Пропорциональная и мажоритарная система избрания. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их достоинства и недостатки

Выборы, а также качество обеспечения избирательного процесса в органы власти во всем мире считается тестом страны на уровень демократичности общества и власти. Процесс выборов не происходит однотипно. Наиболее популярные - это мажоритарная и пропорциональная избирательные системы.

История процесса выборов

Потребность в избрании старших в племени или городе возникала уже в древности. Понятно, что мажоритарная и пропорциональная система на тот момент еще не были придуманы людьми. Процесс выбора раньше проходил на общих собраниях людей. На общее обсуждение выносилась какая-то кандидатура, за нее голосовали поднятием руки. Специальный счетовод подсчитывал голоса. Когда голоса за каждую кандидатуру отдельно были подсчитаны, сравнивались результаты кандидатов, и объявлялся победитель.

В некоторых племенах, например у индейцев, голосование проходило иначе. Членам племени раздавали мелкие камушки. Если человек голосует за определенную особу, то кладет камешек в определенное место. Потом также происходит "подсчет голосов".

Основные избирательные системы современности

В процессе развития правовой мысли и опыта проведения первых выборов возникли три основных избирательных типа: мажоритраная, пропорциональная, а также пропорционально-мажоритарная избирательная система. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки, поэтому однозначно сказать, какая лучше, а какая хуже, наверное, не сможет никто.

Критерии характеристик избирательных систем

Система, по которой происходят выборы депутатов в советы разных уровней, - это не "святая догма", а лишь один из способов выбрать самых достойных людей для защиты интересов общества определенной территории. В процессе проведения первых избирательных процессов были разработаны критерии, по которым избирательные системы отличаются друг от друга. Итак:

  • в разных системах предусмотрена возможность разного количества победителей;
  • по-разному формируются избирательные округа;
  • отличается процесс формирования списка кандидатов в депутаты.

Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы устроены по такому принципу, что могут использоваться паралельно. Во многих странах именно так и проходят выборы.

Общая характеристика мажоритарной избирательной системы

Мажоритарная система выборов подразумевает возможность голосовать за кандидатов - физических лиц. Избирательная система такого типа может использоваться на парламентских, местных и президентских выборах. В зависимости от того, сколько голосов должен набрать победитель, существуют такие типы системы:

  • система квалифицированного большинства;
  • мажоритарная система относительного большинства;
  • система абсолютного большинства.

Особенности каждого из видов мажоритарной системы рассмотрим в статье.

Что такое относительное большинство?

Итак, проходят выборы в парламент по мажоритарной системе. Законом про выборы депутатов определено, что побеждает тот кандидат, который наберет больший процент голосов, чем другие кандидаты. Подобным образом проходят выборы городских голов на Украине. Количество кандидатов, которые могут принимать участие в выборах, не ограничено. Допустим, в выборах мэра Киева принимает участие 21 кандидат. Победу по такой системе может даже одержать кандидат, набравший 10% голосов. Самое важное, чтобы другие кандидаты набрали меньше голосов, чем победитель.

Мажоритарная система выборов (подвид - относительная система) имеет как достоинства, так и недостатки. Среди преимуществ можно выделить такие:

  • отсутствие необходимости проводить второй тур выборов;
  • экономия бюджетных средств;
  • победитель не обязан набирать большое количество голосов.

Мажоритарная относительная система имеет недостатки:

  • в некоторых случаях результаты выборов не отражают волю большинства народа, потому что у победителя может быть намного больше противников, чем сторонников;
  • результаты выборов легко оспорить в суде.

Отметим, что в странах Британии при любом количестве проголосовавших избирателей выборы признаются состоявшимися. В большинстве других европейских стран выборы могут быть признаны недействительными, если в голосовании приняло участие количество избирателей, которое меньше, чем определенный порог (например, 25%, 30%).

Система абсолютного большинства

Такая система используется сегодня в большинстве стран при выборах Президента. Суть ее очень проста, ведь победитель для официальной победы в избирательной гонке должен набрать 50% плюс один голос. Абсолютная мажоритарная система предполагает возможность проведения второго тура голосования, потому что в первом туре кандидат, занявший первое место, редко набирает необходимое количество голосов. Исключение из правил составили последние выборы Президентов в России и на Украине. Напомним, Владимир Путин набрал в первом туре выборов более 80% голосов россиян. На выборах Президента Украины, которые проходили 25 мая 2014 года, Петр Порошенко набрал 54% голосов избирателей. Абсолютная мажоритарная система сегодня очень популярна в мире.

Когда в первом туре не удается выявить победителя, назначается повторное голосование. Проводится второй тур обычно через 2- 3 недели после первого. В голосовании принимают участие кандидаты, занявшие первое и второе место по результатам первого голосования. Второй тур обычно заканчивается тем, что один из кандидатов набирает больше 50% голосов.

Преимущества абсолютной мажоритарной системы:

  • результат голосования отображает волю большинства избирателей;
  • к власти приходят люди, которые пользуются большим авторитетом в обществе.

Единственным недостатком такой системы можно назвать то, что проведение второго тура в два раза увеличивает стоимость выборов и, соответственно, расходы государственного бюджета страны.

Система квалифицированного большинства: чем она отличается от абсолютной системы?

В некоторых странах применяется система квалифицированного большинства. В чем ее суть? Законом о выборах устанавливается определенный процент голосов, при получении которого кандидат считается избранным. Такая система в последние годы использовалась в Италии, Коста-Рике, Азербайджане. Особенностью системы считается, что в разных странах квалифицированный барьер отличается. Для того чтобы стать главой государства Коста-Рика, надо набрать 40% голосов в первом туре. В Италии кандидаты в сенаторы должны были до 1993 года набрать 65% голосов. Азербайджанскими законами барьер установлен в размере 2/3 от количества проголосовавших избирателей.

Это очень сложная для восприятия система. Юристы отмечают, что плюсом такой системы является абсолютное доверие избирателей к победителю. Недостатков очень много. Например, голосование может не ограничиться даже вторым туром, поэтому бюджет должен тратить много финансов. В условиях финансовых кризисов огромные расходы на выборы даже в условиях европейских демократий неприемлемы.

Система непереходящего голоса

Если очень детально разбираться в юридической науке, то мы с вами найдем два вида мажоритарной системы, которые используются крайне редко. Это система непереходящего голоса и система комулятивного вотума. Давайте с вами разберемся в особенностях этих систем.

При использовании системы непереходящего голоса создаются многомандатные округа, что типично для пропорциональной системы, о которой речь пойдет дальше. Кандидатов в депутаты выставляют партии в виде открытых партийных списков. Избиратели голосуют за конкретного кандидата из одного списка. За людей, которые включены в другие партийные списки, голосовать нельзя. Фактически мы видим элемент соединения относительной мажоритарной системы с системой голосования по партийным спискам.

Что такое комулятивный вотум?

Система комулятивного вотума - это возможность избирателя отдать несколько голосов. На выбор голосующего представляются такие варианты:

  • голоса отдаются за представителей одного партийного списка (можно голосовать за одного кандидата в депутаты);
  • несколько голосов избиратель распределяет без учета партийного принципа, то есть голосует исходя из личных качеств кандидатов.

Пропорциональная система голосования

Мажоритарная и пропорциональная системы существенно друг от друга отличаются. Если в мажоритарной системе голосование идет за людей, то есть физических лиц, то при пропорциональной системе люди голосуют за партийные списки.

Как формируются списки в партиях? Партия, желающая принимать участие в выборах депутатов, проводит всеобщий съезд или съезд организации низшего уровня (в зависимости от того, в совет какого уровня проходят выборы). На съезде формируется список депутатов с присвоением им порядковых номеров. Для утверждения партийная организация подает список в окружную или центральную избирательную комиссию. После согласования списка комиссия путем жеребьевки присваивает партии номер в избирательном бюллетене.

Чем отличаются открытые и закрытые списки?

Существует два вида голосования по пропорциональной системе: по открытым и по закрытым спискам. Каждый тип разберем отдельно. Итак, пропорциональная система с закрытыми списками предусматривает возможность для избирателя голосовать за список партии, которую он поддерживает по идеологическим принципам. Вместе с тем в проходной части списка могут находиться кандидаты, которых избиратель не желает видеть в составе совета. На понижение или повышение порядкового номера кандидатов в партийном списке избиратель повлиять не может. Зачастую при голосовании по закрытым спискам человек голосует в поддержку лидеров партии.

Открытые списки - это более прогрессивный вид пропорциональной системы. Используется в большинстве стран Европейского Союза. Партии также составляют списки, утверждают их, но, в отличие от предыдущего варианта, у избирателей есть возможность повлиять на положение кандидатов в списке. Дело в том, что при голосовании избиратель получает возможность не только проголосовать за партию, но и за конкретного человека из списка. Тот из кандидатов, кто получит большую поддержку граждан, максимально поднимется в списке своей партии.

Как распределяются места в парламенте после выборов по пропорциональной системе? Допустим, в парламенте 100 мест. Проходной барьер для партий - 3% голосов. Победитель набрал 21% голосов, 2-е место - 16% голосов, дальше партии понабирали 8%, 6% и 4%. Между представителями этих партий пропорционально делятся 100 мандатов.

Ясно, что выборы по партийным спискам - это более демократичный метод голосования. Люди имеют прямую возможность влиять на исход выборов. Важное отличие пропорциональной системы от мажоритарной - люди голосуют за идеологию, систему взглядов на развитие государства. Важным минусом пропорциональной системы принято считать то, что депутаты, избранные по партийным спискам, не привязаны к конкретному избирательному округу. Они не поддерживают связь с обычными людьми, живущими на местах, не знают про их проблемы.

Смешанная мажоритарно-пропорциональная система выборов

Мы рассказывали про две абсолютно противоположных избирательные системы. Но оказывается, что их можно использовать параллельно. Пропорционально-мажоритарная система используется во многих государствах на постсоветском пространстве.

Как действует система? Проиллюстрируем на примере выборов в Верховный Совет Украины. Согласно Конституции Украины, в парламент избирается 450 народных депутатов. Половина проходит по мажоритарной системе, а половина - по пропорциональной.

В странах с неоднородным составом населения или большим разрывом между богатыми и бедными это наиболее оптимальная избирательная система. Во-первых, в парламенте представлены партии, есть идеологическая основа для дальнейшего развития государства. Во-вторых, мажоритарщики сохраняют связь с регионом, который выбрал их в Верховный Совет. В своей деятельности депутаты будут защищать интересы региона, который делегировал их в орган законодательной власти.

Смешанная система сегодня используется в таких странах, как Украина, Россия, Германия, Великобритания, некоторых странах Азии, Африки и Америки.

Заключение

Во время проведения выборов мировая практика знает использование трех основных систем: мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, а также смешанная система. Каждая из систем имеет свои плюсы и минусы, причем количество негатива и позитива примерно одинаковое. Идеального избирательного процесса не бывает.

Фокусом политической жизни в демократическом обществе будут выборы.
С одной точки зрения, они предоставляют возможность людям с политическими амбициями и организационными способностями быть избранными в органы власти, а с другой — вовлекают широкую общественность в политическую жизнь и позволяют простым гражданам оказывать влияние на политические решения.

Избирательной системой в широком смысле называют систему общественных отношений, связанных с формированием выборных органов власти.

Избирательная система содержит в себе два основных элемента:

  • теоретический (избирательное право);
  • практический (избирательный процесс)

Избирательное право — ϶ᴛᴏ право граждан непосредственно участвовать в формировании выборных институтов власти, т.е. избирать и быть избранным. Под избирательным правом также понимают правовые нормы, регулирующие порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования органов власти.
Стоит отметить, что основы современного российского избирательного права закреплены в Конституции РФ.

Избирательный процесс — ϶ᴛᴏ совокупность мероприятий по подготовке и проведению выборов. Стоит заметить, что он содержит в себе, с одной стороны, избирательные кампании кандидатов, а с другой — работу избирательных комиссий по формированию выборного органа власти.

В избирательном процессе выделяют следующие компоненты:

  • назначение выборов;
  • организация избирательных округов, районов, участков;
  • формирование избирательных комиссий;
  • регистрация избирателей;
  • выдвижение и регистрация кандидатов;
  • подготовка избирательных бюллетеней и открепительных талонов;
  • предвыборная борьба; о проведение голосования;
  • подсчет голосов и определение результатов голосования.

Принципы демократических выборов

Для того ɥᴛᴏбы обеспечить справедливость и эффективность избирательной системы, процедура проведения выборов должна быть демократической.

Демократические принципы организации и проведения выборов состоят в следующем:

  • всеобщность — все совершеннолетние граждане имеют право на участие в выборах вне зависимости от их пола, расы, национальности, вероисповедания, имущественного положения и т.д.;
  • равенство голосов граждан: каждый избиратель имеет один голос;
  • прямое и тайное голосование;
  • наличие альтернативных кандидатов, состязательность выборов;
  • гласность проведения выборов;
  • правдивое информирование избирателей;
  • отсутствие административного, экономического и политического давления;
  • равенство возможностей политических партий и кандидатов;
  • добровольность участия в выборах;
  • правовое реагирование на любые случаи нарушения избирательного законодательства;
  • периодичность и регулярность выборов.

Особенности избирательной системы Российской Федерации

В Российской Федерации сложившаяся избирательная система регламентирует порядок проведения выборов главы государства, депутатов Государственной Думы и региональных органов власти.

Кандидатом на пост Президента Российской Федерации может быть гражданин России не моложе 35 лет, проживающий на территории России не менее 10 лет. Кандидатом не может быть лицо, имеющее иностранное гражданство или видна жительство, неснятую и непогашенную судимость. Важно заметить, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Президент избирается на шесть лет на базе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы президента проходят на мажоритарной основе. Президент считается избранным, если в первом туре голосования за одного из кандидатов проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании. В случае если ϶ᴛᴏго не произошло, назначается второй тур, в кᴏᴛᴏᴩом участвуют два кандидата, набравших в первом туре наибольшее число голосов, и побеждает тот, кто набрал больше голосов избирателей, принявших участие в голосовании, чем другой зарегистрированный кандидат.

Депутатом Государственной Думы может быль избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по партийным спискам на пропорциональной основе. Стоит сказать, для того ɥᴛᴏбы преодолеть избирательный порог и получить мандаты, партия должна набрать определенный процент голосов избирателей. Срок действия полномочий Государственной Думы составляет пять лет.

Граждане России также участвуют в выборах в государственные органы и на выборные должности в субъектах РФ. Согласно Конституции РФ. система органов региональной государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с основами конституционного строя и действующим законодательством. Законом установлены специальные дни для голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления — второе воскресенье марта и второе воскресенье октября.

Виды избирательных систем

Под избирательной системой в узком смысле понимается порядок определения результатов голосования, кᴏᴛᴏᴩый зависит преимущественно от принципа подсчета голосов.

По ϶ᴛᴏму признаку выделяют три основных типа избирательных систем:

  • мажоритарную;
  • пропорциональную;
  • смешанную.

Мажоритарная избирательная система

В условиях мажоритарной системы (от фр. majorite — большинство) побеждает кандидат, получивший большинство голосов. Важно знать, что большинство может быть абсолютным (если кандидат получил больше половины голосов) и относительным (если один кандидат получил больше голосов, чем другой) Недостатком мажоритарной системы будет то, что она может снизить шансы небольших партий получить представительство в органах власти.

Мажоритарная система означает, что для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов мандатов не получают. Мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, кᴏᴛᴏᴩые чаше могут быть использованы на президентских выборах и при кᴏᴛᴏᴩых победитель должен получить больше половины голосов (минимум — 50% голосов плюс один голос), и системы относительного большинства (Великобритания, Канада, США, Франция, Япония и др.), когда для победы крайне важно опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на кᴏᴛᴏᴩом представлены два кандидата, получившие наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума)

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система подразумевает голосование избирателей по партийным спискам. После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов (например, партия, набравшая 25 % голосов избирателей, получает 1 / 4 мест) На парламентских выборах обычно устанавливается процентный барьер (избирательный порог), кᴏᴛᴏᴩый партии нужно преодолеть для того, ɥᴛᴏбы провести ϲʙᴏих кандидатов в парламент; в результате ϶ᴛᴏго мелкие партии, не имеющие широкой социальной поддержки, не получают мандатов. Голоса за партии, не преодолевшие барьер, распределяются между победившими на выборах партиями. Пропорциональная система возможна только в много мандатных избирательных округах, т.е. таких, где избирается несколько депутатов и за каждого из них избиратель голосует персонально.

Суть пропорциональной системы — в распределении мандатов пропорционально количеству голосов, полученных партиями или избирательными коалициями. Главное достоинство ϶ᴛᴏй системы — представительство партий в выборных органах в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом. Стоит сказать, для того ɥᴛᴏбы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей радикальных или даже экстремистских сил, многие страны используют заградительные барьеры, или пороги, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от 2 (Дания) до 5% (ФРГ) всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

Сравнительный анализ пропорциональной и избирательной систем

Мажоритарная избирательная система, при кᴏᴛᴏᴩой побеждает кандидат, набравший больше всех голосов, способствует формированию бипартизма или «блоковой» партийной системы, тогда как пропорциональная , при кᴏᴛᴏᴩой партии, располагающие поддержкой всего 2 — 3% избирателей, могут провести в парламент ϲʙᴏих кандидатов, закрепляет дробление и фрагментацию политических сил, сохранение множества мелких партий, в т.ч. экстремистского толка.

Бипартизм предполагает наличие двух крупных, примерно равных по влиянию политических партий, кᴏᴛᴏᴩые поочередно сменяют друг друга у власти путем завоевания большинства мест в парламенте, избираемым прямым всеобщим голосованием.

Смешанная избирательная система

Сегодня многие страны применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов Бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая — по пропорциональной системе. Подобная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.

Смешанная система предполагает комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем; например, одна часть парламента избирается по мажоритарной системе, а вторая — по пропорциональной; при ϶ᴛᴏм избиратель получает два бюллетеня и отдает один голос за партийный список, а второй — за конкретного кандидата, избирающегося на мажоритарной основе.

В последние десятилетия некᴏᴛᴏᴩые организации (ООН, партии «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов . Стоит заметить, что она имеет позитивную направленность, т. е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемою для всех кандидата или избирательной платформы. Практически ϶ᴛᴏ выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. За первое место дается пять баллов, за второе — четыре, за третье — три, за четвертое — два, за пятое — один балл. После голосования полученные баллы суммируются, по их количеству определяется победитель.

Пропорциональная система подразумевает голосование по партийным спискам и распределение мандатов (от лат mandatum – поручение – документ, удостоверяющий права или полномочия какого-либо лица, например депутата) между партиями строго пропорционально числу поданных голосов. При этом определяется так называемый «избирательный метр» - наименьшее количество голосов, необходимое для избрания единого депутата.

Пропорциональная система – наиболее распространенная избирательная система в мире. Она имеет две разновидности:

Пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне, когда избиратели голосуют за политические партии в масштабе всей страны, и избирательные округа не выделяются.

Пропорциональная избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах, когда депутатские мандаты распределяются на основе влияния партий в избирательных округах.

Что касается мажоритарной системы, то она характеризуется тем, что победившим считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Большинство бывает разным. Существуют избирательные системы, требующие абсолютного большинства (50% плюс один голос и более). Мажоритарная система относительного большинства означает, что побеждает на выборах тот, кто первый «придет к финишу». Вообще при мажоритарной системе возможно голосование в один или два тура.

Пропорциональная и мажоритарная системы имеют свои достоинства и недостатки. К числу достоинств мажоритарной системы следует отнести то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства. Она позволяет крупным, хорошо организованным партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства.

В качестве основных недостатков мажоритарной системы следует рассмотреть следующее:

Значительная часть избирателей страны остается не представленной в органах власти;

Партия, получившая на выборах меньшее количество голосов, чем ее соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест;

Две партии, набравшие равное или близкое к равному число голосов, проводят в органы власти неравное число кандидатов.

К достоинствам пропорциональной системы следует отнести то, что в сформировавшихся при ее посредстве органах власти представлена реальная картина политической жизни общества, расстановка политических сил. Эта система способствует развитию многопартийности и политического плюрализма.

Основными недостатками пропорциональной избирательной системы можно считать следующее:

Возникают сложности в формировании правительства по причинам отсутствия доминирующей партии, создания многопартийных коалиций, включающих разные цели и задачи. Следствием этого недостатка является нестабильность сформированного правительства;

Непосредственная связь между депутатами и избирателями весьма слабая, так как голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии;

Независимость депутатов от своих партий.

Трудно сказать, какая избирательная система более демократична, то есть, точнее отражает мнение избирателей, то самый vox populi. На первый взгляд, кажется, что пропорциональная система улавливает весь спектр мнений, зато мажоритарная система заставляет избирателей более основательно подумать перед выбором.

Избирательные системы в своем развитии прошли достаточно большой путь. В ходе этого процесса началось формирование смешанной избирательной системы, т.е. системы, которая должна была включить в себя все положительные черты как пропорциональной, так и мажоритарной систем. В рамках смешанной системы определенная часть мандатов распределяется по мажоритарному принципу. Другая часть распределяется пропорционально. Опыт свидетельствует о том, что данный вариант наиболее демократичен и эффективен для достижения политической стабильности.

Сама избирательная система может влиять на электоральное пространство, или избирателей. По характеру воздействия ее эффекты условно делятся на краткосрочные и долгосрочные.

В краткосрочном плане результаты отдельных голосований позволяют судить о том, насколько электоральные правила обеспечивают принцип пропорционального представительства в выборном органе. Сочетание различных компонентов, таких как величина округа (количество мест, распределяемых в каждом из них), электоральная формула, порог представительства и тип бюллетеня, влияют на степень пропорциональности при распределении мест между политическими акторами на основе полученных ими на выборах голосах. В данной связи избирательная система может рассматриваться как один из процедурных факторов (избирательные технологии, роль публичных дебатов и т.д.), воздействующих на исход каких-нибудь выборов.

В долгосрочной перспективе избирательная система во многом определяет уровень фрагментации партийной системы, структурируя, таким образом, электоральное пространство. Выбор стратегий электорального соревнования акторов, а также стратегий голосования избирателей оказывается зависимой переменной от типа избирательных правил.

Теоретическая модель, релевантная для анализа краткосрочных и долгосрочных эффектов избирательной системы – это схема М. Дюверже. Он разделил эффекты электоральной системы на «механический» и «психологический». Действие первого из них можно оценить, анализируя результаты единичных выборов. Любая избирательная система усиливает представительство сильных политических участников за счет слабых. Степень, в которой сильные участники получают преимущество, зависит от факторов, которые я приводил выше. Установлено, что системы пропорционального представительства с высокой величиной округа в большей степени способствуют пропорциональному распределению мест на основе полученных голосов, и, следовательно, являются предпочтительными для слабых акторов. В то же время системы большинства, не важно, относительного или абсолютного, с низкой величиной округа производят большую диспропорциональность, тем самым меньшее число акторов добивается представительства в парламенте.

Для того, чтобы начал действовать психологический эффект избирательной системы, необходимо проведение как минимум вторых выборов. Он возникает в качестве реакции политических акторов и избирателей на действие механического эффекта. Таким образом, политические акторы прибегают к построениям коалиций, а избиратели предпочитают отдавать голоса крупным партиям или важным кандидатам. Так происходит структурирование электорального пространства в направлении снижения фрагментации.

Понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведение выборов и определения результатов голосования. Термин “избирательная система” имеет и усеченный смысл: когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. В этом узком смысле различаются пропорциональная и мажоритарная избирательные системы. В рамках этих основных систем в каждой стране существуют весьма существенные особенности, часто устанавливающие по существу совершенно отдельную и неповторимую избирательную систему.

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства (франц. majorite - большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное или квалифицированное), система имеет разновидности. Ниже, я подробнее рассмотрю эти разновидности.

Уже на заре становления конституционного строя стали выдвигаться идеи пропорционального представительства политических объединений, при котором число мандатов, получаемых таким объединением, соответствует числу поданных за его кандидатов голосов. Практически пропорциональная система впервые была применена в Бельгии в 1889 году. К началу ХХ века насчитывались 152 ее разновидности. Ныне она существует в более чем 60 странах.

С начала прошлого столетия выдвигались компромиссные идеи, направленные на обеспечение хотя бы частичного представительства меньшинства - ограниченного вотума, системы единственного непередаваемого голоса, кумулятивного вотума, характеризуемые как полупропорциональные системы. Некоторые из них применяются сегодня, так как позволяют тем или иным образом уменьшить дефекты мажоритарной системы, не переходя к более или менее чистой пропорциональности.

В интересах соединения достоинств мажоритарной и пропорциональной систем и исключения, присущих каждой из них недостатков наряду с сочетанием обеих систем в одних странах в некоторых других стали применять систему единственного передаваемого голоса.

Установление той или иной избирательной системы есть результат субъективного выбора, который нередко определяется соотношением политических сил в законодательном органе. Те или иные способы определения итогов выборов часто оказываются более выгодными отдельным партиям, и естественно, что они добиваются включения в избирательное законодательство именно этих выгодных им способов. Например, в 1993 году Италия перешла от пропорциональной системы к смешанной, преимущественно мажоритарной системе, а Новая Зеландия, - наоборот, от мажоритарной к пропорциональной. Примечательно, что в обеих странах вопрос этот решался путем общенационального референдума.

Как мы уже знаем, в России существуют два основных вида избирательных систем: пропорциональная и мажоритарная.

Первая означает, что депутатские мандаты при выборах в парламент распределяются пропорционально поданным голосам, а вторая - распределение мандатов по избирательным округам на основе большинства поданных голосов (система абсолютного большинства, когда победителям является кандидат, получивший 50 % голосов плюс один от проголосовавших избирателей или система относительного большинства, когда победители становится тот, кто получил голосов просто больше, чем любой другой кандидат).

Мажоритарная система имеет одночленные избирательные округа, где побеждает простое большинство голосов. Так происходит в США, Великобритании, Канаде, Австралии и Новой Зеландии, Индии и Японии.

В одночленных округах есть преимущество, заключающееся в возможности объединения десятков мелких партий вокруг одной из двух - консервативной, или лейбористской, республиканской или демократической - традиционных партий.

В странах с пропорциональной избирательной системой используются многочленные округа, и места в парламенте распределяются пропорционально проценту полученных голосов в данном округе. В англо-американских одночленных округах победитель получает все места. В многочленных округах победитель получает только причитающийся ему процент голосов.

Пропорциональная избирательная система не дает партиям никакого вознаграждения за то, что эти партии будут держаться вместе. Более того, пропорциональное представительство поощряет даже раскол в партиях и движениях. На выборах 12 декабря 1993 года в Федеральное Собрание в России движение ”Демократическая Россия” выступило четырьмя малыми партиями.

Пропорционально-мажоритарные выборы в один тур при двухпартийной системе дают возможность партиям-лидерам поочередно подниматься на вершину государственной власти. Мажоритарные выборы в два тура позволяют самостоятельно выступать на первом этапе каждой, даже небольшой, партии, что создает условия для формирования многопартийности. Пропорциональная система голосования провоцирует честолюбивые устремления политических лидеров к созданию новых партий. Однако на выборах их намерения ограничиваются получением 5 и выше процентов голосов избирателей. Не набрав их, партия не имеет права быть представлена в парламенте. Многопартийная система России во всех этих отношениях находится еще в стадии формирования.

В российской литературе по правовым вопросам избирательной системы предлагалась следующая альтернатива. Дело в том, что, по мнению Вадима Белоцерковского: малочисленность состава партий и одновременно их многочисленность делает неизбежной их зависимость от номенклатурно-мафиозных кругов, от госвласти и связанных с нею коммерческих структур, к которым должны идти на поклон карликовые партии. Своими силами и деньгами им почти не возможно пробиться в парламент. В этих условиях большинство депутатов оказывается под жестким контролем указанных кругов и структур, и о демократии уже не может быть и речи. Народ в парламенте оказывается некому представлять. В этой ситуации выход из тупика могла бы дать система выборов по производственному принципу. То есть, когда депутаты выдвигаются и избираются на предприятиях, в учреждениях и объединениях работников - “единоличников” - фермеров, писателей, кустарей, адвокатов, частных предпринимателей. Иначе говоря, речь идет о возвращении к системе выборов первозданных Советов, но не классовой, а на общественной основе, чтобы все слои общества были представлены в законодательных органах власти. Частные предприниматели - пропорционально доле частного сектора в валовом продукте.

При выборах по производственному принципу у кандидатов и партий исчезает необходимость искать поддержки у властей и финансовых структур. Для избирательной кампании по месту работы кандидатам не потребуется ни копейки! Не менее важно также, что избиратели всегда будут хорошо знать, за кого они голосуют - ведь это будут их коллеги! - легко смогут контролировать избранных ими депутатов и отзывать, если депутаты станут защищать чужие интересы. При территориальных выборах избиратели округов, работая в различных местах, сорганизоваться для контроля над депутатами практически не способны. При выборах на производственной основе уже не будет иметь значения, сколько в стране партий, отпадает и проблема кворума избирателей. Невозможной сделается и фальсификация результатов.

Таким образом, выборы на обсуждаемой основе способны подорвать господство номенклатуры и мафии над законодательной властью, а вслед за нею - над исполнительной и судебной. Система выборов по производственному принципу уже хорошо отлажены в мире. Они применяются при формировании центральных правлений крупных концернов, имеющих много филиалов, правлений кооперативных объединений и федераций предприятий, принадлежащих работникам. В мире сейчас распространяется мнение, что везде партийно-территориальная система выборов втягивает в кризис, не отвечает современным понятиям о демократии и должна быть реформирована в направлении более прямого представительства различных социальных слоев.

Мажоритарная избирательная система

Мажоритарная избирательная система - один из видов избирательных систем, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются; применяется во многих странах, в том числе и в России.

Мажоритарная избирательная система имеет свои разновидности и состоит в следующем. Территория государства или предстательного органа разбивается на территориальные единицы - от каждой избирается чаще один, но порой два и более депутата. Каждый кандидат выдвигается и избирается в личном качестве, хотя при этом может быть обозначено, какую партию, движение он представляет. Если для победы кандидату надо набрать не только большинство голосов, но и не менее половины от числа избирателей, принявших участие в голосовании, то в этом случае принято говорить о мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства. Если считается победителем кандидат, набравший больше голосов, чем его соперники, и при этом неважно, сколько это составит от количества проголосовавших избирателей, такую систему принято называть мажоритарной избирательной системе относительного большинства. Если для победы необходимо определенное число голосов (например, 25, 30, 40% 2/3 от числа участвующих в выборах избирателей) - это мажоритарная избирательная система квалифицированного большинства.

Голосование по мажоритарной избирательной системе относительного большинства проводится в один, по другим разновидностям - в два тура. Во второй тур выходят два кандидата, получившие наибольшее число голосов, а победителем может считаться тот, кто набрал определенное число голосов либо больше голосов, чем соперник.

Плюсы мажоритарной избирательной системы в том, что она результативна - дает победителям; кроме того, голосование предметно - избиратель отдает предпочтение конкретному человеку; депутаты должны поддерживать постоянные связи с избирателями, надеясь на их поддержку при следующих выборах. Недостаток мажоритарной избирательной системы в том, что голоса избирателей, поданные за не победивших кандидатов, пропадают, а победитель в этом случае имеет поддержку иного явного меньшинства избирателей, т.е. можно говорить о низкой репрезентативности такого депутата.

В Российской Федерации для выборов в Государственную Думу с 1993 года применяется принцип сочетания пропорциональной и мажоритарной избирательной системы. При этом мажоритарная избирательная система выглядит так: установлено, что 225 (т.е. половина) депутатов Госдумы избираются на основе мажоритарной избирательной системы по одномандатным (один округ - один мандат) избирательным округам, образуемым в субъектах РФ на основе единой нормы представительства, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах РФ, число избирателей в которых меньше среднего числа избирателей, установленного Центральной Избирательной Комиссией для одномандатного округа. Для победы по округу надо набрать количество голосов больше, чем у других кандидатов, т.е. это мажоритарная избирательная система относительного большинства. Выборы считаются состоявшимися, если проголосовало не менее 25% зарегистрированных избирателей.

По мажоритарной избирательной системе проводились выборы половины депутатов Госдумы в 1993 и 1995 гг. Можно напомнить, что в 1993 г. в Совет Федерации также избирались депутаты - по два от каждого субъекта РФ. Использовалась мажоритарная избирательная система относительного большинства, с той разницей, что округ был двухмандатный; избирательным округом являлась территория каждого субъекта РФ. Что касается выборов представительных органов власти субъектов РФ, в 1993 г. им была дана возможность вводить и мажоритарную, и смешанную мажоритарно-пропорциональную систему. Однако во всех субъектах РФ выборы органов представительной власти проводятся по избирательным округам. Некоторые субъекты образовали одновременно два вида таких округов: обычные (по численности избирателей) и административно-территориальные (т.е. округом стал соответственно район или город, от него избран депутат в парламент субъекта РФ). На выборах в представительные органы местного самоуправления (т.е. собрания, думы городов и районов) депутаты избираются по мажоритарной избирательной системе. В то же время нередко вся территория является единым многомандатным округом. Однако каждого депутата избирают в личном качестве, что как раз и характерно для мажоритарной избирательной системы.

Мажоритарная система квалифицированного большинства

При этой системе избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство устанавливается законом и, во всяком случае, превышает большинство абсолютное. Такая система чрезвычайно редка, поскольку еще менее результативна, чем система абсолютного большинства.

Например, в Чили Палата депутатов (нижняя палата парламента) избирается по двухмандатным избирательным округам. Партия, собравшая в округе 2/3 от общего числа действительных голосов. Получает оба мандата от округа. Если же такое большинство не получено ни одной из партий, мандаты передаются двум партиям, собравшим наибольшее число голосов.

До недавнего времени 65% голосов требовалось для избрания итальянских сенаторов, баллотировавшихся по одномандатным избирательным округам. На практике такого большинства, как правило, никто из кандидатов не получал, избирательные округа объединялись в масштабе области, а распределение мандатов производилось по правилам системы пропорционального представительства, рассматриваемой ниже. После апрельского референдума 1993 года в одномандатных округах по выборам в Сенат (такие округа предусматриваются и для выборов в Палату депутатов) установлена мажоритарная система относительного большинства.

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система - один из видов избирательных систем, применяемый во многих странах, в том числе и в России.

Пропорциональная избирательная система имеет много разновидностей, но суть ее состоит в следующем. Территория государства или представительного органа объявляется единым избирательным округом. Политические партии и движения, их союзы выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из таких списков. Победа в этом случае пропорциональна числу голосов, поданных за соответствующий список избирательного объединения, причем подсчет зачастую ведется лишь по спискам, набравшим более 5% (например, ФРГ, РФ; может быть и другой процент - в частности, 4% в Швеции, 3 - в Аргентине, 2 - в Дании, 1% в Израиле). Общее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании, делится на общее количество депутатских мандатов, замещаемых по пропорциональной избирательной системе. Получается избирательное частное. Так устанавливается, сколько партии, движения получили мест в представительном органе. Внутри списка мандаты получают кандидаты согласно их очередности, начиная от первого. Если список разбит на центральную часть и региональные группы, первыми проходят в парламент кандидаты из центральной части. Кандидаты из региональных групп получают мандаты пропорционально голосам избирателей, подданным за данный список в соответствующем регионе.

Плюсом пропорциональной избирательной системы является то, что голоса избирателей не пропадают (за исключением тех, которые отданы за список, не преодолевший 5%-ю планку). Минусом пропорциональной избирательной системы считают то, что здесь избиратель выбирает как бы абстрактных лиц - он знает чаще всего лидера партии, движения, нескольких активистов, но остальные ему неизвестны. Кроме того, избранные депутаты не имеют прямой связи с избирателями конкретного округа, как при мажоритарной системе. Для того чтобы учесть интересы избирателей, многие страны разбивают список на территориальные части. Некоторые страны отказались от связанных списков (когда избиратель голосует за список в целом) и перешли к системе свободных списков - избиратель вправе отдать предпочтение кандидатурам из списка партии, движения и даже дополнять список. Минусом пропорциональной избирательной системы многие депутаты, политики и исследователи считают и высокий процентный барьер.

Пропорциональная избирательная система применяется при выборах всего парламента (Дания, Португалия, Люксембург, Латвия), либо только нижней палаты (Австралия, Австрия, Бельгия, Польша, Бразилия), либо? состава нижней палаты (ФРГ, РФ).

В Российской Федерации пропорциональная избирательная система применяется на выборах половины -225 депутатов - Государственной Думы. Каждое избирательное объединение, блок может включить в федеральный избирательный список кандидатов в депутаты до 270 человек Возможно выделение в списки центральной части и распределение остальных кандидатов по регионам, состоящим из групп или отдельных субъектов РФ. В распределении депутатских мандатов участвуют только избирательные объединения, блоки получившие более 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. На выборах 1995 г. это были КПРФ, ЛДПР, движение «Наш дом Россия» и «Яблоко».

Избирательное частное - количество голосов избирателей, приходящееся на один депутатский мандат. В России используется при подсчете голосов и определении количества мест, предоставляемых получившим депутатские мандаты партиям и движениям, выдвинувшим свои избирательные списки при выборах в Государственную Думу по федеральному избирательному округу.

Мажоритарная в ее основе лежит принцип большинства: избранным является кандидат, получивший в округе большинство голосов по сравнению с другими кандидатами
При мажоритарной системе различают 3 вида большинства: квалифицированное, абсолютное и относительное
При мажоритарной системе квалифицированного большинства закон устанавливает определенный % голосов, который должен получить кандидат, чтобы быть избранным. Этот процент обычно больше абсолютного большинства, т.е. 50% + 1 голос. Процент голосов избирателей может быть установлен не от числе проголосовавших, а от числе зарегистрированных
При мажоритарной системе абсолютного большинства для избрания необходимо получить не менее 50 % всех поданных голосов. Это ниже, чем при системе квалифицированного большинства, но тоже достаточно высок. Поэтому при данной системе также бывает второй тур в 2 вариантах: на повторное голосование выносится либо 2 кандидатуры, набравшие наибольшее количество голосов, либо все кандидатуры, получившие установленный законом процент голосов. В обоих случаях избранным считается кандидат, получивший относительное большинство голосов по сравнению с другими
При мажоритарной системе относительного большинства кандидат, чтобы быть избранным, должен получить больше голосов, чем любой другой кандидат. Позитивные стороны – исключение второго тура выборов, дает неплохие результаты при 2 партийной системе, когда 2 кандидата
В странах англосаксонского права мажоритарная системе относительного большинства применяется при любом участии избирателей, в других странах при применении этой системы, чтобы выборы состоялись, требуется определенный % проголосовавших избирателей
Пропорциональная избирательная система может быть применена в многомандатных и общегосударственных избирательных округах. Главное – вычисление избирательной квоты – это число голосов, необходимое для избрания хотя бы 1 депутата из списка кандидатов, выдвинутых партией, избирательным объединениям. Избирательная квот вычисляется по-разному. Определение естественной квоты – общее количество поданных по округу голосов делится на число депутатских мест по данному округа. При пропорциональной системе может быть 2 тура. Ко второму туру допускаются только партии, собравшие определенный % голосов. Расчет избирательной квоты для 2 тура производится исходя из числа оставшихся незамещенных мест. Избиратель голосует за программу партии. В некоторых странах возможен предпочтительный вотум, который позволяет избирателю поддержать определенную партию и отдать предпочтение конкретной кандидатуре. Заградительный барьер введен с целью создания в парламенте крупных партийных фракций, чтобы правительство опиралось в парламенте на партийное большинство, а не на раздробленную совокупность партий. Заградительный пункт – установленный % голосов, который необходимо получить партии, чтобы иметь доступ к депутатским мандатам.
Смешанная избирательная система часть депутатов избирается по одной системе, а часть по другой. Смешанные системы, как и пропорциональная, могут быть применены только при выборах коллегиального органа. Их невозможно использовать, например, на выборах президента