Стабильность, соблюдение норм и принципов права, безопасность граждан и их равенство перед лицом закона – все эти признаки присущи так называемому правовому государству. Агентство РБК регулярно публикует Рейтинг правовых государств , в котором Россия, увы, занимает далеко не первые позиции. По итогам 2012 года наша страна находится на 85-ом месте, по соседству с Угандой, Нигерией и Зимбабве.
Подкосили российские позиции высокий уровень преступности, коррупции и практически неограниченная власть правящей элиты страны. Мы же предлагаем Вашему вниманию десятку стран, возглавивших список правовых государств.
10. Сингапур
В стране уникально низкий уровень преступности – Сингапур занимает вторую строку в соответствующем рейтинге. Безопасность и соблюдение прав и свобод граждан делают страну крайне привлекательной в глазах мирового сообщества. Так, Сингапур входит в десятку .
9. Австрия
Благополучная и зажиточная Австрия бдительно охраняет покой собственных граждан, обеспечивая их равноправие перед лицом закона. Страна традиционно славится низким уровнем коррупции.
8. Япония
В страна восходящего солнца занимает шестое место. Традиционно неподкупное правосудие и уважительное отношение граждан друг к другу обеспечили Японии хорошие позиции в нашей сегодняшней десятке.
7. Австралия
Австралия – это единственная неазиатская страна, где в правоохранительных органах действует специальное агентство по расследованию случаев коррупции. Высокий уровень личных свобод и низкий уровень преступности позволили стране занять четвертую строку в .
6. Новая Зеландия
По версии международной организации Transparency International, Новая Зеландия – наименее коррумпированная в мире страна. Кстати, как и Сингапур, Новая Зеландия рекомендована для посещения туристами в 2013 году.
5. Нидерланды
Страну постоянно приводят в пример в качестве социально-ориентированной, традиционно поддерживающей и оберегающей личные свободы граждан. В Нидерландах практически отсутствует социальное расслоение.
4. Норвегия
Скандинавские страны традиционно возглавляют рейтинг правовых государств. В нынешней десятке Норвегия обогнала все прочие страны по такому показателю, как эффективность гражданского правосудия.
3. Финляндия
Целый ряд громких скандалов, связанных с изъятием финскими властями детей, рожденных в интернациональных браках, вызвал острую критику со стороны российских правозащитников. Между тем, Финляндия традиционно занимает высокие позиции среди стран мира по уровню защиты свобод и прав граждан.
2. Дания
По таким показателям, как уровень порядка и безопасности, а также эффективность гражданского правосудия Дания обогнала даже лидера сегодняшнего рейтинга. Кстати, датский Институт по правам человека считается самым авторитетным в Европе в своей области.
1. Швеция
Социально-ориентированная экономика, низкий уровень преступности, высокий уровень образованности населения и крайне низкая коррумпированность власти способствуют тому, чтобы именно Швеция возглавила рейтинг правовых государств.
Правовым называют такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определённых законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан.
Признаки правового государства:
· Верховенство закона: все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона - в России оно выражается главным образом в верховенстве Конституции РФ по отношению ко всем нормативным актам. Законы и другие правовые акты не должны противоречить Конституции. В статье 15 устанавливается, что Конституция имеет высшую правовую силу;
· Соблюдение и охрана прав и свобод человека – государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах;
· Последовательно проведённый принцип разделения властей, взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти;
· Взаимная ответственность государства и гражданина – за нарушения закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность нарушителя.
Предпосылки создания и функционирования правового государства:
· производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства;
· режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;
· высокий уровень политического и правового сознания людей;
· юридической предпосылкой является создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства;
· важнейшей предпосылкой является гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы.
Правовое государство – это государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона во всех сферах общественной жизни, где признаются и гарантируются права и свободы человека, равенство всех перед законом, а в основу организации власти положен принцип разделения властей.
Осуществляется взаимная ответственность государства и личности (все, что не дозволено законом власти, ей запрещено), где соблюдается прочный режим законности и стабильности правового порядка.
Три ветви власти
Принцип разделения властей означает, что каждая государственная власть (исполнительная, законодательная, судебная) осуществляет присущую ей функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Это делается для ограничения возможных злоупотреблений.
Понятие о правовом государстве было выдвинуто впервые в работах великих мыслителей эпохи Просвещения, которые ввели в политическую практику понятия: общественный договор, естественные права человека. Правовое государство, по мнению философа И. Канта, можно построить лишь тогда, когда в обществе будет сформировано гражданское правосознание. Это означает, что члены общества будут высоко ценить свою нравственную и политическую свободу и осознавать свою ответственность перед обществом.
Основные признаки правового государства
Прежде всего для правового государства характерно верховенство права.
Верховенство основного закона заключается и в том, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и все другие законы. Эти законы обязательны для всех – от главы государства до рядового гражданина. Превышение власти чиновниками, выход за пределы своей компетенции нарушает принцип правового государства.
Правовое государство подразумевает обязательное существование гражданского общества, в котором граждане, имея собственные, часто различающиеся интересы, выражают их индивидуально или объединяясь в общественные организации. Гражданское общество является социальной основой правового государства, которое в свою очередь должно примирять различные интересы граждан.
Немаловажным принципом является гласность права. В Конституции РФ содержится требование обязательного опубликования законов для всеобщего сведения. Для правового государства характерно не только верховенство права и закона, но и справедливость законов. Высшим приоритетом являются права и свободы человека и гражданина. В правовом государстве эти права и свободы, основанные на естественном праве, закреплены в Конституции и гарантируются государством. Конституция РФ пронизана таким подходом к правам человека. В этом правовое государство тождественно конституционному демократическому государству. За личностью признаются неотъемлемые права; неприкосновенность человека обеспечивается законом.
Правовое государство в отличие от деспотического или тоталитарного, ограничивает себя комплексом норм. Они включают разделение властей на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них имеет строго очерченные полномочия. Однако они уравновешивают и сдерживают друг друга. Необходимо, чтобы при этом они взаимодействовали и сотрудничали.
Важным признаком правового государства является принцип взаимного контроля. Он подразумевает, что граждане, участвуя в избирательном процессе, имеют возможность контролировать власть и путём волеизъявления корректировать, подправлять их действия.
Ещё одним признаком правового государства является приоритет международного права.
Важным принципом является независимость суда. Только независимость суда может гарантировать права и свободы человека и гражданина, эффективно защищать от возможного произвола властей. Принцип независимости суда закреплён в статье 120 Конституции РФ; о нём говорится и он обеспечивается и в ряде других статей – о несменяемости и неприкосновенности судей, установлении демократических принципов судопроизводства. Но положения Конституции нуждаются в детализации и дополнении рядом законодательных и нормативных актов.
Принцип приоритета права означает: рассмотрение всех вопросов с позицией права, соединение нравственно-правовых ценностей с формально-регулятивными, необходимость идеологически-правового обоснования решения государственных органов.
Принцип правовой защищенности человека и гражданина: равенство сторон и взаимной ответственности государства и гражданина, особый тип регулирования и формы правоотношений, стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.
Принцип единства права и закона: должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам, быть принятым легитимным органом государственной власти и при издании должен быть использован весь комплекс правовых средств.
Он означает, что законы государства не должны противоречить международному праву. В Конституции РФ (статья 15, часть 4) закреплены два положения. Во-первых, указывается, что общепризнанные нормы международного права и международные договоры России являются составной частью её правовой системы. Во-вторых, в спорных случаях противоречий между международным договором России и каким-либо внутренним законом предпочтение отдаётся международному договору. Включение данного принципа в Конституцию РФ означает, что Россия стремится вписаться в мировое сообщество, являясь его членом, уважающим международные законы, в выработке которых она сама участвует.
Для правового государства очень важно развитое правосознание граждан. Жители страны должны знать о её законах, о своих правах и обязанностях, соблюдать законы. Это способствует развитию конституционной демократии.
Согласно определению, представленному в Большом юридическом словаре, правовое – такой тип государства, который основан на конституционном режиме, правовая система которого развита и непротиворечива, а судебная эффективна. В правовом государстве реализован социальный контроль над властью.
Процесс образования правового государства можно разделить на три этапа, объединенные единым признаком суверенности правовых отношений. Первый этап – признание а самого государства. Затем в процессе длительной борьбы и за свои права был утвержден общества. Третьим этапом стало завоевание суверенитета права, то есть главенство закона над каждым гражданином государства, над властью и волей индивида и общества.
В правовом государстве закону подчиняются как органы государственной власти, так и рядовые граждане. Основная проблема заключается в том, что государство само издает законы, в том числе и те, которые ограничивают его власть. Потому и необходимо, чтобы страной управляли высоконравственные особы, способные осознать равенство всех перед законом и не ослепленные властью.
Граждане правового государства свободны и независимы, им разрешено все, что не запрещает закон. С другой стороны, они в ответе за свои ценности, как материальные, так и духовные. Общество таких граждан должно признавать верховенство закона и государственной власти, призванной обеспечить безопасность в стране.
Еще одной важной характеристикой правового государства является реальное разделение неподкупной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Только в этом случае возможна независимая оценка противоправных деяний. Неотъемлемой частью правовых отношений в государстве становятся не только законы, но и сами граждане, готовые жить по законам государства и морали, высоконравственные, с развитым чувством долга, самокритичности и порядочности.
Видео по теме
Источники:
- Статья о правовом государстве
- Правовое государство
Идеи о государстве, основанном на верховенстве справедливости и закона, появились еще во времена античности. Философы и мыслители той эпохи считали, что самая правильная форма организации жизни в обществе – это равенство перед законом как простых людей, так и представителей власти. Эти мысли Аристотеля, Цицерона, Платона и Сократа и стали основой для создания теории правового государства.
Идеи о правовом постоянно дорабатывались, значительный вклад в их развитие внесли философы и ученые Джон Локк (1632-1704 гг.), Шарль Монтескье (1689-1755 гг.), позднее Иммануил Кант (1724-1804 гг.), Георг Гегель (1770-1831 гг.) и другие. Первый опыт создания правового государства принадлежит Америке и Франции, именно в этих странах в 1789 году были законодательно закреплены права и свободы человека. Современные представления о правовом государстве предполагают наличие в нем ряда характерных признаков.
Приоритет права над государством
Государство можно считать правовым, если власть в нем ограничена правом и действует в интересах , в целях обеспечения прав и свобод гражданина. Граница прав проходит там, где его действия нарушают права другого. Первенство права перед также, что народ имеет суверенное и неотъемлемое право участвовать в реализации государственной власти.«Закон превыше всего»
Закон – это форма выражения права. В правовом государстве законы основываются на правовых принципах, а не санкционируют произвол, насилие и диктатуру. Изменять закон вправе только высший законодательный орган, а подзаконные акты не должны противоречить закону.Конституция и конституционный суд
Права и свободы человека в правовом государстве – высшая ценность. Это положение должно быть закреплено в конституции страны или каком-либо другом документе. Конституционный суд при этом обеспечивает соответствие законов Конституции и выступает гарантом стабильности общества.Принцип разделения властей
Разделение государственной власти на три самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Такой подход позволяет избежать сосредоточения рычагов управления государством в одних руках, а уход от деспотизма и авторитаризма гарантирует соблюдение прав личности. Ветви власти, при относительной независимости друг от друга, устанавливают взаимный контроль.Правовая культура и стабильный правопорядок
Обязанность властей в правовом государстве – это обеспечение реальности прав и свобод человека, соблюдения законов стабильного правопорядка. Граждане страны при этом также несут ответственность перед государством. Они обязаны уважать существующие законы, знать свои права и уметь ими пользоваться.Правовое государство - это одна из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала в его взаимоотношениях с личностью.
Об ограничении государственной власти писали как мыслители прошлого века (Платон, Аристотель, Дж. Локк, Кант), так и отечественные юристы (Н.М.Коркунов, П. И. Новгородцев, Г.Ф.Шершеневич и др.). После революции концепция правового государства была отвергнута Советской властью. Это привело к трагическим последствиям для сотен тысяч людей, оказало отрицательное воздействие на социально-экономическое развитие страны, воспитало пренебрежение к нормам закона и человеческой жизни, последствия чего мы до сих пор наблюдаем в современной нам действительности.
В настоящее время учеными-юристами проводятся глубокие научные исследования этой проблемы. Автором одной из наиболее убедительных отечественных концепций современного правового государства является В.А.Четвернин.
Итак, правовое государство - это государство, обслуживающее потребности правового, саморегулирующегося общества, т.е. обеспечивающее режим господства права и создающее надежные гарантии от административного вмешательства в саморегулирующиеся процессы жизнедеятельности общества, защищающие интересы производителей и потребителей социальных благ в рамках общедоступной надлежащей правовой процедуры разрешения споров.
По своей сущности правовое государство - это система институциональных и формально-юридических гарантий, обеспечивающих неприкосновенность и плюрализм собственности, самостоятельность и равную меру свободы производителей и потребителей социальных благ и вообще участников социального обмена - индивидов и их ассоциаций. Минимальная и максимальная меры свободы должны определяться реальными возможностями общества и уровнем развития объективно складывающегося права. Нормы, выражающие меру свободы, должны быть зафиксированы в конституции и законах.
В качестве признаков правового государства выделяются следующие:
Первый признак - верховенство правовых законов и конституции как основного закона. Это означает, что в правовом государстве конституция должна закреплять минимальную меру свободы индивида в данном обществе и тем самым устанавливать, что ни частному лицу, ни органу государственной власти не может быть дозволено то, что ущемляет минимальную свободу. В конституциях и законах путем запретов общественно вредного поведения должна закрепляться равная максимальная мера свобода всех, исключающая привилегии;
Второй признак - формально-юридические гарантии свободы, самостоятельности и собственности, причем, гарантии не только для индивида, но и для объединений, так как зачастую в современном обществе человек удовлетворяет свои интересы и реализует свою свободу, вступая в различные ассоциации;
Третий признак - система институциональных гарантий свободы, самостоятельности и собственности (или институционально-правовой компонент).
Речь идет о необходимости строгого разграничения законодательной, исполнительной и судебной властей в соответствии с их природой и функциями.
В процессе становления правового общества начинают меняться подходы во взаимоотношениях государства и человека. Эти изменения проявляются в юридической регламентации статусов как отдельной личности, так и государства. Теперь уже человек, его права и свободы должны стоять на первом месте, а правовой режим с его ограничительными функциями должен действовать преимущественно для государства.
Правовое государство характеризуется тем, что:
в отношении личности создаются все условия для его правовой свободы;
основанием для этого становится принцип «дозволено все, что не запрещено законом». А также положение, что человек, являясь автономным субъектом, свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом;
в свою очередь, право, являясь формой и мерилом свободы, должно как можно больше раздвинуть границы ограничений личности, особенно в области экономики, а также в сфере внедрения научно-технического прогресса в производство.
Правовое государство - государственная власть ограничена правом.
Выделяют следующие признаки правового государства :
народный суверенитет;
верховенство права, а именно правовая организация власти государства, которая предполагает: ограничение власти государственных органов нормами права, которые основываются на общественной воле; прямое, непосредственное действие закона как основополагающего юридического документа, который может быть создан как представительными органами, так и напрямую населением;
правовая защита личности человека от произвола должностных лиц и т. д.
Основы для формирования правового государства:
политическая основа, которой свойственно наличие суверенитета, регулирующего интересы членов политической системы общества и реализующего правовое равновесие и свободное развитие данных интересов;
экономическая основа, которая представляет собой производственные отношения, сложившиеся в обществе. Они характеризуются многоукладностью, а также наличием разных форм собственности (государственной, частной, коллективной и т. д.);
социальная основа, которой свойственно создание саморегулирующегося гражданского общества. В нем каждый гражданин государства имеет возможность для реализации своих творческих, а также трудовых потенциалов. Гражданское общество одновременно обеспечивает многообразие мнений, личных свобод и прав;
нравственная основа. Ее формируют общечеловеческие позиции справедливости, гуманизма, свободы и равенства человека и гражданина.
Принципы правового государства:
верховенство закона – принцип, который является высшей формой организации и защиты свободы личности;
разделение властей – принцип, фиксирующий разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, относительно самостоятельных, взаимно ограничивающих друг друга с помощью закрепленной законодательно системы «сдержек и противовесов»;
реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина ;
взаимная ответственность государства и личности – принцип, который закрепляет равенство и справедливость в отношениях между государством и личностью;
соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного прав.
Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.
Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством
Основные признаки правового государства:
1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).
2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.
3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон. Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.
4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.
5. Взаимная ответственность государства и личности:
личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.
6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.
7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.
8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).
Правовым называется такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определённых законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан.
Предпосылками создания и функционирования правового государства являются:
1. производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства. Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида. Только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнёром государства в политико-правовой сфере;
2. режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;
3. высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;
4. юридической предпосылкой является создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;
5. важнейшей предпосылкой правового государства является гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы. Лишь «разгосударствленное» общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства (что и создаёт основу для нарушения последним закона) решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства.
Принципы и признаки правового государства
В отличие от обычного государства правовое связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определённых границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищённость граждан.
Признаки правового государства является:
1. Суверенитет народа и конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета.
2. Верховенство закона во всех сферах жизни общества («связанность» государства законом - все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. В свою очередь законы в таком государстве должны быть правовыми, т.е. максимально соответствовать представлениям общества о справедливости; приниматься компетентными органами, уполномоченными на то народом; приниматься в соответствии с законно установленной процедурой; соответствовать определённой иерархии, не противоречить ни конституции, ни друг другу. Все иные нормативно-правовые акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их).
3. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную(создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти).
4. Взаимная ответственность личности и государства (за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд).
5. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищённость (государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике).
6. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.
7. Стабильность законности и правопорядка в обществе.
8. Преодоление правового нигилизма в массовом сознании.
9. Выработка высокой политико-правовой грамотности.
10. Появление действенной способности противостоять произволу.
10.Разграничение партийных и государственных функций.
11.Установление парламентской системы управления государством.
12.Торжество политико-правового плюрализма.
13.Выработка нового правового мышления и правовых традиций, в
том числе:
а. Преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества.
б. Отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства.
в. Преодоление декоративности и декларированности юридических норм.
г. Выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта.
Формально-юридические признаки права, как: системность и упорядоченность; нормативность; императивный, чаще государственно-волевой, властный характер; общеобязательность и общедоступность; формальная определённость; проявление в качестве всеобщего масштаба и равной меры по отношению ко всем индивидам; обладание регулятивным характером; всесторонняя (с помощью государственных и негосударственных институтов) обеспеченность и гарантированность.
Наряду с основными признаками права важное значение для его идентификации имеют принципы права. Они представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования. Отражаясь, прежде всего в нормах права, отражают его внутреннее строение, статику, но и процесс его применения, его динамику.
В целях более глубокого изучения и более эффективного применения принципов права используется ряд критериев классификации принципов права и соответственно разделения их на различные группы.
Общие принципы правового государства - это социальная справедливость, гуманизм, равноправие, законность в процессе создания и реализации норм права, единство юридических прав и обязанностей, демократизм.
Межотраслевые правовые принципы охватывают 2 или более отрасли права, преимущественно смежных (конституционное и административное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и другое).
Отраслевые принципы распространяются лишь на конкретные отрасли права - конституционное, гражданское, уголовное, земельное, трудовое и др. Соответственно на их основе создаются и реализуются нормы, составляющие только данную отрасль права.
Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в.
Признаки правового государства:
- главенство права и закона во всех сферах жизни общества;
- равенство всех перед законом;
- разделение властей на три ветви;
- реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.
- признание прав и свобод человека высшей ценностью;
- взаимная ответственность личности и государства;
- политический и идеологический плюрализм;
- стабильность законности и правопорядка в обществе.
Базовыми принципами функционирования правового государства являются:
- господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;
- признание и гарантирование (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права лаются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;
- взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»;
- разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;
- разграничение полномочий между органами власти различных уровней;
- контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.
Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.
Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г., Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др.
Социальное государство
Социальное государство — форма государства, важнейшей которого является активное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населения.
Термин «социальное государство» введен в научный оборот в XIX в. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Конституции ФРГ 1949 г. Концепция социального государства окончательно сформировалась во второй половине XX в.
Социальное государство конструирует тип , который позволяет обеспечить более равномерное распределение материальных и духовных благ, выровнять посредством социальных стандартов стартовые возможности граждан, создать для них благоприятную социально-культурную среду обитания. Оно выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в таких сферах, как уровень доходов, обеспечение жильем, здравоохранение, доступное и .
Возможность практического воплощения идеи социальною государства зависит от ряда факторов:
- высокою уровня экономического развития страны;
- наличия правового государства;
- соответствующего уровня политической культуры граждан.
Статус социального государства официально закреплен в конституциях Германии, Испании, Франции, России и др.
Российское государство ставит своей целью стать социально-правовым.