Раздел индии на пакистан и индийский союз. Путь индии к независимости и раздел страны

В собственно пакистанском аспекте раздела Индии и последующих событиях нельзя не отметить особую роль Мухаммада Али Джинны (1876-1948). Смелый и ловкий юрист, поначалу он боролся за самоуправление и расширение прав Индии совместно с индусами. Более того, до 1920-х годов его позиции были весьма умеренными, он находился в лагере Тилака. Проявляя недюжинные способности к лавированию, он сумел уверить англичан в своей полной лояльности, будучи одним из лидеров Движения в поддержку халифата - радикальной панисламистской организации. Как бы то ни было, к 1935 году он стал представителем бомбейских мусульман в Центральной законодательной ассамблее Индии. 22-24 марта 1940 года был принят исторический документ - Лахорская резолюция http://storyofpakistan.com/lahore-resolution/. Текст Лахорской резолюции приводится в сокращении. Режим доступа - открытый. . На сессии Всеиндийской мусульманской лиги в Лахоре Джинна говорил о том, насколько, по его мнению, далеко зашли различия в историческом пути развития индуистской и мусульманской частей доминиона Индия. Он заявлял: «Мусульмане являются нацией с точки зрения любого определения нации». В резолюции же главными являются следующие слова: «Ни один конституционный план, не учитывающий географических и религиозных границ, не будет приемлем для мусульман…Поскольку мусульмане преобладают на северо-востоке, там должны быть созданы суверенные и независимые государства». Этот документ может считаться отправной точкой политической практики теории «двух наций» - индуистов и мусульман. Идеологи этой теории уверены, что ислам и индуизм в нашем случае - не религиозные системы, а четкие критерии выделения двух совершенно разных наций. Возможно, теория так бы и осталась сугубо бумажными выкладками для одних и мечтой всей жизни для других, если бы не Вторая мировая война.

Само собой, Невилл Чемберлен объявил войну Германии, не спрашивая ни мусульман Индии, ни собственно индуистов. Отчасти это было предсказуемо: Чемберлен тогда не мог предположить, что европейские дела могут как-то затронуть отдаленную колонию империи. Однако после провала фашистской Германии в битве под Москвой в конце 1941 - начале 1942 года, ее союзница - Япония - отказалась нападать на СССР. Но ее руководство и в мыслях не держало выход из системы «оси». Именно поэтому весь свой недюжинный потенциал, накопленный в годы правления милитаристского правительства при императоре Хирохито (1901-1989), Япония направила на Индию. Английское правительство прекрасно понимало, насколько ненадежным участком фронта будет Индия при малейшей интенсификации боевых действий - и насколько еще менее надежной станет она, когда там усилятся антианглийские настроения. К тому же, британская индийская армия была очень крупной (2,5 млн человек), что делало положение в Индии особенно важным. В Индию отправляется миссия сэра Стэнфорда Криппса Jajal A. . The Sole Spokesman: Jinnah, the Muslim League and the Demand for Pakistan. Cambridge, 1985. P. 47.. Посулы Великобритании были весьма и весьма велики: свободные выборы после войны, статус доминиона с независимыми выборами, возможность выхода из доминиона, защиту национальных меньшинств. В итоге Криппс уехал ни с чем: отчасти из-за сопротивления и недоверия местных индуистов и мусульман, отчасти из-за хитроумных интриг недолюбливавшей его местной английской колониальной администрации Gupta S.R. New Light on the Cripps Mission // India Quarterly. Vol. 28, ch. 1. Pp 69-74.. Однако его явно неудачная поездка донесла до населения Индии две важные идеи, можно сказать - Англия в тяжелой ситуации раскрыла две карты. Во-первых, стало ясно, что очень скоро Британия будет уходить с Индийского субконтинента, во-вторых - что сделано это будет лишь после войны Brown J. Modern India. The making of an Asian Democracy. London, 1999. P. 328.. В условиях такого соблазна, обостренных результатом неумеренных инициатив военного времени, здесь развернулось массовое движение за полную независимость. В мировую историографию оно вошло как “Quit India Movement”, а в советскую и российскую - как Августовское движение. Суть этого движение в том, что в 1942 году Индийский национальный конгресс провозгласил своей целью переход к полной независимости от Великобритании в рамках движения «гражданского неповиновения». Вождем движения был Махатма Ганди, выступивший в парке в Бомбее с пламенной речью о национальном освобождении 8 августа 1942 года. Сразу после этого по стране прокатилась война арестов, была даже идея насильственного вывоза Ганди в Африку Fisher D. The Proudest Day: India"s Long Road to Independence. Norton, 1998. P. 329, однако, неосуществленная. В принципе, перипетии этих событий не имели бы прямого отношения к тематике нашего исследования, если бы не один факт. В столь важный для Британской Индии момент, мусульманские лидеры отказались поддержать Августовское движение. Джинна призывал всех мусульман сотрудничать с англичанами, идти добровольцами в индийские военные и паравоенные формирования Wolpert S. Jinnah of Pakistan. N.Y., 1984. Pp 209 -215.. Как мы считаем, такой политикой он достигал сразу четырех целей. Во-первых, на данном этапе он убеждал англичан в своей полной лояльности, попутно повысив свой авторитет в их глазах. Во-вторых, он дал понять лидерам индусов, что они не являются для него авторитетами, что очень скоро он может перейти к самостоятельной внешней и внутренней политике. В-третьих, он стал собирать вокруг себя большое число союзников, формально проявив себя патриотом, подняв население на защиту родной земли. В-четвертых, именно добровольческие отряды, о которых было сказано выше, составили военизированную основу будущего мусульманского движения. В целом, исследователи отмечают значительный рост численности Мусульманской лиги, который уже позволил ей овладеть контролем над территориями Синдха, Бенгалии и северо-западной границы Британской Индии Syed N.А. Origins of Muslim consciousness in India: a world-system perspective. London, 1991. P. 213.. Так или иначе, восстание было подавлено, но отдельные его вспышки, связанные с голодом в Бенгалии, отмечались и до конца 1943 года Dyson, T., Maharatna A. Excess mortality during the Great Bengal Famine: A Re-evaluation" in The Indian Economic and Social History Review, Vol 28, No. 3, 1991. P. 11-12.. Фактически, из Второй мировой войны Индия и Пакистан вышли уже абсолютно разными, с разным пониманием насущных целей государственного строительства и методов их достижения.

Тем не менее, вплоть до последнего дня колониального владычества, в Англии сохранялись сторонники того, что создавать два государства на руинах Индии не следует. Так, известно, что в 1946 году Кабинетом министров был разработан план децентрализованного государства на основе компромисса между Мусульманской лигой и Индийским национальным конгрессом. Он предусматривал минимизацию полномочий центра, существенную автономию провинций. Однако Джавахарлал Неру отверг план строительства государства без единого центра, а потом и Джинна вернулся к требованиям независимого мусульманского государства Wolpert, S. A New History of India. N.Y., 1990.. Планам взаимовыгодного примирения было не суждено сбыться.

Лейбористский кабинет Клемента Эттли (1883-1967) был весьма четко ориентирован на коренные преобразования в Индии. Именно поэтому, когда Эттли посла провала Лондонского соглашения пришел к выводу о том, что политика Уэйвелла на посту вице-короля не принесет должных результатов в этом направлении, он задумался об организационных выводах. Так, вице-королем в Индии стал лорд Маунтбеттен Бирманский, вступивший в должность 24 марта 1947 года. Попутно было провозглашено обещание сделать Индию независимой до июня 1948 года. 3 июня был предложен знаменитый «План Маунтбеттена», предусматривавший следующие условия обретения независимости Индией:

  • 1. Разделение общин Пенджаба и Бенгалии будет осуществляться по решению простого большинства каждой из религиозных групп
  • 2. Вопрос о Сидхе будет решен на его усмотрение.
  • 3. Судьба северо-западной границы и отдельных областей Бенгалии будет решена местными референдумами.
  • 4. Индия будет признана независимой к 15 августа 1547 года.
  • 5. Бенгалия сможет отделиться, как только захочет.
  • 6. Для урегулирования всех вопросов создается пограничная комиссия.

Небольшим княжествам, таким образом, предоставили возможность самоопределения лишь в рамках Индии или Пакистана Sankar G. Jawaharlal Nehru, a biography. Paris, 1991. P. 193. (без проведения референдума, а на основе решения князя). Граница между двумя новыми государствами устанавливалась по так называемой линии Рэдклиффа - демаркационной линии, названной по имени сэра Джона Рэдклиффа (1899-1977). Не лишним будет в качестве источника проанализировать и сам текст Акта о независимости Индии http://www.legislation.gov.uk/ukpga/Geo6/10-11/30#IDA3KLY. Режим доступа: открытый.. Пункт 1 статьи 1 гласит: „В Индии появляются два незвисимых доминиона - Индия и Пакистан“. Территориальное разделение, конституированное пунктами 1-3 статьи 2, предусматривало, что к Пакистану отходит Восточная Бенгалия, Западный Пенджаб, Синд, Белуджистан; Бенгалия при этом разделяется на западную и восточную. Будущее Силхета и Северо-Восточной границы подлежит урегулированию на референдумах. Пенджаб отныне делится на Восточный Пенджаб и Западный Пенджаб. Процес проведения границ проходит под контролем специально назначаемых генерал-губернаторов, власть которых ограничена Актом об управении Индией 1935 года,. Специальная статья посящена отказу монарха Великобритании от власти и отвественности за происходящее в упоминаемых территориях. Оговаривался и процесс законотворчества и формирования армии в двух государствах. 3 июня 1947 года Маунтбеттен, Неру, Джинна и лидер сикхов Балдев Сингх выступили с коммюнике на радио, а 4 июня данный текст был объявлен на пресс-конференции. 15 августа суверенитет Великобритании над Индией перестал существовать как реалия международного права. В каждом государстве оставался генерал-губернатор Stein B. Arnold, D. A History of India, 2010, P. 359: в Индии свою деятельность на этом посту продолжил лорд Маунтбеттен Бирманский, в Пакистане правдами и неправдами добился этого поста Мухаммед Али Джинна. Важным в политической системе новых государств стали и посты премьер-министров, которые отошли, соответственно, к Джавахарлалу Неру и Ликат Али-Хану.

Еще в 1919 году Британская империя была самым крупным из всех государств, когда-либо существовавших на Земле. Со всеми колониями и подконтрольными территориями Британия занимала целых 22% всей земной суши, а подданными британской короны считались 480 млн человек, то есть четверть всего населения планеты на тот момент.

Но все империи рано или поздно распадаются. Сначала фактическую получили Канада, Австралия и Новая Зеландия, а с 1945 года начался процесс глобальной деколонизации, который было уже не остановить. Ровно 70 лет назад, 15 августа 1947 года, произошел раздел Британской Индии, в результате которого империя потеряла одну из своих самых значительных колоний, а на карте мира появились два новых государства - Индия и Пакистан. Впрочем, между ними до сих пор идет спор за территорию. Об этом сегодня и поговорим.

Борьба за независимость

Начиная с 20-х годов ХХ века в Индии начало активно набирать силу национально-освободительное движение. Еще с конца XIX века существовал Индийский национальный конгресс, члены которого постоянно пытались добиться у метрополии более широкой автономии и прав для местного населения.

Когда в борьбу включились Махатма Ганди, Субхас Чандра Бос и другие видные индийские политики и интеллектуалы, Британия постепенно начала идти на уступки. Метод ненасильственного сопротивления, предложенный Ганди, оказался достаточно эффективным. Массовый бойкот жителями Индии официальных британских служб и государственных органов, заставил метрополию в 1929 году признать эту территорию британским доминионом, а не колонией, то есть существенно расширить ее права и дать возможность местным избираться и назначаться на официальные должности.

Вместе с тем, британцы таким образом вбили клин между двумя фракциями Индийского национального конгресса - исламской и индуистской.

Религиозный вопрос


Мусульмане всегда были в Индии меньшинством. Поначалу они вообще не были представлены в национальном конгрессе. Индийские националисты выступали против любого сотрудничества с мусульманами, так что религиозные распри казались делом времени.

В какой-то момент ситуацию «охладил» Махатма Ганди. Его авторитет был так велик, что когда он призвал мусульман и индуистов объединиться против общего врага - Британии - споры действительно утихли. Но лишь на время.

Расчет британцев был, в целом, верен. В тот момент, когда Индийский национальный конгресс стал официальной партией и получил власть в свежеобразованном доминионе, оказалось, что мусульман там не так и много. Многие из них начали уходить из партии в «Мусульманскую лигу», которая настаивала на разделе Индии по религиозному признаку. Это неравенство и стало причиной активизации конфликта.

16 августа 1946 года в Калькутте произошли столкновения между мусульманами и индуистами. Причиной стало очередное требование «Мусульманской лиги» провести раздел страны, на которое Национальный конгресс ответил отказом. С другой стороны конфликт подогревали индийские националисты, которые тоже не хотели жить в одной стране с иноверцами. В результате столкновений погибло около 5 тысяч человек, а еще 100 тысяч остались без крыши над головой. Стало понятно, что мусульманам и индуистам вместе уже не жить, несмотря на все призывы Ганди к примирению. Раздел стран был неизбежен.

Раскол


Разделом страны руководила Британия, которая к тому времени уже готова была признать независимость своего доминиона, поэтому выступала скорее внешним арбитром. Британцам предстояло определить границы будущих государств.

Специальная комиссия, в которую входили как мусульмане, так и индуисты, под председательством лорда-судьи сэра Сирила Рэдклиффа, определила, где именно пройдет граница, которая впоследствии и получил название «линия Рэдклиффа». Надо сказать, что это было непростой задачей, так как во многих регионах мусульмане и индуисты жили бок о бок. Кстати, сэр Рэдклифф перед отъездом назад в Британию уничтожил все документы о работе комиссии, так что причины многих решений до сих пор остаются загадкой.

Последствия


По результатам работы комиссии оказалось, что Пакистан разделен на две части - Западный, который собственно и является Пакистаном сейчас, и Восточный. Восточный Пакистан получался анклавом на территории Индии, что было не вполне логично. Кстати, сейчас Восточный Пакистан является независимым государством и называется Бангладеш. Вот только независимость он получил в 1971 году в результате кровопролитной национально-освободительной войны. Собственно и сам Пакистан перестал быть полностью независимым от Британии только 1956 году в результате военного переворота.

625 княжествам комиссия дала право выбора, частью какого государства им быть. В результате образовалось три новых государства - Хайдарабад, Гоа и Кашмир. Первые два были в итоге аннексированы Индией. А вот Кашмир до сих пор остается спорной территорией. На данный момент он не имеет четкого юридического статуса, разные его регионы контролируют не только Индия и Пакистан, но даже подсуетившийся Китай.

Кроме территориальных споров, тяжелым последствием раздела Британской Индии стала массовая миграция. Мусульмане спешно покидали территорию Индии, а индуисты - Пакистана. Около 25 миллионов человек сменили место жительства, что обернулось настоящей гуманитарной катастрофой. Оба государства не справлялись с таким потоком беженцев, случались стычки и конфликты на границе. До сих пор точно неизвестно, сколько людей погибло в результате этого массового переселения.

Стремиться к единству

Раздел любого государства - это всегда немного катастрофа. Даже если он кажется логичным и обусловленным конкретными религиозными, национальными или политическими причинами. Индуисты и мусульмане так спешили избавиться друг от друга, что оказались не готовы ко многим сопутствующим проблемам. Когда Махатма Ганди призывал их к единству, он предвидел последствия конфликта, и пытался предупредить обе стороны. Но его тогда никто не послушал.

Разделение Британской Индии на две страны сопровождалось многочисленными актами насилия. Настоящее цунами из беженцев захлестнуло Северную Индию: 10 миллионов индусов, сикхов и мусульман спасались от межобщинного насилия. По разным данным в результате раздела погибло от 200 тысяч до одного миллиона человек.

Многочисленные исследователи задаются вопросом, что стояло за поспешными действиями последнего английского вице-короля Индии лорда Маунтбеттена, и почему он в основном прислушивался к словам лишь лидера Мусульманской лиги Мухаммада Али Джинны?

Доказано, что Маунтбеттен до последнего скрывал свои истинные планы и не показывал карты, на которых было обозначено разделение территорий Пенджаба и Бенгалии даже их губернаторам.

В связи с этим глава офиса губернатора Бенгалии английский колониальный чиновник Джон Тайсон писал своим родным в Каллькутту: «Маунтбеттен –нахал. С момента своего появления он избрал тактику шока. Он разработал свой план и начал воплощать его с быстротой молнии, не давая никому времени перевести дух и меньше всего – индийским лидерам… Индия после 15 августа – страна, в которой я не хочу жить».

Непонятны мотивы Маунтбеттена, который считая, что раздел Индии «поживому» станет для нее настоящим бедствием, тесно сотрудничал с Джинной, который всячески стремился к этому.

С другой стороны, Рафик Закария в своей книге «Человек, разделивший Индию» отмечает, что Джинна «был одним из умнейших стратегов среди индийских политиков. Его невозможно было переспорить». Государственный секретарь Индии Эдвард Монтегю так описывал Джинну в начале его карьеры в 1917 году: «Молодой, с прекрасными манерами, он выглядел впечатляюще, вооруженный до зубов диалектикой… Джинна был очень умным человеком и я был очень раздосадован, что он не может принимать участие в управлении страной».

Стоит отметить, что Джинна не был этническим мусульманином: его дед был раджпутом-индуистом, который принял шиитскую версию ислама. Всю свою политическую карьеру Джинна испытывал на себе влияние секты ахмадийцев. Именно глава ахмадийской общины в Лондоне убедил Джинну в 30-х годах продолжить политическую в Индии.

Известный маулана Маудуди и его окружение выступали против создания Пакистана. Маудуди заявлял: «Место Мухаммада Али Джинны не на троне лидера нации, а в суде, где его надо судить как предателя».

Политическим образцом для подражания для Джинны был Кемаль Ататюрк.

Как указывает Р.Закарийя в упоминавшейся выше книге: «Он[Джинна] был очарован тем, что турецкий диктатор сделал со своими единоверцами, чтобы перестроить и изменить их взгляды. Он хотел сделать то же самое с индийскими мусульманами. Он хотел освободить их от пут мулл и отбросить удушающую религиозную ортодоксию. Он должны были перестроиться так, чтобы жить ка живут люди на западе».

В качестве подтверждения своего тезиса он приводит речь Джинны на ежегодной сессии Мусульманской лиги в Патне в декабре 1938 года, где он назвал Ататюрка: «Великим героем мусульманского мира и призвал делегатов: «извлечь мусульман Индии из болота, руководствуясь примером этого великого мусульманина».

После образования Пакистана «Джинна не позволил сделать никаких изменений в законах, которые англичане внедрили в Индии. Фактически, он хотел превратить Пакистан в подобие Турции по лекалам своего героя Кемаля Ататюрка».

Лидер Индийского национального конгресса Джавахарлал Неру и Глава Мусульманской лиги не скрывали взаимную враждебность.

Со своей стороны индуистские политические партии стали проявлять все больше и больше агрессивности и призвать к межобщинному насилию.

Так, видный юрист, впоследствии первый министр юстиции Индии, автор ее Конституции Бхимрао Рамджи Амбедкар жестко критиковал ислам как религию и также поддерживал отделение мусульманских регионов от Индии. Амбедкар писал, что мусульманское общество ещё больше преисполнено социальным злом по сравнению с индуистским. Он считал, что буквальное толкование Корана сделало исламское общество очень жёстким, неспособным к изменениям.

Яркой иллюстрацией того как индуисты были намерены были «делиться» властью с мусульманами стала аннексия княжества Хайдарабад, правитель которого –мусульманин отказался присоединиться к Индии. Многие официальные лица и члены княжеской семьи вынуждены были бежать в Пакистан.

Кроме этого взаимная вражда привела к войне в Кашмире, когда махараджа Кашмира обратился к правительству Индии с просьбой о помощи и выразил готовность присоединиться к Индийскому Союзу, хотя 90% его подданных составляли мусульмане.

Насильственное разделение Британской Индии породило на субконтиненте обстановку взаимного недоверия, ненависти и страха. Учитывая, что и Индия, и Пакистан интенсивно вооружаются и обладают ядерным оружием, последствия разделения могут потенциально привести к ядерному конфликту в Южной Азии.

Ильдар Мухамеджанов

Вопрос о создании отдельного государства индийских мусульман был поставлен в 1940 г. организацией Мусульманская Лига. ИНК был вынужден согл-ся. Раздел Британской Индии был предопределен исторически нараставшими на протяжении веков противоречиями между мусульманами и индийцами на территории Индостана и их закономерным стремлением к самоопределению и независимости.

1947г. англ парламент утвердил «план Маунтбэттена» - Закон о независимости Индии, т.о. Брит Инд была разделена на 2 доминиона: Пак и Инд Союз. Закон о независимости не означал приобретения бывшей колонией полного суверенитета. Индия и Пакистан все еще представляли интерес для Британии, которая сохраняло право на вмешательство в политическую жизнь своих доминионов. Сохранялось и финансово-экономическое присутствие метрополии. Однако доминионы получали возможность устанавливать дип отношения с иностранными гос-вами.

Были созданы первые независимые национальные правительства. Раздел произошел на религ основе и спровоцировал конфликты из-за конфес и этнич причин.

1947 г. Индия провозгласила свою незав-ть, первое независ правит-во, в кот преобладали умеренно-консерватив силы. 1ый премьер-мин - Джавахарлал Неру. Первоочередные задачи:

Индианизация административного аппарата и ВС

Разработка проекта новой Конституции

Разработка системы отн-й с субъектами федерации.

В период с 1947-49 гг. происходит присоед-е княжеств к Инд → встает вопрос о реорганизации адм-полит системы и образовании штатов, причем не на нац основе, чтобы предупредить сепаратистские тенденции. Сложная обстановка сложилась в княжестве Джамму и Кашмир, князь которого объявил о присоединении этого княжества к Индийскому Союзу в то время, как большинство населения составляли мусульмане. Начался вооруженный конфликт, продолжающийся до сих пор (???).

1950 г. – приянта Конституция Индии, по кот Индийский Союз провозглашен суверенной парламентской республикой, основанной на принципах демократизма и секуляризма.

Конституция

Предусматривала высокую степень централизации с элементами федерализма

Закрепила важнейшие буржуазно-демократические свободы

Запрещала дискриминацию на нац, расовой, кастовой и религиозной основе.

Т.о. с 1950 г. Индия - суверенная парламентская республика во главе с президентом. Высший законодат орган - Центральный парламент, с-й из 2-х палат (Народная палата и Совет штатов). Законодательными органами штатов стали законодательные собрания. Центр прав-во - Совет Министров.

Характерн особен местного самоупр-я - сочетание выборных органов с назначаемыми прав-вами штатов чиновниками. Существовало 3 группы штатов с различным правовым статусом: бывшие провинции Британской Индии, бывшие княжества, бывшие главнокомиссарские провинции).Общ яз – хинди.

→ Наступает республиканский этап в развитии независимой Индии.

1947 г. создание независимого гос-ва – доминиона Пакистан. 1ый генерал-губернатор - Мухаммед Али Джинна. В состав Пакистана вошли разобщенные области с численным преобладанием мусульманского населения: на северо-западе – Зап Пакистан (Пенджаб, Синд, Северо-Западная пограничная провинция, Белуджистан), на северо-востоке – Вост Пакистан (Вост Бенгалия и округ провинции Ассам).

Факторы, обусловив полит развитие страны:

Соц-эко и культурная отсталость

Относит слабость современного сектора эко

Устойчивость традиц соц и полит структур

Отсутствие четкой соц стратификации

Низ уровень полит самосознания населения

Огромное влияние патриархального и религиозного представления во всех сферах жизни гос-ва. Пак отличался этнической неоднородностью нас-я, партийно-полит системы находились на разных уровнях развития, большим удельным весом обладали религ-общинные партии и группировки, выступавшие за исламизацию гос-ва. Незаконченность процессов классобразования и аморфность полит партий не способствовали уст-ю стабильной гражданской власти и привели к выдвижению на передний план полит жизни Пакистана армейского рук-ва. До 1954 г. в политической жизни страны господ Мус Лига, с нач 50-х гг. создаются первые оппозиционные буржуазно-демократические партии: Нар партия, Свободн Пакистан и т.д. + противоборство лидеров Зап и Вост Пакистана.

1956 г. принята Конституция Пакистана:

Пакистан - федеративная республика, глава гос-ва - Президент, федерация основывалась на парламентск форме правления – однопалатное Национальное Собрание.

Борьба партийных группировок, нестабильность и слабость коалиционных правительств после принятия Конституции привели к военному перевороту в 1958 г. и установлении. воен режима в стране.

В целом, раздел бывшей колонии привел к разрыву традиционных экономических связей, нарастанию индо-мусульманской розни в обоих доминионах и к всплескам насилия (убийство Ганди). Появились 3 проблемы: статус индусского меньшинства в Пакистане, мусульманского в Индии и взаимоотношения 2-х новых гос-в. наблюдалось двухуровневое противостояние индусов и мусульман в Южной Азии: межгосударственное и внутригосударственное. Раздел Британской Индии был предопределен исторически нараставшими на протяжении веков противоречиями между мусульманами и индийцами на территории Индостана и их закономерным стремлением к самоопределению и независимости.

Освобождение Британской Индии привело к изменению геополитической ситуации в юж-азиатском регионе и оказало определенное воздействие на развитие сопредельных государств. Т.о. вслед за Индией в 1948 г. независимость обрел Цейлон, являвшийся британской колонией с нач 19 в. События в Индии во многом способствовали демократизации общественно-политической жизни Непала (после обретения независимости Индия заключила с Непалом «Договор о мире и дружбе», аннулировавший все соглашения Непала с Великобританией и провозгласивший его гос суверенитет).

20. «Курс Неру» в Индии: его содержание и результаты.

После обретения Индией независимости первоочередными задачами были: преодоление экономической отсталости, нищеты, голода, ликвидация неграмотности большинства населения, массовой безработицы, решение аграрного и других социальных вопросов, национальных, религиозных и кастовых противоречий. Председатель прав-ва Джавахарлал Неру разработал программу соц-эк реформ, а так же стратегию внешней политики, получившую название «курс Неру». Выборы 1951 г укрепили позиции ИНК, кот получил возм-ть сформ-ть однопартийные прав-ва в центре и штатах и начать воплощать эту программу.

«Курс Неру» предполагал «смешанную экономику» - параллельное развитие частного и гос сектора, внесение элемента гос планирования; импортозамещающая индустриализация при форсировании гос. капитализма; развитие форм гос контроля, поддержка мелкого предпринимательства; в собственность государства отошли все предприятия, принадлежавшие колониальным властям; национализация банков, ж/д, крупных ирригационных сооружений, военных заводов

Политика в отношении ин компаний: протекционизм, создание благоприятных условий для развития индийской национальной экономики; потребность во внешних инвестициях, направляемых в тяжпром. Развитие госсектора и строительство тяжпрома – основа эк независимости и политической самостоятельности Индии. Негативные явления процесса : рост бюрократии, невыполнение пятилетних планов, нехватка средств на решение социальных проблем.

Внутренняя политика:

- Административно-терр реформа (1956 – Закон о реорганизации штатов): создание 19 штатов и союзн территорий, границы к-рых более-менее совпадали с этнолингвистическими. Реорганизация отдельных штатов проводилась в теч 60-70х, но к стабильности это так и не привело .

- Аграрная реформа – заминдары (помещики) лишены ф-ции сбора налогов, у них отчуждалась за выкуп часть земли. Арендаторы получили право выкупа обрабатываемых ими земель. Законодательная гарантия защиты прав землепользователей: ограничение ставок арендной платы, установление «потолка» для площади индивидуальных землевладений. С 1953: реализация программы общинного развития, ставившая задачу организации сети учреждений по распространению в деревне передового с/х опыта; создание на селе кооперативных объединений. Минусы : Законы об аграрной реформе, получившие одобрение в штатах, содержали значительные пробелы, позволявшие, с одной стороны, сгонять арендаторов с земли, а с другой – обходить положение о верхнем пределе площади землевладений; для большинства арендаторов выкупные платежи были очень большими. Проблема крестьянского безземелья не была решена.

По инициативе Неру была принята концепция «индийского социализма» , строившегося на принципах «социального компромисса». Составной его частью был этатизм (ведущая роль гос-ва в экономике – в 17 ведущих (в том числе оборонных) отраслях допускалась только гос собственность). Предполагалось отменить кастовые ограничения, упразднить неприкасаемость, ввести равноправие полов и т.д. На практике «конгрессистский социализм» не означал ни ликвидации частной собственности, ни основанной на ней системы эксплуатации. В то же время он содержал установку на преимущественное развитие гос сектора, развитие различных форм государственного контроля и регулирование частного сектора, поддержку мелкого предпринимательства в различных сферах народного хозяйства, проведение антиимпериалистических и антифеодальных социально-экономических преобразований. Неру взял курс на планы пятилетнего развития (по образу СССР), но: медленное развертывание преобразований обусловило хроническую нехватку аграрной продукции, повышение цен на продовольствие и сокращение государственных субсидий. В начале 1960-х годов углубился финансовый кризис.

Внешняя политика : Дж. Неру провозгласил принцип «Панча шила» – пять принципов мирного сосуществования различных социальных систем(1954 г): 1) взаимное уважение терр целостности и суверенитета; 2) ненападение; 3) невмешательство во внутренние дела друг друга; 4) равенство и взаимная выгода; 5) мирное сосуществование. Неру старался держаться нейтрального курса (неприсоединение к военным блокам, развитие дружественных отношений с СССР), но в некоторых ситуациях был вынужден склониться к одному из полюсов (напр. во время конфликта с Китаем 1962 г.). Авторитет Неру пошатнулся после этого инцидента. Политическая оппозиция стала выступать против «курса Неру». Премьер-министру удалось вывести из правительства несколько министров, недовольных политикой его кабинета, и продержаться у власти еще некоторое время.

*С середины 80х г – постепенный отход от «курса Неру»: развитие производства на экспорт, абсорбирование технологий, ликвидация нерентабельных предприятий, развитие свободной рыночной конъюнктуры, приток иностранного, в т.ч. и частного, капитала прежде всего в электронную промышленность. Можно сказать, что в несколько деформированном варианте «курс Неру» осуществлялся до 1991 г, когда индийский парламент принял решение о снижении роли гос-ва в экономике.*

Результаты «курса Неру» можно считать неоднозначными. С одной стороны, он провел глубокие политические и социальные реформы, которые заложили фундамент для нового витка развития страны, но, с другой стороны, последний период его правления и неудачная экономическая политика ввергли страну в кризис, негативно повлиявший на ее развитие в последующие годы.

Привело к крупным кровопролитным столкновениям, в которых, по официальным данным, погибло около 1 млн.чел., а также к массовым миграциям населения (около 18 млн чел, из которых почти 4 млн «не были обнаружены» при последующих переписях) .

Термин не относится к следующим событиям:

1. Предыстория

1.1. Конец XIX - начало XX вв.

Основные религии Британской Индии по состоянию на 1909 г.

Процент мусульман по состоянию на 1909 г.

Процент индусов по состоянию на 1909 г.

Процент буддистов, сикхов и джайнов по состоянию на 1909 г.

Основные языки по сост. на 1909 г. (северные регионы)

Плотность населения (1901) .

1.2. 1920-1932

Всемусульманская индийская лига была образована в Дакке в 1906 мусульманами, которые с неодобрением относились к преобладанию индусов в Индийском национальном конгрессе и его светской направленности. Среди первых, кто выдвинул требование отдельного государства для мусульман Британской Индии, был писатель и философ Аллама Икбал, который обратился с таким требованием в своей председательской речи на конгрессе лиги в 1930 г., указав на опасность превращения полуострова Индостан в контролируемое индусами государство . С аналогичным требованием выступила ассамблея Синдха в 1935 г. Икбал, Маулана Мохаммад Али Джоухар и ряд других деятелей приложили немало усилий, чтобы убедить М. А. Джинну, который до того времени агитировал за единство мусульман и индусов, возглавить движение за новую мусульманскую нацию. К 1930 г. Джинна начал приходить к убеждению, что в объединённой Индии судьба меньшинств (в том числе мусульман) будет целиком зависеть от индуистов, преобладающих в Конгрессе. Лига мусульман во главе с Джинной получила плохие результаты на выборах в местные органы власти в 1937 г.

1.3. 1932-1942

В 1940 г. Джинна выступил с заявлением на конференции в Лахоре, в тексте которого имелись весьма завуалированные намёки на создание отдельной «мусульманской нации». Хотя документ ещё не содержал территориальных требований, именно территориальные претензии стали основным предметом споров между мусульманами и индусами в следующие 7 лет. В то время все мусульманские партии не желали раздела Индии.

Организации индусов - такие, как «Хинду Махасабха» и др., хотя также противостояли разделу страны, в то же время настаивали на размежевании (власти, влияния, земель и др.) между индусской и мусульманской общинами. В 1937 г. на 19-й сессии «Хинду Махасабха» в Ахмадабаде Вир Саваркар в своём председательском обращении заявил:

Большинство лидеров Индийского национального конгресса были сторонниками светского государства и решительно противостояли требованиям разделить Индию по религиозному признаку. Махатма Ганди и Аллама Машрики считали, что индусы и мусульманы могут и должны жить в дружбе. Ганди возражал против раздела, заявляя, что:

Многие годы Ганди и его сторонники боролись за то, чтобы удержать мусульман в партии «Индийский национальный конгресс» (массовый исход мусульманских активистов из партии начался в 1930-е гг.), что раздражало как индийских националистов, так и мусульманских активистов (Ганди был убит вскоре после раздела Индии индусом-националистом Н. Годзе, который считал, что Ганди умиротворял мусульман за счёт индусов). Политические и общинные лидеры с обеих сторон подогревали взаимное подозрение, которые выплеснулись наружу во время организованных мусульманской лигой бунтов, в частности, в День прямого действия в августе 1946 г. в Калькутте, когда более 5000 человек были убиты, и многие ранены. По мере того, как рушился порядок по всей северной Индии и Бенгалии, росло давление со стороны тех, кто желал политического раздела территории бывшей колонии как средства избежать дальнейших беспорядков.

1.4. 1942-1946

До 1946 г. определение Пакистана в требованиях Мусульманской лиги было настолько расплывчатым, что его можно было понимать и как отдельное государство, и как члена Индийской конфедерации.

Некоторые историки полагают, что Джинна намеревался использовать угрозу раздела как предмет торговли, чтобы добиться большей независимости от Индии населённых мусульманами провинций на западе Британской Индии.

Другие историки утверждают, что Джинна в реальности видел Пакистан простирающимся даже на территории, где индусы составляли большинство. По крайней мере, Джинна приложил немало усилий к аннексии Кашмира, княжества, населённого преимущественно мусульманами, а также Хайдарабада и Джунагадха, княжеств с преимущественно индусским населением, но мусульманскими правителями.

Британская колониальная администрация не имела прямой власти над всей территорией Британской Индии: провинции управлялись непосредственно британской властью , а «княжества» - на основании многочисленных соглашений о разделе власти между ними и британцами. Британская колониальная администрация состояла из Государственного секретаря по вопросам Индии (Secretary of State for India), Индийской администрации (India Office), генерал-губернатора Индии и Индийской гражданской службы (Indian Civil Service). Зарегистрированными политическими партиями были следующие: Всеиндийская мусульманская лига , Коммунистическая партия Индии, Индусская Махасабха, Индийский национальный конгресс, Хаксар Техрик и Юнионистская мусульманская лига (последняя действовала в основном в Пенджабе).

2. Раздел 1947 г

Две отдельные страны юридически возникли в полночь 15 августа 1947. Церемония передачи власти была проведена днём раньше в Карачи , который в то время стал столицей новообразованного доминиона Пакистан, благодаря чему британский вице-король Луис Маунтбаттен смог присутствовать на церемонии как в Карачи, так и в Дели . Ещё одной причиной было то, чтобы возникновение Пакистана не выглядело как его отделение от суверенной Индии. Поэтому Пакистан празднует день независимости 14 августа, а Индия - 15 августа. Ещё одна причина - чисто техническая - состоит в том, что пакистанское время отстоит от индийского на 30 минут, поэтому в момент подписания акта в Пакистане ещё было 14 августа, а в Индии - уже 15 августа.

2.1. План Маунтбаттена

Фактический раздел между двумя новыми доминионами был проведен в соответствии с «Планом 3 июня», известным также как План Маунтбаттена.

Граница между Индией и Пакистаном была определена на основании отчёта британской правительственной комиссии и первоначально называлась «линия Редклиффа» (по имени лондонского юриста Сирила Редклиффа). Пакистан возник как два не соединённых друг с другом анклава - Восточный Пакистан (ныне Бангладеш) и Западный Пакистан (ныне собственно Пакистан), между которыми лежала Индия. Пакистан был образован из территорий, населённых преимущественно мусульманами, а Индия - преимущественно индусами.

18 июля 1947 британский парламент принял Акт о независимости Индии, завершивший формальное разделение. В Акт об управлении Индией 1935 г. были внесены поправки, чтобы создать законные основы существования двух новых доминионов . После разделения Пакистан стал новым членом ООН. Индийский союз, образованный из штатов с преобладанием индуизма , принял название Индия, что автоматически дало ему право унаследовать в ООН место Британской Индии (член ООН с 1945 г.) и стать её правопреемником.

625 княжествам была дана возможность сделать выбор , к какой из двух стран присоединиться.

2.2. География раздела: линия Редклиффа

Прежде чем Комиссия по границам начала формальные слушания, были назначены правительства для восточной и западной части Пенджаба. Территория британской провинции была временно разделена, основываясь на преобладании индусского или мусульманского населения в округах. Как в Пенджабе, так и в Бенгалии, комиссия по границам состояла из двух мусульманских и двух немусульманских судей под председательством сэра Сирила Рэдклиффа. Цель пенджабской комиссии была сформулирована следующим образом: «Провести демаркацию границ между двумя частями Пенджаба, основываясь на определении районов с преобладанием мусульманского и немусульманского населения. В выполнении этой задачи, принимать во внимание также и другие факторы». Каждая из сторон (мусульмане и конгресс/сикхи) выдвинули свои требования посредством совета, не имевшего права принимать решения. Судьи также не обладали мандатом на компромисс и по всем важным вопросам голосовали два голоса против двух оставляя в руках Сирила Радклиффа ответственность принимать решения.

2.3. Массовые миграции населения

Сразу же после официального раздела начался массовый «обмен населением» между двумя государствами , который продолжался несколько месяцев. После утверждения официальных границ около 14,5 миллиона людей пересекли их, надеясь обрести относительную безопасность среди единоверцев. По данным проведенной в 1951 году Переписи перемещённых лиц, вскоре после раздела 7 226 000 мусульман переехали в Пакистан (включая нынешний Бангладеш) из Индии, в то время как 7 249 000 индусов и сикхов переехали в Индию из Пакистана (включая нынешний Бангладеш). Около 11.2 млн чел. или 78 % общего обмена населения произошло на западе, большей частью в Пенджабе; 5.3 млн мусульман переселилось из Индии в Западный Пенджаб в Пакистане, 3.4 млн индусов и сикхов переселилось из Пакистана в Восточный Пенджаб в Индии.

Новообразованные правительства были совершенно не готовы справляться с миграциями такого масштаба, что привело к массовому насилию по обеим сторонам границы. Количество жертв, по разным оценкам, колеблется в районе 500 тыс. (по минимальным оценкам - 200 тыс., по максимальным - около 1 млн.).

2.4. Пенджаб

Индийский штат Пенджаб был создан в 1947 году, когда при разделе Индии бывшая провинция Британской Индии Пенджаб была поделена между Индией и Пакистаном. Мусульманская западная часть провинции стала пакистанской провинцией Пенджаб, а восточная часть, - населённая в основном индусами и сикхами, - индийским штатом Пенджаб. Много индусов и сикхов проживало на западе, а много мусульман на востоке , что и послужило причиной массового переселения и кровавых столкновений при разделе. Лахор и Амритсар оказались в самом сердце конфликта , англичане не знали, сделать ли их частью Индии или Пакистана. В конце концов они решили, что оба города были частью Пакистана, но из-за отсутствия достаточного контроля на границе, Амритсар стал частью Индии, а Лахор Пакистана.

2.5. Бенгалия

Бывшая провинция Британской Индии Бенгалия была разделена на две части. Западная Бенгалия отошла к Индии, а Восточная Бенгалия к Пакистану . В 1955 году Восточная Бенгалия была переименована в Восточный Пакистан и в 1971 году стала независимым государством Бангладеш.

2.6. Синдх

Предполагалось, что синдхи-индусы после раздела останутся в Синдхе, поскольку там традиционно существовали хорошие отношения между индусами и синдхами-мусульманами. Ко времени раздела в Синдхе проживало около 1,4 млн синдхов-индусов, большинство которых жило в таких городах, как Хайдарабад, Карачи, Шикарпур и Сукхур. Тем не менее, в течение всего лишь года около 1,2 млн из них были вынуждены покинуть родные места и отправиться в Индию, поскольку по мере прибытия в Синдх мусульман-мигрантов из индусских регионов участились нападения на индусские дома. Синдхи-индусы в наибольшей степени потерпели от раздела, поскольку они потеряли не только дома, но и свою родину (в отличие от пенджабцев, которые традиционно проживали как на землях будущего Пакистана, так и на землях будущего индусского государства).

3. Беженцы

3.1. Пенджабские беженцы в Дели

По оценкам, 25 млн человек - индусы, мусульмане и сикхи (по сост. на 1947 г.) - пересекли новые границы, чтобы оказаться на «своих» территориях . Оценки основаны на сравнении данных переписей, проводившихся в 1941 и 1951 гг., с поправками на прирост населения в областях миграций.

Город Дели принял самое большое число беженцев по сравнению с другими городами - население Дели выросло за период 1941-1951 от 1 до почти 2 млн (переписи Индии 1941 и 1951 гг). Беженцев поселяли в различных исторических и военных местах, как Старый Форт Пурана Кила, Красный Форт, в военных казармах в Кингсуэе (в районе нынешнего Делийского университета).

Позднее в лагерях беженцев стало появляться всё больше постоянных домов благодаря крупномасштабной программе строительства, развёрнутой правительством Индии с 1948 года. Были также начаты программы по образованию беженцев, предоставлению им работы, дешёвых займов для начала своего бизнеса и т. д. Тем не менее, беженцы в Дели получили гораздо больше выгоды от указанных программ, чем беженцы в других местах.

3.2. Беженцы, осевшие в Индии

Многие сикхи и индусы-пенджабцы поселились в индусских частях Пенджаба и Дели. Индусы родом из Восточного Пакистана (ныне Бангладеш) поселились в Восточной Индии и Северовосточной Индии, многие осели в соседних штатах, напрмер, Западный Бенгал, Ассам, и Трипура. Некоторые мигранты были отправлены на Андаманские острова.

Индусы Синдхи остались без родины. Ответственность за их реабилитацию взяло на себя их правительство. Для них были устроены лагеря беженцев. Тем не менее ни один синдх-индус не получил ни малейшей помощи от Правительства Индии, и многие так и не получили какой-либо компенсации от индийского правительства.

Многие беженцы справились с «травмой» нищеты. Потеря родины же оказала более глубокий и длительный эффект на культуру Синдхи, можно сказать, что в Индии она находится в упадке.

В конце 2004 года диаспора Синдхи противостояла в общественном судебном процессе в Верховном суде Индии по обращению к правительству Индии об удалении слова «Синдх» из индийского национального гимна (написанного Рабиндранатом Тагором до раздела) на основании того, что это посягало на суверенность Пакистана.

3.3. Беженцы, осевшие в Пакистане

Беженцы, прибывшие в Пакистан - там их называли мухаджирами - происходили из различных регионов Индии. В частности, туда прибыло значительное число пенджабцев из Восточного Пенджаба, спасающихся от массовых беспорядков. Несмотря на экономические трудности, затруднительные условия проживания, пенджабцы в Пакистане не испытывали проблем с культурной и лингвистической ассимиляцией - напротив, до сих пор пенджабцы составляют в Пакистане влиятельное большинство, хотя их язык получил не государственный, а лишь региональный статус. С другой стороны, с подобными проблемами столкнулись мусульмане, прибывшие в Пакистан из других частей Индии - нынешних Раджастхана, Уттар Прадеш, Мадхья Прадеш, Гуджарата, Бихара, Хайдарабада и др. Потомки этих непенджабских беженцев в Пакистане часто считают себя мухаджирами, в то время как ассимилированные пенджабские беженцы больше не делают этого политического различия. Большое число педжабских беженцев поселились в Синдхе, особенно в городах Карачи и Хайдарабад. Они объединены своим статусом беженцев и родным языком урду, и составляют значительную политическую силу в Синдхе. В 1970-е гг. для поддержки интересов беженцев и их потомков сформировалось Мухаджироское движение . Со временем движение обросло сторонниками из местного населения и было переименовано в Движение Муттахида Кауми; в настоящее время это наиболее влиятельная либеральная партия в Пакистане.

4. Последствия

4.1. Индия и Пакистан

Раздел стал причиной массового насилия, но несмотря на это, Индия и Пакистан прилагали усилия для налаживания отношений. Один из самых больших споров произошёл из-за Кашмира:

Между Индией и Пакистаном продолжается гонка ядерных вооружений.

4.2. Международные отношения

Раздел не смог положить конец вражде между индусами и мусульманами. Более миллиона бенгальских индусов и мусульман стали жертвами пакистанских войск в ходе Войны за независимость Бангладеш 1971 г. Индусы, проживающие в Пакистане, подвергаются преследованиям (см. Индуизм в Пакистане, Снос храма в Лахоре 2006). С другой стороны, мусульмане в Индии неоднократно подвергаются насилию со стороны индусов: характерным случаем являются столкновения 2002 г. в Гуджарате.

4.3. Текущая религиозная демография Индии, Пакистана и Бангладеш

Несмотря на массовые миграции во время раздела и после него, светское и федеральное государство Индия до настоящего времени имеет третье по величине в мире мусульманское население (после Индонезии и Пакистана). В Бангладеш и Пакистане, также образованных в результате раздела, процент меньшинств существенно меньше.

Индия (население 1095 млн по оценкам 2006 г. по сравнению с 361 млн по переписи 1951 г.)

Пакистан (2005, оценка - 162 млн по сравнению с 34 млн по переписи 1951 г.)

  • 98.0 % мусульмане (159 млн.)
  • 1.0 % христиане (1.62 млн.)
  • 1.0 % индусы, сикхи и прочие (1.62 млн.)
Бангладеш (2005, оценка - 144 млн по сравнению с 42 млн по переписи 1951 г.)
  • 86 % мусульмане (124 млн.)
  • 13 % индусы (18 млн.)
  • 1 % христиане, буддисты и анимисты (1.44 млн.)

5. Изображение в искусстве

О разделе Индии было написано огромное количество исторической литературы, а также множество произведений художественной литературы (романы, рассказы , стихи , поэмы, пьесы) в которых нашли отображение боль и ужас произошедших событий.