"Преступление и наказание" — в чём состояло наказание Раскольникова? Раскольников в романе "Преступление и наказание" Ф. М


102905 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

В чем противоречия теории Раскольникова? (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / В чем заключается наказание Раскольникова за преступление? (мини сочинение)

Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

В чём состоит наказание раскольникова

7. Языковой лагерь за границей: веселый детский отдых и обучение.

8. О пользе английского языка

Преступление и наказание Родиона Раскольникова

Центральным героем романа Ф М. Достоевского «Преступление и наказание» является Родион Раскольников. Именно он совершает в произведении преступление, именно на него обрушивается наказание, что и составило основное содержание романа. Я долго думал над чем, каковы причины совершенного этим героем преступления. И вот мои соображения.

Герой Достоевского отличается огромной восприимчивостью. Блуждая по Петербургу, он видит страшные картины жизни большого города и страдания людей в нем. Он убеждается в том, что люди не могут найти выхода из социального туника. Невыносимо тяжкая жизнь тружеников, обреченных на нищету, унижения, пьянство, проституцию и гибель, потрясает его.

Достоевский передал это с таким горячим, взволнованным сочувствием, что роман стал безжалостным приговором обществу, основанному на социальной несправедливости. Встреча с Мармеладовым, а также с Соней, вынужденной убить свою молодость и продавать себя, чтобы не умерла с голоду ее семья, рождает в душе главного героя стремление к бунту. Раскольников становится своеобразным мстителем за поруганных и обездоленных людей. Горячо воспринятые им людские страдания по-особому раскрываются в символическом сне Раскольникова из V главы романа, где рисуется зверское избиение лошади, вырастающее в картину величайших человеческих мук.

Другой причиной совершенно! и преступления является безысходность собственного положения Раскольникова. Студент юридического факультета, Раскольников настолько «задавлен бедностью», что принужден оставить университет, ибо ему нечем платить за обучение. Это озлобляет героя. Он тянется к знаниям, он ищет приложения своих способностей, хочет радоваться земному, существованию. «Я и сам жить хочу», — говорит он.

Бедность и унижения Раскольникова, естественно, усиливают его протест. Интересно в этом плане сравнение Раскольникова с Германом из «Пиковой дамы» Пушкина. Тот тоже идет на убийство старухи. Но между ними есть существенная разница. Если целью Германа становится получение богатства, то Раскольников менее всего стремится к этому. Примечательно, что он не воспользовался взятыми деньгами и ценностями старухи-процентщицы, хотя тоже намеревался поправить свое бедственное положение.

Также причиной совершенною убийства становятся бедствия близких и родных Раскольникова, людей, живших вне Петербурга. Он получил от матери, Пульхерии Александровны, письмо, из которого узнает об оскорблениях, перенесенных его сестрой Дуней в доме Свидригайлова, и о се решении выйти замуж за Лужина, чтобы этой жертвой спасти от неминуемых несчастий мать и брата. Родион не может принять этой жертвы. Он говорит сестре и матери: «Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать!» Но Раскольников в то же время не может помочь ни им, ни себе. И эго снова осложняет конфликт Раскольникова с окружающим его миром.

Но есть еще одна, весьма немаловажная причина, толкнувшая Раскольникова на преступление. Это его теория, философская идея, которая оправдывает преступления вообще. Суть её доносится до читателя сначала в статье героя, затем в его размышлениях и, наконец, в спорах с Порфирием Петровичем.

Что же это за идея? Герой романа убежден, что все люди разделяются на два разряда: на низший (людей обыкновенных), то есть на материал, служащий для зарождения себе подобных, и высший, то есть людей необыкновенных, имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. «Обыкновенные люди — это те, которые живут в послушании, это «твари дрожащие», которые обязаны быть послушными и достойными презрения. «Необыкновенные» люди — разрушители. Это сильные люди. От имеют право преступить закон, молчаливо принятый большинством, а значит — перешагивать через трупы, через кровь. К этой категории людей относятся Ликург, Солон, Наполеон. Они не останавливаются перед жертвами, насилием и кровью. Мир так устроен, что происходит попрание «тварей дрожащих» Наполеонами. Раскольников не случайно обращается к фигуре Наполеона, поскольку именно Бонапарт не останавливался перед гибелью многих и многих тысяч людей. Он жертвовал множеством жизней, стремясь достигнуть своей цели.

Эту теорию Раскольников и пытается применить по отношению к самому себе, желая выявить свое собственное место в жизни. Отсюда его признание Соне: «Мне надо было узнать тогда. вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?». Применив эту теорию к себе, Раскольников намеревается сначала опробовать ее, провести эксперимент, а затем широко воплотить в реальную действительность. Это поможет, по мнению героя, помимо всего, утвердить себя. Об этом он говорит так: «Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убивал. «

Наконец, отметим последнюю причину. Раскольников намерен решить еще и проблему нравственную: можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью?

Итак, герой совершил убийство «по теории». И тут начались мучительные страдания Раскольникова. Трагедия его оказалась в том, что он, согласно теории, хочет действовать по принципу «все дозволено», но в сердце его живет огонь жертвенной любви к людям. Теория Раскольникова и его поступок сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым, отчего Родион страдает безмерно.

Трагедия Раскольникова усиливается потому, что теория, которая, как он надеялся, выведет его из тупика, завела его в самый беспросветный из всех возможных тупиков. Он чувствует полную отгороженность от мира и людей, не может более находиться с матерью и сестрой, не радуется природе. Родион понимает несостоятельность своей теории «сильного человека».

Окончательное становление героя на путь покаяния и искупления совершается по дороге в контору, где ему предстоит сделать страшное признание. Он все еще терзается сомнениями. Прерывистый внутренний монолог, полный самоупреков, свидетельствует и распаде личности на части, одна из которых совершает поступки, другая их оценивает, третья выносит приговор, четвертая следит за собственными мыслями. Неожиданно Раскольников сталкивается с нищенкой, просящей милостыню. Подавая ей последний пятак, он слышит обычный в таких случаях ответ: «Сохрани тебя Бог!» Но для него этот ответ наполнен глубоким смыслом.

Герой вспоминает совет Сони: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: «Я убийца!» И Раскольников идет на Сенную площадь, где встает перед всем миром на колени и совершает очистительный обряд целования земли. Происходит мгновенный переход из душевного состояния раздробленности в состояние внутреннего единства личности. Родион спокойно относится к насмешкам и пересудам толпы, он испытывает чувство наслаждения и счастья. Все, что происходит в эти минуты ясности, происходит «раз навсегда».

Достоевский-психолог раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий. Писатель привел своего героя к покаянию и нравственному очищению. Очень чутко, во многом пророчески понял Достоевский роль идей общественной жизни. Великий русский писатель показал всем, что с идеями нельзя шутить. Они могут быть как благотворными, так и разрушительными для человека и общества в целом.

В чем заключается наказание Раскольникова за преступление? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

Главная / Сочинения по русской литературе / Достоевский Ф.М. / В чем заключается наказание Раскольникова за преступление? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

В психологическом романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников совершает страшное преступление – убийство старушки. И на протяжении всей второй части произведения автор показывает, какие муки он испытывает по этому поводу, и какое наказание несет.

Весь сюжет романа завязан на внутренних переживаниях Раскольникова, позволившего себе решать, кому жить, а кому умереть. Изначально Родион изобрел теорию, по которой выходит, что он не «дрожащая тварь», а человек, который имеет право лишить жизни другого человека. Но теория дает сбой: итогом совершенного преступления становится внутренний конфликт,который с каждой страницей произведения становится только острее. Герой испытывает целую гамму чувств: раскаяние, отчаяние, страх.

Родион Раскольников – молодой человек с чувствительной и восприимчивой натурой. Его задевает несправедливость общества, в котором все живут. Жители Петербурга разделены на две группы: одни купаются в роскоши, другие же прозябают в нищете. Герой не может спокойно смотреть на то, как простые люди всеми силами пытаются найти выход из сложившейся ситуации и хоть как-то жить. Глядя на это, Родион мрачен и угнетен. Его терзает такое положение дел.

Возможно, эта безрадостная и нищенская жизнь, которой он вдоволь насмотрелся, и толкает его на преступление, дает ему позволение считать себя мстителем.

Герой будто в бреду задумывает и совершает поступок, за который потом приходится нести моральное наказание.

Некоторые литературоведы справедливо полагают, что главнее в романе вторая часть, в которой герой несет наказание. Конечно, не наказание в виде каторги стало его расплатой. Гораздо большие муки испытывает Родион от того, что он теперь не такой, как все, он убийца. И хотя Родион постоянно чувствует любовь близких людей, он не может простить себя сам. Считает себя убийцей, которого не нужно прощать, ведь он этого не достоин.

Если говорить о наказании, то оно заключается в первую очередь в том, что Раскольников никогда не сможет стать тем человеком, которого можно любить и уважать. Герой будто вырезает из себя ту часть, которая делала его человеком. Постоянный внутренний конфликт, который переживает Родион, перерастает в настоящую болезнь. Молодой человек мучается. Ему жалко самого себя, но уже ничего нельзя изменить. И это самое страшное.

Раскольников страдает еще и по той причине, что его теория потерпела крах. Тогда для чего же все это было совершено? Этим преступлением он поставил себя наравне с теми, кого раньше просто презирал. Как оказалось, он не старушку убил, а самого себя, личность в себе. И эта мысль, которая гложет его ото дня ко дню все сильнее, и является самым страшным наказанием для Родиона Раскольникова. Перед ней все тюрьмы и каторги просто ничто.

www.sochinyashka.ru

«Я себя убил!» (преступление и наказание Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Школьное сочинение

Роман «Преступление и наказание», появившийся в печати в 1866 году, открывает, собой период великих романов в творчестве Ф.М. Достоевского. Многие считают этот роман лучшим произведением писателя. В письме к издателю сам автор так характеризовал свое произведение: «Это психологический отчет одного преступления. Молодой человек решил выйти из своего трудного положения, убил процентщицу, чтобы сделать счастливой свою мать, жившую в уезде, избавить сестру от унижений. Но сразу после содеянного почувствовал разобщенность, разъединенность с человечеством. Закон правды и человеческая природа взяли свое». Герой раскаивается в содеянном, сам на себя доносит и хочет на каторге «переродиться», «примкнуть» к людям.

Первая часть романа посвящена описанию внутренней борьбы Родиона Раскольникова с самим собой; шаг за шагом прослеживается его путь к преступлению. Завершается эта часть страшной сценой убийства. Остальные пять частей рассказывают о том, что произошло после. Таким образом, само преступление - убийство старухи-процентщицы и похищение ее ценностей - занимает в структуре романа не самое значительное место, не является его центральной темой, так как Достоевский вовсе не стремился доказать, что на свете стало совершаться больше кровавых преступлений, и дать отчет об одном из них. В первую очередь писателя интересовали «человеческие» подробности такого явления: как человек может решиться на страшную жестокость, откуда у него силы и воля на это, как работают при этом его мозг, сердце, как он живет потом под тяжестью такого невыносимого груза? Писатель был искренне убежден, что, проливая кровь, человек одновременно совершает нравственное самоубийство, его должна будет замучить совесть, потому что преступление против человека - дело противное не только Богу, но и самой природе человеческой. А потому для автора существенным является не столько злодеяние, сколько наказание за содеянное, которое практически началось задолго до самого преступления, когда, готовя себя к «пробе», Раскольников встал на преступный путь.

Преступление Раскольникова имеет обоснование: он хочет мстить за горе обездоленных; герой прямо высказывает свое заветное убеждение, он даже статью в журнал написал «О преступлении». По сути своей преступление Раскольникова - не простое убийство ради обогащения, а «бунт», «мечта», попытка найти выход из сложной ситуации, и зародились они у него давно. Родион Раскольников - одаренный и пытливый юноша, наделенный острым умом, человек наблюдающий, мыслящий. Он живет в стране, которую раздирают социальные противоречия, видит, как растет благосостояние верхов, а простые люди, зачастую более достойные, влачат нищенское существование и терпят постоянное унижение. Бедный студент и сам из числа таких же «униженных и оскорбленных». Гордость его уязвляется буквально на каждом шагу: он вынужден прятаться от хозяйки, потому что не имеет возможности заплатить за жилье, вынужден появляться на улице в рубище, сносить насмешки и удивленные взгляды прохожих. Раскольников упорно думает о бедах несправедливо устроенного общества и постепенно приходит к выводу, что человечество делится на два разряда. Первый - люди обыкновенные, составляющие большинство и вынужденные подчиняться силе; второй - люди необыкновенные, сильные, которые имеют право навязывать большинству свою волю, не останавливаясь ни перед чем, даже перед преступлением. «Кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может посягнуть, тот у них и законодатель. Так доселе велось и так всегда будет», - уверен Раскольников. А потому хочет доказать себе и другим, что он не «тварь дрожащая», а «властелин судьбы», который сможет спасти людей, не способных самостоятельно изменить свою жизнь. Он знает, или думает, что знает, как спасти страдающих и обездоленных:». Сломать, что надо, раз и навсегда, да и только: и страдание взять на себя. Свобода и власть, а главное - власть! Надо всею дрожащею тварью и над всем муравейником. Вот цель!» Родион Раскольников решает, что можно в одиночку проложить путь ко всеобщему счастью, так как убежден, что воля и разум «сильной личности», «героя» могут осчастливить «толпу». Чтобы доказать себе, что он и есть та самая «сильная личность» и «герой», молодой человек решается на кровавый эксперимент.

Кроме этой главной теории Раскольников выстроил для себя и вторую, более благородную, суть которой в том, что на похищенные деньги убитой процентщицы он спасет «сотни молодых жизней» от гибели и разврата. Таким образом, убийство, на которое решился герой романа, становится не просто преступлением, это - схватка с веком, «кровь по совести», убийство «по справедливости».

Как только Раскольников встал на преступный путь, незамедлительно последовало наказание, одной из форм которого стала внутренняя иссушающая героя борьба, муки проснувшейся совести. Результаты, к которым пришел Раскольников, резко разошлись с его намерениями. Он рассчитывал, убив процентщицу, облегчить свое положение, вытащить родных из нищеты, избавить изгоев общества от цепи ежедневных страданий, а вместо этого обрек себя на страдания, заставил терзаться сестру, а мать умерла. Он метил в Наполеоны, но, испытывая страх перед следствием, осознал, что как личность не отвечает требованиям наполеоновской натуры. Он хотел старуху убить, чтобы обосновать свою теорию, а вышло нечто обратное. «Я переступить поскорее хотел, - говорит он, - я не человека убил, я принцип убил!» Но переступить не смог, остался на этой стороне. С этого момента нравственные терзания героя становятся особенно невыносимыми. Кроме того, они усугубляются целой цепью неожиданностей и случайностей. Раскольникова чуть не задержали на месте преступления и лишь случайность помогла ему покинуть квартиру процентщицы. Утром следующего дня его вызывают в участок в связи с давним долгом, но нервы не выдерживают, и он падает в обморок. Разумихин и Зосимов рассказывают больному Раскольникову о диком убийстве, им самим и совершенном, а незнакомый мужчина случайно называет его убийцей. Расспрашивая маляров о пятнах крови на полу, Родион выдал себя, но те не отреагировали должным образом. Ему повезло и на этот раз. Но такие неожиданности еще больше изматывают и без того больную психику.

Еще одной формой наказания Раскольникова становится смех: смех убиенной старухи, постоянно преследующий его во сне; насмешки, которые чудятся ему в словах следователя; грубый смех толпы. Все это больно ранит, превращая его жизнь в настоящий кошмар.

Особая роль в наказании Раскольникова отведена автором следователю Порфирию Петровичу. Это опытный, вдумчивый и проницательный служитель закона. Он наделен также тонкой интуицией, смелостью, широко образован, при этом профессионально хитер и расчетлив. Терпеливо разматывая цепочку событий, изучая психологию преступника, проникшись определенной симпатией к бедному студенту и даже проявляя некоторое сочувствие (он рекомендует Раскольникову явиться с повинной, раскаяться и искупить свою вину, доверившись «натуре»), Порфирий Петрович, тем не менее, цепко держит подследственного в своих руках. Он психически изматывает его, превращая допросы в настоящую пытку, заставляя чувствовать себя затравленным зверем. Следователь шаг за шагом сужает круги расследования, чтобы в нужный момент нанести «решающий удар» и окончательно сокрушить «противника». Таким образом, наказание, положенное по закону, в лице следователя Порфирия Петровича становится для Родиона еще одним нелегким испытанием, а позже его ждет и последнее, юридическое, наказание - каторга.

Убийство человека не может быть разрешено и оправдано. Любое преступление - зло, и оно должно быть наказано. Именно поэтому главное место в романе отведено рассказу о наказании преступника, и оно, как мы убедились, не сводится только к судебному приговору - главное наказание заключено в нравственной пытке, более тягостной для героя романа, чем тюрьма и каторга. Муки совести, леденящий душу страх, сознание бессмысленности совершенного злодеяния, а главное - сознание своей ничтожности и понимание несостоятельности своей теории - невыносимым гнетом легли на душу Родиона Раскольникова. После преступления будто пропасть образовалась между ним и окружающими людьми: «мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказалось в душе его». Родион Раскольников действительно «убил» себя, так как преступление ведет не только к одиночеству, но и к полному распаду личности.

Наказание, постигшее героя романа, - жестоко, но в этом заключается и его спасение, ведь «переступить» хотел, но не переступил, остался на этой стороне, человеком остался! «Тою же дорогою идя, я уже никогда более не повторил бы убийства», - говорит он.

www.ukrlib.com.ua

В чем заключается наказание Раскольникова за преступление? (мини сочинение)

После преступления, совершенного Раскольниковым, начинается вторая часть романа – наказание. Раскольников все больше начинает ощущать мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством». Самые близкие люди – мать и сестра – стали для него чужими и далёкими. Он страдает, видя любовь близких к себе, но чувствуя себя убийцей. Родион исключил себя из мира тех людей, которых любил и уважал, он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех».

Мне кажется, что Раскольников страдает ещё и из-за того, что он видит, как его теория похожа на убеждения Лужина и Свидригайлова. Ведь своим поступком он хотел оградить униженных и оскорбленных людей от таких, как они, а получается, что его теория сближает его же с ними. Раскольников уже никому, даже себе, не может объяснить зачем и почему убил, он начинает понимать, что человек – не вошь. «Я не старушонку убил, я себя убил» — говорил он Соне, осознавая свой поступок.

Муки совести, страх перед разоблачением, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а “тварь дрожащая”, понимание бессмысленности убийства - все это ложится на душу Раскольникова. Задумывая преступление, Раскольников не учел, что будет так мучатся, что в нем живут человеческие чувства, что после преступления он не сможет общаться с людьми, чувствуя свою вину. На мой взгляд, это его самая главная ошибка. Раскольников думал, что сможет исправить общество, но ошибся. И его теория рушится. Я считаю, что Раскольников наказан не за само преступление, а за свою теорию и решение воплотить её в жизнь, за то, что он посчитал себя «право имеющим» на убийство.

  • Мы рады Вас приветствовать на сайте Медведевского районного суда Республики Марий Эл. На этом сайте мы предлагаем максимально полную и в доступной форме информацию о работе суда. Надеемся, что этот сайт будет […]
  • Примерная форма искового заявления об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения (подготовлено экспертами компании "Гарант") В [ наименование суда, в который подается исковое заявление […]
  • Приказ МВД РФ от 24 мая 2007 г. N 462 "О признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных предписаний нормативных правовых актов МВД России" Приказ МВД РФ от 24 мая 2007 г. N 462"О […]

«Преступление и наказание» - социально-психологический роман. Автор раскрывает не только внутренний мир отдельных героев, но и психологию разных кругов общества. Он затрагивает внутреннее состояние обездоленных низших слоев населения, которые живут в нужде и постоянных унижениях.
Глазами главного героя романа Раскольникова мы смотрим на Петербург 60-х годов XIX века: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу, - все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши». Такими же отвратительными рисуются дома и комнаты-гробы, в которых живут герои. И эта обстановка, и душная, давящая атмосфера неразрывно связаны с героями, их поступками.
Под низким потолком нищенской конуры в уме голодного, отчаявшегося человека зародилась чудовищная теория. Раскольников мучительно, но упорно думает о бедах несправедливо устроенного общества и наконец приходит к мысли, что человечество Делится на две основные группы: на обыкновенных людей, которых большинство, и людей необыкновенных, которые подчиняют себе первых, имеют власть над ними и которым «все дозволено».
Раскольников долго обдумывает свой замысел, мучается в сомнениях и все-таки совершает преступление, преступление самое страшное - убийство. К этому его подталкивают случайности, которые прямо или косвенно помогают ему утвердиться в своем решении. Раскольников убивает старуху, никому не нужную, бессовестную, «маленькую, гаденькую» старуху процентщицу. Убивает жестоко. Но даже не заглядывает в кошелек, не использует деньги и вещи ростовщицы. Преступник говорит, что убил не старуху, а принцип, убил на пользу другим людям, мечтая за счет процентщицы переустроить общество, помочь людям.
Самое большое место в романе занимает не само преступление, а осуществление наказания, которое начинается буквально сразу же после совершения убийства. Но, с другой стороны, оно начинается еще до преступления. Оно выражается в том, что Раскольников мучается мыслью, которая терзает его душу: «Нет, я не вытерплю, не вытерплю! Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах...» Но особенно страшным наказание становится уже после преступления. Раскольников начинает испытывать нравственные мучения, но он еще верит в свои идеи. Он считает, что власть - это главное, власть «надо всею дрожащею тварью и над всем муравейником!».
Достоевский показывает, что любое преступление влечет за собой последующее. И поэтому опять случайность: Рас- кольникову приходится убить Лизавету, которая случайно стала свидетелем первого убийства. Убийство Лизаветы только подчеркивает суть совершенного.
Все чаще и чаще Раскольникова терзают сомнения. Он мучается, задумываясь снова и снова над вопросом: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Но чем чаще он думает об этом, тем лучше понимает, что он и принцип свой убил, и оказался «вошью», а не Наполеоном. И он начинает понимать, что не вправе был убивать ни эту гадкую старушонку, ни кого-либо еще.
Очень хорошо мы ощущаем внутреннее состояние героя в разговорах с Порфирием Петровичем. Раскольников находится буквально на грани нервного срыва, в смятении.
Мы видим, что автор любит своего героя, сочувствует ему. Но без наказания Раскольников просто не перенесет этих терзаний.
Раскольников переживает сильнейшую душевную драму. К тому же он понимает, что его теория соответствует убеждениям тех людей, к которым он питает отвращение, - Лужина и Свидригайлова. И опять мы видим противоречие: Раскольников хочет оградить униженных и обездоленных от таких злодеев, как Свидригайлов и Лужин, а получается, что его теория сближает его с ними. И поэтому Раскольников мучается все сильнее и сильнее, понимая, что его теория заключает в себе какую-то неисправимую ошибку. Он уже никому - ни себе, ни Соне - не может объяснить, почему и зачем убил. «Я не старушонку убил, я себя убил», - объясняет он Соне, сознавая, что никуда ему теперь не уйти от этих мук. Он понимает, что, убив старуху, он теперь никогда не избавится от этих страшных мыслей. И Раскольников неимоверно страдает, испытывает глубокую душевную боль. Он страдает и от того, что любит окружающих людей, любит мать, сестру, друзей, но понимает, что недостоин быть любимым ими. Он сознает, что виноват перед ними, не может смотреть им в глаза.
Перед ним встают неразрешимые вопросы, его мучают неожиданные чувства, о которых он не подозревал. Раскольников принужден сам донести на себя, потому что он не может пережить отчуждения от людей, он хочет опять вернуться к жизни.
Раскольников не вызывает у читателей отвращения, как обычный преступник. В нем мы видим человека, который очень чутко воспринимает чужую боль и несчастья. Он, рискуя жизнью, спас из огня детей, поделился последними деньгами с семьей умершего МармелаДова, хотел защитить девочку от негодяя, дал ей денег. Это одаренный и пытливый юноша, наделенный острым умом. И он вызывает глубокое сочувствие.
Задумывая преступление, он не учел, не знал, что будет так мучиться, что в нем все-таки живут человеческие чувства, что он не сможет пережить общения с людьми, которые его любят, верят в него. Он думал, что сумеет исправить общество к лучшему, но ошибся. И теория его рушится. Мы видим, что Раскольников наказан не столько за само преступление, сколько за свой замысел, за то, что он посчитал себя «имеющим право» на преступление.
Главное наказание - это не судебное дело, не каторга, а непосредственно нравственные, душевные муки. Писатель исследует трагические противоречия внутренней сущности - души и сердца человека.

По улицам Петербурга идет молодой человек. Высокий, стройный, он замечательно хорош собой, но трудно поверить в это, видя его изможденное, измученное лицо, грязную, смятую, изношенную одежду. А взгляд... Какой-то затравленный, отрешенный… Это Родион Романович Раскольников идет «делать явку с повинной». Он преступник, убийца. На его совести жизни двух беззащитных женщин. Как, почему это случилось?

Много вопросов рождает роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - книга великой боли за человека и великой тревоги о

Нем, о его будущем.

Заглавие очень точно указывает на содержание произведения. Совершено страшное преступление: молодой человек, измученный унизительной бедностью, вынужденный оставить университет, боящийся встречи с квартирной хозяйкой, ибо нечем заплатить за комнатушку-«шкаф», мечтающий облагодетельствовать нищих и несчастных, убивает «бесполезную», вредную старуху процентщицу, а заодно (так уж вышло) и ее безобидную сестру. Он собирается с помощью старухиных денег сделать много добра для обездоленных, для любимых матери и сестры, закончить университет и всю жизнь честно трудиться, помогая людям.

Но даже не это главная причина его преступления. Раскольников создает теорию о праве «сильной личности», индивидуалистическую теорию «сверхчеловека». История, считает он, доказывает, что извечно существовали две категории людей: первая - «твари дрожащие», которые безропотно и покорно принимают любой порядок вещей, любые нравственные нормы и законы, и вторая - люди, смело нарушающие моральные нормы и порядок, принятый большинством, во имя новых законов. При этом великие личности (будь то Ликург или Наполеон) не останавливаются перед жертвами, насилием, кровью и история их оправдывает. Раскольников, естественно, причисляет себя ко второй группе, к «избранным». Его протест против жестокого, несправедливого мира отравлен ядом индивидуализма, стремлением господства. «Свобода и власть, а главное, - власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!.. Вот цель!..» Он признается Сонечке:

«Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… Не для того, чтобы матери помочь, я убил - вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил, для себя убил, для себя одного… Мне надо было узнать… вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Тварь ли я дрожащая или право имею?..»

Итак, перед нами не уголовник, а «идейный» преступник. Далее, казалось бы, писатель должен был показать, как государство покарало человека, нарушившего его законы. В этом и заключалось бы «наказание» героя романа. Но у гениального Достоевского все иначе. Писатель заставляет задуматься о том, какие страшные последствия могут иметь и для отдельного человека, и для всего общества индивидуалистические «идеи» о праве сверхчеловека повелевать «дрожащей тварью». Совершив преступление, Раскольников неожиданно для себя понимает, что, словно «ножницами, отрезал себя от всего и всех». Больше всего на свете любил он мать и сестру - и вот, с отвращением к ним и к себе, почувствовал, что начинает ненавидеть их, «физически ненавидеть», что он утратил право на человеческие чувства: дружбу, любовь. «Я принцип убил!» - говорит Раскольников. Да, он хотел убить принцип гуманизма, освободить себя от человечности, совести, человеколюбия. До самого конца романа он так и не сможет понять логически, в чем неправильность его «идеи», которая продолжает казаться ему арифметически точной. Но всей своей «натурой» он не верит более в справедливость этой «идеи». Мы видим невыносимые муки Раскольникова, который понимает, что преступление разъединило его с людьми. Для него настоящая пытка - осознавать, что теперь он чужой людям, что его удел - ужас и пустота, агония и смерть человеческой души. Он жадно цепляется за любую соломинку надежды на то, что можно еще жить, чувствовать себя человеком. После смерти Мармеладова он, как ему показалось, получил эту возможность, взяв на себя заботу о его семье, о детях.

Но Раскольников слишком «поспешил с заключением». Придя домой и увидев там приехавших к нему мать и сестру, он понял, что не смеет обнять их, говорить с ними. Переживание было таким острыми и таким мучительным, что он «ступил шаг, покачнулся и рухнул на пол в обмороке».

Действительность сразу показала ему, что он не сможет жить по-человечески после содеянного, что он утратил связи с людьми, разъединен с ними. Вся жизнь Раскольникова превращается в непрерывную пытку. Каждое слово - удар, рана, боль. Одиночество среди людей - это и есть самое страшное наказание за преступление. Каторга должна показаться раем по сравнению с такой мукой. Нет, не удалось Родиону Романовичу убить принцип, преодолеть в себе человека! На это намекает и страшный сон Раскольникова, в котором он вновь убивает старуху, вновь и вновь опускает на ее голову топор, а она смеется над ним.

Несбыточной была надежда на возвращение к людям. А понимание того, что и ненавидимый им Лужин живет по его теории («все дозволено»), и со страшным, безнравственным Свидригайловым они «одного поля ягоды», приводит Раскольникова на грань сумасшествия. Перед ним - тупик, потому что он человек, потому что его «натура» оказалась гораздо выше, человечнее теории, им созданной. Это прекрасно видит умный Порфирий Петрович. В его словах: «Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать», - ключ к пониманию трагедии «идейного» убийцы. Раскольникову кажется: вся беда в том, что он ошибся, причисляя себя к «избранным», «властелинам», что он оказался слабым, «тварью дрожащей», как все. Но автор романа, а вслед за ним и читатель видят другое: «натура» героя выше, человечнее, благороднее его «идеи».

Пусть Раскольников и не признается себе в этом, но нравственными мучениями, разъединенностью с людьми, одиночеством он наказал себя так, как никакой суд не накажет. Я думаю, именно поэтому о суде над убийцей в романе сказано мимоходом. Ведь внутренний суд уже свершился, а приговор юридический не имеет значения для героя. Его приговор в том, что победила «правда» Сони Мармеладовой, ее готовность смиренно, покорно нести свой крест.

Вот почему он идет «делать явку с повинной». Вот почему от сострадания к нему, беспощадно наказавшему себя, стремящемуся во что бы то ни стало вернуться к людям, сжимается сердце читателя. Болью за человека, но и гордостью за его неистребимую душу проникнут великий роман Ф. М. Достоевского. В беспощадном наказании, которому подвергнул себя Раскольников, - надежда на его возвращение к людям, на новую жизнь. Тот, кто способен так покарать себя, не безнадежен, он может возродиться и прийти к гуманизму, к человечности - с такой мыслью мы закрываем книгу.

"Преступление и наказание" - это известное произведение Федора Достоевского. Впервые оно было издано журналом "Русский вестник" в 1866 году. Произведение считается первым великим романом в период уже зрелого творчества автора. Оно становится популярным не только среди современников. На сегодняшний день оно включено в школьную программу. Юные читатели занимаются тщательным анализом поступка главного персонажа и пишут сочинение на тему Раскольникова.

Почему совершено преступление

Повествование фокусируется на душевных страданиях и моральной дилемме, которую пытался решить главный персонаж Родион Раскольников. "Преступление и наказание" повествует об обедневшем студенте, который не только разработал, но и выполнил план убийства недобросовестной ростовщицы из-за ее состояния.

Роман "Преступление и наказание" достаточно сложный. Строго говоря, это произведение является детективом. Но таким, где читатель знает, кто убил, с самого начала. Нет никакой интриги, связанной с поисками убийцы. Здесь разгадка преступления имеет не уголовный, а философский и психологический смысл. Само убийство непростое. Оно, скорее, теоретическое.

В чем заключается теория, которой следует Родион Раскольников в романе "Преступление и наказание"? Существует два разряда, на которые делится человеческий род. Одни люди великие, ведущие все человечество к цели, осуществляющие большие планы и двигающие историю вперед. Они могут позволить себе абсолютно все. Даже преступление - для того чтобы добиться своих светлых целей.

Другие мелкие и ничтожные, ничем не примечательные людишки. Жизнь их никому не интересна и не важна. История их безжалостно трамбует в собственный фундамент. И тогда Раскольников задается вопросом о том, к какому же разряду людей он сам, Родион Романович, принадлежит. Стремясь ответить на него, герой и идет на преступление.

Симпатия читателя и других персонажей произведения к Родиону

Является ли Раскольников в романе "Преступление и наказание" Даже когда все знают, что он убийца, он не теряет благосклонности своих близких: ни матери, ни сестры, ни тем более Сони. Даже читательских симпатий Родион не лишается. Несмотря на свое преступление, он все равно предстает как чистая душа.

Это человек, который очень восприимчив к боли всего мира, к социальной несправедливости. Родион Романович отзывчив. Но самое страшное, что именно он и является теоретиком. Его мысль как будто подавляет саму жизнь, вступая с ней в противоречия и даже пытаясь навязать ей какую-то свою схему.

Благодетельство, или Механизм самообмана

Все события в произведении "Преступление и наказание" происходят на пороге - на грани жизни и смерти, здравого смысла и безумия. Это одна из характерных черт поэтики Федора Достоевского. Очень четко в романе описан механизм самообмана. Раскольников после преступления пытается убедить себя, что совершил его, чтобы стать благодетелем, спасти семью, сестру и мать.

На самом деле он себя обманывает. Совершил это преступление Родион Романович для себя, чтобы доказать не только вероятность своей теории, но и то, что он может такое сделать, ведь он не "вошь", как выражается сам Раскольников. Цитаты его из произведения тоже наполнены смыслом той теории, которую персонаж так упрямо воплощает в жизнь. Но чтобы понять ошибочность мнения Родиона, достаточно рассмотреть, к примеру, Соню, которая является в романе его антиподом. Она тоже переступила некую черту, но при этом девушка действительно принесла себя в жертву другим.

Родион Раскольников. Преступление и наказание, или Падение личности

Роман Достоевского - это произведение о падении и воскресении личности. О борьбе в ее душе ложной идеи с совестью. А совесть для Федора Достоевского является гласом Божьим, вестником высшего смысла и правды. Казалось бы, что такое - убить вредную старушонку, никому не нужную и злобную. А получилось, что, убив ее, Родион Раскольников убил себя. Он загнал себя в угол уединения, обособления и одиночества.

А выход возможен только на пути к преодолению ложной идеи. И помогает в этом Родиону Романовичу героиня романа Именно она носительница высшей правды в данном произведении. Правды любви, самопожертвования и всепрощения. С ее помощью и может возродиться личность убийцы Родиона Раскольникова.

Возможное воскресение главного персонажа

Читатель видит, как Мармеладова и Раскольников в романе "Преступление и наказание" переносятся на берег великой сибирской реки. Это происходит в конце произведения. Уже не каменный Петербург под ногами персонажей, а обычная земля, почва. Вокруг зелень, лес и река. И это очень важно. Именно здесь возможно воскресение героя. Но он пока еще не раскаялся.

Единственное, о чем жалеет Родион Романович - что совершил признание. Это чувствуют каторжники и ненавидят его, но любят Соню. Потому что для любого русского человека, как считает Федор Достоевский, важно знать, что хоть он и согрешил, но само понятие греха не опровергает. Есть высший суд. А Раскольников именно его и хотел бы отменить. За это его и ненавидят каторжники.

Излечение Родиона Романовича при помощи Сонечки

Далее в произведении следует сон Раскольникова о язве, которая охватила всю землю, об убийствах, о том, что люди не могут договориться между собой. И это все следствие идеи Родиона Романовича. В том случае, если бы она охватила всю землю. Именно после этого сна начинается выздоровление главного персонажа.

Как говорит сам Федор Михайлович, его героев воскресила любовь. Но произведение остается открытым. Роман заканчивается словами о новой истории, которая еще впереди. Последнего слова о герое и о мире автором не сказано. Пространство текста остается незамкнутым. Видимо, так же как и была открыта судьба самого Достоевского.

История написания произведения

"Преступление и наказание" - это переломная точка для Федора Михайловича и в личной жизни, и в литературной. Достоевский задумал свой роман летом 1865 года. В то время он проиграл большую часть своего состояния, не мог платить по счетам и даже позволить себе надлежащее питание.

В тот период автор был должен крупные суммы денег своим кредиторам, но тем не менее одновременно пытался помочь семье своего брата Михаила, который скончался в начале предыдущего года. И именно в этот тяжелый момент Федор Михайлович знакомится с Анной Сниткиной, которая сначала была его стенографисткой. А впоследствии стала второй супругой.

Женившись на ней, Достоевский уезжает за границу, спасаясь от кредиторов. Он берет на себя еще и огромные долги брата. За рубежом они проводят четыре года, и все это время Федор Михайлович продолжает создавать свои новые произведения. Но тем не менее роман "Преступление и наказание" можно считать самым судьбоносным для писателя.