Шкала Апгар – как проводится оценка новорождённых? Как влияет оценка по шкале Апгар на будущее здоровье ребёнка. Техническая библиотека

Шкала Апгар – это универсальная система быстрой оценки состояния новорожденного. Это самая первая проверка состояния здоровья ребенка, которую проводят в первые минуты его жизни: первая оценка по шкале Апгар определяется через 1 минуту после рождения, вторая – через 5 минут. Таким образом, оценка состоит из двух чисел (баллов), которые выставляет врач-неонатолог при осмотре новорожденного.

Система оценки по шкале Апгар позволяет врачу определить, нужна ли новорожденному специализированная медицинская помощь, реанимация, повышенное внимание или здоровью и жизни ребенка ничего не угрожает. Мамочке, по сути, эта оценка ничего не дает, ведь шкала Апгар предназначена для врачей. Но ведь каждая мама хочет знать все о состоянии здоровья своего ребенка и самостоятельно разобраться в том, что означают эти непонятные цифры. В данной статье поговорим о расшифровке шкалы Апгар – что это такое и что означает каждый конкретный результат, рассмотрим все примеры.

Данная шкала была введена в педиатрическую практику в далеком 1952 году. Разработчиком новой системы определения состояния новорожденных стала американский врач-анестезиолог Вирджиния Апгар, предложившая несколько критериев и систему баллов, которые выставляются врачом-неонатологом при осмотре ребенка. Система состоит из 5 критериев, каждый из которых оценивается от 0 до 2 баллов. Сумма баллов от всех 5 критериев определяет состояние новорожденного в текущий момент и находится в диапазоне от 0 до 10 баллов.

Показатели шкалы Апгар

Система включает в себя 5 критериев, каждый из которых оценивается от 0 до 2 баллов на первой и пятой минуте жизни ребенка. Чем больше баллов в сумме – тем лучше. Наилучший суммарный показатель – 9 и 10 баллов.

Для оценки состояния новорожденного по шкале Апгар используются следующие показатели:

  1. Оценка работы сердца (пульс) – подсчитывают частоту сердечных сокращений в течение 6 секунд, затем умножают на 10 и получают пульс за минуту. У новорожденных сердце работает интенсивнее, чем у взрослых, поэтому в идеале полученный результат должен быть 120-140 ударов в минуту. Оценка 2 балла ставится за результат более 100 ударов в минуту. Оценка 1 балл – менее 100 ударов в минуту (также оценивается необходимость проведения искусственной вентиляции легких). При отсутствии сердцебиения или единичных сердечных сокращениях – оценка 0.
  2. Оценка дыхания – определяется наличие дыхания и его интенсивность. В норме новорожденный делает 40-45 вдохов-выдохов в минуту. Громкий, пронзительный крик ребенка сразу после появления на свет – это 2 балла, замедленное дыхание и негромкий крик или стон после рождения – 1, отсутствие крика и дыхания – 0 баллов и экстренная медицинская помощь. При нерегулярном дыхании об оценке 9/9 или 9/10 говорить не приходится.
  3. Оценка мышечного тонуса – обычно дети после рождения активно размахивает ручками и ножками, получив свободу после тесной позы в мамином животике. Ребенок активно двигается – это 2 балла, слабые движения ручками и ножками – 1 балл, отсутствие движений – 0. В большинстве случаев за показатель мышечного тонуса новорожденные получают 2 балла.
  4. Оценка рефлексов – уже при рождении у ребенка возникают безусловные рефлексы (сосательный, глотательный, хватательный и др.), но самые главные – это крик и вдох. Если малыш громко кричит, вырывается, чихает или даже кашляет – это 2 балла, плохо двигается и слабо реагирует на внешние раздражители – 1 балл, при отсутствии рефлексов – 0.
  5. Цвет кожного покрова – оценивается цвет кожи ребенка, особое внимание ладошкам, ступням, губам и слизистой оболочке рта. При розовом цвете кожных покровов (от светлого до красноватого) оценивается в 2 балла, если замечена синюшность кожи – 1, бледность кожи с синюшным оттенком – оценка 0.

Таблица шкалы Апгар

Результат оценки всех критериев суммируется и получается итоговый результат. Для упрощения результат оценки состояния новорожденного можно представить в виде таблицы.

Параметр Баллы Оценка
ЧСС (пульс) 0 отсутствует
1 менее 100 ударов в минуту
2 более 100 ударов в минуту
Дыхание 0 отсутствует
1 замедленное, нерегулярное
2 нормальное, громкий крик
Мышечный тонус 0 слабый
1 сгибает ручки и ножки
2 активно двигает ручками и ножками
Рефлексы 0 отсутствуют
1 слабые
2 ребенок кричит, вырывается, чихает
Цвет кожи 0 синюшный, бледный
1 розовый, но синюшные ручки и ножки
2 розовый по всему телу

Что значат эти баллы?

Обычно вторая оценка (выставленная на 5-ой минуте жизни ребенка) на 1-2 балла выше оценки на 1-ой минуте – ребенок немного освоился, адаптировался к новым для себя условиям. На первой минуте показатель 7 по шкале Апгар характеризуется как «без видимых патологий», но лучше 8, 9 или 10. Показатель 10 на 1-ой минуте – встречается крайне редко. На 5-ой минуте уже 8 баллов по шкале Апгар считается предельной нормой и ребенка передают матери. При показателях 6/7 и 7/7 врачи проводят дополнительный контрольный осмотр каждые 5 минут в течение 20 минут и смотрят динамику изменений и готовы в любой момент оказать ребенку помощь (т.е. осмотры проводятся на 5-ой, 10-ой, 15-ой, 20-ой минуте жизни ребенка).

Таблица оценки новорожденных

Результат Значение
0/2, 1/2, 2/2 состояние ребенка крайне тяжелое, угрожает жизни новорожденного
2/3, 3/3 критическое состояние через 5 минут после рождения, требуется реанимация или другие меры срочной медицинской помощи
3/4, 4/4 состояние ребенка тяжелое, необходим постоянный контроль со стороны врачей
4/5, 5/6, 6/6 показатель ниже среднего, требуется наблюдение врача не менее 5-7 дней, медицинская помощь по ситуации
5/7, 6/7, 7/8 состояние удовлетворительное, видимых патологий нет, требуется повышенное внимание
8/8 состояние нормы, ребенка передают под мамину опеку
8/9, 9/9, 9/10 очень хороший показатель, самочувствие ребенка отличное
10/10 здоровье идеальное (на практике не встречается)

Исходя из данных таблицы, делаем простой вывод: нормальная суммарная оценка состояния новорожденного по шкале Апгар на 1-ой минуте – 7, 8, 9, 10, на 5-ой минуте – 8, 9, 10. Если у вашего ребенка показатели 7/8, 8/8, 8/9, 9/9, 9/10 или 10/10, то волноваться не стоит, состояние здоровья в полном порядке.

Результаты 5/7, 6/7 и 7/7 не являются показателем ярко выраженной патологии и не говорят о серьезных нарушениях или об инвалидности. Если имеются определенные проблемы, то врач в роддоме обязательно об этом вам расскажет. Однако такие показатели требуют повышенного внимания к ребенку, возможно, потребуется дополнительное обследование.

При оценке 5-6 баллов ребенок нуждается в тщательном наблюдении со стороны врачей, зачастую требуются специальные лечебные мероприятия. После выписки ребенка направляют на осмотр к невропатологу.

При оценке менее 5 баллов состояние оценивается как тяжелое, возникает гипоксия, часто требуется реанимация. Таких детей переводят в стационар и не выписывают до стойкого улучшения состояния до оценки 7 по шкале Апгар.

У недоношенных детей обычно оценка критериев ниже, чем у доношенных, поэтому суммарный бал 6 или 7 является для них неплохим результатом.

Низкий итоговый результат (до 5 баллов) является поводом для беспокойства, но средняя оценка по шкале Апгар (5/7, 6/6, 6/7, 7/7) не должна приводить к панике – просто такие дети нуждаются в дополнительном осмотре у невролога и других специалистов. Этот показатель важен лишь в роддоме и для участкового педиатра, в будущем он на оценку состояния здоровья ребенка не повлияет. Ведь это абсурд думать, что если ребенок часто кашляет и чихает, то это все потому, что на 1-ой минуте жизни он получил всего лишь 6 по шкале Апгар в роддоме.

Понятно, что каждая мамочка хочет услышать об оценке 9 или 10 баллов по данной шкале, некоторые даже начинают завидовать своей соседке по палате в роддоме, у которой ребенку выставили больше. Однако не нужно создавать проблему там, где ее в действительности нет, лучше поберегите силы и нервы для воспитания своего ребенка – они вам ой как понадобятся.

Каждый выпускник отлично понимает, что для успешного поступления на интересующую специальность необходимо качественно подготовится к ЕГЭ 2018 и набрать максимально возможные баллы. Что же значит «хорошо сдать экзамен» и сколько баллов будет достаточно для того, что бы побороться за бюджетное место в том или ином ВУЗе? Об этом пойдет речь в данной статье.

Мы затронем такие важные вопросы:

Прежде всего, важно понимать, что существует:

  • минимальный балл, дающий право на получение аттестата;
  • минимальный балл, позволяющий подать документы в ВУЗ;
  • минимальный балл, достаточный для реального поступления на бюджет по конкретной специальности в определенном университете России.

Естественно, что эти цифры существенно отличаются.

Минимальный аттестационный балл

Минимальные аттестационные баллы ЕГЭ установлены для обязательных предметов – русского языка и математики базового уровня и в 2018составляют:

Преодолев данный порог, но, не дотянув до минимального тестового балла, экзаменуемый получит аттестат, но не сможет подать документы в университет.

Минимальный тестовый балл

Тестовый минимум – это пороговое значение, дающее право на вступление в ВУЗ. Иными словами, лица, преодолевшие тестовый порог теоретически имеют право вступить в борьбу за бюджетные места. Хотя, на практике, вступить с минимальными показателями в высоко котируемые университеты практически нереально.

В 2018 году по всем предметам, кроме русского языка и базовой математики тестовые минимальные баллы ЕГЭ совпадают с аттестационными и составляют:

Предмет

Минимальный тестовый балл

Русский язык

Математика (базовый уровень)

Математика (профильный уровень)

Обществознание

Литература

Иностранный язык

Биология

Информатика

География

Принцип расчета успешности сдачи единого государственного экзамена предполагает, что испытуемый должен продемонстрировать высокий, средний либо достаточный уровень знаний, соответствующий в школьной шкале оценкам «5», «4» и «3».

В случае неудовлетворительного результата, а также при сдаче на балл, который сам экзаменуемый считает для себя недостаточным, выпускникам предоставляется право пересдачи ЕГЭ.

Минимальный балл для поступления на бюджет

Большинство ВУЗов оглашают пороговый балл, необходимый для претендующих на бюджетное место. Это позволяет каждому абитуриенту реально оценивать перспективы поступления и выбирать университеты и специальности с учетом набранных на ЕГЭ баллов.

В 2018 году можно ориентироваться на тот факт, что в прошлом сезоне средние проходные баллы по всем предметам ЕГЭ среди абитуриентов, поступивших в МГИМО и другие высоко котируемые университеты столицы, колебались между пороговым значением 80-90. Но, для большинства региональных ВУЗов РФ конкурентным результатом можно считать уже 65-75 баллов.

Перевод первичного балла в результирующий

Выполняя задания, предложенные в билете ЕГЭ, экзаменуемый набирает так называемые первичные баллы, максимальное значение которых варьируется в зависимости от предмета. При оценивании уровня знаний, такие первичные баллы переводятся в результирующие, которые заносятся в сертификат и являются базовыми при поступлении.

С помощью онлайн калькулятора, вы сможете сопоставить первичные и тестовые баллы по интересующим предметам.

Также как в прошлом году, в 2018 набранные при прохождении ЕГЭ баллы влияют на балл аттестата и, хотя официально таблица сопоставления тестового балла и традиционных оценок, не принята, можно приблизительно сопоставить свои баллы прямо сейчас, используя универсальный калькулятор.

Проходные баллы топ 10 ВУЗов России

суммарный

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Московский физико-технический институт
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Санкт-Петербургский государственный университет
Московский государственный институт международных отношений
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Обратите внимание, что средние проходные баллы по разным специальностям в одном ВУЗе могут существенно отличаться. Эта цифра отображает минимальный балл абитуриентов, поступивших на бюджет, и имеет тенденцию изменяться каждый год. Результаты 2017 года могут служить лишь неким ориентиром для абитуриентов 2018, мотивируя к достижению максимально высоких результатов.

На минимальный проходной балл влияет множество факторов, в числе которых:

  1. общее количество выпускников, подавших заявления и баллы, указанные в их сертификатах;
  2. число абитуриентов, предоставивших оригиналы документов;
  3. количество льготников.

Так, увидев свою фамилию на 20 месте в списке специальности, предусматривающей 40 бюджетных мест, можно с уверенностью считать себя студентом. Но, даже если вы окажитесь в этом списке 45, нет повода расстраиваться, если среди стоящих перед вами числится, 5-10 человек, предоставивших копии документов, ведь скорее всего эти люди настроены на другой ВУЗ и подали документы на эту специальность как на запасной вариант.

// Классификация силы ветра, волнения на море, и видимости на море

Классификация силы ветра, волнения на море, и видимости на море

Шкала бофорта

0 баллов - штиль
Зеркально гладкое море, практически неподвижное. Волны практически не набегают на берег. Вода больше похожа на тихую заводь озера нежели на морское побережье. Над поверхностью воды может наблюдаться дымка. Край моря сливается с небом так, что границы не видно. Скорость ветра 0-0,2км/час.

1 балл - тихий
На море легкая рябь. Высота волн достигает до 0,1 метра. Море по-прежнему может сливаться с небом. Чувствуется легкий, почти незаметный ветерок.

2 балла - легкий
Небольшие волны, высотой не более 0,3 метра. Скорость ветра 1,6-3,3 м/с, его можно почувствовать лицом. При таком ветре флюгер начинает двигаться.

3 балла - слабый
Скорость ветра 3,4-5,4 м/с. Легкое волнение на воде, изредка появляются барашки. Средняя высота волн до 0,6 метров. Хорошо заметен слабый прибой. Флюгер крутится без частых остановок, колышатся листья на деревьях, флаги и проч.

4 балла - умеренный
Ветер - 5,5 - 7,9 м/с - подымает пыль и мелкие бумажки. Флюгер крутится беспрерывно, гнутся тонкие ветви деревьев. Море неспокойное, во многих местах видны барашки. Высота волн до 1,5 метра.

5 баллов - свежий
Почти все море покрыто белыми барашками. Скорость ветра 8 - 10,7 м/с, высота волны 2 метра. Качаются ветки и тонкие стволы деревьев.

6 баллов - сильный
Море во многих местах покрыто белыми гребнями. Высота волн достигает 4х метров, средняя высота 3 метра. Скорость ветра 10,8 - 13,8 м/с. Гнуться тонкие стволы деревьев, и толстые сучья деревьев, гудят телефонные провода.

7 баллов - крепкий
Море покрыто белыми пенистыми гребнями, которые время от времени срываются ветром с поверхности воды. Высота волн достигает 5,5 метров, средняя высота 4,7 метров. Скорость ветра 13,9 - 17,1 м/с. Качаются средние стволы деревьев, гнутся сучья.

8 баллов - очень крепкий
Сильные волны, на каждом гребне пена. Высота волн достигает 7,5 метров, средняя высота 5,5 метров. Скорость ветра 17,2 - 20 м/с. Идти против ветра трудно, разговаривать практически невозможно. Ломаются тонкие сучья деревьев.

9 баллов - шторм
Высокие волны на море, достигающие 10 метров; средняя высота 7 метров. Скорость ветра 20,8 - 24,4 м/с. Гнутся большие деревья, ломаются средние ветки. Ветер срывает плохо укрепленное покрытие с крыш.

10 баллов - сильный шторм
Море белого цвета. Волны обрушаются на берег или о скалы с грохотом. Максимальная высота волн 12 метров, средняя высота 9 метров. Ветер, со скоростью 24,5 - 28,4 м/с, срывает крыши, значительные повреждения строений.

11 баллов - жестокий шторм
Высокие волны достигают 16 метров, при средней высоте 11,5 метров. Скорость ветра 28,5 - 32,6 м/с. Сопровождается большими разрушениями на суше.

12 баллов - ураган
Скорость ветра 32,6 м/с. Серьезные повреждения капитальных строений. Высота волн более 16 метров.

Шкала волнения моря

В отличие от общепринятой двенадцати бальной системы оценки ветра, оценок волнения на море несколько. Общепринятыми являются британская, американская и русская системы оценивания. Все шкалы базируются на параметре, определяющем среднюю высоту значительных волн (по данным сайта savelyev.info). Этот параметр называется Significance Wave Height (SWH). В американской шкале берутся 30% значительных волн, в британской 10%, в русской 3%. Высота волны считается от гребня (верхняя точка волны) до подошвы (основание впадины).
Ниже представлено описание высоты волн.

0 баллов - штиль
1 балл - рябь (SWH < 0,1 м)
2 балла - слабое волнение (SWH 0,1 - 0,5 м)
3 балла - легкое волнение (SWH 0,5 - 1,25 м)
4 балла - умеренное волнение (SWH 1,25 - 2,5 м)
5 баллов - бурное волнение (SWH 2,5 - 4,0 м)
6 баллов - очень бурное волнение (SWH 4,0 - 6,0 м)
7 баллов - сильное волнение (SWH 6,0 - 9,0 м)
8 баллов - очень сильное волнение (SWH 9,0 - 14,0 м)
9 баллов - феноменальное волнение (SWH > 14,0 м)
В этой шкале не применимо слово "шторм". Так как по ней определяется не сила шторма, а высота волны. Шторм определяется по Бофорту.
Для WH параметра для всех шкал берется именно часть волн (30%, 10%, 3%) потому, что величина волн неодинакова. На определенном временном отрезке присутствуют волны, например, 9 метров, а так же 5, 4 и т.д. Поэтому и была принята для каждой шкалы своя величина SWH, где берется определенный процент самых высоких волн. Приборов для измерения высоты волны не существует. Поэтому и нет точного определения балла. Определение условно.
На морях, как правило, высота волны достигает 5-6 метров в высоту, и до 80 метров в длину.

Шкала дальности видимости

Видимость - это предельное расстояние, с которым днем обнаруживаются предметы, а ночью навигационные огни. Видимость зависит от погодных условий. В метрологии влияние погодных условий на видимость определяется условной шкалой баллов. Это шкала является способом указания прозрачности атмосферы. Различают дневную и ночную дальность видимости. Ниже приведена дневная шкала определения дальности видимости.
До 1/4 кабельтова
Около 46 метров. Очень плохая видимость. Густой туман или пурга.
До 1 кабельтова
Около 185 метров. Плохая видимость. Густой туман или мокрый снег.
2-3 кабельтова
370 - 550 метров. Плохая видимость. Туман, мокрый снег.
1/2 мили
Около 1 км. Дымка, густая мгла, снег.
1/2 - 1 миля
1 - 1,85 км. Средняя видимость. Снег, сильный дождь
1 - 2 мили
1,85 - 3,7 км. Дымка, мгла, дождь.
2 - 5 миль
3,7 - 9,5 км. Легкая дымка, мгла, слабый дождь.
5 - 11 миль
9,3 - 20 км. Хорошая видимость. Виден горизонт.
11 - 27 миль
20 - 50 км. Очень хорошая видимость. Горизонт виден резко.
27 миль
Свыше 50 км. Исключительная видимость. Горизонт виден четко, воздух прозрачный.

Правовая задача

12-летний Гонщиков. Катаясь на велосипеде, подаренном ему родителями на день рождения, повредил припаркованный автомобиль. Владелец автомобиля потребовал от родителей Гонщикова в качестве компенсации причиненного вреда – велосипед ребенка.

Правомерно ли требование владельца автомобиля? Ответ обоснуйте.

Всего 10 баллов за правильный ответ и обоснования

Ответ:всего 10 баллов за правильный ответ и обоснования

Ответственность за вред. Причиненный несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, несут его родители, если не докажут, что вред возник не по их вине (2 балла) , поэтому родители должны компенсировать причиненный ущерб из собственных средств (2 балла ), но велосипед является собственностью ребенка, поэтому передаче не подлежит (3 балла ). Родители должны компенсировать причиненный вред либо в денежном эквиваленте, либо путем устранения повреждений (3 балла ).

Перед вами карты

Ответ:

Сделайте выводы на основании данных на картах (по 1 баллу за вывод)

Сформулируйте положительные черты обществ «охотников и собирателей» (по 2 балла за черту). Всего 10 баллов.

Выводы по карте:

Процент людей занимающихся охотой и собирательством неуклонно сокращается – 1 балл

Люди, занимающиеся охотой и собирательством проживают на окраинах «цивилизованного мира» - 1 балл

Положительные черты:

1. отсутствие войн – 2 балла

2. существенного неравенства во власти – 2 балла,



3. существенного неравенства в материальном благополучии – 2 балла,

4. акцент на сотрудничество, а не на войны и соревнование друг с другом – 2 балла.

Всего 10 баллов.

Решите кроссворд. По 1 баллу за правильный ответ. Всего 25 баллов.

По горизонтали

4. Системный подход позволяет рассматривать учебный процесс с точки зрения

7. Дисциплина, где потребители статистически представлены в соответствии с такими социально–экономическими факторами, как возраст, доход, пол, профессия, образование, размер семьи и т.д

15. Виновное противоправное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое праводееспособным (деликтоспособным) лицом или лицами. Влечёт за собой юридическую ответственность

16. Особенность каждого человека

21. Правильное ведение хозяйства

22. Это использование благ в целях удовлетворения потребностей

По вертикали

1. Чувство любви к Родине

2. Способность к познанию и логическому мышлению

3. Отражение целостности картинки объекта познания (чувственно-конкретный образ)

5. Образное название здания, которое является резиденцией президента Соединённых Штатов Америки

6. Оценивание себя

8. Процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации

9. Человек рождается,как биологическое существо, а развивается как....

10. Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг

11. Образ предмета сохраняемый в нашем сосзнании

12. Социальное отношение

13. Форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью

14. Систематическое уменьшение абсолютной численности населения какой-либо страны или территории как следствие суженного воспроизводства населения

15. Знание законов, уважение к ним, умение вести себя в соответствии с ними

17. Публичное шествие людей с плакатами и транспорантами

18. Умозаключение от фактов к общему утверждению

19. Продажа, торговля на рынке

20. Перемещение населения в города

22. Система органов

23. Социальный слой профессиональных управленцев, включенных в организационную структуру, характеризующуюся четкой иерархией, «вертикальными» информационными потоками, формализованными способами принятия решений и тенденцией на особый статус в общности

Решение кроссворда:

Задание Итог
Оценка

Шкала Апгар для оценки состояния здоровья новорождённого ребенка

ЧТО ТАКОЕ ШКАЛА АПГАР?

Таблица оценки состояния здоровья новорожденного ребёнка в первые 5-10 минут жизни с момента появления на свет называется шкалой Апгар . Каждый новорождённый малыш тестируется с помощью этого метода сразу после рождения.

Шкала Апгар помогает акушерам оценить жизнеспособность малыша в первые минуты жизни, исходя из суммы баллов 5 важных критериев: частота сердцебиения, характер дыхания, мышечный тонус, цвет кожных покровов, рефлекторная возбудимость . Если сумма баллов меньше нормы, то за новорожденным ведется более тщательное наблюдение и,в случае необходимости,оказывается экстренная медицинская помощь.

Эта самая первая проверка состояния малыша после появления на свет была предложена Виржинией Апгар (Virginia Apgar) и используется по сей день с 1952 года.
Изначально врач-анестезиолог Апгар предложила оценивать состояние только что родившихся младенцев по разработанной ей шкале для выявления малышей, нуждающихся в срочных мероприятиях по реанимации. Метод оказался настолько простым, эффективным и универсальным,что стал использоваться в акушерской практике по всему миру для комплексной достоверной оценки состояния новорождённого малыша в первые минуты жизни после родов.


КАК ОЦЕНИВАЕТСЯ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НОВОРОЖДЕННОГО В ПЕРВЫЕ МИНУТЫ ЖИЗНИ?

Несмотря на то,что состояние новорожденного ребёнка сразу после рождения оценивается достаточно субъективно на основании акушерского осмотра,суммарная оценка новорожденного по шкале апгар позволяет принять быстрое медицинское решение, предотвращающее угрозу жизни малыша в первые минуты жизни.

Как выставляется оценка каждому из пяти показателей по шкале апгар? 0 баллов по таблице означает отсутствие оцениваемого признака, 1 балл оценивается как средне выраженный признак,а 2 балла по шкале Апгар - отчетливо выраженный признак.



Таблица с показателями (в баллах) состояния здоровья новорожденного по шкале апгар

Сумма выставленных каждому признаку балов определяет клиническую картину состояния здоровья новорожденного малыша. Определяется состояние младенца по значениям шкалы апгар сразу с момента появления на свет и спустя пять минут после рождения. Обычно общее количество баллов по шкале равняется 7-8 (средний без выраженных патологических признаков).

ЗНАЧЕНИЯ ШКАЛЫ АПГАР

Теперь рассмотрим каждый показатель из пяти по шкале Апгар более подробно. Каждый признак состояния здоровья только что родившегося малыша соответствует заглавной букве в английской транскрипции. Используются буквы фамилии врача-анестезиолога АPGАR для краткого обозначения каждого из показателей.

Итак,какая буква соответствуют конкретному признаку состояния здоровья малыша по шкале Апгар:

А – Activity (Muscle Tone) : физическая активность и мышечный тонус младенца . 2 балла по шкале выставляется,если ребенок энергично размахивает ручками и ножками и буквально вырывается из рук врача-акушера. 1 балл - движения не активные и не достаточно частые, а 0 баллов - слабовыраженные или практически не выраженные движения.

Р – Pulse (Heart Rate) : Показатель частоты сердечных сокращений только что родившегося малыша. Если пульс составляет больше 100 ударов (норма - 120-140 ударов) в минуту,то по шкале апгар выставляется оценка 2 балла, если пульс меньше 100 ударов в минуту, то выставляется 1 балл, если сердцебиение отсутствует - выставляется 0 баллов.

G – Grimace (Response to Stimulation)
: показатель
выраженности у малыша безусловных рефлексов . Оценивается реакция малыша на раздражение. Оценка 2 балла по шкале Апгар выставляется,если реакция ребенка на прикосновения моментальная,ярко выраженная, 1 балл - реакция слабовыраженная, о баллов - ребенок не реагирует на раздражение.

A –Appearance (Color)
: показатель внешнего вида малыша,а также - цвета кожи. В норме
у новорожденного цвет кожи - от бледно-розового до ярко- розового. Если цвет кожи у малыша розовый ,то выставляется оценка по шкале 2 балла, не сильно выраженная синюшность - 1 балл, заметно выраженная синюшность (цианоз, вызванный высоким содержанием гемоглобина в крови ,что может являться признаком анемии или гипоксемии) - 0 баллов.

R – Respiration : выраженность крика, дыхание новорожденного малыша . Если ребенок закричал пронзительно и громко сразу после родов,то выставляется 2 балла по шкале Апгар, если наблюдается снижение частоты дыхания и крик заметно слабый - 1 балл, полное отсутствие этих признаков - 0 баллов.

Таким образом,по шкале Апгар выставляются оценки за каждый признак и сумма баллов по пяти признакам является оценочным критерием состояния здоровья новорождённого ребёнка в первые минуты жизни. Акушер оценивает клиническое состояние малыша на первой и на пятой минуте жизни и общая оценка по шкале имеет вид из двух цифр, разделенных дробью (например - 8/8, 9/8, 7/7, 7/8, 5/6, 6/7).

КАК ВЫСТАВЛЯЮТСЯ БАЛЛЫ ЗА КАЖДЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА ПО ШКАЛЕ АПГАР

Часто новорожденному с низкой оценкой (0-3) по шкале требуется немедленная реанимация (стимулировать сердцебиение,дыхание и т.д.)

На практике низкие оценки по шкале Апгар (3 и менее 3) говорят об угрожающем здоровью младенца состоянии,оценка 7 и более - нормальное состояние малыша,а идеальное состояние здоровья новорождённого ребенка (10 баллов) сразу после рождения встречается крайне редко в акушерской практике.

Важно отметить,что часто состояние здоровья малыша спустя пять минут после рождения улучшается (малыш быстро адаптируется к жизни в новой среде и становится более активным) и совокупность баллов по 5 показателям шкалы Апгар через 5 минут выше.
Если же общая оценка по всем показателям шкалы спустя 5 минут наоборот ухудшается,то акушерский
контроль за состоянием здоровья новорожденного усиливается.

В любом случае новорожденному с пятью баллами и меньше по шкале Апгар требуется гораздо более более пристальный акушерский контроль после рождения,чем ребенку, получившему 7,8,9 или 10 баллов.

Тем не менее,если у новорожденного с общей оценкой 5 баллов на первой минуте жизни состояние здоровья улучшается и спустя 5 минут состояние здоровья по шкале апгар равняется 7 и более баллов, то малыш автоматически переходит в категорию детей, за состоянием здоровья которых нет необходимости слишком пристально наблюдать.

Интересно,что малыши,появившиеся н свет с помощью кесарева сечения ,показывают очень хорошие результаты по шкале апгар,так как не проходят достаточно сложный путь рождения через естественные роды . Обычно у кесарят состояние здоровья по шкале апгар 8/8, 8/9 или даже 9/9 баллов спустя 5 минут.

ПРИМЕРЫ РАСШИФРОВКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НОВОРОЖДЁННОГО ПО ШКАЛЕ АПГАР

0/2, 1/2, 2/2 балла – состояние здоровья в первые минуты жизни после рождения, угрожающее жизни новорожденного ребенка.

2/3, 3/3 баллов - (критическое состояние). Состояние здоровья появившегося на свет ребенка (спустя 5 минут),требующее в большинстве случаев реанимационные мероприятия.

3/4, 4/4 баллов (плохое состояние) - Состояние здоровья новорождённого ,требующие пристального внимания акушеров, но имеющее тенденцию к улучшению.

4/5, 5/6, 6/6 баллов (ниже среднего) - Состояние здоровья младенца по шкале апгар, также требующее тщательного наблюдения в ближайшую неделю после рождения малыша.

5/7, 6/7, 7/8 баллов (среднее состояние) - малыш пока достаточно слаб,но состояние здоровья не требует тщательного наблюдения со стороны акушерского персонала.

8/8 баллов (выше среднего,норма) - и без проблем начнет набирать вес ,если с лактацией у мамочки всё в порядке и малыш будет ежедневно получать достаточную порцию грудного молока.

8/9, 9/9, 9/10 баллов (состояние очень хорошее) - самочувствие младенца отличное и медицинскому персоналу нет необходимости пристально наблюдать за малышом.

10/10 баллов - идеальное состояние новорожденного по шкале апгар (редчайшие случаи!)