Психология воли. Волевой акт и его структура

Воля – процесс сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности, выраженный в умении преодолевать внутренние и внешние трудности.

Воля выполняет следующие функции:

Побудительная и направляющая на достижение поставленной цели при преодолении трудностей.

Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательной активности, мотивов и действий, не соответствующих мировоззрению, идеалам и убеждениям личности.

Регулирующая функция выражается в произвольной, регуляции действий, психических процессов и поведения, в преодолении препятствий.

Развивающая функция состоит в том, что волевая регуляция направлена на совершенствование субъектом своего поведения.

Структура волевого акта.

Волевой акт может иметь разную структуру, в зависимости от количества компонентов, и длительность этапов его осуществления. Волевые действия бывают простые и сложные.

К простым волевым действиям относятся те, при осуществлении которых человек без колебаний идет к намеченной цели, то есть побуждение к действию непосредственно переходит в само действие.

В сложном волевом акте можно выделить, по крайней мере, четыре фазы:

Первая фаза – возникновение побуждения и предварительная постановка цели.

Вторая фаза – обсуждение и борьба мотивов.

Третья фаза – принятие решения.

Четвертая фаза – исполнение решения.

Первая фаза характеризует начало волевого акта. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, которое выражается в стремлении что-то сделать. По мере осознания цели это стремление переходит в желание, к которому добавляется установка на его реализацию. Если же установка на реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом завершиться, так и не начавшись. Таким образом, для возникновения волевого акта необходимо появление мотивов и их преобразование в цели.

Вторая фаза волевого акта характеризуется активным включением в него познавательных и мыслительных процессов. На этом этапе происходит оформление мотивационной части действия или поступка. Дело в том, что мотивы, появившиеся на первой стадии в виде желаний, могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить выбор.

Третья фаза связана с принятием одной из возможностей в качестве решения. Однако не все люди принимают решения быстро, возможны продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов, способствующих утверждению в своем решении.

Четвертая фаза -- исполнение этого решения и достижение цели. Без исполнения решения волевой акт считается незавершенным. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела.

Структура волевого действия:

    мотивационно-побудительное звено (цель, мотивы);

    исполнительское звено (способы действий и поведения как внешние, предложенные кем-то, так и внутренние, выработанные самим);

    оценочно-результативное звено (результаты действий).

Волевые качества личности.

Воля обладает определенными качествами: силой, устойчивостью и широтой.

    Сила воли - степень возбуждения волевого усилия.

    Устойчивость воли - постоянство проявления в однотипных ситуациях.

    Широта воли - количество видов деятельности (спорт, учеба, работа и т.п.), в которых проявляется воля.

Воля неразрывно связана с личностью и проявляется в ее качествах. В.А.Иванников выделяет три блока волевых качеств личности:

    моралъно-волевые качества (ответственность, обязательность, энергичность, инициативность, самостоятельность, дисциплинированность);

    эмоцuонально - волевые (целеустремленность, выдержка, терпение, спокойствие);

    собственно волевые (смелость, мужество, решительность, настойчивость).

Ответственность внешний или внутренний контроль над деятельностью, отражающий социальное, морально-правовое отношение к обществу, выражающееся в выполнении принятых нравственных и правовых норм и правил, своего долга.

Обязательность (исполнительность) - качество воли, проявляющемся в точном, неукоснительном и систематическом исполнении принимаемых решений.

Инициативность способность предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей.

Самостоятельность способность осознанно принимать решения и умение не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели, способность критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений и при этом вносить в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных советов.

Дисциплинированность сознательное подчинение своего поведения общественным нормам, установленному порядку.

Целеустремленность сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности.

Выдержка (самообладание) - умение сдерживать свои чувства, когда это требуется, недопущение импульсивных и необдуманных действий, умение владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным.

Смелость умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия.

Мужество высокая степень самообладания, которая ярко проявляется в сложных и опасных обстоятельствах, в борьбе с необычными трудностями. Мужество - сложное качество. Оно предполагает наличие смелости, выдержки и настойчивости.

Решительность отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, своевременное и быстрое принятие решений. Примером противоположного качества нерешительности является ситуация «Буриданова осла», который, не решаясь съесть одну из равных охапок сена, так и умер с голоду.

Настойчивость умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями. Нельзя путать с упрямством и негативизмом.

Негативизм немотивированная, необоснованная склонность действовать наперекор другим людям, противоречить им, хотя разумные соображения не дают оснований для таких поступков.

Упрямство упрямый человек всегда старается настоять на своем, несмотря на нецелесообразность данного действия, руководство не доводами разума, а личными желаниями вопреки их несостоятельности.

Важнейшее место в проблеме воли занимает понятие волевого акта, имеющего определенную структуру и содержание. Важнейшие звенья волевого акта - принятие решения и исполнение - нередко вызывают особое эмоциональное состояние, которое описывается как волевое усилие.

Волевое усилие - это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и др.), создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, и переживаемого как состояние значительного напряжения. Составляющими волевого акта являются следующие основные этапы:
1) наличие цели действия и ее осознание;
2) наличие нескольких мотивов и также их осознание с выстраиванием определенных приоритетов между мотивами по их интенсивности, значимости. В результате волевого усилия удается затормозить действие одних и предельно усилить действие других мотивов;
3) «борьба мотивов» как столкновение в процессе выбора того или иного действия противоречивых тенденций, желаний, побуждений. Она становится тем сильнее, чем более весомы противоборствующие мотивы, чем более равны они между собой по своей силе и значимости. Принимая «хроническую форму», борьба мотивов может порождать личностное качество нерешительности; в ситуативном выражении она провоцирует переживание внутреннего конфликта;
4) принятие решения относительно выбора того или иного варианта поведения - это своего рода фаза «разрешения» борьбы мотивов. На данном этапе возникает либо чувство облегчения, связанное с разрешением ситуации и снятием напряжения (в этом случае говорят о «победе над собой»), либо состояние беспокойства, связанного с неуверенностью в правильности принятого решения;
5) реализация принятого решения, воплощение того или иного варианта действий в своем поведении (деятельности).

В большинстве случаев принятие решения и волевое поведение в целом связаны с большим внутренним напряжением, часто приобретающим стрессовый характер.

Отечественный классик психологии А. Н. Леонтьев выявляет важную составляющую волевого акта. Он считает, что волевое действие есть процесс победы открыто социальных и идеальных мотивов в индивидуальной системе иерархии мотивов над объектно-предметными. Это означает, что в борьбе мотивов у достаточно зрелой личности чаще всего побеждают социальные мотивы, беря верх над биологическими. Так, человек может заставить себя съесть обед (биологическое действие), если он будет знать, что его жена будет довольна этим действием (социальный мотив - отношения с женой). Данный эффект А. Н. Леонтьев называет «приматом открыто социальной мотивации». То же самое верно и по отношению к «идеальным по форме» мотивам, которые берут верх над наглядными и объектно-предметными мотивами, согласно А. Н. Леонтьеву.

ВОЛЕВОЙ АКТ - одно из проявлений высших психических функций, выражающееся в способности человека преодолевать препятствия, возникающие на пути осуществления мотивированной деятельности. Источник В. а. всегда связан с какими-то актуальными потребностями человека как субъективным фактором и непосредственной ситуацией волеизъявления - как объективным. В ходе В. а. человек возвышается над своими альтернативными, конкурирующими, иногда равновеликими влечениями, осмысливает их, осуществляет их селекцию. Выделяют 3 характерные черты В. а.: усиление побуждения к действию; наличие двух смыслов действия (превращение незначимого или малозначимого действия в сильно значимое; подключение этого действия к смысловой сфере личности); наличие двойной произвольности действия (по способу мотивации и по способу осуществления действия). Признаками В. а. являются сознательное подчинение сильных влечений более важным целям; подавление импульсивно возникающих в данной ситуации иных влечении и желании; отсутствие эмоционального удовольствия в процессе выполнения действия. В. а. - это готовность субъекта к той или иной конкретной деятельности и некий прообраз этой деятельности, в котором в определенной мере уже антиципирована схема предстоящей деятельности. Поэтому наличие продуманного плана действия, приложение усилий для его осуществления, повышенное внимание к действиям по реализации намеченного плана являются другим рядом важных признаков В. а. Он может быть охарактеризован как программа логически обдуманных действий, системы алгоритмов, в которых определено что, как, когда и где необходимо совершить. По своей детерминации во внутреннем плане В. а. есть итог работы ощущения, восприятия, представления, мышления, воображения и пр. Поэтому воля показывает целостный характер психики, как взаимосвязь всех психических функций. При осуществлении В. а. человек обретает понимание своих способностей, необходимых для реализации намеченного, учитывает свой жизненный опыт.

В. а. всегда представляет собой целенаправленное действие человека. При его осуществлении человек контролирует ход деятельности и складывающуюся ситуацию. Поэтому В. а. - это интенциональное действие человека, он осознает сам акт интенции и себя как ее источник. В качестве своей цели В. а. всегда предполагает цель актуальную, т. е. обоснованную и конкретизированную планом деятельности, предусматривающую непосредственное осуществление цели. Цель как абстрактный идеал не может стать предметом В. а.

В. а. может быть направлен на отыскание необходимого смысла деятельности, на выполнение деятельности, на научение чему-либо. Поэтому он является эпистемологически значимым условием и предпосылкой познавательных процессов. В частности, В. а. играет важную роль в формировании личного знания, акцентируя внимание на настойчивости в поиске решения, последовательности в реализации свободы мышления. Особое значение В. а. обретает для формирования способности субъекта познания осуществлять рискованные, инновационные когнитивные операции, принимать решение об их допущении и реализовывать его. В. а. активирует образы памяти как репродуктивного механизма воспроизведении духовной реальности, сохраняющейся под порогом сознания; с него часто начинается работа воображения в творческом процессе.

В. а. удерживает объект в поле сознания субъекта в течении всего времени, необходимого для выполнения поставленной задачи; поддерживает сконцентрированное на объекте внимание человека. Длительность В. а. различна: от нескольких мгновений до нескольких лет. В. а. завершается только вместе с реализацией цели деятельности. Он может быть направлен как на объект - на внешнее препятствие, так и на субъект - на внутреннее препятствие (на преодолении ряда или одной из своих характерологических особенностей). В. а. может включаться в деятельность на любом этапе ее протекания - от начального до завершающего. С конца 30-х по 80-е гг. 20 в. в западной и отечественной психологии исследования воли практически прекратились, ввиду господства идей «деятельностного редукционизма». С утверждением трактовки человека как активного субъекта в его развитии и поведении проблема воли вновь приобрела актуальное значение.

  • - ВОЛЕВОЙ АКТ - одно из проявлений высших психических функций, выражающееся в способности человека преодолевать препятствия, возникающие на пути осуществления мотивированной деятельности...

    Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • - ...
  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ВОЛЕВО́Й, -ая, -ое. 1. см. воля 1. 2. Обладающий твёрдой волей1, обнаруживающий твёрдую волю1. Волевая натура. В. голос...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ВОЛЕВО́Й, волевая, волевое. прил. к воля в 1 знач. Волевой импульс. Волевое стремление. || То же во 2 знач. Волевой командир...

    Толковый словарь Ушакова

  • - волево́й прил. 1. соотн. с сущ. воля I 1., связанный с ним 2. Обладающий сильной волей, не отступающий перед трудностями. отт. Свойственный такому человеку. 3...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...
  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - волев"...
  • - директ"ивно-волев"...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

  • - административно-командный,...

    Словарь синонимов

  • - стеничный, стенический, сильный, железная воля, характерный, с...

    Словарь синонимов

  • - ...

    Словарь антонимов

  • - См. volitivo...

    Пятиязычный словарь лингвистических терминов

"волевой акт" в книгах

Нарушения волевой сферы

Из книги Наркотики и яды [Психоделики и токсические вещества, ядовитые животные и растения] автора Петров Василий Иванович

Нарушения волевой сферы Активность волевого фактора в личности наркомана нарушается очень серьезно. Наркоман не имеет в жизни реальных целей, а также сил для достижения целей нереальных. Поэтому он часто попадает в конфликтные ситуации, которые вызывают в большей или

Оргазм и волевой акт

Из книги Где взять энергию? Секреты практической магии Эроса автора Фратер В. Д.

Оргазм и волевой акт Используйте эту эротическую практику вступлением к ритуальному магическому волевому акту, после переходите к его подготовке. Так, например, при инвокации вы можете начинать с вызывания и декламации гимна, потом работать на достижение оргазма для

d) Чудо не есть ни волевой,

Из книги Диалектика мифа автора Лосев Алексей Федорович

d) Чудо не есть ни волевой, d) Чудо не есть познавательный синтез и логическая целесообразность. Но чудо не есть также и волевой синтез, или синтез свободы и необходимости. Это – чрезвычайно важный момент во всем учении. Раз это не есть волевой синтез, то ни в каком случае

2.09, Волевой акт в любви

Из книги НАУКА О ЛЮБВИ автора Салас Соммэр Дарио

2.09, Волевой акт в любви Для того чтобы иметь возможность рассмотреть природу любви и её практические стороны с правильных позиций, важно понять, что это чувство не может быть результатом случайности и никогда не возникает спонтанно. Чтобы любовь была действительно

Волевой Акт (Volition)

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Волевой Акт (Volition) Проявление воли в действии. Предполагает желание, но не сводится к желанию (всякий волевой акт есть желание, но не всякое желание есть волевой акт). «Волить» это и значит активно хотеть чего-то. Из этого следует, что мы можем желать только того, что зависит

«Волевой» подбородок

Из книги Полная энциклопедия наших заблуждений автора

«Волевой» подбородок

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с прозрачными картинками] автора Мазуркевич Сергей Александрович

«Волевой» подбородок Существует распространенное мнение, что выдающийся подбородок («волевой») является свидетельством сильной воли. Есть множество примеров, когда люди с «волевым» подбородком особой волей не отличались, и наоборот, среди тех, у кого подбородок имеет

«Волевой» подбородок

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с иллюстрациями] автора Мазуркевич Сергей Александрович

«Волевой» подбородок Существует распространенное мнение, что выдающийся подбородок («волевой») является свидетельством сильной воли. Есть множество примеров, когда люди с «волевым» подбородком особой волей не отличались, и наоборот, среди тех, у кого подбородок имеет

Образно-волевой настрой

Из книги Полная энциклопедия оздоровления автора Малахов Геннадий Петрович

Образно-волевой настрой При выполнении упражнений дополнительно можно читать образно-волевой настрой. Например, следующего содержания.«Мне хорошо. С каждым днем становится лучше, лучше, лучше и лучше. Каждая клеточка моего организма омолаживается и обновляется; кровь

Волевой командир из народа

Из книги Жуков против Гальдера [Схватка военных гениев] автора Рунов Валентин Александрович

Волевой командир из народа Когда в начале лета 1939 года в Политбюро ЦК КПСС обсуждался вопрос о том, кому поручить командование советскими войсками, сосредоточенными против японцев на реке Халхин-Гол, по воспоминаниям В.М. Молотова, на некоторое время наступила пауза. В

30. Нарушения волевой сферы

Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А

30. Нарушения волевой сферы Понятие воли неразрывно связано с понятием мотивации. Мотивация – это процесс целенаправленной организованной устойчивой деятельности (основная цель – удовлетворение потребностей).Мотивы и потребности выражаются в желаниях и намерениях.

Волевой процесс

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Волевой процесс Волевое действие может реализоваться в более простых и более сложных формах.В простом волевом акте побуждение к действию, направленному на более или менее ясно осознанную цель, почти непосредственно переходит в действие, не предваряемое сколько-нибудь

6.1. Что такое «волевой человек»

Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович

6.1. Что такое «волевой человек» В представлении большинства людей волевым является человек, умеющий (или обладающий способностью) преодолевать возникающие на пути достижения цели трудности, или же смелый, отважный, решительный, т. е. не теряющий самообладания в опасной

1. Духовно-волевой потенциал

Из книги Россия: мы и мир автора Алексеев Сергей Трофимович

1. Духовно-волевой потенциал Как известно, основателей Рима, Ромула и Рема, волчица вскормила своим молоком. Волчьим, от которого они получили фермент, перестраивающий генетическую природу травоядных в хищников. В результате мифическая волчица вскормила элиту будущей

Волевой подбородок

Из книги Читаем лица. Физиогномика автора Шварц Теодор

Волевой подбородок Волевым принято называть подбородок как бы загнутый кверху (рис. 3.14). Его обладатели упорны в достижении поставленных целей и в то же время обладают такими качествами, как хитрость, решительность и непостоянство. Рис. 3.14. Волевой подбородокЧем тяжелее

Тема 18

ВОЛЯ

Общая характеристика воли

Волевые качества человека

Развитие воли у человека

Нарушение волевой сферы

Общая характеристика воли

Воля – это сознательная регуляция человеком своего поведения и деятельности, выраженная в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связана с мотивационной сферой личности, познавательными и эмоциональными процессами. Воля обеспечивает переход от познания и переживаний человека к практической деятельности, к изменению действительности в связи с потребностями, намерениями, интересами. С помощью воли человек организует деятельность и управляет своим поведением. Основными особенностями воли являются:

· сознательная целеустремленность . Чтобы что-то выполнить, человек должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизовать себя на ее достижение;

· связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя для этого человек может только в том случае, если он все хорошо продумал и спланировал;

· связь с движениями. Для реализации своих целей человек двигается, изменяет формы активности.

Чаще всего человек проявляет свою волю в следующих типичных ситуациях:

1. Когда необходимо сделать выбор между двумя или несколькими одинаково привлекательными, но требующими противоположных действий мыслями, целями, чувствами, несовместимыми друг с другом.

2. Когда, несмотря ни на что, необходимо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели.

3. Когда на пути практической деятельности человека возникают внутренние (боязнь, сомнения) или внешние (объективные обстоятельства) препятствия, которые необходимо преодолеть.

В психической деятельности юриста воля выполняет ряд функций.

Главная функция воли заключается в сознательной регуляции человеком своих действий, направленных на достижение поставленных целей, как в благоприятных, так и в неблагоприятных жизненных ситуациях.

Общая регулирующая функция воли конкретизируется в следующих взаимосвязанных функциях:

· побудительная функция – активизация определенных мотивов поведения, побуждение человека к определенной активности, совершению определенных действий, направленных на достижение определенной цели, связанной с удовлетворением определенной потребности;

· организующая функция – организация психических процессов в систему, адекватную цели деятельности;

· стабилизирующая функция – поддержание активности на должном уровне вплоть до достижения цели деятельности;

· функция торможения воли – сдерживание нежелательных проявлений активности, торможение мотивов, влечений, желаний, вариантов поведения, не согласующихся с главными целями деятельности в тот или иной момент времени.

Воля – это способность человека сознательно управлять собой в деятельности с труднодостижимыми целями. Она предполагает регулирование человеком своего поведения, торможение им ряда других устремлений и побуждений, организацию цепи различных действий в соответствии с сознательно проставленными целями. Волевая деятельность заключается в том, что человек осуществляет власть над собой, контролирует собственные непроизвольные импульсы и в случае необходимости подавляет их. Проявление воли представляет собой такого рода активность личности, которая связана с участием сознания. Волевая деятельность обязательно предполагает целый ряд актов: оценку сложившейся ситуации; выбор пути для будущего действия; отбор средств, необходимых для достижения цели, и т.д.

В ряде случаев волевая деятельность связана с принятием решений, определяющих жизненный путь человека, выявляющих его общественное лицо, раскрывающих его моральных облик. Поэтому в осуществление таких волевых действий вовлечен весь человек как сознательно действующая личность. Волевая деятельность человека обусловлена сформировавшимся складом личности, характером ее мотивов и жизненных целей, возникающих как результат различных воздействий в условиях жизни человека. Вместе с тем в качестве непосредственной причины волевой деятельности могут выступать разнообразные жизненные обстоятельства.

Волевые действия и волевой акт

Волевая деятельность всегда состоит из определенных простых и сложных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли (рис. 1).


Рис. 1. Виды волевого действия

Волевое действие связано с осознанием цели деятельности, ее значимости, подчинением своих импульсов сознательному контролю и изменением окружающей действительности в соответствии со своими замыслами (рис. 2).


Рис. 2. Характеристики волевого действия

Волевые действия различают по степени сложности. В случае, когда в побуждении ясно видна цель, и оно непосредственно переходит в действие, говорят о простом волевом акте. Сложному волевому акту предшествует учет последствий, осознание мотивов, принятие решения, составление плана его осуществления (рис. 3).

Побуждение к совершению волевого действия. В роли побудительных сил конкретных волевых действий выступают определенные потребности и мотивы человека. Они могут быть самыми различными, но в любом случае заставляют активно работать мышление человека, принуждают его оценивать мотивацию будущего поведения, ставить перед собой определенные цели. Следует признать, что не всякое стремление к цели носит осознанный характер. В зависимости от степени осознанности потребностей, мотивов поведения стремление к цели подразделяется на влечения и желания.

Влечение – это недостаточно осознанное стремление, при котором человек плохо осознает свои потребности, мотивы поведения. Влечение часто рассматривается как некое переходное состояние, так как из-за своей неясности, неопределенности не может перерасти в целенаправленную деятельность. Представленная во влечении потребность, как правило, либо угасает, либо осознается и превращается в конкретное желание.

Принятие одной из возможностей в качестве решения
Борьба мотивов и выбор

Рис. 3. Этапы сложного волевого действия

Желание – это стремление, которое возникает при ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее. Следует отметить, что далеко не всякое желание приводит к действию. Желание само по себе не содержит активного компонента. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, т.е. «фильтруется» через систему ценностей человека, получает эмоциональную окраску.

Желание, имея побуждающую силу, обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана.

Осознание цели и стремление ее достичь. Способность к сознательной целенаправленности является специализированной способностью человеческого сознания. Постановка цели включает в себя образ объекта, на который будут направлены действия, и представления ожидаемого результата – прогнозирование. Именно содержание целей определяет социальную ценность поступков человека, его ценностные ориентации, его правосознание.

В психологии принято различать два вида целей: стратегические (отдаленные), т.е. направленные на какой-либо общий социально и личностно значимый результат (например, успешное завершение сложного расследования), и тактические цели , более близкие, направленные на решение конкретных задач и последовательно приближающие к конечной цели.

Осознание ряда возможностей достижения цели, т.е. тех конкретных средств, которые приводят к желаемому результату. Это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого – установление причинно-следственных связей между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.

Способы действия должны оцениваться человеком не только с точки зрения его личной пользы, выгоды, но также с учетом возможных последствий для других людей и общества в целом. Выбор способов действий, как и все другие стадии волевого акта, опосредуется моральными установками, включенными в структуру мотивации субъекта.

Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности. Этот этап характеризует активизацию и осознание мотива, побуждающего человека к постановке конкретной цели и совершению нормативного или противоправного поступка. В структуру мотивации включены эмоции и чувства, потребности, интересы и идеалы личности. Вот почему именно мотив определяет «личностный смысл» поставленной цели и направленность личности (А.Н. Леонтьев). Мотивация человека является очень сложным многоуровневым образованием, поэтому часто нелегко выявить истинный и адекватный мотивы поведения.

Выявление истинных мотивов правонарушителей является одной из Борьба мотивов и выбор. Анализ структуры своей мотивации и ее соотношение с целью позволяют субъекту понять, в какой мере поставленная цель соответствует определенному мотиву. Когда человек испытывает состояние неопределенности, у него возникает несколько разнородных мотивов, побуждающих его стремиться к различным целям. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели, но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это человек тоже понимает), но зато следование им больше соответствует системе его цен-ностей.

В человеке могут бороться чувства долга и страха, любви и ненависти, альтруизма и эгоизма и т.д. Особенно напряженно протекает борьба, когда сталкиваются несовместимые побуждения и человеку приходится выбирать между узколичностными мотивами и общественным долгом. Правосознательное поведение возникает тогда, когда преобладают социально-ценностные мотивы. Если при наличии противоречивых побуждений не превалирует ни одно, то субъект испытывает состояние сомнения, торможения и склонен отказаться от выполнения действия.

Осознание, рациональная и эмоциональная оценка личностью конкурирующих мотивов и целей завершаются выбором одного из них, имеющего по шкале ценностных ориентаций субъекта наибольший личностный и общественный «рейтинг», и постановкой основной цели деятельности, соответствующей этому мотиву. Другие конкурирующие мотивы осознаются человеком как желания, влечения, которые в качестве промежуточных помех часто препятствуют достижению намеченной или промежуточной цели. Промежуточные цели ставятся с учетом оптимальной последовательности реализации определенных мотивов и целей.

Борьба мотивов заканчивается либо появлением намерения, направленного на неопределенное будущее, либо принятием решения, когда человек четко осознает необходимость и возможность достижения определенной цели и отдает самому себе приказ в плане внутренней или внешней речи, стимулируя активизацию моторных процессов.

Принятие одной из возможностей в качестве решения. Этот этап характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т.е. осуществляется уточненное планирование. После этого начинается реализация принятого решения. Это интеллектуальный акт и особое волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Процесс принятия решения требует от личности максимальной осознанности, решительности и ответственности.

Осуществление принятого решения. Этот этап, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий, объективных (внешних) и субъективных (внутренних) трудностей.

Внешними трудностями являются препятствия, которые не зависят от действующего человека: природные катастрофы, затруднения при решении профессиональных задач, сопротивление других людей, разного рода помехи и т.д.

К внутренним трудностям относятся трудности личного порядка, зависящие от физического и психического состояния человека, например, отсутствие знаний, борьба сложившихся в прошлом отрицательных представлений, желаний, чувств, преодоление которых часто бывает для человека более сложным, чем преодоление внешних препятствий, так как легче бывает противостоять внешним трудностям, чем преодолеть самого себя.

Этот этап характеризуется напряжением сил, направленных на преодоление противоположно направленных мотивов и мобилизацию сил. Человек выстраивает свое поведение таким образом, чтобы имеющийся в сознании замысел воплотился в вещи, предмете, трудовом, умственном действии, поступке. Однако человек не только действует, он проявляет свою волю, контролирует и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеальным образом цели (или ее части), который был создан им заранее.

Достижение поставленной цели. Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое – это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий. Результаты (успешные или неуспешные) по принципу обратной связи воспринимаются и оцениваются субъектом на основе сопоставления образа желаемого и реально полученного результата, после чего волевое действие либо заканчивается, либо повторяется вновь.

Волевые качества человека

Волевое действие каждого человека имеет свою особую неповторимость, так как является отражением относительно устойчивой структуры личности. В рамках индивидуальных различий волевой сферы выделяемые параметры могут характеризовать как волевой акт в целом, так и отдельныеегозвенья. В частности, одной из основных характеристик воли является ее сила.

Сила воли проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего в том, какие препятствия преодолены с помощью волевых действий и какие результаты при этом получены. Именно препятствия, преодолеваемые посредством волевых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли.

Анализируя отдельные звенья волевого акта, можно заключить, что первый, пусковой этап волевого действия во многом зависит от таких качеств личности, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка и самообладание.

Целеустремленность –умение человека подчинять свои действия поставленным целям. Целеустремленность является важнейшим мотивационно-волевым качеством личности, определяющим содержание и уровень развития всех других волевых качеств. Различают целеустремленность стратегическую - умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами и целеустремленность оперативную - умение ставить ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.

В большинстве своем юристы обладают хорошей целеустремленностью, ясностью цели, сочетанием личных целей с целями всего российского государства.

Инициативность – способность работать творчески, предпринимая действия по собственному почину. Для многих людей самым трудным является преодоление своей инертности, они не могут что-то предпринять сами, без стимуляции извне. Инициативность потому и является волевым качеством, что требует готовности идти на риск, нести ответственность за последствия, испытывать большое напряжение духовных и физических сил.

Самостоятельность волевого акта проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельные люди без посторонней помощи видят проблему и исходя из нее ставят перед собой цель. Обычно такие люди активно отстаивают свою точку зрения, свое понимание задачи, цели и пути ее реализации.

Выдержка – умение затормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения. Это способность постоянно контролировать свое поведение.

Самообладание – способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.

Высшей степенью самообладания является – мужество , которое ярко проявляется в сложных и опасных обстоятельствах, в борьбе с необычными трудностями. Мужество – сложное качество. Оно предполагает наличие смелости, выдержки и настойчивости.

Инициативность, самостоятельность, как волевые качества личности противостоят таким качествам, как внушаемость, податливость, инертность, однако их надо отличать от негативизма как немотивированной склонности поступать наперекор другим.

Негативизм большинством психологов рассматривается как слабость воли, выражающаяся в неумении подчинить свои действия доводам разума, сознательным мотивам поведения, в неумении противостоять своим желаниям, ведущим к безделью и т.д.

Индивидуальным параметром, характеризующим особенности этапа актуализации одного или нескольких мотивов и этапа принятия решения, выступает решительность – умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Решительность реализуется в выборе доминирующего мотива и адекватных средств достижения цели. Особенно ярко она проявляется в сложных ситуациях, где действие сопряжено с некоторым риском. Своевременно принять решение – значит принять его именно в тот момент, когда этого требуют обстоятельства. Решительные люди всесторонне и глубоко обдумывают цели действия, способы их достижения, переживая сложную внутреннюю борьбу, столкновение мотивов. Решительность проявляется и при реализации поставленной цели: для решительных людей характерен быстрый и энергичный переход от выбора действий и средств к самому выполнению действия.

Существенной предпосылкой решительности является смелость – умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели.

Качествами, противоположными решительности, выступают нерешительность, импульсивность и противоречивость.

Важнейшей характеристикой этапа исполнения деятельности является настойчивость или упорство.

Настойчивость или упорство – умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями. Настойчивый человек способен найти в окружающих условиях именно то, что поможет достижению цели. Настойчивые люди не останавливаются перед неудачами, не поддаются сомнениям, не обращают внимание на упреки или противодействие других людей.

От настойчивости следует отличать упрямство – качество личности, выражающееся в стремлении поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям других людей.

Смелость выражается в готовности человека бороться и преодолевать опасность. Смелость – это храбрость, сочетаемая с учетом опасности. Смелость проявляется, как правило, и в повседневной жизни, в служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов, в требовательности к своим коллегам, критике и самокритике.

Дисциплинированность – это сплав личностных черт, обеспечивающих точное и неуклонное подчинение своих действий и поступков правилам и требованиям законов, нравственных норм.

Ответственность – внешний или внутренний контроль над деятельностью, отражающий социальное, морально-правовое отношение к обществу, выражающееся в выполнении принятых нравственных и правовых норм и правил, своего долга.

Самовоспитание воли осуществляется с помощью разнообразных приемов, в том числе путем соблюдения следующих требований:

· принятое решение должно быть исполнено. Лучше не принимать решений, чем принимать и не выполнять их;

· необходимо приучить себя преодолевать трудности и препятствия на пути к достижению цели. Начинать нужно с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности, препятствия;

· при постановке трудных целей необходимо намечать не только главную цель, но и промежуточные цели, достижение которых будет приближать главную цель;

· необходимо соблюдать распорядок дня, систематически заниматься спортом. Умение побеждать вырабатывается в процессе занятий физкультурой, поскольку происходит тренировка не только мышц, но и воли.

Развитие воли у человека

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны – это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой – обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей – выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешнеречевой регуляции и только затем – в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии – планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее – к третичным волевым качествам.

Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли.

Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков – все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям.

Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность. Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.

Нарушение волевой сферы

Одной из важных задач самовоспитания и развития воли является преодоление различных пассивных и активных форм волевой недостаточности, часто присущих слабовольным людям. К пассивным формам волевой недостаточности относятся легкая внушаемость и несамостоятельность, апатия, абулия, отсутствие настойчивости и выдержки.

Легкая внушаемость и несамостоятельность. Люди с такой формой волевой недостаточности характеризуются чрезвычайной уступчивостью чужому влиянию и легкой податливостью воле другого человека. Предприимчивость и инициативность у таких людей отсутствует, настойчивость незначительна.

Апатия – более тяжелая форма волевой недостаточности, близкая к болезненному состоянию, депрессии, когда у человека исчезают разного рода желания, стремления, появляется безразличие к событиям жизни, мнению других людей, притупляются чувства. Апатия часто вызвана тяжелым переживанием, такими нервными заболеваниями, как истерия, неврастения; различными душевными болезнями, сопровождающимися меланхолией и депрессией.

Абулия – нарушение воли, частичное или полное отсутствие желания и побуждений к деятельности.

Отсутствие настойчивости и выдержки . Есть люди, которые при-нимают много решений, но не исполняют их. Именно у таких людей нет выдержки и настойчивости (часто определяется развившейся леностью со слабо развитой способностью к волевому усилию).

К активным формам волевой недостаточности относятся импульсивность и упрямство.

Импульсивность характеризуется чрезмерной порывистостью в решениях и действиях даже тогда, когда мотивы не взвешены и решения не обдуманы. Импульсивность характерна для людей со слабым самоконтролем, сильными и бурно протекающими чувствами, неспособных к самообладанию и выдержке. Эта форма волевой недостаточности проявляется в «разбросанности», бурной и мало осознанной активности.

Упрямство – форма волевой недостаточности, проявляющаяся в бессмысленной настойчивости, в стремлении цепко держаться принятого решения, даже тогда, когда человек, его принявший, сознает (пусть даже смутно) неразумность и даже вредность этого решения.

Упрямство связано со слабостью критической оценки, неспособностью спокойно и всесторонне обдумать собственные мотивы и доводы других, тупой неповоротливостью ума.

К психологическим критериям, подтверждающим наличие у субъекта сниженной способности руководить своими действиями в пределах психической нормы, можно отнести следующие факторы:

· сниженный уровень интеллекта, существенно осложняющий принятие человеком важных для него решений в нестандартных ситуациях, затрудняющий прогнозирование, планирование им своих последующих действий;

· наличие определенных устойчивых черт характера, составляющих в своей совокупности синдром так называемой «сниженной волевой устойчивости», формирующих «конформный тип» личности человека, который очень часто принимает решение под влиянием каких-либо внешних, порой случайных обстоятельств, под воздействием группового мнения и т.д.;

· заниженные самооценка и уровень притязаний, вызывающие у субъекта чувство собственной неполноценности, ожидание всевозможного рода неудач;

· наличие в мотивационной сфере личности в качестве ведущего мотива избегание неудачи;

· сниженный уровень эмоциональной устойчивости (стрессоустойчивости) личности, существенно затрудняющий осуществление субъектом должного уровня волевого контроля за своими эмоциями и поведением.

Выготский Л.С. Воля и ее развитие в детском возрасте [Текст] /
Л.С. Выготский // Собр. соч. в 6 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 3. – 368 с.

Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции [Текст] / В.А. Иванников. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 140 с.

Ильин Е.П. Психология воли [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 288 с.

Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности [Текст] /
Л.Н. Рожина. – Минск: Университетское, 1999. – 257 с.

  • V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц Администрации города и иных муниципальныхучреждений.

  • 100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    ВОЛЯ - способность человека действовать сознательно и целеустремленно, подавляя непосредственные желания и стремления.

    К простым волевым действиям относятся те, при осуществлении которых человек без колебаний идет к намеченной цели, то есть побуждение к действию непосредственно переходит в само действие.

    В сложном волевом акте можно выделить, по крайней мере, четыре фазы:

    Первая фаза -- возникновение побуждения и предварительная постановка цели.

    Вторая фаза -- обсуждение и борьба мотивов.

    Третья фаза -- принятие решения.

    Четвертая фаза -- исполнение решения.

    Дадим краткую характеристику каждой из четырех фаз.

    Первая фаза характеризует начало волевого акта. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, которое выражается в стремлении что-то сделать. По мере осознания цели это стремление переходит в желание, к которому добавляется установка на его реализацию. Если же установка на реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом завершиться, так и не начавшись. Таким образом, для возникновения волевого акта необходимо появление мотивов и их преобразование в цели.

    Вторая фаза волевого акта характеризуется активным включением в него познавательных и мыслительных процессов. На этом этапе происходит оформление мотивационной части действия или поступка. Дело в том, что мотивы, появившиеся на первой стадии в виде желаний, могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить выбор.

    Третья фаза связана с принятием одной из возможностей в качестве решения. Однако не все люди принимают решения быстро, возможны продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов, способствующих утверждению в своем решении.

    Четвертая фаза -- исполнение этого решения и достижение цели. Без исполнения решения волевой акт считается незавершенным. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела.

    Особенность протекания волевого акта состоит в том, что механизмом его осуществления являются волевые усилия на всех фазах. Осуществление волевого акта всегда связано с ощущением нервно-психического напряжения.

    К числу неволевых действий в первую очередь следует отнести так называемые автоматические действия . Это, например, отдергивание руки от чего-то,причиняющего боль, поворот головы по направлению к неожиданно раздавшемуся звуку или вспыхнувшему свету, резкое движение рук, наклон корпуса вперед или в сторону для того, чтобы поддержать равновесие и не упасть, когда человек поскользнется, это прыжок с дороги в сторону при неожиданном появлении автомашины и т.д. Действия такого рода называются автоматическими, их мышечный и нервный механизмы являются врожденными. Каждое такое действие рассматривается физиологией нервной деятельности как безусловный рефлекс, как такой ответ на внешнее или внутреннее раздражение, механизм которого не требует каких-либо специально организованных условий для своего образования. Эти механизмы по законам биологии передаются из поколения в поколение и являются в своей основе врожденными.

    К категории неволевых действий относятся и более сложные, так называемые инстинктивные действия . Они, как правило, состоят из ряда простейших автоматических действий, система которых обеспечивает отправление ряда жизненных функций организма.

    Инстинктивные действия входят в состав человеческой деятельности, однако, они подчинены действиям специфически человеческим, волевым, то есть действиям, возникновение и развитие которых осуществляется по законам жизни человека, а не животного.

    НАРУШЕНИЯ ВОЛЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Расстройства воли могут быть связаны с изменением уровня побуждений к деятельности, степенью осознания цели, т. е. с формированием мотива, принятием решения и осуществлением действия.

    Ослабление (снижение) волевой деятельности. Гипобулия - понижение волевой активности. Связана с ослаблением влечений, в связи с этим падает аппетит, подавляются сексуальные и оборонительные влечения, уменьшается активность. Наблюдается в той или иной степени при умственной отсталости, органических поражениях ЦНС, шизофренических дефектах.

    Абулия - крайний вариант снижения волевой деятельности до полного исчезновения всякой активности. Наиболее часто встречается при глубоком шизофреническом дефекте.

    Ступор - двигательное оцепенение, проявляющееся в абсолютной или почти полной обездвиженности, с повышением мышечного тонуса. Больной без движения находится в постели, сохраняя одну и ту же позу. Чаще всего это положение эмбриона (с приведенным к груди подбородком, согнутыми в локтях руками, согнутыми в коленях и прижатыми к животу ногами), иногда другая, даже очень неудобная поза, но никогда не сменяемая самостоятельно. Нет реакций на происходящее вокруг. Себя больной не обслуживает, естественные надобности- совершает в постель или удерживает дефекацию и мочеиспускание. Кормить приходится персоналу. Речевое общение невозможно (мутизм).

    Субступорозное состояние - заторможенное состояние без полной обездвиженности. При этом возможно застывание в тех или иных позах на короткое время (стоя у постели, с поднятой рукой или ногой). Иногда из этого состояния больного ненадолго удается вывести. Больной частично себя обслуживает, пользуется туалетом, принимает пищу. Отмечается либо очень тихая, односложная речь, либо ее отсутствие.

    У детей редко наблюдается ступор с полной обездвиженностью, более характерны его частичные проявления в виде рудиментарных признаков заторможенности и эпизодических удерживаний одной какой-либо позы (застывания с ложкой, поднесенной ко рту, с поднятой рукой при одевании и т. д.).

    Как ступор, так и субступорозное состояние наблюдаются при кататонической шизофрении, тяжелой психогенной депрессии или при маниакально-депрессивном психозе.

    Усиление (повышение) волевой деятельности. Гипербулия - повышение волевой активности, связанное с усилением влечений. Может проявляться в повышении аппетита, гиперсексуальности, агрессии, активном или даже расторможенном поведении; нередко эти симптомы сочетаются.

    Двигательное возбуждение проявляется либо в стремлении к движению, либо в более или менее целесообразных действиях.

    Кататонигеское возбуждение - однообразно повторяющиеся (стереотипные), бессмысленные движения или импульсивные двигательные акты. У детей младшего возраста может проявляться в виде однообразного бега по кругу, таких стереотипных движений, как подпрыгивание, потряхивание кистями рук и т. д. Старшие - кричат, поют, бранятся, без конца о чем-то говорят, выкрикивают бессвязные фразы.

    Маниакальное возбуждение характеризуется целенаправленным, но чрезвычайно активным, подвижным и неутомимым поведением. Выраженность возбуждения может варьироваться от такого, при котором возможно даже некоторое увеличение продуктивности, до полной хаотичности в поступках и действиях. Меняется также и речевая активность от повышенной говорливости до речевой бессвязности. У детей проявления этого состояния могут быть в форме чрезмерной подвижности с непослушанием, дурашливостью и расторможением влечений.

    Эпилептигеское возбуждение, возникающее при дисфории, как правило, провоцируется недовольством больного отношением к нему окружающих. При этом на фоне ярости или гнева появляются агрессия или разрушительные действия. Последние обычно однообразны и длительно продолжаются. Больной подолгу выкрикивает бранные слова, угрозы, начав драку, не может остановиться, совершая одни и те же удары или действия над жертвой, разрушая попавшееся под руку, без остановки крушит все вокруг одними и теми же движениями.

    Тревожное возбуждение. В зависимости от степени выраженности это неспособность усидеть на месте, метания из стороны в сторону, заламывания рук, стремление к самоповреждениям и попытки уйти из жизни, рыдания, стенания, причитания, призывы о помощи, проклятия в адрес судьбы, призывы покарать явных и воображаемых обидчиков.

    Извращение волевой деятельности (парабулия). Сюда относятся: эхопраксия - копирование жестов и движений окружающих, эхолалия - повторение услышанных слов и предложений, негативизм (активный или пассивный) - сопротивление воздействиям извне, мутизм - отказ от речи, стереотипия - повторение одних и тех же движений или действий, каталепсия, или восковая гибкость,- сохранение больным приданной ему позы, патологии-екая внушаемость - беспрекословное подчинение инструкциям окружающих. Все явления парабулии относятся к кататонии и встречаются либо в виде отдельных симптомов, либо в той или иной комбинации при шизофрении.