Пророк мухаммед был ли он средней азии. Совершал ли Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) грехи? Вам может понравится

Вопрос 8. Мусульмане изображают Пророка Мухаммада безгрешным, требуют подражания ему во всем, в том числе и в его жестокостях. А ведь в Коране Мухаммад нигде нe называется безгрешным, более того, есть аят, где прямо говорится, что у Пророка были и будут грехи!
Ответ 8.
Критики Ислама имеют в виду следующий аят Корана: « Чтобы Аллах (хвала Ему, Всевышнему) простил тебе ошибки, которые были прежде и которые будут впоследствии, чтобы Он довел до конца Свою милость к тебе и провел тебя прямым путем» (48:2).
Переводчики на русский язык обычно используют здесь слово «грехи» вместо употребленного нами слова «ошибки». Хотя в каком-то смысле это синонимы, в современном русском словоупотреблении «грех» устойчиво означает преступление какой-либо нормы Закона Божьего, противопоставление себя воле Бога, аморальное, наказуемое Богом деяние. В арабском языке это выражается словом исм. Под него подпадают все грехи - как малые, так и большие. Но в приведенном кораническом аяте стоит не исм, а слово занб, оно по смыслу ближе к понятию «ошибка», которое может носить и совершенно нейтральный нравственный характер. Как отмечают ученые, занб - это «невольные действия человека, не заслуживающие награды Аллаха (хвала Ему, Всевышнему)» (Джурджани. Ат-Тарифат. Samil islam Ansiklopedisi. http://www.sevde.de/islam_Ans/CV gunah.htm).
Таким образом, занб - это не грех, как он понимается в религиозном словоупотреблении, а поступок, который не был сам по себе исполнением повеления Бога, а был совершен по человеческому разумению, но при этом Закон Бога, Шариат, не был этим поступком нарушен. Такой поступок не заслуживает награды Аллаха (хвала Ему, Всевышнему), но не заслуживает и наказания, так как нарушения заповедей тоже не было.
Повод для ниспослания данного аята вполне объясняет ситуацию: Пророк беседовал с группой знатных курейшитов, в это время к нему подошел бедняк и выразил желание с ним поговорить. Пророк попросил его подождать, пока закончится его уже ведущаяся беседа. Однако Всевышний укорил Своего Пророка за то, что тот не прекратил беседы и не обратился к бедняку, разговор с которым был для дела Аллаха (хвала Ему, Всевышнему) важнее, но Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) этого не знал.
Мухаммад не нарушил ни закона, ни этикета, ни справедливости. По-видимому, он должен был обратиться с молитвой Аллаху (хвала Ему, Всевышнему), чтобы получить от Него ответ, как поступить, но поступил так, как обычно в подобных случаях. Это и стало для него занбом, хотя для другого человека, не пророка, это было бы правильным деянием.
Таким образом, невольное совершение ошибочных действий свойственно любому человеку, в том числе и пророкам. У Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) к которому обращен приведенный аят Корана, были некоторые практически ошибочные действия, совершенные им поневоле, но грехов (исм) как нарушений Закона и повелений Аллаха (хвала Ему, Всевышнему) Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не совершал.

Действительно ли Пророк Мухаммад однажды был околдован? История о том, как на Пророка, мир ему и благословение Аллаха, навели порчу, хорошо известна. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Аиши: «Однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, был околдован, и ему казалось, что он совершает что-то, хотя на самом деле он не делал этого. В один из тех дней, когда он оставался у меня, он долго взывал к Аллаху, после чего сказал: "О Аиша! Почувствовала ли ты, что Аллах сообщил мне то, о чем я спрашивал Его?" Я спросила: "Что же это?" Он сказал: "Ко мне пришли двое мужчин, один из которых сел у моей головы, а другой – у моих ног. Потом один из них спросил другого: “Почему этот человек страдает?” Тот ответил: “Он околдован”. Он спросил: “Кто околдовал его?” Тот ответил: “Лабид б. аль-Асам, иудей из племени Бану Зурейк”. Он спросил: “Где же находится колдовство?” Тот ответил: “В гребешке с оческами и высохшем лепестке пальмы”. Он спросил: “Где они?” Тот ответил: “В колодце Зу Арван”. Затем Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вместе с несколькими сподвижниками отправился к тому колодцу и осмотрел его. Над тем колодцем росла пальма. Вернувшись, он сказал: "Клянусь Аллахом, вода в нем похожа на настой хны, а крона пальмы – точно головы шайтанов". Я сказала: "Посланник Аллаха, разве ты не выгонишь его?" Он ответил: "Аллах даровал мне благополучие и исцелил меня, и я не хочу обращать его в зло для людей". Затем он приказал закопать колдовство». В версии имама Ахмада сообщается, что болезнь Пророка, мир ему и благословение Аллаха, продолжалась шесть месяцев, в течение которых ему казалось, что он вступает в близость со своими женами, хотя в действительности он не делал этого. Относительно срока его болезни между богословами есть разногласия. Несмотря на то, что достоверность упомянутых сообщений не вызывает сомнений, некоторые заблудшие отрицают правдивость этой истории. По их мнению, этот хадис противоречит Священному Корану и ставит под сомнение надежность Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Они считают, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не мог быть околдован, поскольку в противном случае он под воздействием порчи сказал бы от имени Аллаха то, что ему не следовало говорить. Однако подобные утверждения ошибочны, и тому есть несколько объяснений. Во-первых, Всевышний Аллах защитил Своего пророка, мир ему и благословение Аллаха, от ошибок при донесении Послания и незадолго до его смерти подтвердил правдивость всей его миссии: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (аль-Маида, 3). Во-вторых, Аллах сообщил, что если бы Посланник, мир ему и благословение Аллаха, возвел навет на Него, то он был бы наказан без промедления: «Если бы он приписал Нам некоторые слова, то Мы схватили бы его за правую руку (или схватили бы его крепко), а потом перерезали бы ему аорту» (аль-Хакка, 44-46). В-третьих, из коранических откровений известно, что колдовские чары подействовали и на пророка Мусу, что не умалило значимости его миссии: «Муса сказал: «Нет, бросайте вы!». И тут ему представилось, что их веревки и посохи от их колдовства пришли в движение. Тогда он почувствовал в душе страх» (Та ха, 66-67). В-четвертых, колдовство подействовало только на тело Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и не коснулось его разума, что подтверждается, в частности, версией имама Ахмада. В-пятых, колдовство подействовало на Пророка, мир ему и благословение Аллаха, по воле Господа, чтобы он научил своих сподвижников тому, как нужно бороться с этой болезнью. В-шестых, порча – это болезнь, а посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, как известно, болел различными заболеваниями. Они постигали его не по причине грехов, а для увеличения его награды и повышения его степени в Раю. В заключение хочу добавить, что колдовство существует реально и может воздействовать как на разум, так и на тело человека. Для снятия наведенной порчи категорически запрещается прибегать к помощи колдунов, занимающихся так называемой "белой магией", поскольку они тоже добиваются своей цели посредством бесов, приобщая при этом сотоварищей к Аллаху. Снимать порчу разрешается посредством заклинаний, состоящих из коранических сур и дозволенных молитв, надеясь исключительно на помощь от Всемогущего Аллаха. Поистине, любая болезнь и любое исцеление – в Его Руках. На него мы надеемся и уповаем, и как же прекрасен этот Помощник!

Почему христиане не считают Мухаммеда пророком? Этот вопрос, волнующий многих мусульман, чаще всего задается христианам, и нередко в такой форме: "Вот мы, мусульмане, почитаем Иисуса Христа как пророка, а вы Мухаммеда пророком не признаете! Почему такая несправедливость?».

Но намного важнее признания посланничества признание самой природы. И тут дело обстоит прямо противоположным образом: мы, христиане, признаем Мухаммеда человеком, как и мусульмане, а вот мусульмане Иисуса Христа Богом не признают, как признаем мы. Итак, если мы признаем их человека – человеком, а они не признают нашего Бога – Богом, то кому же более пристало указывать на несправедливость?

Не ограничиваясь этим указанием, дадим подробный и исчерпывающий ответ на вопрос: почему христианин не может считать Мухаммеда истинным пророком Божиим.

Во-первых, христиане не считают Мухаммеда пророком потому, что в Божественном замысле спасения такая фигура, какой является Мухаммед согласно исламу, лишняя.

Посмотрите: Господь заключил с Авраамом завет с обетованием, произвел от него через Исаака народ, посвященный Ему, обновил и расширил этот завет через Моисея, далее непрерывно посылал малых пророков, вплоть до Иоанна Крестителя, которого послал как Предтечу (то есть приуготовляющего путь) перед Христом. Наконец явился Христос и сказал, что все пророки и закон прорекли до Иоанна (Мф 11: 13) и после Крестителя пророков-законодателей больше не будет.

Новый Завет являет совершенное завершение и исполнение Божественной истории, как она изложена в Откровении.

Всемогущий Господь возжелал явиться на земле и обращаться между людьми (см.: Вар 3: 38). Он посылал пророков, чтобы подготовить человечество к его приходу. И когда человечество было подготовлено, когда смог появиться на свет человек такой чистоты, как Дева Мария, тогда Бог явился во плоти (1 Тим 3: 16) и совершил задуманное Им дело спасения людей, установив посредством таинств принципиально иные отношения между человеком и Богом, при которых каждому открывается возможность личностного единения с Всевышним. Ничего нового, более совершенного быть уже не может, как не может быть ничего совершеннее Бога.

Но тогда какая нужда в новых пророках? Время пророков прошло. Пророки были необходимы человечеству тогда, когда оно находилось в начале своего пути к Богу, так же, как воспитатель необходим малолетнему ребенку. Но если к ставшему взрослым лет эдак через сорок опять явится некто выдающий себя за воспитателя и станет пеленать его, кормить из ложечки, а за неповиновение ставить в угол, то это встретит, мягко говоря, недоумение, не так ли? Человеку зрелого возраста не нужен воспитатель. Точно так же и человечеству, получившему возможность личного, непосредственного общения и жизни с Богом и в Боге. Тот, кто объявляет себя вещающим волю Бога, воспринимается как явно неуместный, лишний. Именно поэтому в Новом Завете нет указаний на будущих новых пророков, посланных Богом с особой миссией, но зато есть предупреждения о том, что многие лжепророки восстанут и прельстят многих (Мф 24: 11). И еще прежде Сам Господь предупреждал, что далеко не все, кто называет себя пророком, являются на самом деле таковыми: Пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего (Иер 14: 14).

Во-вторых, христиане не признают Мухаммеда пророком потому, что он учит прямо противоположно Христу.

Приведем несколько примеров.

Христос сказал: Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует (Лк 16: 18); если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует (Мк 10: 12). Коран же учит следующему: если разведенные муж и жена захотят снова друг с другом сочетаться браком, то для этого жене необходимо прежде выйти за другого мужчину (!), потом развестись с ним и только после этого вернуться к прежнему: "Если же он дал развод ей, то не разрешается она ему после, пока не выйдет она за другого мужа, а если тот дал ей развод, то нет греха над ними, что они вернутся» (Коран 2: 230).

В Новом Завете есть слова: В искушении никто не говори: "Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью (Иак 1: 13–14); в Коране же от лица Бога говорится: "Мы искушаем вас то тем, то другим способом: страхом, голодом, потерею имущества, жизни, плодов» (2: 150, 151).

Новый Завет: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (Рим. 12: 17, 19). Коран: "Верующие! Вам предписана месть за убитых» (2: 178).

Примеры можно продолжать еще долго, ограничимся же только этими.

Это очевидное противоречие является еще одной веской причиной недоверия христиан к пророческой миссии Мухаммеда. Бог не может противоречить себе и давать прямо противоположные заповеди, следовательно, Новый Завет и Коран – это откровения из разных источников, а тот, кто принес Коран, не является пророком Бога, Который даровал христианам Евангелие.

В-третьих, притязающий быть пророком Мухаммед не привел никаких объективных доказательств своей избранности на это поприще.

Как говорил мусульманам святитель Григорий Палама, "у вас и у нас есть обычай, утвержденный длительным временем и законом: без свидетельств ничего не принимать и не почитать за истинное. Свидетельства же бывают двоякого рода: они идут от самих дел и явлений или от людей, достойных веры. Так, Моисей покарал Египет знамениями и чудесами, жезлом заставил море расступиться и вновь сомкнуться, по его воле хлеб выпал с неба (см.: Исх 16: 4). Нужно ли еще что-нибудь говорить, поскольку и вы считаете Моисея достойным веры? Он был и Богом признан как Его верный раб (см.: Числ 12: 4), но не Сыном и не Словом. Затем по Божественному повелению он взошел на гору и умер, и соединился с теми, кто был до него (см.: Втор 32: 49–50). В отношении же Христа, совершившего многие великие и небывалые деяния, имеются свидетельства самого Моисея и других пророков. От начала века Он один признается, даже вами, Словом Бога; Он один от начала века рожден от Девы; Он один от начала века взят на небо и остается там бессмертным; Он один от начала века, как надеются, снова снизойдет оттуда, чтобы судить живых и мертвых (см.: 2 Тим 4: 1; 1 Пет 4: 5), которые воскреснут. Говорю же я о Нем то, что и вами, мусульманами, признается. Вот почему мы веруем во Христа и верим Его Евангелию. Что же касается Мухаммеда, то мы не находим ни свидетельств о нем у пророков, ни чего-то необычного и достойного упоминания в его деяниях, способного вызвать веру в него. Поэтому мы не веруем в него и не верим его книге».

Итак, вполне разумное замечание: чтобы принять что-либо как истину, нужно иметь для этого весомые аргументы. Ведь и сами мусульмане далеко не всех признают пророками, кто себя таковыми называет. Например, в XIX веке на территории Пакистана появился человек, который объявил себя новым пророком Аллаха, призванным восстановить откровение, замутненное позднейшим исламом. Он нашел себе приверженцев, но подавляющее большинство мусульман не признали его притязаний быть пророком и считают ахмадийцев еретиками. А совсем недавно некая женщина в Азербайджане объявила себя пророчицей, но мусульмане не спешат ее признавать. Наверное, потому, что не видят тому достаточных доказательств.

Точно так же и христиане не видят таких доказательств в отношении Мухаммеда. Конечно, Мухаммед пытался их представить. Но доказательства должны соответствовать уровню притязаний. Допустим, выступает некий человек и объявляет всем: "Слушайте, люди! Вы теперь должны мне подчиняться как своему правителю, кроме того я – пример вам во все, потому что я прямой посланник Божий!» Естественно, возникает вопрос: а почему это мы должны принять тебя за такового? А в ответ: "Да вот стихи у меня хорошие есть. Таких никто не сможет написать!» Признайтесь честно: разве, услышав подобную аргументацию, вы посчитаете ее достаточной?

А ведь единственное "доказательство», которое привел Мухаммед, – его собственный Коран: "А если вы в сомнении относительно того, что мы ниспослали нашему рабу, то принесите суру, подобную этой, и призовите ваших свидетелей, помимо Аллаха, если вы правдивы. Если же вы этого не сделаете, – а вы никогда этого не сделаете! – то побойтесь огня, топливом для которого люди и камни, уготованного неверным»! (2: 21–22). В другом месте Мухаммед требует для того же представить уже не одну, а десять сур (11: 16).

Неудивительно, что арабский мыслитель Ар-Раванди (ум. в 906 г.) восклицал: "Как можно доказывать истинность пророческий миссии Мухаммеда на основании его же собственного Корана? Если бы Евклид стал утверждать, что люди никогда не смогли бы создать ничего подобного его книге, неужели же на основании этого было бы доказано, что он пророк?» .

Вот как мусульманская аргументация выглядит со стороны: Мухаммед считается пророком, потому что получил "священное писание» – Коран, а Коран считается священным писанием, потому что его назвал таким "пророк» Мухаммед. Это типичная логическая ошибка: доказательством не может быть то, что само еще должно быть доказано.

Возвратимся же к нашему примеру: поверите ли вы человеку, претендующему на звание правителя и пророка только лишь на основании имеющихся у него стихов? Даже если он представит действительно очень хорошие стихи? Думается, вряд ли. Стихи – это, конечно, хорошо, но они могут подтверждать только претензии на звание поэта. Если же речь идет о пророческом достоинстве, то здесь требуются доказательства посерьезнее и совершенно из другой области.

Чтобы понять, какие доказательства могут считаться достаточными, нам стоит вспомнить, что такое пророчество.

Пророчество – это особенный дар от Бога. Пророк возвещает будущее. И это – доказательство его истинной связи с Богом. Как мы знаем, время – принадлежность нашего сотворенного мира. Мы все существуем во времени, воспринимая настоящее, прошлое и будущее. То, что в действительности произойдет, – нам неизвестно. Точно знает это лишь Тот, Кто находится вне времени и для Кого ясно видно и наше прошлое, и настоящее, и будущее. А вне времени и мира находится лишь Тот, Кто сотворил мир и время, – Бог. И тем, кто находится в непосредственном общении с Ним, то есть пророкам, Он из Своего Божественного знания открывает грядущее.

Именно поэтому в Библии дается четкий критерий, как отличать ложного пророка от истинного: И сказал… Господь: …пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: "Как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?». Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его (Втор 18: 17, 20–22). Если какой пророк предсказывал мир, то тогда только он признаваем был за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка (Иер 28: 9).

Любой из читателей может произнести формальное "пророчество». Например, он скажет: завтра я напишу письмо, и действительно, на следующий день напишет. Но мы прекрасно понимаем, что это не имеет никакого отношения к настоящему пророчеству. Ибо реального будущего он не знает, и завтра вполне может случиться нечто такое, что нам станет совсем не до письма.

Кстати, точно так же действуют лжепророки и гадалки, равно как и дьявол, вещающий через них: в чем-то их прогноз – это план наших предполагаемых действий. Но и дьявол не знает будущего, он, как сотворенное существо, находится "внутри» времени. Именно потому дьявольские предсказания, как и людские прогнозы, всегда даются на краткосрочную перспективу. И это понятно. Легко сказать: завтра напишу письмо – и написать. А вот запланировать через год написать письмо и выполнить это – уже сложнее: вероятность исполнения даже собственного плана намного меньше. А сказать: через тридцать лет напишу письмо? Это выполнить еще сложнее. Да и будем ли мы живы к тому времени?! А сказать: через сто лет мой потомок напишет такое-то письмо? Ну, тут всякий махнет рукой…

А вот в Библии существуют конкретные пророчества, детально сбывшиеся спустя столетия после того, как они были произнесены и записаны. Достоверность их несомненна: рукописи с этими предсказаниями датируются на много веков ранее того, как они исполнились. Вот пример. Однажды некая женщина приступила к Христу с алавастровым сосудом и возлила благовоние на главу Его, и когда апостолы вознегодовали о напрасной трате столь драгоценного благовония, то услышали: Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала (Мф 26: 13). Эти слова содержатся в манускрипте p 64 , датируемом II веком по Р.Х., когда христианство было гонимо, а христиане представляли собой небольшую по численности группу. Что уж тут говорить о проповеди в целом мире , когда по всем людским меркам не было никакой гарантии того, что и Писание вообще-то сохранится: вспомним, что позднее, начале IV века, император Диоклетиан постановил по всей Римской империи изымать и уничтожать христианские книги, намереваясь покончить с христианством: "Да погибнет имя христиан» – так было написано в его указе. И однако же мы все свидетели, что слово Господа Иисуса Христа сбылось в точности, во всех деталях, причем много столетий спустя. И Библия теперь является самой распространенной книгой в мире, ее читают на всех шести континентах, она переведена на 2426 языков, издана общим тиражом около 6 миллиардов экземпляров, и в целом мире известна история о женщине с алавастровым сосудом. Конкретный пример точного пророчества, которое не записано задним числом, но есть в рукописях, более древних, чем исполнение его, и в этом точном исполнении может убедиться любой.

Еще пример. Пророк Исайя предрекает: И Вавилон, краса царства, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра. Не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем… (Ис 13: 19–22).

Также и пророк Иеремия сообщает откровение о Вавилоне: И не возьмут из тебя камня для углов, и камня для основания. Но вечно будешь запустением, говорит Господь (Иер 51: 26).

Когда произносилось это пророчество в VIII веке до Р.Х., эти слова казались невероятными: к тому времени Вавилон стоял уже полторы тысячи лет и процветал.

Но в VI веке до Р.Х. город был захвачен и частично разрушен войсками персидского царя Кира. В IV веке до Р.Х. Вавилоном овладел Александр Македонский, который решил возродить хиреющее поселение, восстановить главный языческий храм и сделать Вавилон столицей своего царства. Однако сразу после этого решения великий полководец заболел и умер – раньше, чем даже были разобраны развалины.

Древнейший список книги пророка Исайи – Qisa датируется II в. до Р.Х., а древнейший папирус с текстом книги пророка Иеримии – III в. до Р.Х. В то время Вавилон еще был населен. А к I в. по Р.Х. полностью исполняется пророчество: в 116 году проезжавший мимо император Траян застал здесь "лишь курганы и легенды о них».

Алекандр Македонский был не единственным правителем, который попытался оспорить пророчество. В конце 1980-х годов лидер Ирака Саддам Хуссейн приказал подготовить проект возрождения Вавилона. Он хотел устроить здесь город с гостиницами и увеселительными заведениями, превратив его в крупнейший туристический центр Ближнего Востока. Первые работы начались в 1991-м году… и в нем закончились. Из-за операции "Буря в пустыне». Так мы видим буквальное исполнение слова Божия на протяжении тысяч лет, в том числе и в наше время.

В Библии немало других столь же ясных примеров истинности пророчеств.

А вот о "пророчествах» Мухаммеда сказать этого никак нельзя. К тому же в Коране он сам прямо говорит, что не знает, "что будет сделано со мною и с вами» (46: 8). В одном из хадисов Мухаммед утверждает: "Никто не знает, что будет завтра, что скрыто в утробах, что он приобретет завтра, в какой земле умрет и никто не знает, когда пойдет дождь» (Бухари, 1039). Итак, он сам расписывается в том, что не знает будущего, но это еще, как говорится, полбеды. Согласно мусульманским же источникам, Мухаммед все-таки делал предсказания, и они – не сбывались!

Вот пример: "Однажды, в конце своей жизни, пророк совершил с нами вечернюю молитву, поднялся и сказал: “Понимаете ли вы, что это за ночь? Поистине, через сто лет после этой ночи не останется на земле ни одного из живущих на ней”» (Бухари, 116). Любой, читающий эти строки, является опровержением лжепророчества, ибо не только через сто, но и через полторы тысячи лет земля полнится живущими.

Еще хадис: "Посланник Аллаха сказал: “скоро Евфрат откроет сокровищницу, полную золота, но пусть тот, кто будет жить в это время, ничего не берет оттуда… Евфрат раскроет гору золота под ним”» (Бухари, 7119). За более чем полторы тысячи лет это "скоро» так и не наступило.

И еще: "Никогда не преуспеет народ, который сделает женщину своим правителем» (Бухари, 9.88.219). Английский народ вполне преуспевает при полувековом правлении королевы Елизаветы II, как и до того преуспевал при правлении королевы Виктории. Аналогичные примеры из истории можно продолжать, но их, впрочем, образованный читатель и так знает.

Как мы помним из Библии, по закону Моисееву, даже одного несбывшегося пророчества достаточно, чтобы не только признать человека лжепророком, но и поступить с ним весьма сурово: такого пророка предайте смерти (Втор 18: 20).

Однако это не единственный критерий, и Божественное Откровение предлагает нам второй, универсальный способ определения – истинно или ложно откровение, а также те, кто его приносит.

Вот он, второй библейский критерий: Если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал 1: 8).

Вполне логично. Поскольку мусульмане знают, что у христиан священное Писание – Библия, то, естественно, для того чтобы признать Мухаммеда пророком или хотя бы просто человеком незаблудшим, нужно, как минимум, чтобы его учение не противоречило тому, что нам уже известно как истинное Откровение Божие.

Что интересно: сам Мухаммед был совершенно согласен с этим критерием. В Коране говорится, что он был послан "для подтверждения истинности того, что было ниспослано до него, как прямой путь и радостная весть верующим» (Коран 2: 97), а также уточняется, что конкретно имеется в виду: "Ниспослал Он тебе в истине, подтверждая истинность того, что ниспослано до него. И ниспослал Он Тору и Евангелие раньше в руководство для людей» (Коран 3: 3–4). В другом месте говорится, что в принесенном Иисусом "Евангелии – руководство и свет» и что оно дано "с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и руководством и увещанием для богобоязненных» (Коран 5: 46).

Наконец, для христиан прямо заповедано: "И пусть судят обладатели Евангелия по тому, что низвел в нем Аллах» (Коран 5: 47).

Так мы и поступаем, но не потому, что слушаемся Корана, а потому, что это предписано в Библии и это же подсказывает здравый смысл.

Однако даже мусульманам хорошо известно, что в том, что принес Мухаммед как якобы подтверждение Библии, находятся весьма существенные и даже кардинальные противоречия Библии. Мы уже показали это выше.

Следовательно, и этому критерию не удовлетворяет Мухаммед.

(Окончание следует.)

Мец А . Мусульманский ренессанс. М., 1996. С. 321–322.

Вообще поэзия – это во многом дело вкуса. И собственно арабские поэты весьма скептически были настроены по отношению к художественным качествам Корана. Известный поэт Башшара ибн Бурд (убит в 783 г.) на многолюдном собрании в Басре, выслушав стихотворения современных ему поэтов, сказал о некоторых из них: "Эти стихи лучше любой суры Корана». А его младший современник поэт Абу ал-Атахия (750–825) не только не признавал несотворенности Корана, но считал, что некоторые из его собственных стихотворений по своим качествам намного выше коранических сур. Ар-Раванди (ум. в 906 г.) утверждал, что у проповедника Актама ибн ас-Сайфи можно найти куда более изящную прозу, чем в Коране. В это же время высокопоставленный чиновник Абу ал-Хусайн ибн Абу ал-Багл пишет книгу об имеющихся в Коране ошибках. Наконец, тогда же известный поэт Абу ал-Ала Маарри позволяет себе сочинить рифмованную параллель к Корану, полностью в манере "святой книги», разделив ее на суры и аяты.

Отличительной чертой пророка Мухаммада, описываемой традицией, является его неграмотность. Об этом подробно рассказано в преданиях-хадисах с опорой на некоторые аяты Корана. Причину и смысл такого утверждения необходимо искать в истории отношений пророка с оппонентами. Как известно, христиане и иудеи обвиняли Мухаммада в плагиате, т.е. в элементарном переносе библейских сказаний в новый, коранический формат.
Судя по всему, для того чтобы опровергнуть подобное утверждение, ранним мусульманам пришлось выдвинуть тезис о безграмотности Пророка. Конечно же, подобное утверждение не ставило окончательную точку в полемике, но снимало остроту вопроса и заводило в тупик дальнейшую эксплуатацию этой темы. Христиане и иудеи оставались при своем, мусульмане при своем.
Однако, при критическом рассмотрении этой темы, мы обнаруживаем пласт информации, свидетельствующей о том, что Пророк Мухаммад был грамотным и образованным человеком.

Из биографии пророка, описанной Ибн Хишамом, а также многими другими исламскими историками, мы узнаем, что он был честным и успешным торговцем. Именно этим он и приглянулся своей будущей жене - Хадидже. Но предположить, что торговец не умеет считать, было бы неразумно. О том, что у него во время торговли был личный писарь, не упоминается ни в одном источнике. Да и отчет Хадидже он давал сам. Поэтому утверждать о том, что Мухаммад не знал цифр, нет основания.
Историческим же фактом является то, что во времена пророка, семитские племена арабов и евреев пользовались сложной системой нумерации и счета. Каждой букве арабского алфавита соответствовало определенное число. Эта практика существовала и во времена Халифата. Таким образом, человек, знакомый со счетом и цифрами, не мог не знать буквы алфавита.
После внимательного изучения коранического текста, применяя метод толкования Корана самим же Кораном, мы приходим к однозначному мнению – пророк был грамотным и умел читать и писать!
Традиционалистами приводится несколько аятов в качестве доказательства неграмотности посланника. Основное доказательство людей убежденных в неграмотности Пророка строится на следующем аяте:

Ты не читал до него никакого Писания и не чертил его своей правой рукой, иначе пришли бы в сомнение считающие это пустым. (29:48)

Сторонники теории неграмотности Мухаммада толкуют 48-й аят 29-й суры как довод в пользу того, что пророк не читал и не писал вообще. Однако контекстное прочтение аятов ясно показывает, что речь здесь идет именно о предыдущих Писаниях, которые Мухаммад не читал и не переписывал. Имеется в виду тот факт, что Мухаммад до начала пророчества не имел отношения ни к иудейской, ни к христианской религиозной традиции, откуда он мог почерпнуть источники новой религии. Отрицающие истину люди Писания обвиняли Мухаммада в плагиате старых писаний Торы и Евангелия, утверждая, что он прочитал, переписал и взял их за основу выдуманной им религии. Они отказывались принимать его пророчество и обвиняли его в самозванности. Бог вступил в полемику с ними и ниспослал следующие аяты:

Если вступаете в спор с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом. Это не относится к тем из них, которые поступают несправедливо. Скажите: «Мы уверовали в то, что ниспослано нам, и то, что ниспослано вам. Наш Бог и ваш Бог – один, и мы покоряемся только Ему». Так Мы ниспослали тебе Писание. Те, кому Мы даровали Писание, веруют в него. И среди этих есть такие, которые веруют в него (Коран), и только отрицающие (знамения Бога) отрекаются от Наших знамений. Ты не читал прежде Писания и не переписывал их своей правой рукой. В противном случае приверженцы лжи впали бы в сомнение. Напротив, это – ясные знамения в груди тех, кому даровано знание, и только мракобесы отрекаются от Наших знамений. Они спрашивают: «Почему ему не ниспосланы знамения от его Господа?» Ответь: «Воистину, знамения – у Бога, а я – всего лишь предостерегающий и разъясняющий увещеватель. Неужели им не достаточно того, что Мы ниспослали тебе Писание, которое им читается? Воистину, в этом – милость и напоминание для верующих людей. (29:46-51)

Таким образом, внимательное контекстное прочтение всех связанных тематически аятов дает нам ясное и недвусмысленное понимание коранических смыслов. Подведем итог: аят, который традиционалисты приводят в качестве доказательства неграмотности пророка, имеет другой смысл, а именно повествует о «неграмотности» или неосведомленности пророка в религиозных традициях предыдущих Писаний. Отсутствие связи Мухаммада с библейской традицией подтверждается в 42-й суре, где термин «Писание» получает ясное истолкование в контексте с вероубеждением, религиозной традицией.

Таким же образом Мы внушили тебе в откровении дух (Коран) из Нашего повеления. Ты не знал, что такое Писание и что такое вера… (42:52)

Проще говоря, Мухаммад был «гоем» , человеком, не имеющим отношения к традиции иудеев и христиан. Арабы того времени были язычниками, не имеющими письменной религиозной традиции в виде Писания. Мухаммад был из арабов и расценивался людьми Писания (иудеями и христианами) в качестве такого «неграмотного», «без письменного» человека. Термин, используемый в Коране для обозначения состояния «неграмотности» в библейской традиции – «умийи» . Традиционалисты, настаивающие на том, что Мухаммад был неграмотным, толкуют термин «умийи» в значении общей неграмотности, неумения читать и писать и приводят в доказательство еще один аят:

Скажи: «О люди! Я - посланник Бога к вам всем, которому принадлежит власть над небесами и землей, - нет божества, кроме Него. Он живит и мертвит. Веруйте же в Бога и Его посланника, пророка, простеца (умийи), который верует в Бога и Его слова, и следуйте за ним, может быть, вы пойдете прямым путем!» (7:158)

Однако, в Коране этот термин использован именно в значении религиозной «неграмотности» , «без письменности» , отсутствия связи с письменной традицией иудеев и христиан.

Среди них есть простецы (уммийуна), которые не знают Писания , а лишь верят пустым мечтам и делают предположения. (2:78)

В 78-м аяте 2-й суры прямо расшифровывается значение термина «умийи» - это люди, не знающие Писания (Священного) и следующие за своими предположениями. Очевидно, что речь здесь идет не о неграмотности вообще, а о религиозной «неграмотности» в традиции.
Нигде в Коране термин «умми» не применяется в ином значении.

Он послал среди простецов (умийина) посланника из них. Он читает им Его знамения, и очищает их, и обучает их Писанию и мудрости, хотя раньше они были, конечно, в явном заблуждении. (62:2)

«Запиши за нами в этой ближайшей жизни благое деяние, и в будущей; мы обратились к Тебе!» (Бог) ответил: «Наказанием Моим Я поражаю, кого желаю, а милость Моя объемлет всякую вещь. Поэтому Я запишу ее тем, которые осмотрительны, дают очистительный расход и которые веруют в Наши знамения; которые следуют за посланником, пророком, простецом (умийина), которого они находят записанным у них в Торе и Евангелии, который побуждает их к доброму и удерживает от неодобряемого, разрешает им блага и запрещает им мерзости, снимает с них бремя и оковы , которые были на них, вот те, которые уверовали в него, и поддерживали его, и помогали ему, и последовали за светом, который ниспослан с ним, это - те, которые имеют успех!» (7:156-157)

Среди обладателей Писания есть такие, что, если ты доверишь им кинтар, они вернут тебе, но среди них есть и такие, что, если доверишь им динар, то они не вернут его тебе, если ты не будешь все время стоять над ними. Это - потому, что они говорят: «Нет на нас в простецах (умийина) никакого пути». И говорят они на Бога ложь и знают это. (3:75)

Если понимать слово «Писание» в 48-м аяте 29-й суры как Писание - Священную Книгу, то можно увидеть косвенное доказательство грамотности пророка. В этом аяте Бог утверждает, что Мухаммад не читал и не писал определенное Писание, а именно Библию. В аяте подразумевается способность Мухаммада читать и писать вообще. Проще говоря, из Библии не читал, но вообще читать мог! Косвенно грамотностьпророка подтверждается в других аятах.

И сказали те, которые отрицают (знамения Бога): «Это - только ложь, которую он измыслил, а помогли ему в этом другие люди». Они совершили несправедливость и искажение! И сказали они: «Сказки первых! Он переписал их для себя, и диктуются они ему утром и вечером ». (25:4-5)

Если Мухаммад был неграмотным, то его никто бы не обвинял в том, что он ПЕРЕПИСЫВАЛ то, что ему ДИКТОВАЛОСЬ. В таком случае, Бог просто бы указал на неграмотность пророка и невозможность неграмотному человеку писать что-либо.
Однако в следующем аяте Бог этого не сделал, но подтвердил божественность происхождения коранического текста.

Скажи: «Ниспослал его Тот, Кому известны тайны на небесах и на земле. Он – Прощающий, Милосердный». (25:6)

Первыми ниспосланными аятами Корана были первые аяты 96-й и 68-й сур.

Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил. Сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил пером, научил человека тому, чего он не знал. (96:1-5)

…Клянусь пером и тем, что пишут! Ты по милости Господа твоего не одержимый. (68:1-2)

Любой разумный человек увидит какое колоссальное значение Бог придает функциям грамотности: чтению и письму. Дважды звучит приказ «Читай!» , упоминается перо, которым Бог учит людей тому, чего они не знают, более того, Бог клянется письменными принадлежностями. Напрашивается вопрос: как Мухаммад, даже если мы допустим, что он был неграмотным до начала пророчества, мог не подчиниться приказу своего Господа и не выучить 28 букв арабского алфавита? Как пророк Создателя всех миров мог ослушаться приказа своего Господина? Надо понимать, что Мухаммад был торговцем и умел считать, причем умел очень хорошо считать, так как был успешным торговцем. А это значит, что и записывать числа он тоже умел. Так вот, в то время арабы и вообще все семиты пользовались арабскими БУКВАМИ для записи чисел. «Арабские» цифры (которые на самом деле индийские) были заимствованы мусульманами у индийцев только в конце 8-го века, то есть спустя почти два века после смерти Мухаммада. Вот цитата из статьи Википедии об истории арабского алфавита: «До перехода к индийским («арабским») цифрам для обозначения чисел использовались буквы, и их числовое значение соответствовало их порядку в алфавите...». Поэтому Мухаммад-торговец был обязан знать арабский алфавит и научиться читать для него, было делом нетрудным, учитывая, что он получил приказ от САМОГО БОГА!
Для разумного человека, с уважением относящегося к личности последнего пророка и размышляющего над смыслами последнего Откровения Бога, становится ясно, что за мифом о неграмотности посланника Бога скрывается намерение принизить интеллектуальные возможности Мухаммада, неуважение к его памяти и роли в истории.
Последователи сотен тысяч, зачастую противоречивых, хадисов, следуя выдуманным историям о «неграмотном» пророке намеренно игнорируют сведения, содержащиеся в тех же хадисах, прямо указывающие на способность пророка Мухаммада читать и писать.
Например, история, переданная Ибн Исхаком, самим ранним комментатором «Сиры (истории) Пророка» о том, что пророк лично написал ответ на письмо лжепророка Мусайлимы. Или хадис от имама Бухари о предсмертном желании Посланника, которое он САМ хотел записать, на что Умар б.Аль-Хаттаб ответил «нам достаточно Корана».
Подведем итог: миф о неграмотности пророка Мухаммада не имеет обоснования в Коране и является анти кораническим искажением. Пророк Мухаммад был верным служителем Бога, послушным мусульманином, умел читать и писать и являлся грамотным человеком.

Обрадуй же Моих слуг, которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них. Это – те, которых Бог наставил на прямой путь. Они и есть обладающие разумом... Бог ниспослал наилучший рассказ (хадис) – Писание, знамения которого сходны и повторяются. У тех, кто страшится своего Господа, от него по коже проходит дрожь. А потом их кожа и сердца смягчаются при поминании Бога. Это – верное руководство Бога, посредством которого Он ведет прямым путем того, кого пожелает. А кого Бог введет в заблуждение, тому не будет наставника. (39:18,23)

Согласно Корану, истинно верующими могут быть только размышляющие люди. Истина открывается только разумным и открыто мыслящим людям. Без Ума нет Веры.

Это – послание к человечеству. Пусть их увещевают им, и пусть они знают, что Он – Единственный Бог, и пусть задумаются обладающие разумом. (14:52)

Разве же тот, кто знает, что-то, что ниспослано тебе от твоего Господа, истина, подобен тому, кто слеп? Ведь вспоминают только обладающие разумом. (13:19)

В традиционном «мусульманстве» существует множество мифов, неузнаваемо искажающих истину. Все эти мифы опираются на вне коранические (или не коранические) источники. Однако, основной причиной почему этим мифам удается влиять на сознание мусульман является нежелание самих мусульман размышлять о своей религии. Слепое же следование за традицией строго осуждается в Коране и приравнивается к отрицанию Его знамений (куфр).

«И когда скажут им: "Следуйте за тем, что ниспослал Бог!" - они говорят: "Нет, мы последуем за тем, на чем застали наших отцов". А если бы их отцы ничего не понимали и не шли бы прямым путем? Те, которые отрицают (знамения Бога), подобны (скотине) на которую кричит (пастух), которая не слышит ничего, кроме зова и призыва: глухи, немы, слепы, они и не разумеют!» (2:170-171)

Только более чем через 200 лет после Хиджры, мусульмане начали пользоваться цифровыми привезенных их Индии, ошибочно называемых арабскими. Индийскую систему записи широко популяризировал арабский учёный ал-Хорезми, автор знаменитой работы «Китаб ал-джабр ва-л-мукабала» , от названия которой произошёл термин «алгебра» . Он же ввел понятие «ноль», отсутствовавшее в индийском исчислении. Кстати, по-арабски «ноль» звучит «сыфр» , отсюда и берет название русское слово «цифра»

Сегодня потомки пророка Мухаммеда проживают почти в любой точке мира. Некоторые из них даже и не предполагают, что в их жилах течет кровь самого посланника. Другие же, напротив, пользуясь случаем, провозглашают себя потомками Мухаммеда, чтобы воспользоваться благами, которые подразумеваются тем, кто действительно ими являются.

Биография Мухаммеда

Пожалуй, нет в мире совершеннолетнего человека, который бы не знал, кто такой пророк Мухаммед.

Он относится к племени курайшитов. Стал основоположником ислама. Родился в 571 году, в Мекке. С 6 стал сиротой, и его воспитывал дедушка, а после дядя Абу Талиб.

Мухаммед много молился и занимался медитацией. Однажды во время этого процесса он увидел ангела Джабраила (архангел Гавриил), который передал ему первые аяты Корана. Так Мухаммед стал посланником Всевышнего Аллаха на земле.

Из-за гонений мекканскими язычниками он со своими сподвижниками вынужден был переселиться в Медину. Там сформировалась первая исламская община.

Но в 630 году он вернулся в Мекку, где убедил жителей принять ислам. С тех пор Мекка стала столицей мусульман.

В 632 году посланник Аллаха отбыл в последний путь и был похоронен в Медине. Он оставил после себя самое главное чудо мусульманского мира - Коран, священное пособие для жизни всем людям на земле.

Жены пророка

Чтобы понять, кто является потомками пророка Мухаммеда, нужно пройтись по всей его семье.

По разным версиям, у пророка было от 11 до 23 жен. Но все же большинство из них склоняются к числу 11. На всех них посланник женился до оглашения закона, который запрещает иметь более 4 жен.

Хадиджа. Мать правоверных стала первой и единственной до самой своей смерти женой пророка. Курайшитка по происхождению уже была 2 раза замужем, пока не встретила Мухаммеда.

Когда они поженились, ей было 40 лет, а Мухаммеду всего 25. Но разница в возрасте не помешала им быть счастливыми супругами. Женщина подарила мужу 6 детей: 2 сына и 4 дочери.

Хадиджа была первой, кто поверил пророку и принял ислам. Пророк всегда ценил ее поддержку и испытывал к ней большую любовь и уважение.

Сауда. Стала женой Мухаммеду, когда ему было 53 года, после его переселения в Медину. Была замужем за мусульманином Сакраном ибн Амром, которого убили многобожники. Она пережила пророка и умерла при правлении Умара в Медине.

Аиша. Третья жена посланника Всевышнего Аллаха. Пожалуй, самая обсуждаемая женщина в исламе, по поводу которой ведутся жесткие баталии как среди самих мусульман, так и среди представителей других религиозных конфессий.

Согласно некоторым источникам, Аише было всего 9 лет, когда она вышла замуж. Но также, согласно другим исследованиям историков, многие данные указывают на то, что девушке уже исполнилось 17 лет в момент бракосочетания.

Когда Усмана убили, Аиша и ее сторонники подняли мятеж, чтобы отомстить убийцам, но были повержены и взяты в плен. После, по приказу нового халифа Али (муж Фатимы), они все были отпущены.

Хафса. Стала четвертой женой пророка после того, как осталась вдовой. Она была дочерью Умара (сподвижник Мухаммеда). Отец просил Усмана и Абу Бакра жениться на Хафсе, но они отказались. И тогда пророк решил, что он сам женится на женщине, а свою дочь Умм Кульсум выдаст за Усмана.

Это была очень волевая и набожная женщина. Ей на хранение был передан первый экземпляр Корана, собранный во времена халифата Абу Бакра. Потом его размножили, как попросил Усман, когда стал халифом.

Зейнаб. Первым супругом девушки был приемный сын пророка Зайд ибн Харис. Но через год после бракосочетания они развелись. Тогда-то Мухаммед и женился на женщине. Она была очень набожной и доброй. Умерла после смерти посланника.

Джувайрия. Дочь предводителя племени Бану Мусталик. Когда мусульмане одержали победу над племенем, девушка была взята в плен. Ее отец с соратниками попросили вернуть ее, но после разговора с пророком приняли ислам. И ради примирения Мухаммед женился на девушке.

Сафия. Как и Джувайрия, она была взята в плен после битвы племени ее отца с мусульманами. В этом сражении был убит ее второй муж. Мухаммед освободил ее и предложил или уйти, оставшись в своей вере, или выйти за него замуж и принять ислам. Девушка выбрала второй вариант.

Умм Хабиба (Рамля). Девушка была замужем за христианином, но вскоре они оба приняли ислам. Однако после переселения в Эфиопию мужчина отказался от ислама, вернувшись в христианство. Но женщина не поддержала его, оставшись верной мусульманкой. Они разошлись, но вернуться обратно в Мекку она не смогла из-за ярости отца, который ненавидел мусульман. Когда об этом узнал посланник Аллаха, он решил жениться на ней.

Умм Салама. Первый ее муж был убит в сражении при Ухуде. Ей предлагали свою руку и Умар, и Абу Бакр, но она им отказала. Однако ответила согласием пророку.

Женщина умерла в 84 года.

Райхана. Была взята в плен. После принятия ислама была освобождена и взята пророком в жены. Была очень верующей и добродетельной.

Маймуна. До брака с пророком была замужем 2 раза. Осталась вдовой, и Аббас (дядя Мухаммеда) посоветовал посланнику жениться на ней.

Мария. Была наложницей, которую Мухаммеду подарил правитель Египта. Приняла ислам еще до встречи с пророком. По данным некоторых источников, она так и осталась наложницей. Но родила пророку последнего сына, который, однако, умер, будучи совсем малюткой.

Все жены пророка Мухаммеда были глубоко верующими и добродетельными женщинами.

Дети посланника

Всего у пророка Мухаммеда родилось семеро детей. Шестерым из них матерью была Хадиджа. Седьмого мальчика родила жена Мария.

Касим. Первый ребенок посланника. Родился до того, как Мухаммед начал пророчествовать. Умер в двухлетнем возрасте.

Зайнаб. Второй ребенок в семье. Спустя 10 лет после ее рождения Мухаммед - посланник Бога - начал проповедовать единобожие. И Зайнаб была в числе первых новообращенных в ислам, в отличие от мужа Абу аль-Асу ибн Рабиа. Он не только отказался принимать ислам, но и противостоял мусульманам в бадрской битве.

Супруги расстались на несколько лет, пока в итоге Абу аль-Аса не принял ислам и не воссоединился с семьей. Однако после воссоединения прожили они всего год. Зайнаб заболела и отошла в мир иной.

Рукия. Третий ребенок и вторая дочь родилась за 7 лет до того, как отец начал пророческую миссию. Должна была стать супругой сына Абу Ляхаба, но договор расторгли, так как он не принимал ислам и враждовал с мусульманами.

Рукия вышла замуж за Усмана ибн Аффана, который стал третьим праведным халифом. Девушка умерла в день бадрского сражения.

Умм Кульсум. Четвертый ребенок и третья дочь пророка. Была обещана в жены другому сыну того же Абу Ляхаба, но и этот договор был расторгнут по той же причине.

После смерти сестры Рукия вышла замуж за Усмана. Их брак длился 6 лет, когда и эта девушка погибла.

Фатима. Пятый ребенок и последняя, четвертая дочь пророка. Именно от нее пошли потомки пророка Мухаммеда.

Девушка вышла замуж за двоюродного брата отца Али ибн Абу Талиба. В их семье родилось пятеро малышей. Выжили из них только трое, девочка Зайнаб и 2 мальчика Хасан и Хусейн.

Сама Фатима пережила отца всего на полгода. Девушка очень почитается мусульманами-шиитами. Ее благочестие и щедрость часто упоминаются в мусульманских хадисах.

Абдуллах. Шестой ребенок и второй сын посланника Всевышнего. К сожалению, и он умер в маленьком возрасте.

Ибрахим. Седьмой ребенок и третий мальчик, последний в семье. Также умер в раннем детстве.

Все дети пророка Мухаммеда были мусульманами.

Потомки

Прямые потомки посланника Всевышнего - внуки, сыновья Али и Фатимы - Хусейн и Хасан.

Пророк очень любил своих внуков, восхищался ими и просил у Всевышнего даровать им свою милость. Он воспитывал их почти 7 лет, пока не отошел в мир иной. По словам Фатимы, в наследство внукам он оставил свое великодушие и щедрость для Хасана, смелость и доблесть для Хусейна.

Хасан занимал место халифа всего несколько месяцев в 661 г. После он подписал договор с омейядами и уступил трон Муавийу с условием, что тот вернет халифат ему. Но договор был нарушен, а внук пророка убит.

После смерти брата также пытался отобрать халифат, которым должен был управлять именно он. Но и у него не получилось одержать победу над омейядами, он был убит во время сражения под Кербелой.

Абдалла II

Абдалла II - прямой потомок в 43-м поколении пророка Мухаммеда.

Исходит из династии хашимитов. Основоположником этого рода считают Хашима, прадеда посланника Аллаха.

На протяжении нескольких веков представители хашимитов становились эмирами Мекки, ставшие позже правителями арабских государств. Это:

  • Ирак;
  • Хиджаз;
  • Сирия;
  • Трансиордания и т. д.

Благодаря королю Иордания смогла избежать внутренних конфликтов и противостояний и сохранить мирное положение внутри страны.

Более того, король примирил 2 религии, христианство и ислам, поцеловав руку Папе Римскому, когда тот прилетал в Иорданию. Этот поступок существенно укрепил экономику страны, так как благодаря наплыву туристов казна заработала более 2 миллиардов долларов.

Король женился на Рании, девушке из простой семьи. Королева пользуется огромной популярностью в мире и среди своего народа, воплощая в себе образ идеальной матери и жены.

Родословная правителя Ирана восходит к имаму Хусейну, что сказалось на выборе Хаменеи в качестве духовного лидера.

Сейчас ему 79 лет, но состояние его здоровья очень плохое. Отличался своим негативным отношением и жесткими высказываниями в сторону США.

Аятолла Али Систани

Шиитский богослов Ирака, пользующийся непререкаемым авторитетом, тоже считается потомком пророка по ветви имама Хусейна, сына Али и Фатимы.

Сейчас ему 88 лет, проживает он в Ираке. Был номинирован на получении Нобелевской премии, однако помехой стала фетва о гомосексуализме. И хоть впоследствии было выяснено, что это ошибка, премию он так и не получил.

Прямым потомком посланника Аллаха через Фатиму также считается принц Карим Ага-Хан IV. У него нет собственного государства, однако титул ему присвоен королевой Елизаветой II. А в 1959 году от иранского шаха он получил титул Его королевское высочество.

Принц является предводителем исмаилитов-низаритов, которых по всему миру насчитывается около 20 миллионов человек.