Преступные группы несовершеннолетних. Криминальные детские и молодежные сообщества, группировки и их негативное влияние

Наиболее распространенными на территории Российской Федерации являются представители таких «неформальных молодежных объединений» как «Скинхеды», «Гопники», «Готы», «Эмо», «Растаманы», «Реперы», «Металлисты».

В научной литературе существует несколько классификаций неформальных молодежных объединений, но для целей профилактики и коррекции асоциального поведения несовершеннолетних, наиболее приемлема классификация, берущая за основу общественную опасность данных объединений.

Объединения не представляющие общественной опасности - те, которые характеризуются непринятием ценностей, господствующих в обществе. К ним относятся: «Хиппи», «Растаманы», «Реперы», «Металлисты», «Толкиенисты». Протест выражается в философии, социальной активности и определенном образе жизни. От этих факторов зависит статус подростка в иерархии группы.

Объединения представляющие общественную опасность - те, которые представляют физическую опасность для граждан. К ним относятся: «Скинхэды», «Гопники», «Готы», «Сатанисты». Протест выражают в изменении сложившейся ситуации зачастую с применением физической силы. Декларируют против чего они борются, какие законные и незаконные методы они собираются использовать. Статус подростка в таких объединениях во многом зависит от физической силы и криминализации. Электронный ресурс Методическое пособие МВД РФ ФГОУВПО Уфимский юридический институт Ю.Л. Казаринов «Предупреждение правонарушений совершаемых неформальными молодежными группами» Уфа 2009

Самореализация подростка протекает в группе сверстников, где можно сравнить себя с другими членами группы, оценить свои успехи и неудачи, получить признание и уважение сверстников своими действиями, утвердиться в их глазах и занять должное положение в группе. Определенная часть таких групп, образовавшихся по месту жительства, постепенно криминализируется в преступные. Более подвержены к участию в таких группах подростки, не нашедшие признания в школе и семье, так как «микроклимат» этих групп дает им определенные возможности для повышения самооценки и компенсации негативной оценки со стороны семьи и школьного коллектива. Слияние подростков в группу усиливает активность ее участников и повышает их уверенность в собственных силах, вызывает чувство безнаказанности. Бездельное времяпрепровождение, при наличии подходящей ситуации и с учетом состава группы нередко приводят к нападению на прохожих из хулиганских побуждений, а также к совершению групповых изнасилований, разбоев, грабежей и краж.

Так же на преступность несовершеннолетних большое влияние оказывают и средства массовой информации. На телеэкранах нередко можно увидеть идеализацию образов криминальных авторитетов и членов преступных группировок (х/ф «Бригада», «Жмурки», «Одиночка», «Капкан для киллера», сериал «Закон каменных джунглей» и т.п.), что оказывает отрицательное воздействие на мировоззрение несовершеннолетних. Сцены насилия и жестокости оставляют негативный след в психике несовершеннолетних и нередко побуждают воплотить увиденное в реальной действительности. Безнаказанность совершаемых киногероями поступков приводит к неосмысленному подражанию их имиджа. Представляется, что демонстрация фильмов с элементами жестокости и идеализации личности преступников может выступать в качестве одного из условий преступности несовершеннолетних.

Как результат негативных процессов и явлений, происходящих в современном обществе, в последние годы усугубляется деформация духовной жизни. Психология индивидуализма, бездуховности, продажности, правового нигилизма становится повсеместной, исподволь пропагандируются культ грубой силы и жестокости, идеи национализма и шовинизма. Результатом данного явления стало нынешнее нравственно-психологическое состояние общества, подрыв уважения к праву и институтам власти, появление болезненно-искаженной шкалы ценностных ориентаций личности и общностей людей.

Деформации духовной жизни подрастающего поколения в большей мере способствует и проникновение по разным каналам в среду молодежи, например, через средства массовой информации, стандартов повседневного поведения, не совместимых с ценностными ориентациями нашего общества (культ силы, жестокости, культ наркотиков как «нормы» жизни современного подростка и т.д.).

Подводя итоги сказанному, следует отметить, что основными причинами и условиями преступности несовершеннолетних является совокупность следующих факторов: социально-экономических, организационно-правовых (состояние законодательства и уровень его соответствия социальной жизни общества), социально-демографических и субъективных (возрастные психологические особенности, мотивация поведения). При этом наличие причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних, не означает фатальной неизбежности совершения ими преступлений.

Указанные факторы в определенной степени подлежат регулированию, нейтрализации и устранению. Смягчение негативных тенденций, характерных для преступности несовершеннолетних, маловероятно без достижения стабилизации в экономической и социальной сферах. Влияние криминогенных факторов может быть нейтрализовано последовательным проведением законодательной и судебно-правовой реформы, реализацией программ, направленных на профилактику беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

2. Криминологическая характеристика женской преступности в России и Забайкальском крае (2008 - 2013 г.).

Современная женская преступность представляет собой сложное изменчивое явление, испытывающее влияние негативных реалий сегодняшнего дня и оказывающее в силу своей специфики самое отрицательное воздействие на общество, его институты и общности, особенно на семью, на нравственно-психологическую атмосферу в целом. Эта преступность обладает определенными особенностями, связанными с социальной ролью и функциями женщины, своеобразным образом жизни и профессиональной деятельности, психофизиологической спецификой, а также с ее исторически обусловленным местом в системе общественных отношений. С изменением социальных условий и образа жизни женщины, ее социальных ролей изменяются характер и способы ее преступного поведения. Уровень преступности женщин (абсолютное число зарегистрированных преступлений) традиционно ниже уровня преступности мужчин в 5-7 раз, хотя женщин в стране больше, чем мужчин и их социальное положение менялось. Эта закономерность сохраняется и в настоящее время Милюков С.Ф. Проституция несовершеннолетних - социальная и правовая проблема общества // Монография / С.Ф. Милюков. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2008. 229 с.

На протяжении всего прошлого века объем (состояние) женской преступности был в 5-7 раз меньше соответствующих показателей преступности мужчин. И это несмотря на то, что численность женщин в стране постоянно превышала мужскую. В настоящий момент наметилась тенденция снижения женской преступности, так в 2008 году за совершение преступлений было осуждено 140000, в 2010 году 128130, в 2012году 109913, в 2014 году 103307. Одновременно выросло более чем в 4 раза количество выявленных женщин, совершивших тяжкие преступления. В 2010 году за совершение тяжких и особо тяжких преступлений было осуждено 1151 женщин, в 2012 году 1129, в 2013 году 1142 женщины.

В Забайкальском крае в период с 2008 года по 2013 год тенденция роста женской преступности так же не отмечена, 2008 году выявлено женщин, совершивших преступления 2379, в 2010 году 2025, в 2013 году 2384.

Структура женской преступности представлена преимущественно корыстными преступлениями, связанными с профессиональной деятельностью женщин. Наиболее характерны для них хищения, совершенные путем присвоения, растраты либо злоупотребления доверием (18-20% преступлений женщин), обман потребителей (13-14%), кражи (15%), вымогательство, мошенничество. В общем же числе зарегистрированных преступлений женщин доля корыстных посягательств составляет примерно 45-50%.

Исследования показывают, что женщина по криминологической характеристике совершаемых преступлений все больше приближаются к мужчинам. Женщины все чаще участвуют в совершении насильственных и иных тяжких преступлений. Даже количество хулиганств в общей массе преступлений, совершенных женщинами, выросло почти в 4 раза. Насильственные преступления ранее не были характерны для женщин и совершались ими в основном в семейно-бытовой сфере. Однако число женщин за период с 2008 по 2013 год, совершивших такие преступления, постоянно растет. Общее число женщин-убийц выросло почти в 2,5 раза, и сейчас женщиной является каждый тридцатый убийца. Принято считать, что насильственная преступность женщин растет менее низкими темпами. Кунц Е.В. Женская преступность: причины и динамика // Закон и право. 2011. № 1. 64 с

Из общего числа выявленных преступниц примерно 30-40% совершают уголовно наказуемые деяния в состоянии опьянения. Все большие масштабы принимают преступления женщин, связанные с использованием ими наркотических и сильнодействующих препаратов. Эти преступления совершаются женщинами, либо с целью сбыта или приобретения наркотиков и сильнодействующих лекарственных препаратов В последние годы в стране произошло значительное омоложение женской преступности. Наблюдается и рост женской преступности среди несовершеннолетних. Судебная практика знает случаи зверских убийств, совершаемых группами девочек в возрасте 14-15 лет. Однако возраст большинства женщин - преступниц все же превышает 35 лет, что обусловлено спецификой условий, детерминирующих женскую преступность. Чаще всего эта специфика проявляется в профессиональной сфере женщин либо в их семейных и родственных отношениях. Профессия и семья в жизнь женщины вторгается после 20 лет, а к 30-35 годам женщины все больше ощущают их некоторых негативных факторов, что иногда детерминирует их преступные проявления. При постоянном росте женской преступности наибольшие темпы ее прироста в последнее время отмечены в группах женщины в возрасте 25-29 лет (+82,8%) и 18-24 года (+80,8%). Указанные возрастные группы в структуре женской преступности составляют около 30%. В забайкальском крае наибольший темп прироста за период времени с 2008 по 2013 год отмечен в группах женщин в возрасте от 30 до 49 лет (2010 год 43%; 2013 год 45%)

По возрасту, социальному положению, влиянию прежней судимости и некоторым другим признакам личности у женщин-преступниц, как правило, не наблюдается больших отклонений от среднестатистических показателей. В то же время образовательный уровень женщин-преступниц всегда был выше по сравнению с мужчинами-преступниками. В последнее время прирост женщин-преступниц с высшим образованием к общему числу преступниц составил 70-80%. По Забайкальскому краю, большее количество женщин совершивших преступления имели начальное и основное общее образование (2011 год 43%, 2013 год 46%). Значительное число женщин-преступниц (около 45%) постоянной работы не имели. В забайкальском крае число женщин не имеющих постоянное место работы составило 64%.

Преступность женщин отличается высокой латентностью, а это искажает сведения о возросшей криминальной активности женщин. По оценкам экспертов, латентная преступность превышает регистрируемую в 3-4 раза. А в отношении преступности женщин эти показатели могут быть увеличены в 4-5 раз. В частности это объясняется тем, что в случаях совершения преступления женщиной потерпевшие, исходя из принятых в обществе стереотипов мышления, жалеют женщину как более слабое и беззащитное существо и не обращаются с заявлением в правоохранительные органы.

3. В районном центре Зверево проживает 19354 человек, из них 3241 не достигли возраста уголовной ответственности. За прошедший год в Зверево за преступления было осуждено 694 человека. Определите коэффициент преступной активности населения этого города?

Коэффициент преступности - это характеристика преступности измеряемая числом совершенных преступлений и их участников в расчете на определенную численность населения, например на 10 или на 100 тысяч жителей. Таким образом, измеряется общий уровень преступности и уровень криминальной активности населения.

коэффициент преступной активности (I):

где m - число лиц, совершивших преступления за определенный период на определенной территории;

N - численность активного населения, проживающего на территории, для которой рассчитывается коэффициент;

104 - единая расчетная база.

I=694x104/(19354-3241) =430,7

Ответ: коэффициент преступной активности населения города Зверево равен 430,7

Любое совместное совершение преступления двумя или более лицами является преступлением, совершенным в группе. Подростки младшей возрастной группы, как правило, совершают преступления в составе группы.

В определенной степени это связано с особенностями физиологического и психического состояния лиц данной возрастной группы (11-15 лет - период, связанный с изменениями в организме гармоничного баланса, с созданием и перестройкой работы желез внутренней секреции. Этот период характеризуется повышенной уязвимостью нервной системы). Становление личности - через самоутверждение.

Ведущий мотив - стремление найти свое место среди сверстников.
Среди несовершеннолетних преступников больше всего учащихся общеобразовательных школ и ПТУ; меньше - учащихся средних специальных учебных заведений и вузов.
Большинство исследуемых подростков имели конфликтные отношения с родителями, однако имели нормальные жилищные условия и материальное положение.

Также среди тех, кто принимал участие в групповой преступности большинство были на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних.

Криминологическая характеристика преступных групп несовершеннолетних:

1. Первый тип: традиционные преступные группы несовершеннолетних, которые относят к "ситуативных" - немногочисленные и неустойчивые, преимущество загальнокорисливих преступлений. Преступления являются лишь отдельными эпизодами в жизнедеятельности подростков и не могут рассматриваться в качестве основной характеристики этих групп. Невысокий уровень организации преступной деятельности в "ситуативных" группах. Отсутствие тесных межличностных связей у подростков, которые входят в эти группы. Возрастной уровень 14-15 лет.

2. Второй тип: преступные группы несовершеннолетних, "переходные" от групп "ситуативных" к преступным группам высокого уровня развития. Характеризуется большой численностью участников, более длительным периодом существования и преступной деятельности, наличием отдельных элементов устойчивости, большим количеством совершенных преступлений и изменением их характера, более сильным влиянием на нравственную сферу подростков. Каждая группа состоит из микрогрупп (эмоциональная основа образования). Возрастной уровень 16-17 лет и выше. (14-летних мало). Половая структура - подростки мужского пола основа, рост активного участия девушек (почти каждая третья занимает положение "опущенных" и "общих" девушек, которые удовлетворяют половые потребности членов групп мужского пола, другие – в роли "матрьон", то есть участников, которые пользуются в группе определенным авторитетом и правом выбора полового партнера. Состав участников - учащиеся ПТУ, а также работающие несовершеннолетние. Уменьшается численность общеобразовательных школ, обучающихся. Преступления в основном совершаются под влиянием криминогенной (провоцирующего) конкретной жизненной ситуации.

3. Третий тип: устойчивые подростково-молодежные группировки, представляющие собой наиболее высокий уровень развития преступных групп. Характеризуется: разработанной структурой внутрігрупових связей, установлены финансовые "повинности", возрастная структура - юноши 16-17 лет, много взрослых, 14-15-летних - незначительное количество; наличием четко выраженного лидера; "закрытый" характер группировки, относительно стабильный состав участников; стойкая направленность на совершение преступления определенного вида.

Устойчивость группировок третьего типа зависит от:

  1. интенсивности деятельной преступной группы (каждый новый удачно совершенное преступление укрепляет группу и повышает ее устойчивость);
  2. удовлетворение через ієрархізацію личного интереса каждого члена группы (чем больше группа ориентирована на формирование личностных связей, тем более она устойчива);
  3. наличия психологической защищенности каждого члена группы (что очень важно для большинства подростков. Отношения защиты и взаимопомощи обусловлены желанием сохранить и укрепить преступную группу.

Факторы, способствующие формированию преступных групп несовершеннолетних:

  1. Экономические (совокупность конкретных явлений общественной жизни).
  2. Семья: неполная семья, малодітність семей, большое число разводов, аморальное поведение родителей и других членов семьи, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты, выливающиеся в ссоры, скандалы, драки, развратная поведение родителей, отсутствие у родителей желания заботиться о своих детях, отсутствие эмоциональных связей между родителями и детьми и т.д.).
  3. Конкретные недостатки в организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, что обусловливает противоправное поведение несовершеннолетних:
    1. недостатки организационного характера;
    2. недостатки, связанные с неправильным психологическим подходом к учащимся, склонным нарушать установленные правила и нормы поведения;
    3. недостатки, обусловленные невысоким профессиональным уровнем некоторых учителей, их психологической неподготовленностью к работе с детьми.
  • 2.2.4. Метод тестов и границы его применения в юридической психологии
  • 2.2.5. Социометрия и ее модификации
  • 2.2.6. Метод психологического анализа документов. Контент-анализ
  • Вопросы для самоконтроля
  • Глава 3 История развития юридической психологии
  • 3.1. Становление и развитие зарубежной юридической психологии
  • 3.2. Русская и советская юридическая психология
  • 3.3. Юридическая психология в исследованиях украинских ученых
  • Вопросы для самоконтроля
  • Раздел II Основы психологии правосознания личности
  • Глава 4 Правовая социализация личности
  • 4.1. Личность и процессы ее социализации
  • 4.1.1. Личность и ее психологическая структура
  • 4.1.2. Когнитивная сфера личности
  • 4.1.3. Регулятивная сфера личности
  • 4.1.4. Коммуникативная сфера личности
  • 4.1.5. Индивидуально-психологические свойства личности
  • 4.2. Правовая социализация личности
  • 4.2.1. Сущность правовой социализации
  • 4.2.2. Правосознание личности
  • Вопросы для самоконтроля
  • Глава 5 Правосознание и поведение личности
  • 5.1. Психологическое воздействие правовых норм на поведение личности
  • 5.2. Проблема правой переориентации сознания личности в реформационные периоды жизни общества
  • Вопросы для самоконтроля
  • Раздел iiiПсихология судебной деятельности Глава 6 Психологические аспекты гражданского судопроизводства
  • 6.1. Гражданское судопроизводство как условие правовой и психологической защищенности личности
  • 6.1.1. Гражданское право как средство регулирования социальных отношений
  • 6.1.2. Особенности гражданско-правового регулирования деятельности людей в условиях рыночных отношений
  • 6.2. Взаимодействие субъектов гражданско-правовых отношений в гражданском процессе
  • 6.2.1. Психологические аспекты взаимодействия субъектов гражданского праворегулирования
  • 6.2.2. Позиции сторон в гражданско-правовых отношениях
  • 6.2.3. Позиции сторон как проявление поведенческой активности в судебном процессе
  • 6.2.4. Регуляция взаимоотношений сторон в гражданском процессе
  • Вопросы для самоконтроля
  • Глава 7Психологические аспекты уголовного судопроизводства
  • 7.1. Психологическая структура судебной деятельности в уголовном процессе
  • 7.2. Познавательно-аналитические аспекты судебной деятельности
  • 7.3. Коммуникативные аспекты взаимодействия сторон уголовного судопроизводства
  • 7.4. Психологические аспекты правовой оценки преступного деяния и вынесения приговора
  • Вопросы для самоконтроля
  • Глава 8 Психологические особенности деятельности субъектов судопроизводства
  • 8.1. Общая характеристика профессиограмм юридической деятельности
  • 8.2. Психологическая структура деятельности судьи
  • 8.3. Психологическая структура деятельности прокурора
  • 8.4. Психологическая структура деятельности адвоката
  • Вопросы для самоконтроля
  • Раздел IV Психология следственной деятельности Глава 9Психология личности следователя
  • 9.1. Профессиографирование (профессиограмма). Психологический анализ деятельности следователя
  • 9.2. Структура профессионально важных свойств личности (психограмма следователя)
  • 9.3. Психологические аспекты профессиональной деформации личности следователя
  • Вопросы для самоконтроля
  • Глава10Психология отдельных следственных действий
  • 10.1.Психология допроса
  • 10.1.1. Краткая история становления и развития допроса
  • 10.1.2. Психология допроса несовершеннолетних
  • 10.1.3. Учет подростковой и юношеской психологии при допросе
  • 10.1.4. Допрос несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего
  • 10.1.5. Психология допроса совершеннолетнего обвиняемого
  • 10.1.6. Психология допроса при очной ставке
  • 10.2. Психология осмотра места происшествия
  • 10.3. Психология обыска
  • 10.4. Психология опознания
  • 10.5. Психология следственного эксперимента (проверка показаний на месте)
  • Вопросы для самоконтроля
  • Глава 11Судебно-психологическая экспертиза
  • 11.1. Сущность судебно-психологической экспертизы и пределы ее компетентности
  • 11.2. Условия назначения и структура судебно-психологической экспертизы
  • 11.3. Виды судебно-психологических экспертиз
  • 11.3.1. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых
  • 11.3.2. Судебно-психологическая экспертиза способности воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания
  • 11.3.3. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальных преступлениях
  • 11.3.4. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний
  • Вопросы для самоконтроля
  • 11.3.5. Посмертная судебно-психологическая экспертиза
  • 11.3.6. Судебно-психологическая экспертиза по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой
  • 11.3.7. Судебно-психологическая экспертиза групповых преступлений
  • 11.3.8. Судебно-психологическая экспертиза по делам (вопросам) о причинении морального вреда
  • 11.3.9. Судебно-психологическая экспертиза по гражданским делам
  • 11.3.10. Особенности проведения комплексных судебных экспертиз
  • Вопросы для самоконтроля
  • Раздел vКриминальная психология Глава 12 Психология преступного поведения
  • 12.1. Преступное насилие
  • 12.2. Мотивация преступного поведения
  • 12.3. Психологические особенности преступной личности и типология преступника
  • 12.3.1. Психологические особенности преступной личности
  • 12.3.2. Типология личности преступника
  • 12.3.3.Психологические особенности отдельных категорий преступников
  • 12.4. Объективные и субъективные факторы формирования личности преступника
  • 12.4.1. Взаимодействие личности с социальной действительностью
  • 12.4.2. Учет влияния ранних возрастных периодов на последующее развитие личности правонарушителя
  • 11.4.3. Условия нравственного формирования личности
  • Вопросы для самоконтроля
  • Глава 13 Психология несовершеннолетних правонарушителей
  • 13.1. Социально-психологические детерминанты преступного поведения несовершеннолетних
  • 13.1.1. Общая психологическая характеристика причин и условий девиантного (отклоняющегося) поведения несовершеннолетних
  • 13.1.2. Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей
  • 13.2. Психологические особенности преступного поведения несовершеннолетних
  • 13.3. Психологические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних
  • Вопросы для самоконтроля
  • Глава 14 Психология преступных групп
  • 14.1. Сущность и типология преступных групп
  • 14.1.1. Понятие преступной группы
  • 14.1.2. Типология преступных групп
  • 14.2. Структура и функциональные характеристики орга­низованных преступных объединений
  • 14.3. Конфликты в преступных группах
  • 14.4. Социально-психологические механизмы возникнове­ния и организации преступных групп
  • Вопросы для самоконтроля
  • Список рекомендуемой литературы:
  • Оглавление
  • Раздел I введение в юридическую психологию 4
  • Раздел II Основы психологии правосознания личности 70
  • Раздел III Психология судебной деятельности 124
  • Глава 6 Психологические аспекты гражданского судопроизводства 124
  • Раздел IV Психология следственной деятельности 197
  • Глава 9 Психология личности следователя 197
  • Раздел V Криминальная психология 414
  • Глава 12 Психология преступного поведения 414
  • 13.2. Психологические особенности преступного поведения несовершеннолетних

    Преступность несовершеннолетних имеет свои особенности, которые проявляются в уровне и динамике такой преступности, в причинах, условиях и мотивации преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Эти особенности могут быть связаны с определенными свойствами личности несовершеннолетних и их статусом в обществе. Понятие преступности несовершеннолетних связано с определенными возрастными границами и включает четыре возрастные группы несовершеннолетних: 14-15 лет; 15-16 лет; 16-17 лет и 17-18 лет.

    По криминологическим характеристикам к ним примыкают лица, не достигшие возраста, с которого может наступать уголовная ответственность, а также «молодые взрослые».

    Число зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними либо при их участии, а также выявленных подростков-преступников за последние годы существенно возросло. Динамика этих показателей опережает темп прироста населения в возрасте 14-17 лет в 3,5 раза 1 . Наблюдается процесс омоложения уголовно наказуемого поведения несовершеннолетних: криминальная активность 14-15-летних растет более быстрыми темпами, чем 16-17 летних.

    Почти ¾ преступлений, совершенных подростками, исчерпывается тремя составами: кражи (немногим более 60%), грабежи (8-9%), хулиганство (около 7%). Число умышленных убийств, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований по каждому виду значительно меньше. Несовершеннолетними постепенно осваиваются сравнительно новые разновидности преступлений, такие, как захваты заложников, вымогательство, торговля оружием и наркотиками, валютное мошенничество, компьютерные преступления и некоторые другие.

    Среди выявляемых подростков-преступников каждый седьмой, а среди осужденных – каждый пятый ранее совершали преступления.

    Устойчивой особенностью противоправного поведения несовершеннолетних является высокий уровень групповой преступности (почти 65%).

    Наблюдается рост вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность взрослыми, усиление виктимности подростков.

    Если раньше преступность несовершеннолетних была в основном «уличной», то сейчас увеличивается доля преступлений, совершаемых ими в своих и чужих жилищах, общежитиях, по месту учебы, на транспорте.

    Происходит нивелирование различий криминальной активности условных групп несовершеннолетних, выделяемых по признакам рода их занятий, но, как и прежде, уровень преступности является самым высоким среди неучащихся и неработающих подростков.

    Доля несовершеннолетних преступников мужского пола достигает 90-95%.

    Преступления несовершеннолетних носят преимущественно групповой характер (в трех случаях из пяти были совершены в группе) 1 . Вместе с тем до недавнего времени такие группы были малочисленны: по 2-3 человека и, как правило, возникали ситуативно, а после совершения преступления распадались.

    Пример. Несовершеннолетние П. (17 лет) и А. (15 лет) решили «разобраться» с В., так как тот требовал, чтобы мать А. вернула ему долг. Заманив В. в пустующий дом, начали драку. П. подставил подножку, а затем включился А., нанес удар ножом, но на этом не остановился. Спросил у П.: «В какой стороне сердце?» и нанес в область сердца несколько ударов. Потом отрезал у В. ухо, принес его домой и отдал собаке со словами «…тебе сегодня мясное дают».

    Анализ материалов уголовного дела, проведенное судебно-психологическое экспертное обследование показали следующее. Оба несовершеннолетних с раннего детства были предоставлены сами себе, матери воспитанием детей не занимались, у А. отца не было, а у П. отец отбывал срок наказания. Из школы и А., и П. были исключены.

    П. с 13 лет состоял на учете в ИДН за самовольные уходы из дома, кражи, развратные действия в отношении несовершеннолетнего. Уклонялся от учебы и работы, был замечен в драках. Рассматриваемое уголовное дело для него второе. Был в 19.. г. осужден на 1,5 года по статьям 140, ч.2; 140, ч.3; 141, ч.2; 206, ч.2; 81, ч.3; 145, ч.1; 193, ч.1; 189, ч.1; 215, ч.2 УК Украины. За время отбывания наказания характеризовался негативно, помещался в карцер за притеснение сокамерника.

    Психологическое обследование показало низкий уровень развития интеллекта; узость круга интересов, ригидность (тяжеловесность) мышления; эпилептоидно-истероидный тип акцентуации характера (у лиц такого типа проявляются поведенческие нарушения, взрывчатость, агрессивность, мстительность, эгоцентризм, склонность к демонстративному поведению и т.п.). П. охотно, с определенной рисовкой рассказывал о правонарушении, оправдывал свои проступки и преступления.

    В преступлении П. играл лидирующую роль. Его преступные действия носили осознанный, целенаправленный характер: им было выбрано удобное, безлюдное место, драку начал с подножки, с активного нападения, расправа была запланирована (о том, как «разбираться» с потерпевшим, обсудил с А. до случившегося).

    А. с 12 лет был поставлен на учет в ИДН за кражу из магазина; к уголовной ответственности привлечен не был, так как не достиг возраста уголовной ответственности.

    Обследование А. показало низкий уровень развития интеллекта; неустойчивый тип акцентуации характера (представители этого типа легко попадают под влияние других, плывут по течению, безынициативны). А. «дружил» со старшими подростками, был склонен к легкому, праздному образу жизни.

    Групповые противоправные действия П. и А. носили взаимно провоцирующий характер. Кажущаяся анонимность группового поведения («Кто сделал? – Мы.») усиливала эффект подражания и эмоционального заражения.

    Несовершеннолетним, как известно, свойственно стремление к группированию со сверстниками. Свободное общение с ними – не только способ проведения досуга, но и средство самоутверждения и самовыражения личности (семья и школа не всегда создают условия для удовлетворения этих важнейших для несовершеннолетних потребностей).

    Анонимность группового поведения рождает чувство личной безответственности, безнаказанности.

    Пример. В августе 19..г. в поселке сверстницами была избита несовершеннолетняя Г., которая впоследствии скончалась в больнице. В материалах уголовного дела имелись данные о том, что несовершеннолетняя В., взяв потерпевшую за волосы, несколько раз ударила ее затылочной частью головы о забор.

    В. воспитывалась бабушкой, дедушкой и отцом (мать умерла, когда В. было 3 года). Часто болела, училась слабо, дисциплину в школе не нарушала.

    Основным развлечением несовершеннолетних поселка было посещение дискотеки, которое, как правило, сопровождалось распитием самогона.

    Лидирующую роль в данном конфликте играла Ш., ее организаторские способности и склонность к лидерству отмечались в свидетельских показаниях. В конфликте была затронута личность Ш., ее самолюбие.

    Ш. потратила значительные усилия, чтобы собрать всех девушек на «разборку» с Г. Сказала В., что Г. «ставила засосы» ее другу Мише. Идя на разборку, подстрекала В. к активным действиям, обещала поддержать, так как Г. была физически развитой девушкой, в отличие от В. Шли на «разборку» с отрицательной установкой: избить, «рылом в навоз ткнуть». Били Г. всей группой (5 человек).

    Психологическое обследование показало социальную незрелость (психологический инфантилизм) В., свойственную ей внушаемость, ведомость, легкость подчинения группе; экстернальность (все происходящее, и хорошее, и плохое, расценивалось как результат действия внешних сил), слабость волевой регуляции. К сожалению, в процессе следствия должным образом не была оценена лидирующая роль Ш. в организации острой конфликтной ситуации – подстрекала действия сверстниц, не давала конфликту угаснуть.

    Противоправные действия несовершеннолетних часто объясняются индивидуально-психологическими, возрастными особенностями, а также особенностями ситуации.

    Пример. У несовершеннолетнего К. с детства отмечались пугливость и боязливость, чувство робости и застенчивости. По месту жительства и учебы характеризовался положительно. Тяжело переносил ссоры, скандалы родителей, переживал по поводу их развода. После развода родители активно занимались устройством своей личной жизни, сына отселили к бабушке и дедушке, с ним практически не общались.

    В психологическом исследовании была диагностирована сенситивная акцентуация характера. По данным А.Е.Личко, чувство собственной неполноценности у сенситивных подростков делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации. Они ищут самоутверждения не в стороне от слабых мест своей натуры, а именно там, где они себя не проявляли. Робкие и стеснительные мальчики пытаются продемонстрировать свою «отвагу». К., познакомившись с молодыми 18-летними парнями, был тронут их вниманием к себе. С ним разговаривали о его проблемах, чего дома не наблюдалось. Так, когда один из новых знакомых, увидев проходившую невдалеке женщину, сказал: «Слабо тебе будет забрать сумку и шапку?», К. немедленно приступил к действиям (хотя до этого случая не хулиганил, не совершал противоправных действий). Далеко К. с чужой сумкой и шапкой не убежал, был задержан прохожими.

    Характеризуя поведение несовершеннолетних правонарушителей, исследователи часто отмечают низкий уровень интеллектуального развития, как одну из причин преступления, объясняя его недостаточно развитым правосознанием (важно для определения степени вины). Но, как уже было сказано выше, правосознание не исчерпывается объемом правовых знаний и не сводится только к мышлению, степени овладения речью.

    Так, адвокат, защищавший в процессе следствия несовершеннолетнего Ю., в своем заявлении отметил, что его подзащитный обучается во вспомогательной школе, письменной речью не владеет, плохо читает, и, следовательно, уровень его развития не соответствует возрасту.

    Заметим, что письменная речь и речь устная – это средство мышления и форма выражения мысли и т.д. Письменная речь напрямую интеллект не определяет. Церковные сооружения в Кижах, выстроенные из дерева (соединения без единого гвоздя) неграмотными мастерами могут являться тому примером.

    Психологическое исследование показало, что Ю. был «хорошим» организатором многократных групповых преступных действий несовершеннолетних. Он искал квартиры для выгодных краж, «сколачивал» временную группу исполнителей (одних уговаривал, соблазнял барышом, других запугивал, грозил расправой в случае отказа), все украденное хранил в гараже, организовывал сбыт наворованного, распределял «доход» (львиную долю оставлял себе). Мать и старший брат воспитанием Ю. не занимались. Подросток был предоставлен самому себе, из школы можно было легко уйти, не посещать занятия, контроля за поведением Ю. не было.

    Анализ поведения Ю. показал достаточный уровень конкретно-практического мышления, направленного на достижение криминальных целей, решение противоправных задач.

    В 1990-е годы появилась тенденция формирования организованных группировок несовершеннолетних. Такие группировки были выявлены в Казани, Йошкар-Оле, Дзержинске Горьковской области, Чебоксарах, в Ульяновске, Кургане и других городах.

    В Казани, например, в конце 1980-х годов существовало более 60 группировок такого типа, которые включали около 1,5 тысяч подростков – активных участников группировок и еще 6-8 тысяч подростков, находившихся под влиянием первых. В группировках поддерживались традиции и обычаи преступной среды, определенная иерархия, существовала уплата взносов лидерам группировок и т.д. Члены группировок регулярно совершали кражи, грабежи, в том числе с выездом в другие города, занимались вымогательством. Такое явление получило у юристов и журналистов название «казанского феномена» 1 . Такие преступления имеют большую социальную опасность, что обусловлено вовлечением в сферу криминальной деятельности многих лиц, а также наличием определенных внутригрупповых связей, отношений, оказывающих влияние на каждого участника преступной группировки.

    Социально-психологическая специфика преступной группы несовершеннолетних заключается в том, что она является тем фактором, который формирует у подростков антисоциальные взгляды и потребности, способствует осознанию силы группы и приводит к совершению правонарушений. В этих условиях появляются большие возможности для возникновения и распространения определенного преступного «опыта». Как правило, в группах совершаются наиболее тяжкие преступления: грабежи, разбои, хулиганство, изнасилования.

    Изучение деятельности группы правонарушителей и каждого участника преступной группировки в отдельности дает возможность строгой индивидуализации меры ответственности, помогает всестороннему, полному и объективному исследованию всех обстоятельств совершения преступления.

    Психологический аспект изучения преступлений, совершенных группой несовершеннолетних, заключается в анализе каждого участника в процессе осуществления преступного замысла, в выяснении структурных отношений в группе. Ролевая конкретизация позволяет оценить влияние авторитета организатора (лидера) на того или другого члена преступной группы, определить, каково влияние группового мнения на индивида, каким образом возникают и формируются мотивы групповой криминальной деятельности несовершеннолетних.

    Подростковый и юношеский возрасты отличаются стремлением к общению, неустойчивостью ценностных ориентаций, уязвимостью психики. Несовершеннолетние зачастую вовлекаются в преступную деятельность групп путем уговоров, просьб. Это наглядно подтверждает отсутствие у многих несовершеннолетних четкой позиции в оценке явлений общественной жизни.

    Необходимо учитывать, что у несовершеннолетних процесс социализации, т.е. включение в общественные отношения, только начинается, отсутствуют необходимый жизненный опыт, знания, недостаточно совершенны познавательные процессы. Подростка-правонарушителя характеризует отсутствие либо слабое развитие личностно-социального контроля: он зачастую не может либо не стремится правильно оценивать свои поступки.

    При изучении групповой преступной деятельности несовершеннолетних наибольший интерес представляют группы с насильственной ориентацией. Подростки, совершающие насильственные преступления, характеризуются устойчиво преступной деформацией поведения. Например, причинение тяжких телесных повреждений или смерти – не самоцель, а способ устранения препятствий на пути достижения их желаний, способ удовлетворить потребность в самоутверждении.

    При изучении психологии несовершеннолетних правонарушителей важно обратить внимание на мотивацию преступного поведения, поскольку она наиболее четко отражает социальную опасность противоправного поведения, антисоциальные потребности правонарушителя. Мотивы групповых преступлений несовершеннолетних имеют некоторые особенности. Особый интерес представляет явление конформизма. В процессе групповой преступной деятельности конформизм проявляется через влияние группового мнения на индивида. Конформность же означает степень и характер подверженности индивида групповому мнению.

    Следует заметить, что в условиях чрезвычайной, экстремальной ситуации, которая возникает при совершении преступления, конформность выше, чем в обычных условиях, поскольку индивид не располагает временем для анализа конкретной обстановки, оценки своего положения.

    Существует определенная зависимость между возрастом несовершеннолетнего правонарушителя – участника преступной группы и уровнем конформности: он наиболее высок в 14-15 летнем возрасте, когда подражательные мотивы, влияние мнения группы либо ее лидера являются основой, определяющей характер деятельности и поведения подростка. Следует заметить, что зачастую в основе формирования преступных групп несовершеннолетних лежит многолетнее общение. Изучение обстоятельств возникновения и формирования преступных групп несовершеннолетних свидетельствует о том, что большинство их участников – жители одного района, улицы и т.д. и знакомы друг с другом продолжительное время.

    Группа несовершеннолетних с социально отрицательной ориентацией характеризуется восприимчивостью к отрицательным явлениям, отсутствием социально полезных целей.

    К наиболее тяжким преступлениям, которые совершаются несовершеннолетними в группах, относятся половые преступления. Анализ данных по делам о групповых изнасилованиях показывает, что участники преступных групп ранее уже совершали преступления и, как правило, характеризуются устойчивой преступной деформацией личности.

    Так, пятеро подростков во главе с 18-летним Б. организовали выпивку в квартире родителей Б. и изнасиловали несовершеннолетнюю П., причинив ей тяжкие телесные повреждения, которые привели затем к смерти потерпевшей. Организаторы преступления Б. и О. ранее были судимы за умышленные преступления. Остальные участники этой группы длительное время состояли на учете в детской комнате милиции и в инспекции по делам несовершеннолетних. В данном случае наиболее ярко проявляются устойчиво преступная деформация личности, сочетание половой распущенности с хулиганскими мотивами.

    Исследования показывают, что очень часто групповые изнасилования у несовершеннолетних сочетаются с хулиганством, либо хулиганские действия предшествуют совершению половых преступлений. В общем объеме групповых правонарушений несовершеннолетних хулиганство занимает значительное место. Оно является не только самостоятельным видом преступления, но и той питательной средой, в которой вызревают еще более опасные для общества преступные деяния.

    Следует отметить также, что совершение преступления предварительно организованной группой в корне отличается от совершения преступления в соучастии. В случае совершения преступного деяния преступной группой реально проявляется общность антисоциальных взглядов, потребностей, т.е. общность психологии. Насильственные преступления, совершенные в соучастии, характеризуются спонтанностью, эмоциональной насыщенностью; последствия преступления в значительной мере определяются степенью виктимности потерпевшего. Преступления, совершенные относительно устойчивой группой, характеризуются меньшей спонтанностью либо отсутствием ее. Причина этого – неоднократность преступных действий, осознание собственной безнаказанности, наличие определенного преступного «опыта», своеобразная специализация.

    При расследовании групповых преступлений несовершеннолетних чрезвычайно важно выявить индивидуально-психологические особенности личности участников, когда каждый из них, сознавая неизбежность наказания, старается исказить истинное положение вещей, умалить свою роль в содеянном, а лидер группы стремится предстать рядовым исполнителем и т.п. Если же совершено насильственное преступление, то обвиняемые, как правило, стремятся преувеличить степень виктимности ситуации.

    В плане нравственно-психологическом личность несовершеннолетних преступников характеризуется рядом довольно существенных специфических признаков. Прежде всего на их противоправном поведении, безусловно, сказываются возрастные особенности, такие, например, как повышенная внушаемость, склонность к социально-психологическому заражению, подражанию, юношеский негативизм, известная несформированность жизненных ориентаций и установок, инфантильность эмоционально-волевой сферы. Для большинства преступников-подростков характерны отсутствие интереса к учебе и труду и соответственно значительное ослабление или полная утрата связей с учебными и трудовыми коллективами. В большей степени их привлекает сфера досуга, как правило, заполненного социально-негативным содержанием (бесцельное времяпрепровождение, тусовки в подъездах, подвалах, на улицах, чердаках, рок-музыка, азартные игры, выпивки, употребление наркотиков, половая распущенность, болезненное реагирование на любые замечания взрослых и т.д.).

    Логическим продолжением этих антисоциальных (еще не преступных) занятий являются кражи и грабежи, для того чтобы добыть деньги для приобретения алкоголя и наркотиков, «на девочек», на покупку модной одежды, средств звукозаписи и кассет, хулиганские выходки ради самоутверждения и т.д. Интерес к технике, художественному творчеству, спорту (кроме примитивного накачивания мышц) у несовершеннолетних правонарушителей проявляется в 3-4 раза реже, чем у подростков с позитивной направленностью поведения.

    О последствиях своих противоправных действий, возможно трагических, подростки редко задумываются, чему способствует прежде всего низкий уровень развития правосознания. Мотивы собственных действий ими нередко приукрашиваются, «облагораживаются», в то время как побуждения и поведение потерпевших очерняются, окрашиваются в резко негативные тона.

    Для несовершеннолетних преступников весьма характерны завышенные самооценки, низкий уровень ответственности за свои поступки, отсутствие чувства стыда, дефицит совести, равнодушие к другим людям, их проблемам и заботам. Типичными чертами для многих подростков-правонарушителей является сниженный самоконтроль, эмоциональная неуравновешенность, упрямство, импульсивность, злобность, мстительность, агрессивность.

    Социальную неадаптированность части несовершеннолетних преступников усиливают умственная отсталость, нервно-психические отклонения психопатического характера либо в виде последствий черепно-мозговых травм, инфекционных и других заболеваний.

    Большинство несовершеннолетних преступников обладают устойчивыми привычками и стереотипами антиобщественного поведения: постоянно демонстрируют пренебрежение к общепринятым нормам поведения, склонны к употреблению спиртных напитков, наркотиков, а также к бродяжничеству, побегам из дома и воспитательных учреждений, являются конфликтными и нечестными людьми. Замыкаясь в круге общения с себе подобными, они, как правило, враждебно относятся к тем подросткам, которые хорошо учатся, соблюдают дисциплину, уважают старших по возрасту.

    В годы реформ отмечается расширение социально-экономической базы преступности несовершеннолетних. Это прежде всего обнищание многих семей, возрождение детской и подростковой беспризорности, появление безработицы несовершеннолетних. Семья, которая едва сводит концы с концами, каждодневно борется за выживание, причем использует для этого морально далеко не безупречные, а порой и откровенно противоправные средства, перестает быть инструментом социализации. Она становится либо постоянно и сильно действующим источником негативных влияний на нравственное формирование подростка, либо выталкивает его на улицу, в антиобщественную среду, в стихию «дикого» рынка, в частности, сферу полулегального или нелегального мелкого бизнеса. Большинство подростков, вынужденных заниматься мойкой автомашин, уборкой, погрузкой-разгрузкой товаров в коммерческих ларьках и магазинах, торговлей с рук в электропоездах, на улицах, в подземных переходах и т.д., начинают систематически пропускать занятия или совсем теряют связи с учебными коллективами. При этом они не только лишаются возможности приобретать знания, развиваться в интеллектуальном, культурном отношении, проводить досуг со сверстниками, но и сталкиваются с разнообразными негативными явлениями, присущими экономическому «подполью» (с фактами нечестности, обмана, недобросовестной конкуренции, вымогательства и т.п.).

    В сложнейших условиях нравственного формирования и развития личности оказались подростки из семей безработных, беженцев, вынужденных переселенцев. На подростков из неблагополучных семей, которые не порвали связей со школой, негативное влияние оказывают новые дефекты социализации в этих типах микросреды. Например, в школе – это «черный рынок», приторговывание спиртными напитками, наркотиками, порнографической продукцией, в семье – усиление алкоголизации, обострение конфликтных ситуаций как следствие перманентных жизненных неурядиц (угрозы потерять работу, остаться без средств к существованию и т.п.).

    Имеются свои проблемы, негативно влияющие на нравственное формирование и развитие несовершеннолетних, и в благополучных в материальном отношении семьях. Это, например, проявления двойной морали родителей, живущих в непозволительной роскоши на средства, добытые противоправным путем, а порой и откровенное рвачество, алчность, бездуховность, нередко отсутствие теплоты во взаимоотношениях и сильное взаимное отчуждение 1 .

    Отрицательно влияет на нравственное формирование детей и подростков наблюдающееся в последнее время обострение извечной проблемы «отцов и детей». Некоторые несовершеннолетние оказываются в особо сложном положении, сталкиваясь с поляризацией идейно-нравственных позиций взрослых членов семьи, своеобразным конфликтом поколений и культур на этом уровне, когда, например, отец является преуспевающим предпринимателем со взглядами, ориентациями и привычками «новых русских», а дед, бабушка, тети, дяди, обладавшие в прошлом высоким социальным статусом, имеющие заслуги перед страной, сохранили приверженность стереотипам жизни советских людей, верность коммунистическим ценностям и идеалам.

    Это очень непростые ситуации, особенно для тех, у кого еще не сформировалось устойчивых убеждений, цельного мировоззрения. И некоторые подростки находят выход из них в отклоняющемся, а затем и противоправном, преступном поведении.

    Определенный вакуум в воспитательных воздействиях на детей, подростков (а также молодых людей) возник после ликвидации пионерских и комсомольских организаций, а новые, соответствующие изменившимся условиям формы общественных движений и объединений, охватывающие подрастающее поколение, создаются медленно. В то же время имеют место факты вовлечения несовершеннолетних в межэтнические конфликты, в религиозные секты, различные экстремистские организации, проповедующие моральный и правовой нигилизм, вседозволенность, национальную, расовую и религиозную вражду и т.п.

    В силу возрастных особенностей несовершеннолетние в большей степени, чем взрослые, подвержены криминогенным воздействиям таких негативных явлений в духовно-нравственной сфере, как распространение порнографии, пропаганда насилия, жестокости, культа наживы в средствах массовой информации.

    Структура преступности несовершеннолетних характеризуется:

    1) более узким, по сравнению со взрослыми, кругом совершаемых преступлений, что объясняется особым социальным и правовым статусом несовершеннолетних, исполняемыми ими социальными ролями;

    2) меньшей долей тяжких преступлений.

    Преступность несовершеннолетних высоколатентна. Это связано с тем, что о многих преступлениях (например, кражах, изнасилованиях) потерпевшие лица не заявляют, считая, что они не будут раскрыты в силу своей незначимости, а это в свою очередь усиливает чувство безнаказанности у преступившего закон подростка, или само потерпевшее лицо, пережившее сексуальное надругательство (или родственники), не желает об этом событии рассказывать, чтобы окружающие люди об этом не узнали. Может сказываться также низкий уровень профилактической работы правоохранительных органов в жилых массивах и т.д.

    В настоящее время особенностью преступности несовершеннолетних стало все более частое применение оружия. Известны случаи использования усыпляющих и наркотических веществ при совершении изнасилований и других преступлений. Корыстная мотивация доминирует по всем составам преступлений.

    Динамика преступности несовершеннолетних за последние 10 лет неблагоприятна, так как превышает рост преступности взрослых в 2-2,5 раза.

    К самым значимым криминогенным условиям преступности несовершеннолетних можно отнести беспризорность, бесконтрольность, семейное неблагополучие, безработицу, низкий материальный достаток, слабость ранней профилактики.

    "

    3.5 Субъективные факторы существования асоциальной субкультуры

    Криминальная субкультура как и любая культура по своей сущности агрессивна. Она вторгается в культуру официальную, взламывая ее, девальвируя ее ценности и нормы, насаждая в ней свои правила, атрибутику. Носителями криминальной субкультуры являются криминальные группы, а персонально – рецидивисты. Они аккумулируют, пройдя через тюрьмы и колонии, устойчивый преступный опыт, «воровские законы», а затем передают его подрастающему поколению.

    Криминальная субкультура, ценности которой формируются уголовным миром с максимальным учетом возрастных особенностей несовершеннолетних, привлекательна для подростков и юношей:

    1) наличием широкого поля деятельности и возможностей для самоутверждения и компенсации неудач, постигших их в обществе;

    2) процессом криминальной деятельности, включающей риск, экстремальные ситуации и окрашенной налетом ложной романтики, таинственности и необычности;

    3) снятием всех моральных ограничений;

    4) отсутствием запретов на любую информацию и, прежде всего, на интимную;

    5) учетом состояния возрастного одиночества, переживаемого подростком, и обеспечением ему в «своей» группе моральной, физической, материальной и психологической защиты от агрессии извне.

    Виды криминальных групп несовершеннолетних. Социально-психологическая структура криминальных групп.

    Криминальные группы несовершеннолетних различаются по своей численности, возрастному составу и полу, длительности существования, степени их организованности, сплоченности и самостоятельности, степени и видам криминальной активности криминальной мобильности.

    По числу участников можно условно выделить: малые (2-4 чел.), средней численности (5-8 чел.) и большой численности (9 и более чел.) криминальные группы.

    Величина группы – важный показатель, влияющий на ее сплоченность, криминальную активность и криминальную мобильность. Как правило, чем больше число участников группы, тем меньше ее сплоченность, но выше ее криминальная активность и криминальная мобильность.

    По возрастному составу выявлены криминальные группы:

    1) только из несовершеннолетних;

    2) с участием взрослого (взрослых) в группе несовершеннолетних;

    3) с участием несовершеннолетнего (несовершеннолетних) в преступной группе взрослых.

    Каждая преступная группа несовершеннолетних имеет свои разновидности в зависимости от деления ее членов по возрастам. Так, например, встречаются преступные группы несовершеннолетних одновозрастного (11-14 лет или 15-17 лет) и разновозрастного (12-17 лет и даже 9-17 лет) состава. Чаще преступные группы одновозрастного состава (старшие подростки или юноши) специализируются на конкретных видах преступлений, поскольку в основе их образования и функционирования лежит определенный возрастной и криминальный интерес. Близость возрастов (например, 11-14 лет или 15-17 лет) благоприятствует формированию общих интересов, взглядов, способов поведения, проведения досуга и т.п. Это обеспечивает быстроту формирования преступной активности и повышает криминальную мобильность. Здесь в основе самоутверждения личности в группе лежат личностные, психологические и физические качества.

    Среди преступных групп несовершеннолетних с участием взрослых наиболее типичны группы, в которых один член (реже два) является взрослым. Это обычно человек, недавно достигший совершеннолетия, т.е. возраста 18-20 лет. Причины вхождения этого взрослого в преступную группу несовершеннолетних весьма разнообразны. Однако во всех случаях следует различать:

    а) преступные группы несовершеннолетних, создаваемые самим рецидивистом для достижения четко определенных им криминальных целей и реализации его программы;

    б) группы несовершеннолетних, возникшие стихийно как криминальные и используемые взрослым преступником в своих криминальных целях.

    Преступные группы взрослых с участием несовершеннолетнего. Взрослые включают в свою криминальную группу несовершеннолетнего с определенными четко очерченными целями на достижение высокой результативности преступной деятельности. Несовершеннолетний им нужен как инструмент преступного ремесла.

    Наиболее распространены криминальные группы только из несовершеннолетних (одновозрастного и разновозрастного состава). Однако в ряде регионов во многих группах несовершеннолетних в преступлениях участвуют и взрослые. Региональные колебания здесь весьма значительные – от 10-12% до 75 %. Такая же картина наблюдается и с криминальными группами взрослых, которые включают в свой состав несовершеннолетнего (несовершеннолетних).

    По признаку пола группы могут быть: 1) однополые (преимущественно мужского пола и реже женского пола); 2) смешанные (с участием лиц мужского и женского пола).

    По длительности существования. Большинство групп существует от 1 до 6 месяцев. Однако и за этот период времени они успевают совершить в среднем 7 преступлений на группу, прежде чем начнется их уголовное преследование. Привлечение к уголовной ответственности может вести к распаду лишь части таких групп (одни члены группы арестованы, другие направлены в специальные образовательные учреждения, третьи поставлены на учет в отделе профилактики преступности несовершеннолетних и т.п.). В части групп и после ареста их членов подростки продолжают поддерживать межличностные контакты путем переписки, в надежде на восстановление непосредственных межличностных контактов их участников после отбытия срока наказания, возвращения из колонии или спецшколы. Особо опасны длительно существующие криминальные группы несовершеннолетних, выявить момент возникновения которых в ряде случаев не удается.

    По степени организованности и сплоченности.

    1. Тип групп несовершеннолетних, стоящих на грани законопослушного поведения. Это обычные подростковые группы, оказавшиеся вне должного контроля со стороны взрослых, у них нет цели нарушить правовые запреты. Они представляют собой вариант возрастной оппозиции взрослым (по мexaнизму возрастной эмансипации – «быть и казаться взрослыми»).

    2. Группы, в которых преступление хотя и совершается случайно, но микросредовые нормы расходятся с законопослушными установками, не достигая уровня криминальной направленности. Это, как правило, кланы «уличного племени» (подростки крайней степени безнадзорности, бродяжки, второгодники, склонные к употреблению спиртного). В такие группы подростки вытесняются из школ, профтехучилищ, не удовлетворенные своей учебной деятельностью и своим положением в официальной системе отношений коллектива.

    3. Группы, в которых микросредовые нормы ориентированы на нарушение правовых запретов. Игровое отношение к взглядам и поступкам, переносимые из криминальной субкультуры в мотивацию группового поведения, более всего заметно при изучении групповых норм, ценностей, в которых четко определено отношение к «своим» и «чужим».

    4. Группы, специально создаваемые для совершения преступлений. Здесь с самого начала криминальная деятельность является группообразующим фактором и подчинена воле одного человека – организатора группы (лидера). Групповая криминальная установка в них ярко выражена. Микросредовые нормы ориентированы на ценности уголовной субкультуры. В соответствии с этим определяется и структура группы, распределяются роли в ней: лидер, его доверенное лицо, поощряемый актив, привлекаемые новички. Разновидностью такого типа группы, отличающейся особой конспиративностью, большой сплоченностью и четкой организацией, распределением функций в совершении преступления, является шайка .

    Вооруженная группа, совершающая преимущественно насильственные преступления (разбойные нападения на государственные, общественные и частные предприятия и организации, а также на отдельных лиц, осуществляющая захват заложников, террористические акты) является бандой (от итал. – ban da). Главные признаки банды – это ее вооруженность и насильственный характер криминальной деятельности. Банда относится к высшему типу организованных преступных групп. А далее следует тайная преступная организация , объединяющая несколько криминальных групп для совершения террористических актов, контрабанды наркотиков, оружия, контролирующая игорные дома и проституцию, которая относится к мафии (от итал. – mafa). Мафия широко использует методы шантажа, насилия, похищения людей, убийств, «отмыва грязных денег». Отличается крайним авторитаризмом управления, строгой субординацией и жесткой дисциплиной.

    3.6 Психология организованной преступности

    Организованная преступность – функционирование устойчивых социально организованных преступных групп, имеющих материальную базу и коррумпированные связи с властными структурами в целях незаконного обогащения и самозащиты от социального контроля.

    Субъект организованной преступности целенаправленно деформирует социальные структуры, приспосабливает их к своей преступной деятельности, коррумпирует хозяйственные и правоохранительные органы. Как разновидность замаскированной преступности организованные преступные группы функционируют в форме социально организованной общности, объединяются в единую функционально-иерархизированную систему с широкими социальными связями, создают крупные денежные фонды, обеспечивают свою безопасность путем коррумпирования правоохранительных органов.

    Различаются примитивные, среднеорганизованные и высокоорганизованные преступные группы.

    Примитивно организованные преступные группы имеют в своем составе не более 10 человек. По внутригрупповой структуре коммуникации они относятся к типу фронтальной коммуникации (главарь – участники). Преимущественно, их преступная деятельность – эпизодический рэкет, мошенничество. Внутригрупповая дифференциация не развита – действуют сообща.

    Среднеорганизованные преступные группы функционируют по типу иерархической внутригрупповой организации (между главарем и исполнителями существуют промежуточные звенья). Такие группы состоят из многих десятков человек. Преступные группы такого типа отличаются значительной внутригрупповой дифференциацией, узкой специализацией различных групповых подразделений – разведчики, боевики, исполнители, телохранителя, финансисты, аналитики. Основная их деятельность – устойчивый рэкет, шантаж крупных предпринимателей, контрабанда, наркобизнес. Эти преступные группы имеют устойчивые связи с управленческими структурами.

    Высокоорганизованные преступные группы отличаются сетевой структурой своей организации – они имеют сложную иерархическую систему управления, устойчивую, приносящую доход собственность (банковские счета, недвижимость), официальное прикрытие (зарегистрированные предприятия, фонды, магазины, рестораны, казино). Эти группы иногда состоят из нескольких тысяч человек, имеют коллективные управляющие центры, устойчивую организацию по типу больших социальных групп, систему внутригрупповых норм, специальную службу контроля, информации, межрегиональных связей, обеспечения взаимодействия с коррумпированными властными структурами, правоохранительными и судебными органами. Эти группы владеют обширными зонами влияния, многочисленными региональными и «отраслевыми» подразделениями (контроль над игровым бизнесом, проституцией, предоставление криминальных услуг). Они глубоко укоренены в коррумпированных официальных структурах.

    Организованная преступность – основная угроза благополучию общества. Она несет угрозу социализации подрастающего поколения, подрывает устои общества, подрывает экономику общества, наносит ущерб предпринимательской и кредитно-банковской системе. Она осуществляет стихийное уголовно организованное перераспределение национального дохода.

    Организованная преступность использует все социально-психологические механизмы эффективного функционирования социальной группы. В этом механизме задействованы разновидности преступности – от коррумпированных органов государственной власти до мошенников, спекулянтов, дельцов нарко- и порнобизнеса, воров и насильственных преступников. Организованная преступность – высшая форма профессионально-криминального объединения, своеобразный преступный синдикат, использующий в преступных целях все механизмы жизнедеятельности социума.

    Организованное преступное сообщество отличается высоким уровнем сплоченности, криминальной монополизации в пределах региона, высоким уровнем защищенности от юридической ответственности в результате планомерной нейтрализации всех форм социального контроля, использования легальных путей «отмывания» преступно добытых средств.

    Резкое возрастание уровня организованной преступности привело к формированию нового типа современного преступника. Членам среднеорганизованной и высокоорганизованной преступных групп наряду с традиционными особенностями, присущими насильственно-корыстному типу преступника (включенность в криминальную субкультуру), свойственны достаточно высокая образованность, знание основ экономики, права, таможенных установлений, некоторых технологических процессов» общая ориентация в ценности отдельных предметов культуры и искусства. Многие способы совершения ими преступных деяний связаны с использованием новейшей техники. «Отмывание» за рубежом денег, добытых преступным путем, требует знания иностранных языков, основ банковского дела и международного права.

    Указанные психологические особенности, в том числе и закономерности функционирования, касающиеся преступных групп в целом. Конечно, в каждом конкретном случае они могут принимать различные формы своего проявления и иметь разную степень выраженности. Вместе с тем, в зависимости от состава участников и направленности преступной деятельности, можно выделять отдельные разновидности преступных групп, которые будут иметь свою специфику.

    Преступные группы несовершеннолетних и молодежи

    Как свидетельствует статистика, более 70% преступлений несовершеннолетние совершают в группе. Учитывая неполноту статистической информации (отдельные участники групповых преступлений не привлекаются к уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, малозначительностью деяния или же к ним применяются другие меры наказания), можно утверждать, что совершение преступления подростком-одиночкой - скорее исключение, чем правило. Но и в таких случаях всегда присутствует влияние на несовершеннолетнего правонарушителя ближайшего социального окружения, группы по антисоциальной направленностью, к которой он принадлежит или принадлежал ранее. Следует также отметить, что участие в группе и соучастие в совершении преступления для подростков в значительном количестве случаев не совпадают, то есть не исключена разница социальной роли, выполняемой в неформальной группе и при совершении конкретного преступления.

    Проведенные исследования показывают, что преступные группы несовершеннолетних и молодежи возникают преимущественно на основе неформальных групп или "групп досуга" ". Это связано с такими элементами подростковой психологии, как повышенная склонность к внушению и подражания, неустойчивость эмоционально-волевой сферы, ориентированность на группу (конформизм), доминирование потребности в общении со сверстниками и переоценка значимости их одобрения, некритичность оценки своих достоинств и недостатков и др.

    Конечно, криминогенную значимость имеют не перечислены возрастные особенности сами по себе, а их содержание и направленность. Социальные свойства личности у подростков еще только начинают формироваться. Кроме уже указанной недостаточной самокритичности при оценке своего поведения, у них может быть даже снижена способность к избирательности сознательных действий. Но особое внимание следует уделить доминирующей в этом возрасте склонности к группировке. Именно в неформальной группе подростки имеют возможность проявить себя и самоутвердиться как личность.

    По данным психологических исследований, участников преступных групп несовершеннолетних и молодежи изначально объединяло: соседство по дому - 30,4%, проживание на одной улице - 24.8%, совместное обучение и работа - 16%. их антиобщественное направленность обусловлена необходимостью удовлетворения потребности в общении при имеющейся узости, ограниченности интересов (их примитивизме), неумении организовать свое свободное время, что усиливалось комплексом объективных причин и затруднениями в нормативном времяпровождении. Полнокровную общения со сверстниками в официальном среде для подростков, оказавшихся в психологической изоляции, меняется досугом асоциального содержания антиобщественных группа становится референтной, благодаря чему негативное влияние ее усиливается, а возрастные особенности приобретают искаженных форм: повышенная эмоциональность проявляется в несдержанности, потребность самоутверждения -в грубости, цинизме и тому подобное.

    Несовершеннолетние участники антиобщественных групп, как правило, не способны проявить себя и утвердиться в группах, деятельность которых является социально-полезной. Они постепенно теряют связи с коллективами, в которых формально принадлежат, перестают ориентироваться на их отношения, не ценят их мнение. До 70% из них учатся плохо или посредственно, 40% - нарушают дисциплину, 37% - ранее уже совершали проступки и правонарушения; имеются также конфликтные отношения в семье и школе. Обостряются такие черты характера, как жестокость, агрессивность, наглость, коварство (до 45% обследованных), что среди законопослушных встречаются значительно реже. Это наглядно свидетельствует о нарушении процесса социализации и моральную деформацию и приводит к попытке самоутверждения среди подобных себе, в том числе - через совершение правонарушений. Группа, в свою очередь, влияет на своих участников, прививает им антиобщественные взгляды и установки, поощряет преступного образа жизни - происходит активный процесс "перевоспитания" (десоциализация). Конечно, не каждый трудновоспитуемых подросток вступает в конфликт с законом, но взаимосвязь этих явлений очевиден.

    На каждом этапе формирования преступной группы несовершеннолетних и молодежи возможна переориентация ее на позитивное развитие, но для этого необходимо создание соответствующих благоприятных условий ее функционирования в социуме. Оставленная на произвол судьбы, "разрешительная" группа с большой вероятностью может стать криминогенной, совершая сначала незначительные противоправные действия, вызванные бесчинствам и шалостями, затем - правонарушение корыстного и корыстно-насильственного характера, наконец - преступления.

    В процессе перерастания антиобщественной группы несовершеннолетних и молодежи в преступную в ней происходят важные изменения: уменьшается количество участников и повышается степень их идентификации с группой («мы» в отличие от «они») растет удельный вес лиц с отрицательными социально-нравственными характеристиками (склонны к употреблению алкоголя и наркотиков, ранее судимые и т.д.); состав группы становится более разнородным по социальному составу (учащиеся общеобразовательных школ и высших учебных заведений, мало-квалифицированные рабочие, неработающие) участники все больше времени проводят в местах с криминальной окраской; методы руководства группой изменяются по демократическим на авторитарные.