Противоправная деятельность определение. Правовое регулирование конкуренции и монополии в предпринимательской деятельности

Структура – это такое расположение элементов и связей противоправной деятельности, которое обеспечивает ей сохранение объективно необходимых свойств (целостность), служащих фактическим основанием применения мер социально-правовой защиты и юридической ответственности.

Противоправная деятельность – полиструктурное образование. Так, генетическая структура раскрывает связи отдельных элементов и противоправной деятельности в целом с экономической и политической, социальной и духовной, национальной и иными предпосылками общественной жизнедеятельности. Функциональная структура показывает связи между отдельными элементами противоправной деятельности, эффективность функционирования каждого из элементов (делинквента, используемых им средств и т.д.) и правонарушительной деятельности в целом.

Логическая (логико-философская) структура дает возможность отразить взаимосвязи элементов и системы, частей и целого, содержания и формы противоправной деятельности. Как и в любой юридической деятельности, здесь в первую очередь нужно выделять внутренний и внешний ее компоненты (элементы, стороны).

Элементы внешней (объективированной) стороны противоправной деятельности мы уже выделили в § 1 данной главы (см. п. 2). Подробнее рассмотрим отдельные из них.

Субъекты противоправной деятельности – это конкретные люди (индивиды), их коллективы и организации, которые совершают противоправные действия и операции. В этом качестве, абстрагируясь от психологического механизма их поведения, они предстают как элементы внешней ее стороны.

Их можно группировать в отдельные типы, виды и подвиды. Так, в зависимости от места и роли делинквентов в конкретной противоправной деятельности они разграничиваются на организаторов, подстрекателей, пособников и исполнителей.

По степени общности и социальной организованности правонарушителей выделяются индивидуальные и коллективные субъекты. Индивидуальные субъекты противоправной деятельности в зависимости от их политико-юридической связи с конкретным государством подразделяются на граждан (подданных), иностранцев, апатридов (лиц без гражданства), бипатридов (лиц с двойным и более гражданством).

В качестве коллективных субъектов противоправной деятельности выступают социальные общности (например, трудовые коллективы), движения (экологические) и организации (государственные и негосударственные, представительные и исполнительные, религиозные и др.).

По «отраслевой» принадлежности можно выделять субъектов преступлений, административных, гражданско-правовых и др. правонарушений.

Объект правонарушения в самом общем виде – это то, на что направлены противоправные деяния субъектов. Выделяют общий, родовой и непосредственный объекты.

Под общим объектом противоправной деятельности понимается совокупность общественных отношений, юридическая ответственность за посягательства, на которые предусмотрена действующим законодательством. Родовой (или специальный) объект обозначает группу однородных по своей природе общественных отношений, охраняемых в силу этого единым комплексом правовых (уголовных, административных и т.д.) норм. Непосредственный объект противоправной деятельности – это конкретные общественные отношения, на которые посягает делинквент, совершая конкретные преступления и проступки.

Следует выделять также предмет противоправной деятельности. Это те явления реальной действительности (блага), на которые направлены интересы и противоправные деяния (операции) правонарушителя.

В зависимости от их природы все объекты противоправной деятельности условно можно подразделить, например, на следующие типы: 1) общественные отношения и юридические связи, 2) общественный (государственный) строй, 3) территория и население, 4) семья и другие социальные общности, 5) политический режим и правопорядок, 6) деятельность (работа, услуги, ее результаты), 7) материальные и нематериальные блага, 8) права и свободы, законные интересы и обязанности людей, 9) правовые акты и другие официальные документы, 10) субъективные права и обязанности, 11) информация, 12) окружающая природная среда, 13) нравственность.

Важное место в содержании противоправной деятельности занимают конкретные действия (бездействие) и операции субъекта. Действие представляет собой внешне выраженные, индивидуально-конкретные и влекущие определенные последствия (социальные и юридические) акты делинквентов. Совокупность взаимосвязанных между собой действий, объединенных локальной целью, составляет операцию (например, такая операция, как подготовка к убийству, может включать самые разнообразные действия: осмотр будущего места преступления, приобретение оружия, сбор информации о намеченной жертве и т.д.). Бездействие представляет собой специфический акт, суть которого заключается в отсутствии соответствующих действий и операций, предусмотренных законом или иным правовым актом.

В логической структуре противоправной деятельности в качестве относительно самостоятельных элементов мы выделяем средства ее совершения. Средства – это любые предметы (явления и т.п.), с помощью которых делинквент осуществляет противоправное действие (операцию), достигает соответствующих целей и результатов. Эти средства могут подразделяться на общесоциальные, специально-юридические и технические. В своей совокупности они образуют криминальную технику .

Одни и те же средства конкретным правонарушителем (исполнителем, организатором, пособником, подстрекателем) могут использоваться по-разному в зависимости от различных обстоятельств в конкретной социально-правовой ситуации. Например, склонить к совершению противоправной деятельности определенное лицо можно путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом . При этом, реализуя подкуп как способ, можно использовать ценные предметы, валюту и другие средства. Совокупность приемов, способов и методов совершения противоправной деятельности образует криминальную тактику .

Результат противоправной деятельности может иметь социальное (нарушение общественного порядка, нормального развития общественных отношений) и юридическое (нарушение конституционных прав граждан, порядка осуществления правосудия), материальное (самовольное пользование недрами, истязание) и нематериальное (клевета, оскорбление), количественное (приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах) и качественное (хищение предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность) выражение.

Наличие причинно-следственных связей между противоправными действиями (операциями) субъекта и наступившими результатами (последствиями) данных действий – необходимый элемент юридического содержания противоправной деятельности и условие юридической ответственности.

Под причиной (от лат. causa) в нашей работе следует понимать такую генетическую связь между противоправными действиями (бездействием) и их результатом, когда они (деяния) с необходимостью порождают (могут порождать) конкретные социальные, юридические, материальные и иные вредные последствия. Условиями, в отличие от причин, обычно считаются такие явления, которые сами не могут породить данное явление, следствие, но, сопутствуя причинам в пространстве и времени и влияя на них, обеспечивают определенное их развитие, необходимое для возникновения следствия.

Время, место, обстановка могут рассматриваться в качестве основных элементов логической структуры противоправной деятельности (например, совершение ее в военное время) либо в виде «внешних» условий, в которых совершается правонарушение.

Сложным и малоисследованным является вопрос о формах противоправной деятельности . Традиционно считается, что правонарушение существует в двух формах: в форме действий и в форме бездействия. Причем в юридическое понятие «действия» входят лишь те акты (телодвижения, слова и выражения, их сочетания, документы), которые носят противоправный характер, участвуют в формировании общественной опасности и вреда. В данном случае речь идет о внешней форме правонарушения .

Противоправная деятельность имеет определенную внутреннюю (процессуальную) форму , раскрывающую способы организации, внутренние связи элементов ее содержания. В данном контексте можно рассматривать, например, основные стадии совершения правонарушения, а именно: начало, приготовление, покушение, исполнение и его окончание либо добровольный отказ на определенных этапах от совершения противоправной деятельности.

Возникновение, изменение, прекращение, исполнение и т.д. правонарушения осуществляется в рамках временной его структуры .

Пространственная структура отражает соответствующие типы, виды и подвиды противоправной деятельности, к разграничению которых мы и переходим.

Монополистическая деятельность является правонарушением, т.е. противоправным, виновным действием (бездействием) правонарушителя, причиняющим вред и влекущим применение мер юридической ответственности.

Монополистическая деятельность - это противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ч.9 ст.4 Закона о конкуренции на товарных рынках).

Данное определение является общим для товарных и финансовых рынков.

Противоправность всякого правонарушения заключается в нарушении норм объективного права и субъективных прав других лиц. Действия, подпадающие под монополистическую деятельность, считаются противоправными, если они нарушают предписания или запреты, установленные нормами антимонопольного законодательства. Бездействие является правонарушением, если лицо добровольно не исполняет обязанность, возложенную на него нормой антимонопольного законодательства.

Монополистическая деятельность нарушает как частные, так и публичные права и интересы. Прежде всего данное правонарушение посягает на субъективные права отдельных лиц - права потребителей и предпринимателей на товарных и финансовых рынках.

Указанным лицам может быть причинен имущественный вред в виде убытков (ст.15, 16 ГК РФ). В частности, соглашение хозяйствующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке более 35%, об устранении с рынка других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенного товара может причинить последним убытки в виде уже произведенных расходов и (или) неполученных доходов (прибыли).

При квалификации отдельных монополистических действий, запрещенных антимонопольным законодательством, убытки иногда бывает сложно определить. Зачастую они могут вообще отсутствовать. В связи с этим общее определение монополистической деятельности не содержит указания на убытки как последствие данного правонарушения (см. ч.9 ст.4 Закона о конкуренции на товарных рынках). Для установления и запрещения (пресечения) монополистической деятельности не требуется в обязательном порядке устанавливать наличие убытков у конкретных предпринимателей и потребителей. В то же время для применения к правонарушителю гражданско-правовой санкции в виде возмещения убытков установление последних и причинной связи является обязательным. Данные элементы состава правонарушения имеют также значение при возложении мер уголовной ответственности за монополистическую деятельность при особо отягчающих обстоятельствах (ч.3 ст.178 УК РФ).

Нарушая права и законные интересы отдельных субъектов предпринимательства, а также потребителей (частные права и интересы), монополистическая деятельность наносит вред государству и обществу в целом. Он заключается в посягательстве на правопорядок в сфере конкуренции, т.е. в недопущении, ограничении или устранении конкуренции. Легальные определения понятий "недопущение", "ограничение" и "устранение" конкуренции в российском законодательстве отсутствуют. Общественная опасность монополистической деятельности состоит прежде всего в нарушении одинаковых для всех субъектов предпринимательства правил ведения конкурентной борьбы ("правил игры").



Субъектами данного правонарушения (т.е. правонарушителями) являются: предприниматели - хозяйствующие субъекты и финансовые организации, а также группа лиц.

Следует отметить, что ранее Закон о конкуренции на товарных рынках относил к числу лиц, осуществляющих монополистическую деятельность, государственные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и их должностных лиц. В новой редакции этого Закона от 9 октября 2002 г. указанные лица обоснованно исключены из числа субъектов данного правонарушения, поскольку совершаемые ими неправомерные действия (бездействие) по ограничению конкуренции по своей правовой природе не являются монополистической деятельностью. Ведь данные лица не вправе заниматься предпринимательской деятельностью и не рассматриваются в качестве субъектов монопольного (доминирующего) положения на рынке*(475). Подобные неправомерные действия относятся к числу правонарушений, препятствующих осуществлению предпринимательской деятельности вообще.



Вина - необходимый элемент состава правонарушения, составляющего монополистическую деятельность. В литературе высказывается соображение, согласно которому данное правонарушение может совершаться только в форме умышленной вины*(476), поскольку в общем определении монополистической деятельности содержится указание на направленность действий (бездействия) правонарушителя на недопущение, ограничение или устранение конкуренции (см. ч.9 ст.4 Закона о конкуренции на товарных рынках). Данная позиция является весьма спорной, так как сам термин "направленные" еще не дает основания однозначно утверждать о совершении монополистической деятельности лишь в форме умысла. Например, навязывая контрагенту невыгодные условия договора или устанавливая монопольно высокую цену, предприниматель, занимающий доминирующее положение на рынке, преследует конкретную цель получить дополнительную прибыль за счет экономически более слабого контрагента. Несомненно, такие действия могут ограничивать или устранять конкуренцию на рынке, но доказать умысел правонарушителя в виде такой целенаправленности в этом случае весьма затруднительно. Поэтому признание только умышленной вины существенно ограничило бы круг преследуемых правонарушений в ущерб конкурентным отношениям на рынке. Таким образом, вина при совершении монополистической деятельности состоит в двух основных формах: умысла или неосторожности.

Виды монополистической деятельности субъектов предпринимательства:

индивидуальное поведение субъекта предпринимательства в форме злоупотребления своим доминирующим положением на рынке;

соглашения (согласованные действия) субъектов предпринимательства, ограничивающие конкуренцию.

Злоупотребление субъектом предпринимательства (группой лиц) своим доминирующим положением на рынке (ст.5 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст.5 Закона о конкуренции на финансовых рынках).

Использование термина "злоупотребление" по отношению к рассматриваемым правонарушениям весьма условно. Несмотря на то что запрет злоупотребления доминирующим положением содержится в норме п.1 ст.10 ГК РФ, посвященной злоупотреблению правом, это не означает, что неправомерные действия, перечисленные в ст.5 Закона о конкуренции на товарных рынках и ст.5 Закона о конкуренции на финансовых рынках, являются злоупотреблением правом.

Конкретные запреты на осуществление монополистической деятельности не следует относить к злоупотреблению правом, поскольку занятие субъектом предпринимательства доминирующего положения на рынке свидетельствует не о наличии особого права, а о существовании определенной экономической ситуации (доминировании, монополии), предполагающей соответствующий правовой режим (государственный контроль)*(477).

Ведь можно сказать, что в принципе само по себе наличие доминирующего (монопольного) положения на рынке уже ограничивает конкуренцию и в этом смысле является нежелательным для конкурентных отношений. Однако государство не может вообще запретить предпринимателям занимать такое положение, поскольку в ряде случаев оно экономически неизбежно. В связи с этим конкретные запреты, налагаемые на лиц, занимающих доминирующее положение, не являются злоупотреблением правом, так как злоупотребление означает нарушение принципов, предусмотренных в общих нормах (например, запрет совершать действия исключительно с намерением причинить вред другим лицам, а также действия, противоречащие требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, если конкретные запреты не установлены специальными нормами)*(478).

Для квалификации данного правонарушения необходимы следующие специальные условия:

особое положение субъекта предпринимательства (группы лиц) на рынке;

последствия противоправного поведения.

Особое положение субъекта предпринимательства (группы лиц) состоит в обладании им доминирующим (монопольным) положением на рынке.

Общие последствия монополистической деятельности конкретизированы применительно к рассматриваемому виду правонарушения. На товарных рынках запрету подлежат действия (бездействие) хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других субъектов предпринимательской деятельности или физических лиц (абз.1 п.1 ст.5 Закона о конкуренции на товарных рынках). На рынке финансовых услуг запрещаются действия финансовых организаций, затрудняющие доступ на рынок другим финансовым организациям и/или оказывающие негативное влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на данном рынке (ч.1 ст.5 Закона о конкуренции на финансовых рынках).

Антимонопольное законодательство России содержит изъятия (исключения) из норм о запрете указанных действий, которые состоят в том, что в определенных случаях действия субъекта предпринимательства могут быть признаны правомерными, если он докажет, что положительный эффект от его действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для соответствующего рынка (п.2 ст.5 Закона о конкуренции на товарных рынках).

Предусмотренные законодательством конкретные правонарушения (злоупотребления) можно свести в две группы:

(1) договорные; (2) односторонние.

Договорные злоупотребления состоят в том, что субъект предпринимательства, занимающий доминирующее положение на рынке определенного товара, принуждает своего контрагента заключить договор лишь на выгодных для первого условиях либо необоснованно отказывается от заключения договора при наличии к тому возможности. Как правило, подобные злоупотребления имеют место на этапе заключения договора.

В частности, к ним относятся:

навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него и не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.);

создание условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят одного или нескольких хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другим или другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия);

установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен, нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;

необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара (п.1 ст.5 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст.5 Закона о конкуренции на финансовых рынках).

Цель указанных действий (бездействия) состоит в неправомерном использовании субъектом предпринимательства (группой лиц) своего доминирующего (монопольного) положения и получения им прибыли за счет дискриминации (нарушения принципа юридического равенства) других субъектов предпринимательства и потребителей, желающих заключить с первым договор.

Широкое распространение получила такая форма неправомерного использования доминирующего положения на рынке, как установление монопольно высоких и монопольно низких цен.

Монопольно высокой считается цена товара, которая устанавливается хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, и при которой он компенсирует либо может компенсировать необоснованные затраты и (или) получает либо может получить прибыль существенно более высокую, чем это может быть в сопоставимых условиях или условиях конкуренции (ч.10 ст.4 Закона о конкуренции на товарных рынках).

Монопольно низкой является:

а) цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или

б) цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка (ч.11 ст.4 Закона о конкуренции на товарных рынках).

Таким образом, предусмотрено две разновидности монопольно низких цен. В первом случае такая цена устанавливается покупателем, занимающим доминирующее положение на рынке. Она навязывается, например, продавцу, являющемуся субъектом малого предпринимательства, оказавшемуся в зоне искусственно созданного избытка товаров. Во втором случае монопольно низкая цена устанавливается продавцом, занимающим доминирующее положение на рынке, на уровне, приносящем ему убытки продажей данного товара. Низкие цены устанавливаются, как правило, на непродолжительное время для того, чтобы более слабые конкуренты разорились или ушли с рынка.

Выявляются монопольные цены антимонопольными органами на основе принятых МАП РФ 21 апреля 1994 г. N ВБ/2053 Временных методических рекомендаций по выявлению монопольных цен*(479).

При совершении данных противоправных действий нарушаются не только частные права и интересы отдельных субъектов предпринимательства и потребителей, но и установленный государством режим свободного ценообразования. Ведь свобода договора предполагает свободу установления цены, т.е. формирование последней под влиянием спроса и предложения, а не искусственными способами.

Исключения составляют предусмотренные законом случаи государственного регулирования цен (тарифов). Такое регулирование распространяется, в частности, на продукцию субъектов естественных монополий (например, на электрическую и тепловую энергию, железнодорожные перевозки, транспортировку нефти, почтовую связь и т.д. - ст.4 Закона о естественных монополиях).

Односторонние (недоговорные) злоупотребления непосредственно не связаны с заключением договоров, а носят односторонний характер.

К ним относятся:

изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства (п.1 ст.5 Закона о конкуренции на товарных рынках).

Соглашения (согласованные действия) субъектов предпринимательства, ограничивающие конкуренцию. Правонарушения, относящиеся к этому виду монополистической деятельности, в свою очередь, подразделяются на две группы:

горизонтальные (картельные) соглашения (согласованные действия);

вертикальные соглашения (согласованные действия).

Форма соглашений (согласованных действий) не имеет значения для установления их противоправности. Закон признает недопустимыми соглашения (согласованные действия), достигнутые в любой форме (ст.6 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст.6 Закона о конкуренции на финансовых рынках). К основным из них относятся:

а) письменные соглашения (договоры), заключенные путем составления одного или нескольких документов (договоров) либо путем обмена письменными документами;

б) устные соглашения и договоренности (на конференциях, совещаниях и т.п.), если факт их заключения подтверждается доказательствами;

в) согласованные фактические действия субъектов предпринимательства по координации предпринимательской деятельности, которые вынуждают других лиц (субъектов предпринимательства или потребителей) придерживаться определенного поведения на рынке.

Горизонтальные (картельные) соглашения (согласованные действия). Таковыми признаются соглашения (договоры), иные сделки или осуществление согласованных действий конкурирующими субъектами предпринимательства (потенциальными конкурентами), т.е. действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров - см. п.1 ст.6 Закона о конкуренции на товарных рынках).

В прежней редакции Закон о конкуренции на товарных рынках признавал подобные соглашения (согласованные действия) противоправными, лишь если их участники в совокупности обладали на рынке определенного товара долей более 35%. В настоящее время наличие такой доли не требуется.

На финансовых рынках закон также не предусматривает для финансовых организаций наличие какой-либо доли для признания их соглашений противоправными. Из этого следует, что таковыми они признаются независимо от доли этих субъектов на рынке.

Законодательство содержит примерный перечень запрещенных горизонтальных соглашений (согласованных действий), которые направлены на:

установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок, процентных ставок;

повышение, снижение или поддержание цен на торгах (в том числе на аукционах);

раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков), по видам или потребителям финансовых услуг;

ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов и финансовых организаций в качестве продавцов определенных товаров(услуг) или их покупателей (заказчиков);

отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);

установление необоснованных критериев членства, являющихся барьерами при вступлении в платежные и иные системы, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут предоставить своим потребителям необходимые финансовые услуги, для конкуренции на рынке финансовых услуг (см. п.1 ст.6 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст.6 Закона о конкуренции на финансовых рынках).

Указанные правонарушения признаются абсолютно неправомерными, т.е. закон исключает возможность признания их правомерными и доказывания правонарушителем превышения положительного эффекта над негативными последствиями. Однако в отношении других (прямо не перечисленных в законе) подобных соглашений (согласованных действий) допускается возможность доказывания их правомерности (см. п.2 ст.6 Закона о конкуренции на товарных рынках).

Рассмотренные выше горизонтальные соглашения получили наименование картельных. Картель используется для обозначения устойчивых союзов и соглашений, посредством которых их участники (конкуренты), сохраняя юридическую самостоятельность, вырабатывают общую политику на рынке, делят его территорию между собой, ограничивают доступ на рынок других хозяйствующих субъектов, устанавливают единые цены и т.д.

Вертикальные соглашения (согласованные действия). Они достигаются между неконкурирующими субъектами предпринимательства, т.е. между получающими (потенциальными приобретателями) и предоставляющими (потенциальными продавцами) товар (взаимозаменяемые товары). Закон признает такие соглашения (согласованные действия) противоправными при наличии в совокупности двух условий:

если они имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции на рынке;

совокупная доля хозяйствующих субъектов на товарном рынке, являющихся участниками таких соглашений (согласованных действий), превышает долю более 35% (п.3 ст.6 Закона о конкуренции на товарных рынках).

Ранее Закон о конкуренции на товарных рынках существенно ограничивал круг неправомерных соглашений (согласованных действий). В частности, для признания их противоправными Закон требовал, чтобы один из участников таких соглашений (согласованных действий) занимал доминирующее положение на рынке. В настоящее время это не требуется.

Законодательство не содержит перечня вертикальных соглашений (согласованных действий). Они могут быть направлены на достижение тех же целей (результатов), что и вышеупомянутые горизонтальные (картельные) соглашения.

В исключительных случаях вертикальные соглашения (согласованные действия) могут быть признаны правомерными, если субъектами предпринимательства будет доказано, что положительный эффект превысит их негативные последствия.

Неправомерная координация. Закон о конкуренции на товарных рынках запрещает также координацию предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции (п.5 ст.6 Закона). Причем неправомерная координация может сочетаться с заключением горизонтальных (картельных) и вертикальных соглашений.

Нарушение данного запрета является основанием для ликвидации в судебном порядке организации, осуществляющей координацию предпринимательской деятельности, по иску антимонопольного органа.

Следует иметь в виду, что законодательство предоставляет право коммерческим организациям в целях координации их предпринимательской деятельности создавать объединения в форме союзов или ассоциаций, являющихся некоммерческими организациями (п.1 ст.121 ГК РФ). Определения понятия "координация" закон не содержит. Координация предполагает согласование действий хозяйствующих субъектов в различных сферах предпринимательской деятельности (с осуществлением функций руководства (управления) друг другом и без такового). Недопустимой и противоречащей антимонопольному законодательству последняя признается лишь в том случае, если она имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции.

Неправомерная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по ограничению конкуренции. Как уже отмечалось, российское законодательство более не относит к монополистической деятельности действия (бездействие) органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение и устранение конкуренции.

В отличие от субъектов предпринимательства, которые могут быть субъектами монопольного (доминирующего) положения на рынке, органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица лишены этого права, так как им вообще запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Они не признаются субъектами монополии (доминирующего положения) и конкуренции на рынке, и потому закон не упоминает их при определении этих понятий.

Тем не менее противоправное поведение органов государственной власти, органов местного самоуправления, направленное на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, является общественно опасным в связи с тем, что данные субъекты используют публичную власть с целью неправомерного получения доходов или иных привилегий, нарушают права и законные интересы предпринимателей, препятствуют добросовестной конкуренции.

Правонарушения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления закон подразделяет по аналогии с монополистической деятельностью субъектов предпринимательства на следующие виды:

индивидуальные акты и действия;

соглашения (согласованные действия), ограничивающие конкуренцию.

Индивидуальные акты и действия в антимонопольном законодательстве именуются как акты и действия федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти организаций или органов (ст.7 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст.12 Закона о конкуренции на финансовых рынках).

Указанным органам и организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность субъектов предпринимательства, создают дискриминационные условия их деятельности, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов. В частности, подлежат запрету:

введение ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов и финансовых организаций в какой-либо сфере деятельности;

необоснованное воспрепятствование созданию новых хозяйствующих субъектов и финансовых организаций в какой-либо сфере деятельности;

установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством РФ;

необоснованное воспрепятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов и финансовых организаций в какой-либо сфере;

ограничение доступа финансовых организаций на рынок финансовых услуг или устранение с него финансовых организаций;

установление норм, ограничивающих потребителям финансовых услуг выбор финансовых организаций;

установление запретов на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничение прав хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров;

выдача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательными или иными нормативными актами РФ приоритетов;

необоснованное предоставление отдельному хозяйствующему субъекту или финансовой организации (либо нескольким таковым) льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам или финансовым организациям, работающим на рынок того же товара (услуги) (см. п.1 ст.7 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст.12 Закона о конкуренции на финансовых рынках).

В действующем законодательстве содержится ряд положений, устанавливающих недопустимость неправомерных ограничений на создание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так, отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом; отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд (п.1 ст.51 ГК).

Недопустимость установления запретов на перемещение товаров из одного региона в другой установлена Конституцией РФ. Так, ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч.2 ст.74 Конституции РФ).

Ограничения и запреты, вводимые актами государственных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являются неправомерными.

Обязанности о первоочередной поставке товаров определенному кругу покупателей или о приоритетном заключении договоров могут устанавливаться только законодательными и иными нормативными актами федерального уровня. Такие обязанности возложены, в частности, на поставщиков, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, в отношении заключения контрактов на поставку товаров для государственных нужд (п.2 ст.5 Закона о поставках продукции для государственных нужд) и т.д.

Предоставление льгот, не предусмотренных действующим законодательством РФ, либо предоставление их отдельному или нескольким субъектам предпринимательства, а не неопределенному числу лиц соответствующей группы, имеющих право на льготы, является незаконным.

Проекты решений органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти организаций или органов по вопросам о предоставлении льгот и преимуществ отдельному субъекту предпринимательства или нескольким таковым подлежат согласованию с антимонопольным органом (п.2 ст.7 Закона о конкуренции на товарных рынках).

Следует учитывать, что законодательство России запрещает наделять органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и иные подобные органы и организации полномочиями, осуществление которых имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции. Запрету подлежит также совмещение функций указанных органов или организаций с функциями субъектов предпринимательства, а также наделение субъектов предпринимательства функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ (см. п.3 ст.7 Закона о конкуренции на товарных рынках).

Неправомерные соглашения (согласованные действия), ограничивающие конкуренцию, могут достигаться между:

а) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти организаций или органов, выступающими сторонами таких соглашений (согласованных действий);

б) указанными органами власти (и организациями), с одной стороны, и субъектами предпринимательства - с другой.

Форма соглашений (согласованных действий) может быть любая: устная, письменная, фактические согласованные действия.

Однако подобные соглашения (согласованные действия) являются противоправными, если в результате их совершения имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов субъектов предпринимательства. Законодательство содержит примерный перечень подобных соглашений (согласованных действий), которые приводят или могут привести к следующим последствиям:

разделу рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

ограничению доступа на рынок или устранению с него субъектов предпринимательства;

повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если заключение таких соглашений допускается федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ (ст.8 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст.6 Закона о конкуренции на финансовых рынках).

Рассматриваемые правонарушения не могут в каких-либо исключительных случаях быть признаны правомерными (путем доказывания превышения их положительного эффекта над негативными последствиями).

Следует отметить, что ранее Закон о конкуренции на товарных рынках (ст.9) относил к монополистической деятельности нарушение запрета на участие в предпринимательской деятельности должностными лицами органов государственной власти и государственного управления (например, нарушение запретов иметь в собственности предприятия; голосовать посредством принадлежащих им акций (долей) при принятии решений общим собранием хозяйственного товарищества или общества и т.п.).

Подобные запреты предусмотрены нормами различных законодательных актов (например, об основах государственной службы, о статусе судей и др.).

В связи с этим Закон о конкуренции на товарных рынках в редакции от 9 октября 2002 г. обоснованно исключил указанные неправомерные действия должностных лиц из числа нарушений антимонопольного законодательства.

Под неправомерной коммерческой деятельностью подразумевается деятельность организации в период начатой процедуры банкротства. Лицо, отвечающее за процесс ликвидации компании, может добиться вынесения через суд распоряжения об обязательном пополнении активов компании. Причем суд по своему усмотрению определяет их форму.

Обязательным условием вынесения судом соответствующего решение выступает осведомленность руководителя о действительном положении дел компании. Если директор осознавал, что нет возможности избежать банкротства, то он обязан принять все разумные меры, направленные на уменьшение потенциального ущерба кредиторам. Если он не сделал этого, то несет ответственность согласно закону. Причем она наступает и в том случае, если необходимые действия не выполнил сотрудник компании, который наделен соответствующими полномочиями. Нужно отметить, что в подобных ситуациях доказывать преднамеренность обмана не требуется. Считается, что руководство организации не может не знать о надвигающейся несостоятельности.

За какие действия наступает уголовная ответственность?

Согласно российскому законодательству некоторые действия, совершенные в процессе ликвидации компании, тянут за собой привлечение к уголовной ответственности.

К ним относятся следующие:

    скрытие сведений, разглашение которых неминуемо повлияет на выполнение должником своих финансовых обязательств. В первую очередь речь идет о сокрытии информации о принадлежащей должнику собственности или отдельных ее характеристиках. Кроме того, уголовно-наказуемым деянием считается также уничтожение финансовых документов компании и непредставление данных о принадлежащем ей имуществе;

    нарушение порядка, который устанавливает кредитора;

    совершение действий, направленных на нарушение процедуры признания организации банкротом. К ним относятся любые препятствия или ограничение деятельности временной администрации, в том числе отказ от предоставления документов, выполнение распоряжений и т. д.

Как решают этот вопрос в других странах?

В европейских странах, правовая система которых многое позаимствовала из британского законодательства, такое нарушение, как неправомерная коммерческая деятельность тянет за собой достаточно серьезное наказание:

    гражданско-правовую ответственность, в силу которой руководитель несет личную ответственность за причиненный кредиторам ущерб;

  • так называемую дисквалификацию директора, то есть ограничение права занимать соответствующий пост;
  • уголовную ответственность.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

В теории права выделяют такие понятия, как правонарушения и противоправные деяния. Несмотря на наличие ряда общих черт, эти термины не являются тождественными. Рассмотрим далее особенности общественно опасного противоправного деяния.

Терминология

Деяние, совершенное противоправно, - действие, совершенное в нарушение положений законодательства. Оно может быть выражено в форме бездействия или действия.

Противоправное деяние - это недопустимое поведение субъекта права. Противоправность считается внешней формой выражения вредности действий/бездействия. Поведение, нарушающее закон, предполагает При и размера санкции учитывается важнейший принцип - действие/бездействие лица не признается нарушением, если в законе отсутствует соответствующее указание на это. Противоправное деяние должно быть доказано.

Нюансы правоприменения

Противоправное деяние - это поступок, обусловленный общественной вредностью и порожденный ею. При отсутствии этой связи поведение субъекта нельзя признать противозаконным.

В настоящее время существует мнение о том, что опасное противоправное деяние имеет место в любом случае, когда в законе присутствует запрет на совершение тех или иных действий. Между тем данная позиция требует уточнения. Дело в том, что такой подход, считавшийся правоприменительной и правотворческой доктриной, порождал зачастую правонарушающие акты. Следовательно, к ответственности привлекались субъекты, деятельность которых приносила пользу обществу.

Специфика квалификации

Необходимо особо подчеркнуть, что противоправное деяние - это сложный юридический состав. В нем следует выделять как минимум 2 аспекта.

В первую очередь противоправность считается объективированной формой выражения общественно опасного действия/бездействия, его внешней стороной. Это значит, что деяние должно официально признаваться незаконным.

Во-вторых, противоправность - это объективная характеристика правонарушения. Это значит, что любое незаконное действие/бездействие посягает на социальные блага, представляемые правом. Речь, в частности, об интересе, охраняемом законом, порядке, установившемся в тех или иных отношениях и поддерживаемом с помощью особого юридического инструментария. Правонарушению присуще то, что правом порицается. В этом смысле противоправность неотделима от общественной опасности, вредности.

В формально-логическом смысле это может выражаться так: "все, что общественно опасно, то противоречит праву". Соответственно, можно сформулировать и обратную позицию: противоречащими нормам признаются только такие деяния, которые несут общественную опасность.

Исключения

На практике можно наблюдать 2 вида отклонений от данной конструкции. Во-первых, не всегда совершение противоправных деяний несет общественную опасность. Во-вторых, не все вредные действия/бездействия являются противозаконными. Обе этих ситуации нежелательны и указывают на важность адекватного совмещения противоправного и вредного в действующих нормах.

Признаки состава незаконного деяния

Для применения к лицу наказания, установленного нормами, необходимо доказать, что оно причастно к объективно-противоправному деянию. Общественная опасность признается материальным признаком, поскольку характеризует содеянное с социальной точки зрения.

Однако почему из огромного количества поступков людей законодатель считает противоправными и преступными только те, которые закреплены нормами? Очевидно, что эти деяния признаются общественно опасными, т. е. несут определенную угрозу для государства и общества, поскольку нарушают установленный правопорядок.

Вредным считается любое противоправное деяние. Преступление, однако, характеризуется высшей степенью опасности. Она определяется характером правоотношений, на которые совершается посягательство, объемом и значительностью ущерба, спецификой самого деяния, а в ряде случаев - индивидуальными особенностями субъекта, его совершившего.

Признание того или иного действия/бездействия преступным зависит от сознания и воли людей, принимающих законы. Эта деятельность наделяет общественную опасность свойствами противоправности. Следовательно, у компетентных госорганов появляется возможность вести планомерную борьбу с такими деяниями, применять меры принуждения.

Уголовный закон

Противоправность считается не только общественной, но и государственной реакцией на действие, которое признается общественно опасным только в сознании граждан. Из этого следует, что отнесение действия/бездействия к числу противозаконных предполагает официальное его признание таковым на государственном уровне. Установление запрета на его совершение в уголовном законе свидетельствует о значительной степени общественной опасности.

Особенности ответственности за противоправное деяние

Посредством введения уголовно-правовых норм в систему законодательства обеспечивается защита конкретного социального блага. Вместе с тем, если необходимость в этом отпала, в связи с тем, что субъект перестал считаться общественно опасным, цель нормативного предупреждения признается достигнутой.

7 статья УК существенно ограничивает применение защиты социальных благ в сравнении с действовавшей ранее 50 нормой УК РСФСР. Субъект, впервые совершивший преступление средней либо небольшой тяжести, может освобождаться от уголовной ответственности. Для этого необходимо установить, что в связи с изменением обстановки виновный или деяние, совершенное им, перестали являться общественно опасными.

В настоящее время в УК четко разделяются основания освобождения от наказания и ответственности. В Кодексе присутствует несколько статей, согласно которым с субъекта может быть снята ответственность или обязанность понести наказание по основаниям, никоим образом не связанным с изменением обстановки.

В 77 статье речь ведется не о всяком преступлении, а только о тех, которые относятся к деяниям небольшой либо средней тяжести и только в случае изменения обстановки до такой степени, что субъект или деяние перестало являться опасным и, следовательно, применение уголовного наказания будет явно нецелесообразным.

Если изменяются условия так, что угроза для общества исчезает, то в первую очередь должен корректироваться закон. Иначе судья будет ставиться выше норм права и вместо законодателя сможет оценивать опасность того или иного преступления. Таких полномочий у судьи нет и быть не может. В противном случае это приведет к беззаконию и произволу.

Что касается изменения степени опасности личности виновного, то оно вполне возможно. В такой ситуации применение к нему уголовной санкции становится нецелесообразным. Наказание практически и формально не может обеспечить достижение целей предупреждения, поскольку лицо самостоятельно и осознанно исполняет предписания закона, пусть даже и после его нарушения. Субъект сам исправился без применения мер ответственности.

С исчезновением опасности личности вменение санкций будет являться неоправданной жестокостью.

Приоритет уголовной нормы

Необходимо сказать, что действие, запрещенное уголовно-правовыми положениями, не может разрешаться нормами другой юридической отрасли. К примеру, если гражданин является нетрудоспособным или престарелым, его нельзя обязать оказывать помощь его престарелым родителям. Соответственно, его нельзя за неисполнение алиментных обязательств. Нельзя признать мошенничеством соглашение о купле-продаже, если оно было оформлено в соответствии с гражданско-правовыми нормами.

Следует, однако, учесть, что отсутствие запрета в уголовной норме не может являться препятствием для запрещения того или иного действия положениями иной правовой отрасли. К примеру, лицо, действующее в условиях крайней необходимости, не освобождается от материальной ответственности.

Признаки преступления

Преступлением признается виновно совершенное опасное для общества деяние, запрещенное уголовно-правовыми нормами под угрозой наказания. Это определение обладает материально-формальным характером.

Преступление - это вид деятельности человека, объективированная и выраженная вовне противозаконная воля субъекта. Для признания деяния преступлением необходимо установить следующие его признаки:

  1. Общественную опасность.
  2. Противоправность.
  3. Наказуемость.
  4. Виновность.

Указанные признаки отражают содержание посягательства. Они позволяют отграничить преступление от иного поведения, не согласующегося с нормами права и морали.

Общественная опасность

Она представляет собой способность деяния нанести ущерб общественным правоотношениям. Наличие этого свойства позволяет дать оценку поведению лица с позиции конкретной социальной группы либо в целом всего общества.

Любое правонарушение несет в себе угрозу. Преступления отличаются степенью и характером опасности. Последнее свойство определяет качественную особенность, содержание, сущность деяния. Ключевым критерием дифференциации преступлений по уровню опасности считается объект посягательства.

Степень опасности - это количественный признак. Он выражается в разных квалифицирующих составах. К примеру, существует кража, совершаемая группой субъектов, предварительно сговорившихся, или кража, к которой причастна организованная группа.

Классификации посягательств

С давних времен в уголовно-правовой теории различали преступления против общества, публичные и частные. В соответствии с этой классификацией, в УК выделено несколько групп деяний, для каждой из которых предусмотрен самостоятельный раздел Кодекса.

Практическое значение имеет разграничение преступлений на неосторожные и умышленные. Для этой классификации используется такой критерий, как форма вины.

В УК выделены также категории преступлений в зависимости от тяжести: небольшой, средней тяжести, тяжкие и особенно тяжкие деяния. Первые три группы могут быть умышленными или неосторожными. Особенно тяжкие преступления могут быть совершены исключительно умышленно. Эта классификация имеет значение и для законодателя, и для субъектов правоприменения. В УК предусмотрены особые конструкции составов, которым соответствуют санкции, устанавливаемые в зависимости от тяжести посягательства.

    Контрразведка - деятельность особых государственных органов, подразделений или служб исполнительной власти (специальных служб; в СССР особых отделов) по пресечению разведывательной (шпионской) деятельности соответствующих органов других государств и антиправительственных организаций. В этом отношении контрразведчики являются специфическими смежниками сотрудников органов внутренних дел.

    Полиция нравов - в ряде стран отделы полиции, занимающиеся пресечением преступлений, связанных с нарушением общественной нравственности. Деяния, которые, согласно уголовному кодексу этих стран, считаются безнравственными, наказываются в уголовном порядке. Отделы полиции нравов могут, например, бороться с проституцией, конкубинатом, половыми преступлениями, осуществлять надзоры за увеселительными и питейными заведениями, а также заведениями, проводящими азартные игры.

    Операти́вный экспериме́нт - это оперативно-разыскное мероприятие, состоящее в негласном изучении деятельности определенного лица в специально созданных условиях.Оперативный эксперимент проводится на основании постановления, утверждённого руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в целях выявления, пресечения и раскрытия преступлений. При этом если в ходе эксперимента проверяемое лицо совершает действия, содержащие признаки преступления, то оно привлекается к уголовной...

    Укрывательство - правовой термин означающий общественно опасное действие, направленное на противодействие расследованию и представляющее собой сокрытие как самого преступника, так и всевозможных улик, которые могли бы способствовать следствию.

    Беловоротничковая преступность (от англ. White-collar crime) - вид преступности, выделение которого осуществляется по признаку принадлежности преступника к числу лиц, выступающих в роли представителей государства, бизнеса, должностных лиц и чиновников. Впервые данный термин был употреблён криминологом Эдвином Сатерлендом.