Сильные и слабые позиции гласных и состав гласных фонем русского языка. Понятие фонетической позиции

Анализируя позицию согласной фонемы, следует помнить, что сильная позиция – это позиция различения, т.е. позиция, в которой обе фонемы, парные по определенному признаку, могут реализовываться, сохраняя свою различительную способность. Позиция <т> перед <о> является сильной позицией по участию голоса и шума, т.к. в данной позиции может выступать парная ей по глухости/звонкости <д>, например: <то>м - <до>м. В позиции же абсолютного конца слова <т> будет находиться в слабой позиции по данному признаку, т.к. в этой позиции невозможно противопоставление фонем <д> - <т>. Однако фонема <т> в позиции абсолютного конца слова оказывается в сильной позиции по твердости/мягкости, т.к. в абсолютном конце слова могут реализовываться как твердая фонема <т 1 >, так и парная ей мягкая фонема <т’ 1 >: <т 1 > <сут 1 >,<сут’ 1 >. Отсутствие в определенной позиции одного из членов пары фонем позволяет рассматривать позицию как слабую, поскольку в ней фонема теряет различительную способность.

Примечание: Сильные и слабые позиции определяются только для фонем, парных по определенному признаку.

Позиция, являющаяся слабой по признаку глухости/звонкости, но сильной по признаку наличия/отсутствия палатализации, обозначается индексом 1 .

Позиция, слабая по признаку твердости/мягкости, но сильная по признаку участия голоса и шума, обозначается индексом 2 .

Позиция согласных фонем, слабая одновременно и по глухости/звонкости, и по твердости/мягкости, обозначается индексом 3 .

По глухости/звонкости

Парные по глухости/звонкости фонемы четко различаются в позиции перед любой гласной фонемой, перед сонорной фонемой и перед сильными фонемами <в> - <в’>. В этих позициях парные согласные фонемы выполняют сигнификативную функцию, т.е. сохраняют способность различать звуковые оболочки слов, словоформ и морфем, например: а́м - <з>а́м; <к>о́лос - <г>о́лос. Данные позиции являются сильными позициями фонем, противопоставленных по глухости/звонкости.

В позиции абсолютного конца слова фонемы, парные по глухости/звонкости, теряют различительную способность, перестают выполнять сигнификативную функцию, т.к. в этой позиции не могут выступать звонкие согласные фонемы, например: до́<г>а – до́<к>а но до́<к 1 >. Позицией нейтрализации, т.е. неразличения шумных звонких/глухих, является также позиция перед любой шумной фонемой, кроме <в> - <в’>. В позиции перед шумными звонкими согласными могут выступать только шумные звонкие звуки, в позиции перед шумными глухими – только шумные глухие, например: у́<з>ок - у́<с 1 >ко; поя<с>о́к – поя<с 1 >ки́. Следовательно, фонемы <з> и <с> утрачивают различительную способность, заменяясь одной слабой фонемой <с 1 >.

Сведения о позициях фонем обобщим при помощи таблицы.

Сильные и слабые позиции согласных фонем

По твердости/мягкости

В сильной позиции могут выступать обе фонемы, парные по признаку твердости/мягкости, сохраняя смыслоразличительную способность. Например, в позиции перед гласной фонемой: <лу́к> - <л’у́к>. Следует отметить, что сильной по твердости/мягкости является и позиция перед <е>, т.к. в этой позиции могут выступать в корневых морфемах как мягкие, так и твердые фонемы, например: <ме́>тр (учитель, наставник) - <м’е́>тр. В позиции абсолютного конца слова, где не различаются глухие/звонкие фонемы, могут выступать как твердые, так мягкие фонемы, парные по данному признаку, например: кро́<фı> -кро́<ф’ı>. Перед заднеязычной фонемой сохраняют свою различительную способность переднеязычные и губные фонемы, имеющие пары по твердости/мягкости, например: Се<рг’>е́й - се<р’г’>е́ ; пле́<т 1 к>а – ся́<т’ı-к>а; со́<пı к>а - сы́<п’ıк>а.

В слабой позиции по твердости/мягкости нейтрализуется из оппозиции фонем по данному признаку, фонемы утрачивают различительную способность. Например, в позиции перед зубной или небно-зубной переднеязычной фонемой может выступать только твердая губная фонема: <п 2 р’>иве́т; о<п 2 р>о́с. В позиции перед твердой переднеязычной фонемой реализуются только твердые зубные фонемы: <з 2 на́л> - <с 2 -на́м’и>. В данной позиции не различаются твердые и мягкие переднеязычные.

Сведения о сильных и слабых позициях согласных фонем, парных по признаку твердости/мягкости, можно представить в виде таблицы:

Сильные позиции по твердости/мягкости Слабые позиции по твердости/мягкости
1. Перед гласной фонемой, в том числе перед фонемой <е> <да́>ма - <д’а́>дя; <со́>к - <с’о́>к; интер<не́>т - <н’е́>т 1. Позиция любой согласной фонемы перед фонемой в пределах одной морфемы (в этой позиции могут выступать только мягкие согласные фонемы): <р’jа´н αı>
2. В абсолютном конце слова пло́<т 1 >- пло́́<т’ 1 >; мо́<л> - мо́<л’> 2. Губные фонемы перед переднеязычными (могут выступать только твердые губные) <п 2 р>а́во; <п 2 р’>еде́л
3. Переднеязычные фонемы перед заднеязычными сте́<нк>а - Сте́<н’к>а; ва́<рк>а - Ва́<р’- к>а 3. Переднеязычные зубные фонемы перед зубными и небно-зубными (перед мягкими фонемами выступают только мягкие аллофоны фонем, перед твердыми фонемами – только твердые аллофоны): <з 2 л’и́т’>; < с 2 л’и́т’>; <з 2 ло́j>; <с 2 ло́j>. Исключение: фонемы <л> - <л’>; <н> - <н’> (см.: «Сильные позиции по твердости/мягкости», № 6)
4. Губные фонемы перед заднеязычными со́<п 1 к>а - сы́<п’ 1 -к>а; ста́<ф 1 к>а - ста́<ф’ 1 -к>а 4. Небно-зубные <р> - <р’> перед губно-зубными и переднеязычными (могут выступать только твердые аллофоны фонем): <р 2 в’о́т 1 >; <р 2 ва́л>
5. Переднеязычные фонемы перед губно-губными фонемами <см>о́й - во<с’м>о́й; то́<рб>а - гу<р’б>а́ 5. Губные согласные фонемы перед губными: <р’и́ф 2 мα 1 > (Им.п.); <р’и́ф 2 м’α 1 > (Д.п., Пр.п.)
6. Фонемы <л> и <л’> перед любой согласной фонемой, кроме ко́<лб>а - па<л’б>а́; по<лк>а́- по́<л’к>а; по́<лн>ый - во́<л’н>ый 6. Заднеязычные фонемы перед любой согласной фонемой: <к 2 ну́т 1 >, <мок 2 н’ α 1 т 1 >
7. Фонемы <н> и <н’> перед фонемами <ж> и <ш> пла<нш>е́т - ме́<н’ш>е; ма<нж>е́т - де<н’ж>а́та

Примечание: Более подробно о слабых позициях согласных по твердости/мягкости см.: Аванесов Р.И.Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956, с. 175-182.

Фонема может находиться в сильной позиции одновременно по глухости/звонкости и по твердости/мягкости. Эта позиция называется абсолютно сильной, например, позиция перед гласной фонемой: <до́>м - <то́>м; <до́>м - и<д’о́>м. Есть позиции, в которых различается глухость/звонкость у парных фонем, но не различается твердость/мягкость, например: <с 2 р>а́зу - <з 2 р>а́зы. В определенных положениях фонема сохраняет способность дифференцироваться от парных по твердости/мягкости, но выступает в слабой позиции по глухости/звонкости, например, в позиции абсолютного конца слова: кро́<ф ı > - кро́<ф’ ı >, шка́<ф ı > - ве́р<ф’ ı >. Абсолютно слабые фонемы выступают в позициях, в которых утрачиваются противопоставления как по глухости/звонкости, так и по твердости/мягкости. Например, шумные переднеязычные зубные в позиции перед шумными переднеязычными зубными и небно-зубными не различаются с парными им по глухости/звонкости и по твердости/мягкости фонемами: <с 3 т>о́н. Фонема <с 3 > находится в абсолютно слабой позиции, т.к. перед шумным глухим согласным может выступать только шумный глухой, а перед твердым зубным согласным в составе корня употребляется только твердый зубной, т.е. нет различения <с>- <з>; <с> - <с’>.

Люди не используют произносимые звуки изолированно. Им это не нужно.
Речь – это звуковой поток, но поток, определённым образом организованный. Важны условия, в которых оказывается тот или иной звук. Начало слова, конец слова, ударный слог, безударный слог, положение перед гласным, положение перед согласным – всё это разные позиции. Будем разбираться, как различать сильные и слабые позиции сначала для гласных, а потом и для согласных.

Сильная позиция та, в которой звук выступает в своём основном виде, когда он не подвергается позиционно обусловленным изменениям.
Для гласных сильная позиция под ударением, а слабая – без ударения .
В безударных слогах гласные подвергаются изменениям: они короче и не произносятся так же отчётливо, как под ударением. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией . Благодаря редукции в слабой позиции различается меньше гласных, чем в сильной.

Звуки, соответствующие ударным [о] и [а], после твёрдых согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным в русском языке признается «аканье», т.е. неразличение О и А в безударном положении после твёрдых согласных.

· под ударением: [дом] – [дам] - [о] ≠ [а].

· без ударения: [да ма´] -дома´- [да ла´] -дала´ – [а] = [а].

Звуки, соответствующие ударным [а] и [э], после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным произношением считается «иканье», т.е. неразличение Э и А в безударном положении после мягких согласных.

· под ударением: [м’эч’] - [м’ач’] – [э] ≠[a].

· без ударения: [м’ич’о´м]- мечо ´ м - [м’ич’о´м]- мячо ´ м - [и] = [и].

· А как же гласные [и], [ы], [у]? Почему о них ничего не говорилось? Дело в том, что эти гласные в слабой позиции подвергаются только количественной редукции: они произносятся более кратко, слабо, но качество их не изменяется. То есть, как для всех гласных, безударное положение для них - это слабая позиция, но для школьника эти гласные в безударном положении проблемы не представляют.

[лы´жы], [в _лу´жу], [н’и´т’и] – и в сильной, и в слабой позициях качество гласных не меняется. И под ударением, и в безударной позиции мы ясно слышим: [ы], [у], [и] и пишем буквы, которыми эти звуки принято обозначать.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

ОРФоэпия. Фонетика. Графика. Классификация звуков, транскрипция

ОРФоэпия как раздел науки о языке.. орфоэпические нормы русского языка.. словесное и логическое ударение..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ. АКЦЕНТОЛОГИЯ
Фонетика (греч. Phone – звук) – раздел языкознания, в котором изучается звуковая сторона языка: звуки человеческой речи, способы их образования, акустические свойства, за

ЗВУКИ РЕЧИ
Звуки речи – это звуки, из которых состоят слова. Звуки речи – это минимальная звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении

Для обозначений звуков используются следующие знаки.
1. Чтобы отличить звук от буквы, звуки заключаются в квадратные скобки – . [а], [о], [л]. В квадратные скобки заключается и весь транскрибируе

ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
В зависимости от способа образования звуки делятся на гласные и согласные. Г л а с н ы е з в у к и состоят только из голоса. При обр

Гласные и согласные звуки
1. При образовании каждого конкретного звука движение органов речи строго индивидуально. Например, при образовании звуков [д], [т] кончик и передняя часть

Согласные звуки
В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-мягкости, 3 непарных твёрдых и 3 непарных мягких согласных

ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
В зависимости от наличия голоса согласные делятся на звонкие и глухие. Звуки, состоящие из шума и голоса, называются з в о н к и м и: [б], [в], [г

ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Согласные звуки делятся на т в е р д ы е и м я к г и е. Произношение твердых и мягких звуков различается положением языка. Сравните, наприм

ЗВУКИ РЕЧИ И БУКВЫ. АЛФАВИТ
Звучащая речь на письме передается при помощи особых графических знаков – букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем. Перечень букв в определенном порядке наз

Звуки речи и буквы
1. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные. Гласных букв 10:

Транскрипция
Транскрипция – это специальная система записи, отображающая звучание. В транскрипции приняты символы: – квадратные скобки, являющиеся обозначением транскрипции.

Гласные и согласные звуки
Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные– это звуки

Способ образования согласных
Согласные– это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка – это два основных способа образования согл

Звонкие и глухие согласные
По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие.

Обозначение мягкости согласных на письме
Отвлечёмся от чистой фонетики. Рассмотрим практически важный вопрос: как обозначается мягкость согласных на письме? В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-м

Место образования согласных
Согласные различаются не только по уже известным вам признакам: · глухость-звонкость, · твердость-мягкость, · способ образования: смычка-щель. Важен последний, ч

Сильные-слабые позиции для согласных. Позиционные изменения согласных
Для всех без исключения согласных сильной позицией является позиция перед гласным. Перед гласными согласные выступают в своём основном виде. Поэтому, делая фонетический разбор, не

Позиционные изменения согласных по глухости-звонкости
В слабых позициях согласные видоизменяются: с ними происходят позиционные изменения. Звонкие становятся глухими, т.е. оглушаются, а глухие – звонкими, т.е. озвончаются. Позиционные изменения наблюд

Уподобление согласных
Логика такая: для русского языка характерно уподобление звуков, если они в чем-либо схожи и при этом оказываются рядом. Выучи список: [c] и [ш] →[ш:] – сшить

Упрощение групп согласных
Выучи список: вств – [ств]: здравствуй, чувствовать здн – [зн]: поздно здц - [сц]: под уздцы лнц - [нц]: солнце

Буквы и звуки
Буквы и звуки имеют разное назначение и разную природу. Но это соотносимые системы. Поэ

УДАРЕНИЕ
Словесное ударение – это выделение большей силой голоса и длительностью произнесения одного из слогов в слове. В русском языке ударение с в о б о д н о е (р а з н о м е

Ударение
Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове. В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с больше

Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.
1. Во многих языках ударение является фикси­рованным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове. Во французском языке ударение всегда па

ПРОИЗНОШЕНИЕ ГЛАСНЫХ
1. Гласные под ударением произносятся отчетливо: бор – [бор], сад – [сат]. 2. В безударном положении гласные звуки, ка

ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ
1. Согласные, парные по глухости-звонкости, могут менять свое качество в зависимости от положения в слове. Звонкие согласные на конце слова и перед глухими оглушаются, т.е. произно

ПРОИЗНОШЕНИЕ СОЧЕТАНИЙ СОГЛАСНЫХ
1. Сочетания сж, зж, сш, зш на стыке приставки и корня, корня и суффикса произносятся как долгие твердые согласные [ж], [ш]: сжать – [ж]ать, везший – ве[ш]ий, н

ПРОИЗНОШЕНИЕ ОКОНЧАНИЙ -ОГО -ЕГО
В окончаниях –ого, -его родительного падежа прилагательных и причастий мужского и среднего рода на месте буквы г произносится звук [в]: доброго – добро[в

ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗАИМСТВОВАННЫХ СЛОВ
1. Перед буквой е во многих заимствованных словах согласные [д], [т], [з], [с], [н], [р] произносятся твердо: антенна – ан[тэ]нна, модель – мо[дэ]

НЕКОТОРЫЕ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
1. У ряда существительных женского рода 1 склонения с ударением на окончании ударение в винительном падеже единственного числа переносится на первый слог: голова

В силу динамического характера русского ударения произносительная энергия между слогами слова распространяется неравномерно. Гласный в ударных слогах произносится чётко, ясно, он находится в сильной позиции . В безударных слогах гласные артикулируются менее чётко и изменяют своё звучание, они редуцируются. Безударная позиция гласных является слабой .

В сильной и слабой позициях могут находиться и согласные звуки. Сильной позицией для согласных является позиция перед гласными [а], [о], [у], [и], слабой – в конце слова, перед глухими и звонкими согласными, в которой парные по глухости – звонкости согласные не различаются, а также позиция согласных перед гласным переднего ряда [э], в которой исключается возможность твердых согласных, парных с мягкими. Для согласного звука [ј ] сильная позиция – в начале слова и перед ударными гласными (юла – [ј ул ъ], райо н – [рај о н], слабая – остальные положения этого звука в слове. Слабый вариант йота – и неслоговое [i] (ма й – [ма i ], ми лый – [ми лыi ]).

[ј] возникает на месте букв е, ё, ю, я, и , когда они обозначают два звука [јэ], [јо], [ју], [ја], [ји].

1) в начале слова: е сть – [јэ ]сть, ё ж – [јо ]ж, ю нга – [ју ]нга, я блоко – [ја ]блоко;

2) после гласных: ка ю та – ка[ју ]та, ма я к – ма[ја ]к, мо и – мо[ји ],

3) после разделительных Ъ и Ь: съ е л с[јэ ]л, соловь и солов[ји ].

ФОНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН В ОБЛАСТИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Редукция (лат. reductio, от reducerе «приводить обратно», «возвращать»; «сокращать, уменьшать») – это ослабленная артикуляция звука и изменение его звучания.

Редукция характерна для всех гласных звуков. Редукция бывает количественная и качественная.

Редукция количественная – это уменьшение долготы и силы звучания гласного в безударном слоге. Количественно редуцируются гласные [и], [ы], [у]: [сын – сыны – сын вја ], [су днъ – суда – судΛ во i].

Редукция качественная – это ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге.

Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах, т.е. во втором предударном, третьем предударном, в первом заударном, втором заударном и т.д. (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.

Безударные гласные [а, о, э] произносятся короче и меняют своё качество:

в слабой позиции первой степени, т.е в первом предударном они сокращаются в 1,5-2,5 раза;

в слабой позиции второй степени гласные [а, о, э] сокращаются в 4-5 раз.

Степень редукции зависит от стиля (манеры) произношения человека, от его территориальной принадлежности.

В слове согласные могут занимать разные позиции. В одних позициях согласные противопоставляются друг другу по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости; такие позиции называются сильными. Позиции согласного перед гласными и перед сонорными являются сильными по звонкости-глухости (т. е. звонкие и глухие согласные здесь всегда различаются): д ам – т ам, б ил – п ил, з лой – с лой, д рель – т рель. Позиции согласного перед гласными (кроме [э]) являются сильными также по твёрдости-мягкости: м ал – м ял,л ук – л юк, б ыть – б ить, в ол – в ёл (но перед [э] возможен как мягкий, так и твёрдый согласный звук: сер – сэр; метр (единица измерения; произносится с мягким [м"]) –метр (учитель, мастер; произносится с [м] твёрдым).

Позиции, в которых согласные не противопоставлены по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости, называются слабыми. Так, слабой по звонкости-глухости является позиция согласного в конце слова: звонкие и глухие согласные произносятся здесь одинаково – глухо (ср. сток и стог , прут и пруд ). Перед звонкими согласными все согласные, парные по звонкости-глухости, произносятся как звонкие (ср. з десь и с делать: в обоих словах в позиции перед звонким [д"] произносится звонкий [з"]), а перед глухими – как глухие (ср. труб ка и шап ка: в обоих словах в позиции перед глухим [к] произносится глухой [п]).

Позиция перед мягкими губными и зубными, а также перед является слабой для согласных, парных по твёрдости-мягкости: в этой позиции согласный часто произносится мягко. Сравните: [с"н "]ег, ко [н "с"] ервы, бо[м "б"]ить. [д"в"]ерь, гa (твёрдые согласные <с>, <н>, <м>, <д>, <в> произносятся в этих словах мягко).

В одном и том же слове, но в разных его формах согласные могут чередоваться друг с другом – в зависимости от того, в какой позиции они оказываются: согласные звонкие перед гласными чередуются с глухими в позиции конца слова, глухие чередуются со звонкими в позиции перед звонкими, твёрдые чередуются с мягкими в позиции перед мягкими согласными. Такие чередования звуков называются позиционными. Они не нарушают морфологической целостности слова и на письме не отражаются. Сравните: труб а–труб (произносится [труп ]), косит ь–косьб а (произносится [каз "ба]), трав а–трав ка (произносится [траф къ]), бо[м б]а–о бо[м "б]е, [д "в"]е– [дв]умя.



Некоторые чередования характеризуют не современную фонетическую систему, а её состояние в прошлом; такие чередования называются историческими. Они закреплены за определёнными морфологическими формами и отражаются на письме в виде разных букв. Сравните: свет ить – свеч у, буд ить – буж у, стерег и – стереж ёт и под. Такие чередования не обусловлены позицией звука: и перед <и>, и перед <у> возможны как [т"], [д"], [г"], так и [ч], [ж] (сравните: светить–точить, стерегу–бужу и т. п.). (Подробнее об исторических чередованиях см. ниже, § 94–97.)

Выпадение согласных.

В некоторых позициях при произношении происходит выпадение согласных звуков. Как правило, не произносятся звуки д и т в сочетанияхздн и стн , например: праздн ик, устн ый. Кроме того, в отдельных словах происходит выпадение согласного звука при стечении других согласных, например: солнце, сердц е, счаст лив, здравст вуй (сравните: солнышко, сердечко, счастье, поздравить, где звукил, д, т, в произносятся).

Для проверки написания слов с непроизносимыми согласными нужно подобрать родственные слова или формы слов, где данные сочетания согласных были бы разделены гласным или стояли бы в конце слова, например: уст ный – уст а – уст (род. падеж).

Упражнение 72 . Устно ответьте на данные вопросы.

1) Какая добавочная работа языка создаёт мягкость согласных звуков: д – д", л - л", з –з", г – г", х – х", б – б", м – м"? 2) Какие согласные звуки русского языка являются только твёрдыми? 3) Какие согласные являются только мягкими? 4) После каких согласных в русских словах не может быть звука ы ? После каких – звука и ?

73 . Прочтите; укажите мягкие согласные и объясните, как их мягкость обозначена на письме.

Чем громче о тебе галдёж,

Тем умолкай надменней.

Не довершай чужую ложь

Позором объяснений. (Б. П а с т е р н а к.)

74 . Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните, почему в одних случаях мягкость согласного обозначается буквой ь, а в других – не обозначается.

1) Ве...ви сирени закрыли весь домик. 2) Ки...ти белых цветов выделялись на тёмной зелени. 3) Ма...чики искали че...вей для рыбной ловли. 4) Агроном...делал доклад о бо...бе с вредителями садов и огородов. 5) Во...ми пи...ма и опусти их в по...товый ящик. 6) Столы были покрыты белыми скате...тями. 7) На собрании говорили о ко...бе и моло...бе яровых. 8) Охотники выследили большого ме...ведя. 9) Ра...ве ра...ше здесь была уса...ба? 10) В ящике были гво...ди. 11) Се...дь шла косяками. 12) Но...ной воздух был свеж.

75 . Измените данные слова так, чтобы выделенные согласные смягчились, и напишите. Устно объясните, почему между мягкими согласными пишется ь .

Письм о – в письм е; борьб а, молотьб а, тюрьм а, косьб а, просьб а, резьб а, тесьм а, сурьм а, пальм а, пальб а, усадьб а, возьм у, Кузьм а, восьм ой.

76 . Спишите и подчеркните стоящие рядом мягкие согласные. Устно объясните, почему между ними нет ь .

Червяк, ветвистый, медведи, костистый, разве, если, смерть, прости, простите, области, челюсти, повести, трости, почести, во сне, верфи, гвозди, мысли, казни, болезни, зеленщик, фонарщик, каменщик, ночной, почка, дочка, печка, кончить, учти, прочти, вычти.

77 . Прочтите выразительно; укажите, какие звуки обозначают выделенные буквы.

Е сли мальчик

лю бит труд,

в книжку паль чик,

про такого

пишут тут:

хороши й мальчик.

(В.В. Маяковский.)

78. Установите по программе и учебникам начальной школы, с какими случаями обозначения мягкости согласных знакомятся учащиеся I и II классов.

79. Укажите, в каких словах имеются непроизносимые согласные; измените, где возможно, указанные слова так, чтобы эти согласные произносились.

1) Солнце ярким светом залило все окрестности. 2) Радостно чувствовали себя ребята на чистом воздухе. 3) Гигантские сосны глухо шумели своими верхушками. 4) Характер местности вдруг резко изменился. 5) Поздним вечером мы возвращались домой. 6) У окна стояла лестница. 7) Кто-то хлестнул меня веткой. 8) От леса пронёсся ветерок – вестник грозы.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Фонемы попадают в разные произносительные условия (позиции). Позиция – это условия реализации фонемы в речи. Эти условия включают: непосредственное фонетическое окружение (звуковые сочетания), место в составе слова (начало, конец, внутри морфемы, на стыке морфем), положение по отношению к ударению. В одних произносительных условиях фонемы не меняют своего звучания, а в других – меняют. В зависимости от того, в какой позиции находятся фонемы, он в разной степени дифференцируют формы. Например, фонемы /а/, /о/, находясь под ударением, различают слова: дам, дом , а, находясь в безударной позиции, они утрачивают такую способность: дома [дΛма] (ср. дама [дамъ]).

Различают позиции максимальной дифференциации (сильные позиции) и позиции минимальной дифференциации (слабые позиции). Эти позиции фонем разграничиваются в зависимости от того «сохраняет» или «утрачивает» фонема свое «лицо». Сильная позиция – это позиция, благоприятная для выполнения фонемой ее функций, позиция, в которой различается (противопоставляется) наибольшее количество фонем и в наибольшей степени дифференцируются формы. Фонема выступает здесь в своем основном облике, сохраняет свое отличие от всех других фонем, что позволяет ей наилучшим образом выполнять свои функции. В этой позиции не происходит совпадение фонем, которое приводит к неразличению форм.

Сильной позицией называют такую позицию, в которой возможны все фонемы, входящие в данную оппозицию. Так, позиция перед гласным является сильной позицией для согласных фонем в русском языке, так как в этой позиции возможны как звонкие, так и глухие согласные фонемы: [т]ом, [д]ом. Слабая позиция – это позиция, в которой возможны не все фонемы, входящие в данную оппозицию. Так, в русском языке конец слова – слабая позиция для оппозиции звонкость/глухость, поскольку звонкие согласные здесь невозможны: ко[т], код [кот].

Сильная позиция для гласных русского языка это позиция под ударением.

Сильная позиция для согласных (по признаку глухости/звонкости) в русском языке – позиция перед гласными, сонорными и звуком [в]: [т]ом – [д]ом; [п]ар – [б]ар; [п]раво – [б]раво; [з]лой - [с]лой; [Т]верь – [д]верь и т.д.

Для твердых и мягких согласных в русском языке сильная позиция – позиция конца слова и позиция перед гласными (кроме [е]): ес[т] – ес[т’]; бра[т] – бра[т’]; ко[н] – ко[н’]; [м]ал – [м’]ял; [н]ос – [н’]`ёс и т.д.

Слабая позиция это позиция, неблагоприятная для выполнения фонемой ее функций, т.е. позиция, в которой различается (противопоставляется) меньшее, чем в сильной позиции, количество фонем и в меньшей степени различаются формы, поскольку фонемы имеют ограниченные возможности для выполнения своей различительной функции. В этой позиции происходит совпадение фонем, которое приводит к неразличению форм и к нарушению смыслоразличения. Для гласных слабой позицией является позиция в безударном слоге. В этой позиции происходит совпадение двух или более фонем в одном звуке (либо в результате редукции, либо под воздействием соседних звуков).

Для глухих/звонких согласных в русском языке слабой позицией является позиция конца слова, где они не различаются, совпадая в одном звуке.

В слабой позиции имеет место устранение различий между фонемами – нейтрализация фонологических противопоставлений. Например, фонологическое противопоставление звонкой фонемы /з/ и глухой фонемы /с/ нейтрализуется на конце слова: ср. козы – коз [кос] и косы – кос [кос]. Фонемы /з/ и /с/ на конце слова совпали в одном звуке [с]. Фонему, которая появляется в слабой позиции, некоторые ученые предлагают называть «архифонемой».

Слабой позицией для глухих/звонких согласных в русском языке является также позиция «перед» шумными. В этой позиции происходит ассимиляция по глухости/звонкости. Ср. просить – просьба [проз’бъ]; сказать – сказка .

Для твердых/мягких согласных в русском языке слабой позицией является позиция перед [е], в которой исключается возможность употребления твердых согласных, парных по твердости/мягкости: окно – в окне [в Λкн’е]. Слабой является также позиция перед [j]: ворон – воронье [върΛн’jо].

В отечественной фонетике различают несколько типов аллофонов в зависимости от характера выполняемой ими функции, места в слове, соседства с другими звуками, ударности и безударности:

1) Вариации (или оттенки фонемы, по Л.В.Щербе), это аллофоны, появляющиеся в сильной позиции в условиях позиционной обусловленности. Для гласных, например, это позиция под ударением в соседстве с мягкими согласными. Ср. вариации фонемы /а/ в словах пятый, пять . Вариации представляют собой такие позиционные модификации фонем, которые не утрачивают своей различительной функции и являются практически тождественными основному виду фонемы, поэтому их иногда называют «звуковыми синонимами» основного вида фонемы.

2) Варианты, появляющиеся в слабой позиции фонемы в условиях ее позиционной обусловленности. Варианты – это такие модификации фонемы, которые совпадают с другой фонемой, совпадая с ней в своем качестве. Выступая в роли заменителя двух (или более) фонем, вариант теряет частично свою способность различать значения слов, являясь «звуковым омонимом» совпавших фонем. (См. примеры с совпадением /а/ и /о/ в безударной позиции или /з/ и /с/ на конце слова).

Как установить, к какой фонеме принадлежит вариант в слабой позиции? Некоторые ученые считают, что надо изменить слово так, чтобы в той же самой морфеме этот вариант выступал в своем основном виде, т.е. оказался бы в сильной позиции. Ср. дома [дΛма] – дом . Делается вывод, что в слове дома [дΛма] представлена фонема /о/.

В том случае, когда вариант выступает только в слабой позиции, т.е. когда он не чередуется со звуком в сильной позиции (при неподвижности ударения или неизменяемости слова), например, в слове собака [сΛбакъ], считается, что звук (в данном случае [Λ]) является вариантом одной из фонем, входящих в гиперфонему, т.е. «над-единицу» разных фонем (в данном случае фонем /о/ и /а/). Гиперфонема в приведенном случае обозначается как о/а.

Фонемы выполняют дистинктивную (различительную) функцию. Дистинктивная функция включает в себя перцептивную (опознавательную) и сигнификативную (смыслоразличительную) функции. Перцептивная (от лат. perceptio – ‘восприятие’) функция фонемы – это функция доведения экспонентов слов и мофем до восприятия. Она дает возможность отождествлять слова или морфемы. В сфере перцептивной функции звуковые элементы связаны отношениями контраста.

Сигнификативная (от лат. significare – ‘обозначать’) функция фонемы это смыслоразличительная функция, т.е. функция различения значимых элементов языка. В сфере сигнификативной функции звуковые элементы связаны отношением оппозиции.

Выполняя эти функции, фонемы могут выступать в сильной и слабой позиции. Различают:

1) перцептивно сильные позиции;

2) перцептивно слабые позиции;

3) сигнификативно сильные позиции;

4) сигнификативно слабые позиции;

1) В перцептивно сильной позиции фонема выступает в своем основном облике (по которому она и определяется).

2) В перцептивно слабой позиции фонема выступает в своих аллофонах –в вариациях.

3) В сигнификативно сильной позиции фонема выступает в своем основном облике.

4) В сигнификативно слабой позиции фонема выступает в своих аллофонах – в вариантах.