Применение штрафных санкций по договору. Что такое штрафные санкции за нарушение условий договора и порядок их взыскания

Договором в соответствии со статьёй 420 ГК РФ является документ, подписанный несколькими сторонами (физическими и юридическими лицами), в котором чётко и понятно должны быть прописаны требования, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, а также все права и обязанности сторон. При несоблюдении обязательств предусмотрены штрафные санкции за нарушение условий договора по ГК РФ, вплоть до его расторжения.

Последствия и ответственность за невыполнение условий договора

В соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ обязательства нужно исполнять в соответствии с условиями договора и требованиями закона.

Обратите внимание! В одностороннем порядке изменять условия договора или отказываться от его исполнения нельзя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ или иными законами.

Заключая между собой соглашение, стороны изначально должны подразумевать, что делают они это ради сотрудничества и получения взаимной выгоды, а не с целью сознательного банкротства одного из партнёров или разрыва с ним отношений.

Именно для того, чтобы договор исполнялся надлежащим образом, в нём обязательно предусматривают специальный раздел об ответственности сторон, где перечислены санкции за невыполнение и форма ответственности в виде компенсации за возможный ущерб.

Поводы для привлечения к ответственности

Вторую сторону можно привлечь к ответственности в случае сознательного невыполнения взятых на себя обязательств или при наличии степени вины стороны, нарушившей условия. Во втором случае ответственности можно избежать, если нарушившая условия сторона предприняла необходимые для исправления меры, но улучшить ситуацию не удалось. Доказать, что так произошло, должен виновник. Освобождается от ответственности и та сторона, которая подтвердит, что не смогла выполнить обязательства в результате наличия непредвиденных обстоятельств, которые произошли в результате катастрофы, стихийного бедствия или аварии.

Ответственность

Обратите внимание! Если, к примеру, у второй стороны нет денег или отсутствуют комплектующие и детали, то это нельзя отнести к непредвиденным обстоятельствам, которые будут основанием для отмены штрафа за просрочку платежа по договору.

Формы ответственности

При неисполнении договора вторая сторона должна будет:

  • Компенсировать нанесённый ущерб. Под ущербом понимают все затраты, которые понесла пострадавшая сторона, чтобы устранить возникшие последствия. Компенсировать придётся не только фактические убытки, но и те доходы, которые были недополучены по причине невыполнения договорённостей. Компенсация выплачивается в добровольном или в судебном порядке.
  • Выплатить неустойку в виде пени или штрафа. Сумма штрафных санкций обычно предусматривается в договоре. Если ущерб больше компенсации, то виновник должен выплатить недостающую разницу. При отсутствии в договоре условий неустойки, компенсации подлежит ущерб, а неустойка будет учтена при его исчислении.
  • Перечислить проценты при неисполнении принятых на себя финансовых обязательств. Их исчисление происходит на основании принятой на день выполнения обязательств ставки Банка России.
  • Выполнить работу или оказать услугу за счёт своих средств. Этот вид ответственности применяется, если вторая сторона, пострадавшая от действий нарушителя, использовала услуги других компаний и может потребовать после этого возмещения своих трат. Если компенсация была выплачена, то это не означает, что договорённость можно не выполнять.

Закон предусматривает договорную и законную неустойку. Из названия понятно, что размер законной неустойки устанавливает закон, а договорной - стороны соглашения. Если закон не предусматривает уплаты неустойки, то стороны могут сами определиться, по каким видам договоров можно установить договорные штрафы за неисполнение обязательств.

Важно! По общему правилу неустойка будет начисляться до выполнения обязательства в полном объеме.

Законная неустойка в соответствии со ст. 332 ГК РФ будет применяться независимо от наличия договорной. Примером могут быть обязательные проценты за пользование чужими деньгами, предусмотренные ГК РФ.

Какие действия можно предпринять при неисполнении обязательств

Неисполнение соглашения другой стороной как для физического, так и для юридического лица очень часто становится неожиданностью.

Некоторые обиженные люди или компании нередко сразу пытаются обратиться в суд, надеясь быстро оштрафовать виновную сторону и сохранить при этом максимум своих средств.

Если договор был нарушен в отношении физического лица другим физическим лицом, то закон не запрещает сразу обращаться в суд. Но если сделка заключалась между юридическими лицами или между физическим и юридическим лицом, то закон в некоторых случаях предусматривает обязательную досудебную процедуру в виде подачи претензии виновной стороне в связи с неисполнением ею условий договора. Без наличия такого документа Арбитражный суд, рассматривающий иск по возмещению компенсации, наверняка откажет обиженной стороне в принятии документов и оставит иск нерассмотренным.

Претензия

Важно! Претензия поможет не только договориться мирным путём и избежать наказания и существенных судебных издержек, но и позволит собрать документы и подготовиться к суду, пока вторая сторона будет думать, каким образом выполнить нарушенные требования.

Как правильно составить претензию

Как и многие подобные документы, претензия не имеет установленного законом образца и составляется в простой письменной форме. Её окончательный вариант может быть разным, но она должна иметь схожее содержание и включать в себя определённые пункты и разделы. От информации, которая будет находиться в претензии, напрямую будет зависеть положительное разрешение конфликтной ситуации как до суда, так и в процессе судебного заседания.

В претензии указывают:

  • Название (например, «Претензия по договору оказания услуг №»).
  • Ф. И. О. должника или название его компании, нарушившей обязательства, с учётом полного адреса проживания или нахождения.
  • Номер договора.
  • Невыполненные условия соглашения, которые привели к предъявлению претензии.
  • Выставленные требования в денежном выражении с необходимыми расчётами, сделанными при помощи сотрудников компании (обычно это менеджер) или специального калькулятора.
  • Номер и дата составления претензии.
  • Ссылки на пункты договора и статьи закона, которые были нарушены.
  • Срок выполнения претензии или ответа на указанные в ней требования. Для убедительности в этой части, кроме суммы возможных штрафных санкций, можно указать на намерение обратиться в суд в случае неисполнения обязательств, а также в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела по ст. 159 УК РФ «Мошенничество», так как действия виновной стороны, сознательно не исполнившей условия соглашения и получившей, к примеру, предоплату, можно трактовать как мошеннические.
  • Перечень прилагаемых к претензии документов.

Отправить претензию нужно ценным или заказным письмом, вручить под расписку или иным способом, фиксирующим факт отправления и получения.

К претензии нужно приложить подтверждающие документы в виде нотариально заверенных копий договора, сертификаты, счета-фактуры, иные виды платежных документов.

Обращение в судебный орган

Если ответ на претензию не был получен или если виновная сторона отказалась выполнять требования, то нужно готовить документы для подачи в Арбитражный суд. В первую очередь, это сам договор и прилагаемые к нему ведомости, акты и другие бухгалтерские документы, которые были посланы виновной стороне вместе с претензией. Кроме этого, нужно приложить к иску правоустанавливающие документы компании.

Образец искового заявления

Иск имеет простую письменную форму и должен включать в себя некоторые обязательные пункты. Этот документ подаётся в судебную инстанцию по месту жительства ответчика, если это физическое лицо, или по месту его нахождения, если это компания. Если этот иск связан с нарушениями Закона о защите прав потребителей (невыполнением условий контракта, поставками товаров, нарушением условий банковского вклада при предоставлении кредита), то он подаётся по месту жительства истца.

В «шапке» иска указывают название суда, ниже Ф. И. О. истца или название компании, с адресами обеих сторон.

Сам текст содержит в себе:

  • описание нарушенных условий договора и нарушенных прав с указанием обстоятельств, при которых это произошло;
  • доказательства, подтверждающие правовую позицию истца;
  • обоснованные требования о взыскании максимального штрафа за неисполнение обязательств по договору;
  • требование о компенсации, неустойке или условиях выполнения обязательств;
  • дату и подпись истца;
  • приложения с перечнем всех документов;
  • квитанцию об уплате госпошлины.

Важно! Чем грамотнее будет подготовлен иск, правильнее составлены требования, тем больше шансов на положительный исход дела. Для этого лучше воспользоваться услугами опытного юриста.

После вступления в силу судебного вердикта присуждённый штраф за срыв договора, неустойка, пеня вместе с суммой возмещения причинённых убытков принимаются к проводкам бухучета в суммах, установленных судебным органом или признанных должником в том отчётном периоде (месяце и году), в котором было вынесено решение. Это необходимо для установления налогового вычета при уплате НДС, и иных налогов и платежей.

При неисполнении решения суда судебный исполнитель взыщет с должника все суммы в приказном порядке, независимо от размера и разновидности штрафа.

Таким образом, в случае нарушения договора одна из сторон вправе предъявить второй стороне обоснованную претензию, приложить к ней соответствующие документы. Если после этого спор мирным путём не разрешается, то, собрав все нужные документы, следует подать иск в Арбитражный суд и дождаться его решения.

Компания несвоевременно подала декларацию по косвенным налогам (акцизы НДС) при ввозе товара на территорию РФ с территории государств-членов таможенного союза.. Предусмотренный штраы - 5 % от суммы по декларации за каждый месяц просрочки. При этом декларация была составлена неправильно и компании придется подать уточненную декларацию и заявить большую сумму налога. Сам налог оплачен правильно и полностью (до сдачи первичной декларации)Вопрос: будет ли взыскан штраф в размере 5 % (как при несвоевременной подаче) с суммы уточненной декларации?(При условии полной оплаты налога)?

Календарные сроки для представления в налоговую инспекцию уточненных налоговых деклараций законодательно не установлены. В связи с этим, привлечение организации к ответственности за несвоевременную сдачу уточненной декларации по статье 119 Налогового кодекса (с назначением штрафа в размере 5 процентов от неуплаченной суммы налога, но не более 30 процентов от суммы налога и не менее 1000 руб.) является неправомерным.

Следует отметить, что с соответствии с пунктом 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ штрафные санкции по статьям 120 или 122 Налогового кодекса РФ не применяются, если уточненная декларация была сдана до того, как налоговая инспекция письменно уведомила организацию о назначении выездной проверки или об обнаружении ошибок в отчетности (при камеральной проверке) при условии, что до подачи уточненной декларации организация уплатила недостающую сумму налога и пени за период просрочки . В рассматриваемом случае сумма недоимки отсутствует. Соответственно, привлечь к ответственности по статья 120 и 122 НК РФ организацию нельзя.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версия

Сроки сдачи и условия освобождения от ответственности

Подавать уточненные налоговые декларации нужно по мере выявления ошибок в отчетности. Календарные сроки для их представления в налоговую инспекцию законодательно не установлены. Это следует из положений пункта 1статьи 81 Налогового кодекса РФ.*

Внимание: обнаружив ошибку в отчетности, подайте уточненную декларацию немедленно. Если этого не сделать, налоговая инспекция может оштрафовать организацию по статье 120 или 122 Налогового кодекса РФ.*

Подача уточненной декларации означает, что в первоначальной отчетности налог был посчитан неправильно. Из этого следует, что организация допустила нарушение правил учета объектов налогообложения. Если такое нарушение привело к занижению налоговых обязательств, налоговая инспекция может привлечь организацию к ответственности по статье 120 или 122 Налогового кодекса РФ. Применение налоговых санкций одновременно по двум названным статьям неправомерно. Об этом сказано в определении Конституционного суда РФ от 18 января 2001 г. № 6-О.

При этом следует учитывать, что подача уточненной декларации может повлечь за собой выездную налоговую проверку. Даже если с момента обнаружения ошибки прошло более трех лет. Об этом сказано в абзаце 3 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

При подаче уточненной налоговой декларации организация может избежать ответственности в трех случаях.*

3. Если представит ее после истечения сроков, установленных для подачи деклараций и уплаты налога. При этом штрафные санкции не применяются:

· если уточненная декларация была сдана до того, как налоговая инспекция письменно уведомила организацию о назначении выездной проверки или об обнаружении ошибок в отчетности (при камеральной проверке) при условии, что до подачи уточненной декларации организация уплатила недостающую сумму налога и пени за период просрочки;*

· если уточненная декларация была сдана после проведения выездной налоговой проверки, по результатам которой не были обнаружены ошибки в отчетности.

Такой порядок предусмотрен в пункте 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ.

Елена Попова , государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Сложившаяся арбитражная практика позволяет сделать вывод, что организацию нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога при одновременном выполнении двух условий:
– если на момент возникновения задолженности у нее имелась переплата по тому же налогу в части, зачисляемой в бюджет того же уровня;
– если размер этой переплаты превышал или был равен сумме недоимки.*

Такой вывод содержится, например, в пункте 42 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5, в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 15 июня 2009 г. № Ф04-3487/2009(8708-А75-40), Московского округа от 27 апреля 2009 г. № КА-А40/3229-09-2, Восточно-Сибирского округа от 19 февраля 2009 г. № А19-475/07-51-04АП-1146/07(5)-Ф02-446/09, Северо-Западного округа от 5 июня 2008 г. № А21-7514/2006.

Олег Хороший , государственный советник налоговой службы РФ III ранга

Комментарий:

1. Важной особенностью правового регулирования хозяйственных отношений является порядок возмещения убытков и неустойки. По общему правилу, если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлены штрафные санкции, то убытки возмещаются в части, не покрытой этими санкциями. Таким образом, Кодексом закреплено применение зачетной неустойки в случае, если иное не установлено законом или договором.

Зачетные штрафные санкции являются основным видом штрафных санкций в хозяйственном законодательстве. Этот вид штрафных санкций применяется во всех случаях, если законом или договором сторон не установлен иной порядок их взыскания. Таким образом, можно сделать вывод, что в случае, когда зачетные штрафные санкции будут меньше размер заранее установленных убытков, то эти санкции "растворятся" в сумме последних. Если предположить, что штрафные санкции окажутся чрезмерно большими (по сравнению с размером заранее установленных убытков), должник вправе требовать уменьшения штрафных санкций до размера убытков, ссылаясь на ч. 1 ст. 233 ГК Украины. Возникает логичный вопрос: к размеру какой ущерб снижаться размер штрафных санкций: к убыткам, обусловленных сторонами в сделке, к размеру действительно причиненного ущерба, возникшие в результате правонарушения? Если суд учитывать размер ущерба, установленный сторонами в договоре, то внесение в договор условия о штрафных санкциях полностью лишено смысла. Если судебная практика пойдет другим путем и для сравнения размера штрафных санкций и убытков будут использоваться реальные потери кредитора, то автоматически теряться основное преимущество заранее установленных убытков - отсутствие необходимости доведения их размера.

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает, что законом или соглашением сторон может предусматриваться иной подход к этому вопросу, когда будет использоваться:

а) исключительная неустойка, при которой разрешается взыскание только штрафных санкций;

б) штрафная неустойка, когда убытки могут быть взысканы в полной сумме свыше штрафных санкций;

в) альтернативная неустойка, при которой на выбор кредитора могут быть взысканы или убытки, или штрафные санкции. Исключительные штрафные санкции характеризуются тем, что в предусмотренных законом или договором случаях допускается взыскание только штрафных санкций. Понятно, что предусмотреть в договоре за одно и то же нарушение исключительных штрафные санкции и заранее установленные убытки нет смысла. Если исключительные штрафные санкции установлены нормативным актом, а стороны дополнительно согласовали размер возможных убытков в договоре, то приоритет отдается штрафным санкциям, а не заранее установленным ущерб.

Что касается совокупных штрафных санкций, то они предоставляют кредитору право взыскать с должника убытки в полной сумме сверх штрафных санкций. Особенность этого вида штрафных санкций заключается в том, что санкция возлагается на должника дополнительную ответственность и более действенным способом воздействия на должника.

С научной точки зрения определения в законодательстве четырех видов неустойки исходя из ее соотношения с убытками является более данью традиции и не имеет юридического значения на современном этапе. Альтернативная и исключительная неустойка редко встречаются в договорной практике, поскольку цель применения этих видов неустойки можно достичь и с помощью зачетной неустойки.

3. Часть 3 устанавливает общее правило, согласно которому участник хозяйственных отношений, права и законные интересы которого нарушены, может заявить требование по уплате штрафных санкций. Использованный в этой части понятия "участник хозяйственных отношений" намного шире, чем "субъект хозяйствования" и охватывает также органы, указанные в ст. 2 ГК Украины.

Законом также может быть предусмотрено право уполномоченного органа, наделенного хозяйственной компетенцией, заявлять требования о взыскании штрафных санкций.

Понятие «уполномоченный орган, наделенный хозяйственной компетенцией" ГК Украины не трактуется, однако в большинстве случаев слова "наделенный хозяйственной компетенцией" применяется в отношении органов государственной власти и местного самоуправления.

Под "хозяйственной компетенцией" в соответствии с ч. 1 ст. 55 ГК Украины понимается совокупность хозяйственных прав и обязанностей, которые реализуют участники хозяйственных отношений, осуществляющие хозяйственную деятельность.

4. Часть 4 является логическим продолжением темы уплаты процентов в виде штрафных санкций за нарушение денежных обязательств, то есть за неправомерное пользование чужими средствами - за несвоевременную уплату, необоснованную задержку, уклонения от возврата ошибочно перечисленных средств. Начисление и уплата таких процентов-санкций не является обязанностью должника в соответствии с нормы ГК Украины, однако может быть предусмотрена договором или иным законом.

Комментируемая часть отмечает, что проценты за неправомерное пользование чужими средствами взимаются по день уплаты этих средств кредитору, если иное не установлено законом или договором. Таким образом, в случае практического применения указанных норм кредитор, в интересах которого хозяйственным судом уже было принято решение о взыскании с должника таких процентов, которое вступило в законную силу, вправе вновь обратиться в хозяйственный суд с иском о взыскании процентов за период с даты, когда решение суда вступило в законную силу, и до даты исполнения такого решения.

5. Часть 5 регулирует вопросы уменьшения размера ответственности должника в случае несвоевременного выполнения хозяйственного обязательства со стороны кредитора. По общему правилу, ответственность должника по денежным обязательствам наступает независимо от наличия вины в его действиях. В случае, когда кредитор несвоевременно принял денежное обязательство, должник не обязан платить проценты за время просрочки.

Согласно ст. 221 ГК Украины кредитор считается просрочившим исполнение денежного обязательства, если он отказался принять надлежащее исполнение, предложенное должником, или не выполнил действия, предусмотренные законом, иными правовыми актами или вытекают из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства перед кредитором. Просрочка кредитора дает должнику право на возмещение причиненных просрочкой убытков, если кредитор не докажет, что просрочки не вызван преднамеренно или из-за неосторожности его самого или тех лиц, на которых по закону или поручением кредитора было возложено принятие исполнения. После окончания просрочки кредитора должник отвечает за выполнение на общих основаниях. В случае если кредитор не выполнил действия, указанные в ч. 1 ст. 221 ГК Украины, по соглашению сторон допускается отсрочка выполнения обязательства на срок просрочки кредитора.

6. Частью 6 предусмотрено, что начисление штрафных санкций за просрочку исполнения обязательства, если иное не установлено законом или договором, прекращается через шесть месяцев со дня, когда обязательство должно быть выполнено.

Ученые считают, что неустойка является оперативным способом борьбы с ненадлежащим исполнением обязательства, которым можно воспользоваться сразу, как только будет совершено правонарушение, не дожидаясь наступления негативных последствий, которые им вызваны. Именно из-за "оперативность" неустойки как способа борьбы с нарушением договора в ст. 258 ГК Украины было установлен сокращенный срок исковой давности в один год для требований о взыскании неустойки (штрафа, пени). По ст. 261 течение срока исковой давности по обязательствам с определенным сроком исполнения начинается с истечением срока исполнения; по обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается со дня, когда у кредитора возникает право предъявить требование о выполнении обязательства (если при этом должнику предоставляется льготный срок для исполнения такого требования, течение исковой давности начинается с истечением этого срока).

7. Как исключение из общего правила, когда штрафные санкции за нарушение хозяйственного обязательства взыскиваются судом в интересах потерпевшей стороны, ч. 7 комментируемой статьи указывает на возможность взыскания их в доход государства. С комментируемых норм данной статьи можно сделать вывод, что заявителем о взыскании штрафных санкций в доход государства выступает уполномоченный орган, наделенный хозяйственной компетенцией.

1Если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлены штрафные санкции, то убытки возмещаются в части, не покрытой этими санкциями.
2.Законом или договором могут быть предусмотрены случаи, когда: допускается взыскание только штрафных санкций;
убытки могут быть взысканы в полной сумме свыше штрафных санкций;
по выбору кредитора могут быть взысканы либо убытки, либо штрафные санкции.
3.Требование по уплате штрафных санкций за хозяйственное правонарушение может заявить участник хозяйственных отношений, права либо законные интересы которого нарушены, а в случаях, предусмотренных законом, - уполномоченный орган, наделенный хозяйственной компетенцией.
4.Проценты за неправомерное пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом или договором не установлен для начисления процентов иной срок.
5.По денежному обязательству должник не должен платить проценты за время просрочки кредитора.
6.Начисление штрафных санкций за просрочку выполнения обязательства, если иное не установлено законом или договором, прекращается через шесть месяцев со дня, когда обязательство должно было быть выполнено.
7.В случаях, предусмотренных законом, штрафные санкции за нарушение хозяйственных обязательств взыскиваются судом в доход государства.
1. В части 1 комментируемой статьи устанавливается общее правило, по которому в правоотношениях между субъектами хозяйствования убытки, понесенные пострадавшей стороной, погашаются в части, не покрытой штрафными санкциями, если такие меры ответственности за невыполнение обязательства одновременно предусмотрены правоотношениями между сторонами или законом. Следовательно, штрафные санкции засчитываются в счет погашения убытков, и в правовой литературе называются зачетной неустойкой/штрафными санкциями.
2,3. В законе или договоре могут быть установлены другие соотношения штрафных санкций и убытков при их взыскании, а именно когда взимаются:
-только штрафные санкции, но не убытки (так называемая исключительная неустойка/штрафные санкции);
- на выбор кредитора либо убытки, либо штрафные санкции (так называемая альтернативная неустойка/штрафные санкции);
- убытки в полной сумме сверх штрафных санкций (штрафная неустойка).
4. Часть 4 комментируемой статьи является логическим продолжением темы уплаты процентов в виде штрафных санкций за нарушение денежных обязательств, то есть за неправомерное пользование чужими средствами - несвоевременной уплатой, безосновательным удержанием, уклонением от возврата ошибочно перечисленных средств и т. п. Начисление и уплата таких процентов-санкций не является обязанностью должника в соответствии с нормами ХК Украины, однако может быть предусмотрена договором или другим законом.
Комментируемая норма подчеркивает, что проценты за неправомерное пользование чужими средствами платятся по день уплаты этих средств кредитору, если иной срок не установлен законом или договором. Таким образом, при практическом применении указанных норм кредитор, в интересах которого хозяйственным судом уже было принято решение о взыскании с должника таких процентов и решение суда вступило в законную силу, имеет право вновь обратиться в хозяйственный суд с иском о взыскании процентов за период от даты вступления в силу решения суда до даты выполнения такого решения.
Субъекты хозяйственных отношений, как правило, являются субъектами и налоговых отношений, то есть являются налогоплательщиками в государственный или местные бюджеты. Поэтому в практической деятельности наряду с комментируемой нормой следует применять нормы законов о налогообложении, а также нормы специальных законов, которые регулируют финансовую деятельность и финансовые услуги, а именно законы Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28 декабря 1994 г. № 334/94-ВР (в новой редакции, с изменениями и дополнениями), «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» от 12 июля 2001 г. № 2664-111 (с изменениями и дополнениями). Хотя проценты за неправомерное пользование чужими средствами не являются ни платой за финансовую помощь, ни финансовым кредитом, ни прибылью от финансовой услуги, некоторые признаки, а именно - цель сохранить реальную стоимость активов хозяйствующего субъекта таким процентам, безусловно, присущи. На практике это нередко является предметом споров хозяйствующих субъектов с контролирующими их финансово-хозяйственную деятельность органами.
5. Если кредитор по денежному обязательству допустил просрочку, должник, по правилу части 5 комментируемой статьи, не платит проценты за просрочку кредитора, то есть освобождается от их уплаты. При этом не суть важно, есть ли вина кредитора в несвоевременном выполнении обязательства. Причины, по которым должник не мог выполнить денежное обязательство, могут быть различными - от изменений банковских реквизитов кредитора, о которых должник не знал и не мог знать, до ликвидации кредитора как хозяйствующего субъекта. Отсутствие вины должника доказывается должником.
6. Часть 6 комментируемой статьи носит диспозитивный характер и устанавливает, что, если в договоре или законе нет специального указания на период, за который взимаются штрафные санкции, их можно взыскать только за полгода от момента, когда состоялось фактическое нарушение выполнения обязательства (то есть шесть месяцев начинают начисляться с дня, наступившего за днем, который является окончательным сроком для выполнения обязательства). При этом право на требование о взыскании штрафных санкций у кредитора действует в течение одного года (ст. 258 ГК Украины).
7. В виде исключения из правила, по которому штрафные санкции за нарушение хозяйственных обязательств взыскиваются судом в интересах пострадавшей стороны, часть 7 комментируемой статьи указывает на возможность их взыскания в интересах государства.

Еще по теме Статья 232. Порядок применения штрафных санкций:

  1. Глава ШТРАФНЫЕ И ОПЕРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ САНКЦИИ
  2. Можно ли устанавливать штрафные санкции в форме определенного процента от количества товара, не переданного покупателю, за каждый день просрочки?

Контракт включает в себя обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных данным соглашением. В статье рассмотрен порядок начисления штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, установленных контрактом, и их отражение в бухгалтерском учете.

В соответствии с п. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В статье рассмотрен порядок начисления штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, установленных контрактом, и их отражение в бухгалтерском учете.

Обязательства по договору поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Если одна из сторон не выполняет условия договора, то к нарушителю применяются штрафные санкции.

Обратите внимание:

Штрафные санкции (штрафы и пени) за нарушение договорных обязательств, обусловленных контрактом, предусмотрены как для поставщика, так и для заказчика. Правила их расчета установлены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила № 1042).

Штрафные санкции для поставщика.

В силу п. 2 Правил № 1042 размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент от цены контракта или (в случае, если контрактом предусмотрены этапы его исполнения) как процент от этапа исполнения контракта. Так, если цена не превышает 3 млн руб., размер штрафа составит 10% от цены (п. 3 Правил № 1042).

Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, с которыми заключены контракты, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (п. 4 Правил № 1042):

    до 3 млн руб. – 3%;

    от 3 млн руб. до 10 млн руб. (включительно) – 2%;

    от 10 млн руб. до 20 млн руб. (включительно) – 1%.

В случае если обязательство, предусмотренное контрактом, не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы (до 3 млн руб. сумма составляет 1 000 руб., от 3 млн руб. до 5 млн руб. – 5 000 руб. и др.) (п. 6 Правил № 1042).

За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан провести самостоятельно без привлечения других лиц, штраф устанавливается в размере 5% стоимости указанных работ (п. 7 Правил № 1042). В случае если контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, данный штраф устанавливается в размере 5% объема такого привлечения, предусмотренного контрактом (п. 8 Правил № 1042).

Рассмотрим пример расчета штрафных санкций.

Пример 1:

Учреждение здравоохранения заключило контракт на поставку медицинского оборудования на сумму 1 150 000 руб. Определим размер штрафа, если поставщик нарушит положения контракта.

Цена контракта не превышает 3 млн руб. Ввиду этого штрафные санкции рассчитываются как 10% от цены контракта. Таким образом, сумма штрафа равна 115 000 руб. (1 150 000 руб. x 10%).

Кроме штрафа, могут применяться санкции в виде пеней. В силу п. 10 Правил № 1042 начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Обратите внимание:

Ставка рефинансирования с 1 января 2016 года приравнена к ключевой ставке, ее размер определяется на дату уплаты пеней (п. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). С 18.09.2017 ключевая ставка составляет 8,5% годовых (Информация ЦБ РФ от 15.09.2017).

Пример 2:

Учреждение здравоохранения заключило государственный контракт на поставку лекарственных средств на сумму 500 000 руб. со сроком исполнения обязательства 60 дней. Исполнитель нарушил срок на 45 дней, при этом исполнил обязательства по контракту на 200 000 руб. Согласно контракту пени за нарушение исполнения обязательств по контракту взимаются в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму фактически исполненных обязательств, за каждый календарный день просрочки.

Сумма пеней составит – 38 250 руб. (1/300 x 0,85 x (500 000 - 200 000) руб. х 45 дн.).

Следует отметить, что общая сумма начисленной неустойки за нарушение обязательств, предусмотренных контрактом по отношению к поставщику (подрядчику, исполнителю), а также к заказчику, не может превышать цену контракта (п. 11 Правил № 1042).

На практике часто возникает вопрос: подлежат штрафные санкции перечислению в бюджет или они являются собственными доходами учреждения? Ответ на поставленный вопрос зависит от статуса учреждения.

Учреждение здравоохранения является бюджетным.

В этом случае в соответствии с п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ оно вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует данным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и могут использоваться по его усмотрению в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности.

Таким образом, в случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление исполнителю договора, заключенного на нужды учреждения как за счет средств субсидий, так и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, санкций (неустойки, пеней, сумм возмещения ущерба) указанные средства признаются собственными доходами учреждения и подлежат отражению в рамках приносящей доход деятельности (Письмо Минфина РФ от 13.07.2012 № 02-04-10/2732).

Пример 3:

Воспользуемся условиями примера 2. Сумма пеней равна 38 250 руб. Медицинская организация является бюджетным учреждением. Оплата поставки лекарственных препаратов осуществлялась за счет средств ОМС. Отразим ее в бухгалтерском учете.

В соответствии с Указаниями № 65н доходы в виде неустойки (штрафа, пеней) относятся на статью 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ.

Расчеты по суммам принудительного изъятия (задолженности по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг) ведутся на счете 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 220 Инструкции № 157н).

В силу ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны. В силу п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 № 65 для прекращения обязательства зачетом встречного однородного требования необходимо, чтобы заявление о зачете было получено соответствующей стороной.

При этом бюджетное учреждение вправе перечислить денежные средства в оплату обязательств в сумме, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафа), признанной исполнителем, не уменьшая при этом цену гражданско-правового договора. Необходимо отметить, что аналогичные нормы предусмотрены в отношении автономных учреждений здравоохранения.

Сумма, руб.

Произведена оплата поставленных лекарственных средств с учетом встречного требования

(300 000 - 38 250) руб.

Отражено прекращение встречных требований зачетом

Пример 4:

Изменим условия примера 3. Поставщик перечислил на счет учреждения денежные средства в размере 30% от суммы контракта (150 000 руб.) в качестве обеспечения исполнения договора. По условиям договора удерживается из суммы обеспечения, подлежащего возврату подрядчику.

В соответствии с Инструкцией № 174н в учете сделаны следующие записи:

Сумма, руб.

Поступили средства, полученные в качестве обеспечения исполнения договора, на учреждения

Поставлена часть лекарственных средств по госконтракту

Оплачен поступивший в учреждение товар

Начислена сумма дохода в виде неустойки, подлежащая взысканию с поставщика

Поставлена оставшаяся часть лекарственных средств по контракту

Произведена оплата подрядчику согласно договору

Погашена задолженность подрядчика по уплате неустойки из средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения договора

Возвращены подрядчику средства, полученные в качестве обеспечения исполнения договора, за минусом суммы неустойки

(150 000 - 38 250) руб.

Восстановлены доходы на лицевом счете по коду вида деятельности 2 на сумму полученной неустойки

Учреждение здравоохранения является казенным.

В этом случае следует учитывать, что согласно положениям ст. 125 и 126 ГК РФ при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем обязательств, возникающих из государственных (муниципальных) контрактов, кредиторами в таких обязательствах являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

В силу ст. 41 БК РФ средства от принятия мер гражданско-правовой ответственности относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ. При этом платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, согласно ст. 40 БК РФ зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюджетной системы РФ.

Государственными (муниципальными) заказчиками являются государственные (муниципальные) органы и учреждения, осуществляющие закупки от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования. В частности, в эту категорию заказчиков относятся казенные учреждения. Таким образом, сумма неустойки, предъявленная поставщику (подрядчику, исполнителю) казенным учреждением, должна быть зачислена в бюджет.

При этом условиями государственного (муниципального) контракта может быть предусмотрено на основании ст. 313 ГК РФ, что оплата неустойки за поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется государственным (муниципальным) заказчиком. То есть государственный (муниципальный) заказчик принимает к учету обязательства перед поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по оплате произведенной поставки (выполненных работ, оказанных услуг) и по уплате в доход бюджета неустойки за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по контракту (письма Минфина РФ от 22.10.2015 № 02-08-10/60706, от 24.11.2015 № 02-04-10/68167).

Пример 5:

Изменим условия примера 3. Медицинская организация является казенным учреждением и наделена полномочиями администратора доходов бюджета только по начислению и учету платежей в бюджет. Оплата поставленного товара осуществляется за счет средств бюджета. Поставщик добровольно перечислил сумму пеней в доход бюджета.

В соответствии с Инструкцией № 162н в учете сделаны следующие записи:

Сумма, руб.

Начислена сумма дохода в виде штрафа, подлежащая взысканию с поставщика

Приняты к учету поступившие лекарственные средства

Произведена оплата по контракту поставщику

Начислено обязательство по перечислению в доход бюджета суммы штрафа

Поступила в доход бюджета сумма неустойки по государственному контракту

Штрафные санкции для заказчика.

В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.

Таким образом, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик обязан уплатить правомерно и должным образом начисленные ему поставщиком (подрядчиком, исполнителем) суммы неустоек (штрафов, пеней) (см. Письмо Минэкономразвития РФ от 07.03.2017 № Д28и-1522).

Согласно п. 9 Правил № 1042 размер штрафа для заказчика устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

    1 000 руб., если цена контракта не превышает 3 млн руб.;

    5 000 руб., если цена контракта составляет от 3 млн руб. до 50 млн руб. (включительно);

    10 000 руб., если цена контракта составляет от 50 млн руб. до 100 млн руб. (включительно);

    100 000 руб., если цена контракта превышает 100 млн руб.

В соответствии с Указаниями № 65н применение штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств учреждению здравоохранения следует отразить по коду вида расходов 853 «Уплата иных платежей» в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Дополнительно к вышесказанному отметим, что согласно ч. 2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок, сформированным и утвержденным в установленном законодательством РФ порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Исключение – случаи, установленные п. 3 указанной статьи.

Частью 7 ст. 17 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что план закупок формируется государственным заказчиком в соответствии с требованиями данной статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ с учетом положений бюджетного законодательства РФ. Он утверждается в течение 10 рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Таким образом, закупка не может быть спланирована и осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика (см. Письмо Минэкономразвития РФ от 22.03.2017 № ОГ-Д28-3350).

Кратко сформируем основные выводы:

1. В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (заказчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, к нарушителю применяются штрафные санкции, порядок исчисления которых установлен Правилами № 1042.

2. Если учреждение здравоохранения имеет статус казенного учреждения, то сумма штрафных санкций, перечисленных поставщиком за неисполнение (не надлежащее исполнение), подлежит перечислению в бюджет. У автономных и бюджетных учреждений указанные суммы являются собственными доходами учреждения.

3. Если нарушителем является заказчик – учреждение здравоохранения, то уплата штрафных санкций осуществляется по коду вида расходов 853 в увязке со статьей 290 КОСГУ.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.