Работодателям о государственной экспертизе условий труда. Государственная экспертиза условий труда и ее функции Государственная экспертиза условий труда

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

Государственная экспертиза условий труда - это оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 11 ст. 209 ТК РФ). Без заключений государственной экспертизы запрещается техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий (ч. 2 ст. 215 ТК РФ).

Государственная экспертиза проводится (ч. 1 ст. 216.1 ТК РФ):

  • - федеральной инспекцией труда. Она осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 353 ТК РФ);
  • - органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки (ч. 3 ст. 216.1 ТК РФ):

  • - фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

Порядок проведения государственной экспертизы условий труда и перечень документации и материалов, подлежащих государственной экспертизе (в зависимости от ее объекта), утверждается Минтрудом России (п. 5.2.14 Положения о Минтруде России).

В комплексе мероприятий, направленных на обеспечение безопасных и здоровых условий труда, государственная экспертиза условий труда занимает особое место. В настоящее время основными законодательными актами, регламентирующими процедуру ее осуществления, являются Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) и Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244 «Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 216.1 ТК РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244 полномочия по осуществлению государственной экспертизы условий труда возложены на Федеральную службу по труду и занятости и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Закрепляется, что государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

  • - качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • - правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • - соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • - фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве (ч. 3 ст. 216.1 ТК РФ).

Государственной экспертизе условий труда, проводимой по запросам вышеназванных субъектов, подлежат документация и материалы по условиям и охране труда.

Документация и материалы по проектам строительства и реконструкции производственных объектов федерального уровня, представляемые на государственную экспертизу условий труда, направляются в Федеральную службу по труду и занятости, а документация и материалы по другим направлениям государственной экспертизы условий труда, включая проекты строительства и реконструкции производственных объектов, - в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающие вопросами охраны труда.

Органы исполнительной власти, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право в процессе проведения экспертизы запрашивать у ее заказчика дополнительную информацию, необходимую для оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Документация и материалы, представленные в установленном порядке на государственную экспертизу условий труда в соответствующие органы исполнительной власти, регистрируются и передаются на исполнение в соответствующее структурное подразделение органа исполнительной власти (например, отдел государственной экспертизы условий труда).

Руководитель данного структурного подразделения органа исполнительной власти (руководитель экспертизы) формирует состав экспертов, организует проведение государственной экспертизы условий труда и подготовку проекта экспертного заключения.

Для проведения государственной экспертизы условий труда в каждом случае определяется специалист (эксперт) или группа специалистов (экспертов) из числа штатных и внештатных специалистов (экспертов), обладающих соответствующими знаниями.

Срок проведения государственной экспертизы условий труда определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема представленных на экспертизу документации и материалов, но не должен превышать одного месяца. В исключительных случаях срок проведения государственной экспертизы условий труда может быть продлен, но не более чем на один месяц.

При представлении на государственную экспертизу условий труда документации и материалов, не соответствующих установленным требованиям, орган исполнительной власти в срок не более семи дней со дня регистрации документации и материалов уведомляет об этом заказчика. Если заказчик не устраняет указанные недостатки, орган исполнительной власти по истечении одного месяца со дня регистрации документации и материалов сообщает заказчику о невозможности проведения экспертизы и возвращает представленные документацию и материалы.

При осуществлении государственной экспертизы условий труда могут проводиться лабораторные исследования (измерения) факторов производственной среды, выполняемые за счет средств заказчика аккредитованными в установленном порядке исследовательскими (измерительными) лабораториями.

По окончании государственной экспертизы условий труда составляется экспертное заключение (в двух экземплярах), которое должно содержать обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Оно подписывается лицом (лицами), проводившим экспертизу, и руководителем экспертизы. После чего оба экземпляра экспертного заключения утверждаются органом исполнительной власти.

Один экземпляр экспертного заключения вместе с документацией и материалами, прошедшими экспертизу, направляется заказчику, другой экземпляр остается в органе исполнительной власти.

Экспертные заключения подлежат хранению органами исполнительной власти в течение 5 лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством Российской Федерации.

Следует признать, что нормы Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244, в общем раскрывая процедуру государственной экспертизы условий труда, содержат немалое количество пробелов и оставляют многие аспекты проведения экспертизы без внимания. В частности, в Постановлении отсутствуют перечни документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда. Не содержатся они и в ТК РФ. Не конкретизирована процедура инициирования государственной экспертизы условий труда, а также объем прав и обязанностей органов государственной экспертизы, экспертов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда. Не раскрываются особенности проведения экспертизы применительно к отдельным объектам экспертизы: качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; экспертиза правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда и т.д., что является серьезным недостатком и создает необходимость пересмотра указанных норм.

Второго декабря 2011 г. на официальном сайте Минздравсоцразвития России был опубликован проект Приказа «Об утверждении Порядка осуществления государственной экспертизы условий труда и перечня документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда».

Данный проект существенно уточняет порядок проведения государственной экспертизы условий труда. В частности, в нем устанавливается, что объектами экспертизы являются:

  • - качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • - правильность предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • - фактические условия труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

Экспертизу соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов государственным нормативным требованиям охраны труда предложено осуществлять в порядке, установленном законодательством РФ о градостроительной деятельности, а оценку соответствия новой техники и технологий требованиям безопасности, в том числе содержащимся в государственных нормативных требованиях охраны труда, в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании.

Конкретизирована процедура подачи заявления в органы государственной экспертизы условий труда, его содержания с учетом личности инициатора (юридического или физического лица); срок проведения экспертизы сокращен до 20 календарных дней и т.д.

Впервые в качестве приложения № 1 добавлены перечни документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда в зависимости от объекта экспертизы. В частности, в проекте Приказа содержатся:

  • - перечни документации и материалов, представляемых для проведения экспертизы качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • - перечни документации и материалов, представляемых для проведения экспертизы правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • - перечни документации и материалов, представляемых для проведения экспертизы фактических условий труда на рабочих местах работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

В перспективе принятие данного проекта приказа должно будет усовершенствовать процедуру государственной экспертизы условий труда и значительно повысить ее эффективность.

Следует также отметить, что, несмотря на относительно короткий период своего существования, государственная экспертиза условий труда в нашей стране получила достаточно широкое применение, о чем наглядно свидетельствует статистика.

Так, по данным Министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, для оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в 2011 г. проведена государственная экспертиза условий труда в 170 организациях Новосибирской области, выдано 185 экспертных заключений, в том числе 22 отрицательных.

Таким образом, значение государственной экспертизы условий труда состоит, прежде всего, в том, что:

  • - результаты такой экспертизы позволяют получить объективные данные об условиях труда на конкретном рабочем месте; качестве проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, о соответствии проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов и т.д., т.е. информацию, отражающую реальную ситуацию в области охраны труда;
  • - получаемые в ходе государственной экспертизы условий труда данные позволяют выявлять типичные для конкретной сферы охраны труда нарушения законодательства и своевременно принимать меры по их устранению.

Например, по результатам экспертизы аттестации рабочих мест в Камчатском крае (в 2010 г. - проведена экспертиза 20 комплектов документов, а за 8 месяцев 2011 г. - 25 комплектов документов) выявлено, что наиболее типичными нарушениями проведения аттестации рабочих мест являются:

  • - неполный учет всех факторов производственной среды, подлежащих оценке в ходе аттестации, и проведение аттестации не на всех рабочих местах, подлежащих оценке;
  • - не даются рекомендации по использованию специальной одежды в случаях, если она не предусмотрена типовыми нормами обеспечения, но требуется по фактическим условиям труда работников на этих рабочих местах или оценка подлежащих к выдаче средств индивидуальной защиты осуществляется ненадлежащим образом (неправильно или не по соответствующим типовым нормам);
  • - допускается несоответствие должностей работников, указанных в картах аттестации рабочих мест, наименованиям, предусмотренным Общероссийским классификатором ОК-016-94;
  • - материалы аттестации оформляются с нарушением установленных нормативных требований (отсутствуют подписи представителей организации, где проводилась аттестация, или аттестующей организации и т.д.).

Также госэкспертиза обеспечивает защиту работников от нарушения их прав на получение предусмотренных законодательством компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе и права на досрочное назначение пенсий.

Так, государственным экспертом по условиям труда департамента по труду Министерства труда и социального развития Омской области по запросу Советского районного суда г. Омска проведена государственная экспертиза условий труда на рабочем месте санитарки рентген-кабинета рентгеновского отделения городской детской клинической больницы.

Комментарий к статье 216.1

1. Государственная экспертиза условий труда - это оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда. Указанная оценка в соответствии с ранее действовавшим законодательством осуществлялась федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда (ч. 1 ст. 21 Закона об охране труда).

Названные органы решали поставленные перед ними законодательством задачи и тем самым способствовали реализации государственной политики по улучшению условий и охраны труда и сохранению здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

2. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Федеральной службой по труду и занятости), и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном Правительством РФ.

Наряду с этим ст. 216.1 уточнила задачи, подлежащие решению в ходе государственной экспертизы условий труда, определила объекты государственной экспертизы условий труда, включая проекты строительства и реконструкции производственных объектов. Однако в связи с тем, что начиная с 1 января 2007 г. оценка соответствия проектов строительства, реконструкции, капитального ремонта производственных объектов требованиям охраны труда должна производиться в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (ч. 3 ст. 215 ТК), указанные в ч. 1 комментируемой статьи государственные органы осуществлять государственную экспертизу условий труда этих проектов не вправе.

3. Порядок проведения государственной экспертизы условий труда регулируется Положением о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244 (СЗ РФ. 2003. N 18. Ст. 1716).

В связи с изменением порядка проведения оценки соответствия проектов строительства и реконструкции промышленных объектов требованиям охраны труда (ч. 3 ст. 215 ТК) данное Положение подлежит применению только в части, касающейся экспертизы иных, помимо названных проектов, документации и материалов по условиям труда, указанных в ч. 2 комментируемой статьи.

4. В соответствии с названным Положением государственной экспертизе условий труда (в т. ч. проводимой по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, объединений работодателей, работников профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов) подлежат документация и материалы по условиям и охране труда.

Перечень документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда, определяется Минздравсоцразвития России в зависимости от объекта экспертизы.

Органы исполнительной власти, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право в процессе проведения экспертизы запрашивать у ее заказчика дополнительную информацию, необходимую для оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Документация и материалы, представленные на государственную экспертизу условий труда, регистрируются и передаются на исполнение в соответствующее структурное подразделение органа исполнительной власти. Его руководитель (далее - руководитель экспертизы) формирует состав экспертов, организует проведение государственной экспертизы условий труда и подготовку проекта экспертного заключения.

Для проведения государственной экспертизы в каждом случае определяется специалист (эксперт) или группа специалистов (экспертов) из числа штатных и внештатных специалистов (экспертов), обладающих соответствующими знаниями.

Срок проведения государственной экспертизы не должен превышать одного месяца. В исключительных случаях он может быть продлен, но не более чем на месяц.

При представлении на государственную экспертизу условий труда документации и материалов, не соответствующих установленным требованиям, орган исполнительной власти в срок не более 7 дней со дня регистрации документации и материалов уведомляет об этом заказчика. Если заказчик не устраняет указанные недостатки, орган исполнительной власти по истечении месяца со дня регистрации сообщает заказчику о невозможности проведения экспертизы и возвращает представленные документацию и материалы.

При осуществлении экспертизы могут проводиться лабораторные исследования (измерения) факторов производственной среды, выполняемые за счет средств заказчика аккредитованными в установленном порядке исследовательскими (измерительными) лабораториями.

По окончании государственной экспертизы условий труда составляется экспертное заключение (в 2 экземплярах), которое подписывается лицом (лицами), проводившим экспертизу, и руководителем экспертизы.

Если исполнители не пришли к общему мнению, то каждый из них обязан в письменной форме изложить причины своего несогласия с мнением других для рассмотрения их руководителем экспертизы.

Экспертное заключение должно содержать обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Оба экземпляра экспертного заключения утверждаются органом исполнительной власти.

Один экземпляр экспертного заключения вместе с документацией и материалами, прошедшими экспертизу, направляется заказчику, другой - остается в органе исполнительной власти.

Экспертные заключения подлежат хранению органами исполнительной власти в течение 5 лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством Российской Федерации.

Заказчик в случае несогласия с экспертным заключением может обжаловать его в судебном порядке.

Для выявления необходимых сведений в ходе следствия проводят независимую экспертизу.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В зависимости от предмета исследования их подразделяют на почерковедческую, строительную, лингвистическую и экспертиза специальной оценки условий труда.

Что это

Давайте разберемся, что представляет собой независимая экспертиза условий труда.

Цель создания профсоюза – отстаивание интересов сотрудников, выражение их интересов перед руководителями организации.

Цель экспертизы аналогична: соблюдение условий труда сотрудников согласно нормам закона.

Кто проводит: право передано в полномочия федерального органа исполнительной власти.

Он также осуществляет тотальный надзор и контроль за правильностью и своевременностью исполнения норм ТК РФ.

При несоблюдении норма Трудового Кодекса РФ сотрудник или работодатель имеет право обратиться в соответствующий орган с заявлением о проведении проверки.

Цели проверки:

  • специализированная оценка условий труда на рабочем месте сотрудника;
  • при работе с вредоносными и опасными материалами, проверка предоставления компенсаций и соблюдения льгот (для назначения льготной пенсии в будущем);
  • условия труда работников.

Суть гос.экспертизы условий труда заключается в совокупности всех факторов производственной среды, оценка тяжести рабочего процесса, оказывающим воздействие на работоспособность специалистов предприятия.

Исследование, согласно закону, должно производиться на всех предприятиях, где согласно условиям договора реализуется программа РОСТ по охране труда.

Созывается временная экспертная комиссия по их запросу работодатель необходимые документы по подразделениям на отдельные рабочие места и в целом по предприятию.

Законодательство

Основные законы:

  • права профсоюзов законодательно закреплены в главном законодательном акте страны – ;

    Права и обязанности между работодателем и сотрудником отражены в Трудовом Кодексе РФ .

Видео: специальная оценка

Какие задачи решает

Для достижения цели, приведенной выше, профсоюз должен решить следующие задачи:

  • обязательное создание безопасных условий для трудовой деятельности сотрудников, закрепление гарантий руководителя на бумаге и фактическое выполнение;
  • договоренность о максимальной оплате для всех участников профсоюза;
  • полная занятость, по возможности, трудовых кадров.

Для решения поставленных задач, руководитель профсоюза договаривается с управляющим предприятия о наиболее выгодных для сотрудников условиях.

После чего первые имеют право наблюдать и контролировать обещанные их участникам гарантии.

Варианты на предприятии

Экспертиза на предприятии может проводиться, как уже после аттестации, так и после нее.

В зависимости от этого будет увеличен или уменьшен объем работы.

Рассмотрим оба варианта более подробно.

назначение после проведения аттестации рабочих мест

Аттестация рабочих мест проведена. Возникает вопрос: зачем после этого проводить экспертизу?

Все просто. Даже проведенная аттестация не гарантирует «честной» компенсации согласно тяжести выполняемой работы. Поэтому проводят независимую экспертизу.

Результаты аттестации рабочих мест и исследования отправляют в гос. экспертизу условий труда, где признают результаты экспертизы правомерными.

Таким образом, экспертиза после проведения аттестации, первым делом запрашивает ее результаты. Тщательно их изучает и перепроверяет подлежащие сомнению.

Обязанности комиссии:

  • определение объема вредных факторов, которые оказывают влияние на здоровье сотрудников, степень тяжести работы;
  • проверка соблюдения доплат, оформления льгот для сотрудников, занимающихся тяжелыми видами работ;
  • составление акта экспертизы условий труда;
  • на основании акта выдает управляющему предприятия рекомендации по модернизации условий труда.

назначение без проведения

На предприятии, где не проводилась аттестация рабочих мест, объем работы значительно выше.

Комиссия должна выявить совокупность факторов среды, оказывающих влияние на производственный процесс и здоровье сотрудника.

Обязанности экспертной комиссии:

  • начальный этап проведения аттестации рабочих мест;
  • сопоставление нормам и нормативам условий и факторов рабочего процесса;
  • выявление класса условий труда по отраслям;
  • составление протоколов по тяжести условий рабочего процесса.

Проведение экспертизы на таком предприятии может проводиться, как тотально, затрагивая каждое рабочее место, так и выборочно, согласно заявке от профсоюза.

Стоит отметить, что в основном проверяются все рабочие места.

Проведение независимой экспертизы условий труда

При проведении экспертизы обязательным условием выступает наличие 3 сторон:

  • заявитель;
  • проверяющий;
  • проверяемая организация.

заявители

Государственная экспертиза проводится для каждого рабочего места при создании проекта строительства и реконструкции производственных объектов.

Самостоятельно провести исследование невозможно, для этого нужен ряд оснований.

Основания для проведения:

  • постановление органов судебной власти;
  • обращение работников;
  • обращение работодателя;
  • обращение органов исполнительной власти.

Цели заявителей:

  • проведение аттестации рабочих мест;
  • оплата компенсаций и льгот в связи с тяжелым трудом;
  • фактические условия труда;
  • при наступлении страхового случая предшествовавшего несчастному случаю, оценка условий и характера труда работника.

кто осуществляет

Осуществлять гос. экспертизу имеют право работники, входящие в комиссию.

Согласно они имеют право беспрепятственно попадать в любое помещение предприятия для проведения исследования.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны предъявлять удостоверение, установленного образца.

Также им должна предоставляться вся запрашиваемая документация относительно условий труда.

При изучении они могут замерять, рассчитывать, изымать часть материалов для проведения проб в лабораториях и т.д.

На основании проведенной работы должно быть составлено заключение. Более подробно рассмотрим его в следующем пункте.

документы

Все документы, которые передаются на гос.экспертизу должны быть зарегистрированы и выдаваться под подпись сотрудника.

Для проведения исследования должны предоставляться следующие документы:

  • государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании заявления на проведение экспертизы;
  • при оценке аттестации рабочих мест:

    1) штатное расписание;
    2) численность работников;
    3) структура подразделения и организации в целом.

    При наличии травматизма:

    1) степень;
    2) количество;
    3) причины.

  • договора с работниками;
  • список всех должностей, на которых осуществляется тяжелый труд и контакт с вредным производством;
  • акты о проводимых медосмотрах;
  • расстановка рабочих на производственном процессе, их должностные инструкции;
  • наличие индивидуальной защиты и сертификация на них, учет на личных карточках сотрудника;
  • журналы инструктажа;
  • документы, подтверждающие обучение работников и возможность работы на занимаемых должностях;
  • документы о назначении ответственных лиц за проведение инструктажа

получение заключения

После проведения экспертизы, комиссией составляется заключение в 2 экземплярах . В последствии, одно отдается работодателю, другое остается у органов исполнительной власти (хранится 5 лет ).

В него входят выводы по проведенному исследованию.

Проверяемая сторона может быть не согласна с экспертным заключением.

Тогда следует обжаловать выводы комиссии на судебном заседании.

Для суда необходимо составить заявление о несогласии и предоставить заключение экспертов.

срок

Срок проведения экспертизы напрямую зависит от объема работы и сложности проведения.

Законодательно срок не может превышать 1 месяц .

В исключительных случаях, его разрешают продлить до 90 дней , но не более.

кто оплачивает

В некоторых случаях проведение экспертизы возможно бесплатно:

  • оценка качества условий труда на основании заявления органа исполнит. власти;
  • фактические условия труда сотрудников на основании заявления органа исполнительной власти;
  • проверка расчета и исполнения предоставления льгот и компенсаций за тяжелые условия труда и работу с вредными материалами.

В случаях, которые не заявлены выше, оплату производит заявитель.

Центр экспертизы условий труда

Центр экспертиз условий труда проводит исследование условий труда на предприятии для производственного контроля.

Для проведения могут быть применены лабораторные исследования.

Опыт работы подобных центров насчитывает более 10 000 аттестаций рабочих мест.

Один из наиболее крупных центров — ООО «Центр экспертизы условий труда» , Санкт-Петербург.

Заключение

Итак, в статье была рассмотрена государственная экспертиза условий труда. Её цель — проверка условий труда каждого работника, соблюдение положенных льгот.

Проводить имеет право федеральный орган исполнительной власти. Законодательно регламентируется , ТК РФ , и рядом Федеральных Законов и Постановлений .

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях определения качества проведенной СОУТ, правильности назначения льгот и состояния условий труда работающих (статья 216.1 ТК РФ). Это оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

Из статьи вы узнаете:

Основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда

Целью проведения ГЭУТ является объективная оценка качества проведенной СОУТ, законности назначенных льгот и компенсаций работающим, работ по фактической оценке УТ, согласно .

В процессе ГЭУТ проводится экспертиза правильности проведения лабораторно-инструментального контроля на рабочих местах, идентификация ВОПФ, установление класса УТ и, соответственно, – наличие оснований для назначения или не установления гарантий работающим.

Существуют две крайности в проведении СОУТ, являющиеся причинами разногласий и инициирования ГЭУТ.

1. В условиях превышения спроса над предложением на рынке СОУТ, монополистические условия в северных и других отдаленных и малонаселенных регионах РФ и перенасыщенного рынка организаций (острая конкурентная борьба за клиентов), проводящих СОУТ в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и в других крупных городах РФ, характеризуемых наличием большого количества производственных мощностей и, соответственно, рабочих мест, воздействуют как на цену договора, так и на результаты спецоценки.

Поскольку СОУТ для государственных и муниципальных служащих не проводится, во многих населенных пунктах, например, Забайкальского края СФО, спецоценка проводится только для крупного сектора материального воспроизводства в сельском хозяйстве и деревообрабатывающей промышленности.

Фермеры не торопятся регистрировать рабочие места, и, уж тем более, проводить на них СОУТ. Если это и происходит, то СОУТ проводится «городскими» аккредитованными . В такой ситуации экспертная организация, пользуясь своим «исключительным правом работы» на определенных огромных территориях, без фактического участия работодателя проводит все необходимые замеры.

Порядок проведения государственной экспертизы условий труда

Статья 216.1 ТК РФ Н3

ГЭУТ осуществляется в соответствии со федеральной инспекцией труда и органами исполнительной власти субъектов Федерации в области ОТ. К таким органам, относится, например, отдел охраны и экспертизы условий труда при департаменте труда и занятости городов и областей РФ.

Для проведения лабораторно-инструментального контроля измерений департаменты и министерства составляют конкурсные заявки на выбор аккредитованной испытательной лаборатории (по договорам гражданско-правового характера).

Заявление о проведении госэкспертизы

Заявление и сопроводительные документы направляют в орган государственной экспертизы условий труда лично, почтой с уведомлением о вручении, или на портале госуслуг.

Вот блок-схема услуги по проведению ГЭУТ:

К работе по осуществлению экспертизы привлекаются аккредитованные испытательные лаборатории. Срок её проведения не должен превышать 30 рабочих дней со дня регистрации оснований для ГЭУТ, а продлеваться он может по решению председателя экспертной комиссии, но не более, чем на 60 рабочих дней.

Заключение госэкспертизы

По итогам работы эксперты составляют заключение государственной экспертизы условий труда с выводами о том, соответствуют ли результаты спорной СОУТ требованиям и .

Если СОУТ была проведена с нарушениями, в заключении указывают выявленные недочеты. Не позднее трех дней с момента утверждения заключения один экземпляр направляют инициатору ГЭУТ. Остальные экземпляры распределяют так: в Минтруд и в исполнительный орган по ОТ. Сведения о результатах проведенной ГЭУТ направляются органом государственной экспертизы условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения.

Что делать в случае несогласия с результатами государственной экспертизы?

Разногласия по вопросам проведения ГЭУТ в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда рассматриваются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации бесплатно.