Схема осложненного предложения. Как составить схему предложения

Научиться быстро анализировать самые сложные предложения и составлять схемы можно на тренингах . Занятия с сентября по конец мая проводятся еженедельно. Кроме вебинаров, вы получите богатый материал для самостоятельной работы.

Но, возможно, вам хватит этой статьи.

Итак. Существует два основных вида схем сложного предложения: вертикальная (её ещё называют развёрнутой) и горизонтальная.

Горизонтальная схема предложения

На горизонтальной схеме придаточные предложения изображаются при помощи круглых скобок, главные – при помощи квадратных, показываются разрывы конструкций, ставятся знаки препинания, стрелками обозначается подчинительная связь (стрелки идут от главного к придаточному предложению). На такой схеме хорошо видны границы предложений, с ее помощью легко объяснить расстановку знаков препинания между предложениями, показать, к какому слову в главном относится придаточное.

Пример.


Я все вспоминаю тот день, когда ты устроилась в цветочный магазин, чтобы заработать денег, когда пришла домой с целой охапкой цветов, когда ты рассказала о более ценных вещах, чем деньги, ты была счастлива в тот вечер, и я подарил тебе вазу для цветов, которая до сих пор стоит на журнальном столике, изображая, что все осталось по-прежнему.

Вертикальная схема предложения


На вертикальной схеме все предложения изображаются пронумерованными прямоугольниками (иногда преподаватели требуют изображать придаточные кружками, а главные - прямоугольниками), фигуры распределяются по уровням подчинения. Связи предложений обозначаются прямыми линиями. Главные предложения, независимо от их местонахождения в тексте, изображаются на первом уровне и связываются линиями. Однородные предложения обводят в овал. На таких схемах не показывают разрывы конструкций, не расставляют знаки препинания. Вертикальная схема наглядно показывает отношения между простыми предложениями в сложном.
Вот вертикальная схема сложного предложения из предыдущего примера.


Инструкция по составлению схемы сложного предложения

  1. Обведите в овал или пометьте маркером все подчинительные союзы и союзные слова.Слова эти придётся выучить. Иначе вы не сможете разбирать сложные предложения.
  2. Подчеркните основы предложений (подлежащие одной чертой, сказуемые двумя чертами).
  3. Пронумеруйте предложения, как показано на рисунках.
  4. Постройте горизонтальную схему.
  5. Постройте вертикальную схему.
  6. Посчитайте количество предложений на схемах и в предложениях. Важно, чтоб оно совпало. Иногда ученики сбиваются при нумерации, в этот момент ошибка должна обнаружиться.

Не отступайте от этого порядка действий, иначе запутаетесь.

Если предложение дано без знаков препинания, то сначала нарисуйте схемы предложения, затем расставьте знаки на схемах и только после этого расставьте знаки в тексте.

Как на схеме сложного предложения показать разрыв конструкции

Если предложение разрывается другим предложением, рисуем как на математике (скобки в скобках). Иногда только скобками невозможно показать структуру предложения, в этих случаях ставят точки, показывающие часть конструкции. Посмотрите на рисунок. На нём показана схема сложного предложения с разрывом конструкции.


Как показать на схеме однородные предложения


Однородные предложения на вертикальной схеме обводите в овал . Так будет видно, что они именно однородные, а не просто соподчинены, например. На горизонтальной схеме однородные главные предложения и однородные придаточные мы показываем стрелками с вопросами. Если у вас нет подчинительной связи, а предложения делает однородными общее слово, тогда на горизонтальной схеме показать, что предложения однородные, вы не сможете. В предложенном примере однородными являются главные предложения.


Как на схеме предложения показать прямую речь


Прямую речь на схеме сложного предложения не показывают, так как она считается осложнением структуры простого предложения внутри сложного. Если прямая речь сама является сложной конструкцией, её схему рисуют отдельно, рядом со схемой основного предложения. То же самое относится и к вставным конструкциям. На рисунке показано, как изображена схема сложного предложения с прямой речью .

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое :

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное :

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Пример синтаксического разбора простого предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся , распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся , распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)


Другой вариант синтаксического разбора

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
  4. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
  5. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
  6. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

Сказуемое

  1. Отмечаем, чем является сказуемое - простым глагольным или составным (именным или глагольным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
    • простое - какой формой глагола;
    • составное глагольное - из чего оно состоит;
    • составное именное - какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

В предложении, имеющем однородные члены.

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

В предложениях с обособленными членами:

Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

В предложениях с обособленными членами речи:

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

В сложносочиненном предложении:

Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

В сложном бессоюзном предложении:

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor

Схемы предложений в русском языке необходимы для объяснения постановки знаков препинания. Также они незаменимы при анализе данной синтаксической единицы, особенно если речь идет о сложном предложении. Прямая речь вызывает трудности почти у каждого школьника. Если на этапе изучения этой темы научиться составлять соответствующее графическое объяснение - совершенно не возникнет проблем в пунктуации. Разберем, что представляет собой схема предложения, пример простого рассмотрим, всех типов сложных, а также единиц с прямой речью. Это поможет наиболее глубоко вникнуть в тему.

Что включает в себя схема предложения

Для начала разберемся, что такое схема предложения и для чего она нужна. Многие считают этот элемент синтаксического разбора лишь прихотью преподавателя, не имеющим никакого смысла. Это не так. Правильно составленное графическое начертание поможет в дальнейшем анализе синтаксической единицы.

Что же должно быть указано при составлении схемы?

  1. Предикативная основа. Главные члены необходимо указывать для того, чтобы доказать, что перед нами действительно предложение (ведь по этому признаку его и отличают от словосочетания), правильно определенные подлежащее и сказуемое помогут отнести синтаксическую единицу к односоставным либо двусоставным.
  2. Если предложение сложное, то указываются союзы, соединяющие его части. Эти же объекты отмечаются, если они употреблены при однородных членах.
  3. Схемы предложений в русском языке могут содержать осложняющие элементы. В следующем разделе разберем, какие именно.

Также стоит сказать, что графическое отображение предложения принято заключать в скобки. В них заключается каждое простое предложение. В квадратные скобки заключаются собственно простые предложения и они же в составе сложносочиненного и бессоюзного. Если речь идет о сложноподчиненной синтаксической конструкции, то главная ее часть заключается в квадратные скобки, а придаточная - в круглые.

Чем осложняется предложение

Как говорилось выше, схема простого предложения может включать осложняющие его элементы. Перечислим их, приведем примеры.

  1. Однородные члены. Они в схеме заключаются в круги. Кроме того, при однородных членах может быть обобщающее слово. Оно обозначается буквой "о", заключенной в круг.
  2. Обособленные определения (причастные обороты): "Растения, требующие тщательного ухода, необходимо раздать на каникулы ученикам". В данном предложении имеет место причастный оборот, стоящий после определяемого слова "растения". Соответственно, он должен быть отражен в схеме, также как и член предложения, к которому относится. [Х, |П.О.|, =]. Это могут быть не только причастные обороты, так же несогласованные определения, согласованные, одиночные и распространенные. А также приложения.
  3. (уточняющие члены предложения, деепричастные обороты, одиночные деепричастия): "Сделав работу по дому, Маша села читать любимую книгу". В данном предложении имеет место деепричастный оборот, который необходимо внести в схему. [|ДО|, - =]. Приведем пример и с уточняющим оборотом. "В деревенском доме, в прохладном погребе, хранились вкусные бабушкины соления". Уточняющее обстоятельство места выделяется запятыми и обозначается на схеме. [Х,|УО|, = -].
  4. Эти синтаксические элементы выделяются запятыми, их также необходимо вносить в схему. Приведем примеры. "Сергей, принеси мне глоток воды". Обращение "Сергей" отображаем так: [О, =]. Также и с вводными словами: "Они, конечно, не послушались родителей". Отражаем вводное слово "конечно" так: [-,ВВ.СЛ, =].

Простое предложение

Схема разбора предложения простого будет нагляднее на примере. Составим ее и дадим полную характеристику синтаксической единицы. "Мы, хромая, подошли к ветхому дому, прятавшемуся среди пышущей зелени".

Для начала необходимо определить грамматическую основу, от этого зависит как характеристика, так и схема предложения. Пример - простое с основой "мы подошли". Вносим основу в схему.

Далее необходимо посмотреть, осложнена ли синтаксическая единица. По наличию знаков препинания можно смело сказать - да. Здесь имеется обособленное одиночное деепричастие "хромая" и причастный оборот "прятавшемуся среди пышущей зелени". Эти элементы и отражаем в схеме.

[-,|Д|, = Х,|П.О.|]. Вот схема предложения, пример которого мы привели в начале раздела. Однако, следует оговориться, что академически она составлена верно, но некоторые преподаватели могут вносить свои требования. Например, независимо от однородности, вписывать все второстепенные члены предложения. Схема тогда разрастается и становится громоздкой. Хотя, порой это необходимо на начальном этапе изучения синтаксиса.

Сложносочиненное предложение

Теперь разберем, что представляют в графическом отображении сложные предложения. Единственная трудность в составлении их схем - определить границы простых частей. Кроме того, необходимо хорошо знать разницу между сложносочиненным и сложноподчиненным предложениями, потому что схемы их кардинально различны. Для начала разберем первый тип. Определим отличительные черты всех схем:

Разберем, что представляет собой схема предложения. Пример такой: "Дождик уже заканчивался, и на небе, блестя неяркими лучами, выглядывало солнышко, дающее надежду на хороший день".

Для начала докажем, что перед нами сложносочиненное предложение. Первая часть имеет предикативную основу "дождик закончился"; вторая - "выглядывало солнышко". Между частями стоит соединительный союз "и", сочинительный. В данном случае он передает значение последовательности событий. Первая часть, хоть и распространенная, ничем не осложнена. Вторая осложнена деепричастным и причастным оборотами. Они обязательно будут внесены в схему. [- =], и […,|Д.О.|,= -,|П.О.|]. Сделаем пояснение: необходимо было в начале второй части поставить многоточие, так как деепричастный оборот расположен в середине (перед ним обстоятельство места "на небе").

Сложноподчиненное предложение

Имеет совершенно иную схему, ее отличия в следующем:

  1. Существует разделение на главную часть и придаточные, причем последние могут находиться в любом месте и даже разрывать главную.
  2. Союз входит в состав простого предложения (вносится в скобку).
  3. Связь между частями может быть различной, поэтому помимо горизонтальной схемы иногда составляется вертикальная.

Разберем конкретные примеры: "Через несколько минут исчезли все домики, которые еще недавно казались сказочными избушками, стоящими на зеленом лугу".

Главную часть от придаточной отличает два аспекта: во-первых, от нее задается вопрос к придаточным, во-вторых, она не содержит в составе союза. Соответственно, первое именно такое. Заключаем его в Второе же предложение - придаточное: в его составе союз (в данном случае союзное слово). Также именно к нему задаем вопрос от слова главной части: "избушки (какие?) которые недавно казались…". Придаточная часть осложнена причастным оборотом. Схема будет такой: [= -], (которые = Х,|П.О.|).

Другой пример: "Дача, где мы отдыхали летом, располагалась в живописном месте, окруженном богатым лесом".

В данном предложении сложность в том, что придаточное «разрывает» главное. В придаточной части есть осложнение - причастный оборот. Схема будет такой: [-, (где - =), = Х,|П.О.|].

Прямая речь в конце предложения

Что представляет собой схема предложения с прямой речью? Как известно, такая синтаксическая единица состоит из собственно чужой речи и слов автора. В зависимости от того, как расположены по отношению друг к другу эти части, и будет выглядеть схема. Скобки квадратные у каждой составляющей единицы - они равноправны.

В предложении: Он сказал: «Пойдем поговорим с глазу на глаз» сначала идут слова автора, а потом прямая речь. Схема будет выглядеть так: [А]: «[П.Р]», так как данная конструкция передает непосредственную речь человека, в конце предложения нередки вопросительные и восклицательные знаки, которые обязательно должны отражаться в схеме.

Примеры: Девушка, повернувшись, спросила: «Который час?». Обратим внимание, что слова автора в данном случае осложнены одиночным обособленным деепричастием. [-,|Д|,=]: «[П.Р.?]».

Юрий громко крикнул: «Спускайся вниз!». [А]: «[П.Р.]!».

Прямая речь в середине предложения

Схема предложения с прямой речью, стоящей в середине, будет такой:

Она встала и громко сказала: «Я не хочу участвовать в этом беспределе!» - после этого покинула гостиную.

[А: [«П.Р.!»] - а].

Обратим внимание, что после прямой речи слова автора необходимо писать с маленькой буквы.

Также, если вопросительного либо восклицательного знака не требуется, после прямой речи ставится запятая.

Пример: Маша прочитала: «Вытирайте ноги», - и вошла в прихожую. [А: «[П.Р.]», - а].

Прямая речь в начале предложения

Прямая речь может начинать предложение. В таком случае схема такая:

«Послушай тихую музыку», - сказал композитор и начал наигрывать неторопливую мелодию.

«[П.Р.]», - [а].

Если прямая речь представляет собой восклицательное или побудительное предложение - запятая не нужна:

«Можно войти?» - послышалось за дверью. «[П.Р.?]» - [а].

«Мы будем пытаться снова и снова!» - подбадривал меня тренер. «[П.Р.!]» - [а].

Теперь вы знакомы с основными типами предложений и их схемами.

    В схемах предложения однородные члены обозначаются кружком. Внутри круга при помощи графического обозначения можно указать, какими членами предложения являются однородные слова.

    Также часто в схемах можно встретить указание союзов, которые идут перед однородными членами предложения и определяю ту или иную пунктуацию.

    Помню, что в школе разные учителя требовали рисовать такие схемы по-разному. Одни просили рисовать линейную схему, а однородные члены заключать в палочки, рамки: / /, / /, / /.

    Другие же настоятельно требовали рисование кружочков.

    Вот некоторые примеры составления схем:

    Это простая схема, когда однородные члены идут друг за другом, между ними могут стоять союзы.

    Это пример предложений с обобщающими словами. Заметим, что обобщающее слово может согласоваться с однородными членами в роде, числе, падеже.

    Если в предложении есть причастный и деепричастный оборот, его также отражают в схеме.

    С однородными членами предложения схема предложения может иметь несколько вариантов.

    В начале предложения расположены однородные члены предложения, затем идет обобщающее слово. Схема будет выглядеть вот так: 1)О,О, О-- обобщ. слово....(Обобщающее слово обозначается кружком с точкой внутри,но я не могу это отобразить).

    В поле, в роще, в кустах-- повсюду слышались птичьи голоса.

    2)Обобщающее слово может быть перед перечислением однородных членов, тогда рисуем вот такую схему:

    Обоб.слово: О, О, О-- ....

    Мы спорили обо всем: об искусстве, религии, науке--и так и не пришли к общему мнению.

    3) После обобщающего слова могут употребляться вводные слова: как-то, а именно,например.Перед этими словами ставится запятая,после них -- двоеточие.

    Обобщ. слово, например: О, О, О--...

    Обобщ.слово, а именно: О, О, О -- ...

    Люди испытали на себе многие стихийные бедствия,как-то: пожары,наводнения, засуху.

    4) После перечисления однородных членов предложения перед обобщающим словом могут употребляться вводные слова: словом, одним словом, короче говоря и т.п. Тогда тире ставится перед вводным словом, а после него --запятая.

    Среди птиц насекомых, в сухой траве-- словом, повсюду чувствовалось дыхание приближающейся осени.

    При составлении схемы предложения все его члены записываются с помощью условных обозначений. Вместо подлежащего рисуется прямая линия, вместо сказуемого - два параллельные линии. Волнистая линия символизирует определение, а пунктирная - дополнение. С помощью точек и тире изображается обстоятельство, а если эти точки и тире заключены в вертикальные чрточки, то это уже - деепричастный оборот. Волнистая линия между вертикальными чрточками - это причастный оборот.

    Однородные члены предложения в схеме рисуются в виде кружков.

    Что бы указать синтаксическую роль однородных членов, внутри кружков можно нарисовать соответствующие линии: пунктирные или волнистые и т.д. Обобщающие слова можно обозначить кружком, в центре которого располагается точка или квадратиком.

    Чтобы составить схему предложения с однородными членами предложения, нужно сделать следующее:

    • Правильно найти однородные члены в предложении и сделать соответствующие пометки (подчркивания: подлежащее - одна черта, сказуемое - две черты, дополнение - пунктир, обстоятельство - пунктир- точка, определение - волнистая линия.
    • Составить схему с учтом синтаксического разбора предложения.

    Например, в предложении: На поляне росли красные, жлтые, голубые цветы однородными определениями будут все имена прилагательные (подчркиваем волнистой линией). А в предложении: Во дворе стоял могучий и раскидистый клн и ронял свои листья на землю два ряда однородных членов: однородные сказуемые (стоял и ронял листья - две черты) и однородные определения (могучий и раскидистый - волнистая линия).

    • На схеме однородные члены предложения мы обозначаем кругом, внутри которого - соответствующее подчркивание.

    Например, схема предложения с рядами однородных членов: Самое главное - читать, вникать в написанное долго и кропотливо

    Под однородными членами предложения понимают такие члены предложения, которые имеют следующие признаки:

    во-первых, речь идет об одинаковых членах предложения. Например, это могут быть обстоятельства, дополнения или подлежащие, то есть любые.

    во-вторых, они связаны между собой сочинительной связью. Это могут быть союзы и, но, или.

    Вот пример предложений с однородными членами:

    В первом предложении однородными являются определения (зеленые, желтые, красные).

    Во втором предложении однородными являются подлежащие (стрижи, журавли, ласточки),

    а в третьем - сказуемые (завяла, засохла, потемнела).

    Схематически однородные члены обозначаются кружочками.

    Вот какие могут быть схемы:

    Составляя схему предложения, его члены обозначаются различными условными знаками, которые мы рассмотрим ниже:

    • однородные члены - круги ;
    • подлежащее обозначается в виде прямой линии;
    • сказуемое - двумя параллельными линиями;
    • дополнение - пунктирной линией;
    • определение - волной (волнистая линия) ;
    • обстоятельство обозначается линией, которая состоит из точек и тире;
    • и другие.

    Используя схему ниже, очень легко составить предложение, содержащее однородные члены, и наоборот, с готового предложения составить правильную схему. Кроме условных обозначений, не стоит забывать и об разделительных знаках, союзах, а также интонации.

    Однородные члены предложения обозначаются при составлении схемы в виде кружочков. Все зависит от предложения. Между этим кружочками могут быть запятые или союзы. Их тоже нужно указать.

    В некоторых школах (у нас в том числе так было) при рисовании схемы предложения с однородными членами внутри кружочков указывают при помощи линейно-точечных изображений какими членам предложения он являются:

    Бывают предложения с обобщающими словами. В данном случае обобщающее слово рисуют в виде большого кружочка ли в виде квадратика:

    При составлении предложения с однородными членами важно помнить, что:

    Однородные члены предложения связаны с одним и тем же словом

    Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос

    При составлении схем каждая часть предложения обозначается определенными фигурами, соответствующими знаками препинания и в них присутствует соединяющая частица (и, или, но, а).

При синтаксическом разборе предложения предполагается построение схемы предложения.

Все три учебных комплекса используют линейные схемы, в которых части сложносочиненного, бессоюзного предложения и главные части сложноподчиненного предложения обозначаются квадратными скобками, а придаточные части СПП - круглыми. При этом в каждой части знаками подчеркивания обозначают подлежащее и сказуемое, в схематическое изображение придаточной части вносят средства связи, от главной части к придаточной ставят вопрос; в линейных схемах принято ставить знаки препинания между частями сложного предложения.

В качестве рабочих во всех учебных комплексах используются такая разновидность линейных схем, в которых символически отображается наличие в предложении осложняющих членов, однако при итоговом разборе предложения эти обозначения уже не используются.

Как уже было сказано, более наглядны для демонстрации связи частей в сложном предложении иерархические (вертикальные) схемы. Их построение предусмотрено комплексами 2 и 3 наряду с линейными и новым учебником комплекса 1. В комплексе 2 для иерархической схемы используют те же условные обозначения, что и для линейной, но придаточные первой степени располагают под главными, придаточные второй степени - под придаточными первой степени и т. д.; эти схемы можно было бы назвать линейно-иерархическими Комплекс 3 использует иерархические схемы, подобные тем, что представлены в нашем описании. Приведем в качестве примера линейную и две иерархических схемы одного и того же предложения:

Япожалел 1 , что я не художник 2 , который может отобразить всю прелесть этого весеннего утра 3 .

Линейная схема:

Иерархическая схема, принятая в новом учебнике комплекса и в комплексе 3:

Новый учебник комплекса 1 предлагает также нетрадиционный вид иерархических схем, используемых в том случае, если придаточное предложение разрывает главное:

Тропинка, которая вывела нас к озеру, внезапно оборвалась.

,

В комплексе 3 для обозначения придаточных предложений вместо прямоугольников используются кружки и овалы.

В практике довузовской подготовки принято использовать именно иерархические схемы.

Существуют такие способы построения схем, при которых союзы, не являющиеся членами предложения, выносят за пределы прямоугольника (кружка) придаточной части, а союзные слова, как члены предложения, помещают внутрь схематического изображения частей.

Так, схема предложения:

Япожалел 1 , что яне художник 2 , который может отобразить всю прелесть этого весеннего утра 3 .

в этом случае будет выглядеть следующим образом:

При построении иерархической схемы части, соединенные любым типом синтаксической связи (сочинительная, подчинительная, бессоюзная), соединяют линиями.

Знаки препинания в иерархические схемы могут вноситься (новый учебник комплекса I, комплекс 2) или не вноситься (комплекс 3).

Синтаксический разбор сложного предложения целесообразно производить по следующей схеме:

I. Разобрать предложение по членам.

II. Разделить предложение на части, пронумеровать части по порядку.

III. Составить схему предложения с указанием средств связи и типов придаточных.

IV. Описать отношения между придаточными: последовательное, параллельное, однородное подчинение.

V. Сделать описательный разбор по следующей схеме:

1. По цели высказывания:

Повествовательное;

Вопросительное;

Побудительное.

2. По интонации:

Невосклицательное;

Восклицательное.

3. По количеству грамматических основ:

1) простое;

2) сложное:

Сложносочиненное,

Сложноподчиненное,

Бессоюзное,

С разными видами связи.

4. По наличию одного или обоих главных членов:

1) двусоставное;

2) односоставное. С главным членом:

а) подлежащим - назывное;

б) сказуемым:

Определенно-личное,

Неопределенно-личное, (- обобщенно-личное),

Безличное.

5. По наличию второстепенных членов:

Распространенное;

Нераспространенное.

6. По наличию пропущенных членов:

Неполное (указать, какой член / члены предложения пропущен / пропущены).

7. По наличию осложняющих членов: 1) неосложненное;

2) осложненное:

Однородными членами предложения (указать какими),

Обособленными второстепенными членами предложения - определениями (в том числе и приложениями), дополнениями, обстоятельствами (выраженными причастным, деепричастным, сравнительным и др. оборотами),

Вводными словами, вводными и вставными конструкциями,

Прямой речью,

Обращением.

При осложнённости предложения прямой речью или вставным предложением они рассматриваются и описываются как самостоятельное предложение.

Образец синтаксического разбора сложного предложения:


Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи.

1 часть: двусоставное (подлежащее шкап, сказуемое был, ПГС), распространенное, полное, осложнено однородными обстоятельствами;

2 часть: двусоставное (подлежащее сырость, сказуемое была,

3 часть: односоставное - неопределенно-личное (сказуемое открывали бы, ПГС), распространенное, полное, неосложненное;

4 часть: односоставное - безличное (сказуемое невозможно было сказать), нераспространенное, полное, неосложненное (другой вариант разбора: двусоставное, неполное - место подлежащего занято придаточным изъяснительным, нераспространенное, неосложненное);

5 часть: двусоставное (подлежащее ель, сказуемое кончается, ПГС), распространенное, полное, неосложненное;

6 часть: двусоставное (подлежащее ель, опущено, сказуемое начинается, ПГС), распространенное, неполное (опущено подлежащее), неосложненное;

7 часть: двусоставное (подлежащее мальчик, сказуемое стояч, ПГС), распространенное, полное, неосложненное;

8 часть: двусоставное (подлежащее тома, сказуемое были, ПГС, опущено), распространенное, неполное (опущено сказуемое), неосложненное.

2__3__4__5 - последовательное подчинение,

2__3__4 - 6 - последовательное подчинение,

2 - 7 - параллельное подчинение,

5 - 6 - однородное подчинение.


Похожая информация.