Проблема преемственности дошкольного и начального общего образования. Преемственность между дошкольным и начальным обучением: проблемы, пути, решения

Преемственность дошкольного и начального образования.

Кокотун Марина Владимировна,

учитель начальных классов школы №10

Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования.

В развитие идей преемственности значительный вклад внесли известные педагоги прошлого. К.Д. Ушинский считал преемственность важной частью педагогической деятельности, направленной на формирование личности человека.

А.С. Макаренко придавал особое значение вопросам преемственности в воспитании и разработал такие формы, как создание перспективы завтрашней радости, передача традиций старших младшим.

Пересмотр принципов современного образования на каждой его ступени требует новых взглядов на соотношение различных этапов обучения детей, начиная с самого раннего – дошкольного. Разделённый на отдельные звенья, образовательный процесс утрачивает единство, что неизбежно сказывается как на формировании целостной, гармонично развитой личности, так и на качестве обучения в целом. Обеспечение непрерывности и преемственности образовательного процесса на всех ступенях обучения позволяет наиболее эффективно решать вопросы воспитания и обучения каждого ребёнка

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.

Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка:

развитию его компетентности (коммуникативной, физической), самостоятельности, ответственности, самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения.

Следовательно, основанием преемственности между детским садом и школой являются:

развитие любознательности;

развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребенка;

развитие коммуникативности (умения общаться со взрослыми и сверстниками).

Начальные классы как особое звено системы воспитания и обучения детей, обращено одной стороной к дошкольным учреждениям, а другой стороной к среднему звену школы – 5- м классам.

Содержание обучения младших школьников в значительной степени определяется перспективностью работы воспитателя дошкольного учреждения по отношению к начальной школе. Соблюдение преемственности и перспективности требует единого подхода к воспитанию и обучению. Очень важно, чтобы воспитатели и учителя стояли на единых позициях в понимании исходных принципов, признавали их и придерживались в своей работе. Без этого не может быть ни преемственности, ни перспективности.

Каждый воспитатель дошкольного учреждения должен знать те требования, которые будут предъявляться к будущему первокласснику в школе. В то же время каждый учитель начальных классов обязан владеть содержанием программы воспитания дошкольного учреждения и не выходить за рамки необходимого как в сторону уменьшения требований, так и в сторону их увеличения. Преемственность требует плавной «стыковки» между дошкольным воспитанием и начальными классами. Необходимо ясное понимание того, что появляется нового на каждом этапе развития ребенка. Воспитатели детских садов должны четко предусматривать, что ожидает их сегодняшних воспитанников через год – два, учителя начальных классов – знать, какие важнейшие изменения происходили в жизни их учеников за прошедшие годы.

Задача преемственности должна решаться одновременно и «снизу» и «сверху», а для этого нужны постоянные и прочные контакты между воспитателями дошкольных учреждений и учителями начальных классов.

Понимая основные задачи своего звена, воспитатель не должен забегать вперед, стараясь дать детям больше учебного материала, больше знаний, умений, навыков, ссылаясь на то, что его воспитанникам интересно, и они легко усваивают новый материал.

Важно, чтобы дети в детском саду овладели основными понятиями, умениями и навыками. Важно, чтобы они были окрепшими и здоровыми. Это и будет наилучшая подготовка к обучению в школе, наилучший вариант перспективности.

Сама я изучала специальную литературу (методические рекомендации работникам детских учреждений), посещала занятия в детском саду, наблюдала за детьми на занятиях и в свободном общении. Мне было важно узнать, какие приемы использует воспитатель на занятиях, как он организует ребят, на чем основывается контакт воспитателя с детьми.

Коллектив нашего образовательного учреждения эту проблему решает так, чтобы это было приемлемо для детей, воспитателей, учителей начальных классов и, конечно же, родителей.
Сегодня существенно улучшилась материально-техническая база образовательных учреждений. В классах начального звена стало уютно, комфортно. Условия пребывания детей приближены к условиям детского сада.
Педагоги в своей работе широко используют игровые приемы, ситуации, моделирование и экспериментирование. На сегодня дети в начальной школе стали больше петь, танцевать, рисовать, конструировать, участвовать в школьных концертах, театрах и спортивных секциях.
Привычные и традиционные уроки превращаются в экскурсии, походы, сказки, приключения.
Что касается здоровья детей, то забота о здоровье детей в детском саду всегда была задачей первостепенной.
В результате совместной работы внедрение здоровьесберегающих технологий также стало главной задачей и в школе, а это уже дает положительные результаты в сохранении и укреплении физического и психического здоровья первоклассников.

При поступлении в школу, ребенка буквально «приковывают» к парте, не учитывая, что этот период движения приобретает важную роль в жизни детей.

Педагоги-дошкольники, в свою очередь, внимательно прислушиваются к советам учителей по подготовке детей к школе.
А как быть в ситуации, когда третья часть учеников-первоклассников приходит в школу не из детского сада? Какие общие требования можно предъявить к таким детям? Решение этого вопроса также требует совместных усилий школы и родителей. . Мы должны свести к минимуму «неравный старт» детей при поступлении в школу. Для этого у нас в школе организован спецкурс по подготовке детей не посещающих детский сад к школе.
И еще, нас тревожит адаптация ребенка в школе. Первый год обучения особенно труден для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам.

Наблюдения за первоклассниками показали, что социально – педагогическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (обычно 50 – 60 %)адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Другим детям (их примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.

И наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и пр. 4.

В первый класс с согласия родителей и по заключению психолого – медико -педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению могут быть приняты дети, которым к 1 сентября текущего года исполнилось шесть лет.

В целях успешного развития детей и их скорейшей адаптации к условиям школьного образования мы проводим работу с детьми и родителями в насколько этапов.

1- й этап – конец сентября – начало октября. Организационное собрание родителей, желающих отдать своих детей в нашу школу. Цель – дать общее представление о системе работы с детьми, определить порядок набора детей в первый класс . Родители должны четко себе представлять, куда они собираются отдать своего ребенка, особенно это важно в системах развивающего обучения. Данное собрание проводит администрация детского сада, школы совместно с учителями будущих первых классов и их родителями.

2-й этап – октябрь. Встреча учителей с детьми. Цель – взаимное знакомство. Деление детей на классы. Задача встречи – выявить общий эмоциональный фон каждого ребенка, способность общаться со взрослыми и сверстниками. В течение 30 минут мы организуем коллективную игру и принимаем в ней участие. Родители в это время в другом помещении заняты оформлением документов.

3-й этап – октябрь, ноябрь, декабрь. Проводятся 10 занятий с детьми 6 –летнего возраста по подготовке детей к школе. В ходе этих занятий я выясняю умение детей мыслить, уровень развития их речи, внимания, памяти. После каждого занятия проводится консультация с родителями. Обращаем внимание родителей на важность развития внимания, памяти, мышления детей при подготовке их к школе.

4-й этап – март, апрель. Проводятся еще 5 дополнительных занятий с детьми и консультации с родителями будущих первоклассников. На этом этапе родители знакомятся с педагогами, которые будут работать в данном классе, с учебными дисциплинами, по которым будут учиться дети. Определяется план действий по подготовке классов к началу учебного года. 5.

Работа на всех этапах ведется по трем направлениям: математика, обучение грамоте, развитие творческих способностей.

Главной целью курса математики для дошкольников является всестороннее развитие ребенка: его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил.

В ходе обучения грамоте происходит развитие фонематического слуха, обучение слоговому чтению, активизация словаря и речи в целом, обеспечение общего развития детей и воспитание положительного отношения к учебной деятельности.

Целью развития творческих способностей - подготовить ребенка-дошкольника к успешному восприятию школьной программы начального обучения, развитие словесно-логического мышления, воображения, дать стимул к познанию окружающего мира.

Данная система работы с дошкольниками даёт ощутимые результаты, т.к. помогает ребенку избежать стресса при переходе в школу, формирует положительное отношение к обучению.

При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделить приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребенка с учетом современной социальной ситуации, уйти от искусственной акселерации в развитии, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.

Перечислю задачи, которые с нашей точки зрения являются наиболее актуальными для дошкольного и начального звена.

Задачи дошкольного звена:

1. Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни. 6.

2. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка, развитие его положительного самоощущения; создание условий для разнообразной художественной деятельности.

3.Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.

4. Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе, включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и сверстниками)

5.Формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности.

Задачи начального школьного звена.

1. Формирование осознанного принятия детьми ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.

2. Развитие готовности ребенка к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и деловой).

3.Формирование желания и умения учиться, готовности к образованию в школе и самообразованию.

4. Развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности.

5. Совершенствование достижений дошкольного развития; специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Т. о. организацию работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием мы видим в:

Создании системы непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации);

Создании условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребенка;

Разработке учебных программ для дошкольного возраста;

Создании комплекса учебно-методической документации;

Создании новых творческих мастерских и проектов.

""Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений"" - так В.А.Сухомлинский представлял преемственность между дошкольным и школьным обучением. В своей работе мы старались следовать этим идеям.

Сегодня процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:

на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения;

Школа, как преемник дошкольной ступени образования, не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно:

координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;

обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребенка.

В течение года были проведены:

Малый педсовет ""Преемственность в работе ДОУ и начальной школы"";

Родительское собрание в ДОУ ""Как подготовить ребенка к школе"";

Проводится шефская работа

Анкетирование «Мой режим дня»

Выводы:

Совместная работа школы и детского сада способствует снятию стресса у будущих первоклассников;

Сокращается адаптационный период ребенка в школе;

У воспитателей есть возможность следить за учебой своих детей и вносить коррективы в свою деятельность по подготовке воспитанников к школе;

Учителя ближе знакомятся с будущими первоклассниками, системой работы воспитателя, родителями.

Таким образом, решение проблемы преемственности, мы видим, лишь при условии тесного сотрудничества школы и детского сада. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две начальные ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи.

Проблема преемственности между смежными звеньями системы образования всегда была одной из центральных проблем отечественной педагогики. В современной педагогической литературе накоплен значительный материал по проблемам преемственности между образовательными звеньями (Б. С. Гершунский, С. М. Годник, Ю. А. Кустов, А. А. Мерк и др.). Результаты этих исследований позволили определить теоретические, организационно-методические основы преемственности, технологии ее реализации в условиях непрерывного образования.

Ряд ученых считает, что под преемственностью следует понимать внутреннюю органическую связь общего физического и духовного развития на границе дошкольного и школьного детства, внутреннюю подготовку к переходу от одной ступени развития к другой (Л. А. Парамонова, А. Г. Арушанова). Другие ученые основным компонентом преемственности считают взаимосвязь в содержании учебно-воспитательного процесса (Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков). Некоторые – характеризуют преемственность в формах и методах обучения на основе концепции учебно-игровой деятельности (П. М. Якобсон, Е. Д. Маргулис, А. В. Долгополова и др.). Нередко высказываются суждения, что преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы, и реализовываться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя детского сада, школьного учителя, психолога дошкольного учреждения, психолога школы и т.д.

В 1996 г. Коллегия Министерства образования РФ впервые зарегистрировала преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритета личностного развития – как ведущий принцип преемственности на этапах дошкольного – начального школьного образования. Преемственность детского сада и школы предполагает установление взаимосвязи между ее звеньями с целью последовательного решения задач обучения и воспитания – взаимосвязь учебного содержания, воспитательно-образовательной работы, а также методов ее осуществления. Существенным в преемственности является взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем. По мнению специалистов, ключевыми в преемственности являются противоречия между ведущими линиями воспитания и обучения дошкольников и детей младшего школьного возраста.

Перспективные подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием в настоящее время нашли отражение в содержании Концепции непрерывного образования. Этот стратегический документ раскрывает перспективные направления развития дошкольного начального образования, в нем преемственность между дошкольным и начальным общим образованием рассматривается на уровне целей, задач и принципов отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. В документе также определены психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования на указанных этапах детства. Концепция провозглашает отказ от диктата начальной ступени школьного образования по отношению к дошкольному, утверждает индивидуализацию и дифференциацию образования, создание такой образовательно-развивающей среды, где каждый ребенок мог бы себя чувствовать комфортно и развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями.

Ведущей целью преемственности в Концепции выступает реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придание педагогическому процессу целостного и последовательного характера. Взаимосвязь дошкольного и начального образования, согласно Концепции непрерывного образования, предполагает решение следующих приоритетных задач на ступени детства:

  • – приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
  • – обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного мировосприятия;
  • – стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
  • – развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста);
  • – формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной, деловой и пр.);
  • – развитие желания и умения учиться, формирование готовности к образованию в основном звене школы и самообразованию;
  • – развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности;
  • – совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования);
  • – специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств;
  • – индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Эта цель конкретизируется в задачах ступеней образования:

  • а) на дошкольной ступени:
    • – обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
    • – развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
    • – формирование элементарных знаний об окружающем мире;
    • – приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; развитие компетентности в различных формах сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста);
  • б) на ступени начальной школы:
    • – совершенствование достижений дошкольного развития;
    • – формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной, деловой и др.);
    • – осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.

Таким образом, преемственность детского сада и начальной школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем знаний, умений, общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения. Формирование готовности к обучению в начальной школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной школьной программы и вхождения каждого ребенка в ученический коллектив. При этом работники дошкольных учреждений (в первую очередь методисты и воспитатели) должны быть знакомы с требованиями, которые предъявляются детям в 1 классе и в соответствии с этими требованиями готовить дошкольников к систематическому учению в школе, включая в процесс обучения специальные учебные задания и упражнения, постепенно повышая степень их трудности и тем самым формируя у дошкольников предпосылки к учебной деятельности.

С другой стороны, преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. Притом надо помнить, что в этом плане существуют определенные издержки. В частности, при поступлении в школу от ребенка требуется, чтобы он бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и многое другое. В итоге повышенные нагрузки приводят к переутомлению детей, ухудшению их здоровья, снижению учебной мотивации, потере интереса к учебе и т.д. Они являются причиной неврозов детей и других нежелательных явлений при переходе к школьному обучению. При этом игра и другие специфичные для дошкольного возраста виды деятельности вытесняются поурочными занятиями, что еще более усугубляет ситуацию.

В связи с этим учителя должны учитывать не только уровень специальной педагогической готовности детей к школе, но и уровень их психологической, физической готовности. Они должны иметь ясные представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду и осуществлять организацию учебной деятельности с включением в нее игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации детей к школьному обучению.

Это означает, что преемственность требует постоянных контактов и взаимодействия работников дошкольных учреждений и учителей школ. В практике многих дошкольных учреждений и школ сложились продуктивные формы сотрудничества:

  • – по реализации программ и планов по подготовке дошкольников к систематическому обучению в школе;
  • – посещению воспитателем уроков в школе, а учителем – занятий в детском саду с целью знакомства с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка;
  • – обмену опытом, поиску оптимальных методов, приемов и форм работы;
  • – анализу результатов совместной деятельности.

Весьма эффективными стали такие формы взаимодействия между воспитателем детского сада и учителем, как взаимное ознакомление с программами (Программы первого класса и Программы обучения и воспитания в детском саду), посещение открытых уроков и занятий, ознакомление с методами и формами работы, тематические беседы о возрастных особенностях развития ребенка. Немаловажными являются связи детского сада и школы с другими учреждениями; сотрудничество с методическим кабинетом; совместное участие в педагогических советах и семинарах; сотрудничество с семьей через взаимодействие с родительским комитетом; сотрудничество с психолого-педагогической консультацией и медицинскими работниками.

При этом в течение учебного года должна поддерживаться устойчивая связь между детьми подготовительной к школе группы детского сада и учащимися 1 класса. Ознакомление дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников способствует расширению соответствующих представлений воспитанников детского сада, развивает у них интерес к школе, порождает желание учиться. Формами этой работы могут быть экскурсии в школу, посещение школьного музея, библиотеки, проведение совместных занятий, музыкально-литературных вечеров, организация выставок рисунков и поделок и др. Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой – необходимое условие успешного решения задач преемственности. Однако сегодня, в условиях достаточного количества исследовательских и методических работ в области преемственности ДОУ и школы, реализация идеи преемственности дошкольного и начального образования сопровождается рядом проблем.

  • 1. Недостаточная согласованность в действиях различных подсистем образовательно-воспитательной системы. Формирование и развитие образования в каждой подсистеме нередко осуществляется без опоры на предшествующий опыт образования и без учета дальнейших перспектив.
  • 2. Несовершенство существующих систем диагностики при переходе детей с одного образовательного уровня на другой.
  • 3. Неполное соблюдение психологической преемственности различных подсистем образовательно-воспитательной системы (приходится констатировать факт отсутствия специалистов, которые умеют работать с детьми 3-10 лет и сочетают профессиональный потенциал воспитателей и учителей начальных классов).
  • 4. Отсутствие единых программ воспитания и обучения.
  • 5. Отсутствие научно обоснованных оснований отбора содержания обучения и организации учебного материала по ступеням.
  • 6. Некоторый разрыв между конечными целями и требованиями обучения па различных этапах образовательного процесса.
  • 7. Необеспеченность учебного процесса в подсистемах преемственного образования учебно-методическими материалами и дидактическими пособиями, несовершенство существующих учебных пособий и др.
  • 8. Недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе непрерывного образования.

Решение данных проблем определяет основные направления преемственности образовательного процесса.

  • 1. Целевое направление связано с согласованием целей и задач воспитания и обучения детей на отдельных ступенях их развития.
  • 2. Содержательное направление связано с разработкой и обеспечением "сквозных" линий в содержании, подготовкой единых курсов изучения отдельных программ. Данное направление предполагает создание на каждом этапе основы для последующего изучения учебного материала на более высоком уровне за счет расширения и углубления тематики.
  • 3. Технологическое направление предполагает реализацию преемственности форм, методов и способов воспитания и обучения детей. Данная реализация преемственности направлена на создание новых методик и технологий обучения и воспитания при разработке общих подходов к организации учебно-воспитательного процесса в подготовительной группе детского сада и начальном звене школы
  • 4. С психологической точки зрения переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Психологическое направление выдвигает требования совершенствования форм и методов организации учебно-воспитательного процесса в детском саду и начальной школе с учетом общих возрастных особенностей. Создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

Большое значение при этом играет преемственность стиля отношения к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для формирования уверенности в своих силах, развития доверия к учителю, активного включения в учебу.

Считается, что основанием для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования являются учет состояния здоровья и физического развития детей; уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности; уровень развития умственных и нравственных способностей детей; развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Данное направление включает педагогическую и психологическую диагностику детей, составление характеристик на детей, заполнение диагностических карт на каждого ребенка, заседание психолого-педагогического консилиума по приему в первый класс, дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и их родителям.

5. Управленческое и структурно-организационное направление определяет необходимость общего руководства образовательным процессом в детском саду и начальной школе, рационального установления вертикальных и горизонтальных связей в них.

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.В. Миханкова,

М.А. Поденако,

ГАДОУ Детский сад №53 Фрунзенского района

г. Санкт-Петербург

Аннотация : В статье поднимаются вопросы преемственности дошкольного и начального школьного образования, авторы рассматривают различные подходы к решению данного вопроса.

Ключевые слова: Преемственность, общая и специальная готовность к школе, школьная дезадаптация.

Вопрос преемственности между дошкольным учреждением и начальной школой является наиболее актуальным в современном образовательном процессе. Разрешением данной проблемы занимаются педагоги на протяжении многих лет. Дошкольной образовательное учреждение и школа ставят перед собой задачу смоделировать педагогический процесс таким образом, чтобы переход ребенка старшего дошкольного возраста с одной образовательной ступени на другую проходил безболезненно, с легкой степенью адаптации.
В психолого-педагогической литературе вопросы преемственности и готовности ребенка к школе рассматриваются в различных аспектах. Преемственность можно понимать как взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем. Преемственность обеспечивает непрерывность развития на основе сохранения достигнутых успехов из уже пройденных ребенком этапов образования и на добавлении новых компонентов развития.

Необходимо отметить, что преемственность между двумя ступенями образования является процессом двусторонним, в котором должны участвовать и начальная школа и дошкольное образовательное учреждение. Часто именно этот аспект является наиболее проблемным в вопросах координации действий воспитателей и педагогов ДОУ и учителей начальных классов. Педагоги и специалисты предъявляют различные требования к ребенку старшего дошкольного возраста при поступлении в школу.

В дошкольных образовательных учреждениях, начиная со старшей группы, довольно часто вводятся занятия с детьми, очень напоминающие школьно-урочную систему. Основное внимание уделяется специальной подготовке к школе, которая подразумевает под собой готовность к освоению специфических видов учебной деятельности (письмо, чтение, развитие элементарных математических представлений). Этому же способствует социальный заказ родителей воспитанников, которые часто не понимают значения общей готовности к школе (физическая и психологическая готовность). Учителя начальной школы хотят видеть готового школьника – самостоятельного, умеющего слушать и слышать педагога, желающего учиться, любознательного, с высоким уровнем развитости коммуникативных качеств.

В современном образовательном процессе можно выделить несколько ключевых вопросов в решении проблемы преемственности между ДОУ и начальной школы:

– различие целей обучения;

– несогласованность программ;
– резкая смена ведущей деятельности ребенка;
– неготовность родителей к смене социального статуса ребенка.

Решить данные противоречия возможно лишь при условии выработки и реализации единой линии развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Известно, что дошкольное и начальное школьное образование имеют ряд существенных различий, которые осложняют адаптационный период младшего школьника в первом классе. Это, прежде всего, отличия в использовании доминирующих форм педагогической работы с детьми и характера личностных отношений. Так, например, в дошкольном учреждении чаще всего используются игровые методы работы с детьми, с педагогом у воспитанников складываются более тесные личностные отношения, воспитатель проводит с детьми больше времени, лучше знает их. В школе такая система отношений резко меняется: используется урочная система занятий, личностные отношения носят более формальный характер. Часто такая резкая смена окружающей обстановки при переходе ребенка в первый класс может привести к школьной дезадаптации. Именно для профилактики данной проблемы необходимо разработать единую стратегию поведения педагогов ДОУ и начальной школы.

На практике многих дошкольных образовательных учреждений и школ используется следующая система взаимодействия между двумя ступенями образования:

  • Продуктивные формы сотрудничества между ДОУ и начальной школой (посещение занятий, обмен опытом, изучение педагогами образовательных программ, совместное участие в педагогических советах и семинарах; экскурсии для старших дошкольников в школу)
  • Посещение старшими дошкольниками курсов подготовки к школе
  • Работа с родителями воспитанников в рамках подготовки детей к школе (создание родительского клуба, консультации специалистов и психологов)
  • Тесное сотрудничество ДОУ со школой (создание единого комплекса «Детский сад – школа»)

Наиболее важным в решении проблемы преемственности между ДОУ и школой является тесное сотрудничество педагогов. Так, например, посещение воспитателем уроков в школе, а учителем - занятий в детском саду позволяет познакомиться с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка, обменяться опытом, обогатить свою работу новыми методами, формами, приемами.

Анализ действующих образовательных программ в школе и ДОУ позволяет педагогам выработать единые цели развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста, а также минимизировать различия между дошкольной и школьной системами образования.

Последние несколько лет начальная школа предлагает родителям старших дошкольников перед поступлением в первый класс пройти курсы подготовки к школе. Главная цель данной формы работы – развитие специальной готовности к школе, также такие курсы дают возможность детям дошкольного возраста привыкнуть к новой модели обучения. Некоторые школы отдают приоритет детям, прошедшим такие курсы, при поступлении в первый класс. С одной стороны данный вид практики помогает детям более успешно адаптироваться в новых условиях, но с другой стороны, во многих детских садах уровень специальной подготовки к школе довольно высок и не требует дополнительных занятий. К тому же, курсы проводятся в вечернее время, что может негативно отразиться на уровне утомляемости ребенка. Родителям и педагогам важно помнить, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, перенасыщение жизни ребенка школьными занятиями может привести к снижению мотивационной готовности к школе.

Во многих ДОУ осуществляется работа с семьями будущих школьников с целью создания адекватного отношения к учебной деятельности ребенка. Работа с родителями воспитанников в рамках подготовки детей к школе подразумевает под собой использование различных форм педагогической работы: создание родительского клуба, на собраниях которого родители могут получить исчерпывающую информацию о специфике готовности к школе, о том какие колоссальные изменения в жизни претерпит их будущий первоклассник. Родители должны понимать, как правильно вести себя с ребенком, чего ожидать от начальной школы, какие требования будут предъявляться учителями.

Наиболее оптимальным вариантом для решения проблемы преемственности между ДОУ и школой, на наш взгляд, является создание единого комплекса «Детский сад – школа». Такая модель обучения используется во многих частных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. В одном и том же здании располагаются и детский сад, и начальная школа. В подготовительной группе некоторые занятия проводят учителя начальной школы, знакомятся с индивидуальными особенностями будущих первоклассников. Старшие школьники активно принимают участие в жизни малышей, планируются и проводятся совместные мероприятия (праздники, совместные экскурсии, выставки творческих работ и т.д.). При такой подготовительной работе переход в первый класс будет безболезненным для ребенка, поможет предотвратить проблему школьной дезадаптации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что преемственность – это обеспечение согласования между результатами в подготовке и развитии личности ребенка на разных образовательных ступенях. Решить проблему преемственности можно лишь при условии реализации единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Именно т акое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.

Литература:

  1. Аншукова Е.Ю. Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой // Начальная школа. 2004. № 10.
  2. Бабаева Т.И.У школьного порога. М., 1993
  3. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка в школе. М., 2001.

Выступление перед педагогическим коллективом ДОУ на тему «Преемственность дошкольного и школьного образования»

От того, как будет чувствовать себя ребёнок,

Поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,

Что он будет переживать,

зависит весь дальнейший путь к знаниям.

В.А. Сухомлинский.

Главной стратегической установкой в реформировании системы образования является обеспечение качества образования, соответствующего потребностям личности, социума и рынка труда. Важным условием достижения качества является обеспечение непрерывности образования. В свою очередь, основным средством обеспечения непрерывности является преемственность между всеми звеньями образования.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.

Преемственность – это непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе, т.е. ДОУ обеспечивает базисное развитие способностей ребёнка. В то же время школа как преемник дошкольной ступени образования строит свою работу на достижениях ребёнка-дошкольника и строит свою педагогическую практику, используя и развивая его потенциал, способствуя его дальнейшему личностному становлению. Такое понимание преемственности позволит реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.

Преемственность на дошкольной ступени способствует сохранению самоценности данного возрастного периода, познавательного и личностного развития ребёнка, его готовности к взаимодействию с окружающим миром; развитию ведущей деятельности – игровой – как фундаментального образования дошкольного периода. На начальной ступени – опору на имеющийся уровень достижений дошкольного детства; индивидуальную работу в случаях интенсивного развития, специальную помощь на корректировке несформированных в дошкольном детстве качеств, развитие ведущей деятельности – учебной – как фундаментального образования младшего школьного возраста и форм взаимодействия с окружающим миром.

В настоящее время основополагающей целью преемственности рассматривается создание условий безболезненного перехода ребёнка – дошкольника из детского сада в начальную школу.

Непрерывность дошкольной и начальной образовательной программ предполагает достижение следующих приоритетных целей:

На дошкольной ступени:

Охрана, укрепление здоровья и физическое развитие ребёнка, развитие его общих способностей;

Развитие произвольности, познавательной активности, развитие коммуникативности и уверенности в себе, обеспечивающих его эмоциональное благополучие и успешное образование на следующем этапе.

На ступени начальной школы:

Физическая культура ребёнка.

Познавательное развитие и социализация соответствующие возрастным возможностям.

Освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром.

Сформированность учебной деятельности и готовность к образованию в среднем звене школы.

Реализация общей цели образования детей 3 - 10 лет требует соблюдения ряда педагогических условий:

На дошкольной ступени:

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком.

Формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребёнка

Создание образовательной среды, способствующей личностному и познавательному развитию ребёнка.

На ступени начальной школы:

1.Опора на наличный уровень достижений дошкольного детства.
2.Направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития.
3. Индивидуальная работа в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка.

Конкретные цели каждого возрастного этапа образования с учётом его непрерывности формулируются по содержательным линиям, которые отражают важнейшие стороны развития личности:

· физическое развитие;

· познавательное развитие;

· социально-личностное развитие;

· художественно-эстетическое.

Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

1. Принцип развития . Предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний, овладения умениями и навыками как средства для детского развития, а не самоцель дошкольного и начального образования.

2.Принцип гуманитаризации. Усиление гуманитарной направленности предметов естественнонаучного и математического циклов и влияния всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка; придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей.

3.Принцип целостности. Требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, и в то же время - сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет.

4.Принцип культуросообразности. Понимается как "открытость" различных культур, создание условий для наиболее полного ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

5.Принцип содержания образования. Предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, по-разному осуществляющих реализацию целей образования с учетом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. Кроме этого вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможности индивидуального развития каждого ребенка. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования как условия, обеспечивающего право каждого ребенка - гражданина РФ на получение равного с другими дошкольного и начального образования.

Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством” (по периодизации Д.Б.Эльконина). Период дошкольного детства подготавливает переход ребенка в младший школьный возраст. Поэтому ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Переходный период от дошкольного детства к школьному считается наиболее сложным и уязвимым.

Достижение психологической готовности ребёнка-дошкольника к поступлению в школу было и остаётся важной практической задачей детского сада. Но ведь ясно, что преемственность двух этапов учебно-воспитательного процесса – в детском саду и школе – не сводится, к психологической и интеллектуальной готовности ребёнка к обучению, и поэтому следует задуматься о готовности самой психолого-педагогической науки глубоко вникнуть в процессы, происходящие на стыке двух неразрывных звеньев образования. Даже беглое рассмотрение организации педагогического процесса в детском саду и начальной школе, содержания и методики обучения и воспитания позволяет увидеть существенные различия.

Для детского сада характерны бытовой комфорт, совместные бытовая, игровая, познавательная деятельность, относительное отсутствие обязательного минимума усвоения информации и оценки знаний в баллах, неформальное общение со взрослым.

В начальной школе почти вся организация педагогического процесса нацелена на усвоение знаний; ролевые позиции учителя и ученика точно обозначены (первый учит, второй учится), успешность деятельности ученика оценивается в баллах, неформальное общение учителя и ученика занимает очень мало времени.

С переходом из «домашней» атмосферы детского сада в более официальную обстановку школы жизнь ребёнка начинает подчиняться системе строгих правил. Место воспитателя детского сада в его жизни занимает учитель, для которого главным мерилом сформированности личности ребёнка становятся послушание и успехи в учёбе. Резко возрастают требования не только к интеллектуальной и познавательной сферам ребёнка, но и к его волевой сфере, способности к саморегуляции поведения и т. д.

Успешность прохождения детьми этого столь сложного для них периода большинство исследователей видят в развитии именно их волевой и познавательной активности.

Представляется целесообразным рассмотреть проблему перехода ребёнка из детского сада в школу не с точки зрения его подготовленности к этому шагу, а с точки зрения изменения социальной позиции ребёнка в результате его вхождения в новую социальную среду на школьном этапе обучения.

Дошкольный и младший школьный возраст, как никакой другой, характеризуется сильнейшей зависимостью от влияния взрослого. В соответствии с этим, развитие личности ребёнка на каждом новом для него этапе включает три фазы:

Адаптацию, т.е. усвоение норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения в условиях взаимодействия с ними и детей друг с другом;

- индивидуализацию, т.е. стремление ребёнка выделиться среди других детей либо позитивно в различных видах самодеятельности, либо в шалостях и капризах, в том и другом случае ориентированных не столько на оценку других детей, сколько на учителей и воспитателей;

Интеграцию, т.е. согласование неосознаваемого стремления дошкольника обозначить своими действиями собственную личность с готовностью взрослых принять в нём только то, что соответствует общественно обусловленной и важнейшей для них задаче обеспечения перехода ребёнка на новый этап общественного воспитания – в школу.

Ребёнком дошкольного и младшего школьного возраста воспитатели детского сада и учителя начальной школы воспринимаются как взрослые, от которых в значительной степени зависит его вхождение в новую для него социальную общность, и поэтому те и другие одинаково высокореферентны для него.

Существенно различаются ролевые функции воспитателя и учителя начальной школы. У них разные права, обязанности, предписанные различными нормативными документами (программами, инструкциями и т.д.). Если от воспитателя детского сада требуется создание в группе комфортной атмосферы тепла и заботы, способствующей физическому, духовному и нравственному развитию детей; то от учителя в первую очередь требуют, чтобы учащиеся освоили предусмотренный программой материал; для контроля освоения используется пятибалльная система отметок. Но, выступая в той или иной роли, педагог является не только «штатной единицей», но и человеческой индивидуальностью, располагающей неповторимым спектром человеческих качеств. Конечно и воспитанник детского сада, и ученик начальной школы воспринимают педагога в основном в единстве его ролевых и личностных качеств, но даже для них личность педагога неизбежно проступает через любые его ролевые действия.

По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Выготский считал, что школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком.

Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.

Список используемых источников.

  1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208с. (Учебное пособие)
  1. Николаева А.Б Детский сад и начальная школа: психологический аспект преемственности - Ростов н/Д: Феникс, 2006
  1. Лехнер Н.И. Проблемы преемственности детского сада и школы, пути их решения. // Дошкольное воспитание. -1989 - №4
  1. О проблемах преемственности, подготовки к школе и раннего обучения. // Дошкольное воспитание. -2004 - №5 – с.2-6
  1. Дошкольное учреждение и начальная школа: проблемы преемственности.// Дошкольное воспитание. -1998. - №4 – с.97 – 104

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС дошкольного и начального общего образования? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.

В условиях модернизации и инновационного развития важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Мнения педагогов и психологов сходятся, что эти навыки формируются с детства.

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс. С одной стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное, как писал Н.Н. Подъяков, сохраняет «радость детства». С другой − школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника (а, значит действительно знает о реальных достижениях дошкольного детства) и развивает (а не игнорирует) накопленный им потенциал.

Понятие преемственности в философском словаре обозначает непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.

Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.

2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.

3. Умственные и нравственные способности учащихся.

4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.

5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Это является приоритетными направлениями работы педагогов в образовательных учреждениях.

Дошкольное образование призвано создать основной фундамент развития ребенка - базовую культуру его личности. Это позволит ему успешно овладеть разными видами деятельности и областями знаний на других ступенях образования.

Программы детского сада и начальной школы предусматривают преемственность в содержании по всем темам обучения грамоте, математике и развитию речи. Принципы преемственности и непрерывности образовательного цикла в комплексе «детский сад-школа» программами предусмотрены.

Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.

Вместе с тем следует выделить основания преемственности, которые обеспечивают общую (психологическую) готовность детей к освоению программ первой ступени, являются ориентирами образовательного на этапе дошкольного образования и в то же время исходным ориентиром начального общего образования.

Такими основаниями преемственности являются следующие.

Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика. Познавательная активность не только является необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка.

Развитие способностей как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, помогающих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной. Это обучение ребенка пространственному моделированию (кодированию), использованию планов, схем, знаков, символов, предметов-заместителей.

Развитие творческого воображения как направления в интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Это обеспечивается широким использованием сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, конструирования, разных видов художественной деятельности, детского экспериментирования.

Развитие коммуникативности, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками, как одного из необходимых условий успешности учебной деятельности детей и взрослых (которая по сути всегда совместна) и в то же время важнейшего направления социально-личностного развития. Развитие коммуникативности осуществляется в совместной деятельности детей и взрослых при партнерских способах взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками, в обучении детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, взаимодействовать друг с другом.

Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы заключается в том, что в первый класс приходят дети, которые хотят учиться и могут учиться, т.е. у них должны быть развиты те психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на которые традиционно опирается программа первого класса школы. К ним относятся: познавательная и учебная мотивация, появление соподчинения мотивов поведения и деятельности, умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения, умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения, умение обобщать. Поэтому при организации педагогического процесса важен особый акцент на усвоении ребенком в процессе образования культурно выработанных средств, которые организуют и нормируют весь процесс детского развития. Необходимо помнить, что процесс освоения ребенком этих средств носит самостоятельный, творческий характер, однако должен быть особым образом организован. Этим требованиям отвечают такие подходы и технологии как деятельностный подход, метод проектов, технология портфолио, познавательно-исследовательская деятельность и т.п.

Коммуникативные умения играют важную роль при вхождении ребенка в незнакомый коллектив детей и взрослых и налаживании контактов в новых для него социальных условиях. Умение общаться с учителем и другими детьми помогает ребенку преодолеть смущение, застенчивость, положительно влияет на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивает успешность совместной и учебной деятельности. Мы решили сформировывать у детей представления о повседневной жизни в школе. Был разработан план работы с детьми старшего дошкольного возраста:

Разговор с детьми о Дне знаний;

Праздник День знаний;

Экскурсии в школу;

Встречи с первоклассниками;

Игры в школу;

Чтение художественной литературы о школе;

Интеллектуальные викторины и др.

Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу. Посещение музея, что позволяет решать и вопрос патриотического воспитания детей. Дети очень внимательно слушают учениц-экскурсоводов, задают очень много вопросов. Посещение школьной библиотеки вызывает у них не меньший интерес, они рассказывают там стихи, много спрашивают, спортивный зал, актовый зал, беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад – всё это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.

Для педагогов был составлен следующий план действий для решения данной проблемы:

Составление плана совместной деятельности по обеспечению преемственности;

Проведение профилактических мероприятий, таких как: «День открытых дверей», «День Знаний», совместные праздники и т.д.;

Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.

Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием. А именно:

Методическая работа.

Работа с родителями.

Работа с детьми.

Методическая работа осуществлялась через проведение педсовета, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам:

Адаптация учащихся 1-ых классов к обучению в школе.

Психологическая готовность ребёнка к школе.

Задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе.

Хотелось бы добавить взаимопосещение уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительных группах. Чтобы на занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс в следующем учебном году. После занятий педагоги бы обязательно совместно обсуждали насущные проблемы и скорректировали свою деятельность, что давало бы возможность совершенствовать методы обучения детей.

Задача воспитателей дошкольного учреждения донести до родителей всю важность полноценной совместной жизни с ребенком, помочь родителям вспомнить себя детьми. Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного выпускного года. Для родителей мы разработали темы родительских собраний, совместных досугов с детьми, анкеты, памятки. Учителя будущих первоклассников отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации.

Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе. Данные ежегодно проводимого мониторинга показывают, что у 85% наших выпускников высокий уровень адаптации к школе, у 15% средний уровень адаптации, а дезадаптированных детей нет.

Высокий уровень мотивационной готовности к поступлению в школу наблюдается у 79% детей, средний уровень у 20% детей.

По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.