Синтаксический разбор предложения. Синтаксический разбор предложения в онлайн режиме

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое :

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное :

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Пример синтаксического разбора простого предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся , распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся , распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)


Другой вариант синтаксического разбора

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
  4. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
  5. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
  6. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

Сказуемое

  1. Отмечаем, чем является сказуемое - простым глагольным или составным (именным или глагольным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
    • простое - какой формой глагола;
    • составное глагольное - из чего оно состоит;
    • составное именное - какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

В предложении, имеющем однородные члены.

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

В предложениях с обособленными членами:

Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

В предложениях с обособленными членами речи:

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

В сложносочиненном предложении:

Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

В сложном бессоюзном предложении:

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor

Синтаксический разбор предложения - это разбор предложения по членам и частям речи. Выполнить синтаксический разбор сложного предложения можно по предложенному плану. Образец поможет правильно оформить письменный анализ предложения, а пример раскроет секреты устного синтаксического разбора.

План синтаксического разбора предложения

1. Простое, простое, осложненное однородными членами, или сложное

2. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.

3. По интонации: восклицательное или невосклицательное.

4. Распространенное или нераспространенное.

5. Определите ПОДЛЕЖАЩЕЕ. Задайте вопросы КТО? или ЧТО? Подчеркните подлежащее и определите, какой частью речи оно выражено.

6. Определите СКАЗУЕМОЕ. Задайте вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? и т.д. Подчеркните сказуемое и определите, какой частью речи оно выражено.

7. От подлежащего задайте вопросы к второстепенным членам предложения. Подчеркните их и определите, какими частями речи они выражены. Выпишите словосочетания с вопросами.

8. От сказуемого задайте вопросы к второстепенным членам. Подчеркните их и определите, какими частями речи они выражены. Выпишите словосочетания с вопросами.

Образец синтаксического разбора предложения

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.

Это предложение сложное, первая часть:

(что?) небо - подлежащее, выражено существительным в ед. ч., ср. р., нар., неодуш., 2 скл., и. п.
(что делало?) дышало - сказуемое, выражено глаголом несов. вид., 2 спр., в ед. ч., прош. вр., ср. р.
дышало (чем?) осенью - дополнение, выражено именем существительным в ед. ч., ж. р., нариц., неодуш., 3 скл., т. п.
дышало (когда?) уж - обстоятельство времени, выражено наречием

вторая часть:

(что?) солнышко - подлежащее, выражено существительным в ед. ч., ср. р., нар., неодуш., 2 скл., и. п.
(что делало?) блистало - сказуемое, выражено глаголом несов. вид., 1 спр., в ед. ч., прош. вр., ср. р.
блистало (как?) реже - обстоятельство образа действия, выражено наречием
блистало (когда?) уж - обстоятельство времени, выражено наречием

Пример синтаксического разбора предложения

Они, то косо летели по ветру, то отвесно ложились на сырую траву.

Это предложение простое.

(что?) они - подлежащее, выражено местоимением мн. ч., 3 л., и. п.
(что делали?) летели - однородное сказуемое, выражено глаголом нес.вид, 1 спр., мн. ч.. прош. вр..летели
(что делали?) ложились - однородное сказуемое, выражено глаголом нес.вид, 1 спр., мн. ч.. прош. вр..
летели (как?) косо - обстоятельство образа действия, выражено наречием.
летели (как?) по ветру- обстоятельство образа действия, выражено наречием
ложились (как?) отвесно- обстоятельство образа действия, выражено наречием
ложились (куда?) на траву- обстоятельство места, выражено именем существительным нариц., неодуш., в ед. ч., ж. р., 1 скл.,в в.п. с предлогом
траву (какую?) сырую - определение, выражено именем прилагательным в ед. ч., ж.р., в.п.

Задания, связанные с синтаксическим анализом текста, вызывают затруднения у школьников и студентов филфака. Грамотно проведенный синтаксический разбор предложения требует достаточно обширных знаний в области русского языка. Но, обладая базовыми понятиями, можно с успехом справиться с заданиями.

Что такое синтаксический разбор предложения

Синтаксический разбор – это анализ предложения по следующим критериям:

  1. Вид по цели высказывания.
  2. Вид по эмоциональной окраске.
  3. Количество основ (далее простое и сложное предложения разбираются согласно определенному порядку).
  4. Характеристика членов предложения.
  5. Конструкции, осложняющие предложение (если они есть).
  6. Пунктуационный разбор.
  7. Схема (если требуется).

Синтаксический разбор предложения бесплатно онлайн

Найти программу, способную правильно выполнить синтаксический разбор в полном объеме с учетом всех нюансов, достаточно трудно. Но все же в сети есть несколько сервисов, которые помогут в решении проблемы.

Ресурс Seosin.ru – наиболее популярный из имеющихся. При введении предложения в соответствующее окно можно получить синтаксический анализ текста.

Если для разбора требуется провести семантический анализ, лучше всего воспользоваться программой известной биржи «Advego».

Получить онлайн решение можно также от специалистов – филологов и лингвистов. Для этого нужно зайти на соответствующий форум (http://gramota.ru/, https://lingvoforum.net/,http://lingvo.zone/). Профессионалы обязательно помогут с разбором и дадут исчерпывающий ответ на самый сложный вопрос.

Сделать синтаксический разбор самостоятельно

Постичь все премудрости разбора можно, если внимательно прочитать приведенную ниже информацию и немного потренироваться.

I. Цель высказывания

В зависимости от цели, предложения делятся на:

  1. повествовательные (передают информацию, что-то сообщают, утверждают или отрицают. В конце таких предложений стоит точка или восклицательный знак);
  2. вопросительные (содержат вопрос, в конце ставится (обязательно!) вопросительный знак);
  3. побудительные (содержат побуждение, призыв, просьбу, требование). Характерны побудительная интонация, использование глаголов повелительного наклонения, частицы пусть, пускай, давай.

II. Эмоциональная окраска

Показателем является наличие восклицательного знака. Есть он – предложение восклицательное , нет – невосклицательное . Любое из предложений по цели высказывания может стать восклицательным.

III. Количество грамматических основ

По наличию основ предложения бывают простые и сложные . К простым относят те, в которых 1 грамматическая основа.

Соответственно в сложном предложении должно быть 2 или более основ.

III. 1. Порядок разбора простого предложения

Следует указать вид предложения по наличию главных членов.

К главным членам относятся подлежащие и сказуемое.

Подлежащее отвечает на вопросы кто и что? Может быть выражено практически любой частью речи.

Сказуемое отвечает на вопросы что делает, что такое этот предмет, кто он такой, каков он, в каком состоянии находится? Также может быть выражено различными частями речи.

К второстепенным членам относятся дополнение (отвечает на вопросы косвенных падежей), определение (какой? чей?) и обстоятельство (где? когда? куда? сколько? и т.д.)

III. 1.1 Распространенные и нераспространенные предложения

Если предложение содержит только главные члены – оно нераспространенное . Если в предложении есть хотя бы один второстепенный член – распространенное .

III. 1.2. Односоставное или двусоставное

Если в предложении есть подлежащее и сказуемое – предложение является двусоставным . Если только один главный член – односоставным .

III. 2. Разбор сложного предложения.

После определения вида простого или сложного предложения необходимо разобрать второстепенные члены, найти осложняющие конструкции и объяснить постановку знаков препинания.

Примеры синтаксического разбора

Синтаксический разбор предложения: Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе.

  • 1 основа — простое,
  • Основа — солнце (подлежащее) стояло (сказуемое). Второстепенные члены предложения: стояло (где?) на небе (обстоятельство). На небе (каком?) чистом (определение). Стояло (как?) уже довольно высоко (обстоятельство).

Синтаксический разбор предложения: Дождик прошел по садовой дорожке.

  • Повествовательное, невосклицательное,
  • 1 основа — простое,
  • есть оба главных члена — двусоставное,
  • есть второстепенные — распространенное.
  • Основа — дождик прошел.
  • Второстепенные члены: прошел (где или как?) по дорожке (обстоятельство). Дорожке (какой?) садовой (определение).
  • Осложняющих конструкций и знаков препинания нет.

Синтаксический разбор предложения: Меж редеющих верхушек показалась синева.

  • Повествовательное, невосклицательное,
  • 1 основа — простое,
  • есть оба главных члена — двусоставное,
  • есть второстепенные — распространенное.
  • Основа — синева показалась.
  • Второстепенные члены: показалась (где?) меж верхушек (обстоятельство), (каких?) синих (определение).
  • Осложняющих конструкций и знаков препинания нет.

Синтаксический разбор предложения: Старые рукописные книги ценились на вес золота.

  • Повествовательное, невосклицательное,
  • 1 основа — простое,
  • есть оба главных члена — двусоставное,
  • есть второстепенные — распространенное.
  • Основа — книги ценились.
  • Второстепенные члены: ценились (каким образом?) на вес золота (обстоятельство). Книги (какие?) старые рукописные (определение).
  • Осложняющих конструкций и знаков препинания нет.

Синтаксический разбор предложения: Лето было сухое, дожди почти не выпадали.

  • Повествовательное, невосклицательное,
  • 2 основы (лето было сухое и дожди не выпадали), поэтому производим разбор сложного предложения,
  • 1 часть – нераспространенное,
  • 2 часть – распространенное. Второстепенный член – обстоятельство (как?) почти.
  • Бессоюзное.
  • Части разделены запятой.

Синтаксический разбор предложения – обычная школьная задача. Ее еще называют разбором предложения по членам. К сожалению, машинный интеллект пока не может разбирать корректно все предложения. Поэтому в статье:

  • Рассмотрим по пунктам, как его сделать вручную.
  • Сравним онлайн-сервисы, которые все-таки найдены. Заранее скажу, что делают они не то .
  • Можете задать вопрос здесь в комментариях внизу страницы – вам ответят.
Отличные упражнения онлайн на синтаксический разбор!
Шпаргалка с примерами
Шпаргалка без примеров
Много примеров
Сухая справка
Интересный сервис анализа качества текста
Форумы Спросите на форуме https://rus.stackexchange.com ,
http://lingvoforum.net
Спросите прямо на этой странице в внизу в комментариях

Правила синтаксического анализа предложений

  1. Определите вид предложения по цели высказывания:
  2. Определите тип предложения по интонации: восклицательное или невосклицательное.

    Например, следующее предложение хоть и побудительное, но не восклицательное.

    Шла бы ты домой, Настя.

    А следующее восклицательное:

    Настя, срочно или домой!

  3. Простое или сложное

Если предложение простое

  1. Односоставное или двусоставное.
  2. Осложнено ли предложение однородными членами, вводными словами, обращением.
  3. Подчеркните члены предложения и укажите части речи. Определить части речи можно с помощью .

Пример синтаксического разбора простого предложения

Настя и Петя идут домой .

  1. повествовательное
  2. невосклицательное
  3. простое
  4. двусоставное; грамматическая основа – Настя и Петя идут
  5. распространенное
  6. осложнено однородными членами Настя и Петя

Если предложение сложное

  1. Укажите, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.
  2. Укажите средство связи в предложении: сочинительный союз, подчинительный союз или интонация.
  3. На основе предыдущих двух пунктов сделайте вывод о том, какое это предложение: сложносочиненное, сложносочиненное или бессоюзное. Очевидно, что если союза нет, то связь бессоюзная. Если союз сочинительный, то сложносочиненное. А если подчинительный, то сложноподчиненное.
  4. Подчеркните члены предложения и укажите части речи.

Пример синтаксического разбора сложного предложения

Стемнело , и Настя пошла домой .

  1. повествовательное
  2. невосклицательное
  3. сложное
  4. связь союзная
  5. сочинительный союз и
  6. сложносочиненное предложение

Первое простое предложение: Стемнело. Односоставное, грамматическая основа – стемнело . Нераспространенное. Не осложнено.

Второе простое предложение: Настя пошла домой. Двусоставное, грамматическая основа – Настя пошла . Распространенное. Не осложнено.

Сервисы для синтаксического разбора предложения

Школьный Ассистент

Руяз

Та же самая схема синтаксического разбора, в деталях описано построение схемы предложения, а примеров нет. Эта шпаргалка разбора находится .

Язнайка

Та же схема разбора, очень много примеров с подчеркнутыми членами предложения. Особенно много подчеркнуто простых предложений. Находится шпаргалка .

Главсправ

А это сухая справка по синтаксическому разбору без примеров.

ГлавРед

Здесь нет синтаксического разбора предложения по школьной схеме. Но есть проверка текста на качество с анализом синтаксиса. Так что сервис находит и выделяет синим цветом некачественные конструкции, а также предлагает их изменить. Он может выделить неопределенно-личное предложение, причастие, залог, указать на чересчур сложный синтаксис. Примерно так же, как это делает редактор Word, подчеркивая синтаксические ошибки зеленым цветом. Только здесь больше конструкций захвачено, и акцент не на правильности пунктуации, а на самой структуре предложения.

Этот сервис нужен журналистам, редакторам и всем тем, кто следит за качеством письменного текста.

Чтобы воспользоваться сервисом:

  1. Откройте сайт glvrd.ru .
  2. Вставьте текст в пустое поле.
  3. Перейдите на вкладку «Синтаксис».
  4. Некачественные места в тексте будут выделены цветом.
  5. Если на них щелкнуть мышью, справа появится объяснение.

Синтаксический анализ текста в Главреде

С первого класса школьников знакомят с различными видами лингвистического разбора. Начинается все с деления лексем на слоги и звуки. Во втором классе добавляется разбор слова по составу. Предложение - следующая единица, с которой дети должны познакомиться. Поговорим о том, как правильно выполнять синтаксический разбор и с какими трудностями тут можно столкнуться.

Грамматическая основа

Предложение - это синтаксическая единица, состоящая из связанных между собой слов. Оно передает относительно законченную мысль. Разбор предложения по составу предполагает определение ролей, которые выполняют отдельные слова.

  • Подлежащее, которое называет предмет или объект речи. Оно отвечает на вопросы именительного падежа: "Кто? Что?". Чаще всего подлежащим оказывается имя существительное (кот спит) или местоимение (я пошел). При разборе этот член предложения подчеркивается одной линией.
  • Сказуемое, рассказывающее о том, что произошло с подлежащим. Чаще всего к нему задают вопрос: "Что делает?", хотя возможны и другие варианты (Что он? Какой он?). Обычно в роли сказуемого выступает глагол, но бывают исключения (Этот человек - мой отец). Подчеркивают его двумя чертами.

В предложении могут присутствовать оба главных члена либо один из них. Например: "Зима. Светает".

Второстепенные члены

Грамматическая основа - необходимый атрибут любого предложения. А вот второстепенные члены присутствуют не всегда. Прежде чем выполнить разбор предложения по составу, вспомним их.

  • Определение описывает предмет, называя его признаки. К нему задают вопросы: "Какой/ая/ое/ие?" или "Чей?". Чаще всего эту роль выполняют прилагательные или причастия. При разборе определение принято обозначать волнистой чертой.
  • Дополнение конкретизирует информацию о предмете и отвечает на вопросы любых падежей, кроме именительного (чем? о ком? чему?). Часто им оказываются существительные. Подчеркивают дополнение пунктиром.
  • Обстоятельство рассказывает об особенностях действия: его цели, месте, причине, времени и пр. Этот член предложения отвечает на вопросы: "Как? Откуда? Где? Зачем? Когда? Куда? Почему?". Часто выражается существительными, наречием, деепричастием. Выделяется пунктирной чертой с точками.

Трудные случаи

Какие проблемы возникают у учащихся при разборе предложения по составу? Далеко не все могут четко определить роль конкретного слова. Тем более, что к некоторым членам предложения можно задать сразу два вопроса. Например: "жил (где? в чем?) в доме". В таком случае предлагается остановиться на одном варианте.

Проблемы возникают и с определением роли различных оборотов (причастного, деепричастного). В школе принято выделять их как один член предложения. Если в разбираемом высказывании присутствует прямая речь, то она считается отдельным предложением.

Много вопросов связано со служебными частями речи. С одной стороны, они не являются членами предложения. Но могут входить в состав обособленных оборотов (купающийся в речке) или сказуемых (пусть приходят, не видел). Во многих учебниках русского языка детей учат подчеркивать предлоги вместе с существительными, к которым они относятся. А вот вводные слова, обращения никак не выделяются.

Разбор предложения по составу: пример

Посмотрим, как на практике выполняется этот вид разбора. Возьмем простое предложение, которое вы можете прочесть на картинке.

  1. Находим подлежащее. Для этого используем вопрос: "Что?". В предложении говорится о солнце, подчеркиваем это слово. Сверху помечаем часть речи.
  2. Что сделало солнце? Осветило. Мы нашли сказуемое, оно выражено глаголом. Сверху рисуем стрелку, подписываем вопрос.
  3. Теперь выделяем второстепенные члены предложения. Осветило когда? Утром. Значит, перед нами обстоятельство. Подчеркиваем, подписываем часть речи - существительное, проводим стрелку от сказуемого.
  4. Осветило что? Деревню. Мы нашли дополнение, и оно тоже выражено существительным. Помечаем все это в тетради, обозначаем графически.
  5. Деревню какую? Родную. Это имя прилагательное является определением. Подчеркнем его волнистой чертой, подпишем сверху вопрос, а также часть речи.

Разбор по составу сложных предложений

В приведенном выше примере присутствовала одна грамматическая основа. Однако их может быть и несколько. Такие предложения называются сложными. Одно из них перед вами на картинке. Разберем его по членам предложения.

  1. Находим грамматические основы. Что? Листок. Это подлежащее. Что листок делает? Летит. Перед нами сказуемое. Подчеркиваем их, подписываем части речи. Читаем предложение дальше. Что? Холодок. Как видите, в предложении два подлежащих. Что холодок делает? Набегает. Вторая грамматическая основа найдена.
  2. Находим границы простых предложений, нумеруем каждую часть сверху. Можно разграничить их вертикальной чертой.
  3. Выделяем второстепенные члены сначала в одной части предложения, а затем в другой. Обозначаем их графически. Подписываем части речи.

Разбор предложения по составу - задача нелегкая. Порой профессиональные лингвисты не могут прийти к однозначному решению, определяя роль того или иного слова. Однако с практикой он будет даваться вам все легче и легче. Главное - не бояться ошибок и проявлять терпение.