Руководство по медицинскому обеспечению вооруженных сил. Медицинское обеспечение Руководство по медицинскому обеспечению вооруженных сил рф

Комплекс медицинских мероприятий по сохранению и укреплению здоровья личного состава войск, по оказанию медицинской помощи военнослужащим и другим контингентам по их лечению и быстрейшему восстановлению боеспособности и трудоспособности. М. о. войск организуется и осуществляется во всех видах боевой обстановки и повседневной деятельности личного состава.

М.о. РВСН существует как система мер медицинского, научного, педагогического, воспитательного и административно-управленческого характера по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы.

М.о. РВСН включает: военно-медицинскую подготовку личного состава, гигиеническое обучение и воспитание военнослужащих, пропаганду здорового образа жизни, медицинский контроль и санитарно-эпидемиологический надзор за условиями жизнедеятельности личного состава; лечебно-профилактические мероприятия, снабжение медицинской техникой и имуществом. М.о. РВСН осуществляется силами и средствами медицинской службы Ракетных войск стратегического назначения, а также военно-медицинскими учреждениями Вооруженных Сил РФ по территориальному принципу при участии органов военного управления, командиров (начальников) и военных психологов. Организацию и порядок проведения М.о. в мирное время определяет Руководство по М.о. Вооруженных Сил РФ на мирное время. Территориальный принцип М.о. заключается в М.о. войск (сил) независимо от видовой принадлежности обслуживаемого личного состава и медицинских воинских частей, учреждений и подразделений. Территориальная система М.о. Вооруженных Сил РФ осуществляется в границах военного округа (флота). Ее построение достигается путем создания на его территории зон ответственности, в пределах которых осуществляется функциональное объединение и обеспечивается согласованность действий близрасположенных медицинских воинских частей, учреждений и подразделений видов Вооруженных Сил РФ, родов войск, главных и центральных управлений с передачей функций руководства ими военно-медицинскому управлению (медицинской службе) военного округа (флота).

Для эффективного М.о. в РВСН постоянно развивались лечебно-профилактические учреждения и медицинские подразделения войск, отрабатывалась система оказания неотложной и плановой медицинской помощи как в боевых частях войск, так и в закрытых военных городках. Пристальное внимание уделялось оказанию медицинской помощи при авариях и катастрофах в ходе эксплуатации ракетной техники и вооружения. Велись широкомасштабные научные исследования с участием медицинской службы. Были созданы оригинальные по составу органы управления медицинской службы, госпиталя, поликлиники и медицинские пункты, определены их задачи на мирное и военное время.

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВНОЕ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

РУКОВОДСТВО

ПО МЕДИЦИНСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА МИРНОЕ ВРЕМЯ

МОСКВА

ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации - заместителя Министра обороны Российской Федерации № 1

5. Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется медицинской службой Вооруженных Сил Российской Федерации при участии органов военного управ­ления, командиров (начальников) и военных психологов.

6. Медицинская служба Вооруженных Сил Российской Феде­рации представляет собой систему органов военного управления медицинской службы, воинских частей и учреждений обеспече­ния и охраны органов военного управления медицинской службы, медицинских воинских частей, учреждений и подразделений*.

*Далее в тексте Руководства, если не оговорено особо, под медицинскими воинскими частями, учреждениями и подразделениями понимаются медицинские воинские части, учреждения и подразделения воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе лечебно-профилактические, санитарно-эпидемиологические воинские части, учреждения и подразделения; воинские части, учреждения и подразделения медицинского снабжения; специальные медицинские воинские части, учреждения и подразделения, органы военной печати, военно-учебные заведения, учебные воинские части, научно-исследовательские организации медицинской службы.

Состав, назначение и основные задачи органов военного управления медицинской службы, медицинских воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации опреде­лены Положением об органах управления медицинской службы, медицинских воинских частях и учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время*.

7. Медицинская служба Вооруженных Сил Российской Феде­рации является составной частью государственной системы здра­воохранения и обеспечивает реализацию прав военнослужащих и других граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в со­ответствии с законодательством Российской Федерации.

Медицинская служба Вооруженных Сил Российской Федера­ции осуществляет свою деятельность в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан**, законодательными и иными правовыми актами Рос­сийской Федерации, нормативными правовыми актами Ми­нистерства обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации.

8. Задачи медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время определяются: условиями боевой под­готовки и быта войск (сил); состоянием здоровья и питания, уров­нем и структурой заболеваемости личного состава; санитарно-эпидемиологическим состоянием и климатогеографическими ус­ловиями районов дислокации войск (сил); вероятностью возник­новения крупномасштабных аварий и катастроф.

Основными задачами медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время являются:

подготовка личного состава медицинской службы;

военно-медицинская подготовка, гигиеническое обучение и воспитание военнослужащих, пропаганда здорового образа жизни;

медицинское обеспечение боевой подготовки и повседневной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации;

осуществление в Вооруженных Силах Российской Федерации государственного санитарно-эпидемиологического надзора , меди­цинского контроля за условиями жизнедеятельности личного со­става;

организация и проведение мероприятий по медицинской за­щите личного состава от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, сохранению и укреплению его здоровья; уча­стие в обеспечении безопасности военной службы;

организация и проведение лечебно-профилактических меро­приятий среди личного состава Вооруженных Сил Российской

Федерации; оказание медицинской помощи больным, их лечение ч медицинская реабилитация;

проведение военно-врачебной, судебно-медицинской и судеб-ио-психиатрической экспертизы в случаях и в порядке, преду­смотренных законодательством Российской Федерации;

участие в комплектовании Вооруженных Сил Российской Фе­дерации личным составом;

снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации меди­цинской техникой и имуществом;

научная, изобретательская и рационализаторская работа, изучение и обобщение опыта медицинского обеспечения Вооруженных Сил российской Федерации и вооруженных сил иностранных государств;

научная разработка проблем медицинского обеспечения Воо­руженных Сил Российской Федерации в мирное и военное время;

мастерские военного округа.

28. Начальник медицинской службы полка* отвечает за организа­цию и проведение лечебно-профилактических мероприятий, ме­дицинского контроля за условиями жизнедеятельности личного состава полка, снабжения полка медицинской техникой и имуще­ством. Он подчиняется командиру полка, а по специальным во­просам выполняет указания старшего начальника медицинской службы.

Должностные обязанности начальника медицинской службы полка определены Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Кроме того, он обязан:

еженедельно лично проводить амбулаторный прием больных и врачебный обход с начальником и врачами медицинского пункта всех больных, находящихся в лазарете медицинского пункта полка (роты);

осуществлять контроль за условиями военной службы и быта личного состава, в том числе работающего с источниками ионизи­рующих излучений, сверхвысокочастотной радиоаппаратурой, аг­рессивными жидкостями и в условиях других профессиональных вредностей; организовывать проведение предварительных (при на­значении на должность) и периодических медицинских осмотров этих лиц, а также лиц, работа которых связана с производственной опасностью (работа с электроустановками, на высоте и т. п.);

организовывать проведение в полку комплекса лечебно-профи­лактических мероприятий, оказание медицинской помощи военно­служащим, членам их семей и другим гражданам, указанным в п. 15;

участвовать в разработке мероприятий по поддержанию право­порядка, улучшению службы войск и обеспечению безопасности военной службы;

организовывать диетическое и лечебно-профилактическое пи­тание, составлять с участием начальника продовольственной службы полка раскладки продуктов по диетическому питанию и нормам лечебного пайка;

контролировать качество пищевых продуктов на продовольст­венном складе полка и в столовой, а также качество приготовлен­ной пищи и в случае сомнения в качестве продуктов направлять их на санитарно-эпидемиологическую экспертизу в санитарно-эпидемиологические учреждения;

* Начальник медицинской службы воинской части выполняет свои обязанности применительно к обязанностям начальника медицинской службы полка.

организовывать контроль за проведением профилактической витаминизации готовой пищи;

организовывать и осуществлять медицинский контроль за условиями жизнедеятельности личного состава полка и проведе­ние санитарно-противоэпидемических (профилактических) меро­приятий;

организовывать медицинский учет и своевременно представ­лять установленную отчетность;

своевременно представлять заявки на медицинскую технику и имущество и обеспечивать им подразделения полка;

осуществлять контроль за работой аптеки медицинского пунк­та (роты) полка, рациональным расходованием и сроками годно­сти медицинского имущества в подразделениях полка и медицинском пункте (роте); не допускать использования меди­цинской техники и имущества не по назначению;

не реже одного раза в месяц проводить проверку наличия, пра­вильности хранения, учета и расходования ядовитых и наркотиче­ских веществ в медицинском пункте (роте) полка;

организовывать работу по правильному содержанию, доведе­нию до табельных норм и своевременному освежению неприкос­новенных запасов медицинской техники и имущества;

организовывать специальную подготовку медицинского соста­ва полка, проводить занятия с личным составом медицинской службы полка по изучению табельных и новых образцов медицин­ской техники и имущества и способов их практического примене­ния;

организовывать военно-медицинскую подготовку личного со­става полка, гигиеническое обучение и воспитание военнослужа­щих, пропаганду здорового образа жизни.

29. Начальник медицинского пункта (командир медицинской роты) полка (далее - медицинского пункта полка) отвечает за проведение лечебно-профилактических мероприятий и осуществ­ление медицинского контроля за условиями жизнедеятельности личного состава полка, снабжение полка медицинской техникой и имуществом, состояние и работу всех функциональных подразде­лений медицинского пункта. Он подчиняется начальнику меди­цинской службы полка.

Начальник медицинского пункта полка выполняет свои обя­занности применительно к обязанностям командира отдельного медицинского батальона (роты). Кроме того, он обязан:

обеспечивать постоянную готовность медицинского пункта полка к выполнению задач по медицинскому обеспечению полка;

обеспечивать оказание неотложной медицинской помощи бо­льным и пострадавшим при острых заболеваниях, травмах и отравлениях;

организовывать амбулаторное и стационарное лечение боль­ных, их реабилитацию в медицинском пункте полка, а также лече­ние военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на дому;

осуществлять контроль за качеством оказываемой медицинской помощи и разрабатывать мероприятия по его повышению;

периодически лично проводить амбулаторный прием больных, участвовать во врачебных обходах, проводимых начальником ме­дицинской службы полка, и один раз в неделю самостоятельно про­водить врачебный обход с врачами воинских частей военного городка всех больных, находящихся в лазарете медицинского пун­кта; осматривать всех больных, поступивших в лазарет медицин­ского пункта в течение суток, и всех больных перед выпиской из лазарета; знать состояние здоровья больных воинской части, на­ходящихся в военном госпитале и других лечебно-профилактиче­ских учреждениях;

проводить углубленное медицинское обследование и про­филактические осмотры личного состава, диспансерное динами­ческое наблюдение и необходимые лечебно-оздоровительные ме­роприятия;

проводить санитарно-противоэпидемические (профилактиче­ские) мероприятия по предупреждению заболеваемости и травма­тизма в полку;

обеспечивать функциональные подразделения медицинского пункта необходимым имуществом для оказания медицинской по­мощи и лечения больных; контролировать правильность его хра­нения, расходования и использования;

контролировать правильность эксплуатации медицинской тех­ники и соблюдение требований безопасности , ведение эксплуата­ционных паспортов;

ежедневно проводить утреннюю конференцию с медицинским составом медицинского пункта полка; если медицинский пункт является объединенным - привлекать к утренней конференции медицинский состав всех воинских частей военного городка;

назначать ответственных за работу функциональных подразде­лений медицинского пункта полка и уточнять обязанности дол­жностных лиц медицинского пункта полка;

участвовать в проведении занятий по военно-медицинской подготовке с личным составом полка, включая больных, в гигие­ническом обучении и воспитании военнослужащих, пропаганде здорового образа жизни;

организовывать питание больных медицинского пункта полка по нормам лечебного пайка;

осуществлять контроль за эксплуатацией и ремонтом зданий , инвентаря и мебели медицинского пункта полка, созданием в нем надлежащих условий для лечения и реабилитации больных.

30. Врач медицинского пункта полка отвечает за проведение ле­чебно-профилактических мероприятий и осуществление меди­цинского контроля за условиями жизнедеятельности личного состава полка, качественное обследование, лечение и реабилита­цию больных в медицинском пункте полка. Он подчиняется нача­льнику медицинского пункта полка.

Врач медицинского пункта полка обязан:

оказывать неотложную медицинскую помощь, осуществлять амбулаторный прием личного состава, обследование, лечение и реабилитацию больных в лазарете медицинского пункта и на квар­тирах (на дому);

участвовать во врачебных обходах, проводимых начальником медицинской службы полка и начальником медицинского пункта полка;

знать признаки наиболее часто встречающейся патологии у де­тей и женщин и уметь оказывать им неотложную медицинскую помощь;

контролировать качество санитарной обработки поступающих на стационарное лечение больных;

контролировать правильность и своевременность выполнения врачебных назначений больным;

проводить медицинские обследования и осмотры личного со­става, осуществлять диспансерное динамическое наблюдение за военнослужащими, проводить с ними лечебно-оздоровительные мероприятия;

участвовать в гигиеническом обучении и воспитании, пропа­ганде здорового образа жизни, в военно-медицинской подготовке личного состава полка, включая больных;

проводить санитарно-противоэпидемические (профилактиче­ские) мероприятия в подразделениях полка по указанию началь­ника медицинского пункта полка;

обеспечивать надлежащее содержание медицинского пункта полка, экономное расходование, правильное хранение и своевре­менное истребование медицинского имущества в функциональ­ные подразделения медицинского пункта полка;

докладывать начальнику медицинского пункта полка о проис­шествиях в медицинском пункте, о травмах, выявленных у военно­служащих, о больных с признаками инфекционных и психических заболеваний, а также о поступивших в лазарет медицинского пунк­та полка;

обеспечивать правильное и своевременное ведение медицин­ской документации в медицинском пункте полка, участвовать в составлении отчетных медицинских документов.

31. Врач-стоматолог медицинского пункта полка отвечает за ор­ганизацию стоматологической помощи в полку. Он подчиняется начальнику медицинского пункта полка.

Врач-стоматолог обязан:

проводить осмотр полости рта у всех военнослужащих полка в ходе углубленного медицинского обследования;

планировать и обеспечивать своевременную и полную санацию полости рта личному составу полка;

обеспечивать оказание амбулаторной и неотложной стоматоло­гической помощи в полку, стационарное лечение нуждающихся больных в лазарете медицинского пункта, а при необходимости направлять их в отдельный медицинский батальон (роту) соедине­ния или военный госпиталь;

вести учет нуждающихся в протезировании и организовывать

протезирование зубов военнослужащим полка;

осуществлять диспансерное динамическое наблюдение за ли­цами, имеющими хронические заболевания полости рта;

обеспечивать оказание стоматологической помощи личному составу воинских частей военного городка, не имеющих по штату

стоматолога;

32. Начальник аптеки медицинского пункта полка отвечает за обеспечение медицинского пункта и подразделений полка меди­цинской техникой и имуществом. Он подчиняется начальнику ме­дицинского пункта полка.

Начальник аптеки обязан:

правильно и своевременно истребовать и получать (принимать) медицинскую технику и имущество;

своевременно выдавать в медицинский пункт полка и подраз­деления полка медицинскую технику и имущество, не допускать

недостач и излишков;

правильно и своевременно готовить лекарства по рецептам и требованиям;

соблюдать правила хранения медицинской техники и имущест­ва, своевременно использовать и освежать препараты с ограни­ченными сроками годности;

принимать участие в освежении и пополнении дефектуры не­прикосновенного запаса медицинской техники и имущества;

не реже одного раза в месяц проверять наличие, правильность

хранения, учета и расходования ядовитых и наркотических ве­ществ в медицинском пункте полка и подразделениях полка;

знать табельное медицинское имущество; своевременно произ­водить его текущий ремонт и отправку в мастерские для среднего и капитального ремонта.

33. Фельдшер батальона* отвечает за проведение лечебно-про­филактических мероприятий и осуществление медицинского контроля за условиями жизнедеятельности личного состава бата­льона, обеспечение батальона медицинским имуществом, специальную подготовку медицинского состава батальона. Он подчиняется командиру батальона и является прямым начальни­ком всего личного состава медицинского пункта батальона, а по специальным вопросам выполняет указания начальника медицин­ской службы полка.

Фельдшер батальона обязан:

оказывать медицинскую помощь личному составу батальона и направлять больных, нуждающихся во врачебной помощи, в ме­дицинский пункт полка;

участвовать в амбулаторных приемах больных и в медицинских обследованиях личного состава подразделений батальона, органи­зуемых начальником медицинской службы полка;

осуществлять медицинское обеспечение личного состава бата­льона на занятиях по боевой подготовке и при проведении спор­тивных мероприятий;

вести учет лиц, нуждающихся в диспансерном динамическом наблюдении, своевременно направлять их на обследование, осу­ществлять контроль за условиями труда личного состава;

организовывать мероприятия по сохранению здоровья личного состава батальона, контролировать выполнение им правил личной гигиены;

осуществлять контроль за санитарным состоянием района рас­положения и помещений батальона, а также за доброкачественно­стью используемой воды;

контролировать качество питания личного состава батальона на учениях, полевых занятиях и в пункте постоянной дислокации;

докладывать командиру батальона о случаях и характере забо­леваний, а также о числе больных, направленных в медицинский пункт полка;

проводить занятия по военно-медицинской подготовке в ба­тальоне, осуществлять гигиеническое обучение и воспитание лич­ного состава, пропагандировать здоровый образ жизни в подразде­лениях батальона;

руководить санитарными инструкторами рот;

знать тактико-технические характеристики комплектов меди­цинского имущества и медицинской техники, положенных бата­льону по штату и табелю к штату;

соблюдать правила хранения, сбережения, расхода медика­ментов и использования медицинского имущества, контролиро­вать соблюдение этих правил санитарными инструкторами и санитарами;

вести учет медицинского имущества батальона и представлять по нему установленную отчетность;

проводить телесные осмотры личного состава батальона в бане перед помывкой; осуществлять контроль за банно-прачечным об­служиванием личного состава батальона.

________________

* Фельдшера дивизионов и других подразделений полка выполняют свои обязан­ности применительно к обязанностям фельдшера батальона.

34. Санитарный инструктор роты* отвечает за оказание медицин­ской помощи личному составу роты, за своевременное выявление больных и проведение санитарно-противоэпидемических (профи­лактических) мероприятий в роте. Он подчиняется командиру роты, в порядке внутренней службы - и старшине роты, а по спе­циальным вопросам выполняет указания фельдшера батальона.

Санитарный инструктор роты обязан:

организовывать мероприятия по сохранению здоровья личного состава роты и выполнению им правил личной гигиены; контро­лировать содержание личным составом роты в чистоте одежды, белья и постельных принадлежностей;

контролировать качество воды, используемой личным составом роты, поддержание чистоты и проведение дезинфекции туалета;

оказывать медицинскую помощь больным (получившим трав­мы) в случае отсутствия врача или фельдшера;

представлять больных на осмотр к врачу или фельдшеру после доклада командиру роты, а в случаях, не терпящих отлагательства, лично направлять больных к врачу с последующим докладом командиру (старшине) роты;

осуществлять предписанные врачом лечебные назначения и наблюдать за выполнением больными указаний врача.

35. Должностные лица, заступающие в суточный наряд по медицинскому пункту полка, выполняют свои обязанности в со­ответствии с требованиями Устава внутренней службы Вооружен­ных Сил Российской Федерации.

36. Обязанности должностных лиц медицинской службы во­инской части, не предусмотренные Руководством и другими нор­мативными правовыми актами, утверждаются начальником меди­цинской службы воинской части.

____________________

* Санитарные инструкторы батарей и других подразделений полка выполняют свои обязанности применительно к обязанностям санитарного инструктора роты.

ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ ГАРНИЗОНА

37. Медицинская служба соединений и воинских частей, а так­же медицинские воинские части, учреждения и подразделения, расположенные на территории гарнизона, составляют медицин­скую службу гарнизона. Деятельность медицинской службы гарнизона осуществляется в рамках территориальной системы ме­дицинского обеспечения.

38. Начальник медицинской службы гарнизона назначается приказом начальника гарнизона из числа старших по должности, а при равных должностях - из числа старших по воинскому зва­нию начальников медицинской службы воинских частей и коман­дира (начальника) медицинской воинской части (учреждения) гарнизона.

Этим же приказом назначаются медицинские специалисты гар­низона: хирург , травматолог , терапевт, невропатолог, психиатр (психоневролог), оториноларинголог , офтальмолог , дерматовенеролог, инфекционист, фтизиатр , санитарный врач - из числа начальников (старших ординаторов) лечебно-диагностических от­делений (кабинетов, санитарно-эпидемиологических подразде­лений) одного из лечебных (санитарно-эпидемиологических) учреждений гарнизона, врачей воинских частей, а также гарни­зонная военно-врачебная комиссия (ВВК).

В приказе определяется порядок оказания медицинской помо­щи в медицинских воинских частях, учреждениях и подразделени­ях гарнизона.

39. Медицинская служба воинских частей, расположенных на территории военного городка, составляет медицинскую службу военного городка. Деятельность медицинской службы военного городка осуществляется в рамках территориальной системы меди­цинского обеспечения.

Медицинской службой военного городка руководит начальник медицинской службы военного городка. Он назначается приказом начальника гарнизона из числа старших по должности, а при рав­ных должностях назначается начальник медицинской службы той воинской части, которая имеет штатный медицинский пункт (роту), функционирующий как объединенный медицинский пункт военного городка.

40. Общие обязанности должностных лиц медицинской служ­бы гарнизона определяются Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федера­ции.

41. Начальник медицинской службы гарнизона выполняет свои обязанности в соответствии с требованиями Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации.

Он непосредственно подчиняется начальнику гарнизона и яв­ляется прямым начальником всего личного состава медицинской службы гарнизона, а по специальным вопросам выполняет указа­ния начальника военно-медицинского управления (медицинской службы) вида Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск, военного округа (флота).

42. Начальник медицинской службы военного городка отвечает за организацию и проведение лечебно-профилактических мероприятий и осуществление медицинского контроля за условиями жиз­недеятельности личного состава воинских частей, расположенных на территории военного городка.

Он непосредственно подчиняется старшему военного городка и является прямым начальником личного состава медицинской службы воинских частей военного городка, а по специальным во­просам выполняет указания начальника медицинской службы гарнизона.

Начальник медицинской службы военного городка выполняет свои обязанности применительно к обязанностям начальника ме­дицинской службы гарнизона. Кроме того, он обязан:

проводить на территории военного городка общегарнизонные лечебно-профилактические мероприятия и осуществлять меди­цинский контроль за условиями жизнедеятельности личного со­става воинских частей, расположенных на территории военного городка;

участвовать в осуществлении мероприятий по защите военного городка от ядерного, химического и биологического оружия и ликвидации последствий его применения, а также мероприятий, проводимых в случае аварий на опасных производственных объек­тах, расположенных в районах дислокации воинских частей воен­ного городка;

анализировать заболеваемость личного состава воинских час­тей военного городка и своевременно докладывать старшему военного городка предложения о проведении необходимых меро­приятий медицинской службы;

организовывать медицинское обеспечение воинских частей, расположенных на территории военного городка, не имеющих специалистов медицинской службы, временно находящихся в во­енном городке подразделений (команд) и отдельных военнослу­жащих;

привлекать специалистов медицинской службы воинских час­тей, расположенных на территории военного городка, к проведе­нию лечебно-профилактических мероприятий, медицинского контроля за условиями жизнедеятельности личного состава воин­ских частей, расположенных на территории военного городка, не имеющих штатных специалистов медицинской службы;

распределять обязанности между личным составом медицин­ской службы военного городка, в том числе по работе в функцио­нальных подразделениях объединенного медицинского пункта военного городка;

разрабатывать совместно с начальниками медицинской службы воинских частей, расположенных на территории военного город­ка, согласованные планы проведения углубленного и контроль­ных медицинских обследований личного состава воинских частей, расположенных на территории военного городка;

следить за содержанием больных в объединенном медицин­ском пункте военного городка и периодически проводить врачеб­ные обходы больных с начальником медицинского пункта и врачами воинских частей, расположенных на территории военно­го городка;

совместно с начальником медицинской службы гарнизона уча­ствовать в разработке мероприятий по улучшению санитарного состояния военного городка;

организовывать взаимодействие с учреждениями государствен­ной, муниципальной и частной систем здравоохранения по вопро­сам оказания медицинской помощи военнослужащим, членам их семей и другим гражданам, указанным в п. 15, дератизации объек­тов военного городка;

осуществлять медицинское обеспечение воинских частей, при­влекаемых для проведения гарнизонных мероприятий с участием войск, а также для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

немедленно докладывать старшему военного городка о проис­шествиях, повлекших ранения или смерть военнослужащих, о случаях групповых инфекционных заболеваний в воинских час­тях, расположенных на территории военного городка, и о прини­маемых мерах.

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВНОЕ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

РУКОВОДСТВО

ПО МЕДИЦИНСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА МИРНОЕ ВРЕМЯ

МОСКВА

ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

ПРИКАЗ

начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации - заместителя Министра обороны Российской Федерации № 1

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО МЕДИЦИНСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА МИРНОЕ ВРЕМЯ

1. Утвердить прилагаемое Руководство по медицинскому обес­печению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время.

2. Начальнику Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации до 31 декабря 2001 года привести свои служебные документы в соответствие с прилагаемым Руководством.

3. Признать не действующими в Вооруженных Силах Россий­ской Федерации приказы заместителя Министра обороны СССР - начальника Тыла Вооруженных Сил СССР 1981 года № 74, 1985 года № 1, 1989 года № 64.

4. Приказ разослать до отдельного батальона.

начальник ТЫЛА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

генерал-полковник

В.Исаков

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящее Руководство определяет организацию и порядок проведения медицинского обеспечения Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации в мирное время.

2. Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации - это система мер медицинского, научного, педагоги­ческого, воспитательного и административно-управленческого характера по сохранению и укреплению здоровья военнослужа­щих и граждан, призванных на военные сборы.

3. Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Фе­дерации включает: военно-медицинскую подготовку личного состава, гигиеническое обучение и воспитание военнослужащих, пропаганду здорового образа жизни, медицинский контроль за условиями жизне­деятельности личного состава; лечебно-профилактические мероприя­тия, снабжение медицинской техникой и имуществом.

4. Финансирование расходов, связанных с медицинским обеспе­чением Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется медицинской службой Вооруженных Сил Российской Федерации при участии органов военного управ­ления, командиров (начальников) и военных психологов.

6. Медицинская служба Вооруженных Сил Российской Феде­рации представляет собой систему органов военного управления медицинской службы, воинских частей и учреждений обеспече­ния и охраны органов военного управления медицинской службы, медицинских воинских частей, учреждений и подразделений*.

* Далее в тексте Руководства, если не оговорено особо, под медицинскими воинскими частями, учреждениями и подразделениями понимаются медицинские воинские части, учреждения и подразделения воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе лечебно-профилактические, санитарно-эпидемиологические воинские части, учреждения и подразделения; воинские части, учреждения и подразделения медицинского снабжения; специальные медицинские воинские части, учреждения и подразделения, органы военной печати, военно-учебные заведения, учебные воинские части, научно-исследовательские организации медицинской службы.
Состав, назначение и основные задачи органов военного управления медицинской службы, медицинских воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации опреде­лены Положением об органах управления медицинской службы, медицинских воинских частях и учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время*.

7. Медицинская служба Вооруженных Сил Российской Феде­рации является составной частью государственной системы здра­воохранения и обеспечивает реализацию прав военнослужащих и других граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в со­ответствии с законодательством Российской Федерации.

Медицинская служба Вооруженных Сил Российской Федера­ции осуществляет свою деятельность в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан**, законодательными и иными правовыми актами Рос­сийской Федерации, нормативными правовыми актами Ми­нистерства обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации.

8. Задачи медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время определяются: условиями боевой под­готовки и быта войск (сил); состоянием здоровья и питания, уров­нем и структурой заболеваемости личного состава; санитарно-эпидемиологическим состоянием и климатогеографическими ус­ловиями районов дислокации войск (сил); вероятностью возник­новения крупномасштабных аварий и катастроф.

Основными задачами медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время являются:

подготовка личного состава медицинской службы;

военно-медицинская подготовка, гигиеническое обучение и воспитание военнослужащих, пропаганда здорового образа жизни;

медицинское обеспечение боевой подготовки и повседневной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации;

осуществление в Вооруженных Силах Российской Федерации государственного санитарно-эпидемиологического надзора, меди­цинского контроля за условиями жизнедеятельности личного со­става;

организация и проведение мероприятий по медицинской за­щите личного состава от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, сохранению и укреплению его здоровья; уча­стие в обеспечении безопасности военной службы;

организация и проведение лечебно-профилактических меро­приятий среди личного состава Вооруженных Сил Российской

Федерации; оказание медицинской помощи больным, их лечение ч медицинская реабилитация;

проведение военно-врачебной, судебно-медицинской и судеб-ио-психиатрической экспертизы в случаях и в порядке, преду­смотренных законодательством Российской Федерации;

участие в комплектовании Вооруженных Сил Российской Фе­дерации личным составом;

снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации меди­цинской техникой и имуществом;

научная, изобретательская и рационализаторская работа, изучение и обобщение опыта медицинского обеспечения Вооруженных Сил российской Федерации и вооруженных сил иностранных государств;

научная разработка проблем медицинского обеспечения Воо­руженных Сил Российской Федерации в мирное и военное время;

внедрение в деятельность медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации передовых достижений медицинской науки и практики;

организация статистического учета и представление отчетности в установленном порядке;

устойчивое и эффективное управление силами и средствами медицинской службы;

организация взаимодействия с органами управления и учреж­дениями государственной, муниципальной и частной систем здра­воохранения.

9. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Воору­женных Силах Российской Федерации и на объектах обороны - это деятельность специально уполномоченных органов и учреждений (должностных лиц) медицинской службы Вооруженных Сил Россий­ской Федерации, входящих в государственную санитарно-эпидемиологическую службу Российской Федерации, по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Россий­ской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологиче­ского благополучия личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в целях охраны его здоровья и среды обитания.

10. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации и на объектах оборо­ны организуется и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»*, постановлением Правите­льства Российской Федерации от 23 июня 2000 года № 554 «Об Утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемио-логической службе Российской Федерации и Положения о госу­дарственном санитарно-эпидемиологическом нормировании»** и нормативными правовыми актами Министерства обороны Рос­сийской Федерации.

_________
*Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, с 3295.

11. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации и на объектах оборо­ны включает:

контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляю­щих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нару­шения санитарного законодательства, а также привлечение к от­ветственности лиц, их совершивших;

контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;

проведение санитарно-эпидемиологических расследований, на­правленных на установление причин и выявление условий воз­никновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия личного состава Воору­женных Сил Российской Федерации, государственный учет инфекционных, профессиональных заболеваний, массовых неин­фекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздей­ствием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.

12. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации и на объектах оборо­ны организует Главный государственный санитарный врач Ми­нистерства обороны Российской Федерации, по своим функцио­нальным обязанностям являющийся заместителем Главного госу­дарственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам осуществления санитарно-эпидемиологического надзо­ра в Вооруженных Силах Российской Федерации.

13. Военно-врачебная экспертиза определяет годность по состо­янию здоровья к военной службе граждан, подлежащих призыву на военную службу, поступающих на военную службу по контракту, пребывающих в запасе (резерве) Вооруженных Сил Российской Федерации, и военнослужащих, устанавливает у военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) и уволенных с военной службы причинную связь заболеваний, ранений, травм с военной службой (прохождением военных сборов), определяет виды, объем, сроки осуществления медико-социальной помощи военнослу­жащим и их реабилитации.

Порядок организации и производства военно-врачебной экспертизы определен Положением о военно-врачебной экспертизе* и Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспер­тизы в Вооруженных Силах Российской Федерации** .

Составной частью военно-врачебной экспертизы является врачебно-летная экспертиза, которая решает задачи военно-вра­чебной экспертизы в отношении летного состава авиации Воору­женных Сил Российской Федерации. Порядок освидетельствова­ния летного состава определен Положением о медицинском освидетельствовании летного состава авиации Вооруженных Сил российской Федерации***.

14. Судебно-медицинская экспертиза производится в медицин­ских учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации экспертом судебно-медицинских лабораторий или врачом, при­влеченным для производства экспертизы, на основании постанов­ления лица, производящего дознание, следователя, прокурора или определения суда.

Судебно-психиатрическая экспертиза производится в предназ­наченных для этой цели медицинских учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации.

Порядок организации и производства судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз устанавливается законодате­льством Российской Федерации.

15. Медицинские воинские части, учреждения и подразделения оказывают бесплатную медицинскую помощьвоеннослужащим, членам их семей, гражданам, призванным на военные сборы, а так­же другим гражданам, пользующимся таким правом в соответст­вии с законодательством Российской Федерации.

16. При отсутствии в местностях, где проходят военную службу или проживают военнослужащие, члены их семей и другие граж­дане, указанные в п. 15, медицинских воинских частей, учрежде­ний и подразделений или при отсутствии в них соответствующих отделений либо специального оборудования и в неотложных слу­чаях медицинская помощь оказывается им в учреждениях здраво­охранения, независимо от их территориальной и ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм.

* Постановление Правительства РФ от 20 апреля 1995 года № 390 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» (Собрание законодательства РФ, 1995, № 19,ст. 1758)

** Приказ МО РФ 1995 года, № 315. Зарегистрирован Министерством юстиции РФ 16 октября 1995 года. Регистрационный № 961.

Расчеты за медицинскую помощь, оказанную учреждениями го­сударственной, муниципальной и частной систем здравоохранения военнослужащим, членам их семей и другим гражданам, указан­ным в п. 15, производятся в соответствии с постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года № 1093 «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием меди­цинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом во­еннослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей»* и Инструкцией о порядке оказания медицинской помощи военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации в уч­реждениях здравоохранения и проведения финансовых расчетов с этими учреждениями за оказанную медицинскую помощь**

17. Медицинские воинские части и учреждения могут оказы­вать медицинскую помощь гражданам, в том числе лицам граж­данского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, в системе обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования в соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской-Федерации»*** и на основании нормативных правовых актов Ми­нистерства обороны Российской Федерации.

18. Медицинские воинские части и учреждения могут оказы­вать платные медицинские услуги в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федера­ции «О защите прав потребителей»****, постановлением Правите­льства Российской Федерации от 13 января 1996 года № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими

учреждениями*****и на основании нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации.

*Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 23, ст. 2570.

** Приказ Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоох­ранения и медицинской промышленности Российской Федерации 1995 года № 204/167. Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июня 1995 года. Регистрационный № 879.

***Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1991, №27, ст. 920

**** Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 140.

***** Там же, ст. 194

19. Количество госпитальных коек и число врачебных посещений для оказания медицинской помощи по программам медицинского страхования и платных медицинских услуг устанавливается ежегод­но по каждому включенному в систему медицинского страхования и оказания платных медицинских услуг лечебно-профилактическому учреждению главнокомандующим видом Вооруженных Сил Россий­ской Федерации, командующим родом войск, войсками военного округа (флотом), начальником главного (центрального) управления Министерства обороны Российской Федерации.

20. Порядок учета и расходования денежных средств, получен­ных медицинскими воинскими частями и учреждениями за оказа­ние медицинской помощи по программам медицинского страхования и платных медицинских услуг, определяется законо­дательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.

21. Статистический учет в медицинской службе Вооруженных Сил Российской Федерации организуется в порядке, определяе­мом начальником Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации по согласованию с отделом прогнозирования и информационных систем Мини­стерства здравоохранения Российской Федерации.

Отчетность в медицинской службе Вооруженных Сил Россий­ской Федерации осуществляется в соответствии с табелями сроч­ных донесений, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации и директивами Генерального штаба Воо­руженных Сил Российской Федерации.

Медицинское обеспечение вооруженных сил - совокупность мероприятий военно-медицинской службы по охране здоровья личного состава Вооруженных Сил, своевременному оказанию медпомощи пораженным в боях и больным, быстрейшему восстановлению их боеспособности и возвращению в строй.

Медицинское обеспечение вооруженных сил как в мирное, так и в военное время организуется по планам медицинских начальников, утверждаемым командованием.

В мирное время проводятся лечебно-профилактические, санитарно-гигиенические, а при соответствующих показаниях противоэпидемические мероприятия. Они направлены на укрепление физического состояния военнослужащих, на предупреждение и снижение заболеваемости и оздоровление труда и быта войск.

Медицинское обеспечение боевых действий войск представляет собой сложный комплекс мероприятий в области лечебно-эвакуационной (см. Лечебно-эвакуационное обеспечение войск), санитарно-гигиенической и противоэпидемической деятельности мед. службы, а также в области медицинского снабжения войск.

Перед составлением плана медицинского обеспечения вооруженных сил на боевую операцию медицинский начальник уясняет предстоящую задачу медслужбы в свете боевой задачи войск и оценивает обстановку, выявляя факторы, которые могут влиять на организацию мед. обеспечения войск (соотношение сил, состояние тыла, санитарно-эпидемиологическое состояние войск и района их действий, наличие сил и средств мед. службы, их соответствие предстоящей задаче и пр.), а также местность и состояние погоды. В процессе оценки обстановки делаются выводы, из которых складывается решение медицинского начальника по организации медицинскому обеспечению вооруженных сил, определяются возможные санитарные потери войск (число раненых и больных), их вероятное распределение по эвакуационным направлениям и по периодам боевых действий, устанавливаются рациональная группировка сил и средств мед. службы, объем мед. помощи на этапах мед. эвакуации (см. Медицинская помощь в военно-полевых условиях) и т. п. Для выяснения различных условий местности, которые могут влиять на санитарно-эпидемиологическое состояние войск или на деятельность медслужбы, организуется мед. разведка. Решение мед. начальника по медицинскому обеспечению вооруженных сил оформляется в виде плана, в котором предусматриваются место и сроки развертывания этапов мед. эвакуации, объем оказываемой мед. помощи, распределение сил и средств медслужбы, маневр ими, создание резерва, противоэпидемические мероприятия, порядок снабжения мед. имуществом, мероприятия по противоатомной, санитарно-химической и бактериологической защите и пр. В войсковых соединениях могут составляться отдельные планы лечебно-эвакуационных и противоэпидемических мероприятий. Опыт Великой Отечественной войны показал, что организация медицинского обеспечения боевых действий войск должна осуществляться при строгом учете всех условий, влияющих на деятельность мед. службы и в первую очередь в соответствии с боевой обстановкой.

В современных условиях при оснащении армий новыми видами оружия (термоядерным, бактериологическим, высокотоксичными ОВ), применение которых приводит к возникновению в короткие отрезки времени массовых и разнообразных поражений людей, медицинское обеспечение боевых действий войск приобретает весьма важное значение. Массовость, возросшая тяжесть поражений, наличие среди пострадавших большого числа лиц с комбинированными боевыми поражениями, уязвимость медпунктов и учреждений, необходимость принимать меры по их защите от оружия массового поражения резко увеличивают сложность и объем работы медицинской службы Вооруженных Сил (см.). Появление новых видов оружия, возросшая подвижность войск и их способность наносить мощные удары, частые и резкие перемены обстановки предъявляют к медслужбе ряд высоких требований. Медслужба должна располагать достаточным количеством лечебно-эвакуационных и противоэпидемических средств, обладающих такой подвижностью, которая позволяла бы быстро перемещать их вслед за войсками или в очаги массовых поражений, где требуется оказание мед. помощи большому числу пораженных либо срочное проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий. Огромное значение в условиях современной войны приобретают должная подготовка медицинского состава, а также непрерывное руководство силами и средствами службы в соответствии с боевой, тыловой и медицинской обстановкой и ее изменениями в ходе боевых действий.

См. также Медицинское снабжение.

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВНОЕ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

РУКОВОДСТВО

ПО МЕДИЦИНСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА МИРНОЕ ВРЕМЯ

МОСКВА

ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

ПРИКАЗ

начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации - заместителя Министра обороны Российской Федерации № 1

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО МЕДИЦИНСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА МИРНОЕ ВРЕМЯ

1. Утвердить прилагаемое Руководство по медицинскому обес­печению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время.

2. Начальнику Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации до 31 декабря 2001 года привести свои служебные документы в соответствие с прилагаемым Руководством.

3. Признать не действующими в Вооруженных Силах Россий­ской Федерации приказы заместителя Министра обороны СССР - начальника Тыла Вооруженных Сил СССР 1981 года № 74, 1985 года № 1, 1989 года № 64.

4. Приказ разослать до отдельного батальона.

начальник ТЫЛА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

генерал-полковник

В.Исаков

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящее Руководство определяет организацию и порядок проведения медицинского обеспечения Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации в мирное время.

2. Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации - это система мер медицинского, научного, педагоги­ческого, воспитательного и административно-управленческого характера по сохранению и укреплению здоровья военнослужа­щих и граждан, призванных на военные сборы.

3. Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Фе­дерации включает: военно-медицинскую подготовку личного состава, гигиеническое обучение и воспитание военнослужащих, пропаганду здорового образа жизни, медицинский контроль за условиями жизне­деятельности личного состава; лечебно-профилактические мероприя­тия, снабжение медицинской техникой и имуществом.

4. Финансирование расходов, связанных с медицинским обеспе­чением Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется медицинской службой Вооруженных Сил Российской Федерации при участии органов военного управ­ления, командиров (начальников) и военных психологов.

6. Медицинская служба Вооруженных Сил Российской Феде­рации представляет собой систему органов военного управления медицинской службы, воинских частей и учреждений обеспече­ния и охраны органов военного управления медицинской службы, медицинских воинских частей, учреждений и подразделений*.

* Далее в тексте Руководства, если не оговорено особо, под медицинскими воинскими частями, учреждениями и подразделениями понимаются медицинские воинские части, учреждения и подразделения воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе лечебно-профилактические, санитарно-эпидемиологические воинские части, учреждения и подразделения; воинские части, учреждения и подразделения медицинского снабжения; специальные медицинские воинские части, учреждения и подразделения, органы военной печати, военно-учебные заведения, учебные воинские части, научно-исследовательские организации медицинской службы.
Состав, назначение и основные задачи органов военного управления медицинской службы, медицинских воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации опреде­лены Положением об органах управления медицинской службы, медицинских воинских частях и учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время*.

7. Медицинская служба Вооруженных Сил Российской Феде­рации является составной частью государственной системы здра­воохранения и обеспечивает реализацию прав военнослужащих и других граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в со­ответствии с законодательством Российской Федерации.

Медицинская служба Вооруженных Сил Российской Федера­ции осуществляет свою деятельность в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан**, законодательными и иными правовыми актами Рос­сийской Федерации, нормативными правовыми актами Ми­нистерства обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации.

8. Задачи медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время определяются: условиями боевой под­готовки и быта войск (сил); состоянием здоровья и питания, уров­нем и структурой заболеваемости личного состава; санитарно-эпидемиологическим состоянием и климатогеографическими ус­ловиями районов дислокации войск (сил); вероятностью возник­новения крупномасштабных аварий и катастроф.

Основными задачами медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время являются:

подготовка личного состава медицинской службы;

военно-медицинская подготовка, гигиеническое обучение и воспитание военнослужащих, пропаганда здорового образа жизни;

медицинское обеспечение боевой подготовки и повседневной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации;

осуществление в Вооруженных Силах Российской Федерации государственного санитарно-эпидемиологического надзора, меди­цинского контроля за условиями жизнедеятельности личного со­става;

организация и проведение мероприятий по медицинской за­щите личного состава от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, сохранению и укреплению его здоровья; уча­стие в обеспечении безопасности военной службы;

организация и проведение лечебно-профилактических меро­приятий среди личного состава Вооруженных Сил Российской

Федерации; оказание медицинской помощи больным, их лечение ч медицинская реабилитация;

проведение военно-врачебной, судебно-медицинской и судеб-ио-психиатрической экспертизы в случаях и в порядке, преду­смотренных законодательством Российской Федерации;

участие в комплектовании Вооруженных Сил Российской Фе­дерации личным составом;

снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации меди­цинской техникой и имуществом;

научная, изобретательская и рационализаторская работа, изучение и обобщение опыта медицинского обеспечения Вооруженных Сил российской Федерации и вооруженных сил иностранных государств;

научная разработка проблем медицинского обеспечения Воо­руженных Сил Российской Федерации в мирное и военное время;

внедрение в деятельность медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации передовых достижений медицинской науки и практики;

организация статистического учета и представление отчетности в установленном порядке;

устойчивое и эффективное управление силами и средствами медицинской службы;

организация взаимодействия с органами управления и учреж­дениями государственной, муниципальной и частной систем здра­воохранения.

9. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Воору­женных Силах Российской Федерации и на объектах обороны - это деятельность специально уполномоченных органов и учреждений (должностных лиц) медицинской службы Вооруженных Сил Россий­ской Федерации, входящих в государственную санитарно-эпидемиологическую службу Российской Федерации, по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Россий­ской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологиче­ского благополучия личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в целях охраны его здоровья и среды обитания.

10. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации и на объектах оборо­ны организуется и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»*, постановлением Правите­льства Российской Федерации от 23 июня 2000 года № 554 «Об Утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемио-логической службе Российской Федерации и Положения о госу­дарственном санитарно-эпидемиологическом нормировании»** и нормативными правовыми актами Министерства обороны Рос­сийской Федерации.

_________
*Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, с 3295.

11. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации и на объектах оборо­ны включает:

контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляю­щих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нару­шения санитарного законодательства, а также привлечение к от­ветственности лиц, их совершивших;

контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;

проведение санитарно-эпидемиологических расследований, на­правленных на установление причин и выявление условий воз­никновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия личного состава Воору­женных Сил Российской Федерации, государственный учет инфекционных, профессиональных заболеваний, массовых неин­фекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздей­ствием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.

12. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации и на объектах оборо­ны организует Главный государственный санитарный врач Ми­нистерства обороны Российской Федерации, по своим функцио­нальным обязанностям являющийся заместителем Главного госу­дарственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам осуществления санитарно-эпидемиологического надзо­ра в Вооруженных Силах Российской Федерации.

13. Военно-врачебная экспертиза определяет годность по состо­янию здоровья к военной службе граждан, подлежащих призыву на военную службу, поступающих на военную службу по контракту, пребывающих в запасе (резерве) Вооруженных Сил Российской Федерации, и военнослужащих, устанавливает у военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) и уволенных с военной службы причинную связь заболеваний, ранений, травм с военной службой (прохождением военных сборов), определяет виды, объем, сроки осуществления медико-социальной помощи военнослу­жащим и их реабилитации.

Порядок организации и производства военно-врачебной экспертизы определен Положением о военно-врачебной экспертизе* и Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспер­тизы в Вооруженных Силах Российской Федерации** .

Составной частью военно-врачебной экспертизы является врачебно-летная экспертиза, которая решает задачи военно-вра­чебной экспертизы в отношении летного состава авиации Воору­женных Сил Российской Федерации. Порядок освидетельствова­ния летного состава определен Положением о медицинском освидетельствовании летного состава авиации Вооруженных Сил российской Федерации***.

14. Судебно-медицинская экспертиза производится в медицин­ских учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации экспертом судебно-медицинских лабораторий или врачом, при­влеченным для производства экспертизы, на основании постанов­ления лица, производящего дознание, следователя, прокурора или определения суда.

Судебно-психиатрическая экспертиза производится в предназ­наченных для этой цели медицинских учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации.

Порядок организации и производства судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз устанавливается законодате­льством Российской Федерации.

15. Медицинские воинские части, учреждения и подразделения оказывают бесплатную медицинскую помощьвоеннослужащим, членам их семей, гражданам, призванным на военные сборы, а так­же другим гражданам, пользующимся таким правом в соответст­вии с законодательством Российской Федерации.

16. При отсутствии в местностях, где проходят военную службу или проживают военнослужащие, члены их семей и другие граж­дане, указанные в п. 15, медицинских воинских частей, учрежде­ний и подразделений или при отсутствии в них соответствующих отделений либо специального оборудования и в неотложных слу­чаях медицинская помощь оказывается им в учреждениях здраво­охранения, независимо от их территориальной и ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм.

* Постановление Правительства РФ от 20 апреля 1995 года № 390 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» (Собрание законодательства РФ, 1995, № 19,ст. 1758)

** Приказ МО РФ 1995 года, № 315. Зарегистрирован Министерством юстиции РФ 16 октября 1995 года. Регистрационный № 961.

Расчеты за медицинскую помощь, оказанную учреждениями го­сударственной, муниципальной и частной систем здравоохранения военнослужащим, членам их семей и другим гражданам, указан­ным в п. 15, производятся в соответствии с постановлением Прави­тельства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года № 1093 «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием меди­цинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом во­еннослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей»* и Инструкцией о порядке оказания медицинской помощи военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации в уч­реждениях здравоохранения и проведения финансовых расчетов с этими учреждениями за оказанную медицинскую помощь**

17. Медицинские воинские части и учреждения могут оказы­вать медицинскую помощь гражданам, в том числе лицам граж­данского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, в системе обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования в соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской-Федерации»*** и на основании нормативных правовых актов Ми­нистерства обороны Российской Федерации.

18. Медицинские воинские части и учреждения могут оказы­вать платные медицинские услуги в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федера­ции «О защите прав потребителей»****, постановлением Правите­льства Российской Федерации от 13 января 1996 года № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими

учреждениями*****и на основании нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации.

*Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 23, ст. 2570.

** Приказ Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоох­ранения и медицинской промышленности Российской Федерации 1995 года № 204/167. Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июня 1995 года. Регистрационный № 879.

***Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1991, №27, ст. 920

**** Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 140.

***** Там же, ст. 194

19. Количество госпитальных коек и число врачебных посещений для оказания медицинской помощи по программам медицинского страхования и платных медицинских услуг устанавливается ежегод­но по каждому включенному в систему медицинского страхования и оказания платных медицинских услуг лечебно-профилактическому учреждению главнокомандующим видом Вооруженных Сил Россий­ской Федерации, командующим родом войск, войсками военного округа (флотом), начальником главного (центрального) управления Министерства обороны Российской Федерации.

20. Порядок учета и расходования денежных средств, получен­ных медицинскими воинскими частями и учреждениями за оказа­ние медицинской помощи по программам медицинского страхования и платных медицинских услуг, определяется законо­дательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.

21. Статистический учет в медицинской службе Вооруженных Сил Российской Федерации организуется в порядке, определяе­мом начальником Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации по согласованию с отделом прогнозирования и информационных систем Мини­стерства здравоохранения Российской Федерации.

Отчетность в медицинской службе Вооруженных Сил Россий­ской Федерации осуществляется в соответствии с табелями сроч­ных донесений, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации и директивами Генерального штаба Воо­руженных Сил Российской Федерации.