Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности. Процессуальные особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в арбитражных судах

Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности подведомственны арбитражным судам с момента вступления в законную силу КоАП РФ (1 июля 2002 г.).

Данная категория дел рассматривается по общим правилам искового производства с некоторыми особенностями. Важное значение имеют разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Арбитражные суды рассматривают дела о привлечении к административной ответственности организаций и предпринимателей за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 6.14, 7.24, 9.4, 9.5, 9.5.1, 14.1, ч. 1, 3 и 4 ст. 14.7, 14.10-14.14, ч. 1 и 2 ст. 14.16, ст. 14.18, 14.23, 14.27, 14.31-14.33, 15.10, ч. 2 ст. 17.14, ч. 6 ст. 19.15, ч. 1 и 2 ст. 19.19 КоАП РФ.

2. Заявление о привлечении к административной ответственности

Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Перечень этих органов и должностных лиц содержится в ст. 28.3 КоАП РФ. Это могут быть должностные лица налоговых органов; антимонопольных органов; таможенных органов и др. Кроме того, право составлять протокол имеет прокурор (ст. 28.4 КоАП РФ). В заявлении должно содержаться требование органа, должностного лица о привлечении организации, индивидуального предпринимателя к административной ответственности.

Заявление о привлечении к административной ответственности подается по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя, в отношении которых составлен протокол об административной ответственности. Место нахождения организации определяется по месту ее государственной регистрации (ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст. 54 ГК РФ).

Место жительства гражданина определяется местом его регистрации (ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"*(167)).

С учетом правил, изложенных в ст. 29.5 КоАП РФ, в случае совершения административного правонарушения обособленным подразделением юридического лица заявление о привлечении к административной ответственности подается по месту нахождения этого обособленного подразделения.

Общие требования к заявлению о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, изложены в ст. 125 АПК РФ.

Кроме того, в заявлении должны быть указаны:

Дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;

Данные о лице, составившем протокол;

Данные о лице, в отношении которого составлен протокол;

Нормы закона (КоАП РФ), предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;

Требование заявителя о привлечении к административной ответственности.

К заявлению прилагается протокол об административном правонарушении, прилагаемые к нему документы, а также доказательства (уведомление и т.п.) направления копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол.

Заявление о привлечении лица к административной ответственности направляется в арбитражный суд в течение трех суток с момента составления протокола (ст. 28.8 КоАП РФ). Несоблюдение требований по оформлению заявления влечет последствия, предусмотренные ст. 128, 129 АПК РФ, - оставление заявления без движения или возвращение заявления.

Поданное с соблюдением всех требований заявление принимается судьей к производству, о чем выносится соответствующее определение, копии которого не позднее следующего дня направляются лицам, участвующим в деле.

Принимая во внимание сокращенные сроки рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности, необходимо учитывать следующее:

В определении может быть указано на действия по подготовке к судебному разбирательству, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, сроки их совершения, а также на время и место проведения судебного разбирательства;

Извещение участников арбитражного процесса допускается по правилам ст. 121 АПК РФ телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи, электронной почтой и т.п. (см. также постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 г. N 10).

При получении протокола об административном правонарушении и иных документов без заявления арбитражный суд возвращает их административному органу - письмом в связи с отсутствием оснований для решения вопроса о возбуждении производства по делу в арбитражном суде.

Отсутствие в заявлении о привлечении к административной ответственности указания на конкретный вид или размер подлежащего назначению наказания не является основанием для оставления заявления без движения, поскольку арбитражный суд руководствуется общими правилами назначения наказания и не связан требованием административного органа в части вида и размера наказания.

Арбитражный суд возвращает заявление:

Если рассмотрение дела в отношении конкретного административного правонарушения ст. 23.1 КоАП РФ не отнесено к компетенции арбитражного суда, - применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ. В случае установления данных обстоятельств на стадии рассмотрения дела выносится определение о прекращении производства в арбитражном суде по п. 1 ч. 2 ст. 150 АПК РФ и возвращении протокола административному органу;

Если при принятии заявления установлен факт составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, - на основании ст. 29.4 КоАП РФ.

Выявление указанных обстоятельств в судебном заседании служит основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается в арбитражном суде на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц (ч. 2 ст. 197 АПК).

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В случаях, предусмотренных АПК, с таким же заявлением может обратиться в арбитражный суд прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления и иные государственные органы (ч. 1, 2 ст. 198 АПК).

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч. 4 ст. 198 АПК).

Статьей 90 Федерального закона "Об исполнительном производстве" определено, что на действия судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного арбитражным судом, или отказ в совершении указанных действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, взыскателем или должником может быть подана жалоба в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в 10-дневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия). Течение этого срока для лица, не извещенного о времени и месте совершения исполнительного действия (об отказе в совершении действия), начинается со дня, когда указанному лицу стало об этом известно.

Заявление должно отвечать требованиям, предъявляемым к его форме и содержанию (ч. 1, п. 1, 2, 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125, ст. 199 АПК), копия которого предварительно должна быть направлена ответчику перед обращением в арбитражный суд. В заявлении должны быть указаны:



б) наименование заявителя, его место нахождения; если заявитель является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

в) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);

г) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;

д) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);

е) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);

ж) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя должны быть также указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя (ч. 1 ст. 199 АПК).

К заявлению прилагаются документы, указанные в ст. 126 АПК (документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий заявления, уплату государственной пошлины либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины; документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования; копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления), а также текст оспариваемого акта, решения.

К заявлению об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя прилагаются, кроме того, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств судебному приставу-исполнителю и другой стороне исполнительного производства.

Действие оспариваемого акта, решения может быть приостановлено арбитражным судом по ходатайству заявителя (ч. 2, 3 ст. 199 АПК).

Заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается (ст. 329 АПК).

Срок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) указанных органов и должностных лиц - два месяца, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Для рассмотрения дел об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя установлен 10-дневный срок. Дело рассматривается судьей единолично (ч. 1 ст. 200 АПК).

Суду предоставляется право признать обязательной явку в судебное заседание представителей органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, и вызвать их в судебное заседание. Неявка этих лиц является основанием для наложения штрафа (ч. 3 ст. 200 АПК).

Арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд может по своей инициативе истребовать от органа или лица, принявших оспариваемый акт, доказательства, необходимые для рассмотрения дела и принятия решения (ч. 4, 6 ст. 200 АПК).

В резолютивной части решения по делу должно содержаться указание на обязанность соответствующих органов и должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (ч. 4, 5 ст. 201 АПК).

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда. Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению (ч. 7, 8 ст. 201 АПК).

Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях (административные органы) и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ч. 2 ст. 202 АПК).

Заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (ст. 203 АПК). Указанные положения применяются и в тех случаях, когда правонарушение совершено привлекаемым к ответственности лицом вне места его нахождения либо места жительства (п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" *(58)).

Заявление должно отвечать требованиям, предъявляемым к его форме и содержанию (ч. 1, п. 1, 2, 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125, ст. 204 АПК), копия которого предварительно должна быть направлена ответчику перед обращением в арбитражный суд. В заявлении должны быть указаны:

а) наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

б) наименование заявителя, его место нахождения;

в) дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;

г) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;

д) сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;

е) нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;

ж) требование заявителя о привлечении к административной ответственности.

К заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (ст. 204 АПК).

При получении протокола об административном правонарушении и иных документов без заявления суд возвращает их административному органу без вынесения определения в связи с отсутствием оснований для решения вопроса о возбуждении производства по делу в арбитражном суде.

Отсутствие в заявлении о привлечении к административной ответственности указания на конкретный вид и (или) размер подлежащего назначению наказания не является основанием для оставления заявления без движения, поскольку при рассмотрении данной категории дел суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств (п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. N 10).

Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 15 дней, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения, если иной срок не установлен федеральным законом об административных правонарушениях. Этот срок может быть продлен арбитражным судом не более чем на один месяц по ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела (ч. 1, 2 ст. 205 АПК).

Суду предоставляется право признать обязательной явку в судебное заседание представителя административного органа, а также лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. Неявка указанных лиц является основанием для наложения штрафа (ч. 4 ст. 205 АПК).

По этим делам обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается не на лицо, привлекаемое к административной ответственности (ч. 5 ст. 205 АПК РФ), а на административный орган.

Арбитражный суд устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности (ч. 6 ст. 205 АПК).

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба (ч. 4 ст. 206 АПК).

Арбитражные суды рассматривают дела о привлечении к административной ответственности организаций и предпринимателей за совершение правонарушений, предоусмотренных КоАП РФ (н-р, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии); незаконное использование товарного знака; фиктивное или преднамеренное банкротство; нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке и т.д.).

Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений :

· органов и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (должностные лица налоговых органов;

· антимонопольных органов;

· таможенных органов и др.

· Кроме того, право составлять протокол имеет прокурор (ст. 28.4 КоАП РФ).

В заявлении должно содержаться требование органа, должностного лица о привлечении организации, ИП к административной ответственности.

Заявление о привлечении к административной ответственности подается в течение 3 суток с момента составления протокола по месту нахождения организации или месту жительства ИП, в отношении которых составлен протокол об административной ответственности либо по месту совершения административного правонарушения, если оно было совершено вне места нахождения ЮЛ или ИП.

Помимо общих требований, предъявляемых к содержанию заявления (ст. 125 АПК РФ), в нем дополнительно должны быть указаны:

Дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;

Данные о лице, составившем протокол;

Данные о лице, в отношении которого составлен протокол;

Нормы закона (КоАП РФ), предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;



Требование заявителя о привлечении к административной ответственности.

К заявлению должны быть приложены протокол об административном правонарушении, прилагаемые к нему документы, а также доказательства (уведомление и т.п.) направления копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол.

Отсутствие в заявлении о привлечении к административной ответственности указания на конкретный вид или размер подлежащего назначению наказания не является основанием для оставления заявления без движения, поскольку арбитражный суд руководствуется общими правилами назначения наказания и не связан требованием административного органа в части вида и размера наказания.

Арбитражный суд возвращает заявление:

Если рассмотрение дела в отношении конкретного административного правонарушения не отнесено к компетенции арбитражного суда.

Если при принятии заявления установлен факт составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела (это основание для отказа в удовлетворении заявленного требования).

После поступления заявления вместе с протоколом при соблюдении всех требований судья арбитражного суда выносит определение о принятии дела об административном правонарушении к производству, подготовке его к рассмотрению и назначении дела к судебному разбирательству .

На данной стадии судья выясняет следующие вопросы:

Относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела (ст. 23.1 КоАП РФ);

Имеются ли обстоятельства, исключающие рассмотрение данного дела этим судьей;

Правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и оформлены иные материалы дела;

Имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу (ст. 24.5 КоАП РФ);

Достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

Имеются ли ходатайства и отводы. Порядок подачи и рассмотрения ходатайств и отводов предусмотрен ст. 24.4, 25.13 КоАП РФ.

Кроме того, судья арбитражного суда:

1) назначает время и место рассмотрения дела;

2) определяет круг лиц, участвующих в деле, и вызывает их в заседание.

3) извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом, не является препятствием для рассмотрения дела.

Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя административного органа, а также лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и вызвать их в судебное заседание. Неявка указанных лиц является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в гл. 11 АПК РФ;

4) определяет предмет доказывания и круг необходимых доказательств, рассматривает вопрос о назначении экспертизы. Арбитражный суд наделен правом истребовать доказательства от административного органа по собственной инициативе.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к ответственности.

Дело об административном правонарушении рассматривается в 2-месячный срок со дня получения судьей заявления, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

По результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает одно из решений :

О привлечении к административной ответственности;

Об отказе в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности.

При назначении административного наказания необходимо учитывать правила:

О презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ);

О действии законодательства об административных правонарушениях во времени и в пространстве (ст. 1.7 КоАП РФ);

О возможности освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ);

Об ответственности юридического лица при его реорганизации (ст. 2.10 КоАП РФ);

Об общих правилах назначения административного наказания (ст. 4.1 КоАП РФ). Арбитражный суд не может назначить наказание ниже низшего предела, предусмотренного в санкции соответствующей статьи КоАП РФ;

О давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности подписывается судьей арбитражного суда, объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела и вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия и может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в 10-дневный срок со дня принятия, в кассационную инстанцию - в течение 2 месяцев.

Копии решения направляются арбитражным судом в 3-дневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле, а в случае необходимости - вышестоящему в порядке подчинения административному органу. Решение по делу о привлечении к административной ответственности имеет силу исполнительного документа.

По результатам рассмотрения дела судья арбитражного суда при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, может внести в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах.

По результатам рассмотрения дела может быть вынесено определение о прекращении производства по делу и возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых документов административному органу в случае, если в результате надлежащей квалификации рассмотрение дела не отнесено к подведомственности арбитражного суда.

  • § 4. Подведомственность и подсудность дел арбитражным судам
  • § 5. Понятие, состав и виды субъектов арбитражного процессуального права
  • § 6. Стороны в арбитражном процессе
  • § 7. Представительство в арбитражном процессе
  • § 8. Процессуальные сроки в арбитражном процессе: понятие и виды
  • § 9. Судебные расходы в арбитражном процессе
  • § 10. Доказывание и доказательства в арбитражном процессе
  • § 11. Обеспечительные меры в арбитражном процессе: понятие и виды
  • Раздел II. Производство в арбитражном суде первой инстанции § 1. Понятие иска в арбитражном процессе, его элементы и виды
  • § 2. Подготовка дела к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции
  • § 3. Судебное разбирательство в арбитражном суде первой инстанции
  • § 4. Примирительные процедуры в арбитражном суде
  • § 5. Постановление арбитражного суда первой инстанции
  • § 6. Особенности рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности в арбитражном процессе
  • § 7. Производство по установлению фактов, имеющих юридическое значение в арбитражном суде
  • § 8. Понятие и стадии рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) в арбитражном процессе
  • § 9. Упрощенное производство в арбитражном процессе
  • Раздел III. Производство по пересмотру судебных актов арбитражных судов § 1. Производство в арбитражном суде апелляционной инстанции
  • § 2. Производство в арбитражном суде кассационной инстанции
  • § 3. Производство в арбитражном суде в порядке надзора, сущность и стадии
  • § 4. Пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам
  • § 2. Органы принудительного исполнения. Стороны в исполнительном производстве
  • § 3. Исполнительный лист арбитражного суда, порядок исполнения
  • Раздел V. Разрешение экономических споров третейским судом § 1. Правовая природа третейского суда
  • § 2. Порядок третейского разбирательства
  • § 3. Принятие решения третейским судом и его исполнение
  • Библиографический список
  • § 6. Особенности рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности в арбитражном процессе

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели, привлеченные к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, могут обжаловать постановление по делу об административном правонарушении в арбитражный суд. Дела данной категории рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с учетом особенностей.

    Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях (административные органы) и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ч. 2 ст. 202 АПК).

    Заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (ст. 203 АПК). Указанные положения применяются и в тех случаях, когда правонарушение совершено привлекаемым к ответственности лицом вне места его нахождения либо места жительства (п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").

    Заявление должно отвечать требованиям, предъявляемым к его форме и содержанию (ч. 1 , п.п. 1 , 2 , 10 ч. 2 , ч. 3 ст. 125 , ст. 204 АПК), копия которого предварительно должна быть направлена ответчику перед обращением в арбитражный суд. В заявлении должны быть указаны:

    а) наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

    б) наименование заявителя, его место нахождения;

    в) дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;

    г) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;

    д) сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;

    е) нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;

    ж) требование заявителя о привлечении к административной ответственности.

    К заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (ст. 204 АПК).

    При получении протокола об административном правонарушении и иных документов без заявления суд возвращает их административному органу без вынесения определения в связи с отсутствием оснований для решения вопроса о возбуждении производства по делу в арбитражном суде.

    Отсутствие в заявлении о привлечении к административной ответственности указания на конкретный вид и (или) размер подлежащего назначению наказания не является основанием для оставления заявления без движения, поскольку при рассмотрении данной категории дел суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств (п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. N 10).

    Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 15 дней, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения, если иной срок не установлен федеральным законом об административных правонарушениях. Этот срок может быть продлен арбитражным судом не более чем на один месяц по ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела (ч.ч. 1 , 2 ст. 205 АПК).

    Суду предоставляется право признать обязательной явку в судебное заседание представителя административного органа, а также лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. Неявка указанных лиц является основанием для наложения штрафа (ч. 4 ст. 205 АПК).

    По этим делам обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается не на лицо, привлекаемое к административной ответственности (ч. 5 ст. 205 АПК РФ), а на административный орган.

    Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда (п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 2 июня 2004 г.).

    Принимая решение по делу о привлечении к административной ответственности, а также о рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд должен проверить, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ч.ч. 1 , 3 ст. 4.5 КоАП. Истечение указанных сроков является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

    В случае, когда арбитражный суд при рассмотрении дела об административном правонарушении пришел к выводу о малозначительности совершенного административного правонарушения или о наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП), он принимает решение об отказе в привлечении к ответственности либо о признании незаконным и об отмене постановления административного органа.

    Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности осуществляется судьей единолично.

    Закон устанавливает сокращенные сроки рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности. Такие дела должны быть рассмотрены в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. В КоАП не установлено иного срока рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 29.6 ).

    Срок на рассмотрение дела может быть продлен арбитражным судом до одного месяца. Продление срока возможно в случае ходатайства об этом лиц, участвующих в деле, либо при необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. О продлении срока рассмотрения дела арбитражный суд должен вынести мотивированное определение.

    Арбитражный суд вправе признать обязательной явку в судебное заседание представителя административного органа и лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и вызвать их в судебное заседание. В случае неявки этих лиц в судебное заседание судья арбитражного суда вправе наложить на них штраф в порядке и размерах, установленных ч. 4 ст. 205 АПК РФ.

    Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена законом на должностное лицо. Должностное лицо представляет в суд доказательства, необходимые для рассмотрения дела и принятия решения. В случае непредставления таких доказательств арбитражный суд может их истребовать от административного органа (должностного лица) по своей инициативе.

    Арбитражный суд, рассматривая дело о привлечении к административной ответственности, выясняет в судебном заседании:

    имелось ли событие административного правонарушения;

    имелся ли факт совершения правонарушения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;

    имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении;

    имелись ли полномочия у административного органа, составившего протокол;

    предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения;

    имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.

    Арбитражный суд определяет также меры административной ответственности.

    При этом суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 10).

    По результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд должен вынести либо решение о привлечении к административной ответственности, либо об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

    Арбитражный суд отказывает в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, например, в случае, когда при рассмотрении дела было установлено, что протокол составлен неправильно или неправомочными лицами, представленных материалов недостаточно и их полнота не может быть восполнена при рассмотрении дела.

    В случае принятия решения о привлечении к административной ответственности в его резолютивной части должны содержаться:

    наименование лица, привлеченного к административной ответственности, его местонахождение или место жительства, сведения о его государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

    нормы закона, на основании которых данное лицо привлекается к административной ответственности;

    вид административного наказания и санкции, возложенные на лицо, привлеченное к административной ответственности.

    Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба (ч. 4 ст. 206 АПК).

    В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

    "

    В ч.2 ст. 202 АПК РФ указывается на субъектный и предметный признаки подведомственности арбитражным судам дел об административных правонарушениях. Арбитражные суды рассматривают дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением указанными субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов. Таким федеральным законом является КоАП РФ. В его абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 дан перечень конкретных составов административных правонарушений, за совершение которых ответственность налагается арбитражными судами.

    По большинству из указанных в абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ правонарушений в качестве административного наказания могут быть назначены конфискация орудия или предмета административного правонарушения либо дисквалификация, что и обусловливает обязательный судебный порядок рассмотрения соответствующих дел (ст. ст. 3.7, 3.11 КоАП РФ).

    В ряде случаев КоАП РФ предусматривает назначение административных наказаний, не связанных с конфискацией и дисквалификацией. Это дела о правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 7.24, 14.11, 14.14, 14.23, 15.10 КоАП РФ. За указанные правонарушения предусматривается административное наказание в виде штрафа. При этом стоит учесть один важный момент: административная ответственность, в виде штрафа, может устанавливаться не только КоАП РФ, но и законами субъектов РФ (ст.ст. 1.1., 3.2. КоАП РФ). Однако дела о взыскании соответствующих штрафов, т.е. о привлечении к административной ответственности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, не могут быть отнесены к подведомственности арбитражных судов законами субъектов РФ, поскольку это прерогатива федерального закона (ч.3 ст.29, ч.1 ст.202 АПК РФ).

    Не исключено, что нормы об административных правонарушениях могут устанавливаться другими федеральными законами. Хотя, как замечают Л.А. Грось, А.А. Грось, из определения понятия административного правонарушения (ст. 2.1. КоАП РФ), как основания административной ответственности, следует, что устанавливаться они могут только КоАП РФ или законами субъектов РФ. Получается, что таким образом могут быть признаны не действующими федеральные законы, устанавливающие новые составы административных правонарушений, ответственность за них, а также подведомственность дел о привлечении к ней юридических лиц и индивидуальных предпринимателей судьям арбитражных судов, если нормы об этом не были включены в КоАП РФ. Таким образом, КоАП РФ (обычный, неконституционный закон) установил свой приоритет над равными по юридической силе федеральными законами Грось Л.А., Грось А.А. Арбитражный процесс: Учебное пособие. Хабаровск. 2003. С. 79.. Такой точки зрения придерживался до определенного момента Конституционный Суд Российской Федерации. Статьей 76 Конституции РФ не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида, в данном случае - федеральных законов. Ни один федеральный закон в силу названого конституционного положения не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.1999 № 182-О «По запросу арбитражного суда г. Москвы о проверке конституционности п.п. 1, 4 ч. 4 ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Однако, с течением времени, позиция Конституционного Суда Российской Федерации изменилась. Так, Постановлением от 29.06.2004 № 13-П Конституционный Суд Российской Федерации постановил допустимость приоритета кодифицированного нормативного правового акта, осуществляющего комплексное нормативное регулирование тех или иных отношений, перед иными федеральными законами и нормативными правовыми актами.

    В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации рассматриваются положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), относительно приоритета его норм в установлении порядка уголовного судопроизводства, сформулированное в ч.ч. 1, 2 ст. 7 УПК РФ во взаимосвязи с его статьями 1, 8 и относящееся к процессуальному праву, корреспондирует максимально кодифицированному состоянию уголовного права, обеспечивая наиболее адекватную процессуальную форму его реализации как права материального. При этом законодатель исходил из особой роли, которую выполняет в правовой системе Российской Федерации кодифицированный нормативный правовой акт. Федеральный законодатель - в целях реализации конституционных принципов правового государства, равенства и единого режима законности, обеспечения государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере уголовной юстиции, - кодифицируя нормы, регулирующие производство по уголовным делам, вправе установить приоритет УПК РФ перед иными федеральными законами в регулировании уголовно-процессуальных отношений. Вместе с тем приоритет УПК РФ перед другими обычными федеральными законами не является безусловным, а ограничен рамками специального предмета регулирования, которым, как это следует из его статей 1-7, является порядок уголовного судопроизводства, т.е. порядок производства (досудебного и судебного) по уголовным делам на территории Российской Федерации.

    Исходя из содержания постановления Конституционного Суда Российской Федерации, можно сделать вывод, что описанные в нем обстоятельства, в части установления приоритета одних норм над другими, вполне допустимы в других отраслях российского права. Следовательно, логически верным представляется использование выводов Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу и для административного производства, в части установления приоритета норм КоАП РФ над иными федеральными законами.

    Таким образом, установление приоритета норм КоАП РФ, относительно иных федеральных законов, определяющих новые составы административных правонарушений, ответственность за них, а также подведомственность дел о привлечении к ней юридических лиц и индивидуальных предпринимателей судьям арбитражных судов, не противоречит Конституции Российской Федерации; и, распространяется лишь на случаи, когда положения иных федеральных законов, непосредственно регулирующие порядок производства по административным делам, противоречат КоАП.

    Относительно субъектного критерия подведомственности арбитражным судам дел о привлечении к административной ответственности - с одной стороны, это должностные лица, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, а также вправе быть заявителями по данной категории дел. С другой стороны, это юридические лица и индивидуальные предприниматели, в отношении которых поставлен вопрос о привлечении их к административной ответственности.

    Таким образом, исходя из прямого указания закона, круг лиц, привлекаемых к административной ответственности, строго определен (ч.1 ст. 202 АПК). Однако данное правило не всегда учитывается правоприменительными органами. Так, управление ФСНП России по Республике Хакасия обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности директора юридического лица за нарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ. Арбитражный суд определением от 18.09.2002 прекратил производство по делу на основании ч.3 ст. 23 КоАП РФ, согласно которой судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями. Заявление о привлечении к административной ответственности должностного лица не подлежит рассмотрению арбитражным судом Архив Арбитражного суда Республики Хакасия. 2002 г..

    Предметный критерий подведомственности дел арбитражным судам проводится через все категории дел, рассмотрение которых, согласно АПК РФ, отнесено к ведению арбитражных судов, не обошел он своим вниманием и дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что непосредственно отражено в ч.2 ст. 202 АПК РФ.

    Третьим критерием, которому должны соответствовать административные дела о привлечении к административной ответственности, является наличие федерального закона, относящего к подведомственности арбитражных судов рассмотрение дел данной категории.