Расшифровка категорий прав тракториста. Как открыть категорию а3 в тракторных правах Категория а3 тракторных правах билеты

О том, где и как получить водительское удостоверение тракториста-машиниста, когда и для чего это требуется, идет речь в этой статье. Надо отметить, что удостоверение тракториста-машиниста является единственным основанием допуска к управлению самоходными машинами. А к самоходным машинам, в свою очередь, относятся дорожно-строительные машины, тракторы и другие безрельсовые механические наземные транспортные средства, имеющие независимый привод. Они снабжены двигателем внутреннего сгорания с объемом более 50 куб. см или электродвигателем, максимальная мощность которого больше 4 кВт.

Пригодится данный материал и для любителей активного отдыха, которые любят передвигаться на квадроциклах и снегоходах. Для управления такой техникой нужно получать не водительское удостоверение, а удостоверение тракториста-машиниста.

В каком возрасте можно получить водительское удостоверение тракториста-машиниста

К сдаче экзаменов на право управления самоходными машинами и, соответственно, получению удостоверения тракториста – машиниста допускаются граждане от 16 до 22 лет. Зависит это от получаемой категории удостоверения тракториста-машиниста (как и ). Всего таких категорий 9 (А1, А2, А3, А4, В, С, D, E, F). Итак, кандидат в водители для получения удостоверения должен достигнуть:

  • “А1” – 16 лет;
  • “А2” и “А3” – 19 лет;
  • “А4” – 22 года;
  • “В”, “С”, “Е”, “F” – 17 лет;
  • “D” – 18 лет.

Для получения удостоверения тракториста-машиниста категорий «А2», «А3» и «А4» нужно иметь с категориями «B», «С» или С1» соответственно. При этом стаж вождения водителя должен быть более 12 месяцев.

Обучение управлению самоходными машинами

Чтобы получить допуск к экзаменам на право управлять самоходными машинами нужно пройти профессиональную подготовку. Это можно сделать только в учебном специализированном учреждении, которое обладает соответствующей лицензией.

После прохождения курса обучения курсант должен сдать два экзаменационных комплекса: первый принимает комиссия учебного заведения, а второй сдается в региональном подразделении Гостехнадзора.

Документы для допуска к экзаменам машиниста-тракториста

Закончив обучение в учебном заведении в региональное подразделение Гостехнадзора по месту жительства нужно представить документы, необходимые для допуска к экзаменам:

  • паспорт гражданина Российской Федерации;
  • , разрешающую управление транспортными средствами;
  • свидетельство о наличии специальной подготовки, документ о квалификации;
  • водительское удостоверение (в случае необходимости).

Кроме того, перед сдачей экзамена нужно будет получить и заполнить заявление. Указываются личные данные, реквизиты учебного заведения, категорию самоходной машины, на управление которой претендует кандидат. Не допускаются к экзамену лица, в отношении которых вынесено постановление о (и срок лишения еще не истек), не достигшие установленного возраста, имеющие медицинские противопоказания и т.п.

После рассмотрения документов кандидату назначают дату и время, а также место проведения экзамена.

Порядок сдачи экзамена на удостоверение машиниста-тракториста

Чтобы получить удостоверение машиниста-тракториста необходимо сдать экзамен, который проходит в три этапа: теория, практика и оказание первой медицинской помощи.

Теоретическая часть экзамена призвана проверить знание безопасной эксплуатации самоходных машин и Правил дорожного движения. Неудовлетворительная оценка по любой из этих дисциплин неизбежно ведет к пересдаче, возможной в течение 7 дней. Если у претендента есть водительское удостоверение, то он не сдает теоретический экзамен по ПДД.

На практическом этапе необходимо продемонстрировать навыки вождения. Экзамен проходит в 2 стадии: сначала на специально оборудованном трактородроме, а затем в реальных условиях, которые предназначены для эксплуатации самоходных машин.

Оказание первой медицинской помощи введено относительно недавно, но также очень важно. На этом этапе нужно в теории и на практике (с использованием манекенов) подтвердить свою способность оказать первую помощь пострадавшим в ДТП.

Документы на получение удостоверения тракториста

Сразу же после успешной сдачи всех экзаменов можно получить удостоверение тракториста-машиниста, которое выдается в подразделении Гостехнадзора. Для этого необходимо сдать уполномоченному сотруднику следующие документы:

  • заявление с просьбой о выдаче удостоверения;
  • квитанцию об уплате госпошлины (2 000 рублей за пластиковое и 500 – за бумажное);
  • две фотографии 3×4 см;
  • индивидуальную карточку с отметками о сдаче экзаменов;
  • паспорт гражданина Российской Федерации.

Таким образом, выдача таких документов входит в исключительную компетенцию Гостехнадзора, а не ГИБДД. Водительское удостоверение тракториста-машиниста выдается сроком на 10 лет, после чего подлежит замене.

Так называемые тракторные права - это удостоверение на управление самоходной автотехникой, столь необходимой при проведении ряда сельхозработ. В этой статье мы подробно разберемся в их структуре, особенностях, требованиях к их получению и многом другом.

Самоходная техника - это...

  • Собственно трактор.
  • Механическое безрельсовое транспортное средство, обязательно имеющее в своей конструкции: двигатель внутреннего сгорания (объем должен быть не менее 50 см 3) / электромотор (наивысшая мощность не должна быть ниже 4 кВТ), независимый привод. Исключением будет военный транспорт.
  • Самоходная машина, предназначенная для строительных и дорожных работ.

Если обычные водительские права автовладельцы могут получить в любом регионе РФ, то с удостоверением тракториста дело обстоит немного сложнее - его можно получить только по месту регистрации будущего машиниста или же по месту расположения учебного заведения, где он получает соответствующее образование. Нововведение также вступило в силу в ноябре 2015 года.

Если же тракторные права были по каким-то причинам изъяты, то восстановить их возможно только после успешной сдачи теоретического экзамена. Приступить к нему можно только по прошествии половины срока лишения прав. При этом гражданам, утратившим удостоверение за вождение техники в нетрезвом состоянии, в Гостехнадзор перед сдачей экзамена обязательно нужно предоставить медицинскую справку.

Допуск к экзаменационным испытаниям

Чтобы быть допущенным к сдаче экзаменов на получение одной из категорий транспортных прав, гражданину необходимо иметь при себе следующее:

  • диплом, свидетельство или иной документ, подтверждающий наличие соответствующего профессионального образования, позволяющего управлять самоходным автотранспортом и, в частности, тракторной техникой;
  • справку о прохождении медкомиссии, освидетельствование, доказывающее неимение противопоказаний к вождению и управлению трактором;
  • для сдающих экзамен на получение тракторной категории "А" (кроме группы "I") - водительские права соответствующей категории, опыт вождения от 1 года.

Сдача экзамена

Как само экзаменационное испытание, так и последующее вручение удостоверения машиниста-тракториста происходит в самом ближайшем к месту регистрации (или профобучения) гражданина отделении Гостехнадзора. По большему счету, эти процессы совмещаются с итоговыми или промежуточными экзаменами в профессиональном учебном заведении, наиболее перекликающимися с темой управления самоходной автотехникой.

Стандартный порядок сдачи экзамена таков:

  1. Темы, связанные с теорией безопасного управления самоходными машинами.
  2. Темы, связанные с пользованием конкретным транспортом и соответствующим оборудованием.
  3. Теория ПДД.
  4. Практический экзамен, охватывающий все полученные теоретические знания.

"Теория" здесь сдается по билетам (тракторные права категории "А3" можно получить тоже только этой схеме).

Практические испытания состоят из двух этапов:

  1. Прохождение задания на трактородроме или в пространстве закрытой площадки.
  2. Следование по специальному маршруту на открытой местности.

Граждане, "провалившие" теоретические экзамены, не допускаются к заключительной практической части - повторно сдать теорию можно будет спустя неделю. Если же, наоборот, сдана теория, но не повезло с практикой, оценка за теоретический экзамен будет действительна на протяжении трех месяцев. На сдачу всего комплекса экзамена в сумме дается три попытки. При их исчерпании повторный допуск к экзаменационным испытаниям возможен только после обучающего периода.

Получение удостоверения машиниста

Для получения прав тракториста-машиниста необходимо предоставить в Гостехнадзор следующие документы:

  • соответствующее заявление;
  • паспорт гражданина РФ либо другой документ, удостоверяющий личность;
  • медицинскую справку;
  • диплом, сертификат, свидетельство о соответствующей квалификации из своего учебного заведения;
  • ранее выданные права водителя, тракториста (в случае, если повышаете свою категорию);
  • водительское удостоверение (для категории "А", за исключением ее первой подгруппы);
  • фотографии;
  • квитанцию, подтверждающая уплату госпошлины за получение удостоверения тракториста.

Тракторные права - необходимое удостоверение, позволяющее управлять определенным видом самоходной техники, в зависимости от категории этого документа. Получить такой документ можно только после прохождения специального обучения и успешной сдачи теоретического и практического экзамена.

Категория годности «А» - годен к военной службе - высший показатель здоровья военнослужащего. Категория «А» в военном билете означает, что призывник может быть направлен в любые войска, в том числе элитные: ВДВ, морскую пехоту и Президентский полк.

Как определяют категорию годности к службе

Категории годности к военной службе - это показатель здоровья, который определяется во время медицинского освидетельствования в военкомате и влияет способность проходить военную службу.

Медицинским освидетельствованием занимается военно-врачебная комиссия, в которую входят семь врачей: врачей: окулист, стоматолог, отоларинголог, хирург, терапевт, психиатр, невропатолог. Каждый из них осматривает призывника (допризывника или военнослужащего) и изучает его медицинские документы. На основании полученных результатов и данных дополнительного обследования врачи определяют, позволяет ли здоровье призывника служить в армии. Когда каждый член военно-врачебной комиссии примет решение, собирается призывная комиссия. На ней решается, какую выставить молодому человеку или мужчине.

Что такое категория годности «А» - годен к военной службе

Категория годности «А» – это наивысший показатель здоровья, который означает, что призывник годен к военной службе без ограничений по физической нагрузке. Она выставляется в двух случаях: если непризывное заболевание отсутствует или если оно находится в начальной стадии развития и не сопровождается функциональными нарушениями.

При каких заболеваниях можно её получить:

  • заболеваниях двигательной, эндокринной, кровеносной и нервной систем;
  • врожденных аномалиях;
  • отклонениях в работе внутренних органов;
  • инфекциях и аллергических реакциях;

Мнение эксперта

Решение призывной комиссии можно обжаловать. Если вы не согласны с категорией годности «А», узнайте, как её изменить и получить освобождение от службы, на странице «».

Екатерина Михеева, руководитель юридического отдела Службы Помощи Призывникам

Так как призывник полностью годен, его могут отправить в любые войска. Обычно на распределение вляяют три фактора: физиологические особенности (вес и рост), принцип кадровой нехватки и заказа в воинских частях, а также показатель предназначения.

Что означает категория годности «А-1» в армии

«А-1» – это категория, которая выставляется здоровым призывникам или призывникам, у которых врачи военкомата не обнаружили проблем со здоровьем. Именно она считается самой высокой, поэтому её обладатели могут проходить службу в морской пехоте, воздушно-десантных, десантно-штурмовых, пограничных войсках и войсках особого назначения. В это же время обладатели «А-1» могут стать связистами, отправиться в пехоту или войска связи, инженерные и любые другие войска, если именно в них окажется недобор новобранцев.

Особенности физиологического развития Значение для категории «А-1»
Ограничение зрительного поля
Цветовая чувствительность Отсутствие отклонений
Рост 170-185 см
Слышимость речи шепотом 6/6 м
Ожирение 2 степени Отсутствует
Пониженное питание Отсутствует

Ограничения при выборе войск могут быть связаны не только с состоянием здоровья, но и физическими данными будущего солдата. Например, для службы в десантных войсках вес не должен превышать 90 килограммов, а рост для службы в ВДВ должен быть от 175 до 190 сантиметров.

Что означает категория годности «А-2»

Категория «А-2» означает, что у молодого человека/мужчины ранее могли быть переломы конечностей или различные перенесенные заболевания. Эта же категория выставляется при доброкачественных новообразованиях, ожирении первой степени или кариесе.

Показатели антропометрии и здоровья для категории годности к военной службе «А-2» должны соответствовать следующим данным:

Особенности Подводные и надводные корабли Водители и члены экипажей танков, САУ, инженерных машин на базе танков или тягачей
Ограничение зрительного поля Отсутствует или не превышает 20 градусов Отсутствует или не превышает 20 градусов
Цветовая чувствительность Отсутствует дихромазия Отсутствует
Рост до 185 см до 175 см
Слышимость речи шепотом 6/6 м 6/6 для водителей;

1/4 или 3/3 для членов экипажа

Ожирение 2 степени Отсутствует Отсутствует
Пониженное питание Отсутствует Отсутствует

Что означает «А-3» в военкомате

Особенности Значение
Ограничение зрительного поля Отсутствует или не превышает 20 градусов
Цветовая чувствительность Отсутствие дихромазии
Рост До 180 см
Слышимость речи шепотом 6/6 м; 5/5 м
Ожирение 2 степени Отсутствует
Пониженное питание Отсутствует

Что означает категория годности к военной службе «А-4»

Категория годности «А-4» означает, что у военнообязанного есть проблемы с остротой зрения. С этой категорией могут призвать во все остальные виды войск, которые не указаны ранее. Показатели категории «А-4» указаны в таблице ниже.

Особенности Значение
Ограничение зрительного поля Отсутствует или не превышает 20 градусов
Цветовая чувствительность Отсутствие дихромазии
Рост До 180 см
Слышимость речи шепотной речи 6/6 м;
Ожирение 2 степени Отсутствует
Пониженное питание Отсутствует

Более детальные требования к здоровью и антропометрическим данным по группам и родам войск можно найти в приложениях к .

Особенности присвоения категории «А»

При проведении каждый врач делает свое заключение, присваивает призывнику ту ли иную категорию годности с тем или иным показателем предназначения. Общая категория и цифра в конце определяется по наихудшему показателю. Например, хирург, терапевт, невропатолог, стоматолог, психиатр и лор ставят призывнику «А-1», а окулист – «А-2». В военный билет будет вписана категория «А-2».

Показатель предназначения носит условный характер. Он лишь может рекомендовать направить призывника в те или иные войска. В действительности все решается на распределительном пункте, а выбор войск зависит от государственного заказа и других факторов.

Как изменить категорию годности «А»?

В практике бывают , когда военкоматы незаконно выставляли призывникам категорию годности«А». В одних ситуациях такое решение принималось из-за того, что молодой человек не подготовился к призыву, не прошел обследование или не собрал медицинские документы. В других - из-за нарушений военкомата или ошибок врачей. Самый яркий пример: призывная комиссия признала годным молодого человека, который не успел сдать анализы по направлению от военного комиссариата.

В любой ситуации, если вы не согласны с решением призывной комиссии, вы можете его обжаловать. Для этого нужно подать заявление/жалобу в вышестоящий военкомат или в районный суд.

Варианты действий призывника:

  1. На медкомиссии вам присвоили категорию годности, не посмотрев на непризывной диагноз. В этом случае нужно у врача, специализирующегося на заболевании, или главного врача требовать направление на дополнительное обследование.
  2. На призывной комиссии установили степень годности и выдали повестку на отправку. Нужно сразу же заявить о несогласии с решением и потребовать направление на очное контрольное медицинское освидетельствование – КМО.
  3. Заключение КМО оказалось неудовлетворительным. Нужно заявить в районный военкомат и Следственный комитет о намерении обжаловать решение военкомата в суде. Обратите внимание, подать заявление в суд нужно до дня, указанного в повестке на отправку.

C уважением к Вам, Цупреков Артем, руководитель правозащитного отдела Службы Помощи Призывникам.

Как в советские времена, так и сейчас правами на трактор служит удостоверение тракториста-машиниста, снабжённое индивидуальным номером, фотографией владельца, сведениями о его месте жительства, дате и месте рождения. Выдавать такое удостоверение уполномочена Государственная инспекция технадзора. До недавнего времени (а именно, до 28 ноября 2015 года) существовало ещё и временное разрешение, действующее вместо удостоверения. Но сейчас оно отменено. Подробности и детальный разбор всех категорий прав тракториста-машиниста – в данной публикации.

Кроме отмены временных разрешений, отменено и само понятие «самостоятельное обучение». То есть, долгое время можно было без посещения курса занятий в Готехнадзоре просто сдать экзамены по теории и вождению и получить тракторные права. Теперь – нет, обязательным условием допуска к экзамену является наличие свидетельства о прохождении курса обучения в Гостехнадзоре.

Ныне действующий образец удостоверения тракториста-машиниста был введён в 2011 году. Это заламинированная картонная или пластиковая карточка с напечатанными на ней данными владельца и его фотографией. Картон или пластик – на усмотрение получающего, пластиковый вариант стоит дороже.

Сейчас, кроме индивидуального номера, удостоверение снабжается ещё и уникальным штрих-кодом. По замыслу создателей документа нового образца, это избавит инспектора от необходимости вбивать данные механизатора в свой гаджет для получения дополнительной информации о нём (наличие неоплаченных штрафов и т.п.). Считал штрих-код, как в супермаркете, – и полная история механизатора отображается на экране. Разумеется, в прошлом права на трактор совсем не такими.

Всем известно, что в годы Великой Отечественной войны на тракторах работали 14-ти и даже 12-ти летние мальчишки. Однако всё же права на эти сельхозмашины существовали уже тогда: они были введены ещё в 1933-м году Народным комиссариатом земледелия.

Связано это было с бурным ростом машиностроения и сельского хозяйства в нашей стране. Начали давать первую продукцию построенные «с нуля» промышленные гиганты – Сталинградский, Харьковский, Челябинский тракторные заводы.

Эти новые трактора значительно отличались от примитивной техники, используемой прежде. Они требовали определённого багажа знаний и навыков, умелого обращения. Началось повсеместное распространение МТС (машино-тракторных станций) – для обеспечения высокого уровня техобслуживания сельхозтехники и максимальной механизации труда в колхозах и совхозах.

Согласно постановлению Совета труда и обороны СССР №827 от 21.09.1933 г., для допуска к управлению трактором каждый уже работающий или будущий механизатор должен пройти квалификационную комиссию и получить удостоверение тракториста-машиниста «с отнесением всех трактористов по уровню их знаний к 1-й или 2-й категории» .

Для тех, кто смог получить удостоверения 1-й категории, при расчёте всех расценок коэффициент повышался на 0,1 трудодня. Одновременно с получением удостоверения тракториста-машиниста механизатор подписывал обязательство не менее двух последующих лет отработать именно в той МТС или в том колхозе (совхозе), который направил его на квалификационную комиссию.

В дальнейшем (начиная с 60-х годов) удостоверение тракториста-машиниста мог получить любой выпускник сельской школы. На селе в школах был введён предмет «машиноведение». В рамках этого курса, раз в неделю для мальчиков проводились уроки по изучению устройства колёсных тракторов типа , ; гусеничных ; и комбайнов . Для девочек во время данного урока в большинстве школ проводилось совсем другое занятие – факультативное по рукоделию.

Во внеурочное время периодически устраивались практические занятия по вождению указанных выше тракторов. Технику предоставлял местный колхоз. Либо – при многих сельских школах имелись собственные опытные хозяйства, а в них – по одному собственному колёсному и гусеничному трактору.

Незадолго до окончания последнего учебного года к учащимся 10-го класса и их наставнику по машиноведению приезжал представитель районного Гостехнадзора и принимал у ребят экзамены по теории и практике. При этом, дабы не «мотаться туда-сюда» несколько раз, он привозил с собою уже отпечатанные и готовые удостоверения тракториста-машиниста 2-го класса на каждого из учащихся (фото и анкетные данные на всех учитель собирал и отвозил в район заранее).

Экзамены и вождение принимались очень лояльно: достаточно было показать самые минимальные познания и навыки для того, чтобы стать обладателем удостоверения тракториста-машиниста – книжечки с на обложке (это в 80-е годы, ранее там изображался трактор намного «скромнее» – ). При самых вопиющих случаях полной неготовности кандидата (которых в принципе и не было) инспектор не выдавал ему книжечку, а увозил её с собой. И для получения прав нужно было ехать в райцентр и пересдавать экзамен там.

Городские жители могли при желании пройти курс обучения в ПТУ и сдать на тракторные права самостоятельно. Получить их можно было также во время пребывания в студенческих стройотрядах, или в период службы в Советской Армии.

Штампы «Разрешено» после сдачи экзаменов по машиноведению ставились в графы трёх категорий: «А» – колёсные трактора до («МТЗ-80»); «В» – гусеничные трактора («ДТ-75») и «Г» – самоходные машины с механической трансмиссией ( и т.п.) Другие категории советских тракторных прав, на которые нужно было учиться и сдавать экзамены отдельно: «Б» – Колёсные трактора классом свыше 14 кН (1,4 тс); «Д» – самоходные машины с гидростатической трансмиссией; «Е» – мелиоративные, дорожно-строительные машины, экскаваторы с ковшом вместимостью до 0,65 кубометров.

В настоящее время список категорий тракторных прав существенно расширился. Связано это с появлением новых видов техники, а также с синхронизацией российских удостоверений тракториста-машиниста и зарубежных их аналогов.

  • А – для автомото-транспортных средств, которые не предназначаются для езды по автодорогам общего пользования, и(или) имеют конструктивную скорость не более 50-ти км/ч.

I – для мототранспортных средств-внедорожников;

II – для автотранспортных средств-внедорожников, чья максимальная масса находится в пределах 3,5 тонн, а число сидячих мест – не более 8-ми (кроме места водителя);

III – для внедорожных автотранспортных средств с максимальной массой свыше 3,5 тонн, но кроме оговоренных в IV-й подкатегории;

IV – для внедорожных автотранспортных средств, которые предназначаются для перевозки пассажиров и имеют более 8-ми сидячих мест (кроме водительского).

  • В – для колёсных и гусеничных тракторов с мотором мощностью до 25,7 кВт;
  • С – только для колёсных, с двигателями диапазона мощности от 25,7 до 110,3 кВт;
  • D – только для колёсных, с мотором свыше 110,3 кВт мощности;
  • Е – для всех гусеничных тракторов, мощность двигателя которых превышает 25,7 кВт;
  • F – для комбайнов и прочих самоходных сельхозмашин.

Хорошо, верхние границы мощности понятны, а каковы границы минимальные на сегодняшний день? С какого порога мини-сельхозтехника начинает считаться трактором или самоходной машиной, для управления которой требуются права?

По новому положению, удостоверение тракториста-машиниста нужно получать для управления любым безрельсовым транспортным средством, конструкцией которого предусмотрен независимый привод и двигатель внутреннего сгорания, объём которого превышает 50 кубических сантиметров. Либо – электрический двигатель мощностью свыше 4-х кВт. Максимальный порог скорости –50 км/ч. Если больше – то права будут нужны уже не тракторные, а автомобильные.

Таким образом, для управления не только большинством мини-тракторов, но даже соответствующей мощности мотоблоком с тележкой требуется наличия прав тракториста.

Разумеется, малая сельхозтехника трудится себе на приусадебных участках, огородах и небольших полях. И на дорогах общего пользования появляется крайне редко и ненадолго, либо вовсе не появляется. Поэтому и удостоверений тракториста-машиниста на эту технику никто не оформляет, и на учёт в Гостехнадзоре её тоже не ставит.

Вероятность попасть на штраф ничтожно мала. Но такие курьёзные случаи всё же есть: о них весьма живописно рассказывают владельцы минитракторов или мотоблоков с тележками.

К примеру: выехал вечером к соседу на мотоблоке за парой телег навоза, а тут – а деревенской дороге «залётные» ГАИшники из района или области. В результате – протокол – езда без прав, штраф от 5 до 15-ти тысяч рублей; направление на комиссию с целью понуждения пройти обучение и получить удостоверение тракториста-машиниста. Жалобы подавать бесполезно: суд однозначно принимает сторону ГИБДД.

То же самое – квадроцикл, снегоход, мотосани и мотонарты. Все эти транспортные средства относятся к категории А удостоверения тракториста-машиниста.

Для наглядности, ознакомьтесь с подборкой конкретных транспортных средств, относящихся к к соответствующим категориям тракторных прав.

  • А- I : Квадроцикл «Ямаха», «Стелс»; снегоход «Тундра», мотовездеход «Куница», «Атаман».
  • А- I I : Снегоболотоходы «Марш» (на базе ВАЗовской «Нивы»); «Вектор 4х4» (на УАЗовском шасси).
  • А- I I I : Грузовые снегоболотоходы «Мамонтёнок» (с кабиной от «ГАЗ-3307»); «Тунгус» (от «КамАЗ»а).

Снегоболотоход «Мамонтёнок».

  • А- I V : Низкопольные перронные автобусы («МАЗ», «ЛиАЗ», «Neoplan» и т.п.) для перевозки пассажиров от здания аэропорта к самолёту и наоборот.
  • В: Минитрактора «Русич», и т.п.; любой мотоблок с тележкой и мотором мощностью до 25,7 кВт. Трактор . Мини-экскаватор «JCB 8026CTS». Складские электропогрузчики.
  • С: Трактора «МТЗ-80/82», «Т-40», «Агромаш-85»; экскаваторы («Петушок»), .
  • Е: Трактора и бульдозеры «ДТ-75», «МТЗ-1502», «МТЗ-2103». Снегоболотоход «ГАЗ-3409 «Бобр».
  • F : Зерно- и кормоуборочные комбайны всех видов.

Во-первых, для получения удостоверения тракториста-машиниста нужно достигнуть установленного законом возраста, а для трёх подкатегорий – ещё и иметь определённый стаж. А именно:

  • в возрасте от 16-ти лет можно получить тракторные права только подкатегории A I.
  • в возрасте от 17-ти лет можно получить тракторные права категорий A I, В, С, Е, F.
  • в возрасте от 18-ти лет можно открывать те же категории плюс ещё категорию
  • в возрасте от 19-ти лет можно открыть все названные выше категории, плюс ещё подкатегорий A II (но если уже есть стаж автомобильной категории В от 12 месяцев), и A III (но если уже есть стаж автомобильной категории С от 12 месяцев),
  • в возрасте от 22-х лет, имея стаж не менее 12 месяцев автомобильной категории D, можно открывать все категории тракторных прав, включая и последнюю подкатегорию A IV.

Практическое занятие по обучению вождению на тракторе.

Чтобы получить допуск к экзаменам на права в Гостехнадзоре, нужно пройти соответствующее обучение в той же государственной организации, получив свидетельство об окончании этих курсов. А также пройти медосмотр и получить медицинскую справку, подтверждающую отсутствие противопоказаний для управления тракторами и самоходными машинами.

Экзамен, как и на автомобильные права, состоит из теоретической (ответы на вопросы) и практической (вождение) частей. Выдаются права на трактор, как и автомобильные, сроком на 10 лет. Устаревшие удостоверения тракториста-машиниста времён СССР можно без сдачи экзамена заменить на документ нового образца. Но медицинскую справку для этого получить нужно, и госпошлину заплатить тоже.

Инструкция о порядке применения Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверения тракториста-машиниста , утвержденная приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ № 796 от 12.07.1999 года, устанавливает наличие указанного удостоверения в качестве единственного основания для допуска к управлению самоходными машинами.

  • «А»: авто- и мотовнедорожники для езды вне автомагистралей и дорог.
    • «А1» - мототранспорт, способный развивать скорость не выше 50 километров в час (снегоходы, мотосани, квадроциклы);
    • «А2» - автовнедорожники массой до 3,5 тонн, имеющие не более 8 сидячих мест (вездеходы с шинами низкого давления - например УАЗ Трэкол);
    • «А3» - автовнедорожники массой свыше 3,5 тонн, за исключением пассажирских (вездеходы на пневмошинах - например снегоболотоход «Кержак»);
    • «А4» - пассажирские автовнедорожники с количеством сидячих мест более 8, не считая водительского (аэродромные автобусы и пр.).
  • «В»: колесные или гусеничные агрегаты, мощность двигателя которых не достигает 25,7 киловатт (миниэкскаваторы).
  • «С»: колесные машины с мощностью двигателя от 27,5 до 110,3 киловатт (экскаваторы-погрузчики или тракторы).
  • «D»: колесные машины, мощность двигателя которых свыше 110,4 киловатт (пневмоколесные краны).
  • «Е»: гусеничный транспорт мощнее 27,5 киловатт (бульдозеры, экскаваторы).
  • «F»: самоходные машины сельхозназначения (уборочные комбайны).

В каком возрасте можно получить удостоверение машиниста-тракториста

Скачать форму удостоверения

Возраст, по достижении которого допускается сдача экзаменов на право управления самоходными машинами и, соответственно, получение , варьируется от 16 до 22 лет - в зависимости от категории транспортного средства:

  • «А1» - 16 лет;
  • «А2» и «А3» - 19 лет;
  • «А4» - 22 года;
  • «В», «С», «Е», «F» - 17 лет;
  • «D» - 18 лет.

Важно: для получения удостоверения машиниста тракториста категории «А2», «А3» и «А4» необходимо иметь действующие водительские права с открытыми категориями «B», «С» и С1» по общей классификации соответственно. При этом стаж вождения должен быть более 12 месяцев.

Обучение на право управления самоходными машинами

Для получения допуска к экзаменам на право управления самоходными машинами необходимо пройти профессиональную подготовку. Сделать это можно только в специализированном учебном учреждении, имеющем соответствующую лицензию.

Уточнять наличие лицензии следует непосредственно в автошколе, при этом не стоит верить на слово - если такой документ есть, администрация обязательно предоставит возможность ознакомиться с ним.

После обучения курсанту предстоит сдача двух экзаменационных комплексов: первый примет комиссия учебного учреждения, второй - региональное подразделение Спецгостехнадзора.

Не знаете свои права?

Важно: получение удостоверения машиниста-тракториста категории «А1» и «В» допускается на основании самостоятельной подготовки. Экзамен в этом случае придется сдавать только один раз - в Спецгостехнадзоре.

Документы для допуска к экзаменам в Гостехнадзоре

По окончании обучения или самоподготовки следует представить в региональное подразделение Спецгостехнадзора пакет документов, на основании которого принимается решение о допуске к экзаменам:

  • паспорт гражданина России;
  • медицинская справка об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами;
  • свидетельство о прохождении специальной подготовки (не требуется в случае самостоятельного обучения);
  • водительское удостоверение (при необходимости).

Кроме того, нужно будет заполнить индивидуальную карточку - получить ее может любой желающий непосредственно перед сдачей экзамена. В карточке указываются личные данные, категория самоходной машины, на право управления которой претендует кандидат, реквизиты учебного заведения и пр.

Процедура сдачи экзамена

Сдача экзаменов, по итогам которых выдается, происходит в несколько этапов:

  1. Теория.

Предполагает проверку знаний Правил дорожного движения и безопасной эксплуатации самоходных машин.

Получение неудовлетворительной оценки по любой из этих дисциплин повлечет пересдачу, которая возможна в течение 7 дней.

Важно: наличие водительского удостоверения освобождает от необходимости сдачи теоретического экзамена по ПДД.

  1. Практика.

На этом этапе предстоит продемонстрировать практические навыки вождения. Подобно сдаче экзаменов на получение водительского удостоверения, экзамен проходит в 2 стадии: на оборудованной площадке - трактородроме, и на спецмаршруте - то есть в реальных условиях, предназначенных для эксплуатации самоходных машин.

Важно: в случае трехкратного «провала» сдать экзамен можно будет только после прохождения дополнительной подготовки при предъявлении соответствующего документа.

  1. Оказание первой медицинской помощи.

Относительно новое испытание, но от этого не менее важное, чем первые два: необходимо будет в теории и на практике (как правило, для этого используются манекены) подтвердить способность оказать доврачебную помощь пострадавшим в ДТП.

Документы для получения удостоверения машиниста-тракториста

Удостоверение машиниста-тракториста выдается в подразделении Спецгостехнадзора сразу же после успешной сдачи всех экзаменов. Для этого нужно представить уполномоченному сотруднику следующие документы:

  • заявление о выдаче удостоверения (бланки есть у окошка выдачи);
  • квитанция об оплате госпошлины (500 рублей за бумажное и 2 000 - за пластиковое);
  • 2 фотографии 3×4;
  • индивидуальная карточка с отметками о сдаче экзаменов;
  • паспорт РФ.

Важно: выдача удостоверений тракториста-машиниста находится в исключительной компетенции Гостехнадзора - ГИБДД этим не занимается.