т. п. Прародительницей этой системы можно по праву назвать Англию, потому что обычаи именно этой страны доминируют в англо-американской правовой семье.

Судебный прецедент - это правовая основа семьи англо-американского типа. В отличии от стран романской семь, прецеденту в Англии и других сродных странах отводится гасподствующая роль. Следует отметить, что прецедент рассматривается как обычай, договор. Он играет первостепенную роль в самом процессе развитии и формирования права стран англо-американской семьи. Таким образом, судами, по сути, формируется право.

Как мы знаем, в странах романо-германской семьи суды играют роль правореализации. Тем не менее в последние годы роль нормативного акта как в Великобритании, так и в других странах семьи существенно возросла. Некоторые ученые на сегодняшний день ставят его вровень с судебным прецедентом, хотят данный вопрос так и остается спорным.

Религиозное право

Религиозная семья - это совокупность правовых систем, где основным источником формирования и развития права является религия в форме святого писания. Отсюда следует, что правовой статус семьи религиозного типа прямо отвечает религиозным нормам. Семья религиозного права в настоящий момент развита в исламских и иудейских государствах, хотя тенденция отождествления религии и права в последнее время идет на спад. В европейских странах религиозное право не прижилось даже в эпоху средневековья, потому что церковь имела власть исключительно в духовной сфере.

Семья традиционного права

Традиционная правовая семья наиболее древняя и практически вымершая. Она до сих пор встречается в некоторых государствах Центральной, Южной Африки, а также Азии и Океании. Некоторые племена Австралии живут по нормам традиционного права.

Суть этой правовой семьи в том, что наиболее важные общественные отношения регулируются обычаями, сформированными в родоплеменной общине.
При этом нормативный акт, судебный прецедент и другие источники права не играют весомой роли. По большей части это субъективное право. Как уже говорилось ранее, традиционно-правовая семья наиболее древняя и практически вымершая в наши дни форма регуляции поведения общества.

Дальневосточная правовая семья

Сегодня многие ученые утверждают, что подобной семьи не существует, так как правовые системы многих дальневосточных стран переняли многие институты из европейских. Тем не менее многие аспекты правовой культуры Китая, Японии и других стран этого региона заставляют задуматься о существовании дальневосточной правовой семьи.

Национальные правовоые системы представленных стран основаны на большой роли семьи и её главы, почетании традиций, и т. п. При этом любые споры принято решать внутри семьи или общины, а к помощи государственных органов прибегать в самом крайнем случае. Также следует заметить, что целью обращения к органам власти является правовая защита семьи, а не отдельного индивида. Правопорядок в этих странах рассматривается, как способ обеспечения гармонии в обществе.

Заключение

Итак, в статье были представлены основные правовые семьи, которые выделяют в теории государства и права на сегодняшний день. Естетсвенно, некоторые ученые также предусматривают наличие иных видов, как, например, социальная правовая семья социалистического направления. Тем не менее вопрос их существования вызывает множество споров в научном сообществе.

Сегодня в мире существует более 250 стран. В качестве средства регулирования жизнедеятельности общества в каждом государстве используется правовая система. Если провести сравнительный анализ действующих законодательств в разных странах, можно обнаружить ряд общих черт.

Правовая система и правовая семья

Чем отличаются эти понятия? Правовая система и правовая семья соотносятся как частное и общее. Национальные законодательства можно объединить в несколько групп. Правовые семьи, кратко говоря, - это совокупности внутригосударственных нормативных баз. Национальные законодательства объединяются в группы по ряду критериев. Среди основных можно назвать общность правовых источников, ключевых понятий, исторического пути формирования, внутреннего устройства.

Историческая справка

Понятие "" впервые ввел в оборот немецкий ученый Лейбниц. В 1667 г. он выпустил труд на латинском языке о методах преподавания и изучения юриспруденции. В этой работе присутствует параграф 7. В нем Лейбницем была предложена на основании сходства в развитии и единого истока. Несколько ранее ученый выдвигал аналогичную идею по поводу языков. Впоследствии его идеи были развиты. Классификация правовых семей сегодня осуществляется с учетом различных факторов. К ним стоит отнести:

  1. Глобальные юридические идеи.
  2. Внутреннее строение института.
  3. Традиции.
  4. Специфику происхождения и развития разных систем.
  5. Юридическую культуру.

Виды

Стоит отметить, что у ученых нет единого мнения о том, какие правовые семьи следует считать основными. Первый подход предложил Р. Давид (французский деятель). Он считается первопроходцем в этой сфере. В 60-е годы 20 столетия Давид начал использовать выработанные им сравнительные методы при изучении юридической науки. В результате им были выделены основные правовые семьи и дополнительные. К первым он отнес континентальную, общую и социалистическую. Дополнительные :

  1. Религиозная (исламская).
  2. Дальневосточная.
  3. Индусская.
  4. Обычная.

Второй подход был предложен Кетцем и Цвайгертом. Они выделили восемь семей: романскую, германскую, социалистическую, англо-американскую, индусскую, исламскую, дальневосточную, скандинавскую.

Альтернативные подходы

Третья точка зрения на классификацию семей была высказана Осакве (американским ученым). Он объединил их в три категории. Всего же он насчитывает 13 семей. Группы были следующие:

  1. Западные.
  2. Иные незападные.
  3. Религиозные.

К первой он отнес: романскую, германскую, английскую, скандинавскую, американскую, социалистическую, российскую семьи. Во вторую группу были включены африканская и юго-восточная. В числе религиозных семей ученый называл мусульманскую, каноническую, еврейскую, индусскую. Еще один подход к разделению предложил Бехроуз. Этот ученый считал, что дополнительных правовых семей нет, а все они являются основными. Всего он выделил 7 видов. К ним он отнес семьи: традиционного, традиционно-эстетического, законодательного, религиозного, прецедентного, постсоветского, смешанного права. Еще одна точка зрения была высказана французом Леже. Он выделяет две К первой Леже отнес юридические институты, принадлежащие государствам с продолжительной традицией. Во вторую группу входили системы стран, подчинивших право идеологии либо религии.

Континентальная группа

Для лучшего понимания различий между категориями, целесообразно взять разделение, предложенное Давидом. Правовые семьи современности основываются на фундаменте, заложенном еще в прошлом столетии. Сегодня выделяют четыре группы. Первой является романо-германская правовая семья. Ее также называют континентальной. Это обусловлено местом ее возникновения. Романо-германская правовая семья объединяет в себе римские, канонические и местные традиции Швеции, Испании, Франции и других стран.

Специфика

В первую очередь следует обратить внимание на источники права романо-германской правовой семьи . В качестве основного из них выступает нормативный акт. Его доля в общем составе источников составляет 70 %. Кроме этого используется прецедент. Он применяется случаях противоречивости, неясности закона. Структура правовой семьи включает в себя и обычаи. Однако они используются в практике достаточно редко. В сравнении с другими семьями в романо-германской широко применяется юридическая доктрина. Научные деятели оказывают большую помощь уполномоченным органам при разрешении споров. Особенности правовой семьи также состоят в логичности и доктринальности внутригосударственных законодательств. Научные деятели вместе с представителями госструктур привлекаются не только к разрешению сложных споров либо дел, по которым нормативные положения отсутствуют, но и к разработке законопроектов. Часто ученые являются инициаторами утверждения того либо иного акта.

Кодефикация

Структура семьи формируется отраслями, подотраслями и институтами. При рассмотрении конкретного случая правоприменителю необходимо определить, к какой именно отрасли следует относить спор. В ее составе впоследствии он ищет соответствующую норму. Рассматривая , необходимо отметить четкую систематизацию актов. Сложившиеся ранее отрасли проходят кодификацию, то есть глубокую переработку. В результате формируется органичный документ, именуемый, как правило, кодексом.

Иерархическая зависимость

Она четко просматривается между актами. Смысл зависимости сводится к следующему. Нормативное положение, утвержденное вышестоящей структурой, имеет преимущество по отношению к акту, принятому нижестоящим органом. В случае противоречия первый отменяет действие последнего. Иерархия присутствует и между правовыми источниками. В частности, законодательные акты обладают преимуществом по отношению ко всем прочим формам (прецеденту, обычаю и пр.). Это обусловливается большой ролью государства в сфере нормативного регулирования.

Нюансы

Не все ставят материальные нормы выше процессуальных. Однако в законодательствах континентальной группы именно такое соотношение. Преимущество материального права над процессуальным означает, что при отсутствии доказательств нельзя отказывать в принятии дела к разбирательству. Но если в ходе рассмотрения позиция заявителя не будет аргументирована, спор будет проигран. Это правило существует также и потому, что в странах, использующих системы этой правовой семьи, реализуется инквизиционный процесс. Он предполагает определенную активность суда, возможность его предпринимать меры, направленные на собирание доказательств. В гражданских спорах, безусловно, имеет место и состязательность. Но и в этих процессах суд вполне может проявлять активность. Следует отметить, что система органов, разрешающих дело, также иерархична. Она предполагает наличие местных, апелляционных и кассационных, а также высших инстанций. Контроль их деятельности осуществляет министерство юстиции.

Англосаксонская правовая семья

В нее включены Великобритания, Канада, Австралия, США и пр. В настоящее время в британском содружестве состоит 36 стран. Англосаксонская правовая семья формировалась не учеными (юристами-теоретиками), а практиками. Их идеи основывались на результатах рассмотрения конкретных дел. Соответственно, в качестве основного источника выступает прецедент. Сегодня его доля - около 50 % от объема других нормативных форм. Однако в прежние времена этот показатель был существенно выше. В нормативном регулировании используются в основном статуты (законы). Их доля находится на уровне 40 %. В Европе право рассматривается как комплекс правил, установленных законом. Что касается стран британского содружества, то оно выступает для них результатом рассмотрения спора в суде. Кроме этого закон не будет считаться общеобязательным правилом, пока на практике он не будет апробирован и не накопится соответствующий опыт по его применению. В семье используются также обычаи. Однако они обладают второстепенным значением.

Отличительные черты

Юридическая доктрина в семье недооценивается, поскольку право больше связано с деятельностью судов, чем ученых. Одной из отличительных черт этой группы считается прагматичность. Это значит, что любой спор должен быть разрешен даже в отсутствие соответствующей нормы. Английское право казуистично. Это обусловливается тем, что прецеденты имеют место по конкретным случаям. Принцип, по которому разрешаются однородные дела, формируется после исследования всех доказательств и описания их признаков. Прежде чем его использовать, другой судья сравнивает разбираемый случай с тем, который изложен в прежнем решении. Мнение, что прецедент сковывает инстанции, обманчиво. Судья самостоятельно решает, совпадает ли разбираемый им случай с тем, на основании которого было вынесено решение ранее. Так как полного подобия не бывает никогда, он вполне может отбросить прецедент.

Отсутствие иерархии

Отличительной чертой англосаксонской системы является то, что в ней нет выраженного логического построения норм. Такая ситуация складывается не только среди прецедентов, но и среди статутов. Дело в том, что формирование законов происходило под влиянием судебной практики, которая системностью не отличалась. В этой семье нет разделения на отрасли. Однако существуют институты. В рамках прецедентного права отсутствует разделение на публичные и частные нормы. Кроме того, между казусами практики нет иерархии. По большому счету прецеденты главенствуют над статутами, не получившими судейского толкования. Это все указывает на то, что государство играет минимальную роль в процедуре правотворчества.

Специфика разрешения дел

Процессуальные нормы имеют приоритет над материальными. Это обстоятельство является следствием жесткого правила, согласно которому любое дело должно быть разрешено. При отсутствии материальной нормы суд вправе создать ее. Однако если не будет доказательств, даже это не поможет при разрешении дела. Решение суда должно иметь мотивировку и содержать развернутый анализ обстоятельств и доводов. Рассмотрение дел осуществляется по принципу состязательности. Он действует и в гражданском, и в уголовном производстве. Для результатов разбирательства наличие вины не имеет существенного значения. Судья в первую очередь определяет, произошел ли конкретный факт (нанесение вреда, преступление и пр.).

Африканская группа

Правовые семьи современности , как следует из анализа литературы, носят наименования государств, в которых они распространены. В африканскую группу входят страны, находящиеся на одноименном континенте. Их законодательства базируются на комплексе неписанных правил поведения, которые передаются через поколения устно и защищаются государством. В литературе используется понятие "традиционная правовая семья ". Это наименование обусловлено тем, что правила формулируются под влиянием обычаев. Сначала они охватывали всю жизнь общества. Обычаи действовали в политической, имущественной, уголовной, экономической, семейной сферах. Но после завоевания государств Африки европейцами, расширения взаимодействий с другими странами их стало недостаточно. Традиционная правовая семья претерпела ряд изменений. Европейцы начали помогать африканским народам формировать доктрину на собственный манер. Вмешательство затронуло:

  1. Финансовую сферу.
  2. Полицию.
  3. Просвещение.
  4. Здравоохранение.
  5. Публичную деятельность.
  6. Уголовную практику.

В результате традиционное право было сведено к сфере частной жизни - земельным, семейным, имущественным, наследственным и прочим отношениям. Новая доктрина отражала специфику страны-метрополии. Где присутствовали англичане, больше была развита судебная практика, там, где были французы, - законодательство. Между тем любые нововведения встречают у народа сопротивление. В этой связи за пределами крупных городов население продолжает жить по обычаям.

Ключевые элементы

Следует отметить своеобразие отношения населения к праву - его правосознание. Люди уважают и беспрекословно чтят обычаи. Этому во многом способствует коллективное сознание, свойственное африканским народам. Одним из ключевых элементов традиционного права считается обязанность. Субъективные возможности почти неизвестны африканцам. Как правило, нормы права хранят вожди в своей памяти. При отсутствии специализированных органов, а именно судов, именно они рассматривают казусы. В африканских странах неразвиты не только юридические учреждения и профессии, но и наука в целом.

Российская доктрина

К какой семье она принадлежит? Однозначного ответа на вопрос в настоящее время нет. Существует две точки зрения по этому поводу. Большая часть ученых придерживается мнения, что российское право происходит из романо-германской семьи. В частности, речь идет о дореволюционной доктрине. После метаморфоз, имевших место в советский период, который длился несколько десятилетий, право постепенно вернулось в романо-германскую семью. Суть другого мнения состоит в следующем. Отечественная семья выступает как центр православной доктрины. Ее можно считать своеобразной и самостоятельной. Самобытность государственности заключается в традиционном вмешательстве власти во все сферы жизнедеятельности общества. Экономическое развитие славянских стран проходило под влиянием множества общих факторов. При этом особое значение имели коллективные виды хозяйствования.

Кроме этого следует отметить и специфику социального статуса личности. Четкая граница между индивидуальными и государственными интересами отсутствует. Славянские страны отличаются культурно-исторической и религиозно-этнической общностью. Ряд авторов полагает, что Россия вливается в континентальную правовую семью. Этот процесс эксперты оценивают как медленный, сопряженный с ошибками и нерешенными вопросами. Юристы указывают на то, что существует еще множество проблем на пути, которые можно решить при взаимодействии с зарубежными партнерами. В качестве наиболее актуальных задач выделяют следующие:

  1. Расширение сферы применения прецедента.
  2. Устранение идеологических остатков в нормативных документах. При этом речь не только о преамбулах, но и о содержании актов.

Социалистическая группа

Строго говоря, эту семью нельзя назвать самостоятельной, а только ветвью романо-германской системы. Ей свойственен госконтроль над множеством сфер экономической и социальной жизни общества в обмен на закрепление в законодательстве большого количества соцгарантий, упрощенного порядка рассмотрения дел при фактическом отказе от состязательности. Почти во всех социалистических странах присутствуют черты романо-германской правовой семьи. В качестве одного из специфических, хотя и в определенной степени второстепенных элементов выступал товарищеский суд.

Религиозные нормы

Главным их источником является Священное Писание. Самыми известными считаются ислам и Галаха. Последнее - это иудейское право. В европейских странах религиозные нормы не получили широкого распространения даже в эпоху Средневековья. Это было обусловлено тем, что авторитет церкви действовал исключительно внутри духовной сферы жизни населения. Что касается вопросов, связанных с наказанием и применением гражданско-правовых норм, они решались исключительно на уровне местных правителей. До прихода к власти Петра I церковь в России не обладала судебной властью. Но в некоторых случаях покаяние (постриг в монахи) могло выступать (с согласия священников) в качестве замены отдельных видов уголовного наказания. Религиозное право являлось не абсолютной, а только преобладающей нормой.

У евреев действовало правило, по которому закон государства, в пределах которого проживает община, исполняется беспрекословно. В настоящее время Израиль не считает иудейское правило доминирующим. В качестве нормативной базы выступает законодательство, утвержденное властью. Некоторые процессы, которые касаются брака и семьи, могут рассматриваться и в религиозном, и в государственном суде. В целом на практике сфера, в которой может применяться Галаха, все больше сводится к определенным ритуальным церемониям в рамках определенных общин. Что касается исламского общества, то в нем шариат может использоваться в сочетании с местными обычаями, а также с законодательными нормами, утвержденными правителями.

В мире существуют различные правовые системы и правовые семьи, отражающие особенности соответствующих эпох, цивилизаций, стран, народов, континентов. Различают национальные правовые системы и межнациональные (семьи или отдельные группы систем). Национальная правовая система - органический элемент конкретного общества, его истории, культуры, традиций, социального уклада, географического положения и т.д.

Правовая семья - это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития; общность источников, принципов регулирования, отраслевой структуры; унифицированность юридической терминологии, понятийного аппарата; взаимозаимствование основных институтов и правовых доктрин).

В зависимости от вышеназванных признаков выделяют следующие основные правовые семьи.

1) романо-германскую (семью континентального права);

2) англосаксонскую (семью общего права);

3) религиозную (семью мусульманского и индусского права);

4) традиционную (семью обычного права).

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Современная правовая система России при всех ее особенностях более родственна именно романо-германской правовой семье.

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;

правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.

Основой возникновения романо-германской правовой семьи послужило римское право. В своем становлении романо-германская правовая семья прошла три главных этапа:

1) эпоха Римской империи - XII в. н.э. - зарождение римского права и его упадок в связи с гибелью Римской империи (476 г. н.э.), господство в Европе архаических способов решения споров - поединки, ордалии (испытания), колдовство и т.д., т.е. фактическое отсутствие права;

2) XIII - XVII вв. - возрождение (ренессанс) римского права, распространение его в Европе и приспособление к новым условиям, достижение независимости права от королевской власти;

3) XVIII - XX вв. - кодификация права, принятие Конституций (в США, Польше, Франции и т.п.), появление отраслевых кодексов (Гражданский кодекс Франции 1804 г., Гражданское уложение Германии 1896 г.), создание национальных правовых систем.

К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

Данная семья характеризуется следующими признаками :

основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;

на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в судебном порядке;

главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;

нет кодифицированных отраслей права;

отсутствует классическое деление права на частное и публичное;

широкое развитие статутного права (законодательства), а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер.

В своем становлении англосаксонская правовая семья прошла четыре главных этапа:

1) до 1066 г. (нормандского завоевания Англии) - отсутствие общего для всех права; основным источником права являлись местные обычаи, различные для каждого региона;

2) 1066 - 1485 гг. (от нормандского завоевания Англии до установления власти династии Тюдоров) - централизация страны, создание в противовес местным обычаям общего права для всей страны, которое отправляли королевские суды;

3) 1485 - 1832 гг. - период расцвета общего права и его упадка; нормы общего права стали отставать от реальной действительности: во-первых, общее право было слишком формальным и громоздким, что снижало его эффективность; во-вторых, дела, которые было сложно либо невозможно решать, опираясь на общее право, стали разрешаться посредством возникшего "права справедливости", которое самостоятельно творил английский лорд-канцлер (представитель короля), исходя из принципов справедливости;

4) 1832 г. - наши дни - судебная реформа 1832 г. в Англии, в результате которой судьи получили возможность по своему усмотрению решать юридические дела, опираясь как на общее право, так и на собственное убеждение справедливости (т.е. при рассмотрении дел судьями принимаются во внимание как образцы решения подобных дел в прошлом - судебные прецеденты, так и мнение судей, основанное на их собственном понимании справедливости, - "судьи творят право, право есть то, что говорят о нем судьи"); распространение данной системы на английские колонии, где они внедрились, согласуясь с местной спецификой.

К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

главный творец права - Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;

источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;

весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;

особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;

отсутствует деление права на частное и публичное;

нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;

судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).

К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.

Признаками данной правовой семьи являются следующие:

доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами;

обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;

нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время все больше и больше;

судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права;

судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;

юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ;

архаичность многих ее обычаев и традиций.

Таким образом, правовые семьи неоднородны. В каждой из перечисленных семей имеются свои отличительные особенности, одновременно неизбежно присутствуют и черты, присущие любому праву и любой правовой системе. Общий признак - все они выступают в качестве регуляторов общественной жизни, средством управления обществом, выполняют охранительную, защитительную и принудительную роль, стоят на страже прав человека и гражданина.