Представительный орган местного самоуправления: порядок формирования, состав, структура, полномочия. Представительный орган муниципального образования: принцип формирования, компетенция, прекращение деятельности Представительный орган муниципального образ

  • 9. Устав муниципального образования: понятие, признаки, структура.
  • 10. Теории местного самоуправления
  • 11. Реформа самоуправления земств и городов в 19 - начале 20 в.В.
  • 12. Основы организации местной власти в период с 1917 до конца 90-х хх века.
  • 13.Местное самоуправление: понятие, содержание, аспекты, система.
  • 14 .Местное самоуправление в системе Конституционного строя. Децентрализация.
  • 15. Местное самоуправление как форма осуществления публичной власти. Позиции кс рф.
  • 16.Принципы местного самоуправления
  • 17. Муниципально-правовые отношения: понятие, особенности, виды.
  • 18. Функции местного самоуправления.
  • 18.Муниципально-территориальное устройство: понятие, элементы, соотношение с адм-территориальным устройством.
  • 20.Муниципальное образование: понятие, виды, уровни.
  • 21.Преобразование муниципальных образований (виды, порядок).
  • 22.Городское, сельское поселение как мо.
  • 23.Муниципальный район как мо.
  • 24. Городской округ как муниципальное образование.
  • 25.Особенности организации мсу в зато
  • 26. Компетенция муниципальных образований: понятия, структура.
  • 27.Вопросы местного значения: общая характеристика, виды. Символика мо.
  • 28.Наделение омс отдельными государственными полномочиями: понятие, процедура.
  • 29.Компетенция органов местного самоуправления: понятие, содержание.
  • 30. Социально-значимые и общественно-полезные работы: понятие, порядок осуществления.
  • 31.Органы местного самоуправления: понятие, система, структура.
  • 32.Представительный орган муниципального образования: понятие, структура, состав.
  • 33.Правовой статус депутата. Депутатский мандат: понятие, виды, содержание, особенности.
  • 34.Глава мо. Полномочия и акты главы мо.
  • 35.Местная администрация в структуре омс: понятие, структура, полномочия.
  • 36.Муниципальная служба: понятие, признаки, принципы, виды.
  • 37. Ответственность органов и должностных лиц мс: понятие, виды.
  • Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством
  • 38. Муниципальные выборы: понятие, виды.
  • 40.Местный референдум.
  • 41. Территориальное общественное самоуправление
  • 42. Публичные слушания
  • 42.Финансово-экономическая основа местного самоуправления.
  • 44. Местный бюджет: понятие, структура, виды.
  • 88.Бюджетный процесс в мо.
  • Тема 1 57
  • Тема 1 Муниципальное право – отрасль российского права. Понятие муниципального права.
  • Особенности муниципально-правовых норм.
  • Тема 3. Местное самоуправление (общие положения).
  • Общественное самоуправление
  • Территориальное с/у
  • 4) Принцип соответствия материально-финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочием.
  • Тема 4. Территориальные основы местного самоуправления.
  • Тема 5. Органы местного самоуправления. Общая характеристика. Понятие органов местного самоуправления
  • Тема 6. Местные представительные органы.
  • Тема 7. Глава муниципального образования и исполнительно-распорядительные органы местной администрации.
  • Тема 8. Муниципальная служба
  • Понятие, признаки, принципы муниципальной службы.
  • Муниципальная должность: понятие, виды.
  • Муниципальные служащие: понятие, классификация.
  • Муниципальные служащие: правовой статус.
  • Прохождение муниципальной службы.
  • Тема 10. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления.
  • Местные референдумы.
  • Муниципальные выборы.
  • Территориальное общественное самоуправление (тос).
  • Раздел: экономические основы местного самоуправления.
  • Тема 2. Финансовые основы.
  • Тема №3. Бюджетный процесс.
  • 1. Понятие бюджетного процесса.
  • Тема № 4. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц и гарантии местного самоуправления.
  • 1) Татарстанское дело
  • 2) Пкс от 31 июля 1995 г. N 10-п по делу о проверке конституционности указа
  • Президента рф от 30 ноября 1994 г. N 2137 "о мероприятиях по восстановлению
  • Постановление кс рф от 31.10.1995 n 12-п "по делу о толковании статьи 136 конституции рф"
  • 5) Постановление кс рф от 28 ноября 1995 г. N 15-п по делу о толковании части 2 статьи 137 конституции рф
  • 6) Пкс от 18 января 1996 г. N 2-п по делу о проверке конституционности ряда положений устава (основного закона) алтайского края
  • 8) Постановление кс рф от 22.04.1996 n 10-п
  • 9) Пкс от 14 июля 1997 г. N 12-п по делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 конституции рф положения о вхождении автономного округа в состав края, области
  • 11) Постановление кс рф от 11.12.98г. По делу о толковании положений ч. 4 статьи 111 Конституции рф
  • 12) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.10.1999 № 13-п
  • 14.Пост. Кс рф от 4 апреля 2002 г. №8-п. («1»).
  • 16) Постановление Пленума Верховного Суда рф от 10 октября 2003 г. О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров рф.
  • 19.Пост. Кс рф от 3 марта 2004 г. №5-п. («1»).
  • 20. Пост. Кс рф №16-п от 16 ноября 2004 г
  • Особое мнение судьи кс рф в.Г. Ярославцева
  • Особое мнение судьи кс рф а.Л. Кононова
  • 29)Постановление Конституционного Суда рф от 10 октября 2013 г. N 20-п"
  • 30)Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2013 г. N 27-п город Санкт-Петербург
  • 31)Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2014 г. N 6-п г.
  • 32.Представительный орган муниципального образования: понятие, структура, состав.

    Представительный ОМС – это выборный орган местного самоуправления, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, представляющий интересы населения и принимающий от его имени муниципальные правовые акты, действующие на территории муниципального образования.

    Наличие представительного органа обязательно в МО. В исключительных случаях, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек, представительный орган поселения не формируется. Его полномочия осуществляются сходом граждан.

    Структура определяется населением самостоятельно:

    Руководящие органы представительного органа.

    Функционально-отраслевые структурные элементы (комиссии: постоянные и временные)

    Объединения депутатов (фракции, депутатские группы)

    Аппарат представительного органа.

    Руководящие органы:

    Председатель - им может быть избранный на заседании представительного органа депутат, либо глава муниципального образования, если уставом предусмотрено что он по должности входит в представительный орган и является его председателем.

    Председатель и его заместители работают в составе представительного органа на освобожденной основе и получают вознаграждение на основе местного бюджета. Представительный орган может иметь в своем составе не более 10% депутатов работающих на освобожденной основе.

    Представительный орган состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Численный их состав определяется Уставом МО. Численность представительного органа зависит от:

    Размеров МО

    Исторических, религиозных, национальных и иных традиций

    Объёма работы представительного органа и т.д.

    Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

    Срок полномочий представительного органа не более 5-и лет. Как правило, 4 года. Приступает к работе представительный орган после избрания 2/3 от установленного числа депутатов – эта норма называется нормой представительства.

    Порядок формирования представительного органа: общее и особенное. Основания досрочного прекращения.

    Представительный ОМС – это выборный ОМС, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, представляющий интересы населения и принимающий от его имени муниципальные правовые акты, действующие на территории МО. Наличие представительного органа обязательно в МО.

    Если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек, представительный орган поселения не формируется. Его полномочия осуществляются сходом граждан.

    2 способа формирования:

    1) Формируется из глав поселений , входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений , избираемых представительными органами поселений из своего состава.

    Он формируется по первому варианту, если такое решение в течение 1 года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем 2/3 поселений , входящих в состав муниципального района.

    2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании . При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать 2/5 от установленной численности представительного органа муниципального района.

    Приступает к работе представительный орган после избрания 2/3 от установленного числа депутатов – эта норма называется нормой представительства.

    Срок, на который избирается представительный орган, устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет . В случае досрочного роспуска не позднее, чем через 3 месяца должны быть назначены новые выборы.

    Досрочное прекращение полномочий:

    1) Если соответствующим судом установлено, что представительным органом принят НПА, противоречащий КРФ, ФЗ, основным и текущим законам субъектов, а так же уставу МО

    2) В случае принятия решения о самороспуске в порядке, установленном уставом муниципального образования

    3) Вступление в силу решения суда субъекта о неправомочности данного состава депутатов в представительном органе.

    4) Преобразование муниципального образования.

    Компетенция представительного органа: понятие, виды. Порядок ее осуществления

    Представительный ОМС – это выборный ОМС, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, представляющий интересы населения и принимающий от его имени муниципальные правовые акты, действующие на территории МО.

    Компетенция определяется: видом МО и характером вопросом местного значения.

    Исключительной компетенция – входят вопросы, которые могут быть решены только представительным органом на его заседаниях:

    1) принятие устава МО и внесение в него изменений и дополнений;

    2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

    3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов

    4) принятие планов и программ развития муниципального образования

    5) определение порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом

    6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий

    7) контроль за исполнением ОМС и ДЛ местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

    8) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

    Полномочия общего характера – могут осуществляться как самим представительным органом, так и исполнительными органами на основе принципа разграничения полномочий:

    1) утверждение структуры местной администрации

    2) создание контрольного органа

    3) формирование избирательной комиссии муниципального образования;

    4) назначение муниципальных выборов и местных референдумов;

    7) осуществление финансового контроля;

    8) установление порядка предоставления муниципальных гарантий, порядка предоставления бюджетных кредитов из бюджета МО;

    Порядок деятельности представительного органа. Виды принимаемых актов.

    Основной организационно-правовой формой деятельности представительного органа являются сессии или заседания. Они могут быть:

      Очередными - порядок созыва и проведения устанавливается его регламентом.

      Внеочередными – по мере необходимости, по письменному предложению его председателя, одной из постоянных комиссий, 1/3 депутатов, по письменному предложению главы МО.

      Открытыми

      Закрытыми. Порядок проведения закрытых заседаний предусматривается регламентом представительного органа

    Заседание считается правомочным, если на нем присутствует более двух третей депутатов - кворумом .

    В начале каждого заседания утверждается его повестка .

    Основной функцией представительного органа является нормотворческая, поскольку все свои полномочия он реализует в форме правовых актов.

    Вопросы, касающиеся наименования актов, порядка их принятия, определяются уставом.

    Екатеринбургская гордума принимает:

      Решения - акты, принятые по общеобязательным вопросам.

      Постановления - по вопросам формирования постоянных и временных органов думы, признания полномочий депутатов, одобрения проектов решений, кадровым вопросам думы и иным вопросам внутренней организации деятельности умы.

    Решения думы направляются на подпись главы думы не позднее 5-дневного срока со дня их принятия.

    Решения, принятые думой, могут быть возвращены главой города для повторного рассмотрения. Если решения принимаются повторно, то глава города подписывает решение либо обращается в суд.

    Постоянные комиссии представительного органа МО.

    Из числа депутатов в представительном органе создаются постоянные или временные комиссии.

    Постоянные комиссии в рамках своих направлений обычно:

      осуществляют подготовку заключений по проектам правовых актов представительного органа

      разрабатывают проекты решений и иных правовых актов;

      организуют проведение депутатских слушаний;

      содействуют депутатам, помощникам депутатов в их деятельности.

    В екатеринбургской городской думе в обязательном порядке создаются следующие постоянные комиссии:

    1. По бюджету и экономической политике

    2. По местному самоуправлению, связям с общественностью и сми

    3. По социальной политике

    4. По городскому хозяйству и муниципальной собственности

    5. По правоохранительной деятельности и вопросам военнослужащих. Предметы ведения:

      Взаимодействие думы с ОВД, судом, прокуратурой

      Программы и нормативные акты, направленные на укрепление правопорядка и

    Борьбу с преступностью

      Контроль за выполнением нормативных актов по вопросам призыва на военную

    Численный состав комиссии не менее трех депутатов . Депутат не может быть членом более чем двух постоянных комиссий. Депутат может быть председателем только одного постоянного комитета комиссии.

    Для подготовки рассматриваемых вопросов и организации депутатских слушаний комиссия может создавать рабочие группы с привлечением научных учреждений, специалистов и ученых.

    Комиссии вправе запрашивать у ОГВ и ОМС, иных организаций, ДЛ материалы и документы, необходимые для их деятельности, если это не противоречит законодательству.

    "

    Порядок формирования

    Представительный орган является обязательным органом в структуре органов местного самоуправления любого муниципального образования (поселение, муниципальный район , городской округ).

    Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица.

    Порядок его формирования устанавливается Уставом муниципального образования и зависит от его вида.

    Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган муниципального района:

    1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном Федеральным законом;

    2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района. Как правило, представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

    Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

    7 человек - при численности населения менее 1000 человек;

    10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

    15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

    20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

    25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

    35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.

    Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

    Исключительная компетенция

    В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

    1. принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
    2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
    3. установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
    4. принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
    5. определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
    6. определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
    7. определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
    8. определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
    9. контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
    10. принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

    Финансирование деятельности

    Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

    Досрочное прекращение полномочий

    Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 Федерального закона.

    Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены:

    1) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования;

    2) в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

    3) в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 4 - 7 статьи 13 Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования;

    4) в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

    5) в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

    Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи, представительные органы соответствующих поселений обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов.

    Правовые акты и литература

    • Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (официальная публикация)

    Представительная власть рассматривается как комплекс полномочий, которые делегируются народом либо его частью выборным лицам. Они объединяются в специальном учреждении на конкретный срок. Представительная власть – это также совокупность институтов, уполномоченных населением. Рассмотрим далее ее структуру, основные направления деятельности, особенности формирования.

    Общие сведения

    При парламентской форме государственного управления представительный орган наделяется широкими полномочиями. В его компетенцию входит в том числе назначение президента. Глава государства не располагает при этом реальной властью.

    Президентская форма правления предполагает независимое избрание парламента и первого лица страны. Глава государства вправе распустить парламент.

    Представительный орган РФ – двухпалатное Федеральное Собрание. В него входят Госдума и Совет Федерации. Существуют также муниципальные и региональные законодательные (представительные) органы.

    Федеральный уровень

    Госдума, как представительный орган ФС, формируется по итогам выборов. Они проводятся раз в 5 лет. В Госдуме присутствует 450 народных избранников. Половина из них выбирается напрямую в один тур голосованием по одномандатным округам. Оставшаяся часть формируется политическими объединениями, которые смогли преодолеть пятипроцентный барьер. В Совет Федерации включается по 2 представителя от каждого региона - по одному от исполнительного и законодательного органов. Кроме них в СФ присутствуют лица, назначаемые Президентом. Их количество - не больше 10% от общего числа членов.

    Направления деятельности Госдумы

    Она наделяется полномочиями в соответствии с конституционными положениями. Этот представительный орган:

    1. Дает согласие Президенту на назначение высшего должностного лица (Председателя) Правительства.
    2. Объявляет амнистию.
    3. Заслушивает ежегодные отчеты Правительства о результатах его работы, в том числе по вопросам, которые были поставлены перед ним Госдумой.
    4. Назначает и освобождает от должностей председателей Счетной палаты и ЦБ, а также уполномоченного РФ по правам человека.
    5. Решает вопрос о доверии Правительству.
    6. Выдвигает обвинения против Президента для снятия его с должности.

    Принятие федеральных нормативных актов осуществляется большинством от общего количества депутатов, если другое не установлено в Конституции.

    В полномочия этого органа включено:

    1. Утверждение границ территорий регионов страны.
    2. Решение о возможности использовать ВС России за пределами государства.
    3. Утверждение президентских указов о введении чрезвычайного либо военного положения.
    4. Назначение на должности судей КС, ВС, Генпрокурора и его заместителей, зампредседателя Счетной палаты и 50% состава ее аудиторов.
    5. Снятие с поста Президента.
    6. Назначение выборов главы страны.

    В обязательном порядке Совет Федерации рассматривает законы, принятые Госдумой, по вопросам:


    Региональный уровень

    Образование представительных органов в субъектах осуществляется на основе прямого, всеобщего, равного и тайного голосования. Продолжительность их полномочий – 4 года. Численность региональных институтов колеблется от 27 до 130 человек. Порядок создания и количественный состав региональных парламентов определяются в конституциях и иных правовых актах.

    Работа региональных институтов

    Компетенция представительных органов в субъектах складывается из следующих групп полномочий: конституционное, социально-культурное и экономическое строительство, внешние отношения. В первом направлении работают республиканские представительные структуры. Они утверждают конституции, изменяют и дополняют их, контролируют порядок исполнения принятых положений. Кроме этого, в компетенцию региональных парламентов входит решение вопросов, касающихся проведения референдумов, назначения выборов глав субъектов и депутатов, утверждения структуры исполнительных органов.

    В сфере социально-культурного и экономического развития принимаются перспективные планы, программы, бюджеты. В краях, областях, городах федерального значения представительные органы именуются законодательными собраниями, думами и пр. Они формируются на основе тайного, всеобщего, равного и прямого голосования.

    Продолжительность полномочий выбранных депутатов – не больше 5 лет. В их компетенцию включаются:


    В полномочия региональных органов входит также установление внешних связей, ратификация и денонсирование международных соглашений и договоров.

    Муниципальная система

    В качестве одного из способов прямого волеизъявления населения выступает местное самоуправление. Оно осуществляется в МО – сельских и городских поселениях, объединенных общей территорией, городах или их частях. Орган местного самоуправления обладает определенной степенью самостоятельности. Он сам решает вопросы территориального значения, осуществляют распоряжение, владение и использование муниципальной собственности.

    Общие полномочия муниципальных институтов

    Орган местного самоуправления решает вопросы, связанные с:

    Представительные органы самоуправления

    В качестве них выступают выборные структуры, имеющие право выражать интересы населения, от его имени принимать различные решения. Каждый депутат представительного органа избирается гражданами, проживающими на территории МО, равным, тайным, всеобщим и прямым голосованием в соответствии с нормативными актами федерального и регионального значения. Структура считается сформированной, если было выбрано не меньше 2/3 от установленного количества членов. Количественный состав и полномочия представительного органа определяются в уставе МО.

    Исключительная компетенция

    Местные представительные органы принимают решения коллегиально. К исключительной компетенции институтов относят:

    1. Принятие и изменение устава МО.
    2. Утверждение бюджета и отчета о его выполнении.
    3. Установление, отмена и изменение территориальных сборов и налогов в соответствии с НК.
    4. Принятие программ и планов по развитию МО, утверждение отчетов об их реализации.
    5. Установление порядка управления, распоряжения имуществом, являющимся муниципальной собственностью.
    6. Определение правил принятия решений о формировании, реорганизации, ликвидации предприятий и учреждений, расположенных на территории МО, расчете тарифов на их услуги.
    7. Установление порядка участия в объединениях межмуниципального сотрудничества.
    8. Определение правил организационного и материально-технического обеспечения работы местных органов.
    9. Контроль над исполнением уполномоченными структурами и их должностными лицами своих обязанностей в сфере решения вопросов территориального значения.

    Другие направления работы представительных органов определяются в федеральном законодательстве и прочими нормативными актами, принимаемыми в соответствии с ним.

    Заключение

    Конституция РФ устанавливает разделение власти на 3 ветви. Каждая из них является относительно самостоятельным направлением деятельности уполномоченных структур, формирующих их. Вместе с этим работа институтов всех ветвей осуществляется при постоянном взаимодействии. В соответствии с конституционными положениями, основным носителем власти выступает народ. Он осуществляет ее реализацию различными способами. В частности, волеизъявление населения выражается через выборные представительные органы.

    Нормативными актами закрепляется три их уровня: федеральный, региональный и муниципальный. Наибольшей самостоятельностью пользуются местные законодательные структуры. В их полномочия входит решение территориальных вопросов, а также проблем, не относящихся к компетенции региональных и федеральных институтов.

    Считается, что местные органы наиболее приближены к населению. Они принимают решения с учетом ситуации, складывающейся на территории конкретного МО. Местные институты не отчитываются перед федеральными. Однако все нормативные акты, которые принимаются на муниципальном уровне, должны соответствовать Конституции и ФЗ. Формирование представительных органов федерального, местного, регионального значения осуществляется путем выборов. Полномочия структур ограничиваются конкретными сроками.

    Из-за невозможности во многих муниципальных образованиях осуществления процесса принятия решений на местном уровне напрямую всеми жителями образовалась потребность в формировании института представительства.

    Определение 1

    Под представительным органом муниципального образования понимается выборный орган местного управления, состоящий из депутатов и имеющий право представлять интересы жителей и принимать от их имени решения в пределах территорий муниципального образования.

    Представительный орган в структуре органов муниципального образования присутствует обязательно, кроме поселений с числом жителей, обладающих избирательным правом, не больше 100 человек (в подобной ситуации функции представительного органа выполняются на сходе граждан). Современные названия органов местного управления достаточно разнообразны.

    Пример 1

    Таким образом, зависимо от исторических, национальных и прочих местных традиций к представительному органу местного самоуправления относится: городской совет, совет депутатов, городская дума, муниципальный совет, муниципальное собрание, курултай, собрание представителей, рада, хурал, джирге, круге и т.д.

    У представительного органа городского поселения, муниципального района, городского округа имеются права юридического лица. У представительного органа сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального назначения могут быть права юридического лица, согласно уставу муниципального образования.

    Способы формирования представительного органа в муниципальном образовании

    Закон о местном самоуправлении от 2003-го г. предусматривает 2 главных способа образования муниципального представительного органа.

    Первый (традиционный) способ состоит в формировании представительного органа через проведение муниципальных выборов. Численность депутатов представительного органа устанавливается по уставу муниципального образования (но не менее количества, установленного законодательством). В Законе о местном самоуправлении от 2003-го г. установлена минимальная численность депутатов представительного органа населенного пункта либо городского округа:

    • семь человек – если численность населения менее 1 тыс. человек;
    • десять человек – если численность населения от 1 тыс. до 10 тыс. человек;
    • пятнадцать человек – если численность населения от 10 тыс. до 30 тыс. человек;
    • двадцать человек – если численность населения от 30 тыс. до 100 тыс. человек;
    • двадцать пять человек – если численность населения от 100 тыс. до 500 тыс. человек;
    • тридцать пять человек – если численность населения свыше 500 тыс. человек.

    Число депутатов в представительном органе муниципального района определяется по уставу муниципального района и не может быть меньше 15 человек. Помимо этого, для представительных органов муниципальных районов, которые формируются на муниципальных выборах, имеется ограничение представительства: количество депутатов, которые избираются от 1-го поселения, не может быть выше ⅖ от численности, установленной для представительного органа муниципального района.

    Количество депутатов для представительного органа внутригородской территории города федерального назначения устанавливается в соответствии с уставом муниципального образования и не может быть меньше 10 человек.

    Замечание 1

    Муниципальный представительный орган может выполнять собственные полномочия при избрании не менее ⅔ от установленного числа депутатов.

    Другой способ предусмотрен исключительно лишь для образования представительных органов муниципальных районов. Они формируются из глав поселений, находящихся в границах муниципального района, а также из депутатов представительных органов данных поселений. Такой способ усиливает связи муниципальных образований между различными уровнями, но может усложнить реализацию представительной функции, ослабить контакты с избирателями.

    По этой причине Закон о местном самоуправлении от 2003-го г. позитивно направлен в сторону первого из названных способов, ограничивая использование других условий. А именно, решение об его применении в течение 1-го года с даты выдвижения соответствующей инициативы должны поддержать представительные органы не меньше ⅔ поселений, находящихся в составе муниципального района. Инициативу об образовании представительного органа муниципального района оформляют в соответствии с решением представительного органа, находящегося в пределах муниципального районного поселения. Решение содержит предлагаемую норму представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района и дату, с которой начинается работа сформировавшегося согласно указанному порядку муниципального районного представительного органа. Дата начала деятельности этого органа не может быть ранее даты истечения срока функций муниципального районного представительного органа, сформированного проведением муниципальных выборов.

    Замечание 2

    Установленный порядок образования представительного органа муниципального района закреплен уставом муниципального района в течение 3-х месяцев с даты начала деятельности соответствующего представительного органа из муниципального района.

    Инициативу о формировании муниципального районного представительного органа в порядке, закрепленном в пункте 1 части 4 статьи 35 Закона о местном самоуправлении от 2003-го г., можно выдвинуть не позже, чем за 1 год до наступления дня, начиная с которого муниципальный районный представительный орган имел бы право принять решение о назначении выборов депутатов муниципального районного представительного органа нового созыва согласно Закону об избирательных правах. При принятии указанного решения выборы в муниципальный районный представительный орган не назначаются.

    Компетенция муниципального районного представительного органа предельно широка: он вправе принять на собственное рассмотрение любой вопрос местного назначения этого муниципального образования. Помимо этого, в Законе о местном самоуправлении от 2003-го г. закреплена исключительная компетенция муниципального представительного органа. Он вправе:

    • принимать устав муниципального образования и вносить в него изменения и дополнения;
    • утверждать местный бюджет и отчет об его исполнении;
    • устанавливать, изменять и отменять местные налоги и сборы согласно законодательству России о налогах и сборах;
    • принимать планы и программы развития муниципального образования, утверждать отчеты об их исполнении;
    • определять порядок управления и распоряжения имуществом, которое находится в муниципальной собственности;
    • определять порядок принятия решений по вопросам создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, учреждений и установления тарифов на услуги муниципальных предприятий, учреждений;
    • определять порядок участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
    • определять порядок материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного управления;
    • контролировать исполнение органами местного управления и должностными лицами местного управления полномочий по решению вопросов местного назначения;
    • принимать решения по поводу удаления главы муниципального образования в отставку.

    Прочие полномочия представительных органов определяют федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними уставы, законы субъектов России, уставы муниципальных образований.

    Пример 2

    Согласно части 2 статьи 24 Устава города Саратова, прочие полномочия, которые выполняет Городская Дума:

    • контролировать финансовую систему;
    • избирать главу муниципального образования, а также его заместителя;
    • учреждать органы местного самоуправления города, отраслевых/функциональных и территориальных органов администрации города с правами юр. лица и утверждать положения о них по представлению главы администрации города (в соответствии с порядком статьи 22 Устава города Саратова);
    • принимать решения о выборах в органы местного управления города согласно федеральному законодательству и законодательству Саратовской области;
    • организовывать избирательную комиссию города согласно действующему законодательству;
    • принимать концепцию развития, утверждать генеральный план города, правила землепользования и застройки на городской территории;
    • определять порядок формирования, обеспечения размещения, выполнения и контроля за выполнением муниципального заказа;
    • принимать решения о привлечении жителей города к работам, имеющим социальную значимость;
    • принимать решения о реализации муниципальных заимствований в действующем законодательном порядке;
    • согласовывать назначения заместителей главы городской администрации города, глав администраций районов города, руководителя финансового органа и главного архитектора города.

    Помимо этого, муниципальный представительный орган занимается прослушиванием ежегодных отчетов главы муниципального образования, главы местной администрации, в которых содержатся результаты их деятельности, деятельности местной администрации и прочих подведомственных главе муниципального образования органов местного управления, включая решение задач, поставленных муниципальным представительным органом.

    Заседания как главная форма деятельности представительного органа

    Определение 2

    Главная форма деятельности представительного органа – это заседания .

    Правомочность заседания муниципального представительного органа определяет устав муниципального образования. Заседание муниципального представительного органа не считается правомочным в случае, если на нем присутствует менее половины от общей численности избранных депутатов. Заседания муниципального представительного органа осуществляются не реже 1-го раза в 3 месяца.

    Новый муниципальный представительный собирается на 1-е заседание в установленный согласно уставу муниципального образования срок (он не может превышать 1-го месяца с даты избрания муниципального представительного органа в правомочном составе).

    Заседания представительного органа зависимо от сроков проведения подразделяются на очередные и внеочередные, а зависимо от порядка проведения – открытые и закрытые.

    Замечание 3

    В каком порядке будут проводиться заседания представительного органа и приниматься решения, прописывается в принимаемом им регламенте.

    По главным направлениям собственной деятельности представительные органы, как правило, образуют на временной либо постоянной основе комиссии, которые осуществляют работу по выработке решений, подготовке проектов нормативно-правовых актов.

    Муниципальный представительный орган принимает нормативные акты по вопросам местного назначения в виде решений. Нормативно-правовые акты муниципального представительного органа, которые предусматривают установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, реализацию расходов из средств местного бюджета, может внести на рассмотрение муниципального представительного органа только лишь глава местной администрации (либо при наличии заключения главы местной администрации).

    Нормативно-правовой акт, который принял муниципальный представительный орган, направляют главе муниципального образования на подпись и обнародование в течение десяти дней. Глава муниципального образования, который исполняет полномочия главы местной администрации, вправе отклонить нормативно-правовой акт муниципального представительного органа. В такой ситуации указанный нормативно-правовой акт в течение десяти дней возвращают в муниципальный представительный орган с мотивированным обоснованием его отклонения или предложениями по поводу внесения в него изменений и дополнений. В случае если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, то его снова рассматривает представительный орган муниципального образования.

    Замечание 4

    В случае повторного рассмотрения указанного нормативного правового акта, если его одобрит в ранее принятой редакции не менее ⅔ от установленного числа депутатов муниципального представительного органа, то он направляется на подпись главы муниципального образования в течение 7 дней и на обнародование.

    Организация деятельности, управление, полномочия муниципального представительного органа

    Организация деятельности муниципального представительного органа согласно уставу муниципального образования является прерогативой главы муниципального образования, а если данное должностное лицо выполняет функции главы местной администрации, – председателя муниципального представительного органа, которого избирает этото орган из собственного состава.

    Замечание 5

    Расходы на деятельность муниципального представительного органа предусмотрены в местном бюджете отдельной строкой согласно классификации расходов бюджетов России.

    Управление и (либо) распоряжение муниципальным представительным органом муниципального образования либо отдельными депутатами (их группами) в каком бы то ни было виде средствами местного бюджета в ходе его исполнения не допускаются, кроме средств местного бюджета, которые направляются на обеспечение деятельности муниципального представительного органа и депутатов.

    Функции муниципального представительного органа вне зависимости от порядка формирования могут прекратиться досрочно в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 73 Закона о местном самоуправлении от 2003-го г. Случаи прекращения полномочий муниципального представительного органа следующие:

    • принятие указанным органом решения о самороспуске. Причем решение о самороспуске принимают в порядке, закрепленном в уставе муниципального образования;
    • вступление в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального назначения, автономной области, автономного округа о неправомочности действующего состава депутатов муниципального представительного органа, включая ситуации, возникающие в связи со сложением депутатами собственных полномочий;
    • преобразование муниципального образования, которое осуществляется согласно части 3, 4-7 статьи 13 Закона о местном самоуправлении от 2003-го г., а также при упразднении муниципального образования;
    • утрата поселением статуса муниципального образования вследствие его объединения с городским округом;
    • увеличение числа избирателей муниципального образования более чем на ¼, произошедшего из-за изменения границ муниципального образования либо объединения поселения с городским округом.

    Устав муниципального образования может предусматривать досрочное прекращение полномочий муниципального представительного органа при нарушении срока издания муниципального правового акта, необходимого для выполнения решения, принятого прямым волеизъявлением граждан.

    После досрочного прекращения полномочий муниципального представительного органа происходит досрочное прекращение полномочий его депутатов. При досрочном прекращении полномочий муниципального представительного органа, в который входят депутаты, избранные населением непосредственно, досрочные выборы в соответствующий представительный орган проводятся в сроки, установленные согласно Закону о местном самоуправлении от 2003-го г.

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

    • Понятие и сущность местного самоуправления
      • Понятие местного самоуправления
        • Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации
        • Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения
        • Местное самоуправление как форма народовластия
      • Природа местного самоуправления
      • Понятие и система принципов местного самоуправления
      • Функции местного самоуправления
    • Муниципальное право России как комплексная отрасль права
      • Понятие, предмет и метод регулирования отрасли муниципального права
      • Система муниципального права
      • Муниципально-правовые нормы и отношения
      • Источники муниципального права
    • Муниципальное право как наука и учебная дисциплина
      • Понятие, предмет и методы изучения науки муниципального права
      • Источники науки муниципального права
      • Муниципальное право как учебная дисциплина
    • История развития местного самоуправления в России
      • Общая характеристика развития местного управления и самоуправления в России до 1775 г.
      • Введение дворянского самоуправления в 1775 г.
      • Организация сельского и волостного крестьянского самоуправления после отмены крепостного права в 1861 г.
      • Система и компетенция земских учреждений в дореволюционной России
      • Организация и компетенция городского самоуправления в дореволюционной России
      • Система Советов в постреволюционной России
      • Реформирование местного самоуправления в России на современном этапе
        • Основные направления и задачи реформы местного самоуправления в ходе осуществления административной реформы в Российской Федерации
          • Задачи, стоявшие перед законодателем в области административной реформы
          • Современные задачи в сфере законодательного регулирования местного самоуправления
    • Правовая основа местного самоуправления в России
      • Понятие правовой основы местного самоуправления
      • Нормы международных актов, действующие в сфере местного самоуправления
      • Конституция РФ 1993 г. и иные федеральные нормативные правовые акты в сфере местного самоуправления
      • Конституции (уставы) субъектов РФ и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации в сфере местного самоуправления
      • Устав муниципального образования и иные нормативные правовые акты местного самоуправления
    • Территориальные основы местного самоуправления в России
      • Понятие территориальных основ местного самоуправления
      • Территория и земли муниципального образования
      • Установление и изменение границ муниципальных образований
      • Преобразование муниципальных образований
      • Соотношение административно-территориального и муниципально-территориального устройства субъекта РФ
    • Финансово-экономическая основа местного самоуправления
      • Понятие и структура финансово-экономической основы местного самоуправления
      • Муниципальное имущество
      • Местные финансы
      • Местный бюджет
        • Местные налоги и сборы. Налоговые поступления в местные бюджеты
    • Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления
      • Общая характеристика правовых форм непосредственного волеизъявления граждан
      • Местный референдум
      • Муниципальные выборы
      • Иные формы непосредственного волеизъявления населения
    • Органы местного самоуправления
      • Понятие, признаки и система органов местного самоуправления
      • Представительный орган муниципального образования
      • Правовой статус главы муниципального образования
      • Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа муниципального образования, выборного должностного лица муниципального образования
      • Правовой статус исполнительно-распорядительного органа муниципального образования
      • Правовой статус контрольного органа муниципального образования
    • Муниципальная служба
      • Понятие муниципальной службы
      • Понятие муниципальной должности муниципальной службы
      • Правовой статус муниципального служащего
      • Прохождение муниципальной службы
    • Гарантии местного самоуправления
      • Понятие и система гарантий местного самоуправления
      • Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления
      • Судебная защита местного самоуправления
      • Деятельность государственных органов по обеспечению прав местного самоуправления
    • Компетенция местного самоуправления
      • Понятие компетенции местного самоуправления
      • Предметы ведения и полномочия местного самоуправления
      • Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
    • Полномочия органов местного самоуправления в отдельных сферах
      • Полномочия органов местного самоуправления в финансово-экономической сфере
        • Полномочия органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью
      • Полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения прав и свобод личности и безопасности населения, охраны общественного порядка
      • Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования
    • Ответственность в системе местного самоуправления
      • Понятие, основания и виды ответственности в муниципальном праве
      • Муниципально-правовая ответственность субъектов правоотношений, связанных с осуществлением местного самоуправления, перед государством
      • Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
      • Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
    • Организация местного самоуправления в зарубежных странах
      • Классификация основных моделей (систем) местного самоуправления в зарубежных странах
      • Англосаксонская модель местного самоуправления
      • Континентальная (романо-германская) модель местного самоуправления
      • Модель местного самоуправления смешанного типа

    Представительный орган муниципального образования

    Представительный орган местного самоуправления занимает особое место в системе органов местного самоуправления. Это связано с тем, что решение важнейших вопросов местного значения (например, утверждение местного бюджета, установление местных налогов и т.д.) федеральным законодательством отнесено к исключительной компетенции именно представительного органа местного самоуправления.

    Также считается, что представительный орган местного самоуправления (как и следует из его названия) в наиболее полной мере отражает волю населения муниципального образования. В определенном разделении власти, которое имеет место на местном уровне, он является органом представительной и нормотворческой власти.

    Отметим, что Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 1995 г. закреплял понятие представительного органа местного самоуправления. Федеральный закон же 2003 г. не закрепляет такового. Некоторые ученые-муниципалисты, например, И.В. Выдрин, используют определение Федерального закона 1995 г.:

    представительный орган местного самоуправления - это выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

    В.В. Пылин несколько расширяет это определение с использованием положений избирательного законодательства. По его мнению,

    это выборный орган, состоящий из депутатов, избираемых избирателями на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени общеобязательные решения, действующие на территории муниципального образования

    (это определение не во всех случаях применимо к представительному органу муниципального района). С.Г. Соловьев дает иное определение (исходя, в том числе, из положений гражданского законодательства)

    это выборное муниципально-властное учреждение, представляющее интересы местного населения, состоящее из депутатов, наделенное определенной компетенцией и реализующее представительскую, нормотворческую и контрольную функции в системе местного самоуправления.

    Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов.

    Определенным образом различается порядок формирования представительных органов поселении и представительных органов муниципальных районов.

    Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Он не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

    В качестве примера представительного органа поселения приведем Ставропольскую городскую Думу. В соответствии с п. 3 ст. 32 Устава г. Ставрополя в состав Ставропольской городской Думы входят 50 депутатов Ставропольской городской Думы, избираемых по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам на основе единой нормы представительства путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок ее полномочий - 5 лет.

    Представительный орган муниципального района формируется одним из следующих двух способов:

    1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей. Этот порядок применяется, если такое решение в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем 2/3 поселений, входящих в состав муниципального района. Инициатива о формировании представительного органа муниципального района в этом порядке оформляется решением представительного органа поселения, расположенного в границах муниципального района. В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. День начала работы данного органа не может наступить ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, сформированного путем прямых выборов;

    2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать 2/5 от установленной численности представительного органа муниципального района. Этот порядок формирования применяется, если не установлен предыдущий порядок формирования.

    Установленный порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района.

    В Ставропольском крае по этому вопросу принят Закон от 22 июля 2004 г. № 60-кз «О некоторых вопросах организации местного самоуправления на территориях районов Ставропольского края». В нем специально отмечается, что он принят с учетом инициативы представительных органов местного самоуправления поселений, поддержанной представительными органами местного самоуправления более чем 2/3 поселений каждого района Ставропольского края.

    Формирование советов муниципальных районов путем проведения муниципальных выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании осуществляется в порядке, установленном Федеральным и краевым законодательством. Порядок формирования советов муниципальных районов последующих созывов определяется уставами муниципальных районов.

    Например, совет Апанасенковского муниципального района Ставропольского края в соответствии с ч. 1 ст. 19 Устава Апанасенковского муниципального района состоит из глав всех поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава по два депутата от каждого поселения.

    Применение данной процедуры формирования представительного органа муниципального района оказалось довольно проблематичным и получило неоднозначную оценку как среди правоприменителей, так и среди ученых.

    Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее: 7 человек - при численности населения менее 1000 человек; 10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек; 15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек; 20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек; 25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек; 35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек. Например, Ставропольская городская Дума состоит из 50 депутатов.

    Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Например, общая численность депутатов совета Апанасенковского муниципального района Ставропольского края - 33 человека.

    Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек. Так, например, численный состав муниципального собрания внутригородского муниципального образования Сокольники в городе Москве - 10 человек.

    В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся, как уже отмечалось, находится решение ряда важнейших вопросов, закрепленных в ч. 10 ст. 35 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 2003 г., например:

    1. принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
    2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
    3. установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и др.

    Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Например, в соответствии с подп. 4 п. 3 ст. 33 Устава г. Ставрополя Ставропольская городская Дума присваивает звание «Почетный гражданин города Ставрополя».

    Нормативный правовой акт. принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования. При этом глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт.

    принятый представительным органом муниципального образования (см. п. 13 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 2003 г.).

    Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава. Гак, например, Ставропольская городская Дума избирает из своего состава председателя.

    Регламент Ставропольской городской Думы 1 Регламент Ставропольский городской Думы (ред. от 22 февраля 2006 г.). Текст документа опубликован не был //СПС «Консультант Плюс». определяет общий порядок деятельности, основные правила и процедуру работы Думы, включающий в себя вопросы подготовки и проведения заседаний Думы, осуществления нормотворческой деятельности, работы в Думе ее депутатов, органов Думы.

    Основной формой работы Ставропольской городской Думы являются ее заседания. Заседания Думы могут быть очередными и внеочередными. Очередные заседания Думы созываются председателем Думы не реже одного раза в два месяца. Примерные сроки их проведения и вопросы, вносимые на рассмотрение, определяются перспективными и текущими планами работы Думы и постоянных комиссий.

    Внеочередные заседания Думы созываются ее председателем по своей инициативе, по предложению главы города или по требованию не менее половины от общего числа депутатов.

    Заседание Думы правомочно, если на нем присутствует большинство от избранного числа депутатов. Депутаты Думы обязаны присутствовать на ее заседаниях. При невозможности присутствовать на заседании по уважительной причине депутат заблаговременно информирует председателя Думы.

    Совещания депутатов проводятся с целью предварительного рассмотрения вопросов, предлагаемых для внесения в повестку дня очередных заседаний Думы.

    Депутатские слушания являются одной из форм работы Думы и ее органов, используемой в целях публичного обсуждения, всестороннего и полного изучения вопросов, требующих нормативного правового регулирования либо связанных с выполнением принятых Думой нормативно-правовых актов.

    Статья 29 Устава г. Ставрополя описывает структуру Ставропольской городской Думы. В соответствии с ней Ставропольская городская Дума самостоятельно определяет свою структуру. При этом из состава депутатов Ставропольской городской Думы на срок их полномочий избираются:

    1. председатель и заместитель (заместители - сейчас их 2) председателя Ставропольской городской Думы;
    2. комитеты Ставропольской городской Думы.

    Положение этих субъектов муниципального права конкретизируется в Регламенте Ставропольской городской Думы. В нем указывается, что постоянные комиссии Думы:

    • осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение вопросов, относящихся к ведению Думы, проводят депутатские слушания;
    • осуществляют контрольные функции в рамках своих полномочий;
    • дают заключения и предложения по вопросам финансирования по направлениям, относящимся к сфере их ведения;
    • решают вопросы организации своей деятельности;
    • рассматривают иные вопросы, относящиеся к их ведению.

    Предусмотрено создание следующих постоянных комиссий:

    • мандатная и по вопросам депутатской этики;
    • по бюджету, финансам, налогам, сборам и банкам;
    • по экономике и инвестициям;
    • по собственности;
    • по законности и местному самоуправлению;
    • по социальным вопросам;
    • по вопросам городского хозяйства;
    • контрольная комиссия.

    Также в Ставропольской городской Думе могут создаваться:

    1. депутатские объединения (в составе не менее 3 человек);
    2. временные комиссии и иные рабочие органы.

    Для организационного, правового и материально-технического обеспечения работы Ставропольской городской Думы, оказания помощи депутатам, комитетам Ставропольской городской Думы и другим созданным Ставропольской городской Думой органам образуется аппарат Ставропольской городской Думы.

    Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 73 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (т.е. в порядке муниципально-правовой ответственности). Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены досрочно:

    1. в случае принятия указанным органом решения о самороспуске;
    2. в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
    3. в случае преобразования муниципального образования.