Примерные вопросы к зачету по дисциплине бжд. Зачет по бжд Принципы нормирования опасностей

.
6. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Перечень вопросов для зачета по дисциплине

"Безопасность жизнедеятельности"

для студентов очного и заочного обучения.


  1. Безопасность жизнедеятельности как наука. Цель и основные задачи БЖД.

  2. Опасность. Виды опасностей.

  3. Принципы, методы и средство обеспечение безопасности жизнедеятельности.

  4. Номенклатура и таксономия опасностей.

  5. Правовые и организационные основы БЖД

  6. Чрезвычайная ситуация. Классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного характера.

  7. Геофизические опасные природные явления. Причины их возникновения. Параметры и поражающие факторы геофизических опасных природных явлений.

  8. Основные правила поведения при геофизических опасных природных явлениях (если вы оказались на улице, в транспорте, в помещении, под обломками здания).

  9. Гидрологические опасные природные явления. Причины их возникновения. Параметры и поражающие факторы гидрологических опасных природных явлений.

  10. Меры защиты от наводнений. Действия населения в случае внезапного наводнения и после спада воды.

  11. Геологические опасные природные явления. Причины их возникновения. Параметры и поражающие факторы геологических опасных природных явлений.

  12. Основные правила поведения при геологических опасных природных явлениях

  13. Природные пожары. Классификация природных пожаров. Причины их возникновения. Параметры и поражающие факторы природных пожаров.

  14. Основные способы тушения лесных пожаров. Борьба с торфяными пожарами.

  15. Метрологические опасные приводные явления. Шкала Бофорта.

  16. Бури, ураганы и смерчи, их классификация. причины возникновения.

  17. Рекомендации населения при получении сигнала «штормовое предупреждение».

  18. Стадии развития ЧС. Классификация ЧС техногенного происхождения по производственному признаку.
  19. Что такое производственная или транспортная катастрофа? Чем отличается авария от катастрофы?


  20. Безопасное поведение в метро.

  21. Безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом.

  22. Безопасное поведение на автодорогах. Правила безопасного поведения в общественном транспорте.

  23. Пожар. Классификация пожара. Опасные факторы пожара и их опасность.

  24. Характеристика основных огнетушащих средств.

  25. Меры пожарной безопасности в образовательном учреждении.

  26. Действия учителей и учащихся при пожаре. Способы эвакуации.

  27. Взрыв. Поражающие факторы взрыва.

  28. АХОВ. Классификация АХОВ.

  29. Дайте краткую характеристику хлора. ПМП пострадавшему хлорам.

  30. Дайте краткую характеристику аммиака. ПМП пострадавшему аммиаком.

  31. Радиоактивность. Естественные источники радиоактивности.

  32. Перечислите правила поведения населения при аварии на АЭС.

  33. Гидротехнические сооружения их классификации. Поражающие факторы гидротехнических аварий.

  34. Правила поведения при аварии на ГТС.

  35. Мошенничество, способы защиты от мошенничества.

  36. Толпа. Виды толпы. Правила поведения в толпе.

  37. Причины терроризма. Правила поведения для заложников.

  38. Цели и задачи РСЧС. Организационная структура РСЧС. Режимы функционирования РСЧС.

  39. Система оповещение населения об угрозе и возникновении ЧС мирного и военного характера.

  40. Предназначение и задачи гражданской обороны.

  41. Средства индивидуальной защиты.

  42. Коллективные средства защиты.

А) Исторические сведения о формировании науки БЖД

История возникновения направления безопасности жизнедеятельности человека начинается с самого начала развития эпохи человечества. На заре человечества, когда не было техники и орудий производства, основой жизни было обеспечение выживания, т.е. безопасность жизнедеятельности. Шли годы, менялись столетия но, несмотря на значительный прогресс в развитии техники и науки, вопрос выживания индивидуума и человечества в целом продолжает волновать ученых и являться одним из основных.

Однако БЖД разными научными направлениями и дисциплинами рассматривалась не системно и только в конце восьмидесятых годов началось системное освоение этого направления, которое и получило такое название.

В 1992 году в Санкт-Петербурге был проведен первый съезд специалистов по БЖД, а точнее, ученых, работающих в смежных с этим направлением областях. На этом историческом съезде была принята программа "Защита жизни и здоровья людей", которая была опубликована в разных российских изданиях, а также был избран организационный комитет, ставший тем ядром, специалисты которого подготовили проведение второго съезда (16-17 сентября 1993 года) и создание Международной академии наук по экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ). Возглавил Союз специалистов профессор, доктор технических наук Русак Олег Николаевич.

Б) Цель науки БЖД. Специфика содержания науки

Цель БЖД - получение знаний о нормативно-допустимых уровнях воздействия негативных факторов на человека и среду обитания, изучение, классификация и систематизация сложных событий, процессов, явлений в области обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла, выработка мер по упреждению, локализации и устранению существующих угроз и опасностей.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - это наука, изучающая общие проблемы опасностей, угрожающих человеку, обществу, государству, всему миру, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них.

В начале XX в. стала формироваться русская школа безопасности (Кипричев и др.). В России появились курсы безопасности, тогда же появился термин «техника безопасности». В 1965 г. был введен предмет «Охрана труда» в вузах, а также читались курсы «Охрана окружающей среды», «Гражданская оборона» - предпосылки для создания единого учения. В 90-х годах появилась дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). Основная цель - выработка общих правил, закономерностей безопасности.

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) - обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой рассмотрены основы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и основы защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях. Изучение дисциплины формирует у специалиста представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности и отдыха с требованиями к безопасности техники и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Цель изучения безопасности жизнедеятельности - формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешний факторов и причин. Создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения. Объектом защиты является человек.

2.Основные понятия вузовской дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
  1. опасность – это явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных наносить ущерб здоровью человека или окружающей среде.
  2. ноксосфера (<лат. nox: опасность) - область, зона, в которой проявляются опасности;
  3. гомосфера (<лат. homo: человек) - область, зона, в которой пребывает человек.
  4. безопасность - это состояние защищенности человека, общества, окружающей среды от опасностей различного происхождения.
  5. фактор - движущая сила, которая к чему-то приводит
  6. система - совокупность упорядоченных элементов таким образом, что совокупность как единое целое способно выполнить какую-либо функцию
  7. человек - биосоциальное культурное экзистенциональное существо
  8. дисциплина бжд- дидактическая проекция бжд, это проекция не должна давать искажённые знания
  9. бжд- наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека и окружающей среды, основная цель которой выработка правил, закономерностей безопасности
  10. социум (социальная среда) - коллектив, множество людей, характеризующийся общностью социальной, экономической и культурной жизни.
  11. социальный кризис - резкое нарушение нормального взаимодействия между членами общества, социальными группами и институтами, проявляющееся в нарастании объема социальных конфликтов
  12. жизнедеятельность - совокупность всех форм человеческой активности.
  13. здоровье - состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни
  14. среда обитания - совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.
  15. травма - физическое повреждение организма под воздействием внешних факторов
  16. авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
  17. катастрофа - происшествие, возникшее в результате природной или техногеннойчрезвычайной ситуации, повлёкшее за собойгибельлюдейили какие-либо непоправимые последствия в истории того или иногообъекта
  18. экстремальная ситуация - называют наиболее сложные опасные ситуации, которые требуют для защиты и здоровья человека напряжения всех его физических и духовных сил
  19. опасная ситуация - неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные факторы различной природы, угрожающие здоровью, жизни человека, его имуществу и среде обитания
  20. чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории (акватории) или объекте, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или экологического бедствия, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, применении противником современных средств поражения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, привела к нарушению условий жизнедеятельности людей, значительным материальным потерям и экономическому ущербу и требует на свою ликвидацию крупных материальных, временных и людских затрат.
  21. окружающая среда (среда обитания) - обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное
  22. закономерность - объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений.
  23. правила - форма нормативного правового акта, которымустанавливаются процедурные нормы, определяющие порядок осуществления какого-либо рода деятельности.
    система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство
  24. деятельность- вид активности человека
  25. признаки опасности: угроза для жизни; возможность нанесения ущерба здоровью; нарушение условий нормального функционирования органов и их систем; нарушение условий нормального функционирования экологических
  26. объектом образовательного направления БЖД является безопасность жизни и здоровья человека.
  27. предмет бжд – модель безопасности.

, , Аттестация риэлторов - экзаменационные вопросы, тесты.docx , Аттестация риэлторов - экзаменационные вопросы, тесты.docx , Аттестация риэлторов - экзаменационные вопросы, тесты.docx , Аттестация риэлторов - экзаменационные вопросы, тесты.docx .
Вопросы к зачету (экзамену) по «Безопасности жизнедеятельности»


  1. Введение. Безопасность жизнедеятельности как научная дисциплина. Цель и задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
2. Понятие о среде обитания. Опасность, вредный и опасный факторы. Реализация опасности. Признаки, определяющие опасность. Источники формирования опасностей.

3. Понятие о среде обитания. Взаимодействие человека с окружающим миром.

4. Понятие о риске как количественной характеристике проявления опасности.

5. Безопасность – понятие. Характеристика систем безопасности.

6. Окружающая среда, влияние ее факторов на организм человека. Критерии комфортности среды обитания. Классификация факторов по происхождению.

7. Физические факторы обитаемости: шум, вибрация, инфразвук, ультразвук, радиация, СВЧ-поле: характеристика, действие на человека. Способы защиты.

8. Химические факторы обитаемости. Допустимые уровни интенсивности и токсическое действие на организм.

9. Биологические факторы обитаемости , их влияние на организм человека.

10. Характеристика психофизиологических факторов.

11. Загрязнение атмосферы, основные источники выбросов.

12. Загрязнение гидросферы.

13. Загрязнение почвы и продуктов питания.

14. Принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания.

15. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях (ЧС). Классификация ЧС.

16. Принципы и способы защиты населения от возможных последствий ЧС.

17. Причины возникновения ЧС и характер развития (типовые фазы), последствия ЧС. Основные поражающие факторы.

18. Характеристика чрезвычайных ситуаций.

19. Закон РФ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

20. История развития системы РСЧС . Предназначение и основные задачи.

21. Организационная структура. Режимы функционирования РСЧС.

22. Силы и средства. Информационное обеспечение.

23. История развития системы ГО. Предназначение и задачи ГО.

24. Организация ГО в Российской Федерации. Силы ГО.

25. Законодательство РФ в области ГО (ФЗ «О гражданской обороне).

24. Законодательная база в области защиты населения. Основные мероприятия защиты.

25. Оповещение. Эвакуация и рассредоточение.

26. Правила пользования газовой плитой и электрическими приборами. Электротравма. Оказание первой помощи при ней.

27. Отравления средствами бытовой химии , лекарственными препаратами, неизвестным ядом, угарным газом. Неотложная помощь.

28. Нарушение основных параметров микроклимата жилища (освещенность, температура, влажность и скорость движения воздуха, шумы, вибрации и т.д.), последствия для здоровья. Рекомендуемые гигиенические нормы.

29. Вынужденное автономное существование. Факторы выживания.

31. Ориентирование и определение направления движения.

32. Неотложная помощь при отравлениях , обусловленных укусами змей, насекомыми, ядовитыми растениями, грибами.

33. Действие холодового фактора на организм: местное и общее, их характеристика, неотложная помощь.

34. Утопление: виды, характеристика. Способы оказания помощи пострадавшим.

35. Городской и общественный транспорт. Дорожно-транспортные происшествия. Безопасность на дорогах и в транспорте.

36. Метрополитен. Характеристика опасных зон: эскалатор, платформа, вагон. Пожар в метро. Железнодорожный транспорт и его опасности.

37. Особенности поведения на авиационном транспорте. Вопросы безопасности при пользовании водным транспортом.

38. Мошенничество, карманные кражи, ограбление, обман в торговле. Способы защиты.

39. Насилие. Как защитить себя от насилия? . Правила поведения при покушении на Вас. Изнасилование. Первая медицинская помощь при изнасиловании.

40. Терроризм. Как себя вести при захвате террористами транспортного средства или общественного здания , в котором Вы находитесь. Толпа. Безопасность в толпе.

41. Обучение безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных школах.

42. Стихийные бедствия. Их характеристика. Действия при внезапно возникающих стихийных бедствиях (землетрясение, смерч, ураган, гроза и т.д.) и при заблаговременном оповещении.

43. Производственные аварии: понятие, характеристика. РОО, БОО, ХОО, пожаро- и взрывоопасные объекты. Поражающие факторы. Действия при производственных авариях и чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Повышение устойчивости функционирования объектов экономики.

44. Пожары на промышленных предприятиях, в жилых и общественных зданиях. Средства пожаротушения. Действия при пожаре. Действия сотрудников учебного заведения при пожаре.

45. Ожоги. Ожоговая болезнь. Причины. Неотложная помощь при ожогах.

46. Организация и проведение санитарной обработки людей (частичная и полная). Повышение защитных свойств дома (квартиры) от воздействия ядерного и химического оружия и от проникновения радиоактивных и аварийно химически опасных веществ (АХОВ).

47. Основные правила оказания само и взаимопомощи при возникновении неотложных состояний.

48. Понятие ядерного оружия. Характеристика поражающих факторов ядерного оружия: ударная волна, световой импульс, проникающая радиация, радиоактивное заражение местности, электромагнитный импульс. Принципы защиты населения от поражающих факторов ядерного оружия.

49. Химическое оружие. Понятие и характеристика. Классификация основных групп химического оружия: нервно-паралитического, кожно-нарывного, общеядовитого, удушающего, раздражающего, психогенного действия. Способы защиты населения при применении химического оружия.

50. Биологическое оружие. Понятие, характеристика, способы применения. Основные особо опасные инфекционные заболевания: сибирская язва, чума, холера, ботулизм, клещевой энцефалит. Основные способы защиты от бактериологического оружия.

51. Средства защиты органов дыхания: противогазы, респираторы, ватно-марлевая повязка.

52. Средства защиты кожи: легкий защитный костюм (Л–1), общевойсковой защитный комплект (ОЗК), защитная фильтрующая одежда (ЗФО).

53. Состав и назначение аптечки индивидуальной (АИ-2).

54. Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, ИПП-9).

55. Подручные средства защиты кожи и органов дыхания.

56. Коллективные средства защиты. Виды. Характеристика.

57. Принцип работы дозиметрических приборов (ионизационная камера, газоразрядный счетчик).

58. Определение уровня радиации на местности и степени радиационного заражения различных объектов с помощью рентгенометра-радиометра ДП–5А.

59. Проведение индивидуального и коллективного дозиметрического контроля с помощью ДП-22В.

60. Определение наличия отравляющих веществ с помощью войскового прибора химической разведки ВПХР.

Литература.


  1. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях [Текст]: учебник для населения / Под общ. ред. Г. Н. Кириллова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 264 с.

  2. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях [Текст]: учеб.- метод. пособие для занятий с населением /Под общ. ред Г. Н. Кириллова – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.- 152 с.

  3. Николаев, Л. А. Основы защиты населения от оружия массового поражения [Текст]: учеб. пособие для вузов / Николаев Л. А. – Мн.: Выш. шк., 1988. – 141 с.

  4. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник для вузов / под ред. А. Л. Михайлова. – СПб.: Питер, 2008. – 461 с.

  5. Бубнов, В. Г. Основы медицинских знаний [Текст]: учебно-практическое пособие по оказанию первой медицинской помощи / В. Г. Бубнов, Н. В. убнова. – М.: АСТ: Астрель, 2004. – 252 с.

  6. Оборин, В. А. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: краткий курс лекций. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. – 53 с.

Вопросы к зачёту по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" для всех направлений и специальностей

    Дисциплина "Безопасность жизнедеятельности (БЖД) "". Цель, задачи. Комплексный характер Термины и определения.

    Аксиома о потенциальном негативном воздействии в системе "человек - среда обитания". Примерь. воздействия негативных факторов.

    Критерии оценки негативного воздействия в системе "Человек - среда обитания".

    Источники и уровни негативных факторов бытовой среды. Взаимосвязь негативных факторов-, бытовой, производственной и городской среды.

    Источники и уровни негативных факторов производственной средь!

    Классификация негативных факторов производственной среды. Опасные и вредные факторы.

    Измерение и оценка опасных и вредных факторов производственной среды.

    Общая характеристика опасных ситуаций. Риск. Виды риска.

    Идентификация опасности: качественные и количественные методы. Дерево отказов.

10.Структурно-функциональная система восприятия и компенсации организмом человека воздействия факторов среды обитания.

11 .Основные психофизические законы восприятия

12.Характеристика анализаторов человека.

13.Эргатические системы. Особенности, уровни организации.

14.Распределение функций между человеком и машиной. Методы повышения надежности эргатических систем.

15.Классификация основных форм деятельности человека Физический и умственный труд.

16.Физические и психофизиологические нагрузки на человека в эргатической системе.

17.Энергетические затраты человека при различных видах деятельности. Методы оценки тяжести труда

18.Тяжесть и напряженность труда Статические и динамические нагрузки. Монотонность труда.

19.Структура системы стандартов безопасности труда (ССБТ).

2О.Система управления охраной труда в РФ, регионах и на предприятиях.

21 Регистрация, учет и расследование несчастных случаев на производстве.

22.Специальное расследование несчастных случаев.

23.Ответственность собственника и работодателя за соблюдение нормативных требований по безопасности труда и охране окружающей среды.

24.0храна окружающей среды в законах и подзаконных актах РФ.

25.Экологаческая экспертиза проектов, технологий, материалов. Этапы экспертизы. 26.Производственное освещение. Основные характеристики. Требования к системам освещения. 27.Нормирование производственного освещения. Основные нормируемые параметры и принципы нормирования.

28.Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных помещений. 29.Вредные вещества. Классификация, агрегатное состояние, пути поступления в организм человека

ЗО. Нормирование содержания вредных веществ в воздухе: предельно допустимые, максимально-разовые, средне-суточные концентрации, ОБУВ, ВДК, ВДВ.

31 .Потребный воздухообмен в производственных помещениях. Средства обеспечения качества воздушной среды. Методы контроля.

32. Комбинированное действие вредных веществ.

33 Акустические колебания. Виды шума Воздействие шума на организм человека

34.Нормирование производственного шума Методы и средства защиты от шума

    Воздействие инфразвука на организм человека. Измеряемые и нормируемые параметры "

    Воздействие ультразвука на организм человека. Измеряемые и нормируемые параметры.

37.Механические колебания. Вибрация. Типы вибраций и их воздействие на человека.

38..Нормирование вибраций. Защита от вибраций.

39.Ионизирующие излучения. Виды ионизирующих излучений, основные характеристики. Единицы" измерения.

4О.Действие ионизирующих излучений на организм. Внешнее и внутреннее облучение. 41.Ионизирующие излучения. Экспозиционная, поглощенная, эквивалентная и эффективная дозы, единицы измерения.

43 Методы расчета искусственного освещения. Контроль производственного освещения. 44Электромагнитные излучения. Источники. Воздействие на организм человека 45.Нормирование электромагнитных излучений. Методы и средства защиты.

46.0собенности воздействия лазерного излучения на организм человека. Нормирование. Защита.

47.Улырафиолетовое излучение и инфракрасное излучение. Воздействие на организм человека. Нормирование. Защита

48.Статическое электричество. Источники. Опасности, связанные со статическим электричеством. Нормирование. Защита.

49.Воздействие электрического тока на человека Пороговые значения токов.

50. Аварийные режимы электроустановок Напряжение прикосновения, шаговое напряжение.

51.Факторы, влияющие на исход поражения человека электрическим током.

52.Двух-, трех- и четырех проводные линии электропередачи. Основные схемы прикосновения человека

53.3ащитное заземление, виды защитного заземления. Зануление, защитное отключение и другие средства защиты в электроустановках.

54 .Чрезвычайные ситуации и система гражданской обороны в законах и подзаконных актах РФ.

55.Чрезвычайные ситуации: основные определения и классификация.

56.ЧС природного и техногенного характера.

57.Причины возникновения и стадии развития ЧС.

58.Цели, задачи и структура РСЧС.

59.0пасные факторы пожара Виды горения. Диффузионное и кинетическое горение.

6О.Основные показатели пожароопасности веществ. Классификация веществ.

62.Классификация помещений и производств по пожароопасности. Методы и средства тушения пожаров.

63 .Оценка риска технических систем. Концепция "удельной смертности".

64.Факторы, определяющие устойчивость функционирования промышленных объектов и систем.

65.Специфические опасности, связанные с авариями на химически опасных объекта, АЭС и предприятиях ядерного цикла. Понятие о СДЯВ/АХОВ.

66.Основные поражающие факторы техногенных ЧС. Ударная волна, тепловые поля. Эффект "домино". Размеры и структура зон поражения. .

68.Прогнозирование химической обстановки при авариях на ХОО.

69.Оповещение в ЧС, использование индивидуальных средств защиты и защитных сооружений.

    Аппараты для очистки выбросов в атмосферу.

    Мероприятия по ликвидации последствий ЧС.

    Классификация способов очистки сточных юд.

73.Сбор, утилизация и захоронение твердых и жидких промышленных отходов. Бытовые отходы. Радиоактивные отходы.

    Мониторинг окружающей среды.

    Экономическое обеспечение охраны труда и среды обитания.