Проблемные вопросы в организации правового просвещения обучающихся. Правовое просвещение

3.1 Организация правового просвещения в общеобразовательной школе

Правовой нигилизм, низкая правовая культура, несоблюдение и нарушение законов - вот что показали исследования среди несовершеннолетних граждан России. Растет число преступлений, совершенных подростками. Не менее огромную цифру составляет количество административных правонарушений, а дисциплинарные вообще не поддаются учету. Основные причины сложившееся ситуации известны. На одной из них - слабое правовое обучение и воспитание - необходимо остановиться более подробно потому, что она тесно связана с деятельностью общеобразовательной школы, где, как известно, и закладываются основы гражданственности. Но, увы, правовые дисциплины еще не нашли широкого представительства в школьных программах. Всего 34 часа в год выделяется на них, согласитесь, немногое можно сделать за это время. А ведь подросток с первых дней пребывания в учебном заведении включен в определенную правовую систему. Более того, как гражданин России, согласно Конституции, он приобретает «основные права и свободы» от рождения (п. 2 ст. 17 Конституции РФ). И вся его последующая жизнь, в том числе и в отроческие годы, протекает в определенном правовом пространстве и регулируется конкретными отраслями права или отдельными законами и подзаконными актами. К ним можно отнести правовые акты международных организаций, текущее законодательство России и некоторые ведомственные нормативные акты. Исследования показали, что значительная часть школьников практически не знакома с содержанием всех этих документов, слабо представляет правовую систему государства, совершенно безграмотны в области отправления своих прав и обязанностей как субъектов правоотношений, складывающихся в обществе. У подростков порой нет правильной правовой модели законопослушного поведения. В жизни они чаще всего руководствуются собственной интуицией, а то и недостоверными или некомпетентными советами. И это не удивительно, ибо воспитание и обучение осуществляют учителя, не имеющие, как правило, соответствующей подготовки. Отсутствует система подготовки и переподготовки таких учителей. (9, с.176)

Нельзя сказать, что ничего не делается в этой области. Два десятилетия существовал курс «Основы советского государства и права». С 1993 года Правительство РФ рекомендовало ввести курс «Права человека». С 1994 года Правительством было разрешено углубленное изучение в школах права, экономики и других дисциплин. Но все эти попытки носят разрозненный, непоследовательный и бессистемный характер.

Правовое образование рассматривается как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования.

Организуя предпрофильную правовую подготовку, современный учитель должен знать, что в старшей школе (10-11 классы) в зависимости от профиля образовательного учреждения, класса, индивидуального учебного плана обучающегося право может быть представлено различными курсами: самостоятельный курс «Основы правоведения», «Право», набор специализированных (модульных) курсов «Право и экономика», «Право и демократия» и т.п., часть интегрированного курса «Человек, общество, право», а также их комбинациями.

В старшей школе обеспечивается в рамках данной системы правового обучения формирование:

устойчивой потребности в правомерном поведении;

углубленного уровня правовых знаний (различных отраслей права, отдельных законодательных актов, в области сравнительного правоведения и т.п.);

способностей к теоретическому анализу правовых ситуаций;

навыков реализации своих прав в социальной сфере в широком правовом контексте.

Условием решения образовательных задач в старшей школе является:

а) образовательная среда (уклад школы), обеспечивающие участие в выработке правил и норм, регулирующих отношения в школе, создании и деятельности общественных организаций, различных социальных проектах;

б) учебные курсы, обеспечивающие, соответственно профилям, расширение и углубление представлений о праве как особом социальном институте, феномене культуры, его принципах, различных отраслях права, особенностях регулирования различных форм общественных отношений, особенно в политической и экономической сферах и др.

Для обеспечения вариативного подхода к изучению права в старшей школе разработаны разные типы программ курса права: для общеобразовательной школы, для классов или образовательного учреждения гуманитарного профиля, а также обучаемых в системе социально-экономического профиля.

Организация предпрофильной правовой подготовки школьников основывается на следующих исходных принципах:

педагог не преследует цель сформировать конкретные знания обучаемого об отраслевом законодательстве или международном праве, а лишь знакомит школьников с некоторыми главными проблемами юриспруденции и особенностями данной науки;

важно показать значимость правовой информации для современного гражданина страны, активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению отдельных проблем жизни;

необходимо опираться на социальный опыт ребенка при рассмотрении правовых ситуаций и моделей правомерного поведения личности;

целесообразна вариативность и альтернативность технологий образовательной деятельности в рамках учебного времени, отведенного на предпрофильную подготовку. (7, с.104)

Различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по праву, работа с источниками, творческие проекты, мозговые штурмы и прочее позволят обеспечить серьезную мотивацию на дальнейшее правовое обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес ребенка к праву.

Организацию предпрофильного правового обучения целесообразно структурировать по отдельным проблемам. Обратим внимание на то, что данная деятельность может осуществляться педагогом самостоятельно с учетом уровня подготовки школьников, наличия того или иного профиля обучения в старшей школе. Важно учитывать также традиции и особенности работы целого образовательного учреждения, уровень профессионального мастерства педагогических кадров, наличие учебной и методической литературы и др.

В теории правового воспитания и обучения в школе также нет единой концепции. Правда, существуют несколько научных точек зрения. Представители одной из них считают, что правовое обучение и воспитание следует вести на основе курса «Советское государство и право», предлагая реализовать подготовку учителей в рамках психолого-педагогических дисциплин; по мнению других, основой должен стать курс «Права и свободы граждан». Думается, каждая из этих точек зрения имеет право на существование и реализацию в школьных программах, но заметим, что они не свободны от некоторой односторонности и ошибок. В частности, правовое обучение и воспитание школьников не должно ограничиваться лишь изучением их прав и свобод, а курс «Основы советского государства и права», естественно, нуждается в коренной переработке в силу определенных политических, экономических и социальных изменений, происходящих в стране.

Суммируя сказанное, хотелось бы высказать свою точку зрения относительно концепции правового обучения и воспитания в общеобразовательной школе. По моему мнению, оно должно осуществляться в рамках курса «Правоведение», формирующего гражданственность и правосознание у подростков. Задачи курса: помочь подростку адаптироваться в современных условиях; воспитание законопослушного гражданина; самореализация подростка в жизни; предотвращение правонарушений несовершеннолетних; обучение подростка умению прогнозировать правовые последствия.

Представляется, что такое обучение и воспитание должно носить сквозной характер, то есть вестись с первого по одиннадцатый класс включительно. И каждый год обучения должен соответствовать той сумме правовых знаний, которые необходимы учащимся в данное время согласно возрастным критериям. Быть непрерывным - осуществляться ежегодно в каждом классе, системным - соответствовать правовой системе, действующей в данное время, для данного субъекта на данной территории. Теоретико-прикладной характер обучения означает, что вместе с суммой теоретических знаний учащийся приобретает навыки по их реализации в жизни.

Адаптивность правовой подготовки предусматривает необходимость помочь подростку быстрее и безболезненнее войти в жизнь полноправным членом общества. В общеобразовательной школе обучаются дети, чей правовой статус в зависимости от возраста (6-17 лет) и других критериев определяется тем или иным законодательством. Эти критерии, думается, должны послужить главной отправной точкой в формировании учебных программ.

Определяя цели и задачи правового обучения и воспитания школьников, следует выделить средства и методологию, а также формы их реализации. Формы, на наш взгляд, отличаются прежде всего тем, что обучение протекает несколько отлично от воспитания, хотя эта градация весьма условна, в процессе реализации формы могут носить комплексный характер.

Несколько слов о тех, кто преподает право в школе. Это должны быть учителя-правоведы, получившие соответствующую подготовку на уровне высшего образования. Их подготовку необходимо осуществлять в рамках головного института «Правовой педагогики». Это объясняется многими причинами: отсутствием достаточного количества учителей-правоведов и профессорско-преподавательского состава для подготовки таких учителей, методики обучения праву в школах и педагогических вузах, слабым правовым регулированием.

Основной целью этого института было бы формирование политики в области правового обучения и воспитания подростка в школе, подготовка педагогических кадров и профессорско-преподавательского состава, разработка учебно-методической базы и оказание помощи учебным заведениям.

Данный институт может быть ведущей организацией по правовому обучению и воспитанию, но наряду с ним следует создать в системе повышения квалификации педагогических работников соответствующие факультеты. Весь процесс правового обучения и воспитания должен соответствовать ступенями образования: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее. При этом правовое обучение и воспитание в начальных классах должно отличаться большим нравственно-эстетическим характером процесса привития школьникам общечеловеческих норм поведения, создавая своего рода морально-психологическую базу.

Использование технологии веб-квест при организации самостоятельной работы на уроках немецкого языка

Организация самостоятельной работы учащихся является обязательной частью процесса обучения иностранным языкам. В последние годы данному виду деятельности уделяется всё больше внимания, так как в современном...

Личность и профессиональная компетентность учителя права современной российской школы

Целью правового образования является формирование правовой культуры школьников. Н.И. Элиасберг считает, что "компонентами правовой культуры являются: систематизированные научные знания о праве, законодательстве Российской Федерации...

Методика работы педагога дополнительного образования в общеобразовательном учреждении на примере кружка "Рукоделие"

В данном параграфе мы рассмотрим основные способы организации работы дополнительного образования детей в общеобразовательной школе. В разных регионах России накоплен опыт взаимодействия основного и дополнительного образования...

Организация ученического самоуправления в общеобразовательной школе

Затруднения - это различные проблемы (методические, психологические, материальные и т.д.), которые могут осложнять функционирование ученического самоуправления, не искажая его основной педагогической сути. Ошибки - это серьезные просчеты...

Организация экономического просвещения учащихся образовательного учреждения МБОУ СОШ №8 г.о. Самара

2.1 Общая характеристика учебного предмета Обществознание -- учебный предмет в МБОУ СОШ №8 г.о. Самара, который изучается с 6 по 11 классы. В предмет обществознание включены следующие разделы: общество, человек, познание, духовная жизнь общества...

Особенности организации правового воспитания в 5-9 классах общеобразовательной школы

Первоначальные сведения о праве индивид получает в семье, затем к правовому воспитанию подключаются другие субъекты - государство, социальные объединения, другие индивиды...

Правовое воспитание как компонент педагогического процесса

Знание права, воспитание в духе права должно идти с детства, с воспитания в семье, в школе, т.к. это есть необходимая составляющая всесторонне развитой личности. Недаром в древнем Риме...

Правовое образование в школе: преемственность содержания образования начальной, основной и старшей школы

Правовое просвещение

Идея использования права для полного и гармоничного развития человека восходит к античному миру. Одним из первых обратился к изучению проблемы воспитания в человеке гражданской заинтересованности Сократ (ок. 469 - 399 гг. до н.э.). Он считал...

Правовое просвещение

Профессиональная подготовка школьников

Процесс обучения праву в младших классах

Важное место, как уже отмечалось выше, принадлежит общеобразовательной школе. В условиях развивающегося общества возрастает роль школы как основного института правового воспитания подрастающего поколения...

В основу правового образования положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач на современном этапе развития Российской Федерации...

Настоящая концепция отстаивает всесторонний подход к реализации идеи правового образования в школе. Оно не может быть реализовано исключительно в рамках отдельного учебного курса...

Участники образовательного процесса и их права

Всякое право человека, прямо или косвенно, сводится к

обеспечению за ним возможности исполнять его обязанности.

(С. Франк)

В Федеральном законе от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» сказано (статья 1): «Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования).

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность».

Права и обязанности участников образовательного процесса на сегодняшний день сформулированы достаточно четко и широко известны (приложение 1)

2. Правовое воспитание .

Главным же направлением работы социального педагога и воспитательной службы школы считаю профилактическую работу. «Правовая культура – это, прежде всего, профилактика многих "болезней" общества ». Зачем надо изучать права человека? Чем больше людей будут знать о правах человека и стараться жить по принципам, которые содержат в себе эти права, тем больше вероятности, что права человека и правда будут соблюдаться всеми людьми во всём мире!

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников рассматриваю как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требовани ю , активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Цель правового воспитания в нашей школе: формирование правового сознания, правовой культуры учащихся школы и их родителей, формирование активной жизненной позиции подростков.

В школе много времени уделяю информированности участников образовательного процесса. У голок правовых знаний оборудован в школе для правового просвещения учащихся, родителей и законных представителей несовершеннолетних, сотрудников образовательного учреждения. Цель уголка правовых знаний – разъяснение законодательства по вопросам: защиты прав и свобод несовершеннолетних, их законных представителей, педагогов и других участников образовательного процесса; социально-правовой защищенности; развитию правового сознания; раскрытию содержания прав и обязанностей участников образовательного процесса, преодоление правового нигилизма. Экспозиция уголка правовых знаний периодически обновляется.

Размещена справочная информация об органах государственной власти всех уровней, органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних муниципального образования, информация о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Пушкинском районе Санкт-Петербурга.

На стендах представлена информация по предупреждению правонарушений и преступлений в отношении несовершеннолетних, по выявлению фактов насилия и жестокости в отношении детей, методических материалов по данной тематике, а также зрительно ярко воспринимаемой информации о телефонах справочных служб, правоохранительных органов, служб доверия.

Основные направления системы правового воспитания в школе:

    Осуществление правового образования учащихся;

    Правовое воспитание родительской общественности;

    Формирование безопасного поведения;

    Школьное самоуправление учащихся;

    Работа Совета по профилактике правонарушений и индивидуальная работа с учащимися, состоящими на внутришкольном контроле.

Правовое образование учащихся Практика работы в нашей школе показала, что наиболее эффективными являются мероприятия, в которых сочетается познавательная деятельность и активное участие самих учащихся. Предпочтение отдается таким формам и методам работы, которые стимулируют творческую активность учащихся, развивают самостоятельность и инициативность, аналитические и исследовательские навыки.

Правовой всеобуч осуществляется под руководством заместителя директора школы по воспитательной работе. Тематика правового всеобуча определяется и составляется заместителем директора школы по воспитательной работе, социальным педагогом, школьным инспектором по делам несовершеннолетних по наиболее актуальным вопросам. Ежегодно в школе проводятся викторина по праву в начальных классах, Старшеклассники принимают участие в конкурсе работ по праву «права человека глазами ребенка».

Люблю общаться с детьми и прихожу на беседы, р азъясняю права, обязанности и степень ответственности всех участников образовательного процесса через тематические ча сы. На классных собраниях рассказываю о Конвенции ООН о правах ребенка (приложение 3), о правах учащихся.

Совместно с классными руководителями проводятся классные часы, на которых используются разнообразные формы работы : как деловая игра « Мои права в семье», практикум, устный журнал «Изучаем Закон «О правах ребенка РФ», «Изучаем «Конвенцию о правах ребенка», видеоуроки «Символы России», уроки Медиабезопасности, уроки Конституции, викторины «Профилактика безопасного поведения на дорогах», театрализованная игра, круглый стол « Что я должен знать о своих правах?», игра-путешествие в страну: «Конституция РФ», дискуссионный час «Общественная безопасность. Терроризм – угроза обществу» (приложение 19) , «Эксплуатация детского труда. Защита прав детей», решение ситуативных задач, правовой дилижанс, правовой турнир « Я живу в правовом государстве», правовая игра «Сказка-ложь, да…» (приложение 14), организация и проведение ученических конференций по теме «Право и закон» и другие творческие формы.

Ежегодно в январе проходит Неделя правовых знаний. В эти дни занятия по правовому всеобучу с приглашением специалистов позволяют нашим учащимся иметь знания о правовых нормах общества:

    сотрудниками правоохранительных органов проведены профилактические беседы с учащимися 5-9 классов на правовую тематику (приложение 9);

    с беседами для учащихся 8-9 классов в рамках правового всеобуча выступала сотрудник КДН и ЗП Дмитровского района Зайцева Г.Н (приложение 20).

    интересной и увлекательной стала беседа с сотрудниками ГО ЧС (приложение 9а)

    просмотр видеофильмов, позволяющих сформировать у учащихся умение различать хорошие и плохие поступки и иметь чувство ответственности за нравственно-ценный выбор средств достижения цели.

    Выставка литературы "Твои права и обязанности", "Права человека - права ребенка" знакомит учащихся в период недели права с документами, литературой и лучшими публикациями в СМИ по правовой тематике.

Данные мероприятия имеют большое воспитательное значение по правовому воспитанию.

В школе создана также система работы с родителями по их правовому образованию. Повышение уровня правовых знаний родителей ориентировано на обеспечение защиты прав ребенка и обеспечение его безопасности. Профилактическая работа среди родителей позволяет оказывать им помощь в воспитании детей с отношениями в поведении.

В век всеобщей компьютерной грамотности родители все чаще информацию ищут в Интернете. На сайте школы размещена информация о правах и обязанностях участников образовательного процесса (приложение 1).

В работе с родителями важное место отводится просветительскому направлению - это проведение бесед, дискуссий, лекториев, разработка памяток, приглашение на тематические заседания Совета по профилактике правонарушений, проведение правового всеобуча для родителей, проведение тематических родительских собраний (приложение 22);, приглашение специалистов (в этом году на общешкольные родительские собрания были приглашены специалисты: инспектор ОДН, нарколог, детский врач – педиатр). Коррекционная работа с родителями включает семейное консультирование, то есть оказание помощи семье в конфликтных ситуациях.

Родительские собрания являются важной составляющей взаимодействия семьи и школы. В школе разработана тематика лекций с родителями. (приложение 5). Во время выступления на родительском собрании освещала темы: «Права участников образовательного процесса», «Наказывая, подумайте, зачем?» (приложения 6,7). На родительских собраниях раздавались буклеты «Правила безопасности» (приложение 8).

В федеральном законе об образовании отмечается, что условия обучения должны быть безопасными. Профилактическая работа направлена на формирование ценностей ЗОЖ, призвана помогать учащимся в определении жизненных целей и формировании чувства ответственности за нравственно-ценный выбор средств ее достижения. В школе традиционными стали Дни Здоровья. Систематически проходят медосмотры. Регулярно проходят эвакуации учащихся (приложение 9), беседы с представителями ГО ЧС, инспекторами ГИБДД и ОДН, заместителем директора школы по безопасности, уполномоченным по правам ребенка (приложение 9а). В школе для обеспечения дополнительной безопасности детей в добавление к тревожной кнопке и пожарной сигнализации, в текущем учебном году появилась система видеонаблюдения, которая уже несколько раз помогла в разрешении конфликтных ситуаций.

Однако, несмотря на беспрецедентный прорыв в развитии информационного права в России, состояние защищенности детей от деструктивного информационного воздействия во всех сферах их жизнедеятельности, даже в семье и в школе, остается неудовлетворительным. В школе проводятся уроки Медиабезопасности. (Приложение 10).

В план учебно-воспитательной работы нашей школы внесены направления, связанные с повышением уровня правовой культуры и грамотности, воспитанием толерантности у всех участников образовательного процесса. Правовая работа с учащимися проводится систематически. Ежегодно проводятся следующие мероприятия:

«Посвящение 1-классников в пешеходы» (Приложение 11)

«Меняем сигарету на конфету» акция (Приложение 12)

«Уроки Конституции» (Приложение 13)

«Сказка – ложь, да в ней намек…» (игра по правам человека) (приложение14)

«Урок успеха» (приложение 15)

День защиты детей (приложение 16)

День самоуправления (приложение 17).

Следующая форма работы с учащимися – это работа Совета по профилактике правонарушений. Уже с начала этого учебного года на Совете по профилактике правонарушений было рассмотрено 8 персональных дел учащихся, при работе Совета регулярно ознакомляются учащиеся и их родители с законодательством РФ и уставом школы (приложение 18).

К профилактической работе со школьниками относятся обучающие тренинги активной психологической защиты учащихся группы «риска», неуспевающих и состоящих на других видах учета,

Организация и проведение совместно с психологической службой, органом ученического самоуправления социологического опроса среди учащихся с целью выявления положения дел в аспекте прав человека, мо ниторинга по выполнению санитарно-гигиенических требований к орга низации учебного процесса помогает ск орректировать работу, проводимую с детьми и родителями (приложение 20).

Работа с преподавательским составом включает прежде всего работу педагогического Совета, проведение правового всеобуча, заседания МО классных руководителей, проведение обучающих семинаров, тренингов, а так же пополнение методической копилки каждого классного руководителя материалами по правовому воспитанию. В которой собран материал по правовому воспитанию, согласно возрастным группам учащихся. Необходимо отметить и роль самообразования в данном направлении, так как правовая культура является неотъемлемой составляющей не просто учителя, а педагога новой формации.

Закон об административной ответственности читать

О безопасности продукции,предназначенной для детей и подростков читать

«Твое право» Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Центр защиты прав и интересов детей» http://www.fcprc.ru/

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Правовое воспитание школьников является одной из приоритетных задач современной системы школьного образования, содержание которого в передаче правовых знаний ученикам.

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Современная образовательная организация – пространство, в котором пересекаются и согласуются интересы государства, общества и отдельного человека.

Новое правовое пространство образовательной организации складывается под влиянием требований действующих законов, в том числе:

· Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

· Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,

· Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

· Кроме того, идеологически ведущим, нормативно закрепленным инструментом формирования нового правового образовательного пространства являются Федеральные государственные образовательные стандарты.

В соответствие с Концепцией правового воспитания несовершеннолетних, в целях повышения эффективности мер по правовому воспитанию несовершеннолетних разработан план мероприятий, обеспечивающий комплексный подход к правовому воспитанию обучающихся по направлениям:

Обеспечение доступа всех участников образовательного процесса к правовой информации;

Формирование осознанного законопослушного поведения, формирование у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения к закону, правоохранительным органам;

Формирование правовой культуры родителей и ответственного родительства.

Наиболее актуально правовое воспитание для обучающихся основного общего и среднего общего уровней образования. Подростковый период – наиболее благодатное время для формирования правовой культуры – именно в этом возрасте школьники могут осознанно воспринимать информацию о правах, свободах и законах. Правовое воспитание подростков в итоге должно сформировать личность, для которой уважение к законам государства станет неотъемлемой частью его сущности. Начало правового воспитания школьников – формирование системы терминов и понятий. Свободно оперируя понятиями, школьник сможет лучше понимать правомерность поведения, сформирует понятие ответственности. Методисты рекомендуют начинать с понятий морали: «добро», «справедливость», «ответственность», «порядочность».

Формирование правовой культуры необходимо начинать с начального общего образования, так как именно в начальной школе формируются основные базовые понятия.

Правовое воспитание молодежи – уникальный вид деятельности, который включает широкий спектр методов осуществления. Согласно Концепции модернизации образования, классный руководитель и другие учителя должны уделять особое внимание понятиям духовности, правового самосознания, защите прав учащихся. Правовое воспитание школьников, мероприятия по реализации которого должны проводиться регулярно, требует использования методов личного примера, принуждения, поощрения, анализа правовых норм.

Система правового воспитания детей и обучающейся молодежи – это совокупность структурных, организационных и содержательных элементов, тесно связанных между собой и направленных на формирование и развитие личности, обладающей высоким уровнем правовой культуры.

Целевой аудиторией воспитательного воздействия являются обучающиеся образовательной организации, родители (законные представители) несовершеннолетних.

Цель реализации Плана правового воспитания:

формирование правовой культуры обучающихся, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности

Задачи :

Формирование у детей навыков социальной ответственностии правовой компетентности гражданина, уважительного отношения к Закону, правоохранительным органам;

Социализация личности школьника;

Обеспечение доступа всех участников образовательного процесса к правовой информации.

Наиболее актуальная проблема теории воспитания – внедрение новых методов правового воспитания подростков. По статистике, именно в этом возрасте впервые проявляются противоправные действия. Сценарии по правовому воспитанию школьников должны учитывать особенности возраста объектов воздействия.

Методы правового воспитания:

· Главный метод - беседа. Проводится в рамках урока, на внеклассных мероприятиях, в индивидуальной или групповой формах. Таким образом, ученики накапливают теоретические знания;

· Использование деловой игры требует знаний от педагога и учеников – интерактивные методики всегда демонстрируют высокий уровень усвоения и запоминания информации;

· Внеклассные мероприятия: конкурсы, викторины, практикумы способствуют глубокому усвоению знаний.

Эффективность реализации плана будет оцениваться по следующим количественным и качественным показателям:

Доля обучающихся, вовлеченных в правовое воспитание на муниципальном уровне, в том числе участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах правовой тематики;

Доля несовершеннолетних/школьников, совершивших преступления и иные правонарушения, в общей численности несовершеннолетних/школьников;

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ

мероприятие

ответственные

Ожидаемый результат

Обеспечение доступа участников образовательного процесса к правовой информации

Информирование о работе «телефона доверия»

В течение года

классные руководители

Обеспечение доступа несовершеннолетних к получению квалифицированной анонимной экстренной психологической помощи

Создание уголка правовых знаний «Знай и соблюдай!»

В течение года

Егорова И.И.

обеспечение доступа несовершеннолетних к информации

Оформление выставки правовой литературы «Программа моей независимости», «В гостях у деда Правоведа»

В течение года

школьный библиотекарь

Использование ресурса школьной библиотеки в организации правового воспитания

Передача перечня ссылок на информационные ресурсы правовой направленности для родителей

Первое родительское собрание

Классные руководители

Расширение информационного поля для родителей

Формирование осознанного законопослушного поведения,

формирование у детей навыков социальной ответственности,

уважительного отношения к закону, правоохранительным органам

Организация проведения, Всероссийского дня правовой помощи детям

Формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Организация проведения декады правовых знаний:

Торжественная линейка, посвящена Дню Конституции;

Информационные часы, приуроченные к Международному дню борьбы с коррупцией;

Оформление уголка «Что такое коррупция»;

Игра-путешествие «Права детей» (1-4 классы);

Игра «Страна знатоков» (5-6 классы);

Правовая игра «Мой взгляд» (7-9 классы);

Круглый стол «От безответственности до преступления один шаг» (7-9 класс)

учитель обществознания,

классные руководители, ответственные по плану

Обеспечение охвата 100% несовершеннолетних мероприятиями правовой направленности, повышение их компетентности.

Формирование законопослушного поведения несовершеннолетних

Организация проведения классных часов правовой направленности

В течении е года

Классные руководители

Повышение правовой грамотности, культуры и защищенности учащихся, снижение уровня правонарушений

Организация регулярных тематических информационных бесед на основе календаря правовых дат и событий, бесед об ответственности за совершение правонарушений и преступлений, в т.ч. с привлечением несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета

В течение года

Классные руководители

Расширение кругозора несовершеннолетних, разъяснение происходящих геополитических событий, информированность об ответственности за совершение правонарушений, обеспечение полезной занятости несовершеннолетних, состоящих на учете, их правовой компетентности

Формирование правовой культуры родителей и ответственного родительства

Проведение общешкольных родительских собраний правовой тематики

В течение года

администрация

Повышение правовой компетентности родительской общественности, привлечение родителей (законных представителей) к проведению и участию в мероприятиях по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних

Распространение буклетов по правовому воспитанию

В течение года

Классные руководители

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА МЕРОПРИЯТИЙ

ПРАВОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

1 класс

Правила поведения в классе, школе. На уроки – в школьной форме.

Родина. Малая родина. Народы России. Основные традиционные религии.

Семья. Жизнь семьи. Маршруты выходного дня.

Чисто не там, где убирают... Экономия природных ресурсов: вода, электричество, топливо, продукты питания.

Сказка о потерянном времени.

Права ребенка от 0 до 7 лет.

Роль световозвращающих элементов. Ответственность за нарушение ПДД.

2 класс

Правила поведения на улице. Свой и чужой.

Права ребенка от 0 до 8 лет.

Этикет. Культура поведения в общественных местах.

Охрана природы. Использование без вреда. Загрязнение бытовое и экологическое.

Ты – мне, я – тебе. Безвозмездная деятельность.

Мой и чужой труд. Мое и чужое мнение. Бесконфликтное поведение.

Ответственность пешехода и пассажира.

Звонок в службы спасения, телефоны экстренного реагирования.

3 класс

Роль ребенка в семье, обществе, государстве.

Кто и что меня защищает. Правоохранительные органы, документы. Телефон доверия. Как и у кого просить о помощи.

Права, обязанности и ответственность ребенка до 10 лет.

Созидание, потребление, разрушение. Вандализм.

Моя ответственность за мое здоровье: режим дня, питание, полезные привычки. Дети с ограниченными возможностями здоровья.

Труд. Заработок. Собственность. Кража.

4 класс

Человек – венец природы. Натура и культура. Ответственность за состояние окружающего мира.

Поступки плохие и хорошие. Нравственность. Выбор. Нравственный выбор.

Действие и бездействие. Солидарная ответственность за совершение преступления. Ответственность родителей за деяния несовершеннолетних.

Конституция. Права и ответственность детей с 0 до 11 лет. Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей с общественно опасным поведением.

Добровольчество. Помочь себе, помочь другому.

5 класс

Права, обязанности и ответственность подростков до 12 лет. Вовлечение детей в совершение правонарушений и преступлений.

Трудящиеся, иждивенцы, тунеядцы.

Как оставить след в истории и не «наследить».

Безопасность на дорогах, воде, транспорте.

Ответственность за тех, кого приручили. Общественные организации помощи бездомным животным.

Ценность семьи. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Взаимоотношения с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Милосердие, благотворительность, социальные учреждения.

Школьные службы примирения.

6 класс

Государство и граждане. Символика РФ. Конституция – основной закон страны.

Правила и нормы поведения в обществе. Права, обязанности и ответственность ребенка до 14 лет. Ст. 28. Гражданского кодекса РФ (дееспособность малолетних). Нарушения норм и их последствия.

Здоровье людей. Наркомания. Пьянство.

Право и правопорядок. Ст. 115, 116 УК РФ (нанесение вреда здоровью небольшой степени тяжести, побои). Способы разрешения конфликта.

Наказание лиц, совершивших преступление до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа.

Как защититься от несправедливости. Предупреждение виктимного поведения.

Мораль. Идеал и ценности. Духовность.

Взаимоотношения детей и родителей. Правила поведения в обществе.

7 класс

Задачи и трудности переходного возраста. Мужские и женские роли. Быть взрослым. Оптимизм и пессимизм, альтруизм и эгоизм, подозрительность и доверчивость.

Социальная среда подростка. Влияние улицы. Подросток в группе. Конформизм. Самооценка и влияние группы. «Мы» и «они», «свои» и «чужие». «Чужие» и «чужаки».

Социальный портрет молодежи. Проблемы: снижение общественной роли, ухудшение здоровья, безработица, меркантилизм.

Права, обязанности и ответственность подростков 12-14 лет. Получение паспорта. Конвенция ООН о правах ребенка.

Причины противоправного поведения. Преступление. Уголовная ответственность, ее виды. 20 уголовных статей, по которым ответственность наступает с 14 лет.

Задержание подростка правоохранительными органами. Правила поведения, права подростка при задержании.

Современное общество как источник опасности. Поведение подростка как источник опасности. Необходимость развития чувства безопасности. Предупреждение виктимного поведения. Ситуации риска, их характеристика.

Формальные и неформальные коллективы подростков. Система ценностей, место подростковой культуры в обществе.

Правомерный досуг подростка. Маршруты выходного дня.

Речевое поведение. Хвастовство, осуждение, оскорбление, неправомерное оскорбление, угроза. Как избежать конфликта.

8 класс

Глобализация. Причины и опасность международного терроризма. Религиозные фанатики, футбольные фанаты и др.

Реформа и революция. Цветные революции.

Воспитание и социализация. Воспитание в семье. Человек и его потребности. Свобода и ответственность.

Налоги, их виды. Долг и кредит. Значение труда. Почему люди теряют работу. Безработица.

Социальная стратификация, социальная дифференциация. Социальные роли. Богатство и бедность как социальное явление.

Межнациональные отношения. Этнические конфликты. Толерантность.

Проблемы общения. Виды конфликтов и их разрешение.

Права несовершеннолетнего 14-16 лет. Эмансипация. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Алкоголизм, наркомания, преступность.

9 класс

Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть. Распад СССР и проблема сепаратизма. Межнациональные конфликты.

Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Голосование, выборы, референдум. Конституция. Правовой статус человека. Нарушение и защита прав и свобод гражданина.

Нормы семейного права. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Защита детского труда.

Социальные нормы. Юридическая ответственность. Правосознание и правовая культура. Равенство перед законом. Административные правонарушения. Гражданские правонарушения. Разнообразие мер воздействия. Материальная ответственность. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа, воспитательные колонии.

Право собственности на имущество. Ст. 158, 159, 161, 162, 163, 166 УК РФ (кража, мошенничество, грабеж, разбой, вымогательство, угон).

Формы совершения преступления: действие и бездействие. Признаки преступления. Умысел и неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Ст.150, 151 УК РФ (вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, в антиобщественное поведение).

Культура. Этикет. Образ жизни. Привычки и манеры. Обычаи и традиции. Нравы и мораль. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культура. Субкультура. Контркультура. Неформальные молодежные группы, их поведение и ответственность.

Религия и ее роль в обществе. Традиции и радикализм. Религиозный терроризм.

    РАЗЪЯСНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

    С.В. ШЕВНИН

    На протяжении последних лет одним из важнейших направлений деятельности органов прокуратуры является, безусловно, работа по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению.
    Вопросы организации этой работы подробно регламентированы соответствующим Приказом Генерального прокурора РФ от 10 сентября 2008 г. N 182, в котором разъяснение законодательства рассматривается как неотъемлемая часть системы профилактики правонарушений, особенно в молодежной среде.
    Вместе с тем организация и проведение подобных мероприятий среди несовершеннолетних имеют свои особенности.
    При этом прокуратурой Арбажского района Кировской области накоплен положительный опыт проведения такой работы.
    Так, согласно распоряжению прокурора района за оперативными сотрудниками прокуратуры закреплены все образовательные учреждения района.
    Ежегодно составляются графики выступлений прокурорских работников в образовательных учреждениях.
    Соответственно, в планах мероприятий по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению прокуратуры района (а они рассчитаны на полугодие) существенное место отведено работе именно с несовершеннолетними.
    Вот лишь несколько примеров проводимой нами работы.
    Так, в 2012/13 учебном году по инициативе работников Арбажской центральной библиотеки им. А.П. Батуева и районной прокуратуры был образован клуб для старшеклассников "В правовом поле".
    В рамках работы этого клуба в период с сентября по май перед учащимися МКОУ СОШ пгт Арбаж (Арбажской средней школы - наиболее крупного общеобразовательного учреждения района) регулярно выступали представители прокуратуры.
    Темы бесед, выступлений - самые разные, но все они так или иначе связаны с правом, направлены на повышение уровня правовых знаний школьников, их правовой культуры, например: "Закон и подросток", "Ответственность за хулиганство и вандализм", "Служу в Российской Армии - правовые аспекты призыва", "Право в современном мире" и т.д.
    В течение нескольких лет в образовательных учреждениях района проводится декада правовых знаний.
    Например, в период ноября-декабря 2013 года перед школьниками выступали представители различных структур, ведомств, так или иначе участвующих в исполнении законов о несовершеннолетних.
    Сотрудники прокуратуры выступили во всех школах района - как в районном центре, так и в сельских.
    Мы, в частности, рассказывали подросткам о возникновении и развитии права, о роли и предназначении правоохранительных органов, о возможности получения юридического образования, об особенностях работы в органах прокуратуры, давали ответы на поступающие вопросы. Приводились примеры из конкретных уголовных дел о преступлениях, совершенных как несовершеннолетними, так и взрослыми (особенно - если они были совершены в группе с несовершеннолетними).
    При этом важно общаться с подростками на понятном, доступном для них языке, постепенно переходя от более простых тем, вопросов к более сложным.
    Например, если попытаться рассказать школьнику о том, что факт привлечения к уголовной ответственности, а тем более наличия судимости (пусть и полученной в несовершеннолетнем возрасте) влечет за собой отрицательные правовые последствия, он, скорее всего, просто кивнет головой в знак согласия, не особенно, может быть, поняв, о чем идет речь.
    Гораздо эффективнее на примерах конкретных уголовных дел разъяснить, что, например, человека, который беспричинно развязал драку, избил более слабого и беззащитного, вряд ли примут на работу в службу охраны солидного заведения; подростку, который в период летних школьных каникул в пьяном виде совершил угон машины, едва ли в дальнейшем доверят большегрузный автомобиль; ученику, который попался на воровстве в школьной раздевалке, никто во взрослой жизни не доверит серьезных денег и т.п.
    Приходится объяснять детям, что, оказывается, одни и те же слова, выражения в русском языке могут иметь совершенно разное значение с точки зрения административного и уголовного права.
    Так, жесткое либо "исключительно образное" выражение, которое ты адресовал неудачливому партнеру по команде во время игры в спортивном зале - это, как правило, всего лишь безобидный выход энергии.
    А вот если ты подобным образом обратишься в повседневной ситуации к постороннему человеку на улице, - возможно, отвечать тебе придется уже практически как взрослому.
    Конечно же, подросткам еще сложно воспринимать, скажем, такие выражения, как "назначение уголовного наказания в виде штрафа", "компенсация затрат на лечение потерпевшего" и "возмещение морального вреда, причиненного преступлением".
    Поэтому полезнее, например, просто рассказать об уголовном деле, по результатам судебного рассмотрения которого виновный заплатил штраф, оплатил лечение потерпевшего да еще и возместил ему моральный вред, потратив на все это внушительную сумму денег.
    А после подробного рассказа задать ребятам вопрос: "Если бы не преступление, поводом к совершению которого послужила секундная несдержанность или же злоупотребление спиртным, - на какие цели можно было бы потратить эти деньги их владельцу?".
    Ответы, как правило, связаны с возможной покупкой скутера, ноутбука, планшетника и других подобных вещей, которые так интересуют сейчас подростков. То есть вывод очевиден: преступлений лучше не совершать.
    И еще хочется сказать вот о чем. Значительная часть выпускников, получив школьное образование, уезжает за пределы нашего района с целью продолжения учебы, в том числе получения высшего образования.
    Это влечет резкую смену "родной" обстановки, новую жизнь в непривычной среде, в большом, чужом, порой многомиллионном городе, сложную учебу, т.е. условия, в которых рассчитывать по большей части приходится только на себя.
    А многих юношей ждет призыв на военную службу в многонациональный армейский коллектив.
    Как не растеряться, не сломаться, как адаптироваться в незнакомой среде, не поддаться мнимым соблазнам, реализовать себя?
    Об этом мы, прокурорские работники, в жизни которых, конечно же, были и вузы с их общагами, и армейская служба, и первые непростые шаги в выбранной профессии, также предельно откровенно рассказываем школьникам.
    Считаю, что подобная деятельность районной прокуратуры является результативной.
    Так, в течение нескольких последних лет уровень подростковой преступности в Арбажском районе ниже, чем в среднем по области, причем особо тяжкие преступления, а также тяжкие преступления против личности, совершенные несовершеннолетними, не регистрировались.
    В 2013 г. по сравнению с 2012 г. в два раза снизилось количество зарегистрированных общественно опасных деяний, совершенных подростками до достижения ими возраста уголовной ответственности.
    И, напротив, большое количество выпускников школ района намерены связать либо уже связали свою жизнь с правоохранительными органами, в том числе с прокуратурой.
    В 2013/14 учебном году соответствующая разъяснительная и просветительская работа сотрудниками районной прокуратуры продолжена.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Правовое просвещение
Проблеме прав человека посвящено много научных, учебных и популярных изданий. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу мнений, убеждений, автономию личной жизни, право на участие в политических процессах – это необходимые условия гармоничного существования, как современного человека, так и общества. Вопросы формирования гражданского правосознания и правовой культуры всегда остаются актуальными. Таким образом, соблюдение и защита прав человека являются необходимыми условиями построения современного государства

Важное значение в развитии системы правового просвещения и защиты прав человека имеет создание института Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса в образовательных учреждениях. Дети достаточно много времени проводят в школе, поэтому очень важен вопрос: в каких условиях проходит обучение, достаточно ли хороши эти условия для того, чтобы дети могли в полном объеме усвоить школьную программу, развить свои способности, склонности, не имея при этом проблем с физическим и психическим здоровьем.

Понятие «качество жизни» - социально- психологическая категория. Качество жизни определяется степенью удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Качество жизни школьника определяется субъективной оценкой школьниками степени удовлетворения их физиологических потребностей, потребностей в безопасности, в принятии и принадлежности к группе, в достижении и уважении, в реализации возможностей личности. В процессе постепенного перехода к новому качеству образования постановка вопроса о правах детей и их соблюдении отражает изменения, которые происходят в системе образования. И прежде всего, в сфере отношений между основными участниками образовательного процесса: детьми, их родителями, педагогами, школьной администрацией.

Однако, чтобы защищать свои права, надо их знать. Один из основных факторов, препятствующих более полной реализации прав детей в образовательных учреждениях, - низкий уровень правовой культуры всех участников образовательного процесса, многие из которых убеждены в том, что права детей соблюдаются, даже когда эти права нарушены. Поэтому одной из форм работы Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса является просветительская деятельность.

Для полноценного содействия правовому просвещению участников образовательного процесса Уполномоченный должен изучить основные законы, регулирующие их права. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется документами:

Декларация прав Ребенка

Конвенция ООН о правах Ребенка

Конституция Российской Федерации

Гражданский кодекс РФ

Семейный кодекс РФ

Трудовой кодекс РФ

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Устав школы

Положение о группе продленного дня

Положение о родительском собрании

Положение об уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса

Для организации просветительской работы Уполномоченного в школе можно провести ряд организационных мероприятий. Оформить стенд, где разместить Правила школьной жизни, Устав школы. На стенде также можно разместить материалы:


  • «Кто такой – омбудсмен?» (история становления института уполномоченного);

  • выдержки из Декларации о правах человека, Конвенции о правах ребенка;

  • обзор российского законодательства «Права и ответственность несовершеннолетних»;

  • контактная информация о государственных и общественных организациях, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка, телефоны доверия.
Правовое просвещение обучающихся необходимо осуществлять на протяжении всего обучения в школе. На каждом возрастном этапе необходимо включать основы знаний различных документов, защищающих права ребенка в различных жизненных ситуациях. Дети должны обладать знаниями своего правового статуса (Приложение 1).

Для организации правового просвещения обучающихся можно выбрать разные формы и методы, сообразно возрасту. Это могут быть классные часы, беседы, деловые игры и занятия по правовой тематике, День правовых знаний, ученические лектории, встречи с представителями правоохранительных органов, органами самоуправления, День самоуправления, «Неделя права», индивидуальные беседы с детьми. С обучающимися можно проводить анкетирование с целью определения уровня правовых знаний. (Приложение 2)

Правовое просвещение педагогов можно осуществлять на педагогических советах, собраниях трудового коллектива, заседаниях школьных методических объединений в виде лекций, сообщений круглых столов по правовой тематике. Также возможны индивидуальные консультации и методические советы классным руководителям по проблеме прав ребенка

Для правового просвещения родителей можно выделить время на общешкольных и классных родительских собраниях, проводить индивидуальное беседы с родителями по вопросам нарушения прав ребенка.

Таким образом, просветительская деятельность Уполномоченного по правам участников образовательного процесса способствует формированию ценностных установок учащихся и учителей на демократические и правовые отношения, понимания школьным сообществом связи зависимости законодательства и законотворчества в школьном правовом пространстве с правовыми нормами российского законодательства и мирового сообщества. Работа Уполномоченного в этом направлении должна способствовать организации школьной жизни таким образом, чтобы в условиях школьного сообщества востребовались гражданские качества и умения школьников, возникла ситуативная гражданская активность всех участников образовательного процесса, побуждающая обращаться к принятым нормам, законам и поступать в соответствии с ними. В современных условиях создание именно такого правового школьного пространства может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государство

Приложение 1


Правовой статус несовершеннолетних

Права, обязанности, ответственность

Необходимость знаний, умений, навыков для реализации прав, ответственности.

С рождения

-право на жизнь (ст.6 Конвенции ООН о правах ребенка,ч.1ст.20

Конституции РФ);

Право на имя (ст.7 Конвенции ООН о правах ребенка, ст.58 Конституции РФ);

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст.27. Конвенции ООН о правах ребенка)



С начальной школы - необходимость знаний о международных и российских документах о правах человека, правах ребенка, их основное содержание

С рождения

-право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом;

Право на самостоятельное обращение в органы опеки и попечительства за защитой своих прав;

Право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного заседания (ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 56, 57 СК РФ)


С начальной школы – необходимость знаний органов по защите прав ребенка, их компетенции, навыки обращения к ним за защитой своих прав, знание основ процессуального законодательства

С рождения

-Право жить и воспитываться в семье. Право на имущественные права (ст.9,12 Конвенции ООН о правах ребенка, ст.54,57,60 СКРФ)

С начальной школы- необходимость знаний семейного права, гражданского права, наследственного права

С рождения

-Право на гражданство (ст.7 Конвенции ООН о правах ребенка)

С начальной школы – необходимость знаний основ законодательства РФ о гражданстве и правовом статусе иностранных граждан

С рождения

-право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья(ст.24 Конвенции ООН о правах ребенка)

С начальной школы - необходимость знаний основ гражданского законодательства, законодательства о защите прав потребителей

С рождения

-право на отдых и досуг

Право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни(ст.31 Конвенции ООН о правах ребенка;

Право на защиту от экономической эксплуатации (ст.32 Конвенции ООН о правах ребенка)


С начальной школы – необходимость знаний основ трудового законодательства, основ законодательства об охране здоровья

С рождения

-право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и использования в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими (ст.33 Конвенции ООН о правах ребенка)

С начальной школы – необходимость санитарно-гигиенического образования, знаний основ административного и уголовного законодательства об ответственности за изготовление, распространение наркотических средств, вовлечение несовершеннолетних в противоправную деятельность

С рождения

- право на защиту от сексуальной эксплуатации (ст.34 Конвенции ООН о правах ребенка)

С начальной школы – необходимость санитарно-гигиенического образования, знаний основ административного и уголовного законодательства об ответственности за противозаконные действия сексуального характера

С рождения

-право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (ст.35 Конвенции ООН о правах ребенка)

С начальной школы – необходимость знаний уголовного законодательства, законодательства о защите прав ребенка

С 6 лет

-право на образование

Обязанность получить основное общее образование (ст.43 Конституции РФ)



С начальной школы – необходимость знаний об обязанности родителей обеспечения получения детьми основного общего образования, о гарантиях государства на получение образования

С 6 лет

-право совершения мелких бытовых сделок (ст.28 ГК РФ)

С начальной школы- необходимость знаний основ гражданского законодательства, основ законодательства о защите прав потребителей, навыки заключения договоров купли –продажи, договоров на оказание услуг

С 8 лет

-право быть членом и участником детского общественного объединения (ст.19 Закона «Об общественных объединениях»)

Необходимость знаний об устройстве государства и общества, навыков общественной жизни, работы в коллективе, решения общих задач

-ответственность в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа (Закон РФ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»)

Необходимость знаний об ответственности несовершеннолетних, компетенции по делам несовершеннолетних и защите их прав

С 10 лет

- право давать согласие на изменения своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 134 СК РФ)

Необходимость знаний основ семейного законодательства

С 11 лет

- ответственность в виде помещения в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т.п.) с девиантным (общественно-опасным) поведением (ст.50 Закона РФ «Об образовании»)

Необходимость знаний об ответственности несовершеннолетних, компетенции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, судебных органов

С 14 лет

- право давать согласие на изменение своего гражданства (ст.9 Закона «О гражданстве РФ»)

Необходимость знаний основ законодательства о гражданстве

С 14 лет

-право отмены усыновления (ст. 142 СК РФ);

Право требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст. 62 СК РФ)



Необходимость знаний основ семейного, процессуального законодательства

С 14 лет

- право без согласия родителей распоряжаться заработком (стипендией) и иными доходами;

Право без согласия родителей осуществлять права автора результата своей интеллектуальной деятельности;

Право самостоятельно совершать некоторые сделки, а также нести ответственность по заключенным сделкам (ст.26 ГК РФ);

Самостоятельная гражданская ответственность за причиненный вред (ст.1074 ГК РФ)



Необходимость знаний основ семейного, трудового, гражданского законодательства, умение заключения трудового договора, трудового соглашения, договора на оказание услуг, знание случаев ограничения вышеуказанного права, ответственности за причиненный вред, порядка возмещения материального и морального вреда.

С 14 лет

- право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов (ст.56 СК РФ)

Необходимость знания о судебной системе, процессуального законодательства, навыков обращения в суд, составления искового заявления

С 14 лет

- право быть принятым на работу в свободное от учебы время для выполнения легкого т руда (ст.63 ТК РФ);

Право работать не более 24 часов в неделю (ст.92 ТК РФ)

Право на поощрение за труд (ст.191 ТК РФ);

Право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для ребенка время (ст.267 ТК РФ);

Право на объединение в профсоюзы;

Обязанность работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину (ст.21 ТК РФ)

Дисциплинарная ответственность за нарушение трудовой дисциплины (ст.192 ТК РФ);

Материальная ответственность работника (ст.242 ТК РФ)



Необходимость знаний основ трудового законодательства, порядка

трудоустройства, особенности регулирования труда несовершеннолетних, умения составления трудового договора, ответственности работников и работодателей, способы защиты трудовых прав, правах профсоюзов, навыков обращения к работодателю



С 14 лет

- обязанность иметь паспорт (Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ»

Необходимость знаний о компетенции паспортно-визовых служб, значении паспорта в жизни гражданина, ситуаций, в которых необходимо предъявление паспорта, ответственности за утерю паспорта, умения обращаться с паспортом, навыки обращения в паспортно-визовую службу

С 14 лет

-уголовная ответственность за преступления, предусмотренная ст.20 УК РФ

Необходимость знаний основ уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних, преступлениях, за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет, навык поведения в случае задержания, предъявления обвинения, привлечение к судебному разбирательству

С 15 лет

- право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (ст.24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан)

Необходимость знаний основ законодательства о здравоохранении, об охране здоровья, о защите прав потребителей, умение заключения договором на оказание медицинских услуг

С 15 лет

- право быть принятым на работу в случаях получения основного общего образования либо оставления его в соответствии с законодательством (ст.63 ТК РФ)



С 16 лет

- право вступать при наличии уважительной причины с разрешения органа местного самоуправления (ст.13 СК РФ);

Право самостоятельно осуществлять родительские право (ст.62 СК РФ)



Необходимость знаний семейного законодательства, прав, обязанностей и ответственности родителей, умение заключения брачного договора, соглашения об алиментных обязательствах

С 16 лет

-право работать не более 36 часов в неделю (ст.92 ТК РФ)

Необходимость знаний основ трудового законодательства, порядка трудоустройства, особенностей регулирования труда несовершеннолетних, умения составления трудового договора, ответственности работодателей, способы защиты трудовых прав, правах профсоюзов, навыков обращения к работодателю

С 16 лет

- обязанность юношей пройти подготовку по основам военной службы (ст.13 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»)

Необходимость знаний об основах военной службы, законодательства об альтернативной службе

С 16 лет

- административная ответственность (ст.2 КоАП РФ)

Необходимость знаний основ законодательства административных правонарушений и ответственности за их совершение, особенностях административной ответственности несовершеннолетних, правонарушениях, за которые они могут быть привлечены к административной ответственности, об органах, компетентных к привлечению к административной ответственности и их правомочиях

С 17 лет

- обязанность юношей встать на военный учет (пройти комиссию и получить приписное свидетельство ст.9 Закона РФ « О воинской обязанности и военной службе»)

Необходимость знаний об основах военной службы, компетенции комиссии по постановке граждан на воинский учет, законодательство об альтернативной гражданской службе

С 18 лет

-право на вступление в брак (ст.13 СК РФ)

Необходимость знаний основ семейного законодательства, прав, обязанностей и ответственности родителей, умения заключения брачного договора, соглашения об алиментных обязательствах

С 18 лет

- право голосовать и избирать на референдуме, участвовать в иных избирательных действиях (Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»)

Необходимость знаний об устройстве государства и общества, структуре органа власти, их компетенции, избирательного законодательства, навыков участия в управлении делами государства

С 18 лет

- право на управление легковыми автомобилями (ст.25 Правил дорожного движения РФ)

Необходимость знаний Правил дорожного движения, ответственности за их нарушение

С 18 лет

-право быть учредителями, членами и участниками общественных объединений (ст.19 Закона «Об общественных объединениях»)

Необходимость знаний о правах и ответственности общественных объединений, порядка их регистрации и деятельности, навыки общественной работы, умения составления уставов, учредительных документов

С 18 лет

- воинская обязанность для юношей (ст.59 Конституции РФ, ст.22 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»)

Необходимость знаний об основах военной службы, компетенции по постановке граждан на воинский учет, законодательства об альтернативной гражданской службе

С 18 лет

-полная материальная ответственность работника (ст.242 ТК РФ)

Необходимость знаний трудового, гражданского законодательства о материальной ответственности граждан, порядка возмещения материального и морального вреда, процессуального законодательства о порядке возмещения вреда навыки составления исков, объяснительных записок

С 18 лет

-полная уголовная ответственность (ст.20,87 УК РФ)

Необходимость знаний об основах уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права, особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних, преступлениях, за которые может наступить уголовная ответственность несовершеннолетних

Приложение 2


Анкета
Определение уровня правовых знаний.
Цель: выявление знаний о правах и обязанностях человека, готовности к гражданскому становлению.
1.Дайте определение понятия «конституция».

2. Когда была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации?

3.Перечислите личные права граждан Российской Федерации.

4.Какие социально-экономические права гражданина Российской Федерации вы знаете?

5.Назовите политические права гражданина Российской федерации.

6.Каковы культурные права гражданина Российской Федерации.

7.Какие обязанности гражданина Российской Федерации закреплены в Конституции?

8.Уголовная ответственность гражданина Российской Федерации начинается:

а) с 14 лет

б)16 лет


в)18 лет;

9.Полноправным гражданином Российской Федерации молодой человек становится:

а) с 16 лет

б)18 лет


в)20 лет;

10.Дайте определение понятия «гражданин».

11.Высший законодательный орган Российской Федерации это:

а) Совет Федерации

б) Федеральное Собрание

в) Государственная Дума


Форма подведения итогов: процентное соотношение правильных/неправильных ответов.

Приложение 3

Анализ конфликтной ситуации
Личностные характеристики субъектов противостояния:

Учитель русского языка характеризуется повышенной эмоциональностью, категоричностью своих высказываний, нежеланием разбираться в ситуации, которая произошла «здесь и сейчас»;

Учащийся 9 класса Артем обладает завышенной самооценкой, не развита саморегуляция, неустойчивая нервная система (возрастная особенность), высокая эмоциональность объясняется наличием чувства неуверенности в себе.

Конфликт характеризуется наличием основных этапов.

1. Предконфликтная ситуация возникла в начале учебного года и характеризовалась тем, что учитель неоднократно в беседах с Артемом предъявляла претензии к качеству подготовки к урокам. Учитель настаивала на выполнении своих требований, главный аргумент – подготовка и сдача экзамена по предмету. На эти требования учащийся не обратил должного внимания, посчитав, что учитель к нему слишком требователен, расценивал её действия как преднамеренно враждебные с целью унизить. Между учителем и учеником появилась предубежденность и неприязнь в эмоциональной сфере.

2. Конфликт перешел из латентного состояния в открытое, когда после очередной «двойки» за четверть учитель сказала, что Артем не будет допущен к сдаче экзаменов, т.к. «тройку» она ему не поставит ни при каких обстоятельствах. Таким образом, можно считать, что конфликт достиг своего апогея. Анализируя поведение учителя на этой ступени конфликта, можно сказать, что были забыты истинные причины и цели конфликта и главной целью стало нанесение максимального урона учащемуся. На беседу с учителем была приглашена мама Артема. Она согласилась с требованиями учителя, посчитала их справедливыми. На беседе присутствовал Артем, он также согласился с требованиями учителя и выразил готовность изменить своё отношение к подготовке к урокам, быть более ответственным. Мама попросила учителя дать ей рекомендации, как помочь ребенку в решении возникших трудностей. Учитель ответила, что она не поставит Артему положительную отметку даже за его старания. У Артема такой ответ усилил негативное отношение к учителю и к предмету, нежелание что-либо менять в отношениях. Конфликт обострился.

Для разрешения данной ситуации была привлечена так называемая «третья сила» в лице завуча. В результате неоднократных бесед обеим сторонам стало ясно, что конфликт достиг того накала, что продолжать его больше не следует, необходимо искать пути решения возникших проблем и трудностей.

Таким образом, конфликт вызрел, способ завершения данного конфликта был направлен на изменение самой конфликтной ситуации путем воздействия на самих участников и изменения их отношения к этой ситуации.

3. Фаза завершения конфликта началась с эмоциональной разрядки. Учитель, «спустив пар», перешла к более конструктивному поведению: избегала словесных раздражителей, конкретно и определенно высказала свои требования, предлагала пути решения возникших проблем. Артем принял эти требования и высказал желание их выполнять.

При анализе эмоционального содержания оказалось, что каждая сторона привнесла в конфликт собственную совокупность стрессов и эмоций, среди которых были и обида, и чувство беспомощности, и комплексы, и амбиции.

Основной путь урегулирования конфликта – переговоры. Причем переговоры были начаты после вмешательства посредника. Конфликтующие стороны обсудили спорный вопрос, выработали пути преодоления возникших разногласий, приняли общие правила поведения при взаимодействии.

Со стороны ученика нарушение школьных требований, неподготовленность домашних заданий, нарушение дисциплины, негативное отношение к требованиям

взрослых, попытка любой ценой продемонстрировать свою взрослость. Все это накладывается на особенности подросткового возраста, который и так характеризуется неуравновешенностью, вспыльчивостью, частой сменой настроения;

Со стороны учителя отсутствием умения учитывать в работе с подростками их индивидуальные особенности, подчеркиванием собственного превосходства, построение взаимоотношений на эмоциональной основе.
Наиболее важные мероприятия:


  1. Участие в Совете школы.

  2. Выступление на педагогических советах по актуальным вопросам с анализом прошедших мероприятий, акций, проблемам правового характера.

  3. Участие и выступления на методических объединениях классных руководителей по вопросам тематики и методики проведения классных часов.

  4. Участие в семинарах Уполномоченных.

  5. Изучение и анализ обстановки в школе (организация встреч администрации с учащимися, ответы на вопросы и т.д.).

  6. Комплектация библиотеки по вопросам прав человека.

  7. Стенд «Права».

  8. Оказание методической помощи классным руководителям в подготовке к классным часам по правовой тематике.

  9. Урегулирование конфликтов между детьми, педагогами, родителями.

  10. Профилактические беседы с учителями с целью предупреждения нарушений прав детей.

  11. Беседы с учителями по запросу родителей.

Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса

МАОУ Заревской СОШ с УИОП