Римское право - краткий словарь для рабов. История возникновения морского права Принцип мирного использования мирового океана

Каждая более-менее цивилизованная страна имеет как минимум несколько законодательных и исполнительных веток. Не для кого не секрет, что внутренняя составляющая правового поля славянского ареола как правило делится примерно-аллегорически на законодательную, исполнительную и «карательную» части.

А теперь слушайте внимательно. Очень внимательно. По такому же принципу существует международное право, которое регулирует отношение между странами (президенты, первые лица, вот эти вот ребята) на этом самом первом уровне.

Но! Международному праву не подчиняются транс-национальные корпорации. Они подчиняются Морскому праву и Морскому суду .

Сама же надконтинентальная элита всегда работала в правовом поле Римского права . Вот отсюда и конфликт. Морское право писано «флибустьерами», которые после распада предыдущей империи вышли из-под контроля. Условно это две зоны – Морское право само по себе, но над ним формально стоит Римское. Вернее должно было стоять. Морское право после формального распада бывшего имперского образования больше не подчиняется ему. Поэтому транс-национальщики и позволяют себе вести собственную игру.

А теперь объясняю на пальцах. Россия проплатила Израилю пенсионные гарантии. С точки зрения международного права это ничто. Странового права – тоже ничто. Разве только скрип зубов самого народа с одной стороны, и потирание ладошек с другой. Морское право тоже проходит мимо. И, момент истины, купивший (заплативший) преференции, которые не обязан был платить (то есть по собственному желанию, или прошению), по Римскому праву автоматически свидетельствует куплю субъекта. Вникайте, пока не поздно. Израиль сейчас воет на предмет блуждающего у берегов адмирала Кузи, воет от того, что комплексы ракет мониторят каждое движение самолётов, и больше нет свободы «лечу-мучу куда хочу». Более – менее вёрткие политологи говорят о том, что Россия никогда не окажет давление на Израиль и прочую несусветную чушь. Но они сейчас дрожат как никогда от того, что делается у них под берегом и возле страны. Этот страх можно понять. Но! Не озвучивают, почему не могут оказать сопротивление – ни юридическое, ни политическое. Даже не заикаются о моральном праве. А почему? Согласно Римскому праву Россия формально купила право собственности (на какой термин вносит пенсионные выплаты – на тот самый период) на всю территорию Израиля (в том числе и на большую часть жителей). Так как по правилу более старшего поколения – глава семьи (а пенсионеры именно что старожилы) продав себя в рабство автоматически даёт право купившему распоряжаться его собственностью и семьей как своей. Чтоб оградить семью от такого влияния существует совсем другой механизм. Само же римское право имеет маленький пунктик: «По умолчанию принявший одно – принимает и всё остальное». Ну и классическое «незнание закона не освобождает от ответственности». Приняли выплату? Теперь обязаны подчиниться. Согласно тому же праву «или сгинуть» - вполне допустимое продолжение фразы. Поэтому как-то всё-равно, какие фотки гуляют по сети первых лиц «в кипах».

Всё. Никаких «да, нет, может быть». Есть надконтинентальный закон и он выражается в Римском праве. По той самой причине Пу называл Украину «клиентом» сами знаете какой страны. По той самой причине, бабло, спиленное Яныком, давало право надконтинентальщикам утвердить права собственности России на Украину. Но тут фарт амерам попёр. Жадная скотина Витя спилил купчее. Если бы бабос пошёл по электроату, прецедент был бы закреплён. Бабло зашло с другой стороны и утвердило право Америки в расстановке своих акцентов на нашей территории.

Вы всё ещё крутите у виска над этим текстом? Обратите на подпись нашего (укр) премьера-спикера, да и чёрт знает чего ещё, Вовочку. Он подписывается с маленькой буквы, тем самым в Римском правовом поле выражая свою неприкосновенность. Типа абсолютную. Типа без права быть осуждённым. Хотя элите на его потуги откровенно плевать. А после (спасибо Израилю, принявшему оплату) больше не может рассматриваться как субъект Римского права.

Думаете Рим пал? Нет. Он трансформировался. И ожил совсем с другой позиции, чем мы того ожидали.

Да здравствует Четвёртый Рим! Он давно вступил в свои права.

А остальным – да… Долбите друг друга в мозг о многоходовочках. Радуйтесь тезисам, смотрите на шоу под названием «санкции». Мне действительно интересно, как вы себе представляете отличие санкционного товара от разрешённого? По наличию этикетки? Пф-ф-ф, я сам эти этикетки рисую. А бывает санкционный газ? В транзитной трубе с давлением сравнимым с тектоническим? А бывает санкционное электричество? Чем оно отличается? Оно подписано? Рабам одно право, страновикам международное, а Булгаков, отнюдь, не просто так сетовал, что «зря изучал Римское право». В его время оно было парализовано. Кстати, чтоб вы понимали – оно обязательно к преподаванию в современных юридических ВУЗах. Ну, если юрист просто сдал этот экзамен для галочки – его проблемы. Более смышлёные могут оценить всю полит-движуху на планете, если вспомнят то самое «ненужное Римское». М-м-да, а почему я до сих пор в эфире не слышал ни одного прямого комментария от юристов? Или совсем уже в прах отупели? Или очко жим-жим?

Для конспирологов: Теперь понимаете, почему юродствующий персонаж Пелевина в «поколении П» с диким оскалом визжал «А четвёртому не бывать»? Теперь понимаете, чему условно противостоит эта самая порицаемая вами «пятая колона»? Хотя (как верно заметил Драгунов) склонили головы перед Трампом? Он по статусу выше, чем «дети Безземельного», продавшие себя в рабство транснациональным. Напрямую не озвучены правила игры. Их надо понимать либо с лёту, либо заткнуть свой рупор, иначе прилетит «откуда не ждали». К стати, в игровой легенде, которую сейчас муслоят ребята, об этом касательно упомянул.

И вот ещё. Элита России будет говорить с Трампом на равных. Потому что он находится в Римском правовом поле. Киллари, Обама – получают дотации от транс-национального кластера, на них распространяется международное право, а сами транс-национальщики могут судить их по своим Морским законам, не отчитываясь перед остальными. Если примут решение согласно этому кодексу о высшей мере наказания, то грохнут любого, и ни международка, ни, тем более, страна не посмеет даже частично расследовать это дело, и тем более выносить какой-то противовесный вердикт (Самый яркий пример – Кеннеди). Будет выглядеть как «заговор», «теневой увод материала из под носа следствия». И в нормах Римского права фонды Килари, золотые парашюты Обамы – это лишь право купли-продажи субъекта. Они могли бы выйти из под этой каббалы, если бы работали исключительно в международном и страновом правовом сегменте, но увы. Элита, утверждённая в Римском, не будет говорить с рабами на равных. В этом весь секрет. С Трампом будет. В качестве доброй воли (Темыч упоминал, что Трампу дали чемодан с компрой на него же, чтоб приструнить, но, понимая расклад, уже могу сказать, что это не так) больше будет похоже на правду заявление: «ему были переданы контр-ответные материалы на возможное давление путём шантажа». Хотя сам Трамп это отнюдь не вчера рождённый. Ребята, расслабьтесь, игра идёт по-крупному. И да… Когда какой-то придурок, в статусе раба, приезжает к представителю элиты Римского и предлагает ему в качестве «жеста широчайшей благосклонности» место президента Олимпийского комитета, то это даже не оскорбление. За такое ранее лишали жизни, под молчаливое одобрение сената. Это всё равно, что раб на побегушках, по совместительству счетовод, приходит во дворец и лицу, принадлежащему к первому кругу трона, предлагает сменить одежды правителя на засаленную робу екс галерщика-гладиатора. Посмотрим, что будет в этот раз. В Римском поле устранение такого обидчика будет не более чем «адекватный ответ».

Примерно по тем же соображениям Россия имеет право определить - когда и как громко выйти из состава G. В то же время Обама и Меркель обязаны были сидеть за одним столом на равных. Эти события объясняются именно этими моментами. И да… Морское правовое поле это поле «повелительницы морей» (тоже не совпадение в термине, определяющего роль) Британской короны. Теперь понимаете, почему тот самый Пу позволял себе выгуливать двойников на самых важных, казалось бы, встречах? С одними лицами встречался оригинал, с другими – равный их статусу, и стоящий чуть повыше. Угу. Двойник иногда стоит выше, чем все вместе взятые выездные евробомонды на международных саммитах. Есть возможность поднять любую фотку и самостоятельно понять, кто стоит в Римском поле и с кем общаются на равных, а с кем нет.

Теперь, когда акценты вам известны, вы можете представить себе сами правила игры без «недоговорок» со стороны вещунов КОБо-подражающих.

П.С.: Я не изучал Римское право. Я его понимаю генетически. Такие дела. AVE !

П.П.С.: Именно по этим причинам эта ваша Поклонская не может всадить адекватный ответ мажорам. Пеструшка стрит-рейсерская правду сказала – есть в прокуратуре «кабинет над кабинетом», который будет устанавливать её степень вины, но не комитет Поклонской. Страновому суду эта каста подчиняться не будет. Каста, понимаете? Каста. Кастовость. Разные прослойки правовых взаимоотношений. Чести пеструшке это не делает, скорее наоборот. Если прикажет субъект Римского, она будет формально понижена в статусе и предана Страновому суду. А пока-что… На них частично распространяется Морской суд, а она (Поклонская) в каких рамках находится? Правильно, зауськивая перед Романовыми, субъектами именно Морского права. Выше прыгнуть пока не имеет возможности, поэтому даже в Мировом суде её делать нечего. По этим же соображениям власть имеет полное Римское право давить любой бунт вне зависимости от конституции страны. Потому что конституция формально стоит между Страновым правом и Морским, является проскладкой под названием Международный правовой документ. Она ничто для Римского права. Сочинение собачек. Только чтоб народ не балагурствовал. И лишние вопросы поменьше задавал. Поэтому, пока народу не объяснили, что именно происходит, та самая ваша «пятая колона» будет науськивать электорат к социальным негодованиям, выставляя Поклонскую в любом свете. Вы ведь, власть имущие, ведёте стратегию умалчивания правил игры? Значит даёте картбланш спекулировать чем угодно и как угодно. К стати, а почему «пятая колона»? Откуда термин? Ещё нужны объяснения?

Пс-ст, вот вам подсказочка: Получаешь дотационные деньги на ребёнка? Формально даёшь право ювенальной юстиции определять его судьбу. В зависимости от личного статуса. Если формально ребёнок не сможет самостоятельно отстаивать свои права в международном правовом поле… А вы ведь ему это в уши не вложили, правда? Каков закон впитал ребёнок, таков и его статус. То же не озвученное Римское. Но эти моменты «как трактовать тот или иной случай» относятся именно к надстоящей над сенатом прослойке архонтов. Вспомните прецеденты международного. Одним детям (не зависимо от возраста) удаётся провести судебный иск против кого-то, другому истцу табачная компания выплачивает многомиллионную сумму… А заявления других даже рассматривать не будут. Почему так? Потому что для разных людей правовое поле РАЗНОЕ.

Вы ведь наверняка не знаете, что в международном суде часты иски: «Вася Бубкин против Украины. Требование вернуть выплаты по такой-то задолженности. Ира Шляпкина против России. Требование признать недействительной купчую»… И это не метафора. У этих ребят просто чуть-чуть другое образование. Чуть-чуть другое стартовое воспитание. И, следовательно, совсем другая, в отличии от обывателя, степень свободы.

Примерно, по этим причинам, Благин (Слышишь, Антон! Теперь чуть-чуть про тебя) будет биться с ветряными мельницами, идя от городского суда к областному, потом к областно-столичному, потом к столичному… За каждую строчку кривды, которую увидел в отдельных материалах. Антон, хочешь совет, дружеский? Хочешь хоть раз вонзить копьё в сердце гидры – сразу создавай прецедент именно в международном суде. Думаю, среди читающих этот бложик, да и среди твоих знакомых, найдётся один-другой грамотный человек, которому ты доверишь юридическую консультацию. Остальные твои судейские трепыхания просто не имеют никакого значения. Это энергия потраченная «на ветряк».

С вами был екс-архонт старого мира, (помнящего что «ар» это «рождённый на земле», «х» это переданное по генетике и инфополю, а так же сведённое в конкретное место (в данном случае субъекта) наследия, а «ант» дословно относится к периоду, названному вами античносью) переродившегося в ваше время. Моё понимание процессов всё равно идёт впереди меня самого. То, что давно понял подкоркой, могу обернуть в слова лишь со временем. Есть и то, что стоит «над» Римским правом, но об этом точно не сейчас. Забегая на перёд: в этом блоге имею право балагурить как вздумается. И балагурствую, примеряя любую выбранную роль. AVE Me! И дальше обещаю балагурить и поясничать.

Вместо эпилога: Римское право допускает «принцип гладиатора». Статус субъекта, на которого распространяется исключительно Римское, можно получить чредой определённого выполнения условий. В том числе и духовных. Или статус присваивается цезарем. Абсолютную волю и определение степени свободы, или «надсенатского статуса, не принадлежа правящей элите» тоже возможно отстоять. Вы ведь помните о разговоре Диогена с Македонским? Просмотрите его ещё раз. Если ничего не поняли – в том нет моей вины. Можете даже не понять сам принцип. Этот статус назывался «оракул». Полистайте Вещего Олега. Там тоже был момент. И да, эти тезисы тоже выражены в своде Римского права. Вы можете сказать, мол «этот биографический случай Македонского списан с Олега», или наоборот, но я скажу, что это всего лишь часть Римского, поэтому не удивительно, что случаи в некоторой мере идентичны. Повторюсь, есть то, что стоит над Римским. Назову это условно «статус оракула». И если субъект входящий в статус Римского доказывает перед сенатом и цезарем свою правомочность, то в случае с «статусом оракула» утверждать профпригодность и поддерживать «относительную лицензию» приходится отнюдь не перед людьми. Но это уже совсем другая история.

А теперь вы можете немного выдохнуть и подумать на тем, почему «некий субъект права Сандра Римская» с таким нигилизмом отзывается о остальных этносах, прослойках, якобы царственных ветках отпрысков и прочее… Да, есть загибы, но и вы должны были давно понять – разность в мировоззрении, угле зрения, если хотите, определяет и комплекс оценки, суждений. Лично мне нет дела – является ли этот персонаж вымышленным, или реальным. Я просто рекомендую оценить с другой позиции подачу её материала, и попытаться понять, что «примерно так и рассуждает субъект Римского права высшего статуса». По крайней мере, линия морали проведена просто потрясающая. Роль обиженного экс-мажора старой империи удалась на славу. Вот здесь аплодирую стоя.

И раз пошла такая петрушка, замечу ещё один интересный момент. Советская символика не является запрещённой международным правом. Что происходит в самой стране – дело страны, но на международной арене наказание скинхеда за причастность к символике фашизма допустима, в отличии от преследования человека за причастность к символике бывшего Союза. Следуя этой логике – цивилизованный мир не примет наши, латвийские, ещё там какие-то порывы единолично устранить этот символизм. Как и в Морском праве ещё не было случая аналогичного разбирательства. В Морском праве запрещённой является символика «весёлого Роджера». И вот парадокс – на суше этим флагом можно размахивать как угодно. Разницу чуете? А для субъекта Римского права даже фашистская символика не является такой, какую нельзя применять согласно своему усмотрению, так как ранее она утверждалась не Страновым и не Международным законодательным полем. Между прочим, попытки запретить символику «Третьего Рейха» (читай символику третьего Рима) относятся именно к сочетаниям, принятым именно бывшей Римской империей. На международной арене это, возможно, и получилось. Но пока что это невозможно в Римском и Морском правовых пластах. Аналогичные нюансы противоположного значения чётко прослеживаются в наследовании нормо-лингвистической базы. К примеру, римские цифры, используемые до сих пор в отдельных решениях. Тот же циферблат, и масса других «артефактных» решениях.

А теперь секундочку внимания. Ровно так, как разрушалась старая сверх-континентальная империя, через Римскую, через другие империи, в таком же реверсивном движении сейчас идёт восстановление глобальной системы. И, поверьте, Римское право, всего лишь тезисный, негласный, почти касательный промежуточный переход. Следующим этапом будет воссоздание организации по подобию легендарной Тартарии, совместно с нигилированием тысячелетнего конфликта с империей Китая. Впрочем, некоторые моменты на глобальной арене вы уже видите.

Вы ещё застанете прецедент заявки о правонаследовании того самого Союза. В администрации нашего президента часто звучали тезисы о работе в определённом правовом поле, мол, Янукович должен на момент вернуться и передать полномочия… Бред, конечно. Но теперь вы понимаете, почему этот бугай перед евробомондом коцал кулачками, рассказывая как он «один на один с Россией», и его слушали, не смея перебить, хотя всем было ясно, что он только вчера закончил изучать букварь? Потому что принял бабос от Римского субъекта и по вассальной позиции, тупо формально, на статус был чуть-чуть выше президентов стран Европы. На пол хрена, как говорится, но был, упустив такую возможность. Дяде Пете досталась страна уже «клиентская». У субъекта права он и получил одобрение на управление. Этот же субъект и расставлял свои доверенные лица. И дядя Петя не мог перечить всем этим Сакашвили и иже с ним. Почему? Пару строк выше – потому что вассалы субъекта, стоящего суть выше по кастово-правовому статусу. Этот винегрет из посад, постоянно мельтешащих одних и тех же лиц, объясняется именно такими тенденциями. Аналогично и то, что бывших президентов невозможно привести к судебному разбирательству. Почему? Опять же – разные правовые поля.

Кто-то скажет, что «автор поехал окончательно», так как Киллари и Обаме как раз и приписываются тенденции глобализма. Но тут я рассмеюсь вам в лицо. Именно Трамп и есть глобалист. Глобалист это тот, кто мыслит глобально, действует глобально, на равных с другими участниками глобальной системы целой планеты. Глобал, глобус… Разницу почувствуйте, как говорится. Есть прослойка людишек, которые преследуют интересы только одной страны, и то не родной, и их гордо называют глобалистами. А есть человек, который на глобальной арене принят на равных правах, и его клеймят «антиглобалистом». Подмену чуете? Видите? Чей стиль? Именно этим обкуренным угаром жизни ребятам я хочу проорать в самое ухо: «Ал-лё! Доброе утро! Рассвет настал! Глазки открываем, говёса из бакши при освещении вычищаем»! Вот по таким вот причинам я откровенно и с особым цинизмом ещё раз подчёркиваю: «Помните кто лизал Киллари, когда она пыталась влезть в троновый зал»? Раздуплились кто чей вассал? А сейчас видите, как обвассалившиеся подтирают за собой свои серии выпадов на Трампа? Как начинают вылизвать уже ему? Даже в моей стране, даже в соседней… Ещё раз объяснить, «кто есть кто»?

Понимаете почему не может быть «границы по Днепру»? «Клиентские» не выкупаются частично. Это невозможно.

Йо! Народ Украины - мой Народ! Теперь понимаешь, почему на международной арене Крым в таком плачевном статусе? Тебе никто не скажет на прямую, что субъект Римского просто взял за «клиентские» территорию при переходе «клиента» другому субъекту. Что Янык не спилил, на то и оценили. Международка, не смея перечить, а уж тем более открывать карты реальной картины, чтоб не показать какое право всё-же рулит сейчас на планете, будет невнятно то признавать, то отрицать… Я же скажу – Крым Наш! Не России, не Украины. Наш! И если до тебя дошло что в этих строках, можешь ещё раз повторить за мной: Крым Наш.

Электорат ваты и вышиваты я откровенно шлю в пешее эротическое. Крым не ваш. Он Наш. Славянский. Единственного этноса, который не мог быть определён Римским правом. Галия имела другой статус. Равный Римскому, но не зависимый. А это уже отдельная история. И называется она «как один хитрющий народ решил, пользуясь параличем основного наследующего субъекта Римского, продать самому себе другие народы». Нонсенс? Хе-хе. Копаясь в этих аналогиях вы ещё не то поймёте. И запомните, согласно Римскому: «Трижды проданный и выкупленный больше не может быть предметом владения ЛЮБОЙ претендующей стороной». Это то, что касается именно славянского этноса, попавшего в сети злополучной логики процессов. К стати, количество «банкротств» Дональда красноречиво намекает о «глобальной откупной»…

…а так же сюда можно накидать тезисы, типа «Конституцию под Луценко изменили потому что он под субъектом Морского, и чутка выше Странового права…. А Кадыров, как вассал Римского доходчиво и жёстко, естественно, не на публику, продемонстрировал на чём вращал вотчину Морского - тот самый Олимпийский комитет с его придатками.

К стати, не забудьте пересмотреть Библию с этого ракурса ещё раз. Там красноречиво - Юда продаёт права на Иссу (в рабство) и только после этого устанавливается суд над ним. Ферштейн? А вот как так получилось, что Юде принадлежала часть бренда “Христос” - это уже для юристов тема. Собсна, вот и весь балет над 30-ю серебрянными. Купчая.

ПЛАН.................................................................................................................................................................................................. 1

Понятие и история международного морского права........................................................................ 2

Кодификация международного морского права...................................................................................... 4

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года................................................................................................ 8

Правило прохода кораблей в нейтральных водах.................................................................................. 9

Заключение............................................................................................................................................................................... 15

Используемая литература:.........................................................................................................................................

Международное морское право - это отрасль международно­го права, состоящая из принципов и норм, определяющих ре­жим морских пространств и регулирующих отношения субъек­тов международного права в связи с их деятельностью в Миро­вом океане.

Данная отрасль является одной из старейших, потому что с давних времен Мировой океан, составляющий 71 % планеты Земля, играл большую роль в удовлетворении хозяйственных нужд и транспортных потребностей народов мира.

В течение долгого времени обычное право составляло осно­ву данной отрасли, регулируя прежде всего отношения, связан­ные с мореплаванием и рыболовством. Международный дого­вор также применялся для этих целей на ранних стадиях разви­тия международного морского права, но довольно редко. Так, в VI, V и IV вв. до н.э. были заключены договоры между Древним Римом и Карфагеном об установлении границ и режима плава­ния в заливах Карфагенском и Лациума, у берегов Испании, Ливии, Сардинии. Данные договоры оказали впоследствии вли­яние на формирование международно-правового режима терри­ториальных вод.

По римскому праву, море, в общем признавалось свободным для судоходства и рыбной ловли, но с ограничениями. Море, как и воздух, считалось res communis omnium (вещью, общей для всех), вместе с тем оно подчинялось юрисдикции императо­ра. Кроме того, свобода моря признавалась Римом только в от­ношении своих граждан, но не для других народов.

Древнеизраильское право рассматривало морские простран­ства к западу от Палестины в качестве доминиона Израиля. В целом можно констатировать, что в античном международном праве не существовал принцип свободы открытого моря, как и не было самой отрасли международного морского права в качестве системы норм, определяющих режим морских про­странств и правила их использования. Объяснялось это нераз­витостью экономических отношений и отсутствием единого мирового рынка.

В феодальную эпоху с ее патримониальными отношениями было характерно распространение власти монарха (imperium) и его права владения (dominium) на значительные водные про­странства. Так, Португальская корона претендовала на Атлан­тический океан к югу от Марокко, Испанская монархия - на Тихий океан и Мексиканский залив, Английские короли - на северную Атлантику, Венеция считала себя сувереном Адриа­тического моря, а Генуя - Лигурийского. Ряд этих претензий подкреплялся буллами римских пап Александра VI (1493 г.) и Юлия II (1506 г.). В феодальную эпоху развитие норм и правил морской деятельности шло по отдельным морским регионам и учитывало местные условия и традиции. Таким образом появи­лись региональные источники морского права: Родосский мор­ской кодекс, Олеронские свитки, Законы Висби, Кодекс Ганзы, Консолато дель маре и др. В основном эти источники представ­ляли собой свод местных законов, обычаев и обыкновений, сло­жившихся и действовавших в странах и портах определенного морского региона. Несмотря на региональный характер, многие положения этих источников оказали существенное влияние на развитие международного морского права.

Бурное развитие промышленности, торговли и мореплава­ния, приведшее к великим географическим открытиям, способ­ствовало утверждению принципа свободы открытого моря и от­казу от территориальных претензий на морские пространства за пределами территориальных вод. Основатель науки междуна­родного права голландский мыслитель, юрист и дипломат Гуго Гроций, отстаивая интересы первой страны победившего капи­тализма - Нидерландов, в своей книге «Свобода морей или пра­во, которое принадлежит Голландии, принимать участие в тор­говле в Ост-Индии» («Mare Liberum») утверждал, что ни Порту­галия, ни любая другая держава не могут владеть морями и обладать исключительными правами на судоходство. Гроций отмечал, что общие потребности человечества и интересы меж­дународной торговли требуют признания открытости морей. В то же время он признавал возможность установления пояса терри­ториальных вол прибрежным государством и право мирного про­хода по нему судов других государств.

Великая французская революция и утверждение капиталис­тических производственных отношений во многих европейских странах способствовали широкому признанию принципа свобо­ды открытого моря. В 1661 г. итальянский юрист А. Джентили писал, что mare portio terrae (море - часть суши), имея в виду пояс территориальных вод, за пределами которых должен дей­ствовать принцип свободы морей.

История международных морских отношений свидетельствует о том, что нормы и принципы международного морского права складывались и развивались при непосредственном взаимодей­ствии двух тенденций - защиты своих интересов прибрежными государствами и необходимости свободного использования от­крытого моря в интересах всех субъектов международного права.

XX век ознаменовался необычайно быстрыми темпами раз­вития промышленности, науки и техники; появлением мирохо­зяйственных связей и мирового рынка; значительным расшире­нием деятельности государств в Мировом океане. Все эти изме­нения потребовали развития норм и институтов международного морского права, их кодификации.

В связи с бурным развитием торгового, рыболовного и воен­ного флота государств, расширением сфер деятельности в Ми­ровом океане обычно-правовой характер норм международного морского права перестал удовлетворять растущим потребностям морской деятельности. Возникла острая необходимость разра­ботки и принятия международных морских соглашений.

Первая попытка кодификации норм международного морс­кого права, не увенчавшаяся успехом, была предпринята в 1930 г. в рамках Гаагской конференции по кодификации международ­ного права.

Организация Объединенных Наций с самого начала своей деятельности приступила к кодификации и прогрессивному раз­витию международного морского права. В период 1949 - 1956 гг. Комиссия международного права ООН провела большую ра­боту по кодификации обычно-правовых норм и разработке но­вых. Это дало возможность провести I Конференцию ООН по морскому праву в 1958 г., на которой было рассмотрено и при­нято четыре конвенции: об открытом море; территориальном море и прилежащей зоне; континентальном шельфе; рыболов­стве и охране живых ресурсов открытого моря.

В результате этой большой работы международного сообще­ства удалось кодифицировать ряд общепризнанных принципов и норм международного морского права: принцип свободы от­крытого моря, включающий свободу судоходства, рыболовства, прокладки морских кабелей и трубопроводов, полетов над от­крытым морем; право мирного прохода через территориальное море; принцип реальной связи между судном и государством флага; о режиме континентального шельфа и др.

Однако на I Конференции не удалось решить вопрос о мак­симальной ширине территориального моря и рыболовной зоны. Для решения этих проблем была созвана II Конференция ООН по морскому праву в I960 г. К сожалению, II Конференция не дала желаемых результатов.

Тем временем вопросы, связанные с шириной территори­ального моря, рыболовной зоны, континентального шельфа, с экономическими и другими правами прибрежных государств в их взаимодействии с интересами международного сообщества в целом, становились все более актуальными. Дополнительно к этим вопросам добавились проблемы, порожденные научно-технической революцией, - загрязнение морей и океанов, воз­можность использования мощных технических средств в деле разведки и добычи живых и неживых ресурсов Мирового океа­на, расширение и усложнение научных исследований морских пространств.

К этому времени весомым политическим фактором между­народных отношений стали развивающиеся государства, кото­рые заявили о своих интересах в освоении Мирового океана.

Совокупность этих обстоятельств вызвала необходимость новой широкой дискуссии по проблемам развития международ­ного морского права, которая началась под эгидой ООН в 1967 г.

В процессе этой дискуссии государствам удалось согласо­вать свои позиции по вопросам безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море, защиты и сохранения мор­ской среды, режима рыболовства. В результате появились такие международно-правовые акты, как Конвенции по охране чело­веческой жизни на море 1960 и 1974 гг.; Конвенция о междуна­родных правилах предотвращения столкновения судов в море 1972 г.; Конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г.; Кон­венция о вмешательстве в открытом море в случаях аварий, при­водящих к загрязнению нефтью 1969 г.; Конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материа­лов 1972 г.; Конвенция о предотвращении загрязнения с судов 1973 г.; Конвенция о предотвращении загрязнения моря из на­земных источников 1974 г.; Конвенция о сохранении атланти­ческих тунцов 1966 г.; Конвенция о порядке ведения промысло­вых операций в Северной Атлантике 1967 г.; Конвенция о со­хранении антарктических тюленей 1972 г. и др.

Проблемы, связанные с созданием и совершенствованием норм международного морского права в конкретных областях, указывали на необходимость разработки и принятия всеобъем­лющей конвенции по морскому праву - хартии современного международного морского права. Среди прочих первостепенную важность приобрели проблемы режима континентального шельфа и рыболовной зоны, района морского дна за пределами нацио­нальной юрисдикции и охраны морской среды от загрязнения. Для решения этих сложных задач в соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 2750 С (XXV) от 17 декабря 1970 г. и 3067 (XXVIII) от 16 ноября 1973 г. была созвана III Конферен­ция ООН по морскому праву, работавшая с 1973 по 1982 год.

В результате изучения данной главы обучающийся будет:

  • знать этапы развития морского права;
  • уметь применять принципы и нормы международного права к международным отношениям;
  • владеть умением анализировать основные источники морского права.

С первой удачной попытки доставки товаров морем на иноземную территорию, точную дату которой теперь уже никто не назовет, мореплаватели начали формировать правила, с годами складывающиеся в обычаи, регулирующие их взаимные отношения. Эти обычаи основывались на понимании естественной справедливости, учитывающей согласие в принимаемом решении одинаково свободными и независимыми одна от другой сторонами.

Исходной точкой для современного морского международного права послужили те принципы морских международных отношений, которые были следствием средневековой морской торговли и затем, постоянно совершенствуясь, достигли своего нынешнего развития.

История возникновения морского права

В истории возникновения и становления морского права мы выделяем следующие периоды:

  • – античный;
  • – от начала падения Западной Римской империи (476 г.) до открытия Америки и морского пути в Индию (1492–1498 гг.);
  • – от Английской революции XVII в. до принятия Женевской конвенции об улучшении участи больных и раненых в действующих армиях 1864 г.;
  • – от Конференции мира в Гааге 1899 г. до Крымской (Ялтинской) конференции 1944 г.;
  • – от создания ООН до применения сил НАТО в отношении Югославии;
  • – современный.

Античный период

Первые морские предания зародились в Индии, куда в свою очередь они, возможно, были принесены финикийцами и китайцами. Древнеиндийские морские законы не были положены на пергамент и до наших дней не дошли. Правила, которыми пользовались древние арабы и финикийцы, были инкорпорированы в законы Карфагена, но время уничтожило их следы.

Признанной колыбелью морского права являлся Средиземноморский бассейн, где древнеиндийские и китайские предания достаточно быстро распространились и легли в основу древнейших морских кодексов.

Среди первых следует назвать морские законы Родоса, который долгое время был морской державой, и хотя до нас не дошли его памятники, многие нормы "Родосского права" были включены впоследствии в римское законодательство. Если это верно, то отрывок, известный в настоящее время под названием Родосского закона (loi rhodienne), около 51 года до Рождества Христова был действительно заимствован римлянами.

Морские законы Древней Греции дошли до нас в речах некоторых греческих философов и ораторов (в особенности Демосфена). По этим речам можно судить о достаточной по тем временам полноте морского права: здесь мы находим постановления о корсарстве, призах и репризах, подсудности морских споров специальным морским судам, распространение афинской юрисдикции на иностранцев, участвующих в спорах.

Морское право Древнего Рима также послужило основой для многих морских обычаев. Римское предание лишено исторической достоверности, и точные подробности древнейшей истории Римской империи отсутствуют. Однако в том, что касается римского права, сохранилось достаточное количество исторических памятников, дающих более или менее ясную картину развития римской юриспруденции.

Ромул, основывая город, который должен был впоследствии сделаться господином всего мира, изгнал из него торговцев; одни только рабы могли заниматься этим ремеслом, объявленным недостойным гражданина. Однако этот запрет просуществовал недолго. Морскую торговлю, которая очень быстро нашла многих приверженцев потому, что стала источником значительных выгод, стали сопровождать особые договоры, отнесенные римлянами к специальной юриспруденции. Морским правом начали заниматься преторы: они издавали декреты, эдикты, решения и т.д.

Международным это право не было – римское владычество, распространившись на все берега Средиземного моря и прилегающих к нему морей, сделало его бессмысленным. На берегах Империи проживали подданные или вассалы одного и того же государя, все мореплаватели были одной нации и, следовательно, применяли одни только внутренние законы этого государя. "Предписания естественного закона по международному предмету, сделавшись бесполезными, находились в пренебрежении и вскоре были совершенно забыты. Это же было причиной того, что и положительное право не могло возникнуть, потому что не могло существовать, очевидно, никакого международного трактата в мире, находившегося во владении одной нации" .

Из сказанного следует, что в эпоху Римской империи международное морское право как сложившаяся отрасль науки не существовало. Древние знали международный закон как закон естественный, а право этого периода заключалось единственно только в нескольких хорошо известных и верно исполняемых всеми обычаях, согласных с естественной справедливостью.

Законы о торговле и мореплавании, составленные по повелению императора Юстиниана, заключали в себе весьма небольшое число постановлений, касающихся морского права. Впоследствии эти законы сделались источником права, применяемого к иностранным кораблям, относящегося, в первую очередь, к кораблекрушениям: строго воспрещалось разграбление имуществ, выброшенных бурей, всем, кто утаивал вещи, спасенные после кораблекрушения, грозила смертная казнь.

В Дигестах Юстиниана мы находим, что "море открыто всем" , и можем констатировать, что не только Римская эпоха, но и вся эпоха рабовладения относилась к морю как к "общей для всех вещи", не могущей находиться в чьей-либо собственности. Явившись синтезом всего юридического творчества античного мира, римское право легло затем в качестве фундамента для развития юриспруденции не только в европейских, но и других, прибрежных Средиземноморскому бассейну, странах.

  • Отфейль Л. Б. История развития, происхождения и изменения морского международного права. СПб., 1887.
  • Дигесты Юстиниана / отв. ред. Е. А. Скрипилев. М.: Наука, 1984. С. 167.

Совокупность принципов и правовых норм, регулирующих права и обязанности государств и других субъектов международного права в отношении использования морских пространств в мирное время. В данном смысле международное морское право следует отличать от частного морского права, регулирующего права и обязанности юридических и физических лиц в отношении вопросов морского судоходства, таких как морские перевозки грузов и страхование.

Хотя некоторые нормы морского права можно отнести к средневековым частным кодификациям, регулирующим основные права и обязанности морских перевозчиков и судовладельцев в Средиземном море, важнейшие принципы международного морского права были разработаны в семнадцатом веке. Классические публицисты, основываясь на традициях римского права и доктрине естественного права, занимались отдельными вопросами морского права. Среди ранних работ, затрагивающих данную тему, наиболее известной является памфлет Гуго Гроция «Mare Liberum» («Свободное море»).

К девятнадцатому веку, когда на основе практики государств и их согласованного мнения происходило формирование норм обычного права, международное морское право, как и другие области международного публичного права, превратилось в систему обычно-правовых принципов и норм, регулирующих права и обязанности государств, главным образом в отношении территориального и открытого морей.

В течение девятнадцатого века и период между двумя мировыми войнами было предпринято несколько безуспешных попыток кодифицировать морское обычное право. После Второй мировой войны было проведено несколько конференций с целью кодификации различных аспектов морского права. Первой конференцией стала Первая Конференция ООН по морскому праву (ЮНКЛОС I), известная как Женевская конференция по морскому праву 1958 года, которая привела к заключению четырех конвенций:

  1. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне;
  2. Конвенция об открытом море;
  3. Конвенция о континентальном шельфе;
  4. Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов моря.

Женевские конвенции 1958 года по морскому праву являются первой крупной кодификацией морского права. Большинство положений первых двух конвенций и некоторых положений Конвенции о континентальном шельфе являются обобщением и систематизацией норм обычного права; в то время как другие не только кодифицируют обычно-правовые нормы, но и вносят вклад в прогрессивное развитие международного права. Таким образом, хотя конвенции имеют обязательную силу только для государств-участников, многие из их положений могут использоваться в качестве свидетельства правового обычая в отношении государств, не являющихся их участниками. Все четыре конвенции остаются действующими для ограниченного числа государств, еще не ратифицировавших Конвенцию 1982 года по морскому праву, к числу которых относятся США.

Женевская конференция 1958 года не смогла достичь согласия по некоторым вопросам, в частности по ширине территориального моря и правам прибрежных государств в районах открытого моря, примыкающих к их территориальным морям. Для решения подобных вопросов была созвана Вторая Конференция ООН по морскому праву (ЮНКЛОС II), известная как Женевская конвенция по морскому праву 1960 года; но и она не смогла достичь поставленных целей. По этой причине, а также в связи с неудовлетворенностью некоторых государств различными положениями, изложенными в Конвенции 1958 года и произошедшими после ее заключения технологическими, экономическими и политическими изменениями, была созвана третья Конференция ООН по морскому праву 1973-1982 года (ЮНКЛОС III).

Создает всеобъемлющий режим, регулирующий права и обязанности государств в отношении Мирового океана. В Конвенции 1982 года повторяются, изменяются либо заменяются все ключевые положения четырех конвенций 1958 года. Однако многие из положений Конвенции 1982 года отходят от существующего обычного права.

Конвенция состоит из 320 статей и девяти приложений. В ней рассматриваются большинство вопросов, касающихся использования морского пространства, такие как: экономические зоны моря, континентальный шельф, права на глубоководное морское дно, права и свободы судоходства в территориальных и открытых морях, сохранение и рациональное использование биологических ресурсов моря, защита и сохранение морской среды, морские научные исследования, а также процедуры урегулирования споров.

Территориальное море.

Это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории и внутренним водам прибрежного государства, на который распространяется его суверенитет. Конвенция 1982 года предусматривает, что суверенитет государств распространяется и на воздушное пространство над территориальным морем, а также на его дно и недра. Однако при осуществлении суверенитета над территориальным морем прибрежные государства должны соблюдать правила и ограничения, предусмотренные данной Конвенцией и другими нормами международного морского права.

Границы территориального моря.

Ширина территориального моря, установленная прибрежным государством, не должна превышать двенадцать морских миль и отмеряется от исходной (базовой) линии. - это линия, образующая границу между внутренними водами прибрежного государства над которыми оно обладает абсолютным суверенитетом, и его территориальным морем. Для определения исходной линии в зависимость от рельефа и очертания берега может применяться либо метод нормальной исходной линии, либо метод прямых исходных линий, либо сочетание этих методов. Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря.

Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством крупномасштабных морских картах. Метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки, может применяться для проведения исходной линии в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где вдоль берега и в непосредственной близости к нему имеется цепь островов. Однако применение данного метода не должно приводить к перекрытию другому государству прохода из территориального моря к открытому морю или исключительной экономической зоне. Данный метод также применяется для проведения замыкающих линий устьев рек, впадающих непосредственно в море, и заливов.

В случае, когда берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу и между ними не заключено специальное соглашение, территориальное море каждого из них не должно выходить за срединную линию, проведенную по точкам, равноудаленным от исходных линий побережья и островов обоих государств. Данное положение не применяется, если территориальные моря двух государств исторически разграничены по-иному.

Права прибрежного государства над территориальным морем.

В соответствии с Конвенцией 1982 года, суверенитет прибрежного государства распространяется на его территориальное море, его дно и недра, а также на воздушное пространство над его территориальным морем. В связи с этим прибрежное государство пользуется следующими правами:

  • исключительным правом на рыбный промысел и разработку ресурсов морского дна и недр территориального моря;
  • исключительным правом регулировать передвижение воздушных судов через воздушное пространство над территориальным морем. Воздушные суда, в отличие от морских, не пользуются правом мирного прохода;
  • правом принимать законы и правила в соответствии с положениями Конвенцией 1982 года и другими нормами международного права, в частности касающиеся таможенного, иммиграционного и санитарного регулирования, безопасности судоходства и сохранения окружающей среды;
  • правом предпринимать в своем территориальном море необходимые меры для предотвращения прохода иностранного судна, когда его проход не является мирным;
  • правом на осуществление уголовной юрисдикции на борту иностранного судна (арест какого-либо лица или проведение расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту иностранного судна) в следующих случаях: если последствия преступления распространяются на прибрежное государство; если преступление нарушает порядок в стране или территориальном море; если к местным властям обратились с просьбой о помощи; для пресечения незаконной наркоторговли; либо в том случае, когда иностранное судно проходит через территориальное море прибрежного государства после выхода из его внутренних вод;
  • правом на осуществление гражданской юрисдикции (применение мер взыскания или арест по гражданскому делу) в отношении иностранного судна, но только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя этим судном во время или для прохода его через воды прибрежного государства; либо в случае, когда иностранное судно находится на стоянке в территориальном море прибрежного государства или проходит через его территориальное море после выхода из его внутренних вод.

Право мирного прохода в территориальном море.

В соответствии с Конвенцией 1982 году суверенитет прибрежного государства над его территориальным морем подлежит ограничению на основании , которыми пользуются суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Проход означает плавание через территориальное море с целью пересечения этого моря без входа во внутренние воды или стоянки на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; либо с целью прохода во внутренние воды или выхода из них, или стоянки на таком рейде или у такого портового сооружения. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Однако проход может включать остановку и стоянку на якоре, но лишь в той мере, в какой они связаны с обычным плаванием или вызваны форс-мажорным обстоятельствами, либо для спасения людей или терпящих катастрофу судов. Проход должен осуществляться в соответствии с положениями Конвенции 1982 года и других норм международного морского права. Проход должен быть мирным, т. е. он не должен нарушать мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства.

Право мирного прохода также действует во внутренних водах, где установление исходной линии в соответствии с Конвенцией 1982 года привело к включению во внутренние воды районов, которые ранее не считались таковыми.

Правом мирного прохода также пользуются подводные лодки и другие подводные аппараты. Однако требуется, чтобы они перемещались по поверхности и поднимали свой флаг.

Согласно Конвенции 1982 года прибрежное государство не должно, за исключением оговоренных случаев, препятствовать мирному прохождению иностранных судов через свои территориальные моря и, в частности, не должно под любым предлогом препятствовать судоходству или допускать дискриминацию в отношении каких-либо судов. Прибрежное государство обязано надлежащим образом оповещать о любой известной ему опасности для судоходства в территориальном море. Не допускается взимать никаких пошлин с иностранных судов лишь за проход через территориальное море; сборы могут взиматься только в качестве оплаты за конкретные услуги, оказанные судну.

Прибрежное государство не должно осуществлять уголовную юрисдикцию на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, за исключением случаев, указанных в Конвенции (упомянутых выше). Также не должно останавливать или менять курс проходящего через территориальное море иностранного судна, осуществляя гражданскую юрисдикцию в отношении лица на его борту, за исключением случаев, указанных в Конвенции (упомянутых выше). Следует заметить, что военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются иммунитетом от любой юрисдикции; однако прибрежное государство, в случае отказа какого-либо из этих судов от соблюдения его законов и правил, может потребовать незамедлительно покинуть свое территориальное море.

Прибрежное государство в соответствии с положениями Конвенции 1982 года и других норм международного права может устанавливать собственные законы и правила, касающиеся осуществления права мирного прохода, которым должны подчиняться иностранные суда. По соображениям безопасности прибрежное государство может временно приостановить мирный проход иностранных судов в определенных районах своего территориального моря.

Прилежащая зона.

Это морской пояс, примыкающий к территориальному морю прибрежного государства, над которым это государство может осуществлять контроль за соблюдением и наказывать за нарушения его таможенных, налоговых, иммиграционных или санитарных законов и правил. Согласно Конвенции 1982 года, прилежащая зона не может выходить за пределы 24 морских миль от исходной линии. Прилежащая зона, в отличие от территориального моря, не принадлежит прибрежному государству автоматически; об установлении данной зоны государство должно сделать специальное заявление.

Из положений Конвенции 1982 года, следует, что права прибрежного государства на прилежащую зону не равнозначны суверенитету. Прибрежное государство может применять юрисдикционные полномочия только в целях, указанных в Конвенции.

Международные проливы.

Пролив - это узкий естественный морской проход, соединяющий смежные водные бассейны или их части. - это проливы, которые используются для международного судоходства между одну частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны. В Конвенции оговаривается особый режим прохода, применимый к международным проливам. Однако данный режим не применяется, если пролив имеет достаточную ширину, позволяющую судам проходить в открытом море или в исключительной экономической зоне.

Режим прохода, установленный Конвенцией, не влияет ни на правовой статус вод, образующих такие проливы, ни на суверенитет или юрисдикцию (над водами, воздушным пространством, дном и недрами) государств, граничащих с проливом. Кроме того, данный режим не относится:

  • к районам внутренних вод в пределах пролива, за исключением оговоренных в Конвенции случаев;
  • к исключительным экономическим зонам государств, граничащих с проливом;
  • к открытому морю;
  • к проливам, проход в которых регулируется давно существующими и находящимися в силе международными соглашениями (например, черноморские проливы Босфор и Дарданеллы, которые регулируются Конвенцией Монтре 1936 года).

Согласно Конвенции 1982 года в международных проливах может действовать либо режим транзитного прохода, либо режим мирного прохода.

Режим транзитного прохода в проливах, используемых для международного судоходства.

Режим транзитного прохода действует в проливах, используемых для международного судоходства между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны. Под транзитным проходом подразумевается проход через пролив морских и воздушных судов с целью быстрого и непрерывного транзита, либо с целью входа, выхода или возвращения из государства, граничащего с проливом. Любая иная деятельность в проливе регулируется другими положениями Конвенции.

В Конвенции содержится исключение из права транзитного прохода через международные проливы: если пролив образуется островом государства, граничащего с проливом, и его континентальной частью и в сторону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом море или в исключительной экономической зоне. В подобном проливе будет действовать режим мирного прохода.

При осуществлении права транзитного прохода суда и летательные аппараты должны:

  • соблюдать соответствующие положения Конвенции и других норм международного права;
  • соблюдать установленные государствами, граничащими с проливами, морские коридоры и схемы разделения движения для судоходства;
  • воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государств, граничащих с проливом;
  • воздерживаться от любой деятельности, несвязанной с непрерывным и быстрым транзитом, за исключением форс-мажорных обстоятельств.

Во время транзитного прохода через проливы иностранные суда не имеют права вести какие бы то ни было исследования или гидрографические съемки без предварительного разрешения государств, граничащих с проливами.

Государства, граничащие с проливами, при условии соблюдения положений конвенции, могут принимать законы и правила, относящиеся к транзитному проходу через проливы, касающиеся безопасности судоходства и движения судов, регулирования рыболовства, погрузки или выгрузки любых грузов, посадки или высадки людей. Однако такие законы и правила не должны допускать дискриминации между иностранными судами, а их практическое применение – ущемлять право транзитного прохода.

Не должно быть никакого приостановления транзитного прохода. Государства, граничащие с проливами, не должны препятствовать транзитному проходу, а о любой известной им опасности для прохода или пролета через пролив должны своевременно оповещать.

Режим мирного прохода в проливах, используемых для международного судоходства.

Режим мирного прохода применяется в проливах, используемых для международного судоходства, которые:

  1. проходят между островом и континентальной частью одного государства и в сторону моря от острова имеется столь же удобный путь в открытом море или в исключительной экономической зоне; или
  2. соединяют часть открытого моря или исключительной экономической зоны с территориальным морем другого государства.

Самые существенные различия между режимом мирного прохода и режимом транзитного прохода заключается в том, что в проливах, где действует режим мирного прохода:

  • подводные лодки должны следовать на поверхности и поднимать свой флаг;
  • воздушный транспорт не пользуется правом свободного и беспрепятственного пролета;
  • государства, граничащие с проливом, имеют больше полномочий по ограничению судоходства и регулированию движения судов.

Исключительная экономическая зона.

(ИЭЗ) - это район, находящийся за пределами территориального моря и примыкающий к нему, в котором действует особый правовой режим. Ширина ИЭЗ не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий. Права и юрисдикция прибрежных государств, а также права и свободы других государств, в этой зоне регулируются положениями Конвенции.

Прибрежное государство в ИЭЗ (в водах, на морском дне и недрах) пользуется суверенными правами с целью разведки, эксплуатации, сохранения и управления природными ресурсами, как живыми, так и неживыми, а также в отношении других видов экономической деятельности, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра. Прибрежное государство также обладает юрисдикцией в отношении: создания и использования искусственных островов, сооружений и установок; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды. При осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей прибрежное государство должно должным образом учитывать права и обязанности других государств и действовать в соответствии с положениями Конвенции.

В ИЭЗ все государства как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуются, при условии соблюдения соответствующих положений Конвенции, свободой судоходства и пролета, прокладки подводных кабелей и трубопроводов. Осуществляя свои права и выполняя свои обязанности в ИЭЗ, государства должны должным образом учитывать права и обязанности прибрежного государства и соблюдать его законы и правила.

В случае конфликта прав или юрисдикции прибрежного государства или других государств в ИЭЗ, он должен решаться на основе справедливости с учетом всех относящихся к делу обстоятельств при соблюдении интересов всех затронутых сторон и международного сообщества в целом. Делимитация ИЭЗ между государствами с противолежащими или смежными побережьями должна осуществляться путем соглашения на основе международного права; если в течение разумного срока не удается достигнуть соглашения, заинтересованные государства прибегают к процедурам разрешения споров, предусмотренным в Конвенции.

Это морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря прибрежного государства на расстояние 200 морских миль от или до внешней границы подводной окраины материка (но не далее 350 морских миль от исходных линий или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты – линии, соединяющей глубины в 2500 метров).

Делимитация континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными побережьями осуществляется путем соглашения на основе международного права; если в течение разумного срока не удается достичь соглашения, заинтересованные государства прибегают к процедурам разрешения споров, предусмотренным в Конвенции.

Прибрежное государство пользуется исключительными суверенными правами на разведку и разработку природных ресурсов (неживых и т. н. «сидячих видов» живых) континентального шельфа. Прибрежное государство имеет исключительное право сооружать, разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений, а также разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе. При необходимости прибрежное государство может устанавливать вокруг таких искусственных островов, установок и сооружений зоны безопасности (но не более 500 метров), которые должны соблюдаться судами всех стран.

Конвенция предусматривает, что права прибрежного государства на континентальный шельф не зависят от оккупации им шельфа или выраженного заявления об этом и не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ними. При осуществлении своих прав в отношении континентального шельфа прибрежное государство не должно создавать необоснованные помехи судоходству и ущемлять права и свободы других государств (например, прокладка или техническое обслуживание кабелей или трубопроводов). Кроме того, прибрежные государства, ведущие разработку неживых ресурсов континентального шельфа за пределами 200 морских миль от исходных линий, обязаны производить отчисления в Международный орган по морскому дну. Полученные взносы Орган распределяет между государствами-участниками Конвенции на основе критериев справедливости с учетом в первую очередь интересов и потребностей развивающихся стран.


Открытое море.

Открытое море - это все части моря, которые не входят ни в ИЭЗ, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды . Открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Свобода открытого моря, в частности, включает: свободу судоходства; свободу полетов; свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы; свободу возводить искусственные острова и другие установки; свободу рыболовства; свободу научных исследований. Пользуясь этими свободами государства должны должным образом учитывать интересы других государств, а также соблюдать соответствующие положения Конвенции и других норм международного права.

Открытое море может использоваться исключительно для мирных целей. Никакое государство не вправе распространять свой суверенитет на какую-либо часть открытого моря. Каждое государство, как прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право отправлять в плавание суда под своим флагом в открытом море, осуществлять над ними свою юрисдикцию в гражданских и уголовных делах и регулировать административные, технические и социальные вопросы, касающиеся данного судна.

Государства, не имеющие выхода к морю.

Под государством, не имеющим выхода к морю, подразумевается государство, которое не имеет морского побережья. Государства, не имеющие выхода к морю, имеют право на доступ к морю в целях осуществления прав, предусмотренных в Конвенции, в том числе прав, относящихся к свободе открытого моря и общему наследию, права мирного прохода в территориальном море прибрежных государств, права транзитного и мирного прохода в международных проливах и права прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе. Государства, не имеющие выхода к морю, пользуются свободой транзита через территории «государств транзита» в отношении всех видов транспортных средств.

Условия и порядок осуществления свободы транзита согласовываются между государствами, не имеющими выхода к морю, и государствах транзита посредством двусторонних или многосторонних соглашений. Для удобства транзитного движения в портах государств транзита могут быть предусмотрены беспошлинные зоны или другие таможенные льготы. Транзитные перевозки не должны облагаться таможенными пошлинами и налогами, за исключением сборов, взимаемых за конкретные оказанные услуги.

Государства транзита должны принять соответствующие меры для недопущения задержек или других затруднений технического характера в транзитном движении. При осуществлении своего полного суверенитета над своей территорией государства транзита имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения того, чтобы права и льготы, предусмотренные в Конвенции для государств, не имеющих выхода к морю, никоим образом не ущемляли их законные интересы.

Район и Орган.

Международный район морского дна (Район) - это дно морей и океанов и его недра за пределами национальной юрисдикции. В соответствии с Конвенцией 1982 года Район и его ресурсы (твердые, жидкие или газообразные) считаются , и никакие притязания на суверенитет или другие суверенные права не могут быть признаны. Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Орган. Однако полезные ископаемые, добываемые в Районе, могут быть отчуждены в соответствии с положениями Конвенции.

Район открыт для использования исключительно в мирных целях всеми государствами, как прибрежными, так и не имеющими выхода к морю. Морские научные исследования в Районе осуществляются на основе международного сотрудничества на благо всего человечества.

Международный орган по морскому дну (Орган) является международной организацией, созданной государствами-участниками Конвенции 1982 года, для организации и контроля за деятельностью в Районе, особенно в целях управления его ресурсами. Все государства-участники Конвенции являются ipso facto членами Органа. Орган начал свою работу 1994 году после вступления в действие Конвенции по морскому праву. Штаб-квартира Органа расположена в Кингстоне, Ямайка.

Орган основан на принципе суверенного равенства всех его членов. Его полномочия и функции четко оговариваются в Конвенции. Два руководящих органа определяют политику и регулируют его работу: Ассамблея, состоящая из всех членов Органа, и Совет, состоящий из 36 членов Органа, избираемых Ассамблеей. Члены Совета выбираются в соответствии с формулой, обеспечивающей справедливое представительство различных групп стран. Орган проводит одну ежегодную сессию, обычно продолжительностью в две недели. Конвенция также учредила орган под названием «Предприятие», которое будет выполнять функции собственного горного оператора Органа, но никаких конкретных шагов для его создания не предпринималось.

Международное морское право

Международное морское право (международное морское публичное право) - совокупность принципов и правовых норм , устанавливающих режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам использования Мирового океана . В настоящее время большинство норм международного морского права объединены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Все остальные международные договоры (в том числе двусторонние и региональные соглашения), содержащие предписания, касающиеся этой отрасли, в основном дополняют или детализируют нормы Конвенции.

Субъекты

Субъектами международного морского права являются субъекты международного права , т. е. государства и международные межправительственные организации.

Источники

Длительное время единственным источником международного морского права являлись обычаи .

В настоящее время основным источником международного морского права является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Международные отношения в сфере международного морского права регулируются также следующими конвенциями:

  • Женевские конвенции 1958 года;
  • Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года;
  • Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78);
  • Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года;
  • Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты 1978 года;
  • Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года;
  • Договор по Антарктике 1959 года

и многими другими.

Помимо многосторонних договоров государства заключают также локальные двусторонние и многосторонние договоры по различным вопросам морской деятельности:

  • Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 года;
  • Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1974 года;
  • Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1980 года;
  • Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения 1992 года;
  • Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 года;
  • Конвенция по защите морской среды Каспийского моря 2003 года.

Принципы международного морского права

Принцип свободы открытого моря

Этот принцип - один из старейших в международном морском праве. Описание ему дал ещё Г. Гроций в своей работе «Mare liberum» г. Сегодня, согласно Конвенции ООН по морскому праву, он гласит: «Никакое государство не может претендовать на подчинение открытого моря или его части своему суверенитету; оно открыто для всех государств - как имеющих выход к морю, так и не имеющих его» ст.89. Свобода открытого моря включает в себя:

  • свободу судоходства;
  • свободу полётов;
  • свободу прокладки трубопроводов и кабелей;
  • свободу возводить искусственные острова и другие установки;
  • свободу рыболовства;
  • свободу научных исследований;

Кроме этого, устанавливается, что открытое море должно использоваться в мирных целях.

Принцип исключительной юрисдикции государства над судами своего флага в открытом море (ст. 92 Конвенции по морскому праву)

Этот принцип гласит - торговое судно в открытом море подчиняется исключительной юрисдикции государства своего флага и в его законную деятельность не вправе вмешиваться никто, кроме случаев, когда:

  • судно занимается пиратством ;
  • судно занимается работорговлей ;
  • судно занимается несанкционированным вещанием, т. е. передаёт в нарушение международных правил радио- и телепрограммы, предназначенные для принятия населением (за исключением сигналов бедствия). В этом случае арестовать судно и конфисковать аппаратуру может:
    • государство флага судна;
    • государство регистрации вещательной установки;
    • государство, чьим гражданином является лицо, осуществляющее вещание;
    • любое государство, где могут приниматься передачи;
    • любое государство, санкционированной связи которого такое вещание чинит помехи.
  • судно не имеет национальности (плывёт без флага);
  • судно плывёт без флага или под флагом иностранного государства, но в действительности имеет ту же национальную принадлежность, что и задерживающий военный корабль.

Принцип мирного использования мирового океана

Принцип суверенитета государств над внутренними морскими водами и территориальным морем

Принцип защиты морской среды

По иному - принцип предотвращения загрязнения морской среды . Впервые закреплён в Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. в виде установления запретных для слива нефти с судов зон.

Принцип иммунитета военных кораблей

Принцип гласит - военные и иные государственные суда, используемые в некоммерческих целях обладают иммунитетом . Ограничение этому - случаи, когда такие суда нарушают правила мирного прохода через территориальные воды иностранного государства. Власти этого государства могут потребовать немедленно покинуть их территориальные воды. А за любой ущерб, нанесённый военным судном в результате нарушения правил мирного прохода, несёт международную ответственность государство флага.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года

Конвеция ООН по морскому праву предусматривает нормативное регулирование следующих международно-правовых институтов:

  • территориальное море и прилежащая зона;

Права государств, не имеющих выхода к морю

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года устанавливает определённые права для государств, не имеющих выхода к морю, т. е. государств, которые не имеют морского побережья:

Это интересно

Примечания

Ссылки

  • Ф. С. Бойцов, Г. Г. Иванов, А. Л. Маковский. «Морское право» (1985)
  • Международное морское право. Учебное пособие. Под ред. С. А. Гуреева. М, «Юридическая литература», 2003 г.
  • База данных документов по морскому праву Rise::Морское право