Рамочный договор 44 фз. Зачем нужен рамочный договор и как он заключается

Путеводитель по контрактной системе:

Путеводитель по спорам в сфере закупок:

1. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.10.2019 допускается изменение цены заключенного до 01.01.2019 контракта в пределах увеличения НДС в отношении товаров, работ, услуг с приемкой после 01.01.2019, если увеличенный НДС не предусмотрен контрактом (ст. 112 данного Закона).

2. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Особенности определения цены государственного контракта на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу с учетом требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

4. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке , установленном Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

10. Допускается заключение контрактов на поставки технических средств реабилитации инвалидов, создание нескольких произведений литературы или искусства, выполнение научно-исследовательских работ либо оказание услуг в сфере образования или услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок, с несколькими участниками закупки. При этом право заключения контракта с несколькими участниками закупки устанавливается заказчиком в документации о закупке.

11. Для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.

13. В контракт включаются обязательные условия:

1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона требований к их предоставлению;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

(см. текст в предыдущей редакции)

13.1. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1 , , , , , , , , , , , , , , , , - 53 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 - , - настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

(см. текст в предыдущей редакции)

16. В случаях , установленных Правительством Российской Федерации, заказчик вправе заключить контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла).

(см. текст в предыдущей редакции)

16.1. Предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

17. В случае, если Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона в отношении конкретной закупки принято решение о необходимости включения в контракт дополнительных условий его исполнения, в том числе не связанных с предметом контракта, в документации о закупке должна быть указана информация о таких дополнительных условиях.

18. При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении закупки.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.

(см. текст в предыдущей редакции)

23. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер , установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

24. Указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

Рамочный договор (на профессиональном сленге также называют «рамочником») - договор с открытыми условиями, определяющий общие условия взаимоотношений, которые можно уточнить и конкретизировать. Расскажем об особенностях применения рамочных договоров, как его заключить и какие есть риски рамочных договоров.

Из этой статьи вы узнаете:

  • правомерность рамочного договора по Закону № 223-ФЗ;
  • когда применяется рамочный договор;
  • как заключить рамочный договор;
  • как указывать начальную максимальную цену договора при проведении закупки и что будет являться точкой конкуренции;
  • как отчитываться по рамочным договорам;
  • возможные риски рамочных договоров.

Когда применяется рамочный договор

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Правомерность рамочного договора по Закону № 223-ФЗ

У многих заказчиков может возникнуть вполне резонный вопрос: зачем заключать «рамочник», если с точки зрения Закона № 223-ФЗ он применим в ситуации, когда образуется масса мелких закупок, которые можно не размещать в ЕИС? Ведь в этом случае удобнее закупать все напрямую у единственного поставщика .

Безусловно, удобнее, но в таком случае у заказчика возникает риск нарушения норм Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» - ограничение конкуренции.

С другой стороны, в Законе № 223-ФЗ о рамочных договорах не написано ни слова. С этим фактом не поспоришь, однако это не значит, что они запрещены к применению. Например, Новосибирское УФАС России в своем решении от 07.12.2015 прямо поддержало заказчика, приняв доводы о правомерности использования такого договора.

Аналогичную точку зрения изложил и Восемнадцатый Арбитражный суд в решении по делу № А76-2502/2015. Кроме того, непосредственно в пользу рамочных договоров выступает Гражданский кодекс (он с 1 июня 2015 г. ввел официальное определение этого понятия, которое приведено в начале статьи).

В контексте Закона № 223-ФЗ каждую поставку во исполнение рамочного договора следует рассматривать как отдельную закупку.

Для правильной работы с рамочными договорами важно понимать главное: каждая поставка по такому договору будет отдельной закупкой (со всеми установленными законодательной базой правилами размещения информации), а не частью исполнения привычного, «простого» договора.

В эту пользу говорит совокупность многих НПА. Прежде всего ч. 1 ст. 432 ГК РФ: «договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям». Между тем в рамочном договоре их нет (или есть, но не все); они конкретизируются при отдельной поставке. В то же время определения термина «закупка» в Законе № 223-ФЗ не существует. Однако косвенные требования этого закона к извещению и документации, нормы постановлений Правительства от 31.10.2014 № 1132, от 10.09.2012 № 908 подразумевают, что заказчик при проведении закупки заключает договор, в котором указаны все существенные условия. Кроме того, эта позиция подтверждается письмами Минэкономразвития России от 02.10.2015 № Д28и-3001, 21.07.2015 № Д28и-2077.

Как заключить рамочный договор

Известны случаи, когда заказчик закупает автомобильные запчасти мелкими партиями без конкурентных процедур и без рамочного договора. Пусть даже заранее конечная потребность неизвестна, контролеры трактуют такие действия как «дробление» с соответствующими штрафными санкциями по ч. 1 и 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ. Хотя термина «дробление» в законодательной базе не существует, но Минэкономразвития России в своем письме от 11.02.2015 № Д28и-205 употребило эвфемизм «злоупотребление правом осуществления закупки у единственного поставщика», который по смыслу соответствует общепринятой трактовке такого явления. К слову сказать, на это письмо сослалось Рязанское УФАС России в своем решении по делу № 501-07-3/2015 - и не в пользу заказчика.

Для минимизации этого риска и соблюдения требований законодательства следует отбирать исполнителя по рамочному договору конкурентным способом, то есть проводить конкурентную процедуру закупки на право заключения рамочного договора. Фактически таким образом «легализуются» мелкие закупки - закупки у единственного поставщика, отобранного ранее .

Пример

Запрос цен в электронной форме на право заключения рамочного договора на поставку топлива автомобильного

Предмет поставки: бензин АИ-92, АИ-95, АИ-98, дизельное топливо.

В документации указаны начальные цены за литр каждого вида топлива, в ЕИС - «цена не определена». Участники подают заявки с указанием цен по всем видам отдельно. При оценке заявок заказчик высчитывает среднее арифметическое заявленных предложений и ранжирует участников от меньшего к большему .

Вариант 2. Цена единицы товара определена заказчиком и изменению не подлежит. Точка конкуренции - неценовые критерии

Тот случай, когда заказчику важны прежде всего условия, не влияющие на цену: оперативность поставки после соответствующего заказа, отсрочка оплаты, квалификация исполнителя и другие критерии. Безусловно, в данном случае невозможно проведение аукциона или запроса цен - только запрос предложений и конкурс:

Пример

Запрос предложений на право заключения договора на поставку металлопроката

Предмет поставки: арматуры, балки, трубы. В документации указаны цены за единицу каждого из товаров, в ЕИС - «цена не определена». Критерии оценки по запросу предложений: цена - 0%; срок поставки (после заявки от заказчика) - 50%; опыт поставки металлопроката за последние 2 года - 35%; наличие рекомендательных отзывов от других заказчиков - 15%. При оценке заявок участник руководствуется формулами оценки по заявленным критериям.

Вариант 3. Цена единицы товара определена заказчиком и изменению не подлежит. Точка конкуренции - предельная цена договора

Заказчик устанавливает предельную цену договора. Эта цена не твердая, то есть цена договора как существенное условие остается неизвестной. Она может быть и меньше установленной предельной (например, если срок исполнения договора истечет до момента достижения предела), но при достижении этого предела договор «закрывается». Этот вариант подходит для заказчиков, у которых большое количество номенклатуры в предмете закупки и по плану финансово-хозяйственной деятельности. Например, есть лимитированный объем средств, готовых к выделению для удовлетворения потребности. Но желательно этот лимит уменьшить для перераспределения бюджета:

Пример

Электронный аукцион на право заключения договора на поставку продуктов питания

Предмет поставки: овощи, фрукты, мясная, молочная продукция.

В документации указаны цены за единицу каждого из товаров, а также предельная цена договора, в ЕИС - сумма, равная предельной цене. В ходе аукциона участники снижают предельную цену в соответствии с шагом аукциона. Победитель - участник, предложивший наименьшую предельную цену.

Вариант 4. Точка конкуренции - цена единицы товара. Предельная цена определена заказчиком и изменению не подлежит

Похожий на предыдущий случай, но более аккуратный вариант, позволяющий заказчику достичь больших объемов поставки за счет снижения цены единицы товара, однако сам лимит остается неизменным:

Данный вариант аналогичен примеру в варианте № 1 с учетом, что общая сумма всех поставок не может быть больше предельной цены, которую заказчик определяет в документации и договоре.

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ДОГОВОР
№ ______

Федеральное государственное бюджетное учреждение «______», в лице ______, действующего на основании ______, в дальнейшем именуемое «Заказчик», с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью «______» в лице ______, действующего на основании ______, именуемое в дальнейшем «Поставщик», с другой стороны, далее совместно именуемые «Стороны», заключили настоящий гражданско-правовой договор (далее – Договор) о нижеследующем

1. Предмет Договора

1.1. Поставщик обязуется на условиях настоящего Договора осуществить Заказчику поставку незамерзающей стеклоомывающей жидкости для автомобиля, именуемого в дальнейшем Товар.
1.2. Товар поставляется в ассортименте, количестве и по цене, указанным в Приложении № 1 «Спецификация», являющемся неотъемлемой частью настоящего Договора.
1.3. Поставка Товара осуществляется на склад Заказчика по адресу: ______
1.4. Заказчик обязуется оплатить Поставщику поставку Товара в порядке и в сроки, установленные настоящим Договором.
1.5. Основанием для заключения Договора является решение Единой комиссии (приказ о создании Единой комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) № ___ от ______ федерального государственного бюджетного учреждения «______» (Протокол от ______ № ______).

2. Цена Договора и порядок расчетов

2.1. Цена Договора составляет ______ (______) рублей __ копеек, в том числе НДС 18% в размере ______ (______) рублей __ копейка.
2.2. Цена Договора включает в себя: стоимость Товара, расходы, связанные с доставкой, разгрузкой - погрузкой, размещением в местах хранения Заказчика, стоимость упаковки (тары), маркировки, страхование, таможенные платежи (пошлины), НДС, другие установленные налоги, сборы и иные расходы, связанные с исполнением Договора.
2.3. Цена Договора является твердой и не подлежит изменению в течение срока действия Договора, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2.6, 2.7 настоящего Договора.
2.4. Источник финансирования настоящего Договора – субсидия на выполнение государственного задания.
2.5. Оплата по настоящему Договору производится в рублях, по безналичному расчету, путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Поставщика, указанный в настоящем Договоре, в течение 15 (пятнадцать) календарных дней с момента поставки Товара и предоставления Поставщиком Заказчику счета, счета-фактуры, товарной накладной и отгрузочных документов, на поставленный товар.
2.6. Заказчик по согласованию с Поставщиком в ходе исполнения Договора вправе увеличить или уменьшить предусмотренное Договором количество Товара, не более чем на десять процентов. При этом изменение цены Договора будет пропорционально изменению количества Товара, исходя из установленной в Договоре цены единицы Товара, но не более чем на десять процентов цены Договора. Цена единицы Товара из объема, на который увеличивается или уменьшается предусмотренное Договором количество Товара определяется как частное от деления первоначальной цены Договора на предусмотренное в Договоре количество такого Товара.
2.7. Цена договора может быть снижена по соглашению Сторон без изменения предусмотренных Договором количества Товара и иных условий исполнения Договора.

3. Порядок, сроки и условия поставки и приемки Товара

3.1. Заказчик передает Поставщику по телефону/факсу ______ или электронной почте ______ заявку о потребности в поставке Товара с указанием ассортимента и количества Товара (с последующим предоставлением оригинала заявки).
3.2. Поставщик подтверждает Заказчику по телефону/факсу ______, электронной почте ______ свою готовность к отгрузке Товара с указанием: даты и времени отгрузки, ассортимента и количества Товара, государственного номера транспортного средства, фамилии, имени, отчества водителя и сопровождающих Товар лиц.
3.3. Доставка и разгрузка Товара осуществляется автотранспортом Поставщика в период действия договора до ______, в течение двух дней после подачи заявки Заказчиком по электронной почте на склады Заказчика по адресу, указанным в п. 1.2 Договора и заявке, в рабочие дни не позднее __ часов.
3.4. Заказчик обязуется обеспечить своевременный и беспрепятственный доступ к месту поставки Товара.
3.5. Приемка Товара осуществляется представителем Заказчика в присутствии представителя Поставщика, в соответствии с наименованием, количеством и иными характеристиками поставляемого Товара, указанными в Спецификации, а также другими условиями Договора. Представитель Заказчика проводит проверку соответствия наименования, количества и иных характеристик поставляемого Товара, указанным в Спецификации, сведениям, содержащимся в сопроводительных документах Поставщика.
3.6. Приемка и экспертиза в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» поставляемого Товара, проводимая своими силами или привлеченными экспертами, экспертными организациями должны быть произведены в общий срок не более 3 (трех) дней с даты поставки.
3.7. Поставщик обязан одновременно с передачей Товара передать Заказчику его принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), счет, счет-фактуру, товарную накладную и товарно-транспортную накладную.
3.8. Поставщик гарантирует качество и надежность поставляемого Товара. При поставке Товара ненадлежащего качества Заказчик вправе в течение 5 (пяти) календарных дней с момента получения Товара заявить Поставщику претензию по качеству Товара.
3.9. Поставщик обязан устранить недостатки или заменить Товар ненадлежащего качества в течение 2 (двух) дней с момента получения претензии по качеству Товара.
3.10. Право собственности и риск случайной гибели или порчи Товара переходит от Поставщика к Заказчику с момента приемки Товара Заказчиком и подписания Сторонами товарных накладных.
3.11. Во всех случаях, влекущих возврат Товара Поставщику, Заказчик обязан обеспечить сохранность этого Товара до момента фактического его возврата. Возврат (замена) Товара осуществляется силами и за счет средств Поставщика. Расходы, понесенные Заказчиком в связи с принятием Товара на ответственное хранение и (или) его возвратом (заменой), подлежат возмещению Поставщиком.
3.12 Товар, не соответствующий требованиям, указанным разделе 5 настоящего Договора, а также некомплектный и не имеющий сопроводительных документов, считается не поставленным.

4. Права и обязанности Сторон

4.1. Поставщик обязуется:
4.1.1. своевременно и надлежащим образом поставить Заказчику Товар в наименовании, количестве и иными техническими характеристиками поставляемого Товара, указанными в Спецификации и представить Заказчику документы, предусмотренные Договором;
4.1.2. обеспечить передачу Товара в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Договором;
4.1.3. передать Заказчику Товар соответствующего качества согласно разделу 5 Договора;
4.1.4. обеспечить устранение выявленных недостатков Товара или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных Договором;
4.1.5. в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения настоящего Договора в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия этого решения, направить Заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Заказчика, указанному в Договоре, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение Поставщиком подтверждения о его вручении Заказчику.
4.2. Поставщик вправе:
4.2.1. требовать от Заказчика произвести приемку Товара в порядке и в сроки, предусмотренные Договором;
4.2.2. требовать от Заказчика полную и своевременную оплату поставленного Товара согласно разделу 2 Договора;
4.2.3. принять решение об одностороннем отказе от исполнения Договора по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
4.3. Заказчик обязуется:
4.3.1. обеспечить своевременную приемку поставленных Товаров в порядке, предусмотренном настоящим Договором;
4.3.2. провести экспертизу поставленных товаров для проверки их соответствия условиям Договора, своими силами (в присутствии представителя Поставщика) или привлеченными экспертами, экспертными организациями, выбор которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
4.3.3. произвести оплату Товара в порядке и в сроки, предусмотренные разделом 2 Договора.
4.4. Заказчик вправе:
4.4.1. требовать от Поставщика полное и своевременное исполнение обязательств по Договору;
4.4.2. отказаться от приемки и оплаты Товара, не соответствующего условиям Договора;
4.4.3. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Договора по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Договора вправе провести экспертизу поставленного Товара с привлечением экспертов, экспертных организаций, выбор которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

5. Качество Товара и гарантийные обязательства

5.1. Поставщик гарантирует, что поставляемый Товар является качественным, новым (не был в употреблении, не прошел восстановление потребительских свойств) и соответствует требованиям, установленным настоящим Договором.
5.2. Товар должен соответствовать действующим ГОСТам, техническим регламентам, санитарным нормам и отвечать требованиям качества, безопасности и другим требованиям, предъявленным законодательством Российской Федерации и Договором.
5.3. Товар должен быть поставлен в упаковке (таре), обеспечивающей защиту Товара от повреждения, загрязнения или порчи во время транспортировки. На Товаре не должно быть механических повреждений.
5.4. Если Поставщик оспаривает факт поставки Товара ненадлежащего качества, Стороны привлекают для выявления производственного, либо иного характера недостатков Товара независимого эксперта. Оплата услуг эксперта осуществляется за счет Заказчика.
5.5. В случае если экспертиза подтверждает, что ненадлежащее качество Товара возникло по вине производителя Товара либо Поставщика, то есть до момента передачи Товара Заказчику, расходы по оплате услуг эксперта должны быть возмещены Поставщиком.

6. Ответственность Сторон

6.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего Договора Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями настоящего Договора.
6.2. Неисполнение Поставщиком условий Договора является основанием для обращения Заказчика в суд с требованием о расторжении настоящего Договора или расторжения Договора в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Договора.
6.3. В случае полного (частичного) невыполнения условий настоящего Договора одной из Сторон эта Сторона обязана возместить другой Стороне причиненные убытки.
6.4. За нарушение срока поставки Товара Поставщик уплачивает Заказчику неустойку (штраф, пени) в размере 1/150 от стоимости недопоставленного Товара за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня следующего после дня истечения срока поставки.
6.5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Договором, за исключением просрочки исполнения Поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Договором, Поставщик уплачивает Заказчику штраф в размере, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063.
6.6. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Договором, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Договором, Поставщик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Договором, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Договором срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается Договором в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Договором, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Договором. Размер штрафа устанавливается Договором в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
6.7. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного Договором, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
6.8. Применение штрафных санкций не освобождает Стороны от исполнения обязательств по настоящему Договору.
6.9. Общая сумма штрафных санкций, начисляемых в соответствии с настоящим Договором, не может превышать цены Договора.
6.10. В случае расторжения Договора в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Договора другая Сторона вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Договора.

7. Обеспечение исполнения Договора

7.1. На весь период действия Договора Поставщик обязуется предоставить Заказчику в качестве обеспечения надлежащего исполнения обязательств по Договору один из перечисленных видов обеспечения: безотзывную банковскую гарантию или передать в залог Заказчику денежные средства, в том числе в форме вклада (депозита) в размере 10% от начальной (максимальной) цены Договора на срок до ______. в размере ______ (______) рубля __ копеек.
7.2. Обеспечение исполнения Договора должно полностью покрывать срок действия обеспеченного им обязательства и предусматривать возможность предъявления Заказчиком требования о выплате денежной суммы (удержания денежных средств) в течение срока действия Договора.
7.3. Денежные средства, внесенные Поставщиком в качестве обеспечения исполнения Договора, возвращаются Поставщику в течение 5 (пяти) банковских дней, после выполнения Поставщиком своих обязательств по настоящему Договору.
7.4. В ходе исполнения Договора Поставщик вправе предоставить Заказчику обеспечение исполнения Договора, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных Договором, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения Договора. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения Договора.
7.5. В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения Договора перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение обязательств по Договору, Поставщик обязуется в течение 10 (десяти) банковских дней с момента, когда такое обеспечение перестало действовать, предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение Договора на тех же условиях и в таком же размере, которые указаны в настоящей статье Договора.

8. Обстоятельства непреодолимой силы

8.1. Стороны не несут ответственности за полное или частичное неисполнение предусмотренных настоящим Договором обязательств, если такое неисполнение связано с обстоятельствами непреодолимой силы.
8.2. Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по настоящему Договору вследствие обстоятельств непреодолимой силы, не позднее 30 (тридцати) дней с момента их наступления в письменной форме извещает другую Сторону с приложением документов, удостоверяющих факт наступления указанных обстоятельств.
8.3. В случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы Стороны вправе расторгнуть настоящий Договор, и в этом случае ни одна из Сторон не вправе требовать возмещения убытков.
8.4. Доказательством наличия обстоятельств непреодолимой силы и их продолжительности является соответствующее письменное свидетельство уполномоченных органов и организаций.

9. Рассмотрение и разрешение споров

9.1 Претензии Сторон, возникающие в связи с исполнением настоящего Договора, включая споры и разногласия по техническим и финансовым вопросам (условиям), рассматриваются Сторонами в течение 30 (тридцати) дней путем переговоров с оформлением соответствующих документов.
9.2 Неурегулированные споры передаются на разрешение в Арбитражный суд г. Москвы, только после принятия мер по их досудебному урегулированию.

10. Срок действия и порядок расторжения Договора

10.1 Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до ______. Окончание срока действия Договора не освобождает Стороны от ответственности за его нарушение.
10.2. Изменение условий Договора при его исполнении не допускается, за исключением случаев предусмотренных пунктами 2.6, 2.7 раздела 2 настоящего Договора.
10.3 Расторжение Договора допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Договора в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

11. Заключительные положения

11.1. Во всем, что не предусмотрено Договором, Стороны руководствуются законодательством Российской Федерации.
11.2. Все юридически значимые извещения (заявления, уведомления, требования, претензии и т.п.) должны направляться по адресам Сторон, указанным в настоящем Договоре.
11.3. В случае изменения контактного адреса соответствующая Сторона в течение 5 дней обязана известить об этом другую Сторону заказным письмом по почте. На Сторону, нарушившую данную обязанность, возлагаются все неблагоприятные последствия и риски отсутствия у другой Стороны актуальной информации об адресе для направления соответствующих заявлений. В частности все юридически значимые сообщения считаются доставленными, а их юридические последствия – возникшими при условии доставки по предыдущему, доведенному до сведения отправителя адресу получателя.
11.4. Внесение изменений, не противоречащих законодательству Российской Федерации, в условия Договора осуществляется путем заключения Сторонами в письменной форме дополнительных соглашений к Договору, которые являются его неотъемлемой частью.
11.5. При исполнении Договора не допускается перемена Поставщика, за исключением случаев, если новый Поставщик является правопреемником Поставщика по Договору вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния, присоединения.
11.6. Поставщик не должен без предварительного письменного согласия Заказчика раскрывать содержание настоящего Договора или какого-либо из его положений, информации, представленных Заказчиком или от его имени другими лицами, за исключением того персонала, который привлечен Поставщиком для выполнения настоящего Договора. Указанная информация должна предоставляться этому персоналу конфиденциально в той степени, насколько это необходимо для выполнения договорных обязательств. Поставщик не должен без предварительного письменного согласия Заказчика использовать какие-либо вышеперечисленные документы или информацию, кроме как в целях реализации настоящего Договора.

12. Адреса и банковские реквизиты Сторон

Подписи Сторон

Спецификация

№ п/п

Наименование

Характеристики

Количество,
Канистр по 5л

Сумма
(с НДС),
руб.

Жидкость для омывания стекол зимняя «-30°С»
Winter Liquid -30C 5л.
Изготовитель:
______

1. массовая доля изопропилового спирта,%, в пределах нормы - 40
2. Показатель активности водородных ионов(рН) при 20°С - 5,5
3. Содержание анионного поверхностно-активного вещ-ва или неионогенного поверхностно-активного вещ-ва - Выдерживает
4. Чистящая способность по стеклу,% - 85
5. Температура кристализации,°С - -30

ИТОГО по спецификации: ______ (______) рублей __ копеек, в том числе НДС 18% в размере ______ (______) рублей __ копейка.

Заказчик: ______________

Поставщик: ______________

ООО СБ «Аспект» не гарантирует полное соответствие материалов законодательным нормам в момент их просмотра пользователем. Материалы представлены в ознакомительных целях.

Создание резерва таких соглашений было предусмотрено одновременно со вступлением в силу Закона о контрактной системе () в 2014 году. Полномочия разрабатывать и утверждать их отдали федеральным исполнительным органам, и . Созданные документы образуют базу с единым названием «Библиотека типовых контрактов по 44 ФЗ». Все документы размещаются в специальном разделе Единой информационной системы (ЕИС).

За основу взято понятие договора, которое установлено в Гражданском кодексе. Это соглашение двух или более сторон с оговоренными гражданскими правами и обязанностями ().

Для государственных и муниципальных заказчиков по 44-ФЗ применять такие виды договоров обязательно. Но существует одно ограничительное правило для начала их применения. Заказчик может включать его в состав документации через 30 дней после публикации в ЕИС.

Те заказчики, которые работают по правилам закона «О закупках» (223-ФЗ), имеют возможность брать ТК за основу, но не обязаны это делать.

Доступ к библиотеке ТК в ЕИС открыт круглосуточно.

Чем заполняют типовые госконтракты

Регулирует содержание типовых контрактов по 44-ФЗ Постановление Правительства № 606 от 02.07.2014. В нем предписано использовать в случае проведения закупок сведения, которые не относятся к государственной тайне. При этом основное содержание составляют стандартные условия. Они основаны на отдельных условиях гражданско-правового договора на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги. Типовые условия контракта, типовые контракты разрабатываются и состоят из двух частей:

  • постоянной (неизменяемой);
  • переменной (изменяемой в зависимости от условий).

Именно в переменную часть вносится информация об условиях и содержании конкретной закупки.

По состоянию на 2019 год утверждены типовые формы контрактов по 44-ФЗ на поставку, услуги, работы по темам:

  • для госслужащих;
  • медицинские изделия и сопутствующие услуги;
  • научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы с использованием результатов интеллектуальной деятельности;
  • обслуживание автотранспортных средств;
  • продукция радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники;
  • переработка отходов атомных подводных лодок и иных судов;
  • медицинские стенты и катетеры;
  • специальная оценка условий труда;
  • обучение вопросам охраны труда.

Сейчас в правительстве на рассмотрении ряд новых ТК. Подробнее вы можете прочитать в наших статьях:

20.11.2018 в ЕИС опубликован типовой контракт, который нужно будет применять в госзакупках строительных работ, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе пусконаладочных и других работ, которые неразрывно связаны с объектом строительства, а также поставкой материалов и оборудования. Применять его нужно c 01.07.2019.

Типовой контракт придется использовать, если предметом закупки будут работы, которые относятся к ОКПД2:

  • 41.2;
  • 71.12.20.110.

Заказчик сможет сам определить условия контракта, если захочет закупить работы по строительству или реконструкции: объектов капстроительства, расположенных за пределами РФ, а также на территории посольств и консульств; объектов капстроительства, в отношении которых проводятся работы по сохранению объекта культурного наследия.

Размер НМЦК, при котором надо использовать типовой контракт, не ограничен.

Скачать типовой контракт на строительство

Как применять типовые госконтракты

Утвержденные формы применяются в ходе подготовки:

  • , а также при составлении приглашений для закрытой процедуры;
  • проекта договора в составе документации о закупке, извещений о проведении ;
  • при заключении договора с .

Типовые договоры по 44-ФЗ можно не применять при закупках за наличный расчет и в соответствии со статьями 75, 76, некоторыми положениями статей 83 и 93 44-ФЗ.

Как разрабатывают типовые госконтракты

Они утверждаются нормативными правовыми актами, которые готовятся на основании Правил подготовки (утверждены ПП от 13.08.1997 № 1009). Проекты согласовываются с исполнительным органом в области государственной политики и нормативно-правового регулирования и Федеральной антимонопольной службой.

В установленный срок — 10 рабочих дней со дня государственной регистрации нормативного правового акта — ответственный орган направляет его копию с информационной картой в федеральный исполнительный орган (на основании ПП от 30.05.2017 № 663).

В течение 3 рабочих дней со дня получения копии орган исполнительной власти включает готовое соглашение в библиотеку в ЕИС.

В библиотеке содержатся реквизиты нормативного правового акта, сами условия договора и показатели информационной карты. Чтобы внести изменения в утвержденные бланки, необходимо провести аналогичную процедуру.

Как найти библиотеку типовых госконтрактов

Для работы с библиотекой нужно зайти на официальную страницу Единой информационной системы в сфере закупок . В верхней части экрана найдите раздел «Контракты и договоры», затем перейдите во вкладку «Библиотека типовых контрактов». Здесь представлены все имеющиеся к настоящему времени утвержденные формы.

Где еще найти типовые контракты

Органы исполнительной власти в регионах могут утверждать типовые контракты на закупки различных товаров, работ, услуг. Например, 26.03.2019 Распоряжением № 19РВ-14 Министерство потребительского рынка и услуг Московской области утвердило типовой контракт на поставку продуктов для организации гарантированного питания в государственных учреждениях социального обслуживания Московской области. Его можно использовать как образец договора с единственным поставщиком по 44-ФЗ до 100 000.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
По общему правилу контракте в обязательном порядке должны быть точно определены количество поставляемых товаров, объем выполняемых работ или оказываемых услуг по контракту в целом и общая цена контракта.
Тем не менее, по нашему мнению, контрактом может быть установлено, что количество товаров, объем работ или услуг, поставляемых, выполняемых, оказываемых в отдельных случаях в течение срока исполнения обязательств, установленного контрактом, определяются заявками заказчика.
В том случае, если к моменту окончания срока исполнения обязательств количество поставленных товаров, выполненных или оказанных услуг оказывается меньше установленного контрактом, стороны вправе расторгнуть контракт или считать его исполненным в объеме фактически сложившейся потребности заказчика.

Обоснование позиции:
Согласно Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
Исходя из положений , Закона N 44-ФЗ количество товара, объем работ или услуг по контракту являются существенными условиями, которые не могут изменяться. Изменение количества товара, объема работ или услуг по контракту по соглашению сторон (по предложению заказчика) допускается только в пределах 10% по правилам, предусмотренным ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Следует отметить, что N 44-ФЗ установлено еще одно исключение, хотя оно и не упоминается в Закона N 44-ФЗ. Закона N 44-ФЗ, определяющий содержание извещения об осуществлении закупки (далее - извещение), а в силу , Закона N 44-ФЗ - частично и документации, содержит требование о включении туда краткого изложения условий контракта. В частности, Закона N 44-ФЗ устанавливает специальное правило для случаев, когда при заключении ряда категорий контрактов на выполнение работ и оказание услуг объем подлежащих выполнению работ, подлежащих выполнению услуг, невозможно определить.
Такая возможность признается для:
- работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования,
- услуг связи,
- юридических услуг,
- медицинских услуг,
- образовательных услуг,
- услуг общественного питания,
- услуг переводчика,
- услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа,
- гостиничных услуг,
- услуг по проведению оценки.
При заключении контрактов на закупку таких работ, услуг Закона N 44-ФЗ допускает указание в извещении и документации цены запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цены единицы работы или услуги и установление условия, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении и документации.
Отметим, что из характера данного исключения вытекает, что в прочих случаях по общему правилу контракт определяет количество товаров, объем работ или услуг по контракту в целом и, соответственно, цену контракта - за все количество или объем.
То же относится к определению срока или сроков поставки товара, выполнения работ, оказания услуг. Та же Закона N 44-ФЗ указывает на необходимость указания в том числе и сроков поставки товара или завершения работы либо графика оказания услуг. Дополняя это указание, Закона N 44-ФЗ требует включения в контракт обязательного условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Таким образом, по общему правилу контракт должен определять общее количество товара, объем работ или услуг и цену за все такое количество или объем, за исключением случаев, прямо указанных в N 44-ФЗ, а также сроки их поставки, выполнения или оказания.
Вместе с тем, по нашему мнению, заказчик вправе определить в контракте, что количество товара, объем работ или услуг, подлежащих поставке, выполнению или оказанию в отдельные периоды в течение срока исполнения обязательств по контракту, могут определяться заявками заказчика.
Дело в том, что N 44-ФЗ не устанавливает порядка определения и исчисления сроков. В связи с этим следует обратиться к нормам РФ, на которых в том числе основан этот Закон ( Закона N 44-ФЗ). Согласно же ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. При этом возможность поставки товара партиями, в том числе формируемыми в соответствии с указаниями (разнарядками, заявками) заказчика предусмотрена , ГК РФ, которые могут применяться к поставкам товаров для государственных и муниципальных нужд в силу ГК РФ. Возможность установления промежуточных сроков выполнения работ, в том числе носящих характер выделения этапов, предусмотрено ГК РФ, которая может применяться к поставкам товаров для государственных и муниципальных нужд в силу ГК РФ. Та же норма может применяться и к договорам, контрактам на оказание услуг в силу ГК РФ.
Соответственно, в принципе, контракт может устанавливать общий срок поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг определенным периодом времени - сроком исполнения обязательств по контракту одновременно с установлением условия об определении количества, объема и сроков исполнения отдельных обязательств в рамках указанного срока заявками заказчика, формируемыми исходя из его текущих потребностей.
Следует заметить, что установление таких условий может вызвать предъявление претензий со стороны контролирующих органов, полагающих, что, исходя из той же ГК РФ, сроки поставки отдельных партий товаров не могут исчисляться, начиная с даты, не определенной в контракте изначально: смотрите, например, решение УФАС по Челябинской области от 08.06.2017 N 6749/03, решение УФАС по Ярославской области от 30.21.2016 N 05-02/420ж-16). Однако есть и примеры судебной практики, когда суды приходили к выводу о правомерности установления сроков поставки отдельных партий товара вышеописанным способом: смотрите, например: АС Западно-Сибирского округа от 02.02.2016 N Ф04-29181/15 и от 22.03.2016 N Ф04-492/16, постановление Семнадцатого ААС от 17.09.2015 N 17АП-10739/15, косвенно также постановление Двадцатого ААС от 28.06.2017 N 20АП-3455/17, постановление Девятнадцатого ААС от 14.06.2017 N 19АП-2596/17, постановление Четвертого ААС от 25.04.2017 N 04АП-485/17.
Безусловно, возникает вопрос о последствиях ситуации, когда потребности заказчика, отраженные в заявках, направленных поставщику, подрядчику, исполнителю в течение общего срока поставки, по нашему мнению, требование закона об определении количества товара, объема работ или услуги их цены в твердых размерах не означает, что в отсутствие обстоятельств, позволяющих изменить указанные условия контракта, он должен быть исполнен в полном объеме в любом случае независимо ни от каких объективных обстоятельств. N 44-ФЗ такого требования не содержит. Более того, представляется, что подобное требование противоречило бы таким принципам закупки, как принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, принцип эффективности осуществления закупок ( , Закона N 44-ФЗ). Ведь в случае, если, например, потребность в поставке каких-либо товаров, выполнении каких-либо работ (услуг) отпадает или их объем уточняется в ходе исполнения контракта в меньшую сторону, средства будут истрачены на удовлетворение фактически отсутствующей потребности.
Как нам видится, с учетом запрета на изменение контракта одним из наиболее очевидных вариантов разрешения ситуации, когда у заказчика фактически отпала необходимость в получении части товара по контракту, является расторжение контракта по соглашению сторон после получения заказчиком исполнения в необходимом ему объеме. Заметим, что именно такие разъяснения даны в п. 44 Обзорного Федерального казначейства от 02.07.2012 N 42-7.4-05/6.3-354 относительно исполнения контрактов, заключенных в соответствии с от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", устанавливавшим аналогичные по сути ограничения на изменение контрактов. Федеральное казначейство рекомендовало при уменьшении фактического объема поставки товаров, работ, услуг именно оформлять соглашение о расторжении контракта по соглашению сторон (смотрите также ответ на вопрос N 5 в письме Федерального казначейства от 12.05.2010 N 42-7.4-05/8.5-305).
Таким образом, если в ходе исполнения контракта потребность в выполнении части объема работ отпала, заказчик может заключить с контрагентом соглашение о расторжении контракта, оплатив лишь фактически выполненный объем работ. Если соглашение о расторжении контракта не будет достигнуто, то поставщик будет вправе требовать приемки и оплаты всего количества товара, предусмотренного контрактом ( АС Уральского округа от 07.06.2016 N Ф09-4836/16).
Кроме того, на наш взгляд, допустим вариант, когда по исполнении контракта в объеме фактически сложившейся потребности его стороны составят акт об исполнении контракта, в котором и зафиксируют исполнение в объеме имевшейся потребности и отпадение остающейся ее части.
К сожалению, официальных разъяснений или материалов правоприменительной практики, подтверждавших бы данный вывод, нам найти не удалось.

Ответ подготовил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.