Программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций. Ежегодные занятия с водителями автотранспортных организаций Ежегодные занятия водителей по 20 часовой программе

Краткое содержание данной статьи:

На сегодняшний день 20 часовая программа обучения водителей по безопасности дорожного движения, с точки зрения закона, висит на волоске.

Я имею ввиду следующее. То как нам предъявляет требование надзорный орган (УГАДН), выглядит вообще не убедительно и даже очень спорно.

Ситуация по 20 часовой программе , а именно обучение водителей по РД-26127100-1070-01 Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств (утв. Минтрансом РФ 2 октября 2001 г.), находится на переломном моменте.

Как всегда, обо всем по порядку.

P.S. Кстати эта Статья «на вынос». Скачать эту статью для обсуждения — тема: можно

20 часовая программа обучения водителей. Позиция УГАДН

Логическая цепочка и правовая связка надзорного органа такая:

  • В Федеральном Законе ФЗ-196 «О БДД» есть требование о повышении квалификации водителей, цитирую:

    …юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки) , а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями , обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей

  • Руководящий документ. РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей» (утв. Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 января 1986 г.) предписывает проводить ежегодные занятия с водителями по повышению профессионально мастерства;
  • Руководящий документ. РД-26127100-1070-01 «Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств» (утв. Минтрансом РФ 2 октября 2001 г.) представляет нам сам план и программу ;
  • Действующие учебный план и программа ежегодных обязательных в автотранспортных предприятиях были введены в действие распоряжением Минавтотранса РСФСР от 31.03.1987, N АП-14/118.

Вот такой набор выкатывает нам надзорный орган, когда приходит с надзорной проверкой и выписывает Предписание.

И самое интересное, я посмотрел судебную практику, и увидел, что чаще всего суды встают на сторону надзорного органа. И в мотивационной части суда зачастую нет глубокого анализа этих документов.

Суды здесь не виноваты (отчасти), потому что как им представляют законодательную базу обе стороны, так они и принимают решение. А организация, точнее юрист организации, как правило, «плавает» в транспортном законодательстве и не всегда правильно может выстроить свою доказательную позицию.

Но есть и судебные решения, где все-таки, дается правильная оценка нормативным документам, которые «связали» в доказательную базу и представили суду.

И есть судебная практика, где суд считает, что надзорные органы выписали предписание не законно. Например, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда (Дело № А66-8046/2014)

20 часовая программа. Анализируем нормативную базу

Итак, давайте будем теперь смотреть трезво на ту цепочку, которая, как вы сейчас поймете, висит на волоске.

1. Распоряжение Минавтотранса РСФСР от 31.03.1987, N АП-14/118, которое вводило в действие учебный план и программу ежегодных обязательных 20-ти часовых занятий с водителями , и на которое в судах ссылается надзорный орган (УГАДН), оказывается отменено еще в 2002 году .

Вот этот нормативный документ: Министерство Транспорта Российской Федерации Приказ от 16 октября 2002 года N 132.


То есть мы Распоряжение Минавтотранса РСФСР от 31.03.1987, N АП-14/118, которое вводило в действие учебный план и программу ежегодных обязательных 20-ти часовых занятий с водителями, вычеркиваем из своей текущей работы.

2. Утверждение о том, что обучение должно проводиться не реже чем один раз в год, написано в пояснительной записке к РД-26127100-1070-01 «Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств» (утв. Минтрансом РФ 2 октября 2001 г.).

Но обращаю внимание на эту цитату:

…В соответствии с требованиями приказа Минтранса РФ от 9.03.1995 N 27 , утвердившего Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий по соответствующему учебному плану и программе с периодичностью не реже одного раза в год

То есть периодичность устанавливает Приказ Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27, который тоже утратил силу с 29 марта 2011 года.



3. О ежегодности проведения занятий с водителями говорит еще один нормативный документ на который ссылается УГАДН.

Это Руководящий документ. РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей» (утв. Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 января 1986 г.).

Но позвольте, давайте прочитаем пункт 1.1 Общего положения этого РД, цитирую:

…Настоящее Положение является единым документом, устанавливающим порядок повышения профессионального мастерства и проведения стажировки водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей в предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР

Ну, во-первых, здесь нет ничего о легковых автомобилях. А во-вторых, и это главное, нет теперь такого Министерства. А если даже и предположить, что это нынешнее Министерство Транспорта РФ, то у Министерства нет предприятий.

Это структура «советской» эпохи. Поэтому мы этот руководящий документ тоже вычеркиваем из своей работы как обязательный .

4. Теперь мы понимаем, что в пояснительной записке к РД-26127100-1070-01 «Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств» (утв. Минтрансом РФ 2 октября 2001 г.) есть ссылка на два отмененных нормативных документа.

И не забываем главное, что законную силу нормативному акту придает регистрация в Минюсте и официальное опубликование.

И вот что на этот счет говорит Гарант: «Текст плана официально опубликован не был» .



5. Теперь главный момент и главный козырь. Это Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», цитируем нашу любимую статью 20 пункт 2:

…юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями) , обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения…

Здесь нет срока (периодичности), но есть очень «скользкая» фраза создать условия для повышения квалификации водителей .

И когда мы берем судебную практику и официальные комментарии Министерства транспорта о том, что

…Рекомендательные документы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, РД-26127100-1070-01, могут применяться в части, не противоречащей действующему законодательству

то мы понимаем, что надо сделать правильные выводы по 20 часовой программе обучения водителей .

То есть вывод такой — нормы из этих РД не должны противоречить действующему законодательству, и они могут (но не обязаны) применяться…

Поэтому я и говорю, что позиция надзорных органов в той связке, которую они представляют, держится на законодательном волоске.

В вопросе обучения по 20 часовой программе нужно просто правильно все прочитать и применить нормы которые будут не противоречить друг другу, а дополнять друг друга .

В итоге, исходя из выше обозначенного анализа, давайте «причешем» нормативную связку УГАДН и проанализируем то, что у нас осталось, посмотрим, что с этим делать и как теперь выстраивать такое мероприятие как повышение квалификации .

  • Обучение водителя по 20 ч. программе

У нас есть эффективное решение: дистанционное видео обучение водителей . Комбинированная 20-ти часовая программа обучения для водителей (видео + текст) это удобное решение для специалиста и руководителя, а также материал намного лучше усваивается самим водителем.

20 часовая программа обучения. Повышение квалификации

К вопросу повышения квалификации водителей я зайду с другой стороны.

Напомню, что обучение по 20 часовой программе с водителями не что иное как повышение профессионального мастерства водителя .

Немного «поиграем» понятиями.

Под мастерством мы понимаем умение управлять автомобилем и умение правильно оценивать дорожно-транспортные ситуации, применяя накопленный опыт.

И мы приблизились вплотную к такому понятию как профессиональная компетенция водителя .

Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при управлении транспортным средством.

И теперь, мы понимаем, что обучение по 20 часовой программе это не что иное как профессиональное обучение .

Цитирую Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», глава 9, статья 73 (Организация профессионального обучения):

…4. Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня…

Вот теперь мы обращаемся к Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», где речь идет о создании условий для повышения квалификации водителей.

И мы понимаем, что нашим водителям может пригодиться профессиональное обучение в виде повышения квалификации . То есть необходимо

…совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации…

Тем более, что профессия «водитель» входит в Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. N 513).

Все сходится.

А теперь главный момент. По какой программе проводится профессиональное обучение в виде повышения квалификации водителей?

Давайте сначала обратимся к Федеральному закону «Об образовании». Этот нормативный документ имеет приоритетный статус. Цитирую опять статью 73, пункт 8:

…Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность , если иное не установлено законодательством Российской Федерации…

Теперь анализируем.

Программу профессионального обучения разрабатывает и утверждает . Так как профессионального стандарта по водителям пока не утверждено, то на основе профессиональных требований и разрабатывается такая программа.

Здесь есть важная фраза: «…если иное не установлено законодательством Российской Федерации…»

И под это дело, как раз и стыкуется Учебно-тематический план РД-26127100-1070-01 (20 часовая программа обучения) , основа которого не противоречит Квалификационным требованиям, а как раз отражает тематику этих требований.

Это значит, сам план и 20 программа обучения обучения водителей очень хорошо подходит для профессионального обучения в виде повышения квалификации.

Кстати. Не забывайте, что 20 часовая программа не является исключительной, единственной и типовой. Напоминаю цитату судебных органов и комментариев Минтранса: «…могут применяться в части, не противоречащей действующему законодательству…»

Наряду с 20 часовой программой обучения водителей , могут быть разработаны и другие программы. Каждое образовательное учреждение может разработать свою программу (закон это не запрещает).

Главное, чтобы содержание программы соответствовало профессиональному стандарту или квалификационным требованиям.

Поэтому, если ваша ООО «Одуванчик» обучило водителей в образовательном учреждении по программе объемом 31 час (например), и программа называется «Надежный и спокойный водитель», то надзорный орган не вправе выписывать вам предписание, потому что вы выполнили требование Федерального Закона.

И вы имеете право выбирать среди предложенных вам программ.

Но, реальная действительность сегодня такова, что тематика 20 часовой программы обучения устраивает всех: надзорные органы, образовательные учреждения и обучающихся.

Также, 20 часовая программа обучения водителей хороша и актуальна тогда, когда встает вопрос о том, кто может обучать .

  • Обучение водителя по 20 ч. программе

У нас есть эффективное решение: дистанционное видео обучение водителей . Комбинированная 20-ти часовая программа обучения для водителей (видео + текст) это удобное решение для специалиста и руководителя, а также материал намного лучше усваивается самим водителем.

20 часовая программа обучения водителей. Кто может обучать

Напомню, мы ведем речь не просто о в целом, а анализируем конкретную ситуацию с 20 часовой программой обучения , которая представляет собой один из вариантов повышения квалификации водителей .

Причем мы с вами уже поняли, что повышение квалификации водителей рассматривается именно как профессиональное обучение . Именно так это выглядит в рамках Федерального закона «Об образовании».

Теперь следующий вопрос: «А кто может проводить это обучение?»

Мне на глаза не попадалась судебная практика, где бы надзорный орган предписывал проводить только в образовательных учреждениях.

Что по этому поводу говорят законы.

Итак, цитирую опять Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Снова Глава 9. Профессиональное обучение.

…Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования . Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц…

Давайте также обратимся к новому ГОСТ 12.0.004-2015 (Организация обучения безопасности труда).



Здесь есть две главы:

6. Особенности организации обучения безопасности труда непосредственно на работе

…6.2 Обучение безопасности труда проводится при всех формах и видах профессионального обучения работающих, особенно рабочих профессий, при переподготовке, получении второй профессии, повышении квалификации непосредственно на рабочих местах или в специально оборудованных помещениях (учебных местах) с привлечением необходимых специалистов отделов и служб организатора обучения и при необходимости обучающих организаций

7. Особенности организации обучения безопасности труда в обучающих организациях

…7.1 Повышение уровня знаний рабочих и младшего обслуживающего персонала, руководителей и специалистов, работодателей — индивидуальных предпринимателей, иных самозанятых лиц по вопросам безопасности труда осуществляют в обучающих организациях при всех формах повышения слушателями их профессиональной компетентности (повышения квалификации , профессионального обучения, профессиональной переподготовки), для чего в учебно-тематические планы и программы курсов обучения по специальности должны быть включены вопросы безопасности труда в объеме не менее 10% общего объема курса обучения…

А также мы знаем, что нормы РД-26127100-1070-01 Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных средств (утв. Минтрансом РФ 2 октября 2001 г.) могут применяться если не противоречат действующему законодательству.

Цитирую пояснительную записку к РД-26127100-1070-01:

…Для проведения занятий привлекаются специалисты по подготовке водителей, инженеры по безопасности дорожного движения, наиболее опытные технические работники автотранспортных организаций, водители-наставники и водители-инструкторы, медицинские работники, а также, по необходимости, специалисты других организаций .

Учебная группа при проведении занятий формируется численностью до 30 человек. Продолжительность учебного часа теоретических занятий — 45 минут, при проведении практических занятий — до 60 минут, включая время на подведение итогов, оформление документации и смену обучаемых. По окончании занятий, по пяти разделам проводится общий итоговый зачет. Сведения об обучении заносятся в личное дело водителя…

Таким образом делаем вывод, что проводить обучение по 20 часовой программе , как профессиональное обучение в рамках повышения квалификации (совершенствования и/или получения новой компетенции), можно либо по месту работу с привлечением специалистов , либо в образовательном учреждении .

А теперь вопрос: «А правомерно ли требование надзорного органа делать обучение ежегодно?»

  • Обучение водителя по 20 ч. программе

У нас есть эффективное решение: дистанционное видео обучение водителей . Комбинированная 20-ти часовая программа обучения для водителей (видео + текст) это удобное решение для специалиста и руководителя, а также материал намного лучше усваивается самим водителем.

20 часовая программа. Периодичность

ГОСТ 12.0.004-2015 (Организация обучения безопасности труда) на эту тему пишет так:

…7.3 Виды, периодичность, сроки и порядок обучения, а также форму контроля знаний по безопасности труда в системе повышения квалификации рабочих, руководителей и специалистов, иных лиц определяют в соответствии с установленным национальным законодательством порядком и (или) установившейся практикой…

Что же нам говорит национальное законодательство?

А Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», где речь идет о повышении квалификации водителей на этот счет молчит.

В статье 20 пункте 1, нет даже намека на сроки и периодичность .

Но там идет цитата о ежегодности из утратившего силу Приказа Минтранса РФ от 9.03.1995 N 27.

И последнее упоминание осталось в РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей» (утв. Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 января 1986 г.).

Но, как я написал выше, в этом РД речь идет о повышении мастерства водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей в предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР .

Здесь мы видим, что нет речи о водителях легковых автомобилей, обращение явно к «перевозчикам» и главное, речь о предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

Вроде не противоречит действующему законодательству. Но явно не про нас.

ИТОГ:

  • Обучение по 20 часовой программе водителей актуально и вписывается в требования повышения квалификации водителей;
  • Повышать мастерство (повышать квалификацию) можно и по другим программам обучения, разработанным образовательными учреждениями в соответствии с профессиональными стандартами или квалификационными требованиями к водителям;
  • Повышение мастерства можно проводить как по месту работы, так и в образовательном учреждении в рамках повышения квалификации. Главное правильно провести обучение и правильно оформить итоги;
  • «Ежегодность» как нормативное требование, в рамках национального законодательства, висит на волоске.
  • Ну а если хотите подробный и более глубокий разбор этого вопроса, то ответ

Пока дела обстоят именно так. А как вы думаете на этот счет? Жду от Вас комментарии. Комментарии можно оставить в самом низу страницы.

И не забудьте стать подписчиком. Вы всегда будете в теме последних «телодвижений» законодателей.

Комментарии можете оставлять внизу.

    Время от времени появляется очень актуальный и интересный материал или ценное предложение. Оставьте свой e-mail, чтобы быть в курсе и держите себя в теме последних событий. Подписная форма НИЖЕ.

Комментариев 23

    Очень интересная статья, как всегда! Но, мне кажется, Вы не всё описали в той части, «кто может учить». В частности, исходя из закона «Об образовании», профессиональное обучение (а повышение квалификации водителей, безусловно, входит именно в эту категорию), являясь образовательной деятельностью, подлежит лицензированию (статья 91). Соответственно, для обучения «на производстве», организации необходимо иметь образовательную лицензию и, соответственно, учебный центр. Далее. Любое профессиональное обучение должно заканчиваться квалификационным экзаменом (ст.74), который, независимо от вида профессионального обучения, включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний (это к форме отчетности по программе повышения квалификации). Статья 60, п.3 говорит, что «лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность». В случае профессионального обучения это свидетельство о профессии рабочего.
    Лица, занимающиеся обучением, должны соответствовать требованиям профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 608н). Перечислять здесь их не стану, чтоб не утяжелять комментарий, смотрите пункт 3.1 профстандарта.
    И ещё, в отличие от программ повышения специалистов, по профессиональному обучению нет «нижнего предела» срока обучения. То есть, теоретически, вы можете обучить водителей по 8-часовой программе, но, думаю, контролирующие органы будут смотреть на такую бумагу очень кисло.
    В целом, согласен, что 20-часовая программа является более-менее оптимальной.

    • Я согласен с вашими комментариями. Есть небольшие ремарки. Чем глубже мы погружаемся в эту тему, тем больше вопросов (противоречий) мы можем обнаружить. Да, «программы повышения квалификации рабочих» в нашем случае относятся к «основным программам профессионального обучения». И именно «Реализация основной программы профессионального обучения — программы повышения квалификации рабочих» входит в Перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ и такая деятельность подлежит Лицензированию. Но чем глубже читаю эту законодательную базу, понимаю что не все так просто.

      Например, цитирую Постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966 «О лицензировании образовательной деятельности» пункт 3. «…Образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ…»

      Если вдуматься, то работодатель не оказывает услуг работнику. Потому что они действуют в рамках Трудового договора. А услуги оказываются в рамках гражданско-правового договора. То есть если работодатель обучает работника соседней организации , то рождается договор об оказании услуг, что автоматически подразумевает наличие лицензии.

      Но запрета обучать собственными силами внутри организации нет. Более того эти моменты обозначены в Федеральном законе «Об образовании» (создание учебных центров и самообразования, например), и четко разделены и регламентированы в ГОСТ 12.0.004-2015 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Я его цитировал в статье. Поэтому здесь ситуация, я бы сказал, не то чтобы однозначная, но спорная в плане нужна ли лизенция для обучения в рамках Трудового договора .

      На счет квалификационного экзамена соглашусь. Но опять же есть спорный момент. Цитирую статью 74 «…2. Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения И установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих…»

      То есть «квалификационный экзамен» проводится не только «для определения соответствия полученных знаний», но и «для установления квалификационных разрядов, классов, категорий». Обращаю внимание не «или», а «и». Данный смысл очень трудно применить к 20 часовой программе обучения водителей, потому что после каждого ежегодного обучения необходимо что-то присваивать. И не совсем правильно будет выглядеть водитель через 15 лет, который получит документ о присвоении 15 разряда или 15 категории.

      Поэтому с одной стороны квалификационный экзамен после профессионального обучения проводить надо, но с другой сотороны нужен ли он, если вы водителю не устанавливаете после обучения ни разряда, ни класса, ни категории.

      Поэтому не все так гладко как кажется надзорным органам, да и нам с вами. Еще раз спасибо за комментарий.

  1. четко разделены и регламентированы в ГОСТ 12.0.004-2015 ССБТ. Организация обучения безопасности труда.
    Гост не является нормативно-правовым актом и носит рекомендательный характер, а ФЗ «Об образовании» является и обязателен к применению.
    К тому же ФЗ «О БДД» требует «создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения» но ни одним нормативно-правовым актом не определено, что понимать под созданием таких условий. Квалификационные требования к водителям вроде бы установлены 287 приказом Минтранса, но он, если буквально толковать его название распространяет свое действие только на » Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» , то есть опять же на организации осуществляющие перевозки как вид деятельности. И в чем именно будет повышение квалификации, если при приеме на работу работник уже обязан соответствовать этим требованиям? В дальнейшем его квалификация работодателя, допустим, устраивает и он не видит целесообразности ее работнику повышать, работник и так работает на нужном транспортном средстве.
    Мало того, в статье Вы, Константин, постоянно ссылаетесь на ГОС по обучению охране труда. Допустим, представим себе, что безопасное управление транспортным средством является одной из составляющих охраны труда для водителя и смежных с ним лиц. Но тогда проверка соблюдения данных требований не входит в компетенцию УГАДН, а является прерогативой Государственных инспекторов труда.
    И, резюмируя все вышесказанное, подведу итог: К настоящему времени не существует сколь нибудь внятной и логичной правовой системы не только повышения проф.мастерства водителей, но и обучения по охране труда, приведенный Вами ГОСТ сырой и невнятный, к тому же рекомендательный, а постановление 1/29 явно устарело.
    По моему мнению, в настоящий момент, не нужно обязательное обучение водителей, сейчас обучаясь в образовательном учреждении, человек получает профессию водитель (пусть даже только категории «В»)и, следовательно, при выпуске из учебного заведения и сдаче экзамена в ГИБДД, уже обладает необходимой профессиональной компетенцией, а все эти обучения на предприятиях, да еще и ежегодные-пережиток тех времен, когда водителем становились «от сохи».
    С уважением инженер по ОТ и БДД ГУЗ ЯО «ССМП» Кузнецов Виктор.

  2. причем здесь ГОСТ 12.0.004-2015 и повышение квалификации?! То, что вопросы безопасности труда должны содержаться в программам переподготовки, повышения квалификации это ясно и предусмотрено разделом 10 п.10.17 ПОТ РМ027-2003. Требования стандартов, касающихся охраны труда никакого отношения к обсуждаемому вопросу не имеют.

  3. Бардак натуральный. Вот что можно подытожить. Издадут всякой ерунды а старье не отменят. И чиновники наверняка читают эти документы отдельными вырванными статьями и даже отдельными предложениями, не смотря на год издания, регистрацию в Минюсте и т.д. Как читают Санпины инспекторы Роспотребнадзора. — «Вот тут написано в Санпине должен пройти медосмотр — значит обязан пройти медосмотр». Термины всякие обучение, подготовка, программа — все это ерунда. Главное сам текст. Также ориентируются наверняка на письма начальства. Сказало начальство вот ЭТО проверять сегодня, подчиненные быстренько набросали письмо-НПА и проверяют. Никого абсолютно не волнует правильно или неправильно действует или не действует документ.Главное выполнить предписание начальства и навешать лапши.
    По ГОСТ 12.0.004-2015 уже предписания ГИТ появляются. Просто к ГОСТ прибавляют статью 212, Постановление 1160 и поехали проверять.

  4. Добрый день.
    Ссылки, указанные выше, не работают, к сожалению.
    По 20-тичасовой программе расписано всё понятным языком, однако есть некоторые нюансы, требующие уточнений. Например, может ли Организация проводить такое повышение квалификации с помощью, скажем, начальника транспортного отдела—лицом с высшим автомобильным образованием, соответствующими категориями вод.удостоверения?

  5. Добрый день!
    С интересом прочла Вашу статью. Спасибо.
    Поясните, пожалуйста, почему у Вас нет ссылок на «Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.07.2014 N 33026), Приложение N 28 «Примерная программа повышения квалификации водителей транспортных средств соответствующих категорий «В», «С», «D», подкатегорий «B1″, «C1″, «D1″ с автоматической трансмиссией (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1408)», в соответствии с которым срок повышения квалификации определяется в 16 часов?

    • Срок (объем) освоения программ повышения квалификации регулируется Приказом Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», цитирую:

      «…Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов , а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов…»

      Вывод: Программа обучения водителей (в виде повышения квалификации) может быть сколько угодно по сроку (объему). Самое главное она должна быть не менее 16 часов . И объем этот устанавливает сама обучающая организация, цитирую пункт 10 этого же Приказа:

      «…Программа профессиональной переподготовки разрабатывается организацией на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов…»

    • IV. Планируемые результаты освоения примерной программы

      В результате освоения Примерной программы обучающиеся должны уметь безопасно и эффективно управлять транспортным средством соответствующей категории с МЕХАНИЧЕСКОЙ! трансмиссией в различных условиях движения.

      V. Условия реализации примерной программы….

      Вы прочитайте сначала статью целиком, а потом еще раз приведенный Вами приказ!в т.ч. приложение 28 полностью. вопрос будет снят

Вопрос от посетителя

Антон help!!! у Вас случайно не завалялась готовая 20 — часовая программа обучения водительского состава на предприятии:?… Под рукой РД -26127100-1070-01? но там всего лишь темы обучения. Буду чрезмерно благодарна..

Ответ для посетителя

У нас чисто случайно есть такая программа обучения для водителей!) Смотрите содержание, а скачать учебную программу ежегодных занятий с водителями в формате MS Word можно в конце заметке.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЕЖЕГОДНЫХ ЗАНЯТИЙ
С ВОДИТЕЛЯМИ

РАЗДЕЛ 1. ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ АВАРИЙНОСТЬ.

ТЕМА 1.1. Состояние дорожно-транспортной аварийности на автомобильном транспорте.

Состояние безопасности дорожного движения в РФ, в регионе и в организации. Причины ДТП, анализ происшествий, происшедших по вине водителей транспортных средств. Формы и методы профилактики ДТП.

ТЕМА 1.2. Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения.

Понятие активной, пассивной и послеаварийной безопасности. Особенности конструкции подвижного состава и характеристики активной и пассивной составляющих конструктивно безопасности транспортного средства (на примере эксплуатируемого подвижного состава).

ТЕМА 1.3. Профессиональное мастерство водителя транспортного средства и безопасность дорожного движения.

Понятие и составляющие элементы профессионального мастерства водителя. Решающая роль водителя в обеспечении безопасности движения. Приобретение и закрепление навыков вождения транспортного средства. Процесс развития профессионального мастерства с ростом опыта вождения. Изменение указателей аварийности в зависимости от стажа водителя транспортного средства.

РАЗДЕЛ 2. ТИПИЧНЫЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ СИТУАЦИИ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ.
РАЗБОР И АНАЛИЗ ПРИМЕРОВ ДТП.

ТЕМА 2.1. Основные понятия о дорожно-транспортных ситуациях повышенной опасности.

Система «Водитель – Автомобиль – Дорога – Среда». Понятие дорожно–транспортной ситуации. Субъективное и Объективное восприятие ситуации на дороге. Понятие ситуационного анализа. Оценка степени опасности дорожно-транспортной ситуации и прогнозирование вариантов ее развития.

ТЕМА 2.2. Одиночное движение по загородной дороге. Встречный разъезд. Следование за лидером. Обгон — объезд.

Скоростной режим и безопасность движения. Управление автомобилем на сложных участках дороги: кривых малых радиусов в плане трассы; сужениях проезжей части; пространственно сложных подъемах и спусках. Особая тяжесть последствий ДТП в ситуациях встречного разъезда. Зазор безопасности, его зависимость от скорости, состояния дорожного покрытия, длины транспортного средства, наличия прицепа. Динамические габарит и коридор безопасности транспортного средства.

Безопасная дистанция, ее зависимость от скорости, состояния дорожного покрытия, технического состояния транспортного средства. Субъективное восприятие дистанции. Условия безосного выполнения обгона. Действия водителей при обгоне. Ситуации, при которых обгон запрещен.

ТЕМА 2.3. Особенности управления транспортным средством в сложных дорожных условиях.

Движение и маневрирование в плотном транспортном потоке. Принцип «неполной надежности» — учет возможности нарушения ПДД другими участниками движения. Выявление в транспортном потоке потенциального нарушителя или неопытного водителя по особенностям управления транспортным средством и ряду других признаков. Взаимодействие с транспортными средствами, оборудованными специальными номерными и опознавательными знаками и предупредительными устройствами.

ТЕМА 2.4. Проезд перекрестков, железнодорожных переездов, трамвайных путей.

Особенности проезда перекрёстков при сложных дорожно-климатических условиях (тёмное время суток, снег, отсутствие знаков приоритета и т.п.). Факторы, влияющие на безопасный проезд перекрёстков.

Понятие ограниченной видимости. Действия в ситуациях, характеризующихся признаком ограниченной видимости.

Приоритеты маршрутных транспортных средств. Проезд остановки трамвая, пересечение трамвайных путей вне перекрестка, движение по трамвайным путям.

Устройство и особенности работы современной железнодорожной сигнализации на переездах. Типичные опасные ситуации, возникающие при пересечении транспортным средством железнодорожных переездов. Обязанности водителя при вынужденной остановке на переезде.

ТЕМА 2.5. Дорожно-транспортные ситуации с участием пешеходов, велосипедистов. Посадка и высадка пассажиров.

Меры предосторожности в типичных дорожно-транспортных ситуациях с участием пешеходов. Объезд стоящего на остановке троллейбуса, автобуса. Проезд остановок. Зоны концентрации пешеходов. Пришкольная зона. Местные проезды-дворы — меры предосторожности, направленные на снижение детского травматизма. Опасности при движении задним ходом. Обгон, объезд велосипедиста. Типичные нарушения велосипедистов. Посадка и высадка пассажиров. Подъезд к месту остановки при скользком дорожном покрытии.

ТЕМА 2.6. Маневрирование в ограниченном пространстве. Буксировка транспортных средств.

Меры предосторожности при маневрировании на площадках, стоянках, местах погрузки-разгрузки. Паркование. Типичные опасные ситуации. Буксировка транспортных средств.

РАЗДЕЛ 3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

ТЕМА 3.1. Общие требования к водителю в нормативных документах.

Основные нормативные документы, определяющие обязанности водителя. Необходимость, знания и исполнения действующих правил, инструкций по перевозке пассажиров и грузов (в том числе: опасных, крупногабаритных и тяжеловесных). Конкретные обязанности водителей с учетом специфики перевозочной деятельности организации. Действия водителя в связи с изменениями условий основной трудовой деятельности. Инструктажи, стажировки, занятия по повышению квалификации.

ТЕМА 3.2. Проверка знаний водителями Правил дорожного движения.

Практическое занятие проводится с целью выявления уровня и качества знаний Правил дорожного движения водительским составом организации методом экспресс-тестирования. Результаты положительной аттестации доводятся до сведения водителей. При отсутствии положительной аттестации, водители проходят повторное тестирование после дополнительной самостоятельной подготовки.

ТЕМА 3.3. Дорожно-транспортные происшествия и виды ответственности.

Обязанности и последовательность действий водителя при совершении ДТП и экстренной эвакуации пассажиров. Действия подразделений и служб организации, водитель которой совершил (стал участником) ДТП. Права сотрудников ДПС, прибывших на место совершения ДТП. Экспертные действия по факту совершения ДТП.

Тяжесть последствий ДТП. Административная, уголовная, гражданская ответственность при совершении ДТП. Ответственность за нарушение природоохранного законодательства. Условия наступления материальной ответственности за причиненный ущерб, ограниченная и полная материальная ответственность. Условия наступления уголовной ответственности.

РАЗДЕЛ 4. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ДТП.

ТЕМА 4.1. Первая помощь при ДТП.

Структура дорожно-транспортного травматизма. Наиболее частые повреждения при ДТП. Характерные ошибки при оказании первой помощи на месте происшествия.

Методы высвобождения пострадавших, извлечения из транспортного средства.

Правила и порядок осмотра пострадавшего. Оценка состояния пострадавшего. Оказание экстренной помощи. Правила транспортировки пострадавших.

Организационно-правовые аспекты оказания первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП.

ТЕМА 4.2. Виды и формы поражения пострадавших при ДТП, приемы первой медицинской помощи.

Понятие и методы определения кратковременной потери сознания (обморока), черепно-мозговой травмы, коматозного состояния, вида кровотечения, травматического шока. Механические поражения (в т.ч. — длительное сдавливание конечностей), термические поражения. Приёмы оказания первой медицинской помощи.

Психические особенности поведения участников ДТП.

ТЕМА 4.3. Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи.

Состав аптечки первой помощи (автомобильной). Предназначение препаратов и изделий, входящих в состав аптечки.

Освоение приемов по остановке кровотечения.

Применение обезболивающих лекарственных препаратов их дозировка.

Обработка и перевязка ран с использованием препарат изделий, входящих в состав аптечки.

Фиксация переломов и вывихов с использованием подручных средств.

РАЗДЕЛ 5. ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ И ГРУЗОВ НА ОПАСНЫХ УЧАСТКАХ МАРШРУТОВ ДВИЖЕНИЯ.

ТЕМА 5.1. Анализ маршрутов движения транспортных средств и выявление опасных участков на маршруте.

Изучение опасных участков улично-дорожной сети, характеризующихся повышенной концентрацией ДТП, по которым доходят (зона влияния которых распространяется на) регулярные маршруты перевозок конкретной организации.

Разбор вероятных дорожно-транспортных ситуаций повышенной опасности на примерах реальных регулярных маршрутов предприятия (с применением знаний, полученных в разделе 2).

ТЕМА 5.2. Прогнозирование и предупреждение возникновения опасных дорожно-транспортных ситуаций на маршрутах движения транспортных средств.

Закрепление полученных знаний и навыков прогнозирования опасных дорожно-транспортных ситуаций в зависимости от дорожной обстановки на маршруте. Формулирование общих принципов прогнозирования опасных дорожно-транспортных ситуаций. Упреждающее реагирование на факторы, повышающие опасность: ограниченный обзор, ухудшение видимости, наличие помехи для движения, резкие изменения дорожной обстановки. Технические приемы воздействия на органы управления транспортным средством в опасных дорожно-транспортных ситуациях.

+ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ

Учебная программа ежегодных занятий с водителями

Дополнительно:

Журнал учёта проведения ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций

На этом всё.

Продолжение следует …

Высокий уровень квалификации водителей - важный вопрос для предприятий, на балансе которых есть автопарк. Согласно законодательным нормам (Закон №195 «О безопасности дорожного движения»), его водители должны регулярно подтверждать свою квалификацию и проходить перед этим переподготовку согласно профстандарта. Причём это касается даже тех организаций, которые используют в своей работе хотя бы одно авто. Необходимость проведения курсов ежегодной переподготовки водителей также рекомендуется законодательными нормами, утверждёнными заместителем министра транспорта в 2001 году, постановлением правительства о правилах движения на дорогах страны и правилами охраны труда для управляющими ТС.

«Профилактическая программа» - это 20-часовые ежегодные занятия с водителем. В программу переподготовки входят следующие темы:

  • общие сведения о причинах и статистике аварийности в ДТП;
  • что такое профессиональное мастерство водителя, его признаки;
  • причины аварийности при использовании автотранспорта;
  • механизмы и элементы конструкций в ТС, призванные обеспечить безопасность передвижения;
  • основная терминология по теме «дорожно-транспортные ситуации»;
  • правила поведения при одиночном движении по дороге за чертой населённых пунктов, разъезде с встречным транспортом, обгоне и объезде ТС, движущихся по одной полосе, правила следования за лидером автоколонны;
  • правила движения на ж/д переездах, перекрёстах, путях следования реечного транспорта;
  • как маневрировать на участках с ограниченными возможностями движения;
  • правила буксировки транспортных средств;
  • какие требования существуют к водителю, исходя из государственных нормативов;
  • правильные действия при участии в движении пешеходов, велосипедистов. Правила посадки и высадки пассажиров;
  • законодательные нормы, регулирующие ПДД;
  • первая доврачебная помощь жертвам ДТП;
  • возможные виды и формы травм при ДТП;
  • практические действия по спасению пострадавшего;
  • перевозка людей и грузов на участках дороги, где существуют повышенные риски ДТП, анализ и планирование движения на них;
  • как можно предупредить возникновение ДТП и опасных ситуаций при управлении ТС.

Именно от уровня квалификации водителя, постоянно по долгу службы перевозящего пассажиров, ценные или опасные грузы, будут зависеть показатели безопасности передвижения. Низкая квалификация человека, управляющего автотранспортным средством, может стать прямой причиной аварийной ситуации, угрожающей здоровью других людей и безопасности грузов. Потому к работе допускаются только водители с пройденными ежегодными курсами.

Где можно пройти программу ежегодных занятий по повышению профессиональных навыков водителей?

Занятия по повышению мастерства водителей должны проводиться учебной организацией с соответствующей образовательной лицензией, которая может быть получена только в государственных контролирующих органах. Организация занятий водителей должна осуществляться опытными преподавателями по учебной программе, соответствующей профстандартам. Занятия проводятся:

  • сотрудниками автотранспортных компаний, отвечающих за техническое состояние ТС;
  • инженерами по БДД;
  • специалистами по подготовке водителей;
  • инструкторами по вождению и водителями-наставниками;
  • при возникновении такой потребности специалистами из других организаций и сфер деятельности.

По завершении обучения водитель проходит итоговое тестирование с занесением в личное дело. Туда же вписывается и информация о прохождении занятий по повышению профессионального мастерства водителей.

Перед проведением ежегодных занятий водителей руководитель предприятия должен принять соответствующее указание - в документ вписываются данные сотрудников, проходящих обучение. Каждый из водителей обязуется подтвердить свою информированность о необходимости прохождения курсов водительской переподготовки - для контроля их посещаемости ведётся специальный журнал. Отсутствие водителя на занятиях без серьёзной причины считается нарушением, влекущим за собой дисциплинарное наказание.

Услуги по организации ежегодных занятий с водителями предлагаются нашим многопрофильным учебным центром. МПЦ «Феникс» использует образовательную программу, разработанную в полном соответствии с требованиями законодательства. В нашем центре преподавательская деятельность осуществляется только специалистами с многолетним опытом работы, умеющими эффективно донести информацию до всех категорий слушателей. Если вашему предприятию нужно провести ежегодные занятия с водителями автотранспортных организаций, МПЦ «Феникс» готов помочь.

Формы обучения по программе ежегодных занятий с водителями

Ежегодная переподготовка водителей является официальной законодательной нормой, поскольку в процессе регулярных поездок любой человек, управляющий автотранспортным средством, со временем не нарочно начинает игнорировать существующие правила безопасности дорожного движения. Это объясняется не низким уровнем компетентности сотрудника автопарка, а естественными особенностями человеческой психики. Для освежения знаний и навыков как раз и требуются ежегодные курсы, которые предлагает наш учебный центр. Их прохождение возможно в двух основных вариантах:

  • очное посещение занятий в нашем центре;
  • дистанционная форма обучения.

Учёба дистанционно сегодня приобретает всё большую популярность, поскольку позволяет максимально сэкономить время на саму дорогу в образовательное заведение, а также осваивать учебный материал в любое удобное время. При такой форме образования студенту нашего центра открывается доступ к материалам курса в его личном кабинете на портале МПЦ «Феникс». Весь период обучения студента сопровождает и консультирует закрепленный за ним преподаватель. Итоговые контрольные задания также могут быть сданы посредством Интернета.

Дистанционные курсы для водителей - это наиболее актуальный вариант для тех сотрудников, которые хотят совмещать процесс переподготовки со своим рабочим графиком. При этом программы дистанционного образования в нашем центре разработаны таким образом, что удалённый формат практически никак не влияет на качество обучения.

Если у наших студентов или руководства предприятий, направляющих к нам учащихся, возникают какие-либо вопросы, мы всегда готовы ответить на них и проконсультировать по любой интересующей теме. МПЦ «Феникс» также предлагает курсы повышения квалификации по любым рабочим специальностям и помощь организациям в оформлении различных сопроводительных документов.

Обучение водителей по 20-часовой программе должен проходить весь численный состав водителей предприятия ежегодно . Сведения об обучении по программе и результаты итогового зачета заносятся в личное дело водителя.

Приказ Минтранса РФ №27 отменён, но действуют другие нормативные документы. Действует и не отменён Руководящий документ РД №26127100–1070–01 «Учебно-тематический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций». Программа утверждена Первым зам. министра транспорта и согласована с Минобразования РФ. Поэтому обучение по 20-ти часовой программе проводить нужно. Необходимо перед проведением обучения издать Приказ о проведении обучения по 20-ти часовой программе. К приказу должен быть приложен список обучающихся, который должен быть подписан и утверждён. Водителей, в соответствие с этим списком, необходимо ознакомить под подпись. Должен вестись журнал посещаемости. Если водитель не посещает занятия без уважительной причины, то по Трудовому законодательству это расценивается как нарушение трудовой дисциплины и он может быть привлечён к дисциплинарной ответственности. Обучение проводится собственными силами, специалистами прошедшими обучение по БДД и аттестацию.

В разделе 3 Программы, под п.3.2. стоит «Проверка знаний водителями Правил дорожного движения». Это к вопросу ежегодной проверки знаний водителями ПДД, которую также необходимо проводить с фиксацией в специальном журнале.

В части обучения и аттестации действует Приказ Минтранса РФ и Минтруда РФ №13/11 от 11.03.1994, в котором говориться: «Совет Министров - Правительство Российской Федерации Постановлением от 30 августа 1993 г. N 876 в целях обеспечения безопасности судоходства, полетов и движения транспортных средств установил, что на должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, независимо от форм собственности, связанных с обеспечением безопасности движения, могут быть назначены только лица, прошедшие специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами». Обучение должно проходить в специализированных учебных комбинатах, которые выдают удостоверение специальной формы, копия которого прикладывается к аттестационному листу, когда специалист приходит на аттестацию. Без удостоверения к аттестации не допускаются.

В Законе о БДД №196-ФЗ в ст.20 сказано «создавать условия для повышения квалификации водителей». Поэтому при проверках, как правило выписывается Предписание в котором указывается, что не выполняется Закон о БДД №196-ФЗ. Сами понимаете отсюда делаются далеко идущие выводы. Контролирующие органы имеют право выписать Постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности, а это штраф или дисквалификация на определенный срок.

Обучение водителей по 20-часовой программе должен проходить весь численный состав водителей предприятия ежегодно. Сведения об обучении по программе и результаты итогового зачета заносятся в личное дело водителя.

Курс называется «Программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций по безопасности дорожного движения».

Для проведения занятий привлекаются специалисты по подготовке водителей, инженеры по безопасности дорожного движения, наиболее опытные технические работники автотранспортных организаций, водители-наставники и водители-инструкторы, медицинские работники, а также, по необходимости, специалисты других организаций.

Продолжительность учебного часа теоретических занятий - 45 минут, включая время на подведение итогов, оформление документации и смену обучаемых. По окончании занятий по пяти разделам проводится общий итоговый зачет.

Нормативные документы, регламентирующие обучение водителей по 20 часовой программе

  • Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ;
  • Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения»;
  • РД-26127100-1070-01 Программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций, утвержденная первым заместителем Министра транспорта РФ 02.10.2001 г.;
  • ПОТ Р М-027-2003 Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 12.05.2003 г. № 28;
    ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда».Более подробную информацию по данному направлению подготовки можно узнать по телефону:

1. Руководители или их заместители , которые являются лицами ответственными за обеспечение БДД безопасности дорожного движения в организациях транспорта, вне зависимости от их форм собственности и вида деятельности.

2. Начальники:

  • отделов (или других подразделений) эксплуатации и БДД безопасности дорожного движения, технического контроля организаций транспорта;
  • маршрутов (колонн), отрядов.

В результате реализации этапов реформирования транспортного комплекса страны за прошедший период подверглись значительным изменениям и дополнениям нормативные правовые документы, регламентирующие обеспечение безопасности дорожного движения, совершенствовалась нормативная техническая база и вместе с нею - требования к конструктивным особенностям транспортных средств, влияющим на безопасность движения. Учебный план и автотранспортных организаций разработаны в соответствии с требованиями .

Учебная группа при проведении занятий формируется численностью до 30 человек. Продолжительность учебного часа теоретических занятий - 45 минут, при проведении практических занятий - до 60 минут.

Столь значимые преобразования не могли обойти стороной условия трудовой деятельности водителей транспортных средств и, следовательно, сформировали реальную потребность в дополнении и содержательном обновлении комплекса мероприятий, связанного с повышением профессионального мастерства водителя.

Качественно изменился и значительно увеличился парк эксплуатируемых автотранспортных средств. Все более заметное влияние на состояние транспортного сектора большинства городов и населенных пунктов оказывает процесс активной автомобилизации населения, появился новый участник дорожного движения - индивидуальный предприниматель, осуществляющий перевозку пассажиров и грузов на коммерческой основе. Становление и развитие конкурентной среды на рынке транспортных услуг потребовало пересмотра традиционных способов и позиций хозяйственной деятельности автотранспортных организаций в новых экономических условиях.

По окончанию занятий по пяти разделам проводится общий итоговый зачет. Сведения об обучении и результаты итогового зачета заносятся в личное дело водителя.

Для проведения занятий привлекаются специалисты по подготовке водителей, инженеры по безопасности дорожного движения, наиболее опытные технические работники автотранспортных организаций, водители-наставники и водители-инструкторы, медицинские работники, а также, по необходимости, специалисты других организаций.